Консультации для родителей «Леворукий ребёнок. Упражнение «Поза Наполеона»

Что объединяет теннисиста Рафаэля Надаля, актрису Николь Кидман и музыканта Пола Маккартни?

Список одних знаменитостей левшей весьма внушителен: Деми Мур , Эминем , Майкл Джексон , Киану Ривз , Брюс Уиллис , Опра Уинфри , Пинк , Вупи Голдберг , Джулия Робертс , Анджелина Джоли , Рики Мартин , Марк Уолберг , Билл Мюррей , Том Круз , Скарлетт Йоханссон . Прекрасно «орудовали» левой и художники - Леонардо да Винчи , Микеланджело , Рафаэль , Рубенс и Пикассо . Левшами были Ганс Христиан Андерсен , Марк Твен , Герберт Уэллс и Франц Кафка . Словом, всех и не перечислить.

Что же мы знаем о левшах? Мы привыкли считать левшами тех, кто пишет левой рукой, а правшами - соответственно тех, кто правой. Также бытует мнение, что левшей в разы меньше, чем правшей. На самом же деле взаимодействие правой и левой «партий» нашего мозга несколько тоньше . Уверенны ли вы, что правее всех правых?

Ху из ху?

Портрет стопроцентного правши:
. пишет и выполняет большинство действий правой рукой;
. держит телефонную трубку у правого уха;
. ведущие глаз и ухо - правые;
. ведущая нога тоже правая: именно она толчковая, с нее человек начинает идти.

У ярко выраженного левши , наоборот, во всех этих действиях участвуют левая рука и нога. Если же часть действий вам удобнее делать правой рукой, а в какие-то моменты ведущей становится левая, вы обладатель скрытой леворукости (также это называют смешанным преобладанием и поперечным господством). Возможно, вы замечали за собой, что лучше воспринимаете информацию левым ухом или, к примеру, у вас активнее левая часть лица: удобнее подмигивать левым глазом, а ухмыляться - левым уголком губ. Все это признаки того, что вы скрытый левша. Согласно исследованиям, левши разной масти, явные и скрытые, составляют около половины населения. А по некоторым данным они даже в подавляющем большинстве - 62%. И стоит ли после этого называть левшей редкими и странными типами? Гораздо реже встречаются люди, одинаково виртуозно владеющие и правой, и левой руками. По-умному их называют амбидекстрами , статистика свидетельствует, что ежегодно число таких людей растет, а наука уверяет, что этому навыку можно обучить.

Вычисляем левшу

Теорий о том, когда закладывается леворукость и является ли она врожденной или приобретенной, великое множество. К единому знаменателю ученые так и не пришли. Долгое время считалось, что доминирующая сторона (и рука соответственно) определяется в 3-4 года. Но в Центре исследований поведения эмбрионов Королевского Университета в Белфасте доказали, что это происходит гораздо раньше. Как известно, зародыши в утробе сосут «лапку» - в большинстве случаев правую. Но в некоторых исключениях предпочитают левую. Ученый Питер Херпер изучил тысячу УЗИ-снимков 10-15-недельных зародышей, а впоследствии знакомился с этими родившимися и уже подросшими детьми. Выяснилось, что все, кто в утробе матери тянул ко рту левую руку, поголовно стали левшами.

Хотите вычислить будущего левшу? Понаблюдайте за малышом - в какой позе он любит лежать и как держит голову. Явный признак - «поза фехтовальщика»: правая рука прижата к туловищу, а левая вытянута вперед. А лежа на спине, будущий левша наклоняет голову в левую сторону, а правша - соответственно в правую.

Есть ли выбор?

Передается ли леворукость по наследству? Большинство медиков и психофизиологов отвечают утвердительно. Как и у каждой теории, у этой тоже есть противники. Некоторые специалисты полагают, что семейная леворукость - фактор социальный, а не генетический. Детям свойственно подражать взрослым, тем более любимым родителям, поэтому они перенимают привычку есть и писать левой рукой. Но и генетикам есть что ответить на сей счет: наблюдая за детьми, усыновленными в возрасте до 3-х лет, ученые обнаружили, что в качестве доминирующей эти дети выбирают ту же руку, что и генетические родители, а не приемные.

Левша шагает по планете…

География левшей охватывает весь земной шар, но в каких-то уголках мира они представлены более масштабно, а в каких-то менее. Определенно в южном полушарии левшей значительно больше, чем в правом. В одной только Австралии их 25%, а среди коренного населения Южной Америки процент левшей еще больше. В Европе большинство левшей обнаруживается в восточной ее части, а меньше всего леворукости подвержены испанцы. Что касается нашей с вами родины, треть всех российских левшей проживает на полуострове Таймыр.

…и выбирает профессию

Конечно, профессии не делятся по признаку доминирующей руки, но не стоит и отрицать, что в некоторых профессиональных областях левшам может быть не очень удобно. Например, летное дело не слишком им подходит по техническим причинам. Бортовые приборы настроены на правый глаз и правую руку, летчик-левша в таких условиях быстро утомляется и теряет бдительность. Надеемся, это не сильно вас расстроило (вдруг вы левша?), тем более что профессию летчика не назвать женской. Достаточно сфер, где свои способности могут проявить те, у кого доминирует правое полушарие мозга. Оно отвечает за абстрактное мышление, пространственное воображение и эмоциональность, поэтому у левши все шансы применить себя в искусстве, дизайне и архитектуре. Левши успешно овладевают языками - а в современном мире это очень ценный навык.

Интересные факты о левшах:

13 августа - Международный День левшей.
. Левши чаще рождаются во второй половине года и гораздо реже - весной.
. Левшей больше среди мужчин.
. Мэрилин Монро предпочитала… нет, не блондинок, а мужчин - левшей, считая, что им нет равных в умении целоваться.
. Знаменитый «маленький шаг для одного человека и огромный скачок для всего человечества» астронавт Нил Армстронг сделал именно левой ногой.


