Конспект расцвет империи во 2 веке. Расцвет Римской империи во II веке


























Включить эффекты

1 из 26

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

« Расцвет империи во 2-м

Слайд 2

Отказ от использования рабов.

Римляне строили на века.

План урока:

Слайд 3

Отказ от использования рабов

в сельском хозяйстве

Во времена империи выросли размеры имений в Италии,

провинциях. Богачам принадлежали огромные земельные

участки, в каждом из которых трудилось огромное

количество рабов. Но за ними очень трудно было

уследить.

Слайд 4

Отказ от использования рабов

в сельском хозяйстве

Как вы думаете, хорошо ли

работали рабы? Обоснуйте свой ответ.

Работали плохо, из-под палки.

Уследить за ними было трудно,

а нанимать надсмотрщиков – дорого.

В крупных имениях урожайность

виноградников,

оливковых рощ и полей, а также

поголовье скота уменьшалось

Как изменить положение?

Слайд 5

Тогда наиболее дальновидные землевладельцы разделили свои имения на отдельные участки и раздали их для обработки свободным беднякам, которые должны были отдавать 1/3 урожая.

Отказ от использования рабов

в сельском хозяйстве

Слайд 6

Колоны – земледельцы, которые брали землю для обработки на несколько лет.

Запишем определение:

Слайд 7

Отказ от использования рабов

в сельском хозяйстве

Подумайте, почему колоны

были заинтересованы в хорошем

урожае, а рабы – нет?

Колоны работали на себя,

а рабы – на хозяина

Слайд 8

Рабы с хижинами - рабы, которые получали от своего хозяина участки земли, рабочий скот, и орудия труда и отдав за это часть урожая

Запишем определение:

Слайд 9

« Он выделялся среди всех справедливостью, храбростью и непритязательностью привычек…Он никому не завидовал и никого не убивал, но уважал и возвышал всех достойных людей без исключения, не испытывая к ним ненависти или страха…»

Дион Кассий писал:

Слайд 10

«Траян был справедлив, милостив, долготерпелив, весьма верен друзьям; так, он посвятил другу своему Суре постройку …»

Аврелий Виктор писал:

Слайд 11

Траян происходил из испанского рода. В правление Нерона отец Траяна вошёл в состав сената. Карьеру он начал при Домициане, который в 96 году назначил его наместником Верхней Германии. Спустя год после солдатского мятежа преемник Домициана Нерва усыновил популярного среди армии Траяна, а после смерти Нервы в 98 году Траян стал первым римским императором из провинции.

Правление Траяна (98-117 г.)

Марк Ульпий Нерва Траян

Слайд 12

При нём прекратились казни по ложным доносам. Он приказал схватить самых известных доносчиков Рима, посадить их на корабль и отправить в открытое море.

Правление Траяна.

« Я хочу быть таким императором, какого сам бы желал себе, если бы был подданным»

Слайд 13

Правление Траяна

Историк Публий Тацит

« ...это были годы редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает»

Слайд 14

Траян был выдающимся полководцем, при нём сделаны последние завоевания римлян, подчинил племена даков.

Правление Траяна

Битва с даками. Рельефное

изображение

Слайд 15

Римляне строили на века.

Современный Лондон. Великобритания

Современная Австрия. Вена.

Кёльн. Германия.

Слайд 16

Римляне строили на века.

Для снабжения Рима и

других городов водой

строили водопроводы. В горах

разыскивали источники, укладывали

трубы, по которым телка вода.

Слайд 17

Для перевода труб через низины и реки возводились мосты со многими полукруглыми арками.

Римляне строили на века.

Римский мост в Галлии

(нынешней Франции)

Слайд 18

Римляне строили на века.

Римляне изобрели бетон. При сооружении здания

выкладывали на небольшом расстоянии друг от друга

две тонкие стенки из кирпича или камня, которые

заливались смесью из мелких камешков, песка и извести

Слайд 19

Римляне строили на века.

Форум Траяна 300 м в длину, и 185 м в высоту

Слайд 20

Римляне строили на века.

Римские темы (бани)

Слайд 21

Римляне строили на века.

Храм Пантеон в Риме

Храм Сатурна

Слайд 22

Римляне строили на века.

Театр в Древнем Риме

Слайд 23

Римляне строили на века.

