Краткая биография игнатия лойолы.

Святой Игнатий де Лойо́ла (исп. Ignacio (Íñigo) López de Loyola, баск. Inazio Loiolakoa, ок. 1491 — 31 июля 1556) — католический святой, основатель Общества Иисуса (ордена иезуитов); точная дата рождения неизвестна, предположительно 1491 или 1493 г. (по устным свидетельствам, собранным во время канонизации).

Родился в замке Лойола в баскской провинции Гипускоа. При крещении получил имя Иниго (баск. Inigo). После обращения принял имя Игнатий (исп. Ignacio), избрав себе небесным покровителем святого Игнатия Антиохийского. Возможно, послужил прообразом Дон Кихота в одноименном романе Мигеля де Сервантеса. День памяти 31 июля.


Ранние годы (1491(?) — 1521)

Происходил из древнего испанского рода. По недокументированным данным, был младшим из 13 детей. В 14 лет Иниго остался круглым сиротой, и старший брат отправил его в Аревалло, к Иоанну Веласкесу, казначею Кастильского двора. Там Иниго служил пажом. Достигнув совершеннолетия, перешёл на военную службу. Впоследствие, рассказывая о своей молодости о. Гонзалесу де Камара, он описывал себя в тот период следующими словами: «Внимательный к своей наружности, падкий на успех у женщин, смелый в своих ухаживаниях, придирчивый в вопросах чести, ничего не боявшийся, дёшево ценивший жизнь свою и других, я предавался роскоши…»


1521 г. Оборона Памплоны

В 1521 г. Иниго де Лойола участвовал в обороне Памплоны, которую осаждали французские и наваррские войска под началом Андре де Фуа. В городе проживало много наваррцев, которые перешли на сторону противника, и городские власти решили сдаться. 20 мая 1521 г. Андре де Фуа вошёл в город. Иниго, сохранивший верность своему королю, с горсткой солдат отступил в крепость. Осада началась 21 мая. «Приступ длился уже порядочное время, когда я был задет снарядом, который проскочил между моими ногами и ранил одну и сломал другую», — рассказывал он через много лет о. Гонзалесу де Камара. После этого битва завершилась довольно скоро. В течение последующих десяти дней он находился в Памплоне. Французы с уважением отнеслись к его храбрости, Иниго лечили французские врачи, а затем его на носилках перенесли в отцовский замок, в Лойолу.


1521—1522 гг. Замок Лойола

Вскоре стало ясно, что тряска во время пути сказалась на его здоровье, и врачи вынуждены были провести ещё одну — очень тяжёлую — операцию, после которой ему с каждым днём становилось всё хуже и хуже. 24 июня, в день Св. Иоанна Крестителя, врачи, не верившие уже в его выздоровление, посоветовали Иниго исповедаться. Накануне дня Св. Петра, считавшегося покровителем рода Лойола, Иниго причастили и соборовали. Ночью произошло внезапное улучшение, и на следующий день он уже был вне опасности. Но кость срослась неправильно, и пришлось снова делать операцию, ещё более долгую и мучительную, чем все предыдущие. В последовавший затем период выздоровления Иниго попросил, чтобы ему принесли почитать рыцарские романы. Но романов в замке не оказалось — в семейной библиотеке хранились только «Жизнь Иисуса Христа» картезианца Рудольфа и один том «Жития святых».

Пришлось читать то, что есть. И в этих книгах он обнаружил героизм: «героизм этот отличен от моего, и он выше моего. Неужели я не способен на него?» Иниго заметил — и был поражён, — что после чтения нескольких страниц из «Жития святых» его душой овладевал непостижимый мир, в то время как мечты о славе и любви оставляли ощущение опустошённости. «Два противоположных духа действуют во мне. Первый меня смущает: он от дьявола. Второй меня умиротворяет: он от Бога». Он отправляет слугу в Бургос, чтобы тот принёс картезианский устав, и внимательно изучает этот документ.


1522 г. Паломничество в Монтсеррат

В марте 1522 г. Игнатий собрался совершить паломничество в Иерусалим. Но сначала отправился в Монтсеррат (исп. Montserrat) — бенедиктинское , в горах, близ Барселоны, где хранится чудотворная статуя Мадонны. В пути он принёс обет целомудрия. В городе Игуальда, недалеко от , он купил рубище кающегося, посох, флягу и полотняные туфли на верёвочной подошве. 21 марта 1522 года он пришёл в Монтсеррат и три дня готовился к полной исповеди. 24 марта (в день перед Благовещением) исповедовался, переоделся в рубище, отдал свою одежду нищему и начал «Ночную Стражу» («Ночная стража», предшествующая посвящению в рыцари, состоит из омовения, исповеди, причастия, благословения и вручения меча). Всю ночь он простоял в часовне перед образом Пресвятой Девы, иногда опускаясь на колени, но не позволяя себе садиться, а на рассвете передал своё оружие — меч и кинжал — исповедовавшему его монаху и попросил повесить как приношение в часовне. Отныне он считал себя посвящённым в рыцари Царицы Небесной.


1522—1523 гг. Манреса. Прозрение на Кардонере

С восходом солнца он спустился из Монсеррата и остановился в небольшом городке Манреса (Manresa). Там он нашёл уединённый грот на берегу реки Кардонер, около римского акведука, и решил несколько дней провести в молитве в этом уединённом месте. Он жил на подаяние, соблюдал строгий пост, утром ходил к мессе, ухаживал за больными в местной больнице, вечером молился в соборе. Вскоре он заболел, и его приютили в доминиканском монастыре. Здесь он пережил духовный кризис: сначала возникли сомнения в том, что на исповеди в Монсеррате он действительно раскаялся во всех прежних грехах, и он вновь попытался вспомнить все грехи, совершённые им в жизни. Чем больше он вспоминал, тем более ничтожным и недостойным себе казался. Исповедь не помогала. Возникло искушение покончить самоубийством. В какой-то момент Игнатий задумался о том, откуда приходят эти сомнения и какое действие они производят в его душе, и тогда сознательно решил не исповедоваться больше в прошлых грехах: «Я понял, — говорил он впоследствие, — что в таком исповедании заключено действие злого духа». Вскоре после этого, когда Игнатий шёл вдоль берега реки Кардонер в дальнюю церковь, он остановился, всмариваясь в воду. «Глаза моего разумения начали открываться. Это не было видение, но мне было дано разумение многих вещей, как духовных, так и касающихся веры, а равно и человеческих наук, и с такой большой ясностью… Достаточно сказать, что я получил великий свет разумения, так что, если сложить всю помощь, на протяжении всей жизни полученную мною от Бога, и все приобретенные мною знания, то мне кажется, что это было бы меньше, чем то, что я получил в этом единственном случае. Мне показалось, что я стал иным человеком… Всё это продолжалось самое большее три минуты». Зиму 1522 г., которая оказалась для него очень тяжёлой, он провёл в Манресе.


1523 г. Паломничество в Святую Землю

28 февраля 1523 г. Игнатий направился в Барселону, чтобы оттуда отплыть в Италию и совершить паломничество в Иерусалим. В ожидании корабля он вёл ту же жизнь, что и в Манресе: молился, ухаживал за страждущими в больницах, собирал подаяние. 23 марта 1523 г. он отплыл в Италию и через пять дней прибыл в Геную, а оттуда пошёл в Рим. Получив благословение Папы Адриана IV, он пешком отправился в Венецию и рано утром 15 июня отплыл на корабле. 1 сентября корабль достиг Святой Земли, там паломников встретили францисканцы, которые затем на протяжении двух недель водили их по Иерусалиму, Вифлеему и Иордану. Игнатий обратился с просьбой к настоятелю францисканцев: «Отче, я хотел бы остаток моих дней провести в вашем монастыре». Настоятель согласился, но францисканский провинциал в просьбе отказал, и Игнатий вновь вернулся в Барселону.


