Который вызвал какие то эмоции. Пошаговая инструкция, как вызвать у слушателя эмоцию

Ваша история была великолепна на уровне синопсиса, но в первом же драфте все эмоции и драматический накал словно растворились в словах? О том, как соблюсти баланс между действием и экспозицией в каждой сцене, рассказывает Дэвид Мэмет.

Чем больше я работаю над сценариями, тем очевиднее для меня становится, что многие сценаристы упускают из виду такой вопрос: «Как пробудить эмоции у зрителя?» Редакторы и продюсеры умоляют нас писать понятнее: постоянно приходится втискивать огромные объемы информации в очень короткие сцены. Нашим серьезным коллегам кажется, что нас нанимают, чтобы сообщать эту информацию аудитории. Однако обратите внимание - зрители смотрят кино не для того, чтобы что-то узнать. Эта информация не нужна ни вам, ни мне. И никому другому она тоже нужна не будет. Единственная причина, по которой люди включают телевизор или идут в кинотеатр - их желание увидеть драму, испытать эмоции.

Итак, что же вызывает эмоции у зрителя? Герой, преодолевающий препятствия на пути к конкретной, ярко выраженной цели.

Мы, сценаристы, должны задавать себе три вопроса о каждой сцене:
1) Кто и чего хочет?
2) Что случится, если он этого не получит?
3) Почему именно сейчас?

Эти вопросы - лакмусовая бумажка. С их помощью легко понять, насколько драматична та или иная сцена. Если сцена написана скучно, то актер ее вытянуть не сможет. Не существует волшебного порошка, который преобразит вашу скучную, ненужную затянутую или просто информативную сцену после того, как вы допишете текст.Ответственность за то, чтобы каждая сцена вызывала эмоции лежит на сценаристе, на вас.

Кто-то должен позаботиться о драматизме. Это не обязанность актеров. Это не задача режиссера. Это ваша работа.

К чему все эти экспозиционные сцены, в которых два персонажа говорят о ком-то еще? Вся эта болтовня (которой обычно заполнены первые драфты) полностью бесполезна.

Если сцена кажется скучной вам, то будьте уверены, актерам она покажется ничуть не веселее, и зрителя она утомит, а после этого нам всем придется искать новую работу.
Кто-то должен позаботиться о драматизме. Это не обязанность актеров (их задача - достоверно сыграть). Это не задача режиссера. Его задача - снять историю и уложиться при этом в график. Это ваша работа.

Каждая сцена должна вызывать эмоции. У героя должна быть простая и понятная цель, а сцена должна рассказывать о том, как он пытается добиться своей цели, но терпит очередное поражением, из-за которого он оказывается в следующей ситуации - в следующей сцене. Все эти попытки, взятые одна за другой, и составляют сюжет. Любая сцена, которая не двигает сюжет вперед и не вызывает эмоций сама по себе, либо лишняя, либо неправильно написана.

И многие из вас, вроде бы, уже согласились, но тут кто-то говорит: «Так нам нужно засовывать в сцены всю необходимую информацию или как?» А я отвечаю: «Разбирайтесь сами».

На любого идиота можно надеть галстук и научить его говорить: «Вот этот момент нужно получше прописать», - или: «Нужно дать больше информации об этом персонаже». Если вы будете писать так, чтобы все было понятно всем, вы вместе с идиотом в галстуке останетесь без работы.

Любая сцена, которая не двигает сюжет вперед и не вызывает эмоций сама по себе, либо лишняя, либо неправильно написана.

Работа драматурга - сделать так, чтобы зритель задавал себе вопрос: «Что же будет дальше?» А не объяснять ему, что только что произошло, или намекать на то, что случится.

Опять же, любой идиот может написать реплику: «Но, Джим, если мы не убьем премьер-министра в следующей сцене, Европу поглотит пламя!» Нам платят не за понимание того, какая информация нужна зрителю, чтобы следующая сцена казалось логичной, а за то, что мы умеем писать так, чтобы зрителю было интересно, что произойдет дальше.

И многие из вас, вроде бы, уже согласились, но тут кто-то еще что-то хочет сказать. А я отвечаю: «Разбирайтесь сами». Что рассказывать, а что - нет? Понять это - и есть основная задача драматурга. Способность находить этот баланс отличает вас от идиотов в галстуках. Разбирайтесь сами.

Каждый раз, прежде чем начать писать, повторите главное правило, которое нельзя нарушать: «Каждая сцена должна вызывать эмоции». Она должна начинаться, потому что у героя есть проблема, а в кульминации либо кто-то мешает исполнению планов героя, либо он понимает, что есть другой способ добиться своего.

