Кто может оказывать психологическую поддержку. Психологическая поддержка ребенка

Инструкция

Накормите попавшего в беду и дайте необходимое. В состоянии психологического упадка человек чувствует себя уязвимым. Потому благие намерения окружающих что-то подсказать воспринимаются негативно. В таком состоянии несчастный похож на оскалившегося щенка, который не подпускает к себе и не дает возможности освободить его попавшую в щель лапу.Пригласив человека к столу, вы помогаете ему расслабиться. Пища и одежда - самое простое, в чем нуждается ближний, чтобы чувствовать себя защищенным. Оставьте при себе назидательные беседы, вместо этого дайте нуждающемуся необходимое. Вы можете тронуть его до глубины души, даже если внешне несчастный этого не покажет. Человеку важно знать, что кто-то о нем заботится.

Расскажите о чем-то душевном. Пока он ест ваш хлеб, вспомните, как кормили голубей семечками. Расскажите, как откладывали деньги на покупку подарка для мамы. С одной стороны, это отвлечет собеседника от грустных мыслей. С другой стороны, его душа будет тянуться к вам, как к понимающему человеку.

Поинтересуйтесь, как у ближнего дела. Задайте этот вопрос невзначай. Не старайтесь показать, что у человека на лице написаны переживания. Если захочет, в этот момент он выговорится. Не каждому необходима исповедь перед посторонним. Некоторым достаточно того, что им уделили внимание. Расставшись с вами, знакомый почувствует облегчение и найдет силы для борьбы.

Выслушайте собеседника. Если человек начал говорить, не вступайте в беседу. Превратитесь в «большое ухо». Кто может выразить внутреннее состояние словами, тот знает выход из ситуации. Поэтому советы не пригодятся. Ваша задача - помочь ближнему сказать, что наболело. Остальное будет лишним. Молчите, чтобы оказать помощь .

Подарите человеку надежду. Когда взгляд собеседника просветлеет, скажите, что он непременно решит проблему. Ему важно понимать, что кто-то в него верит. Даже если не созрело конкретное решение, интуитивно он ощутит, что находится на верном пути. Верьте в человека и подарите ему великую радость. Он поднимет голову и найдет силы для победы.

Видео по теме

Совет 2: Как правильно оказать психологическую поддержку

Допустим, ваш друг столкнулся с серьезной проблемой, и вы хотите его поддержать. Как вести себя, чтобы действительно помочь, а не усугубить его неприятности?

Инструкция

Первое, что нужно сделать – это внимательно выслушать. Не спешите с советами и комментариями. Именно так поступают и профессиональные психологи. Заверьте своего друга (подругу), что вы готовы уделить ему достаточно времени, что все сказанное останется между вами, и слушайте. Если хочет плакать – пусть плачет, если злится, то пусть вдоволь покричит. В такие моменты выражения типа «успокойся» еще сильнее выводят из себя. Эмоциям нужен выход. Перетерпите бурю и внимайте сказанному.

Научитесь слушать правильно. Это пригодится вам во многих ситуациях. А сами правила довольно просты:
- не перебивать;
- показывать свою заинтересованность;
- вставлять короткие реплики типа: «ага», «угу», «да-да» и т.п.;
- задавать уточняющие вопросы.

Среди людей существует ошибочное мнение, что когда нам на что-то жалуются, то непременно хотят совета, инструкции к действию. Но чаще всего это не так. К нам обращаются за сочувствием и одобрением. Если человек и ищет какое-то решение, то делает это внутри себя. Простые «выходы», плавающие на поверхности, как правило, не подходят или в конкретной ситуации. Жалуясь на пьющего мужа, женщина с ним расстаться. В глубине души она понимает, что это не решит всех ее проблем.

Когда вас все-таки попросят высказать свое мнение, воздержитесь от указаний. Лучше задавайте вопросы. Причем, чем правильнее вы подберете вопросы, тем полезнее можете оказаться. «А как ты сам считаешь? А из-за чего он так себя повел? Что ты чувствуешь по этому поводу? Какой выход тебя кажется самым приемлемым?»

Даже если вы всерьез увлекаетесь психологией, не ставьте диагнозов. Считаете, что нужна помощь психотерапевта? Предложите к нему обратиться, но не играйте в доктора. Не забывайте и про невербальный язык. Взяв за руку или обняв, вы словно говорите: «Я с тобой, я рядом, ты не один».

Совет 3: Как получить психологическую помощь в безвыходной ситуации

Каждый хоть раз в жизни, но встречался с какой-то ситуацией, выхода из которой, на первый взгляд, абсолютно нет. Многие в этот момент опускают руки и впадают депрессию. Довольно часто человек в трудной ситуации начинает злоупотреблять алкоголем и замыкаться в себе. Но следует понимать, что такое поведение никак не поможет решить проблему. Поэтому надо взять себя в руки и начинать действовать.

Где искать помощи, когда кажется, что выхода из ситуации нет?

Когда кажется, что мир перевернулся и желания жить практически нет, всегда надо помнить, что есть близкие люди, которым вы не безразличны. Они всегда готовы помочь и успокоить. Поэтому не следует скрывать от них свое горе или проблемы, за психологической помощью и поддержкой можно обратиться к ним. Ведь очень часто после разговора с кем-то родным и близким человек осознает, что он не один. Что с ним рядом есть люди, готовые ему помочь и принять, несмотря ни на какие жизненные ситуации.

