Конспект урока литературы на тему "Маяковский о роли поэта и поэзии" (11 класс).

Он встал. Пегас вознёсся быстрый.
По ветру грива, и летит,
И сыплются стихи, как искры.
Из-под сверкающих копыт.
Н.Гумилёв
Поэт... Звучит гордо. И только от самого поэта зависит - насколько гордо: от его личности, а значит, и от его поэзии.
С самых ранних творческих опытов начинающего поэта видно, какую стезю он изберёт в дальнейшем: будет ли поэтом-философом, поэтом-дидактиком, поэтом «чистого искусства» или поэтом-граж- данином. Но каждый из них - прежде всего творец, и каждого интересует тема поэта и поэзии. В. В. Маяковский относится к числу последних: он был рупором эпохи, обличителем, бунтарём. Оружие Маяковского в борьбе против обывательщины и царизма и за справедливость и революцию - «железный» стих. Вопрос о месте, роли и миссии поэта в мире является одним из главных в его лирике, равно как и вопрос о «рождении» стихов.
Маяковский - футурист, новатор. Он всеми силами души ратовал за прогресс, причём стремительный, за переворот, а, как известно, всё начинается со Слова. Он считал, что именно поэт должен подготовить идейную почву для быстрого социально-политического скачка - в этом его миссия. Поэтому в стихотворении «Приказ по армии искусства» (1918) он призывает «братьев по песенной беде» (М. И. Цветаева) к пересмотру истин («Довольно грошовых истин. // Из сердца старое вытри»), к обновлению творческой тематики, к обращению взора с вечных на злободневные проблемы:
Улицы - наши кисти.
Площади - наши палитры.
Причём делать это надо стремительно:
Довольно шагать, футуристы,
В будущее прыжок!..
Громоздите за звуком звук вы
и вперёд,
поя и свища.
Поэт должен вести общество в будущее, озаряя путь факелом своего творчества. По Маяковскому, поэт - художник. Он должен показывать всё наглядно, без прикрас, именно не описывать, а отображать, не гнушаясь «низкими» предметами. Маяковский, живя в XX веке, подчёркивает, что поэт - певец насущного, историк, а не философ, обличитель; он - ремесленник, не случайно поэтическое творчество, по мнению автора, замещает работу на заводе. Символично и само название его стихотворения - «Приказ по армии искусства». В армии - уравниловка, одинаковое обмундирование. По мнению Маяковского, время накладывает и на поэтическое творчество определённые штампы, подводит стихотворцев под общий стандарт, ибо дело у них - одно, проблемы в обществе, которые нужно освещать - одни, тематика - одна, злободневная.
Но ещё армия - это прежде всего войско. Поэты должны сплотиться, бороться за дело революции сообща. Поэты - политики:
Книгой времени
тысячелистной
революции дни не воспеты.
На улицу, футуристы,
барабанщики и поэты!
Маяковский - поэт времени, он современен. Когда Революция отметила свою третью годовщину, она упрочилась и в творчестве Маяковского. В стихах этого периода, посвящённых теме поэта и поэзии, уже не было призывов свершать перевороты, однако Маяковский призывает служить делу, открытому революцией. Стихотворение 1920 года «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче » отражает эту обновлённую, но в корне сохранённую концепцию. Миссия поэта - светить! Труд поэта сродни свету солнца - не зря гость-Солнце говорит поэту:
Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдём, поэт,
взорим,
вспоём
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить своё,
а ты - своё,
стихами.
Мир ещё сер, в нём царят хлам и хаос - его надо озарить. В сером мире, полном тривиальностей, поэт вынужден заниматься рутинной работой, и эта будничная работа притупляет энтузиазм:
а тут - не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!
Но во имя большого приходится жертвовать малым. Солнце (когда поэт выражает зависть) подчёркивает, что и его труд тоже кропотлив, тяжёл, но нужно преодолевать все препятствия, коль скоро ты - Свет:
А мне, ты думаешь,
светить
легко?
- Поди, попробуй! -
А вот идёшь -
взялось идти,
идёшь и светишь в оба!
По Маяковскому, поэт - носитель света, Прометей. Поэт - борец с насущными общественными проблемами. Его оружие - стих- свет: иногда - свет звёзд, иногда - солнца. Параллель «поэзия - свет солнца или звёзд» пронизывает всю лирику Маяковского. Страна погружена во мрак, и её необходимо озарить, и сделать это должен поэт, покоритель «баррикад сердец и душ». Однако Маяковский, будучи реалистом, понимал, что осуществить эту миссию почти невозможно: общество настолько погрязло в пороках, что это практически не исправишь. Ему остаётся только усердно выполнять эту свою миссию, заранее обречённую на провал. Долг поэта требовал светить, во-первых, чтобы не запятнать общественной грязью свою душу, противопоставить себя чёрно-серой массе, а во-вторых, чтобы - если это ещё возможно - повлиять хотя бы на кого-то, даже если большинство уже необратимо духовно погибло. Стихотворение «Послушайте!» - тому пример:
