Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа «Дети идут в школу» по сюжетной картине

Учитель-логопед Постол Татьяна Викторовна, высшая квалификационная категория; Челябинская область, г.Снежинск, муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 21»

Задачи:

  1. Закрепить умение целенаправленного восприятия наглядного содержания картин, анализа изображенной ситуации.
  2. Продолжать обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин, последовательность которых служит планом рассказывания.
  3. Развивать умение воспроизводить на основе изображенного действия предшествующие и последующие события.
  4. Учить эмоционально передавать переживания действующего лица.
  5. Формировать навык планирования связного развернутого высказывания.
  6. Учить детей логичности, связности, последовательности высказывания, развивать творческие способности дошкольников.
  7. Совершенствовать и закреплять лексические и грамматические средства языка.
  8. Учить детей высказывать собственное мнение по сюжету.
  9. Активизировать словарь по теме «Фрукты» .
  10. Развивать зрительное, целостное восприятие.
  11. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи.
  12. Воспитывать умение слушать и оценивать рассказ товарища.

Оборудование: мяч, серия картин Гербовой «Нашёл выход» .

Ход занятия

1. Оргмомент

Игра «Угадай фрукт по первому слогу» :

Гру… (груша) , ли… (лимон) , ман… (мандарин) , пер… (персик) , яб… (яблоко) , ви… (виноград) , ба… (банан) .

2. Введение в тему.

Учитель-логопед: Кто из вас какие фрукты, ягоды любит?

(Дети перечисляют.)

Учитель-логопед: Сколько вы сможете съесть за один раз?

(Выслушиваются ответы.)

Учитель-логопед: А вот один очаровательный мальчик с весёлыми веснушками оказался однажды один на один с большущей миской спелых вишен…

3. Демонстрация трёх картинок, выкладывание их в нужной последовательности.

Учитель-логопед: Вот этот мальчик. Давайте придумаем ему имя. (Дети придумывают имя мальчику.) Рассмотрите картинки, подумайте, что было вначале, что было потом, чем всё закончилось.

4. Рассматривание каждой картины по отдельности, беседа по содержанию.

1 картина.

Где находится Витя?

Как Витя оказался в саду? (Выслушиваются варианты ответов.)

Откуда взялась миска с вишнями?

Какое настроение у Вити? Почему?

О чём думает мальчик?

Давайте придумаем начало нашего рассказа.

(«Однажды в субботу мама с Витей поехали в сад к бабушке. Бабушка очень обрадовалась Вите. Она собрала для него огромную миску спелых вишен, поставила её на стол перед Витей и сказала: «Угощайся, Витенька» )

Как ел Витя вишню?

Какая была вишня?

Что появлялось на столе? Какие появились косточки?

Давайте продолжим наш рассказ.

(«Витя попробовал вишню и удивился: «О-О-о, какая вкусная, сладкая, сочная вишня! Мальчику очень понравилась вишня. Он стал с удовольствием её есть. На столе стала появляться горка вишнёвых косточек» .)

Вишни в миске становилось всё … (меньше) , а косточек на столе становилось всё … (больше) .

Как сидит Витя?

Почему он развалился на скамейке?

Какое у него лицо?

О чём он думает?

(«Витя всё ел и ел ягоды. Вишни в миске становилось всё меньше, а косточек на столе – всё больше. Витя и не заметил, как съел почти всю вишню. Он объелся, развалился на скамейке и сказал: «Всё, я больше не могу есть вишни!» )

4-ая картинка перевёрнута.

Завершите этот рассказ. Нарисуйте свою картинку на пустом листе.

(Выслушиваются варианты концовки рассказа. Поощряется фантазия детей. После высказываний 4-ая картинка переворачивается.)

Художник завершил этот рассказ по-своему.

(Рассматривается последняя картинка.)

Что сделал Витя?

Зачем он завязал шарфом себе рот?

Посмотрите на маму.

Какое у неё лицо?

Почему мама испугалась?

Что она сказала сыну?