Обратиться к психологу

Но , если обратиться за помощью к близким людям нельзя? Ведь очень часто люди намного легче делятся своими проблемами с незнакомыми людьми, а не со своими близкими и родными. Такое часто бывает, когда признаться в чем-то перед знакомыми. Но не стоит замыкаться, потому что и из этой ситуации есть выход. Всегда можно обратиться за психологической помощью к профессиональному психологу.

Очень часто человек, имея какую-то серьезную проблему, не решается обратиться к психологу. Так как бытует мнение, что попросить помощи у психолога – постыдно, так как к этому специалисту обращаются так называемые больные люди. Но это очень . К психологу обращаются вполне здоровые люди, которые просто запутались и не могут найти выход из сложившейся ситуации. Хороший специалист поможет человеку восстановить эмоциональное состояние и выйти из затруднительной ситуации.

Телефон доверия

Также большой популярностью у людей, которые хотят получить психологическую помощь, пользуется «телефон доверия». «Телефон доверия» - это сервис, который предоставляет человеку возможность быть выслушанным и понятым. Многие предпочитают именно этот способ получения психологической помощи, так как не надо тет-а-тет общаться с человеком, смотреть ему в глаза при разговоре. Во многих ситуациях это довольно сильно упрощает процесс высказывания проблемы.

В большинстве случаев, по «телефону доверия» консультируют квалифицированные психологи, реже социальные работники, юристы и психиатры. Большим плюсом такого вида психологической помощи является то, что разговор, который происходит между позвонившим и консультантом, является анонимным. Поэтому по «телефону доверия» можно обсуждать абсолютно любые темы.

Неважно, как человек решил бороться со своими проблемами, неважно от кого он решил получить психологическую помощь, важно понимать, что нет безвыходных ситуаций. Какое бы горе ни случилось, всегда есть люди, готовые поддержать и протянуть руку помощи.

Совет 4: Как оказывается психологическая помощь в кризисных ситуациях

Кризисная ситуация – это ситуация, в которой человек испытывает сильное психологическое стрессовое состояние. Полученный опыт требует в короткие сроки изменить представления индивида об окружающей его действительности. Справиться с подобными изменениями человеку помогает психолог.

Появление кризисных ситуаций требует немедленного решения. В ином случае ситуация может привести к еще более худшим проявлениям. Сюда можно отнести аддиктивное поведение, такое как алкоголизм или наркомания. Психологическая помощь оказывается человеку в зависимости от того, на какой ступени развития кризисной ситуации он находится.

Рутинные жалобы

Рутинные жалобы – первая ступень развития кризиса. Такое название она имеет из-за того, что стрессовый момент для человека наступает всегда в одно и тоже время. Например, ситуация выходит из-под контроля каждый четверг в шесть часов вечера. Тогда помощь человеку может ограничиться психологическим консультированием. При этом детально разбирается план действий человека, который предшествует кризису. Стоит проработать различные модели поведения индивида, а именно попытаться определить все возможные реакции на те или иные стимулы.

Возможный кризис

Под второй ступенью подразумевается риск того, что положение может выйти из-под контроля. Если человек располагает временем до решения кризисной ситуации, то психологу необходимо составить описание факта, определить цель для действий индивида. Следует также разобраться с действий на случай, если ситуация выйдет возможного контроля. Если риск может затронуть не конкретного индивида, а группу людей, то в данном случае необходимо составить сообщение и оповестить каждого лично.

Непосредственно кризис

Если кризис застал вас в настоящее время и нет ресурсов, чтобы обдумывать план действий, то в первую очередь необходимо принять экстренные меры. Психолог должен оповестить специальные учреждения о том, где случилась экстренная ситуация, что она из себя представляет. Следующим шагом будет активизация кризисной команды. Соберите сильных людей, которые смогут оказать не только эмоциональную поддержку, но и смогут помочь делом. Если ситуация может принести физический вред людям, то необходимо поставить медикаментозную помощь в приоритет. Люди, которые получили резкую психологическую травму, нуждаются в успокоении и мотивации.

Необходимо помнить, что кризисная ситуация влияет на утрату веры в жизнь. Необходимо показать человеку, что не смотря на это его существование поддается контролю. Пережитые травмы сильно оказывают влияние на восприятие человеком времени. То, что он переживал до состояния стресса, кажется ему не таким важным, будущее видится бесцельным и бесперспективным. Поэтому важно дать человеку стимул для дальнейшей жизни, определить приоритеты и выстроить доступные для решения задачи.

Видео по теме

Источники:

  • Помощь в кризисных ситуациях в 2019

Обычно все привыкли к тому, что если случается какая-то катастрофа, теракт или стихийное бедствие, то заниматься последствиями должны медики и спасатели. При этом забывают о необходимости оказания психологической помощи. А реакция человека на острое стрессовое событие может быть непредсказуемой и даже иметь плачевные последствия. Что нужно делать в таких случаях?

Оказание психологической помощи во время чрезвычайных ситуаций считается приоритетом кризисных психологов. Но бывают ситуации, когда необходимо помочь человеку, а рядом нет опытного специалиста. В современном мире человек в любой момент может попасть в автокатастрофу, пережить пожар, террористический акт, стихийное бедствие или другие катаклизмы. При этом многим людям нужна не только медицинская помощь, но и психологическая.

