Конформность в психологии: что это такое. Характерные черты конформистов

Конформизм – пассивное принятие норм поведения и правил человеком. Конформисты стремятся ни чем не отличаться от остальных. Они даже думать начинают, как окружающие их люди. Это явление касается всех сфер жизни человека, его одежды, какие цели он начинает преследовать, что выбирает покушать и так далее. Означает явление несамостоятельность, зависимость от других.

Конформизм – явление известное, так как сколько существовали группы людей с определенным укладом жизни, столько и присутствовала зависимость некоторых от этого уклада и самих окружающих людей. Конформисты готовы изменяться, в зависимости от ожиданий людей. Им часто приходится игнорировать свои желания и стремления в пользу других.

Конформный тип личности в психопатии не переходит. Крайняя его точка – это акцентуация характера. То есть эту черту изначально рассматривают с позиции нормы, поэтому и применяются для ее изменения только психотерапевтические методы. Таких людей характеризуют как «плывущие по течению», слепо принимающие новые правила поведения, у них не развита или подавлена критичность к происходящим событиям, им свойственна шаблонность мышления, поведения, банальность, консерватизм, настороженное отношение ко всему новому.

Конформизм у людей приводит к тому, что они начинают думать, как все, делать, как все, выбирать что-то, как все. При этом «все» — это не весь мир с разными привычками и менталитетом. «Все» — это непосредственное окружение человека. Если кто-то сделал ремонт, конформист обязательно будет стараться сделать хоть какой-нибудь ремонт, ведь «все же делают». Но и забегать впереди всех из своего окружения такие люди не любят. Такая серенькая масса движется к каким-то целям вместе. Есть такие люди, которым так вполне комфортно. Но есть также те конформисты, которые хотели бы что-то поменять в своей жизни, но они не умеют этого делать.

Виды явления

Различают:

Это объясняется еще тем, что человек боится не соответствовать. Обычно группа со своими укладами отрицательно реагирует на противостояние ей. Экстраординарные, креативные индивидуальности в ней резко осуждаются. Когда человек не уверен в себе, он боится и всеобщего порицания группы. Именно поэтому он решает безоговорочно подчиниться принятым правилам, пусть даже они ему и не свойственны.

Психологические причины зависимого поведения

Конформизм опасен тем, что попав в плохое окружение, человек перенимает все стратегии поведения, нормы и правила этой микросреды. Не всегда человеку удается сразу приспособиться к новым условиям, но после прошедшей адаптации он полностью подчинен диктаторству поведения этой группы. Такие люди неинициативны, поэтому выбирают, чаще всего, профессию, связанную с четкой регламентацией.

Причины конформизма нужно искать в детстве, когда любая инициатива ребенка подавляется, его изучение окружающего мира сводится к строгим рамкам поведения в домашнем обиходе. Например, хочет малыш рассмотреть, в чем мама постоянно сцеживает макароны. Это ведь интересная штука – с дырочками. А мама вместо того, чтобы показать и объяснить, принимает строгие меры для того, чтобы он ушел из кухни (там горячо, не нужно шуметь, здесь слишком грязно и другие отговорки). Так формируется безынициативность.

Чрезмерная опека на выходе дает конформизм. Ребенок особенно ничем не нагружен, у него нет развития самостоятельности, ответственности. Конформизм в этом случае начинает проявляться только в подростковом возрасте. В этот период ярко может проявиться и нонконформизм.

Важно: Нонконформизм – тотальное несогласие со всей существующей в окружении человека системе. Нонконформисты – это люди, которые негативно относятся ко всему, что им рекомендуют или навязывают, к законам и порядкам. Они не желают быть как все рядом находящиеся.

Есть в этих двух понятиях нечто общее: конформизм и нонконформизм объединены несамостоятельным мышлением. При конформизме человек старается быть как все окружающие, при нонконформизме индивид живет как все окружающие, только наоборот. Эти феномены характеризуются незрелостью личного Я и всех его структур.

Некоторые психиатры, психологи и психотерапевты представляют данное явление, как сложный феномен личности. Это не обычное качество, которое характеризуется проявлением какой-либо эмоции. Причиной его является также стремление человека воплотить в жизнь корыстные цели гипертрофированным способом.

Например, чтобы завоевать благорасположение богатого свекра, невестка будет стремиться поступать в жизни по его правилам. Это принесет ей, возможно, моральную и материальную пользу (корыстный мотив). Это внешний конформизм, который не предполагает внутреннее изменение ценностей, поведения и взглядов людей.

У кого возникает?

В разной степени социальная зависимость проявляется у таких типов личности:

  • зависимый;
  • астенический;
  • истерический.

