Кто такие «крестоносцы»? Крестоносец - это рыцарь, который сражается с неверными.

Так кто же такие крестоносцы , кто с конца XI века до полного завершения эпохи Средневековья, а то и позже стал главной действующей силой Западной Европы? В главном разделе сайта хотим уделить внимание именно этому вопросу, здесь мы и будем рассматривать корни, причины и следствия этих явлений. Итак, немного обзорной аналитики по историческому периоду.

После покорения Палестины туркам-сельджукам в Европе стали все чаще появляться истории, будоражащие ум и совесть неимоверно, о несметном количестве бесчинств и преступлений мусульман по отношению к христианским святым местам, о жестоком отношении и преследовании верующих во Христа. Византийским императором Алексеем Первым Комнином был кинут клич к народам Запанной Европы о помощи и поддержке своих единоверных братьев и сестер, проживающих на землях, порабощенных неверными. Случилось это в 1094-ом. Католически глава Папа Римский Урбан Второй, несмотря на противостояние с византийцем, поддержал идею, и была провозглашена папская булла об освобождении Гроба Господня в Иерусалиме. Именно его проповедь зажгла в сердцах католиков «благородный гнев» мести и религиозное рвение многих народов нашло своё русло и направление. На полтора века хватило всего этого зажигательного посыла - вооруженное паломничество европейского сборного христианского воинства к Палестинским берегам не прекращалось ни на год, освободить Святую Землю стремились все участники походов. Со временем получивших название «крестовые». Участникам на одежду нашивали красные кресты, отсюда и пошло самоназвание, прижившееся со временем и относящееся потом только к рыцарям-крестоносцам, что исторически не верно. Крестоносцами считались все участники похода на Палестину. Однако традиция сильнее логики оказывается подчас.

К двенадцатому столетию Европа имела в наличии удачное сочетание обстоятельств для сбора многочисленного воинства для Крестовых походов. По законам геополитики они воспринимались как средство для очищения перенаселенной Европы, давали возможность энергию недовольных своим экономическим и социальным положением людей, агрессию полукриминальных и криминальных кругов, направить в русле справедливой «священной войны» к достижению той или иной задачи стоящей перед Римским Папой или королем более значимого в тот момент государства. Высокие христианские идеалы давали возможность облагородить темный и несведущий народ, привить ему хотя бы отдаленные нормы морали и ответственности. Вторым посулом от вдохновителей были несметные богатства Восточных земель, обогатиться попутно с внедрением христианских ценностей, или освобождением реликвий своих - что тут могло смутить средневекового крестоносца? Да ничего. Тогда были свои порядки и взгляды на ситуацию, как и сейчас, кстати, ментальность западная намного отличается от нашей. Церковь преследовала увеличение своего влияния, приобретение земель, плодородных и дающих небывалый урожай, сочетанием необходимости религиозного подвига/искупления грехов и своей личной выгоды - вот главные рычаги управления католических церковников. Идеальным воплощением соединения всего этого многообразного калейдоскопа, стали крестовые походы.

Крестоносцы, сперва одиночно и разрозненно, а потом всё более организованно создавали свои походы, потом образовались целые ордена рыцарей-крестоносцев, некоторые для защиты и обороны паломничества в святых землях, а иные и как вооруженные военные бригады, для захвата и порабощения непокорных земель. История крестоносцев многопланова, она включает в себя по времени огромный срок. По влиянию на жизнь современной Европы нет более таких примеров. Крестоносцы и ныне продолжают существовать, они не воинственны, но тайны, и закрыты в рамках собственного исторического знания и наследия прошлого. Ознакомиться с их историей и предлагаем в нашем разделе.

В конце мая 1212 г. в немецкий город Кёльн на берегу Рейна нагрянули вдруг необычные странники. Целая толпа ребятишек заполнила городские улицы. Они стучали в двери домов и просили подаяния. Но это были не обычные поби­рушки. На одежду детей были нашиты матерчатые чёрные и красные кресты, а на расспросы горожан они отвечали, что идут в Святую землю, чтобы освободить от неверных город Иерусалим. Предво­дительствовал маленькими крестоносцами мальчик лет десяти, который нёс в руках железный крест. Мальчугана звали Никлас, и он рассказывал, как во сне к нему явился Ангел и поведал, что Иеруса­лим освободят не могучие короли и рыцари, а безоружные дети, которых поведёт Господня воля. По милости Божьей море расступится, и они посуху придут в Святую землю, а сарацины, устрашась, отступят перед этим воинством. Многие пожелали стать последователями маленького проповедника. Не слушая увещеваний отцов и матерей, они от­правлялись в путь - освобождать Иерусалим. Тол­пами и небольшими группами дети шли на юг, к морю. Сам Папа римский восславил их поход. Он говорил: «Эти дети служат укором нам, взрослым. Пока мы спим, они с радостью выступают за Святую землю».

Но на самом деле радости во всём этом было ма­ло. В дороге дети гибли от голода и жажды, и ещё долго крестьяне находили у дорог и хоронили тру­пы маленьких крестоносцев. Конец похода был ещё печальнее: разумеется, море перед с трудом добрав­шимися до него детьми не расступилось, а предпри­имчивые купцы, как будто взявшиеся перевезти па­ломников в Святую землю, попросту продали ребя­тишек в рабство.

Но об освобождении Святой земли и гроба Гос­подня, находящегося, по легенде, в Иерусалиме, помышляли не только дети. Нашив кресты на ру­бахи, плащи и знамёна, устремились на Восток кре­стьяне, рыцари, короли. Это произошло в XI в., когда турки-сельджуки, захватив почти всю Малую Азию, в 1071 г. стали хозяевами Иерусалима - священного города христиан. Для христианской Европы это было страшное известие. Турок-мусуль­ман европейцы считали не только «недочеловека­ми» - хуже! - приспешниками дьявола. Святая земля, где родился, жил и принял мученическую смерть Христос, оказалась теперь недосягаемой для паломников, а ведь благочестивое путешествие к святыням было не только похвальным делом, но могло стать и искуплением грехов как для бедного крестьянина, так и для знатного сеньора. Вскоре стали доходить слухи о злодействах, творимых «проклятыми нехристями», о зверских муках, ко­торым они якобы подвергали несчастных христиан. Христианин-европеец с ненавистью обращал взор на Восток. Но беды пришли и на земли самой Ев­ропы.

