Краткий пересказ главы тосна радищев.

Яркое и занимательное произведение А. Радищева рассказывает о несправедливом отношении к основному классу Российской империи – классу крестьян. Будучи убежденным патриотом своей страны, А. Радищев до глубины души потрясен тем, как живут крестьяне, слой населения, который кормит всю страну и за счет труда которых живут все остальные классы. А. Радищев убежден, что нежелание открыть глаза и понять все несправедливость классового устройства страны является корнем всех бед и несчастий.

Произведение учит тому, что иногда привычный уклад жизни, который кажется правильным и справедливым лишь потому, что это длится долгие годы, может быть чудовищно несправедливым, и не задумываться об этом – значит, молчаливо соглашаться с несправедливостью.

Читать краткое содержание Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

Классическое произведение написано в форме путевых заметок. Автор, повествуя и рассуждая о том, что видит и что чувствует путешественник во время поездки, выражает свои тревоги за судьбы страны, негодование по поводу чудовищного безразличия, небрежности, а порой даже и жестокости к крепостным людям. Все это допускается, со всем этим молчаливо соглашаются, а в некоторых случаях оправдывают и даже одобряют.

В произведении автор рассказывает об оборотной стороне жизни российского общества, об общепринятых ценностях, о царящих в нем нравах. Необходимо помнить о том, что многие проблемы, о которых повествует А. Радищев, актуальны и по сей день.

Главным героем книги выступает человек среднего возраста, дворянин, человек совсем не бедный. Он едет в Москву в своем экипаже. То, что он видит по пути, заставляет его глубоко задуматься о жизни и рассказывается им от первого лица.

Глава 1. София

В данной части рассказывается о том, как работают смотрители на станциях, где путешественники меняют лошадей. Служащий, не желая беспокоить себя ночью, утверждает, что все лошади заняты.

Главный герой, убедившись в том, что конюшня полна лошадьми, идет к ямщикам, которые за небольшое подношение благосклонно соглашаются поработать и предоставляют ему экипаж и лошадей, и путешественник уезжает, испытывая неоднозначные и смешанные чувствах.

Глава 2. Тосна

В этой части представлено повествование о различных дворянских родах. Автор выражает мысль о том, как глупо и нелепо кичиться своей породой, которая досталась не в награду за какие-либо заслуги или подвиги, а просто так, по праву рождения от предков.

Глава 3. Любани

В данной части путешественник общается с мужиком. Устав и замучившись от дороги и ухабов, герой решает идти пешком. Он встречается с мужиком в поле. Мужик перепахивает поле на солнцепеке. Описываемый день является воскресеньем, днем, в который грех работать.

Мужик вынужден работать, несмотря на то, что и сам считает это грехом, чтобы кормить детей, ведь все остальное время он работает на своего хозяина, которому и дела нет до тягот жизни своих крепостных.

Услышав такое, главный герой испытывает жгучий стыд не только за всех дворян, но и за себя самого. Глубоко задумавшись над своим поведением, он признает, что порой бывает тоже несправедлив.

Глава 4. Чудово

В этой части рассказывается о том, как путешественник встречает своего друга, а тот повествует о том, как перенес очень неприятный морской вояж. Корабль чуть не затонул. На берегу никто не мог ничего сделать, потому что начальник спал, и все служащие боялись его разбудить.

Наконец, рулевой судна все же смог найти тех, кто захотел им помочь. Когда путешественники попали на берег и потребовали начальника к ответу, тот нагло сказал, что он не обязан был ничего делать.

Глава 5. Спасская Полесь

Автор спит на перевалочном пункте. Рядом оказываются присяжный заседатель со своей женой. Заседатель ей рассказывает о том, как наместник, чье любимое блюдо – устрицы, отправляет своих служащих за устрицами под предлогом служебных поездок.

Утром супруги просят главного героя взять их в свой экипаж и рассказывают, как чиновник утратил все, что имел в жизни, благодаря халатности чиновников. Будучи порядочным человеком, он был вынужден бросить дом и бежать от преследований полиции.

Путешественника укачивает в дороге, он спит, ему снится, что он стал могущественным человеком. Во сне ему кажется, что в его стране все устроено как надо. Но вдруг к нему приходит целительница по имени Истина и дает ему возможность осознать плоды своего правления.

Он вдруг понимает то, что его придворные вводили его в заблуждение о том, что в стране все в полном беспорядке. Главный герой просыпается в страхе.

Глава 6. Подберезье

В данной части главный персонаж говорит с человеком, который недавно выпустился из семинарии. Он разочарован образованием. полученным в духовной семинарии и хочет обрести истинные, а не ложные знания в Петербурге.

Молодой семинарист рассказывает о том, что в семинариях все уроки ведутся на латыни, никто ничего не понимает, и те знания, которые там дают, бестолковы и бесполезны.

Молодой человек забыл свои бумаги. Там говорится о мартинизме и масонстве. Путешественник понимает, что семинарист так и не получил никаких знаний о духовности и увлекся мистикой. Сам же главный герой отвергает странные мнения масонов.

Глава 7. Новгород

В данной главе А. Радищев дает экскурс в историю. Когда-то княжество Новгорода было очень знаменитым и влиятельным. Все стремились к справедливости.

Но после того как Иван Грозный подчинил себе Новгород, все пришло в упадок. Путешественник думает о том, мог ли Иван Грозный так поступать с точки зрения морали, задавая себе вопрос, можно ли все решать с позиции силы.

Опираясь на исторические документы, А. Радищев устами своего главного героя повествует о демократических принципах правления в этом городе, и в принципе о нравах и порядках в нем.

Согласно работам литературоведов, А. Радищев не совсем верно представлял себе историческую картину города, а значит, несколько идеализировал ее. В реальности, разумеется, в Новгороде в тот период правили сильные мира сего, те, в чьих руках сосредоточилась власть. По словам исследователей, демократия как таковая отсутствовала в этом городе.

В данном разделе обрисовывается образ афериста Карпа Дементьевича. Он обманывает людей, но считается при этом уважаемым человеком. Это купец, который берет авансы за товары, ничего не давая взамен. Обворовывая людей, он совсем не считает себя в чем-либо виновным.

Карп Дементьевич ловко уходит от закона, потому что догадался переписать все свое имущество на свою жену.

А. Радищев в этой главе указывает на то, что такие авантюры происходят по всей стране, так как судебная и законодательная системы весьма несовершенны и требуют значительной реформы, что особенно актуально сферы торговли.

Глава 8. Бронницы

В этой части описывается то, как путешественник идет на возвышение, где ранее находился некий храм поклонения языческим богам. Главный герой предается глубоким раздумьям о Боге, о самой жизни, о месте человека в ней.

По мнению персонажа, человек сам должен распоряжаться своей жизнью и делать все для того, чтобы она была полноценной и счастливой.

Роль Бога же в том, чтобы дать человеку милосердную душу и сознание, а уж человек сам должен достичь счастья и благоденствия.

Глава 9. Зайцево

В разделе произведения говорится о том, как главный герой повстречался со своим другом по фамилии Крестьянкин, работавшим начальником в суде.

Однажды Крестьянкину довелось работать над делом, в котором фигурировало убийство одного жестокосердного помещика, который плохо обращался со своими крестьянами. Он их избивал, заставлял слишком много работать и голодать, а также подвергал нечеловеческим страданиям.

В конце концов, доведенные до белого каления люди убили и барина, и его детей. Крестьянкин всем сердцем сочувствовал им и считал их невиновными, но его сослуживцы настаивали на том, что преступников необходимо осудить, чтобы другим неповадно было.

Не желая быть одним из фигурантов в неправом суде, Крестьянкин расстался со службой. В конце разговора чиновник исчезает, а автору вручают послание из Петербурга.

