Король вестготов захвативший власть в италии. Происхождение и миграция Г

Вестготы или визиготы (Visigoth, West Goth, т. е западные готы), могущественный народ германского происхождения,обитавший в первые века нашей эры от Днепра до Тисы, между тем, как одноплеменные с ним остготы (восточные готы) обитали от Дона до Днепра. Когда остготы, ослабленные разделением, подпали в начавшемся Великом переселении народов под власть гуннов , вестготы ушли в горы и получили от византийского императора Валента позволение поселиться в опустошенной провинции Мёзии (позднейшая Румыния). Но скоро Валент, раскаявшийся, что поторопился впустить буйных готов в пределы своего государства, перестал внимать их жалобам на римских чиновников, особенно во время страшного голода, свирепствовавшего в Мёзии. Доведенные до отчаяния, готы восстали под начальством вождя своего Фридигерна, опустошили Мёзию и Фракию (Болгарию), и разбили Валента в кровопролитном сражении при Адрианополе (378), в котором погиб сам этот император.


Судьба вестготов сложилась более счастливо. Франки вытеснили их из Юго-Западной Галлии в начале VI в., но в Испании они жили спокойно. Им никогда серьезно не угрожали ни королевство свевов на северо-западе, ни византийцы на юге; к тому же в VII в. и те и другие ушли из Испании.
Подобно остготам в Италии, вестготы сохранили существовавшую в Испании римскую административную систему и приспособили ее, в несколько упрощенном виде, для своих нужд: во главе войск, городов
и провинций встали представители племенной аристократии. Короли вестготов, ранее просто военные вожди, превратились теперь в абсолютных правителей, которые, подобно римскому императору, издавали законы и собирали налоги. Даже придворный церемониал копировал византийский образец. Конечно, отдельные представители крупной знати вступали в конфликт с королем и на протяжении VI в. не раз пытались убить или низложить очередного правителя. Однако это уже не могло изменить природу королевской власти, в основных чертах сходную с властью римского императора.
Как происходило приспособление варварских обычаев к римским традициям, лучше всего видно на примере права. Системати- зиция и кодификация права - одно из самых значительных и самых характерных достижений поздней Римской империи. Практически все германские государства, которые стали наследниками империи, даже самое недолговечное королевство бургундов и самое варварское - лангобардов, тоже кодифицировали свое законодательство. Идея кодификации принадлежала римлянам, и показательно, что почти всегда эту задачу они выполняли, даже если законы касались германских обычаев. Однако и само содержание законов вестготов в значительной мере было заимствовано из римских юридических сборников V в. В некоторых отношениях правовой кодекс вестготов даже превосходил римские и германские образцы. В частности, законы, определявшие положение и права женщин, были шагом вперед по сравнению с примитивным германским правом и строгим патернализмом римского права. Вместе с тем в большинстве случаев законы вестготов сочетали эти два элемента, - таков, например, закон о кровной мести. Кровная месть подразумевает, что за вину одного человека отвечает весь его род; с помощью такого механизма в примитивных обществах, лишенных централизованной власти, решалась проблема воздаяния за убийство или причинение ущерба, совершенного отдельным человеком. Все германские кодексы стремились свести к минимуму взаимные убийства, вводя денежные выкупы, размер которых зависел как от свойства причиненного ущерба, так и от социального положения пострадавшего. Лишь вестготы в своем законодательстве пошли дальше и ввели в закон о кровной мести римский правовой принцип, гласивший: за преступление должен отвечать лишь тот, кто его совершил, но не его семья или род. Это были серьезные попытки ограничить кровавую практику общества воинов. Однако они не могли совершенно устранить кровную месть, которая еще много веков будет терзать европейское общество.

