Кто такой александр блок. Краткая биография блока

Александр Александрович Блок родился в семье, где почитали литературу и искусство, в 1880 году. Родители его рано расстались. Александр был единственным ребенком, поэтому его баловали и воспитывали все родственники со стороны матери(она была писательницей, а дед - профессором университета). Маленький Саша любил участвовать в домашних театральных спектаклях, много читал. Стихи начал сочинять с пяти лет. Учился во Введенской гимназии, затем получил два высших образования в Петербургском университете.
Любовью всей его жизни была Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь известного химика Дмитрия Менделеева. Ей же был посвящен цикл " Стихи о Прекрасной Даме", одно из лучших стихотворений которого начинается так: " Предчувствую тебя. Года проходят мимо - тоскливо и любя... ". В строчках этих - страдание о несбыточной мечте о красоте. Это служение женщине, гимн- посвящение ей.. Так сформировалась одна из тем в творчестве Блока. Не все складывалось в его семье хорошо. Жена стала матерью, родив сына от друга Блока писателя Андрея Белого, но ребенок умер. Прекрасная Дама превратилась в" Снежную Маску." Так назвал Александр Блок цикл стихов и актрису Дельмас, чьи театральные роли казались ему совершенством.
Тема любви к женщине была не единственной в творчестве Александра Блока. Он горячо любил страну, в которой родился и вырос,а потому жаждал " возмездия" за ее поруганную чистоту и величавость.Именно родину он называл "женой" и в ее великое предназначение верил. В полной мере это отразилось в его поэме " Двенадцать", в которой двенадцать красноармейцев, как и двенадцать библейских апостолов... через кровь и страдание устанавливают справедливость. Перед нами картина послереволюционного хаоса.Никто не знает, куда идти и кому верить: барынька в каракуле, забрав фикус, кричит о "продаже" России, поп говорит, что предали веру, частушечная Катька не знает, кому и как продать себя.... Но в конце поэмы появляется " в белом венчике их роз " Иисус Христос. Блок глядит в будущее,слушает музыку революции и свято верит в добро. При этом Шахматово, его имение, разорено, сам поэт голодает.... и умирает в 1921 году от сердечной недостаточности. Печальна судьба великого человека.

Имя при рождении:

Александр Александрович Блок

Дата рождения:

Место рождения:

Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Петроград, РСФСР

Гражданство:

Подданство:

Российская империя

Род деятельности:

Поэт, драматург

Направление:

Символизм

Элегия, поэма, послание

Язык произведений:

Общие сведения

Революционные годы

Болезнь и смерть

Семья и родственники

Творчество

Библиография

Собрания сочинений

Блок и революция

Переписка

Память о Блоке

В искусстве

Места, связанные с Блоком

Белоруссия

Литература

Использованная литература

Справочные материалы

Исследования, критика

Популярные работы

Александр Александрович Блок (16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург, Российская империя - 7 августа 1921, Петроград,РСФСР) - русский поэт, классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов России.

Биография

Общие сведения

Отец А. Блока - Александр Львович Блок (1852-1909), юрист, профессор Варшавского университета.

Мать - Александра Андреевна, урождённая Бекетова, (1860-1923) - дочь ректора Санкт-Петербургского университета А. Н. Бекетова. Замужество, начавшееся, когда Александре было восемнадцать лет, оказалось недолгим: после рождения сына она разорвала отношения с мужем и впоследствии их более не возобновляла. В 1889 году она добилась указа Синодао расторжении брака с первым супругом и вышла замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, оставив при этом сыну фамилию первого мужа.

Девятилетний Александр поселился с матерью и отчимом на квартире в казармах лейб-гренадерского полка, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. В этом же году он был отдан во Введенскую гимназию. В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад-Наугейме, Блок пережил первую сильную юношескую влюблённость в Ксению Садовскую. Она оставила глубокий след в его творчестве. В 1897 на похоронах в Петербурге встретился с Вл. Соловьевым.

В 1898 году окончил гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году. В университете Блок знакомится с Сергеем Городецким и с Алексеем Ремизовым.

В это время троюродный брат поэта, впоследствии священник Сергей Михайлович Соловьёв (младший), становится одним из самых близких друзей молодого Блока.

Первые стихи Блок написал в пять лет. В 10 лет Александр Блок написал два номера журнала «Корабль». С 1894 по 1897 год он вместе с братьями писал рукописный журнал «Вестник». С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда Шахматово. В 8 км находилось имение друга Бекетова, великого русского химика Дмитрия Менделеева Боблово. В 16 лет Блок увлёкся театром. В Петербурге Александр Блок записался в театральный кружок. Однако после первого успеха ролей в театре ему больше не давали.

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Известно, что Александр Блок испытывал к жене сильные чувства, но периодически поддерживал связи с различными женщинами: одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом - оперная певица Любовь Александровна Андреева-Дельмас. Любовь Дмитриевна тоже позволяла себе увлечения. На этой почве у Блока возник конфликт с Андреем Белым, описанный в пьесе «Балаганчик». Белый, считавший Менделееву воплощением Прекрасной Дамы, был страстно влюблён в неё, но она не ответила ему взаимностью. Впрочем, после Первой Мировой войны отношения в семье Блоков наладились, и последние годы поэт был верным мужем Любови Дмитриевны.