Проявление в подростковом возрасте

Социальная зависимость является составляющим фактором развития индивида в подростковом возрасте. Любой подросток комфортно себя чувствует в своем окружении, которое он неохотно меняет. Он очень дорожит своими единомышленниками, и зависит от них одновременно. Часто можно встретить ситуацию, когда решающим в действиях ребенка подросткового возраста становится мнение сверстников.

Проблемы зависимости от сверстников в подростковом возрасте

Проблемой и одной из самых интенсивных психотравмирующих ситуаций является изгнание ребенка из таких компаний. Причины для этого могут быть разными. Требуется длительная работа психолога, родительское понимание и защита, поддержка учителя, чтобы ребенок опять пришел в норму.

Психологической проблемой для подростка становится несоответствие его личных качеств с суждениями и тенденциями в поведении членов значимой подростковой группы. Если подросток сильно зависит от мнения своих сверстников, не имеет личной инициативы и мнения, он на опасном пути. Его могут втянуть в разные аферы, правонарушения, компании для распития алкогольных напитков и «игр» с наркоманией.

Если родители видят, что их дети ведомые, не проявляют в группе сверстников никакой инициативы, повторяют за другими подростками действия, развивают такие же интересы – это повод задуматься о будущем ребенка. Не теряя времени, нужно укреплять дружеские отношения с ребенком, учителем, знать некоторых друзей своего подростка. Если такая дружба грозит опасностью, лучше ограничить ребенка от подобных «друзей». Но если переборщить с контролем, начинается реакция эмансипации.

Социальный конформизм

Это распространенное явление. Все люди подвержены проявлению стадного инстинкта. Но при конформизме человек слепо подчиняется установленным нормам.

Многие исследования подтверждают, что противостоять действию толпы сложно. Если социальная группа встает по определенному сигналу, не объясняя, зачем это делать, вскоре и непосвященный человек начнет вставать, только потому, что это делают окружающие.

Социум влияет на нас даже больше, чем мы может себе это представить. Влияние моды, внушение конкретных идей, высокопарные лозунги и реклама – все это игра на сформированном конформизме у человека. Его не нужно путать с уступчивостью. Уступчивость – осознанное и обдуманное решение человека.

Даже если оно принимается под давлением, у личности нет основной цели – принадлежать конкретной социальной группе. При конформизме человек желает повторять все за группой, чтобы быть как все в ней.

Есть много теорий, исследующих, по какой причине происходит развитие социальной зависимости. Подтвержденной и получившей широкое распространение является теория о двух целях. Она гласит, что конформистом становится человек, зависящий от социальной группы в достижении двух целей:

  • составление точного представления о достоверной ситуации вокруг (получение информации);
  • получение одобрения своему поведению от других членов социальной группы (влияние нормативов).

Противостояние несамостоятельности

Чтобы не допустить развитие несамостоятельности, нужно стараться постоянно развиваться в социально-психологической плоскости. Человек должен получать навыки самостоятельного самоопределения, ответственности за себя и свои решения.

Когда личность понимает, что должна что-то делать в обществе из-за того, что ей это дорого и близко, тогда будет развита критичность ума, а не слепое следование толпе.

Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование феномена конформизма (от лат. conformis – подобный, сообразный). Он состоит в наличии конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодолением конфликта в пользу группы.

Различают внешнюю (публичную) конформность и внутреннюю (личную). При внешней конформности мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться. Она представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц. Внутренняя конформность (иногда именно это и называется подлинным конформизмом) выражается в том, что индивид действительно усваивает мнение большинства. Это действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения. При всех различиях обе формы конформности близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны.

В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это - позиция негативизма (нонконформизма). В данном случае, когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, стремясь, во что бы то ни стало, поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. В действительности, как это было показано во многих исследованиях, негативизм не есть подлинная независимость. Напротив, можно сказать, что это есть специфический случай конформности, так сказать, "конформность наизнанку": если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков). Поэтому позицией, противостоящей конформности, является не негативизм, а такие понятия "независимость", "самостоятельность позиции", "устойчивость к групповому давлению" и т.п.


Виды конформизма:

o уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;

o одобрение или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;

o нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.

Уровни конформного поведения:

· подчинение на уровне восприятия – изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы;

· подчинение на уровне оценки – признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным;

· подчинение на уровне действия – осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за не желания вступать с ней в конфликт.
Конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов.