Конец XI в. стал тяжелейшим временем для ев­ропейцев. Начиная с 1089 г. множество несчастий обрушивалось на них. Лотарингию посетила чума, в Северной Германии произошло землетрясение. Суровые зимы сменялись летней засухой, после ко­торой случались наводнения, неурожай порождал голод. Вымирали целые деревни, люди занимались людоедством. Но не меньше, чем от стихийных бед­ствий и болезней, крестьяне страдали от непосиль­ных поборов и вымогательств сеньоров. Доведённые до отчаяния, люди целыми деревнями бежали куда глаза глядят, а иные уходили в монас­тыри или искали спасения в отшельни­ческой жизни.

Феодалы также не чувствовали себя уверенно. Будучи не в состоянии довольствоваться тем, что давали им крестьяне (многих из которых унесли голод и болезни), сеньоры начали захватывать но­вые земли. Свободных земель уже не осталось, по­этому крупные сеньоры принялись отбирать поме­стья у мелких и средних феодалов. По самому нич­тожному поводу вспыхивали междуусобицы, и из­гнанный из своего поместья владелец пополнял ря­ды безземельных рыцарей. Без земли оставались и младшие сыновья знатных господ. Замок и земля доставались в наследство только старшему сыну - остальные же были вынуждены делить между собой коней, оружие да доспехи. Безземельные рыцари предавались разбою, нападая на слабые замки, а чаще безжалостно грабя и без того нищих крестьян. Особенно желанной добычей были не готовые к обо­роне монастыри. Объединившись в банды, благо­родные господа, как простые разбойники, рыскали по дорогам.

Злое и неспокойное время настало в Европе. Кре­стьянин, у которого солнце спалило посевы, а ры­царь-разбойник - дом; сеньор, не знающий, где раздобыть средства для достойной его положения жизни; монах, с тоской взирающий на разорённое «благородными» грабителями монастырское хозяй­ство, не успевающий отпевать умерших от голода и болезней, - все они в смятении и горе обратили взоры к Богу. За что он карает их? Какие смертные грехи ими совершены? Как их искупить? И уж не потому ли гнев Господень настиг мир, что Святую землю - место искупления грехов - топчут «слуги дьявола», проклятые сарацины? Снова взоры хри­стиан обратились на Восток - не только с нена­вистью, но и с надеждой.

В ноябре 1095 г. недалеко от французского горо­да Клермон перед огромной толпой собравшегося народа - крестьян, ремесленников, рыцарей и мо­нахов - выступил Папа Урбан II. В пламенной речи он призвал всех взяться за оружие и отправиться на Восток, чтобы отвоевать у неверных гроб Гос­подень и очистить от них Святую землю. Всем участникам похода Папа обещал прощение грехов. Люди встретили его призыв криками одобрения. Возгласы «Так хочет Бог!» не раз прерывали речь Урбана II. Многим было уже известно, что визан­тийский император Алексей I Комнин обратился к Папе и европейским королям с просьбой помочь ему отразить натиск мусульман. Помочь христианам-византийцам победить «нехристей» будет, конечно, богоугодным делом. Освобождение же христиан­ских святынь станет самым настоящим подвигом, несущим не только спасение, но и милость Всевыш­него, который вознаградит своё воинство. Многие из слушавших речь Урбана II тут же давали обет идти в поход и в знак этого прикрепляли на свою одежду крест.

Весть о предстоящем походе в Святую землю быстро разлетелась по Западной Европе. Принять участие в нем призывали священники в церквях и юродивые на улицах. Под влиянием этих пропове­дей, равно как и по призыву своего сердца, под­нялись в святой поход тысячи бедняков. Весной 1096 г. из Франции и прирейнской Германии они двинулись нестройными толпами по дорогам, из­давна известным паломникам: по Рейну, Дунаю и дальше - к Константинополю. Крестьяне шли с семьями и всем своим скудным скарбом, который умещался в маленькой тележке. Они были плохо вооружены, страдали от нехватки продовольствия. Это было довольно дикое шествие, так как по дороге крестоносцы нещадно грабили болгар и венгров, че­рез земли которых проходили: отбирали скот, ло­шадей, продукты, убивали тех, кто пытался защи­тить своё добро. Будучи едва знакомы с конечным пунктом своего странствия, бедняки, подходя к ка­кому-нибудь большому городу, спрашивали, «уж не есть ли это тот Иерусалим, куда они направля­ются?». С горем пополам, положив многих в стыч­ках с местными жителями, летом 1096 г. крестьяне добрались до Константинополя.

Появление этой неорганизованной, голодной толпы совсем не обрадовало императора Алексея Комнина. Правитель Византии поспешил отделать­ся от бедняков-крестоносцев, переправив их через Босфор в Малую Азию. Конец похода крестьян был печален: осенью того же года турки-сельджуки встретили их войско неподалёку от города Никеи и почти полностью перебили или, захватив в плен, продали в рабство. Из 25 тыс. «воинства Христова» уцелело только около 3 тыс. Оставшиеся в живых горемычные крестоносцы-бедняки вернулись в Константинополь, откуда некоторые из них стали возвращаться домой, а некоторые остались ждать прихода крестоносцев-рыцарей, надеясь до конца исполнить данный обет - освободить святыни или по крайней мере обрести на новом месте спокойную жизнь.

