Кто такой баскак на древней руси. Баскаки «новой Орды» и ювенальный фашизм

«Реформы Хрущёва» - Федеральные Судьи. Законодательное закрепление руководящей роли КПСС. Мировые судьи. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Гос.Дума). Приход к власти после отставки Н.С. Хрущева нового руководства – Л.И. Брежнева, А.Н. Косыгина. Итоги президентства В.В. Путина. Верховный Суд. Вооруженные силы РФ. Появление самиздата.

«Оттепель» - Достижения науки и техники. Образование. А) Выполнение учащимися заданий на карточках №№1,2. История России. Б) Обсуждение ответов на задание. «Оттепель» в духовной жизни. Пластов А.А. Ужин тракториста. Оживление культурной жизни, «оттепель» Линия прогресса, преодоления застоя и догматизма. Развитие науки и образования. 2.Развитие науки. 3) Развитие образования.

«Оттепель Хрущёва» - Ю. Гагарин и Н. Хрущев. 1. Литература и искусство. Партийный контроль «сдерживал» критику сталинизма, начатую самой партией. В живописи был реабилитирован авангард. Резкой критике подверглись А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Д.Гранин, К.Паустовский, Э.Неизвестный, М.Хуциев. На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы.

«Хрущёвская оттепель» - Осип Эмильевич Мандельштам. Сталинский ГУЛАГ. Евтушенко. Чистое небо. Александр Твардовский. Взбалмошные сборы. Галич. Архитектура. Самиздат. Творчество молодых композиторов. Коненков Сергей Тимофеевич. Соседки. Эрнст Иосифович Неизвестный. Решительная война. Мальчики. Пресс власти. Здание музея. Конфликт Фадеева.

«Экономика при Хрущёве» - В хрущевском десятилетии часто выделяют два периода, различных по экономическим результатам. Был принят закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих. В хозяйствах не хватало электроэнергии, химических удобрений, ценных культур. Медленно росло производство потребительских товаров, которых хронически не хватало.

«Борьба Хрущева за власть» - Секретарь ЦК КПСС. Вопросы. Политическая программа. Председатель Совета министров. Политические программы преемников И.В. Сталина в борьбе за власть в 1953 году. Урок – практикум Работа с документами и первоисточниками. Составить развёрнутый план: «Этапы борьбы за власть в 50-е гг.». Отношение к культу личности.

Продолжаем находить первоначальный смысл некоторых знакомых нас слов.


Судя по датам жизни автора и упоминанию, что это девятое издание, тут мы видим как понимали те или иные иностранные слова во второй половине 18 века.

Опа, оказывается баскак это просто гонец.А ведь сегодня это слово имеет совсем другое толкование. . И чиновник и сборщик налогов и наместник Золотой орды и бог знает кто еще.Особенно доставляет предполагаемая этимология этого слова:
Глагол bas- имеет значения: 1. давить; 2. ставить (печать); 3. подавлять, преодолевать; 4. нападать + аффикс действующего лица -qaq . По И. Н. Берёзину, и баскак и даруга имеют одно и то же значение — давитель (на печать). Аналогичного мнения придерживался П. Пеллио: баскак — калька с монгольского, означает «чиновник, ставивший печать на документы». А. А. Семёнов на основе сообщения Джувейни о баскаках Бухары считал, что значение термина — «охранитель», «опекун», «ханский наместник», и предполагал появление баскаков в домонгольское время .

Хотя в той же статье есть и такие строчки - Термин «баскак» в ярлыках золотоордынских ханов не употреблялся (единственный случай — ярлык Менгу-Тимура от 1267 г.), чиновника с его функциями называли «даруга» («дорога» в ярлыках Тюляка, Тайдулы) .
Видите, тут прямо написано, что его функция- дорога. И конечно о нем не пишут в ярлыка. Зачем писать про какого то гонца? Это для русских княжеств он был важен как вестник приносящий письма или указания о дани.Понятно, что гонцов-баскаков не любили и норовили убить. Кому же хочется платить дань?
Тут еще вот какой момент. Т.е. если простого гонца у нас принимали как большого человека из Орды, то получается, что наместников в Русских княжеств просто не было.И все хорошее и все плохое, в том числе и угрозы о нападении, приходило только в письмах. Естественно гонец в таких случаях становился важным человеком.Уверен перед ним угодничали все, кто только можно. Ведь он символ власти.Не дай боже, что плохое скажет там в Орде про Русские княжества, можно и нападения дождаться.
Думаю в Орде среди гонцов была нешуточная борьба из-за того, кто поедет с очередным посланием в Москву или иной русский город.Можно и денег поиметь, хорошие подарки получить да и по женской части получить удовольствие.Хотя с другой стороны раз на раз не приходился. Могли и попросту убить.Ну а что делать, время было такое, не спокойное.
Вот так просто и банально, оказывается, объясняется термин, знакомый нам с детства.

