Литосфера и ее строение вещественный состав и строение литосферы. Строение и состав литосферы

Литосфе́ра (от греч. λίθος - камень и σφαίρα - шар, сфера) - твёрдая оболочка Земли. Состоит из земной коры и верхней части мантии, до астеносферы, где скорости сейсмических волн понижаются, свидетельствуя об изменении пластичности пород. В строении литосферы выделяют подвижные области (складчатые пояса) и относительно стабильные платформы.

Блоки литосферы - литосферные плиты - двигаются по относительно пластичной астеносфере. Изучению и описанию этих движений посвящен раздел геологии о тектонике плит.

Литосфера под океанами и континентами значительно различается. Литосфера под континентами состоит из осадочного, гранитного и базальтового слоев общей мощностью до 80 км. Литосфера под океанами претерпела множество этапов частичного плавления в результате образования океанической коры, она сильно обеднена легкоплавкими редкими элементами, в основном состоит из дунитов и гарцбургитов, её толща составляет 5-10 км, а гранитный слой полностью отсутствует.

Земная кора сложена минералами и горными породами.

Минералы – это достаточно устойчивые химические соединения и самородные элементы, имеющие строго конкретное, только им присущее внутреннее строение.

В природе существуют твердые (алмаз, кварц), жидкие (вода, нефть, ртуть) и газообразные (все газы) минералы. Твердые минералы могут быть кристаллическими (галит, кварц) и аморфными (опал, все смолы). Кристаллические состоят из множества структурных элементов, представляющих собой многогранники-кристаллы, аморфные кристаллов не имеют. Строение минералов определяет их свойства. Один и тот же химический элемент (или соединение) может образовывать разные кристаллические формы, т.е. разные минералы. Так, алмаз и графит состоят из углерода (С), пирит и марказит – из сульфида железа (FeS2), кальцит и арагонит – из карбоната кальция (CaCO3) и т.д.

Магматические горные породы . Магматические горные породы, как и слагающие их минералы, формируются из магматического расплава при застывании магмы в недрах (интрузивные) и на поверхности (эффузивные) Земли.

Метаморфические горные породы. Метаморфические горные породы образуются в результате сложных преобразований в составе и строении горных пород в связи с воздействием на них высоких температур и давлений.



Осадочные горные породы . Осадочные горные породы формируются на поверхности Земли или чуть глубже из продуктов выветривания, жизнедеятельности организмов, посредством химической садки солей из перенасыщенных растворов

Обломочные породы сложены преимущественно продуктами физического выветривания и подразделяются по величине слагающих их обломков

Глинистые породы состоят преимущественно из продуктов химического выветривания и сложены частицами размером 0,01-0,001 мм и мельче.

Горючие полезные ископаемые (каустобиолиты) образуют два генетических ряда: угля и нефти

Ландша́фт (нем. Landschaft, вид местности, от Land - земля и schaft - суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость) - конкретный индивидуальный ПТК, как неповторимый комплекс, имеющий географическое название и точное положение на карте.

Виды:-Городской, или селитебный, ландшафт; - Горнопромышленный ландшафт; - Ирригационно-технический ландшафт; - Сельскохозяйственный ландшафт; - Военный ландшафт

Разрушение ландшафта - процесс нарушения природных экологических связей и целостности в системе ландшафных компонентов. Разрушение ландшафта чаще всего происходит в результате различных видов промышленной деятельности, а также других антропогенных воздействий.



Уже сегодня воздействие человека на литосферу приближается к пределам, переход которых может вызвать необратимые процессы почти по всей поверхностной части земной коры. В процессе преобразования литосферы человек (по данным на начало 90-х гг.) извлек 125 млрд. т. угля, 32 млрд. т. нефти, более 100 млрд. т. других полезных ископаемых. Распахано более 1500 млн. га земель, заболочено и засолено 20 млн. га. Эрозией за последние сто лет уничтожено 2 млн. га, площадь оврагов превысила 25 млн. га. Высота терриконов достигает 300 м, горных отвалов - 150 м, глубина шахт, пройденных для добычи золота, превышает 4 км. (Южная Африка), нефтяных скважин - 6 км.

Экологическая функция литосферы выражается в том, что она является “базовой подсистемой биосферы: образно говоря, вся континентальная и почти вся морская биота опирается на земную кору. Например, техногенное разрушение минимального слоя горных пород на суше или шельфе автоматически уничтожает биоценоз.