Крестоносцы-рыцари выступили в свой первый поход тогда, когда крестьяне начали свой печаль­ный путь по землям Малой Азии, - летом 1096 г. В отличие от последних сеньоры были хорошо под­готовлены к предстоящим сражениям и трудностям пути - они были профессиональными воинами, и им привычно было готовиться к битве. История со­хранила имена предводителей этого воинства: вы­ступивших первыми лотарингцев возглавлял гер­цог Готфрид Бульонский, норманнов Южной Ита­лии вёл князь Боэмунд Тарентский, а рыцарями Южной Франции предводительствовал Раймонд, граф Тулузский. Их войска не были единой спло­чённой армией. Каждый отправившийся в поход феодал вёл свою дружину, а следом за своим сеньо­ром снова тащились с пожитками сорвавшиеся с насиженного места крестьяне. Рыцари в пути, по­добно прошедшим перед ними беднякам, занялись было грабежом. Наученный горьким опытом пра­витель Венгрии потребовал от крестоносцев залож­ников, что гарантировало довольно «благопристой-

Крестоносцы.

1. 1-й крестовый поход (1096-1099 гг.).

2. 4-й крестовый поход (1202-1204 гг.).

ное» поведение рыцарей по отношению к венграм. Однако это был единичный случай. Балканский по­луостров был разграблен прошествовавшими по не­му «христовыми воинами».

В декабре 1096 - январе 1097 гг. крестоносцы прибыли к Константинополю. Они вели себя с теми, кого вообще-то собирались защищать, мягко гово­ря, недружелюбно: произошло даже несколько во­енных стычек с византийцами. Император Алексей пустил в ход всё непревзойдённое дипломатическое искусство, так прославившее греков, - лишь бы защитить себя и своих подданных от необузданных «паломников». Но уже тогда чётко проявилась та взаимная неприязнь между западноевропейскими сеньорами и византийцами, которая позднее при­несёт гибель великому Константинополю. Для при­шедших крестоносцев православные жители импе­рии были хоть и христианами, но (после церковного раскола в 1054 г.) не братьями по вере, а еретиками, что не намного лучше неверных. Кроме того, ев­ропейским феодалам - недальним потомкам вар­варских племён - казались непонятными и дос­тойными презрения древняя величественная куль­тура, традиции и обычаи византийцев. Рыцарей бе­сил высокопарный слог их речей, а богатство вы­зывало просто дикую зависть. Понимая опасность подобных «гостей», стремясь использовать их во­енное рвение в своих целях, Алексей Комнин хит­ростью, подкупами и лестью добился от большинст­ва рыцарей вассальной присяги и обязательства вернуть империи те её земли, которые будут отвоё­ваны у турок. После этого он переправил «христово воинство» в Малую Азию.

Разрозненные силы мусульман не смогли про­тивостоять напору крестоносцев. Захватывая крепости, они прошли Сирию и двинулись в Палес­тину, где летом 1099 г. штурмом взяли Иерусалим. В захваченном городе крестоносцы учинили жес­точайшую резню. Убийства мирных жителей пре­рывались на время молитвы, а затем начинались снова. Улицы «святого города» были завалены мёртвыми телами и залиты кровью, а защитники «гроба Господня» рыскали, растаскивая всё, что можно было унести.

Вскоре после взятия Иерусалима крестоносцы овладели большей частью восточного побережья Средиземного моря. На захваченной территории в начале XII в. рыцарями было создано четыре госу­дарства: королевство Иерусалимское, графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское, - сеньоры начали обустраивать свою жизнь в новых местах. Власть в этих государствах строилась на феодальной иерархии. Возглавлял её король Иерусалимский, остальные три правителя считались его вассалами, но на деле были самосто­ятельны. Огромное влияние в государствах кресто­носцев имела церковь. Ей принадлежали и большие земельные владения. Церковные иерархи были од­ними из самых влиятельных сеньоров в новых госу­дарствах. На землях крестоносцев в XI в. возникли прославившиеся в дальнейшем духовно-рыцарские ордена: тамплиеров, госпитальеров и тевтонцев (см. ст. «Рыцарские ордена»).

В XII в. под давлением начавших сплачиваться мусульман крестоносцы начали терять свои владе­ния. Стремясь противостоять натиску неверных, европейские рыцари в 1147 г. предприняли 2-й кре­стовый поход, который закончился неудачей. По­следовавший за ним 3-й крестовый поход (1189- 1192 гг.) завершился столь же бесславно, хотя и

Битва крестоносцев с мусульманским

войском под Антиохией.

С миниатюры XIII в.

возглавляли его три короля-воина: германский им­ператор Фридрих I Барбаросса, французский ко­роль Филипп II Август и английский король Ри­чард I Львиное Сердце. Поводом к выступлению ев­ропейских сеньоров послужил захват в 1187 г. Ие­русалима султаном Салах-ад-Дином (см. ст. «Ри­чард I Львиное Сердце»). Поход сопровождали сплошные беды: в самом его начале, переправляясь через горную речушку, утонул Барбаросса; фран­цузские и английские рыцари неустанно враждо­вали между собой; и в итоге освободить Иерусалим так и не удалось. Правда, Ричард Львиное Сердце добился от султана кое-каких уступок - крестонос­цам оставили кусочек Средиземноморского побере­жья, а христианам-паломникам разрешено было в течение трёх лет посещать Иерусалим. Победой это, разумеется, назвать было трудно.

