Этап: Автоматизация звука Щ в слоге, слове, простой фразе.
Образовательная цель : закрепить умение правильно произносить звук Щ в слоге, слове, простой фразе; умение определять позицию звука Щ в слове; активизировать словарь по теме «Обувь»; формировать навыки звукового синтеза простого слога. Продолжать учить составлять предложение с указанным словом, проводить анализ простого предложения без предлога, составлять схему предложения, выделять слова со звуком Щ в предложении.
Коррекционно-развивающие цель : развивать слуховую память, фонематическое восприятие, координацию движений глаз, мелкую моторику.
Воспитательные задачи : формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение взаимодействовать в коллективе.
Материал : предметные картинки на звук Щ, предметные картинки с изображением обуви, схема слова и зелёные фишки (по количеству детей), экран, проектор, диск с электронной физкультминуткой «Танцы» и офтальмотренажёром Л.Г. Маско, костюм звука Щ, схема предложения (по числу детей), фонограмма инструментальной музыки.
Ход занятия :
1.Организационный момент. У каждого ребёнка на столе лежит предметная картинка (щука, щит, щётка, лещ). Дети называют картинки.
Какой звук есть во всех этих слова? (Звук Щ)
Правильно, сегодня к нам в гости пришёл звук Щ. (Входит звук Щ).
2. Изолированное произнесение звука Щ. Уточнение артикуляции звука Щ. Характеристика звука Щ. Д.У. «Чистим обувь».
Звук Щ просит помочь почистить обувь.
Каждый ребёнок выбирает предметную картинку с изображением обуви, называет предмет обуви. Имитируя движения щётки «Чистит» выбранную обувь.
Описание артикуляции звука Щ: Кончик языка поднимаем к передней части нёба (к альвеолам). В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давим на нёбо. Мышцы языка напрягаем.
Губы слегка выдвигаем вперёд и округляем.
Выдыхаемый воздух проходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха.
Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой.
3. Звуковой синтез. Игра с мячом.
Звук Щ предлагает поиграть в мяч.
Логопед бросает мяч ребёнку и называет 2 звука, из которых нужно собрать слог:
Ы, Щ – ЫЩ; У, Щ – УЩ; И, Щ – ИЩ; Щ, А – ЩА; Щ, О – ЩО.
4. Автоматизация звука Щ в словах. Развитие слухового внимания и памяти.
Воспроизведение ряда из 3-4 слов со звуком Щ.
- Щавель, щека, щель
- Щепка, щенок, щит,
- Щипать, щиток, щука, щупать
- Пища, ямщик, плащ, овощ.
5. Определение позиции звука Щ в слове. Работа со схемой слова.
Д.И. «Собери грибы в корзинку».
Логопед предлагает детям собрать грибы в корзинку, с обратной стороны каждого гриба спрятано задание – предметная картинка, в названии которой есть звук Щ. Необходимо проанализировать, где находится звук Щ в предложенном слове и отметить положение звук Щ на схеме зелёной фишкой.
6. Гимнастика для глаз. Электронный офтальмотренажёр Л.Г. Маско.
Звук Щ покажет нам гимнастику для глаз.
7. Автоматизация звука Щ в предложениях. Анализ предложения. Составление схемы предложения.
Предложения:
- Щегол звонко пел.
- Катя любит овощи.
- Утки щиплют зелень.
- Хищная щука.
- Маленький щенок.
8. Электронная физкультминутка «Танцы».
9. Развитие мелкой моторики.
Выкладывание буквы Щ из крупы (пшено, гречка, манка) на выбор ребёнка под музыку.
10. Подведение итога. Рефлексия.
Данное занятие предназначено для детей подготовительной группы. Целью занятия является формирование правильного произношения звука [щ]; совершенствование звуко-слоговой анализа слов; формирование лексико-грамматических категорий и развитие речеслуховой памяти.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Звук щ .
Цель: уточнить произношение звука [щ]; совершенствовать звуко-слоговой анализ слов; упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -щик-, -ищ-; развивать речеслуховую память.
Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивидуальные схемы, картинки, модели.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Игра «Третий лишний».
-
Назовите лишний звук:
А,м,о; к,т,б; й,ш,ч; в,г,у; ль,нь,р; ш,ж,ч; в,п,з; фь,с,к; б,д,нь
2. Знакомство со звуком щ.
- Отгадайте загадку. Назовите первый звук в слове-отгадке.
Вроде ежика на вид, но не просит пищи.
По одежде пробежит, и одежда чище.
(Щетка. В слове щетка первый звук щ.)
Для чего нужна щетка? (Чтобы что-то чистить.)