1526—1528 гг. Годы учения. Проблемы с инквизицией. Барселона, Алькала, Саламанка

Он понял, что для апостольской деятельности необходимы знания. Поэтому в 33 года начал изучать в начальной школе, вместе с детьми, латинский язык. Жером Ардевол, преподаватель латыни, бесплатно давал ему дополнительные уроки, и через два года объявил своему ученику, что теперь тот знает достаточно, чтобы слушать лекции в университете. В мае 1526 г. Игнатий пешком отправился в Алькалу (там находился университет), расположенную в восьмидесяти милях от Барселоны.

В Алькале, как и в Барселоне, он, помимо занятий в университете, учил детей катехизису и наставлял всех, кто обращался к нему за помощью. В связи с этим на Игнатия поступил донос, он был арестован, и после 42 дней тюремного заключения был оглашён приговор, запрещающий ему наставлять и проповедовать под страхом отлучения от Церкви и вечного изгнания из королевства. После трёх лет запрет могли бы снять, если на это дадут разрешение судья или генеральный викарий. Архиепископ Толедский порекомендовал Игнатию не оставаться в Алькале и продолжить обучение в Саламанке. Однако и в Саламанке почти сразу после после прибытия Игнатия пригласили на собеседование в доминиканский монастырь и стали расспрашивать о Духовных Упражнениях, которые он давал в Алькале. Дело передали на рассмотрение церковного суда. Судьи не обнаружили в его учении никакой ереси, и ещё 22 дня спустя он был освобождён. После этого Игнатий принял решение покинуть Испанию и отправился в Париж.


1528—1534 гг. Годы учения. Париж

В 1528 г., когда Игнатий прибыл в Париж, ему было 35 лет. Решив вновь начать образование с нуля и возобновить основы латыни, он поступил в школу Монтегю и оставался там до октября 1529 г. Затем поступил в школу Святой Варвары для изучения философии. В 1532 г., после четырёх лет обучения, незадолго до Рождества он сдал экзамен и получил учёную степень. В феврале 1533 г. Игнатий сдал ещё один экзамен — по грамматике, а затем, предоставив свидетельства о том, что он прослушал курсы комментариев на Аристотеля, изучил арифметику, геометрию и астрономию, после ряда экзаменов и публичного диспута, состоявшегося в церкви Святого Юлиана Бедного, получил диплом магистра. Отныне он имел право «преподавать, участвовать в диспутах, определять и совершать все действия школьные и учительские… как в Париже, так и по всему свету». Оставалось пройти экзамен на доктора. Но перед этим экзаменом Игнатий ещё прослушал курсы богословия у доминиканцев. Докторское испытание состоялось в 1534 г., на Великий пост, Игнатию была присуждена степень и вручён головной убор доктора: чёрная круглая шапочка с квадратным верхом, украшенным кисточкой.
15 августа 1534 г. Обеты на Монмартре

В годы обучения в Париже Игнатий познакомился с Петром Лефевром, Франциском Ксаверием, Яковом Лайнезом, Салмероном, Бобадильей и Симоном Родригесом. Каждому из них он преподал Духовные Упражнения. Всех их объединяло желание создать группу, посвящённую служению Христу.

15 августа 1534 г., в день Успения Пресвятой Богородицы, на Монмартре, в церкви Святого Дионисия, они — все семеро — во время мессы, которую служил Петр Лефевр, принесли обеты нестяжания, целомудрия и миссионерства в Святой Земле. В случае невозможности выполнения последнего обета до 1 января 1538 г. было решено отправиться в Рим и предоставить себя в распоряжение Святому Престолу. Но сначала все должны были закончить обучение.


1535—1537 гг. Венеция. Рукоположение

В 1535 г. Игнатий тяжело заболел. Он был вынужден покинуть Париж и вернуться в Испанию. Почувствовав себя лучше, он пешком отправился в Венецию и пришёл туда в конце 1535 г. Здесь, в ожидании товарищей, он продолжил изучение теологии. Остальные прибыли из Парижа 18 января 1537 г. В это время года сообщения между Венецией и Палестиной не было, и в ожидании лучших дней все они решили работать в больницах. К тому моменту к обществу присоединились ещё пять человек. 24 июня 1537 г. Игнатий и его товарищи были рукоположены во священники.
1537—1541. Рим. Основание Общества Иисуса (ордена иезуитов)

Поскольку из-за начавшейся войны Венеции с Турцией отплыть в Палестину было невозможно, обет, данный на Монмартре, обязывал их отправиться в Рим. В 1537 г., после аудиенции, Папа Павел III поручил Лайнезу и Петру Лефевру преподавать богословские дисциплины в Римском университете. Народ охотно слушал новых проповедников, но кардиналы и аристократия подняли против них гонение. Игнатий добился личной встречи с Папой Павлом III, и после беседы, продолжавшейся час, Папа принял решение поддержать Игнатия и его товарищей.

На Рождество 1538 г. в церкви Святой Марии Великой в Риме Игнатий отслужил свою первую мессу.

В 1539 г. перед Игнатием и его товарищами встал вопрос: что дальше? Решено было официально образовать сообщество — новый . В том же году Игнатий представил Папе Павлу III Установления — проект будущего Устава, где в дополнение к трём стандартным обетам послушания, целомудрия и нестяжания был добавлен четвёртый: обет непосредственного послушания Святому Отцу. 27 сентября 1540 г. устав нового ордена — Общества Иисуса — был утверждён папской буллой «Regimini militantis ecclesiae».

На Великий пост 1541 г. Игнатий Лойола был избран первым генеральным настоятелем ордена (сокращённо — «генералом»).


1541—1556 гг. Рим

В эти годы Игнатий занимался координацией деятельности ордена, создавал «Конституции», диктовал «Автобиографию». Он умер 31 июля 1556 г. Погребён в Риме, в церкви Иль-Джезу (Иисуса Христа).


1622 г. Канонизация


«Духовные упражнения»

«Духовные упражнения» («Exercitia Spiritualia») святого Игнатия, одобренные Папой Павлом III 31 июля 1548 г., представляют собой сочетание испытания совести, размышления, созерцания, молитвы словесной и мысленной. Упражнения распределяются на четыре этапа — недели (название «неделя» — достаточно условное, в зависимости от успехов упражняющегося каждая неделя может быть сокращена или же увеличена). Первая неделя — очищающая (vita purgativa). В этот период человек вспоминает грехи, совершённые в истории мира и им самим, в его личной жизни, прилагая усилия к тому, чтобы «достичь первичного обращения»: выйти из состояния греха и обрести благодать. Вторая неделя — просвещающая (vita illuminativa), она посвящена молитвенным размышлениям о земной жизни Иисуса: от Его Рождества до конца Его общественного служения. Вторая неделя рассматривается как подготовка к решению, ответу на призыв следовать за Христом, к определённому жизненному выбору. Третья неделя — соединение со Христом в Его крестном страдании и смерти. Таким образом, упражняющийся умирает со Христом, чтобы с Ним вместе воскреснуть. Четвёртая неделя — Воскресение и Вознесение. Духовный плод всех недель заключается в высшем созерцании ради обретения любви (contemplatio ad amorem), которое даёт возможность всё возлюбить в Боге, а Бога — во всём.