Больше столетия ариане-вестготы жили изолированно от римско- католического населения Испании; по их законам смешанные браки были запрещены. Однако в течение VI в. эти законы постепенно отменялись, и многие перешли в католичество. В 587 г. король Реккаред принял католичество и приказал сжечь все арианские книги. Неизвестно, было ли это обращение совершено по внутреннему побуждению, но несомненно, что оно в громадной степени укрепило силу монархии. Отныне король фактически стал управлять Испанской церковью, назначая ее епископов (подобно тому, как раньше он назначал ариан- ских епископов). Короли регулярно созывали церковные соборы в Толедо, на которых присутствовали высшая знать и духовенство, а председательствовал сам король; ясно, что и здесь образцом послужила византийская практика. Никто из других германских королей не имел такой власти над своей церковью. Именно в этом периоде берет начало специфически испанская традиция строжайшей католической ортодоксии, соединенной с властью короля над церковью и реальной независимостью от пап в Риме. Именно в русле этой традиции испанская монархия издала свои первые и крайне суровые законы против евреев, к которым до тех пор власти относились вполне терпимо. Теперь в отношении к ним появились предубеждение и опаска - как к людям чуждой веры, не желающим подчиняться государству.
Несмотря на абсолютистские претензии вестготской монархии, ей так и не удалось до конца решить спор о власти с представителями крупной знати. На рубеже VII-VIII вв. королевский трон вновь стал «яблоком раздора» между различными группировками знати. Поэтому, когда в 711 г. из Северной Африки в Испанию вторглись мусульмане-берберы, их радостно встретили не только евреи и простолюдины, но и значительная часть знати, безрассудно надеявшаяся, что сможет использовать завоевателей в своих интересах.
Вестготам, как и остготам, в конечном счете не удалось сохранить свое государство. Однако наследие, оставленное ими Испании (во многих отношениях, разумеется, достаточно проблематичное), в любом случае было гораздо значительнее, чем то, которое остготы оставили Италии.

Еще по теме Вестготы:

  1. I. Проблемы миграций. Отношение Атаульфа к Римской империи. Римляне и вестготы. Состав племени. Королевская власть. Христианизация вестготов.
  2. II. Поселение в Испании. Взаимоотношения вестготов и римлян. Королевская власть. Система управления. Церковная политика.
  3. Ранняя история вестготов до их вторжения в Римскую империю (376 г)
  4. Передвижения вестготов в пределах Римской империи (376-418 гг).
  5. Проникновение в империю. Битва при Адрианополе. Поселение вестготов на Балканах. Аларих. Первое нападение на Италию. Второе нападение. Захват Рима. Атаульф. Мирный договор с Римом. Валия.


Готы - это племена, вышедшие из Скандинавии в 1 веке нашей эры. Во 2-3 веках они активно продвигались по Европе и завоевывали ее восточную часть. В середине 3 века готские племена достигли Северного Причерноморья. Предположительно, именно там произошли смешения готов с другими племенами, имевшими более развитую культуру, вследствие чего, окультуривание готских племен ускорилось. Примерно в это же время происходило принятие готами христианской веры. Интересно, что до принятия христианства, религиозный готский мир был довольно обширен, в нем присутствовали и люди-волки, и духи природы, и тотемизм.

К началу 4 века готские племена уже совершили нападения на Малую Азию, Балканы и завоевали Дакию. Древние готы совершали свои нашествия и продолжали благополучно развиваться до середины 4 века. Племя гуннов, вынужденное защищать свои земли от нападений, нанесло значительный удар по готам, вследствие чего численность готского племени значительно сократилась, а оставшаяся часть разделилась на два племени. Каждое племя имело своего короля, выбрало свою дорогу и приобрело новое имя. Именоваться эти племена стали остготами и вестготами.

Остготы и вестготы

Образование этих двух сообществ произошло в результате распада единой общины готов. Вестготы, или как их еще называли тервинги, занимали обширные площади от Дуная до Днепра. Так было до тех пор, пока в 376 году нашей эры, они не подверглись нападению гуннов и спасаясь бегством, они переместились в Римскую империю, где и осели. Затем в 507 году, под натиском Хлодвига I - короля франков, готы бежали в Испанию, а в 8 веке и вовсе были истреблены арабами.

Остготы, или грейтунги, обосновались на землях между Черным и Балтийским морями. После столкновения с гуннами, частично разгромленное племя остготов вынуждено было бежать и осесть в окрестностях Дуная. Немного освоившись и набравшись сил они, завоевали Италию и создали в ней королевство. В 6 веке остготы все же были разгромлены Юстинианом I - византийским императором.

