Корабль френсиса дрейка. Сэр Фрэнсис Дрейк

Дрейк Фрэнсис (около 1540- 1596), английский мореплаватель.

Родился в городе Тейвисток (графство Девоншир) в семье фермера. В юности плавал на каботажных судах, заходивших в Темзу. После первого путешествия через Атлантический океан Дрейк получил место капитана судна в эскадре Дж. Гаукинса. В 1567 г. он участвовал в морской экспедиции Гаукинса с целью захвата судов испанских работорговцев и грабежа испанских владений в Вест-Индии.

С 1570 г. Дрейк каждое лето совершал пиратские рейды в Карибском море, которое Испания считала своим. Он захватил Номбре-де-Дьос в Мексике, грабил караваны, перевозившие серебро из Перу в Панаму.

В декабре 1577 г. Дрейк отправился в свою самую известную экспедицию. Её снаряжали на деньги частных инвесторов, которые Дрейк смог получить благодаря покровительству графа Эссекса - фаворита Елизаветы I. Позднее мореплаватель упоминал, что сама королева вложила 1000 крон. Дрейку было поручено проплыть через Магелланов пролив, найти подходящие места для колоний и вернуться обратно тем же путём. Предполагалось также, что он совершит налёты на испанские владения в Америке.

Дрейк отплыл из Плимута 13 декабря 1577 г. Он командовал кораблём «Пеликан» (позже его переименовали в «Золотую Лань») водоизмещением 100 т; в эскадре было ещё четыре небольших корабля. Доплыв до берегов Африки, флотилия захватила более десяти испанских и португальских судов. Через Магелланов пролив Дрейк вышел в Тихий океан; там сильный шторм 50 дней гнал корабли на юг. Между Огненной Землёй и Антарктидой Дрейк открыл пролив, названный позже его именем. Шторм повредил корабли. Один из них вернулся в Англию, другие потонули. У капитана осталась только «Золотая Лань». Двигаясь вдоль побережья Южной Америки, Дрейк грабил суда и гавани у берегов Чили и Перу. 1 марта 1579 г. он захватил судно «Какафуэго», нагруженное золотыми и серебряными слитками. В июле того же года корабль, которым командовал Дрейк, пересёк Тихий океан. В 1580 г. он вернулся в Плимут. Таким образом, мореплаватель совершил кругосветное путешествие (второе после Ф. Магеллана), которое принесло ему не только славу, но и богатство.

Получив свою долю добычи (не менее 10 тыс. фунтов стерлингов), Дрейк купил поместье близ Плимута. Королева Елизавета в 1581 г. пожаловала ему звание рыцаря. В 1585 г. Дрейк был назначен главнокомандующим английским флотом, направлявшимся В Вест-Индию. Это знаменовало начало войны с Испанией.

В марте 1587 г. Дрейк неожиданным штурмом завладел городом-портом Кадис на юге Испании, разрушил его и захватил около 30 испанских кораблей. И опять, помимо воинской славы, «пират королевы Елизаветы» получил огромные деньги - его личная часть от захваченных богатств составила более 17 тыс. фунтов стерлингов.

В 1588 г. Дрейк был назначен вице-адмиралом и сыграл решающую роль в разгроме «Непобедимой армады». Удача покинула Дрейка во время экспедиции в Вест-Индию в 1595 г. Он заболел дизентерией и умер 28 января 1596 г. близ Портобело (Панама).

Похоронили вице-адмирала по традиционному морскому обряду, в море.


Френсис Дрейк (Francis Drake) родился в 1540 году в местечке Тависток, графства Девоншир, в семье бедного деревенского священника Эдмунда Дрейка. В некоторых источниках утверждается, что в юности его отец был моряком. Дед Френсиса был фермером, владевший 180 акрами земли. Мать Френсиса была из рода Милвэй, но ее имя мне не удалось найти. Всего в семье Дрейков было двенадцать детей, Френсис был старшим.

Френсис рано покинул родительский дом (предположительно в 1550 году), поступив юнгой на небольшой торговый корабль, где он быстро овладел искусством судовождения. Трудолюбивый, настойчивый и расчетливый, он приглянулся старому капитану, у которого не было семьи и который полюбил Френсиса как родного сына и завещал свой корабль Френсису. В качестве торгового капитана Дрейк предпринял несколько длительных путешествий в Бискайский залив и Гвинею, где он выгодно занимался работорговлей, поставляя негров на Гаити.

В 1567 году Дрейк командовал кораблем в эскадре известного в те времена Джона Хоккинса, грабившего с благословения королевы Елизаветы I побережье Мексики. Англичанам не повезло. Когда после страшной бури они отстаивались в Сан-Хуане, на них напала испанская эскадра. Только один корабль из шести вырвался из западни и после трудного плавания добрался до родины. Это был корабль Дрейка...

В 1569 году он женился на девушке по имени Мэри Ньюман, о которой мне не удалось ничего узнать. Известно лишь, что брак оказался бездетным. Мэри умерла двенадцать лет спустя.

Вскоре после этого Дрейк совершил два разведочных плавания через океан, а в 1572 году организовал самостоятельную экспедицию и совершил очень удачный набег на Панамский перешеек.

Вскоре среди далеко не добродушных пиратов и работорговцев молодой Дрейк стал выделяться как самый жестокий и самый удачливый. По свидетельству современников "это был властный и раздражительный человек с бешеным характером", жадный, мстительный и крайне суеверный. В то же время многие историки утверждают, что не только ради золота и почестей предпринимал он рискованные плавания, что его привлекала сама возможность побывать там, где еще не был никто из англичан. Во всяком случае, географы и моряки эпохи Великих географических открытий обязаны именно этому человеку многими важными уточнениями карты мира.