Любимая молитва Игнатия Лойолы

Душа Христова, освяти меня.
Тело Христово, спаси меня.
Кровь Христова, напои меня.
Вода ребра Христова, омой меня,
Страсти Христовы, укрепите меня.
О благий Иисусе, услыши меня:
В язвах Твоих сокрой меня.
Не дай мне отлучиться от Тебя.
От лукавого защити меня.
В час смерти моей призови меня,
И повели мне прийти к Тебе,
Дабы со святыми Твоими
восхвалять Тебя
во веки веков.
Аминь.

Библиография
* Хуго Ранер SJ Игнатий Лойола и историческое становление его духовности. — Москва: Институт филосифии, теологии и истории.
* Св. Игнатий Лойола Духовные упражнения. Духовный дневник. — Москва: Институт филосифии, теологии и истории.
* Св. Игнатий Лойола Рассказ паломника о своей жизни, или Автобиография. — Москва: Колледж филосифии, теологии и истории св. Фомы Аквинского в Москве, 2002. (перевод А. Н. Коваля)
* Мишель Леруа Миф о иезуитах: От Беранже до Мишле — Москва: Языки Славянской Культуры, 2001.
* Генрих Бемер Иезуиты / Иезуиты. Бемер Г.; Инквизиция. Ли Г. Ч. — СПб.: ООО «Издательство ПОЛИГОН», 1999.
* Игнатий Лойола и Дон Кихот / Бицилли П. М. Место ренессанса в истории культуры. — СПб.: Мифрил, 1996. — XIV, 256 с.

Молодость Лойолы

Дон Иниго Лопеc де Рекальдо Лойола (Loyola) – основатель иезуитского ордена. Он родился в 1491 в замке Лойола в баскской провинции Гипускоа; происходил из очень древней испанской фамилии, пользовавшейся при дворе большими привилегиями. Игнатий (Иниго), был младшим из 13 детей; юношеские годы он провел при дворе короля Фердинанда Католического, сначала в качестве пажа, а позже рыцаря; здесь он проявлял и военную храбрость, и усердие к церкви, и любезность к дамам. Научное образование Лойолы было весьма ограничено. Выдающейся чертой его характера уже в юношеские годы было чрезмерное честолюбие: он всегда желал выделиться, быть первым. Даму своего сердца он выбирал из принцесс крови. Любимым чтением Лойолы был средневековый роман «Амадис Галльский». Праздная жизнь придворного кавалера ему быстро надоела, и стремление к подвигам и приключениям увлекло его в военную службу. Свое религиозное рвение Лойола проявил, между прочим, в составлении романса в честь святого Петра, своего патрона.

Обращение к религиозному служению

При защите Памплоны против французов в 1521 Лойола был тяжело ранен в обе ноги. Отправленный в отцовский замок, он подвергся мучительной операции; сначала ему вправили ногу, но так как эту операцию сделали в первый раз неудачно, то пришлось два раза ломать ногу и вновь ее вправлять, при чем отрезана была часть наросшего мяса. Все это Лойола перенес с героическим стоицизмом, но остался хромым, не способным ни к военным подвигам, ни к рыцарскому образу жизни. Во время леченья он принялся читать жития святых, страдания которых - в особенности Доминика и Франциска - получили в его глазах такую же цену, какую раньше имели подвиги рыцарей и героев. Жития направили его страстную и деятельную натуру к новой цели – служить святой церкви в качестве духовного рыцаря. Биографии святых подвижников увлекли его своим героизмом и самоотверженностью. Но это было не то религиозное настроение, которое несколько раньше сделало монахом Лютера. Немецкий реформатор, идя в монастырь, заботился прежде всего о своем личном спасении, а целью стремлений Лойолы было служение церкви. Со свойственным ему честолюбием Лойола теперь желал приобрести небесную славу земными страданиями; апостольское поприще рисовалось пред его глазами. Он решился сделаться духовным воином Христа, Богоматери и святого Петра, вожаком Христового воинства. Указанный переворот в жизни Лойолы произошел в том самом году (1522), когда в Германии началось реформационное движение, и для нового рыцаря католицизма борьба с ересью должна была впоследствии стать одною из главных задач.

В марте 1522 Лойола пошел на богомолье в Montserrat близ Барселоны, где хранился чудотворный образ Богородицы. На пути он строго соблюдал посты и бичевал себя. Дойдя до Montserrat, Лойола простоял целую ночь с оружием в руках перед новой дамой своего сердца и повесил перед образом Марии свой меч и кинжал. Отдав затем нищим всю свою одежду, он в рубище решил идти в Палестину, чтобы обращать неверных в христианство. Чума задержала отъезд Лойолы, и он поселился в небольшом городке Каталонии, Манрезе, в обители доминиканцев. Здесь он пережил кризис, напоминающий душевное настроение Лютера в августинском монастыре. Лойола питался хлебом и водою, по семи часов стоял на коленях, отгонял от себя сон и, по преданию, жил даже в какой‑то пещере. Чем больше он изнурял себя, тем более воспламенялась его фантазия. Перед ним отверзались небеса, он видел св. Троицу, Матерь Божию, Христа и святых. Ему казалось, что дьявол и демоны подсказывали ему зло, а Бог и ангелы указывали путь к спасению. Новая тяжелая болезнь утвердила в нем решение заменить отшельничество деятельностью на пользу церкви. Для восстановления сил он смягчил суровость своего аскетизма и стал даже усматривать в самоистязаниях тяжкий грех по отношению к Богу, давшему ему и дух, и тело.

В 1523 Лойола отправился в Италию, а оттуда пилигримом в Иерусалим. Это было временем развития турецкого могущества, угрожавшего всему христианству. Но Лойола не знал по‑турецки, не был знаком с учением Магомета, да и в христианском богословии оказался весьма слабым. Палестинские францисканцы отнеслись к нему с большим недоверием и постарались его выпроводить на родину. Лойола вернулся в Европу. Убедясь, что для достижения цели ему необходимы знания, он 33 лет от роду стал изучать философию и богословие в Алькале и Саламанке и в то же время учил детей крестьян и наставлял их в законе Божием. С подозрением следила за отличавшимся странным поведением Лойолой инквизиция. Дважды он был арестован, его даже едва не приговорили к сожжению.

Кружок единомышленников Лойолы

Преследования вынудили Лойолу покинуть Испанию: он поселился в Париже (1528), где среди университетской молодежи надеялся найти сторонников и при их содействии основать общество для обращения неверных в христианство. Знания Лойолы оказались недостаточными для поступления в Сорбонну; он должен был предварительно пройти классы грамматики и философии. В Париже Лойола тесно сдружился с двумя воспитанниками Сорбонны, будущими деятелями его ордена - Лефевром, савойцем, и Франциском Ксаверием из Пампелуны. Материальной помощью Лойола склонил на свою сторону и нескольких своих соотечественников – Лайнеса, Сальмерона, Бобадилью и Родригеса. Он увлёк их всех мыслью об основании ордена для обращения в лоно истинной церкви неверных и еретиков, ибо протестанты тогда уже заставляли сильно о себе говорить. 15 августа 1534 все члены Лойолова кружка собрались на Монмартре и здесь, в церкви св. Марии, дали обет целомудрия и бедности и поклялись идти в Палестину с миссионерскою целью, а если бы последнее оказалось невозможным, то отдать себя в безусловное распоряжение папы.

