Конспект занятия. тема: "слова, обозначающие признаки предметов" - конспекты занятий - каталог статей - логопед дома

Тема: Слова, обозначающие признак предмета
Цели:
- познакомить детей с именами прилагательными;
- учить подбирать признаки к предметам;
- учить согласовывать прилагательные с существительными;
- отработать навык составления словосочетание типа: прилагательное+существительное;

I. Организационный момент
- Ребята, мы уже познакомились со словами, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы Кто? или Что?
- Сегодня на занятии мы познакомимся со словами. Которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы, которые записаны на доске. Прочтите эти вопросы.
Запись на доске:
Какой? Какая? Какое? Какие?

II. Основная часть
o Подбор признаков к предметам.
Логопед выставляет на доску предметные картинки: кот, девочка, солнце, конфеты.
-Посмотрите, на картинки. Нам необходимо подобрать к каждому слову на картинке вопрос и признаки.
- Какой вопрос мы подберем, чтобы определить признаки кота? Какой? Какая? Какое? или Какие?
- Кот какой? (пушистый, ласковый, рыжий)
- Запишем в тетрадь.
- Какой вопрос мы подберем, чтобы определить признаки девочки?
- Девочка какая? (красивая, веселая, смешная)
- Запишем в тетрадь.
- Какой вопрос мы подберем, чтобы определить признаки солнца?
-Солнце какое? (яркое, круглое, теплое)
- Запишем в тетрадь.
- Какой вопрос мы подберем, чтобы определить признаки конфет?
- Конфеты какие? (шоколадные, вкусные, сладкие)
- Запишем в тетрадь.
o Дифференциация прилагательных и других частей речи
Логопед выставляет на доску карточки со словами: синий, цветок, лист, бежит, стол, круглый, счастливая, медведь, яркое, лает, кружевные, разноцветная, ручка, хлопает, милый, черепаха, прилежный, маленькие. Так же на доске карточки с вопросами прилагательных: какой, какая, какой, какие.
- Посмотрите на карточки. Какие из слов обозначают признак предмета? Подберите к каждому признаку свой вопрос. Перенесите слова признаки под вопрос, которому они соответствуют.
- Какой? Синий
- Какой? Круглый
- Какая? Счастливая
- Какое? Яркое
- Какие? Кружевные
- Какая? Разноцветная
- Какой? Прилежный
- Какие? Маленькие
Физкультминутка (на усмотрение логопеда)
o Согласование существительных и прилагательных в словосочетаниях.
На доске записаны две колонки слов. В первой колонке существительные: шар, погода, ночь, лакомство, весы, цыпленок. Во второй колонке записаны прилагательные: теплая, темная, вкусное, воздушный, точные, желтый
- Посмотрите на доску нам необходимо к каждому слову из первого столбика подобрать слово из второго столбика.
- Шар (какой?) воздушный
- Погода (какая?) теплая
- Ночь (какая?) темная
- Лакомство (какое?) вкусное
- Весы (какие?) точные
- Цыпленок (какой?) желтый

O Согласование существительных и прилагательных в предложениях.
Логопед выставляет на доску карточки с предложениями.
-У нас осталось последнее задание. На доске карточки с текстом. Этот текст нам понятен, но эму не хватает слов-признаков, чтобы стать еще лучше. Давайте вместе подберем эти слова и вставим их в пропуски.

Предложения на доске:
Наступила весна. Был ______день. ______ зайчонок выглянул из своей ______норки и пошел погулять. По дороге ему встретился______ медвежонок, ______ лисица и ______ белки. Все звери радовались ______ солнышку.

III. Итог занятия.
- С какими словами мы сегодня работали?
- На какие вопросы отвечают слова признаки?
- Устно придумайте словосочетания, чтобы в них было два слова, одно из которых обозначает предмет, а второе признак предмета.

Тема: Слова, которые называют признаки предметов.

Цель:

  1. Познакомить с понятием признак. Соотношение с вопросами, какой? Какая? Какое?
  2. Развивать навыки в подборе признаков к предметам с помощью вопросов. Развитие диалогической речи: постановка вопросов к предметным картинкам и ответы на них.
  3. Воспитывать культуру речи.

Оборудование: цветные карандаши, предмет, картинки, «овощи», тетради, карточки текстов, чудесный мешочек, овощи, фрукты.

Ход занятия.