В письме друг главного героя рассказывает о свадьбе двух престарелых развратников. Женщине шестьдесят два года, а мужчине – семьдесят восемь лет. Невеста когда-то была хозяйкой публичного дома, стала богатой, также занимаясь грязной работой.

Что касается ее жениха, барона Дурындина, то он решил на ней жениться ради ее богатства. А сама дама выходила замуж, потому что боялась остаться одна.

Глава 10. Крестцы

В данной части описывается сцена того, как взрослые сыновья покидают отчий дом, а родители говорят им мудрые слова напутствия, рассказывая о том, как надо жить среди людей. Когда молодые люди покидают родители, сам путешественник пребывает в растроганных чувствах.

Он думает о том, как счастливы родители, имея добрых детей. Персонаж много рассуждает о взаимоотношениях в хороших семьях.

Глава 11. Яжелбицы

В этой части рассказывается о том, как отец участвовал в похоронах своего сына. В разделе дается повествование о том, в каком отчаянии пребывал отец. Отец винил именно себя в смерти любимого ребенка.

Вина человека была в том, что мальчик был болен с раннего детства, так как в молодости его отец принимал лекарства от дурных болезней. Эти лекарства были на основе ртути, что пагубно отражается на здоровье еще не родившихся детей.

Сам же путешественник с чувством вины и стыда припомнил, как в юности перенес венерическое заболевание, и теперь его пагубные страсти так же могут отразиться на его потомстве.

Глубоко задумавшись, главный персонаж размышляет о пагубности разврата и о том, как люди должны искоренить порок из своей жизни.

Глава 12. Валдаи

В этой части идет повествование о городе Валдаи, который имеет весьма дурную славу. Так как в этом городе очень много жриц любви, многие господа проездом останавливаются там, чтобы провести время в банях с проститутками.

Глава 13. Едрово

В поездке путешественник увидал несколько крестьянок. По дороге он размышляет о том, что деревенские бабы гораздо приятнее на внешность, нежели дамы в городе. Главный герой думает о том, как мало красят дам пышные платья и дорогие корсеты по сравнению с сарафанами.

В главе описывается беседа путешественника с крестьянкой Анной. Анна говорит, что они с ее женихом не могут сыграть свадьбу, потому что у них нет ста рублей на выкуп. Желая поспособствовать счастью молодых людей, главный герой хочет дать сто рублей, но Анна и ее мать отказываются.

Невзирая на свою нищету, крестьянки стыдятся принимать от барина деньги, потому что принять такой подарок означает, что барин откупается от девушки за свои любовные шалости. Так как крестьянки не желают себе позора, они не берут деньги.

Поговорив с крестьянками, путешественник долго думает над проблемой неравных браков и причин, которые толкают людей на то, чтобы отдать поженить очень юных и не созревших людей. Он размышляет о том, как богачи женятся на совсем не выросших девочках, что, по мнению автора, непростительно.

Глава 14. Хотилов

Эта часть посвящена размышлениям об отмене крепостного права. Путешественник увидел на дороге некий сверток. Он разворачивает бумаги некоторого человека, неизвестного главному герою. Там даются мысли об отмене крепостного права. Автор проекта говорит о том, что рабство – это беда общества, узаконенное преступление, и его, как всякое зло, нужно искоренить.

Далее оказывается, что это бумаги одного из приятелей главного персонажа, потому что, помимо проекта об отмене крепостного права, тот забыл и другие документы. Путешественник забирает все бумаги и читает их по дороге.

Глава 15. Вышний Волочок

Когда путешественник проезжает этот город, он видит процветающее поместье, тучные нивы и огромное количество товаров. Он размышляет о том, что все это достигнуто преступным путем, поскольку это заработано ценой исковерканных жизней крестьян, за счет их тяжкого труда, здоровья и жизней.

Путешественник вспоминает одного знакомого ему дворянина, который, захотев получать больше прибыли от своего поместья, заставил своих крепостных работать без отдыха и праздников. Он отнял у них скотину, земли и даже еду. Поместье и вправду стало очень богатым, но сами крестьяне были обездолены.

Сам главный герой испытывает чувство стыда за таких хозяев, считает, что их необходимо ставить на место, и не понимает, как у других хватает совести хвалить их за предприимчивость и ум.

Глава 16. Выдропуск

В этой главе даются размышления о предметах роскоши и нравах при дворе. Продолжая читать бумаги своего приятеля, главный герой натыкается на проект реформы о придворных должностях. Основная мысль, изложенная в документе – это то, что глава государства должен отличаться не за счет пышности двора и безделушек, но за счет мудрости правления. В данной главе затронуто имя Екатерины II, любившей роскошь.

Глава 17. Торжок

Эта часть книги повествует о проблемах цензуры и необходимости ее упразднения. Путешественник знакомится с человеком, направляющимся в Петербург. Он очень желает достигнуть упразднения цензуры в городе Торжке, добиваясь права печатать какие угодно книги.

Этот человек полагает, что сами читатели являются цензорами книг, а служба цензуры нарушает демократические принципы общества. Как известно, в XVIII веке в Российском государстве очень строгая цензура, и книгопечатание очень сильно контролируется.

Согласно мнению А. Радищева, цензура была введена церковью, а первыми ее служителями были клерики.

Глава 18. Медное

В данной части описывается то, как подают крепостных. Путешественник во время поездки читает о том, как крепостных спускают вместе со всем их скарбом за долги своих бар. Детей разлучают с родителями, но никому до этого нет дела, ведь крепостные – это товар.

Глава 19. Тверь

Когда путешественник посещает Тверь, он общается с поэтом и обсуждает с ним проблемы литературы в России. Поэт читает ему свое произведение.

Глава 20. Городня

В этом месте главный герой видит то, как крепостной парень уходит в армию, вынужденный оставить мать одну.

Там же продают в солдаты крепостных, чтобы помещик смог купить себе лошадей и модный экипаж.

Глава 21. Завидово

Главный герой становится свидетелем того, как на остановках обслуживают больших чинов и с какой скоростью для них подаются лошади.

Путешественник выражает свои мысли о том, что не все большие чины стоят того уважения и почтения, которое требуют к себе.

Глава 22. Клин

В данной части путешественник увидел нищего. Тот отказывается от поданного ему рубля и просит что-то теплое из одежды. Главный герой отдает ему платок, а позже узнает, что нищий умер в этом платке, и в нем же его хоронили.

Глава 23. Пешки

В данной части передана беседа персонажа с женщиной-крестьянкой, которая говорит о несправедливости и нищете. Путешественник долго думает о том, почему крестьяне, производящие все, что ест вся страна, сами вынуждены жить в постоянном голоде.

Глава 24. Черная грязь

В этой части главный герой рассуждает о принудительных свадьбах, от которых никому ни счастья, ни радости.

Глава 25

Произведение А. Радищева является одним из самых прогрессивных сочинений не только прошлого времени, но и современности.

В голубятне жили знаменитые голуби. Они выполняли службу по доставке писем. Владельцы этих птиц, постоянно устраивали соревнования, для отбора более способных особей. Они учили голубей быстро доставлять почту и возвращаться домой

  • Краткое содержание Карась-идеалист Салтыкова-Щедрина

    Произошёл спор между карасём и ершом. Ёрш доказывал, что нельзя всю жизнь прожить и не обманывать. Карась – идеалист главный герой рассказа. Проживает в тихом месте и ведёт дискуссии по поводу того, что рыбы не могут, есть друг друга.

  • Краткое содержание Хвастливый воин Плавта

    Плавт берет в основу собственной комедии весьма распространенный образ, который нередко использовали и до него. Речь идет о профессиональных военных, которые со временем стали появляться в Греции.