Тест на «правую» или «левую» реакцию

Хотите узнать больше о своих реакциях при выборе правой или левой руки и о том, как это характеризует вашу личность? Для этого проделайте 4 несложных упражнения.

1. Ведущая рука

Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, большой палец какой руки оказался сверху - правой или левой. Если сверху палец правой руки - у вас правый тип реакции (П ), а если левой руки - соответственно левый (Л ). Запишите этот результат на листке: П или Л .

2. Ведущий глаз

Сложите указательные пальцы рук пистолетиком, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую прицеливаетесь. А теперь попеременно закройте сначала один глаз, а затем другой. Посмотрите, в каком случае точка прицела смещается. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то у вас правый тип реакции, если при закрытом левом - соответственно левый тип. Снова запишите результат: П или Л .

3. Поза Наполеона

Скрестите руки на груди (так называемая поза Наполеона) и посмотрите, какая рука оказалась сверху - правая или левая. Зафиксируйте результат: П или Л .

4. Аплодирование

Поаплодируйте и отметьте, какая рука при этом сверху. Запишите результат на листке: П или Л .

По количеству правых и левых типов реакции можно определить некоторые черты вашего характера. Например, первое задание позволяет судить, чем вы больше руководствуетесь - логикой или эмоциями . Второе задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность . Третье указывает на склонность к простодушию или кокетству . Четвертое - на решительность или ее недостаток . А теперь из записанных букв найдите свой вариант:

ПППП

Вы консервативны, предпочитаете следовать проторенной дорожкой, чрезвычайно щепетильны в мелочах. Вы 100% коллективист, зависимы от общественного мнения и часто мыслите стереотипами. Не бойтесь давать больше воли собственному «Я».

ПППЛ

Вам не хватает уверенности в себе, вы нерешительны даже в мелочах. Если и существуют флегматики в чистом виде, то это как раз вы. Возможно, вам комфортно в собственном футляре, но не хотите ли чуть выглянуть наружу?

ППЛП

Вы - человек-праздник. Ваши артистичность и отличное чувство юмора привлекают людей, мужчины не оставляют вас без внимания, а вы виртуозно и с удовольствием флиртуете с ними. А вас в свою очередь привлекают люди решительные и энергичные - проще говоря, с сильным характером, как и вы сами.

ППЛЛ

Вы открыты миру и доброжелательны к людям - окружающие тянутся к вам, вы воплощаете комфорт и уют. У вас редкий тип характера, в котором сочетаются противоположные черты. С одной стороны, вам не занимать твердости духа, с другой - порой вам с трудом дается принятие решений. Вы легко заводите знакомства, но при этом по-настоящему самодостаточны, уединение вас не тяготит. Приятельствуете со многими, но к понятию дружбы относитесь со всей серьезностью.

ПЛПП

Вы - деловая леди. При этом не головорез, а терпимый и справедливый управленец. Никогда не идете на конфликты в лоб, стараетесь просчитать разные варианты развития ситуации. В личных отношениях осторожны, медленно привыкаете к людям, предпочитаете сохранять дистанцию, отчего выглядите несколько холодной.

ПЛПЛ

Это очень редкий тип характера, но, к сожалению, и самый слабый. Вы слишком подвержены различным влияниям, без посторонней поддержки и одобрения чувствуете себя беззащитной. В ваших интересах поработать над собственной инфантильностью и неуверенностью.

ПЛЛП

Вы непостоянны в своих интересах, но так как очень любите новые впечатления - вам это даже на руку. Вы очень женственны, вам свойственны мягкость и томность. В общении непосредственны, легки и открыты. Умеете подобрать ключик к любому человеку и даже меняете свое поведение, чтоб всем было комфортно.

ПЛЛЛ

Превыше всего для вас - логика. В повседневной жизни опираетесь на разумность решений, ситуаций, поступков других людей и своих собственных. Если вдруг у вас есть метания по поводу профессиональной сферы, знайте: с таким складом ума вы определенно достигнете высот в аналитике.

ЛППП

Это очень распространенный тип характера, обладатели которого настоящие «хамелеоны» - вы отлично адаптируетесь к разным условиям и жизненным ситуациям. Вы очень эмоциональны и сильно подвержены чужому влиянию.

ЛППЛ

Это так называемый тип «маленькой королевы». Вы любите мягкое внимание к своей персоне - не быть в центре, но когда люди заботятся о вас, оберегают, балуют. При этом вас нельзя назвать слабой и безвольной: у вас есть собственное мнение, но вы его не навязываете, признаете право на иную точку зрения. И не любите, когда что-то навязывают вам. Но если заинтересованы в совете или помощи - обязательно пользуетесь.

ЛПЛП

Это самый сильный тип характера, несгибаемый и непоколебимый. Порой вы чересчур настойчивы, это даже выглядит как зацикленность на мелочах и несущественных деталях. Нередко производите впечатление человека, для которого существует 2 мнения - ваше собственное и неправильное. Из-за пренебрежения мнениями, отличными от вашего, порой не способны увидеть свежие и ценные идеи и решения, предпочитая консервативные методы. Вы, конечно, индивидуальность, но не забывайте, что других людей это тоже касается.

ЛПЛЛ

У вас сильный характер, но внешне вы производите совсем другое впечатление. Для вас характерна внутренняя напряженность и даже агрессивность, но это скрыто от глаз окружающих за маской мягкости и эмоциональности. Разница между внешним образом и истинным самоощущением может сказываться на недостатке взаимопонимания с людьми.

ЛЛПП

Возможно, вы звезд с неба и не хватаете, но в общении дружелюбны и просты - этим и нравитесь окружающим. Для вас характерна некоторая разбросанность интересов, вам интересно все понемножку. Неудивительно, что вас считают прекрасным собеседником, ведь вы с удовольствием слушаете других.

ЛЛПЛ

Вы обладатель очень редкого типа характера - встречается лишь у 1% женщин. Вы простодушны и доверчивы. Но ваша мягкость может подкинуть проблем, если не фильтровать окружение и доверять всем и каждому. Не бойтесь отказывать людям, ведь вы не обязаны всем нравиться.

