Конспект звук и буква щ старшая группа. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква, Щ

Этап: Автоматизация звука Щ в слоге, слове, простой фразе.

Образовательная цель : закрепить умение правильно произносить звук Щ в слоге, слове, простой фразе; умение определять позицию звука Щ в слове; активизировать словарь по теме «Обувь»; формировать навыки звукового синтеза простого слога. Продолжать учить составлять предложение с указанным словом, проводить анализ простого предложения без предлога, составлять схему предложения, выделять слова со звуком Щ в предложении.

Коррекционно-развивающие цель : развивать слуховую память, фонематическое восприятие, координацию движений глаз, мелкую моторику.

Воспитательные задачи : формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение взаимодействовать в коллективе.

Материал : предметные картинки на звук Щ, предметные картинки с изображением обуви, схема слова и зелёные фишки (по количеству детей), экран, проектор, диск с электронной физкультминуткой «Танцы» и офтальмотренажёром Л.Г. Маско, костюм звука Щ, схема предложения (по числу детей), фонограмма инструментальной музыки.

Ход занятия :

1.Организационный момент. У каждого ребёнка на столе лежит предметная картинка (щука, щит, щётка, лещ). Дети называют картинки.

Какой звук есть во всех этих слова? (Звук Щ)

Правильно, сегодня к нам в гости пришёл звук Щ. (Входит звук Щ).

2. Изолированное произнесение звука Щ. Уточнение артикуляции звука Щ. Характеристика звука Щ. Д.У. «Чистим обувь».

Звук Щ просит помочь почистить обувь.

Каждый ребёнок выбирает предметную картинку с изображением обуви, называет предмет обуви. Имитируя движения щётки «Чистит» выбранную обувь.

Описание артикуляции звука Щ: Кончик языка поднимаем к передней части нёба (к альвеолам). В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давим на нёбо. Мышцы языка напрягаем.
Губы слегка выдвигаем вперёд и округляем.
Выдыхаемый воздух проходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха.

Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой.

3. Звуковой синтез. Игра с мячом.

Звук Щ предлагает поиграть в мяч.

Логопед бросает мяч ребёнку и называет 2 звука, из которых нужно собрать слог:

Ы, Щ – ЫЩ; У, Щ – УЩ; И, Щ – ИЩ; Щ, А – ЩА; Щ, О – ЩО.

4. Автоматизация звука Щ в словах. Развитие слухового внимания и памяти.

Воспроизведение ряда из 3-4 слов со звуком Щ.

  • Щавель, щека, щель
  • Щепка, щенок, щит,
  • Щипать, щиток, щука, щупать
  • Пища, ямщик, плащ, овощ.

5. Определение позиции звука Щ в слове. Работа со схемой слова.

Д.И. «Собери грибы в корзинку».

Логопед предлагает детям собрать грибы в корзинку, с обратной стороны каждого гриба спрятано задание – предметная картинка, в названии которой есть звук Щ. Необходимо проанализировать, где находится звук Щ в предложенном слове и отметить положение звук Щ на схеме зелёной фишкой.

6. Гимнастика для глаз. Электронный офтальмотренажёр Л.Г. Маско.

Звук Щ покажет нам гимнастику для глаз.

7. Автоматизация звука Щ в предложениях. Анализ предложения. Составление схемы предложения.

Предложения:

  • Щегол звонко пел.
  • Катя любит овощи.
  • Утки щиплют зелень.
  • Хищная щука.
  • Маленький щенок.

8. Электронная физкультминутка «Танцы».

9. Развитие мелкой моторики.

Выкладывание буквы Щ из крупы (пшено, гречка, манка) на выбор ребёнка под музыку.

10. Подведение итога. Рефлексия.

Данное занятие предназначено для детей подготовительной группы. Целью занятия является формирование правильного произношения звука [щ]; совершенствование звуко-слоговой анализа слов; формирование лексико-грамматических категорий и развитие речеслуховой памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Звук щ .

Цель: уточнить произношение звука [щ]; совершенствовать звуко-слоговой анализ слов; упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -щик-, -ищ-; развивать речеслуховую память.

Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивидуальные схемы, картинки, модели.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Игра «Третий лишний».
- Назовите лишний звук:

А,м,о; к,т,б; й,ш,ч; в,г,у; ль,нь,р; ш,ж,ч; в,п,з; фь,с,к; б,д,нь

2. Знакомство со звуком щ.
- Отгадайте загадку. Назовите первый звук в слове-отгадке.

Вроде ежика на вид, но не просит пищи.
По одежде пробежит, и одежда чище. (Щетка. В слове щетка первый звук щ.)