В 1909 году происходит два тяжёлых события в семье Блока: умирает ребёнок Любови Дмитриевны и умирает отец Блока. Чтобы прийти в себя, Блок со своей женой уезжают отдохнуть в Италию и Германию. За итальянские стихи Блока приняли в общество, которое называлось «Академией». В ней помимо него состояли Валерий Брюсов, Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский.

Летом 1911 года Блок снова едет за границу, на этот раз во Францию, Бельгию и Нидерланды. Александр Александрович даёт негативную оценку французских нравов:

Летом 1913 года Блок опять едет во Францию (по совету докторов) и снова пишет об отрицательных впечатлениях:

В 1912 году Блок написал драму «Роза и Крест». Пьеса понравилась К. Станиславскому и В. Немировичу-Данченко, но драму так и не поставили в театре.

7 июля 1916 года Блока призвали на службу в инженерную часть Всероссийского Земского Союза. Поэт служил в Белоруссии. По собственному признанию в письме матери, во время войны его основные интересы были «кушательные и лошадиные».

Революционные годы

Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора. В августе Блок начал трудиться над рукописью, которую он рассматривал, как часть будущего отчёта Чрезвычайной следственной комиссии и которая была опубликована в журнале «Былое» (№ 15, 1919 г.), и в виде книжки под названием «Последние дни Императорской власти» (Петроград, 1921).

В начале 1920 года умирает Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух от воспаления лёгких. Блок забрал к себе жить свою мать. Но она и жена Блока не ладили между собой.

В январе 1921 года Блок по случаю 84-й годовщины смерти Пушкина выступил в Доме литераторов со своей знаменитой речью «О назначении поэта».

Болезнь и смерть

Блок был одним из немногих деятелей искусства Петрограда, кто не просто принял советскую власть, но согласился работать на её пользу. Власть широко начала использовать имя поэта в своих целях. На протяжении 1918-1920 гг. Блока, зачастую вопреки его воле, назначали и выбирали на различные должности в организациях, комитетах, комиссиях. Постоянно возрастающий объём работы подорвал силы поэта. Начала накапливаться усталость - Блок описывал своё состояние того периода словами «меня выпили». Этим же, возможно, и объясняется творческое молчание поэта - он писал в частном письме в январе 1919 г.: «Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…». Тяжёлые нагрузки в советских учреждениях и проживание в голодном и холодном революционном Петрограде окончательно расшатали здоровье поэта - у Блока возникли серьёзная сердечно-сосудистая болезнь, астма, появились психические расстройства, зимой 1920 года началась цинга.

Весной 1921 г. Александр Блок вместе с Фёдором Сологубом просили выдать им выездные визы. Вопрос рассматривало политбюро ЦК РКП(б). В выезде было отказано. Луначарский отмечал: «Мы в буквальном смысле слова, не отпуская поэта и не давая ему вместе с тем необходимых удовлетворительных условий, замучили его». Ряд историков полагали, что В. И. Ленин и В. Р. Менжинский сыграли особо негативную роль в судьбе поэта, запретив больному выезд на лечение в санаторий в Финляндии, о чём, по ходатайству Максима Горького и Луначарского, шла речь на заседании политбюро ЦК РКП(б) 12 июля 1921 года. Выхлопотанное Л. Б. Каменевыми Луначарским на последующем заседании политбюро разрешение на выезд от 23 июля 1921 года запоздало и уже не смогло спасти поэта.

Оказавшись в тяжёлом материальном положении, он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. За несколько дней до смерти по Петербургу прошёл слух, будто поэт сошёл с ума. Действительно, накануне смерти Блок долго бредил, одержимый единственной мыслью: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены. Однако поэт умер в полном сознании, что опровергает слухи о его помешательстве. Перед смертью, после получения отрицательного ответа на запрос о выезде на лечение за границу (от 12 июля), поэт сознательно уничтожил свои записи, отказывался от приёма пищи и лекарств.

Поэт был похоронен на Смоленском православном кладбище Петрограда. Там же похоронены семьи Бекетовых и Качаловых, включая бабушку поэта Ариадну Александровну, с которой он находился в переписке. Отпевание было совершено 10 августа (28 июля ст. ст. − день празднования Смоленской иконе Богоматери) в церкви Воскресения Христова. В 1944 году прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище.

Семья и родственники

Родственники поэта проживают в Москве, в Риге, в Риме и в Англии. До последних лет в Петербурге проживала троюродная сестра Александра Блока - Ксения Владимировна Бекетова. Среди родственников Блока - главный редактор журнала «Наше наследие» - Владимир Енишерлов.