Шок от пережитого может спровоцировать разные негативные психические реакции. Первую психологическую помощь можно сравнить с оказанием первой медицинской помощи до приезда «скорой». Ее оказывают люди, которые находятся рядом, поэтому необходимо знать основные принципы.

Во-первых , надо контролировать свое состояние и оказывать помощь только в том случае, если вы чувствуете силы, как эмоциональные, так и физические. Если вы так же плохо себя чувствуете, то не нужно себя заставлять, лучше позаботиться о себе, иначе потом вам самим может понадобиться помощь. Перед тем как подойти к пострадавшему, необходимо самому успокоиться, вести себя мягко, но в то же время уверенно. Как говорил Карлсон, спокойствие, только спокойствие! Во время катастроф часто случается паника, и самое главное в этой ситуации - действовать уверенно. Если человеком овладевает страх и паника, то он начинает совершать много ошибок и неверных действий. Некоторым людям становится легче уже от того, что он видит рядом уравновешенного человека.

Во-вторых , надо найти контакт с пострадавшим, но вмешательство не должно быть навязчивым. Если на месте катастрофы находится много людей, то вначале необходимо понаблюдать за людьми и понять, кто действительно нуждается в помощи, а кто может справиться самостоятельно. Помощь нужна тем, у кого отмечается дезориентация в пространстве, чрезмерная возбужденность, раздражительность или агрессивность, чрезмерное волнение и паника, а также замкнутость и апатия. Также нужно обратить внимание на детей, подростков, беременных женщин и пожилых людей. Сразу необходимо откликнуться на просьбу тех, кто к вам обращается.

Для установления контакта необходимо назвать свое имя и спросить, как зовут потерпевшего. Не стоит смотреть пристально в глаза и дотрагиваться до незнакомого человека, ведь он может быть представителем другой культуры, отличной от вашей. Если человек отказывается от вашей помощи, не нужно настаивать. Необходимо только сообщить, куда и к кому он может обратиться в случае необходимости. Если люди живут в местах, где часто случаются стихийные бедствия, они уже могут знать, как себя вести.

Можно спросить, нуждается ли человек в помощи, может, он хочет пить, ему холодно или жарко, что-то другое ему необходимо, то есть уточнить и удовлетворить все текущие физиологические потребности. На этом этапе для пострадавшего важно установить комфорт и безопасность. Если есть возможность, то нужно отвести человека в более спокойное место дальше от места катастрофы. Важно оградить человека от звуков и запахов, которые могут напоминать о случившемся. После этого проинформировать родственников и спросить, могут ли они приехать.

В-третьих , необходимо следить за эмоциональным состоянием потерпевшего. Бывают случаи, что человек узнает о смерти родственников во время катастрофы и хочет причинить себе вред вплоть до совершения самоубийства. Потерпевший может наброситься на другого человека, которого считает виновным в катастрофе. Состояние шока может проявиться не сразу. Если вы видите, что человек начинает бледнеть, сильно потеть, неровно дышать, у него начинается сильное сердцебиение или нарушение работы выделительной системы, то необходимо срочно обратиться за медицинской помощью. Интенсивные эмоции могут уменьшаться, а потом накатывать с новой силой.

Если необходимо эвакуировать людей в другое место, то необходимо им об этом сказать и попросить никуда не уходить. Не нужно говорить людям, что они находятся в безопасности, если до сих пор есть определенная угроза. Лучше сказать о том, что специальные службы делают все возможное для устранения проблемы. Никогда не надо говорить то, что вы не в состоянии выполнить. Например, если вы не можете обеспечить встречу с родственниками, то не надо говорить потерпевшему, что он их скоро увидит.

При общении с людьми необходимо помнить о самых уязвимых - детях и людях преклонного возраста.

Если вы оказываете психологическую помощь, то, как и при медицинской, необходимо соблюдать этические принципы и иметь необходимые знания. Часто своевременная поддержка может предотвратить негативные последствия острого стресса в будущем.

Необходимо помнить и об этических принципах оказания психологической помощи. Есть такое выражение «причинять добро». Не нужно чрезмерно опекать человека, этим вы показываете его слабость и несостоятельность. Большая часть людей в состоянии справиться с шоком самостоятельно. Не все люди хотят говорить о своих чувствах, поэтому не стоит устраивать «допрос». Помощь нужно оказывать только тем, кто в ней действительно нуждается, а это, в первую очередь, дети и люди пожилого возраста.

В разговоре с детьми нужно учитывать некоторые особенности. Сразу необходимо узнать, где находятся родители или сопровождающие. Если они рядом, то необходимо спросить разрешения на разговор с ребенком. В том случае, если ребенок находится один, нужно спросить, где его родители или родственники, и сделать все возможное, чтобы их найти.

Лучше сесть или присесть, для того чтобы быть с ребенком на одном уровне. В разговоре необходимо переспрашивать, чтобы убедиться, что вы правильно поняли, что именно ребенок хочет сказать. Не стоит употреблять сильные эмоциональные слова, например, «ужасный» или «кошмарный», тем самым вы можете усилить тревогу. Психотравма у детей может проявляться в виде регрессии, то есть дети начинают себя вести так, как будто они стали младше на несколько лет. В таком случае нужна будет дополнительная психологическая реабилитация со специалистом.