В Риме по его приказу перестроили одну из площадей,

получившую название Форум Траяна. В центре этой красивейшей площади находилась

колонна, поставленная

в честь побед императора над даками. Сверху донизу ее покрывают рельефы,

изображающие военные сцены.

Колонна Траяна и поныне украшает город Рим.

Слайд 24

Подведём итог.

Вопросы на стр. 265

Слайд 25

Домашнее задание:

Параграф 57, вопросы,

Слайд 26

Антоненкова Анжелика Викторовна

Учитель истории МОУ Будинской ООШ

Тверской области Бельского района

Посмотреть все слайды

Конспект

Цели: - познакомить учащихся с расцветом римской империи во 2 веке н.э.;

Выяснить, каким был император Траян, каково его правление;

Развивать умение работать с историческими источниками;

Показать, что культура римлян так же прекрасна, как и греческая

Оборудование: компьютер, презентация, тесты

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

Устный ответ

3. Сообщение темы и целей урока. (сл. 2) План урока.

Отказ от использования рабов.

Правление Траяна (98 – 117 г.)

Римляне строили на века.

4. Изучение нового материала.

1) Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве.

(сл. 3) Во времена империи выросли размеры имений в Италии и провинциях. Богачам принадлежали огромные земельные владения, в каждом из которых трудились несколько сотен рабов. Никто из них не был заинтересован в результатах своего труда. Уследить за ними было трудно, а увеличение числа надсмотрщиков и охраны стоило дорого.

(сл. 4) Как вы думаете, хорошо ли работали рабы? Обоснуйте свой ответ. Как изменить положение?

В крупных имениях урожайность виноградников, оливковых рощ и полей падала, поголовье скота уменьшалось. (сл. 5) Тогда наиболее дальновидные землевладельцы разделили свои имения на отдельные участки и раздали их для обработки окрестным беднякам. За пользование полученным участком полагалось отдавать часть урожая (обычно одну треть).

Запишем определение (сл. 6) Земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет, назывались колоны.

(сл. 7) Подумайте, почему колоны были заинтересованы в хорошем урожае, а рабы – нет?

(Колоны были заинтересованы в том, чтобы вырастить хороший урожай) . А землевладельцы стремились удержать их у себя на длительный срок. Добивались этого с помощью различных поощрений. Например, если колон разводил на заброшенном участке виноградник, то первые пять сборов урожая он мог забрать себе целиком. Если же он сажал оливковые деревья, то брал себе первые десять сборов оливок.

(сл. 8) Многие владельцы имений стали и рабам давать участки земли, рабочий скот и орудия труда. Такие рабы строили себе на участке хижину и заводили семью. «Рабы с хижинами» платили господину, как и колоны, лишь часть урожая, оставляя себе все остальное. Если «рабов с хижинами» продавали, то только вместе с участками, которые они обрабатывали.

Правление Траяна .

«Лучший из императоров». Так римляне называли Траяна (годы его правления: 98-117 годы н. э.). «Я хочу быть таким императором,- любил говорить он,- какого сам бы желал себе, если бы был подданным».

Вот что писал Дион Кассий о его привычках: (сл. 9)

«Он выделялся среди всех справедливостью, храбростью и непритязательностью привычек… Он никому не завидовал и никого не убивал, но уважал и возвышал всех достойных людей без исключения, не испытывая к ним ненависти или страха. На клеветников он не обращал внимания и не давал воли своему гневу. Ему было чуждо корыстолюбие, и он не совершал неправедных убийств. Он расходовал огромные средства как на войны, так и на мирные работы, и сделав очень много крайне необходимого по восстановлению дорог, гаваней и общественных зданий, он не пролил ничьей крови в этих предприятиях… Он был рядом с людьми не только на охоте и пирах, но и в их трудах и намерениях… Он любил запросто входить в дома горожан, порою без стражи. Ему недоставало образования в строгом смысле этого слова, но по сути он многое знал и умел. Я знаю, конечно, о его пристрастиях к мальчикам и вину. Но если бы вследствие своих слабостей он совершал низменные или безнравственные поступки, это вызвало бы широкое осуждение. Однако известно, что он пил, сколько хотел, но при этом сохранял ясность рассудка, а в отношениях с мальчиками никому не нанес вреда »