Опишите каждую сцену одним предложением. Все сцены, которую вы обозначили, как «Вася и Маша обсуждают...», - не вызовут никаких эмоций.

Обратите внимание: наши аутлайны, как правило шикарны. Но пока сценарий проходит путь от аутлайна до первого драфта, эмоции куда-то испаряются.
Мыслите, как режиссер, а не как простой исполнитель, потому что, по сути, вы занимаетесь режиссурой. Снимать будут именно то, что вы напишете.

Вот плохие признаки: Если два персонажа в сцене разговаривают о третьем, это не сцена, а полная ерунда. Если реплика начинается со слов, «Как ты знаешь...», то есть, если персонаж говорит что-то известное другому персонажу, чтобы об этом узнал и зритель, это не сцена, а полная ерунда.

Если два персонажа в сцене разговаривают о третьем, это не сцена, а полная ерунда.

Не пишите полную ерунду. Напишите лучше обалденную трех-, четырех-, семиминутную сцену, которая двигает сюжет вперед и очень скоро вы сможете купить особняк с видом на океан и прислугой, которая там будет проводить больше времени, чем вы.

Помните, кино - визуальное искусство. Сценарии большинства сериалов похожи на радиопостановки. А в идеале, мы должны позволить камере объяснить, что герои делают, что у них в руках, что они читают, что они видят.

Притворитесь, что персонажи не умеют говорить, и вы пишете для немого кино. Тогда вы сможете вызвать переживания. Не пользуйтесь этими костылями: закадровым голосом, экспозицией, да и вообще речью. Тогда вы обнаружите, что занимаетесь новым искусством, где истории рассказываются с помощью образов (это искусство иногда называют «сценарным мастерством»).

Придется учиться. Люди с этим навыком не рождаются. Можно натренироваться, но самое главное - начать работать над ошибками. Еще одна мысль в завершение: перечитайте сцену и задайте себе вопрос: «Она вызывает эмоции? Она необходима? Она двигает сюжет вперед?» Ответьте правдиво. Если ответ «нет», перепишите или избавьтесь от нее.

Вы не обязаны знать все ответы, но вы, как и я, обязаны задавать себе правильные вопросы. Снова и снова. Пока это не станет привычкой. Мне кажется, что те вопросы, о которых я написал - правильные.

Мы спрашиваем, как писать эмоционально, но, если разобраться в значении этого слова, становится сразу понятным как это «писать эмоциональные тексты». Эмоции - это состояние человека, которое проявляется в переживании важных для него ситуаций или событий. Ключевое здесь «в переживании». Могу сказать по собственному опыту, чтобы писать эмоционально, нужно именно пережить, хотя бы в голове, событие о котором пишешь.

Для того чтобы писать, а тем более писать с чувством, необходимы впечатления. Уже на их основе появляются эмоции, которые можно описывать. Из этого не следует, что писать хорошо можно только о событиях, которые происходили в собственной жизни. Но это проще. Поэтому писатели часто начинают свою деятельность именно с описания событий своей жизни.

Для того нам и дана фантазия, чтобы представить чьи-то переживания. Говоря простыми слова, только «зацепившая» нас тема даст пищу для эмоционального рассказа.

Второй важный момент в вопросе эмоциональных текстов. Необходимо различать, мы хотим передать свои собственные эмоции? Или вызвать нужные нам эмоции у читателя? Скорее второе. Потому что мы говорим не о публикации своих дневниковых записей, а о вполне конкретных текстах, конечная цель написания которых, продажа наших услуг или товаров.

А есть ли какие-то приёмы, которые позволят нам наверняка передать эмоции в тексте? Да, конечно есть.

Эмоции - это скорость. Глаголы или прилагательные

Скорость, с которой мы говорим, тоже передаёт эмоции. Мы можем говорить взволновано, с чувством, беспокойно, громко. А можем - медленно, смущённо, вяло, затыкаясь на каждом слове. Как же передать это в тексте?

Прилагательные тормозят текст, поэтому передавая эмоции с помощью этих частей речи, главное не затормозить повествование.

Конечно, всё это не означает, что писать нужно только глаголами, а о прилагательных забыть. Всё хорошо в меру и, главное, понимать, где поправить, когда вы чувствуете, что в текст топчется на месте.

Как передавать эмоции определёнными словами

1.Если всё-таки используете прилагательные , не пишите их со словом «очень», например, «очень красивый». Используйте сразу более сильное слово, в данном случае, «великолепный». Однако следите, чтобы слово это несло нужный смысл, рисовало картинку.