Нельзя оставлять детей и подростков наедине, с ними должен присутствовать кто-то из взрослых. При возможности, нужно отвести детей с спокойное место. Очень часто дети не могут словами выразить свои эмоции, поэтому можно предложить им заняться рисованием, чтением или прослушиванием музыки. Маленьких детей лучше вовлечь в игровую деятельность, при этом можно сказать, что куклы тоже нуждаются в том, чтобы их покормили и о них позаботились. С подростками нужно разговаривать так, как с взрослыми, говорить правду о происходящем. Если состояние подростка более спокойное, чем у других, его тоже можно вовлекать в активную деятельность, например, присмотреть за младшими детьми, почитать для них, вместе порисовать или поговорить с теми, кому тяжело. Взаимная поддержка помогает быстрее справиться с ситуацией.

С людьми преклонного возраста надо разговаривать медленно и четко. Некоторые могут иметь проблемы со слухом и зрением, но необходимо помнить, что эти явления могут быть как постоянными, так и полученными в результате травмы как последствие дезориентации и шокового состояния. Желательно спросить человека об этом и потом передать эту информацию специалисту. Некоторым пожилым людям или инвалидам могут понадобиться инвалидная коляска, костыли, палочка для ходьбы либо специальные медикаменты, которые они принимают.

Еще один вопрос, который может возникнуть - это работа СМИ. Часто журналисты в погоне за острым сюжетом могут быть навязчивыми. Потерпевших необходимо проинформировать о том, что они могут отказаться давать интервью или общаться с журналистами, если им это неприятно или тяжело. В дальнейшем необходимо оградить детей и подростков от просмотра телепередач с сюжетами об этой катастрофе. Иначе могут быть случаи ретравматизации, когда напоминание о трагедии может вызвать всплеск сильных эмоций.

Есть также фразы, которые не рекомендуют произносить человеку, который находится в состоянии острого стресса и горя. Среди них: «я знаю, что вы чувствуете», «может, это и к лучшему», «ему на том свете лучше», «что нас не убивает, делает нас сильнее», «вам скоро станет лучше», «хорошо, что вы живы», «могло быть и хуже, у вас остались другие родственники», «все, что ни делается - к лучшему», «вы сильный, чтобы с этим справиться». Лучше просто выслушивать человека без комментариев.

Если сотрудники МЧС или врачи сообщили о смерти родственника, то необходимо находиться рядом с человеком. При этом могут возникать сильные эмоциональные реакции, которые не надо останавливать. Если человек плачет, это нормально. Тревогу могут вызывать случаи, если человек эмоционально замирает, то есть входит в ступор. При этом он перестает реагировать на внешние раздражители, в том числе болевые. Из этого состояния его надо выводить, но для этого лучше найти специалиста - медика или профессионального психолога. До прихода психолога нужно пытаться поддерживать контакт с человеком, тихо с ним разговаривая, для того чтобы вызвать эмоции, лучше негативные. Если человек начал плакать или кричать, значит, все нормально, успокаивать не нужно. В ситуациях острого горя ступор считается более опасным, чем рыдания. Известны случаи, когда в первую очередь оказывали помощь тем, кто плакал, а на того, кто сидел спокойно, не обращали внимания. Такие «спокойные» переживания могут привести к суициду или психическому расстройству.

Может быть ситуация, когда человека охватывает нервная дрожь. В таком случае надо ее усилить: взяв за плечи, сильно потрясти в течение 10-15 секунд. Через некоторое время дрожь должна пройти. Не рекомендуют обнимать человека или закутывать в одеяло. Нужно следить, чтобы пострадавший не садился за руль автомобиля, не употреблял алкоголь или наркотики. Если у человека проявляется чрезмерная двигательная активность, необходимо его «заземлить» - попросить смотреть на вас и описать, что он видит вокруг. Можно использовать технику так называемого «квадратного дыхания» - на вдохе считаем до четырех, задерживаем дыхание, тоже считая до четырех, точно так же выдыхаем. При этом желательно посадить человека ровно, чтобы руки лежали на бедрах и стопы полностью упирались в пол. Когда поведение пострадавшего напоминает мечущееся животное, то необходимо его насильно усадить, попросив помощь у более сильных людей, чтобы они могли зафиксировать его положение.

Если человека приглашают на опознание тела, то у него могут возникать потеря сознания, рвота, онемение, нервная дрожь. В таких случаях можно предложить воду или сигареты. Не нужно давать никаких лекарств, это могут делать только медработники. Вы не знаете, как они могут подействовать в состоянии острого стресса, и, возможно, у человека может быть аллергия на незнакомый препарат. Давать можно только те медикаменты, которые он носит с собой и уже принимал раньше.

Если вы оказались в ситуации, когда нужно помочь другим во время чрезвычайных ситуаций, вам также необходимо будет восстановление. Не нужно пересиливать себя и заставлять, мотивируя тем, что если все бросить, то это будет выглядеть эгоистично. Кризисная психологическая помощь связана с высоким риском эмоционального выгорания, причем оно может наступить уже через несколько часов, если человек сильно вовлечен в негативные переживания других. Поэтому как только вы чувствуете предел своих физических и эмоциональных возможностей, необходимо остановиться и отдохнуть.