Для чего нужна щетка? (Чтобы что-то чистить.)

- Какими щетками чистят стекла автомобилей? (Автомобильными щетками.) Какими щётками пользуетесь вы? (Зубными щетками, одёжными щетками.)

3. Анализ артикуляции звука [щ].

- Сегодня мы познакомимся со звуком щ. Произнесите звук щ, наблюдая за артикуляцией в зеркале.

(Губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка поднят за верхние зубы и образует щель. Воздушная струя воздуха выходит не свободно. Голос не работает.)

- Дайте характеристику звуку щ. (Согласный, мягкий, глухой.)

4. Упражнение в произношении звука [щ].

а) Произношение изолированного звука [щ].

Дети имитируют движения щеток и произносят звук [щ].

- Трещит щетка, как трещетка: щ-щ-щ.

б) Автоматизация правильного произношения звука [щ] в словах, игра «Доскажи словечко».

Добавьте такое слово, чтобы в нём слышался звука [щ].

Это не кот, а огромный …(котище),

У него не усы, а …(усищи).

У него не когти, а … (когтищи),

У него не глаза, а… (глазищи),

У него не хвост, а …(хвостище),

У него не зубы, а …(зубищи),

в) Игра «Повтори - не ошибись»

Произношение ряда слов со звуком щ .

Какие слова вы дополнили? Повторите их так, как я скажу:

усищи когтищи глазищи хвостище;

когтищи глазищи усищи хвостище;

хвостище усищи когтищи глазищи.

5. Выделение звука [щ] из состава слова.

а) Игра «Сигнальщики».

Дети «сигнализируют» зеленым фонариком, если в слове слышится [щ] .

Уборщица, столяр, дрессировщик,

шахтер, носильщик, слесарь,

сварщик, овощевод, регулировщик,

точильщик, космонавт, шофер,

чистильщик, штукатур, стекольщик,

танцовщица, выдумщик.

Какие слова вы запомнили? Какое слово лишнее? Почему? (Слово «выдумщик» не обозначает название профессии.)

б) Игра «Где слышится звук?».

Рассмотрите картинки. Назовите слова со звуком щ и определите место звука в слове.

(Щенок, щетка, овощи, плащ, плющ, пещера)

6.. Физминутка.

- Игра «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу»

Логопед называет действие, которое должны выполнить дети, а сам при этом демонстрирует другое действие: «Приседайте! Шагайте! Поднимите вверх правую руку! Хлопайте!»

7. Звуко-слоговой анализ слов.

Игра «Зашифруй слова»

Составление звуковой схемы слова «пильщик».

– Сколько слогов в слове пильщик? (Два слога)

– Почему? (Потому что в слове пильщик два гласных звука: и, и )

– Сколько звуков в слове пильщик? (Шесть звуков)

– Расскажите о каждом звуке. (Звук рь – согласный, глухой, мягкий и т.д.)

– Сколько звуков в первом слоге (во втором слоге)?

8. Произношение чистоговорок с опорой на модели.

Игра «Произнеси четко».

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Щуку и леща в роще не ищут. (Объяснить смысл поговорки.)

9.. Итог деятельности.

Какой звук мы сегодня изучали? Расскажите о нем. Этот звук часто встречается в названиях профессий. Назовите эти профессии.

Тема: Буквы Щ, щ.

Цель: познакомить детей с графическим обозначением звука [щ] ; упражнять в звуко-буквенном анализе слов; совершенствовать навыки чтения; познакомить с правописанием ща, щу.

Оборудование: кассы букв, картинка осьминога, карточки с заданиями.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Игра «Замени звук»

Замените первый звук в слове на звук [щ].
кепка -....., толк -......

мука -...... , река -......

кит -…… , венок -......

мель-......, детина -......

тучка-......, полка -……

тётка - ….., виток - ......

2. Повторение характеристики звука [щ].

– Расскажите о звуке [щ]. Вспомните чистоговорки со звуком [щ].

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока и др.

3. Знакомство с буквой Щщ.

Логопед демонстрирует картинку осьминога.

Кто это? Где живут осьминоги? (На морском дне.) Тело у осьми-нога, как… мешок . Глаза большие, как у… совы , восемь... щупалец . Осьминога можно приручить. Если человек кормит его, осьминог становится ручным. Наш осьминог ученый. На щупальцах осьминога задания. Выполним первое задание.

– Познакомьтесь с моей любимой буквой, которая обозначает звук [щ] . Рассмотрите буквы. Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Щ ? Какие это элементы?

  1. Чтение слогов и слов.

Логопед берет карточку со второго щупальца.