Вот что говорит Аврелий Виктор(сл. 10) в своем произведении «О цезарях»:

Траян был справедлив, милостив, долготерпелив, весьма верен друзьям; так, он посвятил другу своему Суре постройку: (именно) бани, именуемые Суранскими. (9) Он так доверял искренности людей, что, вручая, по обычаю, префекту претория по имени Субуран знак его власти - кинжал, неоднократно ему напоминал: «Даю тебе это оружие для охраны меня, если я буду действовать правильно, если же нет, то против меня». Ведь тому, кто управляет другими, нельзя допускать в себе даже малейшей ошибки. Мало того, своей выдержкой он смягчал и свойственное ему пристрастие к вину, которым страдал также и Нерва: он не разрешал исполнять приказы, данные после долго затянувшихся пиров. -

(сл. 12) При Траяне прекратились казни по ложным доносам. Римляне хорошо помнили, как в недавние времена доносчики из корысти или зависти губили ни в чем неповинных людей. Достаточно было намекнуть императору, что любимый солдатами полководец может поднять мятеж, и того лишали жизни. Доносчикам доставалась часть имущества казненного. Они быстро продвигались по службе, становились консулами, сенаторами, наместниками провинций. Рабы же доносили на своих господ, желая получить от императора свободу.

Римский историк Тацит рассказывает, как при императоре Нероне погиб знаменитый писатель Петро-ний. Один негодяй, завидовавший славе и богатству Петрония, подкупил его раба. Тот донес на своего господина, обвинив его в дружбе с врагами Нерона. Петроний получил от императора приказ кончить жизнь самоубийством.

Траян приказал схватить известных всему Риму доносчиков, посадить их на наскоро сколоченные корабли. Эти суда вывели в открытое море и предоставили волнам и ветру. Дальнейшая их судьба неизвестна. При Траяне перестали преследовать за неосторожное слово или обидную для императора шутку. Живший в то время Тацит писал(сл. 13) «о годах редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает».

Траян был выдающимся полководцем. При нем были сделаны последние в истории Рима завоевания. (сл. 14) Траян подчинил племена даков, живших по левому берегу реки Дунай. Затем он двинул войска на Восток против Парфянского царства. Римлянам удалось захватить все Междуречье вплоть до Персидского залива. Но вскоре в тылу римских войск восстали покоренные народы. Траян вынужден был повернуть назад, на обратном пути он умер. Правившие после его смерти императоры отказались от дальнейших завоеваний. Римская империя перешла к обороне своих границ.

Римляне строили на века.

(сл. 15) В провинциях римляне основали много городов (например, города, позднее название которых Париж, Лондон, Вена, Кёльн)

(сл. 16) В провинциях они основали много городов. Для снабжения Рима и других городов водой строили водопроводы. В горах разыскивали источники, укладывали трубы, по которым вода текла под небольшим уклоном. (сл. 17) Для перевода труб через низины и реки возводили мосты со многими арками. В разных странах сохранились остатки римских водопроводов.

(сл. 18) Римляне изобрели бетон. При сооружении здания выкладывали на небольшом расстоянии друг от друга две тонкие стенки из кирпича или камня. Пространство между ними заполняли бетоном: смесью мелких камешков и песка с раствором извести.

Через некоторое время бетон затвердевал и получалась прочная стена. Применение бетона позволяло строить быстро и дешево.

(сл. 19 – 22) Во всех городах империи возводились бесчисленные амфитеатры, храмы, портики. Строительство шло под контролем римских властей: даже на постройку бани в провинциальном городе однажды потребовалось разрешение самого Траяна.

(сл. 23) В Риме по его приказу перестроили одну из площадей, получившую название Форум Траяна. В центре этой красивейшей площади находилась колонна, поставленная в честь побед императора над даками. Сверху донизу ее покрывают рельефы, изображающие военные сцены. Колонна Траяна и поныне украшает город Рим.

5. Подведём итог урока.

Тестирование:

1. Лучшим из римских императоров римляне считали: а) Цезаря; в) Траяна; б) Октавиана Августа; г) Нерона.

2. В состав Римской империи при Октавиане Августе вошли: а) Египет; в) Финикия; б) Парфянское царство; г) Македония.