Непредвиденные ситуации могут случиться с каждым в любое время. Но необходимые знания помогают не совершать ошибочных действий. Главное при оказании психологической помощи в кризисных ситуациях - сочувствие и поддержка.

    Организационные аспекты оказания экстренной психологической помощи. Общие принципы оказания экстренной психологической помощи

    Деятельность психолога при оказании ЭПП

    Группы пострадавших.

1. Организационные аспекты оказания экстренной психологической помощи

Развитие современного общества, науки, средств массовой информации, появление новых технологий, с одной стороны, улучшают качество жизни, с другой - повышают риск возникновения масштабных катастроф, аварий, бедствий. С каждым годом увеличивается количество людей, переживших стихийное бедствие, техногенную аварию или катастрофу, а также растет число людей, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, - спасателей, медиков и т. д.

В структуре МЧС России в 1999 г. была создана Служба медико-психологической поддержки, в состав которой вошел Центр экстренной психологической помощи МЧС России. На Службу были возложены такие задачи, как:

    проведение психодиагностических мероприятий и мероприятий, направленных на профессиональный психологический отбор;

    проведение реабилитационных мероприятий со специалистами, участвующими в ликвидации последствий ЧС, для сохранения психологического здоровья и профессионального долголетия специалистов;

    проведение мероприятий, направленных на подготовку специалистов, участвующих в ликвидации последствий ЧС, к деятельности в экстремальных условиях;

    оказание экстренной психологической помощи при проведении работ по ликвидации последствий ЧС.

Оказание экстренной психологической помощи - это самостоятельная область психологической практики. Ее своеобразие в особенности тех условий, в которых протекает профессиональная деятельность психолога во время работы по оказанию экстренной психологической помощи: наличие психотравмирующего события, сжатые сроки для оказания помощи.

Таким образом - экстренная помощь специалиста-психолога - это краткосрочная помощь после сильного негативного стрессогенного воздействия (дистресса).

Экстренная психологическая помощь - это система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших с целью регуляции психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.

Оказание экстренной психологической помощи способствует поддержанию психического и психофизиологического самочувствия пострадавших, направлено на работу с вновь возникшими, в результате чрезвычайной ситуации негативными эмоциональными переживаниями, также решает задачи профилактики отсроченных реакций на чрезвычайную ситуацию у пострадавших (психосоматические проблемы, ПТСР и др.).

Экстренная психологическая помощь может быть оказана только в том случае, если реакции человека можно описать как нормальные реакции на ненормальную ситуацию. Экстренная психологическая помощь не может быть оказана тем людям, чьи реакции выходят за пределы психической нормы. В этом случае необходима помощь врача-психиатра.

К основным задачам, на выполнение которых направлена деятельность психолога при оказании экстренной психологической помощи, относятся:

    поддержание на оптимальном уровне психологического и психофизиологического состояния человека;

    предупреждение отсроченных неблагоприятных реакций, в том числе и путем избавления человека от эмоциональных состояний, возникших непосредственно в результате психотравмирующего события;

    предупреждение и при необходимости прекращение проявлений выраженных эмоциональных реакций, в том числе массовых;

    консультирование пострадавших, их родных, близких, а также персонала, работающего в условиях ликвидации последствий ЧС, об особенностях переживания стресса;

    помощь специалистам, принимающим участие в ликвидации последствий ЧС.

Общие принципы оказания экстренной психологической помощи

Своеобразие оказания экстренной психологической помощи определяется двумя факторами:

    первый связан с событиями, оказывающими сильнейшее воздействие на эмоциональную, когнитивную, личностную сферы человека. Это могут быть масштабные чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, а также менее масштабные события, которые также являются мощными стрессогенными воздействиями для человека (ДТП, изнасилование, внезапная смерть близкого человека). Почти всегда такое событие можно охарактеризовать как событие внезапное;

    второй - фактор времени. Экстренная психологическая помощь всегда оказывается в короткие сроки.

Исходя из этого можно определить основные принципы оказания экстренной психологической помощи:

    принцип защиты интересов клиента. Особенности применения этого принципа в экстремальных условиях состоит в том, что в отличие от обычных условий с клиентом чаще всего не заключается психотерапевтический договор (как это бывает при консультационной или психокоррекционной работе). Однако, несмотря на это, защита интересов клиента является ведущим принципом работы специалиста-психолога;

    принцип «не навреди». Подразумевает краткосрочность оказания помощи, т.е. помощь должна быть направлена на коррекцию актуального состояния, вызванного данной ситуацией, одновременно обеспечивая экологичность проводимых мероприятий для будущей жизни клиента. Принципиально неверно проводить психологическую работу с давними, застарелыми проблемами клиента, так как такая работа является пролонгированной;

    принцип добровольности. Этот принцип трансформируется в особое поведение специалиста-психолога, которое направлено на то, чтобы активно предлагать свою помощь пострадавшим. В обычных условиях специалист часто занимает пассивную позицию (ждет пока клиент обратится за помощью);

    принцип конфиденциальности. Этот принцип сохраняет свою актуальность при оказании экстренной психологической помощи, однако, конфиденциальность может быть нарушена в тех случаях, когда психолог получает информацию о том, что действия клиента могут быть опасны для самого клиента или окружающих (такая ситуация может сложиться в том случае, если психолог, например, узнает о готовящейся попытке самоубийства);

