Кто ввел понятие инстинкт смерти. Деструктивный нарциссизм и инстинкт смерти

Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти . В годы войны и после нее, когда Фрейд начал развивать теорию целостной личности, он пришел к выводу, что ужасающие сновидения солдат, шокированных боем, трудно объяснить только в терминах сексуального символизма или осуществления желаний и что агрессия, как и секс, должна быть важным инстинктивным объектом для вытеснения и поэтому способна вести к неврозу. Начиная с 1920г. Фрейд вводит в свою психоаналитическую концепцию теорию инстинктов Жизни и Смерти.

Инстинкт Жизни или Эрос включает в себя понятие либидо и влечение к самосохранению, то есть силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Признавая большое значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. "хотеть" или "желать"), или энергия либидо - термин, употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо - это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении. Согласно Фрейду, существует не один сексуальный инстинкт, а несколько. Каждый из них связан с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной. В каком-то смысле все тело представляет собой одну большую эрогенную зону, но психоаналитическая теория особо выделяет рот, анус и половые органы. Фрейд был убежден в том, что эрогенные зоны являются потенциальными источниками напряжения и что манипуляции в области этих зон, ведут к снижению напряжения и вызывают приятные ощущения.

Инстинкт Смерти или Танатос совершенно отделен от либидо и фактически представляет внутреннюю деструктивность и агрессию, направленную в первую очередь против себя. В то время как инстинкт Жизни является созидательным, инстинкт Смерти - это та сила, работа которой постоянно направлена к смерти и, в конечном счете, на возвращение к первоначальному неорганическому состоянию полной свободы от напряжения или усилия. Навязчивое повторение, проявляющееся в боевых снах солдат в форме повторяющихся сновидений об определенных травматических инцидентах, было признано связанным с тенденцией инстинкта смерти возвращаться к более ранним состояниям. Поскольку направленная вовнутрь агрессия, независимо от ее источника, представляет опасность для индивида, возникает постоянная необходимость бороться с ней таким образом, чтобы сделать ее менее деструктивной по отношению к нему, что может быть сделано одним или двумя способами: посредством ее эротизации, то есть посредством соединения ее с либидо, вследствие чего она может принять форму садизма или мазохизма (сексуальных перверзий, в которых соединены секс и агрессия), или же посредством направления ее вовне и превращения в агрессию против других. Кроме того некоторая агрессия участвует в поддержке диктата строгой совести - Сверх-Я. На основе этой теории Фрейд предполагает, что война может быть понята как попытка психологического самосохранения нации, так как если бы последняя не направила свою агрессию вовне, то, в конце концов, разрушила бы себя внутренней враждой. Суицид, в свою очередь, является следствием провала при попытке сохранить себя подобными средствами, и многие меньшие формы нанесения себе вреда типа пагубных привычек и неудач до более драматичных - преступлений, совершаемых с намерением быть разоблаченным, могут быть приписаны направленному внутрь инстинкту смерти.

Любой инстинкт имеет четыре характеристики : а) источник, b) цель, c) объект и d) стимул.

a) Источник инстинкта - состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Источники инстинктов жизни описывает нейрофизиология (например, голод или жажда). Четкого определения инстинктов смерти Фрейд не дал.

b) Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Если цель достигнута, человек испытывает кратковременное состояние блаженства. Хотя существует много способов достижения инстинктивной цели, наблюдается тенденция к поддержанию состояния возбуждения на некоем минимальном уровне (согласно принципу удовольствия).

c) Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или что-то в собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) инстинкта. Действия, ведущие к инстинктивному удовольствию, не обязательно всегда одни и те же. Фактически, объект может меняться на протяжении жизни. Кроме гибкости в выборе объектов, индивиды способны откладывать разрядку энергии инстинкта на продолжительные отрезки времени.

Практически любой поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан в терминах:

  • 1) привязки, или направления энергии на объект (катексис)
  • 2) препятствия, мешающего удовлетворению инстинкта (анти-катексис).

Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к другим людям (то есть перенос на них энергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами. Антикатексис проявляется во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному ослаблению инстинктивных потребностей. Таким образом, взаимодействие между выражением инстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляет главный бастион психоаналитического построения системы мотивации.

d) Стимул представляет собой количество энергии, силы или давления, которое требуется для удовлетворения инстинкта. Оно может быть оценено косвенным образом путем наблюдения количества и видов препятствий, которые предстоит преодолеть человеку в поисках конкретной цели.

Ключом к пониманию динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещенной активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии и ослабление напряжения происходит благодаря смене поведенческой активности. Смещенная активность имеет место тогда, когда по каким-то причинам выбор нужного объекта для удовлетворения инстинкта невозможен. В подобных случаях инстинкт может сместиться и, таким образом, сфокусировать свою энергию на каком-нибудь другом объекте.