ЛЛЛП

Основные черты вашего характера - эмоциональность и решительность. Когда они включаются одновременно, получается импульсивность в чистом виде, поэтому нередко вы принимаете непродуманные решения, о которых потом жалеете. Вам не хватает тормозов, и вы стремитесь обрести их в лице близких людей, которые могли бы сдержать ваши резкие порывы.

ЛЛЛЛ

У вас нестандартное мышление, вы способны по-новому взглянуть на общепринятые вещи. Но у творческой натуры есть и недостатки: вы эгоистичны, упрямы и самолюбивы, оттого можете быть чересчур эмоциональны, если ваши идеи не принимают «на ура». Для вас очень важны дистанция и защищенность личного пространства, это порой даже переходит в замкнутость.

Консультации для родителей «Леворукий ребёнок»

"Переплетение пальцев рук"

Предложите ребёнку сложить руки в замок (рис. 1). Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец левой руки, у левшей - левой.

"Поза Наполеона"

Предложите ребёнку сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

"Одновременные действия обеих рук" - рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более чёткие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.

Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.

Немецкий учёный Ф. Кречмер предлагает для определения ведущей руки попросить ребёнка продемонстрировать следующие действия: полить цветы, пересыпать песок лопатой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванной и т.д.

Если ребёнок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче и точнее, то он левша. Однако использовать задания, предложенные Ф. Кречмером, не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении ведущей руки важно всё: где находится предмет, которым можно манипулировать, где находится ребёнок, как даётся инструкция.

Эта система включает игровые задания, подобранные с учётом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даём в двух вариантах. Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:

1. Лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.

2. Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т.д. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребёнок не видел их, не отвлекался.

Первое задание: "РИСОВАНИЕ".

Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш, предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребёнка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: "Я не умею, у меня не получится". Можете успокоить малыша: "Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся". Подбодрите его, скажите, что он делает всё верно. В этом задании нужно сравнивать качество выполнения рисунков.

Проследите за тем, чтобы ребёнок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел. Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия.

Второе задание: "ОТКРЫВАНИЕ НЕБОЛЬШОЙ КОРОБОЧКИ".

Для выполнения этого задания можно использовать спичечный коробок или коробочки со счётными палочками. Ребёнку предлагают несколько коробков, чтобы повторение действия исключало случайность в оценке этого теста.

Задание: "Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек". Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки.

Третье задание: "ПОСТРОЙ КОЛОДЕЦ ИЗ ПАЛОЧЕК".

Сначала из палочек строится четырёхугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды.

Четвёртое задание: "ИГРА В МЯЧ".

Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся на стол прямо перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросить мяч в цель, например, в корзину, ведёрко, круг.

Пятое задание: "ВЫРЕЗАНИЕ НОЖНИЦАМИ РИСУНКА ПО КРУГУ".

Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т.п.). Учтите, что более активной может быть рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствует руке ребёнка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10-15штук) ребёнок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото.

Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребёнком и только после этого ещё раз сформулировать задание: " Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой". Для того, чтобы ребёнку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.

Шестое задание: "НАЙДИ ДЫРОЧКУ"

Предложите ребёнку нанизывать бисер или пуговицы на иголку с ниткой или шнурок.

Седьмое задание: "ВРАЩАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ"

Ребёнку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 штуки) с завинчивающимися крышками. учтите, ребёнок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырёк.

Восьмое задание: "РАЗВЯЗЫВАНИЕ УЗЕЛКОВ"

Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая рука держит узел).

В этом задании бывает сложно выделить ведущую руку, т.к. развязывание узелков процесс довольно сложный и ребёнок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания - составления цепочки из скрепок. Как правило, ребёнок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.

Девятое задание: "ПОСТРОЕНИЕ ДОМА ИЗ КУБИКОВ"

Ведущей является рука, которая чаще берёт, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребёнка, поэтому можно продублировать задание, предложив, ребёнку конструктор, мозаику с конкретным заданием.

Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в такую таблицу:

Задание Левая рука Обе руки Праваярука
1. +
2. +
3. +

Если при выполнении задания ребёнок активнее работает левой рукой, то ставится знак "+" в графу "Левая рука", при предпочтении правой - в графу "Правая рука". Если одинаково использует как правую, так и левую руку, знак "+" ставится в графу "Обе руки".

Десятое задание: ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Это данные о семейной леворукости. Если в семье у ребёнка есть леворукие родственники - родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, нужно поставить "+" в графу "Левая рука", если нет - в графу "Правая рука". Если вы получили больше семи плюсов в графе "Левая рука", то, скорее всего ребёнок леворукий.

Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе "Левая рука" за задания 2-9, а за первое задание - рисование плюс будет стоять в графе "Правая рука", то это означает, что бытовые действия ребёнок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические - правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой руки в выполнении графических заданий.

Очень часто, десяти заданий, описанных в прошлой консультации, бывает недостаточно для того, чтобы определить какой рукой ребёнок действует более активно и ловко. В этих случаях можно выбрать дополнительные задания, например, из тех, которые предлагает французская исследовательница М.Озьяс:

  1. Почистить обувь щёткой.
  2. Вставить стержень в отверстие пуговицы, бусины и поднять её.
  3. Намотать нитку на катушку.
  4. Перелить воду из одного сосуда в другой.
  5. Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать "мишень" на листе бумаги или использовать игру в "Дартс").
  6. Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или пластмассового конструктора.
  7. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр, во флакон с узким отверстием.
  8. Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6 раз) иголкой, булавкой.
  9. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
  10. Продеть нитку в иголку.
  11. Стряхнуть с себя соринки, пыль.
  12. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
  13. Достать бусинку ложкой из стакана.
  14. Позвонить в колокольчик.
  15. Закрыть, открыть застёжку-молнию.
  16. Выпить воду из стакана.

В тех случаях, когда определить ведущую руку сложно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12-14. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.

А как быть, если ребёнок одинаково хорошо владеет и правой, и левой руками?

