Логопедические упражнения на букву л твердую. Логопедические упражнения на звук "л"

Инструкция

При произнесении звука "л" в вышеперечисленных словах зажимайте язык кончиками верхних и нижних резцов, как будто прикусывая его. Таким образом вы зафиксируете язык и приучите его к правильному положению.

Повторяйте медленно и отчетливо следующие скороговорки:

- "Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет";

- "Тридцать три корабля лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да не вылавировали";

- "Полосатые матрасы полоскала дочка Власа, полоскала-полоскала, полосатой речка стала".

Возьмите кусочек текста из любого классического произведения. Читайте с выражением, обращая внимание на правильное произношение звука "л". Пусть поначалу это будет слегка утрированно, но со временем язык хорошо запомнит свое место, и вы будете говорить правильно.

Полезный совет

Все упражнения лучше выполнять перед зеркалом. Так вы сможете визуально себя контролировать.

Период, в который дети учатся говорить, очень важен как для них самих, так и для родителей, от которых во многом зависит, насколько правильно ребенок будет выговаривать буквы и звуки. Нередко с некоторыми буквами у детей возникают проблемы – например, многие малыши не выговаривают букву Р, а также испытывают трудности с свистящими и шипящими буквами. Вы можете помочь ребенку в понимании правильного произношения трудных букв.

Инструкция

Для выполнения артикуляционной гимнастики посадите ребенка поудобнее перед зеркалом и сядьте рядом, так, чтобы тоже отражаться в нем.

Ребенок должен повторить движение и удерживать кончик языка на зубах в течение 10-15 секунд. После этого он может отдохнуть, а затем выполнить упражнение еще 2-3 раза. С помощью этого упражнения ребенок растягивает подъязычную связку, что помогает в произношении трудных звуков.

Исправить произношение буквы Р поможет упражнение, во время которого ребенок должен широко открыть рот и с силой стукать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами. Одновременно с ударами языком попросите ребенка произносить звук Д.

Ребенок должен повторять движение со звуком «д-д-д» 20 секунд, а затем он может отдохнуть. Это упражнение готовит ребенка к произношению буквы Р – поэтому предложите после него ребенку порычать и изобразить льва или собаку, сказав «рррр».

Через некоторое время вы заметите улучшения в произношении ребенка.

Обратите внимание

Научиться произносить определенные буквы детям бывает очень трудно. К таким буквам чаще всего относятся Р, Л и Ш. Буква Р по праву считается самой сложной, и в некоторых случаях дети могут учиться выговаривать ее вплоть до 5 лет. Если вы не видите никаких улучшений в речи вашего малыша, пора подумать, как научить ребенка букве Р.

Полезный совет

Если вы старательно занимались с ребенком, но попытки научить его выговаривать букву Р так и не достигли нужного эффекта, то обязательно обратитесь за консультацией к логопеду. Во-первых, специалист сможет точно выявить причину, из-за которой у ребенка не получается этот звук произнести. Маленькие дети произносят букву Р разными методами.

Связанная статья

Источники:

  • учимся выговаривать буквы

Многие родители сталкиваются с проблемой произношения некоторых звуков у своих детей. Логопедами разработано множество специальных упражнений, позволяющих помочь ребенку легко освоить тот или иной звук, вызывающий у него затруднение.

Инструкция

Начинайте с разминки для губ и языка. Ребенок должен научиться управлять своим артикуляционным аппаратом, чтобы выговаривать все . Для подготовки к произнесению звука "ж" сделайте следующие упражнения:
1) распластать язык, положив его на нижнюю губу и слегка высунув (язычок отдыхает, похож на блинчик)
2) Распластать язык не на губе, а на нижних и покусать передний и боковые края языка
3) Представить, что на верхней губе - варенье, и надо его слизнуть движением языка сверху внутрь, к себе.
4) Делать из языка "чашечку" или "ковшик".
5) Направлять струю воздуха на какой-то предмет (ватный шарик или кусочек бумажки) так, чтобы он двигался.

После этого предложите ребенку подуть, удерживая язык в форме "чашечки" - так вы сможете вызвать звук "ш", а звук "ж" произносится так же, но с участием голоса.

Произнесите с ребенком различные слоги: ЖА, ЖЖИ, ЖО, ЖУ, ЖДА, ЖНА, ЖГУ. Затем (лучше использовать при этом соответствующие игрушки или картинки) произнесите различные слова, имеющие звук "ж": жаба, лыжи, желудь, жук.

Разучите с ребенком различные стишки для отработки звука "ж", например:Жук, увидев журавля,
Зажужжал: "Куда же я?
Я, пожалуй, погожу,
Под журналом полежу!"- Пожалйуста, можно пирожное?
- Пожалуйста, можно мороженое?
- А вы что желаете?
- Мне пирожок,
Желе, буженину и с джемом рожок!

Чтобы различать звуки "ж" и "з", произнесите следующие двустишия:Я ушла из ЗАЛА,
Туфелька мне ЖАЛА!За столом нельзя ЗЕВАТЬ -
Будет некогда ЖЕВАТЬ!

Чтобы различать звуки "ж" и "ш", ребенок должен освоить, например, такие стишки:Среди картонных КРЫШЕК
Сидел котенок РЫЖИК.Вот от часиков ПРУЖИНКА,
Легонькая, как ПУШИНКА.Сшили ежику штанишки,
Шьем жилетку для зайчишки,
Медвежатам шьем пижаму.
Может, сшить жакет для мамы?