Ни в одной из моих предыдущих работ у меня не было столь сильного чувства, как сейчас, что я описываю нечто общеизвестное и трачу бумагу и чернила, и, в свою очередь, труд издателя и печатника, материал, для того, чтобы разъяснить то, что на самом деле говорит само за себя. Поэтому мне бы следовало с радостью ухватиться за мысль, если бы она возникла, что признание особого, независимого агрессивного инстинкта означает изменение психоаналитической теории инстинктов...

Мы увидим, однако, что это не так, это просто тот случай, когда я попытался сосредоточить внимание на мысли, возникающей давно, и выявить ее значение. Из всех медленно развивавшихся частей аналитической теории, теория инстинктов наиболее болезненно прокладывала себе дорогу. И все же, теория была столь необходима для структуры в целом, что нужно было чем-то ее заменить. Поначалу, находясь в крайнем затруднении, я принял за точку отсчета высказывание поэта и философа Шиллера, о том, что "голод и любовь - это то, что движет миром". Можно допустить, что голод представляет инстинкты, направленные на сохранение индивида; тогда как любовь стремится к объектам, и ее основной функцией, которой всячески благоприятствует природа, является сохранение видов. Таким образом, надо начать с того, что ego-инстинкты и объект-инстинкты сталкиваются друг с другом. Для обозначения энергии последних и только последних инстинктов я ввел термин "либидо". Таким образом, антитеза была между ego-инстинктами и либидными инстинктами любви (в широком смысле), которые были направлены на объект.

Любой аналитик согласится с тем, что даже сегодня эта точка зрения не звучит ошибкой, от которой давно отреклись. Тем не менее, она претерпела существенные изменения, так как центр наших исследований переместился со сдерживаемых на сдерживающие силы, от объект-инстинктов на ego. Решающим шагом на этом пути явилось введение концепции нарциссизма - а именно, открытие того, что ego само по себе привязано к либидо и действительно является естественным местом нахождения либидо, и остается в какой-то степени его центром. Это нарцисстическое либидо обращается к объектам и, таким образом, становится объект-либидо; и оно снова может превратиться в нарцистическое либидо. Концепция нарциссизма дает возможность аналитически объяснить травматические неврозы и многие болезни, граничащие с психозом, так же как и сами психозы. Необходимо было дать нашу интерпретацию перенесения неврозов, как попытки, предпринимаемой ego для самозащиты от сексуальности; но в таком случае подвергается опасности концепция либидо. Так как ego-инстинкты так же были либидными, одно время казалось неизбежным отождествление Либидо с инстинктивной энергией в целом, что ранее и отстаивал К.Г. Юнг. Тем не менее, у меня все же остается убеждение, которое я пока не в состоянии обосновать, что все инстинкты не могут быть однородными. Следующий мой шаг был сделан в работе "По ту сторону принципа удовольствия" (1920 г.), когда принуждение к повторению и консервативный характер инстинктивной жизни впервые привлекли мое внимание. Основываясь на размышлении о начале жизни и биологических аналогах, я пришел к выводу о том, что помимо инстинкта, сохраняющего живую материю и объединяющего ее в более крупные единицы, должен существовать другой, противоположный инстинкт, направленный на разложение этих единиц и возврат их в первобытное, неорганическое состояние. Другими словами, наравне с Эросом, существовал инстинкт смерти. Объяснение феномену жизни может быть дано на основе совпадающих или взаимоисключающих действий этих двух инстинктов. Было, тем не менее, нелегко продемонстрировать действие этого предполагаемого инстинкта смерти.

Проявления Эроса были достаточно яркими и заметными. Можно было предположить, что инстинкт смерти действовал бесшумно внутри организма в направлении его разложения, но это, конечно, не является доказательством. Более плодотворной была мысль о том, что этот инстинкт направлен на внешний мир и проявляется в виде инстинкта агрессивности и разрушения. В этом сам по себе инстинкт мог бы быть поставлен на службу Эросу в том смысле, что организм разрушал бы что-то другое, живое или неживое, вместо разрушения себя самого. И, наоборот, любое ограничение этой агрессивности, направленной наружу, будет обязательно усиливать саморазрушение, которое в любом случае произойдет. В то же время из этого примера может возникнуть подозрение, что два вида инстинкта редко, - возможно никогда - не проявляются отдельно друг от друга, но сочетаются друг с другом в различных и очень разных пропорциях, и, таким образом, становятся недоступными для нашего суждения. В садизме, задолго до того, как он был признан составной частью сексуальности, следовало бы рассматривать особенно сильное слияние подобного рода между тенденцией к любви и разрушительным инстинктом; в то время, как его двойник, мазохизм, являлся бы союзом между деструктивизмом, направленным внутрь, и сексуальностью - союзом, превращающим ранее незначительную тенденцию в заметную и ощутимую.

