Кто такие европейские рыцари. Сообщение о рыцарях

Весь их образ жизни был связан с войной, и они были великими героями того времени. Высо-кое положение рыцарей частично объяснялось тем, что в средние века короли и правительства имели очень мало настоящей власти. Власть при-надлежала лучшим бойцам. Человек, имевший лошадь и твердую руку и знавший, как ими поль-зоваться, имел большие преимущества.

Пребывая в своих окруженных рвами замках с высокими стенами, более могущественные рыцари правили окружающими территориями, они не чтили никаких законов, кроме собственных, и ча-сто начинали войны против своих соседей. Ры-царь поступал по своему желанию, потому что не было никого достаточно сильного, кто бы мог ос-тановить его. Многие рыцари соблюдали некото-рые правила в своих владениях и защищали сво-их людей от бандитов. Но многие рыцари были сами не лучше бандитов.

Война рыцарей походила на игры, а их игры были как войны. Занятием, больше всего похо-дившим на сражение, был турнир. Со временем турниры становились подобием сражений, в кото-рых рыцарь сражался с затупленной пикой и ту-пым мечом. Цель турнира была той же, что и в сражении — захватить врага в плен и взять вы-куп.

Рыцари имели правила поведения, которые на-зывались «кодексом рыцарства». Рыцарь должен был обращаться со своим пленником как с почет-ным гостем, даже если они были жестокими вра-гами. Рыцарь не мог нападать на другого без объ-явления войны.

Рыцари соблюдали этот кодекс в своем кругу, потому что это был вопрос обоюдного преимущества. Когда-нибудь любой рыцарь мог быть захва-чен в плен другим.

Но на рыцарей могли напасть без предупреж-дения, поэтому ни один рыцарь не покидал своего замка без своих тяжелых, неудобных доспехов.

Средневековые рыцари

Каково оно - понятие рыцари? Кто такие эти люди? Это воины высшего класса! Так их именовали в средневековой Европе. Конное рыцарство - это своего рода аристократия на поле боя. Более того, это своеобразная военная каста. Ответы на эти вопросы уходят своими корнями в средневековую Англию. Именно там в 971 году появился первый рыцарский титул. С тех пор было много сказано и написано об этих всадниках, определение которым - рыцари.

Любопытно, что для одних людей эпохи Средневековья рыцари являлись самыми обычными алчными грабителями, конокрадами, насильниками и притеснителями простого смертного народа, а для других они были самым настоящим воплощением благородства, доблести и, конечно же, галантности по отношению к дамам.

Сегодня принято считать, что рыцарь - это доблестный воин в сияющих доспехах, мужественный солдат. Но чего уж греха таить, среди этих воинов действительно были самые разные люди - и последние негодяи, и отпетые разбойники, и знаменитые поэты, и религиозные фанатики. И все они - рыцари!

Кто такие рыцари с точки зрения жизненного уклада?

Не удивительно, что жизнь этих воинов целиком и полностью была связана с военными походами и сражениями. Каждый из них был не кто иной, как настоящий герой. Рыцарь считался одной из самых значимых фигур в средние века. Такое высокое социальное положение объясняется тем, что в руках верховных правителей было сосредоточено не так много власти, как им этого хотелось. Ведь тогда эта самая власть принадлежала тем, кто сражался лучше других! Кроме того, значительными привилегиями наделялись те, кто имел лошадей, тяжелое вооружение и прочую необходимую амуницию, и, самое главное, умел этим грамотно воспользоваться!

Согласно культурной традиции, рыцарь в доспехах - это всадник. Именно так переводится это слово на любой язык мира. Всадник, который был закован в стальные латы, профессионально владел копьем и мечом. Другими словами, это самый настоящий бесстрашный воин, давший начало такой самостоятельной культуре, как рыцарство!

Рыцарство, как культурная традиция той эпохи, оставило после себя весьма глубокий след в человеческой памяти. Оно стало синонимом воинской отваги и доблести. Ведь не случайно сегодня мы, говоря о возвышенном и джентльменском отношении к противоположному полу, соотносим это именно с эпохой рыцарства! Именно поэтому сегодня самый отважный смельчак, готовый вступиться за слабого, защитить честь женщины или бороться за правду, воспринимается общественным сознанием как самый настоящий рыцарь!

Для статистики

Приведем некоторые цифры. Рыцарей как боевой единицы было не так уж и много. К примеру, в конце 13-го века в Англии существовало примерно 3 тысячи этих отважных воинов. При этом в боях обычно принимали участие от нескольких десятков до нескольких сотен воинов в доспехах. И только в самых масштабных и крупных сражениях рыцари исчислялись тысячами.

Рыцарь - средневековый дворянский почётный титул в Европе. Рыцарство, как военное и землевладельческое сословие, возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов.

Дворяне обучали военному делу сыновей с самого раннего возраста, причем больше всего заботились о том, чтобы сделать юношу сильным и ловким. Его учили объезжать диких лошадей, владеть копьем, рубить мечом. В то время, когда еще не знали употребления пороха, когда не было ружей и пушек, побеждал только сильный и ловкий. Сила войска в то время зависела от числа всадников: чем их было больше, тем войско считалось сильнее. Эти всадники благородного происхождения получили название рыцарей.