Феномен Золотой Орды до сих пор вызывает серьезные споры среди историков: одни считают ее мощным средневековым государством, по мнению других она была частью русских земель, а для третьих ее вообще не существовало.

Почему Орда Золотая?

В русских источниках термин «Золотая Орда» появляется только в 1556 году в «Казанской истории», хотя у тюркских народов это словосочетание встречается гораздо раньше.

Однако историк Г. В. Вернадский утверждает, что в русских летописях термином «Золотая Орда» первоначально назывался шатер хана Гуюка. Об этом же писал арабский путешественник Ибн-Баттута, отмечая, что шатры ордынских ханов были покрыты пластинами из позолоченного серебра.
Но есть еще одна версия, по которой термин «золотая» является синонимом словам «центральная» или «серединная». Именно такое положение занимала Золотая Орда после распада Монгольского государства.

Что касается слова «орда», то в персидских источниках оно означало передвижной лагерь или ставку, позднее его употребляли по отношению к целому государству. В Древней Руси ордой обычно называли войско.

Границы

Золотая Орда – осколок некогда могущественной империи Чингисхана. Великий хан к 1224 году разделил свои огромные владения между сыновьями: один из самых крупных улусов с центром в Нижнем Поволжье достался старшему сыну – Джучи.

Границы улуса Джучи, позднее Золотой Орды, окончательно сформировались после Западного похода (1236-1242), в котором участвовал его сын Бату (в русских источниках Батый). На востоке Золотая Орда включала Аральское озеро, на Западе – Крымский полуостров, на юге она соседствовала с Ираном, а на севере упиралась в Уральские горы.

Устройство

Суждение о монголах, исключительно как о кочевниках и скотоводах, наверное, должно уйти в прошлое. Обширные территории Золотой Орды требовали разумного управления. После окончательного обособления от Каракорума, центра Монгольской империи, Золотая Орда разделяется на два крыла – западное и восточное, и в каждом возникает своя столица – в первом Сарай, во втором Орда-Базар. Всего же, по мнению археологов, число городов в Золотой Орде доходило до 150.

После 1254 года политический и экономический центр государства полностью переходит в Сарай (располагался возле современной Астрахани), население которого в пору расцвета достигало 75 тысяч человек – по средневековым меркам довольно крупный город. Здесь налаживается чеканка монет, развивается гончарное, ювелирное, стеклодувное ремесло, а также выплавка и обработка металла. В городе были проведены канализация и водоснабжение.

Сарай был многонациональным городом – здесь мирно уживались монголы, русские, татары, аланы, булгары, византийцы и другие народы. Орда, будучи исламским государством, терпимо относилась к другим вероисповеданиям. В 1261 году в Сарае появляется епархия Русской Православной Церкви, а позднее и католическое епископство.

Города Золотой Орды постепенно превращаются в крупные центры караванной торговли. Здесь можно найти все – от шелка и пряностей, до оружия и драгоценных камней. Государство активно развивает и зону своей торговли: караванные пути из ордынских городов ведут как в Европу и Русь, так в Индию и Китай.

Орда и Русь

В отечественной историографии долгое время основным понятием, характеризующим отношения Руси и Золотой Орды, было «иго». Нам рисовали страшные картины монгольской колонизации русских земель, когда дикие орды кочевников уничтожали на своем пути всех и вся, а оставшихся в живых обращали в рабство.

Однако в русских летописях термина «иго» не было. Впервые он появляется у польского историка Яна Длугоша во второй половине XV века. Более того, русские князья и монгольские ханы, по мнению исследователей, предпочитали договариваться нежели подвергать земли разорению.

Л. Н. Гумилев, к слову, считал взаимоотношения Руси и Орды выгодным военно-политическим союзом, а Н. М. Карамзин отмечал важнейшую роль Орды в возвышении Московского княжества.

Известно, что Александр Невский, заручившись поддержкой монголов и застраховав свои тылы, смог выдворить с северо-западной Руси шведов и немцев. А в 1269 году, когда крестоносцы осаждала стены Новгорода, монгольский отряд помог русским отбить их нападение. Орда встала на сторону Невского в его конфликте с русской знатью, а тот в свою очередь помогал решать ей междинастические споры.
Безусловно, значительная часть русских земель монголами была завоевана и обложена данью, однако масштабы разорения вероятно сильно преувеличены.