Предположение о существовании инстинкта смерти или разрушения вызвало сопротивление даже в аналитических кругах. Я знаю о том, что имеет место постоянная склонность к приписыванию любых проявлений опасного и враждебного в любви к естественной биполярности в ее собственной природе. Первоначально лишь в качестве эксперимента я выдвинул идеи, которые развивал здесь, но с течением времени они настолько завладели мной, что я не мог больше думать иначе. На мой взгляд, они гораздо полезнее с теоретической точки зрения, чем любые другие возможные идеи; они обеспечивают то упрощение, без игнорирования или злоупотребления фактами, к которому мы стремимся в научной работе. Я знаю, что в садизме и мазохизме мы всегда видели проявление деструктивного инстинкта (направленного внутрь и наружу), тесно переплетенного с эротизмом; но я не в состоянии более понимать, как мы могли проглядеть вездесущность неэротической агрессивности и деструктивности и не поставить ее на соответствующее место в нашей интерпретации жизни. (Желание разрушать, направленное внутрь, чаще всего ускользает от нашего восприятия, конечно, если оно не имеет примеси эротизма). Я помню свое собственное настороженное отношение, когда идея инстинкта разрушения впервые возникла в психоаналитической литературе, как много времени потребовалось, прежде чем я смог воспринять ее. То, что другие проявляли, и все еще проявляют подобное отношение неприятия, удивляет меня меньше. Ведь "маленькие дети не любят", когда речь идет о врожденной человеческой склонности к "порочности", агрессивности и деструктивности, а также жестокости. Бог сотворил их по образу и подобию своего собственного совершенства; никто не хочет слышать напоминания о том, как трудно примирить неоспоримое существование зла - несмотря на заверения христианской науки - с iro всемогуществом и его всеобщей добродетелью. Дьявол был бы наилучшим выходом из положения в качестве оправдания для Бога; в этом смысле он сыграл бы ту же роль, как фактор экономической разгрузки, что и евреи в мире арийского идеала. Но даже в этом случае на Бога можно возложить ответственность за существование Дьявола точно так же, как и за существование зла, которое Дьявол воплощает. В виду этих трудностей, каждому из нас будет дан совет, при удобном случае низко поклониться глубоко нравственной природе человечества; это поможет нам завоевать широкую популярность и многое нам простится за это.

Термин "либидо" может быть еще раз использован для обозначения проявлений власти Эроса для того, чтобы разграничить их от энергии инстинкта смерти. Нужно признать, что мы сталкиваемся с гораздо большей трудностью в осознании того инстинкта, мы можем только предполагать его существование, как нечто, находящееся в тени Эроса; он ускользает от обнаружения, за исключением тех случаев, когда его присутствие выдает слияние его с Эросом. Именно в том случае садизма, когда инстинкт смерти искажает эротическую цель в своем собственном смысле, но, в то же время, полностью удовлетворяет эротический импульс, нам удалось добиться наиболее глубокого проникновения в его природу и его отношения с Эросом; но даже там, где он возникает без какой-либо сексуальной цели, в безрассудном неистовстве деструктивизма, мы не можем не признать, что удовлетворение инстинкта сопровождается чрезвычайно высокой степенью нарцистического наслаждения, вследствие возможности осуществления его заветного стремления ко всемогуществу. Инстинкт разрушения, смягченный и приуроченный, и будто бы замкнутый в своей цели, должен обеспечивать ego удовлетворение его жизненных потребностей и контроль над природой тогда, когда он направлен на объекты. Так как признание инстинкта имеет, в основном, теоретическое обоснование, мы должны также согласиться и с тем, что он не является совершенно неуязвимым для теоретических возражений. Но такое положение вещей существует сейчас, на сегодняшнем уровне наших знаний; дальнейшее исследование и размышление, без сомнения, прольет свет, который и решит проблему.

Поэтому, в дальнейшем, я принимаю точку зрения, согласно которой склонность к агрессии является естественной самоподдерживаемой инстинктивной предрасположенностью в человеке, и я возвращаюсь к моему мнению о том, что она создает самые серьезные сложности на пути цивилизации. В какой-то момент в процессе исследования, я вплотную подошел к мысли о том, что цивилизация была особым процессом, который претерпевает человечество, и я до сих пор еще нахожусь под влиянием этой идеи. Сейчас я могу добавить, что цивилизация является процессом, находящимся на службе Эроса, цель которого - объединить одиночные человеческие индивиды, а затем семьи, затем расы, народы и нации в одно великое единство, единство человечества. Почему это должно произойти, мы не знаем; работа Эроса именно такова. Эти скопления людей либидно связаны друг с другом. Только необходимость, преимущества совместного труда не удержат их вместе. Но естественный, агрессивный инстинкт является производным и главным представителем инстинкта смерти, который мы обнаружили наряду с Эросом и который разделяет с ним мировое господство. И сейчас я думаю, что смысл эволюции цивилизации не является для нас далее неясным. Она представляет собой борьбу между Эросом и Смертью, между инстинктом разрушения в том виде, в каком он выражает себя в роде человеческом. Эта борьба как раз то, из чего, в сущности, состоит вся жизнь, и эволюцию цивилизации можно, таким образом, рассматривать просто как борьбу за жизнь человеческого рода. И именно эту битву великанов наши няни пытаются умиротворить колыбельной песенкой о небесах.