Рядом с этими неудачными предприятиями ев­ропейских рыцарей совершенно отдельно стоит 4-й крестовый поход (1202-1204 гг.), сравнявший с неверными православных христиан-византийцев и приведший к гибели «благородный и прекрасный Константинополь». Инициатором его стал Папа Ин­нокентий III. В 1198 г. он развернул грандиозную агитацию за очередной поход во имя освобождения Иерусалима. Папские послания были разосланы во все европейские государства, но, кроме того, Ин­нокентий III не обошёл своим вниманием ещё од­ного христианского правителя - византийского императора Алексея III. Он тоже, по мнению Папы, должен был двинуть войска в Святую землю. Кроме укоров императору за равнодушие к делу освобож­дения христианских святынь, римский первосвя­щенник в своём послании поднял важный и давний вопрос - об унии (объединении разделившейся в 1054 г. церкви). На самом деле Иннокентий III меч­тал не столько о восстановлении единства христи­анской церкви, сколько о подчинении Византий­ской греческой церкви Римско-католической. Им­ператор Алексей это прекрасно понял - в резуль­тате ни договора, ни даже переговоров не вышло. Папа был в гневе. Он дипломатично, но недвусмыс­ленно намекнул императору, что в случае несговор­чивости византийцев на Западе найдутся силы, го­товые выступить против них. Иннокентий III не пу­гал - действительно, на Византию с жадным ин­тересом поглядывали европейские монархи.

4-й крестовый поход начался в 1202 г., и пер­воначально его конечным пунктом намечался Еги­пет. Путь туда лежал через Средиземное море, а крестоносцы, несмотря на всю тщательность под­готовки «святого паломничества», флотом не рас­полагали и потому вынуждены были обратиться за помощью к Венецианской республике. С этого мо­мента маршрут крестового похода резко изменился. Дож Венеции Энрико Дандоло затребовал за услуги огромную сумму, а крестоносцы оказались неплатё­жеспособны. Дандоло это не смутило: он предложил «святому воинству» компенсировать недоимки зах­ватом далматинского города Задара, купцы которо­го конкурировали с венецианскими. В 1202 г. Задар был взят, воинство крестоносцев погрузилось на ко­рабли, но... отправилось совсем не в Египет, а ока­залось под стенами Константинополя. Поводом для такого поворота событий послужила борьба за пре­стол в самой Византии. Дож Дандоло, которому по­нравилось сводить счёты с конкурентами (Византия соперничала с Венецией в торговле с восточными странами) руками крестоносцев, сговорился с пред­водителем «воинства Христова» Бонифацием Монферратским. Папа Иннокентий III под­держал предприятие - и маршрут крестового похода был во второй раз из­менён.

Осадив в 1203 г. Константинополь, крестоносцы добились восстановления на троне императора Иса­ака II, который за поддержку обещал щедро запла­тить, однако оказался не так богат, чтобы сдержать слово. Разгневанные таким поворотом дела, «осво­бодители Святой земли» в апреле 1204 г. штурмом взяли Константинополь и подвергли его погрому и разграблению. Столица Великой империи и право­славного христианства была разорена и предана ог­ню. После падения Константинополя была захваче­на часть Византийской империи. На её развалинах возникло новое государство - Латинская империя, созданная крестоносцами. Она просуществовала не­долго, до 1261 г., пока не рухнула под ударами заво­евателей.

После падения Константинополя призывы идти освобождать Святую землю на время затихли, пока дети Германии и Франции в 1212 г. не отправились на этот подвиг, обернувшийся для них гибелью. По­следовавшие следом четыре крестовых похода ры­царей на Восток успеха не принесли. Правда, во время 6-го похода императору Фридриху II удалось освободить Иерусалим, но «неверные» через 15 лет

вернули себе утраченное. После провала 8-го крестового похода французских рыцарей в Северную Африку и гибели там французского короля Людовика IX Святого призывы римских первосвященников к новым «подвигам во имя веры Христовой отзыва не находили. Владения крестоносцев на Востоке постепенно захватывались мусульманами, пока в самом конце XIII в. не перестало существовать Иерусалимское королевство.

Правда, в самой Европе крестоносцы существовали ещё долго. Крестоносцами были, кстати, и те немецкие псы-рыцари, которых разбил на Чудском озере князь Александр Невский. Римские Папы вплоть до XV в. организовывали в Европе крестовые походы во имя истребления ересей. Но это были лишь отголоски былого. Гроб Господень остался за «неверными», эта утрата сопровождалась огромными жертвами - сколько паладинов осталось навеки в Святой земле? Но вместе с вернувшимися кре­стоносцами в Европу пришли новые знания и мас­терство, ветряные мельницы, тростниковый сахар и даже такой привычный для нас обычай мыть пе­ред едой руки. Так, многим поделившись и забрав в уплату тысячи жизней, Восток не уступил ни ша­гу Западу. Великая битва, длившаяся 200 лет, за­вершилась вничью.

Источник:
Тип статьи : Регулярная статья
Л.Гроервейдл
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман
Дата создания: 14.12.2010

Крестовые походы , военные экспедиции европейских католических ополчений на восток в 1096–1291 гг., провозгласившие своей целью освобождение христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман.

Жестокие преследования и массовые убийства во времена крестовых походов опустошили цветущие еврейские общины прирейнских городов. Эти события известны в еврейской истории как гзерот татнав , то есть резня 4856 г. по еврейскому летосчислению (1096 г. - начало 1-го крестового похода). Некоторые евреи были вынуждены креститься, многие предпочли мученическую смерть - Кидуш hа-Шем .

Первый крестовый поход

Стремление отвоевать Святую землю у мусульман появилось в западном христианстве в начале XI в. в результате религиозного брожения, вызванного захватом Церкви гроба господня фатимидским халифом ал-Хакимом (1012).

По мнению некоторых историков, этому брожению следует приписать и усилившиеся с XI в. гонения на евреев - «богоубийц» .

Поводом к походам послужили захват сельджуками в последней трети XI в. многих византийских владений в Малой Азии, а также сообщения из отвоеванного ими в 1071 г. у Фатимидов Иерусалима о притеснении христианских паломников мусульманами и о «злодеяниях евреев» против христиан.

Призывы папы Урбана II и монаха Петра Амьенского на церковном соборе в Клермоне (27 ноября 1095 г.) к походу на мусульман не звали к насилию над евреями . Но традиционный взгляд христиан на евреев как на виновников распятия Иисуса, а также социально-экономические причины, (еврейское ростовщичество) в самом начале 1-го крестового похода (1096–99) сделали евреев объектом нападений крестоносцев .