  • Краткое содержание Время ночь Петрушевская

    Это произведение своего рода дневник. В нем главная героиня описывает всю свою жизнь. В основном, она размышляет и пишет в ночное время. Героиня мама двоих детей

  • Отправившись в Москву после ужина с друзьями, герой проснулся только на следующей почтовой станции - София. С трудом разбудив смотрителя, он потребовал лошадей, но получил отказ ввиду ночного времени. Пришлось дать на водку ямщикам, они запрягли, и путешествие продолжилось.

    В Тосне герой знакомится со стряпчим, который занимался тем, что сочинял древние родословные молодым дворянам. На пути из Тосны в Любань путешественник видит крестьянина, который пахал «с великим тщанием», несмотря на то что было воскресенье. Пахарь рассказал, что шесть дней в неделю его семья обрабатывает барскую землю и, чтобы не умереть с голоду, он вынужден работать в праздник, хоть это и грех. Герой размышляет о жестокости помещиков и в то же время упрекает себя в том, что и у него есть слуга, над которым он имеет власть.

    В Чудове героя нагоняет его приятель Ч. и рассказывает, почему он должен был спешно покинуть Петербург. Ч., развлечения ради, поплыл на двенадцативесельной лодке из Кронштадта в Систербек. По пути разыгралась буря, и бушующими волнами шлюпку зажало между двумя камнями. Она наполнялась водой, и, казалось, гибель была неизбежна. Но двое отважных гребцов сделали попытку по камням и вплавь добраться до берега, который был в полутора верстах. Одному это удалось, и, выбравшись на берег, он побежал в дом местного начальника, чтобы тот срочно отрядил лодки для спасения оставшихся. Но начальник изволил почивать, и сержант, его подчинённый, не посмел будить его. Когда же, стараниями других, несчастные были все же спасены, Ч. пытался усовестить начальника, но тот сказал: «Не моя то должность». Возмутившись, Ч. «плюнул почти что ему в рожу и вышел вон». Не найдя сочувствия своему поступку у петербургских знакомых, он решил навсегда покинуть этот город.

    По дороге из Чудова в Спасскую Полесть к герою подсаживается попутчик и рассказывает ему свою печальную повесть. Доверившись компаньону в делах по откупу, он оказался обманутым, лишился всего состояния и был подведён под уголовный суд. Жена его, переживая случившееся, родила раньше срока и через три дня умерла, умер и недоношенный ребёнок. Друзья, увидев, что его пришли брать под стражу, усадили несчастного в кибитку и велели ехать «куда глаза глядят». Героя тронуло рассказанное попутчиком, и он размышляет о том, как бы довести этот случай до слуха верховной власти, «ибо она лишь может быть беспристрастна». Понимая, что ничем не в силах помочь несчастному, герой воображает себя верховным правителем, государство которого как будто бы процветает, и ему все поют хвалу. Но вот странница Прямо-взора снимает бельма с глаз правителя, и он видит, что царствование его было неправедно, что щедроты изливались на богатых, льстецов, предателей, людей недостойных. Он понимает, что власть есть обязанность блюсти закон и право. Но все это оказалось только сном.

    На станции Подберезье герой знакомится с семинаристом, который жалуется на современное обучение. Герой размышляет о науке и труде писателя, задачей которого видит просвещение и восхваление добродетели.

    Прибыв в Новгород, герой вспоминает, что этот город в древности имел народное правление, и подвергает сомнению право Ивана Грозного присоединить Новгород. «Но на что право, когда действует сила?» - вопрошает он. Отвлёкшись от размышлений, герой идёт обедать к приятелю Карпу Дементьевичу, прежде купцу, а ныне именитому гражданину. Заходит разговор о торговых делах, и путешественник понимает, что введённая вексельная система не гарантирует честности, а, наоборот, способствует лёгкому обогащению и воровству.

    В Зайцеве на почтовом дворе герой встречает давнишнего приятеля г. Крестьянкина, служившего в уголовной палате. Он вышел в отставку, поняв, что в этой должности не может принести пользы отечеству. Он видел лишь жестокость, мздоимство, несправедливость. Крестьянкин рассказал историю о жестоком помещике, сын которого изнасиловал молодую крестьянку. Жених девушки, защищая невесту, проломил насильнику голову. Вместе с женихом были ещё несколько крестьян, и всех их по уложению уголовной палаты рассказчик должен был приговорить к смертной казни или пожизненной каторге. Он пытался оправдать крестьян, но никто из местных дворян не поддержал его, и он был вынужден подать в отставку.

    В Крестцах герой становится свидетелем расставания отца с детьми, отправляющимися в службу. Отец читает им наставление о жизненных правилах, призывает быть добродетельными, выполнять предписания закона, сдерживать страсти, ни перед кем не раболепствовать. Герой разделяет мысли отца о том, что власть родителей над детьми ничтожна, что союз между родителями и детьми должен быть «на нежных чувствованиях сердца основан» и нельзя отцу видеть в сыне раба своего.

    В Яжелбицах, проезжая мимо кладбища, герой видит, что там совершается погребение. У могилы рыдает отец покойника, говоря, что он - убийца своего сына, так как «излил яд в начало его». Герою кажется, что он слышит своё осуждение. Он, в молодости предаваясь любострастию, переболел «смрадной болезнью» и боится,

    не перейдёт ли она на его детей. Размышляя о том, кто является причиной распространения «смрадной болезни», путешественник обвиняет в этом государство, которое открывает путь порокам, защищает публичных женщин.

    В Валдае герой вспоминает легенду о монахе Иверского монастыря, влюбившемся в дочь одного валдайского жителя. Как Леандр переплывал Геллеспонт, так этот монах переплывал Валдайское озеро для встречи со своей возлюбленной. Но однажды поднялся ветер, разбушевались волны, и утром тело монаха нашли на отдалённом берегу.

    В Едрове герой знакомится с молодой крестьянской девушкой Анютой, разговаривает с ней о ее семье, женихе. Он удивляется, сколько благородства в образе мыслей сельских жителей. Желая помочь Анюте выйти замуж, он предлагает ее жениху деньги на обзаведение. Но Иван отказывается их взять, говоря: «У меня, барин, есть две руки, я ими дом и заведу». Герой размышляет о браке, осуждая существующие ещё обычаи, когда восемнадцатилетнюю девушку могли повенчать с десятилетним ребёнком. Равенство - вот основа семейной жизни, считает он.

    По дороге в Хотилово героя посещают мысли о несправедливости крепостного права. То, что один человек может порабощать другого, он называет «зверским обычаем»: «порабощение есть преступление», говорит он. Только тот, кто обрабатывает землю, имеет на неё права. И не может государство, где две трети граждан лишены гражданского звания, «называться блаженным». Герой Радищева понимает, что работа по принуждению даёт меньше плодов, а это препятствует «размножению народа». Перед почтовой станцией он поднимает бумагу, в которой выражены те же мысли, и узнает у почтальона, что последним из проезжавших был один из его друзей. Тот, видимо, забыл свои сочинения на почтовой станции, и герой за некоторое вознаграждение берет забытые бумаги. В них определена целая программа освобождения крестьян от крепостной зависимости, а также содержится положение об уничтожении придворных чинов.

    В Торжке герою встречается человек, отправляющий в Петербург прошение о дозволении завести в городе книгопечатание, свободное от цензуры. Они рассуждают о вредности цензуры, которая «словно нянька, водит ребёнка на помочах», и этот «ребёнок», то есть читатель, никогда не научится ходить (мыслить) самостоятельно. Цензурой должно служить само общество: оно либо признает писателя, либо отвергает, так же как театральному спектаклю признание обеспечивает публика, а не директор театра. Здесь же автор, ссылаясь на тетрадку, полученную героем от встреченного им человека, рассказывает об истории возникновения цензуры.