Нередко он начинает писать и правой, и левой руками, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руки, что сильно затрудняет процесс формирования навыков письма. Часто взрослые - и педагоги, и родители - придерживаются такой позиции: "какую руку

чаще использует, той пусть и пишет". Но одно дело - выполнять привычные бытовые действия, другое - писать. Существуют даже специальные термины: "графическое функциональное превосходство" (т.е. бывают "графические левши" и "графические правши") и "бытовое функциональное превосходство".

Исследования французских учёных показали, что в 90% случаев "графические левши" оказываются и "бытовыми левшами". Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создаёт сложности при выборке руки для письма. Поэтому ещё раз разберём некоторые возможные варианты.

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой руками. Как правило, эти дети - левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдёт легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребёнка писать правой рукой

Вводная часть.

Упражнение 1. «Поза Наполеона»

Участникам показывается три движения:

руки скрещены на груди,

руки сжаты в кулаки.


По моей команде каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). «Раз, два, три!».

Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони (значит, они готовы к работе и достаточно открыты.

Кулаки показывают агрессивность,

поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать

Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек». СПВ – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения. «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие». Перед тем как определить насколько вы подвержены проф выгоранию. Давайте при помощи теста оценим состояние нервной системы, от которой напрямую зависит качество вашей жизни.

(К. Либельт)

Инструкция.

Обработка результатов. Сложите обведенные цифры.

0 – 25 – эта сумма может вас не беспокоить. Однако все – таки обратите внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые места.

26 – 45 – поводов для беспокойства нет и в этой ситуации. Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы. Подумайте, что вы можете сделать для вашего организма.

46 – 60 – ваша нервная система ослаблена. Для здоровья необходима перемена образа жизни. Проанализируйте вопросы и ответы на них. Так вы найдете направление необходимых перемен.

60 и более баллов – ваши нервы сильно истощены. Необходимы срочные меры. Обязательно обратитесь к врачу

Тест «Состояние вашей нервной системы» (К. Либельт)

Инструкция. Обведите кружочком одну из четырех цифр в графах справа напротив описания каждого симптома в зависимости от того, как часто вы обнаруживаете этот симптом у себя.


№ п/п

Симптом

Нет

Редко

Да

Очень часто

1.

Часто ли вы бываете раздражены, нервничаете, ощущаете беспокойство?

0

3

5

10

2.

Часто ли у вас учащенный пульс и сердцебиение?

0

2

3

6

3.

Часто ли вы быстро устаете?

0

2

4

8

4.

Страдаете ли вы повышенной чувствительностью к шуму, шороху или свету?

0

2

4

8

5.

Бывают ли у вас резкие смены настроения, возникает чувство неудовлетворенности?

0

2

3

6

6.

Вы спите беспокойно, часто просыпаетесь? Страдаете бессонницей?

0

2

4

8

7.

Страдаете ли вы непроизвольным потоотделением?

0

2

3

6

8.

Затекают ли у вас мышцы? Ощущаете ли вы непривычное щекотание, подергивание в суставах?

0

2

4

8

9.

Страдаете ли вы забывчивостью, часто плохо способны концентрировать внимание ?

0

2

4

8

10

Страдаете ли вы от зуда?

0

2

3

6

11

Необходимо ли вам в вашей профессиональной деятельности быть «на высоте»?

0

2

4

8

12

Часто ли вы бываете в плохом настроении, проявляете агрессивность? Быстро ли вы теряете самообладание?

0

2

4

8

13

Копите ли вы неприятности в себе?

0

2

4

8

14

Ощущаете ли вы недовольство самим собой и окружающим миром?

0

2

4

8

15

Курите ли вы?

0

2

5

10

16

Бывают ли у вас неприятности? Мучают ли страхи?

0

2

4

8

17

Есть ли у вас недостаток в возможности подвигаться на свежем воздухе?

0

2

4

8

18

Есть ли у вас недостаток в возможности разрядиться, обрести душевное равновесие?

0

2

4

8


Так какие же симптомы профессионального выгорания вы можете увидеть как у себя так и у своих коллег. К ним относятся:

чувство хронической усталости

рост заболеваемости

раздражительность

нарушение сна, аппетита

тревожность

потеря интереса к профессиональным достижениям

Экспресс оценка позволит оценить ваш уровень эмоционального выгорания



1



Да

Нет

2



Да

Нет

3



Да

Нет

4

То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики .

Да

Нет

5



Да

Нет

6



Да

Нет

7



Да

Нет

8



Да

Нет

9



Да

Нет

10

За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга , из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое

Да

Нет

Оценка результатов:

0 -1 балл.
2-6 баллов.
7-9 баллов.
10 баллов.

Экспресс оценка выгорания


На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.

1

Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен

Да

Нет

2

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

Да

Нет

3

Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры

Да

Нет

4



Да

Нет

5

На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

Да

Нет

6

Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно

Да

Нет

7

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

Да

Нет

8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

Да

Нет

9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям

Да

Нет

10



Да

Нет

Оценка результатов:

0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.
2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.

Экспресс оценка выгорания


На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.

1

Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен

Да

Нет

2

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

Да

Нет

3

Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры

Да

Нет

4

То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики.

Да

Нет

5

На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

Да

Нет

6

Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно

Да

Нет

7

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

Да

Нет

8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

Да

Нет

9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям

Да

Нет

10

За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое

Да

Нет

Оценка результатов:

0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.
2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.

Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:


  • старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;

  • учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;

  • проще относитесь к конфликтам на работе;

  • как ни странно это звучит - не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.

А теперь выполним упражнение которое может послужить примером избавления от неприятных эмоций, возникающих в нашей жизни.

Упражнение “ЗАТО”

Какие чувства вы испытываете, когда, придя в школу, вы обнаруживаете в своём расписании незапланированных 2 “окна”?

Наша задача – перевести негативные эмоции, используя прием “ЗАТО” в положительные эмоции: (. работаем по кругу)

Зато у меня есть время проверить тетради;

Зато я могу сходить в столовую;

Зато я могу отдохнуть;

Зато я могу выпить кофе;

Зато я могу сходить в свой класс;

Зато я могу подготовиться к другому уроку, и т. д.