Послушайте!
Ведь если звёзды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Если хотя бы один человек стремится к звёздному свету, поэт должен одарить его этим светом. Ведь, несмотря на то что люди к свету не тянутся, совсем без света жить невозможно.
Это стихотворение писалось до революции, и в нём, конечно, меньше оптимизма, чем в «Необычайном приключении...». Именно революция не позволяла поэту отчаяться так, как отчаивались его предшественники - А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов. Вера в то, что в конечном счёте «поэтин» труд принесёт результаты, согревала. Отсюда - бунтарский дух вместо меланхолии, темперамент вместо мелодичности (именно о таких «темпераментных» стихах и стихотворцах строки Гумилёва, выбранные в качестве эпиграфа: огонь и стремительность, искры и порыв), громогласное обличение вместо отшельничества.
В более поздний период творчества Маяковский создал полушутливое стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926), имеющее глубокий, серьёзный подтекст. Он развил те мысли, которые вложил в более ранние произведения: труд поэта тяжёл, порывист, благороден и светел. Это - не праздность, как считали многие люди, не « пользование чужими словесами ». Поэзия требует много затрат («Какие издержки в моём производстве// и сколько тратится на материал... Гражданин фининспектор, // честное словно, // поэту // в копеечку влетают слова») и риска («езда в незнаемое»), много усилий:
Поэзия -
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.
Несправедливо, что с поэта взыскивают налоги, как с простых обывателей: он, в отличие от них, отдаёт всю душу и все силы своему делу, служению народу. Сам постепенно губя здоровье, а следовательно, подбираясь к смертной черте, дарит бессмертие всем окружающим, очень часто недостойным этого. Он жертвует желанными поэтическими темами во имя нужных, наболевших - вечными ради злободневных.
Стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии» -логическое продолжение более ранних произведений на эту тему. Хотя здесь мотив «поэзия - свет» отчётливо не звучит, он заменяется другим: «поэзия- огонь» («испепеляющее слов этих жжение»; «рифма - фитиль» и т. д.). Основные аспекты темы, раскрытые в этом стихотворении: творческий процесс (как рождаются стихи), трудности поэтического поприща, место поэта в мире. Автор реабилитировал поэтическую профессию, определил её значимость:
Нет!
И сегодня
рифма поэта -
ласка
и лозунг,
и штык,
и кнут.
Поэтическое творчество, по Маяковскому, - сочетание труда и таланта. Маяковский не считал поэзию плодом вдохновения, детищем Музы. Он сам, напротив, выуживал строчки, считал поэзию кропотливой и скрупулёзной работой; но поэтический труд - это воплощённый свет.
В. В. Маяковский глубоко и полно осветил тему поэта и поэзии в своей лирике. Подача этой темы варьируется, однако общие принципы и тезисы сохраняются: поэт - свет; поэт - певец злободневного, современного; поэзия - тяжкий труд, который не оценивается современниками, но будет воспринят потомками; поэзия - кропотливая работа, дающаяся не столько вдохновением, сколько терпением.
Слог Маяковского ярок и оригинален, однако лишён нарочитых словесных украшений, ведь о том, злободневном, рутинно-бытовом, о чём пишет поэт, не нужно писать красиво, хотя надо писать достойно. Многочисленные тире символизируют стремительность: порыв Гения и темперамента, ритм жизни. Даже в художественной, а не только идейной стороне стихотворчества, Маяковский раскрыл тему поэта и поэзии (например, показал закономерность некоей грубости слога: ведь пишет часто о грубом и живёт в грубом времени). Современники называли Маяковского инкрустатором: он не вписался органично в поэтическую плеяду XX века, а ворвался в неё. Он стоит в истории литературы особняком. И это потому, что Маяковский во всём был оригинален: и в своей бескомпромиссности, и в поэтическом стиле, и даже в том, что тема поэта и поэзии у него - не вечная, а злободневная, раскрытая под углом времени. Хотя сама поэзия, по его мнению, - вечна. Как свет Солнца и Звёзд.