Со временем рыцари составили особое сословие, особый класс людей, вроде военного братства. Рыцари разных народов не считали друг друга чужими. Их соединяли рыцарские правила, обязательные для всех.

Вступление в звание рыцаря давалось нелегко и совершалось с особой церемонией, весьма торжественной. Будущего рыцаря в возрасте 7 лет отвозили ко двору короля или в замок знатного рыцаря. Здесь, в чужом доме, мальчик считался на службе в должности пажа. Он служил за столом, чистил оружие своего рыцаря, держал ему стремя, когда тот садился на коня, упражнялся в верховой езде, в стрельбе из лука, в единоборстве. В 14 лет юношу опоясывали мечом, и прежний паж получал название оруженосца. Теперь он уже следовал за своим рыцарем всюду и на поле битвы, и на охоту, и на все торжества, которые посещал рыцарь. Всякий благородный юноша-оруженосец мечтал спасти жизнь своему рыцарю, и если ему это удавалось он приобретал себе славу на всю жизнь.

Когда оруженосец достигал 21 года, его посвящали в звание рыцаря. К этому важному обряду он долго готовился. Накануне посвящения он шел в полном вооружении в часовню, где проводил всю ночь. Наступало утро самого торжественного дня в жизни рыцаря. Среди процессии его вели в церковь, а за ним несли все его будущее вооружение. Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 50 кг.

Жили рыцари в замках. Это были каменные постройки, окруженные стенами и башнями, приспособленными к защите. Замок рыцаря окружал глубокий ров, и всегда на сторожевой башне стоял воин, опускавший для въезда в замок подъемный мост.

Богатые рыцари жили в своих замках, как короли, в силе, богатстве и почестях. Бедные рыцари, не имевшие собственных замков, переезжали со своими оруженосцами из одного замка в другой, гостили и потом отправлялись дальше.

Рыцарские традиции складывались веками. Основу кодекса чести составляли верность долгу, отвага, презрение к опасности, благородное отношение к даме, внимание к нуждающимся. Скупость подлежала осуждению, предательство не прощалось. Но с течением времени многие рыцари забыли данную ими при посвящении клятву. Проживая в своих неприступных замках, они нападали на мирных жителей, грабили, убивали, жгли дома, занимались разбоем на дорогах. В XV столетии рыцарство теряет значение основной военной силы. Противостоять огнестрельному оружию, закованному в железо коннику, вооруженному холодным оружием, было весьма не просто. Новые условия ведения войн привели к исчезновению рыцарства с исторической арены. Но влияние рыцарской эпохи нашло отражение в кодексе офицерской чести последующих времен.

В средние века рыцари были высшим классом среди военных в Европе. Рыцари, которые сражались верхом, были аристократами на поле боя. Весь их образ жизни был связан с войной, и они были великими героями того времени. Высокое положение рыцарей частично объяснялось тем, что в средние века короли и правительства имели очень мало настоящей власти. Власть принадлежала лучшим бойцам.

Поскольку на рыцаря могли напасть в любом месте и в любое время, и не предупредив об этом заранее, никто из них не покидал своих замков, не облачившись предварительно в тяжелые и неудобные доспехи, которые тем не менее надежно защищали воина. Вот теперь вы знаете если не все о рыцарях, то очень многое, и легко ответите на вопрос кто такие рыцари.

Источники: murzim.ru, fb.ru, www.genon.ru, karnegi.blogspot.ru, pochemy.net

Принц Ниниги

Прошло немало времени, пока Аматэрасу решила отправить своего внука, принца Ниниги, управлять вечнозелеными рисовыми полями на земле. ...

Католическая церковь канонизирует японского самурая

Японский самурай-христианин, который около 400 лет назад умер в изгнании после того, как отказался отречься от своей...

Однако, принципиальная смена способов ведения войны и организации общественных отношений в Европе связана с падением Римской империи под напором кочевников с востока в ходе Великого переселения народов в IV-VII веках. Тяжелое вооружение сарматской конницы и длинный прямой меч из сварной стали гуннского типа являются очевидными прототипами вооружения средневековых рыцарей Европы. Поскольку именно кочевники (прежде всего сарматы и остготы) составили господствующий слой общества после распада союза под руководством гуннов , первоисточник отличий европейской рыцарской культуры Средневековья от культуры античности логично усматривать в кочевой культуре пришельцев. Однако, ввиду их относительной малочисленности, потребовались века на распространение её влияния в ходе синтеза с местной основой.

Особенно страшным подобное наказание было для германских министреалисов, так как они даже будучи рыцарями (с приставкой фон) формально считались «крепостными », и лишение рыцарского достоинства превращало их потомков в настоящих крепостных.

Рыцарские доблести

Рыцарские доблести:

  • мужество, отвага (фр. prouesse )
  • верность, преданность (фр. loyauté )
  • великодушие (фр. largesse )
  • благоразумие (фр. le sens )
  • учтивость, куртуазность , хорошие манеры вообще (фр. courtoisie )
  • честь (фр. honneur )
  • вольность, свобода (полная личная независимость, не считая обязанностей перед сюзереном) (фр. franchise )

Рыцарские заповеди - быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие , защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, соблюдать чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.