Очень красивый - великолепный

Очень страшный - ужасный

2.Пользуйтесь синонимами. Слов гораздо больше, чем те, которые приходят нам в голову в первый момент. В Интернете можно найти целые словари. Вот один из них, которым пользуюсь я сама: http://synonymonline.ru.

Красивый - нарядный, изящный, прелестный, обворожительный, эффектный, яркий, хороший, живописный, блестящий, видный, художественный и.т.д.

Страшный - грозный, коварный, дьявольский, уродливый пугающий, трагический, убийственный, катастрофический, бедственный, лихой, непривлекательный и т.д.

Кстати, вы заметили, что, просто читая эти слова, у вас уже появляются определённые чувства?

Ну вот, для восстановления баланса прочтите ещё и эти строки:

Надежда - перспектива, ожидание, вера, шанс, упование чаяние, предчувствие, мечта, перспектива, иллюзия, предвкушение, предчувствие.

3.Есть волшебные обороты , с помощью которых можно достучаться до сердца читателя. Об этом образно пишет Саша Карепина в своей книге «Пишем убедительно». Я приведу несколько примеров.

Добавят эмоций

Испортят ваш текст

Личные местоимения

Я прошу вас вносить оплату в срок.

Мы просим вас простить нас. Мы вели себя недостойно.

Обезличенные существительные

Администрация не несёт ответственности за оставленные вещи.

Компания приносит вам свои искренние извинения.

Просьба, прямое обращение

Пожалуйста, указывайте точный адрес, куда отправлять посылку.

Констатация фактов

Почтовый адрес необходимо указывать полностью и без ошибок.

Оценочные выражения

Я провалила работу

Мы выиграли этот конкурс

Объективный анализ фактов

Результат, к которому я стремилась, не был достигнут.

Был получен положительный результат

Активные обороты

Выполняем…

Предлагаю…

Пассивные обороты

Выполняется…

Хотелось бы предложить…

Простые слова

Объяснение

Использовать

Пользоваться

Книжные конструкции

Интерпретация

В настоящее время

Применять

Эксплуатировать

Действительный залог

Наша мастерская предлагает художественные товары.

Страдательный залог

Художественные товары предлагаются нашей мастерской.

Упоминание чувств

Я с огорчением узнала, что…

Мы обрадовались, когда услышали…

Канцелярские клише

Вследствие проведённой работы…

Выставка имеет своей целью…

Как передавать эмоции, рисуя картинку

Да, эмоции - мы можем передавать с помощью различных прилагательных, но, если их не наполнить смыслом, который понятен для читателя, они будут пусты. Например,

Каждого гостя ждёт изысканный завтрак. Мы предлагаем качественные блюда европейской кухни с тонким вкусом и неповторимым ароматом.

А если так?

Когда вы проснётесь, можете спуститься к нам в ресторан. Мы приготовим для вас чашечку кофе, свежеиспечённый багет и мягкое сливочное масло. При желании, вместо масла вы можете заказать джем или шоколадную пасту. За дополнительную плату мы приготовим для вас яичницу с беконом или овсяную кашу на молоке. Масло, яйца и молоко поставляются на нашу кухню каждое утро из собственного подсобного хозяйства.

Картинка наполняется чувствами, читая, мы представляем запах кофе и жареного бекона, а во рту уже тает хрустящий хлеб со сливочным маслом.


Разговорный стиль придаёт эмоциональную окраску тексту

Пишите живым языком. Так, как будто вы рассказываете что-то своей любимой подружке. Если не хотите вмешивать в это подруг, придумайте себе виртуального собеседника. Дайте ему имя, найдите фотографию и рассказывайте ему свои истории. Для предания тексту лёгкости используйте:

  • короткие предложения
  • обращения к читателю
  • вопросительные предложения
  • те слова, которые приняты среди тех, для кого вы пишите

Где можно использовать эмоциональные описания?

Поверьте – везде. Ведь мы уже поняли, что речь идёт не о кричащих тремя восклицательными знаками и БОЛЬШИМИ буквами предложениях:

Получите НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ результат и НЕПОВТОРИМУЮ АТМОСФЕРУ В ДОМЕ!!!

Эмоциональные, а значит человеческие описания, можно использовать даже рассказывая об условиях оплаты и доставки или о правилах группы. Ведь вам важно, что чувствует человек, читающий ваши строки? Что общаться с вами просто и приятно, либо сложно и муторно.

