Кравченко григорий пантелеевич генерал лейтенант авиации. Кравченко григорий пантелеевич - дважды герой советского союза генерал-лейтенант авиации

Когда на начальном этапе Великой Отечественный войны погибло много классных летчиков из числа командного состава, вышел приказ, ограничивающий личное участие в воздушных боях генералов авиации. Командир 215-й истребительной авиадивизии Григорий Кравченко не соотнес этот приказ с собой, он был убежден, что нельзя командовать воздушными боями только с КП. И когда в небе становилось "жарко", а летчикам приходится туго, командир обязательно должен быть с ними. Поэтому всегда в своей служебной машине генерал возил летную амуницию, чтобы "по тревоге" без промедления подняться в воздух.

Бой над Синявино

23 февраля 1943 года в небе над поселком Синявино (Ленинградская область) с самого утра барражировали наши самолеты, прикрывая с воздуха наступательные действия 2-й ударной армии. Фашисты пытались помешать, и то тут, то там возникали воздушные бои. Местами было очень жарко. Оценив ситуацию, комдив не выдержал и, возглавив группу ЛА-5, сам поднялся в воздух, чтобы поддержать своих.

За тем, что происходило дальше, артиллеристы 430-го гаубичного полка следили, затаив дыхание. Они наблюдали бой четверки советских истребителей с превосходящими силами противника на высоте примерно около тысячи метров. И особо среди этой четверки, стремительностью своих атак и мастерством пилотирования, выделялся один истребитель. Артиллеристы изумлялись отваге летчика, который виртуозно вел себя в бою.

Вот, не выдержав лобовой атаки, немецкий самолет рванул вверх. Наш летчик дал по врагу короткую очередь, и тот круто пошел вниз, оставляя за собой черный шлейф дыма. Через несколько секунд два фашистских истребителя буквально упали сверху на наш самолет. Он уклонился от атаки и так низко вышел из пике, что преследующий его "мессер", не успев сманеврировать на малой высоте, врезался в землю. На подмогу к фашистам подоспела еще пара «фоккеров». ЛА-5 резко ушел сначала в одну сторону, потом в другую, снизившись, сделал крутой вираж, уходя из-под удара противника, и сам оказался на хвосте у одного из истребителей. Очередь из бортового пулемета, и – еще один фашист запылал факелом.

К сожалению, с земли было не видно, кто из немцев подбил наш самолет, но как он накренился и резко пошел на снижение, увидели все. От него отделилась маленькая фигурка летчика. Артиллеристы с замиранием сердца ждали, когда раскроется его парашют, но этого не произошло. Они подбежали к пилоту, и по найденному в кармане документу установили: это был генерал-лейтенант авиации дважды Герой Советского Союза Григорий Пантелеевич Кравченко.

"Комсомолец – на самолет!"

Он стал легендарным летчиком еще до Великой Отечественной войны, повоевав на трех войнах…

Гриша Кравченко родился в 1912 году в многодетной крестьянской семье. Зимой учился в сельской школе, летом работал подпаском, играл в лапту, воровал у соседей сливы, хотя в своем дворе были точно такие же… Когда парню исполнилось 16, он стал комсомольцем. А спустя три года, будучи студентом землеустроительного техникума, Григорий воспринял призыв IX съезда ВЛКСМ "Комсомолец - на самолет!", как обращение к нему лично, и стал курсантом 1-й военной школы летчиков в поселке Кача под Севастополем.

После окончания школы проявил себя отличным мастером пилотажа и был оставлен в ней летчиком-инструктором. В 1938-ом с группой советских пилотов его направили для оказания помощи китайскому народу в борьбе с японскими захватчиками. Через год Кравченко уже "тушил" советско-японский конфликт у реки Халхин-Гол. А в конце 39-го - начале 40-го, командуя сначала особой авиагруппой, а затем авиабригадой, участвовал в советско-финской войне. И везде показал себя настоящим мастером воздушного боя.

В июле 1939 года майор Кравченко был назначен командиром 22-го истребительного авиационного полка. Во время одного из полетов в районе озера Узур-Нур, Кравченко заметил аэродром противника, на котором полукругом стояли самолеты. Командир покачал крыльями и перевел свой истребитель в пике. За ним последовали остальные летчики. Их трассирующие пули прошивали самолеты, по аэродрому метались в панике японские летчики. Четыре раза заходили в атаку советские истребители, 12 вражеских самолетов были уничтожены, взорван склад горючего.