1) –Подружите букву щ с гласными буквами.

Слог ща пишется с буквой а . Слог щу пишется с буквой у .

2) Задание с третьего щупальца осьминога.

–Прочтите слова.

3) Задание с четвёртого щупальца осьминога.

–Что обозначают эти слова? (Предметы, признаки предметов, действия.)

5. Физминутка.

Логопед берет карточку с пятого щупальца.

Подвижная игра «Море волнуется».

Дети стоят по кругу. Произносят вслух слова и раскачивают руками вперед-назад. «Море волнуется, раз! Море волнуется, два! Море волнуется, три! Морская фигура, на месте замри!» Дети замирают в разных позах. Логопед рассматривает фигуры, отмечает наиболее интересные.

6. Звуко-буквенный анализ слов.

1) Логопед берет карточку с шестого щупальца.

  • Послушайте, что осьминог рассказывает о себе. Живу я на дне морском, среди камней. Любимый мой дом – пещера. (Звуко-слоговой анализ слова без опоры на схему.) Составьте в кассе слово «пещера».

Щупальцами я не только защищаюсь, но и ищу себе пищу, исследуя морское дно. Назовите второй слог в слове «ищу». Какую гласную надо поставить в слоге «щу»? Почему? (В слоге «щу» всегда пишется гласная буква «у».) Составьте в кассе слово «ищу». Крабы, креветки, мелкая рыба – это моя пища. Разделите слово «пища» на слоги и назовите второй слог. Какую гласную надо поставить в слоге «ща»? Почему? Составьте слово в кассе. Придумайте другие слова со слогом «ща» («щу»).

2) Игра «Наборщики».

Задание с седьмого щупальца осьминога.

Осьминог просит вас составить слова из букв слова щекотка (щека, кот, ток.)

3) Игра «Буква потерялась»

Задание с восьмого щупальца осьминога.

…епка

пла…

кле…и

ча…а

…авель

Дети объясняют значение слов.

8 . Итог деятельности.

– С какой буквой познакомились? Какой звук она обозначает? Какое правило вы запомнили?

– С кем познакомились на занятии? Что интересного о нем узнали? На память о себе осьминог дарит вам свой портрет (раскраску).

щекотка

…епка

пла…

кле…и

ча…а

…авель

плю…

Тема: звуки [щ]–[ч]; буквы Щ–Ч.

Цель: учить дифференцировать звуки [щ]–[ч] в слогах, словах и в предложениях; учить дифференцировать буквы Щ, Ч при чтении и на письме; отрабатывать дикцию; развивать память.

Оборудование: карточки для физминутки, аудиозапись музыкального фрагмента балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Ход занятия.

1. Организационный момент. «Придумать слово с заданным слогом».

Логопед называет слоги, а дети по цепочке придумывают слова с данным слогом в начале слова.

ща щи ще

ча чи че

щу ще ще

чу че че

2. Сравнение звуков [щ]–[ч].

  • Сегодня мы опять попадаем в сказку. Сказка называется «Щелкунчик и мышиный король». Написал ее немецкий писатель Э. Гофман. Посмотрите, в левом верхнем углу страницы изображен Щелкунчик. Это игрушечный человечек, который щелкал зубами и аккуратно разгрызал орехи. В слове «щелкунчик» назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.
  • Расскажите о звуке [щ]. Расскажите о звуке [ч]. Сравните звуки [щ] и [ч]. Чем они похожи? Чем отличаются? Сегодня мы научимся различать звуки [щ] и [ч].

3. Выделение звуков [щ] и [ч] из состава слова.

Девочке Маше в Новый год подарили Щелкунчика. Закройте глаза, положите голову на руки. Наступила ночь. В это время Щелкунчик ожил. Сейчас я расскажу о нем. Если услышите в словах звук [щ] – «просыпаются» дети 1–го ряда. Если услышите в словах звук [ч] – «просыпаются» дети 2–го ряда.

«Это был замечательный человечек , с плотным туловищем , в блестящем мундире. На голове у него была шапчонка , а на спине узкий плащ . На лице у него был большущий рот с точеными острыми зубами. Это был очень славный человечек с добрыми смеющимися глазами. Маша сразу полюбила Щелкунчика ».

  • Прекрасного принца превратила в Щелкунчика злая Мышильда, мать Мышиного Короля. Посмотрите на Мышиного Короля в правом верхнем углу страницы. Если Щелкунчик одержит победу над Мышиным Королем, он опять станет прекрасным принцем.
  • Рассмотрите картину «Комната Маши». Назовите слова со звуком [щ] ([ч]) .