Между 1535 и 1537 Лойола побывал в Испании, где его щедро снабдили средствами благочестивые люди, уже тогда считавшие его святым. К маленькому обществу Лойолы скоро (1537) присоединились француз Жан Кодюр, женевец Ле Же и голландец Паскаль Бруэ, так что с самого начала стал намечаться интернациональный характер будущего ордена. В 1537 Лойола и его товарищи собрались в Венеции. По случаю бывшей в то время войны венецианцев с турками Лойола и его друзья задержались в Венеции, где народ начал смотреть на них, как на святых, а подозрительные власти наоборот – как на людей опасных. Здесь они совершали полные самоотвержения подвиги, посвятив себя уходу за больными, страдавшими самыми отвратительными болезнями. Своей экзальтацией Лойола и ранее уже обращал на себя внимание испанской инквизиции, так что в случившихся в Венеции с его компанией неприятностях не было ничего удивительного. По причине войны отплытие в Палестину сделалось невозможным, и Лойола усмотрел в этом препятствии усмотрел высшую волю, предназначавшую ему иное поприще деятельности. Еще ранее он и его друзья дали обет в случае неудачи миссионерства в Палестине отдаться в полное распоряжение папы. Теперь они привели этот обет в исполнение, придя к убеждению, что лучше всего могли бы служить церкви, борясь с протестантами. Их мысль об основании Иисусовой дружины (phalanx Jesu, позднее societas Jesu) тогда уже достаточно созрела

Утверждение иезуитского ордена папой

В июне 1537 Лойола и его товарищи были посвящены в священнический сан, в конце года они явились в Рим, и двое из них были назначены профессорами богословия в римском университете. Народ охотно слушал новых проповедников, но кардиналы и аристократия подняли против них гонение, скоро, однако, прекратившееся. Тогдашний папа, Павел III, долго колебался согласиться на их просьбу утвердить новый орден. Он находил странности в поведении Лойолы и не соглашался с некоторыми пунктами проектированного устава. Папу отговаривали от согласия и представители других орденов, ревниво относившихся друг к другу. Однако, будущие иезуиты, живя в Риме, своим аскетизмом, проповедничеством, делами благотворения из собираемой милостыни, успели уже настолько прославиться, что португальский король просил у Лойолы миссионеров для Индии, и в Португалию на этот зов отправились Ксавьер и Родригес. Лойола добился личного свидания с папой, продолжавшегося целый час и совершенно обеспечившего его положение. Представляя папе проект своего ордена, Лойола к трем обычным монашеским обетам - целомудрие, бедность, послушание - присоединил четвертый: постоянное служение Христу и папе. Осенью 1540 Павел III, увидевший в конце концов во всем этом перст Божий («digitus Dei hic est»), буллою «Regimini militantis» утвердил орден, первым пожизненным генералом которого вскоре был избран сам Лойола, еще ранее принявший сан священника.

Особенности иезуитского ордена

На новый орден посыпались вскоре всякие блага и привилегии. В 1540 число членов «Общества Иисуса» было определено шестьюдесятью, но в 1543 он получил право иметь неограниченное число членов. В сороковых же годах члены ордена Лойолы получили право повсеместной – на улицах и в церквах – проповеди и повсеместного исполнения церковных треб (исповеди и причащения), а также право отпущения грехов в некоторых таких случаях, которые были папскими (causae papales). Иезуты были освобождены от подчинения епископам, их генерал был объявлен подвластным непосредственно папе помимо всяких промежуточных инстанций. Уже при Павле III началось освобождение членов ордена от некоторых монашеских обетов и обязанностей, продолжавшееся и при его преемниках. В ордене иезуитов были разрешены духовные и светские коадъюторы, т. е. такие члены, которые, вступая в орден, не давали бесповоротного обета ему служить. Папа Юлий III сделал исключение из обязанности соблюдать обет нестяжания для тех членов, от которых польза церкви требовала жизни среди богатых людей, разрешил учреждениям ордена владеть недвижимою собственностью, сохраняя тем не менее привилегии нищенствующих орденов (1550), а потом освободил высших его сановников от обета безусловно повиноваться приказаниям, касавшимся миссионерства (1555). Наконец, уже после смерти Лойолы иезуиты, как они стали называться около этого времени, были освобождены от монастырской жизни, и общество перестало быть обычным монашеским орденом, получив характер небывалого еще в католической церкви учреждения – обширной международной духовно‑политической корпорации, со своеобразными устройством, дисциплиной, приемами деятельности, моральными и политическими учениями.

«Духовные упражнения» Лойолы

Лойола был до фанатизма предан католической церкви. Если, говорит он, римская церковь назовет белое черным, мы должны без колебания следовать ей. Выше всего Лойола ценил практическую мудрость; от новых членов ордена он требовал слепого и неограниченного повиновения. Организаторский талант его был поразителен. Лойола умер в 1556 и похоронен в Риме, в церкви Иисуса Христа. В 1622 он был канонизирован папою Григорием XV. Составленные им «Exercitia Spiritualia» («Духовные упраженения») представляют собою сочетание молитвы и самоиспытания, воображаемого беседования с Богом и святыми. В первую неделю упражнений следовало просить милостыню, во вторую - представить себе образ и жизнь Христа, в третью - историю страстей Христовых, в четвертую - воскресение Христово. За этим следовали три ступени очищения: первая ступень - размышление о прошлых грехах, вторая - созерцание Христа, третья - сближение с Богом. Дойдя до 3-й ступени, кающийся произносил молитву: все в Боге, все от Бога, все возвращается к Богу. Последнее слово Exercitia - безусловное подчинение римской церкви; их цель - обратить человека, поступающего в орден, в автомат, убить в нем всякую индивидуальность. Нравственность обращалась в механизм; люди подпадали под власть какого-то нравственного гипнотизма.

Литература о Лойоле

Филиппсон М. Религиозная контрреволюция в XVI веке. Брюссель, 1884

Готем Э. Игнатий Лойола и контрреформация. Галле, 1895

IGDA/G. Dagli Orti
СВ. ИГНАТИЙ ЛОЙОЛА

ЛОЙОЛА, СВ. ИГНАТИЙ (1491–1556), испанский церковный деятель, основатель Общества Иисуса (ордена иезуитов). Игнатий Лойола родился, вероятно, в 1491 в Лойоле близ Аспейи в Бискайе. С детства он мечтал о военной службе, однако 21 мая 1521, при осаде французами Памплоны, ему перебило ногу ядром, что положило конец его военной карьере. Чтение жизнеописаний Христа и святых побудило его отказаться от прежних жизненных целей и преисполнило пылким желанием послужить Богу. 25 марта 1522 Игнатий совершил паломничество к чудотворному образу Божьей Матери в Монтсеррате (близ Барселоны), на обратном пути он остановился в пещере в горах неподалеку от Манресы (в Каталонии), где предавался молитвам и покаянию. Преодолев множество превратностей судьбы, он в феврале 1528 прибыл в Париж для завершения духовного образования. Там он объединил вокруг себя шестерых товарищей, которые дали обеты бедности и целомудрия и вознамерились отправиться в Иерусалим или, если это окажется невозможным, отдать себя в распоряжение папы для служения Богу. Три года спустя папа Павел III дал разрешение рукоположить их в священники. В продолжение своих трудов они создали монашеский орден, что было одобрено Павлом III 27 сентября 1540. В следующем году Игнатий был избран генералом ордена и оставался им вплоть до своей кончины 31 июля 1556. Игнатий Лойола был канонизирован папой Григорием XV 12 марта 1622. День памяти святого 31 июля.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Другие биографические материалы:

Далее читайте:

Иезуиты - члены монашеского ордена Римско-католической Церкви, учрежденного в 1534 г. испанским дворянином Игнасио Лойолой

Ордена монашеские и ереси (католические)

Сочинения:

Духовные упражнения. – «Символ». Париж, 1992. № 26.