Теперь надо ждать ответного удара японцев, - предупредил командиров эскадрилий Кравченко и не ошибся.

Вскоре над площадками 22-го авиаполка появились 23 бомбардировщика и 70 истребителей противника. Они на большой высоте подлетели обходным путем, поэтому и заметили их с опозданием. Кравченко с боевыми товарищами поднялись в воздух, когда японцы уже пикировали на площадку. Завязался воздушный бой. Григорий зашел в хвост японскому истребителю и короткой пулеметной очередью сбил его, потом сразил другого. В бои вступали новые эскадрильи, но японцы превосходили по численности. Сразу три И-97 навалились на командира и пытались сбить его. Выручил Виктор Рахов. Он бросился наперерез одному из них и сразил врага первой же очередью. Воспользовавшись этим Кравченко кинулся преследовать японского разведчика на Р-97. Но бензин был на исходе. На последних каплях горючего Григорий сел "на брюхо" в маньчжурской в степи. Замаскировав самолет, он три дня по 40-градусной жаре добирался до своих. Там его уже и не надеялись увидеть живым. К счастью, не успели послать в Москву телеграмму о гибели командира полка. А вскоре - новый бой.

Авиаполк под его командованием за три неполных месяца совершил свыше 7,5 тысяч вылетов, уничтожил 262 японских самолета, 2 аэростата, большое количество техники и живой силы противника. В представлении командира к награде за боевые действия на Халхин-Голе есть такие строки: "Его исключительная храбрость воодушевляет весь личный состав ВВС армейской группы на полный разгром врага. В одном из боев летчики полка уничтожили 18 японских самолетов. Лично тов. Кравченко с 22 июня по 29 июля сбил 5 вражеских истребителей".

Майор Кравченко был представлен к званию Героя Советского Союза. Эта была уже его вторая высшая награда страны. Свое первое звание Героя он получил за успешное проведение госиспытаний истребителей И-16, И-153 и ДИ-6 в феврале 39-го.

Две Звезды Героя в один день

Процедура вручения медали "Золотая Звезда" станет в какой-то степени уникальной не только в жизни Героя, но и в истории награждений нашей страны. Дело в том, что крестьянский сын Григорий получил две своих медали в один день. Когда он был удостоен звания Героя Советского Союза в первый раз, Звезда, как знак особого отличия героям еще не вручалась. Она была учреждена лишь 1 августа 1939 года. И вот 4 ноября того же года, когда в Кремле впервые вручали Золотые Звезды, первым для награждения был вызван майор Кравченко. Председатель ЦИК СССР Михаил Калинин вручил ему сразу две медали. Так, Григорий Пантелеевич стал первым в стране дважды Героем Советского Союза.

Помимо двух высших наград Родины, он имел еще пять советских орденов и один монгольский. А также был владельцем "именного" самолета. Правда, не боевой машины, а учебного У-2, на фюзеляже которого красовалась надпись: "Дважды Герою Кравченко Г.П. от уральских рабочих". Такое количество наград и заслуг очень немногие люди в нашей стране смогли заработать за всю свою долгую героическую жизнь.

Григорию Кравченко за четыре месяца до гибели исполнилось только 30 лет…

Место рождения село Голубовка , Новомосковский уезд , Екатеринославская губерния , Российская империя Сражения/войны Японо-китайская война ,
Бои на Халхин-Голе ,
Советско-финская война ,
Великая Отечественная война

Биография

Здесь Гриша пошёл учиться в первый класс, окончил начальную школу. В мае 1925 года был принят в пионеры. В 1927 году поступил в Звериноголовскую школу крестьянской молодежи. С 1928 года он жил в интернате при школе, так как его родители переехали в село Мочалово ныне в Притобольном районе Курганской области , а затем в город Курган . Всего в интернате жило более 30-ти человек. Интернатовцы бесплатно питались и получали до 5-ти рублей в месяц на приобретение учебных принадлежностей. Школа имела небольшое подсобное хозяйство, 2-х лошадей, корову. Григорий был председателем хозяйственной комиссии.