Князья, желавшие сотрудничать, получали от ханов так называемые «ярлыки», становясь, по сути, ордынскими наместниками. Бремя повинности для подконтрольных князьям земель существенно снижалось. Какой бы унизительной ни была вассальная зависимость, она все-таки сохраняла автономию русских княжеств и предотвращала кровопролитные войны.

Церковь и вовсе была освобождена Ордой от выплаты дани. Первый ярлык был выдан именно духовенству – митрополиту Кириллу ханом Менгу-Темиром. История нам сохранила слова хана: «Мы жаловали, попов и чернецов и всех богадельных людей, да правым сердцем молят за нас Бога, и за наше племя без печали, благословляют нас, да не клянут нас». Ярлык обеспечивал свободу вероисповедания и неприкосновенность церковного имущества.

Г. В. Носовский и А. Т. Фоменко в «Новой хронологии» выдвигают весьма смелую гипотезу: Русь и Орда одно и то же государство. Батыя они легко превращают в Ярослава Мудрого, Тохтамыша в Дмитрия Донского, а столицу Орды Сарай переносят в Великий Новгород. Впрочем, официальная история к такой версии настроена более чем категорично.

Войны

Без сомнения лучше всего у монголов получалось воевать. Правда, брали они большей частью не умением, а числом. Завоевать пространство от Японского моря до Дуная армиям Чингисхана и его потомков помогали покоренные народы – половцы, татары, ногайцы, булгары, китайцы и даже русские. Золотая Орда не смогла сохранить империю в прежних пределах, однако в воинственности ей не откажешь. Маневренная конница числом в сотни тысяч всадников заставляла капитулировать многих.

До поры до времени удавалось поддерживать хрупкий баланс в отношениях между Русью и Ордой. Но когда не на шутку разыгрались аппетиты темника Мамая, противоречия между сторонами вылились в ставшее легендарным сражение на Куликовом поле (1380). Его итогом было поражение монгольского войска и ослабление Орды. Это событие завершает период «Великой замятни», когда Золотую Орду лихорадило от междоусобиц и династических передряг.
Прекратилась смута и укрепилась власть с восшествием на престол Тохтамыша. В 1382 году он снова идет на Москву и возобновляет выплату дани. Однако изнурительные войны с более боеспособной армией Тамерлана, в конце концов, подорвали былую мощь Орды и надолго отбили желание совершать завоевательные походы.

В последующее столетие Золотая Орда постепенно стала «рассыпаться» на части. Так одно за другим в ее границах появись Сибирское, Узбекское, Астраханское, Крымское, Казанское ханства и Ногайская Орда. Ослабевающие попытки Золотой Орды осуществлять карательные акции пресек Иван III. Знаменитое «Стояние на Угре» (1480) не переросло в масштабное сражение, однако окончательно сломило последнего ордынского хана Ахмата. С этого времени Золотая Орда формально перестала существовать.

В 30-х годах XIII века земли древней Руси окончательно пали под натиском полчищ кочевников. «Злые татаровья» пришли на славянские земли под предводительством хана Батыя, оставив после себя разрушенные города и села, поля, заросшие сорняками, непогребенные останки людей, боровшихся за свою свободу. Князья русских земель осознавали опасность нашествия, но не сумели объединить свои силы и были разбиты поодиночке.

В это время в русском языке появляется слово «баскак». Определение по истории этого термина и предлагается в данной статье.

Монгольское управление

Монгольское ханство не практиковало абсолютную оккупацию захваченных земель. Вместо этого они давали ярлык на княжение покорным и лояльным славянским правителям. Только этот письменный указ давал право на владение и управление той или иной территорией. В течение первой сотни лет ни один из князей - ни местный, ни великий, не имел права княжения без ярлыка. При любой смене хана князь были вынуждены вновь испрашивать ярлык.

Все споры между местными жителями решал суд дароги, поставленного ханом на русские земли. Дарога - это представитель многочисленной ханской власти, верховный управляющий покоренной земли. При дарогах сразу же обустраивали ямынь - так назывались канцелярии по сбору дани и ведению внутренних дел покоренной территории. Там получались приказы и повеления хана и велся контроль над исполнением его указов. Для того чтобы гонцы бесперебойно доставляли приказы, были созданы прообразы почтовых ведомств, так называемых ям. Кроме содержания лошадей, ямским распорядителям предписывалось контролировать участки дорог и просматривать пропуска проезжих.

Сборщики дани

При ханской канцелярии существовала должность особого уполномоченного по финансовым вопросам. Баскак - это в Древней Руси человек, занимающий такую должность и собирающий подать с определенного участка захваченной земли. Значение этого термина в русском языке означает "угнетатель", "притеснитель". Баскак - это в Древней Руси мытарь, сборщик податей, которого сопровождало множество чиновников, составляющих его свиту. Первой их обязанностью была перепись всех мужчин, начиная с десятилетнего возраста.