Полезный совет

Отрабатывая с ребенком какой-то один звук, не обращайте пока внимания на произношение остальных звуков, сконцентрируйте внимание ребенка на одном.

Источники:

  • "Буду чисто говорить ", И. Ю. Синицина, 2008
  • как научить детей выговаривать звуки ж ш

Ни один ребенок не умеет разговаривать с рождения, и не начинает говорить четко и без ошибок, как только учится складывать первые слова и предложения. Поэтому преждевременно паниковать по поводу дефектов в произношении, конечно, не стоит. Хотя, без сомнения, то, как ребенок будет говорить, в первую очередь зависит от родителей.

Инструкция

Как считают медики, ребенок воспринимает и запоминает звуки окружающего мира еще до рождения, а, родившись, уже может распознавать звуки родного языка. Вот только до поры до времени не умеет выразить словами то, что хочет. Речевой аппарат формируется позже, и где-то к 5-6 годам речь уже почти не отличается от речи взрослого. Разумеется, речевое развитие у каждого ребенка по-разному – быстрее или медленнее. Но в любом случае общайтесь со своим малышом с пеленок. Пусть слушает вас – он обязательно будет повторять различные звуки за вами, в том числе и букву «л».

Сначала научите ребенка управлять и языком, выполняя с ним различные движения для правильной артикуляции – пусть двигает языком в разные стороны, облизывает губы, касается языком каждого зуба, вытягивает по-разному губы, подует на шарик и т.д. Эти упражнения называют «чистим зубы», «вкусное », «маляр». Превращайте ваши занятия в игру, чтобы ему было интересно.

После такой разминки пусть поцокает язычком, как «лошадка», прижимает язык к небу и в таком положении открывает и закрывает рот.

Попросите ребенка зажать язычок между губами и произнести звук «ы»: как правило, получается «л», как вы и хотели.

Читайте и учите с малышом стишки, где часто звучит буква «л».

Садитесь с ребенком перед зеркалом и произносите различные звуки, и среди них букву «л», он будет видеть себя и вас, что позволит ему легче исправлять свои ошибки в произношении.

Если вас все-таки беспокоит то, как говорит малыш, стоит поискать книгу для логопеда или сборник упражнений для отработки произношения.

Если и в пять лет ребенок не выговаривает букву «л», тогда обратитесь к логопеду в детской консультации или, может быть, в детском садике, где часто занимаются логопедические группы. Ведь есть определенные методики тренировки языка, и логопед позанимается с ребенком и даст упражнения на дом. Будьте спокойны и терпеливы, и вскоре забудете о том, что проблема произношения вообще существовала.

У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Самое распространенное среди них нарушение произношения звуков , которое нельзя считать безобидным дефектом, ведь оно может привести к негативным последствиям для развития ребенка: затруднения при обучении чтению и письму (это называется дислексией и дисграфией), а в дальнейшем и к снижению успеваемости по русскому языку. Ребенка, неправильно выговаривающего звуки, часто передразнивают, что создает дополнительные психологические проблемы.

Первый шаг в предупреждении таких проблем в школе - это обращение к логопеду, который исправит речевые недостатки ребенка. Но, бывает, что родители очень заняты или они испытывают материальные затруднения, ведь логопедическая помощь стоит недешево.

Наша задача - помочь родителям, не имеющим педагогического образования, в формировании правильного произношения звуков, но при условии, что у вашего ребенка нет отклонений в строении речевых органов (неправильный прикус, короткая уздечка языка, отсутствие передних зубов, высокое твердое небо) и нет тяжелых речевых нарушений (алалия, дизартрия, заикание и др.).

Звук [Л ] очень сложен для постановки и автоматизации в домашних условиях. От родителей потребуется масса терпения. Порой будет казаться,

что все усилия напрасны, и у вас ничего не получится. Главное, - не сорваться и методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут . Занятия обязательно проводятся в форме игры, соревнования. Чтобы поставить и автоматизировать этот трудный звук в прямых и обратных слогах понадобится примерно месяц, а может и больше.

«Вампа» вместо «лампа», «ёшка», а не ложка), «ук», а как хочется услышать «лук». Это далеко не полный перечень замен и пропусков, которые допускают в своей речи малыши.

1. Искажение илипропуск звука [Л] называют«ламбдацизм» .

Вот самые распространённые:

Звук[Л] в словах вообще опускаются: «апата» (лопата), «ужа» (лужа);

Межзубный ламбдацизм: при произнесении звука [Л] в словах кончик языка прокладывается между зубами.

Двугубный (губно-губной) ламбдацизм: вместо звука [Л] слышится звук, близкий к звуку [у]: «уапа» (лапа), «уапата» (лапата).

Носовой ламбдацизм: корень языка смыкается с мягким небом, и выдыхаемая струя воздуха проходит через нос. Слышны носовые звуки [нг]: «нгуна» (луна), «нгама» (лама). Этот вид ламбдацизма встречается при ринолалии (врождённом или приобретённом расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть»).