После того как Дрейк отличился в подавлении ирландского восстания, он был представлен королеве Елизавете и изложил свой план набега и опустошения западных берегов Южной Америки. Вместе со званием контр-адмирала Дрейк получил пять кораблей с экипажем из ста шестидесяти отборных матросов. Королева поставила одно условие: чтобы оставались в тайне имена всех тех знатных джентльменов, которые, как и она, дали деньги на снаряжение экспедиции.

Дрейку удалось скрыть истинные цели экспедиции от испанских шпионов, распространив слух, что он направляется в Александрию. В результате этой дезинформации испанский посол в Лондоне дон Бернандино Мендоса не принял мер для преграждения пути пирату в Западное полушарие.

13 декабря 1577 года флотилия - флагманский корабль "Пеликан" (Pelican) водоизмещением 100 тонн, "Елизавета" (80 тонн), "Морское золото" (30 тонн), "Лебедь" (50 тонн) и галера "Христофор" - покинула Плимут.

Во времена королевы Елизаветы I официальных правил обмера судов не существовало, и поэтому размеры корабля Дрейка в разных источниках не совпадают. Путем сопоставления сведений Р. Хоккель приводит следующие данные: длина между штевнями - 20,2 метров, наибольшая ширина - 5,6 метров, глубина трюма - 3,03 метров, высота борта: на миделе - 4,8 метров, в кормовой части - 9,22 метров, в носовой части - 6,47 метров; осадка - 2,2 метров, высота грот-мачты 19,95 метров. Вооружение - 18 пушек, из них по семь пушек на каждом борту и по две на баке и корме. По форме корпуса "Пеликан" представлял переходной тип от каракки к галеону и был хорошо приспособлен для длительного морского плавания.

Каюта Дрейка была отделана и обставлена с большой роскошью. Посуда, которой он пользовался, была из чистого серебра. Во время еды его слух услаждали своей игрой музыканты, а за креслом Дрейка стоял паж. Королева послала ему в подарок благовония, сладости, вышитую морскую шапку и зеленый шелковый шарф с вышитыми золотом словами: "Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог".

Во второй половине января корабли достигли Могадара, портового города в Марокко. Взяв заложников, пираты обменяли их на караван всевозможных товаров. Затем последовал бросок через Атлантический океан. Разграбив по пути испанские гавани в устье Ла-Платы, флотилия 3 июня 1578 года стала на якорь в бухте Сан-Хулиан, в которой Магеллан расправился с бунтовщиками. Ракой-то рок довлел над этой гаванью, ибо и Дрейку также пришлось подавить вспыхнувший мятеж в результате чего был казнен капитан Даути. Кстати тогда же "Пеликан" был переименован в "Золотую Лань" (Golden Hind).

2 августа, бросив два пришедших в полную негодность судна, флотилия ("Золотая Лань", "Елизавета" и "Морское Золото") вступила в Магелланов пролив и прошла его за 20 дней. После выхода из пролива корабли попали в жестокий шторм, разметавший их в разные стороны. "Морское Золото" погиб, "Елизавета" был отброшен обратно к Магелланову проливу и, пройдя его, он вернулся в Англию, а "Золотую Лань", на котором был Дрейк, занесло далеко на юг. При этом Дрейк сделал невольное открытие, что Огненная Земля не выступ Южного материка, как считалось в то время, а архипелаг, за которым простирается открытое море. В честь первооткрывателя пролив между Огненной Землей и Антарктидой был назван именем Дрейка.

Как только утих шторм, Дрейк взял курс на север и 5 декабря ворвался в гавань Вальпараисо. Захватив стоявший в гавани корабль, груженный винами и слитками золота на сумму 37 тысяч дукатов, пираты высадились на берег и разграбили город, забрав груз золотого песка стоимостью в 25 тысяч песо.

Кроме того, на корабле они нашли секретные испанские карты, и теперь Дрейк продвигался вперед не вслепую. Надо сказать, что до пиратского набега Дрейка испанцы чувствовали себя на западном побережье Америки в полнейшей безопасности - ведь ни один английский корабль не проходил Магеллановым проливом, и поэтому испанские корабли в этом районе не имели охраны, да и города не были подготовлены к отпору пиратам. Идя вдоль берегов Америки, Дрейк захватил и разграбил многие испанские города и поселения, в том числе Кальяо, Санто, Трухильо, Манту. В панамских водах он настиг корабль "Карафуэго", на котором был взят груз баснословной ценности - золото и серебро в слитках и монеты на сумму 363 тысячи песо (около 1600 кг золота). В мексиканской гавани Акапулько Дрейк захватил галеон с грузом пряностей и китайского шелка.

Затем Дрейк, обманув все надежды своих врагов, не повернул обратно на юг, а пересек Тихий океан и вышел к Марианским островам. Отремонтировав корабль в районе Целебеса, он взял курс на мыс Доброй Надежды и 26 сентября 1580 года бросил якорь в Плимуте, совершив второе после Магеллана кругосветное плавание.

Это было самое доходное из всех путешествий, которые когда-либо совершались, - оно дало доход 4700% прибыли, около 500 тысяч фунтов стерлингов! Чтобы представить себе грандиозность этой суммы, достаточно привести для сравнения две цифры: боевые действия по разгрому испанской "Непобедимой армады" в 1588 году обошлись Англии "всего" в 160 тысяч фунтов, а годовой доход английской казны в то время составлял 300 тысяч фунтов. Королева Елизавета посетила корабль Дрейка и прямо на палубе произвела его в рыцари, что было большой наградой - в Англии насчитывалось всего 300 человек, имевших это звание!

Испанский король Филипп II потребовал наказания пирата Дрейка, возмещения ущерба и извинений. Королевский совет Елизаветы ограничился туманным ответом, что испанский король не имеет морального права "воспрепятствовать посещению Индий англичанами, а посему последние могут совершать туда путешествия, подвергаясь риску, что их там схватят, но уж если они возвращаются без ущерба для себя, Его Величество не может просить Ее Величество их наказывать..."

