Конспект на тему космос в старшей группе. Конспект нод по фцкм «космическое путешествие» в старшей группе

МБДОУ детский сад №156

Конспект занятия
По познавательному развитию
В старшей группе на тему:
«Покорение космоса»

Выполнила:
Кузнецова Ольга Юрьевна
Воспитатель старшей группы
город Тверь

2016 год
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Покорение космоса».
Кузнецова Ольга Юрьевна Воспитатель МБДОУ детский сад № 156. Первая квалификационная категория.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция с другими областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Программное содержание:
Расширить представление детей старшего дошкольного возраста о космических полетах.
Познакомить их с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики,- К.Э. Циолковским, С.П. Королевым.
Закрепить знания детей 6-го года жизни о том, что первым космонавтом Земли был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин.
Подвести детей старшего дошкольного возраста к пониманию того, что летчиком-космонавтом может быть только здоровый, тренированный, образованный, настойчивый и бесстрашный человек.
Воспитывать у детей интерес к космонавтике, чувство патриотизма и гражданственности через гордость за свою великую страну- Россию.
Структура:
Организационный момент: 0,5 минут.
часть: 4,5 минуты.
часть: 1 минута.
часть: 10 минут.
часть: 2 минуты.
часть: 5 минут.
Игровая мотивация (организационный момент): Отгадывание загадки о теме занятия.
часть: вступительное слово воспитателя о первых покорителях космоса;
часть: исполнение отрывка из песни А.Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был?» /запись/;
часть: рассказ воспитателя о первом космонавте Земли Ю.А. Гагарине с чтением отрывка из рассказа В.Бороздина «Первый в космосе»;
часть: физкультурная минутка «Мы летим в космос»;
часть: создание коллективной работы «Далекий космос» аппликация.
Итог: Покорение космоса продолжается- создание альбома «О космосе».
Общее время: 23 минуты.
Резервное время: 1-2 минуты.
Контроль за усвоением детьми программного содержания:
часть: правильные ответы детей на вопросы воспитателя;
часть: внимательное прослушивание отрывка из песни А. Пахмутовой о первом космонавте Земли, гражданине России - «Знаете, каким он парнем был?»;
часть: усвоение детьми материала познавательной беседы о Ю.А. Гагарине;
часть: точное и быстрое выполнение детьми команд воспитателя;
часть: создание красивой аппликационной картины «Далекий космос» для познавательной зоны старшей группы.
Организация детей:
часть: сбор детей в познавательной зоне (+ книжный уголок);
часть: свободная посадка на ковре;
часть: посадка на стульчики перед одним большим столом;
часть: свободное перемещение детей на ковре;
часть: посадка на стульчики за одним большим столом.
Оборудование: доска с магнитами, музыкальный центр, диск с записями песен и мелодий.
Демонстрационный материал: фотографии российских ученых- К.Э. Циолковского и С.П. Королева, первого космонавта Земли - Ю.А. Гагарина, собак, побывавших первыми в космосе - Белки и Стрелки, различных иллюстраций о космосе.
Раздаточный материал: заготовки звезд, планет, ракеты и ее частей, изображение космонавта.
Предварительная работа: чтение детской художественной литературы о покорителях космоса (В. Гагарин «Грустная история Найденыша», Ю. Гагарин «Шла война», В. Терешкова «Старт корабля «Восток-6», А. Леонов «Шаги над планетой», Ю. Яковлев «Трое в космосе» и др.); рассматривание иллюстраций в книгах, картинок, репродукций с картин советских и российских художников о покорителях космоса, о далеком космосе; организация и проведение сюжетно-ролевых игр «Космодром», «Юные исследователи космоса»; конструирование «Готовим ракету к полету»; оригами «Космонавт»; оформление выставки детских работ «12 апреля - День российской космонавтики»; организация выставки книг, пособий, альбомов и др. о космосе и космонавтах.

1 часть. Воспитатель: «Ребята! Человек с давних пор стремился в небо, он хотел летать высоко-высоко, как птицы, даже еще выше птиц...Но у него не было крыльев и тогда он стал изобретать летательные приборы. Какие?»
-Ответы детей (воздушные шары, дирижабли, аэропланы, аэростаты, вертолеты, самолеты и...шары-спутники, ракеты).
Догадайтесь, о каком летательном аппарате говорится в этой загадке:

Чудо-птица, алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную... (ракету).

Кто же в России придумал первую ракету?
- Наш русский ученый и изобретатель из маленького городка Калуга Константин Эдуардович Циолковский. (Воспитатель показывает портрет ученого).
Он долгими вечерами наблюдал за звездами в телескоп, проводил расчеты, делал чертежи и... придумал ракету, но не успел ее сделать.
И только через много-много лет другой ученый-конструктор - Сергей Павлович Королев (воспитатель показывает портрет ученого) вместе со своими помощниками смог сконструировать и изготовить сначала первый космический спутник, в котором вокруг Земли летали собаки- Белка и Стрелка, а потом ракету, на которой 12 апреля 1961 года в космос впервые полетел человек.
Словесные:
-вступительное
слово педагога;
-вопросы-ответы;
-загадывание
загадки;
-краткий рассказ об ученых- изобретателях и первых полетах в космос.