Гены и семь смертных грехов Зорин Константин Вячеславович

«Инстинкт смерти»

«Инстинкт смерти»

«Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих… Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью дьявола вошла в мир смерть», - свидетельствует Библия (Прем. 1, 13 и 2, 23–24).

Изгнав прародителей из рая, Господь изрек Адаму - а в его лице всем нам - приговор: «Прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19). С тех пор наши плоть и кровь смертны. Тление и распад - возмездие за грех, ставшее законом органической природы (см.: Рим. 6, 23 и 8, 19–23). Недаром святитель Григорий Богослов называет душу «трупоносицей». По сути, вся физиология человека построена на борьбе с тлением, доколе биологическая жизнь не закончится разложением трупа.

Ученые уже давно обнаружили уникальное явление - генетически запрограммированную смерть клеток, апоптоз (от греч. apoptosis - опадание листьев). Это - физиологически обусловленное самоубийство. Например, после удаления семенников полностью гибнут клетки предстательной железы (простаты). У женщины при старении разрушаются клетки молочных желез, желтого тела яичника и т. д. Гены самоуничтожения регулируют нормальное развитие тканей эмбриона.

Отмирание некоторых клеток есть и защитная реакция организма. Она поддерживает постоянство нашей внутренней среды. Жизнь пробивается сквозь смерть, как подснежник своим стебельком расталкивает льдинки и прорастает в замерзшей почве.

Отношение к смерти проявляется в поведении людей по–разному. К примеру, в Японии ежегодно уходят на «тот свет» несколько любителей подергать смерть «за усы». В особых ресторанах они заказывают у поваров, имеющих специальные лицензии, фугу - блюдо из собаки–рыбы. Посетители платят огромные деньги за деликатес. Его готовят чрезвычайно осторожно, поскольку отдельные части собаки–рыбы содержат крайне ядовитый тетродотоксин. Булавочная головка этого вещества способна убить.

Получается гастрономический вариант русской рулетки: вы съедаете «вероятность умереть». Лучшие повара стараются оставить тончайший намек на яд, и во рту начинает пощипывать. Это напоминает об игре со смертью и вызывает массу острых ощущений.

Как и в русской рулетке, одним из удовольствий является необыкновенное чувство облегчения. Оно наступает в конце обеда и означает, что вы выжили, вы «обманули» смерть и, значит, вы бессмертны. Ура! Уныние жизни и страх смерти, гнездящиеся в глубинах сердца, побеждены! Какая наивная и вместе с тем завораживающе–привлекательная иллюзия! Она показывает, что нравственный компас человека сломан.

Однажды на семинарском занятии со студентами–медиками автору этих строк рассказали грустную и весьма поучительную историю. Некая старушка регулярно звонила на станцию скорой помощи и требовала приезда медиков. Каждый раз, входя в дверь, они видели одинаковую картину: женщина повесилась несколько секунд назад. Дежурная бригада тотчас оказывала неотложную помощь, приглашала психиатров, но, увы…

Врачи заметили, что несчастная женщина внимательно следит за их приездом. Лишь только машина останавливалась у подъезда, старушка лихо спрыгивала с подоконника. По–видимому, затем она открывала входной замок, просовывала шею в петлю и, заслышав шаги за дверью, отбрасывала ногами табуретку. А потом с видимым удовольствием наблюдала, как ее спасают специалисты.

И вот, медикам поступает очередной вызов. Ситуация повторяется в деталях. Но тут фельдшер говорит врачу: «Слушай! Давай постоим у дверей квартиры и покурим, а там - посмотрим». В итоге дело кончилось кремацией…

Конечно, мы не оправдываем поступок медиков. Они всегда призваны выручать людей из беды. Мы не знаем и глубинные мотивы больной женщины. Она вовсе не собиралась кончать с собой. Такие демонстративные попытки - способ манипулировать людьми (пробудить к себе их внимание, сочувствие) и разнообразить свою скучную, серую жизнь. Для этого и выбираются столь «щадящие», до мелочей продуманные методы самоубийства.

Не исключено, что эти хитрости изобретает и подбрасывает обманутому человеку демон уныния. Но, как известно, человек предполагает, а Бог располагает…

Влечению к смерти противостоит инстинкт самосохранения. Быть может, Творец вложил его в природу именно для того, чтобы уравновесить инстинкт смерти. «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, - утверждает апостол Павел, - но питает и греет ее…» (Еф. 5, 29).

Действительно, пищевая и половая потребности, наши защитно–оборонительные реакции (страх, гнев и др.) - это генетически заданные стимулы поведения. Они способствуют выживанию. Болезненное усиление инстинкта самосохранения ведет к панике, агрессии и насилию. Его ослабление чревато депрессиями и суицидальными тенденциями.