Литература:

Антонио Сикари. Портреты святых, т. 3. Милан–М., 1998.

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995

Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. М., 1995

Рожков В. Очерки по истории Римско-Католической Церкви. М., 1998


Основатель и первый генерал ордена иезуитов, испанский дворянин Игнатий Лойола происходил из некогда знатной семьи баскских графов, потомки которых, обедневшие и утратившие титул, к середине XV в. владели только двумя небольшими замками в Пиренейских горах. В одном из них в 1491 г. и родился Игнасио Лопес, известный потом как св. Игнатий Лойола. Он был тринадцатым ребенком в семье, весьма стесненной в средствах, и потому при первой возможности родители отправили сына на воспитание в дом к его крестному отцу - отставному королевскому казначею Хуану Веласко Детство Игнасио прошло в провинциальном городке Аревало. Тут он выучился читать и писать по-кастильски. Благодаря сохранившимся связям при дворе, Веласко устроил мальчика пажом в свиту арагонского короля Фердинанда II. Праздная жизнь среди спесивых вельмож и чтение рыцарских романов сформировали юного пажа по общей мерке: это был молодой человек высокого роста, стройный, ловкий, находчивый, большой поклонник женщин, вина и воинских подвигов. Избрав для себя карьеру военного, Лопес очень скоро сыскал на полях сражений славу блестящего офицера. Обладая исключительной энергией и отвагой, он несомненно имел все шансы со временем сделаться известным военачальником. Однако судьба распорядилась иначе. В 1520 г. во время обороны важной наваррской крепости Пампелуне, комендантом которой он был, Лопес получил тяжелое ранение в обе ноги. Весь следующий год он провел прикованный к постели в своем родном замке Лойола. Кости срастались плохо и неправильно. Лопес перенес мучительную операцию и долго лежал в растяжке. В конце концов возможность ходить вернулась к нему, но на всю жизнь осталась сильная хромота. Воинские подвиги для него закончились.

Лопес мужественно перенес этот удар. Во время долгой болезни он много читал. Его внимание прежде всего привлекли жития святых, а в особенности история жизни двух основателей нищенствующих орденов: Св. Доминика и Св. Франциска Ассизского.

Тогда, видимо, и пришла молодому дворянину мысль всецело посвятить себя служению Христу. В марте 1522 г. Лопес тайно покинул родительский замок и отправился в Манрес, где находился монастырь бенедиктинцев. Поселившись при монастырской больнице, он проводил дни в молитве и сборе подаяния, терпеливо снося насмешки детей и взрослых. Под рубищем на нем были навешаны камни и вериги. Спал Лопес на голой земле и строго постился.

Вскоре все эти подвиги казались ему уже недостаточными. На скалистом берегу реки он разыскал неприступную пещеру и поселился в ней. Здесь среди постов и молитв он написал первый, еще не совершенный вариант своих «Духовных упражнений».

В начале 1523 г. Лопес объявил монахам о своем намерении отправиться в Иерусалим и проповедовать там Слово Божие мусульманам-сарацинам. С большим трудом, перенеся множество лишений и опасностей, он в сентябре того же года добрался до Палестины и посетил все места, освященные земной жизнью Спасителя. Что касается главной цели паломничества - обращения мусульман, то от нее пришлось отказаться из-за совершенно незнания языков, мусульманского вероучения и еще многих других вещей, необходимых для этого непростого дела. Лопес двинулся в обратный путь и в январе 1524 г. добрался до Венеции. Распущенность нравов этого веселого города повергла его в ужас. Лопес решил обратить на путь истинный хотя бы местных горожан и выступил с несколькими проповедями. Увы, никто не воспринял его слова всерьез. Местные священники к тому же без труда доказали ему, что он круглый невежда в богословии.

Сознавая справедливость их упреков, Лопес решил заняться своим образованием. Он переехал в Барселону и в возрасте 33 лет поступил в тамошнюю школу. Два следующих года он вместе с детьми местных горожан упорно занимался изучением латыни. Достаточно преуспев в этом нелегком деле, он некоторое время обучался на курсах при университете Алкала де Генарес, а в 1528 г. отправился продолжать образование в Париж, в коллегии Монтегю. В число студентов он записался под фамилией Лойолы, образовав ее от названия своего родового замка. Через полтора года он перешел на философские курсы в коллегию Св. Варвары. В 1532 г. он закончил их с ученой степенью магистра искусств и поступил на богословские курсы в доминиканский монастырь на улице Св. Иакова.

Занимаясь богословием у доминиканцев, Лойола приступил к созданию духовного братства, мысль о котором родилась у него, видимо, еще во время паломничества в Палестину. Вскоре к нему присоединились шестеро молодых людей, очень религиозных и фанатично преданных католической религии. Много повидавший и испытавший на своем веку Лойола пользовался среди них непререкаемым авторитетом, и они были готовы следовать за ним туда, куда он укажет. 15 августа 1534 г., в одном из подземелий Монмартра, где, по преданию, был замучен епископ парижский св. Дионисий, все семеро дали торжественный обет целомудрия и вечной бедности. По окончании учения все они обещали ехать в Палестину или отдаться в полное распоряжение Римского Папы. Фактически в этот день родился орден иезуитов.

В январе 1537 г. Лойола вместе со своими учениками, число которых к этому времени выросло до девяти человек, приехал в Венецию, откуда они собирались плыть в Палестину. Время, когда они предприняли путешествие, отличалось особенной напряженностью. Заразительный пример Лютера вызвал появление сотни религиозных реформаторов, благодаря которым престол римского первосвященника заколебался в самом своем основании. От папы отпали Англия, Швейцария, Франкония, Гессен, Бранденбург, Дания, Швеция и Норвегия. Идеи протестантизма нашли отклик в Пьемонте, Савойе, Франции, Шотландии и Польше. Гугеноты обосновались в Наварре. В самой Италии феррарская герцогиня Рене, кузина Маргариты Наваррской, училась богословию у Кальвина. В ожидании отъезда в Палестину члены братства решили получить благословение Рима.

Ближайшие сподвижники Лайолы Лефевр и Ксавье добились аудиенции у папы Павла III. Тот благосклонно принял их, благословил на миссионерский труд и разрешил принять сан у любого епископа. 24 июня 1537 г. в Венеции состоялось торжественное рукоположение в священники самого Лойолы и его единомышленников.