В 1096 г., когда толпы рыцарей, горожан и крестьян отправились в 1-й крестовый поход . По Европе прокатилась волна погромов , зачинщики которых заявляли, что, выступая в дальний поход для освобождения гроба Господня от иноверцев-христоубийц, они не могут потерпеть их присутствия в своей собственной земле.

Бесчинства крестоносцев в Западной Европе

Убийство евреев в Меце (Франция) во время первого крестового похода.

В Первый крестовый поход армия бедноты, как наиболее воодушевлённая, тронулась первой, и, перебив по пути много евреев, она постепенно распалась и прекратила существование... Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 70

Первые отряды крестоносцев, собравшиеся в Руане (Франция, 1096), почти полностью истребили еврейскую общину, оставив в живых лишь немногих, согласившихся принять крещение. Напуганные этим, а также клятвой одного из главных руководителей похода, герцога Готфрида Бульонского, отомстить евреям за кровь Иисуса, общины Франции предупредили об опасности евреев прирейнских общин Германии .

Несмотря на это, рейнские общины лишь в самый последний момент обратились к императору с просьбой о защите, обещанной в привилегиях. Император Генрих IV , которого глава еврейской общины Майнца , Калонимос бен Мешулам hа-Парнас, уведомил об угрозах Готфрида Бульонского, приказал всем герцогам и епископам защищать евреев от крестоносцев. Весной 1096 г. погромы перекинулись на Прирейнскую область.

Готфрид Бульонский под давлением императора был вынужден отказаться от клятвы и, прибыв в Германию, даже обещал защиту общинам Кёльна и Майнца , «подарившим» ему 500 серебряных марок. Петр Амьенский, войдя со своим отрядом в Трир (апрель 1096 г.), не вел антиеврейской агитации и ограничился взиманием с еврейской общины продовольствия для крестоносцев. Они платили огромные суммы епископам и начальникам городских гарнизонов за то, чтобы им были предоставлены форты и вспомогательные отряды для обороны.

Но солдаты, посланные для защиты евреев, отказывались защищать иноверцев от христианских воинов, отправлявшихся в крестовый поход, и покидали евреев на произвол судьбы. Некоторые епископы, как, например, Кельнский, стремились предотвратить погромы жестокими наказаниями погромщиков - смертной казнью или отсечением рук; другие, опасаясь за свою жизнь, бежали перед приходом крестоносцев, как, например, епископ Майнца .

Когда волны крестоносцев, в основном крестьяне и городская чернь, хлынули в Рейнскую область из Франции , Лотарингии и Германии , гражданским и церковным властям не удалось удержать их от бесчинств. Аристократия, руководившая походом, большей частью не участвовала в насилии над евреями, но стремилась избегать столкновений между его участниками из-за евреев.

Наименее дисциплинированное и более склонное к насилию простонародье подвергло в мае-июле 1096 г. общины Прирейнской области жесточайшему разгрому. Особенной жестокостью отличались отряды, во главе которых стояли граф Эмихо фон Лейнинген в Германии и рыцарь Фолькмар во Франции. В Меце было убито 23 еврея, остальные приняли крещение.

Беззащитность жертв привела к беспримерной до того волне насилия, убийств и грабежей. Бывали случаи, когда охваченные ужасом евреи, а иногда - целые общины, переходили в христианство . Но, как это было и раньше на протяжении еврейской истории, большинство евреев было готово умереть во имя своей веры. Во многих общинах, например, в Майнце , Ксантене и др., евреи сражались из последних сил, и когда не оставалось ни малейшей надежды на спасение, лишали жизни себя и свои семьи. Тысячи евреев совершили этот мученический подвиг.

Продолжая свой путь, крестоносцы не прекращали зверств по отношению к евреям.

Последствия Первого крестового похода в Германской империи

Истребление евреев в Стране Израиля

Взятие Иерусалима крестоносцами в 1099 году. Миниатюра 13 века, Национальная библиотека, Париж.

Южная стена Храмовой горы. Крепость тамплиеров. Фото Михаила Маргилова.

Войдя в Палестину с севера, крестоносцы 7 июня 1099 г. осадили Иерусалим и 15 июля захватили его. Большинство боеспособного еврейского населения Иерусалима вместе с мусульманами пыталось противостоять отрядам Готфрида Бульонского, и после падения города укрывшиеся в синагогах евреи были сожжены . Остальные были вырезаны или проданы в рабство .

Крупные еврейские общины городов Рамла и Яффа были также разгромлены.

Незатронутыми остались еврейские поселения в Галилее . На захваченных территориях крестоносцы образовали Иерусалимское королевство , простиравшееся примерно от района современного Джубейля в Ливане до Эйлата (территориально окончательно сложилось в начале XII в.).

Когда крестоносцы открыли транспортные маршруты из Европы, паломничества на Святую Землю стало популярным. В то же время, всё большее число евреев стремились вернуться на родину. Документы того периода показывают, что 300 раввинов из Франции и Англии прибыли группой, при этом некоторые поселились в Аккре (Акко), другие в Иерусалиме .

Второй крестовый поход

Поводом ко 2-му крестовому походу (1147–49) явился захват в 1144 г. сельджуками Эдессы (ныне Урфа, Турция), которая с 1098 г. была центром Эдесского графства крестоносцев.

Призывавшая к походу булла папы Евгения III освобождала участников похода от уплаты кредиторам (большей частью евреям) процентов с долгов , а правители различных стран вовсе освободили крестоносцев от уплаты долгов евреям. Более строгий на сей раз контроль светских и церковных властей над массами крестоносцев в значительной мере ограничил насилия над евреями .