Во время учёбы в ней вступил в 1928 году в комсомол . Вскоре его избрали членом бюро ВЛКСМ школы. В декабре 1929 года был избран членом райкома ВЛКСМ , внештатным секретарем райкома комсомола. Осенью 1930 года принят кандидатом в члены партии.

В авиации

Когда зимой 1931 года было опубликовано обращение IX съезда ВЛКСМ с призывом «Комсомолец - на самолёт!», ответ советской молодёжи был единодушный «Дадим 100 000 лётчиков!». Григорий воспринял призыв как лично к нему обращённый и подал заявление с просьбой направить его в авиацию. По спецнабору ЦК ВКП(б) в мае 1931 года он был направлен в 1-ю военную школу лётчиков им. тов. Мясникова в Каче. В авиашколе он освоил самолёты У-1 и Р-1 . Учебную программу настойчивый и дисциплинированный курсант прошёл за 11 месяцев.

Участие в боевых действиях в Китае и на Халхин-Голе

Летом 1940 года участвовал в присоединении Эстонии к СССР. В мае-июле 1940 года - начальник отдела истребительной авиации Лётно-технической инспекции ВВС Красной Армии.

Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 4 июня 1940 года Кравченко Г. П. присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации . С 19 июля до ноября 1940 года - командующий



Родился 29 сентября (12 октября) 1912 года в селе Голубовка (ныне Новомосковский район Днепропетровской области Украины). С 1914 года жил в селе Пахомовка Павлодарского уезда Семипалатинской области, ныне Павлодарской области (Казахстан), с 1923 года - в селе Звериноголовское, ныне Курганской области. Окончил среднюю школу, в 1931 году - 1 курс Московского землеустроительного техникума. В том же году призван в ряды Красной Армии. В 1932 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков, оставлен в ней инструктором-лётчиком. С 1933 года служил в 403-й истребительной авиационной бригаде. С 1934 года - в 116-й истребительной эскадрилье особого назначения (выполняла специальные задания НИИ ВВС по лётно-испытательной работе) в должности командира звена. За успехи по службе награждён орденом "Знак Почёта".

С 13 марта по 24 августа 1938 года старший лейтенант Г. П. Кравченко принимал участие в Китайско-Японской войне. Был командиром звена, отряда, эскадрильи. Защищал воздушные подступы к Кантону, Ханькоу и другим городам. 29 апреля 1938 года был сбит в воздушном бою, совершил вынужденную посадку. В июле 1938 года сбит второй раз, благополучно спасся на парашюте. По данным на 15 июля 1938 года выполнил 78 боевых вылетов на И-16, провёл 8 воздушных боёв, сбил лично 2 и в составе группы 4 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия, 4 ноября 1939 года ему вручена медаль "Золотая Звезда" (№ 120). В ноябре 1938 года вернулся на лётно-испытательную работу в НИИ ВВС РККА.

Участник Советско-Японского конфликта на реке Халхин-Гол с 2 июня по 7 сентября 1939 года в должности советника, а затем и командира 22-го истребительного авиационного полка (1-я Армейская группа), летал на И-16. Совершил несколько десятков боевых вылетов, провёл более 10 воздушных боёв, в которых сбил лично 5 и в группе 5 самолётов противника, ещё 13 самолётов уничтожил в составе группы на земле. 27 июня 1939 года сел на вынужденную посадку из-за нехватки бензина, 3 дня пробирался к своим. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года майор Г. П. Кравченко удостоен звания дважды Героя Советского Союза. После учреждения знака особого отличия, 4 ноября 1939 года ему вручена вторая медаль "Золотая Звезда" (№ 1/II).

В сентябре-октябре 1939 года в должности советника авиационной дивизии участвовал в присоединении Западной Украины. С 1939 года - начальник отдела истребительной авиации Управления боевой подготовки ВВС Красной Армии.

Участник Советско-Финляндской войны с декабря 1939 года по март 1940 года в должности командира Особой авиационной группы, состоявшей из 4-х полков (2-х истребительных и 2-х бомбардировочных) и базировавшейся в Эстонии.

