Корнилов борис петрович биография. Вы всё поэтов убиваете, чтобы цитировать потом

Борис Корнилов. 1907 - 1938.

Когда стало возможным, бывшая жена поэта Бориса Корнилова Ольга Берггольц подала прошение о его реабилитации:
«Заявление.
Военному прокурору Ленинградского военного округа товарищу Ершову
от БЕРГГОЛЬЦ ОЛЬГИ ФЁДОРОВНЫ, поэта, члена Партии с 1940 г., лауреата Сталинской премии.

Глубокоуважаемый товарищ Ершов!
В середине 1937 года органами МГБ был арестован мой бывший муж – Борис Петрович Корнилов, уроженец г. Семёнова Нижегородской губернии (ныне Горьковской области), 1908 г. рождения, сын сельских учителей, член Лен. отд. Союза Советских Писателей.
Я была замужем за Б.П. Корниловым с 1927 по 1930 г. После развода в 1930 г. у меня оставалась от него дочь Ирина, умершая в 1936 году. Наши встречи с Корниловым после развода были случайны, лишь на почве Союза Писателей. Я сообщаю всё это Вам лишь для того, чтоб Вы поняли, что в данном заявлении мною не руководят никакие личные мотивы, в то время как именно я решаюсь обратиться к Вам с просьбой о ПЕРЕСМОТРЕ ДЕЛА Б.П. КОРНИЛОВА В ЦЕЛЯХ ЕГО ПОСМЕРТНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.

Я пишу – «посмертной»: дело в том, что в конце 30х годов писательской общественности стало известно, что Борис Корнилов погиб, – не то в тюрьме, не то в лагере... Не так давно мне сообщили, что вся его семья, проживавшая в те годы (1937–38) в городе Семёнове, а именно: старик-отец, старый сельский учитель Пётр Тарасович Корнилов; мать – сельская учительница, – Таисия Михайловна Корнилова, сёстры Александра и Елизавета – также погибли в лагерях и т.п., как «родственники врага народа». О местонахождении его второй жены, вышедшей замуж почти сразу после его ареста и сменившей фамилию, нам ничего не известно. Я не знаю, подала ли она просьбу о Б.П. Корнилове. Поэтому я считаю своим гражданским и поэтическим долгом поднять голос за его – увы! – посмертную реабилитацию.

К моему заявлению присоединяется также Секретариат Ленинградского отделения Советских писателей. Меня, как и моих товарищей-писателей, заставляет просить о пересмотре дела Корнилова и его посмертной реабилитации главным образом то обстоятельство, что наша писательская организация – от старых до самых молодых – знает и помнит его, как автора нескольких (около ДЕСЯТИ) замечательных книг стихов, в которых Корнилов обнаружил себя, как талантливейший советский поэт, один из первых молодых поэтов призыва первой пятилетки. Он рос непрерывно и бурно. Именно на ЕГО слова была написана знаменитая песня Дмитрия Шостаковича «Нас утро встречает прохладой», для кинофильма «Встречный». Эта песня – со всеми его словами – распевается до сих пор во всём мире. Его стихи, например, такие, как «Интернациональная», многие лирические стихи, поэмы «Триполье», «Моя Африка», либретто оперы по рассказу Бабеля «Соль» (что является самостоятельным художественным произведением – я говорю о либретто), – проникнуты духом высокого патриотизма, дружбы народов и отмечены печатью самой высокой художественности. В своё время они были встречены читательской и писательской общественностью с огромной радостью. Их помнят наизусть и сейчас – даже те люди, которые в глаза не видали Корнилова. Он погиб в расцвете творческих сил – ему не исполнилось ещё и тридцати лет. Я убеждена, что то, что произошло с ним, – эта бессмысленная и страшная трагедия, не более, чем результат тех враждебных советскому народу и советской культуре действий, которые производили ежовцы и бериевцы.

Я, как и Секретариат ЛОССП, обращаюсь к Вам с просьбой о пересмотре дела Бориса Корнилова и его реабилитации потому, что наследие его, – до сих пор живое, актуальное, патриотическое, – нельзя держать под полой, нельзя скрывать от народа: оно должно стать на вооружение нашей молодежи. Лучшее из того, что написал Борис Корнилов, более чем достойно этого.

Ещё раз убедительно прошу Вас, товарищ прокурор, пересмотреть дело Бориса Петровича КОРНИЛОВА (он шёл не то по Тройке, не то по Особке именно через наш округ...) – в целях его посмертной реабилитации.

Его знают в нашем Союзе Советских писателей – все. За свидетельскими показаниями Вы сможете обратиться к известным поэтам – лауреату Сталинской премии Виссариону Саянову, к поэту и заместителю секретаря партбюро Александру Ефимовичу РЕШЕТОВУ, к поэту Б.М. ... Прилагаю при этом обращение Секретариата Лен. отд. Союза Сов. Пис.»

* * *
В 1957 году прокуратора отменила расстрельный приговор Корнилову, вынесенный за «участие в антисоветской троцкистской террористической организации и нелегальное распространение своих контрреволюционных произведений (стихов)». Дело Корнилова было признано фальсификацией, основанной на рецензии критика Н. Лесючевского и методах работы сотрудников НКВД Резника, Гантмана и Карпова.