2 часть. Воспитатель: «Кто же был первым космонавтом Земли?»- Ответы детей.
-Это был Юрий Алексеевич Гагарин, гражданин России. (Воспитатель показывает портрет Ю.А. Гагарина. Звучит отрывок из песни А. Пахмутовой «Знаете каким он парнем был?»).

Словесные:
-вопрос-ответ. Наглядные:
-портрет, илл.

3 часть. Воспитатель: «Юрий Гагарин открыл людям дорогу в космос благодаря своему труду, упорству, летному мастерству. До 1960 года он служил военным летчиком в частях истребительной авиации Северного флота, затем был принят в отряд космонавтов, а через год стал его командиром.
День 12 апреля - стал всенародным праздником в честь летчиков- космонавтов, конструкторов, инженеров, служащих и рабочих, которые создают ракеты, космические корабли, искусственные спутники Земли.»

В космической ракете Поет об этом песни
С названием «Восток» Весенняя капель:
Он первым на планете Навеки будут вместе
Подняться к звездам смог. Гагарин и апрель. /В.Степанов/.

Что чувствовал Ю.А. Гагарин во время своего первого в мире космического полета, что он пережил, мы узнаем из рассказа Виктора Бороздина «Первый в космосе». Послушайте внимательно. (см. в Приложении).
Словесные:
-краткий рассказ воспитателя;
-чтение отрывка из стихотворения о Ю.А. Гагарине;

Чтение рассказа; -вопросы-ответы.

4 часть. Воспитатель: «Ребята! Как вы думаете, каким должен быть космонавт?»
- Ответы детей. Воспитатель суммирует: «Прежде всего, у космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть сильным, выносливым, мужественным, смелым, т.к. во время космического полета человек испытывает огромные физические и психические перегрузки. А если сбой системы или какие-то поломки на корабле... Космонавт должен быть ко всему готовым. Хотите проверить на выносливость себя, как будущих летчиков и космонавтов?» - Да, хотим.
Тогда займите и.п. на ковре для проведения физкультминутки

«Мы летим в космос».

Разомнем мы ручки, ножки
И побегаем немножко.
Полетим мы в темный космос
К самым дальним, дальним звездам.
(Дети выполняют под музыку и слова педагога).

Словесные:
-вопросы-ответы;
-суммирование
(подведение
итогов дискуссии);
-предложение.

5 часть. Воспитатель: «Ребята, присаживайтесь, пожалуйста, за столы. Сегодня мы с вами должны закончить большую картину «Далекий космос». Она украсит нашу познавательную зону и весь месяц апрель пройдет под девизом: «Вперед! Снова к звездам!».
(Дети, под тихую музыку, выполняют коллективную аппликационную работу под общим названием «Далекий космос»).

Практические:
-изготовление отдельных частей для коллективной работы.

ИТОГ: Дети вместе с воспитателем радуются красивой картине. В конце занятия воспитатель говорит: «После Юрия Гагарина в космосе побывало уже 440 человек. Мы многих космонавтов помним. Это и Алексей Леонов, первый космонавт, который вышел в открытый космос, это и женщины космонавты Валентина Терешкова и Светлана Савицкая (показ портретов) и многие другие.»

В ряду десятилетий каждый год Но помним:
Мы метим новыми К звездам начался поход:
Космическими вехами. С гагаринского
Русского «Поехали!» А может быть кто-то и из вас, когда вырастет, тоже захочет стать летчиком, космонавтом или конструктором, будет сам летать, изобретать новые летательные аппараты, на которых люди смогут открыть новые планеты.
Задание: собираем наглядный материал для альбома «О космосе».
Словесные:
-подведение итогов познавательной беседы;
-предложение
на будущее;
-«дача» задания.

ЛИТЕРАТУРА:
1.Е.А. Паникова, В.В. Инкина. Беседы о космосе. /Методическое пособие/.
М., ТЦ «Сфера», 2012.
2.О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. Неизведанное рядом.
/Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/. М., ТЦ. «Сфера», 2001.
3.Наша Родина. /Пособие для воспитателей детского сада/.
Составители: Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. М., Просвещение, 1994.
4.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»
под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Автор-составитель Н.В. Лободина. Старшая группа.
Волгоград, изд-во «Учитель», 2013.
5.Ю.М. Нагибин. Рассказы о Гагарине, /сборник рассказов/.
М., изд-во «Детская литература», 1979.