- Какими щетками чистят стекла автомобилей? (Автомобильными щетками.) Какими щётками пользуетесь вы? (Зубными щетками, одёжными щетками.)
3. Анализ артикуляции звука [щ].
- Сегодня мы познакомимся со звуком щ. Произнесите звук щ, наблюдая за артикуляцией в зеркале.
(Губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка поднят за верхние зубы и образует щель. Воздушная струя воздуха выходит не свободно. Голос не работает.)
- Дайте характеристику звуку щ. (Согласный, мягкий, глухой.)
4. Упражнение в произношении звука [щ].
а) Произношение изолированного звука [щ].
Дети имитируют движения щеток и произносят звук [щ].
- Трещит щетка, как трещетка: щ-щ-щ.
б) Автоматизация правильного произношения звука [щ] в словах, игра «Доскажи словечко».
Добавьте такое слово, чтобы в нём слышался звука [щ].
Это не кот, а огромный …(котище),
У него не усы, а …(усищи).
У него не когти, а … (когтищи),
У него не глаза, а… (глазищи),
У него не хвост, а …(хвостище),
У него не зубы, а …(зубищи),
в) Игра «Повтори - не ошибись»
Произношение ряда слов со звуком щ .
Какие слова вы дополнили? Повторите их так, как я скажу:
усищи когтищи глазищи хвостище;
когтищи глазищи усищи хвостище;
хвостище усищи когтищи глазищи.
5. Выделение звука [щ] из состава слова.
а) Игра «Сигнальщики».
Дети «сигнализируют» зеленым фонариком, если в слове слышится [щ] .
Уборщица, столяр, дрессировщик,
шахтер, носильщик, слесарь,
сварщик, овощевод, регулировщик,
точильщик, космонавт, шофер,
чистильщик, штукатур, стекольщик,
танцовщица, выдумщик.
Какие слова вы запомнили? Какое слово лишнее? Почему? (Слово «выдумщик» не обозначает название профессии.)
б) Игра «Где слышится звук?».
Рассмотрите картинки. Назовите слова со звуком щ и определите место звука в слове.
(Щенок, щетка, овощи, плащ, плющ, пещера)
6.. Физминутка.
- Игра «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу»
Логопед называет действие, которое должны выполнить дети, а сам при этом демонстрирует другое действие: «Приседайте! Шагайте! Поднимите вверх правую руку! Хлопайте!»
7. Звуко-слоговой анализ слов.
Игра «Зашифруй слова»
Составление звуковой схемы слова «пильщик».
– Сколько слогов в слове пильщик? (Два слога)
– Почему? (Потому что в слове пильщик два гласных звука: и, и )
– Сколько звуков в слове пильщик? (Шесть звуков)
– Расскажите о каждом звуке. (Звук рь – согласный, глухой, мягкий и т.д.)
– Сколько звуков в первом слоге (во втором слоге)?
8. Произношение чистоговорок с опорой на модели.
Игра «Произнеси четко».
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Щуку и леща в роще не ищут. (Объяснить смысл поговорки.)
9.. Итог деятельности.
– Какой звук мы сегодня изучали? Расскажите о нем. Этот звук часто встречается в названиях профессий. Назовите эти профессии.
Тема: Буквы Щ, щ.
Цель: познакомить детей с графическим обозначением звука [щ] ; упражнять в звуко-буквенном анализе слов; совершенствовать навыки чтения; познакомить с правописанием ща, щу.
Оборудование: кассы букв, картинка осьминога, карточки с заданиями.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Игра «Замени звук»
–
Замените первый звук в слове на звук
[щ].
кепка -....., толк -......
мука -...... , река -......
кит -…… , венок -......
мель-......, детина -......
тучка-......, полка -……
тётка - ….., виток - ......
2. Повторение характеристики звука [щ].
– Расскажите о звуке [щ]. Вспомните чистоговорки со звуком [щ].
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока и др.
3. Знакомство с буквой Щщ.
Логопед демонстрирует картинку осьминога.
– Кто это? Где живут осьминоги? (На морском дне.) Тело у осьми-нога, как… мешок . Глаза большие, как у… совы , восемь... щупалец . Осьминога можно приручить. Если человек кормит его, осьминог становится ручным. Наш осьминог ученый. На щупальцах осьминога задания. Выполним первое задание.
– Познакомьтесь с моей любимой буквой, которая обозначает звук [щ] . Рассмотрите буквы. Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Щ ? Какие это элементы?
- Чтение слогов и слов.
Логопед берет карточку со второго щупальца.
1) –Подружите букву щ с гласными буквами.