Двадцатый век - это век колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждый век нуждается в собственном поэте, который сделал бы «боль времен своею собственной болью». Таким поэтом своего времени был В. Маяковский. С его мощной, властно вошедшей в наше сознание и литературу поэзией связано очень многое. Он первый, используя свой необыкновенный ритм, соединил политику и лирику. Вся его любовь к человеку вылилась в мощную струю нового искусства.

Судьба и творческий путь В. Маяковского - яркий пример страстного служения искусству в трагическое для родины время. Его называли «поэтом-бунтарем», «поэтом-трибуном», потому что в своих стихах он выступал против тех норм и правил общественной жизни, которые уничтожают в человеке человеческое, призывал «давать» такое «новое искусство, чтобы выволочь республику из грязи».

Тема назначения поэта и поэзии - особая в творчестве каждого поэта. Но у Маяковского эта тема наиболее глубоко выявила особенности его лирического героя. В стихотворении «А вы могли бы?» (1913) Маяковский создал яркий образ своей поэзии: он вынужден играть ноктюрн на флейте водосточных труб. В этом стихотворении была сформулирована творческая задача поэта - преображение жизни средствами поэзии. Но в творчестве зрелой поры эта задача обретает иной смысл: поэзия должна «стать на службу» «приближения будущего», утверждать новые человеческие отношения, основанные на принципах свободы личности, радости творческого труда, любви и братства. В поэме «Человек» поэт пишет: «И только боль моя острей, стою, огнем объят, на несгораемом костре немыслимой любви».

Ранние стихотворения Маяковского считаются футуристическими. Но он пошел дальше своих собратьев по перу, он сумел раздвинуть рамки своего творчества, чтобы стать на голову выше всех. После революции имя Горького стало символом буревестника, Блок воспринимался «как трагический поэт эпохи», услышавший музыку революции, Маяковский вошел в нашу культуру ее поэтическим знаменосцем, верящим в светлое будущее страны. Каждый поэт рано или поздно дает оценку своему творчеству. Маяковский верил, что его поэзия будет нужна народу. Многие не понимали и не понимают поэта, считая его временным глашатаем революции, сам же поэт Маяковский утверждал обратное:

громаду лет прорвет

как в наши дни

вошел водопровод,

сработанный

еще рабами Рима.

И я думаю, что он четко предопределял значение своей поэзии для русского народа. Маяковского волновал вопрос о роли и месте искусства. В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926) он продолжает традиции разговора о литературе, ее месте в жизни общества, ее гражданственности:

Гражданин фининспектор!

Простите за беспокойство.

Спасибо…

не тревожьтесь…

я постою…

У меня к вам

деликатного свойства:

в рабочем строю.

Напряженный труд поэта, ищущего нужное слово, отражен в афористических строчках «Разговора с фининспектором о поэзии»:

та же добыча радия.

В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь

единого слова ради

тысячи тонн

словесной руды.

Маяковский был сложной, противоречивой натурой, но он был настолько глубок в своих сомнениях и презрениях, что в ту пору по силе идеи, выраженной в его стихах, сопоставить с ним было некого. Многие поэты, не приняв революции, уехали в другие страны, другие творили в более интимном, узком масштабе. Даже Есенин, певец тончайших оттенков человеческой души, не смог понять всего размаха происходящих событий. Наш современник Евтушенко верно отметил, что поэт в России больше, чем поэт. Это полностью можно отнести к Маяковскому. Как он хотел быть понятым! Какой только травле он ни подвергался, но оставался верен себе, не изменяя своих убеждений в зависимости от смены власти. Во вступлении к поэме «Во весь голос» Маяковский писал:

Я к вам приду

в коммунистическое далеко

как песенно-есененный провитязь.

Мой стих дойдет

через хребты веков

и через головы

поэтов и правительств.