Тринадцать священников, связанных между собою клятвой, были готовы ехать в землю Обетованную, но в это время вспыхнула война с турецким султаном. Поездка откладывалась на неопределенное время, и Лойола предложил членам братства рассеяться по Италии, вербуя сторонников, а потом собраться в Риме и отдаться в распоряжение папы, как они и договаривались в монмартрских катакомбах. В скором времени ученики Лойолы появились в Виченцо, Тревизо, Бассано, Падуе, Вероне и других городах, проповедуя против ересей, распущенности духовенства и вербуя новых членов в свой кружок. Сам Лойола выбрал местом проживания Альбанетту, расположенную под стенами аббатства Монте-Кассино в области Терра ди Лаворо Неаполитанского королевства. С этого времени он начинает из простого члена братства и учителя превращаться в полновластного владыку и поступать как подобает генералу будущего всемирного ордена. Оставаясь по-прежнему в обращении с людьми тихим, мягким и ласковым, при надобности Лойола обнаруживает непреклонную стойкость и пламенное красноречие, называя своих сторонников «боевой дружиной», а религиозный кружок - «Братством Иисуса».

Осенью 1538 г. Лойола отправился в Рим, получил аудиенцию папы и предоставил себя самого и своих сторонников в полное распоряжение папского престола. Павел III был польщен покорностью людей, уже снискавших себе некоторую известность.

Лойола выразил желание создать духовный орден, члены которого имели бы своей задачей обходить весь свет, поражать дурных людей словесным мечом, исправлять возникающее зло, разрушать дьявольские наваждения и всеми силами стараться возвратить католической церкви ее блеск и величие. Хотя папа был противником создания новых орденов, эта идея ему понравилась. В пост 1539 г. в Риме начались заседания будущего Духовного братства. На первом же из них Лойола сказал: «Небо закрыло нам путь в землю Обетованную с той целью, чтобы отдать нам весь мир.

Немного нас теперь для такого дела, но мы умножаемся и начинаем формировать батальон. Однако никогда отдельные члены не окрепнут в достаточной степени, если между ними не будет общей связи; поэтому нам необходимо создать устав для семьи, собранной здесь во имя Бога, и дать не только жизнь новоучреждаемому обществу, но и вечность. Помолимся же вместе, а также и каждый отдельно, чтобы воля Господня исполнилась». Когда возник вопрос о названии ордена, Лойола предложил: «Если вы мне доверяете, то мы назовем наше общество «Товариществом Иисуса».

Зимой 1539 г. Лойола составил проект устава и передал его папе. Помимо трех обычных монашеских обетов, здесь был четвертый: «Посвятить свою жизнь постоянному служению Христу и папе, исполнять военную службу под знаменем креста, служить только Иисусу и римскому первосвященнику как его земному наместнику; только настоящий папа и его преемники будут повелевать орденом…»

Павел III сразу понял, что в лице общества, основанного Лойолой, он приобретает надежного союзника в борьбе с ересями. В качестве испытания он послал некоторых его членов с поручениями в города Италии. 27 сентября 1540 г. он подписал буллу, которой учреждалось «Товарищество Иисуса», или «орден иезуитов». Наступило время избрания генерала. Понятно, что на этот пост рассматривалась только одна кандидатура - Игнатия Лойолы. Он дважды отказывался от предложенной ему чести, но в конце концов, видя в единодушии членов братства неисповедимую волю Божию, дал свое согласие. На страстной неделе, 17 апреля 1541 года, этот выбор был утвержден Павлом III.

Приняв сан генерала, Лойола избрал местом своего постоянного пребывания Рим.

Управляя многосторонней деятельностью своих последователей, он продолжал работать в созданной им небольшой школе, куда даже богатые родители охотно помещали своих детей - так велика была его известность как педагога. Кроме того, Лойола регулярно посещал еврейские кварталы, проповедуя христианство, а также рыночные площади, дома терпимости и притоны, где наставлял падших женщин. В городе были созданы два приюта, для раскаявшихся грешниц и для бедных девушек из благородных семей. Но главным делом Лойолы оставалась разработка организационной структуры ордена. Папа разрешил создание общества, основываясь только на проекте его устава. Со второй половины 1541 г. и до самой своей смерти, которая последовала 31 июля 1556 г., Лойола продолжал работать над этим документом.

Анализируя печальное положение католической церкви, поколебленной отпадением нескольких миллионов верующих, Лойола точно определил, где находится корень происшедшего зла. Средство, намеченное им для исправления такого положения, было непростым, но совершенно правильным: перевоспитание современного общества должно начаться с подрастающего поколения, чтобы еще в детстве прививать людям неприятие реформаторских идей. А для этого дело образования во всем католическом мире должно сосредоточиться в одних руках, причем в руках надежных, то есть ордена иезуитов. Иезуиты брали на себя и другие задачи, которые обычно принимали духовные ордена - благотворительность, миссионерство, разъяснение богословских истин и т. п., но все это были цели второстепенные. Главной же задачей ордена Лойола поставил воспитание молодежи.

Внутреннее устройство «Общества Иисуса», как оно сложилось уже после смерти Лойолы, было по-военному четким. Орден разделялся на шесть классов. Первый класс, самый низший, составляли новиции, то есть молодые люди, готовившиеся в специальных заведениях к поступлению в орден. Каждый, изъявивший желание стать иезуитом, должен был, согласно требованиям устава, порвать все личные связи с миром, отречься от своей личной воли, личных убеждений, наклонностей и отдать себя всецело в распоряжение ордена «так, словно он был трупом». Второй класс составляли схоластики. В него вступали те новиции, которые выдерживали испытание. Они давали первые три обета - нищеты, целомудрия, послушания - и служили в качестве помощников учителей и миссионеров. По мере того как схоластики заявляли свои способности к тому или другому роду деятельности, они переходили в разряд духовных коадъюторов - третьего класса ордена, и назначались на должности учителей, профессоров, духовников и т. п.

Четвертый класс составляли профессы, которые давали четвертый обет - безусловного повиновения папе. В этот класс назначались из духовных коадъюторов, только отличавшихся выдающимися способностями, знаниями, верностью и опытностью.

Профессам поручались важнейшие должности по ордену, а также разнообразные миссии и посольства. Во главе ордена стоял генерал, избираемый пожизненно профессами из своей среды. Он пользовался неограниченной властью в управлении орденом, и все члены ордена должны были ему безусловно повиноваться. Сам генерал кроме папы ни от кого не был зависим.

С появлением иезуитов борьба римской церкви с протестантством пошла значительно успешнее. Весь мир был разделен на провинции, которых при Лойоле насчитывалось двенадцать. Во главе каждой находился провинциал. Он курировал все дела ордена на подведомственной ему территории. Под его же управлением находилась сеть местных иезуитских коллегий - учебных заведений, равноправных, в силу папского разрешения, католическим университетам. Благодаря своей крепкой организации, уму и ловкости, а также привилегиям, иезуиты распространились с необыкновенной быстротой почти по всей Европе и проникли даже в другие части света. Везде, где только ни появлялись, они первым делом устраивали больницы, приюты, школы, коллегии, занимались проповедничеством, делались духовниками. Посредством больниц и приютов они приобретали расположение низших классов Учреждением школ и коллегий они забирали в свои руки образование и воспитывали подрастающее поколение в строгом католическом духе. Но особенно важным они считали забрать в свои руки высшие классы.