Летом 1940 года участвовал в присоединении Эстонии. С мая по июль 1940 года - начальник отдела истребительной авиации Лётно-технической инспекции ВВС Красной Армии. С 19 июля до ноября 1940 года командовал ВВС Прибалтийского Особого военного округа. С 23 ноября 1940 года учился на Курсах усовершенствования командного состава при Военной академии Генерального штаба. 27 марта 1941 года назначен командиром 64-й истребительной авиационной дивизии (Киевский особый военный округ). С апреля 1940 года - слушатель Военной академии Генерального штаба.

С июня 1941 года генерал-лейтенант авиации Г. П. Кравченко на фронтах Великой Отечественной войны в должности командира 11-й смешанной авиационной дивизии (Западный и Брянский фронты). С 22 ноября 1941 года по март 1942 года командовал ВВС 3-й армии (Брянский фронт). С марта по май 1942 года - командир 8-й Ударной авиационной группы Ставки Верховного Главнокомандования (Брянский фронт). С 23 июля 1942 года командовал 215-й истребительной авиационной дивизией, участвовал в боях на Калининском (ноябрь 1942 - январь 1943) и Волховском (с января 1943 года) фронтах. Лично совершал боевые вылеты на различных типах истребителей. Сбитых самолётов противника не имел. 23 февраля 1943 года погиб в воздушном бою в районе посёлка Синявино (Кировский район Ленинградской области). Растиражированные в историко-публицистической литературе советского периода сведения, что во время Великой Отечественной войны сбил 4 самолёта противника, не подтверждаются какими-либо архивными документами.

Урна с прахом захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Навечно зачислен в списки воинской части. Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Г. П. Кравченко установлен в его родном селе. Его именем названы улицы в Москве и Кургане, а также Звериноголовская школа. В Москве и посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково Московской области) на домах, в которых жил Г. П. Кравченко, установлены мемориальные доски.

Награждён орденами: Ленина (22.02.1939), Красного Знамени (14.11.1938, 19.01.1940), Отечественной войны 2-й степени (1943), "Знак Почёта" (25.05.1936), Боевого Красного Знамени МНР (10.08.1939).


* * *

Советско-Японский конфликт на реке Халхин-Гол, 1939 г.

22.06.1939 1 "истребитель" район высота 704 И-16
04.07.1939 1 И-96 район реки Халхин-Гол
23.07.1939 1 И-97 (в гр. 1/3) гора Хамардаба
26.07.1939 1 И-97 (в гр. 1/3) район реки Халхин-Гол
29.07.1939 1 И-97 гора Гурбан-Баин
7 "самолёт" (на земле, в гр. 7/18) северо-западнее озеро Узур-Нур
6 И-97 (на земле, в гр. 6/10)
31.07.1939 1 И-97 восточнее гора Хамардаба
20.08.1939 1 И-97 (в гр. 1/66) река Хайластын-Гол
2 И-97 (в гр. 2/18) озеро Узур-Нур - озеро Яньху
25.08.1939 1 И-97 севернее озеро Яньху

Всего сбитых самолётов - 5 + 5; боевых вылетов - "несколько десятков"; воздушных боёв - более 10.




Герои Советского Союза

Кравченко Григорий Пантелеевич

Биография

Григорий Кравченко родился 29 сентября (12 октября) 1912 года в селе Голубовка Новомосковского уезда Екатеринославской губернии, ныне Днепропетровской области, в семье крестьянина-бедняка.

С 1914 года жил в селе Пахомовка Павлодарского уезда Семипалатинской области (ныне в Павлодарской области, Казахстан). Вскоре его отца, Пантелея Никитовича, призвали в армию, он вернулся в 1917 году на костылях.

В мае 1923 года семья Кравченко переехала на жительство в село Звериноголовское Челябинского уезда Челябинской губернии (ныне административный центр Звериноголовского района Курганской области).

Здесь Гриша пошел учиться в первый класс, окончил начальную школу. В мае 1925 года был принят в пионеры. В 1927 году поступил в Звериноголовскую школу крестьянской молодежи. С 1928 года он жил в интернате при школе, так как его родители переехали в село Мочалово ныне в Притобольном районе Курганской области, а затем в город Курган. Всего в интернате жило более 30-ти человек. Интернатовцы бесплатно питались и получали до 5-ти рублей в месяц на приобретение учебных принадлежностей. Школа имела небольшое подсобное хозяйство, двух лошадей, корову. Григорий был председателем хозяйственной комиссии.