Итак, инстинкт смерти… Это понятие ввел в науку Зигмунд Фрейд. Ученый назвал его Танатосом - по имени древнегреческого бога смерти Танатоса, сына Никты (Ночи) и брата-близнеца бога сна Гипноса. Танатоса изображали в виде крылатого юноши с погашенным факелом или карающим мечом в руке. Греки верили, что этот неумолимый бог обладал железным сердцем, не принимал даров и возбуждал к себе ненависть прочих небожителей.

По толкованию 3. Фрейда, Танатос олицетворяет врожденное влечение к агрессии и разрушению. Он рассматривается как противовес инстинкту жизни (Эросу), включающему в себя либидо. Между ними - извечный конфликт. Оба инстинкта заложены биологически во всех живых организмах и, следовательно, неустранимы. Если энергия Танатоса направлена во вне, то она уничтожает людей, природу и различные предметы (хулиганство, садизм, вандализм, терроризм и т. д.). Если же она устремлена внутрь, то губит самого человека (мазохизм, членовредительство, самоистязание, самоубийство и т. п.).

Гипотезу 3. Фрейда частично опровергает крупный немецкий психолог и философ Эрих Фромм. Он считает, что агрессия и деструктивность не закреплены в генах. Любовь к жизни (биофилия) или любовь к смерти (некрофилия) - это «основополагающая альтернатива, стоящая перед каждым человеком. Некрофилия дает свои побеги там, где увяла биофилия. Способность быть биофилом дана человеку природой, но психологически он имеет возможность ступить на путь некрофилии…» Если человек не способен что–либо созидать, он вынужден уходить от невыносимого чувства собственного бессилия и никчемности. Тогда он самоутверждается - разрушает то, чего не в силах создавать.

По мнению Э. Фромма, у животных агрессивность выполняет защитную роль и никак не связана с человеческой страстью к уничтожению. Эта страсть есть «психическое уродство», патология, а не норма. Поэтому мыслитель пишет, что теория 3. Фрейда опирается на чисто абстрактные спекулятивные рассуждения и к тому же лишена убедительных эмпирических доказательств.

Правда, теперь ученые обнаружили в головном мозге людей два центра - «удовольствия» (наслаждения) и «неудовольствия» (боли, гнева, ярости). У некоторых больных «зона удовольствия» стимулируется слабее или, наоборот, сильнее «очага агрессии» (см. гл. IV и VII).

Эти открытия перекликаются с идеями 3. Фрейда о существовании двух мощных инстинктов - жизни и смерти. Однако наши поступки и действия не сводятся к биологическим влечениям и функциям нервной системы. Слишком упрощенно думать, будто суицид - это подавление одного естественного инстинкта другим, не менее естественным.

Стремление к смерти христианство расценивает как работу дьявола - «человекоубийцы от начала» (Ин. 8, 44). Так, искушая Христа, он «повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз…» Но Спаситель, в назидание всем нам, ответил: «Не искушай Господа Бога твоего» (см.: Лк. 4, 9–12).

Из книги Миф или действительность. Исторические и научные доводы в защиту Библии автора Юнак Дмитрий Онисимович

Инстинкт А теперь перейдем к следующему качеству, которым Творец наделил Свое творение. Патриарх Иов задает вопрос: «Кто вложил мудрость в сердце или кто дал смысл разуму?» (Иов. 38,36).Действительно, понаблюдаем за разумным проявлением в действиях животных, называемым

Из книги Каннибализм автора Каневский Лев

Глава восьмая Инстинкт убивать На рубеже нашего века человеческие жертвоприношения часто рассматривались как чудовищное, но проходящее, временное зло, как проклятие, довлеющее над человечеством на определенном историческом этапе своего развития, проклятие, которое

Из книги Мир закатного солнца автора Бхайравананда

Из книги Инструкция для бессмертных или что делать, если Вы всё-таки умерли… автора Сысоев Даниил

Приближение смерти. Момент смерти Теперь речь пойдет о смерти. Какие бывают этапы? Узнав диагноз, человек сначала не верит, потом возмущается, протестует, успокаивается, и начинается вот такое смирение. Это бывает у маловерующих людей. У верующих же должно быть время для

Из книги Введение в философию иудаизма автора Полонский Пинхас

5. Концепция Р.Кука о развитии восприятия божественности. три уровня восприятия: инстинкт, рефлексия, интуиция Рав Кук пишет о развитии "образа Бога у человека" примерно следующее. У нас имеются как бы три стадии. На первой стадии человек воспринимал Бога непосредственно,

Из книги СЛАВЯНСКАЯ КНИГА МЕРТВЫХ автора Черкасов Илья Геннадьевич

Книга Смерти (Сборник этнографических материалов о смерти и похоронной обрядности славян) 1. ДушаДуша - незримый двойник человека при его жизни, обиталище Бессмертного Духа (Соби). После разделения с грубой плотью человека (в случае его смерти или во время сна) душа