В 1585 году Дрейк женился вторично. На этот раз это была девушка довольно богатого и знатного рода - Элизабет Сиденхэм. Чета переехала в недавно купленное Дрейком поместье Бакланд Абби (Buckland Abbey). Сегодня там находится большой момнумент в честь Дрейка. Но, как и в первом браке, детей у Дрейка не было.

В 1585-1586 годах сэр Френсис Дрейк снова командовал вооруженным английским флотом, направленным против испанских колоний Вест-Индии, и так же, как и в прошлый раз, возвратился с богатой добычей. Впервые Дрейк командовал таким большим соединением: у него в подчинении был 21 корабль с 2300 солдатами и матросами.

Именно благодаря энергичным действиям Дрейка был на год отсрочен выход в море "Непобедимой армады", что позволило Англии лучше подготовиться к военным действиям. Неплохо для одного человека! А дело было так: 19 апреля 1587 года Дрейк, командуя эскадрой из 13 небольших кораблей, вошел в гавань Кадиса, где готовились к отплытию корабли "Армады". Из 60 кораблей, стоявших на рейде, он уничтожил 30, а часть оставшихся захватил и увел с собой, в том числе и громадный галеон водоизмещением 1200 тонн.

В 1588 году сэр Френсис приложил свою тяжелую руку к полному разгрому "Непобедимой армады". К сожалению, это было зенитом его славы. Экспедиция к Лиссабону в 1589 году закончилась неудачей и стоила ему расположения и милости королевы. Взять город он не смог, а из 16 тысяч человек в живых осталось только 6 тысяч. Кроме того, королевская казна понесла убытки, а к таким вопросам королева относилась очень плохо. Похоже, что счастье покинуло Дрейка, и следующая экспедиция к берегам Америки за новыми сокровищами уже стоила ему жизни.

Все в этом последнем плавании складывалось неудачно: в местах высадки оказывалось, что испанцы были предупреждены и готовы к отпору, сокровищ не было, а англичане несли постоянные потери в людях не только в боях, но и от болезней. Адмирал также заболел тропической лихорадкой. Почувствовав приближение смерти, Дрейк поднялся с постели, с большим трудом оделся, попросил своего слугу помочь ему облачиться в доспехи, чтобы умереть как воину. На рассвете 28 января 1596 года его не стало. Через несколько часов эскадра подошла к Номбре-де-Диосу. Новый командующий Томас Баскервиль приказал поместить тело сэра Френсиса Дрейка в свинцовый гроб и с воинскими почестями опустить в море.

Поскольку у сэра Френсиса Дрейка не оказалось детей, чтобы наследовать его титул, он был передан племяннику, которого тоже звали Френсис. Тогда это казалось курьезом судьбы, но впоследствии стало причиной многих казусов и недоразумений.


Самый успешный корсар в истории часто шёл на отчаянный риск. И почти всегда выигрывал. Что это было? Трезвый расчёт или чудеса исключительного везения?

К середине XVI века в Атлантике – в Карибском море и у берегов Европы – сложилась необычная ситуация. Буквально за считанные годы в этих водах, которые раньше были опасны разве что своими штормами, появилась новая страшная опасность – пираты ! И первую скрипку в этом концерте сразу же стали играть англичане. Почему именно они? Англия опоздала к делёжке американских и азиатских колоний. В XVI веке там уверенно обосновались испанцы с португальцами. Значит, стать новыми конкистадорами английским мужчинам было затруднительно. Куда же пойти молодому, смелому, сильному парню, жаждущему быстрого обогащения? Ну конечно же, в пираты! А учитывая тот факт, что пиратство чуть ли не официально поощрялось английским правительством, то морской разбой стал в прямом смысле слова национальной идеей Британии.

А наиболее выдающиеся пираты становились национальными героями. Таким специфическим героем стал и сэр Фрэнсис Дрейк один из самых великих пиратов, которых когда-либо рождала английская земля .

Самая востребованная профессия в Англии

Конечно, при рождении Дрейк вовсе не был никаким сэром. Это потом королева , довольная очень уж выгодной (для казны) деятельностью пирата, пожалует ему рыцарский титул. А около 1540 года , когда в семье девонширского фермера Эдмунда Дрейка родился мальчик, которого назвали Фрэнсисом, никто не мог предположить, что ему доведётся стать сэром, вице-адмиралом и грозой испанской короны.

Впрочем, не стоит считать мелких английских землевладельцев (йоменов), из числа которых происходили родители будущего пирата, представителями самых низших сословий. Так, юный Фрэнсис получил весьма неплохое (по тем временам) образование.

Он умел и читать, и писать. Причём не только по-английски, но и по-французски. От своего отца, который на склоне лет перешёл из «сельхоз-работников» в проповедники, Дрейк унаследовал искусство убеждать – незаменимое качество для всякого лидера (в том числе и для лидера морских разбойников).

Когда Фрэнсис был ещё подростком, отец отдал его в ученики к шкиперу торговой барки. Вряд ли Дрейк-старший мечтал видеть своего сына разбойником. Скорее, он хотел обеспечить мальчику гарантированное трудоустройство во взрослой жизни. А в Англии второй половины XVI века самыми востребованными профессиями оказались те, что так или иначе были связаны с морем.

Итак, Фрэнсис становится юнгой на корабле. Корабль торговый и ходит лишь в прибрежных водах. Это ещё даже не школа, а детский сад для каждого английского моряка. Но его нужно обязательно пройти, чтобы шагнуть выше. А школой конкретно для Фрэнсиса стала уже служба у Джона Хокинса – знаменитого моряка елизаветинской эпохи. Хокинс был старше Дрейка на восемь лет. А главное, был дворянином со связями. Поэтому Хокинс быстро стал влиятельным предводителем, а сын простолюдинов Дрейк поначалу лишь работал на него.

Чем же занимался Дрейк у Хокинса? О,тогда это был самый востребованный (только-только появившийся, но суливший огромные перспективы) бизнес – работорговля !