Бесчинства в Западной Европе

Во Франции решительные действия короля Людовика VII (возглавлявшего поход вместе с германским королем Конрадом III) и проповеди церковного авторитета Бернара Клервоского оградили от бесчинств крестоносцев большинство еврейских общин страны. Исключение составили общины Рамерю (в Шампани) и Карентана, в котором евреи, укрепившись в одном из дворов, дали неравный бой толпам погромщиков и все погибли.

В Германии Конраду III, покровительствовавшему евреям, не удалось воспрепятствовать погромной агитации цистерцианского монаха Рудольфа (в некоторых источниках Радульф или Раульф), ходившего по стране с проповедью, что поход надо начать с крещения или истребления евреев.

Евреи, платя феодальным властителям и епископам огромные суммы денег, получали возможность некоторое время укрываться в их замках. Конрад III предоставил евреям убежище в своих наследственных землях (Нюрнберг и др.), епископ Кёльна отдал в их распоряжение крепость Волькенбург, в которой евреи защищались от крестоносцев с оружием в руках .

Не в силах добраться до евреев, укрывшихся в замках, шайки крестоносцев убивали или заставляли креститься каждого еврея, вышедшего из убежища. Банды крестоносцев бесчинствовали на дорогах. Несколько евреев были убиты в окрестностях Кельна и Шпейера. Экономическая жизнь страны была расстроена.

Положение в Стране Израиля

На территории Палестины 2-й крестовый поход закончился завоеванием Ашкелона . Однако Биньямин из Туделы и Птахия из Регенсбурга (посетившие Иерусалимское королевство в 1160 и 1180 гг. соответственно) нашли благоустроенные еврейские общины в Ашкелоне , Рамле , Кейсарии , Тверии и Акко . В записках Йехуды Аль-Харизи говорится о процветающей общине в Иерусалиме , который он посетил в 1216 г. Видимо, не пострадавшие общины самаритян существовали в этот период в Шхеме , Ашкелоне и Кейсарии .

Третий крестовый поход

3-й крестовый поход (1189–92) был вызван завоеванием Иерусалима в 1187 г. Салах ад-Дином .

Во время его император Фридрих I Барбаросса , возглавивший его, решительными мерами приостановил всяческие попытки насилия над евреями в Германии . Евреи были укрыты в замках, убийство еврея наказывалось смертной казнью, ранение - отсечением руки. Епископы грозили погромщикам отлучением от церкви и запрещением участвовать в крестовых походах.

За свое спасение евреи и на сей раз платили властям большие денежные суммы.

Во Франции попытки короля Филиппа II Августа не допустить насилия над евреями не увенчались успехом. В ряде городов центральной Франции крестоносцы организовали избиение еврейского населения .

Наибольшие бедствия обрушились на евреев Англии, не пострадавших во время 1-го и 2-го крестового похода и даже предоставивших в 1096 г. убежище французским евреям, бежавшим от бесчинств крестоносцев. 3 сентября 1189 г. крестоносцы, собравшиеся в Лондон на церемонию коронации короля Ричарда I Львиное Сердце, устроили погром в столице.

Попытка короля остановить бесчинства не удалась: сановников, высланных им для увещевания погромщиков, прогнала толпа. Лишь трое из задержанных властями участников погрома были приговорены судом к наказанию, но не за насилия над евреями, а за поджог и грабеж домов христиан, соседствовавших с домами евреев.

Из Лондона погромы быстро перекинулись на другие города страны. Вместе с чернью в погромах активно участвовали знать и рыцарство, задолжавшие евреям большие суммы денег и желавшие избавиться от уплаты долгов . Были уничтожены еврейские общины Линна, Норвича, Стамфорда.

В Линкольне и некоторых других городах евреи спаслись, получив убежище в королевских замках. После ухода короля в поход (начало 1190 г.) погромы повторились с большей силой. Самый большой погром произошел в Йорке. Сильно пострадала еврейская община Бери-Сент-Эдменса, где было убито 57 евреев.

Поздние крестовые походы

В 1196 г., незадолго до подготовки 4-го крестового похода (1201–1204), обошедшегося, по-видимому, без еврейских жертв, в Вене крестоносцы убили 16 евреев, за что двое из зачинщиков погрома были казнены герцогом Фридрихом I.

Без пагубных последствий для евреев Европы прошли и 5–8-й КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1217–21; 1228–29; 1249–54; 1270).

Благополучно прошёл так называемый крестовый поход детей , в 1212 г. отправившихся из Германии и Франции в Прованс и Италию. Он стоил жизни нескольким десяткам тысяч детей (частью погибших во время бури на Средиземном море, частью проданных в рабство).

Иерусалим, в результате 6-го крестового похода присоединенный к Земле Израиля, еще остававшейся под властью крестоносцев (1229), был в 1244 г. окончательно утерян ими.

В 1309 г. в куда-то собравшимися крестоносцами были убиты евреи многих городов Брабанта (Бельгия), отказавшиеся принять крещение.

Крестовые походы "пастухов"

Новые бедствия обрушились на евреев Франции в период двух так называемых крестовых походов пастухов , участниками которых были преимущественно отбросы общества.

В 1251 г. «пастухи», направляясь на Восток с целью вновь завоевать Иерусалим и освободить Людовика IX Святого, находившегося с 1250 г. в плену у египтян, разгромили еврейские общины Парижа, Орлеана, Тура и Бурже.

Еще большему разгрому подвергли они общины Гаскони и Прованса во время 2-го своего похода (1320). Сорокатысячное ополчение - в основном подростки в возрасте 16-ти лет - пересекло Францию с севера на юг, уничтожив около 130 еврейских общин .

Папа Иоанн XXII, пытаясь остановить бесчинства, отлучил от церкви всех участников похода. Король Филипп V, опасаясь убытков для своей казны, приказал местным властям защищать евреев от «пастухов». Но они повсюду встречали поддержку черни и среднего слоя горожан, в том числе и королевских чиновников.