ПРИЛОЖЕНИЕ.
Виктор Бороздин.
Первый в космосе.
Ракета неслась все дальше и дальше от Земли. Юрий Гагарин полулежал в кресле, не в силах даже пошевелиться. Чем быстрее мчалась ракета, тем сильнее прижимало к креслу.
Тело стало вдруг невероятно тяжелым. Руки, ноги, каждый палец стали не своими, словно отлитыми из чугуна. Прошла всего минута полета, а Гагарину казалось, что он летит целый час. Грудь сдавило, дышать стало трудно.
А с Земли по радио уже спрашивали: «Как себя чувствуешь?» Надо ответить, но сказать хоть одно слово тоже не просто. Трудно даже открыть рот. И все же Гагарин нашел в себе силы: ведь недаром перед полетом он столько тренировался.
- У меня все в порядке, все в порядке,- передал он,- лечу нормально. Чувствую себя хорошо.
Ракета дрожала. Она словно изо всех сил спешила взлететь на ту высоту, которую ей указали ученые.
И вдруг стало тихо - это перестал работать двигатель. Но корабль мчался с огромной скоростью. Кабину больше не трясло, и к креслу прижимало все меньше. Неожиданно Юрий почувствовал, что его приподняло над креслом, и тело его ничего не весит. Он поднял руку - она так и осталась приподнятой, поднял ногу - она не опускалась.
Захотел Гагарин записать в журнал свои наблюдения, посмотрел, а карандаша на месте нет: он плывет по кабине. Подбросил журнал, и тот повис в воздухе.
Ни есть, ни пить Гагарину еще не хотелось, но надо было попробовать, ведь еда в космосе тоже ничего не весит, и, как знать, сможет ли он ее проглотить? А что, если в горле застрянет? На Земле пробовал есть вниз головой, стоя на руках. Получалось. Ну а тут?
Пища у Гагарина была специальная, «космическая». Из тюбика, в каких обычно бывает зубная паста, он выдавил прямо в рот мясное пюре. Проглотил. Тогда из другого тюбика выдавил фруктовый джем, а потом смородиновый сок. Все проглотил.
Вот только тогда, когда он пил сок, нечаянно пролил несколько капель, и они черными ягодками поплыли по воздуху...

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности:

«Покорение космоса»

в старшей

Подготовил: воспитатель Степанова Г.Ф.

Виды детской деятельности:

игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-ис-следовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Ц е л и: познакомить детей с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики; воспитывать чувство патриотизма и гражданственности;

Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать от-ношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10 .

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

Продолжать формировать умение видеть в окружающих предме-тах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

П л а н и р у е м ы е рез у л ь т а ты:

уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения;

М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е:

Презентация «Он первым на планете подняться к звездам смог»

книги о космосе, портреты космонавтов

Картинка с изображением космичес-кого пространства и космического корабля, мяч, карточки с изобра-жением предметов разной формы (по количеству детей), силуэтное изображение ракеты, состоящей из геометрических фигур, соответ-ствующих эмблемам детей, шнуры, физкультурные палки.

Ра з даточный материа л.

Геометрические фигуры-эмблемы (по количеству детей), наборы плоских геометрических фигур, листы бу-маги, круги.

Музыкальное сопровождение

Вводное слово воспитателя.

Отгадайте загадку:

Чудо - птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд.

(Ракета . )

Сегодня мы с вами совершим путешествие на космической ракете и постараемся узнать, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.

Рассказ воспитателя о покорении космоса.

(сопровождается показом презентации)

Пройдут годы, десятилетия, века, но этот день 12 апреля люди будут помнить всегда. именно с этого дня - 12 апреля 1961 года - человек начал освоение космоса. В России мы чаем День космонавтики в ознаменование первого полета человека в космос. Раньше, давным- давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой ч которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд. С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля - шар. А астрономы доказали, что Земля вращается вокруг Солнца, один оборот за год, а вокруг своей оси - за 24 часа. 12 апреля 1961 года - день полета первого в мире космонавта, гражданина России Юрия Гагарина. Этот день стал большим всенародным праздником в честь летчиков-космонавтов, конструкторов, инженеров, служащих и рабочих, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли.

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни Весенняя капель:

Навеки будут вместе Гагарин и апрель.

В . Сте п а н ов

Кем же был Гагарин?

Юрий Алексеевич Гагарин родился в семье колхозника в деревне Клушино Гжатского района

Смоленской области. В 1951 г. он с отличием окончил ремесленное училище в под fном г. Люберцы (по специальности формовщик-литейщик) и одновременно школу рабочей молодёжи. В 1955 г. - с отличием индустриальный техникум и аэроклуб в Саратове, поступи, Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова, которое окончил в 1957 году. Затем служил военным лётчиком в частях истребительной авиации Северного флота, с 1960 г. в отряде космонавтов, с 1961 г. стал его командиром. В 1968 г. с отличием 1)" военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского.

После полёта в космос Гагарин постоянно совершенствовал своё мастерство и обучал космонавтов. Он трагически погиб в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полёта на самолёте. В целях увековечения памяти Гагарина город Гжатск и Гжатский Смоленской области переименованы в город Гагарин и Гагаринский район. имя Гагарин присвоено Военно-воздушной академии в Монино. Учреждена стипендия им. Ю. А. Гагар курсантов военных авиационных училищ. Международной авиационной федерацией (ФАИ) учреждена медаль им. Ю. А. Гагарина. имя Гагарина носят Центр подготовки космонавтов._ учебные заведения, улицы и площади многих городов мира. В Москве, Гагарине, Звёздном г Софии установлены памятники космонавту; мемориальный дом-музей в Гагарине. Именем Гагарина назван кратер на Луне.

Да, это верно - не забудем ни малой мелочи о нём.

И жизнь его изучат люди

Всю - год за годом, день за днём.

Он вровень встал с грядущим веком. Но скорбь лишь глубже оттого,

Что до бессмертья своего

И он был смертным человеком.

В. Туркин

В ряду десятилетий каждый год Мы метим новыми Космическими вехами.

После Юрия Гагарина в космосе побывало 436 человек.

Но помним:

К звездам начался поход

С гагаринского

Русского «Поехали!»