Слог ща пишется с буквой а . Слог щу пишется с буквой у .
2) Задание с третьего щупальца осьминога.
–Прочтите слова.
3) Задание с четвёртого щупальца осьминога.
–Что обозначают эти слова? (Предметы, признаки предметов, действия.)
5. Физминутка.
Логопед берет карточку с пятого щупальца.
Подвижная игра «Море волнуется».
Дети стоят по кругу. Произносят вслух слова и раскачивают руками вперед-назад. «Море волнуется, раз! Море волнуется, два! Море волнуется, три! Морская фигура, на месте замри!» Дети замирают в разных позах. Логопед рассматривает фигуры, отмечает наиболее интересные.
6. Звуко-буквенный анализ слов.
1) Логопед берет карточку с шестого щупальца.
- Послушайте, что осьминог рассказывает о себе. Живу я на дне морском, среди камней. Любимый мой дом – пещера. (Звуко-слоговой анализ слова без опоры на схему.) Составьте в кассе слово «пещера».
Щупальцами я не только защищаюсь, но и ищу себе пищу, исследуя морское дно. Назовите второй слог в слове «ищу». Какую гласную надо поставить в слоге «щу»? Почему? (В слоге «щу» всегда пишется гласная буква «у».) Составьте в кассе слово «ищу». Крабы, креветки, мелкая рыба – это моя пища. Разделите слово «пища» на слоги и назовите второй слог. Какую гласную надо поставить в слоге «ща»? Почему? Составьте слово в кассе. Придумайте другие слова со слогом «ща» («щу»).
2) Игра «Наборщики».
Задание с седьмого щупальца осьминога.
– Осьминог просит вас составить слова из букв слова щекотка (щека, кот, ток.)
3) Игра «Буква потерялась»
Задание с восьмого щупальца осьминога.
…епка
пла…
кле…и
ча…а
…авель
Дети объясняют значение слов.
8 . Итог деятельности.
– С какой буквой познакомились? Какой звук она обозначает? Какое правило вы запомнили?
– С кем познакомились на занятии? Что интересного о нем узнали? На память о себе осьминог дарит вам свой портрет (раскраску).
щекотка
…епка
пла…
кле…и
ча…а
…авель
плю…
Тема: звуки [щ]–[ч]; буквы Щ–Ч.
Цель: учить дифференцировать звуки [щ]–[ч] в слогах, словах и в предложениях; учить дифференцировать буквы Щ, Ч при чтении и на письме; отрабатывать дикцию; развивать память.
Оборудование: карточки для физминутки, аудиозапись музыкального фрагмента балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Ход занятия.
1. Организационный момент. «Придумать слово с заданным слогом».
Логопед называет слоги, а дети по цепочке придумывают слова с данным слогом в начале слова.
ща щи ще
ча чи че
щу ще ще
чу че че
2. Сравнение звуков [щ]–[ч].
- Сегодня мы опять попадаем в сказку. Сказка называется «Щелкунчик и мышиный король». Написал ее немецкий писатель Э. Гофман. Посмотрите, в левом верхнем углу страницы изображен Щелкунчик. Это игрушечный человечек, который щелкал зубами и аккуратно разгрызал орехи. В слове «щелкунчик» назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.
- Расскажите о звуке [щ]. Расскажите о звуке [ч]. Сравните звуки [щ] и [ч]. Чем они похожи? Чем отличаются? Сегодня мы научимся различать звуки [щ] и [ч].
3. Выделение звуков [щ] и [ч] из состава слова.
– Девочке Маше в Новый год подарили Щелкунчика. Закройте глаза, положите голову на руки. Наступила ночь. В это время Щелкунчик ожил. Сейчас я расскажу о нем. Если услышите в словах звук [щ] – «просыпаются» дети 1–го ряда. Если услышите в словах звук [ч] – «просыпаются» дети 2–го ряда.
«Это был замечательный человечек , с плотным туловищем , в блестящем мундире. На голове у него была шапчонка , а на спине узкий плащ . На лице у него был большущий рот с точеными острыми зубами. Это был очень славный человечек с добрыми смеющимися глазами. Маша сразу полюбила Щелкунчика ».
- Прекрасного принца превратила в Щелкунчика злая Мышильда, мать Мышиного Короля. Посмотрите на Мышиного Короля в правом верхнем углу страницы. Если Щелкунчик одержит победу над Мышиным Королем, он опять станет прекрасным принцем.
- Рассмотрите картину «Комната Маши». Назовите слова со звуком [щ] ([ч]) .
4. Дифференциация звуков [щ] и [ч] в слогах.
– Мыши шуршали и шептали. Повторите, как они шептали.