Позднее романы «Круглого Стола », труверы и миннезингеры поэтизируют переутончённое придворное рыцарство XIII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам; долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника. Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.

Вооружение, тактика

В XI-XII вв. тяжеловооружённые рыцари защищали себя одними только кольчугами или чешуйчатыми панцирями, а легковооружённые всадники являлись в битву совершенно без металлических доспехов, защищенные только кожаной стеганкой. В XIII в ., по мере того как тяжеловооружённая конница запасается бригантинами, носимыми вместе с кольчугой, позже поножами и наручами, наколенниками, налокотниками и наплечниками - что стало обычным с середины XIV века, у легковооружённых всадников появляются кольчуги.

Каждый тяжеловооружённый рыцарь брал с собой в битву трёх лошадей (обычно типа дестриэ) и одного, двух или трёх оруженосцев, которые обыкновенно набирались из зависимых людей или рыцарских сыновей, ещё не получивших посвящения в рыцари. Оруженосцы первоначально шли в битву пешими и во время схваток оставались сзади, с запасными лошадьми и оружием. Когда в XIV в. среди рыцарей укоренился обычай спешиваться во время битвы, то оруженосцы стали набираться из лёгких всадников; счёт рыцарскому войску стал идти по «копьям», считая по три всадника на одно рыцарское копьё. На Рейне для той же рыцарской единицы появилось название «gleve» (glaive ).

Обыкновенным построением для отряда рыцарей в Средние века был клин (cuneus ). Такой «клин» мог состоять из нескольких сотен рыцарей, а иногда и из нескольких тысяч. Чаще всего всё рыцарское войско выстраивалось перед битвой в три боевые линии, одна за другой, а каждая боевая линия распадалась на «клинья» и имела центр и два крыла.

В связи с военным бытом рыцарей во Франции зародились рыцарские турниры и уже оттуда проникли в Германию и Англию (couflictus gallici ).

Замки

Рыцари в популярной культуре

См. также

Литература

  • История рыцарства. Перевод с французского / Руа Ж.Ж.; Под. ред.: Федорова Н.М. – С.-Пб.: И.И. Иванов, 1898. – 250 c. – репринтная копия.
  • Gautier. La Chevalerie. - P. , 1884.
  • Schreckenstein R. von Die Ritterwürde und der Ritterstand. - Freiburg im Br., 1886.
  • Schulz A. Das höfische Leben zur Zeit der Minnesinger. - 1879-1880 (2. Aufl. - 1889.).
  • Köhler Die Entwickelung des Kriegswesens und der Kriegführung in der Ritterzeit.
  • Henne am Rhyn. Geschichte des Rittertums. - Leipzig.
  • Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. - М .: Прогресс, 1987. - 380 с.
  • Руа Ж. Ж., Мишо Ж.Ф. История рыцарства. - М .: Эксмо, 2007. - 448 с. - ISBN 978-5-699-20223-2
  • Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века = Chevaliers et chevalierie au moyen age. - М .: Молодая гвардия, 2006. - 400 с. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества). - ISBN 5-235-02895-3
  • Хёйзинга Й. Рыцарские ордена и рыцарские обеты // Хёйзинга Й. Осень средневековья. - М ., 1988. - С. 90-101.

Примечания

Ссылки

  • Гуреев М. В. Библиография по изучению рыцарской культуры и других социальных аспектов Средневековья (Электронный ресурс) // Портал национальной прозы РФ
  • Сайт о рыцарях и средневековье - статьи и картины
  • О рыцарстве - Интересные статьи о рыцарях

Интересный рассказ о рыцарях, о рыцарских качествах и традициях рыцарского движения. История возникновения рыцарей

Этический кодекс современного молодого человека формировался не одно столетие. Постепенно вырабатывались нормы и правила поведения мужчины, складывалось представление об определенных чертах характера, которые надлежит развивать в себе с детства, и о недопустимых недостатках, от которых нужно стойко избавляться, упрочивалось мнение о необходимых моральных качествах и нравственных устоях сильного пола.

Формирование этого кодекса началось в период перехода от античного мира к Средневековью, на рубеже VI—VII вв. н. э., когда обширная территория некогда могущественной Римской империи подверглась нападению варварской конницы готов с севера и вместе с огромной армией пала власть сурового и беспощадного римского закона, уступив место анархии и произволу. В этих условиях только воин, сильный и бесстрашный человек, способный преодолевать на своем верном боевом коне огромные расстояния, облаченный в блестевшие на солнце доспехи (кстати, весившие не один десяток килограммов), мог навести порядок, наказать обидчиков и покарать провинившихся. Не удивительно, что такой человек внушал благоговейный трепет нищему крестьянину средневековой Европы, нередко подвергавшемуся жестоким притеснениям со стороны местных феодалов.

Первые обряды торжественного посвящения в воины существовали уже в эпоху Карла Великого (VIII в. н. э.), хотя само понятие рыцарства, неразрывно связанное с определенным, уже сложившимся к тому времени обрядом посвящения, возникло значительно позже — в XI в.