Сравните два варианта. Вам какой больше нравится?

«Оплата товара может осуществляться с использованием платёжных терминалов, электронных платёжных систем или с помощью банковского перевода.»

«Вы можете оплатить товар электронными деньгами, воспользоваться карточкой вашего банка и сделать онлайн-платёж, либо перевести деньги в ближайшим платёжном терминале.»

Заключение

  1. Писать эмоционально – это не значит кричать, а значит вызывать нужные чувства у читателя.
  2. Чтобы писать эмоционально нужно самому получить впечатления.
  3. Эмоции передаются не только через прилагательные, но и глаголы.
  4. Определённые слова передают определённые эмоции.
  5. Есть «волшебные» обороты, которые помогают лучше передать свои чувства.
  6. Чтобы вызвать определённые эмоции хорошо бы «нарисовать» картинку.
  7. Разговорный стиль придаёт тексты нужную эмоциональность.
  8. Эмоции, как пряные травы, их можно добавлять везде, главное не переборщить! 😉

© Анна Карелина

Чтобы научиться качественно соблазнять каждую конкретную девушку, необходимо обладать теми навыками, которые позволяют вызвать в ней нужные эмоции. Важно понять, какие бывают эмоции…

Ведь они играют решающую роль в выборе, который совершает красотка. И никакие логические доводы не способны сподвигнуть ее на то, чтобы она начала с тобой какие-либо отношения.

Но не факт, что твое умение давать положительные эмоции, произведет нужный эффект. Ведь девушка может нуждаться еще и в отрицательных! (В некоторых случаях только отрицательные эмоции могут вызвать нужный эффект .)

С другой стороны, подача негативных эмоций – своего рода хождение по лезвию ножа . И нужно уметь это сделать так, чтобы интерес девушки не только не исчез, но и усилился.

О том, как это сделать, ты узнаешь чуть позже. А пока давай поговорим о первой «группе» эмоций. Эмоции в соблазнении…

К положительным эмоциям можно отнести:

Эти эмоции нужны девушке! Но если ты будешь давать ей слишком много таких эмоций, то она быстро потеряет к тебе всяческий интерес и желание общаться.

Замечал, как себя ведут парни?

Сначала они показывают интерес и заискивают перед девушкой. Далее следует переписка по смс или общение по телефону с регулярными попытками пошутить. В некоторых случаях, они могут даже задавать ей такие вопросы, которые могут задавать только друзья (например, «как дела?»; с какой стати, она должна рассказывать почти незнакомому парню, как у нее дела?).

Т.е. они дают девушке только положительные эмоции. К тому же, делают это неправильно!

У некоторых соблазнителей получается передать и более глубокие эмоции в самом начале. Но если у тебя мало опыта, то запомни правило : юмор – та редкая (и, возможно, единственная) положительная эмоция, которую стоит давать в самом начале.

Т.е. ты не должен с самого сначала показывать любовь/влюбленность. Нужно поэтапно двигаться к большему уровню доверия и общения, показывая все больший и больший интерес (если ты умеешь проходить эти этапы быстро и взаимно , то это здорово!).

Конечно, показывать свои эмоции нужно! Но если:

  • ты внушил себе, что влюблен
  • и ведешь себя в соответствии с этим
  • но это чувство ни на чем не основано

то результата, как правило, ты не получишь. Поэтому важно быть честным с самим собой и осознавать, почему что ты хочешь получить от конкретной девушки.

Кроме того, старайся чередовать положительные и отрицательные эмоции.

В традиционном понимании отрицательные эмоции включают в себя банальный негатив и оскорбления. Некоторые обиженные девушками парни ведут себя, мягко говоря, не совсем вежливо. И, конечно, такое поведение не дает никакого результата.

Однако это вовсе не значит, что «темные» эмоции не имеют своей силы. Они работают! Только для достижения желаемого результата они должны подаваться правильно.

Как можно давать отрицательные эмоции :

  • вызывать у девушки ревность
  • жесткие «подколки» (лучше использовать в те моменты, когда она ведет себя грубо/вызывающе)
  • показывать, что ты к ней равнодушен
  • наказывать за неуважение

Неуважение наказывается таким образом, что ты перестаешь быть с ней таким же веселым парнем, как и раньше, и начинаешь себя вести более «холодно» (как если бы она была просто знакомой).

Жесткие подколки должны иметь в себе небольшие оттенки юмора. Т.е. они ни в коем случае не должны произноситься на полном серьезе, иначе это станет банальной грубостью.