Ситуативные факторы конформности:
1) сложное задание или некомпетентность – чем меньше индивид уверен в своих силах, тем конформней его поведение;
2) количественный состав группы – конформизм выше при количестве членов группы от трех до семи. Увеличение численности группы более семи человек не ведет к увеличению степени конформизма;
3) качественный состав группы (их эрудиция и профессиональная принадлежность и пр.);
4) авторитетность человека, высказывающего противоположное мнение. При этом подчинение авторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенно высокую конформность вызывает институциализированный авторитет – авторитет формального статуса руководителя в данной организации;
5) сплоченность и единодушие группы. При этом, если в группе имеются люди поддерживающие испытуемого, то эффект давления группы снижается;
6) публичность ответов также увеличивает уровень конформизма;
7) работа на совместное вознаграждение повышает конформизм;
8) значимость принадлежности к группе увеличивает степень конформности.

Личностные факторы конформности:
1) возраст: наиболее подвержены конформизму люди в возрасте до 25 лет;
2) пол: у женщин конформизм несколько выше, чем у мужчин, что связано, как с выполняемыми ими социальными ролями в обществе и семье, так и со статусными различиями, стремлениями и потребностями;
3) культура: степень конформности населения в странах европейской и североамериканской культуры ниже, чем в странах азиатской культуры, утверждающей ценности коллективизма;
4) профессия: конформность зависит от необходимости в рамках профессиональной деятельности подчиняться начальству. Так высокий уровень конформности наблюдается у военных, участников оркестра и т. д.;
5) статус индивида: люди с высоким статусом обладают меньшей конформностью, чем люди с низким и средним статусом. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.

Теории конформизма:

· информационная теория Леона Фестингера строиться на том, что не возможно проверить всю поступающую информацию, поэтому приходится полагаться на мнение других людей, когда оно разделяется многими;

· теория нормативного влияния основывается на том, что конформизм связан с желанием индивида обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе.

Характеристики внешнего конформизма

Современные исследователи задаются довольно популярным вопросом: насколько хорош или плох конформизм, и какие способы есть для того, чтобы выявить его? Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, следует акцентировать внимание на двух разновидностях конформизма, которые изучаются современными учеными:

  • Внешний конформизм;
  • Внутренний конформизм.

Внешний конформизм как один из видов конформизма характеризуется исключительно внешним согласием индивида на общие социальные и культурные установки, а также ценности. Иными словами, внешний конформизм принято называть уступчивостью, приспособлением к условиям.

Замечание 1

Согласие с общим мнением группы, его поведением может быть только внешним, показным. Внутри же индивид может осознавать, что установки не совсем соответствуют его мировоззрению, но при этом он продолжает исполнять их, так как опасается, что может быть изгнан из группы.

Мы сами можем быть свидетелями того, как многие люди в обществе ведут себя каким-либо образом лишь потому, что так принято, и так надо вести себя, ведь это поведение относится к нормальному и не выходит за рамки разумного. В любом обществе есть свои нормы морали и поведения, в трудовых коллективах предусмотрены правила ведения бесед между коллегами, дресс-код для поддержания дисциплины в коллективе, а также для отражения его индивидуальных особенностей. Но исследователи подтверждают, что чаще всего такой конформизм вовсе неискренний: это скорее уступчивость, подстройка человека под общественные нормы с целью избежать наказания за неповиновение.

Нередко люди проявляют внешний конформизм потому, что им не хватает компетентности в некоторых вопросах, а также из-за боязни высказать свое мнение, ведь оно может быть осуждено извне, может быть неправильно интерпретировано участниками коллектива. При внешней конформности человек возвращается к своему первоначальному мнению только тогда, когда давление со стороны окружающих снижается или вовсе снимается, но временно.

Внешний конформизм также проявляется в форме подчинения, если человек подстраивается под явный приказ. Опять же, происходит это или потому, что у него недостаточно высок социальный статус, и по этой причине он не может проявить свое собственное влияние, высказать мнение, так как изначально понимает, что оно не будет воспринято. Вторая причина – недостаточные знания в поднимаемом вопросе, из-за чего человек также испытывает сложности в высказывании личной позиции и мнения. Испытывая недостаток опыта, человек предпочитает опираться на мнение большинства, соглашаясь с ним и, соответственно, проявляя конформизм. Не исключено, что в будущем, получив больше знаний по данному вопросу, он будет совершенно иначе смотреть на поставленную проблему, но в условиях современности внешний конформизм – единственный вариант из возможных.

Примеры внешнего конформизма

Сегодня существует множество примеров конформизма, который человек проявляет исключительно в своем внешнем поведении, но при этом внутренне он осознает, что установки и правила не совсем соответствуют его мировоззрению и желания в целом. Например, один из примеров конформизма – соблюдение дресс-кода в какой-либо организации (образовательной, социальной, трудовой, неформальном объединении). Человек, имея свое видение, стиль подачи самого себя, манеры поведения, вынужден принимать тот стиль одежды и поведения, которые требуются в конкретном социуме. Это приводит к тому, что люди становятся одинаковыми, не могут проявить свою индивидуальность через внешний облик, так как это противоречит требованиям группы.