Одеяния древних готов

Судить об одеяниях готов в наши дни очень сложно, так как последние племена готов были истреблены еще в XV веке. Но обращаясь к писаниям древних историков и раскопкам останков захоронений готов можно составить обобщенное представление. Так, мужчины готы облачались в штаны, облегающие тело и плащи на одной или двух застежках. Нередко в качестве застежки применялся шип.
Одеяния женщин были схожи с мужскими, но при этом плащи они носили чаще безрукавные. Были случаи, когда при раскопках, на головах женщин обнаруживали костяной гребень. Также в писаниях историков есть моменты, описывающие женские украшения, а точнее, бусы из сердолика и янтаря. Практически все готы носили пояса, при этом мужчины подвешивали на него нож, а некоторые женщины мешочки и украшения.

Культура древних готов

У древних готов среди наиболее развитых были такие ремесленные направления, как стекольное, кожевенное и металлургическое. Ввиду воинственности племени готов, обработка металлов и изготовление оружия было особенно важно для них.
Также необходимость завоевания новых земель для возможности существования обусловила и их духовную культуру. У готов были распространены воинственные игры и соревнования. Если верить писаниям античных авторов, то наиболее распространенным соревнованием у готов была игра, напоминающая современную джигитовку. Гот садился на коня и скакал на нем по кругу при этом набирая скорость, параллельно он кидал копье и сам же его ловил.

В культуре древних готов большое значение имело ювелирное ремесло. Именно оно было самым развитым, наряду со стекольным и металлургическим. Методом обработки металла, камней и стекла они изготавливали украшения для тела и одежды. Кроме того, на площади Неаполя было найдено изображение короля готов Теодориха, выложенное из разноцветных камушков.

В 1-3 веках нашей эры у готов были приемлемы исключительно внутриплеменные браки. Раскопки показывают что в этот период готами в разной степени были освоены ткацкое, кожевенное, стекольное, кузнецкое и плотницкое ремесла. В конце 3 века произошли смешения готских племен с другими, более развитыми. Результатом смешения стало ускоренное культурное развитие и освоение новых ремесел. Так происходило изменение обычаев и менталитета готского племени.