Равнодушием также не следует злоупотреблять: если равнодушие станет твоим постоянным состоянием, то это может оттолкнуть девушку.

«Это все, конечно, здорово! Но как я пойму, что нужно девушке в данный момент?» — справедливо заявишь ты.

Именно поэтому я расскажу тебе о том…

А точнее, в каких эмоциях нуждается на данный момент. Ведь именно от твоего умения определить ее желания зависит успех всего соблазнения!

В некоторых случаях девушка сама (своим выражением лица или языком тела) может показывать, что она хочет, например, быть наказанной (ты заметишь подобные проявления в тот момент, когда она поведет себя не совсем правильно по отношению к тебе).

Дай ей эту эмоцию!

Вызывающее поведение может говорить о том, что она никак не может найти настоящего мужчину, который мог бы поставить ее на место. В этом случае лучше всего использовать жесткие «подколки».

Если ты находишься с девушкой в отношениях и видишь, что интерес к тебе стал заметно ниже, то определить ее желания не так уж и сложно. Просто измени свое поведение на противоположное.

Но в самом начале соблазнения до начала действий это сделать сложнее (особенно, если ты раньше не пробовал этого делать). Поэтому единственный выход – эксперименты. Например, если во время знакомства с девушкой, ты стараешься говорить на интересные темы, шутишь и, при этом, видишь отсутствие интереса, то меняй стратегию (можешь начать подкалывать или сделать вид, что начал терять к ней интерес).

Это может дать желаемый результат!

Резюме : твои результаты зависят от умения дать нужную эмоцию в каждый конкретный момент времени. И чем чаще ты будешь практиковаться в правильной подаче этих эмоций, тем быстрее научишься играть на грани фола. Именно такая игра и принесет тебе настоящий успех в личной жизни!

    Среди всех читателей блога №1 о соблазнении девушек проводится конкурс на лучший комментарий. Призы — мои инфопродукты бесплатно! Подробности: http://romanvinilov.ru/konkurs/

Комментарии (11) на “Какие бывают эмоции? Удивляем девушек!”

Всегда думал, что ревность повышает интерес к себе, оказывается наоборот. Роман, очень помог!

Благодаря вашим советам я научился понимать девушек намного лучше, в следствии чего стал вызывать нереально сильные эмоции у них. Теперь мои отношения длятся больше чем несколько недель!

Спасибо что научили меня удивлять девушек. Это сделать оказалось просто, а раньше у меня это вообще не получалось сделать! Причем я даже вернул бывшую девушку и теперь мы счастливы!

Хотелось бы чтобы ты написал статью подробнее о женских проверках самых распространённых хотя бы! а еще лучше сделал в 2-3 статьях эту тему! чтобы охватить как можно больше и развитие коммуникации от знакомства до постели! на что следует делать упор и как проходить их капризы и проверки! где нужно выдержка а где усилить напор! и так до постели!

Удивлять девушек тоже дано не каждому. Но каждый может научиться это делать. Я к примеру смог научиться и теперь решил проблему с девушкой. В последнее время даже в плохом настроении ее не видел.

Удивлять девушек стоит в любом случае, иначе долгих отношений не получится. Собственно когда я научился удивлять девушек, то решил проблему с девушкой, которая была вечно чем то недовольна.

У меня раньше с этим было все печально. Никак не мог удивить свою девушку и чтобы ей понравилось! Но сейчас я наладил отношения с девушкой и удивить ее проще простого!

[…] Здесь стоит рассматривать не только материальные, но и эмоциональные «вложения». […]

[…] свидания – все это может натолкнуть девушку на поиск новых эмоций…на […]

[…] вызывают всплеск различных эмоций. И ты можешь использовать свое чувство юмора, чтобы […]

  • Знакомства на улице (45)
  • Знакомства в интернете (26)
  • Что написать девушке (9)
  • Свидание с девушкой (65)
  • Соблазнение девушки (65)
  • Отношения c девушкой (70)
  • Как вернуть бывшую девушку? (21)
  • Я в СМИ (5)
  • Интересное (48)
    • Деньги (4)
    • Работа над собой (16)
    • Общество (10)
    • Мероприятия и события (9)
  • Оффтоп (5)

Введи в форму ниже свой работающий E-mail, чтобы получить мою книгу о том, как соблазнить любую девушку без каких либо проблем в течение минуты БЕСПЛАТНО!