3. Колоны - это: а) земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет; б) греки, выходцы из причерноморских колоний; в) пленники, участвующие в триумфальном шествии. г) рабы, получившие от хозяина участок земли.

4. Колоны хорошо работали, потому что:

А) им за это платили деньги

Б) их били палками за невыполнение работы

В) были заинтересованы в своём труде

5. В годы правления Траяна:

а) усилился гнёт людей б) прекратились казни по ложным доносам в) продолжились завоевания римлян г) римляне потеряли огромные территории

6. Годы правление Траяна: а) 98-117 г.

б) 92 – 115 г.;

в) 90 – 110 г.

7. Последние в истории Рима завоевания были сделаны при императоре: а) Нероне;

б) Цезаре;

в) Траяне;

г) Октавиане Августе.

8. Император, приказавший своему слуге заколоть его кинжалом и произнесший перед смертью «Какой великий артист погибает!»: а) Нерон;

в) Антоний;

г) Октавиан Август.

9. Рабы с хижинами - это рабы: а) получившие от хозяина в пользование участок земли; б) ставшие свободными земледельцами после указа Траяна; в) составившие основу римского войска; г) земледельцы, взявшие землю на срок 5 лет.

10. Римские землевладельцы отказывались от использования рабов в сельском хозяйстве, потому что: а) рабы в имениях не берегли орудия труда, калечили скот; б) прекратились завоевания, и рабов стало меньше; в) невозможно было уследить за работой рабов; г) их стало выгодно продавать по высокой цене.

1 - в, 2 – в, 3 – а, 4 –в, 5 –б, 6 – а, 7 – б, 8 – а, 9 – г, 10 – в.

6. Домашнее задание:

Параграф 57, вопросы, записи

Урок по истории Древнего мира в 5 классе

Конспект урока по истории в 5а классе.

Учитель: Ставер Людмила Станиславовна.

Тема: Расцвет Римской империи во II веке.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель : формирование представления об историческом развитии Римской империи во II веке нашей эры.

Планируемые результаты :

предметные - сформировать представление о личности и деятельности императора Траяна, выявить особенности жизни римского общества в период расцвета империи;

метапредметные - организовывать учебное взаимодействие в парах, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, выбирать средства достижения целей из предложенных, а также искать их самостоятельно, давать определения понятиям, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

личностные - выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества, воспитывать уважительное отношение к людям, создающим произведения культуры.

Оборудование : проектор, мультимедийная презентация, компьютер, учебник, карта «Рост Римского государства в период республики и империи».

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Мысленно настроимся на работу и пожелаем друг другу удачи. Ведь бытует мнение, что у человека, который не знает своего прошлого, нет хорошего будущего. Да и многие предметы, которыми мы пользуемся до сих пор, были изобретены в прошлые века.

II . Актуализация знаний

Дома вы отвечали на вопросы со страницы 264. Сейчас обменяйтесь тетрадями, и обратите внимание на слайд. Здесь указаны верные ответы (слайд 2) . Проверьте правильность выполнения задания и поставьте оценки. За 4 правильных ответа - оценка «5», три правильных ответа - «4», один или два правильных ответа - «3». Если нет домашнего задания или тетради, то это оценка «2». В конце урока я соберу тетради и выставлю оценки.

Как мы видим, на границах с Римской империей жили славяне, наши предки. А как называется наша вера? (христианство)

Кто может рассказать о первых христианах и об их Учителе? (Почти две тысячи лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия - Иисуса. Отцом Его был бог Яхве, которому поклонялись евреи, а матерью - Мария, бедная жительница города Назарета. Мария родила в городе Вифлеем и в этот момент на небе зажглась звезда. Когда Иисус вырос, он собрал вокруг 12 учеников и ходил по Палестине, исцеляя больных и воскрешая мертвых. Иисус говорил, что близится конец мира. Это будет Страшный суд, все кто не раскаялся, будут наказаны, но для тех, кто уверовал в Иисуса наступит Царство Божие на земле.)

Как же римляне относились к христианам, ведь именно на их территории зародилась эта вера? Почему? (Римские власти враждебно относились к христианам, жрецам бога Яхве не нравилось, что обычного человека называют Сыном Божиим. А для римлян он стал смутьяном, в его словах они видели подрыв императорской власти. Среди учеников нашелся предатель Иуда, который за 30 серебряников привел ночью стражу, где находился Иисус. Иуда подошел и поцеловал его, тем самым указав страже на Иисуса. Его схватили и подвергли пыткам.)