Из книги Миф XX века автора Розенберг Альфред

Из книги Реинкарнация. Размышления автора Хакимов Александр Геннадьевич

Инстинкт Некоторые ученые утверждают, что человек произошел от обезьяны. Каким образом? Благодаря природным инстинктам. Говорят также, что обезьяна произошла от медведя, медведь от собаки, собака от бурундука, бурундук от ящерицы, ящерица от рыбы, а рыба от водорослей.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Глава 41. Телесная смерть – естественный удел всякой плоти. – Страшись не смерти, а греховного потомства и бесславного имени при жизни и после смерти. – Стыдись не мудрости, а неразумия 6-7 Неблагоразумно отвращаться от того, что благоугодно Всевышнему, тем более, что рано

Из книги Свобода любви или идол блуда? автора Данилов ставропигиальный мужской монастырь

Из книги О молитве Иисусовой и Божественной Благодати автора Голынский-Михайловский Антоний

ЗАВЕЩАНИЕ ДО СМЕРТИ И ПОСЛЕ СМЕРТИ Мир и тебе, раба Божия схимница Антония, сотрудница покаяния моего. Внемли сим внушениям Духа Божия.1. Да споспешествуют тебе и вспомоществуют тебе Ангел твой Хранитель и Ангел преподобия твоего. Да хранят тебя они на всех путях твоих.

Из книги Ты свободен! [Прямо сейчас. Как найти себя] автора Штюбен Клаус

Инстинкт самосохранения Инстинкт самосохранения обеспечивает инстинктивные действия, чтобы обезопасить нашу жизнь. Если у тебя доминирует инстинкт самосохранения, то ты всегда, например, будешь заботиться о достаточном количестве еды в доме. Ты будешь беспокоиться о

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Социальный инстинкт Социальный инстинкт заключается в потребности быть частью общества. Только так можно обеспечить выживание. Раньше проявлением социального инстинкта были большая семья и круг друзей. Сегодня эту потребность удовлетворяют общества и клубы. Различные

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Сексуальный инстинкт Сексуальный инстинкт проявляется в концентрации внимания на отношениях двоих. Так как выживание зависит от репродуктивности, мысли и реакции вращаются вокруг флирта и соблазнения, оценок-приговоров и выбора того, кто подходит, а кто нет. Внимание в

Из книги автора

Период четвертый От смерти Иосифа до смерти Моисея

Из книги автора

406. По случаю смерти архиерея. Экзамен после смерти Милость Божия буди с вами! Верно вы уж воротились. Наплакались, - нагоревались. Теперь пора и утешиться. Владыка отошел не на худшее, а на лучшее. Следовательно его ради надо радоваться, что кончились труды и хлопоты и

Комментарий от heartlessnobody

Death Wish Honor Talent
Instant 10 sec cooldown
Requires Warrior (Fury)
Requires level 46
Requires honor level 46
Increases your damage done by 5% at the cost of 10% of your health. Stacks up to 15 10 times.

50% dps increase for 100% of your health so better have a healer handy

Death Wish PvP Talent
Instant 5 sec cooldown
Requires Warrior (Fury)
Requires level 10
Increases your damage taken and done by 5% for 15 sec at the cost of 5% of your health. Stacks up to 10 times.

50% dps for 50% of your health that seems a bit better

Комментарий от LindsayGerald

My husband was flirting with another woman. until he vanished away, I was desperate to get him back, I wasted so much time and money trying to get my Husband back, I tried almost all possibilities to have him back and nothing worked. I became lonely. To make it short, I found a spell caster Dr Mack. i saw the good testimonies about his wonderful work and after reading the Testimonials, I decided I had to try and give it one last try and After the spells, a miracle happened, my husband came home. it was awesome, anyone who needs help, should email dr_mack@yahoo. com He is the best. whoever need help should contact Dr.Mack . :) :)

Комментарий от StevenMagnet

Don"t let the good name "Death Wish" deludes you. It"s not that glorious as it used to be
  • You need to constantly reapply the buff. To make it to 10 stacks you will need at least 45 seconds. That"s a lot of time in real battle
  • The buff takes 5% of your HP. When out of combat you won"t be able to heal yourself back to full HP and you will melt in time with no heals on you. Or you have to waste time for food which is pointless
  • Even in battle you will constantly be in disadvantage losing 5% HP every 5 seconds
  • When arena starts you will lose this buff, so it"s pretty useless unless you have enough time to apply it again. Ugh...
  • The buff triggers Global Cooldown, so no fancy macros to play around it. And you will have to waste time in battle to reapply
  • You need to constantly reapply it to not lose it. So no mounts on BG for you:(
  • You need to constantly reapply the buff. Did I mention it? The buff has 15 second duration so you only have window in 10 seconds to not lose it. That is really small. You basically have about 10 seconds to do something. After that your main focus will be on applying buff again
  • Did you get hard CC? Too bad. You will lose your precious buff. And boy I tell ya this happens all the time in real battle
  • Not enough? Now you have stacking damage debuff on you up to 50%. So you will fall very quickly if you get focused
If you can deal with all of it or have constant pocket healer, you will deal massive damage like Warrior should do