Обсуждение. Изменилось ли ваше восприятие негативной ситуации?

Помните: работа - всего лишь часть жизни.

Советы психолога . Профилактика выгорания.

Удовлетворение физиологических потребностей:

- принимать пищу регулярно (завтрак, обед, ужин).

- делать зарядку

- проходить медицинский осмотр у врачей

- брать больничный лист на время болезней

- пользоваться услугами массажиста (делать самомассаж)

- достаточно спать

- носить одежду, которая нравится

- брать отпуск

- ограничить время телефонных разговоров

- удовлетворять сексуальные потребности

- вести оптимально активный образ жизни (танцевать, плавать, бегать, петь, заниматься спортом, совершать пешие прогулки и т.д.)

Удовлетворение психологических потребностей

- выделять время для саморефлексии

- иметь хобби

- снизить уровень стрессового воздействия в жизни

- умение говорить «нет»

- проявлять любопытство

- обращаться за помощью к другим, когда нужно

- посещать музеи, выставки, театры, спортивные соревнования

- давать возможность другим людям узнать меня с разных сторон,

- прислушиваться к своему внутреннему опыту (мыслям, чувствам, суждениям)

Удовлетворение эмоциональных потребностей

- проводить время с людьми, которые симпатичны

- поддерживать отношение со значимыми людьми

- поощрять и награждать себя

- любить себя

- перечитывать любимые книги и пересматривать любимые фильмы

- позволять себе иногда плакать

- играть с детьми

- смеяться и улыбаться

- осознавать свои потребности

- научиться выражать свои эмоции и делать это конструктивно

Удовлетворение духовных потребностей .

- проводить время на природе

- поддерживать в себе оптимизм и надежду

- ориентироваться не только на материальные ценности

- не брать на себя ответственность за все

- быть открытым новому и неизвестному

- участвовать в осуществлении того, во что верится

Создание благоприятных условий работы .

- делать перерывы в работе в течение дня

- позволять себе поболтать с сотрудниками

- уметь отстаивать свои принципы

- распределять рабочее время так, чтобы избежать перегрузок

- выделять время для завершения определенной работы

- уделять время профессиональному росту

- создать себе удобное рабочее место

Обретение жизненного баланса

- стремиться к балансу в своей профессиональной жизни в пределах каждого рабочего дня

- стремиться к балансу между работой, семьей, общением с людьми, игрой и отдыхом.

Способы эффективного управления стрессом.


  1. 1. В стрессовых ситуациях эмоции выходят на первый план, а способность рационально мыслить уменьшается. Один из эффективных элементов управления стрессом – дать мозгу выполнить какую – нибудь конкретную мыслительную задачу. Например, вспомнить, пять имен женщин на букву «А», посчитать, сколько человек в комнате одеты в брюки, сколько лампочек горит на потолке или другие подобные вещи, главное, занять мозг четко поставленной задачей, с которой можно справится, но она требует определенных мыслительных усилий.

  1. 2. Старайтесь быть «позитивны»:
Дайте себе установку: «как хорошо я могу справляться», и не думайте как всё ужасно и что всё будет плохо. Хорошо работает формула «Дело сложное, но я постараюсь, и все получится хорошо».

    3. Используйте навыки аутотренинга: можно просто посидеть в расслабленном состоянии и послушать приятную музыку. Учитесь расслабляться. В напряженных ситуациях можно просто многократно повторять формулу «Я спокоен, собран, готов к действию».

  1. 4. Увеличите «обратную связь» с телом и пытайтесь саморегулировать стресс. Можно спросить себя «Где у меня в теле находится стресс?». Определив это место, надо расслабить это место (выполняя комплекс упражнений именно для этой части тела). Разминка поможет снять телесные зажимы.

  1. 5. Вспомните, какие эмоции вы знаете. Умение распознавать свои истинные мысли и чувства помогает их контролировать.

  1. 6. Учитесь ставить реальные цели.

  1. 7. Попробуйте «использовать» стресс: если вы не можете бороться с тем, что вас беспокоит, то просто используйте стресс в творческом процессе.

  1. 8. Физическая нагрузка поможет вам бороться со стрессом : бег, теннис, садоводство - лучшие лекарства против стресса.

  1. 9. Всегда хорошо высыпайтесь. Недостаток хорошего здорового сна может привести к стрессу.

  1. 10. Сделайте что-то для других: переведите свои мысли на проблемы других - почувствуйте себя нужным кому-то ещё.

  1. 11. Расслабьтесь, сделайте перерыв: Переключитесь на что-нибудь другое, не вызывающее у вас стрессовой реакции.

  1. 12. Нарисуйте свои эмоции: когда мы видим свои чувства – мы можем ими управлять. Кроме того, с рисунком можно работать, дорисовываю или, изменяя картинку на более позитивную.

  1. 13. Следите за питанием: бананы, брокколи, гречка, рыба, изюм, финики – природные антидепрессанты, включайте их в рацион в напряженных ситуациях.

  1. 14. Постарайтесь выговориться. Лучше всего – со специалистом или одним самым близким человеком. Еще лучше действует, когда мы рассказываем о своей проблеме мягкой игрушке или пишем письмо самому себе.

  1. 15. Примите душ или ванну. Вода помогает снять напряжение и актуализирует состояние гармонии.

  1. 16. Больше гуляйте на свежем воздухе, в красивой части города. Посетите музеи или выставки – восприятие прекрасного помогает восстановить хорошее настроение.

Ход занятия

– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о наших эмоциях и чувствах, об их пользе и вреде, научимся распознавать свои эмоции и управлять своим настроением.

Эволюция, по – видимому наделила нас эмоциями, чтобы мотивировать нас к заботе о себе и стремлению понимать людей, которых мы любим.

Эмоции– это опыт всего тела, включающий чувства, мысли и телесные ощущения.