    принцип профессиональной мотивации. Этот принцип принят для любого вида психологической помощи. В экстремальной ситуации его соблюдение становится особенно важным, так как существует большая вероятность того, что помимо профессиональной мотивации у специалиста могут присутствовать другие, иногда более сильные мотивы (мотив самоутверждения, получения социального признания и т.д.);

    принцип профессиональной компетентности. Этот принцип предполагает, что специалист, оказывающий помощь, должен быть достаточно квалифицирован, иметь соответствующее образование, помимо этого важным является тот фактор, что специалист не должен работать с определенной категорией проблем, а именно, с теми проблемами, которые в актуальный момент времени являются личностно-значимыми для самого специалиста. Часто возникает ситуация, что человек, которому оказывается помощь, неприятен психологу, в этом случае эффективность такой помо щи будет чрезвычайно мала. Если в обычных условиях специалист-психолог не может работать с данным клиентом или с данной проблемой, то он рекомендует обратиться к другому специалисту. В чрезвычайных условиях часто невозможно найти другого специалиста, поэтому в профессиональные обязанности психолога должны входить такие аспекты, как подготовка до момента выезда на ЧС, умение быстро восстановить высокий уровень работоспособности, используя профессиональные навыки.

Друзья не даются нам при рождении. Их нужно заводить, ведь это дает нам столько преимуществ. И когда ваш друг нуждается в поддержке, особенно психологической, вы должны уметь ему эту поддержку оказать.

Как оказать психологическую поддержку другу с помощью положительных эмоций

Зачем нужна психологическая поддержка друзьям?

Люди, у которых нет друзей (даже если у них есть близкие родственники, семья), не могут в полной мере получить необходимую психологическую поддержку. Их сопротивляемость стрессам уменьшается, неудачи они переживают более тяжело. Радости обычной человеческой жизни проходят мимо них. В крайних случаях такие люди начинают чувствовать себя оторванными от жизни, одинокими, покинутыми. Находясь долгое время без поддержки со стороны окружающих, люди и их психика начинают меняться, появляется постоянное чувство одиночества. Недостаток человеческого общения, друзей может стать одной из причин психических расстройств.

Одно из исследований дало интереснейшие результаты - оказывается, требуется больше психической энергии для того, чтобы игнорировать людей, и меньше, чтобы вступать с ними в общение. Кристин Хоммер из колледжа Баруч в Нью-Йорке обнаружил, что люди, разгадывающие кроссворды в одной комнате с незнакомцем, хуже справлялись с задачей, если их целью было игнорировать незнакомца. Группа, которая могла разговаривать с незнакомцем (но не обсуждать с ним кроссворд), справлялась с заданием лучше. Людям труднее не обращать внимания на человека, чем общаться с ним.

Если наличие друзей так благотворно сказывается на психике, ничего удивительного в том, что они способствуют улучшению самочувствия.

Польза друзей для психологической поддержки

  • Менее склонны к заболеваниям системы кровообращения, у них ниже давление. Например, журнал «Европа о сердце», выходящий в Швеции, сообщает, что среди женщин, попавших в больницу с заболеваниями сердца, те, у которых есть хорошие друзья, страдали не столь опасными заболеваниями;
  • Имеют повышенную сопротивляемость стрессам;
  • Имеют более сильную иммунную систему, которая в свою очередь помогает сопротивляться инфекционным заболеваниям. Например, институт «Карнеги Мелон» заявляет, что взрослые люди, чаще болеющие гриппом, имеют менее прочные дружеские связи, чем те, у кого много надежных друзей.

Конечно, это не означает, что дружба - залог прекрасного здоровья. Но это говорит о том, что вы увеличиваете свои шансы на доброе здоровье по сравнению с одинокими людьми.

Как быть хорошим другом и уметь оказывать психологическую поддержку другу?

Чтобы завоевать чью-то дружбу, нужно стать хорошим другом самому. А чтобы люди к вам тянулись, нужно излучать дружелюбие. Предлагаем вам несколько полезных советов:


Психологическая поддержка ребенка

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Психологическая поддержка – это процесс:

В котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

Который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

Который помогает ребенку избежать ошибок;

Который поддерживает ребенка при неудачах.

Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрения того, что он делает.

Поддерживать ребенка значит верить в него . Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Подчеркнем еще раз: взрослый, стремящийся поддержать ребенка, рассматривает не только события (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она читает значимыми для себя.

Для того, чтобы поддержать ребенка, родители и педагоги сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.

Взрослому необходимо понимать роль психологической поддержки в процессе воспитания и знать, что, оказывая её, он, сам того не ведая, может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: «Ты мог бы и не пачкаться!», «Ты мог бы быть и поосторожнее!», «Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!» Как правило, негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упреки типа «Ты мог бы сделать это лучше» приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь».

Взрослые должны научиться, помогая ребенку, видеть естественное несовершенство человека и иметь с ним дело. Для этого взрослые должны знать, какие силы в школе, семье, детскому саду, в более широком окружении ребенка способны привести к разочарованию. По мнению многих психологов, такими силами являются:

1. Завышенные требования родителей.


2. Соперничество братьев и сестер (сиблингов).


3. Чрезмерные амбиции ребенка.

Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет в детском саду «самым способным», то они ожидают от него того же и в школе; ребенка, умеющего хорошо кувыркаться, хотят в будущем видеть хорошим гимнастом.

Что касается братьев и сестер, то родители могут непреднамеренно противопоставлять детей друг другу, сравнивая блестящие успехи одного с бледными достижениями другого. Такое соперничество может привести к жестокому разочарованию и разрушить хорошие прежде взаимоотношения.

На поведение ребенка влияют чрезмерные амбиции. Чрезмерность амбиций отчетливо проявляется, например, в тех случаях, когда ребенок, плохо играя в какую-то игру, отказывается принимать в ней участие. Часто ребенок, не могущий выделиться посредством чего-то позитивного, начинает вести себя вызывающе негативно или превращается в «камень на шее» всего класса.

Как поддерживать ребенка?

Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества с сиблингом и сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Еще раз повторим: подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей – его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку, что «хотя я и не одобряю твоего поведения, я по прежнему уважаю тебя как личность». Например, если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы учителю, именно учитель должен помочь ребенку понять, почему так происходит. Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать знание таких вещей, как тон, жесты и т.п.

Для того, чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие Я-концепции и чувство адекватности ребенка. В течение дня взрослые имеют немало возможностей для создания у ребенка чувства собственной полезности и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку ваше удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить ребенка справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: «Ты можешь это сделать».

Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, взрослый должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. Полезными могут оказаться следующие высказывания:

Мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим.

Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.

Все мы люди, и все мы совершаем ошибки, в конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Таким образом, взрослый скорее научится тому, как помочь ребенку достичь уверенности в себе. По выражению одного из родителей, это подобно прививке ребенку от неудачи и несчастья.

Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, как уже отмечалось, вера родителей и педагогов в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Педагог – что ребенок нужный и уважаемый член группы, класса.

Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Примерами такого оценивания являются утверждения типа:
«Когда у тебя была собака, ты забывала кормить её, когда ты занималась музыкой, ты бросила уроки через 4 недели, так что я не думаю, что тебе имеет смысл теперь заняться танцами». Такой акцент может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: «Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».

Для того, чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

Забыть о прошлых неудачах ребенка;

Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

Позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;

Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит. Например, на педагогическом совете учитель может предложить специально создать такую ситуацию, которая поможет развитию у ученика чувства адекватности и самоценности. Он может помочь школьнику выбрать те задания, с которыми он, с точки зрения учителя, способен справится, и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех классу и родителям. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

14. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Ты мог бы сделать это намного лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соотвествует ожиданиям взрослых.

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

Когда я выражаю удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.

Поддерживать можно посредством: отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово»,«вперед», «продолжай»); высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи»,«Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»); прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его); совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним); выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Развитие эффективного стиля общения

Очень часто взрослые, общаясь с детьми, стремятся соперничать с ними.
Взрослый может думать: «Для меня важно настоять на своем». Подобную философию было бы полезно заменить пониманием того, что «настоящий победитель тот, кто умеет обращаться с другими людьми». Барьеры между взрослым и ребенком рухнут, возрастет ощущение собственной полезности, нужности, отношения в семье, в школе заметно улучшатся.

Предлагаемый стиль общения взрослого и ребенка основан на взаимном уважении. Взаимное уважение подразумевает, что оба – и ребенок, и взрослый
– позволят друг другу честно и открыто выразить чувства и мысли, без опасения быть непонятым и отвергнутым.

Эффективное общение – это: принятие того, что сообщает партнер; принятие его чувств; отказ от осуждения партнера.

Другими словами, мы должны показать собеседнику, что понимаем его мысли и чувства. Помните, что вы можете и не согласиться с ребенком, но вы в силах принять его чувства. Принятие можно продемонстрировать тоном и соответствующими словами. Формирование этого стиля общения требует терпения и практики. Сюда относится также овладение таким навыком общения, как
«рефлексивное слушание и сообщение».

Что такое рефлексивное слушание?

Рефлексивное слушание является важным навыком общения в силу того, что мы не можем посылать свои мысли и чувства прямо собеседнику. Мы должны пользоваться кодом: словами, тоном, жестами, позами и пр. В качестве слушателя мы интерпретируем сообщения с большей или меньшей степенью точности. Для того чтобы понять сообщение как можно точнее, полезно применить один из необходимых для общения навыков – обратную связь.
Обратная связь есть не что иное, как сообщение о том, что именно вы услышали. В свою очередь, собеседник может сказать: «Да, именно это я и имел в виду» или «Нет, я не это имел в виду. Я попробую объяснить снова».
Эти компоненты – сообщения, обратная связь и проверка подтверждения – составляют процесс обратной связи.

«ОТПРАВИТЕЛЬ» – СООБЩЕНИЕ – «ПОЛУЧАТЕЛЬ»

– ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ –

– ПОДТВЕРЖДЕНИЕ – в эффективности рефлексивного слушания и использования процесса обратной связи можно убедиться на следующем примере.

Мать слышала, как ее сын, вернувшись из школы, сказал: «Какой плохой день! Учительница рассердилась на меня и назвала лгуном за то, что я забыл принести домашнее задание. Она кричала на меня! Вот записка от неё».