Нередко конформность проявляют маленькие дети. Так, было проведено множество экспериментов с участием детей, которых просили определить, какие фигуры изображены, или какой вкус имеет каша. Дети, которые проявляли конформность, заметно подстраивались под мнение большей части членов группы. если большинство говорили о том, что каша соленая, но ребенок при этом четко понимал, что каша имеет сладкий вкус, то он все равно говорил, что каша солена. Это происходило из-за того, что он не хотел отличаться от общей массы участников группы, поэтому демонстрировал внешний конформизм. Внутри себя дети понимали, что каша на самом деле сладкая, но не высказывали этого, следуя за большинством.

Замечание 2

Как мы видим, конформность возникает тогда, когда человек не уверен в своем собственном мнении и силах доказать его. Поэтому, ему гораздо проще подстроиться под мнение окружающих, так как, в противном случае, он может подвергнуться критике, быть высмеянным, что еще сильнее повлияет на его самооценку (преимущественно, влияние произойдет в негативном ключе).

Чтобы конформность не разрушила жизнь человека, ему важно самому осознавать, что его мнение также может быть поддержано большинством. Если причина кроется в недостатке знаний, то это послужит мотивацией к последующему развитию личности, и не должно отпугивать ее от этих процессов.

Ежедневно мы сталкиваемся с проявлениями конформности, и сами часто становимся конформистами. Это касается многих областей нашей жизни: и экономической (влияние рекламы, выбор большинства, что побуждает пользоваться нас теми или иными товарами и услугами, которые востребованы у большей части группы), политической (выборы политических партий и лидеров, принятие решений зачастую происходит под влиянием большой массы людей, которая говорит, как «правильно», а как «неправильно», как «нужно» поступать, а как делать не следует, дабы избежать негативных последствий). Мы также поддаемся влиянию со стороны социальных сетей, рекламы, своих знакомых, которые могут быть единодушны в отношении какого-либо вопроса. Поэтому мы задаемся мыслью о том, что если выбор большинства падает на тот или иной продукт и услугу, то почему мы должны выбирать что-то другое? В этом и заключается смысл конформизма в современном обществе.

Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы.

Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.

Виды конформизма:

1) уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;

2) одобрение или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;

3) нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.

Изучением конформизма занимались М. Шериф и С. Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные уровни конформизма.

Уровни конформного поведения:

1) подчинение на уровне восприятия – изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы;

2) подчинение на уровне оценки – признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным;

3) подчинение на уровне действия – осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за не желания вступать с ней в конфликт.

Конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов.

Ситуативные факторы конформности:

1) сложное задание или некомпетентность – чем меньше индивид уверен в своих силах, тем конформней его поведение;

2) количественный состав группы – конформизм выше при количестве членов группы от трех до семи. Увеличение численности группы более семи человек не ведет к увеличению степени конформизма;

3) качественный состав группы (их эрудиция и профессиональная принадлежность и пр.);

4) авторитетность человека, высказывающего противоположное мнение. При этом подчинение авторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенно высокую конформность вызывает институциализированный авторитет – авторитет формального статуса руководителя в данной организации;

5) сплоченность и единодушие группы. При этом, если в группе имеются люди поддерживающие испытуемого, то эффект давления группы снижается;

6) публичность ответов также увеличивает уровень конформизма;

7) работа на совместное вознаграждение повышает конформизм;

8) значимость принадлежности к группе увеличивает степень конформности.

Личностные факторы конформности:

1) возраст: наиболее подвержены конформизму люди в возрасте до 25 лет;

2) пол: у женщин конформизм несколько выше, чем у мужчин, что связано, как с выполняемыми ими социальными ролями в обществе и семье, так и со статусными различиями, стремлениями и потребностями;

3) культура: степень конформности населения в странах европейской и североамериканской культуры ниже, чем в странах азиатской культуры, утверждающей ценности коллективизма;

4) профессия: конформность зависит от необходимости в рамках профессиональной деятельности подчиняться начальству. Так высокий уровень конформности наблюдается у военных, участников оркестра и т. д.;

5) статус индивида: люди с высоким статусом обладают меньшей конформностью, чем люди с низким и средним статусом. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.

Теории конформизма:

1) информационная теория Леона Фестингера строиться на том, что не возможно проверить всю поступающую информацию, поэтому приходится полагаться на мнение других людей, когда оно разделяется многими;

2) теория нормативного влияния основывается на том, что конформизм связан с желанием индивида обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе.