Игровая ситуация

« Поле т в космос » .

Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации с изоб-ражением космического пространства и космического корабля. Пред-лагает совершить полет в космос и раздает эмблемы в форме разных геометрических фигур.

Тренировка «космонавтов» перед полетом.

. Дид а к т ич е ская игр а « Сч ит ай д ал ь ш е» .

Игра проводится с мячом. Воспитатель называет число, передавая мяч ребенку, а дети считают от названного числа до 10.

Игра «Назови соседей».

Воспитатель называет число, а дети его соседей (на один больше

и на один меньше) ..

Под музыку дети имитируют полет.

Иг ровое упраж н ение «Найди с в о й с ув е нир» .

Дети приземляются на неизвестную планету. На стульчиках и по-доконниках разложены карточки с изображением предметов разной формы. Дети находят «сувенир», форма которого соответствует фор-ме эмблемы, и объясняют свой выбор.

Под музыкальное сопровождениедение дети имитируют полет.

Игровое упражне н ие « Соберем ра ке т ы » .

Воспитатель показывает макет ракеты (силуэтное изображение) и предлагает детям помочь инопланетянам собрать космические корабли. Дети запоминают строение ракеты и выкладывают такие же из гео-метрических фигур, стоя у столов.

Под музыкальное сопровождение полет продолжается.

Воспитатель предлагает продолжить полет с помощью ручного уп-равления. Дети берут листы бумаги и устанавливают круг - пульт уп-равления в середине листа.

Воспитатель дает команды:

Впереди планета Марс, ее надо облететь, переведя пульт управ-ления в верхний правый угол;

Навстречу нам движется метеоритный дождь, переводим пульт управления в нижний левый угол;

Приближаемся к искусственному спутнику Земли и переводим пульт управления в нижний правый угол;

Пересекаем созвездие Большой Медведицы и переводим пульт управления в верхний левый угол;

Переходим на автоматическое управление, переводя пульт управ-ления на середину.

Полет продолжается под музыку.

Иг ра « На й д и сво й кос м одро м».

Дети приземляются на свои космодромы, формы которых соответ-ствуют формам эмблем (космодромы составлены из шнуров и физ-культурных палок и имеют формы квадрата, круга, прямоугольника, овала, треугольника).

Рефлексия

Какое задание понравилось вам на занятии?

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Космос»

Интегрированное занятие по художественному творчеству и окружающему миру в старшей группее группе

Тема: «Космос»

Цель : продолжать воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие к игровым персонажам, вызвать желание помочь им; закреплять представление о космосе, планетах нашей вселенной; закрепить навыки вырезания фигур нужной формы.

Оборудование: презентация «Космос», муз. «Гимн России», кисти, клей, ножницы, цветная бумага, фото детей.

Ход занятия

Звучит музыка, дети входят в зал и рассаживаются по стульчикам.

Восп .: дети, сегодня я предлагаю вам окунуться в бесконечность нашей вселенной. А для этого мы с вами вспомним какие планеты существуют в нашей галактике, кто был нашим первым космонавтом. Поэтому предлагаю прослушать небольшой рассказ.

Посмотрите на этих малышей – они с интересом смотрят в ночное небо! Там столько красивых звезд! Люди с самых давних времен любили смотреть на звезды, и им было очень интересно – какие же они на самом деле!

И вот однажды они решили полететь в космос! К звездам! Для полета в космос люди построили космическую ракету. В ракету посадили космонавта – именно он должен был управлять ракетой и лететь к звездам.

Когда космонавт сел в ракету, пошел обратный отсчет: «Пять, четыре, три, два, один, ПУСК!». Ракета оторвалась от земли, из ее хвоста вырвался огонь – так сильно работал ее двигатель. И ракета полетела высоко в небо.

В космосе он увидел много разных планет, они крутились вокруг одной самой яркой планеты, которую называют Солнце.

Восп .: ребята, давайте вспомним, какие планеты есть в нашей солнечной системе.

Дети: Меркурий, Венера, Марс, Земля, Плутон, Юпитер, Уран, Нептун, Сатурн.

Восп .: Молодцы, все вспомнили. А еще космонавты увдели там звезды. Они так далеко находятся от нашей земли, что кажутся нам лишь маленькими точками.

Восп. : Сейчас Никита расскажет нам стихотворение о звездах.

Никита:

Что такое звёзды?

Если спросят вас -

Отвечайте смело:

Раскалённый газ.

И ещё добавьте,

Что притом всегда

Ядерный реактор - Каждая звезда!

Восп. :Ребята, а вы знаете кто был первым космонавтом в России?

Дети : да, Ю. Гагарин.

Восп. : Правильно, это Юрий Гагарин.

А знаете ли вы, какие звери посетили первыми космос?

Дети: собаки.

Восп.: правильно, их звали Белка и Стрелка.

Звучит музыка, входит собачка «Белка»

Белка : здравствуйте, я слышала, что вы в космос собираетесь.

Восп. : да, собираемся.

Белка: а знаете ли вы, что в космос берут только подготовленных людей?

Восп.: знаем, только мы не знаем как нам подготовиться к полёту.

Белка : а я вам помогу. Давайте встанем в круг и сделаем зарядку.

Упражнение 1 . Бег по комнате - для разминки.

