Куликовская Битва: поединок Пересвета с Челубеем. Описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» М

Подался назад и Пересвет. Центральное место занимают взвившиеся на дыбы могучие кони, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа. Поединок Пересвета с Челубеем в истории существует КАК МИФ. А это означает, что не так важно был ли сам поединок и в каком виде, важно о чем говорит миф, что символизирует.

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год) - самая известная картина советского художника Михаила Ивановича Авилова. Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине. Ярко выделяется развевающаяся по ветру пёстрая попона коня Челубея и расписной круглый щит, проткнутый копьём русского богатыря. У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга. Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря.

В битве он получит контузию, но останется жив. Яркие, пёстрые краски татаро-монгольского войска передают их беспокойство и неуверенность в исходе поединка. Некоторые источники указывают, что Пересвет родился в Брянске и до пострижения в монахи был боярином. Возможно, участвовал в ряде походов и боёв. Существует предание, будто Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре.

Достоверно известно только то, что в 1380 году они оба уже были схимонахами монастыря. По другой версии, Пересвет стал послушником Троице-Сергиевского монастыря уже после своего переезда в Переславль-Залесский.

Со стороны войска Мамая ему противостоял богатырь Челубей (по другим версиям - Челибей, Темир-Мирза либо Таврул). Существует также другая версия поединка, единственная, существовавшая в дореволюционной России. После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда ещё деревянным) в «каменной палатке».

Правда о схватке Пересвета и Челубея

В топонимике имя Александра Пересвета также встречается. Также в честь Пересвета названа улица в Брянске и один из московских переулков неподалёку от храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Пересветов переулок). В 2010 году вышел в свет анимационный фильм «Пересвет и Ослябя». В феврале 2011 года фильм «Пересвет и Ослябя» был представлен на VI Международном Православном Сретенском кинофестивале «Встреча» и получил приз в номинации «Приз зрительских симпатий».

Эта картина – одна из наиболее значимых в творчестве М.А.Авилова. Художник трудился над созданием полотна с огромным вдохновением и тщательностью. В описании к собственной картине Авилов отмечал, что композиция произведения достаточно проста.

Главные герои изображены крупным планом и подавляют второстепенные изображения на картине. Необыкновенные рост и сила столкнувшихся в поединке богатырей умышленно преувеличены художником, доведены до пафосного, былинного звучания.

Описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» М. Авилова

Наперекрест им расталкиваются в стороны могучие фигуры двух воинов, подчеркивая враждебность поединка. Подчеркнуто выделены на общем фоне живописного полотна расписной щит Челубея и пестрая попона его коня. Поблескивают на солнце стальные доспехи Пересвета.

С его головы падает красный малахай. Серая строгая цветовая гамма в левой части картины олицетворяет выдержку и уверенность в превосходстве и победе русского войска. Русские с тревогой следят за поединком, однако стоят спокойно и уверенно, словно гранитная скала. В их стане незаметно никакого движения.

Описание и анализ

В жестоком поединке Пересвет смог обмануть Челубея, правда, ценой собственной жизни. Хитрость Челубея заключалась в том, что он имел копье более длинное, чем у его противников. Благодаря этому ему удавалось быстрее пронзить своего соперника, а самому оставаться живым. Однако перед началом поединка Пересвет снял с себя кольчугу. Еще в 1917 году художник выставлял работу „Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом», не удовлетворившую его и позже им уничтоженную.

Осенью 1942 года Авилов вернулся из эвакуации в Москву, где получил большую мастерскую, что и дало возможность начать работу над крупным холстом. Уже в первом, и оставшимся единственным, эскизе „Поединка» Авилов нашел нужное композиционное решение сюжета. В декабре 1942 года художник приступил к исполнению картины и написал ее всего за шесть месяцев.

В 1367 году великий князь Московский и Владимирский Дмитрий Иванович (позже получивший прозвище Донской) начал строительство каменного кремля и вообще каменное строительство в Москве. Нам сегодня трудно понять некоторые моменты почему, например, Русь и Орда находились, время от времени, в союзнических отношениях. Таким, вот, старшим князем стал Дмитрий Иванович в нелёгкой политической борьбе с суздальско-нижегородским, рязанским и тверским княжествами.

То, что не написано в житиях

Как бы то ни было сотни тысяч воинов с обеих сторон сошлись в бою утром 8 сентября 1380 года. С самого начала татары атаковали успешно. И вот «Димитрий, с величайшим вниманием примечая все движения обеих ратей, вдруг извлек меч и сказал: «Теперь наше время». Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи, пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах».

Да, при советской власти большая часть истории была отредактирована, и мы понятия не имели, кто были Пересвет и Ослябя. Роясь потихоньку в деталях, недавно задумался: а как именно вышло, что перед началом КУликовской битвы в поединке погибли и сразу оба поединщика? Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого татарские войска наняли специально для подобных поединков. Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями.