83. Исследования конформизма в зарубежной и отечественной социальной психологии

Вопрос 84 … лидерство

Понятие «лидер» и «лидерство»

Лидерство – доминирование одних членов группы над другими.

Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. В отличие от лидера руководитель – это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).

Признаки лидеров:

1) высоко активен и инициативен при решении группой основных задач;

2) способен оказывать влияние на других членов группы;

3) хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;

4) поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

5) обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы;

6) способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций.

Функции лидера:

1) организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах;

2) выработка и поддержание групповых норм;

3) представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;

4) принятие ответственности за результаты групповой деятельности;

5) установление и поддержание микроклимата группы.

Виды лидерства по М. Веберу :

1) традиционное лидерство – основано на традициях, обычаях, вере, характерно для традиционных обществ (восточной деспотии, монархии). Лидером становится тот, кто принадлежит к элите, узкой группе людей;

2) легально-рациональный (бюрократический) – основан на разумности существующих порядков в обществе. Лидером становится тот, кто обладает определенным уровнем знаний, компетентности, подготовленности, характерен для индустриальных стран;

3) харизматическое лидерство – основан на божественности, сверхъестественности, необычности, появляются на переломных этапах истории.

Типы лидерства по реальной управленческой практике:

1) лидер – организатор – воспринимает нужды коллектива как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо, не станет предлагать пустое дело, умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше;

2) лидер – творец – обладает способностью видеть новое, чем и привлекает людей. Берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Действует не командными методами, а приглашает к обсуждению. Ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает людей;

3) лидер – борец – обладает сильной волей, уверен в своих силах, первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Часто действует на свой страх и риск, т. к. ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть;

4) лидер – дипломат – опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. Хорошо информирован обо всех сплетнях и пересудах, поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов;

5) лидер – утешитель – всегда готов поддержать в трудную минуту, уважает людей, относится к ним доброжелательно, вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

Выделяют также лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).

По стабильности выделяют ситуационного и постоянного лидера.

Теории лидерства

Теория черт основывается на идее Ф. Гальтона о наследственной природе лидерства. Лидером согласно этой теории не становятся, а рождаются. Для того, чтобы стать лидером необходимо обладать определенным набором личностных качеств или совокупностью психологических черт, таких как ум, энергия, воля, храбрость, инициативность, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, уверенность в себе, общительность и т. д. Однако, эта теория не получила распространения, так как не было ни одной черты лидера, с которой согласились бы все исследователи.

Ситуационные теории лидерства рассматривают лидера как результат встречи субъекта, места, времени и обстоятельств. Чтобы стать политическим лидером, согласно данным теориям необходимы определенные психологические и профессиональные качества, которые актуализируются ситуацией. Подчеркивается относительность черт, присущих лидеру в зависимости от ситуации, которой отдается главенствующая роль.

Модифицированная ситуационная теория лидерства Э.Хартли строится на ряде предположений:

1) если человек стал лидером в одной ситуации, то, возможно, он может им стать и в другой;

2) лидеры в одной ситуации часто рассматриваются группой как лидеры и в других ситуациях;

3) приобретенный лидером в одной ситуации авторитет способствует избранию его лидером и в другой ситуации;

4) лидером чаще становится человека, мотивированный к этому.

Ситуативно-личностная теория Г. Герта и С. Милза , выделивших пять факторов, которые необходимых учитывать при рассмотрении феномена лидерства:

1) черты лидера как человека;

2) мотивы лидера;

3) образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей и побуждающие их следовать за ним;

4) личностные характеристики лидера как социальной роли;

5) официальные и легитимные параметры, в рамках которых действует лидер и его последователи.

Теория последователей рассматривает лидеров как выразителей настроений, интересов, потребностей тех или иных социальных групп. Лидеру отводится пассивная роль, он представляет собой лишь инструмент социальной группы, которая выбирает себе того лидера, который ее удовлетворит. То, кто будет лидером, зависит не от конкретного индивида и его свойств, а от качества его ведомых последователей.

Модель эффективности лидерства Ф. Фидлера основана на интеграции влияния лидера, его личностных свойств и ситуативных переменных, в частности, отношений между лидером и последователями. В рамках этой теории выделяются два стиля лидерства:

1) инструментальное лидерство, ориентированное на задачу. Лидер более эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него;

2) эмоциональное лидерство, ориентированное на межличностные отношения. Лидер более эффективен в ситуациях либо умеренно благоприятных, либо умеренно неблагоприятных.