Ща – ща – ча – ча.
Чи – щи – щи – чи.
Ещ – еч – ещ – еч.
5. Дифференциация звуков [щ] и [ч] в словах.
– Перед битвой Щелкунчик вел перекличку в своем войске. Щелкунчик называл слова со звуком [ч], а его верные солдаты четко заменяли звук [ч] звуком [щ].
челка–... плач–...
мочь–... размечать –
печать –
6. Дифференциация звуков [щ] и [ч] в предложении.
– Щелкунчик объявил общее наступление:
Лечу, скачу, ищу, верчу.
Щелк, щелк – разобью мышиный полк!
Дети упражняются в отчетливом произношении фразы
7. Физмйнутка.
Повторить позу под музыку (под бубен). Позы на карточках (10x12 см).
8. Дифференциация букв щ–ч при чтении и на письме.
а) «Соотнеси слова и картинки».
– Посмотрите на картинки в середине страницы. Назовите их. Они помогут Щелкунчику одолеть врага. Кто поможет Щелкунчику? Что поможет Щелкунчику? Прочитайте слова около картинок. И вы поможете Щелкунчику, если подберете к этим словам предметы.
б) «Слоги потерялись».
– Каждое войско имело свое знамя. Пушечные ядра пробили знамена. Выпали слоги из слов. Восстановите слова.
в) Чтение слов.
– Чтобы одержать победу над Мышиным Королем, Щелкунчику нужен меч. Прочитайте слова, написанные на мече.
– Теперь меч обладает чудесной силой. Затрубили трубачи, заиграли барабанщики. Взял Щелкунчик щит и меч и рванулся вперед на врага. Разгромил Мышиное войско, одолел Мышиного Короля. И превратился в прекрасного принца.
9. Итог занятия.
– Вспомните слова со звуком [щ] ([ч]) из сказки «Щелкунчик и Мышиный Король». По этой сказке великий русский композитор П.И. Чайковский написал музыку к балету «Щелкунчик». Послушайте отрывок из этого балета.
ЗАДАНИЕ №125
Тема: –звуки [щ]–[сь]; буквы Щ–С.
Цель: учить дифференцировать звуки [щ] и [сь] в слогах, словах и предложениях и буквы Щ и С при чтении и на письме; упражнять в изменении глагола настоящего времени по лицам и числам; отрабатывать дикцию; развивать мышление.
Оборудование: сигнальные фонарики, альбом 3.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Измените слова по образцу:
лечит – лечащий
журчит – ... стучит – ... читает – ...
кричит – ... скучает – ... звучит – ...
ворчит–... мычит–... качает–...
молчит – ... мечтает – ... начинает – ...
2. Сравнение звуков [щ]–[съ] (с. 25).
Тики–тики–тики–так!
Сделаем сейчас вот так.
Слово громко называем,
Звук последний выделяем.
Дети называют картинки в зеленой рамочке в левом верхнем углу страницы и выделяют в словах последний звук [щ].
– Расскажите о звуке [щ].
Затем называют картинки в зеленой рамочке справа и выделяют в словах последний звук [сь].
– Расскажите о звуке [сь]. Посмотрите, звуки [щ] и [сь] обозначены фишками одного цвета. Но Юпик предлагает назвать, чем отличаются в эти звуки.
– Потренируемся в правильном произношении звуков [щ] и [сь] по схемам:
– Сегодня мы научимся различать звуки [щ] и [сь].
3. Выделение звуков из состава слова.
– Доскажите словечко:
То погаснет, то зажжётся
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовётся?
Золотистый... (Светлячок.)
Дети рассматривают соответствующую картинку на странице альбома.
– В роще среди густой травы жил–был светлячок. Где он жил?
(В роще.)
Был он блестящий, светящийся в темноте. Каким он был?
(Блестящим, светящимся.)
Своим таинственным светом он освещал рощу. Что он делал?
(Освещал.)
Все жители рощи восхищались светлячком. Как относились к нему жители рощи?
(Восхищались.)
Я буду называть
слова, которыми они выражали свое восхищение, а вы «зажигайте» фонарики.
Дети первого ряда «зажигают» фонарики, если услышат в слове звук [щ], дети второго ряда – если услышат звук [сь].
веселый настоящий друг
летающий смелый
товарищ защитник
красивый изящный
светлый серебристый
– От этих добрых слов он светился еще ярче. Скучно стало светлячку жить в роще. Попрощался он с жителями рощи и отправился путешествовать.
Стало скучно в роще мне. Полечу–ка я к реке.
– Рассмотрите картинку «У реки». Что он увидел у реки? Назовите слова со звуком [щ] ([сь]).