В его мнении что-то есть. Он даже утверждает, что именно на Куликовом поле и родилась Россия. По наиболее распространённой версии, перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей».

О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова. Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей.

В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.

Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.

Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.

Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?

Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.

У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.

Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».

Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.

От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.

Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.

Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.

Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.

За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.

Александр Пересвет - один из самых известных русских богатырей. Причислен православной церковью к лику святых. Его личность овеяна легендами и мифами.

Имя русского монаха-воина до сих пор носят улицы и города, а его слава не угасла и через почти 700 лет.

Биография Пересвета

Дата рождения Александра доподлинно неизвестна. Ряд источников свидетельствует о боярском происхождении. То есть принадлежности к высшему сословию. Бояре занимали руководящие посты и владели землями. В каждый боярин с детства обучался военному ремеслу. Место рождения - Брянск. Предположительно, Александр Пересвет участвовал в походах и войнах. В какой-то момент он постригся в монахи. Обряд был проведён в Ростове. Поскольку авторитетных источников, которые могли бы достоверно сообщить о тех или иных событиях практически нет, историки по сей день ведут дискуссии относительно биографии Пересвета. Проблема заключается ещё и в том, что древние писатели часто прибегали к аллегориям и возвышениям. То есть знаменитым личностям приписывали подвиги и качества, которыми те в действительности не обладали. И современным учёным довольно трудно отличить выдумку от реальности.

Так или иначе, можно смело утверждать, что к 1380 году Александр Пересвет был монастырским схимонахом. Именно в этом чине он подошёл к Куликовский битве, которая принесла ему вечную славу.

Предпосылки

В 14 веке Русь изнемогала под монголо-татарским гнётом Золотой орды. В это же время усилилось влияние Московского царства. Несколько русских князей смогли одержать несколько побед над татарами, что придало силы сопротивлению оккупации. В 1376 году русские войска стали освобождать свою землю, тесня Орду на юг. В процессе отступления ханы Мамая разорили несколько княжеств, но так и не вступили в открытое сражение.
В середине августа в Коломну прибывает русское воинство. Разными путями со всей Руси стягиваются ратники, чтобы дать отпор татарам раз и навсегда. Лидер Орды Мамай считает, что Дмитрий побоится пересечь Оку и надеется на скорую помощь литовцев. Но к началу сентября русские пересекли реку и двинулись через земли рязанские на Мамая. Среди солдат был и Александр Пересвет.


Такой манёвр Дмитрия был расценен как опрометчивый шаг. По всей Руси распространялись панические слухи о скором поражении коалиции князей.

Куликовская битва

8 сентября состоялась знаменитая и поединок Пересвета с Челубеем. За день до этого русские войска переправились через реку Дон. Великий князь Дмитрий собрал под своими знамёнами от 40 до 60 тысяч человек. Московский полк был ядром. По флангам стояли прибывшие литовцы и рязанцы. Ночью 7 сентября произошёл смотр войск. Дмитрий понимал огромную ответственность, которая была возложена на него. Поскольку в случае поражения перед татарами оказались бы открытыми все земли до Москвы. Поэтому смотр проводился очень тщательно.


Александр Пересвет находился скорее всего в центральном полку с двором московского князя. Глубокой ночью разведчики обоих сторон осматривают позиции противника. Лишь под утро происходят первые стычки. Татары привели около 100 тысяч человек к Куликовому полю. Поскольку средневековым источникам свойственно значительно увеличивать численность войск, определить истинное количество довольно сложно. Некоторые источники указывают до 40 тысяч русских солдат и до 60 тысяч татар.
Утром 8 сентября русичи построились в боевые порядки. Легендарные герои последующей битвы произнесли речи. На поле стелился густой туман, и русские несколько часов в оцепенении ожидали начала битвы. Через несколько часов татары плотной стеной вышли из леса.

Поединки

В средневековье генеральным битвам часто предшествовал поединок лучших бойцов от каждого войска. Это неписанное правило соблюдалось неприкосновенно. Поединок продолжался до смерти и никто не имел права вмешиваться. Истоки такого обычая уходят во времена до нашей эры. Древние легенды указывают, что вместо сражения двух войск могло произойти сражение двух людей. Проигравшая сторона отступала. Конечно, в реальности скорее всего битва начиналась независимо от поединка. Но он имел очень важное психологическое значение для бойцов. Для многих он был своеобразным суеверием.