Материал из ЭНЭ

Вестготы

иначе визиготы и тервинги - часть готского народа, занимавшая с начала III в. до второй половины IV в. земли между Нижним Дунаем и Днепром. Древнейшая история их совпадает с историей остготов (см. Готы ). Отдельной народностью они являются только в припонтийских своих жилищах, причем они долгое время еще составляли с остготами одно политическое целое, но имели, вероятно, известную долю самостоятельности, то есть особых местных князей, признававших только верховную власть остготского короля. Вполне независимыми они сделались еще до гуннского нашествия, вероятно в первые годы царствования Эрманарика (около 350). Первым несомненно самостоятельным княз. вестготов является Атанарих (366-381). Его власть простиралась, однако, не на весь вестготский народ, а только на большую часть его. Остальная же часть признавала власть другого князя, Фридигерна . Атанарих ведет трехлетнюю борьбу с Римской империей (366-369), окончившуюся выгодным для вестготов миром. Когда около 376 г. гунны победив остготов, напали и на западных их соседей, то один только Атанарих сделал попытку сопротивления, укрепившись на правом берегу Днестра. Не будучи в состоянии противостоять врагам, он, тем не менее, не подчинился им, а удалился со всем своим народом в горы Трансильвании и занял Седмиградскую область. Остальная часть вестготов, спасаясь от гуннов, перешла через Дунай под начальством Фридигерна и Алавива; император Валент отвел им земли во Фракии . Мучимые голодом и притесняемые римскими наместниками готы скоро восстали. Выступивший против них император Валент был разбит и убит ими при Адрианополе (378). Фридигерн вскоре после этого умер (ок. 380); его место во главе вестготов занял Атанарих, который по неизвестным причинам не мог удержаться в Трансильвании. Он тотчас же заключил мир с Феодосием Великим. Хотя он вскоре умер, тем не менее, договор, заключенный им с империей, оставался в силе до самой смерти Феодосия; многие знатные вестготы поступали в римскую армию и часто достигали очень видных положений. Положение дел изменилось, когда в 395 г. умер Феодосий Великий . Слабый его преемник, Аркадий , не сумел поддержать дружбы с готами; последние возмутились и в 395 г. избрали себе короля в лице Алариха - первого, соединившего в своей руке власть над всеми вестготами. Он опустошил весь Балканский полуостров . На помощь Византии поспешил правитель Западной империи Стиликон, принудивший Алариха к заключению мирного договора (396). По этому договору вестготам был предоставлен Эпир . Но уже в 400 г. Аларих предпринял первый свой поход в Италию , кончившийся миром 402 г., по которому Аларих вновь отступил в Иллирию . Когда Стиликон в 408 г. пал от руки убийцы, Аларих вновь вторгся в Италию. Слабохарактерный император Гонорий не имел ни войска, ни полководцев. Аларих беспрепятственно проник до южных оконечностей полуострова. Так как переговоры с Гонорием ни к чему не приводили (Аларих требовал для своего народа продовольствия, дани и земель в северо-восточных провинциях империи), то царь вестготов в августе 410 г. занял и разграбил Рим . После неудавшейся попытки завладеть Африкой (буря разбила готский флот) Аларих умер еще в том же 410 году. Его зять и преемник Атаульф (410-415) продолжал переговоры и борьбу с Гонорием, но видя, что утвердиться в Италии невозможно, в 412 г. со всем своим народом удалился в Южную Галлию , которая, может быть, формально была уступлена ему Гонорием. Он победил и убил узурпатора Иовина, занял важнейшие города (Нарбонну , Тулузу , Бордо), но основать здесь твердое вестготское царство ему не удалось, несмотря на то, что он женился в 414 г. на Плацидии , сестре Гонория, и искал мира с империей. Валья (415-419) несколько лет сряду успешно боролся с вандалами, аланами и свевами в Испании . Вернувшись в Южную Галлию, он получил от империи в силу формального договора всю провинцию Аквитанию («вторую»), где он и основал первое вестготское государство, получившее, по главному городу Тулузе, название «тулузского» («толозанского»). Преемником Вальи был Теодорих I (419-451), значительно расширивший свое государство и павший в сражении на Каталаунских полях. В борьбе с Аттилой вестготы были союзниками римского полководца Аэция, тогда как их родичи остготы , подвластные Аттиле, составляли часть гуннского войска. Теодориху наследовал его старший сын Торисмунд (451-453); но так как он хотел уничтожить союз с Римом, то римская партия, во главе которой стоял брат царя, Теодорих , убила его, после чего на престол вступил Теодорих II (453-466), который также был убит младшим братом, Эврихом. В царствование Эвриха (466-484) вестготское государство достигло высшей степени могущества. Он уничтожил последние остатки римского верховенства, сохранявшиеся в форме союза. К концу его царствования государство вестготов обнимало всю Южную и Среднюю Галлию (до Луары на север и Роны на восток) и почти всю Испанию (только северо-западный уголок этого полуострова был еще независим под властью свевов). Он заботился также о внутреннем благоустройстве своего государства и велел составить свод вестготского обычного права. К римской культуре и римским своим подданным он относился благосклонно. Некоторые из наиболее выдающихся государственных деятелей его царствования были римляне . Только католическая церковь и ее высшие представители, епископы, преследовались им, но не из фанатизма (он, как и весь народ вестготов, держался арианской ереси), а из политического расчета: он был прав, видя в католицизме злейшего врага вестготского господства. - Его сын, Аларих II (485-507), должен был вести борьбу против новых врагов, франков, которые с 486 г., после победы Хлодовика над Сиагрием, стали ближайшими соседями готов на Луаре . Соседство это стало особенно опасно для Алариха, потому что Хлодовик, принявший христианство в форме католичества, нашел поддержку в романском населении Галлии, тяготившемся властью еретиков-вестготов. Открытая борьба началась в 506 году и кончилась поражением готов при Пуатье в 507 г.; в битве пал сам Аларих, и вестготы навсегда потеряли большую часть своих владений в Галлии. Пятилетний сын убитого короля, Амаларих (507-531), спасся бегством в Испанию, тогда как в Галлии еще некоторое время продолжал борьбу Гезалих (507-511), незаконный сын Алариха II, завладевший царскими сокровищами. На помощь Амалариху явилось сильное остготское войско, посланное его дедом Теодорихом Великим; оно удержало франков от дальнейших завоеваний и спасло часть вестготских владений в Южной Галлии. Главным городом вестготов стала теперь Нарбонна . Амаларих женился на дочери Хлодовика, но пал уже в 531 г. в борьбе со своим зятем Хильдибертом I. Престолом завладел остгот Теудис (531-548). Он продолжал борьбу с франками, безуспешно боролся с Византией и был убит в 548 г. Та же участь постигла его преемника Теодегизеля (548-549), угнетавшего католиков. В царствование Агилы (549-554) в Испании явилось сильное византийское войско: император Юстиниан, уничтожив государства вандалов и остготов, думал покорить и Испанию. Этот план не удался. Хотя Агила и был разбит византийцами, но возмутившиеся солдаты убили бездарного короля и возвели на престол храброго и энергичного Атанагильда (554-567), который удачно отразил врагов; некоторые сильно укрепленные города остались, однако, за византийцами. Ища союзников, Атанагильд выдал двух дочерей за франкских королей Сигиберта и Хильпериха. Его преемник Леова (568-572) уступил Испанию своему брату Леовигильду, который по смерти Леовы управлял один всем государством (572-586). Для вестготов настало теперь тяжелое время. Со всех сторон грозили опасные враги: франки , свевы , византийцы, которые, будучи правоверными, находили открытых и тайных союзников в романском населении страны. Леовигильд энергично и умело взялся за защиту своего престола. Опираясь на низшие классы народа, он сумел в значительной степени сократить могущество местных готских магнатов, опасных врагов королевской власти. Сопротивлявшихся он казнил; имущество их переходило в собственность короля, вследствие чего и финансовое положение страны стало поправляться. Но Леовигильд навлек новую опасность на государство, женив в 580 г. своего сына Герменегильда на франкской принцессе Ингунтисе, ревностной католичке. Ей удалось склонить мужа к принятию католичества; он начал открытую борьбу против Леовигильда, но был разбит и казнен. Тогда же Леовигильд покорил и свевское царство. После новой победы над франками он умер в 586 г. в Толедо , сделанном им главным городом государства. - Его младший сын и преемник Рекаред I (586-601) тотчас по вступлении на престол принял католичество и всячески старался склонить и народ свой к принятию этой веры. Был ли этот неожиданный шаг результатом религиозного убеждения, трудно сказать; вероятнее, что решающее значение имели политические соображения. Рекаред хотел раз навсегда уничтожить религиозный антагонизм между вестготами и туземным романским населением, истощавший народные силы. Но тем самым он уничтожил последнюю преграду, мешавшую романизации готов. Государство быстро подпало влиянию католического духовенства, которое с этого времени управляет страной почти помимо королей. Вестготы, издавна склонные к религиозному фанатизму, вскоре становятся ревностными католиками, и дальнейшая история внутреннего развития их государства превращается почти исключительно в историю церковных соборов. После Рекареда быстро сменяются короли - Леова II (601-603), Витерих (603 - 10), Гунтимар (610-612), Сисибут (612-620), в царствование которого начались в вестготском государстве преследования евреев, Рекаред II (620-621), по смерти которого на престол вступил Свинтила, храбрый полководец и энергичный правитель (621-631). Он отнял у византийцев последние их владения в Испании и удачно отстаивал королевскую власть против притязаний духовенства и светских магнатов. Этим он навлек на себя месть последних. Один из аристократов, Сисинант, поддерживаемый духовенством, восстал против короля; победив последнего и постригши его в монахи, он занял престол (631-636); он и его преемники, Киндила (636-640) и Тульга (640-641), были слепыми орудиями в руках епископов. Последнюю попытку восстановить королевскую власть в прежней силе сделал Киндасвинт (641-652), одинаково энергично и строго преследовавший непокорных епископов и магнатов. Он велел составить свод вестготских законов, сделав их обязательными для всех своих подданных. При его сыне Рекисвинте (652-672) все пошло по-старому и духовенство по-прежнему стало управлять государством. Несколько усилилась светская власть при Вамбе (672-680), храбром воине, но ненадолго: Вамба был свергнут с престола партией духовенства, которое выбрало королем Эрвиха (680-687), всецело отдавшегося в руки епископов; то же следует сказать о его преемнике Эгике (687-701), самым жестоким образом преследовавшем евреев. О Витике (701-710) мы знаем очень мало и еще меньше о последнем короле вестготов, Родерихе (710-711).