Вступление к поэме - это политическая декларация, это рассказ о времени и о себе, обращенный в будущее. Во время работы над поэмой Маяковский готовил выставку «20 лет работы», то есть своеобразный отчет перед читателями. И поэма стала как бы итогом, обобщившим творческий опыт поэта и его размышления о поэзии. В тот период шла острая борьба представителей различных литературных течений. Поэты «чистого искусства» утверждали, что поэзия не должна отражать грубую действительность, а Маяковского они назвали «мелкобуржуазным попутчиком». Во вступлении к поэме «Во весь голос» показаны отзвуки идейных и эстетических столкновений тех лет. Маяковский говорит о том, что поэзия, прежде всего, должна служить насущным проблемам дня. Он пишет, что мог бы строить нежные романсы, но он приравнивает свое перо к орудию, потому что сейчас это необходимо, нужно бороться с разной дрянью, поэтому он «себя смирял, становясь на горло собственной песне».

Бухарин писал, что «надоело читать «агитки Маяковского», ведущим поэтом эпохи он провозгласил Пастернака. Но это абсурд сравнивать таких разных, таких великих и гениальных поэтов. Это все равно, что заявить: «Толстой в литературе есть, а Чехова - нет». У каждого поэта было свое миропонимание, которое они выражали в своем творчестве. Трагизм положения Маяковского в мире непонимания приводит его к самоубийству. Возможно, это была минутная слабость, возможно, травля поэта. Но 14 апреля 1930 года Маяковского не стало. Не были завершены творческие замыслы, не осуществились планы поездок и встреч с читателями, но остались стихи Маяковского, осталось завоеванное право быть первым в рабочем строю. Злопыхатели даже рифму поэта, его манеру выделять каждое слово превращали в меркантильность. Маяковский гневно отвечал врагам:

не накопили строчки,

краснодеревщики

не слали мебель на дом.

свежевымытой сорочки,

скажу по совести,

мне ничего не надо.

Да, Маяковский был партийный поэт, он и не отрицал этого. Он искренне верил в светлое коммунистическое будущее. Последние строки, которые он написал во вступлении к поэме «Во весь голос », дают четкое представление о его идейной направленности:

Явившись

в Це Ка Ка

светлых лет,

над бандой

поэтических

рвачей и выжиг

я подыму,

как большевистский партбилет,

все сто томов

партийных книжек.

Поэт ценил верность высокому долгу прежде всего, даже если бы «собратья по перу» его распяли.

Двадцатый век - это век колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждый век нуждается в собственном поэте, который сделал бы «боль времен своею собственной болью». Таким поэтом своего времени был В. Маяковский. С его мощной, властно вошедшей в наше сознание и литературу поэзией связано очень многое. Он первый, используя свой необыкновенный ритм, соединил политику и лирику. Вся его любовь к человеку вылилась в мощную струю нового искусства.

Судьба и творческий путь В. Маяковского - яркий пример страстного служения искусству в трагическое для родины время. Его называли «поэтом-бунтарем», «поэтом-трибуном», потому что в своих стихах он выступал против тех норм и правил общественной жизни, которые уничтожают в человеке человеческое, призывал «давать» такое «новое искусство, чтобы выволочь республику из грязи».

Тема назначения поэта и поэзии - особая в творчестве каждого поэта. Но у Маяковского эта тема наиболее глубоко выявила особенности его лирического героя. В стихотворении «А вы могли бы?» (1913) Маяковский создал яркий образ своей поэзии: он вынужден играть ноктюрн на флейте водосточных труб. В этом стихотворении была сформулирована творческая задача поэта - преображение жизни средствами поэзии. Но в творчестве зрелой поры эта задача обретает иной смысл: поэзия должна «стать на службу» «приближения будущего», утверждать новые человеческие отношения, основанные на принципах свободы личности, радости творческого труда, любви и братства. В поэме «Человек» поэт пишет: «И только боль моя острей, стою, огнем объят, на несгораемом костре немыслимой любви».

Ранние стихотворения Маяковского считаются футуристическими. Но он пошел дальше своих собратьев по перу, он сумел раздвинуть рамки своего творчества, чтобы стать на голову выше всех. После революции имя Горького стало символом буревестника, Блок воспринимался «как трагический поэт эпохи», услышавший музыку революции, Маяковский вошел в нашу культуру ее поэтическим знаменосцем, верящим в светлое будущее страны. Каждый поэт рано или поздно дает оценку своему творчеству. Маяковский верил, что его поэзия будет нужна народу. Многие не понимали и не понимают поэта, считая его временным глашатаем революции, сам же поэт Маяковский утверждал обратное:

громаду лет прорвет

как в наши дни

вошел водопровод,

сработанный

еще рабами Рима.