2. Замена звука [Л] на другие звуки, - это параламбдацизм:

Звук [Л] в словах заменяется звуком [В]: «вук» (лук), «гов» (гол);

Звук [Л] в словах заменяется звуком [Г]: «гапата» (лопата), «пагы» (полы), «стог» (стол), «дегага» (делала) и т.д.;

Звук [Л] заменяется в произношении звуком [Д]: «дошадь» (лошадь), «мадыш» (малыш), «гадава» (голова) и т.д.;

Звук [Л] заменяется звуком [j]: «ёшка» (ложка), «юя» (юла), «ёдка» (лодка);

Звук [Л] в словах заменяется мягким звуком [Л"]: «люк» (лук), «ляпата» (лопата), «деля» (дела), «дятель» (дятел) и т.д.

3. Артикуляционные упражнения, предваряющие постановку звука [Л].

Для постановки звука необходима длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата. Выработке нужных движений губ, языка. Работа начинается с ознакомления ребенка с органами артикуляции: - губы, верхняя и нижняя; за губами зубы, верхние и нижние; за верхними зубами - бугорок; за бугорком начинается твердое нёбо, которое переходит в мягкое нёбо и заканчивается нёбной занавеской с маленьким язычком;

Вот язык, у него подвижный кончик; спинка языка тоже может подниматься и опускаться. Под языком подъязычная связка (уздечка) и т.п.

В наших щеках, губах, языке есть мышцы, которые необходимо тренировать. И поможет нам специальная гимнастика - артикуляционная.

При всех видах ламбдацизма вначале следует выучить несколько артикуляционных упражнений, которые необходимо выполнять ежедневно перед зеркалом под счет (от 1 до 5), в течение 6 -10 минут два раза в день:

1. «Улыбка» - удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.

2. «Трубочка» - вытянуть сомкнутые губы вперед.

3. «Накажем непослушный язычок» - язык на нижней губе и, пошлёпывая его губами, произносить: «Па-па-па».

4. «Почистим верхние зубы» (с внутренней стороны) - широким языком из стороны в сторону у верхних альвеол (бугорков).

5. «Парус» - кончик широкого языка упирается в передние верхние резцы. По форме язык напоминает провисший гамак. Упражнение статическое, его надо выполнять под счёт: чем дольше язык удерживается, тем лучше.

6. «Кошка лакает молоко» - широкий язык движением сверху вниз облизывает верхнюю губу.

7. «Индюк болтун» - движения языка, как в предыдущем упражнении, только темп быстрый. Движения языка сопровождаются звуками, характерными для рассерженного индюка, что-то вроде: «бл-бл-бл-…».

8. «Качели» - приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз - два» кончик языка упирается сначала в верхние, а потом в нижние резцы (с внутренней стороны).

ØЕсли язык упорно не хочет подниматься вверх и удерживаться за верхними зубами, пригодится испытанное упражнение:

«Лошадка» - пощёлкать широким кончиком языка на нёбе за верхними передними резцами. Обязательное условие: рот приоткрыт, но нижняя челюсть абсолютно неподвижна!

ØДля надёжной фиксации языка в «верхнем» положении (на нёбе), выполните упражнение:

«Грибок»: язык верхней поверхностью присасывается к нёбу, подъязычная уздечка при этом натягивается.

ØВышеперечисленные упражнения необходимо выполнять 2-4 недели. Главным требованием является выработка умения:

Удерживать нужную артикуляционную позу правильно в течение 5 сек.;

Точно выполнять движения;

Следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений.

4. Способы постановки звука [Л]

Если звук вообще отсутствуют в речи ребёнка, то его проще всего поставить. В этом случае не придется убирать ложный стереотип звукопроизношения.

1. По подражанию: Покажите ребенку правильную артикуляцию звука [Л]:

Губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы разомкнуты (расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец);

Широкий кончик языка поднят и прижат к альвеолам (к бугоркам над верхними передними зубами);

Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка, в щёки (если дотронуться ладонями до щёк, можно ощутить их вибрацию).

Произносите звук [Л] и попросите ребенка повторить. Звук [Л] возникает в момент отрыва языка от альвеол.

2. Постановка от межзубного звука (нельзя проводить с ребёнком, у которо-го есть межзубный ламбдацизм):

ØЭтот способ постановки звука [Л] могут взять на вооружение с различными видами ламбдацизма и параламбдацизма.

Расскажите ребёнку сказку «Как маленький пароходик научился гудеть»

Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л», он гудел что-то невнятное и тихое. Маленький пароходик решил научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У! О! Нет, не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Услышав голос маленького пароходика, большие пароходы начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л!», «Л!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно.

Ребенок прикусывает кончик язычка и протяжно произносят звук [Ы]. При этом должен прозвучать звук [Л]. Хотя, возможно, и не с первого раза. После того, как изолированно звук [Л] будет получаться, присоедините его к гласным: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. На первых порах кончик языка ещё придётся прикусывать. Если в прямом слоге сделать это будет затруднительно, попробуйте обратные слоги: АЛ, УЛ, ОЛ, ИЛ, ЭЛ, ЫЛ.

3. Постановка звука [Л] при двугубном (губно-губном) ламбдацизме

Очень часто правильному произношению звука [Л] мешают губы, которые вытягиваются трубочкой, а то и вовсе заворачиваются за губы, отчего звук приобретает оттенок лягушачьего кваканья: вопата (лопата), сават (салат). Необходимо нейтрализовать губы. С первого раза это вряд ли удастся. Укоренившаяся привычка (чаще следствие крепкой дружбы с соской), будет давать о себе знать очень долго.