Вскоре по вступлении его на престол в Испанию явились арабы , призванные сюда, по преданию, одним магнатом, которого оскорбил король. Государство вестготов не имело уже силы противостоять врагам; победа последних при Херес-де-ла-Фронтера навсегда уничтожила вестготское царство. Король Родерих бесследно пропал: он был, вероятно, убит в сражении. В несколько недель мусульмане заняли почти весь полуостров. С этого времени имя вестготов исчезает из истории. Последние остатки их, сильно смешанные с туземным романским элементом, отстояли свою независимость в горной области Астурии . Здесь зародилось новое государство, но уже не готское, а испанское. Первый его герой, Пелайо , родоначальник кастильских королей, был, по преданию, внуком вестготского короля Киндасвинта. Насколько силен был в этой новой народности готский элемент, доказывает масса испанских личных собственных имен, сохраняющих до настоящего времени следы готского своего происхождения (Rodrigo, Alfonso, Hernando и др), и многочисленные слова, перешедшие из готского в испанский и португальский языки. Эти слова вместе с довольно обширным ономастическим материалом, сохранившимся в вестготских грамотах, актах, на монетах и надписях, и с немногочисленными остатками готских слов в своде вестготских законов составляют все, что мы знаем о языке вестготов в Испании. Цельных письменных памятников на их языке до нас не дошло, хотя они несомненно имелись. Не найдено еще ни одного вестготского списка перевода Священного Писания Вульфилы (вестгота, см. Вульфила). Долго ли держался их язык после падения вестготского царства - мы не знаем. Последний след вестготского языка находим мы в Галлии в начале IX века: это сборник готских и франкских личных имен, составленный Смарагдом, игуменом монастыря св. Михаила, на реке