Уже скачали 19205 человек

  • Николай к записи Если девушка ушла: профессиональная помощь в возврате бывшей
  • Андрей к записи Вопрос-ответ
  • Азиз к записи «Ох уж эти девушки…» или Как наладить отношения с девушкой?
  • Степан к записи Если девушка ушла: профессиональная помощь в возврате бывшей
  • Павел к записи Вопрос-ответ

Приезжал в Новосибирск к Роману на личный коучинг. Остался очень доволен, так как Роман изменил мою жизнь в лучшую сторону и научил, как получать максимум от всего, что бы я ни делал. Также я нашёл себя и свой путь, теперь есть бизнес, есть любимая девушка рядом. Всё наладилось!

Эдуард, Улан-Удэ, 39 лет

Из видео-курсов Романа узнал, что соблазнять девушек можно легко и просто и не обязательно при этом иметь кучу денег или быть бредом питом! Я прокачался, хотя до тренинга был полным нулём, так сказать. Роман изменил меня, он действительно тренер-практик, отличные курсы издаёт.

Иван, Саратов, 33 года

Хорошие видео-курсы, в которых нет ни воды, ни пустых слов — только конкретика и ценная информация по всем аспектам тем курсов. Свидания разобраны очень подробно. Отношения показаны детально и наглядно. После изучения обоих курсов могу смело сказать — вопросов больше нет. Есть только желание развиваться и получать успехи. Спасибо, тебе, Роман за твою бесценную работу по курсам!

Пётр, Омск, 22 года

Проходил индивидуальное обучение у Романа Винилова по теме свиданий с девушками и знакомствам с ними. Все занятия проходили очень продуктивно. Было много упражнений, которые давали результат мгновенно. Роман показывал свой навык, давал советы, мотивировал. Я многому научился, многое понял и очень рад, что обучался именно у Романа. Ради этого даже в Новосибирск приезжал из далёкой Тюмени)

Сергей, Тюмень, 26 лет

Роман, хочу выразить благодарность за то, что твой курс изменил мою жизнь кардинально и в лучшую сторону! Я и поверить не мог, что через несколько недель обучения по твеому курсу у меня будут уже первые значительные результаты!

Илья, Рига, 23 года

Получил книгу на электронный адрес и начал изучать.. столько полезной информации и никакой воды! Спасибо, тебе, Роман за такие труды.

Иван, Серпухов, 21 год

Ром, ну я соблазнил ту девушку, о которой тебе рассказывал. целых 2 года я её добивался, но бестолку. Твой курс меня прокачал и теперь я просто счастлив. и всего то ОДНА НЕДЕЛЯ.

Михаил, Омск, 25 лет

Твой курс по отношениям, Роман, открыл мне глаза на действительность. Раньше я совсем по иному всё представлял и сильно ошибался. Теперь всё изменилось и я строю полноценные качественные отношения с девушкой своей мечты!

Владимир, Хабаровск, 23 года

Провёл первое свидание по твоему курсу и согласно твоим советам — блин, девушка сама меня начала соблазнять. Это потрясающе работает, я такого эффекта не ожидал. Провожу теперь свидания постоянно, в день по несколько раз — из 10 8 заканчиваются сексом, и 5 из них на первом свидании.

Евгений, Новосибирск, 22 года

Спасибо тебе за твои уроки в рассылках и книги. Хоть они и бесплатные, но информация в них очень ценная! Я целый год рыскал по инету инфу как соблазнять девушек на свидании, ничего стоящего не было. только пикап, рмэс, какие-то западные штучки. а потом познакомился с твоими работами. Вот чего не хватает нашим русским парням! Всё по нашему, по настоящему, без фальши. Очень понравился твой подход к соблазнению. Не тупо секс, а нечто большее. хотя для тех, кто хочет только секса — самое оно тоже))) Я же хотел отношений с красивой девушкой и получил это благодаря твоим урокам. Спасибо, Ром!

Александр, Москва, 26 лет

Твои советы мне очень помогли. Всего 4 скайп-конференции и я научился как проводить свидания и получать на них секс не тратя кучу лишнего времени, нервов, средств и всего остального) Успех — это не сложно! Главное учиться у хорошего тренера. Роман он такой 🙂

Всеволод, Минск, 22 года

Как я мог раньше соблазнять красивых девушек? Никак. Машины нет, квартиры тоже. Но пройдя тренинг у Романа Винилова, я сделал невозможное. Изменил себя так, что девушки теперь по мне просто сохнут. Обучаться у Романа очень классно, мотивация действующая, пинки волшебные, опыт безграничен. Очень рад, что оказался однажды знаком с таким человеком как Роман.