5. Дифференциация звуков [щ] и [сь] в произношении.
– Подлетел блестящий светлячок к камню. А кто это лежит на камне, прикрыв глаза, греется на солнышке? Спрашивает: «Кто ты такая?»
Я – ящерица, как змейка,
В траве мелькаю,
Хвостом виляю.
Хвост оборву –
Другой наживу.
– А почему ты глаза прикрыла? – спрашивает светлячок. Ящерица отвечает: «Я щурюсь от твоего сильного освещения». Измените слова ящерицы:
Я щурюсь от сильного освещения. Мы...
Ты... Вы...
Он... Они...
6. Физминутка. Подвижная игра «Ящерицы».
Дети каждого ряда выстраиваются друг за другом и берутся руками за пояс впереди стоящего. Две колоны по 6 человек – «ящерицы». Первый ребенок – «голова», а последний – «хвост». По сигналу «голова» должна поймать «хвост», который ускользает. Пойманный «хвост» «отрывается» и проигравшие дети выходят из игры. Игра повторяется еще раз.
7. Дифференциация букв щ–с при чтении и на письме.
а) Чтение слогов.
–Как прекрасно было у реки, светило солнышко. Вдруг дунул легкий ветерок и полетел блестящий светлячок в поле. Видит сидит жук – черный, с коричневыми крыльями и оранжевыми пятнышками на них. Сидит он у входа в дом и играет на скрипочке. Найдите сверчка на странице книги.
– Кто ты такой? – Спросил светлячок у жука. Жук ему ответил:
«Я – малютка жучок,
Полевой сверчок.
Местный я талант,
Скрипач – музыкант. –
Послушай мои песни.
– Пропойте песенки сверчка.
Дети читают слоговой ряд, затем воспроизводят его по памяти.
б) «Математическая грамота».
– Послушал блестящий светлячок песни и полетел дальше на луга. Слышит, кто–то плачет. Плакала осинка, ее листья с жадностью поедали зеленые мохнатые гусеницы. Задумался блестящий светлячок: «Как же помочь осинке?» Найдите гусениц внизу страницы. Гусеницы съели первый слог в примере, надо найти этот слог, и гусеница с листочка исчезнет. Посмотрите на картинку в примере. Назовите, какое слово в нем получилось. Прочитайте второй слог в примере.
– К какому слогу надо прибавить слог ка, чтобы получилось слово щука.
Аналогично решаются остальные примеры.
– Поблагодарила осинка блестящего светлячка, и полетел он дальше. Пролетает блестящий светлячок мимо дачи. Что он там увидел, узнаете, прочитав предложения.
8. Итог занятия.
Хоть я побывал везде –
На лугу и на реке.
Нет, считаю, ничего
Лучше дома моего.
– Вернулся блестящий светлячок к себе в рощу. Какие звуки мы учились сегодня различать, подскажет вам блестящий светлячок.
Тема: «Звук [Щ] и буква Щ»
Группа: подготовительная к школе
Образовательная область: «Речевое развитие»
Логопед: Дети, вы пробовали щавель на вкус? Какой он?
Дети: кислый
Логопед: Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. Мама зовет вас домой. Скажите ей: «Ты нас мама не ищи, Щиплем щавель мы на щи»
Сообщение темы занятия
Выделение звука Щ из чистоговорки.
Логопед: Какой звук чаще других повторяется в чистоговорке? (Логопед еще раз проговаривает чистоговорку и выделяет голосом звук Щ)
Дети: Звук Щ
Фонетическая зарядка
Логопед: Давайте представим, что наша одежда испачкалась. Давайте возьмем в руки щетку и почистим ее. Ш-щ-щ.
Артикуляционная и акустическая характеристика звука щ.
Логопед: поверните к себе зеркала. Произнесите звук щ-щ-щ и понаблюдайте, что делают зубы, губы, язык когда мы произносим этот звук?
Дети: Губы округлены, зубы оставляют маленькую щелочку, язык поднят за верхние зубы.
Логопед: Встречает ли воздушная струя препятствие, когда мы произносим этот звук?
Дети: Да. Мешает язык.
Логопед: значит звук Щ – согласный. Давайте проверим, глухой или звонкий звук Щ. Положите руку на горло и произнесите этот звук. Звенит горлышко? Включился голосок?
Дети: нет
Логопед: значит звук Щ – глухой и этот звук всегда мягкий. Будем обозначать его зеленым кружком.(Логопед демонстрирует речевой профиль звука щ)
Дайте характеристику звуку Щ
Дети: звук Щ – согласный, глухой и всегда мягкий.