Работорговля: школа молодого моряка

Итак, если прибрежное (каботажное) плавание было детским садом Дрейка, то его школой стали работорговые экспедиции Джона Хокинса.

Сметливый, с хорошо подвешенным языком моряк Дрейк быстро обратил на себя внимание хозяина. Перспективный юноша получает под свою команду барк «Юдифь» . Очень быстро Дрейк становится правой рукой Джона Хокинса.

Однако в 1568 году растущий бизнес Хокинса – Дрейка потерпел неожиданное фиаско. Во время очередного визита в Новый Свет с партией рабов, у мексиканской крепости Сан-Хуан-де-Улуа, эскадра Хокинса подверглась нападению испанцев, которые давно уже с подозрением относились к визитам английских кораблей в свои колонии. Мадрид полагал, что торговлю с испанскими колониями, в том числе и рабами, должны вести испанские же купцы, а вовсе не иностранцы.

Бросив флагманский корабль со всеми ценностями, Хокинсу удалось скрыться от испанцев на лёгком судне «Миньон». Вырвался из кольца испанских кораблей и Дрейк на своей «Юдифи». Остальные английские корабли пошли ко дну или были захвачены.

Возмущённые работорговцы Дрейк и Хокинс прибыли в Англию, где через официальные каналы потребовали от испанского короля возмещения понесённых убытков в результате такого вопиющего «нарушения международного права». Тот факт, что до своего разгрома эскадра Хокинса помимо работорговли ещё успела и пограбить кое-какие прибрежные мексиканские поселения, истцы скромно обошли молчанием.

Король Испании Филипп II , конечно же, эту жалобу проигнорировал. Тогда Дрейк решил,что «не стоит ждать милостей от Испании, взять их у неё – наша задача ». Так на свет появился уже не работорговец, а пират Дрейк…

Первый пиратский рейд Дрейка

Первый же пиратский рейд Дрейка в 1572 году прославил его имя на всю Англию. Снарядив отчасти на свои, отчасти на казённые средства несколько кораблей, он отправился в Карибское море. Там, после ряда успехов средней руки, Фрэнсиса ждала крупная удача «Серебряный флот» испанской короны…

Каждый год весной от берегов Америки в Испанию отплывала флотилия из десятков кораблей. Везла она целые горы серебра, добытые на знаменитых боливийских серебряных рудниках в Потоси. Поэтому флотилию эту и прозвали «Серебряным флотом».
Конечно, для Дрейка и его маленькой эскадры не могло быть и речи о захвате всего «Серебряного флота», состоявшего из нескольких десятков грузовых и военных (охранных) кораблей с многочисленной и выученной командой. Но дело в том, что «Серебряный флот» формировался в Гаване (отправной точке путешествия в Испанию).
В главный порт Кубы со всех концов Южной и Центральной Америки прибывали испанские корабли, везущие серебро и прочие ценности, добытые или награбленные на подвластных территориях. Из этих мини-эскадр и складывался потом могучий «Серебряный флот», о нападении на который в полном составе нечего было и думать.

А вот Дрейку как раз повезло перехватить такую испанскую миниэскадру, перевозившую ценный груз в Гавану . Добыча англичан была колоссальна – 30 тонн серебра. В Англию Дрейк вернулся богачом и знаменитым на всю страну пиратом.

Пират и королева: секретное допсоглашение

Вторая вылазка Дрейка была ещё более успешна, чем первая. В ноябре 1577 года Дрейк отправился в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. Эскадра отплывала уже при полной официальной поддержке королевы Елизаветы , которая убедилась в талантах амбициозного капитана и в невероятной рентабельности подобных мероприятий для казны. Впрочем, формально целью путешествия значилось открытие новых земель.

Однако все понимали, что Дрейк отправляется в поход не с познавательными целями. К официальной инструкции прилагался секретный контракт , согласно которому королева за свой счёт снаряжает Дрейку эскадру из шести кораблей, а взамен тот обязуется 50% захваченных в ходе «путешествия» ценностей сдать в королевскую казну.

Результаты похода превзошли все самые смелые ожидания. Дрейк огнём и мечом прошёлся по тихоокеанскому побережью, атакуя испанские города и посёлки. Но это всё были мелочи по сравнению с главным призом – манильским галеоном . Каждый год на другом конце планеты из Манилы (в испанских Филиппинах) выходил галеон, который вёз в митрополию всё награбленное на этих азиатских островах за целый год.

Но пльть на запад через Индийский океан, огибая мыс Доброй Надежды, испанцы боялись. Они опасались (и весьма справедливо) азиатских, арабских, африканских и, разумеется, европейских морских разбойников, которые в изобилии водились в водах Индийского и Атлантического океанов.

Поэтому испанцы выбрали другой путь. На восток, по прямой через Тихий океан в порт Акапулько в испанской Мексике. Там ценности манильского галеона выгружались, перевозились по суше на противоположное (атлантическое) побережье, где снова грузились на корабли и отправлялись уже собственно в Испанию. Такой путь был довольно трудоёмким, но зато более коротким и, главное, более безопасным…

Да, так было безопаснее. К английским пиратам в Карибском море уже попривыкли и держали против них военные эскадры. Но вот в Тихом океане их ещё не видывали. И серьёзной защиты не предусмотрели.

И вот, обогнув Южную Америку через Магелланов пролив, пираты Дрейка вырвались на оперативный (тихоокеанский) простор…

Поверженный левиафан

Весной 1579 года , подойдя к гавани мексиканского порта Акапулько (на тихоокеанском побережье Мексики), Дрейк увидел на рейде силуэт огромного корабля. Это был тот самый манильский галеон!

Этот корабль нельзя было спутать ни с каким другим. Дело в том, что испанские предприниматели, недовольные конкуренцией с поставщиками недорогой азиатской продукции (в первую очередь текстильной), убедили короля издать специальный указ. Было решено что с Филиппин в Испанию можно отправлять лишь один грузовой корабль в год. Так кастильские ткачи хотели ограничить приток дешёвых азиатских тканей.