Н.Лесючевский сотрудничал с НКВД, не раз писал разгромные экспертные заключения, приводившие к репрессиям литераторов. После войны он возглавил журнал «Звезда», дожил до почетной старости. Через 2 месяца после ареста Бориса Корнилова, в мае 1937 года, Лесючевский объяснил, что стихи Корнилова являлись «контрреволюционными», в них поэт прибегнул «к методу «двух смыслов» - поверхностного для обмана и внутреннего, глубокого – подлинного. Он по сути дела применяет двурушнические методы в поэзии».
С этим «Актом экспертизы» стало формироваться дело Б. Корнилова лейтенантом ГБ Резником, начальником 10-го отделения лейтенантом Гантманом и начальником 4-го отдела капитаном ГБ Карповым.

Лейтенант госбезопасности Михаил Яковлевич Резник в 1938 г. был арестован 6 января 1939 г. вместе с руководством Особого отдела по обвинению в том, что «давал прямые указания оперсоставу фальсифицировать протоколы обвиняемых искусственно создал к/р группу “ПОВ”, допустил массовое избиение арестованных с целью получить вынужденные показания, принимал в этом личное участие». Свидетель Кузьминых показал, в частности, на судебном заседании: «Резник давал санкцию на избиение и сам избивал арестованных – врача госпиталя Азаровского, Кржижевич и Дик. Бил он арестованных железной палкой на манер штыка, рукою и ремешком от револьвера». Резник был осужден на 6 лет лагерей.

Генерал-майор госбезопасности Карпов умер в 1967 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Известны свидетельства о следственных приёмах Карпова: «Карпов сначала молотил табуреткой, а затем душил кожаным ремнем, медленно его закручивая...»; «Я допрашивал арестованного, в это время вошли Карпов и Степанов (зам. Карпова). Они спросили у меня: “Арестованный дает показания?”. Я им ответил, что он не сознался в своей деятельности. После этого Карпов позвонил коменданту окротдела Морозову и приказал в кабинет принести бутылку нашатырного спирта и полотенце. Карпов намочил полотенце нашатырным спиртом и завязал им рот арестованного, а сами начали избивать его, при этом приговаривали: “Такой метод хорошо помогает делу и безопасен для здоровья».

Без месяца год провел в тюрьме Борис Петрович Корнилов.
Расстрелян был 20 февраля 1938 года.


Прим.
Сама Ольга Федоровна Берггольц была арестована 13 декабря 1938 года и больше полугода провела в тюрьме, до начала июля 1939. Там и ребёнка потеряла...
А сельские родичи самородка-поэта из городка Семёнов Горьковской обл. (Нижегородской губернии обл.) пострадали как ЧСИР.

Лев Аннинский пишет:

"Эксперт Николай Лесючевский благополучно пережил опасные времена, он дожил до семидесяти лет, руководил издательством «Советский писатель» и умер на этом посту в 1978 году. В эпоху оттепели ему довелось стать свидетелем реабилитации Бориса Корнилова и даже наблюдать, как его издают. Надо думать, что Лесючевский наблюдал все это спокойно: угрызений совести он не испытывал; он объяснял, что в 1937 году просто выполнил «вместе со всеми свой партийный, гражданский долг», как его понимали «в то время»; сменилось время - сменилось и понимание долга..."

Да и один ли Корнилов был на совести Лесючевского?

А у меня хранится первый приобретённый мной сборник стихотворений любимого с юности поэта Бориса Корнилова - издание 1976 года. Первый посмертный однотомник его произведений был издан уже в 1957 году и с предисловием верной и бесстрашной Ольги Берггольц. Но повторюсь - на карьере и на совести Лесючевского это никак не сказалось.

В моём Живом Журнале напечатано немало стихотворений любимого поэта. Тэг - "Борис Корнилов".

Родился 16 июля (29 н.с.) в селе Покровском Нижегородской губернии в семье сельского учителя. Детские и юношеские годы прошли в селе Дьяково, затем семья в 1922 перебирается в город Семенов. Начинает писать стихи, к чему в семье относятся очень серьезно.


Став одним из первых в Семенове пионеров, затем пионерским и комсомольским активистом, Корнилов начинает писать статьи в стенгазеты, сотрудничать с местным молодежным театром "Синяя блуза". Скоро его стихи были напечатаны в нижегородской газете. Это решает его судьбу: летом 1925 Корнилов обращается в райком комсомола с просьбой "об откомандировании его в институт журналистики или в какую-нибудь литературную школу". В конце 1925 уезжает в Ленинград.

В группе В.Саянова, который работает с пролетарской и студенческой молодежью, "провинциальные стихи" Корнилова вызывают восхищение. Начинается его стремительное восхождение к литературному Олимпу. Молодежные издания охотно публикуют его стихи. Через год его называют самым талантливым поэтом литгруппы "Смена". В.Саянов собственноручно редактирует первый сборник стихов Корнилова - "Молодость". Но сам поэт своей "первой книгой" назовет сборник стихов 1931. В том же году выходит второй сборник "Все мои приятели". Становится профессиональным поэтом: участвует в писательских бригадах (Азербайджан, 1932), литературных совещаниях (в Москве, Минске).