4. Дифференциация звуков [щ] и [ч] в слогах.

Мыши шуршали и шептали. Повторите, как они шептали.

Ща – ща – ча – ча.

Чи – щи – щи – чи.

Ещ – еч – ещ – еч.

5. Дифференциация звуков [щ] и [ч] в словах.

Перед битвой Щелкунчик вел перекличку в своем войске. Щелкунчик называл слова со звуком [ч], а его верные солдаты четко заменяли звук [ч] звуком [щ].

челка–... плач–...

мочь–... размечать –

печать –

6. Дифференциация звуков [щ] и [ч] в предложении.

– Щелкунчик объявил общее наступление:

Лечу, скачу, ищу, верчу.

Щелк, щелк – разобью мышиный полк!

Дети упражняются в отчетливом произношении фразы

7. Физмйнутка.

Повторить позу под музыку (под бубен). Позы на карточках (10x12 см).

8. Дифференциация букв щ–ч при чтении и на письме.

а) «Соотнеси слова и картинки».

– Посмотрите на картинки в середине страницы. Назовите их. Они помогут Щелкунчику одолеть врага. Кто поможет Щелкунчику? Что поможет Щелкунчику? Прочитайте слова около картинок. И вы поможете Щелкунчику, если подберете к этим словам предметы.

б) «Слоги потерялись».

– Каждое войско имело свое знамя. Пушечные ядра пробили знамена. Выпали слоги из слов. Восстановите слова.

в) Чтение слов.

– Чтобы одержать победу над Мышиным Королем, Щелкунчику нужен меч. Прочитайте слова, написанные на мече.

Теперь меч обладает чудесной силой. Затрубили трубачи, заиграли барабанщики. Взял Щелкунчик щит и меч и рванулся вперед на врага. Разгромил Мышиное войско, одолел Мышиного Короля. И превратился в прекрасного принца.

9. Итог занятия.

– Вспомните слова со звуком [щ] ([ч]) из сказки «Щелкунчик и Мышиный Король». По этой сказке великий русский композитор П.И. Чайковский написал музыку к балету «Щелкунчик». Послушайте отрывок из этого балета.

ЗАДАНИЕ №125

Тема: –звуки [щ]–[сь]; буквы Щ–С.

Цель: учить дифференцировать звуки [щ] и [сь] в слогах, словах и предложениях и буквы Щ и С при чтении и на письме; упражнять в изменении глагола настоящего времени по лицам и числам; отрабатывать дикцию; развивать мышление.

Оборудование: сигнальные фонарики, альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Измените слова по образцу: лечит – лечащий
журчит – ... стучит – ... читает – ...
кричит – ... скучает – ... звучит – ...
ворчит–... мычит–... качает–...
молчит – ... мечтает – ... начинает – ...

2. Сравнение звуков [щ]–[съ] (с. 25).

Тики–тики–тики–так!

Сделаем сейчас вот так.

Слово громко называем,

Звук последний выделяем.

Дети называют картинки в зеленой рамочке в левом верхнем углу страницы и выделяют в словах последний звук [щ].

Расскажите о звуке [щ].

Затем называют картинки в зеленой рамочке справа и выделяют в словах последний звук [сь].

– Расскажите о звуке [сь]. Посмотрите, звуки [щ] и [сь] обозначены фишками одного цвета. Но Юпик предлагает назвать, чем отличаются в эти звуки.

– Потренируемся в правильном произношении звуков [щ] и [сь] по схемам:

– Сегодня мы научимся различать звуки [щ] и [сь].

3. Выделение звуков из состава слова.

Доскажите словечко:

То погаснет, то зажжётся

Ночью в роще огонёк.

Угадай, как он зовётся?

Золотистый... (Светлячок.)

Дети рассматривают соответствующую картинку на странице альбома.

– В роще среди густой травы жил–был светлячок. Где он жил? (В роще.) Был он блестящий, светящийся в темноте. Каким он был? (Блестящим, светящимся.) Своим таинственным светом он освещал рощу. Что он делал? (Освещал.) Все жители рощи восхищались светлячком. Как относились к нему жители рощи? (Восхищались.) Я буду называть
слова, которыми они выражали свое восхищение, а вы «зажигайте» фонарики.

Дети первого ряда «зажигают» фонарики, если услышат в слове звук [щ], дети второго ряда – если услышат звук [сь].

веселый настоящий друг

летающий смелый

товарищ защитник

красивый изящный

светлый серебристый

– От этих добрых слов он светился еще ярче. Скучно стало светлячку жить в роще. Попрощался он с жителями рощи и отправился путешествовать.

Стало скучно в роще мне. Полечу–ка я к реке.