Одной из важных тем при изучении географии считается состав и строение литосферы, которая оказывает значительно влияние на жизнь людей.

Понятие литосферы

Самой верхней и твердой оболочкой, состоящей из близких по составу к гранитам пород, является литосфера. Точно толщина литосферы еще не определена, многие считают, что толщина составляет 60-30 км, многие, что она равна 90-100 км.

К литосфере имеет определенное отношение и земная кора, особенно к верхней и твердой ее части. Зачастую к литосфере также относят рудную, базальтовую и гранитную оболочки - более мощные слои, их толщина может составлять около 1200 км.

Состав литосферы: химические элементы

Исследовать литосферу можно только в области суши, благодаря этому географы изучают состав и строение земной коры. На данный момент, есть возможность исследовать области, которые относятся к поверхности земной коры вплоть до больших глубин. Это происходит за счет естественных обнажений, который можно найти по берегам морей, рек и сильно разрушенных гор.

Поэтому состав и строение земной коры известен приблизительно до глубины 16 км. А о тех слоях, которые находятся намного глубже, мы можем лишь догадываться. Специальные гравиметрические исследования и изучение сейсмических явлений позволяет нам строить догадки по этому поводу.

Земная кора в основном состоит из пород магматического происхождения - это около 90 %. Граниты пользуются наибольшим распространением, именно из них сложена верхняя и твердая часть земной коры. Но химический состав гранитов существенно отличается от магматических пород, являющихся результатами современных извержений.

Первая группа пород носит название сиалических - в них содержится большое количество кремния и алюминия. Для второй группы характерно содержание большого количества магния - это симатические породы. Породы из первой группы имеют меньший удельный вес.

Благодаря многочисленным исследованиям, стало понято, что поверхностная часть литосферы - та часть, которая доступна для изучения людям, главным образом состоит из сиалических пород. А те слои, которые находятся намного глубже - это породы симатические.

Следует помнить, что большая часть поверхности литосферы скрыта от человеческих глаз океанами и морями. Поэтому состав и строение литосферы относится лишь к тем участкам, которые находятся на суше.

Также породы, из которых состоит литосфера можно разделить на три основные группы. Породы, которые произошли от расплавленных магматических масс, относят к первой группе. Это - базальт, диорит и гранит, их общее название - магматические породы .

Вторая группа состоит из осадочных пород , которые образовались путем осаждения материалов из воды и воздуха. К ним относятся песчаник, известняк и глинистый сланец. Третья группа - это породы, испытавшие сильные изменения под влиянием высокой температуры и давления. Их называют метаморфическими , в состав входит мрамор, гнейс и графит. Такие изменения также могли испытать и магматические, и осадочные породы.

Дата:

ФИО учителя: Потанина И.А.

класс: 7 «Б»

Участвовали: 2

Не участвовали:

Тема урока . Строение и вещественный состав литосферы

Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

7.3.1.1 - определяет строение и вещественный состав литосферы

Мыслительные навыки

Понимание, применение, элементы анализа

Цель урока

Все: определяют строение и вещественный состав литосферы.

Большинство: определяют разницу между океанической и материковой земной корой.

Некоторые: классифицируют горные породы по группам.

Критерии оценивания

Определяет строение литосферы;

Определяет вещественный состав литосферы.

Языковые задачи

Говорение, чтение, письмо, слушание

Используемые термины: литосфера, мантия, ядро, земная кора.

Воспитание ценностей

Формирование ценностей «Мәнгілік ел ». Любовь к родине и окружающему миру. Экологическое воспитание.

Межпредметная связь

Естествознание, физика, химия.

Предыдущие знания

Внутреннее строение Земли.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

Ресурсы

Начало урока

Орг. момент

Психологический настрой «Муха».

Цель: активизация деятельности головного мозга, развитие пространственного мышления.

Актуализация знаний (И)

Термины:

Дескриптор:

ФО. Проверка по шаблону. Прием «Смайлики»

Итак, как вы думаете, какую тему мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Совместная постановка темы и целей урока.

Раздаточный материал

Смайлики

Середина урока

Задание №1 (П)

Дескриптор:

- заполняют схему.

ФО. Самопроверка.

Задание №2(И)

Дескриптор:

Ф.О. взаимопроверка. Прием «Смайлики»

Из чего же состоит земная кора? Завершите логическую цепочку, используя текст учебника.