    По дороге в Медное путешественник продолжает читать бумаги своего знакомого. Там рассказывается о торгах, которые происходят, если разоряется какой-либо помещик. И среди прочего имущества с торгов идут люди. Старик семидесяти пяти лет, дядька молодого барина, старуха восьмидесяти, его жена, кормилица, вдова сорока лет, молодица восемнадцати, дочь ее и внучка стариков, ее младенец - все они не знают, какая судьба их ждёт, в чьи руки они попадут.

    Беседа о российском стихосложении, которую герой ведёт с приятелем за столом трактира, возвращает их к теме вольности. Приятель читает отрывки из своей оды с таким названием.

    В деревне Городня происходит рекрутский набор, ставший причиной рыданий толпящегося народа. Плачут матери, жены, невесты. Но не все рекруты недовольны своей судьбой. Один «господский человек», наоборот, рад избавиться от власти своих хозяев. Он был воспитан добрым барином вместе с его сыном, побывал с ним за границей. Но старый барин умер, а молодой женился, и новая барыня поставила холопа на место.

    В Пешках герой обозревает крестьянскую избу и удивляется бедности, здесь царящей. Хозяйка просит у него кусочек сахара для ребёнка. Автор в лирическом отступлении обращается к помещику с осуждающей речью: «Жестокосердый помещик! посмотри на детей крестьян, тебе подвластных. Они почти наги». Он сулит ему Божью кару, так как видит, что на земле праведного суда нет.

    Заканчивается «Путешествие из Петербурга в Москву» «Словом о Ломоносове». Герой ссылается на то, что эти записки дал ему «парнасский судья», с которым он обедал в Твери. Основное внимание автор уделяет роли Ломоносова в развитии русской литературы, называя его «первым в стезе российской словесности».

    Перед вами краткое содержание повести Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» . Это выдающееся творение отечественной литературы XVIII века, название которого ясно отражает описываемые события. Ниже представлен краткий пересказ ключевых моментов каждой главы.

    Действие произведения разворачивается во второй половине восемнадцатого века в летнее время, на рубеже июля и августа. Читателю доступна основная канва произведения. Описание структурировано для удобства прочтения, краткие главы объединены в один раздел. Во вступлении автор говорит, что разные беды приключаются с человеком из-за того, что тот не смотрит на вещи прямо. Он надеется, что хотя бы часть читателей поддержит его книгу .

    Главы 1−3

    • «Выезд» . Главный герой - аристократ средних лет, в своей кибитке отправляется из Петербурга в Москву.
    • «София» . Приехав ночью в город, он испрашивает у комиссара для продолжения пути свежих лошадей. Но тот ленится работать ночью, потому лжет, что лошадей свободных нет. При этом в конюшне ждут примерно 20 лошадей. Не получив помощи от комиссара, наш герой обращается к ямщикам. За незначительные «чаевые» те, втайне от комиссара, запрягают коней. Автор, наконец, отбывает.
    • «Тосна» . Путешественник сетует на скверную дорогу между столицами. Не так давно эта дорога была починена, потому как по ней проезжала свита императрицы Екатерины IІ. Скоро тропа испортилась. В Тосне писатель знакомится с чиновником - «изыскателем» древних дворянских родов. Чиновник выпустил в свет глупую книгу. С ее помощью дворяне будто бы могут доказывать свое происхождение. За это они будто способны получить более важный статус в обществе. Автор сознает, что чиновник занят глупостью. Он полагает, что «хвастовство древней породой» - зло.

    Главы 4 и 5

    Спасская Полесть

    Автор ночлежничает на станции. С ним в помещении ночует присяжный заседатель с супругой. Он повествует жене историю о наместнике, который весьма любил устрицы. Он отсылал подчиненных за устрицами, а за «хорошую службу» раздавал им повышения. Наутро чудной человек просит писателя довезти его в своей кибитке. Попутчик повествует, как он стал жертвой чиновничьего произвола. Из-за равнодушия госслужащих он, добросовестный гражданин, утратил деньги, семью, положение в обществе. Его ищет полиция, и теперь заседатель бежит куда глаза глядят.

    В пути автор спит и видит сон, в котором он великий правитель. Он убежден, что в его стране дела идут идеально. Вдруг в толпе он подмечает женщину, называющую себя лекарем по имени Истина. Она убирает с глаз правителя пелену, и тот прозревает. Он видит, что чиновники его дурачили, в стране нет порядка, а граждане несчастны. Автор просыпается в ужасе.

    Главы 7−9

    Зайцево

    Автор натыкается на своего приятеля, г-на Крестьянкина, который был главой уголовной палаты. Тот однажды разбирал дело жестокого помещика. Он изнурял работой крестьян, бил, морил голодом и прочее. Измученные подчиненные в итоге забили до смерти барина и его семью. Глава суда признал крестьян невиновными, но его сослуживцы требовали наказания крестьян. Чтобы не соучаствовать несправедливому суду, Крестьянкин оставил должность.

    Поведав это, Крестьянкин прощается с автором и отбывает. В тот же день рассказчик получает письмо из Петербурга. Ему сообщают, что недавно в городе поженились 62-летняя женщина и барон Дурындин 78 лет. Дама некогда была непристойного поведения и создала «дом терпимости». На грязном деле она обогатилась. Дурындин взял ее в жёны ради финансов, а она вышла замуж, дабы освободиться от одиночества.

    Главы 11−13

    Главы 14 и 15

    • «Едрово» . Проезжая этот город, рассказчик встречает деревенских женщин. Он полагает, что крестьянки привлекательнее городских дам, носящих корсеты и модные платья. Автор заводит разговор с крестьянской девушкой Анной. Она говорит, что не может выйти за Ванюшу, пока не будут уплачены 100 р. Писатель дает ее матери эту сумму. Но оказывается, что выкуп больше не нужен. Тогда автор дает средства в подарок. Но мать не берет, несмотря на бедность. Известно, что аристократы дают взятки крестьянкам в компенсацию за насилие и разврат. Распрощавшись с Анной, автор думает о неравных браках (крестьянок отдают за 10-летних мальчиков, а богатые старики женятся на юных девочках). Путешественник считает, это неправильно.
    • «Хотилов» . Выйдя из кибитки, автор находит сверток на земле. В нем неизвестный излагает мысли о крепостном праве. Считает крепостничество беззаконием и злом, призывает аристократов и власть его отменить. Главный герой узнает, что автор написанного - его знакомый. Кроме свертка, приятель оставил пачку других бумаг. Писатель читает и их.

    Главы 16 и 17

    Торжок, Медное, Тверь

    • «Торжок» . Радищеву встречается человек, едущий в Петербург. Он надеется настоять на отмене цензуры в городе, чтобы печатать любые книги. Господин полагает, что в стабильном демократическом обществе она и не требуется, потому что народ - первый цензор. А ведь в России в XVIII веке она сурово контролировала книгопечатание. Автор дает краткий обзор происхождения «цензуры».
    • «Медное» . Продолжая путешествие, автор натыкается на заметку в газете. Она посвящена продаже крестьян и имения с торгов. Есть много дворян, проживающих и прогуливающих свое состояние. Попав в долги, они продают дом и крестьян. Зачастую семью крестьян продавали не всю, а по 1 человеку разным хозяевам (малыши раздельно от родителей и т. д.). Для них это истинная трагедия, но закон не на их стороне.
    • «Тверь» . Перекусывая в Твери, Радищев знакомится с неким господином, «новомодным пиитом». Он сетует на то, что поэзия в России не совершенствуется, что все строфы пишут лишь ямбом и т. д. Поэт декламирует свои стихи - это ода «Вольность».