И я думаю, что он четко предопределял значение своей поэзии для русского народа. Маяковского волновал вопрос о роли и месте искусства. В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926) он продолжает традиции разговора о литературе, ее месте в жизни общества, ее гражданственности:

Гражданин фининспектор!

Простите за беспокойство.

Спасибо…

не тревожьтесь…

я постою…

У меня к вам

деликатного свойства:

в рабочем строю.

Напряженный труд поэта, ищущего нужное слово, отражен в афористических строчках «Разговора с фининспектором о поэзии»:

та же добыча радия.

В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь

единого слова ради

тысячи тонн

словесной руды.

Маяковский был сложной, противоречивой натурой, но он был настолько глубок в своих сомнениях и презрениях, что в ту пору по силе идеи, выраженной в его стихах, сопоставить с ним было некого. Многие поэты, не приняв революции, уехали в другие страны, другие творили в более интимном, узком масштабе. Даже Есенин, певец тончайших оттенков человеческой души, не смог понять всего размаха происходящих событий. Наш современник Евтушенко верно отметил, что поэт в России больше, чем поэт. Это полностью можно отнести к Маяковскому. Как он хотел быть понятым! Какой только травле он ни подвергался, но оставался верен себе, не изменяя своих убеждений в зависимости от смены власти. Во вступлении к поэме «Во весь голос» Маяковский писал:

Я к вам приду

в коммунистическое далеко

как песенно-есененный провитязь.

Мой стих дойдет

через хребты веков

и через головы

поэтов и правительств.

Вступление к поэме - это политическая декларация, это рассказ о времени и о себе, обращенный в будущее. Во время работы над поэмой Маяковский готовил выставку «20 лет работы», то есть своеобразный отчет перед читателями. И поэма стала как бы итогом, обобщившим творческий опыт поэта и его размышления о поэзии. В тот период шла острая борьба представителей различных литературных течений. Поэты «чистого искусства» утверждали, что поэзия не должна отражать грубую действительность, а Маяковского они назвали «мелкобуржуазным попутчиком».

Во вступлении к поэме «Во весь голос» показаны отзвуки идейных и эстетических столкновений тех лет. Маяковский говорит о том, что поэзия, прежде всего, должна служить насущным проблемам дня. Он пишет, что мог бы строить нежные романсы, но он приравнивает свое перо к орудию, потому что сейчас это необходимо, нужно бороться с разной дрянью, поэтому он «себя смирял, становясь на горло собственной песне».

Бухарин писал, что «надоело читать «агитки Маяковского», ведущим поэтом эпохи он провозгласил Пастернака. Но это абсурд сравнивать таких разных, таких великих и гениальных поэтов. Это все равно, что заявить: «Толстой в литературе есть, а Чехова - нет». У каждого поэта было свое миропонимание, которое они выражали в своем творчестве. Трагизм положения Маяковского в мире непонимания приводит его к самоубийству. Возможно, это была минутная слабость, возможно, травля поэта.

Но 14 апреля 1930 года Маяковского не стало. Не были завершены творческие замыслы, не осуществились планы поездок и встреч с читателями, но остались стихи Маяковского, осталось завоеванное право быть первым в рабочем строю. Злопыхатели даже рифму поэта, его манеру выделять каждое слово превращали в меркантильность. Маяковский гневно отвечал врагам:

не накопили строчки,

краснодеревщики

не слали мебель на дом.

свежевымытой сорочки,

скажу по совести,

мне ничего не надо.

Да, Маяковский был партийный поэт, он и не отрицал этого. Он искренне верил в светлое коммунистическое будущее. Последние строки, которые он написал во вступлении к поэме «Во весь голос », дают четкое представление о его идейной направленности:

Явившись

в Це Ка Ка

светлых лет,

над бандой

поэтических

рвачей и выжиг

я подыму,

как большевистский партбилет,

все сто томов

партийных книжек.

Поэт ценил верность высокому долгу прежде всего, даже если бы «собратья по перу» его распяли.

Вариант 2.