После этого были озвучены и наложены подати на каждого трудоспособного мужчину. На татарском языке подать - это ясак. Татарское слово на четыре столетия вошло в лексикон русского населения. Баскак -это сборщик податей со всех пашен и лесов, рыболовных озер и прудов, рудников и садов. Единственным освобожденным от податей сословием были священнослужители.

Виды дани на Руси

Ясак, налагаемый на русские земли, был велик, и выплачивать его было тяжело. Кроме десятинной подати, которую выплачивали вообще во всех доходов, получаемых хозяйствами, существовало множество мелких даней, которые тяжким бременем ложились на русский народ. На промысел или специальность налагался дополнительный ясак, также требовалось полное обеспечение ханских гонцов, осуществлявших связь золотоордынского улуса с покоренной Русью. Дань, собираемая с торговых операций, выделялась в отдельный вид податей, который получил название тамга. Таким сбором также занимался баскак. Это слово дало начало русскому термину «таможня». Общее название всех податей - «царская дань» или «ордынский выход».

Содержание ханских чиновников, постоянное одаривание различными подношениями было обязательным. Баскак - это показатель лояльности покоренного народа к завоевателям. Если ханский чиновник уезжал с русских земель недовольным, территорию ждала страшная кара. Организовывался отряд для набега на земли, в результате которого разорялись города и села, а жителей убивали или уводили в рабство.

Как собирался ясак?

Дань собиралась или самим надсмотрщиков, или его свитой. При сборе ясака применялись обычные для монгольского народа тяжелые телесные наказания. Отряды вооруженных ордынцев сопровождали баскака повсюду, и по первому его велению готовы были жечь, рубить и топтать непокорных и недовольных. Никому никакого отчета сборщики не давали и постоянно злоупотребляли своими полномочиями, обирая народ до нитки.

Спасаясь от притеснителей, народ скрывался в болотах и лесных чащах. Тех, кого находили, могли запороть насмерть, отнять детей или жен, самого угнать в рабство. За покаранием виновных следил сам баскак. Это показательное унижение должно было на корню уничтожить идею восстания или бунта против завоевателей.

Бухарские купцы

В дальнейшем право собирать дань с захваченных земель могло быть передано особым распоряжением хана ордынским купцам и торговцам. За право собирать дань азиатские купцы и торговцы платили выкуп хану, после чего приезжали на Русь с вооруженными отрядами своих прислужников и собирали ясак уже в свой карман. Естественно, для русских жителей бремя выкупа оставалось прежним.

Переносное значение слова

В русской литературе до начала 20 века все еще употреблялся термин «баскак». Это определение для грубого, жестокого и жадного человека. В настоящее время слово практически выпало из оборота и в современном русском языке не используется.

уполномоченные представители монгольских ханов в завоеванных землях. В русских княжествах во 2-й половине XIII – начале XIV в. занимались сбором дани («выхода») и контролировали местные власти (были в каждом княжестве). Б. были непосредственными начальниками военных ордынских отрядов, размещенных по важнейшим русским городам с целью обеспечения безопасности сборщиков дани и других ханских чиновников, посылаемых в Россию. Центральной резиденцией ханского наместника – великого Б. – был Владимир-на-Клязьме. Аппарат управления, возглавляемый Б., состоял из данщиков, т. е. собственно сборщиков дани по распоряжению дару г и при помощи Б.; писцов, производивших перепись народа и оценку капиталов и по учиненной переписи раскладывавших подати, следовавшие в казну ханскую (численники); таможенников, т. е. сборщиков пошлин таможенных или рыночных, собираемых на рынке при продаже товаров; заставщиков и заказников (сборщиков мытных, или проездных, пошлин по дорогам и мостам). В обязанности Б. входили: перепись жителей, набор войска, устройство почтовых сообщений, сбор и доставка ко двору дани. Б. являлся исполнительным и контролирующим лицом, доставлял необходимые сведения в центр. Однако почти всегда рядом с ним находились представители местной власти. Древнее угличское сказание сообщает, что в 1238 г. Батый «оставил в нем (Угличе) своих чиновников», вместе с которыми правил и угличский князь Владимир Константинович. В 1257 г. были проведены перепись и обложение данью населения Руси. В сборе дани использовалась десятичная система, существовавшая на Руси с древнейших времен. С конца XIII–XIV вв. сбор дани становится прерогативой русских князей (после восстания 1290 г.) (см. Выход ордынский).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!