Но испанские торговцы и купцы на Филиппинах нашли выход. Они стали строить это одно-единственное разрешённое законом судно такого размера, чтобы оно вмещало разом все необходимые товары. Для своей эпохи это был поистине корабль-гигант .

Парусный флот никогда прежде не видел такой громадины. Некоторые из манильских монстров имели водоизмещение в 2000 тонн (для сравнения: самый крупный корабль в эскадре Дрейка не дотягивал и до 300 тонн). И вот этакого левиафана увидел Дрейк в гавани Акапулько, куда галеон, судя по всему, только что прибыл с грузом.

Дрейк не медлил. На его стороне был фактор внезапности и отчаянная команда головорезов. Испанцы были застигнуты врасплох, большая часть команды находилась на берегу. Сопротивление небольшой охраны было быстро сломлено. Несметные сокровища (а с Филиппин везли не только китайский шелк, но и специи, и фарфор, и драгоценные камни) попали в руки пиратов.

Надо отметить, что манильские галеоны во времена Дрейка ещё не имели пушек, поэтому не могли дать артиллерийский отпор дерзким захватчикам. Испанцы привыкли спокойно плавать через Тихий океан,где не было серьёзных пиратов. Зачем тогда пушки?

Однако после налёта Дрейка, а также после того, как в 1587 году другой британский джентльмен удачи, Томас Кавендиш , захватил манильский галеон «Святая Анна» , испанцы пересмотрели свои правила безопасности морских перевозок. Манильские галеоны теперь стали оснащаться пушками, воинская команда на галеонах была значительно увеличена. После этих нововведений атака стала весьма проблематичной задачей.

Но Дрейку повезло. Он оказался первым, поэтому и сорвал столь жирный куш.

«Золотая лань» приносит два госбюджета

Когда в сентябре 1580 года , после трёхлетнего отсутствия, единственный уцелевший корабль Дрейка – его знаменитый флагман «Золотая лань» – вошёл в Плимутскую гавань, в трюмах судна покоились сокровища на сумму 600 000 фунтов стерлингов. Это было в два раза больше годового бюджета всего английского королевства!

Дрейк был встречен как национальный герой. Королева была в восторге. Одним махом милый сэр Фрэнсис (он стал сэром, потому что немедленно по возвращении был удостоен рыцарского звания) привёз ей фантастический подарок. По секретному допсоглашению королева имела право на половину всей добычи, то есть в данном случае на 300 000 фунтов стерлингов.

Следующий, третий по счёту, налёт Дрейка на испанские колонии был тоже результативен. В 1586 году пират сумел получить от Картахены, одного из крупнейших городов испанской Америки, неслыханный по тем временам выкуп в 107 000 золотых песо. Правда, для того чтобы добиться этого внушительного результата, Дрейку пришлось поначалу для острастки сжечь примерно четверть города (чему, кстати, изрядно порадовалась королева Елизавета, жаждавшая тогда «испанской крови»).

Затем был дерзкий рейд уже на собственно испанское побережье (на Кадис в 1587 году), чтобы, как шутливо выразился сам капитан пиратов, «подпалить бороду королю Испании».

Попутно у Азорских островов Дрейк захватил каракку «Сан Филипе», шедшую из Индии с большим грузом золота, пряностей и шёлка (добыча составила 114 000 фунтов ; королева, как и прежде, получила свою долю).

А в 1588 году сэр Фрэнсис Дрейк принял активное участие в разгроме испанской Непобедимой армады. В Англии он превратился в национального героя, а для испанского короля стал воплощением вселенского зла.

Последнее дело Дрейка

Свою последнюю пиратскую экспедицию в Вест-Индию (Америку) Дрейк совершил в 1595-1596 годах в компании с Джоном Хокинсом – человеком, которому был во многом обязан своей фееричной карьерой.

Завязав с работорговлей, Джон Хокинс тоже подался в пираты. Хотя здесь ему пришлось уступить пальму первенства своему бывшему протеже (Дрейку),тем не менее испанцы трепетали и перед его именем. Затевая очередные военные действия против ненавистной Англии, испанский король интересовался первым делом: где сейчас Дрейк и Хокинс, что они делают, чем занимаются? То есть дальняя отлучка этих господ даёт хоть какую-то надежду на успех.

Но к середине 1590-х Хокинс чувствовал себя виноватым перед королевой. В предыдущую свою экспедицию он привёз золота существенно меньше, чем рассчитывал сам, и гораздо меньше, чем рассчитывала королева. За это 60-летнему морскому волку была устроена настоящая выволочка во дворце.

Желая оправдаться, Хокинс написал королеве покаянное письмо, выдержанное в библейском духе: мол, человек предполагает, а Бог располагает.

Благочестивая королева в этот раз (как и во всякий другой раз, когда дело касалось фунтов стерлингов) не вняла религиозным доводам своего подопечного. В сердцах она сказала приближённым:

«Этот дурак вышел в море воином, а вернулся попом!»

Хокинс понял, что богобоязненной риторикой королеву не проймёшь. Рыжей Бесс (Red Beth – прозвище Елизаветы ) надо дать то, чего она больше всего желает, а именно золота. За помощью он обратился к своему старому компаньону – Дрейку. Кстати, к Фрэнсису королева тоже несколько охладела. И всё по той же причине: давненько от него не поступало новых сундуков с золотом.

Два старых друга решили поправить свою репутацию в глазах королевского двора и отправились в очередную экспедицию к берегам испанской Америки. Увы, это плавание стало для них обоих последним .

Хокинс умер в ноябре 1595 года у берегов Пуэрто-Рико. А через два месяца, 28 января 1596 года, недалеко от Пуэр-то-Бельо (ныне Портобело в Панаме) от дизентерии скончался и Фрэнсис Дрейк . Знаменитого пирата похоронили в океане в свинцовом гробу.