(«Витя не мог удержаться. Рука тянулась и тянулась за ягодами. Витя завязал себе рот шарфом, чтобы больше не есть вишню. Тут пришла мама, увидела пустую миску и вскрикнула: «Витя, ты зачем съел сразу всю вишню? Тебе будет плохо, заболит живот! Не надо жадничать, нужно есть понемногу!» )

Физминутка

Игра «Сбор урожая» - на название фруктов дети поднимаются на носочки, руки вверх, на название овощей – приседают.

5. Придумывание названия рассказа.

Этот рассказ можно назвать по-разному. У кого какие предложения?

Варианты:

Вкусная вишня

Нашёл выход

Случай в саду

Как Витя ел вишню

6. Рассказы детей.

Образец:

Однажды в субботу мама с Витей поехали в сад к бабушке. Бабушка очень обрадовалась Вите. Она собрала для него огромную миску спелых вишен, поставила её на стол перед Витей и сказала: «Угощайся, Витенька» . Витя очень обрадовался и сказал: «Спасибо, бабушка! Это самые мои любимые ягоды!»

Витя попробовал вишню и удивился: «О-О-о, какая вкусная, сладкая, сочная вишня! Мальчику очень понравилась вишня. Он стал с удовольствием её кушать. На столе стала появляться горка вишнёвых косточек.

Витя не мог удержаться. Рука тянулась и тянулась за ягодами. Витя завязал себе рот шарфом, чтобы больше не есть вишню. Тут пришла мама, увидела пустую миску и вскрикнула: «Витя, ты зачем съел сразу всю вишню? Тебе будет плохо, заболит живот! Не надо жадничать, нужно есть понемногу!»

Оценивается работа детей на занятии, качество рассказов.

Серия картин «Нашёл выход»

Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации. Ушакова О.С.

3-е изд., доп. - М.: 2017 - 272 с.

Книга посвящена вопросам развития речи детей дошкольного возраста старшей и подготовительной к школе групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 5-7 лет. Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики. В пособии дается материал для занятий, направленных на развитие всех сторон речи ребенка - фонетики, грамматики, лексики, а также на овладение основами связной монологической речи. Приложение содержит литературный материал для занятий по пересказу и методики выявления уровня речевого развития и методики мониторинга речевого развития детей. В третье издание книги внесены дополнения в соответствии с ФГОС ДО. Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей.