Во время учёбы вступил в 1928 году в комсомол. Вскоре его избрали членом бюро ВЛКСМ школы. В декабре 1929 года был избран членом райкома ВЛКСМ, внештатным секретарем райкома комсомола. Осенью 1930 года был принят кандидатом в члены партии.

В 1930 году окончил школу крестьянской молодёжи и поступил в Пермский землеустроительный техникум, который вскоре был переведён в Москву. После первого курса Московского землеустроительного техникума в 1931 году был призван в Красную Армию. В этом же году вступил в ВКП(б).

В авиации

Когда зимой 1931 года было опубликовано обращение IX съезда ВЛКСМ с призывом «Комсомолец - на самолёт!», ответ советской молодёжи был единодушный: «Дадим 100 000 лётчиков!». Григорий воспринял призыв как обращённый лично к нему и подал заявление с просьбой направить его в авиацию. По спецнабору ЦК ВКП(б) в мае 1931 года он был направлен в 1-ю военную школу лётчиков им. тов. Мясникова в Каче. В авиашколе он освоил самолёты У-1 и Р-1. Учебную программу настойчивый и дисциплинированный курсант прошёл за 11 месяцев.

В 1932 году по окончании Качинской военной авиационной школы имени А. Ф. Мясникова остался в ней работать как лётчик-инструктор. В 1933-1934 гг. служил в 403-й ИАБ, которой командовал комбриг П. И. Пумпур. Быстро освоил истребители И-3, И-4, И-5.

С 1934 года служил под Москвой в 116-й истребительной эскадрилье особого назначения под командованием полковника Томаса Сузи. Был командиром звена. Эскадрилья выполняла спецзадания НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях динамореактивных авиационных пушек Курчевского АПК 4-бис на самолётах И-Z (N 13535). За успехи по службе был награждён 25 мая 1936 года орденом «Знак Почёта». В августе 1936 года награждён грамотой ЦК ВЛКСМ и Центрального Совета Осоавиахима СССР за отличную работу по подготовке и проведению авиационного праздника, состоявшегося 24 августа 1936 года.

В бою на Халхин-Голе пять истребителей 22-го авиаполка целые полчаса успешно сдерживали атаку ста самолетов противника

Участие в боевых действиях в Китае и на Халхин-Голе

Старший лейтенант Кравченко участвовал в боевых действиях в Китае с 13 марта по 24 августа 1938 года. Летал на И-16 (76 часов боевого налёта). 29 апреля сбил 2 бомбардировщика, но был подбит и сам, с трудом посадил машину на вынужденную и более суток добирался до своего аэродрома в Наньчан. 4 июля, прикрывая выбросившегося с парашютом Антона Губенко, так прижал японский истребитель, что тот врезался в землю. После перелёта группы в Кантон, Кравченко участвовал в налёте на аэродром противника.

31 мая 1938 года уничтожил два самолёта при отражении вражеского налёта на Ханьхоу. Спустя несколько дней уничтожил в одном бою сразу три истребителя противника, но был сбит и сам. Летом 1938 года над Ханьхоу одержал последнюю победу - сбил бомбардировщик. Всего же, в Китае он сбил около 10 вражеских самолётов, был награждён орденом Красного Знамени.

В конце декабря 1938 года Кравченко присвоено внеочередное воинское звание майор. Он продолжил летно-испытательную работу в НИИ ВВС в отряде Стефановского. Провёл государственные испытания истребителей: И-16 тип 10 с крылом «М» (декабрь 1938 года - январь 1939 года), И-16 тип 17 (февраль-март 1939 года). Провёл ряд испытательных работ на истребителях И-153 и ДИ-6.

22 февраля 1939 года ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия «Золотая Звезда» ему была вручена медаль № 120.