Выделение звука Щ на слух среди других звуков.
Логопед: Приготовьте ладоши и хлопните, если услышите звук Щ
щ ж с у а с р л о щ ш щ ш а щ п с щ щ у а и щ
Воспроизведение слоговых рядов.
Логопед бросает мяч каждому ребенку и просит повторить цепочку из слогов
Ща-що-ща ощ-ущ-ащ
Щу-щи-щу ущ- ющ- ищ
Ща-щи-ща ащ-ящ- ощ
Ощ-ущ-ащ ущ- ищ — ущ
Развитие фонематического слуха. Игра «Лото»
Логопед через проектор на экран демонстрирует карточку лото и просит детей назвать предметы.
Пока звучит музыка нужно найти картинки со звуком щ и закрыть их кружком зеленого цвета.
После того, как дети выполнили задание на экране остаются предметы в названии который есть звук щ.
Произношение слов со звуком Щ. Определение места звука Щ в слове.
Логопед: почему ты закрыл кружком эту картинку?
Дети: это щука. В этом слову есть звук щ.
Логопед: где находится звук щ в слове щука?
Дети: В начале слова.
Каждый ребенок демонстрирует отобранную картинку и определяет место звука Щ в слове.
Проверка на экране.
Образование существительных с помощью суффикса «ищ».
Логопед: Ребята вы слышите, кто-то стучит. Это мой друг. Угадайте, кто это. У него не глаза, а огромные …(глазища)
Не усы, а огромные …
Не нос, а….
Не лапы, а …
Не когти, а …
Не хвост, а …
На лапах не маленькие сапоги, а огромные…
Кто же это?
Дети: кот. Котище
Логопед: наш кот очень любопытный и хочет позаниматься вместе с нами. Разрешим ему?
Дети: : да
Логопед: Кот, выбери самое короткое слово из четырех: щи, щит, щука, щегол.
Кот: щегол
Логопед: Вы согласны с ним, ребята?
Дети: нет
Логопед: сколько звуков в слове щи (2)
Какой звук появился в слове щит (т)
Сколько всего звуков в слове щит (3)
В слове щука (4)
Значит какое слово самое короткое?
Дети: : щи
Логопед: Давайте мы свами построим пирамиду из слов. В верху будет стоять предмет, в названии которого 2 звука, (самое короткое слово) ступенькой ниже – предмет в названии которого 3 звука, затем предмет с 4 звуками, а на нижней ступеньке с 5 звуками. Кот на первое место ставит щуку, а дети исправляют ошибки.
Проверка на доске через компьютер.
Звуковой анализ слова щука.
Логопед: Дети откройте свои пеналы и выложите слово щука. Давайте вспомним характеристику звука Щ. (Логопед спрашивает двоих ребят).
Синтез слова роща.
Логопед: А сейчас кот предлагает вам выполнить свое задание. Вам нужно будет взять первые звуки из слов и составить новое слово. Слушайте внимательно (логопед произносит слова и картинки появляются на экране) ручка, овощи, щука, автобус.
Какой первый звук в слове ручка?
Дети: (р).
Буква Р появляется под картинкой. По мере того как дети выделили звуки под картинками появляются буквы.
Логопед: Какое получилось слово?
Дети: роща.
Логопед: Выложите слово роща кружками.
Коту понравилось как вы обозначали слово роща кружками. Он хочет обозначить кружками слово щука. Правильно ли он выполнил задание? (Логопед демонстрирует на экране схему их 5 кружков)
Дети: нет. Дети исправляют ошибки.
Физминутка.
Логопед: Наш котик узнал много нового, поиграл с нами, устал. Давайте попрощаемся с ним. Знакомство с буквой Щ.
Щ – это щетка с загнутой ручкой.
Все перечистим щеткой-колючкой. (В. Ковшиков)
Логопед: Посмотрите на доску. Так выглядит буква Щ. На какую букву она еще похожа? (на букву Ш). Выложите букву Щ из палочек. Чем буквы отличаются отзвуков?
Дети: Звуки мы слышим и произносит, а буквы видим, читаем, пишем.
Логопед : Найти букву Щ в кассе букв. Чтение слогов, слов с буквой Щ. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложения: У Димы щука. (по возможностям детей).
Итог занятия . Королева С. учитель-логопед, МДОУ Детский сад № 7 г. Твери.
Жемчугова Светлана Юрьевна
Учитель-логопед, МАДОУ №64 "Искорка", Московская область
Жемчугова С.Ю. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [Щ], Щ» // Совушка. 2017. N1(7)..02.2019).
Цель:
1. Закрепление правильного произнесения звука [Щ].
2.Знакомство с буквой Щ.