Формат: pdf

Размер: 4,3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 8
СТАРШАЯ ГРУППА 10
Основные задачи работы по развитию речи детей старшей группы 10
Воспитание звуковой культуры речи 10
Словарная работа 10
Формирование грамматического строя речи 11
Развитие связной речи 12
Методические указания 13
Конспекты занятий 24
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и рак» 24
Занятие 2. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами» 26
Занятие 3. Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки» 32
Занятие 4. Составление рассказа по скороговорке 32
Занятие 5. Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» 38
Занятие 6. Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом» 41
Занятие 7. Составление рассказов на темы стихотворений 44
Занятие 8. Составление рассказа на заданную тему 48
Занятие 9. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» 50
Занятие 10. Составление рассказа по картине «Ежи» 52
Занятие 11. Составление рассказа на тему «Домашнее животное» 55
Занятие 12. Составление описательного рассказа о предметах посуды 58
Занятие 13. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» 61
Занятие 14. Составление рассказа по картине «Река замерзла» 64
Занятие 15. Составление рассказа на тему «Игры зимой» 67
Занятие 16. Составление рассказа на темы скороговорок 70
Занятие 17. Пересказ сказки «Петух да собака» 74
Занятие 18. Составление рассказа по картине «Северные олени» 76
Занятие 19. Составление описательного рассказа на тему «Зима» 79
Занятие 20. Ознакомление с предложением 84
Занятие 21. Пересказ сказки «Лиса и кувшин» 88
Занятие 22. Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» 90
Занятие 23. Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился» 92
Занятие 24. Составление рассказа на заданную тему 94
Занятие 25. Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» 97
Занятие 26. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек 91
Занятие 27. Сочинение на тему «Приключения зайца» 101
Занятие 28. Составление рассказа на предложенную тему 103
Занятие 29. Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» 106
Занятие 30. Составление рассказа по картине «Зайцы» 108
Занятие 31. Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» 110
Занятие 32. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» 111
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА 113
Основные задачи работы по развитию речи детей подготовительной к школе группы 113
Воспитание звуковой культуры речи 113
Словарная работа 113
Формирование грамматического строя речи 114
Развитие связной речи 115
Методические указания 116
Приемы исправления грамматических ошибок 125
Конспекты занятий 133
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и козел» 133
Занятие 2. Составление рассказа по картине «В школу» 135
Занятие 3. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» 137
Занятие 4. Составление текста-рассуждения 139
Занятие 5. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» 141
Занятие 6. Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные» 143
Занятие 7. Составление рассказа по серии сюжетных картин 145
Занятие 8. Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду» 147
Занятие 9. Составление текста-поздравления 150
Занятие 10. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца» 153
Занятие 11. Сочинение сказки на тему «День рождения зайца» 155
Занятие 12. Составление рассказа с использованием антонимов 157
Занятие 13. Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» 159
Занятие 14. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» 161
Занятие 15. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза» 163
Занятие 16. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» 165
Занятие 17. Пересказ сказки «У страха глаза велики» 168
Занятие 18. Составление рассказа на тему «Четвероногий друг» 171
Занятие 19. Сочинение сказки на предложенный сюжет 173
Занятие 20. Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» 175
Занятие 21. Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин 178
Занятие 22. Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» по серии сюжетных картин 181
Занятие 23. Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин 183
Занятие 24. Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин 186
Занятие 25. Составление рассказа о животных по сюжетным картинам 188
Занятие 26. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта 192
Занятие 27. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк» 193
Занятие 28. Сочинение сказки на заданную тему 196
Занятие 29. Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» 199
Занятие 30. Описание пейзажной картины 200
Занятие 31. Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» 202
Занятие 32. Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» 206
Занятие 33. Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки» 208
Занятие 34. Составление рассказа на тему «Веселое настроение» 210
Занятие 35. Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему 214
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 216
Литературный материал для занятий по пересказу 216
Лиса и Рак (русская народная сказка) 216
Разве так играют? 216
Лисята 216
Про снежный колобок 217
Петух да собака (русская народная сказка) 218
Лиса и кувшин (русская народная сказка) 218
Пожарные собаки 219
Новоселье гномов 219
Послушный дождик 219
Кораблик 221
Про пана Трулялинского 221
Лиса и козел (русская народная сказка) 223
Четыре желания 223
Купание медвежат 224
Перьая рыбка 224
У страха глаза велики (русская народная сказка) 224
Еж 225
Белка и волк 226
Как аукнется, так и откликнется (русская народная сказка) 226
Золотой луг 227
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 228
Диагностика уровня речевого развития детей 228
Ассоциативный метод выявления уровня речевого развития дошкольника 228
Работа над словом (по исследованию Л. Колуновой) 232
Методика выявления особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (по исследованиям Н. Смольниковой и Е. Смирновой) 239
Выявление уровня связной речи в рассказывании по серии сюжетных картин 246
Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитие речи старших дошкольников (по материалам исследования Е. Савушкиной) 248
Методика обследования речи и коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 253
Список использованной и рекомендуемой литературы 263