– Рассмотрите картинку «У реки». Что он увидел у реки? Назовите слова со звуком [щ] ([сь]).

5. Дифференциация звуков [щ] и [сь] в произношении.

Подлетел блестящий светлячок к камню. А кто это лежит на камне, прикрыв глаза, греется на солнышке? Спрашивает: «Кто ты такая?»

Я – ящерица, как змейка,

В траве мелькаю,

Хвостом виляю.

Хвост оборву –

Другой наживу.

– А почему ты глаза прикрыла? – спрашивает светлячок. Ящерица отвечает: «Я щурюсь от твоего сильного освещения». Измените слова ящерицы:

Я щурюсь от сильного освещения. Мы...

Ты... Вы...

Он... Они...

6. Физминутка. Подвижная игра «Ящерицы».

Дети каждого ряда выстраиваются друг за другом и берутся руками за пояс впереди стоящего. Две колоны по 6 человек – «ящерицы». Первый ребенок – «голова», а последний – «хвост». По сигналу «голова» должна поймать «хвост», который ускользает. Пойманный «хвост» «отрывается» и проигравшие дети выходят из игры. Игра повторяется еще раз.

7. Дифференциация букв щ–с при чтении и на письме.
а) Чтение слогов.

–Как прекрасно было у реки, светило солнышко. Вдруг дунул легкий ветерок и полетел блестящий светлячок в поле. Видит сидит жук – черный, с коричневыми крыльями и оранжевыми пятнышками на них. Сидит он у входа в дом и играет на скрипочке. Найдите сверчка на странице книги.

– Кто ты такой? – Спросил светлячок у жука. Жук ему ответил:

«Я – малютка жучок,

Полевой сверчок.

Местный я талант,

Скрипач – музыкант. –

Послушай мои песни.

– Пропойте песенки сверчка.

Дети читают слоговой ряд, затем воспроизводят его по памяти.

б) «Математическая грамота».

– Послушал блестящий светлячок песни и полетел дальше на луга. Слышит, кто–то плачет. Плакала осинка, ее листья с жадностью поедали зеленые мохнатые гусеницы. Задумался блестящий светлячок: «Как же помочь осинке?» Найдите гусениц внизу страницы. Гусеницы съели первый слог в примере, надо найти этот слог, и гусеница с листочка исчезнет. Посмотрите на картинку в примере. Назовите, какое слово в нем получилось. Прочитайте второй слог в примере.

– К какому слогу надо прибавить слог ка, чтобы получилось слово щука.

Аналогично решаются остальные примеры.

Поблагодарила осинка блестящего светлячка, и полетел он дальше. Пролетает блестящий светлячок мимо дачи. Что он там увидел, узнаете, прочитав предложения.

8. Итог занятия.

Хоть я побывал везде –

На лугу и на реке.

Нет, считаю, ничего

Лучше дома моего.

– Вернулся блестящий светлячок к себе в рощу. Какие звуки мы учились сегодня различать, подскажет вам блестящий светлячок.


Тема: «Звук [Щ] и буква Щ»

Группа: подготовительная к школе

Образовательная область: «Речевое развитие»

Логопед: Дети, вы пробовали щавель на вкус? Какой он?

Дети: кислый

Логопед: Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. Мама зовет вас домой. Скажите ей: «Ты нас мама не ищи, Щиплем щавель мы на щи»

Сообщение темы занятия

Выделение звука Щ из чистоговорки.

Логопед: Какой звук чаще других повторяется в чистоговорке? (Логопед еще раз проговаривает чистоговорку и выделяет голосом звук Щ)

Дети: Звук Щ

Фонетическая зарядка

Логопед: Давайте представим, что наша одежда испачкалась. Давайте возьмем в руки щетку и почистим ее. Ш-щ-щ.

Артикуляционная и акустическая характеристика звука щ.

Логопед: поверните к себе зеркала. Произнесите звук щ-щ-щ и понаблюдайте, что делают зубы, губы, язык когда мы произносим этот звук?

Дети: Губы округлены, зубы оставляют маленькую щелочку, язык поднят за верхние зубы.

Логопед: Встречает ли воздушная струя препятствие, когда мы произносим этот звук?

Дети: Да. Мешает язык.

Логопед: значит звук Щ – согласный. Давайте проверим, глухой или звонкий звук Щ. Положите руку на горло и произнесите этот звук. Звенит горлышко? Включился голосок?

Дети: нет

Логопед: значит звук Щ – глухой и этот звук всегда мягкий. Будем обозначать его зеленым кружком.(Логопед демонстрирует речевой профиль звука щ)

Дайте характеристику звуку Щ

Дети: звук Щ – согласный, глухой и всегда мягкий.