3. Закрепление умения различать звук и букву.
4. Научение чтению слогов с буквой Щ.
5. Выработка навыка звуко-буквенного анализа.
6. Развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления.
7. Предупреждение оптической дисграфии.
8. Выработка навыка образования существительных с суффиксом -ищ.
Оборудование: плакат для чтения и анализа слогов, предметные картинки (щетка, плащ, щука, щит, щавель), изображение щегла, сюжетная картинка «кот охотится на щегла», фишки для звукового анализа слов, речевой материал, звуковой домик для обозначения места звука в словах, СD проигрыватель, СD диск «Голоса птиц».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Сегодня к нам в гости прилетел щегол. А где живет щегол?
Дети : В лесу.
2. Опознавание изученных букв по их элементам.
Профилактика оптической дисграфии.
Логопед: Щегол спрятал буквы в комод, а маленький жучок залез туда и погрыз буквы. Пожалуйста, угадайте, какие буквы написаны на доске.
Дети выполняют задание.
3. Поиск слов со звуком [Щ] в стихотворении на слух .
Логопед : А теперь послушайте стихотворение.
Щенок такой тщедушный был!
Его я щами все кормил.
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал!
Еще бы! Он счастливый рос.
Теперь мой щен не щен, а пес - Настоящий!
Е. Благинина
Найдите, пожалуйста, слова со звуком [Щ]?
Ответы детей.
Логопед : Дайте, пожалуйста, характеристику звуку [Щ].
Дети : Воздушная струя встречает препятствие, значит звук согласный, горлышко не дрожит - звук глухой и всегда мягкий.
4. Отгадывание загадок.
Логопед . Дети, а вы умеете отгадывать загадки?
Дети: Да!
Логопед: Тогда попробуйте отгадать вот такие загадки:
Уши торчком,
Хвост крючком.
Весело лает,
В дом не пускает.
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает
Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
— Боимся мы щекотки
Сапожной строгой....
А теперь возьмите фишки и выложите ими слова-отгадки.
Дети выполняют задание.
5. Определение места звука [Щ] в словах с использованием звукового домика.
Логопед : Посмотрите на картинки, определите место звук [Щ] в слове, и поместите их в нужное окошечко нашего звукового домика.
Дети рассматривают предметные картинки и определяют место звука [Щ] в словах.
Картинки: щетка, плащ, щука, щит, щавель.
6.Знакомство с буквой Щ.
Логопед: Дети, посмотрите, щегол принес нам букву. Давайте ее рассмотрим.
Дети рассматривают букву Щ, обсуждают из каких элементов она состоит и на что похожа.
7. Чтение слогов.
Чтение слогов и соотнесение слогов с картинками, название которых начинается с выбранного слога.
Логопед : Ребята, перед вами плакат. Выбирайте слог, читайте его и находите картинки, названия которых начинаются с данного слога.
Ответы детей.
8.Физкультминутка.
Щеглёнок выпал из гнезда,
Ему теперь грозит беда:
Котище чёрный рыщет,
Птенцов и птичек ищет.
Щеглёнка видит черный кот,
К нему, мурлыча, он идет,
Ступает очень мягко
По травке каждой лапкой…
Щеглёнок помощи не ждет
И от отчаянья - в полет…
И вот удача - высота
Спасла щегленка от кота.
9. Образование существительных с помощью суффикса -ищ
Логопед : Ой, дети, посмотрите, кто охотится на нашего щегла? (Картинка: кот охотится за щеглом).
Дети : Кот
Логопед : Нет, это не кот, а огромный котище! И у него не зубы, а огромные …
Дети : Зубищи
Логопед : Не глаза, а…
Дети : Глазищи
Логопед : Не лапы, а …
Дети : Лапищи.
Логопед : Не усы, а…
Дети : Усищи.
Логопед : Давайте поможем щеглу и прогоним кота. Кричите: «Щщщщ»
Дети прогоняют кота.
10. Минутка релаксации.
Логопед: Щегол очень рад, что мы спасли его от огромного кота и в благодарность споет нам свою песенку.
Дети расслабляются под запись свиста щегла и звуков леса.
11. Итоги занятия.
Логопед : Дети, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии?
Дети : Мы говорили о звуке Щ.
Логопед : Как выглядит буква Щ, нарисуйте ее пальчиком в воздухе.
Дети выполняют задание
Логопед : Вспомните, пожалуйста, слова со звуком [Щ].
Ответы детей
Логопед : Какая птичка была с нами на занятии и пела для нас с вами, когда мы отдыхали?
Дети : С нами на занятии был щегол.