Ребята, к нам пришло письмо. Интересно, от кого оно? В письме загадка.
Кто трясется под кусточком,
Маленьким дрожит хвосточком?
Ты трусливого, узнай-ка
То, наверно, серый (зайка)
Сейчас прочитаем письмо. « Ребята, я хотел прийти к вам в гости, но на пути мне встретилась лиса. Поэтому мне пришлось изменить свой путь, а вам я посылаю задания, выполнив которое вы сможете прочитать слово и получить сладкие подарки.»Для того, чтобы выполнить задания зайки, нам нужно отправиться в сказочную страну. Ну что, ребята, готовы отправиться в путешествие в сказочную страну?
Вот мы и прибыли в волшебную страну сказок.
1.А вы любите сказки? Ребята, а кто пишет сказки? (народ, писатели)
А о чем говорится в сказках? Чем сказки отличаются от рассказов? Как обычно заканчиваются сказки? Какие сказки вы любите?
2.А вот и задание зайца. Отгадайте загадки.
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нес?
Кто садился на пенек и хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? (медведь)
Дед и баба вместе жили
Дочку из снежка слепили
Но костра горячий жар
Превратил девчонку в пар.
Дед и бабушка в печали
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы
Высоко они летят
Далеко они глядят (гуси-лебеди)
Летела стрела и попала в болото
И в этом болоте поймал ее кто-то
Кто распростившись с кожей зеленой
Сделался милой, красивой, пригожей? (царевна – лягушка)
3. Следующее задание «Угадай сказку по иллюстрации»
4. Задание «Угадай, из какой сказки герой»
Жаба, жуки, полевая мышь, ласточка, крот (дюймовочка)
Царь, три сына, стрела, болото, лягушка (царевна-лягушка)
Гуси, яблоня, речка, печка (гуси-лебеди)
Щука, ведра, печь, царевна (по щучьему велению)
Дед, заяц, медведь, лиса, песенка (колобок)
Солдат, старуха, топор (каша из топора)
5. Игра «Наоборот»
Скажу я слово высоко – а ты ответишь. ..низко
Скажу я слово далеко – а ты ответишь… близко
Скажу я слово потолок – а ты ответишь… пол
Скажу я слово потерял – а я скажу… нашел
Скажу тебе я слово трус – ответишь ты.. ..храбрец.
Теперь начало я скажу – ну, отвечай, ….конец.
6. Физминутка «Буратино»
7.Измени конец сказки «Колобок», «Теремок», «Снегурочка»
8.Я вам покажу сказочного героя, а вы должны охарактеризовать его, то есть сказать, какой он.
9.Составь предложение.
Замок, на, стоит, горе, высокий.
Дверь, замок, крепкий, висит, на.
Школе,в, урок, тишина, на, нужна.
10. Показать театр
Драмматизация сказки «Красная шапочка»


Приложенные файлы

Наталья Янышевская
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа «Дети идут в школу» по сюжетной картине.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе .

Тема : Составление рассказа «Дети идут в школу » по сюжетной картине .

Цель : учить детей составлять рассказ по картине .

Задачи :

1. учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины , грамматически правильно строить речь.

2. Развивать внимание , память.

3. Воспитывать у детей интерес к составлению рассказа по картине .

Оборудование : сюжетная картина «Дети идут в школу »

Ход занятия:

Организационный момент.

В : Ребята, я хочу вам загадать интересную загадку :

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен.

Я - красивая желтая.

Как вы думаете, что это?

В : Найдите картину - отгадку на эту загадку. (Картины времен года развешаны в разных частях групповой комнаты . Дети находят картину - отгадку , подходят к ней.) Правильно, это осень.

В : Как вы догадались, что это осень?

Д : Созрел урожай, птицы летят к югу, деревья раздеваются, деревья кроме елочек и сосен желтеют.

Основная часть.

В : Ребята, у нас с вами есть сундучок, где живут разные слова, в него мы соберем осенние слова. Если светит солнце, небо светлое, дует теплый ветерок, шуршат желтые листья, то какими словами можно сказать про осень?

Д : Солнечная, ранняя, ясная, золотая.

В : Если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами можно сказать про осень?

Д : Хмурая, дождливая, поздняя, пасмурная

Молодцы ребята, вот, сколько осенних слов мы положили в наш сундучок.

Воспитатель выставляет картину «Дети идут в школу » , предлагает детям внимательно рассмотреть ее и ответить на вопросы :

В какое время года дети начинают учиться ? (осенью)

Ребята, а кто изображён на картине ?

(На картине нарисованы мальчик с девочкой) .

Как они одеты? Почему?

Почему вы так думаете? (дети несут букеты цветов )

Кто встречает детей в школе ?

Какое настроение у детей?

Какие деревья нарисованы на картине ?

Какое небо изобразил художник?

А как можно назвать картину ?