Большинство поэтов задумывалось о целях своего творчества, о своем предназначении и месте в жизни страны и народа. Еще в глубокой древности наряду с самой поэзией возникали вопросы - что и для кого должен писать поэт? Поэт или гражданин? Поэт и гражданин? Поэт - гражданин? Необходимо ли поэту - божьему избраннику - быть еще и гражданином? Об этом предавались размышлениям А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и прочие.

Один из лучших поэтов начала XX века, эпохи абсолютных общественных перемен - Маяковский. Это был период ломки не только политического строя, но и этических и эстетических норм. В его лирике наиболее ярко, может быть, даже демонстративно запечатлены черты новой личности.

Не сразу и не вдруг определил Маяковский место своей поэзии в жизни современного общества. Задумываясь о кажущейся бесполезности поэта среди повседневных будничных забот людей, он задает вопрос:

Ведь, если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

А поэт - это тоже звезда, которая зажигается, и ее свет служит нравственным ориентиром людям. Внутренне убежденный в необходимости поэтического слова для человеческой души, Маяковский видит миссию поэта в том, чтобы впитать в себя всю боль миллионов страдающих и одиноких людей и рассказать о ней миру.

И сразу после Октябрьской революции поэт обращается ко всем художникам слова с призывом направить свое мастерство на воспитание людей:

Товарищи, на баррикады -

баррикады сердец и душ.

Маяковский уже не сомневается в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране. Поэт, в понимании Маяковского, выполняет большое и ответственное дело: управляет сердцами и умами людей на одном большом корабле, называемом страной. “Сердца - такие же моторы. Душа - такой же хитрый двигатель”, - утверждает поэт. Итак, поэзия нужна, мало того, она просто необходима людям, как солнце. Не случайно сравнение настоящей поэзии со светилом, которое издавна считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света.

Так возникает у Маяковского в стихотворении “Необычайное приключение…” тема двух солнц - солнца света и солнца поэзии. Она находит точное и меткое воплощение в поэтическом образе “двустволки солнц”, из одного ствола которой вырываются снопы света, а из другого - свет поэзии. Перед силой этого оружия падает ниц “стена теней, ночей тюрьма”. Поэт и Солнце действуют сообща, сменяя друг друга. Поэт заявляет, что когда “устанет” и захочет “прилечь” Солнце, то он “во всю светает мочь - и снова день трезвонится”.

Свои размышления о поэтическом труде В. Маяковский продолжает в стихотворении “Разговор с фининспектором о поэзии”. Оно представляет собой шутливый, но страстный монолог. Маяковский отстаивает свою точку зрения. Во-первых, он говорит о поэте, прежде всего, как о труженике, члене общества: “Мой труд любому труду равен”. Поэзия - это нелегкий, кропотливый, требующий высочайшего мастерства и квалификации труд:

та же добыча радия. В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь единого слова ради тысячи тонн

словесной руды.

Так поэт отвечает на вопрос “о месте поэта в рабочем строю”.

Маяковский считал, что он обязан писать обо всем, что видит вокруг себя, обо всем, что волнует и мучает его, ведь любая тема - это познавание чего-то нового, каждое стихотворение - первооткрытие, а поэзия в целом - “езда в незнаемое”. Может быть, и революцию Маяковский принял от жажды нового, неведомого доселе, от желания идти в ногу со временем, участвовать в созидании новой жизни, новых идеалов, а вовсе не оттого, что он глубоко верил в идеи коммунизма.

В его лирике наиболее ярко, может быть, даже демонстративно запечатлены черты новой человеческой личности. Герой поэзии Маяковского - это и сам поэт, и обобщенный образ россиянина.

Часто в его строках мы видим душевную борьбу, его мучительные раздумья. В 1930 году, незадолго до своей трагической гибели, поэт пишет вступление к поэме “Во весь голос”, являющееся его поэтическим завещанием потомкам. Собственно в данном произведении видится нам истинное лицо и подлинные чувства поэта. Через головы современников он говорит грядущим поколениям, будущим потомкам, обещаясь рассказать “о времени и о себе”.