29 мая с Центрального аэродрома им. Фрунзе группа из 48 летчиков и инженеров, имевших боевой опыт, во главе с заместителем начальника Управления ВВС комкором Я. В. Смушкевичем вылетела на трех транспортных самолётах «Дуглас» по маршруту Москва - Свердловск - Омск - Красноярск - Иркутск - Чита для укрепления частей, участвующих в советско-японском конфликте у реки Халхин-Гол. Провожать их приехал К. Е. Ворошилов, который запретил вылет, пока не доставили для всех парашюты.

2 июня 1939 года Кравченко прибыл в Монголию и был назначен советником в 22-й истребительный авиационный полк (базировался на Тамсаг-Булак). После гибели в бою комполка майора Н. Г. Глазыкина, а затем помкомполка капитана А. И. Балашева, был назначен командиром полка. Лётчики полка уничтожили в воздухе и на земле более 100 вражеских самолётов. Сам Кравченко с 22 июня по 29 июля провёл 8 воздушных боёв, сбил 3 самолёта лично и 4 в группе, в том числе известного аса майора Маримото. Участвовал в 2-х штурмовых ударах по аэродромам противника, в которых под его командованием, на земле и в воздухе, было уничтожено 32 самолета противника. 10 августа за мужество в боях с агрессорами Президиум Малого Хурала МНР наградил Григория Пантелеевича Кравченко орденом «Красного знамени за воинскую доблесть». Орден вручил Маршал МНР Хорлогийн Чойбалсан.

29 августа 1939 года майор Кравченко Григорий Пантелеевич был во второй раз удостоен звания Героя Советского Союза (медаль № 1/II). Г. П. Кравченко и С. И. Грицевец стали первыми дважды Героями Советского Союза. Кроме самого Кравченко, ещё 13 лётчиков 22-го ИАП было удостоено звания Герой Советского Союза, 285 человек - награждены орденами и медалями, а полк стал Краснознамённым.

12 сентября 1939 года группа Героев Советского Союза на 2-х транспортных самолётах вылетела из района реки Халхин-Гол в Москву. В Улан-Баторе советских лётчиков приветствовал маршал Чойбалсан. В их честь был дан обед.

14 сентября 1939 года героев Халхин-Гола встречали в Москве представители Главного штаба ВВС и родные. В Центральном Доме Красной Армии состоялся торжественный обед. В зале прибывших встретил Ворошилов. Он отечески обнял Грицевца и Кравченко и посадил их рядом с собой за стол. Был поднят бокал за победу на Халхин-Голе, за дружбу монгольского и советского народов, за отважных лётчиков. Климент Ефремович подошёл к столику, где сидели Пантелей Никитович и Мария Михайловна Кравченко. Он крепко пожал руки родителям героя и поздравил их с присвоением сыну звания дважды Герой Советского Союза.

15 сентября 1939 года отбыл в Киевский военный округ для участия в операции по освобождению западных областей Украины в должности советника авиационной дивизии.

2 октября 1939 года майор Г. П. Кравченко был отозван из Киевского военного округа и назначен начальником отдела истребительной авиации Главного управления ВВС РККА. Кравченко была выделена квартира в Москве на Большой Калужской улице (ныне Ленинский проспект). Родители, младшие брат и сестра переехали к нему.

4 ноября 1939 года впервые в стране вручались Героям Советского Союза медали «Золотая Звезда». Первому в стране и сразу две медали «Золотая Звезда» Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Иванович Калинин прикрепил на гимнастерку Григорию Пантелеевичу Кравченко.

7 ноября 1939 года он был ведущим пятерки истребителей и открывал воздушный парад над Красной площадью.

В ноябре 1939 года Кравченко был выдвинут кандидатом в депутаты Московского областного Совета депутатов трудящихся (в декабре был избран).

Военный конфликт с Японией: маршал МНР Х.Чойбалсан (в центре) и Герои Советского Союза, летчики С.И.Грицевец (слева) и Г.П.Кравченко во время беседы.