❧ В эпоху Карла Великого молодого человека, решившего избрать славный путь воина, в торжественной обстановке перепоясывали мечом и облачали в воинские доспехи, с этого момента он становился не только защитником страны, но и хранителем веры и королевского закона.

С большим воодушевлением молодые рыцари вели борьбу с бесчинствами, многочисленными грабежами и разбойными нападениями, творимыми местными баронами, восстанавливали законность королевского права.

В рыцарях превыше всего ценились качества истинного воина: мужество, храбрость, способность противостоять невзгодам в тяжелых походах, умение принимать решение и даже в самом пылу сражения оставаться хладнокровным и рассудительным. Но не менее значимы были верность своему сюзерену и умение держать слово: договоры чаще всего скреплялись только нерушимой клятвой, предать которую значило стать клятвопреступником и изгоем в рыцарском обществе.

Первый крестовый поход произошел в 1095 г., инициатором его являлся Папа Римский Урбан II, который желал освобождения города Иерусалима от мусульман и провозглашения на Святой земле (ныне Палестина) христианства.

На начальном этапе своего формирования рыцарство противостояло анархии, беззаконию, притеснениям, чинимым в раздробленной и пораженной тяжелым недугом междоусобиц Европе. Но постепенно возраставшая сила рыцарей сама по себе требовала управления, становилась неподвластной, они стали осознавать свою избранность. И тогда католическая церковь решила повернуть эту силу во благо религии, объявила рыцарей истинными покровителями веры, чье призвание — защита всех бесправно униженных, несчастных, оскорбленных, осиротевших. За славные подвиги во имя веры, за благочестие рыцарям была гарантирована счастливая загробная жизнь, а на земле обряд посвящения наполнялся многочисленными сакральными смыслами и приобретал все большую внешнюю пышность, что накладывало на каждого члена образовывавшихся рыцарских орденов покров таинственности и загадочности.

Рыцарям XI века уже было недостаточно обладать простой грубой силой, решимостью, смелостью и верностью, от них требовалось умение усмирять свой дух волей, подчинять свою жизнь служению великой цели, чаще всего — религиозного характера.

Один за другим устраивались Крестовые походы в защиту Гроба Господня, в которых воины долгие месяцы сражались бок о бок с другими против сарацин. Борьба в тяжелых условиях пустыни, под палящими лучами солнца, при частых пыльных бурях, в совершенно непривычной для молодых юношей обстановке требовала неимоверной выдержки и крепкой мужской дружбы. Со временем поддерживавшие друг друга рыцари начали организовывать свои монашеские ордена, самым знаменитым из которых стал орден тамплиеров.

❧ Рыцарский орден тамплиеров (существовал с 1119 по 1312 г.) считается самым первым среди религиозных военных орденов. Эта организация была очень богата и влиятельна и даже выполняла функции банка, хотя основной ее деятельностью являлась защита христиан на Востоке после Крестовых походов.

Постепенно рыцари перестают быть просто воинами и становятся настоящей элитой светского общества средневековой Европы, у них вырабатывается полноценный свод правил и норм поведения, кодекс взаимоотношений с прекрасным полом. Надо сказать, что образование, умение красиво говорить и слагать стихи не ценились среди мужественных и очерствевших в постоянных походах рыцарей. Для этого существовали трубадуры — свободные певцы, которые сопровождали воинов и слагали о них романтические поэмы, полные красивых преувеличений. Благодаря таким песням слава рыцарей росла, а желавших примкнуть к отважным сердцем воинам становилось все больше.

Кодекс чести истинного рыцаря требовал, чтобы воин постоянно совершал подвиги, но Крестовые походы совершались далеко не каждый год. Для демонстрации своего умения рыцари устраивали турниры, на которые собирался весь цвет рыцарства. В бою демонстрировались умение мастерски владеть оружием, ловкость, храбрость, находчивость и, разумеется, удачливость.

Турниры чередовались с веселыми пирами, прославлявшими силу и смелость.

Рыцарская любовь так же отличалась от чувств обычного человека, как и сам рыцарь был не похож на крестьянина, и, несомненно, подчинялась суровым законам кодекса чести. Прежде всего любовь рыцаря не имела ничего общего с грубой страстью, она была очищена высоким религиозным чувством, полна беззаветной верности и совершенно не предполагала взаимности.

Дама могла быть замужней или между влюбленными могли стоять другие столь же непреодолимые препятствия — это не гасило чувств, а напротив, придавало им новую окраску.

В любви рыцаря ценились великодушие, самоотречение, обеспечение постоянной защиты и покровительства выбранной даме сердца, а также непреодолимое желание прославить ее имя по всей земле, где ступала нога воина.

У каждого рыцаря были свой девиз, нанесенный на щит. Конь и оруженосец, а кроме всего этого, у него должна была быть своя дама сердца, — девушка, во имя которой рыцарь проявлял свою доблесть.

Разумеется, незамужняя дама могла стать со временем женой рыцаря, но ее свобода от других обязательств не была для него непременным условием.

Самыми страшными пороками рыцаря были ложь, неумение держать свое слово, лицемерие и вероломство.

Соответственно высоко ценились противоположные качества — правдивость при любых обстоятельствах, крепкое и нерушимое слово, уважительное отношение к своим товарищам и почтительное обращение с дамами, откровенность и благородство.