Выделение звука Щ на слух среди других звуков.

Логопед: Приготовьте ладоши и хлопните, если услышите звук Щ

щ ж с у а с р л о щ ш щ ш а щ п с щ щ у а и щ

Воспроизведение слоговых рядов.

Логопед бросает мяч каждому ребенку и просит повторить цепочку из слогов

Ща-що-ща ощ-ущ-ащ

Щу-щи-щу ущ- ющ- ищ

Ща-щи-ща ащ-ящ- ощ

Ощ-ущ-ащ ущ- ищ — ущ

Развитие фонематического слуха. Игра «Лото»

Логопед через проектор на экран демонстрирует карточку лото и просит детей назвать предметы.

Пока звучит музыка нужно найти картинки со звуком щ и закрыть их кружком зеленого цвета.

После того, как дети выполнили задание на экране остаются предметы в названии который есть звук щ.

Произношение слов со звуком Щ. Определение места звука Щ в слове.

Логопед: почему ты закрыл кружком эту картинку?

Дети: это щука. В этом слову есть звук щ.

Логопед: где находится звук щ в слове щука?

Дети: В начале слова.

Каждый ребенок демонстрирует отобранную картинку и определяет место звука Щ в слове.

Проверка на экране.

Образование существительных с помощью суффикса «ищ».

Логопед: Ребята вы слышите, кто-то стучит. Это мой друг. Угадайте, кто это. У него не глаза, а огромные …(глазища)

Не усы, а огромные …

Не нос, а….

Не лапы, а …

Не когти, а …

Не хвост, а …

На лапах не маленькие сапоги, а огромные…

Кто же это?

Дети: кот. Котище

Логопед: наш кот очень любопытный и хочет позаниматься вместе с нами. Разрешим ему?

Дети: : да

Логопед: Кот, выбери самое короткое слово из четырех: щи, щит, щука, щегол.

Кот: щегол

Логопед: Вы согласны с ним, ребята?

Дети: нет

Логопед: сколько звуков в слове щи (2)

Какой звук появился в слове щит (т)

Сколько всего звуков в слове щит (3)

В слове щука (4)

Значит какое слово самое короткое?

Дети: : щи

Логопед: Давайте мы свами построим пирамиду из слов. В верху будет стоять предмет, в названии которого 2 звука, (самое короткое слово) ступенькой ниже – предмет в названии которого 3 звука, затем предмет с 4 звуками, а на нижней ступеньке с 5 звуками. Кот на первое место ставит щуку, а дети исправляют ошибки.

Проверка на доске через компьютер.

Звуковой анализ слова щука.

Логопед: Дети откройте свои пеналы и выложите слово щука. Давайте вспомним характеристику звука Щ. (Логопед спрашивает двоих ребят).

Синтез слова роща.

Логопед: А сейчас кот предлагает вам выполнить свое задание. Вам нужно будет взять первые звуки из слов и составить новое слово. Слушайте внимательно (логопед произносит слова и картинки появляются на экране) ручка, овощи, щука, автобус.

Какой первый звук в слове ручка?

Дети: (р).

Буква Р появляется под картинкой. По мере того как дети выделили звуки под картинками появляются буквы.

Логопед: Какое получилось слово?

Дети: роща.

Логопед: Выложите слово роща кружками.

Коту понравилось как вы обозначали слово роща кружками. Он хочет обозначить кружками слово щука. Правильно ли он выполнил задание? (Логопед демонстрирует на экране схему их 5 кружков)

Дети: нет. Дети исправляют ошибки.

Физминутка.

Логопед: Наш котик узнал много нового, поиграл с нами, устал. Давайте попрощаемся с ним. Знакомство с буквой Щ.

Щ – это щетка с загнутой ручкой.
Все перечистим щеткой-колючкой. (В. Ковшиков)

Логопед: Посмотрите на доску. Так выглядит буква Щ. На какую букву она еще похожа? (на букву Ш). Выложите букву Щ из палочек. Чем буквы отличаются отзвуков?

Дети: Звуки мы слышим и произносит, а буквы видим, читаем, пишем.

Логопед : Найти букву Щ в кассе букв. Чтение слогов, слов с буквой Щ. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложения: У Димы щука. (по возможностям детей).

Итог занятия . Королева С. учитель-логопед, МДОУ Детский сад № 7 г. Твери.

Жемчугова Светлана Юрьевна

Учитель-логопед, МАДОУ №64 "Искорка", Московская область

Жемчугова С.Ю. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [Щ], Щ» // Совушка. 2017. N1(7)..02.2019).