Покажите на карте, где находится Палестина, и назовите территории, которые также входят в состав Римской империи. (Испания, Галлия, Италия, Греция, Египет, Дакия, Македония, п-ов Малая Азия, Британия)

Огромной территорией обладало Римское государство, и долгое время им правили деспоты, последним и которых был … (Нерон). В Риме было много рабов, власть принадлежала богатым, и только их мнение учитывалось. Но Нерон погиб, и на его место во втором веке пришла новая династия. Время их правления характеризуют, как золотой век Римской империи. Какая же тема нашего урока?

(Расцвет Римской империи во II веке нашей эры).

Какие же цели перед нами появляются? Что нам необходимо узнать, чтобы понять, почему именно этот период называют эпохой расцвета. (При каком правителе Римская империя переживала расцвет? Какие изменения произошли, которые характеризовали эпоху расцвета?).

(слайд 3)

План урока

1. Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве.

2. Правление Траяна (98 - 117 г. н.э.)

Проблемный вопрос: Почему римский историк Тацит считал время правления Траяна «годами редкого счастья»?

III. Изучение нового материала

1. Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве.

Во времена империи выросли размеры имений в Италии и провинциях. Богачам принадлежали огромные земельные владения, в каждом из которых трудились несколько сотен рабов. Никто из них не был заинтересован в результатах своего труда. Уследить за ними было трудно, а увеличение числа надсмотрщиков и охраны стоило дорого.

Как вы думаете, хорошо ли работали рабы? Обоснуйте свой ответ.

Как изменить положение?

Найдите на стр. 275, что же решили сделать землевладельцы? (разделили свои имения)

А теперь попробуйте заполнить схему, вписывая вместо вопросов ответы, используя материал учебника стр.275-276 (слайд 4)

Какое же первое изменение произошло? (рабы стали иметь землю, бедняки и землевладельцы стали сотрудничать)

Подведение итога по первому вопросу.(слайд 5)

Физкультминутка.

2. Правление Траяна (98 -117 гг. н.э.)

- Как же звали императора, который позволил людям почувствовать себя свободнее? Найдите его имя и время правления на стр. 276. (Траян 98 - 117 гг. н.э.)

- «Лучший из императоров». Так римляне называли Траяна (годы его правления: 98—117 годы н. э.). «Я хочу быть таким императором,— любил говорить он,— какого сам бы желал себе, если бы был подданным».

(слайд 6)

Вот, что говорит Аврелий Виктор в своем произведении «О цезарях»:

Траян был справедлив, милостив, долготерпелив, весьма верен друзьям; так, он посвятил другу своему Суре постройку: (именно) бани, именуемые Суранскими. (9) Он так доверял искренности людей, что, вручая, по обычаю, префекту претория по имени Субуран знак его власти — кинжал, неоднократно ему напоминал: «Даю тебе это оружие для охраны меня, если я буду действовать правильно, если же нет, то против меня». Ведь тому, кто управляет другими, нельзя допускать в себе даже малейшей ошибки. Мало того, своей выдержкой он смягчал и свойственное ему пристрастие к вину, которым страдал также и Нерва: он не разрешал исполнять приказы, данные после долго затянувшихся пиров.

Чем же отличился Траян? Прочитайте стр. 277, и заполните пропуски в предложении. (слайд 7)

Подведение итога.

- Римляне строили на века . Многое, что было построено при императоре Траяне, сохранилось до наших дней. Например, столица Франции и столица Великобритании. (Лондон и Париж). (слайд 8)

А теперь давайте поиграем в игру «Угадай-ка» . На слайде вы увидите картинку и комментарий к ней. Необходимо угадать, о чем идет речь. (слайды 9,10,11)

IV. Закрепление изученного материала (слайд 12, 13, 14)

Тестирование:

1. Лучшим из римских императоров римляне считали:
а) Цезаря; в) Траяна;
б) Октавиана Августа; г) Нерона.

2. В состав Римской империи при Октавиане Августе вошли:

а) Египет; в) Финикия;

б) Парфянское царство; г) Македония.