Комментарий от Alchabo4849

LOVE SPELL TESTIMONY - DR JAMES IS THE BEST.
I want the world to know a great man that is well known as DR JAMES, he has the perfect solution to relationship issues and marriage problems. The main reason why i went to DR JAMES was for solution on how i can get my husband back because in recent times i have read some testimonies on the internet which some people has written about DR JAMES and i was so pleased and i decided to seek for assistance from him on his email which he did a perfect job by casting a spell on my husband which made him to come back to me and beg for forgiveness.I will not stop publishing his name on the net because of the good work he is doing. I will drop his contact for the usefulness of those that needs his help should contact him via email, You can contact him today and get your problem solved.

Значение ИНСТИНКТ СМЕРТИ в Словаре Аналитической психологии

ИНСТИНКТ СМЕРТИ

(Death instinct; Todestrieb) — известно определенное критическое отношение, которое Юнг выражал по поводу фрейдовской классификации инстинктов, выделявшей особую группу инстинктов жизни (голод, агрессия, сексуальные инстинкты) и группу инстинктов смерти, тех, «которые стремятся привести живые существа к смерти» (КСП, с. 58). «Тем не менее представления, аналогичные инстинкту смерти, имеются и в аналитической психологии» (КСАП, с. 66).«Нейтральная природа психической энергии означает, что она может использоваться в различных целях, и это не исключает парадоксального применения энергии, когда она направляется на понижение энергетического напряжения. В регрессии Юнг видел попытку «дозаправиться» или регенерировать личность столкновением и слиянием с родительским имаго или Бого-образом. Это неизбежно ведет к растворению (или «смерти») эго в его старой форме с последующим понижением напряжений и возбуждений прежнего образа жизни. Метафорически это можно считать смертью, из которой эго-потенциал воссоединяется в более адекватной и осознанной форме» (КСАП, с. 66—67).