4 387

Политическая арена конца IV века

Западную Римскую империю буквально разрывали на части варварские племена. Из ненадежных римских союзников, так называемых федератов, германцы превращались в реальных претендентов на Римское наследство, они хотели быть повелителями Европы. С Римом они считались постольку, поскольку это было нужно для получения законной базы для своих завоеваний, для борьбы с другими племенами.

При этом варвары быстро и охотно перенимали социальные, политические, юридические и культурные устои великой державы, признавая за римлянами несомненный авторитет во всех этих областях. Эпоха была так насыщена событиями, что сейчас ее история с трудом воспринимается даже знатоками прошлого. Слишком много имен, слишком запутанные отношения, и все это на фоне великого переселения народов…

Появление вестготов

Новые государства со своими королями возникали то тут, то там, причем через некоторое время границы их меняли свои очертания до неузнаваемости. Среди наиболее сильных игроков на геополитической арене того времени следует назвать вестготов. Всего за двадцать лет (с 395 г.) они преодолели огромное расстояние от Балканского до Пиренейского полуострова, захватили и разрушили Рим, расселились в Южной Франции, приняли непосредственное участие в испанских делах. Их было несколько десятков тысяч, но обладая высокой подвижностью и воинственностью, даже такое, по современным меркам незначительное, количество людей серьезно влияло на историю всего континента.

Итак, преемник Алариха Атаульф повел своих людей в Галлию. Он, в отличие от предшественника, смог договориться с римским императором Гонорием. Вестготам были переданы территории в Западной и Юго-Западной Галлии между Гаронной и Луарой с городами Бордо, Тулуза и Пуатье. При этом выход к Средиземному морю остался за Римом. Главной задачей для вестготов было своевременное получение хлеба.

В долгих походах и войнах представители племени в значительной степени растеряли навыки земледелия, так что продовольственный вопрос стоял перед ними довольно остро. Римляне же обещали варварам регулярное снабжение зерном. Впрочем, через некоторое время эту часть договора им пришлось разорвать из-за мятежа в Африке. Вестготы вынуждены были двинуться из Галлии в Испанию. Через два года (в 415 г.) они возвращаются на галльские земли, заключив новый договор с Римом. Королем вестготов в этот момент является Валия. Выполняя обязательства по этому договору, вестготы в 416 г. снова отправляются в Испанию, где успешно борются против вандалов и аланов.

Основание Вестготского королевства

После завершения этой войны в 418 г. они возвращаются в Аквитанию Вторую (та самая провинция в Южной Галлии, которая была предназначена для них по условиям договора). Валия умирает еще до возвращения, и новым королем становится Теодорих I. 418 г. и считается годом основания Вестготского королевства. Столицей государства становится богатая Тулуза.