    Глава 21 - Городня

    Рассказчик становится свидетелем проводов крестьян в армию. Старуха-мать провожает единственного сына, без него она осуждена на голодную смерть. Рядом стоит ее радостный Ванюша. Для него служба - счастье после унижений от своих бесчеловечных помещиков. Еще здесь - трое несчастных крестьян, закованных в кандалы. Барин продал их в рядовые беззаконным путем, дабы приобрести новую карету. А вот - француз. Он учился на парикмахера, но был лакеем, матросом. Не обучен грамоте, но все же был учителем языка у русских бояр. Дабы не умереть от голода, он продался за 200 р., пошел в крестьяне и отправился на военную службу.

    Завидово

    На станции автор замечает офицера, помощника важной фигуры, «его превосходительства». Бессовестный офицер требует подать пятьдесят лошадей для главенствующего. Поэтому даже у автора тот собирался отнять трех его лошадей, но писатель дает хаму отпор. Когда «превосходительство» прибывает, ямщики меняют коней с невиданной скоростью и отправляют в путь. Автор размышляет о том, что недалекие люди пресмыкаются и унижаются перед «важными птицами». А здравомыслящие понимают, что за лоском и важностью нередко таится ничтожество.

    Главы 23 и 24

    «Клин» . На станции слепой старик распевает песни. Неимущие крестьяне дают ему милостыню, кто сколько может. Писатель кладет рубль, но он не берет, а просит дать ему что-то полезное, к примеру, теплый платок. Автор с готовностью расстается с вещью. Вскоре он узнает, что старик скончался, но носил тот теплый платок и был в нем похоронен. Радищев рад, что его вещь пригодилась бедному нищему в последние дни его жизни.

    Пешки

    Автор обедает в крестьянском доме. Хозяйка жалуется, что жизнь крестьян тяжела. Они плохо едят и неспособны даже купить сахар, хотя сами же производят эти продукты. Говорит, что это несправедливо. Писатель замечает нищету, царящую в жилище. Размышляет, отчего помещики доводят своих крестьян до крайней черты. Бояре не задумываются о крестьянских ребятах, живущих в болезнях и голоде. Рассказчик призывает читателей-помещиков внять своей совести и прекратить глумиться над несчастными крестьянами.

    Главы 26 и 27

    • «Черная грязь» . Здесь автора встречает печальная свадьба. Крестьян женят по принуждению. У новобрачных печальные лица, они друг друга ненавидят. Автор размышляет о таких браках, называет их преступлением.
    • «Слово о Ломоносове» . Читателю представляется статья, которую автор получил от «пиита» (глава «Тверь»). В ней иллюстрируется значение Ломоносова в российской культуре. Поэт говорит, Ломоносов был первопроходцем во множестве научных областей, но наибольший вклад он внес в отечественную словесность. После этой статьи автор раскланивается и прощается. Он уже подъезжает к Москве.

    Русскому крестьянству посвящалось множество произведений. Некоторые авторы прославляли село, другие пытались найти правду дальше окон блистательных дворцов Петербурга. Наиболее правдивым произведением конца XVIII века является «Путешествие из Петербурга в Москву». Повествование пропитано тяжестью положения крепостного крестьянства.

    Вконтакте

    Кем написано произведение

    Радищев А.Н. родился 20 августа 1749 года в Верхнем Аблязово Саратовской губернии. Детские годы прошли под присмотром отца. Тот владел имением на территории Калужской губернии.

    Образование

    Начальное обучение велось по часослову и Псалтырю, но отец, хорошо владеющий парой иностранных языков, мог передать часть знаний сыну.

    В 1756 будущий писатель был поручен дяде по матери, который приходился родным братом первому ректору Московского университета. Близость к ученым кругам дала возможность обучаться у видных преподавателей гимназии.

    Спустя шесть лет Радищев получает титул пажа при , следующее место учебы – Пажеский корпус. Здесь не учили раскрывать тайны природы, напротив – раболепно прислуживать императорской особе.

    С 1766 года – студент Лейпцигского университета (Германия), обучался праву. Европа приобщила юношу к свободомыслию.

    Служба

    Вернувшись на , Александр Николаевич занимал должности титулярного советника, обер-аудитора при генерале Брюсе, служащего Коммерц-коллегии. Работник Петербургской таможни, через 10 лет (1790) он стал ее начальником. Там же зародились первые отголоски будущего произведения, а главные герои должны были показать бедственность положения крестьянского населения .

    Литературное, издательское поприще

    Радищев работал над переводами иностранных классиков, анонимно печатался в журнале «Живописец». Расцвет идей свободы и независимости (американская и французская революции) создали благоприятные условия для сочинения всей жизни Радищева – «Путешествие из Петербурга в Москву» (май 1790 года). Автор написал о жестокости крепостного права, осветил печальные страницы общественной жизни тогдашней империи.

    Дальнейшая судьба

    За антиправительственную деятельность и «покушение на государево здоровье» Радищева ждала казнь через повешение. Будь она исполнена, никто бы не узнал, кем написано «Путешествие из Петербурга в Москву». Окончательный приговор предполагал 10-летнюю ссылку .

    Был участником законодательной комиссии, но подорванное здоровье прервало жизнь великого государственного деятеля на пятьдесят третьем году жизни (12 сентября 1802 года). По одной из версий, он не оправился после выжига эполет старшего сына, другие указывают на естественную смерть, о чем сообщают письменные источники.

    Интересно! После прочтения сочинения императрица Екатерина II была настолько возмущена нахальством Александра Николаевича, что сказала такие слова: «Бунтовщик – хуже ! Тот, хоть царем прикинулся, монархический строй исповедовал, а этот революцией надумал на Руси учинить республику». Это говорит о том, что жанр произведения не пришелся по душе правящей особе.

    Жанр и структура сочинения

    Александра Николаевича вдохновило путешествие российской императрицы по Новороссии, Крыму. Специально подготовленные деревни должны были показать высокий уровень жизни крестьянства. Писатель же задумал совершить собственную поездку с целью изучить истинное положение дел. Характер изложения стал ширмой для цензора , посчитавшего сочинение путеводителем.

    Жанр произведения – сентиментальное путешествие, одно из самых популярных литературных направлений конца XVIII века. Структура сочинения состоит из несвязных фрагментов повествования. Главными героями выступают как обычные крепостные, так и помещики, служивые люди.

    Названия глав соответствуют населенным пунктам, которые попадались на пути анонимного путешественника.

    Создателю удалось нарисовать правдоподобную картину разрушительного воздействия крепостного права на провинциальную жизнь. Некоторые строки резко осуждают самодержавие, своеволие помещичьего класса .

    Так, анонимный рассказчик сталкивается с плохими дорогами (Крестцы), повсеместными взятками, недалекими людьми. Некоторые крепостные должны работать по воскресеньям, чтобы прокормить себя. Других продают после разорения их помещика, финалом становится свадебная процессия, наполненная горем. Молодые женятся по велению хозяина, а не по воле сердца.

    Эпиграфом «Путешествия из Петербурга в Москву» служат строки из поэмы Тредиаковского. Слова «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» описывает «гниение» высшего сословия того времени.

    Главное действующее лицо сочинения

    Радищев приводит пример первого интеллигентного дворянина средней руки, способного трезво оценивать ситуацию, наблюдать и делать выводы . Он очень важен для автора, ведь глава «Спасская Полисть» показывает противоположную сторону тогдашнего дворянства.

    Из обрывочных фраз легко понять, что главный герой – анонимный путешественник, сожалеющий о скором отъезде из Петербурга. Очевидно, он вдовец, но имеет взрослых детей, будучи дворянином среднего достатка. Молодость приучила к вздорному отношению с окружающими, он любимец публичных женщин. Герои произведения со всем тщанием пытаются выразить мысли, идеи и стремления автора.