Цель:

1. Закрепление правильного произнесения звука [Щ].

2.Знакомство с буквой Щ.

3. Закрепление умения различать звук и букву.

4. Научение чтению слогов с буквой Щ.

5. Выработка навыка звуко-буквенного анализа.

6. Развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления.

7. Предупреждение оптической дисграфии.

8. Выработка навыка образования существительных с суффиксом -ищ.

Оборудование: плакат для чтения и анализа слогов, предметные картинки (щетка, плащ, щука, щит, щавель), изображение щегла, сюжетная картинка «кот охотится на щегла», фишки для звукового анализа слов, речевой материал, звуковой домик для обозначения места звука в словах, СD проигрыватель, СD диск «Голоса птиц».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня к нам в гости прилетел щегол. А где живет щегол?

Дети : В лесу.

2. Опознавание изученных букв по их элементам.

Профилактика оптической дисграфии.

Логопед: Щегол спрятал буквы в комод, а маленький жучок залез туда и погрыз буквы. Пожалуйста, угадайте, какие буквы написаны на доске.

Дети выполняют задание.

3. Поиск слов со звуком [Щ] в стихотворении на слух .

Логопед : А теперь послушайте стихотворение.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами все кормил.

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал!

Еще бы! Он счастливый рос.

Теперь мой щен не щен, а пес - Настоящий!

Е. Благинина

Найдите, пожалуйста, слова со звуком [Щ]?

Ответы детей.

Логопед : Дайте, пожалуйста, характеристику звуку [Щ].

Дети : Воздушная струя встречает препятствие, значит звук согласный, горлышко не дрожит - звук глухой и всегда мягкий.

4. Отгадывание загадок.

Логопед . Дети, а вы умеете отгадывать загадки?

Дети: Да!

Логопед: Тогда попробуйте отгадать вот такие загадки:

Уши торчком,

Хвост крючком.

Весело лает,

В дом не пускает.

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает

Капризные сандалии

Однажды мне сказали:

— Боимся мы щекотки

Сапожной строгой....

А теперь возьмите фишки и выложите ими слова-отгадки.

Дети выполняют задание.

5. Определение места звука [Щ] в словах с использованием звукового домика.

Логопед : Посмотрите на картинки, определите место звук [Щ] в слове, и поместите их в нужное окошечко нашего звукового домика.

Дети рассматривают предметные картинки и определяют место звука [Щ] в словах.

Картинки: щетка, плащ, щука, щит, щавель.

6.Знакомство с буквой Щ.

Логопед: Дети, посмотрите, щегол принес нам букву. Давайте ее рассмотрим.

Дети рассматривают букву Щ, обсуждают из каких элементов она состоит и на что похожа.

7. Чтение слогов.

Чтение слогов и соотнесение слогов с картинками, название которых начинается с выбранного слога.

Логопед : Ребята, перед вами плакат. Выбирайте слог, читайте его и находите картинки, названия которых начинаются с данного слога.

Ответы детей.

8.Физкультминутка.

Щеглёнок выпал из гнезда,

Ему теперь грозит беда:

Котище чёрный рыщет,

Птенцов и птичек ищет.

Щеглёнка видит черный кот,

К нему, мурлыча, он идет,

Ступает очень мягко

По травке каждой лапкой…

Щеглёнок помощи не ждет

И от отчаянья - в полет…

И вот удача - высота

Спасла щегленка от кота.

9. Образование существительных с помощью суффикса -ищ

Логопед : Ой, дети, посмотрите, кто охотится на нашего щегла? (Картинка: кот охотится за щеглом).

Дети : Кот

Логопед : Нет, это не кот, а огромный котище! И у него не зубы, а огромные …

Дети : Зубищи

Логопед : Не глаза, а…

Дети : Глазищи

Логопед : Не лапы, а …

Дети : Лапищи.

Логопед : Не усы, а…

Дети : Усищи.

Логопед : Давайте поможем щеглу и прогоним кота. Кричите: «Щщщщ»

Дети прогоняют кота.

10. Минутка релаксации.

Логопед: Щегол очень рад, что мы спасли его от огромного кота и в благодарность споет нам свою песенку.

Дети расслабляются под запись свиста щегла и звуков леса.

11. Итоги занятия.

Логопед : Дети, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии?

Дети : Мы говорили о звуке Щ.

Логопед : Как выглядит буква Щ, нарисуйте ее пальчиком в воздухе.

Дети выполняют задание

Логопед : Вспомните, пожалуйста, слова со звуком [Щ].