Творчество

Начинал творить в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1901-1902), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904-1908), религиозного интереса (цикл «Снежная маска», Изд. «Оры», Санкт-Петербург 1907), осмысление «страшного мира» (одноимённый цикл 1908-1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912-1913) пришёл к идее неизбежности «возмездия» (одноимённый цикл 1907-1913; цикл «Ямбы», 1907-1914; поэма «Возмездие», 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916).

Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного вообще характерно для всего творчества Блока в целом. Это есть отличительная особенность и его психической организации, и, как следствие, его собственного, блоковского символизма. Особенно характерным в этой связи выглядит ставшее хрестоматийным классическое сопоставление туманного силуэта«Незнакомки» и «пьяниц с глазами кроликов». Блок вообще был крайне чувствителен к повседневным впечатлениям и звукам окружающего его города и артистов, с которыми сталкивался и которым симпатизировал.

До революции музыкальность стихов Блока убаюкивала аудиторию, погружала её в некий сомнамбулический сон. Потом в его произведениях появились интонации отчаянных, хватающих за душу цыганских песен (след частых посещений кафешантанови концертов этого жанра).

Поначалу и Февральскую, и Октябрьскую революцию Блок воспринял с готовностью, полной поддержкой и даже с восторгом, которого, впрочем, хватило чуть более чем на один короткий и тяжёлый 1918 год. Как отмечал Ю. П. Анненков,

Эта позиция Блока вызвала резкие оценки ряда других деятелей литературы - в частности, И. А. Бунина:

Октябрьскую революцию Блок пытался осмыслить не только в публицистике, но и, что особенно показательно, в своей не похожей на всё предыдущее творчество поэме «Двенадцать» (1918). Это яркое и в целом недопонятое произведение стоит совершенно особняком в русской литературе Серебряного века и вызывало споры (как слева, так и справа) в течение всего XX века. Как это ни странно, но ключ к реальному пониманию поэмы можно найти в творчестве популярного в дореволюционном Петрограде, а ныне почти забытого шансонье и поэта М. Н. Савоярова, в приятельских отношениях с которым Блок состоял в 1915-1920 годах и концерты которого посещал десятки раз.

Если судить по поэтическому языку поэмы «Двенадцать», Блок по меньшей мере сильно изменился, его послереволюционный стиль стал почти неузнаваемым. И, по всей видимости, он испытал на себе влияние певца, поэта и эксцентрика, Михаила Савоярова. По словам академика Виктора Шкловского, поэму «Двенадцать» все дружно осудили и мало кто понял именно потому, что Блока слишком привыкли принимать всерьёз и только всерьёз :

Прямое подтверждение этому тезису мы находим в записных книжках Блока. В марте 1918 года, когда его жена, Любовь Дмитриевна готовилась читать вслух поэму «Двенадцать», на вечерах и концертах, Блок специально водил её на савояровские концерты, чтобы показать, каким образом и с какой интонацией следует читать эти стихи. В бытовой, эксцентричной, даже эпатирующей…, но совсем не «символистской» и привычно «блоковской» манере … Именно таким образом поэт мучительно пытался отстраниться от кошмара окружавшей его в последние три года петроградской (и российской) жизни…, то ли уголовной, то ли военной, то ли какого-то странного междувременья…

В феврале 1919 года Блок был арестован Петроградской Чрезвычайной Комиссией. Его подозревали в участии в антисоветском заговоре. Через день, после двух долгих допросов Блока всё же освободили, так как за него вступился Луначарский. Однако даже эти полтора дня тюрьмы надломили его. В 1920 году Блок записал в дневнике:

Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось для Блока глубоким творческим кризисом, депрессией и прогрессирующей болезнью. После всплеска января 1918 года, когда были разом созданы «Скифы» и «Двенадцать», Блок совсем перестал писать стихи и на все вопросы о своём молчании отвечал: «Все звуки прекратились…

Разве вы не слышите, что никаких звуков нет?» А художнику Анненкову, автору кубистических иллюстраций к первому изданию поэмы «Двенадцать», он жаловался: «Я задыхаюсь, задыхаюсь, задыхаюсь! Мы задыхаемся, мы задохнёмся все. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!»

Последним воплем отчаяния стала прочитанная Блоком в феврале 1921 года речь на вечере, посвящённом памяти Пушкина. Эту речь слушали и Ахматова, и Гумилёв, явившийся на чтение во фраке, под руку с дамой, дрожавшей от холода в чёрном платье с глубоким вырезом (зал, как и всегда в те годы, был нетопленый, изо рта у всех явственно шёл пар). Блок стоял на эстраде в чёрном пиджаке поверх белого свитера с высоким воротником, засунув руки в карманы. Процитировав знаменитую строку Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…» - Блок повернулся к сидевшему тут же на сцене обескураженному советскому бюрократу (из тех, которые по язвительному определению Андрея Белого, «ничего не пишут, только подписывают») и отчеканил:

Поэтические произведения Блока переведены на многие языки мира.