ХИМИЧЕСКИЕ - МИНЕРАЛЫ - ? (горные породы)

ЭЛЕМЕНТЫ

Задание №3(П)

Дескриптор:

ФО. Самопроверка. Прием «Правило большого пальца»

Конец урока

Закрепление «Опечатка»(И)

Дескриптор:

Рефлексия

Незаконченные предложения:

Мне надо поработать над …

Мне осталось непонятным …

Раздаточный материал

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Дифференциация прослеживается в течение всего урока, двумя способами: 1) при выполнении заданий; 2) при работе с источниками.

Учащемуся с высокой мотивацией даются усложненные задания: использовать дополнительный материал (задание №2 в), сделать выводы.

Учащемуся со слабой мотивацией предлагаются наиболее легкие задания: выбрать из предложенного, поработать с текстом учебника. Так же оказывается поддержка при работе в паре.

Самооценивание, взаимооценивание.

ФО «Смайлы»

ФО «Правило большого пальца»

Физ.минутка.

Смена деятельности

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Используйте данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на вопросы, которые имеют важное значение в этом столбце.

Цель урока и учебные цели были доступны и достигнуты учащимися.

Все учащиеся достигли цели обучения.

Учащийся со слабой мотивацией легко справился с заданиями низкого и среднего уровня, таким образом, необходимо подумать над усложнением заданий к следующему уроку.

Время урока было использовано эффективно, все задания выполнены, темп урока выше среднего.

Отклонения от плана были незначительными, так как учащиеся выполняли задания быстрее отведённого времени, возникла необходимость в корректировке заданий.

Итоговая оценка

Какие две вещи прошли действительно хорошо (в том числе преподавание и учение)?

1: Работа с иллюстрациями.

2: Заполнение схемы в паре.

Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (в том числе преподавание и учение)?

1: Несколько усложнить задания для ученика уровня С.

2: Разнообразить приемы формативного оценивания

Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы использовать при планировании следующего урока?

Ученик уровня С достаточно хорошо изучил данную тему в курсе географии 6 класса. Необходимо пересмотреть уровень дефференциации при составлении заданий к урокам в ходе изучения данного раздела.

Индивидуальная карточка учащегося

Вспомните, что вы знаете о строении Земли из курса географии 6 класса. Из предложенных терминов выберите те, которые относятся к внутреннему строению Земли.

Термины: биосфера, литосфера, гидросфера, океан, ядро, материк, земная кора, атмосфера, мантия.

Дескриптор:

- дает определение «внутреннее строение Земли»;

- определяет термины, которые имеют отношение к внутреннему строению Земли.

Задание №1 (П)

Рассмотрите рис.14 на стр. 31. Определите, какие части Земли относятся к литосфере, а какие составляют внутренние оболочки. Результат обозначьте на схеме:

Дескриптор:

- определяют, из каких слоев состоит литосфера;

- определяют, из каких слоёв состоит внутренняя оболочка Земли;

- заполняют схему.

Задание №2(И)

Используя предложенную иллюстрацию, и текст учебника на странице 32 определите:

а) из каких слоев состоит земная кора;

б) на какие типы делиться земная кора;

в) в чем отличие между разными типами земной коры.


Дескриптор:

- определяет, из каких слоёв состоит земная кора;

- определяет, на какие типы делится земная кора;

- делает выводы о различии между материковой и океанической земной корой.

Задание №3(П)

Классифицируйте горные породы по группам. Результат занесите в таблицу:

Дескриптор:

- определяют осадочные горные породы;

- определяют магматические горные породы;

- определяют метаморфические горные породы.

Закрепление «Опечатка»(И)

В тексте допущена опечатка, неправильно поставлено одно слово. Но из-за этого одно из предложений противоречит смыслу всего текста. Найдите это предложение и исправьте опечатку.

«Земная кора выплавилась из вещества первичной мантии. При этом выделились гранитные и базальтовые слои. В дальнейшем земная кора была существенно переработана под действием физико-химических процессов, под влиянием воздуха, воды и деятельности живых организмов. Осадочный слой возник ранее, главным образом из продуктов разрушения гранитных и базальтовых слоев и постепенного накопления осадков».

Дескриптор:

- определяет опечатку, допущенную в тексте.