Помогут артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Заборчик»:

губы утрированно растягиваются в улыбке, обнажая передние зубы (зубы при этом сжаты). Удерживать это положение под счёт как можно дольше.

Какое-то время взрослому даже придётся придерживать губы ребёнка, растягивая их в улыбку, с помощью большого и указательного пальцев. Только такими «насильственными» мерами удастся удержать «непослуш-ные» губы.

1. Постановка звука [Л] от правильного [Л"] (мягкого звука Ль)

Возможно, сразу твёрдый звук [Л] не получится. Придётся довольствоваться его мягким вариантом: [Л´]. Смягчение на первом этапе постановки вполне допустимо. Оно возникает из-за излишнего напряжения в мышцах губ. Со временем это пройдёт. Если же процесс затянется, надо пойти на маленькую хитрость. Произнося слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, малыш должен будет дотрагиваться широким кончиком языка до верхней губы.

Не совсем эстетично, зато твёрдое звучание звука [Л] гарантировано. Но и закреплять эту привычку не стоит. Постепенно пусть «прячет» язык за верхние зубки.

Избавиться от излишнего напряжения и лабиализации губ поможет расслабляющий массаж круговых мышц рта, и лёгкое поколачивание их

подушечками пальцев.

ØА ещё такие упражнения: «Лошадка фыркает» - с силой подуть на расслабленные губы, имитируя фырканье лошади.

«Рыбка» - пошлёпать расслабленными губами друг о друга, как это делает рыбка в аквариуме.

«Устали» - с силой подуть на расслабленные и приоткрытые губки.

5. Автоматизация звуков [Л] в речи ребёнка

Итак, месяц прошел в трудах. Если твёрдый звук [Л] пока не получается,закрепите мягкий [Л"] сначала в слогах: ЛЯ - ЛЮ - ЛЁ - ЛЕ - ЛИ; затем в словах с этими же слогами:

ЛЯ: Ляля, лямка, тополя, земля, поля, Валя, Толя, Коля;

ЛЮ: люди, люстра, люпин, лютик, лютый, Люда, Люся;

ЛЁ: лёд, лён, лёгкий, лётчик, полёт, лёжа, Лёля, Лёва, Лёша;

ЛЕ: лес, лев, лебедь, леска, лещ, лень, лето, лейка, лента, лепет;

ЛИ: лист, липа, линия, лилия, лимон, лиса, линь, ливень, лилипут, Лида.

Неплохо бы закрепить и в чистоговорках:

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ - зеленеют поля. ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ - лежали листья на земле.

ЛИ-ЛИ-ЛИ - лещи плескались на мели. ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ - летний дождик я люблю.

И что-нибудь ещё в этом же духе. Сочинять чистоговорки можно вместе с малышом. Очень увлекательное занятие!

Потешки и скороговорки тоже пригодятся:

Ой, люли, люли, люли, Спят на ветках гули…

Детки в люльках видят сны. Все давно уснули!

В прямых слогах звук [Л´] уже получаются, тогда самое время перейти к обратным слогам и к сочетаниям с другими согласными:

АЛЬ - ОЛЬ - УЛЬ - ЫЛЬ - ЕЛЬ - ЮЛЬ - ЯЛЬ (паяльник, тополь, бульк, пыль, тюль, тюльпан, моль, полька, стульчик и т.д.);

СЛЕ - СЛЮ - СЛЯ - СЛЁ - СЛИ (след, слюда, слякоть, слёзы, слива…).

И другие звукосочетания и слова, только ссогласными: П, Ф, Г, К (плюс, плескать, плётка, флюс, плис, плиссе, глиссе, глюкоза, клюква…)

ØПроговорите с малышом сначала слоги и слова, а затем, - чистоговорки с этими звукосочетаниями. Сядьте к зеркалу и не забудьте контролиро-вать положение языка (его кончик упирается в верхние резцы!).

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ - мы купили соль. УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ - мы повесим тюль.

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ - на улице метель. ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ - на листьях пыль.

Твёрдый звук [Л] придётся отрабатывать более продолжительное время. Не ленитесь по несколько раз повторять один и тот же слог, одно и то же слово. С ходу добиться правильного звучания вряд ли удастся!

Начните с прямых слогов: ЛА - ЛУ - ЛО - ЛЭ - ЛЫ и слов с ними:

ЛА: лак, лапа, лавка, ладонь, ласка, ладушки, лама, лампа, лай;

ЛУ: лук, лупа, луна, лужа, луч, лужок, лужайка, Луша;

ЛО: лоб, лось, лом, лодка, ложка, локон, локоть, ловко;

ЛЫ: лыко, лыжи, лысина, лычко, столы, полы, голы и т.д.

Продолжайте рифмовать слова в чистоговорки:

ЛА-ЛА-ЛА - наша Леночка мала. ЛУ-ЛУ-ЛУ - любит Лена похвалу.

ЛО-ЛО-ЛО - Лене в валенках тепло. ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ - Лене валенки малы.

Из потешек выберите такие:

Сова-совушка, сова, Сели птахи на шесток.