Теория гуманистического направления основывается на том, что лидер должен так преобразовать организацию, чтобы индивиду была обеспечена свобода для осуществления собственных целей и потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление целей и потребностей организации.

Мотивационная теория утверждает, что эффективность лидера зависит от его умения воздействовать на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое в процессе работы.

Психоаналитические теории лидерства решающее значение в поведении личности отдают подсознательным процессам, прежде всего, инстинктивным стремлениям, которые связываются с подавленными сексуальными влечениями, перерождающимися на основе механизмов сублимации и компенсации в мотив власти.

Традиционным вопросом лидерства и руководства является вопрос о стилях лидерства (руководства). К. Левин в 1930-е гг. ХХ в. выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический).

По мнению Е. В. Андриенко, стиль лидерства – это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы (подчиненных или ведомых).

Авторитарный стиль предполагает жесткие способы управления, пресечение инициативы членов группы, отсутствие группового обсуждения принимаемых решений, руководитель сам принимает решения, контролирует и координирует работу членов группы. Качество решений зависит от информации, которой обладает руководитель, от способности правильно ее интерпретировать. Этот стиль способствует росту иерархических ступеней, формализации отношений; предполагает четкое планирование работы, оперативное принятие решений в экстремальных ситуациях, выполнению работы в отведенные сроки.

Демократический стиль – коллегиальное обсуждение проблем, поощрение руководителем инициативы подчиненных, активный обмен информацией между руководством и подчиненными. Руководитель имеет больше информации о групповых процессах, что делает ситуации более адекватными, при этом процесс принятия решения может затягиваться. Стиль способствует благоприятному психологическому климату в группе, среди членов группы наблюдается более высокая степень удовлетворенности своим трудом.

Попустительский стиль проявляется в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, передача функций управления членам группы. Группа существует самостоятельно, социальная дистанция между членами группы сокращается, увеличивается фамильярность. При этом может снизиться интерес к делу и привести к недостижению цели. Тем не менее стиль может способствовать росту ответственности и самостоятельности рядовых членов группы.

Каждый стиль имеет свои достоинства и недостатки; один может быть уместен в одних обстоятельствах, другой – в других. Вероятно, что наиболее успешные лидеры и руководители ориентируются на все три стиля.

Представленная схема не охватывает всех сторон проявления стиля лидерства. В экспериментальных исследованиях выделят такие типы: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер-умелец, лидер эмоционального притяжения.

Часто в экспериментальных исследованиях стиль лидера смешивается со стилем руководства. Это не всегда может быть оправдано, так как функции лидера и руководителя, характер их деятельности не однозначны.

85. Лидерство и его разновидности

Лидерство - это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета. Люди, обладающие такой способностью, злоупотребляют ею во имя личных интересов .

Самое короткое определение лидерства принадлежит Т.Гэмбл и М.Гэмбл: «Лидерство – это способность влиять на других».

Общее лидерство в группе складывается из следующих компонентов: эмоционального, делового и информационного. По содержанию лидерской деятельности в социальных группах обычно выделяют тип типа лидеров (иногда их называют ролями лидера):

1. Деловое лидерство характерно для формальных групп, решающих производственные задачи. В его основе такие качества как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, наибольший опыт в данной области деятельности. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на руководство. С «деловым» лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела.

2. Эмоциональное лидерство возникает в неформальных социальных группах на основе человеческих симпатий, притягательности лидера как участника межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает доброту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта. Эмоциональный лидер (сердце группы) - это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку».

3. К «информационному» лидеру («мозг группы») все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко. Чаще всего, однако, встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового, информационного и делового.

Ситуативное лидерство по природе может быть деловым и эмоциональным. Его отличительная черта - неустойчивость, временная ограниченность, связь с определенной ситуацией. Ситуативный лидер может быть лидером в одних ситуациях и не может быть им в других. Л.И. Уманс-кий выделяет 6 типов лидеров по исполняемым ролям: 1) организатор (функция групповой интеграции); 2) инициатор (выдвижение идей и решение новых проблем); 3) генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); 4) эталон (образец, идеал, «звезда»); 5) мастер (специалист в каком-то виде деятельности); 6) эрудит (отличается обширными знаниями).

Лидерство различают по силе влияния на членов группы: «беспрекословный лидер» - указания исполняются даже тогда, когда расходятся с интересами членов группы; «небеспрекословный» - подчинение возможно до тех пор, пока не возникает противоречие между собственными интересами и потребностями членов группы.