В 1932 он решается написать о ликвидации кулачества, и его немедленно обвиняют в "яростной кулацкой пропаганде". Появление поэмы "Триполье" (1933), посвященной памяти комсомольцев, убитых в кулацком восстании, спасает его.

Успех "Песни о встречном" (1932), самого популярного произведения Корнилова, окрыляет его, и он начинает писать массовые песни - "Песню революционных казаков", "Октябрьскую", "Интернациональную", песню физкультурников, песню комсомольцев-краснофлотцев.

В августе 1934 на съезде писателей автора "Триполья" объявляют надеждой советской лирики. В течение следующего года его стихи появляются в "Известиях" почти каждую неделю: он писал много и легко. В 1935 пишет поэму "Моя Африка", заслужившую высокую оценку Ромена Роллана. Однако произведения, появившиеся позже ("Последний день Кирова", "Начало земли", "Самсон"), говорили о кризисе. Он старался поспеть за временем, но не поспевал ни в поэзии, ни в жизни (пьянство и дебоши сделались его проклятьем). В 1936 его исключили из Союза писателей.

После убийства Кирова в Ленинграде шла энергичная работа по чистке от "враждебных" элементов. В 1937 он был арестован. Погиб 21 ноября 1938. Посмертно реабилитирован.

«Я буду жить до старости, до славы»
Борис Корнилов

Поэтическое предсказание сбылось лишь отчасти, Корнилов узнал славу, но погиб очень рано, его расстреляли в 1938 году, когда ему было всего 30 лет.

1928-30 годы — время недолгого и несчастливого брака Ольгы Берггольц с Б. Корниловым.

Ольга в свои 13-14 лет была верующей, ходящей в церковь девочкой, и через три года, в 17 лет, она уже знакомится с Корниловым. У неё начинался роман с замечательным человеком Геннадием Гором, но Гор был, по всей видимости, не так смел, как этот провинциальный замечательный мальчик, который там покорил всех и собой, и своими стихами — Борис Корнилов.

Брак Ольги Берггольц с Корниловым был ошибкой, но она быстро оказывается в литературном истеблишменте. Там же уже мелькают имена тогдашних и будущих литературных функционеров. Уже после Корнилова она была замужем за Николаем Молчановым, у неё развивается роман со страшным человеком, партийно-литературным генералом Леопольдом Авербахом.

Может быть, всё то, что потом дальше в её личной жизни происходило, в каком-то смысле было последствием и этого брака. Корнилов, мне кажется, с меньшими потерями вышел из этого личного испытания, и его следующий брак с Людмилой Григорьевной Бернштейн, он был для него очень, если так можно сказать, благополучным. Безусловно, она была увлечена.

Когда Людмила Бронштейн вышла замуж за Корнилова, ей было чуть больше 16 лет, и они вращались, если можно так сказать, в ленинградской литературной и культурной элите. Это был 33-й или 34-й год, когда он приезжал в Ленинград из ссылки. У Людмилы Бронштейн и Б. Корнилова родилась дочь Ирина Борисовна Басова (фамилия отчима). Людмила заболела туберкулезом во время блокады и умерла в Крыму в 60-м году.

Ни Людмила Бронштейн, ни Таисия Михайловна Корнилова — мать Бориса, до 1956 года не знали, что Б. Корнилов убит, они думали, что, может быть, он жив.

Стихотворение Корнилова из книги 1966 года в Большой серии «Библиотеки поэта»:

У моей, у милой, у прелестной
на меня управа найдена.
Красотой душевной и телесной
издавна прославилась она.

Говорит, ругается: — Ты шалый,
я с тобою попаду в беду,
если будешь водку пить — пожалуй,
не прощу, пожалуй, и уйду.

Навсегда тебя я позабуду…
Я встаю. В глазах моих темно…
— Я не буду водку пить, не буду,
перейду на красное вино.

Борис Корнилов — замечательный лирический русский поэт, его литературный язык несравним ни с каким другим, он очень самобытен.

От Бориса Корнилова после его смерти осталась всего лишь песня из кинофильма «Встречный», естественно, потерявшая имя автора стихов. Но музыку написал сам Шостакович, и она постоянно звучала на концертах и по радио — даже в сталинское время.

ПЕСНЯ О ВСТРЕЧНОМ

Нас утро встречает прохладой,

Нас ветром встречает река.

Кудрявая, что ж ты не рада

Весёлому пенью гудка?

Не спи, вставай, кудрявая!

В цехах звеня,

Страна встаёт со славою

На встречу дня.

И радость поёт, не скончая,

И песня навстречу идёт,

И люди смеются, встречая,

И встречное солнце встаёт —

Горячее и бравое,

Бодрит меня.

Страна встаёт со славою

На встречу дня.

Бригада нас встретит работой,

И ты улыбнёшься друзьям,

С которыми труд, и забота,

И встречный, и жизнь — пополам.

За Нарвскою заставою,

В громах, в огнях,

Страна встаёт со славою

На встречу дня.

И с ней до победного края

Ты, молодость наша, пройдёшь,

Покуда не выйдет вторая

Навстречу тебе молодёжь.

И в жизнь вбежит оравою,

Отцов сменя.

Страна встаёт со славою

На встречу дня.