За верную службу рыцари получали много привилегий: они могли сидеть в присутствии короля, им давались титулы и земельные наделы. Только рыцари могли иметь на вооружении копья, грудь воина защищала двойная кольчуга — все это было недоступно остальным сословиям.

Со временем рыцари начали осознавать полноту своей власти, а интенсивный рост числа монашеских воинствующих орденов сделал рыцарство опасной и неподдающейся контролю силой, угрожавшей укреплявшейся королевской власти. Удар, нанесенный ордену тамплиеров, а затем и остальным главным оплотам рыцарства, надломил эту силу, и постепенно социальная прослойка элитарного войска сошла на нет, оставив о себе только многочисленные песни и полные волшебных чудес и славных подвигов легенды.

Само же понятие «рыцарь» трансформировалось из обозначения социального слоя в синоним благородного и великодушного человека, встающего на защиту всех слабых и обиженных.

13.07.2013 0 11325


Мы все чуть ли еще не с детсадовских времен, а уж со школьных просто обязательно знаем о рыцарях — конных воинах Средник веков, одевавшихся в металлические доспехи и разъезжавших на могучих лошадях. Но вот откуда произошло само это слово «рыцарь» и что оно означает, наверняка даже сегодня знает не каждый.

А начнем мы давайте с того, что вспомним знаменитый роман Александра Дюма «Три мушкетера», хотя мушкетеров-то в нем на самом деле вовсе и не три, а уже с середины романа четыре! Однако нам важно сейчас вспомнить какое обращение используется там дворянами в разговорах друг с другом? И какое же? А вот какое — шевалье, производное от французского слова «шеваль» — «лошадь».

Получается, что, когда д"Артаньяна призывают к королю: «Шевалье д"Артаньян, вас требует король!», то в дословном русском переводе эта фраза звучала бы так: «Наездник (либо всадник)д"Артаньян, пройдите к королю!» Дело в том, что шевалье (chevalier) по-французски означало «едущий на лошади», и именно так во Франции называли... рыцарей, особенно странствующих, ну а позднее этим словом стали обозначать младший дворянский титул среди французской знати.

То есть это не что иное, как французская форма слова «кавалер», которое в свою очередь произошло от итальянского «кавалери» — «всадник», ну а оно в свою очередь от испорченного варварами латинского слова caballarius — «всадник».

РЫЦЕЖ, РИТТЕР И НАЙТ

А вот на территории Германии использовалось другое слово — «риттер»(позднее от него произойдет слово «рейтар»), точно так же, как и во Франции, обозначавшее всадника, а уже от него в форме польского слова «рыцеж» (rycerz) оно добралось до Руси и здесь переиначилось в «рыцаря».

В средневековой Англии все было не так совершенно и тамошнее рыцарство, в отличие от европейского, никакого лексикологического отношения к лошадям не имело. Там слово «рыцарь»—по-английски knight («найт») — произошло от скандинавского «кнут» — «слуга». То есть для скандинавов, а потом и наследовавших им англичан было важно не столько то, что данный человек умел хорошо ездить на лошади, а то, что он кому-то был слугой, то есть находился от другого человека в зависимости.

При этом в Англии, в отличие от стран континентальной Европы, право посвящать людей в рыцари очень рано стало прерогативой короля. Мало того, если в Европе стать рыцарем было очень трудно, нужно было иметь благородных предков или как-то уж очень необыкновенно выслужиться, то в Англии Генрих III и Эдуард I требовали обязательного посвящения в рыцари любого человека, лишь бы у него ежегодный доход с земли был не ниже 20 фунтов. То есть богатство тут взяло верх над родовитостью!

Кабальеро в Испании в X-XVI веках (опять-таки от слова «кабаль» — «лошадь») — это дворянин, богатый либо родовитый человек, несший военную службу в кавалерии. Кабальеро обладали рядом привилегий, свойственных дворянству. Позднее этот термин стали использовать просто как вежливое обращение к мужчинам во всех странах, где разговаривают на испанском языке.

ФАРЬ,ФАРЛС И ФУРУСИЙЯ

На мусульманском Востоке все было так же, как в Европе: лошадь здесь называлась «фарь», рыцарь — «фа-рас», а вот термином «фурусийя» как раз и обозначалось рыцарство. Была даже специальная книга наставлений «Фараснаме», представлявшая не только полную энциклопедию верховой езды, но и содержащая поучения относительно войны и охоты, основы тактики и стратегии и даже обучавшая игре в шахматы!

Египетские всадники-мамлюки

Кодекс фурусийя объединял арабских воинов от Афганистана до мусульманской Испании в течение очень долгого времени, а слово «фарас» и в современном арабском языке означает конный спорт! При этом мусульманская фурусийя по своему содержанию практически не отличалась от всего того, что составляло сущность рыцарства и в Западной Европе.

И точно так же, как и в Европе, дороже всего на Востоке стоили боевые кони. Например, в Египте в XII веке даже за самого обыкновенного коня давали трех верблюдов, а за чистокровного арабского скакуна их можно было получить целое стадо — 200! Зато металлические доспехи были в целом дешевле европейских. Например, простейшая чешуйчатая кираса для груди и спины могла стоить столько же, сколько две осенние овцы, тогда как в Европе счет шел обычно на золотые солиды и крупный рогатый скот!