Игра «Продолжи предложение»

В : Дети , предлагаю поиграть в игру, где я буду начинать предложение, а вы продолжите его.

Школьные принадлежности носят в (портфеле)

В больнице лечат, а в школе … .(учат)

Дети в школе сидят за … (партой)

В школе урок начинается после (звонка)

После урока дети отдыхают на … (перемене)

Учитель пишет мелом на (доске)

В семье – дети , а в школе они - … .(ученики)

Хорошие и плохие отметки ставят в (дневник)

Физминутка :

Каждым утром перед школой

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку :

Весело шагать, весело шагать.

Руки поднимать, руки опускать,

Приседать и вставать,

Приседать и вставать.

Прыгать и скакать,

Прыгать и скакать.

В : Ребята, вот было бы здорово, если бы мы попробовали придумать

рассказ о том , что изображено на картине ? Сначала расскажите , что произошло с детьми до того как они подошли к школе , а потом расскажите о том , что вы видите на картине .

Не забудьте сказать :

Когда происходило действие? Какой был день?

Где всё происходило?

Что они там интересного видели?

Чем всё закончилось. Мальчику и девочке можно дать имена.

Рассказы детей (3 -4 ребёнка)

Примерный рассказ

Был ясный, солнечный, сентябрьский день. Миша встал очень рано, потому что боялся опоздать. Еще с вечера он приготовил портфель и тетрадки. Во дворе он увидел Катю с цветами, и они вместе пошли в школу . По дороге они смотрели на яркие желтые листья на деревьях, красивые пушистые облака на небе. Возле школы они встретили нарядных и веселых ребят, которые тоже спешили на встречу с учителем. Когда закончились уроки, Катя с Мишей вернулись домой в хорошем настроении.

Упражнение «Отгадай – ка» Дети , сейчас я буду называть верные и неверные сведения о школе . Если в предложении все правильно, хлопните в ладоши. Если предложение не верно, исправьте его.

Учиться в школе очень легко .

В школе всегда много игрушек.

В школе учатся до старости .

Все дети не хотят ходить в школу .

Ученики в школе учатся ночью .

Ученики носят в портфеле кирпичи.

Дети пишут в тетради ручкой.

Самая лучшая отметка в школе – два балла .

Заключительная часть.

Анализ занятия :

В : Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? Что нового вы узнали?

Ответы детей.

В : Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Еще хочу отметить ребят, у которых получился интересный рассказ .

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Книга посвящена вопросам развития речи детей дошкольного возраста старшей и подготовительной к школе групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 5-7 лет. Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики.
В пособии дастся материал для занятий, направленных на развитие всех сторон речи ребенка - фонетики, грамматики, лексики. а также на овладение основами связной монологической речи. Приложение содержит литературный материал для занятий по пересказу и методики выявления уровня речевого развития и методики мониторинга речевого развития детей.
Во второе издание книги внесены дополнения в соответствии с федеральными требованиями к основной программе дошкольного образования, ссылки на новый демонстрационный материал.
Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей.

Развитие связной речи.
При пересказе литературных произведений (сказки, рассказы) ребенок учится связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослого, использовать интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей.
Умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины предполагает отображение места и времени действия, придумывание предшествовавших и последующих событий.
Составление рассказа по сериям сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.
В старшей группе дети придумывают рассказы и сказки об игрушках, дают их описание и характеристику, соблюдая требования к композиции и выразительности речи.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
СТАРШАЯ ГРУППА.
Основные задачи работы но развитию речи детей старшей группы.