И радость никак не запрятать,

Когда барабанщики бьют:

За нами идут октябрята,

Картавые песни поют.

Отважные, картавые,

Идут, звеня.

Страна встаёт со славою

На встречу дня!

Такою прекрасною речью

О правде своей заяви.

Мы жизни выходим навстречу,

Навстречу труду и любви!

Любить грешно ль, кудрявая,

Когда, звеня,

Страна встаёт со славою

На встречу дня.

(1932)

После Сталина Борис Корнилов был, как и миллионы других, посмертно реабилитирован, начали выходить его сборники, отдельные стихи помещались в хрестоматии. Самым хрестоматийным было стихотворение «Качка на Каспийском море» с замечательной строчкой «Мы любили девчонок подлых». Вот уже по этой строчке можно было понять, что Корнилов в какой-нибудь комсомольский канон не укладывается, что у него нужно и можно искать чего-то поострее.

Да взять ту же песню о встречном. Пелась-то она пелась, но в сокращенном варианте, не было вот этой строфы с соответствующим припевом:

И радость никак не запрятать,
Когда барабанщики бьют.
За нами идут октябрята
Картавые песни поют.

Отважные, картавые
Идут, звеня.
Страна встает со славою
Навстречу дня.

Вот это слово «картавые», как слово «подлые» в «Качке», сразу же удостоверяет поэта. Поэта можно увидеть по одной строчке — и по одному даже слову. А у Корнилова не только таких слов и строчек много, но и целых стихотворений. Первым делом ищите: есть ли у поэта звук. А у Корнилова он был:

Я от Волги своё до Волхова
По булыжникам, на боку
Под налётами ветра колкого
Сердце волоком волоку.

Он поэт очень не простой, хотя в обличье молодого в двадцатых-тридцатых годах скорее всего ожидался именно какой-нибудь комсомольский энтузиазм. Но тут лучше вспомнить Есенина, который задрав штаны бежал за комсомолом. Борис Корнилов был не столько комсомольцем, сколько попутчиком. Просто жить выпало в это время, а молодому прежде всего хочется жить, и при любом режиме. Это не идеология, а физиология, если угодно.

Но ведь и «физиология» у Корнилова далеко не радостная. С самого начала у него звучат ноты, которые иначе как трагедийными не назовешь. И Есенин, влияние которого очень чувствуется у начинающего Корнилова, не элегический, а скорее хулиганский, отпетый. Корнилов видит себя шпаной, лихим парнем, погубителем несчетных девок. И девки у него в основном подлые.

Молодой, голубоглазой
И рука белым-бела
Ты же всё-таки заразой,
Нехорошая, была.

И образ жизни у него такой был, с пьянством и скандалами, и стихи такие. Его в 1936 году исключили из Союза писателей — надо полагать не только за пьянство.

Интересно, однако, как всё это выразилось в стихах. У Корнилова, кроме Есенина, был ещё один учитель — Багрицкий, тоже ведь не коммунист, а скорее анархист. У них есть общая тема, у Корнилова оформившаяся в ладах Багрицкого: природа, лес, дикие лесные звери, и человек в этом лесу — охотник, человек с ружьём. Известно, что Багрицкий подарил Корнилову ружьё. И это не единственное у Корнилова от него наследство. Большая поэма Корнилова «Триполье» вдохновлена «Думой про Опанаса», но разработана много богаче, заставляя вспомнить уже об «Улялаевщине» Сельвинского.

Вот инспирация Багрицкого — из стихотворения «Начало зимы»:

Довольно. Гремучие сосны летят,
Метель нависает, как пена,
Сохатые ходят, рогами стучат,
в тяжёлом снегу по колено.

Опять по курятникам лазит хорёк,
Копытом забита дорога,
Седые зайчихи идут поперёк
Восточного, дальнего лога.

Оббитой рябины последняя гроздь,
Последние звери — широкая кость,
высоких рогов золотые концы,
декабрьских метелей заносы,
шальные щеглы, голубые синцы,
девчонок отжатые косы…

Тут ещё одного одессита, кроме Багрицкого, вспомнить можно — Бабеля, такие его слова: «Мы смотрели на жизнь, как на майский луг, по которому ходят женщины и кони». Но у Корнилова отнюдь не весело на этом лугу, да и не луга у него чаще всего, а лес и болото.

Деревья, кустарника пропасть,
Болотная прорва, овраг…
Ты чувствуешь — горе и робость
Тебя окружают — и мрак.

Ходов не давая пронырам
У самой качаясь луны,
Сосновые лапы над миром,
Как сабли, занесены.

Рыдают мохнатые совы,
А сосны поют о другом —
Бок о бок стучат, как засовы,
Тебя запирая кругом.

Тебе, проходимец, судьбою
Дорогой — болота одни;
Теперь над тобой, под тобою
Гадюки, гнильё, западни.

Потом, на глазах вырастая,
Лобастая волчья башка,
Лохматая, целая стая
Охотится исподтишка

… … …

Ни выхода нет, ни просвета,
И только в шерсти и зубах
Погибель тяжёлая эта
Идёт на тебя на дыбах.

Деревья клубятся клубами —
Ни сна, ни пути, ни красы,
И ты на зверьё над зубами
свои поднимаешь усы.