Артём, Самара, 24 года

Спасибо, Роман за твои курсы и советы! Помогают всегда, очень рад, что знаком с тобой и твоими материалами.

Источник:
Блог №1 о том, Как соблазнить девушку?
Эмоции в соблазнении: негативные и положительные. Для чего они и какой дают результат
http://romanvinilov.ru/kakie-byvayut-emocii/

Как вызвать интерес у девушки

Женщины… Загадочные и столь милые создания, но некоторые мужчины бояться нашей внутренней уверенности и частенько не подходят первыми. Решим вопрос, беспокоящий сотни парней: как вызвать интерес у девушки?

Самое важное это говорить с ней. Девушки любят ушами, и важно что бы она заметила здоровый интерес с Вашей стороны. Если Вы немного боитесь или не сильны в каких либо темах всегда можно попытаться сделать разговор веселым. Можно использовать несколько глупеньких шуток, старайтесь проявлять больше искренних эмоций.

Девушки любят смотреть детские фото, поэтому затейливая история с детства вполне подойдет. Здесь главное не переборщить. Например, о анекдотах которые рассказывают в бане упоминать не стоит. Это может создать неловкую ситуацию, с которой потом Вам же потом и выкручиваться. И все это потому, что женское чувство юмора кардинально отличается от мужского.

Важное правило – не стоит нас бояться! Если Вы замечаете что девушке комфортно и приятно в Вашем обществе, можете взять ее за руку или слегка обнять. Можно погладить ее волосы или прикоснуться, как бы случайно. Таким образом, посылаются сигналы, и между парой возникает сексуальный контакт, что очень важно для будущих отношений. Объяснить это очень просто: с помощью прикосновений сокращается дистанция между девушкой и парнем, что вызывает у дамы доверие. Хорошим способом завоевать ее доверие является нечто сокровенное, что Вы можете рассказать лишь ей. Знание одного секрета на двоих делает пару еще ближе друг к другу.

Девушки любят все красивое и роскошное. Важно дать почувствовать ей все это: не скупитесь на подарки, даже если это будут мелкие безделушки. Не нужно быть жадиной: отдать немного картошки из своей порции будет отменным поступком. Также можно побаловать ее самым дорогим коктейлем. А что уж говорить о цветах? Только представьте восторг любой девушки при виде шикарного необъятного букета цветов, который Вы подарите ей в начале романтического ужина. Такие поступки демонстрируют девушке Ваше стабильное социальное положение, и это влияет на последующее сближение. Помните, что успешные мужчины всегда привлекали и манили женщин.

Важно, что бы мужчина был индивидуальным. Если у Вас есть свое мнение – не бойтесь его высказывать, даже если Вы думаете что девушка не согласиться с Вами. Не стоит быть банальным: не употребляйте заезженных до дыр слов, типа, милая, детка т.д.. Стоит подыскать подходящее лишь ей слово. В этом может помочь созданная ситуация. Главное действовать спонтанно, а не тщательно продумывать план свидания. Все загадочное и тайное влечет девушек. Старые уловки, на подобии: «Я случайно проходил мимо, раз уж мы встретились, попьем кофе» не прокатят, современным девушкам больше импонирует прямота, а местами даже наглость. Лучше сказать напрямую: «Приглашаю тебя в гости на бокал вина или мартини, посмотрим незатейливую комедию». Можно даже взять ее за руку, этим самым решить за нее. Но если девушка будет сопротивляться волочить ее не нужно. Согласитесь, ведь это будет честный поступок.

Мужчина сразу должен решить для себя какая девушка должна быть рядом с ним. Вам придется по душе неприступность девушки-скромняжки или Вам скорее понравится гордая мадам, что способна на куда более решительные поступки? Какой бы выбор Вы не сделали, отдавайте предпочтение характеру, а не внешности. Старайтесь заинтересовать ее и привлечь внимание не комплиментами, а своим умом.

Важно не показывать зависимость от девушки, а лишь симпатию. Ведь чем больше вы будете бегать за ней и названивать по десять раз, тем быстрее пропадет интерес к Вам. Такие поступки и чрезмерное ухаживание вызывает у девушки ощущение маньяка поблизости, что может ее спугнуть. Если Вы и в правду настолько влюблены, старайтесь притворяться безразличными, даже если для этого потребуется много усилий. Используйте легкий флирт с её подругами, что бы она видела это или можете просто поболтать с ними. Если Вы понравитесь им – Ваша избранница поймёт что вы действительно привлекательный парень.