Упражнение 2 . Ходьба на носочках, на пяточках, ходьба по массажной дорожке (любой другой массажной поверхности – крупе, камушкам, карандашам и т.п.).

Упражнение 3. Тренируем вестибулярный аппарат (все как у настоящих космонавтов). Дети садятся на мячики и крутят попой в разные стороны.

Белка: молдцы, теперь вы готовы лететь в космос, вот только ракета то у вас есть?

Восп. : есть, только её надо достроить.

Белка : ну что ж, пойдемте достраивать, а то и мне уже захотелось поскорее отправиться с вами в косвос.

Ребята рассаживаются за столы с рабочим материалом.

Восп. : ну вот Белка, наша ракета готова.

Белка : ой какая красивая. Теперь я за вас спокойна. Остается пожелать вам счастливого пути, а я побегу к Стрелке и расскажу ей о том как вам помогла отправиться в космос. До свиданья!

Дети : До свиданья!

Восп.: ребята, в космос мы лететь готовы, но не совсем. Хороший космонавт перед полетом должен отдохнуть и подкрепиться хорошенько. Поэтому предлагаю для начала отправиться в группу чтобы еще раз отдохнуть перед полетом.

Цель : Расширять и углублять представления детей о космосе.

Задачи:

  • Закрепить знания о планетах солнечной системы.
  • Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос».
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Закреплять умение отвечать на вопросы.
  • Закреплять навык составления простых и сложных предложений.
  • Закреплять умение образовывать слова-антонимы с приставкой без- .
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы, патриотизма.

Оборудование:

  • Модели планет на плакате, аудиозаписи, портреты.
  • Глобус.
  • Мнемотаблицы.

Предварительная работа :

  • Беседы на тему «Космос»
  • Рисование на тему «Инопланетяне», «Космос»
  • Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе
  • Изготовление поделок, альбомов, аппликаций о космосе
  • Игровые ситуации «Космодром», «Найди планету»

Ход занятия

Дети сидят полукругом.

Звучит космическая музыка.

Воспитатель:

Давно, когда люди жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появились следующей ночью. И там, где днем сверкало Солнце, ночью сияла ЛУНА, которая меняла свою форму.

Почему это происходит, люди не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячи лет и на многие вопросы они нашли ответы.

Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе.

Дети, давно, когда на свете не было вас и даже меня, мир облетела радостная весть: человек покорил космическое пространство.

Кто же был первым космонавтом планеты? (Первым космонавтом планеты был Ю.А. Гагарин).

А есть ли в нашем городе памятник космонавтам? (В нашем городе есть памятник Юрию Алексеевичу Гагарину).

А где он находится? (Он находится на улице Гагарина)

Как называлась космическая ракета, на которой Гагарин поднялся к звездам? (Восток)

Юрий Гагарин - настоящий герой не только нашей страны, но всей планеты Земля! А еще мы гордимся Валентиной Владимировной Терешковой. Кто она? (Первая женщина - космонавт)

А кто еще летал в космос кроме людей? (В космос летали собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже обезьяна).

А как вы думаете, какими должны быть космонавты?

Дидактическаяигра «Каким должен быть космонавт?»

Космонавт должен быть смелым, сильным, храбрым, решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным, скромным.

Ребята давайте скажем, кто же может попасть в отряд космонавтов?

Дидактическая игра «Добавь слово»

Воспитатель: Космонавтом хочешь стать, должен много- много…

Дети: Знать.

Воспитатель: Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит …

Дети: Труд.

Воспитатель: Ждут нас быстрые ракеты

Для полетов на..

Дети: Планеты.

Воспитатель: Самый дружный будет наш

Наш веселый…

Дети: Экипаж.

Воспитатель: Если в космос мы хотим

Значит скоро …

Дети: Полетим.

Для полета мы построим космический корабль и назовем его «Дружба». Как называется дверь в космическом корабле? (Дверь в космическом корабле называется люк).

Через люк мы заходим на борт корабля.

Повторяем правило дружбы «Один за всех и все за одного».

Начинаем отсчет времени: «10, 9, …., пуск»

Физкультминутка (под музыку)

Невесомость . Какая наша голова? (Легкая); какие наши руки, ноги? (Легкие); какое наше тело? (Легкое). (Упражнения для рук, ног, шеи).

Ой, что-то ударилось о наш космический корабль? (Это метеорит).

Как называется явление, когда много метеоритов падает на Землю? (Метеоритный дождь).

Как называется окно в космическом корабле? (Иллюминатор).

Давайте посмотрим в иллюминатор. Что мы видим? (Планеты, Солнце, Луну, хвостатую комету, астероид, метеорит, звезды).

А пока мы летим, я загадаю вам загадки

Загадки о космосе

Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте,

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной…(Комета)

Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический…(Метеорит)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам…(Луна)

Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется…(Земля)

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)

В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый —

Знаю, то — не круг, а шар,

Сильно раскаленный. (Солнце)

Ночью с Солнцем я меняюсь

И на небе зажигаюсь.

Сыплю мягкими лучами,

Словно серебром.

Полной быть могу ночами,

А могу — серпом. (Луна)

По темному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)

Мы в космическом пространстве. Нас окружают звезды и планеты. Перечислим их!

Пальчиковая гимнастика «Солнечная система»

Наш корабль прибыл на неизвестную планету (выходят через люк, встречают инопланетянина).