… … …

И грудь перехвачена жаждой,
И гнилостный ветер везде,
И старые сосны — над каждой
По страшной пылает звезде.

Как и все в тридцатые уже годы, Корнилов думает и пишет о войне. Но ведь какая у него война? Никакого Ворошилова и красных знамён. Стихотворения, так и названное — «Война», — картина убиения и гибели:

Жена моя! Встань, подойди, посмотри,
Мне душно, мне сыро и плохо.
Две кости и череп, и черви внутри,
Под шишками чертополоха.

И птиц надо мною повисла толпа,
Гремя составными крылами.
И тело моё, кровожадна, слепа,
Трёхпалыми топчет ногами.

Убийства с безумьем кромешного смесь,
Ужасную бестолочь боя
И тяжкую злобу, которая здесь
Летит, задыхаясь и воя.

И кровь на линючие травы лия
Свою золотую, густую.
Жена моя! Песня плохая моя,
Последняя, я протестую!

И ещё одно стихотворение того же плана — «Вошь», поразительное по тяжёлой экспрессивности. И это не только Владимира Нарбута напоминает, любившего такую негативную фламандщину, а даже Бодлера, знаменитую «Падаль».

Так и сяк, в обоем разе
Всё равно одно и то ж —
Это враг ползёт из грязи,
пуля, бомба или вошь.

Вот лежит он, смерти вторя,
Сокращая жизни срок,
этот серый, полный горя,
Полный гноя пузырек.

И летит, как дьявол грозный,
В кругосветный перегон
Мелом меченный, тифозный,
Фиолетовый вагон.

Звезды острые, как бритвы,
Небом ходят при луне.
Всё в порядке. Вошь и битвы —
Мы, товарищ, на войне.

Картины войны — это из будущего. Настоящей трагедией в настоящем времени была коллективизация. Человек крестьянских корней, Корнилов не мог на неё не откликнуться. Вот эти стихи и были причиной, по которой к нему приклеили ярлык кулацкого поэта. Конечно, никакого воспевания кулачества у Корнилова нет, но стихи его на колхозную тему — «Семейный совет», «Сыновья своего отца», «Убийца» — очень нестандартны, в них противостояние двух стихий, дикая борьба не на жизнь, а на смерть, опять же биология, а не идеология. Шкловский написал о капитане из «Броненосца Потемкина»: он хорош, как пушка. Таковы же кулаки Корнилова. Они не сдаются, а стреляют, так при этом говоря:

Чтобы видел поганый ворог,
Что копейка моя дорога,
Чтобы мозга протухший творог
Вылезал из башки врага.

А в «Убийце» крестьянин режет скот, не желая отдавать его в колхоз. Концовка:

Я скажу ему, этой жиле:
Ты чужого убил коня,
Ты амбары спалил чужие, —
Только он не поймет меня.

А в стихотворении «Одиночество» сочувственно дан последний единоличник.

Уже наделённый такими клеймами, Корнилов пытался найти другие темы и ноты, воспеть простую радость бытия — комсомольского ли, просто молодёжного. И это тоже получалось, потому что талант не изменял:

Пойте песню. Она простая.
Пойте хором и под гитару.
Пусть идёт она, вырастая,
К стадиону, к реке, к загару.

Пусть поёт её, проплывая
Мимо берега, мимо парка,
Вся скользящая, вся живая,
Вся оранжевая байдарка.

Но время менялось совсем к худшему. Вот Корнилов пишет «Ленинградские строфы» — и девчонка уже не подлая, а хорошая, сознательная комсомолка, впервые голосующая на выборах в Ленсовет. Но последнее стихотворение этого цикла — убийство Кирова.

Он был тогдашним Евтушенко, молодым Евтушенко. И как же повезло тому, что он родился на четверть века позже Корнилова.

Как передать этот страх, вот это стеснение всех жизненных сил души, в котором люди пребывали в этом государстве в течение стольких лет?

Ольга Берггольц сама невольно сделала так, чтобы Корнилова признали контрреволюционером, чтобы у него создалась такая репутация — добивалась, чтобы его исключили из пролетарской писательской ассоциации. Конечно, это до большого террора было, но всё равно…

Началось-то всё с чего? Корнилов завёл дружбу с москвичами, с Васильевым и со Смеляковым. Васильев тогда был очень яркая фигура, харизматичная. Кроме того, он имел неосторожность оказаться в нелюбимцах у Алексея Максимовича Горького. Он что-то не так сказал и Горький тогда (это 34-й год) обрушился на Васильева и на Смелякова за их богемный образ жизни. Причём слова там были самые чудовищные: «От хулиганства до фашизма расстояние — короче воробьиного носа». Для Смелякова это кончается первым арестом, для Васильева это кончается расстрелом. Эту замечательную фразу в 1936 году подхватили уже на фоне троцкистско-зиновьевского заговора, на фоне раскручивания маховика Большого террора, на фоне подготовки к юбилею Пушкина… И вот Ольга работает в газете «Литературный Ленинград», которая уже давно подтравливает Корнилова за эту его богемную жизнь, она знает об этих публикациях и, видимо, кое-какие редакционные статьи, если не пишет (может, и пишет), то редактирует. Но самое страшное — это её запись в дневнике 1936 года. Про Корнилова, её первого мужчину, она сама пишет, про Корнилова, отца её дочери, которая только что, в 1936 году умерла от болезни сердца. И она записывает: «Борька арестован. Арестован за жизнь. Не жалко».