И еще, не глазейте на ее прелести. Смотрите ее в глаза и только в глаза. Маленький итог: будьте оригинальными, нападайте сразу как только видите искру, не бойтесь, узнавайте ее больше и иногда давай почувствовать себя королевой, ключевое слово «иногда». Такие уж мы.

Михаил Ломоносов был человеком разносторонним. Он известен нам как большой ученый. Человек, плодотворно занимающийся физикой, химией, астрономией. Есть у него достижения и в географии, механике. Также больших результатов он добился в красноречии и ораторстве.

В одной из своих популярных изданий – «Риторике», ученный выделяет:

  1. Риторику, как науку о красноречии в целом
  2. Ораторию – требования к составлению текстов в прозе
  3. Поэзию – правила сочинения поэтических строк

Он говорит о том, что если риторику должны знать только люди, занимающиеся наукой, то красноречием обязаны обладать все.

Об этом факте ученый и повествует в своей книге, известной узкому кругу людей, ― «Краткое руководство к красноречию». Это довольно ценное, с профессиональной точки зрения, издание. Что в нем такого интересного, что мы упоминаем о книге, спустя 2,5 сотни лет?

В статье говорится , как, вызвав у слушающего определенную эмоцию, склонить его к тем действиям, которые нам нужны.

Какие манипуляции следует провести, чтобы зародить в слушателе необходимое ощущение? Сначала стоит представить аудиторию, перед которой вы будете выступать. Важно учесть каждую мелочь: возраст, пол, образование, профессию.

М. Ломоносов сделал вывод, что представители сильного пола легче поддаются ораторским эмоциям, но быстро отходят от их влияния. Женщины же долго поддаются влиянию, но эмоции проникают намного глубже.

Возьмем на вооружение его советы, как повлиять на эмоции человека и завоевать его сердце.

Подробное руководство

Эмоции бывают разными, сейчас мы научимся воздействовать на человека словом, дабы пробудить то или иное чувство.

Пробуждаем у слушающего радость

  • Поясните человеку, каких успехов он добился и, какие преимущества он получил
  • Пусть он вспомнит усилия и труды, которые он приложил
  • Напомните о том, что многие пытались, но не смогли добиться этой цели
  • Стоит намекнуть, что конкуренты и недоброжелатели опечалены его успехом
  • Обязательно выскажите похвалу слушателю и скажите, что он достоин такого результата

Утешаем человека, попавшего в беду

  • Нужно заверить бедствующего в том, что его потеря ничто в сравнении с тем, что он получит
  • Показать, что слушатель не одинок в своей проблеме и даже самые успешные могут потерпеть поражение
  • Сказать, что на смену черной полосе обязательно придет белая
  • Показать, что слезами горю не поможешь и призвать к действиям
  • Взбодрить человека надеждой на будущий успех

Как разбудить в человеке надежду

  • Нужно убедить человека, что любые препятствия на пути это всего лишь временно
  • Посоветовать пути решения возникших препятствий
  • Привести примеры, когда люди добивались своих целей, даже находясь в более трудном положении

Пробуждаем человеческое честолюбие

  • Нужно похвалить или даже слегка преувеличить поступки и заслуги человека
  • Сравнить работу слушающего с действиями его соратников, но отдать первенство ему
  • Намекнуть, что без честолюбия вершин не добиться
  • Убедить слушающего в том, что при определенных усилиях он может решить даже невыполнимые задачи

Вызываем гнев у людей относительно обидчика

  • Для начала следует объявить слушающим, что обидчик не удовлетворился только оскорблениями. Что он насмехается над слушателями и гордится своим поступком
  • Нужно убедить людей, что в дальнейшем эта особа может принести еще больше вреда
  • Заверить аудиторию в том, что любую обиду нельзя терпеть, да и меньшие оскорбления прощать нельзя
  • Намекнуть, что обида поступила от человека, к которому вы первоначально были дружественно настроены
  • Заверить слушателей, что если простить обидчику его действия, то и остальные решат, что вас можно обижать

Вызываем милосердие

  • Нужно обрисовать коротко то положение, в котором оказался бедствующий
  • Попробовать поставить слушателей на место потерпевшего человека
  • Если пострадавший сам виновен в том, что случилось, показать, что глубоко сожалеет
  • В качестве оправдания сделать снисхождение на возраст пострадавшего и обстоятельства, которые спровоцировали неприятность
  • Объяснить, что милосердие слушателей – это шанс пострадавшего на спасение и понимание

Как видите, влияя на подсознание человека словом, подбирая правильные доводы, мы можем вызывать у людей разные чувства и эмоции.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!