1. Орг. момент

2. Артикуляционная гимнастика

а) чистоговорки
ка – ка – ка вот течёт река Ока
ко – ко – ко там рыбак не далеко
ке – ке – ке ловит рыбу на Оке
ку – ку – ку нет удачи рыбаку.

б) Минутка чтения.
в) Сроговорка
33 вагона в ряд
Тараторят тарахтят.

3. Сообщение темы занятия
Игра «Цветные карандаши»
Каждый ученик получает цветные карандаши и придумывает 5 слов с тем звуком, на который начинается название цвета.
-Назовите каждый цвет своего карандаша. Чтобы узнать цвет карандаша какой мы ставим вопрос как вы думаете?
Слова, которые отвечают на вопрос какой? И обозначают признак предмета.

4. Ознакомление со словами - признаками

1. Беседа о словах, которые обозначают признак предмета.
Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и лесную летнюю поляну. Как утомительно смотреть на серое однообразие первой, как радует глас второе. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зелёные, стройные, высокие узорные, тонкие, белые, длинные, голубые, круглые и т.д. Всё это разнообразие передаётся с помощью признаков предметов или ещё как принято называть с помощью прилагательных.
Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы постоянно стремимся называть не только предмет, но и изменить его.

2. Серия предметных картинок «Овощи»
-Какой помидор (большой), а этот? (маленький)
-Какого цвета помидор? (красный, зелёный)
-Какая морковь? (оранжевая, вкусная, длинная, хрустящая)
-Какие огурцы?

Чтобы узнать какие предметы надо задать вопросы, какой? Какая? Какое?

3. От слов, обозначающих названия предметов, образуйте однокоренные слова, обозначающие признаки предметов.
Составьте с ними предложения. Запишите два предложения в тетрадь, поставьте в словах которые обозначают признак предмета ударение.
Двор – дворовый Лень -
Зуб - Дождь -
Зима – Грязь -
Мороз - Мясо

5. Физ. минутка

Дети шли, шли, шли
В огород они зашли
Там увидели урода,
И скорей из огорода.



6. Закрепление понятий «слова – признаки».

1) Запишите ответы на вопросы.
Салат из капусты? (капустный)
Из свеклы? (свекольный)
Пюре из картошки, какое пюре? (картофельное)
Поставьте вопрос.
2) Подберите слово.
Серый, хищный, жадный …..
Рыжая, хитрая, ловкая …..
Косой, слабый, трусливый ….
Большой, косолапый ……
Солнечный, весёлый …..
Ясная, холодная …..
Серое, хмурое …..

3) Спишите текст из нескольких предложений и пропустите в нём слова, которые называют признак предмета. Этот текст не показывайте другим играющим. Пусть остальные называют слова которые обозначают признак, а вы вписывайте их в свои тексты. Прочтите, что получилось. Почему текст получился смешным?

Примерные тексты.

«На реке»
на реке раскрылись белые кувшинки. Над водой склонилась тонкая ива. Около ивы резвятся стрекозы. Дикая утка вывела из кустов маленьких утят.

«Гроза»
Небо потемнело. Поднялся сильный ветер. Закружились в воздухе зелёные листочки. Перестали квакать весёлые лягушки. Замолкли птицы. В небе сверкнула ослепительная молния. Хлынул сильный дождь.

«Летом»
По лесу протекала маленькая речка. Под водой резвился зеркальный карп. Над водой кружились стрекозы. У берега качались белые кувшинки. На берегу загорали весёлые ребятишки.

7. Развитие осязания
Проводятся игры «Что в мешочке?» «Узнай по вкусу».

8. Итог занятия.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Слова -признаки».

Составил: учитель - логопед Дятко Т.Н.
Цель: познакомить со словами - признаками и вопросом, на который они отвечают.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- сформировать у воспитанников представление о словах, обозначающих признаки предмета;
- расширить и активизировать словарный запас словами, обозначающими признаки;
- закрепить обобщающее понятие «фрукты»
- закрепить навык составления простого предложения;
- учить распространять предложение введением в него однородных членов (признаков предмета).
Коррекционно – развивающие:
- развивать общую моторику;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать координацию речи с движением;
- формировать навык правильного речевого дыхания.
- развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию,
- воспитывать самоконтроль за своей речью.

Оборудование: фрукты (на выбор педагога), раскраски: яблоко и лимон, цветные карандаши, картинки – модели: глаз, рука, нос, рот.