    Путешествие из Петербурга в Москву. Иллюстрация к сюжету

    Сжатое повествование по частям

    Как говорилось выше, название глав «Путешествия из Петербурга в Москву» – городки и деревни, расположенные на пути дворянина. Итак, переходим к краткому содержанию:

    1. Вступление – интеллигент среднего возраста выезжает из стен столицы в кибитке.
    2. София – испытывая нужду в свежих лошадях, дворянин просит у комиссара помощи, тому лень работать ночью. Он говорит, что лошадей нет, но ямщики, за сдельную сумму, запрягают «найденных» четвероногих для путника. Чудово уже не за горами.
    3. Тосна – разозленный качеством дорог, путешественник встречается с чиновником-исследователем. Тот написал труд, дающий возможность доказать древность рода любому дворянину. Звучит мысль «Хвастовство древней породой» – это зло .
    4. Любани – пеший переход завершается встречей с «грешным» крепостным, тот пашет поле воскресным днем. На немой вопрос крестьянин отвечает, что вынужден шесть дней работать на помещика, а кормиться как-то нужно. Рассказчику стыдно за принадлежность к своему сословию.
    5. Чудово – здесь происходит встреча героя с приятелем. Тот рассказывает об ужасной прогулке по морю. Подводные скалы зацепили обшивку судна, то медленно идет ко дну. Рулевой Павел вызвался плыть до берега за помощью. Там отказались его выслушать, так как начальник изволил спать. Моряк все же отыскал неравнодушный люд, и господин Ч был спасен. Высказав претензии начальнику, он услышал, что по чину не обязан спасать утопающих.
    6. Спасская Полисть – глава рассказывает о своеволии высокопоставленного чиновника . Тот любит устрицы, поэтому посылает подчиненных за морепродуктами, даруя им повышения по службе. Перестук копыт укачивает автора, во сне он видит себя правителем, который доволен положением дел государевых дел. Однако врачеватель Истина снимает «повязку» с глаз, становятся явью произвол помещиков и несчастный народ.
    7. Подберезье – здесь герой встречает семинариста, который жаждет учиться в Петербурге. Он жалуется на качество образования. Оброненные записки юноши рассказывают о мартинизме, автор негативно отзывается о мистиках-масонах.
    8. Новгород – дворянин размышляет о величии зачатков демократического общества. Имел ли право на разрушение республиканского оплота на Руси?
    9. Из летописи Новгородской – писатель посещает дом купца-афериста, который не высылает оплаченные товары. Главные законы не работают , торговые требуют поправок.
    10. Бронницы – на месте древнего капища Радищев говорит, что человек – творение Божие, но свою судьбу каждый творит сам.
    11. Зайцово – история о жестоком барине, которого забили оголодавшие, измученные крестьяне. Председатель уголовной палаты Крестьянкин не нашел состава преступления, но вышестоящие требуют наказать виновных.
    12. Крестцы – одна из наиболее трогательных сцен для Радищева. В Крестцах мы видим, как возмужавшие сыновья прощаются с отцом, для которого наступают тяжелые дни одиночества.
    13. Яжелбицы – на кладбище писатель видит отца на похоронах родного сына. Старик в слезах винит себя, так как чадо родилось больным. Интеллигент вспоминает о своем «венерическом заболевании», размышляет о методах борьбы с развращенностью .
    14. Едрово – под аккомпанемент свадьбы крестьянки Анны и Ванюши путешественник высказывается о неравных браках, защищает права человека на личное счастье.
    15. Хотилов – путешественник находит бумаги, где его приятель проявляет негативное отношение к самодержавию и крепостному праву, о чем нам говорит эпиграф.
    16. Высший Волочок – на фоне колосящихся полей и обилия товаров рассказчик вспоминает о помещичьих зверствах в отношении крестьян. Радищев не понимает, как общество может хвалить таких эгоистов.
    17. Выдропуск – проект новых чинов при дворе, потерянный его приятелем, становится предметом изучения. Главный посыл повествования – правителя характеризуют не роскошь и толпа придворных, а его поступки .
    18. Торжок – неизвестный гражданин пытается добиться отмены цензуры родного края. Он считает, что общество – лучший цензор для любой книги.
    19. Медное – показывает продажу крестьян после разорения их помещика. Некоторые семьи делятся между разными хозяевами, закон на их стороне.
    20. Тверь – как и в Чудово, здесь «новомодный поэт» жалуется на литературную убогость современников. Он обеспокоен развитием поэзии.
    21. Городня – видим проводы крестьян в армию. Некоторых заставила нужда, других отдали хозяева, третьи – ищут славы.
    22. Завидово – на фоне наглости помощника «его превосходительства» герой сожалеет о привычке народа унижаться перед «высокими чинами». Сельский люд – разменная монета (Медное).
    23. Клин – на станции поет слепой старец, он отказывается принять рубль от дворянина. Старик просит что-нибудь теплое, полученный платок был с ним до самой смерти.
    24. Пешки – обедая в избе крестьян, путник видит всю тяжесть положения крепостных. Основная мысль – народ не может себе позволить товары, которые сами производит .
    25. Черная грязь – свадьба по приказу помещика. Молодые ненавидят друг друга, но знают, кто стоит у истоков их брака. Путешественник высказывается о преступности женитьбы по принуждению.
    26. Слово о Ломоносове – прощальный аккорд главам, Радищев размышляет о значении русского ученого в литературе, словесности.

    «Возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных» – именно эта мысль побудила Александра Николаевича Радищева написать повесть под названием «Путешествие из Петербурга в Москву». Тот, «душа которого страданиями человечества уязвлена стала» пожелал излить свои мысли на бумагу, чтобы в одной книге изобразить жизнь простого русского народа во всей её неприглядности.

    Главные герои повести

    Рассказчик, или путешественник – человек, странствующий по свету в поисках правды. Увы, проезжая по селам и городам, он видит крайнюю бедность простого народа, угнетение его дворянами и знатью. От всего сердца желая помощь несчастным, он, однако, не имеет на это полномочий. Герой повести – человек добрый, честный, его сердце открыто для нужд народа. Вспомнить хотя бы эпизод с Аннушкой, которая не могла выйти замуж за любимого человека, если не будет уплачен выкуп. Путник с готовностью хотел помочь девушке. В образе своего героя мысли, тревожащие его, излагает сам автор, борющийся за справедливое отношение к крестьянам.
    Автор «проекта в будущем» – человек с еще более прогрессивными взглядами, чем сам рассказчик. Оставил бумаги, в которых изложил гениальные идеи, как помочь бедным и страдающим людям.

    Выезд

    Повествование ведется от первого лица. После ужина со своими друзьями рассказчик выехал из города. Грустные мысли одолевали его. Наконец, они с извозчиком заехали на почтовый двор. «Где мы?» – спросил он. – В Софии! – был ответ.

    София

    В Софию прибыли ночью. Сонный комиссар наотрез отказался выдавать новых лошадей, необходимых для продолжения пути, соврав, что их нет. Автору ничего не оставалось делать, как обратиться к ямщикам за помощью, и они за небольшие чаевые запрягли коней. Рассказчик снова отправился в дорогу.

    Тосна

    Поначалу дорога из Петербурга казалась гладкой и ровной, но позже путники убедились в обратном: по улицам, размытым от дождей, ехать было совершенно невозможно. Поэтому пришлось остановиться в почтовой избе. Здесь рассказчик встретил человека, который разбирал какие-то бумаги. Это был стряпчий, который ехал в Петербург. При беседе с чиновником выяснилось, что, служа регистратором при разрядном архиве, он собирал родословную российских родов, чем очень гордился и хвастался, думая, что «великороссийское дворянство долженствовало бы купить этот труд, заплатив за него столько, сколько ни за какой товар не платят…» Однако, герой романа почитает все это глупостью и рекомендует продать эти бумаги разносчикам на обертки.