Одной из первых под влияние иезуитов попала Португалия. Когда тамошний король Жуан III обратился к папе с просьбой прислать иезуитов для исправления веры и нравов, Лойола отправил к нему Родригеса - одного из самых ловких своих помощников. Завоевав доверие слабохарактерного короля, тот вскоре стал заправлять всеми церковными делами и основал в Коимбре первую в Европе иезуитскую коллегию. Вскоре иезуиты проникли в португальскую колонию Бразилию, ставшую их новой «провинцией». По настоянию Родригеса принцесса Мария была выдана замуж за испанского принца Филиппа. С ней вместе в Испанию приехали иезуиты. Пользуясь покровительством испанского короля Карла V, они проникли в подчиненные ему Нидерланды, а оттуда - во Францию. И повсюду, главным образом рядом со старыми университетами, основывались иезуитские коллегии. Последователи Лойолы разворачивали свою деятельность даже в протестантских странах Главным очагом Реформации была тогда Германия. Успехи иезуитов здесь первоначально были минимальными. Их коллегии в Вене, Инсбруке, Праге, Мюнхене и Ингольштадте встречали много трудностей, но со вступлением на престол нового императора Фердинанда I дела ордена получили мощную поддержку. Из Германии иезуиты проникли дальше на восток Европы - в Чехию, Венгрию, Польшу и Литву.

Детство Игнатия Лойолы

Игнатий Лойола родился 23 октября 1491 года. Его настоящее имя Игнасио. Он появился на свет в замке Лойола в баскской провинции Гипускоа. Его родители принадлежали к древнему баскскому роду. Некоторые исследователи говорят, что в семье родителей было 14 детей, а Игнатий Лойола был самым младшим из них (восьмым сыном).

К сожалению, родители Игнатия Лойолы умерли, когда ему было 14 лет, поэтому, оставшись круглым сиротой, ему пришлось рано начать заботиться о себе. Старший брат помог ему переехать в Аревалло к Иоанну Веласкесу (казначею Кастильского двора), где Игнатий Лойола стал служить пажем. Та же он прошел некоторое обучение, научившись писать и читать, играть на мандолине, ездить верхом и фехтовать.

Надо отметить, что некоторые исследователями говорят, что родители Игнатия Лойолы не умирали. Путаница с ранней биографией этого великого человека связана с тем, что в дальнейшем последователи Ордена иезуитов, желая придать значимости биографии их основателя, многие вещи либо слишком приукрасили, ибо приврали, желая максимально приблизить события жизни Игнатия Лойолы к судьбе Иисуса. Так, например, они утверждают, что мать Игнатия Лойолы родила его в хлеву, как некогда это сделала Мария – мать Христа.

Карьера военного Игнатия Лойолы

Достигнув совершеннолетия, Игнатий Лойола поступил на военную службу.

Говорят в том возрасте он был весьма хорош собой – славился не только как красивый и остроумный молодой человек, но и как любимчик дам и отчаянный дуэлянт. Но был ли Игнатий Лойола таким на самом деле, или это очередной «биографический миф», неизвестно. Но зато мы точно знаем, что вступив на путь военного, Игнатию Лойоле пришлось побывать в настоящем сражении, а именно, Игнатий Лойола в 1521 году участвовал в обороне Памплоны, которую осаждали французские и наваррские войска. Во время этой военной операции Игнатий Лойола был ранен осколком снаряда, причем достаточно сильно – одна нога была изувечена, а вторая сломана. В результате он был госпитализирован, а потом отправлен в отцовский замок – в Лойолу.

Путь в замок оказался тяжелым для человека с такими ранениями, поэтому врачам пришлось сделать сложную операцию, чтобы помочь Игнатию Лойоле выжить.

Чудо, изменившее жизнь Игнатия Лойолы

К сожалению, после операции Игнатию Лойоле лучше не стало, напротив, состояние его ухудшалось с каждым днем, причем настолько, что в какой-то момент врачи посоветовали ему исповедоваться и готовиться к смерти.

Игнатий Лойола с горечью в сердце принял эту новость, но все же в канун дня Св. Петра, считавшегося покровителем рода Лойола, его причастили и соборовали.

И каково же было изумление Игнатия Лойолы, когда в ту же ночь ему стало значительно лучше, настолько, что о скорой смерти и речи быть уже не могло. Врачи сочли это чудом.

Но, к сожалению, кость на одной из ног срослась неправильно, поэтому врачи настояли на второй, еще более сложной и тяжелой операции. Игнатий Лойола согласился.

В период выздоровления, чтобы отвлечься от тревожных мыслей и болей, он захотел почитать развлекательные рыцарские романы, но в замке таких не оказалось, из всей семейной библиотеки сохранилась лишь две книги - «Жизнь Иисуса Христа» и «Жития святых».

Эти две книги в купе с его чудесным выздоровление оказали на Игнатия Лойолу глубокое впечатления. Впоследствии он сам писал: «героизм этот отличен от моего, и он выше моего. Неужели я не способен на него?»

С того момента жизнь Игнатия Лойолы изменилась кардинальным образом.

Как Игнатий Лойола начал новый путь

В 1522 году Игнатий Лойола отправляется в Монсеррат (горное бенедиктинское аббатство близ Барселоны), где хранится чудотворная статуя Богородицы.

К этому паломничеству Игнатий Лойола отнесся со всей серьезностью, сделав его частью своего духовного испытания пути. Он сбрасывает с себя дорогие одежды и покупает рубище кающегося, посох, флягу и полотняные туфли на веревочной подошве, а также дает обет целомудрия.

Достигнув 21 марта 1522 года Монсеррат, Игнатий Лойола в течение трех дней готовится к полной исповеди.

24 марта, пройдя исповедь, Игнатий Лойола начал «Ночную Стражу» - специальный духовный обряд, который необходимо пройти, чтобы получить посвящение в рыцари. Он состоит из омовения, исповеди, причастия, благословения и вручения меча.

Во время ночной стражи, Игнатий Лойола всю ночь стоял перед образом Пресвятой Девы, лишь иногда опускаясь на колени для молитвенного поклона, но так ни разу и ни присел.

На рассвете Игнатий Лойола стал рыцарем Царицы Небесной.

Уединение и молитвы Игнатия Лойолы

Преисполненный духовной благодатью после «Ночной Стражи» и посвящения в рыцари, Игнатий Лойола недалеко от городка Манреса нашел уединенный грот на берегу реки Карденер, чтобы побыть там несколько дней, полностью посвятив себя божественному служению

За это время Игнатий Лойола питался только подаяниями, соблюдал строгий пост и каждое утро и вечер ходил молиться в собор.

Как Игнатий Лойола преодолел духовный кризис

Ведя напряженную духовную жизнь в тяжелых условиях пещерного грота, Игнатий Лойола не выдержал и заболел. К счастью, на лечение его приютили монахи доминиканского монастыря.

Восстанавливая силы, Игнатий Лойола пережил серьезный духовный кризис. Ему казалось, что совсем недавно, пройдя исповедь и посвящение в рыцари, он полностью искоренил в себе все темное, все грехи, надеясь, что больше никогда о них не вспомнит. Но, мысли о них возвращались, от этого он сам себе казался ничтожным. Игнатий Лойола с каждым днем все больше и больше разочаровывался в себе, причем настолько, что стал подумывать о самоубийстве, считая, что такой ничтожный человек просто не должен существовать.

Игнатий Лойола пробовал снова исповедоваться, но это не помогло, мало того, он даже решил, что подобные действия сами по себе несут зло. Впоследствии Игнатий Лойола писал: «Я понял, что в таком исповедании заключено действие злого духа».

Игнатий Лойола осознал, что постоянно вспоминая Тьму, к Свету не придешь.

Игнатий Лойола и духовное прозрение

Отказавшись от бесполезных исповедей в прошлых грехах, Игнатий Лойола задал себе вопрос – а откуда приходят все темные сомнения и искушения?