Вестготы были расселены вперемежку с коренным романизированным населением. Поначалу аборигены должны были лишь снабжать стоявших как бы на военном постое федератов. Но с окончательным поселением здесь вестготов Рим предписывает провести раздел земель. По этому закону варвары отбирали у римлян две трети пахотных земель, половину лесов и лугов. Вестготы постепенно преодолевали остатки родового строя и традиционной военной демократии, переходя к более цивилизованным формам хозяйствования. Однако требования нового времени и смешение их обычаев с классическими римскими привели к развитию новых отношений богатых и бедных, колонов и землевладельцев, складывалось раннефеодальное государство.

При этом с течением времени собственно готский национальный культурный элемент был явно побежден романским, что и неудивительно, учитывая, что в момент расселения в Галлии в начале V в. вестготов (среди которых было уже немало не только готов) было лишь около 60-80 тысяч человек. Государственной религией королевства было арианство, сменившееся ортодоксальным католицизмом лишь в конце VI в. При этом исследователи отмечают необыкновенно важную для ранних варварских королевств роль епископов в управлении государством.

В целом же вестготы к моменту распада Римской империи гораздо дальше большинства других германцев продвинулись в своем политическом, социальном и культурном развитии. Несколько следующих десятилетий вестготское королевство старалось расширить свою территорию. В первую очередь им нужно было получить выход к Средиземному морю, что было связано с захватом городов Нарбонн и Арль. Римляне долго не давали этого сделать. Приходилось вестготам бороться и с другими пришлыми племенами. Например, с гуннами, которые в середине V в. предприняли попытку подчинить себе едва ли не всю Западную Европу.

В этой войне Теодорих, не колеблясь, стал на сторону римлян и их полководца Аэция. В битве на Каталаунских полях в 451 г. вестготы составляли, вероятно, наиболее боеспособную часть войска антигуннской коалиции. Аттила, вождь гуннов, был разбит, но и вестготский король пал на поле брани. Некоторое время после этого вестготские короли проводили проримскую политику, но с дальнейшим ослаблением империи возобновили экспансию как на юг, так и на север. В 470-е годы войска короля Евриха вышли к устью Роны и успешно действовали на Луаре, начала проводиться завоевательная политика в Испании.

В 475 г. римский император заключил с Еврихом мирный договор, по которому признал последние завоевания вестготского короля и его полную независимость. В следующем году после свержения последнего императора Западной Римской империи Еврих ввел армию в Арль. Завоеванием Прованса закончилась вестготская экспансия в Галлии. Продолжать движение за Рону и Луару Еврих не захотел, да и не смог - здесь ему пришлось бы вести жестокие войны с франками, бургундами, римскими легионами Сиагрия. Кроме того, вестготы уже обладали плодороднейшими и самыми обжитыми территориями Галлии. Еврих умер в 484 г. К этому моменту площадь королевства вестготов составляла 700-750 тысяч км2, население - около 10 миллионов.

Новые войны

Это было крупнейшее государство, образовавшееся на развалинах Рима. Относительное спокойствие последнего десятилетия при Еврихе быстро сменилось новыми войнами и проблемами. Началась экспансия франков, вынашивал идеи обшеготского государства могущественный король остготов Теодорих Великий (вестготы помогали ему завоевать Италию, а он активно вмешивался во внутренние вестготские дела, впрочем, помогая в борьбе с внешними врагами).

В битве при Пуатье в 507 г. вестготы были наголову разбиты франкским королем Хлодвигом, им пришлось освободить большую часть территорий в Галлии вместе со столичной Тулузой, оставив за собой лишь узкую полоску средиземноморского побережья. Тогда началось массовое переселение в Испанию. Центр государства был перенесен на Пиренейский полуостров, где было создано, по сути, новое королевство, долгое время управляемое уполномоченными Теодориха Великого. Вскоре новому государству пришлось бороться с могущественными византийцами, подавлять сопротивление сохранявших независимость крупных испанских городов (например Кордовы), решать проблемы со свевами и договариваться с франками…

Вестготское королевство просуществовало до завоевания его арабами в начале VII века.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!