3. Колоны — это:

а) земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет;
б) греки, выходцы из причерноморских колоний;
в) пленники, участвующие в триумфальном шествии.
г) рабы, получившие от хозяина участок земли.

4. Колоны хорошо работали, потому что:

а) им за это платили деньги

б) их били палками за невыполнение работы

в) были заинтересованы в своём труде

5. В годы правления Траяна:

а) усилился гнёт людей
б) прекратились казни по ложным доносам
в) продолжились завоевания римлян
г) римляне потеряли огромные территории

6. Годы правление Траяна :
а) 98-117 г. б) 92 - 115 г.; в) 90 - 110 г. г) 85-112 г.
7. Последние в истории Рима завоевания были сделаны при императоре:
а) Нероне; б) Цезаре;

в) Траяне; г) Октавиане Августе.
8. Император, приказавший своему слуге заколоть его кинжалом и произнесший перед смертью «Какой великий артист погибает!»:
а) Нерон; б) Траян;

в) Антоний; г) Октавиан Август.
9. Рабы с хижинами — это рабы:
а) получившие от хозяина в пользование участок земли;
б) ставшие свободными земледельцами после указа Траяна;
в) составившие основу римского войска;
г) земледельцы, взявшие землю на срок 5 лет.

10. Римские землевладельцы отказывались от использования рабов в сельском хозяйстве, потому что:
а) рабы в имениях не берегли орудия труда, калечили скот;
б) прекратились завоевания, и рабов стало меньше;
в) невозможно было уследить за работой рабов;
г) их стало выгодно продавать по высокой цене.

Подведение итогов урока.

Вспомните, какие вопросы мы ставили в начале урока (слайд 15) :

При каком правителе Римская империя переживала расцвет?

Какие изменения произошли, которые характеризовали эпоху расцвета?

Выставление оценок.

V . Домашнее задание (слайд 16)

Базовый уровень: § 57 - пересказ, ответить письменно на вопросы стр. 285.

Повышенный уровень: составить рассказ от лица римского землевладельца в период правления Траяна.

Источники

Материалы к уроку «Расцвет империи во втором веке » учителя истории МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» Седовой Э.Л.

Учебник:Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ - М, «Просвещение», 2015.

Н. И. Шевченко. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс

МБОУ «СШ №1» Ставер Людмила Станиславовна

Приходу Веспасиана предшествовал довольно долгий период гражданских войн, ожесточенной конкуренции за верховную власть и расстройства многих государственных служб.

Веспасиан. Новые законы и порядки

В первую очередь главным отличием политики правителя от таковой его предшественников стало ясное намерение императора установить в подвластной ему империи новые законы и создать тем самым прочные основания не только для собственной власти, но и для ее передачи своим наследникам.

В декабре 69 года принял специальный закон "О власти Веспасиана", который наделял императора теми же полномочиями, которые были у таких великих правителей Рима, как Август, Тиберий и Клавдий, но на законных основаниях. Таким образом, в империи установился законный порядок правления и наследования власти, был достигнут компромисс между землевладельцами и рабовладельцами.

Однако несмотря на то что Веспасиану удалось договориться с Сенатом о границах собственной власти, почти сразу после принятия указанного закона император провел довольно агрессивную зачистку Сената и провел туда нужных ему людей. Десять лет правления Веспасиана принято называть началом расцвета Римской империи.

Наследник Веспасиана

Так как Веспасиан установил довольно прозрачные правила наследования и находился в мире с Сенатом, то его наследником стал старший сын, его полный тезка Тит Флавий Веспасиан, который вошел в историю под личным именем Тит. Всего два года Титу удалось побыть императором, так как уже в возрасте сорока одного года он скончался от горячки.

Однако и эти годы были омрачены тремя крайне неприятными событиями в Вечном городе. За время короткого пребывания Тита у власти в подвластной империи случились извержение Везувия, эпидемия чумы и крупный пожар в самом Риме.

Самого императора почти все римские историки характеризуют как гармоничного, хорошо образованного человека, отличавшегося любовью к музыке, стихосложению. Отец дал ему хорошее образование, которого сам был лишен в силу происхождения.