Логопед : А как вы думаете почему эта птичка прилетала к нам сегодня?
Дети : Название этой птички начинается со звука [Щ].
Логопед : Вы все сегодня хорошо поработали. Молодцы!
Доброго времени суток, дорогие мои читатели!
И для вас практический материал на букву «Щ», это и художественное слово , и игры , и варианты картинок которые можно использовать при знакомстве с буквой.
Буква «Щ»
Веселые стихи
На расческу Щ
похожа.
Три зубца всего? Ну что же! Е. Тарлапан Щука клад нашла на дне, Вот бы щуку в руки мне. На лужайке, как звонок, Заливается щенок. |
Щ
– играющий щенок,
Кверху лапками он лег. Г. Виеру Буква Щ поможет нам Чистить зубы по утрам. В. Степанов Щетку щеголь уважает, Щеткой щеголь пыль счищает. |
||
* * *
Щука проглотила щетку, Щетка ей щекочет глотку. – Удивительное дело! Что же я за рыбку съела? Щука добрая была, Дружбу с рыбами вела. Из морской капусты щей Щука наварила, Окуньков, бычков, лещей Щами угостила. |
* * *
Могут щетки чистить шубы, Могут щетки чистить зубы. Щетки – это не трещотки, Нам всегда помогут щетки. Щука в озере жила. Червяка с крючка сняла. Наварила щука щей, Угощала двух ершей. Рассказали всем ерши: – Щи у щуки хороши!». Г. Сапгир |
||
Щука в речке жила,
Щеткой воду мела. Щи варила для гостей, Угощала пескарей. С. Чернов Хватать, глотать умеют щуки – Другой не нужно им науки. Б. Заходер |
Щегол на березе щебечет,
Щурится, греясь на солнышке, Щелкает в роще певец-соловей, Щиплет теленок траву у реки… Щедрые, добрые нынче деньки! Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу. |
||
Скороговорки
Чистоговорки
Ща-ща-ща – мы несем домой леща.
Ащ-ащ-ащ – мы надели плащ.
Щу-щу-щу – в чаще щуку поищу.
Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи.
Игры
Игра «Кто внимательный?»
1. Найдите одинаковый звук в словах: клещи, щетка, ящик, ящерица, щука.
2. С какого звука начинаются слова: щи, щавель, щегол, щека, щенок ?
3. Стукните карандашом по парте, если услышите звук [щ ’] в словах: шелк, шептать, щекотать, щелкунчик, честный, цапля, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы, пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать.
4. Сколько звуков [щ ’] в поговорке: щи да каша – пища наша ?
Игра «Слоговой аукцион»
Продолжите слова слогами чу-щу.
То (-чу ), пи (-щу ), кри (-чу ), уго (-щу ), встре (-чу ), наве (-щу ), та (-щу ), изве (-щу ), кру (-чу ), защи (-щу ), зачи (-щу ).
Продолжите слова слогами ча-ща.
Ро (-ща ), све (-ча ), пи (-ща ), встре (-ча ), ку (-ча ), зада (-ча ), ча (-ща ), да (-ча ).
Игра «Доскажи словечко»
Игра «Буква потерялась»
Найдите потерявшуюся букву:
– ука, ово – и, товари – и, ле –, – епка.
Игра «Превращение слов»
Измените одну букву в словах: роща (роза ), щенки (пенки ), ищи (иди ), щука (мука ).
Игра «Найдите слово в слове»
Щепка (щека ), щель (ель ).
Игра «Слоговое лото»
1. Прочитайте слоги и придумайте с ними слова: ща (щавель, щадить), ще (щегол, щенок), щу (щука, щупальца), щи (щи, щипать).
2. Составьте слова из слогов:
О т в е т: щука, роща, щека, щенок, щегол, клещи.
Игра «Найди слова»
1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а
щ – – – щ –
щ – – – – щ –
щ – – – – – щ –
щ – – – – – – щ –
щ – – – – – – – щ –
щ – – – – – – – – щ –
Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:
щи, щит, щука, щегол, гуща, чаща, лещи, тащу,
щавель, щекотка. роща, мощи.
Игра «Дополните слово»
Давай сегодня сварим щи!
Слова такие отыщи,
Чтоб в каждом
Было щей немножко!
О т в е т: ищи, пищит, щипцы, ящик, клещи и др.
Игра «Наборщик»
Составьте слова из букв слова товарищи.
О т в е т: товар, щи, ищи, вар, рот, ор, вот.
Игра «Из одного слова – несколько»
Составьте телеграмму из слов, начинающихся с букв слова щука.
О т в е т: «Щенок утащил ключи – Андрей».
Загадки