    Любани

    Рассказчик все ехал и ехал – может, и зимою, и летом. Однажды, устав от кибитки, решил он пройтись пешком. И вдруг увидел крестьянина, пашущего на ниве своей в жаркое время, да еще и в воскресенье.

    Герой повести удивился: неужели нет времени работать в будние дни, а выходной оставить для отдыха? Оказалось, что у крестьянина шестеро детей, которых нужно кормить, а так как он всю неделю трудится на помещика, время обеспечить необходимым свою семью остается только по ночам, в праздники и воскресенье. «Самая дьявольская выдумка отдавать крестьян своих чужому в работу» – сокрушается крестьянин, но поделать ничего не может. Огорчен и рассказчик, который стал свидетелем вопиющей несправедливости. Вдруг он вспомнил, что и сам иногда плохо поступает со своим слугой Петрушей – и устыдился.

    Чудово

    Раздался звук почтового колокольчика, и порог избы, куда только что зашел герой повести, переступил его друг Ч, который до того оставался в Петербурге. Он начал рассказывать о неудачной морской прогулке, ведь судно, на котором они плыли, чуть не утонуло. Перед лицом смерти исчезли границы, разделяющие людей на богатых и бедных. Особенно героически проявил себя правитель судна, решивший либо спасти всех, либо погибнуть самому. Он вышел из лодки и, «перебираясь с камня на камень, направил шествие свое к берегу», сопровождаемый чистосердечными молитвами пассажиров. Вскоре к нему присоединился другой, но «своими стопами остановился на камне недвижим». К счастью, первому удалось выбраться на берег, но равнодушные люди отказали в помощи: начальник спал, а подчиненный боялся разбудить его. Более того, Павла – так звали человека, спасавшего людей на судне – поразил ответ начальствующего: «Не моя это должность». Тогда в отчаянии Павел побежал к караульной, где находились солдаты. И не ошибся. Благодаря расположению этих людей, немедленно согласившихся дать лодки для спасения тонущих, все остались живы.
    Но Ч., глубоко возмущенный поступком начальника, удалился из города навсегда.

    Спасская Полесть

    Не удалось рассказчику, как ни пытался, вернуть своего друга. Ночуя на станции из-за ненастной погоды, он услышал разговор двух супругов. Муж был присяжным заседателем и рассказал о чиновнике, который за исполнение прихоти – доставку устриц – награждал из государственной казны.



    Тем временем ливень прошел. Герой повести решил ехать дальше, но в попутчики к нему попросился несчастный человек, который по дороге рассказал очень грустную историю: был он купцом, однако, доверившись нечестивым людям, попал под суд. Жена от переживаний родила раньше срока и через три дня скончалась. Умер и новорожденный. А бывшего купца чуть не взяли под стражу, хорошо, что добрые люди помогли бежать.

    Эта история настолько потрясла рассказчика, что он раздумывал, как бы довести случившееся до верховной власти. Однако, неожиданный сон помешал благим намерениям. Герой повести сначала видит себя великим правителем, и уверен, что в государстве дела идут прекрасно. Однако, в толпе замечает женщину, называющую себя Истиной, которая снимает пелену с глаз правителя, и он ужасается, как на самом деле все плохо и ужасно. Увы, это только сон. На самом деле не бывает хороших царей.

    Подберезье

    Когда герой очнулся от сна, не мог продолжать путь дальше. Голова была тяжелой, и так как не нашлось подходящего лекарства, рассказчик решил выпить кофе. Но напитка оказалось много, и он захотел угостить им сидящего рядом молодого человека. Они разговорились. Новый знакомый учился в новгородской семинарии и шел в Петербург, чтобы увидеться со своим дядей. На протяжении беседы из жалоб студента герой повести понял, что уровень обучения оставляет желать лучшего. Попрощавшись, семинарист не заметил, как выронил небольшой пук бумаги. Этим воспользовался путник, потому что размышления молодого человека были интересны ему.

    Вот, например, слова над которыми стоит задуматься: «Христианское общество вначале было смиренно, кротко, скрывалось в пустынях и вертепах, потом усилилось, вознесло главу, устранилось своего пути, вдалося суеверию…»

    Семинарист огорчен тем, что истина в народе попирается, а вместо неё властвует невежество и крайнее заблуждение. Автор вполне согласен с ним.

    Новгород

    Терзаясь грустными помыслами, въезжал герой рассказа в Новгород. Несмотря на величие, на множество монастырей, на успех в торговых делах, автор понимал, в каком плачевном состоянии находится этот город, захваченный Иваном Грозным. А ведь раньше Новгород управлялся народом, имел свое письмо и колокол, и, хотя у них были князья, однако, мало имели влияния. Какое имел право соседский царь разорить процветающий город до основания? Почему тот, кто сильнее, может распоряжаться судьбами других? Эти мысли не дают покоя автору.

    После обеда у купца Карпа Дементьевича герой повести убеждается в бесполезности вексельной системы, которая отнюдь не гарантирует честности, но, напротив, способствует воровству и обогащению легкими путями.

    Бронницы

    Здесь странник молится Богу: «…Не могу поверить, о Всесильный! чтобы человек мольбу сердца своего воссылал ко другому какому-либо существу, а не к Тебе…»

    Он преклоняется перед Его могуществом, понимает, что Господь дал жизнь человеку. «Ты ищешь, Отец всещедрый, искреннего сердца и души непорочной; они отверсты везде на твое пришествие…» – восклицает рассказчик.

    Зайцево

    На почтовом дворе в Зайцево герой произведения встречается с давним приятелем по фамилии Крестьянкин. Беседы с другом, хотя и были редкими, все же отличались откровенностью. Вот и сейчас Крестьянкин открыл душу тому, кого не видел столько лет. Несправедливость по отношению к простым крестьянам была настолько вопиющей, что после одного случая он, которого называли человеколюбивым начальником, вынужден был подать в отставку. А произошло вот что. Один человек низкого состояния, который, однако, получил чин коллежского асессора, купил деревню, где поселился со своей семьей. Он жестоко издевался над крестьянами, почитая их скотами. Но более бесчеловечный поступок совершил сын этого новоявленного дворянина, когда попытался изнасиловать невесту одного из крестьян как раз накануне её венчания. Озлобленный жених вызволил девушку, но одному из сыновей проломил череп, что стало толчком к новой агрессии отца, решившего жестоко наказать виновных. И тогда против такой несправедливости взбунтовались крестьяне, восстав на семью изуверов и убив всех. Естественно, после этого они подверглись суду, казни, или вечным работам на каторге. При вынесении приговора никто, кроме Крестьянкина, не учел обстоятельства, приведшие к такому преступлению.

    Крестьцы

    В Крестьцах герой повести стал свидетелем расставания отца с сыновьями, отправляющимися на военную службу. Рассказчик рассуждает по поводу того, кем становятся дети дворян после армии, ведь начинать службу нужно со зрелыми нравами, а иначе «…чего доброго ожидать от такого полководца или градоначальника?»

    Отцу тяжело отпускать юных отпрысков, но он считает это необходимостью, давая наставления, как правильно поступать в той или иной ситуации. Долго слушают сыновья эту речь, произносимую с чувством сильной тревоги за них. Наконец, пришло время расставаться. Юноши громко рыдали, сев в повозку, а старец стал на колени и стал горячо молиться Господу о том, чтобы Он сохранил их и укрепил в путях добродетели.