Еще больше интересных статей

Фрэнсис Дрейк - мореплаватель, первооткрыватель и любимый корсар английской королевы. Его подвиги и путешествия заставляли многих стремиться в бескрайние просторы океана. Однако лишь единицам удалось достичь того уровня богатства и известности, которым обладал Фрэнсис Дрейк.

Биография

Будущий мореплаватель родился в Средней Англии, в семье зажиточного фермера. Дрейк Фрэнсис был старшим ребенком в многочисленной семье. Как старшему сыну ему прочили дело отца, но сердце юного Фрэнсиса принадлежало морю. Уже в 12 лет он становится юнгой на торговом корабле одного из своих многочисленных родственников. Прилежное и быстрое обучение морским наукам выделило его из сверстников. Хозяину так понравился юный Дрейк Фрэнсис, что, умирая, он оставил бывшему юнге корабль в наследство. Так в свои 18 лет Дрейк становится капитаном собственного корабля.

Первые плавания

Поначалу, как и все капитаны торговых судов, Дрейк Фрэнсис возил различные грузы коммерческого назначения в Британское королевство. В 1560 году дядя Дрейка, Джон Хокинс, обратил внимание на катастрофическую нехватку рабочих рук на плантациях Нового Света. Идея привлечь американских аборигенов к принудительному труду не увенчалась успехом - индейцы работать не желали, не боялись пыток и смерти, а их родственники имели неприятную привычку мстить белым людям за похищенных и замученных краснокожих.

Другое дело - рабы. Их можно было завозить с Черного континента, покупать за безделушки, продавать или обменивать. Для нас, живущих в 21 веке, эти слова звучат кощунственно. Но для англичанина 16 века это был всего лишь бизнес - такой же, как и любой другой.

Торговля живым товаром

Законы Нового Света позволяли торговать только теми рабами, которые поставлялись Торговым Домом Севильи. Но спрос на рабов значительно превышал возможности этой коммерческой организации, а колонисты терпели большие убытки. Владельцы плантаций чая, кофе, хлопка и табака готовы были платить хорошие деньги за дешевую рабочую силу.

Хокинс решил рискнуть. Он поделился своим замыслом с несколькими торговыми предприятиями, и те дали ему денег для начала работы. Уже первый рейс в Новый Свет с живым товаром с лихвой окупил вложенные в предприятие средства. Хотя считалось, что в действиях Хокинса нет ничего предосудительного, старый моряк прибегал к пушкам и ружьям, когда какой-либо губернатор не соглашался с методами его работы. Налоги с предприятия исправно вносились в казну Англии. Несколько рейсов из Африки в Новый Свет сделали Хокинса и его покровителей очень богатыми людьми.

Предприятие Хокинса-Дрейка

В третье плавание Хокинс взял своего племянника и как обычно направился к берегам Африки за живым товаром. К этому времени Дрэйк Френсис был опытным капитаном, плавал в и пересекал Атлантику вместе с бывалым контрабандистом Джоном Ловелом. Совместная экспедиция закончилась трагически - корабли корсаров застала буря, эскадра сбилась с курса, причем флагманский корабль пострадал больше остальных. Джон Хокинс решил стать на ремонт и направились в порт Сан-Хуан-де-Улуа, находящийся на территории Гондураса. Следом за ним отправился и Фрэнсис Дрейк. Что он открыл - так это крайне недружелюбный прием, который оказал этот городишка двум мореплавателям. Пушки порта недвусмысленно предупредили, что приближаться очень опасно, а переговоры с местными властями не увенчались успехом. В это время на горизонте показались паруса испанской береговой эскадры. Контрабандистам пришлось вступить в неравный бой. Корабль Фрэнсиса Дрейка «Лебедь» менее пострадал во время шторма, и корсару удалось скрыться от преследователей, бросив компаньона на произвол судьбы.

Добравшись до английских берегов, Дрейк всем рассказал, что его дядя погиб в неравном бою. Но уже через несколько недель корсара ждала неприятная встреча: как оказалось, Хокинсу удалось выжить, и он с несколькими спасшимися матросами смог вырваться из гондурасской ловушки. Неизвестно, о чем разговаривали дядя и племянник, но уже через несколько лет они организовали новую экспедицию и стали снова совершать рейды в Новый Свет.

Пират Фрэнсис Дрейк

После этого случая Дрейк поклялся отомстить испанской короне за неудачный гондурасский рейд. Он постоянно преследовал испанские суда, причинив короне немалый ущерб. О том, насколько испанцы были обеспокоены постоянными нападениями Дрейка, свидетельствует тот факт, что за голову английского пирата было назначено вознаграждение в 20 тыс. дукатов. Его первая экспедиция возмездия вышла из Портсмутских доков в 1572 году. На двух кораблях - «Лебедь» и «Паша» - направился в Новый Свет и сумел захватить колумбийский порт Номбре де Диос. Здесь ему удалось ограбить несколько испанских кораблей и захватить богатую добычу. Затем Дрейк пересек Панамский перешеек, чтобы увидеть Тихий океан.

Наверное, вид бескрайнего пространства побудил пирата создать определенные планы, которые он смог осуществить несколькими годами позже.

Война с Ирландией

В это время на родине бравого капитана вспыхнула война. Ирландия сделала очередную попытку обрести свою независимость. Дрейк соглашается поступить на службу графу Эссексу и принимает участие в морских сражениях против ирландцев. В его эскадре находились три правительственных фрегата, с помощью которых он нападал на прибрежные ирландские поселки и топил корабли противника. За службу в правительственном флоте Дрейк Фрэнсис был представлен королеве как лучших из капитанов.