Маяковский, выдающийся поэт начала XX столетия, долгое время несправедливо считался автором, который писал в основном на агитационно-революционные темы, но это не совсем верно. Маяковский очень разноплановый поэт. Да, он жил в то время, когда революции сменяли одна другую, а ликование быстро переходило в репрессии. Да, он много писал на эти темы, но темы любви, природы, смысла человеческой жизни, и особенно тема творчества и поэта, составляют значительную часть его поэзии.
Творчество Маяковского - это обращение к обществу и к читателю. Стихотворение «А вы смогли бы?» (1913г.) показывает, насколько тонка душа поэта. Поэт видит прекрасное в мелочах и спрашивает общество: «А вы /ноктюрн сыграть/ могли бы/ на флейте водосточных труб?» Само название - это начало риторического вопроса, который задается всему человечеству. Полный вопрос лирический герой задает уже под конец стихотворения и не ждёт ответа, потому что знает, что большинство ответит: «Нет! Не могли бы!» Видеть прекрасное в малом, незаметном - это удел избранных. Пронизанное метафорами стихотворение отражает глубокий внутренний мир автора и его глубокое восприятие мира, каждая деталь которого глубоко поэтична. То, как автор использует метафоры, сопоставляя несопоставимое, показывает тонкую душу поэта, его умение видеть прекрасное в самом неожиданном.
Но творчество для Маяковского не только возможность донести до читателя свои мысли и переживания, это ещё и тяжёлый труд. Об этом автор говорит в «Необычайном приключении, бывшем с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920г.). Разговор солнца и лирического героя, самого Маяковского, посвящён тому, зачем солнцу светить, а поэту писать. Ведь оба эти ремесла не из легких, но оба они несут ясность, свет и просвещение: «Я буду солнце лить своё,/а ты - своё,/стихами». Оба, и солнце, и поэт, противостоят тьме этого мира, стараясь освещать путь. Главная мысль стихотворения – воздействие поэтического слова на всё происходящее в мире необычайно сильно . Поэтому Маяковский заслуженно ставит себя на одно место со светилом, ведь у обоих лозунг «Светить всегда,/светить везде,/до дней последних донца,/светить -/и никаких гвоздей!» И хотя стихотворение пронизано шутливой иронией, воспринимается оно как притча.
В другом своём произведении – поэме «Во весь голос» (1930г.) – Маяковский также обращается к теме поэта и поэзии. В поэме обобщены творческий опыт поэта и его размышления о предназначении лирического творчества. Представители «чистой поэзии» утверждали, что искусство не должно отражать грубую действительность, но Маяковский твердо верил, что его стихи - это оружие, которое выживет и дойдет до далекого будущего, а поэт – исполнитель трудной работы ради прекрасного будущего. Всё это роднит поэзию Маяковского с лучшими представителями русской литературы – А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, А.А. Блоком и многими другими. В незавершённом вступлении к поэме поэт говорил, что поэтическое слово должно донести до читателя не только мысль, но и побудить его к действию – построению нового будущего. Поэтому его стихи полны обличения мещанского благополучия, меркантильных интересов, бюрократических проволочек и других недостатков буржуазной системы, которую ещё не удалось изжить до конца. Не раз Маяковский хотел «строчить романсы», рассчитанные на пустословов, но «себя смирял», становясь на «горло собственной песне», чтобы выполнить главное предназначение поэта – врачевание человеческих душ путем обличения человеческих пороков и указание пути к исправлению этих самых пороков. В. Маяковский чувствует в себе силу, которая поможет ему сделать шаг «через лирические томики» и «как живому говорить с живыми». Но чтобы стих звучал, не умолкая, ему надо «трудом громаду лет прорвать».
Таким образом, тема предназначения поэта и поэзии решается Маяковским в духе лучших традиций русской поэзии. Назначение поэзии и поэта - это непрестанное обращение к человеческому духу и разуму. Поэзия должна побуждать людей видеть прекрасное в самом обыденном, она должна заставлять думать, тревожа ум и сердце, должна призывать людей к совершенствованию себя и мира. Имя Владимира Маяковского стоит наряду с такими поэтами, как Пушкин и Лермонтов, Тютчев, Есенин и Бродский, которые своим творчеством проповедуют идеи свободы, любви к человеку и природе, жизни, любви к женщине, а также идеи важности поэзии в жизни человека. Поэтому, пока живы эти идеи, будет жить и творчество Маяковского, а читатели открывать в его стихах всё новые грани.