Интересно, но даже первые военно-религиозные духовные ордена, созданные, как известно, рыцарями-крестоносцами в Палестине, появились сначала именно у мусульман, в конце IX — начале XII века, а назывались они Раххасийа, Шухайнийа, Нубувийа, объединенные в 1182 году халифом ан-Насиром в общемусульманский орден футувва. Обряд посвящения в члены ордена включал опоясывание мечом, питье священной соленой воды из чаши, надевание специальных шаровар и символический удар по плечу рукой или плоской стороной меча.

Интересно, что, волей судьбы оказавшись чуть ли не братьями по оружию, рыцари Запада и Востока враждовали далеко не всегда! Например, известный арабский рыцарь Усама ибн Мункыз в своих мемуарах писал о том, что многие крестоносцы в Палестине подружились с мусульманами. Были известны случаи, когда европейские рыцари переходили на службу к мусульманским правителям и даже получали за это земельные владения. Да и сам он не стеснялся писать о том, что был дружен с несколькими рыцарями-франками, причем даже членами ордена тамплиеров!

В свою очередь известно немало случаев, когда западноевропейские рыцари приглашали мусульман на свои турниры, а те не видели ничего зазорного в том, чтобы в них участвовать, хотя по идее ни те ни другие не должны были никоим образом «якшаться с неверными»! Зато в сражениях восточные рыцари нередко отказывались биться бок о бок с простолюдинами или же с теми, кто был вооружен как пехотинец, считая это оскорблением для своей чести!

ЧЕЛОВЕК С ВЕЩАМИ

В далекой Японии — где в общем-то тоже были свои рыцари, называвшиеся самураи, — происхождение этого слова опять-таки связано отнюдь не с конем, а, как и в Англии, со служением! Самое древнее слово, обозначавшее воина еще в незапамятные времена, было «мо-но-но-фу». «Моно» — «предмет, вещь», «фу» — «человек». То есть дословно оно означало — «человек, имеющий дело с вещами», а под вещами, конечно же, подразумевалось оружие! Потом вместо него стало использоваться слово "буси" — «вооруженный человек, воин, дружинник».

Слово же «самурай» произошло от глагола «сабу-рау» — «служить», причем этим глаголом обозначалась и служба в армии, и работа в качестве домашней прислуги! Впрочем, все они были конниками, да к тому же еще и лучниками в придачу, потому что в японском языке «воевать» и «стрелять из лука» это одно и то же слово! Так вот постепенно из вооруженных слуг, находившихся при крупных землевладельцах, и сформировалось японское рыцарство.

В отличие от азиатских коллег, европейские рыцари не признавали лук столь же достойным оружием, каким являются меч и копье. Они применяли его только на охоте и в спорте. Лук — рыцарское оружие? Да это просто немыслимо! Вот потому-то они и не считали азиатских воинов равными себе, а те в свою очередь считали европейцев глупцами!

Вячеслав ШПАКОВСКИЙ

Уже выложив статью о двуручных мечах, я поняла, что, собственно, не с того бока к вопросу подошла. Что и доказала битва (ага, на фламбергах) в блоге. Прежде всего, стоило бы определиться, кто такое рыцарь. Не в смысле герой на коне, вместе с животиной закованный в латы, в промежутках между изничтожением драконов сражающийся на турнире. А кого вообще называли рыцарем.

Предлагаю с этим вопросом разобраться. Но предупреждаю сразу. Тема во многом скучная до зубовного скрежета и малоинтересная. Потому что придется копнуть еще и социально-юридическо-экономические вопросы, принципы устройства армий и т.д, и т.п.

А для тех, кто в дебри лезть не желает, сразу дам итог, к которому я подведу в конце поста. Под словом «рыцарь» можно понимать следующее:

1. Просто тяжеловооруженный всадник эпохи высокого средневековья. Воин. Не аристократ.
2. Тяжеловооруженный всадник, зарабатывающий себе на хлеб с маслом. Эпоха позднего средневековья. По сути - наемник. Может быть и дворянином (а может им и не быть).
3. Аристократ без всяких «но». Все рыцарство которого заключается в именование (несущем материальные привелегии) и, может быть, участии в турнирах.
4. Нетитулованный дворянин, имеющий звание рыцаря.

А теперь можно погрузиться в пучины нудятины.

Принцип вассальных отношений

Прежде чем начинать разбираться в рыцарстве, нужно определиться с несколькими терминами, без которых ничего непонятно будет.

Вассал (фр. vassalité, от лат. vassus — «слуга») и сюзерен, сеньор (фр. suzerain от старофр.: suserain)— система иерархических отношений между феодалами. Состоит в личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров).

Прошу заметить, «иерархические отношения». А не то, что «все мы слуги государевы». То есть, получается такая лесенка (специалисты ее так и называют - «феодальная лестница»). На вершине стоит правитель. Для простоты назовем его королем.