Размышляя над этим вопросом, Игнатий Лойола прогуливался по берегу реки Карденер, вдруг получил духовное прозрение, о котором сам рассказывал следующее: «Глаза моего разумения начали открываться. Это не было видение, но мне было дано разумение многих вещей, как духовных, так и касающихся веры, а равно и человеческих наук, и с такой большой ясностью… Достаточно сказать, что я получил великий свет разумения, так что, если сложить всю помощь, на протяжении всей жизни полученную мною от Бога, и все приобретенные мною знания, то мне кажется, что это было бы меньше, чем то, что я получил в этом единственном случае. Мне показалось, что я стал иным человеком… Все это продолжалось самое большее три минуты».

Игнатий Лойола и паломничество в Иерусалим

После того, как Игнатий Лойола испытал духовное прозрение, он еще больше укрепился в мысли совершить паломничество в Иерусалим, о котором когда-то мечтал. Но теперь от грез он перешел к делу.

Как всегда, Игнатий Лойола подошел к этому вопросу серьезно и сначала отправился в Рим, чтобы получить благословение Папы Адриана VI. И уже после этого двинулся к цели своего путешествия.

1 сентября 1523 года корабль, на борту которого был Игнатий Лойола, достиг Святой Земли. Там паломника встретили монахи-францисканцы. В их сопровождении Игнатий Лойола в течение двух недель бродил по Иерусалиму.

Легендарные места и сами францисканцы так понравились Игнатию Лойоле, что он попросился остаться в их монастыре до конца своих дней. Но в этой просьбе ему было отказано, поэтому Игнатий Лойола вернулся назад в Барселону.

Как Игнатий Лойола начал жизнь с нуля

Последние события жизни Игнатия Лойолы закалили его веру и окончательно убедили его продолжить апостольский путь. Но он понимал, что одного духовного рвения мало, нужны еще и знания. Поэтому в свои 33 года Игнатий Лойола фактически начинает свою жизнь с нуля – он идет в начальную школу, чтобы вместе с детьми, изучать латинский язык. Это был своего рода подвиг, ибо учиться на одной скамье с теми, кто уже сам мог быть твоим ребенком, было испытанием для гордыни. Но Игнатий Лойола с честью прошел этот путь. Через два года, преподаватели латыни сказал ему, что тот настолько продвинулся в изучении латинского языка, что теперь свободно может слушать лекции в университете.

Игнатия Лойолы и Инквизиция

В мае 1526 года Игнатий Лойола начинает обучение в университете. Но, кроме собственно учебы, он также бесплатно обучал всех желающих катехизису, даже детей. Но это почему-то очень не понравилось Церкви и на Игнатия Лойолу поступит донос в Инквизицию. В результате ни в чем не повинный человек был арестован.

В тюрьме Игнатий Лойола провел 42 дня, только по истечению которых ему был оглашен приговор, полностью запрещающий ему наставлять и проповедовать под страхом отлучения от Церкви и вечного изгнания из королевства.

После этого Игнатий Лойола решил покинуть Испанию и уехать в Париж.

Игнатий Лойола в Париже

В 1528 году в возрасте 35 лет Игнатий Лойола прибывает в Париж, где возобновляет свои занятия латынью, сначала в школе Монтегю, а затем в школе Святой Варвары, где уже приступил к изучению философии.

Четыре года Игнатий Лойола упорно изучал различные науки и предметы и вот в 1532 году, в канун Рождества он, наконец-то, сдал экзамен и получил ученую степень. А затем, в феврале следующего года сдал еще несколько экзаменов и после публичного диспута, состоявшегося в церкви Святого Юлиана Бедного, ему выдали диплом магистра.

Но на этом Игнатий Лойола не остановился, а прослушал еще дополнительные курсы по богословию у доминиканцев, что позволило ему в 1534 году получить степень доктора.

Первые ученики и соратники Игнатия Лойолы

Уже во время обучения в Париже, Игнатий Лойола полностью оформил свою систему Духовных Упражнений, которые преподавал своим ближайшим друзьям, с которыми его объединяло мечта создать группу, посвященную служению Христу. И вот 15 августа 1534 года семеро верных друзей Игнатия Лойолы дали обеты целомудрия и не стяжательства в церкви Святого Дионисия.

В каком-то смысле можно сказать, что для Игнатия Лойолы это стало прообразом его будущего Ордена иезуитов, особенно если учесть, что 24 июня 1537 года Игнатий Лойола, его верные товарищи и еще пять примкнувших к ним человек были рукоположены в священники.

С этого момента Игнатий Лойола и его соратники начали проповедовать и быстро снискали славу среди простых людей, за что их невзлюбили кардиналы и аристократия. Дело дошло до того, что Игнатию Лойоле пришлось добиться личной аудиенции с Папой Павлом III, чтобы попросить его о помощи. Выслушав Игнатия Лойолу, тот принял его сторону и ситуация с гонениями стала сходить на нет.

Еще один мистический опыт Игнатия Лойолы

Зимой 1538 года Игнатий Лойола пережил еще одни глубокий мистический опыт. Однажды он услышал голос Господа, обратившегося к нему со словами «Я окажу тебе покровительство в Риме», а затем ему было видение, что Бог поставил его рядом со своим Сыном.

Естественно, все это произвело на Игнатия Лойолу неизгладимое впечатление, придав силы и мужество для дальнейшей духовной деятельности.

Игнатия Лойолы и Орден Иезуитов

Когда духовная деятельность Игнатия Лойолы достигла широко масштаба, он со своими соратниками задумался о перспективах. Они решили создать новый монашеский орден.

Игнатий Лойола представил Папе Павлу III проект будущего Устава, который был одобрен и в результате 27 сентября 1540 года папской буллой «Regimini militantis ecclesiae» был утвержден устав Общества Иисуса (Орден Иезуитов). А на Великий пост 1541 года Игнатий Лойола был избран первым генеральным настоятелем ордена.

Игнатий Лойола и его «Духовные упражнения»

Важнейшим мистическим и духовным наследием Игнатия Лойолы являются его «Духовные упражнения», оказавшие невероятно глубокое и широко влияние на многих мистиков и оккультистов.

«Духовные упражнения» Игнатия Лойолы представляют собой сочетание различных визуализаций, наблюдений за собой, размышлений, созерцания, словесной и мысленной молитвы.

Весь свод «Духовных упражнений» разделен на этапы, называемые «недели». Термин этот достаточно условен, так как на первое место Игнатий Лойола ставил не временные рамки, а уровень достижения успеха в том или иной упражнении.

В «Духовных упражнениях» Игнатий Лойола выделяя четыре недели:

Первая неделя (vita purgativa) - очищающая. На этом этапе ученик раскаивается в своих грехах и прилагает все усилия, чтобы выйти из их плена.

Вторая неделя (vita illuminativa) - просвещающая. На этой ступени ученик посвящает себя молитве и размышлениям о земной жизни Иисуса.

Третья неделя - соединение со Христом в Его крестном страдании и смерти. С помощью глубоких медитаций и визуализаций, ученик «проживает» страдания Иисуса Христа.

Четвертая неделя (contemplatio ad amorem) - Воскресение и Вознесение. Ученик учиться видеть во всем Божественно Проявление.

Смерть Игнатия Лойолы

Игнатий Лойола покинул этот мир 31 июля 1556 в возрасте 64 лет. Он был погребен в Риме, в церкви Иль-Джезу (Иисуса Христа)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!