Большая голова. А котята - в уголок.

На колу сидела, Сели-посидели,

На луну глядела, Песенку запели.

Глазами блестела. Услыхали ложки, -

Глазоньки хлоп-хлоп, Вытянули ножки.

Лапочки топ-топ. Услыхали калачи, -

И - полетела! Поскакали все с печи!

Наши руки были в мыле. Луна лучится, как латунь,

Мы посуду сами мыли. Лягушкой лакомится лунь.

Мы посуду мыли сами, Летит весёлая пчела,

Помогали нашей маме. Легла на лес ночная мгла.

(В. Лифшиц) (В. Лунин)

Продолжим работу над звуком [Л] в обратных слогах и словах с ними:

АЛ - ОЛ - УЛ - ЫЛ - ЕЛ - ЮЛ - ЯЛ - ЁЛ - ИЛ (мал, стал, стол, мол, кол, стул, мул, был, сел, ел, мял, шёл, нашёл, пилил, ходил и т.д.)

ПЛА - КЛА - ВЛА - СЛА - ШЛА - ФЛА - БЛА - ГЛА и другие звукосочетания с гласными: У, О, Ы (плакал, плавал, Клава, клавиши, ушла, флаги, глаза и т.д.).

Если в слогах и словах твёрдый звук Л будет получаться хорошо, переходите к фразам и чистоговоркам:

АЛ-АЛ-АЛ - наш малыш ещё мал. ОЛ-ОЛ-ОЛ - моль села на стол.

УЛ-УЛ-УЛ - мы сломали стул. ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ - Павел полы мыл.

На первом этапе автоматизации звука [Л] ребенок повторяет за вами слоги, слова и фразы, а на заключительном - должен сам припоминать слова с этими звуками, вы лишь даёте задания:

Вспомни названия птиц (зверей, цветов, деревьев и т. д.) со звуком [Л].

Назови продукты питания со звуком [Л].

Перечисли вещи со звуком [Л].

Выучите и отгадайте с ребёнком, загадки:

Что за зверь зимой холодной Колкую, зелёную, зимой в лесу найдём.

Ходит по лесу голодный? (Волк) Колкую, зелёную в гости позовём. (Ёлка)

В сосне дупло, в дупле тепло. Этот комок с яблони - скок!

А кто в дупле живёт в тепле? (Белка) Упал, покатился, в листья забился. (Яблоко)

В завершение работы над звуком [Л] используйте скороговорки и тексты , насыщенные этими звуками:

Толкал лапой Полкан палку. Мама Милу мыла с мылом.

Полкан палку толкал лапой. Мила мыло не любила.

У елки иголки колки. В зимний холод всякий молод.

Иголки колки у елки. Всякий молод в зимний холод.

Кот молоко лакал, Котик ниток клубок укатил в уголок.

А Витя булку в молоко макал. Укатил в уголок котик ниток клубок.

Любая детская книжка содержит разнообразный речевой материал и поможет в автоматизации звука [Л].

Как вы, наверное, заметили, в речевом материале почти не было слов со звуками [Р´], [Р]. Это не случайно. Не стоит перегружать речь ребёнка этими трудными звуками (возможно, в его речи их и вообще ещё нет!). Работу над ними отложим на более поздние сроки.

Если после продолжительного времени работы результата нет, то при необходимости обратитесь за помощью к логопеду. И не медлите! При всех родительских талантах, помощь специалиста не помешает.

Учитель-логопед Пергунова М.Ю.

Список использованной литературы:

1. Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Глазунова Е. Н., Залмаева Р.Я. Сам себе логопед. - СПб.: ИД «Светлячок», 2001.

3. Епифанова О.В. Разработка занятий с детьми дошкольного возраста.- Волгоград, 2004.

4. Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. - М.: Айрис-пресс, 2008.

5. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. - М.: Айрис-пресс, 2007.

Обычно этот звук «Л» ставится легко и быстро, но при условии очень точного и правильного выполнения упражнений например по нашей методике. Все упражнения выполняются перед зеркалом, для того, чтобы можно было проконтролировать положение губ и языка ребенка.

Итак, обо всём по порядку. Для того чтобы правильно произнести звук «Л» губы должны быть в улыбке, зубы не сомкнуты, расстояние между нижними и верхними зубами около 1 сантиметра. Кончик языка упирается в верхние зубки. Дети обычно либо пропускают этот звук, либо заменяют его звуками — Ы, Й, Ль, или В. Если спинка языка приподнята, а кончик языка опущен и отодвинут от зубов, то звук «Л» заменяется звуками «Ы» или «Й». Если кончик языка вверху, но отодвинут от зубов, то получается звук «Ль». Если ребёнок поднимает нижнюю губу к верхним зубам, то вместо звука «Л» слышен звук «В».

А теперь приступим к выполнению артикуляционных упражнений языка, чтобы исправить мягкий звук «Л» на твердый.

Упражнения для губ:

Заборчик — Зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке. Верхние и нижние зубки хорошо видны. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Телевизор — Зубы сомкнуты и видны, верхняя и нижняя губы приподняты, уголки губ сдвинуты к центру. Губы образуют широкий квадрат, как при звуке «Ш». Хорошо видны два верхних и 4 нижних зуба. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Улыбка — Губы сомкнуты и растянуты в широкой улыбке. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Хоботок — Губы сомкнуты, уголки губ сдвинуты к центру. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Кролик — Губы сомкнуты и растянуты в широкой улыбке. Опустить нижнюю губу так, чтобы были видны только нижние зубки, а верхние были закрыты верхней губой. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Каждое упражнение необходимо повторить 4-5 раз.