Направление - Южная Америка

Неизвестно, на первой ли встрече дерзкий капитан изложил свои планы королеве Елизавете или это произошло во время одной из последующих встреч. Дрейк напирал на то, что гегемонию Испании в Новом Свете нужно разрушить, а побережье южноамериканского континента идеально подходит для этой цели. Он собирался разрушить испанские колонии, расположенные в этой части света и сложить к ногам Елизаветы огромную добычу. Английская королева нашла предложение Дрейка очень интересным и даже выделила ему пять правительственных кораблей.

Кругосветная экспедиция

В декабре 1577 года начал свою трехлетнюю экспедицию Фрэнсис Дрейк (1577 - 1580). Его корабли взяли курс на Южную Америку. После сражения возле Рио-де-ла-Плата он отправился дальше на юг и на двух кораблях обогнул Патагонию. После нескольких стычек с туземцами ему удалось достичь пролива Магеллана, который был открыт в 1520 году. Во время шторма он потерял из виду второе свое судно, которое, в конце концов, вернулось к английским берегам самостоятельно. А флагманский корабль «Золотая лань» продолжал свой путь вокруг света.

Другие берега

На тихоокеанских берегах Южной Америки Дрейк основательно разграбил богатые порты Перу и Чили, захватывая торговые суда и нагружаясь добычей. Самой большой его удачей был захват великолепного испанского судна «Нуэстра сеньора де Консепсьон» - лучшего корабля испанской эскадры. Захваченное Дрейком судно перевозило богатейший груз золотых и серебряных слитков, который оценивался в 150000 фунтов - баснословные по тем временам деньги. Понимая, что обозленные испанцы будут поджидать его на обычных маршрутах, Дрейк решил обогнуть Тихий океан и вернуться домой новой дорогой. Пополнив свои запасы в 1579 году, он двинулся на запад.

Во время плавания Дрейк наносил на карту острова и береговые линии, налаживал отношения с туземцами, тем самым закладывая основы для торговли Англии с азиатскими странами.

Встреча в Англии

Почти трехлетнее плавание подошло к концу. В сентябре 1580 года Дрейк прибыл в Плимут. Он привел в порт не только свое судно, но и захваченный испанский корабль, переименованный в «Какафуэго». Королева очень тепло приняла Дрейка, ведь его пиратские вылазки ощутимо пополняли ее казну. торжественно поднялась на борт «Золотой Лани» и произвела капитана Дрейка в рыцари. Так пират получил титул сэр Фрэнсис Дрейк, а также, по утверждениям современников, он снискал личную благосклонность королевы и был ее фаворитом.

Карьера корсара не окончилась после такого триумфа. 1585 год застал его в Карибском море, где он командовал флотом из 25 кораблей Ее Величества. Он захватывает богатый город Сан Доминго и привозит на английское побережье табак и картофель. Карьера капитана Дрейка завершилась в 1595 году после неудачной попытки захватить Лас-Пальмас. В том сражении погиб дядя Дрейка - Джон Хокинс, а сам капитан, заболев малярией, отправился домой. Но, к сожалению, болезнь прогрессировала, и знаменитый пират умер в Портобелло. Его смерть стала счастливым днем в Испании, где известие гибели Дрейка встречали колокольным звоном.

Трудно переоценить тот вклад, который внес в историю сэр Фрэнсис Дрейк. Что он открыл, можно найти на любой карте мира. Среди множества нанесенным им изображений береговых линий и мелких островов красуется большой пролив между Южной Америкой и Антарктидой. Этот пролив на всех картах мира носит имя Френсиса Дрейка - знаменитого пирата и корсара Ее Величества.

Добавлено: 17.05.2011 г.

В начале пути

Фрэнсис Дрейк (Francis Drake) родился в 1540 г. (в 1543 по другим данным) на ферме близ Тавистока в Девоншире (Tavistock, Devonshire). Он был старшим из 12 детей в семье небогатого сельского священника Эдмунда Дрейка (Edmund Drake). По всей видимости, Эдмунд Дрейк каким-то образом с морем был связан - вероятнее всего, он проходил службу корабельным священником.

Уже в возрасте 9-10 лет Фрэнсис Дрейк поступает юнгой на торговый корабль, совершавший рейсы в континентальную Европу. В юном возрасте Дрейк столь прекрасно зарекомендовал себя, что уже в 1561 г. получает в наследство от старого капитана свой первый корабль 50-тонный Юдифь (Джудит).

В 1561-1567 г. Дрейк в качестве капитана-владельца судна ведет торговую деятельность, в том числе и торговлю рабами (по тем временам бизнес сам по себе вполне легальный). В 1567 г. он принимает участие в экспедиции Джона Хокинса (John Hawkins) в Вест-Индию. Предприятие закончилось катастрофой. В гавани Сан-Хуан-де-Улоа (современная Мексика близ Веракрус), куда англичане зашли для того чтобы оправиться от сильного шторма, их заперла и разгромила испанская эскадра. Из пяти английских кораблей в Англию вернулась лишь Юдифь Дрейка.

(Впрочем, Хокинс тоже уцелел - он еще сыграет свою роль в судьбе Дрейка).

Здесь необходимо заметить, что эта экспедиция Хокинса сама по себе не была пиратской в нынешнем смысле этого слова. Англичане везли в Вест-Индию рабов для продажи. Но так как Новый Свет испанцы считали своей вотчиной, им такая деятельность понравиться не могла.

Так или иначе разгром в Сан-Хуан-де-Улоа стало знаковым событием для Френсиса Дрейка. Он становится непримиримым врагом испанцев.

Королевский корсар.

В конце 60-х, начале 70-х годов ХVI века Дрейк на двух маленьких кораблях - Паша и Лебедь охотится за испанскими караванами и грабит испанские корабли в Карибском море (а заодно собирает информацию об испанцах и набирается опыта)

4 июля 1569 г. Дрейк женился на Мэри Ньюмен (Mary Newman). Этот брак был бездетным. Мэри Ньюмен умерла через 12 лет.