    Яжелбицы

    В Яжелбицах рассказчик проезжал мимо кладбища, но, услышав вопль человека, рвущего на себе волосы, остановился. Это был отец умершего сына. В великом отчаянии он говорил, что сам является убийцей юноши, потому что «смерть его уготовал до рождения его, дав жизнь ему отравленную…» Увы, ребенок этого человека появился на свет больным. Автор сокрушается из-за того, что «смрадная болезнь делает великие опустошения», и такое происходит слишком часто.

    Валдаи

    Валдаи – городок, который населен еще при царе Алексее Михайловиче пленными поляками, где разрумяненные девки без стыда предаются разврату, увлекая в сети любовных утех путешественников. Рассказчик, описав здешние нравы, с болью в сердце расстается с этим чрезвычайно распутным городом.

    Едрово

    Доехав до города Едрово, рассказчик увидел толпу из тридцати женщин. От его взора не ускользнула их привлекательность, но растревожили мысли о безрадостном будущем этих красавиц-крестьянок.

    Вдруг герой повести встретился с одной из них по дороге и решил завести беседу. Анна – так звали девушку – сначала настороженно отвечала на его вопросы, думая, что проезжий, подобно другим, желает зла, но увидев, что незнакомец к ней расположен, сильно удивилась, ведь не привыкла к вежливому обращению. Наконец, поверив в искренние намерения путника, она разоткровенничалась и рассказала свою грустную историю. Оказалось, что отец Аннушки недавно умер, и осталась она с мамой и маленькой сестричкой. У девушки есть жених Ваня, но выйти замуж за него не представляется возможным до тех пор, пока не будет внесен выкуп – сто рублей. Тогда рассказчик принимает решение помочь молодой паре. Он просит Аню повести его к своей матери, но, зайдя к ним в дом, видит Ивана. Оказывается, в выкупе уже нет нужды, потому что отец жениха решил отпустить его, и в воскресенье ожидается свадьба. Как ни пытался новый знакомый Анны дать деньги на нужды будущей семьи, от него ничего не приняли.

    Рассказчик восхищается целомудрием крестьянской девушки и размышляет об этом по дороге в Хотилов – следующий город.

    Хотилов (проект в будущем)

    Он написан от лица другого путешественника, который еще более прогрессивен в своих взглядах. Путник, проезжая, перед почтовой избой находит бумаги, оставленные его давним другом. В них крепостничество называется злом, преступлением, рабством, ведь «к недостатку прокормления и одежд присовокупили работу до изнеможения». Автор письма призывает к отмене крепостного права, к тому, чтобы все люди почитали друг друга братьями, чтобы внутренне чувствовали, как щедр к ним Отец всех – Бог.

    Вышний Волчок

    «В России многие земледелатели не для себя работают; и так изобилие земли во многих краях России доказывает отягченный жребий ее жителей» – эта мысль пугает рассказчика, который, проезжая город под названием Вышний Волчок, удивляется его богатству. Невозможно построить счастье на слезах и крови угнетенных крестьян – убежден автор. Процветание одних за счет бедствия других – вопиющая несправедливость.

    Выдропуск

    Рассказчик снова берется перечитывать бумаги его друга, написавшего «проект в будущем» и вполне согласен с тем, что пагубны последствия поступков царей, окружающих себя роскошью. Удивительные речевые обороты употребляет в этом отношении автор: « на месте благородства души и щедроты посеялися раболепие и самонедоверение», «истинные скряги на великое»… Он искренне сожалеет о таком положении вещей и призывает в умеренности желаний быть примером будущему потомству.

    Торжок

    Здесь рассказчика встречает человек, который хочет добиться права на свободное в городе книгопечатание, свободное от цензуры, и в связи с этим посылает прошение. Он возмущен тем, что цензура вредит свободомыслию, и высказывает прямо: необходимо, чтобы писателей контролировало общество. Автор рассказывает также об истории возникновения цензуры.

    Медное

    По пути в Медное рассказчик снова и снова перечитывает бумаги своего друга. И, углубляясь в текст, видит вопиющую проблему: если разоряется какой-то помещик, его крестьян продают с торгов, и подневольные люди даже не могут знать, какая их ждет участь. Это великое зло.

    Тверь

    Автор вместе со своим приятелем рассуждают о том, что стихосложение задавили на корню, не дав ему вступить в силу. Они беседуют о поэзии и постепенно приходят к теме вольности. Друг рассказчика, который едет в Петербург просить об издании авторской книги стихотворений, читает отрывки из оды собственного сочинения с подобным названием.

    Городня

    В этом городе стояло рыдание, причиной которого был рекрутский набор. Льют слезы матери, жены, невесты. Один из крепостных парней уходит в армию, вынужденный оставить маму одну; девушка, его невеста, тоже плачет, не желая расставаться с женихом, ведь им не дали даже обвенчаться. Слыша их вопль, парень пытается утешить любимых сердцу людей. И лишь один человек лет тридцати по имени Иван радуется такой перемене обстоятельств. Он подневольный своей барыни, и надеется, что армия станет освобождением от тяжкого гнета властной и жестокой повелительницы, принуждавшей насильно жениться на беременной горничной.

    Завидово

    Грустную картину увидел путник в Завидово. Бедный староста раболепствовал перед воином в гренадерской шапке, слыша сердитые окрики: «Лошадей скорее!» и видя нависшую над ним плеть. Ожидался приезд его превосходительства. Однако, лошадей не хватало. Наконец, велели выпрячь коней рассказчика, несмотря на его возмущение. Многие, кто возомнил себя высшими чинами, недостойны того уважения и почтения, которое им оказывается – уверен путешественник.

    Клин

    Здесь путник встречается со слепым стариком, сидящим у почтового двора, который поет грустную песню. Все окружающие подают ему милостыню. Сжалился и герой повести, дав рубль несчастному и был удивлен тем, что он сказал: «…На что он мне теперь? Не вижу, куда его и положить; подаст он, может быть, случай к преступлению…» Он отказался от такого щедрого подаяния и рассказал историю своей жизни. Слепец убежден, что лишился зрения за свои грехи, ведь во время войны «безоружному прощения не дарил».

    Пешки

    По окончании путешествия странник зашел в одну избу, желая пообедать. Увидев, что гость кладет в кофе сахар, бедная крестьянка попросила дать немного этого лакомства ребенку. Они разговорились, и несчастная стала сокрушаться о том, что хлеб, который они едят состоит из трех четвертей мякины и одной части не сеянной муки. Путника поразила крайне бедная обстановка жилища женщины: стены, покрытые сажей, деревянная чашка и кружки, называемые тарелками. Увы, в такой нищете жили те, чьим потом и кровью добывался боярам белый хлеб. Герой повести возмущен происходящим и говорит, что их злодеяния видит Справедливый Небесный Судья, который нелицеприятен.

    Черная грязь

    И наконец, путник стал свидетелем свадьбы, но весьма необычной, потому что вступающие в брак были очень унылыми и безрадостными. Почему так происходило? Почему молодожены, хотя и ненавидели друг друга, вынуждены были заключать союз? Потому что делалось это не по их воле, а по прихоти тех же дворян.

    Слово о Ломоносове

    В самой последней главе автор рассказывает о значительном вкладе Михаила Ломоносова в науку и культуру. Этот гениальный человек, родившись в бедности, смог решительно покинуть дом и за его стенами получить так необходимое ему образование. «Упорное прилежание в учении языков сделало Ломоносова согражданином Афин и Рима…» И такое прилежание щедро вознаградилось.

    “Путешествие из Петербурга в Москву” – А. Н. Радищев. Краткое содежание

    5 (100%) 4 votes


    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!