Затем необходимо чередовать упражнения парами:

Заборчик — Телевизор, Улыбка — Хоботок, Улыбка — Кролик. Сначала чередовать в медленном темпе, повторить всё 5-6 раз, каждое положении губ удерживать неподвижно 2-3 секунды. Затем чередовать в быстром темпе 5-6 раз.

Постановка звука «Л»

Песенка ослика — Рот слегка приоткрыт, губы в широкой улыбке, верхние и нижние зубки хорошо видны. Тянуть звук «Ы- Ы- Ы». (Возможные ошибки - звук «Ы- Ы» произносится «в нос». Для проверки правильного звучания приложите тыльную сторону кисти руки к горлышку ребёнка и почувствуйте лёгкую вибрацию). Затем широко откройте рот и добавьте звук «А-А-А». Слитно произносите слог -ЫА-, оба звука тянуть. (Возможные ошибки - замена звука -А- на звук -Я-).

Повторите слог «ЫА» несколько раз и убедитесь в том, что оба звука произносятся правильно. Затем зажмите кончик языка зубками (положение губ не менять) и произносите слог -ЫА- , оба звука тянуть, при звуке -А- рот широко открыть. Если оба звука произносятся правильно, то будет слышен слог «ЛА». Обратите особое внимание на то, чтобы нижняя губа не поднималась, иначе вместо «ЛА» получится слог «ВА». Если вместо «ЛА» слышен слог «ЛЯ», то следует несколько раз повторить слог «ЫА, не зажимая кончик языка зубами убедится в том, что звук «А» не заменяется на звук «Я».

Очень часто ребёнок, услышав получившийся слог «ЛА», непроизвольно пытается сказать слог «ЛА» вместо «ЫА» и у него получается, привычно искажённый звук «Л». Поэтому первое время, выполняя упражнение, желательно чтобы Вы предлагали ребёнку сказать «ЫА», а не «ЛА».

Получившийся слог «ЛА» нужно повторять много раз, для закрепления правильного произношения. Чтобы повторять было интересно, поиграйте в игру «Тир». Игра «Тир» - на листке бумаги нарисуйте 10 кружков-мишеней. Повторяйте слог «Ла». Если слог сказан правильно, то в мишень попали - зачеркните 1 кружок, если слог «ЛА» произнесён неправильно, то поставьте точку рядом с кружком- мишенью, для обозначения промаха. Заранее договоритесь с ребёнком о том, что после скольких «промахов» вы переходите к следующей мишени. Закончив, посчитайте количество поражённых мишеней и промахов. Повторите игру 3-5 раз и сравните результаты. Сначала повторяйте слог «ЛА» по одному, а затем группами по 2-3 слога. Можно рисовать мишени из 2-3 кружков.

Добившись совершенно правильного произношения слога «ЛА», переходите к отработке правильного произношения слогов «ЛО, ЛУ, ЛЭ, ЛЫ». Следите за тем, чтобы кончик языка был зажат зубами. Чаще всего вызывает затруднение правильное произношение слога «ЛУ», так как необходимо изменить положение губ.


Когда ребёнок научится произносить все эти слоги, можно переходить к произношению слов со звуком «Л». Сначала следует повторять слова начинающихся со звука «Л». В этих словах легче правильно произнести правильно звук «Л», так как ребёнок зажимает зубами кончик языка, произносит этот звук и только потом всё слово. Сложнее произнести слово после предлога, ведь в этом случае необходимо, чтобы сразу же после произнесения предыдущего звука губы и язык быстро заняли правильное положение для звука Л». Поэтому лучше сначала повторять отдельные слова со звуком «Л». Выберите 10-15 слов которые начинаются со слога «ЛА» и повторяйте их так (звук «Л» тянуть, добиваться чёткого твёрдого «Л»):

— 1-й раз - звук - слог - слово (ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАк, ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАпа, ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАмпа и так далее);

— 2-й раз - слог-слово (ЛЛА - ЛЛАк, ЛЛА - ЛЛАпа, ЛЛА - ЛЛАмпа и так далее.);

— 3-й раз - по одному слову, звук «Л» тянуть;

— 4-й раз - игра «исправь взрослого» - Вы повторяете слова, чередуя, правильное и искажённое «Л». Ребёнок должен определить, правильно ли сказано слово и, повторить его правильно;

— 5-й раз - группами по 3 слова (1-е, 2-е, 3-е слово, 2-е, 3-е, 4-е слово, 3-е, 4-е, 5-е слово и т.д.). Это задание самое сложное, так как ребёнок стара

Если ребёнку легко даётся правильное произношение звука «Л», то можно начать со второго задания (слог - слово).

Вот примерный набор слов для отработки звука «Л»

На первом этапе, повторяя слоги и слова, зажимайте кончик языка при звуке «Л». Но это положение язычка является подготовительным. При правильном положении кончик языка находится за зубами и упирается в верхние передние зубы. Поэтому постепенно пробуйте переводить язык за зубки и старайтесь добиться чёткого твёрдого звука «Л» при правильном положении языка.