Рефлексия

Незаконченные предложения:

Сегодня на уроке мне понравилось…

Лучше всего у меня получилось …

Мне надо поработать над …

Мне осталось непонятным …

Литосфера – это внешняя особо прочная оболочка планеты Земля, преимущественно из твердого вещества. Впервые понятие «литосфера» было определено ученым Дж. Баррелом. До 60-х годов прошлого столетия синонимом литосферы являлся термин «земная кора», считалось, что это одно и тоже понятие. Но, впоследствии учеными было доказано, что в состав литосферы входит еще и верхний слой мантии, который имеет мощность несколько десятков километров. Характеризуется он снижением вязкости почвы и повышением электропроводности минералов. Это обстоятельство позволило считать, что литосфера достаточно сложная по своему составу и строению оболочка Земли.

В строении литосферы можно выделить как относительно подвижные платформы, так и стабильные области. Взаимодействие живой и минеральной материи осуществляется на поверхности, т.е. в почве. После того, как происходит разложение организмов, остатки переходят в состояние гумуса (чернозема). В состав почвы входят в основном минералы, живые существа, газы, вода и вещества органической природы. Из минералов, входящих в состав литосферы, образованы горные породы, такие как:

  • Магматические;
  • Осадочные;
  • Метаморфические породы.

Около 96% структуры литосферы составляют горные породы. В свою очередь, в составе горных пород можно выделить следующие минералы: гранит, диарит и диффузивы составляют 20,8% от всего состава, в то время как, базальты габбро составляют 50,34%. На долю кристаллических сланцев приходится 16,9%, все остальное, это осадочные породы, такие как глинистые сланцы и пески.

В химическом составе литосферы можно выделить следующие элементы:

  • Кислород, его массовая доля в составе твердой оболочки Земли составила 49,13 %;
  • на долю Алюминия и Кремния пришлось по 26 %;
  • железо составило 4,2 %;
  • доля Кальция в литосфере всего 3,25 %;
  • натрий, Магний, Калий составили примерно по 2,4 %;
  • незначительную долю в структуре составили такие элементы как Углерод, Титан, Хлор и Водород, их показатели составили от 1 до 0,2 %.

Земная кора состоит по большей части из различных минералов, которые были образованы посредством изверженных горных пород различных форм. На сегодняшний день в понятие «земная кора» вкладывается отверделый слой земной поверхности, находящийся выше сейсмической границы. Как правила, граница находится на разных уровнях, где отмечаются резкие колебания показаний сейсмических волн. Эти волны возникают в ходе различного рода землетрясений. Ученые выделают два типа земной коры: континентальная и океаническая.

Континентальная кора занимает примерно 45% земной поверхности, при этом имеет более высокую мощность, чем океаническая. Под толщей гор ее протяженность составляет 60-70 км. Кора состоит из базальтового, гранитового и осадочного слоя.

Океаническая земная кора более тонкая по сравнению с континентальной. Состоит она из базальтового и осадочного слоя, ниже базальтового слоя начинается мантия. Как правило, рельеф океанического дна имеет сложную структуру. Кроме обычных форм рельефа, выделяют океанические хребты. Как раз на этих местах происходит формирование базальтовых слоев из мантии. В местах разлома, проходящих по центральной части хребта, образуются лавовые потоки, что и служит образованию базальта. В основном, хребты возвышаются над дном океана на несколько тысяч километров, за счет этого, рифовые зоны считаются самыми не спокойными с точки зрения сейсмических показателей.

В твердой оболочке Земли постоянно наблюдаются химические процессы, в ходе которых, происходит разрушение горных пород. Данные процессы протекают под воздействием резких колебаний температуры, воды, кислорода и осадков. Из этого, можно сделать вывод, что химическое изменение земной коры неразрывно связано с другими не менее важными оболочками Земли. Как правило, химические реакции в литосфере происходят под воздействием компонентов других оболочек. Большинство процессов происходит с участием воды, минералов, которые могут выступать как компоненты окисления либо восстановления в химических реакциях.

Химические реакции в почве

Почва является верхним слоем литосферы, играет важнейшую роль во взаимодействии всех оболочек Земли. Она является средой обитания многих живых существ, что позволяет считать, литосферу неразрывно связанной с биосферой. Благодаря почве происходит газовый обмен атмосферы и земной коры, а так же атмосферы и гидросферы. Особенностью химических реакций в почве является возможность одновременного протекания биологических, физических и химических процессов.
Основу всех химических реакций в почве составляет кислород и вода. В структуру гумуса входят такие минералы как: кварц, глина и известняк. Характерной особенностью почвы как части литосферы является то, что в её состав входит 92 химических элемента.