Аналитическая психология. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИНСТИНКТ СМЕРТИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИНСТИНКТ в Словаре Аналитической психологии:
    (Instinct; Instinkt) — непроизвольное влечение к определенной деятельности; побуждение к фиксированной активности (см. также архетипы).«Когда я говорю об инстинкте (Trieb), …
  • ИНСТИНКТ в Энциклопедии Биология:
    , врождённое поведение животных и человека, направленное на удовлетворение основных биологических потребностей. Наиболее сильными (доминирующими) инстинктами являются пищевой (утоление голода) …
  • ИНСТИНКТ в Лексиконе секса:
    (от лат. instinctus - побуждение), совокупность сложных врожденных реакций организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения; безусловный рефлекс. …
  • ИНСТИНКТ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    (лат. instinctus - побуждение). Врожденные формы поведения и психики, характеризующиеся видовой общностью. По И.П. Павлову, И. - сложные безусловные …
  • ИНСТИНКТ в Медицинских терминах:
    (лат. instinctus побуждение) целенаправленная приспособительная деятельность, обусловленная врожденными механизмами и характеризующаяся постоянством ответных реакций на действие определенных …
  • ИНСТИНКТ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    (от лат. instinctus - побуждение, наитие), совокупность врождённых компонентов поведения и психики человека и …
  • ИНСТИНКТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. instinctus - побуждение) совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения; …
  • ИНСТИНКТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. instinctus - побуждение), совокупность врождённых сложных реакций (актов поведения) организма, возникающих, как правило, почти в неизменной форме в …
  • ИНСТИНКТ
    (философ., от лат. глаг. instinguere, то же что instigare — побуждать; побуждение, точнее — побудок), означ. способность и стремление (у …
  • ИНСТИНКТ в Современном энциклопедическом словаре:
    (от латинского instinctus - побуждение), врожденная форма поведения животных и человека, направленная на приспособление к строго определенным условиям жизни и …
  • ИНСТИНКТ
    [от латинского instinctus побуждение] 1) совокупность врожденных актов поведения, свойственных данному виду животных организмов. инстинкты представляют собой сложную цепь безусловных …
  • ИНСТИНКТ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. Врожденная способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчет-ному побуждению. И. самосохранения. Инстинктивный - обусловленный инстинктом, непроизволь-ный.||Ср. РЕФЛЕКС …
  • ИНСТИНКТ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Врожденная способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчетному побуждению. И. самосохранения. 2. Подсознательное, безотчетное чувство, внутреннее …
  • ИНСТИНКТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИНСТ́ИНКТ (от лат. instinctus - побуждение), совокупность сложных врождённых реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внеш. или внутр. …
  • ИНСТИНКТ
    (философ., от лат. глаг. instinguere, то же что instigare ? побуждать; побуждение, точнее? побудок), означ. способность и стремление …
  • ИНСТИНКТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    инсти"нкт, инсти"нкты, инсти"нкта, инсти"нктов, инсти"нкту, инсти"нктам, инсти"нкт, инсти"нкты, инсти"нктом, инсти"нктами, инсти"нкте, …
  • ИНСТИНКТ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Врожденная реакция организма, возникающая в ответ на внешние или внутренние раздражители. Инстинкт самосохранения. Оборонительный инстинкт. Пищевой инстинкт. …
  • ИНСТИНКТ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • ИНСТИНКТ в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. instmctus побуждение; наитие) 1) биол. врожденная форма поведения, свойственная данному виду животных, представляющая собой сложную цепь спец. безусловных …
  • ИНСТИНКТ в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. биол. врожденная форма поведения, свойственная данному виду животных, представляющая собой сложную цепь спец. безусловных рефлексов, вызываемых определенными внешними …
  • ИНСТИНКТ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • ИНСТИНКТ в словаре Синонимов русского языка:
    интуиция, нюх, хоминг, …
  • ИНСТИНКТ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Врожденная реакция организма, возникающая в ответ на внешние или внутренние раздражители. 2) Подсознательное, неосознанное чувство; внутреннее …
  • ИНСТИНКТ в Словаре русского языка Лопатина:
    инст`инкт, …
  • ИНСТИНКТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    инстинкт, …
  • ИНСТИНКТ в Орфографическом словаре:
    инст`инкт, …
  • ИНСТИНКТ в Словаре русского языка Ожегова:
    подсознательное, безотчетное чувство, внутреннее чутье Понять что-н. инстинктом любящего человека. Материнский и. инстинкт врожденная способность совершать целесообразные действия по непосредственному, …
  • ИНСТИНКТ в Словаре Даля:
    муж. , лат. безотчетное побужденье, по которому действуют животные; побудок сев. побудка вост. У человека, разум и воля; у животного, …
  • ИНСТИНКТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от лат. instinctus - побуждение), совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения; …
  • ИНСТИНКТ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    инстинкта, м. (латин. instinctus - побуждение). Врожденная способность животных к бессознательному совершению целесообразных действий и движений (биол.). Инстинкт самосохранения. Птица …
  • ИНСТИНКТ в Толковом словаре Ефремовой:
    инстинкт м. 1) Врожденная реакция организма, возникающая в ответ на внешние или внутренние раздражители. 2) Подсознательное, неосознанное чувство; внутреннее …
  • ИНСТИНКТ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1. Врожденная реакция организма, возникающая в ответ на внешние или внутренние раздражители. 2. Подсознательное, неосознанное чувство; внутреннее …
  • ПЛЯСКА СМЕРТИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (лат. Chorea machabaeorum, франц. Danse des morts, Danse macabre, нем. Totentanz) — род аллегорической драмы или процессии, в которой главным …
  • ПЛЯСКА СМЕРТИ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (лат. Сhorеа machаbaeorum, франц. Danse des morts, Danse macabre, нем. Totentanz) ? род аллегорической драмы или процессии, в которой главным …
  • СМЕРТЬ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-04 Time: 05:45:52 * Если бы смерть была благом — боги не были бы бессмертны. (Сапфо) * …
  • ТАНАТОС, ФАНАТОС, ТАНАТ, ФАНАТ в Новейшем философском словаре:
    (греч. Thanatos - смерть) - 1) бог смерти в античной мифологии. Согласно распространенной древнегреческой мифологической версии бог смерти Т. был …
  • СМЕРТЬ В ДЕКОНСТРУКЦИИ в Словаре постмодернизма:
    - тема двух монографий Деррида - "Дар смерти" и "Апории". "Дар смерти", как и многие другие книги Деррида, возник из …
  • БЫТИЕ И ВРЕМЯ в Словаре постмодернизма:
    - основная работа Хайдеггера ("Sein und Zeit", 1927). На создание "Б.и В.", как традиционно полагается, повлияли две книги: работа Брентано …
  • ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Пасха, Светлое Христово Воскресение …
  • КАИН в Литературной энциклопедии:
    по Библии (Книга бытия, гл. III), старший сын Адама, убивший своего брата Авеля. К. совершил первое преступление на земле — …
  • ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    самое важное из всех, основанных германцами в начале средних веков. В истории его до 843 года можно различать 4 периода: …
  • ФЕДОН, ДИАЛОГ ПЛАТОНА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • КИЕВСКОЕ КНЯЖЕСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    К. княжество сложилось в земле полян. Уже около Х в. в его состав вошла Древлянская земля, которая впоследствии только ненадолго …
  • ЗАВЕЩАНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (testamentum, testament, Testament. letzttwillige Verf?gung) — акт односторонней воли, определяющий судьбу гражданских правоотношений лица на случай его смерти. В этом …
  • БЕСКОРОЛЕВЬЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (bezkr?lewie) — так называлось междуцарствие в старой Польше. Б. в Польше весьма многим отличается от междуцарствия в других государствах, как …


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!