Очень хороший, последовательно подобранный и разнообразный речевой материал можно найти в книге Ю.Б. Норкиной «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми» выпуск 1, звук «Л». Кроме слов, предложений, стихов и рассказов в книге много упражнений для формирования правильного грамматического строя речи, а также задания для развития связной речи ребенка.

Упражнения на постановку звука состоят из трёх этапов:

  1. Разминочные упражнения.
  2. Упражнения на постановку звука «Л».
  3. Упражнения на закрепление звука «Л».

Разминочные упражнения

Целью разминочных упражнений является развитие подвижности артикуляционного аппарата . При постановке различных звуков они могут отличаться в соответствии с теми частями органов речи, которые в произнесении того или иного звука играют наиболее существенную роль.

Звук «Л» произносится при помощи губ, языка и выдуваемого горлом воздуха. Для развития этих навыков существует ряд простых, но очень важных упражнений, которые нужно выполнять перед зеркалом.

Улыбка – губы растянуты в улыбке на протяжении 10 секунд, затем лицо расслабляется (повторить 7-8 раз).

Пароходик – губы растянуты в улыбке, кончик языка опустился и ушёл в глубину, а основание языка приподнято.

В этой позиции произносится протяжный звук Ы-Ы-Ы-Ы, как будто бы гудит пароходик (начиная от 1 минуты доводить до 3 минут).

Ветерок – губы растянуты в улыбке, кончик языка прикушен. В этой позиции ребёнок дует. Взрослый должен следить за тем, чтобы воздух выходил равномерно с двух сторон. Это можно сделать, поднеся к губам ребёнка руку, бумагу, салфетку или ватку (начиная от 1 минуты доводить до 3 минут).

Варенье – рот приоткрыт, язык высунут. В этой позиции начинаются круговые движения языком по губам, как будто слизывается вкусное варенье. Как вариант – можно назвать упражнение любимым лакомством ребёнка (1 минута).

Лошадка – цокать языком по нёбу, подражая звуку копыт бегущей лошади (1 минута), после этого сохраняя артикуляцию, убираем звук, подражая скрывающейся, беззвучно бегущей лошадке (начиная от 1 минуты доводить до 2-2,5 минут).

Здесь представлен оптимальный тайминг каждого упражнения, который не является строго обязательным.

Если какое-то упражнение ребёнку особенно понравилось , и он увлёкся так, что не хочет переходить к следующим упражнениям, то ему можно разрешить продолжить его не в ущерб остальным.

Например, по дороге домой из сада или школы, а также на прогулке можно предложить ребёнку проработать понравившееся упражнение. Интересно будет и включить упражнения в подвижные игры, развивающие мелку и крупную моторику.

Упражнения на постановку звука

Упражнения по постановке звука «Л» сводятся к постановке правильной артикуляции и правильного дыхания .

Правильная артикуляция при произнесении звука «Л» следующая:

  1. Губы растянуты в улыбке и немного приоткрыты.
  2. Зубы слегка разомкнуты.
  3. Кончик языка приподнят к основанию верхних зубов и упирается в них.
  4. При подаче звука воздух свободно выходит по бокам языка.

Эта артикуляционная позиция и есть базовое упражнение на постановку звука «Л». Она может иметь варианты в плане постановки артикуляционного аппарата (иногда можно поддержать язычок кончиком ложечки).

Поэтому разбейте комплекс артикуляционной позиции на блоки и соединяйте их в речевой деятельности ребёнка постепенно.

То есть, каждый пункт может стать самостоятельным этапом или упражнением, после его прохождения и достижения устойчивого результата, к нему можно прибавить следующий этап.

Таким образом, пошаговое движение к правильной постановке звука будет более эффективной.

По достижении умения произносить звук «Л» правильно , но отдельно от других звуков, его постепенно вводят в общее звучание речи.

Для этого используются упражнения со слогами в твёрдой и мягкой позиции , а по достижении результата – упражнения на проговаривание слов.

Здесь можно применить те же упражнения, которые использовались при диагностике. По большому счёту, на данном этапе диагностика становится неотъемлемым элементом постановки и закрепления звука «Л».

При правильном дыхании звуки, слоги и слова произносятся на выдохе , а воздух, при произнесении звука «Л» проходит ровно по бокам языка.

Упражнения на закрепление звука

Для закрепления звука «Л» в речи, вам придётся взять его произношение на контроль и постоянно напоминать ребёнку о том, как правильно произносятся слова с этим звуком .

Возвращайте ребёнка к началу фразы всякий раз, когда он произнесёт её неверно.

Нужно аннулировать привычку и создать новую модель общения. Не ленитесь хвалить ребёнка всякий раз, когда он правильно выговорит сложное слово.

На этом этапе можно использовать скороговорки, стихи, песенки-потешки, сказки : про лисичку, слона, льва и других персонажей со словами, содержащими букву «Л». Активнее используйте и моделируйте предложенные ранее упражнения.

Когда идти к логопеду?

Речь малыша развивается постепенно. Нет ничего особенного в том, что ребёнок не выговаривает те или иные звуки в возрасте до 5 лет.

Многие взрослые помнят, какие проблемы со звукопроизношением им пришлось пережить. Соответственно, необходимо провести аналогию со своим ребёнком и попробовать вспомнить, какие эффективные способы решения речевых проблем им были найдены.