Для того чтобы проверить, насколько правильно она поняла сына, и для того, чтобы удостовериться, что он действительно огорчен школьным происшествием, мать может сказать: «Похоже у тебя сегодня и вправду был ужасный день». Это послужит сыну сигналом, поняла ли мать, что он хотел сказать. В данном случае мать правильно поняла сына и он говорит: «Ты можешь повторить это еще раз». На этот раз мать, подумав, говорит: «Наверно ужасно стыдно, когда на тебя кричат перед всем классом. Ребенок, в свою очередь, соглашается: «Конечно стыдно и мне очень плохо». Дальнейший разговор может выглядеть примерно так:

МАТЬ. Я готова поспорить, что ты задет и обижен её критикой.

СЫН. Да! Так же, как и я готов поспорить, что и ей случалось забыть что-нибудь и, возможно, ее никто не «клевал» за это.

МАТЬ. Большинство из нас думает именно так, когда кто-нибудь нас задевает.

СЫН. Ну, это несколько успокаивает.

На этом примере отчетливо видно, что рефлексивное слушание с обратной связью способствует выяснению и пониманию проблемы, нахождению решения.
Если же обратную связь установить не удается, возникают непонимание, раздражение и фрустрация.

Большое значение для овладения навыком рефлексивного слушания имеет понимание разницы между закрытым и открытым ответом. Закрытый ответ показывает, что взрослый либо не слышит и на понимает ребенка, либо предпочитает игнорировать его рассказ. Другими словами, он ограничивает сообщение.

Открытый ответ свидетельствует, что взрослый слышит ребенка и интересуется тем, о чем тот говорит. Открытые ответы стимулируют ребенка продолжать свой рассказ. Кроме того, открытые ответы отражают чувства ребенка, стоящие за его рассказом.

Открытые ответы можно распределить по следующим категориям:

«Стартеры»; «Я понимаю», «О-о-о», «М-м-м», «Я хотел бы побольше узнать об этом», «Расскажи мне еще что-нибудь».

Молчание: ничего не говорите, но всем свои видом продемонстрируйте заинтересованность в разговоре.

Открытые вопросы вместо закрытых вопросов.

Открытые вопросы призваны не просто информировать взрослого о чем- либо, а помочь ребенку прояснить его проблемы. Напротив, закрытые вопросы по своей сути приближаются ук утверждению и на них можно ответить лишь «да» или «нет». Разницу между открытым и закрытым вопросами легче понять на конкретном примере.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: «Не мог бы ты мне сказать, что произошло сегодня в школе?» или «Как ты относишься к тому, что друзья тебя игнорируют?»

ЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС: «У тебя сегодня был хороший день?» или «Ты сердишься на свою подругу за то, что она тебя не замечает?»

Рефлексивное слушание требует от родителей и педагогов понимания многообразия чувств ребенка и способности установить с ним эмоциональный контакт. В результате ребенок чувствует, что его слушают и стремится продолжить разговор.

Рефлексивное слушание предполагает определенные установки и формы поведения. Прежде всего это общая установка взрослого по отношению к ребенку: «Я беспокоюсь о тебе, и меня интересует все, что с тобой происходит и что ты делаешь», а также вербальные и невербальные формы поведения, как бы говорящие ребенку: «Я слушаю тебя».

Установки и чувства, необходимые для осуществления рефлексивного слушания, включают:

Желание выслушать ребенка и понимание того, что это займет некоторое время;

Желание помочь данному конкретному ребенку;

Принятие как негативных, так и позитивных чувств ребенка;

Признание того, что чувства ребенка – это его истинные чувства;

Отношение к ребенку как к самостоятельной личности с его индивидуальной идентичностью и чувствами;

Глубокая убежденность в способности ребенка управлять своими чувствами, преодолевать их и находить решение;

Понимание того, что чувства преходящи, не постоянны, а выражение негативных чувств имеет своей конечной целью помочь ребенку покончить с ними.

Необходимые для рефлексивного слушания формы поведения:

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ :

Зрительный контакт: смотрите на ребенка, с которым вы беседуете, но не сверлите его взглядом;

Язык жестов, естественные и свободные позы;

ВЕРБАЛЬНЫЕ , стимулирующие ребенка продолжать рассказ и помогающие ему уяснить сказанное:

Обратная связь, позволяющая ребенку узнать вашу интерпретацию того, что он сказал;

Рефлексия чувств;

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

1. Знайте, когда использовать рефлексивное слушание.

Наиболее эффективно оно в тех случаях, когда у ребенка возникает проблема и у вас достаточно времени на её решение.

2. Знайте, когда не следует пользоваться рефлексивным слушанием.

Если вы как педагог или родитель чувствуете, что ребенок вас не принимает или отталкивает, не нужно пытаться применить этот метод, в этом случае он не принесет успеха.

3. Развивайте свое умение слушать. Практика сделает «рефлексивное слушание» повседневным и привычным для вас делом. Не бойтесь разочарований, пробуйте снова.

4. Смиритесь с тем, что поначалу вам будет не совсем легко пользоваться «рефлексивным слушанием».

Овладение любым новым навыком сначала всегда сопровождается чувством неуверенности. Это справедливо и для рефлексивного слушания.

5. Пытайтесь комбинировать другие навыки межличностного общения с рефлексивным слушанием.

Используйте рефлексивное слушание в сочетании с исследованием альтернатив, определением того, кому «принадлежит» данная проблема и т.д.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!