В Альби (юг Франции) городские власти пытались остановить толпу у ворот города, но когда «пастухи», крича, что они пришли убивать евреев, ворвались в город, население встретило их с воодушевлением и приняло участие в избиении.

В Тулузе монахи освободили вожаков «пастухов», арестованных губернатором, и объявили их спасение делом божественного вмешательства - наградой Всевышнего за богоугодное истребление евреев. Во время последовавшей за этим резни спаслись от смерти лишь принявшие крещение.

Около 500 евреев, осажденных в замке Верден-сюр-Гаронн, покончили жизнь самоубийством. В папском владении - графстве Венессен - большая часть еврейской общины приняла крещение. Попытки этих "новых христиан " вернуться в иудаизм были пресечены инквизицией .

Из Франции банды «пастухов» вторглись в Испанию, где возмущенный их бесчинствами король Арагона Хайме II разгромил и рассеял их банды.

Последствия крестовых походов

Крестовые походы коренным образом изменили положение евреев в христианской Европе. Спор между иудаизмом и христианством утратил свой богословский характер.

Сопутствовавшие крестовым походам резня и насилие, жестокостью превосходившие все несчастья, со времени возникновения христианства когда-либо обрушивавшиеся на евреев, выявили всю силу ненависти к евреям и их вере, все бессилие евреев, постоянно находившихся под угрозой, всю тщетность не всегда бескорыстных усилий пап и королей защитить их.

В XII в. была впервые высказана мысль о еврейском заговоре против христиан, и широкое распространение получил кровавый навет . Усилившийся религиозный фанатизм, усматривавший в евреях непримиримых врагов христианской веры, нашел выражение в усилении дискриминации и унижении евреев, достигших кульминации в законодательстве IV Латеранского (Вселенского) собора (1215).

Крестовые походы нанесли тяжелый удар по экономическому положению евреев. С XIII в. они утратили роль главного посредника в торговле Европы с Востоком, так как передвижение еврейских купцов по христианской Европе, на дорогах которой хозяйничали шайки крестоносцев, стало практически невозможным. Лишенные источников существования евреи были вынуждены в больших масштабах обратиться к ростовщичеству.

Ненавидимые христианской средой, замкнувшиеся в своих общинах евреи средневековой Европы нашли источники религиозного утешения и национальной гордости в памяти о сотнях общин, истребленных крестоносцами, и о многих тысячах жертв, загубленных или принявших мученическую смерть.

Крестоносцы — это западноевропейские воины, участники крестовых походов , организованных феодалами и католической церковью под знаменем борьбы против «невер-ных». Под «неверными» обычно пони-мались мусульмане, захватившие ещё в VII веке «святую землю» — Палестину со священным городом трёх религий (христианство, ислам , иудаизм) Иерусалимом. Крестонос-цами они назывались потому, что давали торжественное обещание Богу (обет) участвовать в походе за «ос-вобождение гроба Господня», в знак чего нашивали на одежду крест.

Первый крестовый поход

Самый известным из крестовых походов — первый, проходивший в 1096 — 1099 годах. Тогда крестонос-цам удалось завоевать не только Ие-русалим и территорию современного Израиля, но и всё восточное побе-режье Средиземного моря. Они по-строили здесь многочисленные кре-пости и замки, создали несколько своих государств , из которых самым значительным было Иерусалимское королевство.

Потеря территорий

Но эти классические феодальные государства оказались недолговеч-ными. Натиск арабов и турок со всех сторон усиливался. Первым пало графство Эдесса (1146). В 1187 году египетский правитель и полководец Салах ад-Дин (Саладин) разгромил войско крестоносцев и взял Иеруса-лим. Он почти уничтожил Иеруса-лимское королевство. Материал с сайта

Третий крестовый поход

Западноевропейские феодалы в 1189-1192 годах предприняли новый, третий по счёту, кресто-вый поход в Палестину. И хотя его возглавили короли Англии (знаме-нитый Ричард I Львиное Сердце) и Франции (Филипп II Август), им удалось отвоевать у Саладина толь-ко узкую полосу вдоль моря с горо-дами, крепостями и замками. Иеру-салим остался в руках мусульман. Однако Иерусалимское королевство продолжало существовать, только центром его стал приморский город Акра (теперь это город Акко в Го-сударстве Израиль).

Кто такие «крестоносцы»?

    Кристоносцы были просто воинами а темплиеры войнами будучи монахами, позднее темплиеров отлучили от церкви когда впали в окультизм, сатанизм, каббализм ну это все из одного русла. Темплиеров уничтожали, они создали тайное сообщество, и поставили для себя цель прибрать к рукам все Европейские государства. Они переселились в Шотландию откуда и начали совместно с шотландцами походы на Англию, оттуда уже на Францию. Внедрялись в высшие чины госудраств и стремились к власти. Даже поход Английского короля Ричарда (львиное сердце) был спланирован ими, его отправили на осаду уже захватившего Саллахудином Еврусалим. И главная цель этой отправки была желанная гибель Ричарда, что бы он погиб и на пристол посадить своего человека. Ричард 2 года без успешно осаждал Ерусалим, и так же без успешно для тайного сообщества темлиеров он не погиб в сражениях. Даже во время походов Ричард был отравлен, но далее был изличен личными лекарями Саллахудина. Саллахудин вылечил Ричарда с целью 2х летнего перемирия чего и добился. Позже когда ричард невридимым вернулся, его снова отправили на осаду уже в Англии одного из графств где его убили в спину выстрелом из лука или арбалета. Сегодня темплиеры называются массонами, а в Росии называют себя -Великая ложа

    Крестоносцы - это рыцари церкви, участвовавшие в крестовых походах, для того что бы очистить земли от не верных (люди другого вероисповедания - мусульмане, буддисты) и для того что бы вернуть все дары божьи (плащеницы, скрижалии, кресты и другую атрибутику), а так же вернуть земли Иерусалима и восточных стран и объединить их под церковью. Крестоносцами их назвали потому что одежда их была белая, а на ней был вышит большой красный крест, так же кресты были и на другой атрибутике шлемы, мечи, щиты - что показывала что в первую очередь - они войны Бога. После бов они собирались в церкви где верховные священнослужители отпускали им главный грех войны - убийство (хоть это и расходится с Библией и основными заповедями).