Ответы детей

Логопед : Какая птичка была с нами на занятии и пела для нас с вами, когда мы отдыхали?

Дети : С нами на занятии был щегол.

Логопед : А как вы думаете почему эта птичка прилетала к нам сегодня?

Дети : Название этой птички начинается со звука [Щ].

Логопед : Вы все сегодня хорошо поработали. Молодцы!

Доброго времени суток, дорогие мои читатели!

И для вас практический материал на букву «Щ», это и художественное слово , и игры , и варианты картинок которые можно использовать при знакомстве с буквой.

Буква «Щ»

Веселые стихи

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Е. Тарлапан

Щука клад нашла на дне,

Вот бы щуку в руки мне.

На лужайке, как звонок,

Заливается щенок.

Щ – играющий щенок,

Кверху лапками он лег.

Г. Виеру

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

В. Степанов

Щетку щеголь уважает,

Щеткой щеголь пыль счищает.

* * *

Щука проглотила щетку,

Щетка ей щекочет глотку.

– Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела?

Щука добрая была,

Дружбу с рыбами вела.

Из морской капусты щей

Щука наварила,

Окуньков, бычков, лещей

Щами угостила.

* * *

Могут щетки чистить шубы,

Могут щетки чистить зубы.

Щетки – это не трещотки,

Нам всегда помогут щетки.

Щука в озере жила.

Червяка с крючка сняла.

Наварила щука щей,

Угощала двух ершей.

Рассказали всем ерши:

– Щи у щуки хороши!».

Г. Сапгир

Щука в речке жила,

Щеткой воду мела.

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей.

С. Чернов

Хватать, глотать умеют щуки –

Другой не нужно им науки.

Б. Заходер

Щегол на березе щебечет,

Щурится, греясь на солнышке,

Щелкает в роще певец-соловей,

Щиплет теленок траву у реки…

Щедрые, добрые нынче деньки!

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

Скороговорки

Чистоговорки

Ща-ща-ща – мы несем домой леща.

Ащ-ащ-ащ – мы надели плащ.

Щу-щу-щу – в чаще щуку поищу.

Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи.

Игры

Игра «Кто внимательный?»

1. Найдите одинаковый звук в словах: клещи, щетка, ящик, ящерица, щука.

2. С какого звука начинаются слова: щи, щавель, щегол, щека, щенок ?

3. Стукните карандашом по парте, если услышите звук [щ ’] в словах: шелк, шептать, щекотать, щелкунчик, честный, цапля, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы, пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать.

4. Сколько звуков [щ ’] в поговорке: щи да каша – пища наша ?

Игра «Слоговой аукцион»

Продолжите слова слогами чу-щу.

То (-чу ), пи (-щу ), кри (-чу ), уго (-щу ), встре (-чу ), наве (-щу ), та (-щу ), изве (-щу ), кру (-чу ), защи (-щу ), зачи (-щу ).

Продолжите слова слогами ча-ща.

Ро (-ща ), све (-ча ), пи (-ща ), встре (-ча ), ку (-ча ), зада (-ча ), ча (-ща ), да (-ча ).

Игра «Доскажи словечко»

Игра «Буква потерялась»

Найдите потерявшуюся букву:

– ука, ово – и, товари – и, ле –, – епка.

Игра «Превращение слов»

Измените одну букву в словах: роща (роза ), щенки (пенки ), ищи (иди ), щука (мука ).

Игра «Найдите слово в слове»

Щепка (щека ), щель (ель ).

Игра «Слоговое лото»

1. Прочитайте слоги и придумайте с ними слова: ща (щавель, щадить), ще (щегол, щенок), щу (щука, щупальца), щи (щи, щипать).

2. Составьте слова из слогов:

О т в е т: щука, роща, щека, щенок, щегол, клещи.

Игра «Найди слова»

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а

щ – – – щ –

щ – – – – щ –

щ – – – – – щ –

щ – – – – – – щ –

щ – – – – – – – щ –

щ – – – – – – – – щ –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

щи, щит, щука, щегол, гуща, чаща, лещи, тащу,

щавель, щекотка. роща, мощи.

Игра «Дополните слово»

Давай сегодня сварим щи!

Слова такие отыщи,

Чтоб в каждом

Было щей немножко!

О т в е т: ищи, пищит, щипцы, ящик, клещи и др.

Игра «Наборщик»

Составьте слова из букв слова товарищи.

О т в е т: товар, щи, ищи, вар, рот, ор, вот.

Игра «Из одного слова – несколько»

Составьте телеграмму из слов, начинающихся с букв слова щука.

О т в е т: «Щенок утащил ключи – Андрей».

Загадки



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!