И: Здравствуйте. С какой планеты вы прилетели?

В: Мы с планеты Земля.

И: Значит, вы земляки?

Дети: Земляки - это люди, которые живут в одной деревне, одном городе, области.Если мы с планеты Земля, то мы - земляне.

И: Я прошу вас о помощи. В Заливе Радуги перепутались все цвета, если не построить радугу правильно, может случиться беда - моя планета сойдет с орбиты.

А пока идем в Залив Радуги, я покажу вам свою планету. (Идут по планете). Здесь много перевалов. Вы стоите на тропинке, но вы не увидите на ней ни травиночки. На моей планете много гор из камней. Есть здесь моря и океаны, только в них совсем нет воды.

А сейчас мы подошли к кратеру, который образовался от метеоритов. Посмотрите, какой он глубокий!

И: Вот мы и в Заливе Радуги. Посмотрите, что случилось.

В: А мы знаем слова, с помощь которых можно правильно построить радугу.

Д: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Один ребенок строит радугу, а дети называют цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

И: Спасибо вам, Земляне, за помощь.

Я уверен, что моя планета сохранится. Нравится ли вам на моей планете?

Д: Да, но на Земле лучше, потому что там все живое.

В: А на твоей планете нет воздуха - планета безвоздушная.

Нет воды - безводная.

Нет людей - безжизненная.

Нет радости - безрадостная.

И: Спасибо, Земляне, я буду часто вас вспоминать. Но мне очень грустно, потому что я никогда не увижу вашу красивую планету Земля.

В: Давайте подарим инопланетянину глобус - модель нашей Земли. А нам надо возвращаться на Землю. (Прощаются. Идут к космическому кораблю. Через люк заходят на корабль).

Начинается отсчет времени: «10,9,…, пуск»

Наш корабль летит к земле.

Давайте, пока мы летим к Земле, расскажем о Солнце. Нам помогут символы.

Рассказ о Солнце с помощью символов.

Звезда или планета?(звезда)

По размерубольшое или маленькое? (большое)

По форме круглое или квадратное? (круглое)

По освещенностияркоеили тусклое? (яркое)

По температуре горячее или холодное? (горячее)

По расстоянию от Земли далёкое или близкое? (далёкое)

Ребята, Солнце очень яркая звезда. Чтобы сохранить наше зрение мы не будем долго смотреть на Солнце без темных защитных очков. Это очень вредно. Встаньте возле кресел. Сделаем теплый расслабляющий массаж для глаз.

Массаж для снятия напряжения глаз

Теперь мы смело посмотрим в круглое окно космического корабля. Как оно называется, помните? (иллюминатор)

Что мы видим? (Землю - нашу любимую планету)

Благодаря нашей дружбе мы смогли помочь инопланетянину. А давайте соединим наши ладони, и тогда дружба увеличится в несколько раз и по живой цепочке передастся от одного к другому. Вот так, взявшись за руки, люди всей нашей планеты смогут сохранить мир на Земле и природу во всей ее красоте. Вот мы и прилетели на Землю. (Дети выходят из корабля и садятся полукругом).

Планета Земля - наш общий дом.

Расскажем вам сейчас о нем!

И вновь нам пригодится

«Помощница - таблица»!

Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу («по цепочке»)

«Земля - планета. Она имеет форму шара. Земля - большая, но Солнце еще больше. Земля - разноцветная. Голубая, потому что есть реки, озера, моря и океаны. Коричневая - это суша: земля, песчаные пустыни, горы. Зеленая - это растения: деревья, кустарники, травы. Белый цвет - это облака, укутывают Землю, словно одеяло. На Земле есть жизнь: люди, животные и растения!

Наша планета самая красивая из всех планет. На Земле все живое: люди, растения, животные»

Какое счастье, что нам довелось родиться и жить на удивительной планете Земля, которую мы должны беречь! Об этом после своего полета просил всех землян Ю.А. Гагарин:

«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»

Спасибо ученым, конструкторам, космонавтам за то, что открыли нам удивительный мир Космоса. В нём еще много тайн и загадок и именно вы, когда станете взрослыми, сможете их раскрыть.

Земля нам подарила

Хорошего немало,

И ждет она в тревоге,

Чтоб мы ее спасли.

Она для всех на свете -

Единственная мама,

А мы родные дети

У матери Земли.

Пускай над вашим краем,

Пускай над нашим краем

Цветут, не увядая,

Весенние сады.

Обнимем нашу Землю,

Как маму обнимаем,

И защитим, как маму,

От горя и беды!

Мы с вами сегодня совершили увлекательное и познавательное большое космическое путешествие и узнали много интересного о космосе.

Цель:

Совершенствовать умение решать арифметические и логические задачи, обследовать и называть объемные геометрические фигуры, упражнять в количественном, порядковом и обратном счете, закрепить знания о смежных числах и плоскостных геометрических фигурах, ориентирование в пространстве; умение конструировать космические летающие объекты с помощью прикладного материала.

Расширить представления о природе Космоса, планетах Солнечной системы, созвездиях.

Побуждать к поисково-исследовательской деятельности.

Развивать связную речь дошкольников , зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, логическое мышление, любознательность, сообразительность.