Содержание организованной образовательной деятельности.
I. Вводная часть.
Логопед: Посмотри, что лежит на столе? (Фрукты). Все они разные и не похожи друг на друга. Про каждый фрукт мы можем сказать, какой он по цвету, форме, величине, весу т.д. Выбери любой фрукт. Какой он?
II. Основная часть.
1. Рассказ о словах – признаках.
Логопед: красный, круглый, большой …. – это признаки предмета. Чтобы назвать признак предмета, мы должны задать вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».
Когда мы называем признак предмета – мы произносим слово.
Например: большой – это одно слово; большой, красный – два слова; большой, красный, круглый – это сколько слов?
Слова – признаки мы будем обозначать треугольником.
Чтобы назвать слова – признаки, нам помогут картинки – символы: глаз, рука, нос, рот. (Предъявляются ребенку картинки – модели)
Что мы можем увидеть глазами? (цвет, форма, величина, материал)
Что мы можем почувствовать на ощупь руками? (гладки – шершавый, твердый – мягкий, тяжелый – легкий)
Что можно ощутить, положив предмет в рот на язык? (вкус)
Что мы можем почувствовать с помощью носа? (запах)
2. Дыхательная гимнастика «Какой фрукт?»
Логопед: А ты умеешь различать запахи фруктов? Сейчас я это проверю.
Ребенку завязываются глаза, предъявляются разные фрукты. Напоминаем ребенку, что вдох мы делаем через нос.
3. Пальчиковая игра «Варим компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
4. Подбор признаков к картинкам.
Логопед: У меня для тебя 2 картинки (раскраска – яблоко, лимон)
Раскрась ее. Ответь на вопрос: «Какое оно?», «Какой он?» Подбери слова – признаки и под картинками нарисуй треугольник. Посчитай, сколько слов – признаков (треугольников) ты произнес?
5. Физ.минутка «Яблоко»
Вот так яблоко! Оно –

Руку протяните, Яблоко сорвите (протягивают руки вперед).
Ветер ветку стал качать (поднимают руки вверх, качают руками)
Трудно яблоко достать (подтягиваются)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгивают)
И быстро яблоко сорву! (хлопают в ладоши над головой)
Вот так яблоко! Оно-
Соку сладкого полно (встают, руки в стороны, руки на пояс).
6. Составление схем предложений.
Логопед: Придумай и нарисуй схемы предложения с названием фруктов, которые ты раскрасил. А чтобы получилось длинное предложение, тебе снова помогут символы: глаз, рука, рот, нос.
III. Итог занятия.
Логопед: Какие слова отвечают на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» (слова – признаки). Каким символом обозначаются слова – признаки? (треугольником) Произнеси слова – признаки к вопросу: «Какой?» (Большой.) «Какая?» (Красная.) «Какое?» (Круглое.) С помощью каких органов чувств мы определяем признаки предметов? Что больше всего тебе понравилось на нашем занятии? Что тебе показалось трудным?

Тема: «Знакомство со словами, обозначающими признак предмета»

Цели: 1.Закрепить представления о словах, обозначающих предмет и действие предмета. Познакомить со словами, обозначающими признак предмета (на какие вопросы отвечают, их графическое изображение). Совершенствовать навыки словообразования. Обогащать словарный запас. 2.Развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику. Совершенствовать психические процессы: ориентировку в пространстве, восприятие, внимание, память. 3.Воспитывать нравственно-духовные качества личности, через умение слушать собеседника, работать в сотрудничестве (в паре); умение анализировать жизненную ситуацию, выделяя нравственную сторону в поступках героев.

Ход занятия:

I . Речевая разминка

Сядет тот, кто повторит за мной без ошибок выражение:

*У нас гость унёс трость.

*Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят.

*У ёлки иголки колки.

*Краб крабу сделал грабли.

II . Организационный момент

Игра "Вершки и корешки" (развитие ориентировки в пространстве)

У одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других - то, что находится в земле (корешки).

Поднимите правую руку, если в названном овоще в пищу идёт "вершок", если "корешок", то левую руку.

Слова: капуста, репа, помидор, огурец, картофель, яблоко, перец, кабачок, редис, морковь, банан, баклажан

III . Повторение пройденного материала

Назовите любое слово, обозначающее предмет. На какой вопрос отвечает оно?