Она с медицинской скрупулезностью фиксировала все свои состояния, все свои перепады, все свои увлечения. Дневники её иногда выставляют в совершенно чудовищном, с точки зрения современного нормального человека, свете. Она эти дневники могла уничтожить много раз, а она их хранила дома. Удивительно, но после 1939 года НКВД ей их возвратило. Она их могла уничтожить, а она этого не сделала ни в 40-е, ни в 50-е, ни в 60-е годы. То есть она нам сохранила историю болезни советского человека. Она сохранила историю того, как система прессовала человека, что она с ним сделала, как человек перерождался или не перерождался. В этом смысле это, может быть, гораздо значимее того, что она сделала в блокаду для города. И когда эти дневники целиком будут опубликованы, это будет действительно фантастическая история.

У неё есть в 1942 году запись: «Воюю за то, чтобы стереть с лица земли эту мерзейшую сволочь, чтобы стереть с лица земли их антинародный, переродившийся институт». И она пишет: «Тюрьма (которую она прошла в 39-м) — исток победы над фашизмом». Понимаете, человек знак равенства ставит между тюрьмой, между режимом, между НКВД и фашизмом. То же самое было у Заболоцкого в его «Истории моего заключения». Его пытали, над ним издевались, его мучили, он с каким-то партийцем в камере говорит, и они приходят к выводу, что им обоим показалось одно и то же — что власть в стране давно принадлежит фашистам.

В марте 1937 года НКВД в Ленинграде завело следственное дело на Бориса Корнилова. Его обвиняли в том, что он «занимается активной контрреволюционной деятельностью, является автором контрреволюционных произведений и распространяет их, ведет антисоветскую агитацию». 20 февраля 1938 года поэт был расстрелян. По заданию органов экспертизу стихотворений Корнилова проводил литературовед Николай Лесючевский. Ровесник Корнилова, Лесючевский пережил его ровно на 40 лет и сделал завидную карьеру: был главным редактором издательства журнала «Звезда», главным редактором издательства «Советский писатель», членом правления Союза писателей СССР. Вот фрагмент из его экспертизы, сохранившейся в следственном деле Корнилова:

«Ознакомившись с данными мне для анализа стихами Б. Корнилова, могу сказать о них следующее. В этих стихах много враждебных нам, издевательских над советской жизнью, клеветнических и т.п. мотивов. Политический смысл их Корнилов обычно не выражает в прямой, ясной форме. Он стремится затушевать эти мотивы, протащить их под маской "чисто лирического" стихотворения, под маской воспевания природы и т.д. Несмотря на это, враждебные контрреволюционные мотивы в целом ряде случаев звучат совершенно ясно и недвусмысленно. Прежде всего здесь следует назвать стихотворение "Ёлка". В нем Корнилов, верный своему методу двурушнической маскировки в поэзии, дает якобы описание природы, леса. Но маска здесь настолько прозрачна, что даже неопытному, невооруженному глазу становится полностью ясна откровенная контрреволюционность стихотворения. Написанное с большим чувством, с большим темпераментом, оно является тем более враждебным, тем более активно направленным на организацию контрреволюционных сил.

Корнилов цинично пишет о советской жизни (якобы о мире природы):

Я в мире тёмном и пустом…
Здесь всё рассудку незнакомо…
здесь ни завета,
Ни закона
Ни заповеди,
Ни души.

Насколько мне известно, "Ёлка" написана в начале 1935 г., вскоре после злодейского убийства С. М. Кирова. В это время шла энергичная работа по очистке Ленинграда от враждебных элементов. И "Ёлка" берёт их под защиту. Корнилов со всей силой чувства скорбит о "гонимых", протестует против борьбы советской власти с контрреволюционными силами. Он пишет, якобы, обращаясь к молодой ёлке:

Ну, живи,
Расти, не думая ночами
О гибели
И о любви.
Что где-то смерть,
Кого-то гонят,
Что слёзы льются в тишине
И кто-то на воде не тонет
И не сгорает на огне.

А я пророс огнём и злобой,
Посыпан пеплом и золой,
Широколобый;
Низколобый,
Набитый песней и хулой.

Концовка стихотворения не менее показательна:

И в землю втоптана подошвой,
Как ёлка, молодость моя.

мрачно заключает Корнилов.

Стихотворение "Вокзал", стоящее у Корнилова рядом с "Ёлкой", перекликается с нею. Маскировка здесь более тонкая, более искусная. Корнилов старательно придаёт стихотворению неопределённость, расплывчатость. Но политический смысл стихотворения всё же улавливается вполне. Автор говорит о тягостном расставании на вокзале, об отъезде близких друзей своих. Вся чувственная настроенность стихотворения такова, что становится ясно ощутимой насильственность отъезда, разлуки:

И тогда —
Протягивая руку,
Думая о бедном, о своём,
Полюбил я навсегда разлуку,
Без которой мы не проживём.