Предпосылки величия

Устройство Римской республики претерпело значительные изменения к началу первого тысячелетия нашей эры. Большинство историков сходятся во мнении, что становление сильной централизованной власти смогло состояться благодаря относительной политической стабильности. империи в период расцвета достигало 60 000 000 человек, а структура его значительно изменилась из-за включения в состав государства новых провинций, а также благодаря упорядочиванию сословий.

Существенные изменения претерпевает система пополнения Сената новыми членами. Теперь в состав высшего государственного органа могли входить лишь представители высшего сословия страны - нобили, в то время как всадники получили возможность работать в имперской администрации и возглавлять провинции и армии.

Кроме того, были введены ряд ограничений на владение рабами. Например, пополнение рабов за счет военнопленных становилось практически невозможным, а беспричинное жестокое отношение с ними запрещалось. Зато человек мог попасть в вечное рабство, не уплатив вовремя долг.

Империя в l-lll веках нашей эры

Первым человеком, который приблизился к получению объема власти, свойственному императору, был Октавиан Август, занимавший пост принципа, то есть первого сенатора. В его компетенции находились отношения с иностранными державами и судебные решения государственной важности. В это же время армия становится опорой государственной власти, что впоследствии приведет не только к усилению власти верховного правителя, но и к целому ряду проблем и нестабильности государственной власти. Но все это будет позже, а в шестидесятых годах до нашей эры казалось все эти подвижки в римской демократии имели преимущественно плюсы.

Расцвет Римской империи сопровождался также разделением власти между Сенатом и императором, которые занимались разными делами. Сенат добился права назначать правителей отдельных провинций, оставив управление армией в руках Первого консула.

Доминат. lll-V века нашей эры

Собственно расцвет Римской империи, какую большинство людей знают по образцам поп-культуры, приходится на третий-пятый века нашей эры. В это время формируется институт так называемого домината.

Первым доминатом в истории стал Диоклетиан, возглавивший империю в 284 году. Именно с приходом Диоклетиана стало понятно, что император далеко не только Первый сенатор, но полноправный самовластный правитель, в руках которого сосредоточена огромная власть над необъятной империей, подчинившей большую часть Средиземноморья.

Император находился у власти двадцать один год и за это время одержал победу в нескольких междуусобных войнах, усмирил Галлию и обеспечил целостность империи на некоторое время.

Золотой век римской культуры

Большинство исследователей культуры империи сходятся во мнении, что наибольшего расцвета искусства разных видов достигли во ll веке нашей эры. Именно на это время пришлось правление таких знаменитых императоров, как Траян и Марк Аврелий.

На пике могущества Римской империи в ее границах возникает христианство, которое за короткий срок станет государственной религией самой могущественной империи, а после и распространится по всему миру, став одной из трех мировых религий.

В первом веке новой эры, на который приходится безусловный расцвет Римской империи, в стране все еще существовали такие важные центры древней культуры, как Афины и Александрия Египетская. Хотя значение этих центров неуклонно снижалось по сравнению с Римом, который стягивались все основные интеллектуальные, финансовые и культурные ресурсы империи. На рубеже тысячелетий в империи работают такие мыслители, как Страбон, Птолемей и Апулей создает один из важнейших памятников римской литературы - "Метаморфозы", известные также под названием "Золотой осел".

Расцвет невозможно представить без архитектуры, которая должна была удовлетворять амбициям и тщеславным замыслам его правителей, каждый из которых стремился перестроить Вечный город по своему усмотрению и внести существенные изменения в города по всей империи. Стоит отметить, что в провинции римская армия несла не только разрушения, но и культуру - бани, цирки, форумы и школы.

Пять хороших императоров

В период, известный как время Пяти хороших император, - в период расцвета - площадь Римской империи достигает наибольшего размера. К середине второго века границы империи простирались от Великобритании до Закавказья, от земель германских племен до Персидского залива.

Периодом пяти хороших императоров называют время правления династии Антонинов, к которой относятся Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Антоний. Именно во времена этих императоров столица империи была украшена величайшими из известных памятников античной архитектуры, а унифицированная система власти распространилась по всей необъятной стране. Однако и основы устройства Римской республики были подорваны этими же правителями, что привело в дальнейшем к расколу страны на Восточную и Западную Римскую империи и последующему падению Рима под натиском варваров.