В зависимости от направленности влияния (скорее - по результату лидерства для организации) лидерство можно рассматривать как конструктивное-деструктивное и нейтральное. Первое (функциональное) способствует осуществлению целей организации. Второе (дисфункциональное) формируется на базе стремлений, наносящих ущерб организации (лидерство в сформировавшейся на производстве группе воров или взяточников). Третье не влияет непосредственно на эффективность производственной деятельности (лидерство среди работающих в одной организации садоводов-любителей). В реальной жизни границы между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.

88. Предмет и структура прикладной социальной психологии

89. Специфика прикладного социально-психологического исследования

90.Основные сферы деятельности практического социального психолога.

Конформизм (социальный конформизм, конформность) – это изменение человеком норм, установок, восприятий, мнения и поведения в соответствии с теми, которые приняты или господствуют в данной группе или обществе. В свою очередь, нормы – это неявные конкретные правила, разделяемые группой лиц, которые определяют их взаимодействие с другими.

Тенденция к конформизму происходит как в небольших группах, так и в обществе в целом и может быть результатом как бессознательного влияния, так и откровенного группового давления. Но, что любопытно, человек может склоняться к конформизму, даже если он находится наедине с собой. Например, люди следуют социальным нормам, когда смотрят телевизор.

Несмотря на то, что зачастую конформизм рассматривается как негативное явление, он несет и положительные моменты. К примеру, позволяет «считывать» соответствующее поведение в обществе и налаживать эффективное взаимодействие. Он также влияет на формирование и поддержание социальных норм и помогает обществу функционировать плавно и предсказуемо посредством исключения поведения, которое рассматривается как противоречащее написанным правилам.

Разумеется, все это не значит, что вы не должны иметь своего мнения или уникального взгляда на мир. Это лишь значит, что любое общество (будь то африканское племя или офис Google) имеет свои неписанные правила, которых желательно придерживаться.

Виды конформизма

Существует несколько классификаций конформизма.

Конформизм может быть рациональным и иррациональным:

  • Рациональный предполагает поведение, при котором человек руководствуется определёнными рассуждениями и суждениями.
  • Иррациональный конформизм (стадное поведение) – это такое поведение, которое человек проявляет, находясь под воздействием инстинктивных, интуитивных и бессознательных процессов в результате влияния чужого поведения.

Традиционным же считается разделение на внутренний и внешний конформизм:

  • Внутренний связан с реальным пересмотром человеком своих взглядов и позиций, что очень похоже на самоцензуру.
  • Внешний означает принятие норм и поведения, существующих в обществе, но при этом внутреннего принятия мнения не происходит. Однако именно этот конформизм и считается каноническим, так как это внешнее изменение.

Гарвардский психолог Герберт Кельман определил три основных типа конформизма:

  • Подчинение – это общественный конформизм, хотя при этом человек может иметь собственные убеждения. К такому поведению он склоняется из-за страха быть отвергнутым или желания утвердиться в обществе.
  • Идентификация – это стремление быть похожим на кого-то важного или популярного, например, знаменитость или любимого дядю. Идентификация – это более глубокий тип конформизма, чем подчинение, потому что происходит на внешнем и внутреннем уровне.
  • Интернализация возникает, когда человек принимает убеждения или поведение, причем демонстрирует его публично и конфиденциально, если «источник» (ролевая модель) заслуживает доверия. Это самый сильный тип конформизма.

Примеры конформизма

Человек, не живущий в пещере, на протяжении рабочего дня сталкивается с проявлением конформизма постоянно: в офисе, по дороге на работу, в супермаркете, семье. Поэтому наивно полагать, что именно вы не поддаетесь данной модели поведения. Речь, скорее, идет о том, чтобы, принимая правила и нормы, оставаться цельной и гармоничной личностью.

Вот типичные примеры конформизма.

  • Подросток одевается в определенном стиле, потому что хочет вписаться к остальным в свою социальную группу.
  • 20-летняя студентка выпивает на вечеринке, потому что все ее друзья делают это, и она не хочет выглядеть странно.
  • Женщина читает книгу, чтобы обсудить ее в книжном клубе. Она ей понравилась. Позже, в книжном клубе все критикуют роман, и она в итоге соглашается с их мнением (либо только внешне, либо еще и внутренне, то есть действительно начинает думать, что книга плохая).
  • Когда все в классе решают, куда поехать на майские праздники, часть класса настойчиво предлагает один вариант, а остальные соглашаются, чтобы не возник конфликт (при этом их большинство).
  • Люди прошлого договаривались, что какой-то металл стоит огромных денег: из-за его редкости, свойств, цвета и прочих характеристик.

Почему люди склоняются к конформизму?

Мортон Дейч и Гарольд Жерар в 1955 году выдвинули теорию о том, почему люди становятся конформистами: так появились нормативная и информационная гипотезы.