Библиография

Собрания сочинений

Блок и революция

  • Блок А. А. Михаил Александрович Бакунин // Блок А. А. Собрание сочинений в 6 томах. Л.: 1982. - Т.4. (Написано 1906, впервые напечатано: Перевал. 1907. № 4 (февраль)).
  • Последние дни Императорской власти: По неизданным документам составил Александр Блок. - Петроград: Алконост, 1921.

Переписка

  • Письма Александра Блока. - Л.: Колос, 1925.
  • Письма Александра Блока к родным: [Предисл. В. А. Десницкого, примеч. М. А. Бекетовой]. Т. 1-2. - М.-Л.: Academia, 1927-1932.
  • Письма Ал. Блока к Е. П. Иванову. - М.-Л., 1936.
  • Александр Блок и Андрей Белый. Переписка. - М., 1940.
  • Блок А. А. Письма к жене // Литературное наследство. - Т. 89. - М., 1978.
  • Бываю у Качаловых
  • Письма А. А. Блока к Л. А. Дельмас // Звезда. - 1970. - № 11. - С. 190-201.

Память о Блоке

Названия, данные в честь Блока

  • 22 февраля 1939 года бывшая Заводская улица в Ленинграде, находящаяся неподалёку от последней квартиры Блока, была переименована в улицу Александра Блока.
  • В честь поэта назван также астероид 2540 Блок.

В искусстве

К столетию поэта в СССР был снят телефильм «И вечный бой... Из жизни Александра Блока» (в роли Блока снимался Александр Иванов-Сухаревский). Образ Блока также появляется в фильмах «Доктор Живаго», 2002 (играл Дэвид Фишер), «Гарпастум», 2005 (Гоша Куценко), «Есенин», 2005 (Андрей Руденский).

Наиболее известные песни на стихи Александра Блока

  • «Россия. Опять, как в годы золотые» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Сольвейг» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «В тихий вечер мы встречались» (Сердце помнит эти сны) (Г. Ф. Пономаренко)
  • «В темном парке под ольхой» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Гармоника, гармоника! Эй, пой, визжи и жги!» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Не призывай. И без призыва приду во храм» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Я стремлюсь к роскошной воле» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Благословляю всё, что было», «О, сердце, сколько ты любило! О, разум, сколько ты пылал!», «Глядят внимательные очи» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Окна во двор» (польск. Okna na podwórze ; пер. Ю. Тувима) на альбоме «Cyfry» (испол. Przyjaciele)

Места, связанные с Блоком

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

Белоруссия

В августе 1916 года поэт побывал в Белоруссии, когда по её территории катилась «война с германцами». Полесские дороги поэта - от Парахонска до Лунинца, далее до деревушки Колбы Пинского района. По пути на Пинщину он останавливался в Могилёве и Гомеле, осматривал достопримечательности, в особенности дворец Румянцевых-Паскевичей.

Запись в дневнике поэта: «Тема для фантастического рассказа: „Три часа в Могилёве на Днепре“. Высокий берег, белые церкви над месяцем и быстрые сумерки». Видимо, рассказ о Могилёве Блок написал, но не успел опубликовать. Вместе с другими рукописями он был уничтожен в усадьбе Шахматово во время пожара в 1921 году.

Литература

Использованная литература

  • Блок А. Собрание сочинений: В 6-ти т. - Л.: Худож. лит, 1980-1982. - 300 000 экз.
  • Белый А. Символизм. - М.: Мусагет, 1910.
  • Волков С. История культуры Санкт-Петербурга. - М.: Эксмо, 2004.
  • Громов П. А. А. Блок. Его предшественники и современники. - М., Л., 1966.
  • Казак, В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М.: РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. -5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8
  • Максимов Д. Е. Поэзия и проза А. Блока. - Л.: Сов. писатель, 1975.
  • Минц З. Г. Блок и русский символизм. - М.: Наука 1980.
  • Соколова Н. К. Поэтический строй лирики Блока. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1984.
  • Ашукин Н. Александр Блок, Синхронистич. таблицы жизни и творчества. 1880-1921. Библиография 1903-1923. [М.], 1923.
  • Колпакова Е., Куприяневский П., Максимов Д. Материалы к библиографии Александра Блока за 1928-1957 годы // Уч. зап. Вильнюсского педагогического института. 1959. Т. 6.