Подберите к своему слову действие, которое может совершать этот предмет.

Поставьте вопрос от слова-предмета к слову действию и наоборот.

IV . Основная часть

1.Знакомство со словами, обозначающими признак предметов (игра "Чудесный мешочек") - ученик достаёт предмет груша.

Что у тебя в руках? Скажи, какая она по цвету? форме? вспомни её вкус? Логопед выставляет предметную картинку груша и её слова-признаки на доске:

груша - зелёная, треугольная, сладкая

К предмету - груша, мы подобрали слова, обозначающие признаки этого предмета. Перечислите эти слова.

Что мы узнали о груше с помощью этих слов? (то, какая она: зелёная, треугольная, сладкая).

По аналогии подбираются признаки к словам: лимон и яблоко:

лимон - жёлтый, овальный, кислый

яблоко - красное, круглое, сочное

Какой вопрос я задавала вам, чтобы узнать про яблоко? грушу? лимон? (выставляются вопросы на доску напротив слов-признаков).

Какое? Какая? Какой?

Сегодня, мы будем работать со словами, которые обозначают признак предметов.

2. Упражнение "Подбери слова" (индивидуальная работа)

У вас на столах находятся предметные картинки и вопросы, которые задаются к словам-признакам. Необходимо подобрать к своим картинкам вопрос, подходящий к этому предмету и ответить на него.

Предметные картинки: мяч, стол, петух, солнце, лиса, озеро, кастрюля, дождь, бабочка (по 5 картинок каждому ребёнку)

Как вы думаете, для чего нам нужны слова, обозначающие признак предметов? (ответы детей)

В русском языке эти слова являются частью речи, которая называется прилагательным. Эти слова необходимы для точности описания предмета, для образности и украшения нашей речи. Подчёркиваются они волнистой линией.

3.Физминутка

Мы шагаем по дороге

Поднимаем наши ноги

Быстро-быстро побежали,

А потом присели, встали

Прыг-скок, прыг-скок,

А потом присели - всё!

Пальчиковая гимнастика (с массажным мячиком)

В руку мячик я возьму -

раз сожму, два сожму,

И в другую положу -

раз сожму, два сожму,

Меж ладошек положу -

покружу-покружу,

По всем пальчикам пройду

И на место положу.

4.Оформление тетрадей. Работа по карточкам (развитие навыка словообразования)

Решите пример и запишите словосочетание, которое получится из слов, путём сложения:

солнце + день; дом + уют; яблоко + сок; снег + баба

Проверка (на доску выставляется образец логопеда):

5.Работа с деформированным текстом (в парах)

Перед вами текст, в котором все предложения перепутаны местами.

Необходимо записать предложения в правильной последовательности.

Прочитайте полученный текст, о чём он? Как поступила Катя? Что вы можете сказать о её поступке?

Найдите в каждом предложении слово, обозначающее признак предмета и подчеркните волнистой чертой (проверка).

V . Закрепление пройденного материала (игра с перекидыванием мяча)

Логопед "бросает" слово-предмет, а ученик-слово, обозначающее его признак.

Например: логопед - небо, ученик - голубое.

Слова: мяч, книга, заяц, солнце, дом, снег, петух, помидор, кукла, сок, цветок.

VI . Итог. Оценка.

Наше занятие подошло к завершению.

С какими словами мы сегодня работали?

На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета?

Для чего нужны слова-признаки в нашей речи?

Ребята, вы молодцы! Все хорошо работали! У вас на столах находятся "смайлики". Оцените себя, прикрепив смайлик на доску под оценкой, которую вы поставили себе за работу на занятии.

Конспект открытого коррекционного логопедического занятия

В 1 классе «А» по теме

«Слова, обозначающие признак предмета»

Логопед Бушуева И.В.

Тема урока: « Слова, обозначающие признак предмета»

Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

Сформировать новое понятие о словах, обозначающих признак предмета;

Учить детей правильно изменять слова, обозначающие признаки, по родам;

Учить графически обозначать слова, обозначающие признаки предмета;

Учить дифференцировать слова-признаки от слов-предметов и слов-действий;

Воспитание гуманного отношения к животным;

Развивать воображение, слуховое внимание и память;

Развивать мелкую моторику рук.

Личностные УУД:

Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

Формирование у учащихся конкретных знаний, умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области.