Существуют 6 уникальных эмоций: грусть, злость, отвращение, страх, счастье и удивление . Однако, как и когда мы их выражаем, зависит от культуры, в которой мы живем, от воспитания, от семьи. Все мы родом из детства и многие наши действия, и поступки обусловлены чувствами и эмоциями, уходящими корнями в наше прошлое.

Подростки, с которыми мы работаем, в силу своего возраста, полового созревания, не могут правильно управлять своими эмоциями. Находясь в эпицентре влюбленностей, ссор, выяснений отношений, они нуждаются в нашей помощи и поддержке, в индивидуальном подходе или в работе с классом.

Чтобы лучше понять подростков, иногда необходимо представить себя в этом возрасте.

В процессе подготовке к занятию, вы ответили на вопросы анкеты:

“Что я думаю об эмоциях и чувствах?”

1. Хотелось бы вам, чтобы у вас вообще не было никаких эмоций?

2. Были ли в вашей жизни случаи, когда ваши эмоции вам мешали?

3. Были ли в вашей жизни случаи, когда вам мешали эмоции других людей?

4. Случалось ли, что другие люди не понимали ваших чувств?

5. Случалось ли, что вы не понимали чувства других людей?

6. Согласны ли вы, что некоторые эмоции надо скрывать, подавлять, загонять внутрь, ни в коем случае не выражать?

Есть такое понятие – эмоциональный интеллект – это способность осознавать свои чувства и чувства других- людей, и умение следовать логике этих чувств.

Тест: “Ваши эмоции ”.

Я предлагаю вам узнать о себе в рисуночном тесте “Ваши эмоции”.

Время работы 2 мин.


На этом листе вы видите четыре лица, вернее, четыре лицевых овала, лишенных всех внешних черт. Вам надлежит не просто нарисовать нос, глаза и губы этим лицам, но и выполнить конкретное задание. Первое лицо должно быть радостным, второе – грустным, третье – злым и четвертое – обиженным. То есть задача проста: четыре лица должны выражать четыре разных человеческих эмоции.

Ключ к тесту.

Напомним еще раз. Первое лицо – радость, второе лицо – грусть, третье лицо – злость и четвертое – обида.

Внимательно посмотрите, с помощью чего вы постарались передать ту или иную эмоцию на лицах, это очень важный момент. Те черты лица, на которые вы сделали упор, многое расскажут вам о нашем характере и ваших чувствах.


  • Первое лицо – радость . Если вы сделали основной упор на улыбку , сделав ее широкой и открытой, то это значит, что вы веселый и жизнерадостный человек, с удовольствием делитесь своей радостью с окружающими.

  • Второе лицо – грусть. Если вы постарались передать грусть с помощью рта с опущенными вниз уголками , то это означает, что вы доверчивый и ранимый человек, вас легко обидеть, вы сопереживаете всем и стараетесь помочь тем, кто в этом нуждается.

  • Третье лицо – злость. Если вы сделали основной упор на нос с раздутыми ноздрями , то это значит, что вы прямой человек, последовательный в своих словах и поступках. Вы цените откровенность и предпочитаете действовать прямолинейно и открыто, презираете трусость и подлость.

  • Четвертое лицо – обида . Если вы постарались передать обиду, сделан упор на печальные глаза и брови домиком , то это говорит о вашей впечатлительности и непосредственности, вы верите в лучшее и надеетесь на светлое завтра. Вас легко обмануть, вы часто разочаровываетесь в людях и в жизни.
Вообще, при расшифровке этого теста следует учитывать следующее. Глаза – это ваша готовность получать информацию и перерабатывать ее. Ресницы – склонность к демонстративности, вызывающее поведение. Брови – это способность к самостоятельному анализу ситуации и принятию решения. Мимические морщины на лбу – склонность к размышлению. Складка между бровей – нерешительность, нежелание идти на риск. Нос – умение строить догадки и предположения, интуиция. Рот – контакт с окружающим миром, средство выражения собственных мыслей и желаний. Подбородок – упрямство, неспособность признать свою ошибку и с достоинством принять свое поражение. Уши – умение выслушать доводы других людей и принять их точку зрения. Морщины возле рта – вечное недовольство, нежелание идти па компромисс, несогласие.

Вывод : Этот рисуночный тест дал возможность увидеть, насколько правильно вы передаете свое эмоциональное состояние, и показал основные черты вашего характера.

– По ответам на вопросы анкеты получается, что есть чувства, которые хотят испытывать практически все, но есть чувства, которых лучше бы не было. Особым нерасположением пользуются все негативные чувства: страх, обида, гнев, лень, и т. е, те эмоции, которые когда-нибудь мешали нам или другим людям в общении друг с другом.

Бывают ли абсолютно бесполезные чувства? Бывают ли чувства, не приносящие никакого вреда?

Давайте проведем самостоятельное исследование вреда и пользы эмоций на примере собственного опыта. Для исследования в группах я хочу предложить две эмоции: “Любовь” и “Лень”, а наши уважаемые гости на выбор поработают еще и с такими эмоциями, как злость, страх, радость.

3. Упражнение: “Польза и вред эмоций”.

Задание: Объединитесь, пожалуйста, в две группы . Каждая группа получает карточку, на которой записана эмоция. Вам необходимо записать, что хорошего и что плохого связано с заданной эмоцией. Первая группа рассматривает пользу и вред эмоции “Любовь” . Вторая группа рассматривает пользу и вред эмоции “Лень”.

Время работы 2- 3 мин.


Обсуждение. Зачитать выводы каждой группы.

Вывод: Приведенные высказывания свидетельствуют о том, что подобный анализ дался вам легко, так как имеется и субъективный опыт переживаний, и способы выражения этого чувства и последствия выражения чувства. Если мы рассмотрим другие эмоции, то также убедимся, что каждая эмоция нам зачем – то нужна (она нам что-то говорит).

Например: Страх упасть – быть осторожным в гололед. Лень делать пельмени – купил в магазине, сэкономил время.

В современной культуре, СМИ существуют запреты на чувства и их внешнее проявление. Эти запреты предполагают, что человек избегает определенных эмоциональных состояний (печаль, обида, страх), вытесняет их из своего сознания, потому что не хочет показаться слабым, неуверенным, невоспитанным, неуспешным.