Со стороны татар вышел знаменитый Челубей. Согласно древним сказаниям, он славился огромной физической силой и военной хитростью. Он был лучшим в поединках. Именно для этих целей его и наняли татары. До Куликовской битвы он не знал поражений. В верховых сражениях он использовал копьё, на метр длиннее обычного, что позволяло ему убивать противника ещё до столкновения. От татарского войска он отошёл на белом коне, облачённый с серые одежды.
Александр Пересвет был в багровых одеяниях и стоял под "чёрмным" (красным) русским православным знаменем. Войска застыли в ожидании схватки.


Пересвет и Челубей разогнались и неслись друг к другу с выпрямленными копьями. Столкнулись они на всём скаку. Копья одновременно вонзились в поединщиков. Пересвет и Челубей погибли одновременно. Но Александру удалось удержаться на коне дольше, что означало его победу. Воодушевлённые победой своего бойца русичи взъярились. Туманное утро разразил вой труб, и русское воинство ринулось в атаку.

Пересвет с Челубеем на другая версия

По другой версии, Пересвет пошёл на хитрость и самопожертвование намеренно. Богатырь, сразившийся с Челубеем перед Куликовской битвой, знал о длинном копье противника. Поэтому специально снял с себя все доспехи, чтобы копьё татарского фаворита прошло сквозь тело Александра быстро и это позволило бы ему поразить врага. Монах-воин надел церковный наряд с православным крестом. Самоуверенный Челубей проткнул Пересвета, но тот, с копьём в теле дотянулся до врага и сразил его. В предсмертной агонии русский воин сумел доскакать до своих войск и лишь там пал.

Сражение

Воодушевлённые победой и героическим самопожертвованием, русские войска с криком пошли на врага. Стороны столкнулись в ожесточённой схватке. Татары превосходили числом. Но русские оставили в засаде полк воеводы Серпуховского. В решающим момент он нанес удар в тыл татарских войск. Конники рубили сзади, татары дрогнули. Они обратились в паническое бегство и почти все были перебиты.
Разгром Орды в стал отправной точкой освобождения Руси от татаро-монголов. Воодушевлённые победой русские князья решили сплотиться вокруг Москвы.

Погребение героя

Тело Александра Пересвета повезли в Москву. Там его похоронили с воинскими почестями подле храма Рождества Богородицы в личном склепе. Легендарные герои битвы, такие как были погребены вместе с ним.

В 18-ом веке строители нашли под колокольней древнюю гробницу, в которой предположительно и был похоронен Александр Пересвет. Некоторые историки считают эту информацию неправдоподобной. После реставрации храм дополнили усыпальницей и поставили надгробие. Оно просуществовало до 20-х годов 20-го века. Сейчас в трапезной храма поставили новое надгробие, которое повторяет чугунный саркофаг Пересвета. Могила открыта для посетителей.

Память

Герой Куликовской битвы был причислен русской православной церковью к лику святых. Днём памяти Александра Пересвета считается 7 сентября. В Московской государственной академии хранится который предположительно принадлежит Пересвету. Во времена Российской Империи именем Александра были названы несколько боевых кораблей. Сегодня существует несколько улиц, а также город в Московской области, названные в честь Пересвета.

В 2006 году сформировали спецотряд ВВ "Пересвет".

История создания

Описание и анализ

Историческая справка

Описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» М. Авилова

Эта картина – одна из наиболее значимых в творчестве М.А.Авилова. Сюжет полотна – исторический бой между русским богатырем Пересветом и татарским воином Челубеем, который предшествовал началу Куликовской битвы.

Сразившиеся в этом поединке воины погибли, однако победителем считается Пересвет – поскольку его конь смог довезти своего хозяина до русских войск, в то время как Челубей был выбит из седла.

История создания

Монументальное историческое полотно было написано Авиловым в годы Великой Отечественной войны, в период событий, связанных с обороной Сталинграда и сражениями на Курской дуге. Задумал идею произведения художник задолго до этого. Ещё в 1917 году Авилов выставлял на суд зрителя свою картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом». Однако тогда художник остался неудовлетворен своим творением. На момент начала Великой отечественной войны Авилову было почти шестьдесят лет. Однако художник решительно отправился в военкомат. Правда, там ему ответили, что его долг как художника не бороться с оружием в руках, а поддерживать патриотический дух советских солдат посредством своего творческого таланта и кисти.

Осенью 1942 года художник вернулся в Москву из эвакуации. Здесь ему была представлена просторная мастерская, в которой можно было работать над крупным холстом. В декабре началась напряженная работа над ставшей впоследствии широко известной картиной. Художник трудился над созданием полотна с огромным вдохновением и тщательностью. С целью сделать работу исторически достоверной Авилов сделал большое количество зарисовок оружия и костюмов, хранившихся в Центральном Историческом музее. В процессе работы над картиной он выполнил также несколько крупных эскизов на тему Куликовской битвы. Знаменитое монументальное полотно было написано за шесть месяцев.