Во времена империи выросли размеры имений в Италии и провинциях. Богачам принадлежали огромные земельные владения, в каждом из которых трудились несколько сотен рабов. Никто из них не был заинтересован в результатах своего труда. Уследить за ними было трудно, а увеличение числа надсмотрщиков и охраны стоило дорого. В крупных имениях урожайность виноградников, оливковых рощ и полей падала, поголовье скота уменьшалось. Тогда наиболее дальновидные землевладельцы разделили свои имения на отдельные участки и раздали их для обработки окрестным беднякам. За пользование полученным участком полагалось отдавать часть урожая (обычно одну треть). Земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет, назывались колоны.

Колоны были заинтересованы в том, чтобы вырастить хороший урожай. А землевладельцы стремились удержать их у себя на длительный срок. Добивались этого с помощью различных поощрений. Например, если колон разводил на заброшенном участке виноградник, то первые пять сборов урожая он мог забрать себе целиком. Если же он сажал оливковые деревья, то брал себе первые десять сборов оливок.

Многие владельцы имений стали и рабам давать участки земли, рабочий скот и орудия труда. Такие рабы строили себе на участке хижину и заводили семью. «Рабы с хижинами» платили господину, как и колоны, лишь часть урожая, оставляя себе все остальное. Если «рабов с хижинами» продавали, то только вместе с участками, которые они обрабатывали.

«Лучший из императоров». Так римляне называли Траяна (годы его правления: 98-117 годы н. э.). «Я хочу быть таким императором,- любил говорить он,- какого сам бы желал себе, если бы был подданным».

При Траяне прекратились казни по ложным доносам. Римляне хорошо помнили, как в недавние времена доносчики из корысти или зависти губили ни в чем неповинных людей. Достаточно было намекнуть императору, что любимый солдатами полководец может поднять мятеж, и того лишали жизни. Доносчикам доставалась часть имущества казненного. Они быстро продвигались по службе, становились консулами, сенаторами, наместниками провинций. Рабы же доносили на своих господ, желая получить от императора свободу.

Римский историк Тацит рассказывает, как при императоре Нероне погиб знаменитый писатель Петро-ний. Один негодяй, завидовавший славе и богатству Петрония, подкупил его раба. Тот донес на своего господина, обвинив его в дружбе с врагами Нерона. Петроний получил от императора приказ кончить жизнь самоубийством.

Траян приказал схватить известных всему Риму доносчиков, посадить их на наскоро сколоченные корабли. Эти суда вывели в открытое море и предоставили волнам и ветру. Дальнейшая их судьба неизвестна.
При Траяне перестали преследовать за неосторожное слово или обидную для императора шутку. Живший в то время Тацит писал «о годах редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает».

Траян был выдающимся полководцем. При нем были сделаны последние в истории Рима завоевания. Траян подчинил племена даков, живших по левому берегу реки Дунай. Затем он двинул войска на Восток против Парфянского царства. Римлянам удалось захватить все Междуречье вплоть до Персидского залива. Но вскоре в тылу римских войск восстали покоренные народы. Траян вынужден был повернуть назад, на обратном пути он умер. Правившие после его смерти императоры отказались от дальнейших завоеваний. Римская империя перешла к обороне своих границ.

Римляне строили на века. В провинциях они основали много городов. Для снабжения Рима и других городов водой строили водопроводы. В горах разыскивали источники, укладывали трубы, по которым вода текла под небольшим уклоном. Для перевода труб через низины и реки возводили мосты со многими арками. В разных странах сохранились остатки римских водопроводов. Римляне изобрели бетон. При сооружении здания выкладывали на небольшом расстоянии друг от друга две тонкие стенки из кирпича или камня. Пространство между ними заполняли бетоном: смесью мелких камешков и песка с раствором извести.

Через некоторое время бетон затвердевал и получалась прочная стена. Применение бетона позволяло строить быстро и дешево. Во всех городах империи возводились бесчисленные амфитеатры, храмы, портики. Строительство шло под контролем римских властей: даже на постройку бани в провинциальном городе однажды потребовалось разрешение самого Траяна. В Риме по его приказу перестроили одну из площадей, получившую название Форум Траяна. В центре этой красивейшей площади находилась колонна, поставленная в честь побед императора над даками. Сверху донизу ее покрывают рельефы, изображающие военные сцены. Колонна Траяна и поныне украшает город Рим.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!