Обеспечить снижение нервного напряжения и развитие тактильно-интенсивной чувствительности и мелкой моторики пальцев рук во время выполнения упражнения в песке; использовать приемы «аромотерапии» для профилактики детских заболеваний.

Воспитывать желание познавать новое, дружеские отношения, художественный вкус.

Материал: конверты с заданиями, письмо от Лунтика, прозрачные стаканы с водой на цветных кругах, педагогическая песочница, тарелки с ароматизированной солью, изображения созвездий на карточках и индивидуальных листах для детей, арифметические и логические задачи, наборное полотно, дидактические игры: «Солнечные лучики», «Смежные числа», «Сложи созвездие», «Что мы возьмем в космическое путешествие?», фломастеры, бумажные тарелки, клей, модель вулкана, цветная краска, сода, пластиковая бутылка, кислый раствор. Стихи и загадки, музыкальное сопровождение, звуки космоса.

Подготовка детей: проведена индивидуальная работа по изучению стихов, проработаны соответствующие темы на занятиях .

Ход занятия в детском саду на тему космос

Групповая комната оборудована моделями и изображениями Солнца, планет и звезд.

Дети стоят на ковре в кругу, взявшись за руки. Воспитатель привлекает внимание детей к конверту, на котором изображен Лунтик.

Воспитатель: Как вы считаете, от кого может быть это письмо?

(Дети выдвигают предположение, от кого могло бы прийти письмо)

Воспитатель: Я думаю, что это письмо предназначено вам, поэтому с удовольствием его зачитаю. (Читает письмо)

«Поздравляю вас друзья! Пишет вам знакомый исследователь Лунтик. Я узнал, что на планете Земля есть город Краснодар, в котором находится детский сад _______ и группа _________ которую посещают самые дружные, изобретательные и смелые дети. Я обращаюсь к вам за помощью. Злой волшебник Астероид очаровал и отправил меня на незнакомую планету. Помогите мне спастись! Найти меня можно выполнив задачи, которые скрыты на планетах Солнечной системы.»

Воспитатель: Ну что, поможем? Выполним все задачи, найдем Лунтика и вернем его домой? У вас есть дорожные сумочки, в которые вы будете складывать заработанные звезды за каждое выполненное задание. Мы на некоторое время представим себя исследователями космоса. Космонавты перед тем как отправиться в полет проходят специальные тренинги. Вот и мы с вами подготовимся к полету, выполнив те же упражнения.

(Звучит тихая музыка, дети стоят в кругу, воспитатель задает вопрос: что у них находится справа, слева, спереди, сзади, сверху, внизу)

Воспитатель: Мы потренировались, набрались сил, путешествие у нас продолжалась, нужно собрать необходимые нам вещи.

Дидактическая игра: «Что мы возьмем в Космическое путешествие?»

Детям предлагаются изображения 10 предметов, они выбирают только те, которые имеют отношение к Космосу.

Воспитатель: Сколько предметов мы с собой взяли? Сколько оставили?

Космическое пространство хранит много тайн. А чтобы он был к нам приветливым давайте скажем космическое приветствие:

Дети:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начнем космос мы изучать.

В небе Солнце и планеты

Ясные зори и кометы

Мы приветствие послать хотим

Дружно в Космос полетим!

Воспитатель: Отправляемся в полет, приготовились, начинаем обратный отсчет: 10 - 1! Стартуем!

Полет происходит по графику, мы направляемся в центр Солнечной системы. Вот и первая наша остановка. Мы осуществили приземление на Солнце, а кстати Солнце это планета или звезда?

Дети: Звезда.

Воспитатель: На что она похожа?

Дети: На горящий шар.

Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, какие звуки у Солнца. (Дети слушают запись)

А вот конверт с нашим первым заданием.

Игра «Солнечные лучики»

(Воспитатель предлагает детям расположить солнечные лучи соответственно по размеру длиннее - короче). Дети, которые выполняли задачи, получают звезды и кладут их в сумочку.

Воспитатель: На Солнце очень жарко, мы утолим жажду «цветной водичкой», она необычная поможет вам зарядиться радостью и здоровьем добавит силу и гармонию Вселенной. Путешествуем дальше.

Перед нами маленькая планета, которая находится ближе к Солнцу. Как она называется?

Дети: Меркурий

Воспитатель: Что вы знаете о Меркурии?

Дети:

Меркурий - ближайшая к Солнцу планета.

Жара нестерпима! Изжарит в котлету!

Повернута к Солнцу одной стороной,

С другой - страшный холод и мертвый покой.

Воспитатель: А вот и наша задача. На планете Меркурий расположены исследовательские станции. По середине станция под номером 5 (8, 6), расположите номера у других станций, расположенных справа и слева от нее?

(Дети выполняют задание и получают награду - звезды.)

Воспитатель: Отправляемся в полет! Обратный отсчет 10-1! Стартуем!

Чтобы полет прошел веселее поиграем.

Физминутка «Земля, воздух, вода»

Воспитатель называет

«Земля» - игроки маршируют,

«Вода» - дети имитируют, будто плывут,

«Воздух» - машут руками как крыльями.

Воспитатель: Наша следующая остановка на планете Венера. Как ее еще называют?

Дети: «Сестрой Земли»

Воспитатель: Что это? Кажется наша задача.