В 1572 году Дрейк предпринимает первые наземные операции по захвату и грабежу населенных пунктов на Панамском перешейке от Атлантического до Тихоокеанского побережья (а заодно и сухопутных караванов). Особых доходов эти предприятия Дрейку не принесли, но его имя становится широко известным.

В 1572 г. Фрэнсис Дрейк получает от королевы Елизаветы лицензию на приватирскую деятельность.

В 1573 г. в кооперации с французским пиратом Гийомом Ле Тетю (Guillaume Le Testu) Дрейк совершил набег на испанский серебряный караван. В ходе вылазки пираты потеряли более тридцати человек, в том числе и братьев Дрейка - Джона и Джозефа. Но добыча была очень значительной. Это позволило Дрейку по возвращению домой приобрести поместье и стать судовладельцем трех кораблей.

Железный пират.

По совету Джона Хокинса Френсис Дрейк поступает на королевскую службу, участвует в усмирении ирландского восстания 1575 г., обзаводится нужными знакомствами и связями, тогда же Дрейк был рекомендован государственному секретарю Фрэнсису Уолсингему (Francis Walsingem) и представлен королеве. Он получил возможность изложить Елизавете I свой план экспедиции к западному побережью Америки и получил поддержку.

Конечно, участие английской королевы, а также других «сильных мира сего» спонсоров экспедиции Дрейка старательно скрывалось.

13 декабря 1577 г. Френсис Дрейк во главе эскадры из 5 кораблей на флагманском Пеликане (Pelican) вышел из Плимута в свой самый известный поход. К этому времени его уже окружала слава «железного пирата», опытного навигатора и прекрасного военно-морского тактика.

Доподлинно не известно, какие главные цели ставились перед экспедицией Дрейка двором Елизаветы I - Англия была в состоянии мира с Испанией, и участие государства в предприятии Дрейка не афишировалось.

Зато хорошо известны итоги этого плаванья.

26 сентября 1580 года Золотая Лань (Golden Hind) , закончив свой кругосветный переход, бросила якорь в Плимуте. Помимо чисто материальной добычи (а это почти 2 годовых бюджета Англии), были и другие не менее важные исторические и политические итоги этого плаванья. Королева Елизавета I 4 апреля 1581 года на борту Золотой Лани произвела Фрэнсиса Дрейка в рыцари.

По словам историка Дж. М. Трэвэлиэна (G. М. Trevelyan.) «Это было самое важное рыцарство, когда-либо дарованное английским государем, ибо оно было прямым вызовом Испании и призывом к народу Англии обратиться к морю и искать свою силу там»

Сэр Фрэнсис Дрейк купил поместье в Букленде (Buckland Abbey, Devon) - рыцарское звание обязывало иметь свой замок, был избран мэром Плимута, назначен инспектором королевской военно-морской комиссии, а в 1584 г. стал членом палаты общин британского парламента.

В феврале 1585 г. Дрейк женился на 20-летней Элизабет Сайденхэм (Elizabeth Sydenham), происходившей из богатого и знатного рода. Впрочем, и этот брак был бездетным.

Адмирал королевского флота

В 1585 - 1586 г. Дрейк командовал большим соединением из 21 корабля. Под его командованием находилось 2300 солдат и матросов. Вице-адмиралом Дрейка был известный капитан Мартин Фробишер (Sir Martin Frobisher). Поход в Вест-Индию, разграбление Картахены и Сан-Аугустина на Кубе принесли Англии более 300 тыс. фунт. ст. и около 240 орудий.

Еще один знаменательный поход был совершен Дрейком в апреле 1587 г. Во главе эскадры из 13 кораблей он внезапно напал на испанский Кадис, где формировалась знаменитая Непобедимая Армада. Флотилия Дрейка потопила и сожгла 30 из 60 кораблей испанцев, в том числе 40-пушечный 1000-тонный испанский галеон, еще один крупный галеон испанцев был взят на абордаж во внутренней гавани Кадиса. В завершении этого похода был разрушен замок Сагриш, потоплено и захвачено около 50 мелких каравелл и других мелких судов, а также захвачена каракка Сан Фелипе, возвращавшаяся из Ост-Индии с богатым грузом.

По всеобщему признанию этот поход Дрейка как минимум на год отодвинул нападение Непобедимой Армады на Англию, что, несомненно, позволило последней лучше подготовиться к вторжению испанцев.

Конечно же, сэр Фрэнсис Дрейк был непосредственным и активным участником разгрома Непобедимой Армады (132 корабля!) в 1588 г. На своем корабле Возмездие (Revenge) он участвовал в сражениях у Плимута, при Портленде, у острова Уайт, близ Кале и при Гравелине.

Выдающуюся роль Фрэнсиса Дрейка в противостоянии с Испанией отмечали даже противники и враги Англии. Римский папа Сикст V писал: «Слышали, как Дрейк со своим флотом навязал бой Армаде? С каким мужеством! Думаете, он выказал хоть какой-то страх? Он - великий капитан!»

По всей видимости, после этого удача отвернулась от сэра Френсиса Дрейка. Его последующие походы и предприятия были или малоудачными, или просто провальными.

Свое последнее плаванье сэр Фрэнсис Дрейк совершил совместно с Хокинсом в Вест-Индиию. Однако подготовленные и многому научившиеся за последние годы испанцы, сумели дать отпор англичанам. Особого успеха это плаванье не имело. Более того эскадра англичан страдала от тропической лихорадки и дизентерии.

В ноябре 1595 на рейде Сан-Хуана (остров Пуэрто-Рико) после тяжелой болезни умер Джон Хокинс. А 28 января 1596 г. в Номбре-де-Дьос (там, где в 1572 был ранен в ногу) скончался от дизентерии и сам Фрэнсис Дрейк.

Летописец пишет, что, почувствовав приближение смерти «железный пират» облачился в доспехи, чтобы принять смерть как положено воину и рыцарю.

Под залпы корабельных орудий свинцовый гроб с телом сэра фрэнсиса Дрейка опустился на дно моря.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!