Словарная работа.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
Методические указания.
Конспекты занятий.
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и рак».
Занятие 2. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами».
Занятие 3. Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки».
Занятие 4. Составление рассказа по скороговорке.
Занятие 5. Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?».
Занятие 6. Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом».
Занятие 7. Составление рассказов на темы стихотворений.
Занятие 8. Составление рассказа на заданную тему.
Занятие 9. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».
Занятие 10. Составление рассказа по картине «Ежи».
Занятие 11. Составление рассказа на тему «Домашнее животное».
Занятие 12. Составление описательного рассказа о предметах посуды.
Занятие 13. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
Занятие 14. Составление рассказа по картине «Река замерзла».
Занятие 15. Составление рассказа на тему «Игры зимой».
Занятие 16. Составление рассказа на темы скороговорок.
Занятие 17. Пересказ сказки «Петух да собака».
Занятие 18. Составление рассказа по картине «Северные олени» .
Занятие 19. Составление описательного рассказа на тему «Зима».
Занятие 20. Ознакомление с предложением.
Занятие 21. Пересказ сказки «Лиса и кувшин».
Занятие 22. Составление рассказа но картине «Лошадь с жеребенком».
Занятие 23. Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился».
Занятие 24. Составление рассказа на заданную тему.
Занятие 25. Пересказ рассказал. Толстого «Пожарные собаки».
Занятие 26. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.
Занятие 27. Сочинение на тему «Приключения зайца».
Занятие 28. Составление рассказа на предложенную тему.
Занятие 29. Пересказ рассказа Я. Тайиа «Послушный дождик».
Занятие 30. Составление рассказа по картине «Зайцы».
Занятие 31. Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка».
Занятие 32. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА.
Основные задачи работы по развитию речи детей подготовительной к школе группы.
Воспитание звуковой культуры речи.
Словарная работа.
Формирование грамматическою строя речи.
Развитие связной речи.
Методические указания.
Приемы исправления грамматических ошибок.
Конспекты занятий.
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и козел».
Занятие 2. Составление рассказа по картине «В школу».
Занятие 3. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
Занятие 4. Составление текста-рассуждения.
Занятие 5. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».
Занятие 6. Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные».
Занятие 7. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Занятие 8. Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду».
Занятие 9. Составление текста-поздравления.
Занятие 10. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца».
Занятие 11. Сочинение сказки на тему «День рождения зайца».
Занятие 12. Составление рассказа с использованием антонимов.
Занятие 13. Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами».
Занятие 14. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка».
Занятие 15. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза».
Занятие 16. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка».
Занятие 17. Пересказ сказки «У страха глаза велики».
Занятие 18. Составление рассказа на тему «Четвероногий друг».
Занятие 19. Сочинение сказки на предложенный сюжет.
Замятие 20. Составление рассказа на тему «Как мы играем знмой на участке».
Занятие 21. Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин.
Занятие 22. Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» по серии сюжетных картин.
Занятие 23. Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин.
Занятие 24. Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин.
Занятие 25. Составление рассказа о животных по сюжетным картинам.
Занятие 26. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта.
Занятие 27. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк».
Занятие 28. Сочинение сказки на заданную тему.
Занятие 29. Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется».
Занятие 30. Описание пейзажной картины.
Занятие 31. Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками».
Занятие 32. Пересказ рассказам. Пришвина «Золотой луг».
Занятие 33. Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки».
Занятие 34. Составление рассказа на тему «Веселое настроение».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Литературный материал для занятий по пересказу.
Лиса и Рак (русская народная сказка).
Разве так играют?.
Лисята.
Про снежный колобок.
Петух да собака (русская народная сказка).
Лиса и кувшин (русская народная сказка).
Пожарные собаки.
Новоселье гномов.
Послушный дождик.
Кораблик.
Про пана Трулялинского.
Лиса н козел (русская народная сказка).
Четыре желания.
Купание медвежат.
Первая рыбка.
У страха глаза велики (русская народная сказка) Еж.
Белка и волк.
Как аукнется, так и откликнется (русская народная сказка).
Золотой луг.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Методики выявления уровня речевого развития детей.
Ассоциативный метод выявления уровня речевого развития дошкольника.
Работа над словом (по исследованию Л. Колуновой) Методика выявления особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (по исследованиям Н. Смольниковой и Е. Смирновой).
Выявление уровня связной речи в рассказывании по серии сюжетных картин.
Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитое речи старших дошкольников (по материалам исследования Е. Савушкиной) Методика обследования речи и коммуникативных умении детей старшего дошкольного возраста.
Список использованной и рекомендуемой литературы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!