Будем помнить грохот на вокзале,
Беспокойный, тягостный вокзал,
Что сказали, что не досказали,
Потому, что поезд побежал.
Все уедем в пропасть голубую.

Очень двусмысленны следующие строки о том, что потомки скажут, что поэт любил девушку, "как реку весеннюю", а эта река —

Унесёт она и укачает
И у ней ни ярости, ни зла,
А впадая в океан, не чает,
Что меня с собою унесла!

Когда вы уезжали
Я подумал,
Только не сказал —
О реке подумал,
О вокзале,
О земле — похожей на вокзал.

Повторяю, это стихотворение воспринимается особенно ясно, будучи поставлено рядом с "Ёлкой". А в рукописи Корнилова, подготовленной как книга, между "Ёлкой" и "Вокзалом" стоит только одно и тоже политически вредное стихотворение "Зимой". Смысл этого стихотворения в клеветническом противопоставлении "боевой страды" периода гражданской войны и нынешней жизни. Последняя обрисована мрачными красками. Мир встаёт убогий, безрадостный и кроваво-жестокий. <…> Не случайно, видимо, эти три стихотворения поставлены Корниловым рядом. Они усиливают друг друга, они делают особенно ощутимым вывод, который сам собой выступает между строчек: нельзя мириться с такой мрачной жизнью, с таким режимом, нужны перемены.

Этот контрреволюционный призыв является квинтэссенцией приведённых стихотворений. Он не выражен чётко, словами. Но он выражен достаточно ясно всей идейной направленностью стихотворений и их чувственным, эмоциональным языком.

Вот почему по крайней мере двусмысленно звучат имеющиеся в одном из стихотворений строки —

Мы переделаем её,
Красавицу планету. <…>

Чтобы закончить, хочу остановиться ещё на двух стихотворениях Корнилова.

Одно из них называется "Поросята и октябрята" и представлено в двух вариантах. Внешне оно представляется шутейным стихотворением. Но на самом деле оно полно издевательства над октябрятами, над возможностью их общественно полезных поступков. Автору как бы всё равно, что октябрята, что поросята. Октябрята так и говорят (встретив грязных поросят и решив их выкупать):

Будет им у нас не плохо,
В нашей радостной семье.
Мы… Да здравствует эпоха!
Получайте по свинье.

Октябрята вымыли поросят, но те снова ринулись в грязь и октябрята, ловя их, сами очутились в грязи.

В лужу первую упали,
Копошатся, голосят
И грязнее сразу стали
Самых грязных поросят.

И теперь при солнце звонком
В мире сосен и травы
Октябрёнок над свиненком,
А свинья над октябрёнком,
Все смеются друг над другом
И по своему правы.

Так кончается это издевательское, под маской невинной шутки, стихотворение.

Второе стихотворение, о котором я хотел упомянуть отдельно, это — "Последний день Кирова". Это стихотворение, посвящённое, якобы, памяти С.М. Кирова опошляет эту исключительно высокую тему. По адресу С.М. Кирова говорится много хвалебных и даже как будто восторженных слов, но эти слова пусты, холодны и пошлы. Разве передают великое горе народное и гнев народа такие слова:

Секретарь, секретарь,
Незабвенный и милый!
Я не знаю, куда мне
Тоску положить…

Пустые, холодные, лицемерные слова.

А вот образ С.М. Кирова в начале стихотворения. Киров идет по Троицкому мосту. Корнилов рисует его так:

Он мурлычет:
— Иду я,
Полегоньку иду…

Что это, как не издевательство над образом Сергея Мироновича?»

После того, как Ольга отсидела сама, в 1939 году она вышла, она была умная девушка, талантливая, и она первое, что пишет в 1939 году, это стихи, посвящённые Борису Корнилову:

И плакать с тобой мы будем,
Мы знаем, мы знаем, о чём…

Корнилов Борис Петрович (16.VII.1907, г. Семенов, ныне Горьковская область, – 20.II.1938, место смерти не установлено) - русский советский поэт.
До 15 лет жил в д. Дьяково. В 1922 году семья Корниловых переехала в г. Семенов. Здесь он окончил среднюю школу.
В конце 1925 года уехал в Ленинград, где вступил в литературную группу «Смена», которой руководил В. Саянов. Первое стихотворение напечатано в 1925 году (газета «Молодая рать», Нижний Новгород). В начале 30-х годов написал ряд поэм, из которых широкую популярность приобрела поэма «Триполье». На стихи Корнилова написаны песни, среди них - песня Д. Шостаковича для кинофильма «Встречный» («Нас утро встречает рохладой...»). С середины 30-х годов стал сотрудничать в газете «Известия». В 1936-1937 годах написал цикл стихотворений, посвященных Пушкину.

В 1926 году Корнилов - вместе с Ольгой Берггольц, также участницей «Смены», - поступил на Высшие государственные курсы искусствоведения при Институте истории искусств. Борис и Ольга вступили в брак, который оказался недолговечным - они прожили вместе два года, их дочь Ира умерла в 1936 году. Корнилов не задержался и на искусствоведческих курсах.