Информационное социальное влияние возникает, когда человек обращается к членам своей группы, чтобы получить точную информацию о реальности. Глядя на других людей, вы можете облегчить свой выбор, но, к сожалению, люди не всегда правы.

Согласно информационной гипотезе причины возникновения конформизма:

  • Обычно это происходит в том случае, если человек испытывает недостаток в знаниях и наблюдает за группой, чтобы получить руководство к действию и правильно приспособиться.
  • Этот тип соответствия обычно включает интернализацию – когда человек принимает взгляды групп и адаптирует их как для отдельного человека.
  • Когда человек находится в двусмысленной (то есть неясной) ситуации и социально сравнивает свое поведение с группой (эксперимент Шерифа).

Музафер Шериф (1936) хотел узнать, сколько людей изменит свое мнение, чтобы привести его в соответствие с мнением группы. В его эксперименте участники были помещены в темную комнату и их просили взглянуть на небольшую точку света на расстоянии 15 футов. Затем их попросили оценить, на сколько футов эта точка сдвинулась. Трюк заключался в отсутствии движения, все было вызвано визуальной иллюзией, известной как автокинетический эффект. В первый день члены группы давали разные оценки, но на четвертый день она полностью совпадала у всех. Шериф предположил, что этот эксперимент является симуляцией конформизма.

Нормативное социальное влияние возникает, когда кто-то стремится быть принятым и оцененным остальной группой. Эта необходимость социального одобрения и принятия является частью наших потребностей.

Нормативное влияние состоит из трех компонентов:

  • Число людей: этот компонент имеет удивительный эффект – по мере увеличения количества каждый человек имеет все меньшее влияние.
  • Сила группы. Это то, насколько важна группа для человека. Те группы, которые мы ценим, имеют большее социальное влияние.
  • Непосредственность. Это то, насколько близко группа находится во времени и пространстве.

Согласно нормативной гипотезе основные причины этому таковы:

  • Боязнь быть отвергнутым.
  • Этот тип конформизма обычно подразумевает податливость: когда лицо публично принимает взгляды группы, но частным образом отвергает их.
  • Уступка групповому давлению по той причине, что человек хочет вписаться в группу (эксперимент Аша).

Соломон Э. Аш (1951) показал группе людей, участвующих в эксперименте, одну эталонную линию, а затем три других и попросил сказать, какая из них больше соответствует эталонной. 12 из 18 человек давали неправильный ответ, наблюдая друг за другом (хотя ответ был достаточно очевиден).

В результате других своих эспериментов Аш выяснил, что примерно 74% людей свойственен конформизм.

Социальные ответы и нонконформизм

После того, как человек сталкивается с групповым давлением, он может реагировать совершенно по-разному.

Когда человек оказывается в положении, когда он публично соглашается с решением группы, но в частном порядке не согласен с этим, возникает молчаливое согласие . В свою очередь, преобразование , иначе известное как частное принятие , предполагает как публичное, так и частное согласие с решением группы. В этом случае человек на самом деле меняет свое мнение.

Другой тип социального ответа, который не предполагает конформизма, называется конвергенцией . Здесь член группы изначально не согласен с мнением группы и не меняет своей точки зрения.

Такое поведение также называют нонконформистским. Нонконформизм – это стремление придерживаться и отстаивать нормы, мнения, восприятие и поведение, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе. Считается противоположностью конформизма, но все не так просто.

Нонконформизм может проявляться в форме:

  • Независимости (инакомыслии) – нежелании прогибаться под групповое давление. Таким образом, человек остается верным своим личным стандартам вместо того, чтобы принимать групповые. Это именно то понятие нонконформизма, которое знакомо большинству.
  • Антиконформности – принятии мнений, которые противоположны тем, что поддерживаются в группе. Такой человек мотивирован необходимостью восстать против статуса-кво, он «против, потому что против». Он не будет читать «Гарри Поттера» или идти на фильм «Аватар», потому что так делает большинство, то есть просто из принципа. Либо же делать все это, но не признаваться, чтобы не потерять своего статуса нонконформиста в глазах окружающих.

В разных ситуациях одни и те же люди склонны проявлять разные социальные ответы, начиная от молчаливого согласия, заканчивая антиконформностью. Впрочем, если люди, которые придерживаются одной манеры поведения в группах.

В нашем обществе огромное количество людей считает себя нонконформистами, занимаясь самообманом, а также считая, что конформизм – это обязательно плохо. Возможно, вы уже поняли, что даже в этом деле легко удариться в крайности и протестовать просто потому, что большинство согласно. Используйте и будьте готовы принимать решения на основе фактов, а не того, много или мало людей имеет ту или иную точку зрения. Желаем вам удачи!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!