Люди, запрещающие себе чувствовать, как правило, находят запретам различные, рациональные обоснования.

Например:

“Настоящие мужчины не плачут” (запрет на горе);

“Страх – признак слабости” (запрет на страх);

“Злиться на близких недопустимо” (запрет на злость);

“У меня никогда не получиться быть успешным и радостным” (запрет на радость).

Только сейчас мы выяснили, что каждое чувство нам зачем – то нужно. Что бывает, если человек сдерживает свои чувства?

В качестве иллюстрации можно привести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да ещё носик закупорить, он в конце концов взорвется, причинив вред тем, кого ошпарил, и самому себе. Так и человек: копит в себе эмоции, а потом “взрывается” и вредит тем самым и окружающим, и себе.

В реальности возможны разные варианты вытеснения чувств: уход в болезнь, тоску, депрессию или подверженность резким агрессивным вспышкам.

Как поступить?

Если вы хотите научиться изменять свои эмоциональные состояния, то вам необходимо выйти за пределы ситуации, посмотреть со стороны на себя, испытывающего эмоции, с иной точки зрения, глазами другого. Это не единственное , но исходное и необходимое условие изменения эмоционального состояния. Существуют много способов посмотреть со стороны на свои эмоции. Один из самых доступных способов –

4. Игра “Эмоциональный термометр”.

Эта игра индивидуальная, хотя в неё можно играть всем вместе.

Правила игры: На игровом бланке попробуйте составить эмоциональный портрет своего вчерашнего дня. Оценивайте события дня с момента вашего пробуждения. Поставьте кружок (крестик) в зону, соответствующему вашему самочувствию утром, днем и вечером.

Например, утром:

– Когда вы проснулись, ваше настроение было…

– Когда вы завтракали или одевались на работу, вы чувствовали …

– В школе ваше настроение….

Продолжите анализ вашего эмоционального самочувствия днем и вечером.

Время работы 2-3 мин.

Обсуждение.

Проанализируйте свои эмоциональные графики:

– Посмотрите на свои эмоциональные портреты. Как часто у вас менялось настроение? Или наоборот оно было устойчиво и менялось редко?

– Посмотрите все эмоциональные события дня и обведите в кружок те настроения, которые были вызваны другими людьми.

– Посмотрите на обведенные кружки. Если всё эмоциональное самочувствие выразить в %,

то сколько % настроений оказалось зависимыми от других людей? Как вы думаете, почему? Какое преимущество вы имеете, если ваше настроение зависит или не зависит от настроения другого человека?

– “Крайние” настроения – очень плохое и очень хорошее, так же больше зависят от других людей, чем среднее настроение. Склонны ли вы к “крайним” настроениям?

– Посмотрите, отличается ли по настроению начало дня от середины дня? Почему? Подумайте, что можно сделать, чтобы улучшить ваше самочувствие?

Вывод: Люди резко отличаются по устойчивости настроений, по зависимости настроений от поведения других людей. Чтобы ладить с людьми, надо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть и управлять своими чувствами, надо очень хорошо знать собственное эмоциональное устройство.

Первым шагом в управлении своим эмоциональным состоянием является его осознание. Затем вспомнить способы, которые помогут вам избавиться от неприятного настроения, перейти в активное рабочее состояние.

– заняться эмоциональной приятной деятельностью;

– заняться аутотренингом;

– заняться спортом;

– пойти в гости, в лес.

6. Рефлексия занятия.

Ощущения и впечатления о проделанной работе.


  1. Что нового вы узнали о себе?

  2. Ваши впечатления о занятии?

Тест, который позволит вам лучше узнать себя, выявить вашу принадлежность к художникам или мыслителям.
А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.
Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?
В. Станьте в "позу Наполеона", скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
Г. Попробуйте изобразить "бурные аплодисменты". Какая ладонь сверху?
Ваши результаты:
ПППП - обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
ПППЛ - темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛЛ - характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.
ПЛПП - аналитический склад ума, основная черта - мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ - слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.
ПЛЛП - артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.
ПЛЛЛ - а этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.
ЛППП - один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ - похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.
ЛПЛП - это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.
ЛПЛЛ - характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
ЛЛПП - характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ - простодушие, мягкость, доверчивость - вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.
ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ - обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.
Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще мыслителям.

  • ЛПЛП

    LYNX

    just the same.............
    Психологический практикум. Предлагаю вашему вниманию



    результат.
    Б. Сделайте в листе бумаги


    или левый?

    рука оказалась сверху?
    Какая ладонь сверху?
    Ваши результаты:

    нерешительность.

    чувство юмора.
    ППЛЛ - характер близок к





    с тем способность идти на
    конфликт.



    ПЛЛЛ - а этот тип,

    складом ума.
    ЛППП - один из наиболее

    ЛППЛ - похож на предыдущий

    ЛПЛП - это самый сильный

    мнением.



    - вот его основные черты.
    Очень редкий тип, у мужчин

    поступкам. Энергичен.

    и некоторой замкнутостью.
    а ПППП присуще мыслителям.