Важное место в послереволюционном творчестве поэта занимает тема поэта и назначения поэзии, затронутая в таких произведениях, как «Поэт-рабочий» (1918), «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926), «Сергею Есенину» (1926), «Юбилейное» (1924). Маяковский дает оценку своему творчеству, пишет, что работа поэта трудна, что «поэзия - та же добыча радия», и труд поэта родствен любому другому труду.

Поэзия - это «острое и грозное оружие». Она способна агитировать, поднимать на борьбу, заставлять трудиться. Но такая позиция поэта-главаря зачастую мешала поэту-лирику. Маяковский часто должен был «наступать на горло собственной песне», и дар тонкого поэта-лирика все реже и реже звучал в его творчестве («Неоконченное», «Письмо Татьяне Яковлевой» (1928)).

Осознав себя русским национальным поэтом, Маяковский, как и его великие предшественники не мог не задуматься, не мог не писать о роли поэтического слова, о месте поэта в жизни. В своих стихах Маяковский не просто говорит о высоком назначении поэзии, но немало времени уделяет том, при каких условиях поэзия может оправдать это высокое назначение.

Февральская и Октябрьская революции 1917 года были поняты поэтом как реальный живой шанс слить, соединить поэтическое слово с живой жизнью, как шанс выйти с поэтическим словом к массам. Маяковский считал, что поэзия нового времени должна быть новой, сильной, бьющей, зовущей за собой. Бунтарь не только в жизни, но и в творчестве, он постоянно находился в поиске новых форм, нетрадиционных рифм, ритмов, занимался словотворчеством (многие из придуманных им неологизмов сегодня кажутся привычными, потому что были в свое время понятиями точными, емкими, прижившимися в народе). От творческих работников Маяковский-поэт требует быть ближе к жизни:

Товарищи,

дайте новое искусство -

чтоб выволочь республику из грязи.

Летом 1920 года Маяковский пишет одно из своих маленьких стихотворений о поэзии - «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Развивая классические традиции, Маяковский в этом произведении выступает как поэт новой исторической эпохи, определивший новый, особый строй чувств, новые образные ассоциации. Новым содержанием наполнен и образ солнца. В послеоктябрьском творчестве Маяковского этот образ обычно олицетворяет светлое (коммунистическое) будущее. Но в «Необычайном приключении...» эта аллегория не так четко выражена. По мере развития лирического сюжета происходи постепенное олицетворение солнца из неодушевленного небесного светила в героя-гостя, говорящего «басом».

В результате дружеской беседы становиться ясной глубинная общность ролей «поэта Владимира Маяковского» и «солнца», совпадение их задач:

Я буду солнце лить свое,

а ты - свое,

Светить всегда,

Светить везде,

До дней последних донца.

Итоговый лозунг «светить» всегда и везде, проиллюстрированный столь ярко и остроумно, такой «необычайной» историей, - уже не отвлеченная аллегория. Это обыденное дело поэта, художника, побеждающего тьму, несущего миру красоту, радость, свет.

Поводом для создания стихотворения «Юбилейное» (1924) явилась 125-годовщина со дня рождения А.С. Пушкина. Но в стихотворении нет «юбилейно-восхваляющей» ноты. Тон беседы Маяковского с Пушкиным вежливый, уважительный, искренний, непринужденный, иногда шутливый, с заметной долей самоиронии.

Как и великий поэт XIX века, Маяковский в своем произведении задумывается о пути преодоления смерти и называет важнейшим видом преодоления смерти книгу. Книга, как одно из перевоплощений ее создателя, поэта-человека, во всей его духовной и физической метериальности, обозначает жизнь поэта «после смерти», в пространстве времени и библиотеки.

В этом же стихотворении Маяковский проводит шутливый смотр русской поэзии. Исторический обзор завершается раздумьями над местом и участием живого классика Пушкина в поэтической жизни ХХ века:

Вам теперь

пришлось бы

бросить ямб картавый.

наши перья -

штык да зубья вил, -

битвы революций

посерьезнее «Полтавы»,

пограндиознее

онегинской любви.

Самого же Пушкина объявляет великим поэтом - равным Владимиру Маяковскому:

действительно жалею,

что сегодня

нету вас в живых.

при жизни

сговориться б надо.

Скоро вот

и буду нем.

В конечном счете, в художественном мире «Юбилейного» торжествует жизнь, которая заявляет о себе самим фактом существования поэзии, которая неподвластна смерти. С уходом Пушкина поэтическое слово не исчезло, поэзия не остановилась.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!