На ступеньку ниже его находятся, скажем, герцоги и графы. Точность титулов сейчас неважна - в разные эпохи и в разных государствах они и назывались по-разному. Важна суть - это владельцы огромных участков земли. Действительно больших, не только с деревнями, но и с городами. И они именно владельцы. Это важно.

Итак, король сюзерен для графов и герцогов. Они его вассалы. На третьей ступени расположились бароны. Эти дворяне могли владеть собственными земельными наделами (не принадлежащими графу или герцогу). Могли и не владеть. А могли просто пользоваться ими. Но в данный момент это неважно. Важно то, что они были вассалами графа, он являлся их сюзереном. Но! Они не считались вассалами короля. В этом вся суть выражения: «Вассал моего вассала - не мой вассал».

Ступенькой ниже дворянство помельче, но система все та же. Барон их сюзерен, они его вассалы, но не вассалы герцога, а, тем более, короля.

Почему это так важно? Потому что объясняет организацию войск, армии (и не только в Европе). Система вассалитета держалась на взаимной клятве (коммендации, омаже). Согласно ей вассал был обязан состоять в совете при своем господине, нести воинскую повинность в войске сюзерена (обычно, ограниченное время, например, 40 дней в году), защищать границы его владений, а также, в случае поражения, выкупать господина из плена. Сеньор был обязан защищать своего вассала от военного нападения.

Теперь посмотрим, как собиралась, например, королевская армия. Король кидал клич по графам и герцогам. Те созывали баронов. Бароны - дворянство. Никакой регулярной армии - ее и близко нет.
А что произойдет, если кто-то из графов решит послать правителя в лес белочек ловить? Подобное случалось нередко. Король просто лишался здорового куска своей армии. И такая ситуация распространяется по цепочке вниз. Только граф собрался с соседним герцогом разобраться. Глянул, а половина баронов прохлаждаются незнамо где. А вторая решила вообще сеньора сменить (это было возможно). И не граф с герцогом разобрался, а герцог графа «разъяснил».

Чем оплачивалось рыцарство

Теперь нужно разобраться, что такое лен, он же феод. Феод, фьеф (лат. feudum) или лен - это земли, пожалованные вассалу сеньором. А теперь, внимание! Пожалованные в пользование, с правом получать с них доход. И крайне редко с правом владения и наследования. То есть, пока ты мне служишь - пользуйся. Уйдешь со службы - все снова станет моим. Иногда сеньоры были добрыми и оставляли право пользоваться землями пожизненно.

Кстати, порой феодом называли просто фиксированный доход (зарплату, по сути) или право на получение дохода с земель (только дохода - ничего более). Но такая система сеньорам была не слишком выгодна.
При передаче сюзереном вассалу феода, сеньор не терял права владеть этим же леном. В результате один и тот же феод одновременно находился в собственности двух и более лиц. Оцените прелесть такого решения.

И еще один момент. Феодальная собственность носила условный и сословный характер. Условность феодальной собственности состояла в том, о чем я говорила выше. То есть, пока служишь - лен твой (ну, или право с него доход получать). Но на таких условиях землей мог управлять любой человек, вне зависимости от его социального положения.

А вот владеть землей, полностью и безоговорочно, с правом наследования, продажи, передачи и всеми остальными правами, могли только дворяне - аристократы, титулованные особы. Крестьяне и горожане, даже богатые, не могли стать владельцами феода, предварительно не получив дворянства.

Для дальнейшего понимания: людей, которые получали феод в пользование за несение военной службы, называли министериалами (лат. ministeriales, от лат. ministerium — служба, должность). А сам факт передачи лена в оплату службы называли бенефиций (от лат. beneficium — благодеяние).

Кстати, не всегда они были людьми бедными и несчастными. Широко разрекламированный в свое время факт. Вернер фон Боллэнд являлся вассалом 43 различных сюзеренов, от которых получил в общей сложности более 500 ленов, в том числе 15 графств, и сам, в свою очередь, имел более 100 ленников.

И последний термин, который стоит рассмотреть. Напомню, что понятие «рыцарство» возникло в те времена, когда рабов уже не было, а крепостных не было еще. А было явление, которое называлось «прекарий» (лат. precarium нечто данное во временное пользование, от лат. precarius временный, преходящий) - передача земли с условием выплаты оброка или отработки барщины.

Типов прекариев было несколько. Но наиболее повлиявшим на развитие общества специалисты называют предоставленный прекарий. Суть его состояла в том, что мелкий собственник земли под давлением неких, не всегда от него самого зависящих, обстоятельств передавал право собственности на свою землю (то есть дарил свой надел) крупному земельному владельцу. А затем получал эту же землю обратно, но уже в качестве прекария, т.е., обязан был выплачивать оброк. Вот так в Европе и зародилось крепостничество.

Откуда взялись рыцари

Теперь давайте определимся, кого мы дальше будем рыцарями называть. Любой словарь нам подскажет, что изначально это слово переводится как «всадник». Между прочим, точно также переводятся «кавалер», «кабальеро», «шевалье». Сейчас это создает множество проблем, т.к. зачастую приводит к путанице при переводе. Особенно если переводят источник, например, с немецкого на английский, а потом на русский. Что имеется ввиду? Тот самый рыцарь, который в доспехе и на турнире? Просто всадник? Дворянин?