Наблюдение

Слушание

Коммуникативные УУД:

Вступать в диалог;

Участвовать в коллективном обсуждении;

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности;

Корректировать поведение;

Осуществлять контроль.

Оборудование: Картинки, изображающие огурец, репу, яблоко, помидор; карточки с графическим изображением слов-признаков, рабочие тетради, карандаши.

Ход урока.

  1. Организационный момент .

Логопед и дети приветствуют друг друга:

Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинается урок.

П. Повторение материала предыдущих занятий.

Логопед предлагает ученикам назвать по два слова, обозначающих предмет и действие предмета, и к каждому слову поставить вопрос, после чего ученики занимают свои места.

Логопед: «Отгадайте загадки, поставьте вопросы к отгадкам и словам в загадках, объясните, что обозначает каждое слово.

Летит, жужжит - ... . Мычит, жует - ... . Скачет, ржет - ... . Лакает, мяукает-... . Сторожит, лает - ... . Плавает, молчит - . . . . Блеет, жует - . . . . Хрюкает, чавкает - . . .

III. Работа со словами, обозначающими признак предмета.

Логопед предлагает ученикам рассмотреть огурец, репу, яблоко,помидор. Поочередно указывая на огурец, репу, яблоко, помидор спрашивает их:

«Какой по форме, цвету, на вкус?» (Овальный, зеленый, вкусный.)

«Какая по форме, цвету, на вкус?» (Круглая, желтая, вкусная.)

«Какое по форме, цвету, на вкус?» (Круглое, красное, сладкое.)

Логопед следит за правильным проговариванием окончаний имен прилагательных.

Логопед: «Вы назвали много слов, и все они обозначают признак предмета, а теперь повторите слова-признаки, подходящие к словам огурец, репа, яблоко,помидор. Вспомните, какой я ставила вопрос к словам круглая, желтая, овальный, зеленый, круглое, красное.»

Затем логопед дает задания ученикам:

1) Поставьте вопросы к словам зеленый, свежий, желтая, хрустящая, красивое, ароматное. (Поочередно спрашивает каждого ученика.)

2) Придумайте и назовите по одному слову, обозначающему признак предмета. Поставьте вопрос к этому слову. (Логопед следит, чтобы ответы учеников не повторялись.)

3) ) Подобрать к слову, обозначающему предмет, подходящие по смыслу слова, обозначающие признаки. Поставить вопрос к этим словам.

Образец: березка - белоствольная, кудрявая, русская, молодая - к а к а я?

Ветер... (холодный, теплый, пронизывающий, ласковый, сильный).

Друг... (преданный, верный, надежный, большой, любимый).

Настроение... (хорошее, веселое, тревожное, радостное, плохое).

Поведение... (хорошее, примерное, отличное).

Погода... (солнечная, хорошая, дождливая, холодная, ясная).

4) Подумайте и ответьте, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: какой ? какая ? какое ?

4. Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём. (Ходьба на месте.)

5. Графическое изображение слов.

Логопед предлагает ученикам вспомнить, как изображали графически слова, обозначающие предметы, и слова, обозначающие действия. Потом объясняет, что слова, обозначающие признаки, изображаются волнистой линией. Затем ученики изображают графически слова: большой, новый, умелый, смелый, железный, маленькая, старая, ленивая, деревянная, круглое, синее, любимое большое, голубое.

6. Упражнение на развитие слухового внимания и памяти.

1)Из услышанного ряда слов поднимите карточку с графическим изображением признака предмета на соответствующее слово: смелый, трава, добрый, радуга, красивый, карандаш, вышивает, умелый, помогает, младший, строит, послушный.

2) Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы: Нарисуйте слона. Расскажите, какой был слон.

Слон.

Слон был огромный, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Хвост длинный. Голова большая, шишковатая. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые.

(По Л. И. Куприну.)

Вопросы:

« Вы видели когда-нибудь слона? Где? Какой был слон? Какие ноги у слона? Какой хвост? Какая голова у слона? Какие уши? Какие глаза?» (Ученики называют только слова, обозначающие признаки.) Кого вы еще видели в зоопарке? Как нужно относиться к животным?

7. Итог урока. Рефлексия.

Логопед: «С какими новыми словами вы познакомились? Что вы о них узнали? Что у вас вызвало затруднение? Нарисуйте в тетради то личико, которое соответствует вашему настроению».




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!