Планета Венера покрыта песком, в нем скрытые объемные геометрические фигуры. Их нужно найти, обследовать и назвать.

Песочная терапия с детьми

Проводится выполнение задания: Дети погружают пальчики в песок, находят, обследуют геометрическую фигуру и называют ее (шар, куб, цилиндр, конус). Воспитатель предлагает разместить фигуры по величине. (Больше - меньше). Дети получают звезду.

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Время в полете проходит незаметно. Приземляемся на планете, а название вы мне подскажете когда вспомните какую планету называют «Красной».

Дети: Марс

Воспитатель: Да верно, Марс. На этой планете много вулканов, кратеров, долин и пустынь. Вы хотите понаблюдать за вулканом? Он может «спать», то есть похож на обычную гору, а когда «просыпается» кратер - из вершины выливается магма.

Исследовательская деятельность детей «Вулкан»

Дети:

Он такой огромный -

Радуется глаз.

Тяжелей земли он

Где-то в триста раз.

Воспитатель: В космических ракетах есть комнаты отдыха, во время путешествия мы устали, давайте присядем. А вот и наша задача, путешествуя в космосе, вы видели много созвездий. По образцу выложите созвездия на доске, посчитайте количество звезд и найдите соответствующую цифру.

У каждого из вас есть листы бумаги, на которых изображена звезда. У точек есть цифры последовательно соедините их. И дайте название вашему созвездию.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Отдохнули? Отправляемся в полет, приготовились, начинаем обратный отсчет: 10 - 1! Стартуем! Нас ждет планета Сатурн. Что интересного вы знаете об этой планете?

Дети: У Сатурна есть кольца, они состоят из пыли, камней и льдинок.

Чтобы выполнить следующее задание нам нужно решить задачи.

Задача1: В созвездии Малой медведицы - 7 звезд,

А в созвездии Большой медведицы - 8 звезд.

На сколько больше звезд в созвездии Большой медведицы?

Задача 2: Над планетой пролетела комета,

Через некоторое время пролетело еще 3 кометы.

Сколько всего пролетело комет над планетой?

Задача 3: На космодроме было 7 летающих космических кораблей, 4 корабля улетели.

Сколько летающих кораблей осталось на космодроме?

При выполнении задания дети получают звезды.

Воспитатель: Молодцы вы справились с задачей, отправляемся в путешествие. Нас ждет планета - Уран. Что вы знаете об этой планете?

Дети:

Далеко от Солнца и света

Планеты этой орбита

Из снега и льда курганы

Спрятаны на поверхности Урана.

Воспитатель: Давайте присядем и отдохнем, выполним следующее задание. Возьмите тарелочки, в них ароматизированная соль. Я прочитаю загадки о плоскостных геометрических фигурах , ответ вы нарисуете указательным пальцем. А вдыхая аромат, вы укрепите свой иммунитет.

Карандаши Алеша взял,

Быстро что-то нарисовал.

Я лист вертела, как могла,

У фигуры только три угла.

(Треугольник)

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одной длины.

(Квадрат)

На квадрат я очень похож.

Имею тоже четыре стороны.

Только две из них противоположные -

Одинаковой длины.

А соседние - не равны.

(Прямоугольник)

Я без сторон и без углов,

Как зовусь, угадай.

И на рисунках детей

В солнышке узнай.

(Круг)

Если взял бы я круг,

С двух сторон вот так прижал,

Ответ давайте дружно -

Вышел бы у нас...

(Овал)

Воспитатель: С помощью каких приборов исследуют космос?

Дети: С помощью телескопа.

Воспитатель: Возьмите листок бумаги, и конструируйте телескоп превратив его в трубочку. Посмотрите в него вокруг, какие планеты, звезды. Рассмотрите следующую 8 планету Солнечной системы - Нептун. Она маленькая и находится дальше всех от Солнца. Что вы видите?

Дети: Лунтика!

Лунтик: Спасибо друзья! Вы спасли меня от злого волшебника Астероида. Выполняя задания вы путешествовали в космическом пространстве, узнавали новое. А сейчас время отправляться домой, как называется ваша планета на которой вы живете?

Дети: Земля

Воспитатель: Из космического центра земли поступил сигнал о возвращении домой.

Лунтик: Подождите, подождите. Возвращаясь на свою планету, я приглашаю вас к себе в гости. А живу я на спутнике Земли, который называется - Луна.

Воспитатель: Примем приглашение?

Дети: Да.

Воспитатель: Полетели! Стартуем!

Мы с вами исследователи и изобретатели давайте сконструируем космические летающие корабли.

(Дети конструируют из бумажных тарелок летающие корабли)

Давайте их опробуем (дети обыгрывают свои изделия)

Воспитатель: Внимание! Из космического центра планеты Земля поступил сигнал о возвращении домой. Лунтик мы улетаем, до свидания. Экипаж! Занять свои места! Пристегните ремни безопасности. Полетели. Входим в атмосферу Земли (звук атмосферы).

Вот мы и дома, кто расскажет, чем мы сегодня занимались? (Дети рассказывают о путешествии). Благодарю вас за сообразительность, рассудительность и добрые сердца. Дружба нам помогает творить настоящие чудеса. Подсчитайте сколько звезд каждый из вас получил? Вы можете обменять их на конфеты.

Дети меняют звезды и подсчитывают конфеты.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!