Советско-финляндская война

Участник советско-финской войны 1939-1940 годов. Первоначально авиагруппа Кравченко (или Особая авиагруппа) состояла из двух полков - бомбардировщиков СБ и истребителей И-153 - и дислоцировалась на острове Эзель (Даго) в Эстонии, но постепенно увеличилась до 6 авиаполков (71-й истребительный, 35-й, 50-й и 73-й скоростные бомбардировочные, 53-й дальнебомбардировочный и 80-й смешанный авиаполки). В оперативном отношении бригада подчинялась начальнику ВВС РККА комкору Я. Смушкевичу. Во время боевых действий эта бригада часто помогала 10-й смешанной авиабригаде ВВС КБФ при организации совместных ударов по финским портам и броненосцам. Распределение целей между бригадами было таким: 10-я бригада бомбила порты западного и юго-западного побережья Финляндии, а также транспорты и боевые корабли противника в море, а группа Кравченко - населенные пункты в центральной и южной Финляндии. За это он был награждён вторым Орденом Красного Знамени.

Летом 1940 года участвовал в присоединении Эстонии. В мае-июле 1940 года - начальник отдела истребительной авиации Лётно-технической инспекции ВВС Красной Армии.

Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 4 июня 1940 года Кравченко Г. П. присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации. С 19 июля до ноября 1940 года - командующий ВВС Прибалтийского особого военного округа. С 23 ноября 1940 года - слушатель курсов усовершенствования начальствующего состава при академии Генерального Штаба.

В марте 1941 года, после окончания КУВНАС, он был назначен командиром 64-й ИАД Киевского Особого военного округа (12-й, 149-й, 166-й, 246-й и 247-й ИАП), которой командовал вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война

В Великой Отечественной войне участвовал с июня 1941 года как командир 11-й смешанной авиационной дивизии на Западном и Брянском фронтах.

С 22 ноября 1941 года по март 1942 года - командующий ВВС 3-й армии Брянского фронта. Затем, марте-мае 1942 года - командир 8-й ударной авиационной группы Ставки Верховного Главнокомандования (Брянский фронт). С мая 1942 года формировал 215-ю истребительную авиационную дивизию и в качестве её командира участвовал в боях на Калининском (ноябрь 1942 - январь 1943) и Волховском (с января 1943 года) фронтах.

23 февраля 1943 года в воздушном бою Кравченко сбил «Фокке-Вульф 190», однако его самолет Ла-5 загорелся. Перелетев через линию фронта, Кравченко не смог дотянуть до своего аэродрома и был вынужден покинуть самолет, но парашют не раскрылся, – вытяжной трос, с помощью которого открывается ранец парашюта, перебило осколком, и он погиб.

Общее число побед, одержанных Г. П. Кравченко, ни в одном из источников не приводится (за исключением книги П. М. Стефановского «300 неизвестных», где указано 19 побед, одержанных в боях с японцами. Возможно, эти цифры отражают общий итог его боевой деятельности). Согласно некоторым мемуарным источникам, в своём последнем бою он одержал сразу четыре победы (три самолёта сбил пушечным огнём, ещё один умелым маневром вогнал в землю). Некоторые западные источники указывают на 20 побед, одержанных в четырех войнах.

Плита на Красной площади
Мемориальная доска в посёлке Чкаловский
Мемориальная доска в Москве
Мемориальная доска в Ряжске
Бронзовый бюст в селе Голубовка
Памятный знак в селе Голубовка


Кравченко Григорий Пантелеевич – командир истребительной авиационной группы советских добровольцев в Китае;
командир 22-го истребительного авиационного полка (1-я армейская группа), майор.

Родился 27 сентября (10 октября) 1912 года в селе Голубовка Новомосковского уезда Екатеринославской губернии (ныне Новомосковского района Днепропетровской области, Украина). Украинец. С 1914 года жил в селе Пахомовка (ныне Качирского района Павлодарской области, Казахстан), с 1923 года – в селе Звериноголовское (ныне Курганской области). В 1929 году окончил 7 классов школы, в 1931 году – 1 курс Московского землеустроительного техникума.

В армии с мая 1931 года. В июле 1932 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков, до марта 1933 года был в ней лётчиком-инструктором. В 1933-1934 годах служил лётчиком и командиром звена истребительной авиаэскадрильи (в Московском военном округе).

С июля 1934 – на лётно-испытательной работе в Научно-испытательном институте ВВС (НИИ ВВС). Участвовал в испытаниях динамореактивных авиационных пушек Курчевского АПК-4бис на истребителях И-Z.