Мемуары

Исследования, критика

  • Александр Блок: Исследования и материалы: Т. 4. Отв. ред. Н. Ю. Грякалова. СПб.: Пушкинский дом, 2011. 624 с., ил. 500 экз., ISBN 978-5-91476-031-8
  • Берберова Н. Н. Александр Блок и его время. М., 1999
  • Александр Блок. Новые исследования и материалы // Литературное наследство. Т. 92. Кн. 1-5. М., 1980-1992
  • Блоковский сборник, вып. 1-14. Тарту, 1964-1998
  • Жирмунский В. М. Поэзия А. Блока, П., 1922.
  • Корецкая И. В. Блок // История всемирной литературы в 8 томах. - М.: Наука, 1994. - Т. 8. - С. 94-99.
  • Волков Н. Д. Александр Блок и театр. М., 1926. 157 с.
  • Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1975
  • Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве А.Блока. М., 1997
  • Мочульский К. В. Александр Блок // Мочульский К. В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. М. 1997
  • Минц З. Г. Лирика Александра Блока. Вып. 1-4. Тарту, 1965-1975.
  • Минц З. Г. Александр Блок // История русской литературы в 4 томах. - Л.: Наука, 1983. - Т. 4. - С. 520-548.
  • Орлов В. Н. Гамаюн. - М.: Известия, 1981.
  • Книги и статьи Аврил Пайман (Dr.Avril Payman) - всемирно-известного Блоковеда и родственницы поэта по мужу.
  • Симонова И. А. «Старый дом глянет в сердце мое…» (Блоковское Шахматово) - М., 1998.
  • Карпенко А. Н. Прекрасная Дама как Смерть в "Незнакомке" Блока. Читальный Зал
  • Чуковский К. Книга об А.Блоке П., «Эпоха», 1922.
  • Чуковский К. Александр Блок как человек и поэт. П., 1924.
  • Иванов В. В. 14) «Из лирики - в трагедию». Александр Блок и театр 20-х годов // Литературное обозрение. М., 1980. № 10. С.86-91.
  • Иванов В. В. «Дон Карлос» в России 1919 года (Театральный комментарий к «Крушению гуманизма» А. Блока) // Гетевские чтения. 2004-2006 / Под ред. Г. В. Якушевой. М.: Наука, 2007. С. 74-94
  • Иванова Е. Александр Блок: Последние годы жизни. СПб.: Росток, 2012. - 608 с., 1500 экз., ISBN 978-5-94668-098-1

Популярные работы

  • Турков А. Александр Блок. - М.: Молодая гвардия, 1969. - (Жизнь замечательных людей. Вып. 15 (475)).
  • Новиков В. Александр Блок. - М.: Молодая гвардия, 2010. - 362 с. - (Жизнь замечательных людей. Вып. 1258).

Мальчик был отдан в Петербургскую Введенскую гимназию, которую окончил в 1898 году.

В 1898 году Александр Блок поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, однако в 1901 году перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1906 году по славяно-русскому отделению.

С начала 1900-х годов Александр Блок сблизился с символистами Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус в Петербурге, с Валерием Брюсовым и Андреем Белым в Москве.

В 1903 году в руководимом Мережковскими журнале "Новый путь" появилась первая подборка стихотворений Блока "Из посвящений". В том же году в альманахе "Северные цветы" был опубликован цикл стихотворений под заглавием "Стихи о Прекрасной Даме" (название предложено Брюсовым).

Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-1907 годов, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирике этого времени становится ведущей тема "стихии" - образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества. Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок публиковался в символистских журналах "Вопросы жизни", "Весы", "Перевал", "Золотое Руно", в последнем с 1907 года вел критический отдел.

В 1907 году в Москве вышел сборник Блока "Нечаянная Радость", в Санкт-Петербурге - цикл стихов "Снежная Маска", в 1908 году в Москве - третий сборник стихов "Земля в снегу" и перевод трагедии Грильпарцера "Праматерь" со вступительной статьей и примечаниями. В 1908 году он обратился к театру и написал "лирические драмы" - "Балаганчик", "Король на площади", "Незнакомка".

Поездка в Италию весной и летом 1909 года стала для Блока периодом "переоценки ценностей". Впечатления, вынесенные им из этого путешествия, воплотились в цикле "Итальянские стихи".

В 1909 году , получив после смерти отца наследство, он надолго освободился от забот о литературном заработке и сосредоточился на крупных художественных замыслах. С 1910 года он начал работать над большой эпической поэмой "Возмездие" (не была завершена). В 1912-1913 годах написал пьесу "Роза и Крест". После выхода в 1911 году сборника "Ночные часы" Блок переработал свои пять поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений (1911-1912). При жизни поэта трехтомник был переиздан в 1916 и в 1918-1921 годах.

С осени 1914 года Блок работал над изданием "Стихотворения Аполлона Григорьева" (1916) в качестве составителя, автора вступительной статьи и комментатора.

В июле 1916 года во время Первой мировой войны он был призван в армию, служил табельщиком 13-й инженерно-строительной дружины Земского и Городского союзов под Пинском (ныне город в Белоруссии).

После Февральской революции 1917 года Блок возвратился в Петроград, где в качестве редактора стенографических отчетов вошел в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства. Материалы следствия были им обобщены в книге "Последние дни императорской власти" (1921).

Октябрьская революция вызывает новый духовный взлет поэта и гражданскую активность. В январе 1918 года создаются поэмы "Двенадцать" и "Скифы".

После "Двенадцати" и "Скифов" Александр Блок написал шуточные стихи "на случай", готовил последнюю редакцию "лирической трилогии", однако новых оригинальных стихов не создавал вплоть до 1921 года. В этот период поэт делал культурфилософские доклады на заседаниях Вольфилы — Вольной философской ассоциации, в Школе журнализма, писал лирические фрагменты "Ни сны, ни явь" и "Исповедь язычника", фельетоны "Русские денди", "Сограждане", "Ответ на вопрос о красной печати".