Литосфера – внешняя твердая оболочка Земли, состоящая из осадочных и магматических пород. В настоящее время земной корой принято считать верхний слой твердого тела планеты, расположенный выше сейсмической границы Мохоровичича. Поверхностный слой литосферы, в котором осуществляется взаимодействие живой материи с минеральной (неорганической), представляет собой почву.

Остатки организмов после разложения переходят в гумус (плодородную часть почвы). Составными частями почвы служат минералы, органические вещества, живые организмы, вода, газы. Преобладающие элементы химического состава литосферы: O, Si, Al, Fe, Ca, Mg, Na, K.

Земная кора – наиболее неоднородная оболочка Земли, образованная различными минеральными ассоциациями в виде осадочных, изверженных и метаморфических горных пород, различных форм залегания.

В настоящее время под земной корой понимают верх­ний слой твердого тела планеты, расположенный выше сейс­мической границы. Эта граница находится на разных глу­бинах, где отмечается резкий скачок скорости сейсмиче­ских волн, возникающих при землетрясении.

Выделяют два типа земной коры – континентальный и океаниче­ский. Континентальный отличается более глубоким зале­ганием сейсмической границы. В настоящее время чаще используется термин литосфера, предложенный еще Э. Зюссом, под которым понимают более обширную, чем земная кора, область.

Литосфера – это верхняя твердая оболочка Земли, име­ющая большую прочность и переходящая в менее прочную астеносферу. Литосфера включает земную кору и верхнюю мантию до глубины примерно 200 км.

Строение земной коры имеет неровный характер. Гор­ные системы чередуются с равнинами на материках. Ма­терики, в свою очередь, представляют собой приподнятые над уровнем моря участки земной коры. Пространствен­ное расположение материков на планете В.И. Вернадский назвал «диссиметрией планеты». Если разделить земной шар по тихоокеанскому побережью на две половины, то получится как бы два полушария: континентальное, где сосредоточены все материки с Атлантическим и Индийским океанами, и океаническое, которое займет площадь всего Тихого океана. Это связано со строением и составом земной коры в пределах континентального и океаниче­ского полушарий. Разная толщина земной коры в области континентов и океанов связана с различием состава сла­гающих ее горных пород. Океаническая кора сложена в основном базальтовым материалом, континентальная – материалом, близким по составу к граниту. Гранитные породы содержат больше кремневой кислоты и меньше железа, чем базальтовые.

Общий химический состав земной коры определяют не­многие химические элементы. Всего лишь восемь элемен­тов: кислород, кремний, алюминий, железо, кальций, на­трий, магний, калий распространены в земной коре в весо­вом количестве более 1%. Ведущим, наиболее распростра­ненным элементом земной коры, является кислород, составляющий едва ли не половину массы (47,3%) и 92% ее объе­ма. Таким образом, в количественном отношении земная кора – это «царство кислорода», химически связанного с другими элементами.

Распространенность химических элементов в земной, коре неодинакова и повторяет в определенной мере кос­мическую распространенность. Преобладают легкие эле­менты четырех порядковых номеров, составляющих пер­вые четыре периода таблицы Менделеева. Преобладаниекислорода среди химических элементов земной коры оп­ределяет ведущее значение распространения минералов, в состав которых он входит. Используя данные о распрос­траненности элементов в земной коре, можно рассчитать соотношение слагающих ее минералов, обычно называе­мых породообразующими.

Поверхность континентов на 80% занята осадочными породами, а океаническое дно – почти полностью свежи­ми осадками как продуктами сноса материала континен­тов и деятельности морских организмов. Земная кора первоначально возникла как продукт выплавления первич­ной мантии, который затем был переработан в биосфере под влиянием воздуха, воды и деятельности живых орга­низмов.

Континентальная часть земной коры в течение длитель­ной геологической истории находилась в области биосферы, что наложило свой отпечаток на облик, состав и распростра­ненность осадочных пород и сосредоточенность в них полез­ных ископаемых в виде угля, нефти, горючих сланцев, крем­нистых и карбоновых пород, связанных в прошлом с жизне­деятельностью организмов. В связи с этим континенталь­ная земная кора имеет прямое отношение к биосфере Зем­ли.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!