Участник войны с японцами в Китае: в марте-августе 1938 – командир звена, командир отряда и командир авиаэскадрильи советских добровольцев. Выполнил около 75 боевых вылетов на истребителе И-16, в 8 воздушных боях сбил 6 самолётов противника. 29 апреля 1938 года был сбит в воздушном бою, сел на вынужденную посадку. В июле 1938 года был второй раз сбит в воздушном бою, но благополучно спасся на парашюте.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года майору Кравченко Григорию Пантелеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия Г.П.Кравченко 4 ноября 1939 года была вручена медаль «Золотая Звезда» №120.

По возвращении из Китая, в ноябре 1938 года, вернулся на лётно-испытательную работу в НИИ ВВС. Провёл государственные испытания истребителей И-16 тип 10 с крылом «М», И-16 тип 17 и И-16ПС. Провёл ряд испытательных работ на истребителях И-153 и ДИ-6.

Участник боёв с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол: с июня 1939 – командир авиаэскадрильи, а в июле-сентябре 1939 – командир 22-го истребительного авиационного полка. Совершил несколько десятков боевых вылетов на истребителе И-16, в 8 воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 1 самолёт противника. 27 июня 1939 года сел на вынужденную посадку из-за нехватки бензина, 3 дня пробирался к своим.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года майору присвоено звание дважды Героя Советского Союза.

Г.П.Кравченко и С.И.Грицевец стали первыми дважды Героями Советского Союза.

После учреждения знака особого отличия Г.П.Кравченко 4 ноября 1939 года была вручена вторая медаль «Золотая Звезда» №1/II.

Участник похода Красной Армии в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года в должности советника командира авиационной бригады.

С октября 1939 – начальник отдела истребительной авиации Управления боевой подготовки ВВС Красной Армии.

Участник советско-финляндской войны: в декабре 1939 – марте 1940 – командир особой авиационной группы, состоявшей из четырёх полков (двух истребительных и двух бомбардировочных) и базировавшейся в Эстонии.

В апреле-июле 1940 – начальник отдела истребительной авиации Лётно-технической инспекции ВВС Красной Армии.

В июле-ноябре 1940 года командовал ВВС Прибалтийского особого военного округа. В марте 1941 года окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генштаба. В марте-апреле 1941 – командир 64-й авиационной дивизии (в Киевском особом военном округе). В апреле-июне 1941 года обучался в Военной академии Генштаба.

Участник Великой Отечественной войны: в июне-ноябре 1941 – командир 11-й смешанной авиационной дивизии, в ноябре 1941 – марте 1942 – командующий ВВС 3-й армии, в марте-мае 1942 – командир 8-й ударной авиационной группы Ставки Верховного Главнокомандования. Воевал на Брянском фронте. Участвовал в Орловской-Брянской операции, Московской битве и боях на орловском направлении.

С июля 1942 – командир формирующейся 215-й истребительной авиационной дивизии. С ноября 1942 года в этой должности участвовал в боях на Калининском и Волховском фронтах. Участвовал в Великолукской операции и прорыве блокады Ленинграда. За время войны совершил несколько боевых вылетов на истребителях.

Погиб 23 февраля 1943 года на истребителе Ла-5 в воздушном бою в районе посёлка Синявино (Кировский район Ленинградской области).

Урна с прахом захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Генерал-лейтенант авиации (1940). Награждён орденом Ленина (22.02.1939), 2 орденами Красного Знамени (14.11.1938; 19.01.1940), орденами Отечественной войны 2-й степени (22.02.1943), «Знак Почёта» (25.05.1936), монгольским орденом Боевого Красного Знамени (10.08.1939).

Бронзовый бюст Г.П.Кравченко установлен в селе Голубовка. Его именем названы улицы в городах Москва и Курган, селе Звериноголовское, а также школы в сёлах Голубовка и Звериноголовское. В Москве и посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково Московской области) на домах, в которых он жил, установлены мемориальные доски. Навечно зачислен в списки воинской части.

Воинские звания:
Лейтенант (20.03.1936)
Старший лейтенант (19.02.1938)
Майор (26.09.1938)
Полковник (29.11.1939)
Комбриг (1.02.1940)
Комдив (11.04.1940)
Генерал-лейтенант авиации (4.06.1940)

Биография предоставлена



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!