Огромное число написанного было связано со служебной деятельностью Блока: после Октябрьской революции 1917 года он впервые в жизни был вынужден искать не только литературный заработок, но и государственную службу. В сентябре 1917 года он стал членом Театрально-литературной комиссии, с начала 1918 года сотрудничал с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919 года перешел в Большой драматический театр. Одновременно работал членом редколлегии издательства "Всемирная литература" под руководством Максима Горького, с 1920 года был председателем петроградского отделения Союза поэтов.

Первоначально участие Блока в культурно-просветительских учреждениях мотивировалось убеждениями о долге интеллигенции перед народом. Но несоответствие между представлениями поэта об "очищающей революционной стихии" и кровавой повседневностью наступающего режима приводило его к разочарованию в происходящем. В его статьях и дневниковых записях появился мотив катакомбного существования культуры. Мысли Блока о неуничтожимости истинной культуры и о "тайной свободе" художника были высказаны в речи "О назначении поэта" на вечере памяти Александра Пушкина и в стихотворении "Пушкинскому Дому" (февраль 1921), ставших его художественным и человеческим завещанием.

Весной 1921 года Александр Блок просил выдать ему выездную визу в Финляндию для лечения в санатории. Политбюро ЦК РКП(б), на заседании которого рассматривался этот вопрос, отказало Блоку в выезде.

В апреле 1921 года нарастающая депрессия поэта перешла в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца. 7 августа 1921 года Александр Блок скончался в Петрограде. Он был похоронен на Смоленском кладбище, в 1944 года прах поэта был перенесен на Литераторские мостки на Волковском кладбище.

С 1903 года Александр Блок был женат на Любови Менделеевой (1882-1939), дочери известного химика Дмитрия Менделеева, которой были посвящен цикл "Стихи о Прекрасной Даме". После смерти поэта она увлеклась классическим балетом и преподавала историю балета в Хореографическом училище при Театре оперы и балета имени Кирова (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой). Свою жизнь с поэтом она описала в книге "И быль и небылицы о Блоке и о себе".

В 1980 году в доме на улице Декабристов, где последние девять лет жил и умер поэт, был открыт музей-квартира Александра Блока.

В 1984 году в усадьбе Шахматово, где Блок проводил свое детство и юность, а также в соседних усадьбах Боблово и Тараканово Солнечногорского района Московской области был открыт Государственный музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Русский поэт, драматург, критик, переводчик. Родился Александр Александрович Блок 16 (28) ноября 1880 года . Отец, А.Л. Блок, - юрист, профессор права Варшавского университета; мать, А.А. Кублицкая-Пиоттух (урожденная Бекетова), - дочь ректора Санкт-Петербургского университета А.Н. Бекетова, переводчица. Родители разошлись сразу после рождения ребенка. Детство А. Блока прошло в доме деда. Среди самых ярких детских и юношеских впечатлений – летние месяцы, проведенные в подмосковном имении Бекетовых – Шахматово.

В 1897 году во время поездки на курорт Бад-Наухайм (Германия) Блок пережил первое юношеское увлечение К.М. Садовской, которой посвятил ряд стихотворений, вошедших затем в цикл «Ante Lucem» («Перед рассветом»), в сборник «За гранью прошлых дней» (1920 ), а также в цикл «Через двенадцать лет» (1909-1914 ). В 1906 окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1903 году Александр Блок женился на дочери Д.И. Менделеева – Любови Дмитриевне. Писать стихи начал с пяти лет, однако осознанное следование поэтическому призванию начинается с 1900-1901 гг .

Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности Блока, - лирика и философия Вл.С. Соловьева, философия Платона, поэзия А. Фета. В 1902 году Блок знакомится с З. Гиппиус и Д. Мережковским, оказавшими на него огромное воздействие; в этот же период начинается его сближение с кругом символистов. Творческий дебют Блока – стихотворный цикл «Из посвящений» (ж. «Новый путь», 1903 , № 3). В 1904 году в издательстве «Гриф» вышла первая книга А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (на титульном листе - 1905 ), где традиционная романтическая тема любви-служения получила новое содержательное наполнение, привнесенное в неё идеями Вл.С. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным и Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство.