«Перечитываю сейчас стихи Бориса Корнилова, - сколько в них силы и таланта! Он был моим первым мужчиной, моим мужем и отцом моего первого ребёнка, Ирки. Завтра ровно пять лет со дня её смерти. Борис в концлагере, а может быть, погиб».
- Из дневниковой записи Ольги Берггольц от 13 марта 1941 года

В 1928 году у него вышла первая книга стихов «Молодость». Затем в 1933 году появились сборники «Книга стихов» и «Стихи и поэмы».
В 1930-х годах у Корнилова вышли поэмы «Соль» (1931), «Тезисы романа» (1933), «Агент уголовного розыска» (1933), «Начало земли» (1936), «Самсон» (1936), «Триполье» (1933), «Моя Африка» (1935). Писал также песни («Песня о встречном», «Комсомольская-краснофлотская» и др.), стихотворные агитки («Вошь»), стихи для детей («Как от мёда у медведя зубы начали болеть»).

В 1932 году поэт написал о ликвидации кулачества, и его обвинили в «яростной кулацкой пропаганде». Частично реабилитировала его в глазах советских идеологов поэма «Триполье», посвящённая памяти комсомольцев, убитых во время кулацкого восстания.
1, как автор и распространитель “вредных” произведений, арестован в Ленинграде по обвинению в активной контрреволюционной деятельности. Все. Книги не печатаются, вышедшие ранее изымаются из библиотек. И даже песня к кинофильму “Встречный” 1932 года, положенная на музыку Дмитрием Шостаковичем и ставшая своеобразной песенной эмблемой эпохи, исполняется без упоминания автора слов: «Слова народные» .
20 февраля 1938 года Выездной сессией Военной Коллегии Верховного Суда СССР под председательством корвоенюриста Матулевича Корнилов был приговорен к исключительной мере наказания. В приговоре содержится следующая формулировка: «Корнилов с 1930 г. являлся активным участником антисоветской, троцкистской организации, ставившей своей задачей террористические методы борьбы против руководителей партии и правительства». Приговор приведен в исполнение 20 февраля 1938 г. в Ленинграде.
Посмертно реабилитирован 5 января 1957 года «за отсутствием состава преступления».

* * *
В предисловии к первому посмертному однотомнику Ольга Берггольц вынуждена была написать так: “Если б не бессмысленная гибель, настигшая Бориса Корнилова в то время, когда он начал по-настоящему набирать высоту, - вероятно, он стал бы очень крупным поэтом”. Впрочем, дата смерти - 1938, да еще с намеком на сложные обстоятельства гибели поэта - говорила сама за себя.
Стоит ли удивляться, что первой откликнулась на воскрешение Бориса Корнилова сама Ольга Берггольц? Пусть брак их был очень недолог, пусть музы оказались несозвучны. Но их совместное прошлое оставило неизгладимый след в душе и творчестве каждого из них, и после разлуки они посвящали друг другу доверительные строки. “Ольга - ольха” эхом звучало в его стихах. С “первым и пропащим” беседовала в своих стихах и Ольга, обещая в 1939-м:
Не стану прощенья просить я,
ни клятвы -
напрасной - не стану давать.
Но если - я верю - вернешься обратно,
но если сумеешь узнать -
давай о взаимных обидах забудем,
побродим, как раньше, вдвоем -
и плакать, и плакать, и плакать мы будем,
мы знаем с тобою - о чем.

Ольга Федоровна сохранила все книги Корнилова, с помощью друзей собрала все, что было напечатано о нем в газетах и журналах. Это она возбудила дело о реабилитации Корнилова, расценивая это как свой долг перед ним, - “как поэт перед большим поэтом, и во имя той светлой и горькой первой любви, и первого материнства, которое связано с ним”.

* * *

по ночам проклинаю себя.
Я такой же - с надежной ухваткой,
с мутным глазом и с песней большой,
с вашим говором, с вашей повадкой,
с вашей тягостною душой.
….
Я - последний из вашего рода -
по ночам проклинаю себя.
Я себя разрываю на части
за родство вековое с тобой.
---------------

Библиография:
Молодость: Стихи. Л., 1928;
Первая книга: Стихотворения 1927-1931 годов. М.-Л., 1931;
Все мои приятели: Стихотворения 1930-1931 годов. М.-Л., 1931;
Триполье: Поэма. Л., 1933;
Книга стихов. М.-Л., 1933; Стихи и поэмы. Л., 1933;
Как от меда у медведя зубы начали болеть. М.-Л., 1935 и др. изд.;
Моя Африка: Поэма. М.-Л., 1935;
Стихи и поэмы. М.-Л., 1935;
Новое. М.-Л., 1935; Стихотворения и поэмы. Л., 1957 и 1960;
Стихотворения и поэмы. М.-Л., 1966;
Избранная лирика. М., 1966 и 1968;
Избранное. Горький, 1966 и др. изд.; Стихотворения. М., 1967;
Продолжение жизни: Стихотворения; Поэмы. М., 1972;
Страна встает со славою: Стихотворения. М., 1976;
Избранное. Л., 1978; Избранная лирика. Л., 1978.

Литература:
Пурикова Г. Борис Корнилов: Критико-биографический очерк. Л., 1963;
Заманский Л. Борис Корнилов. М., 1975;
Поздняев К. Продолжение жизни: Книга о Б. Корнилове. М., 1978.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!