    Даже самая замечательная идея, которую насаждают с помощью меча, уничтожая ни в чм неповинных людей, не украшает Человечество и не приносит мира и процветания в жизнь. Тому в истории мы тьму примеров сыщем.

    Не составляют исключения и крестоносцы, прокладывавшие дорогу христианству огнм и мечом. Стал ли мир добрее и благороднее от их походов? Что-то это совсем не просматривается на протяжении тысячелетия.

    Как ни нападают сегодня на ислам, который якобы родил терроризм (терроризм рождн гораздо раньше ислама), его распространение по Свету шло мирными шагами.

    Любая война - это насилие, кровь, пожары. И крестоносцы из тех же рядов.

    Крестоносцы - участники крестовых походов, нашивавшие на плащ или доспехи крест, откуда и название. Это не только рыцари - в крестовых походах участвовали и горожане и крестьяне и даже дети. Но главной ударной силой были именно представители военно-служилого сословия. Помимо религиозного фанатизма были у рыцарей-крестоносцев и другие мотивы. Во-первых, густонаселенная Европа уже была поделена, поэтому многие шли в поход за новыми владениями. На завоеванных территориях основывались новые королевства. Во-вторых, далеко не все рыцари были богачами, у многих кроме коня, меча и доспехов не было ничего. Участие в крестовом походе давало возможность заработать на грабеже и трофеях. В-третьих для знатных и богатых сеньоров участие в этом мероприятии - способ повышения авторитета и влияния среди равных им. Другая причина - заручиться поддержкой церкви, которая значила в те времена очень много. Наконец, крестовые походы - отличная возможность избавиться от дробления владений, а именно - если у феодала несколько сыновей, после его смерти феод должен быть разделен между ними. А так - младшие сыновья отправляются в крестовый поход, где либо гибнут, либо добывают свой надел.

    Крестоносцы - это те, кто ходил в крестовые походы. Свое название эти войны получили из-за того, что нашивали на свою одежду кресты, то есть носили кресты. Походы эти были военными, начинались в Западной Европе и направлены были против мусульман. Крестоносцами могли быть рыцари, обычные жители и даже дети.

    Насколько мне известно из истории, то крестоносцы - это рыцари (люди, которые использовали в одежде нашивку креста, свидетельствующий о том, что они даю обет участвовать в походе), которые участвовали в крестовых походах. Знаете естественно мы уже не узнаем, да и думаю историки умолчат, но помимо рыцарства и любви к Родине существует человеческий фактор, в любые времена и в любые войны были и будут крысы, готовые за гроши или кусок (даже корку) хлеба (это условно) продать не только родину, но и родную мать.

    Рыцарей называли крестоносцами потому, что уходя в военные походы они пришивали на свою одежду кресты. У них было такое поверье, что тем самым они получают прощение за совершенные грехи. В походы крестоносцев ходили не только рыцари, но и жители городов и деревень.

    Дела давно минувших дней... Не будучи историком, не изучив вопроса со всех сторон, трудно делать какие-либо выводы или давать определения. На мой взгляд - нет более запутанной науки, чем история. И это понятно: современники и очевидцы событий тоже не всегда правду писала. А что уж говорить о потомках, когда нет ни одного исторического факта который бы не подвергся обновлению в угоду правящим лицам: хоть императору, хоть партии власти.

    Та же история и с крестоносцами. Более-менее тврдо мы знаем только даты крестовых походов и их количество. Но уже называя их участников крестоносцами мы допускаем некоторую вольность, потому что так звать их начала гораздо позже. В то время это были пилигримы, принявшие крест. То есть не просто паломники, но задавшиеся целью посетить порабощенные святые места и освободить их при помощи оружия.

    Почему же они взяли его в руки? Не будем думать, что агитация и пропаганда - изобретения наших дней. И тогда Папа Римский не хуже сумел разагитировать о необходимости совершить богоугодное дело. Некоторые пошли снять с себя грехи, о чм тоже вещалось.

    Получилось как всегда - направили толпу решить свои проблемы. Для подчркивания религиозного характера действий и нашивали кресты, а также для того, чтобы отличить свободных от обета рыцарей от рыцарей, призванных на помощь. А уж тут и возникли рыцарские группировки, у каждой из которых была своя цель.

    Три рыцарских ордена наиболее известны: тамплиеры, госпитальеры и тевтонский орден.

    Возможно в каких-нибудь научных трудах и превозносится жертвенность рыцарей-крестоносцев, их религиозный фанатизм в деле возврата святых артефактов, а также их образ прикрыт романтическим флром. Но, мне кажется, что это скорее дело рук художественной литературы и рыцарских романов.

    А вот история говорит нам о том, что именно тамплиеры были первыми военными ростовщиками , по сути основав банковское дело, обеспечивающими все походы на мусульман и не только.

    Расшифрую это не только. Крестовые походы велись не только в сторону Палестины и Ближнего Востока, но и неправильных христиан , а именно - стран, исповедовавших православие. В частности - Русь (скопище еретиков) или поближе - Реконсиста в Испании. Какие уж тут Святые земли...

    Многими мифами окружено это время. Постепенно выплывают вс новые факты и разоблачения. И одно из них то, что восточных христиан уничтожали вовсе не мусульмане. Им было без разницы, кого грабить - они делали это не спрашивая, к какой конфессии принадлежит жертва.

    Ростовщик и агрессор . Такой у меня получается портрет. Об Ордене Госпитальеров молчу.

    Оговорюсь - я не историк и это только мо мнение, возможно, ошибочное.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!