Большое впечатление на Блока произвели революционные события 1905-1907 гг. в лирике этого времени ведущей становится тема роковой стихии; резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, «цыганка-раскольница» Фаина. Блок активно включается в литературную жизнь, публикуется в периодике (с 1907 года ведет критический отдел в журнале «Золотое Руно»), неожиданно для собратьев по символизму обнаруживая интерес и близость к традициям демократической литературы. С 1905 года регулярно бывает на литературных собраниях Вяч.И. Иванова, 1906 – на «субботах» в театре В.Ф. Комиссаржевской, В.Э. Мейерхольд ставит его первую пьесу «Балаганчик» (1906 ). Актриса этого театра Н.Н. Волохова становится предметом его бурного увлечения, ей посвящены книга стихов «Снежная Маска» (1907 ), цикл стихов «Фаина», её черты определяют облик «стихийных» героинь в драмах этого периода («Незнакомка», «Король на площади», обе 1906 ; «Песня Судьбы», 1909) . Выходят сборники стихов «Нечаянная радость» (1907 ), «Земля в снегу» (1908 ), пьес «Лирические драмы» (1908 ). Блок выступает с докладами в Санкт-Петербургском религиозно-философском обществе («Россия и интеллигенция», 1908 ; «Стихия и культура», 1909 ). Ключевые темы творчества А. Блока этого периода – народ и интеллигенция, кризис индивидуализма, место художника в современном мире. Полемика вокруг статей Блока, всё большее осознание самим Блоком, что прямое обращение к широкой демократической аудитории не состоялось, приводит его в 1909 году к разочарованию в публицистической деятельности.

Пересмотр ценностей происходит во время путешествия в Индию весной и летом 1909 года : на фоне политической реакции в России и самодовольного европейского мещанства единственной спасительной ценностью для Блока становится высокое классическое искусство, увлеченность которым отразилась не только в цикле «Итальянские стихи» (1909 ) и в неоконченной книге прозаических очерков «Молнии искусства» (1909-1920 ), но и в докладе «О современном состоянии русского символизма» (1910) . Получение наследства после смерти отца в конце 1909 года освободило Блока от забот о литературном заработке и сделало возможным сосредоточение на немногих крупных художественных замыслах. С 1910 года он начинает работать над большой эпической поэмой «Возмездие» (не завершена) – историей распада семейных связей, утраты дома, отчуждения сына от отца, осмысленных как расплата-возмездие за духовное падение и измену идеалам. В 1912-1913 гг . Блок пишет пьесу «Роза и Крест».

После выхода сборника «Ночные часы» (1911 ) А. Блок переработал свои 5 поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений (т. 1-3, 1911-1912 ). С этого времени поэзия Блока существует в сознании читателей как единая «лирическая трилогия», «роман в стихах», создающий «миф о пути». При жизни поэта трехтомник был переиздан в 1916 и 1918-1921 годах . В 1921 году А. Блок начал подготовку новой редакции, однако успел завершить только первый том. Каждое последующее издание включало в себя все значительное, что создавалось между редакциями: цикл «Кармен» (1914 ), посвященный певице Л.А. Андреевой-Дельмас, поэму «Соловьиный сад» (1915 ), стихи из сборников «Ямбы» (1919 ), «Седое утро» (1920 ).

С осени 1914 года Блок работал над изданием «Стихотворений Аполлона Григорьева» (1916 ) в качестве составителя, автора вступительной статьи и комментатора. В 1916 году был призван в армию, служил табельщиком 13-й инженерно-строительной дружины Земского и городского союзов под Пинском. После Февральской революции 1917 года возвратился в Петроград, входил в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства в качестве редактора стенографических отчетов. После Октябрьской революции 1917 года недвусмысленно заявил о своей позиции, ответив на анкету «Может ли интеллигенция работать с большевиками» - «Может и обязана». Позиция Блока вызвала резкую отповедь со стороны З. Гиппиус, Д. Мережковского, Вяч. Иванова, А. Ахматовой и мн. др. В январе 1918 Блок напечатал в левоэсеровской газете «Знамя труда» цикл статей «Россия и интеллигенция», а в феврале – поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы».

После 1918 г. Блок писал шуточные стихи «на случай», готовил последнюю редакцию «лирической трилогии», однако новых оригинальных стихов не создавал вплоть до 1921 года . С 1918 наступил новый подъем в прозаическом творчестве Блока. Цикл «Россия и интеллигенция» вышел отдельной книгой (1918, 1919 ). Выступал с культурфилософскими докладами в Вольной философской ассоциации («Крушение гуманизма», 1919 ; «Владимир Соловьев и наши дни», 1920 ), Школе журнализма («Катилина», 1918 ), писал лирические фрагменты («Ни сны, ни явь», «Исповедь язычника»), фельетоны («Русские денди», «Сограждане», «Ответ на вопрос о красной печати»). После революции А. Блок был вынужден искать не только литературный заработок, но и государственную службу. В сентябре 1917 стал членом Театрально-литературной комиссии, с марта 1918 служил в Репертуарной секции Театрального отдела Наркомпроса, в апреле 1919 перешел в дирекцию Большого драматического театра. Одновременно член редколлегии издательства «Всемирная литература» под руководством М. Горького, с 1920 представитель Петроградского отделения Союза поэтов. В его статьях и дневниковых записях появляется образ культуры. Ушедшей в катакомбы. Мысли А. Блока о неуничтожимости истинной культуры и о «тайной свободе» художника, противостоящей попыткам «новой черни» на неё посягнуть, были высказаны в статье «О назначении поэта» и стихотворении «Пушкинскому Дому» (февраль 1921 ), ставших его художественным и человеческим завещанием.