Но это так, к слову. Предлагаю пока просто говорить о рыцаре, как о тяжеловооруженном всаднике. Про оружие тоже помолчим и давать определение «тяжеловооруженному» не будем.

Принято считать, что более-менее оформившийся фундамент рыцарства находится в 8 веке. А заложил его Карл Мартелл - майордом (старший сановник) франкийского двора. Франкийского, не французского. Франции тогда еще не было. Этот человек, вошедший в историю под прозвищем Спаситель Европы, прославился как полководец, стратег, экономист, хозяйственник. Вполне успешно отражал нападения и германских племен, и арабов. В битве при Пуатье вообще остановил арабскую экспансию.

Но нас интересует то, что именно он оценил преимущества тяжелой (по тем временам тяжелой, конечно) кавалерии. Но фактически все свое существования такой род войск сталкивался с одной и той же проблемой - слишком большая стоимость экипировки и содержания. Цена одного конника была высока, как бы он не вооружался - в кольчугу, панцирь или, прости Господи, максимилиановский доспех.

Господин Мартел нашел как обойти эту проблему. Он, а позже и его потомки, начали раздавать своим дружинникам коронные (принадлежащие короне) земли на условиях бенефиции. То есть, мы тебе землю, а ты нам - службу. Правда, скорее всего, львиная доля доходов, полученных с земель, шла на оплату существования временного владельца. Но нас главным образом интересует факт, что дружинники эти, которых сейчас называют почему-то итальянским словом «газинды», дворянами не были.

Легкая же кавалерия набиралась из «несвободных» людей (vavassores, caballarii). Еще не крепостных, но владеющих землей по принципу прекария (плативших оброк). Но из оброчного сословия можно было подняться в министериалы.

То есть, все происходило примерно следующим образом:

Шаг 1. Получив должность при дворе сеньора (или в его армии) - получи прекарий.
Шаг 2. Выслужись до статуса легковооружённого всадника, отличись уже на этом поприще, и получи бенефиций.
Шаг 3. Перейди в тяжёлую конницу и заработай еще больше привилегий и земель, которыми ты можешь пользоваться.

На этот момент уже появляется термин «рыцарь», но пока он обозначает только тяжеловооруженного всадника, которому - за его службу - выделили лен на условиях бенефиция. О титулах и дворянстве речь пока вообще не идет.

Далее я практически дословно приведу текст из Википедии, потому что сам он взят из замечательной книги Руа Ж.Ж. и Мишо Ж.Ф. «История рыцарства». Впервые в России она была переведена с французского и издана в 1898 г. и переиздана в 2007 г. издательством «Эксмо».

Авторы рассматривают развитие рыцарства на примере Германии. Это обусловлено тем, что, во-первых, именно эта страна стала фактически «колыбелью» рыцарей. А, во-вторых, больше всего источников, дошедших до нашего времени, имеют именно немецкое происхождение.

Итак, в Германии министериалы с 11 в. составляли особое сословие динстманнов (Dienstmannen), стоявшее выше горожан и свободного сельского населения, тотчас позади свободных рыцарей (имеются в виду владельцы земель, принесшие вассальную клятву и служащие сеньору добровольно). Признаком их несвободного состояния являлась невозможность бросить службу по желанию.

То есть, тяжеловооруженные всадники, рыцари, уже формируют привилегированное сословие. Но это еще не знать, да, к тому же, они зависимы от своего сеньора.

В северной Германии, где князья раздавали лены преимущественно динстманнам, знать с половины 12 в. стала массово переходить в министериалы. То есть, только с 12 в. среди рыцарей появляются дворяне, титулованные особы.

Переводим на человеческий язык: знатные, титулованные люди, привлеченные возможностью получить земельные наделы и доход с них, тоже захотели побыть рыцарями. В это же время по всей Европе рыцарей одаривают и другими «льготами». И рыцарство, как сословие, становится все более и более привилегированным. Но это еще не значит, что простой человек не может стать рыцарем. Да, сделать карьеру на этом поприще становится все труднее. Но возможности еще есть.

Но уже в 14 в. их несвободное происхождение динстманнов забывается.

Рыцарями теперь могут становиться только аристократы, а само это звание принимает характер наследуемого. И в тоже время формируется близкое для нас понимание рыцарства: всадник в латах и с копьем, сражающийся за честь прекрасной дамы. И непременно, как минимум, граф.

Теперь рыцарство становится невозможно «заработать» - им одаривают. И, например, в Англии даже нетитулованное дворянское звание - рыцарь-бакалавр. Элтон Джон был произведен Елизаветой II в рыцари. Вы представляете его в доспехах?

И не стоит забывать, что тогда же (14-15 вв.) ценность рыцаря, как отдельной воинской единицы сходит на нет. Лены больше не раздаются, рыцарство становится синонимом аристократии и вообще принимает орнаментально-декоративный характер. Да, остаются еще рыцарские ордена и тайные общества (рыцарские братства). Но о них должен быть отдельный разговор. Да и в войнах они практически уже не участвуют.

А теперь можно выбирать, какого именно рыцаря мы имеем в виду, говоря о вооружении и экипировке.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!