  • Психологический практикум. Предлагаю вашему вниманию
    тест, который позволит вам лучше
    узнать себя, выявить вашу принадлежность
    к художникам или мыслителям.
    А. Переплетите пальцы рук. Сверху
    оказался большой палец левой руки
    (Л) или правой (П)? Запишите
    результат.
    Б. Сделайте в листе бумаги
    небольшое отверстие и посмотрите сквозь
    него двумя глазами на какой-либо
    предмет. Поочередно закрывайте то один,
    то другой глаз. Предмет смещается,
    если вы закрываете правый глаз
    или левый?
    В. Станьте в "позу Наполеона",
    скрестив руки на груди. Какая
    рука оказалась сверху?
    Г. Попробуйте изобразить "бурные аплодисменты".
    Какая ладонь сверху?
    Ваши результаты:
    ПППП - обладатель такой характеристики
    консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
    ПППЛ - темперамент слабый, преобладает
    нерешительность.
    ППЛП - характер сильный, энергичный,
    артистический. При общении с таким
    человеком не помешают решительность и
    чувство юмора.
    ППЛЛ - характер близок к
    предыдущему типу, но более мягок,
    контактен, медленнее привыкает к новой
    обстановке. Встречается довольно редко.
    ПЛПП - аналитический склад ума,
    основная черта - мягкость, осторожность.
    Избегает конфликта, терпим и расчетлив,
    в отношениях предпочитает дистанцию.
    ПЛПЛ - слабый тип, встречается
    только среди женщин. Характерны подверженность
    различным влияниям, беззащитность, но вместе
    с тем способность идти на
    конфликт.
    ПЛЛП - артистизм, некоторое непостоянство,
    склонность к новым впечатлениям. В
    общении смел, умеет избегать конфликтов
    и переключаться на новый тип
    поведения. Среди женщин встречается примерно
    вдвое чаще, чем среди мужчин.
    ПЛЛЛ - а этот тип,
    наоборот, более характерен для мужчин.
    Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим
    складом ума.
    ЛППП - один из наиболее
    распространенных типов. Он эмоционален, легко
    контактирует практически со всеми. Однако
    недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
    ЛППЛ - похож на предыдущий
    тип, но еще менее настойчив,
    мягок и наивен. Требует особо
    бережного отношения к себе.
    ЛПЛП - это самый сильный
    тип характера. Настойчив, энергичен, трудно
    поддается убеждению. Несколько консервативен из-за
    того, что нередко пренебрегает чужим
    мнением.
    ЛПЛЛ - характер сильный, но
    ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней
    мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию,
    но взаимопонимание при этом отстает.
    ЛЛПП - характерны дружелюбие, простота,
    некоторая разбросанность интересов.
    ЛЛПЛ - простодушие, мягкость, доверчивость
    - вот его основные черты.
    Очень редкий тип, у мужчин
    практически не встречается.
    ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании
    с решительностью приводит к непродуманным
    поступкам. Энергичен.
    ЛЛЛЛ - обладает способностью по-новому
    взглянуть на вещи. Ярко выраженная
    эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством
    и некоторой замкнутостью.
    Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу,
    а ПППП присуще мыслителям.

  • ППЛЛ... не думала - не думала... =)))

  • ЛППП - один из наиболее
    распространенных типов. Он эмоционален, легко
    контактирует практически со всеми. Однако
    недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
    сабж...

  • Для расшифровки приведу цитату:
    "ЛПЛП - это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением. "

  • хм.. а чего у всех полно Л???? ась?? у мну усе наоборот!!!
    ППЛП - характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.

  • ЛЛЛП Вроде вышло...

  • ПЛПП - аналитический склад ума, основная черта - мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпим и расчетлив,
    в отношениях предпочитает дистанцию.

  • Психологический практикум. Предлагаю вашему вниманию
    тест, который позволит вам лучше
    узнать себя, выявить вашу принадлежность
    к художникам или мыслителям.
    А. Переплетите пальцы рук. Сверху
    оказался большой палец левой руки
    (Л) или правой (П)? Запишите
    результат.
    Б. Сделайте в листе бумаги
    небольшое отверстие и посмотрите сквозь
    него двумя глазами на какой-либо
    предмет. Поочередно закрывайте то один,
    то другой глаз. Предмет смещается,
    если вы закрываете правый глаз
    или левый?
    В. Станьте в "позу Наполеона",
    скрестив руки на груди. Какая
    рука оказалась сверху?
    Г. Попробуйте изобразить "бурные аплодисменты".
    Какая ладонь сверху?
    Ваши результаты:
    ПППП - обладатель такой характеристики
    консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
    ПППЛ - темперамент слабый, преобладает
    нерешительность.
    ППЛП - характер сильный, энергичный,
    артистический. При общении с таким
    человеком не помешают решительность и
    чувство юмора.
    ППЛЛ - характер близок к
    предыдущему типу, но более мягок,
    контактен, медленнее привыкает к новой
    обстановке. Встречается довольно редко.
    ПЛПП - аналитический склад ума,
    основная черта - мягкость, осторожность.
    Избегает конфликта, терпим и расчетлив,
    в отношениях предпочитает дистанцию.
    ПЛПЛ - слабый тип, встречается
    только среди женщин. Характерны подверженность
    различным влияниям, беззащитность, но вместе
    с тем способность идти на
    конфликт.
    ПЛЛП - артистизм, некоторое непостоянство,
    склонность к новым впечатлениям. В
    общении смел, умеет избегать конфликтов
    и переключаться на новый тип
    поведения. Среди женщин встречается примерно
    вдвое чаще, чем среди мужчин.
    ПЛЛЛ - а этот тип,
    наоборот, более характерен для мужчин.
    Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим
    складом ума.
    ЛППП - один из наиболее
    распространенных типов. Он эмоционален, легко
    контактирует практически со всеми. Однако
    недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
    ЛППЛ - похож на предыдущий
    тип, но еще менее настойчив,
    мягок и наивен. Требует особо
    бережного отношения к себе.
    ЛПЛП - это самый сильный
    тип характера. Настойчив, энергичен, трудно
    поддается убеждению. Несколько консервативен из-за
    того, что нередко пренебрегает чужим
    мнением.
    ЛПЛЛ - характер сильный, но
    ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней
    мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию,
    но взаимопонимание при этом отстает.
    ЛЛПП - характерны дружелюбие, простота,
    некоторая разбросанность интересов.
    ЛЛПЛ - простодушие, мягкость, доверчивость
    - вот его основные черты.
    Очень редкий тип, у мужчин
    практически не встречается.
    ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании
    с решительностью приводит к непродуманным
    поступкам. Энергичен.
    ЛЛЛЛ - обладает способностью по-новому
    взглянуть на вещи. Ярко выраженная
    эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством
    и некоторой замкнутостью.
    Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу,
    а ПППП присуще мыслителям.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!