Родился Александр Александрович Блок в 1880 году 16 ноября по старому стилю. По происхождению, семейным и родственным связям, дружеским отношениям поэт, сам называвший себя в третьем лице «торжеством свободы», принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколения свято служившей науке и литературе.

В 1889 году мать Блока вторично вышла замуж - за гвардейского офицера. Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гpенадаpских казармах, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки.

Тогда же Блока отдали в гимназию.

В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад Наугейме, Блок пережил первую, но очень сильную юношескую влюбленность. Она оставила глубокий след в его поэзии.

В 1898 году гимназия была окончена, и Блок «довольно безотчетно» поступил на юридический факультет петербургского университета. через три года, убедившись, что совершенно чужд юридической науке, он перевелся на славяно-pусское отделение истоpико-филологического факультета, которое окончил в 1906 году.

Но в 1901 году театральные интересы уступили место интересам литературным. К тому времени Блок написал уже много стихов. Это - лирика любви и природы, полная неясных пpедчуствий, таинственных намеков и иносказаний. Молодой Блок погружается в изучение идеалистической философии, в частности творений древнегреческого философа Платона, учившего, что, кроме реального мира, есть еще некий «свеpхpеальный» , высший «мир идей» .

Начиная с 1898 года Блок переживал на редкость сильное и глубокое чувство к девушке (Любовь Дмитриевне Менделеевой) , которая впоследствии стала его женой.

В ноябре 1902 года между молодыми людьми произошло решительное объяснение, и они поженились, в августе 1903 года

В это время Блок уже вступил в литературу, примкнув к символистам. Дебют его состоялся весной 1903 года - почти одновременно в петербургском журнале «Новый путь» и в московском альманахе «северные цветы» . Он устанавливает связи в символистском кругу и в Петербурге (с Д. Мережковским и З. Гиппиус) и в Москве (с В. Брюсовым) . Но особенно близким Блоку оказался образовавшийся тогда в Москве кружок молодых поклонников и последователей Вл. Соловьева, главную роль среди которых играл начинающий поэт, пpозаик, теоретик Андрей Белый. В этом кружке стихи Блока встретили восторженное признание.

В конце 1904 года в символистском издательстве «гриф» вышла в свет первая книга Блока - «Стихи о прекрасной Даме» .

В жизни поэта была не одна женщина. Большое влияние на его творчество оказала Любовь Дельмас и Н.Н. Волохова

Стихотворение «Фабрика» , написанное в конце 1903 года, может рассматриваться как важная точка поворота на творческом пути Блока.

Революция 1905 года произвела на него впечатление громадное, в сильной степени прояснила его идейное и художественное зрение. Он увидел активность народа, его волю к борьбе за свободу и счастье, в самом себе открыл «гражданина» , впервые ощутил присущее каждому истинному и честному художнику чувство кровной связи с народом и сознание общественной ответственности за свое писательское дело.

Прежнее безразличие Блока к общественно - политическим событиям сменилось в 1905 году жадным интересом к происходящему. Он участвовал в революционных демонстрациях и однажды во главе одной из них нес красное знамя. События того времени отразились в целом ряде произведений Блока.

Годы 1906-1908 были временем писательского роста и успеха Блока. Он становится профессиональным литератором, его имя приобретает уже довольно широкую известность.

Одна за другой выходят книги Блока - сборники стихов «Нечаянная радость» (1907) , «Снежная маска» (1907) , «Земля в снегу» (1908) , сборник «лирические драмы» (1908) .

В 1907 - 1908 годах определился глубокий разлад его почти со свей символистской литературой. Чем дальше, тем более настойчиво идет Блок своим путем. Из своих раздумий, сомнений и тревог он сделал решительные и окончательные выводы.

В 1909 году он совершил интересное путешествие по Италии и Германии, результатом которого явился цикл «Итальянские стихи» - лучшее, что есть в русской поэзии об Италии.

В 1911 году он снова путешествовал по Европе (Париж, Бретань, Бельгия, Голландия, Берлин) ,

В 1913 году - в третий раз (Париж и Бискайском побережье Атлантического океана).

Летом 1916 года он был призван в действующую армию и служил в инженеpно-стpоительной дружине, сооружавшей полевые укрепления в прифронтовой полосе, в районе Пинских болот. Здесь застала его весть о свержении сомодеpжавия

В мае 1917 года, Блок был привлечен к работе в Чеpезвычайной следственной комиссии, которая была учеpеждена для расследования деятельности царских министров и сановников. Работа эта увлекла Блока, раскрыла перед ним «гигантскую помойку» самодержавия. На материалах допросов и показаний он написал документальную книгу «Последние дни императорской власти» .

Зимой, весной и летом 1921 года состоялись последние триумфальные выступления Блока - с вдохновенной речью о Пушкине и с чтением своих стихов (в Петрограде и в Москве).

В мае Блок почувствовал недомогание, вскоре перешедшее в тяжелую болезнь.

Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров - в эпоху подготовки и осуществления октябрьской революции. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим в своем творчестве поэтические искания всего XIX века. И вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!