Описание и анализ

В описании к собственной картине Авилов отмечал, что композиция произведения достаточно проста. Центральное место в ней занимают могучие фигуры коней, взвившихся на дыбы. На них сидят Пересвет (слева) и Челубей (справа).

Главные герои изображены крупным планом и подавляют второстепенные изображения на картине. Необыкновенные рост и сила столкнувшихся в поединке богатырей умышленно преувеличены художником, доведены до пафосного, былинного звучания. Вздыбленные фигуры коней подняты над равниной как пирамида. Наперекрест им расталкиваются в стороны могучие фигуры двух воинов, подчеркивая враждебность поединка.

Интенсивность живописи достигает максимума в изображении центральных фигур, в то время как противостоящие друг другу армии написаны на дальнем плане нарочито бледно. Развевающиеся гривы и оскаленные пасти делают лошадей устрашающими. Подчеркнуто выделены на общем фоне живописного полотна расписной щит Челубея и пестрая попона его коня. Поблескивают на солнце стальные доспехи Пересвета.

Противники на огромной скорости ударяют копьями друг в друга. Доспехи не выдерживают силы ударов, и копья, протыкая их, вонзаются в тела богатырей. Челубей вылетает из седла от удара русского богатыря. С его головы падает красный малахай. Несколько подался назад и Пересвет. Его поза свидетельствует о крайнем напряжении, а глаза с ненавистью устремлены на поверженного врага.

Состояние воинов противостоящих армий справа и слева от центра композиции Авилов передает игрой красок. Серая строгая цветовая гамма в левой части картины олицетворяет выдержку и уверенность в превосходстве и победе русского войска. Русские с тревогой следят за поединком, однако стоят спокойно и уверенно, словно гранитная скала. В их стане незаметно никакого движения.

Впереди изображен на белом коне князь Дмитрий Донской. Во время куликовского сражения он будет контужен, но останется жив.

Пестрые и яркие цвета, которыми изображено татаро-монгольское войско, подчеркивают неуверенность врага и его беспокойство по поводу окончания поединка.

Картина Авилова полна экспрессии и напряженного ожидания развязки: взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями – автор убедительно передал ощущение наивысшего напряжения в поединке двух богатырей.

Историческая справка

Битва на Куликовом поле – это сражение русских полков, возглавляемых князем Дмитрием, с ордынским войском под предводительством хана Мамая. Это событие стало поворотным в противостоянии русского народа с Золотой Ордой. В результате сражения был нанесен решающий удар по силе Золотой Орды, который привел в дальнейшем к её распаду.

Летом 1380 года великий князь московский Дмитрий Иванович узнал о наступлении ордынского войска. Он обратился к русским ополченцам с призывом о сборе для оказания решительного отпора врагу. В Коломне на его призыв собралось около двухсот тысяч ополченцев. 8 сентября 1380 года противники сошлись в смертельной схватке на Куликовом поле.

Знаменитая картина Михаила Авилова рассказывает зрителю не только о судьбоносном историческом событии, которое получило у историков два названия – Донское побоище и Мамаево побоище, а о конкретном эпизоде – поединке Пересвета с Челубеем, послужившим началом всей битвы и ставшего её символическим олицетворением.

В этом сюжете удивительна личность воина Пересвета – легендарного монаха-воина. Пересвет- монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Русская православная церковь причислила его к лику святых.

Челубей (Челибей)– тюркский богатырь из войск Мамая. Имя Челубей имеет тюркское происхождение. Согласно приданию Челубей отличался невероятной силой и высоким мастерством военной выучки.

В жестоком поединке Пересвет смог обмануть Челубея, правда, ценой собственной жизни. Хитрость Челубея заключалась в том, что он имел копье более длинное, чем у его противников. Благодаря этому ему удавалось быстрее пронзить своего соперника, а самому оставаться живым. Однако перед началом поединка Пересвет снял с себя кольчугу. Из-за этого копье тюркского богатыря глубоко вонзилось в его грудь, но не смогло выбить из седла. Сократив таким способом расстояние между собой и противником, смертельно раненый Пересвет смог достать своим копьем коварного врага…

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год) - одна из наиболее знаменитых картин Михаила Ивановича Авилова . На полотне картины изображён исторический бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем , предшествовавший Куликовской битве . В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом. Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.

Описание картины

Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей. Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. С его бритой головы летит красный малахай. Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза лютой ненавистью впиваются в поверженного врага.

На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Игрой красок Авилов передаёт состояние войск перед боем. Скромные, строгие, сероватые тона в левой части картины характеризуют выдержку, спокойствие и уверенность в победе русского войска. Впереди строя на белом коне великий князь



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!