Если кто-то из родителей посещал логопеда, который выправил ему звуки – можно вспомнить и то, как проходили занятия, какие наиболее полезные моменты он смог из них извлечь.

В таком случае взрослый сможет максимально подстроиться к своему малышу не как родитель, а как человек, передающий полезный опыт другому и помочь научиться правильному произнесению звука.

К логопеду нужно вести ребёнка тогда, когда ему исполнится 5 лет и взрослые не смогли самостоятельно помочь ему в постановке звуков.

Кроме этого существует ряд ситуаций, когда родителям не рекомендуется заниматься самостоятельной постановкой звуков:

  • когда у ребёнка диагностированы органические нарушения речевого аппарата;
  • когда у ребёнка диагностированы невралгические заболевания, связанные с нарушением центральной или периферической нервной системы;
  • когда у ребёнка диагностированы психические заболевания.

В перечисленных случаях речевым развитием малыша должен заниматься специалист , наряду с получаемым ребёнком лечением по существу основного заболевания. Обращение к логопеду в таком случае должно быть назначено лечащим врачом.

Не имеет смысла и может навредить речевому развитию занятие, проведённое самостоятельно взрослым в том случае, если:

  • взрослый неправильно произносит искомый звук;
  • у взрослого наблюдается нечёткость общего звучания звуков языка;
  • взрослый несдержанно или агрессивно реагирует на беспомощность ребёнка;
  • ребёнок отвлекается во время занятия, а взрослый не может удержать с ним контакт.

Если вы заметили, что у вас просматривается одна из вышеперечисленных проблем, то, во избежание формирования негативного отношения к речевым занятиям у малыша, лучше всего будет прекратить их и пойти к логопеду.

Подведем итоги

Если нет никаких препятствий – то вы можете самостоятельно ставить звуки речи, опираясь на существующие инструкции.

Знакомство с методиками постановки речи будет полезно в любом случае , ведь занимаясь с логопедом, ваш ребёнок будет получать задание, которое придётся отрабатывать самостоятельно.

А слаженный в речевых занятиях контакт будет только способствовать успеху.

Как показывает практика, постановка звуков речи – ответственный и сложный , но доступный для самостоятельного освоения материал.

В данной статье вам даны все необходимые для этой работы инструкции, а также показаны основные принципы, на основании которых вы сможете разрабатывать авторские варианты упражнений, которые понравятся именно вашему ребёнку.

На основании прочитанного вы сможете сделать правильный выбор: заниматься постановкой звуков самостоятельно или привлечь в помощь логопеда .

Иногда помощь специалиста бывает неоценимой, а в ряде случаев – родительская любовь и тепло дадут необычайно мощный эффект не только для постановки звука, но и для создания той творческой атмосферы взаимодействия, которая будет ресурсом отношений на долгие годы.

Звук «л» - один из самых простых, и обычно легко поддается коррекции. Но прежде чем начать заниматься с ребенком, необходимо посетить логопеда, который определит причины дефекта речи и подскажет, как нужно заниматься именно в вашем случае.

Причины дефектов речи у детей

Большинство звуков, в том числе «л», должно сформироваться у ребенка к 4-4,5 годам. И если этого не произошло, то следует задуматься о причинах. Например, он может не выговаривать все звуки из-за того, что в семье кто-то имеет дефект речи, и малыш просто его копирует. Часто такое происходит и в двуязычных семьях, когда детям сложно разобраться - где, что и как надо произносить. Причиной может служить и нарушение развития речевого слуха (неправильно слышит звуки), а также патологии речевого дыхания и снижение слуха. Немаловажное значение имеет строение артикулярного аппарата (языка, губ, зубов): например, укороченная уздечка мешает произносить звук «л» правильно, потому что язык просто не достает до верхних зубов.

Анатомические особенности может определить только специалист, поэтому не пытайтесь делать самостоятельные выводы. И не пугайтесь, если врач увидит укороченную уздечку - сегодня в большинстве случаев ее предпочитают растягивать с помощью специальных упражнений, а не надрезать.


Варианты неправильного произношения звука «л»

  • Звук «л» отсутствует - ребенок эту букву просто пропускает (лопата - опата);
  • Замена «л» на «у» (лошадь - уошадь);
  • Замена «л» на «й» (ложка - йошка, молоко - мойоко);
  • Иногда ребенок правильно произносит твердую «л» и коверкает мягкую, и наоборот.

Если ваш логопед не выявил никаких серьезных отклонений, то можно смело начинать упражнения по постановке звука «л» в домашних условиях. Прежде всего, необходимо определить, каким образом мы получаем этот звук (интересно, что у разных людей с нормальной дикцией положение языка может немного отличаться).

Правильное положение артикулярных органов

  • Кончик языка упирается в основание верхних зубов (он также может находиться на верхних альвеолах или упираться в щель между верхними и нижними зубами).
  • Воздух проходит по боковым сторонам языка (воздушный поток нужен довольно сильный).
  • Боковые края языка не упираются в верхние или нижние боковые зубы.

Обычно звук «л» ставится без особых затруднений (иногда достаточно несколько занятий). Мы дадим советы, как помочь малышу научиться выговаривать букву «л» в домашних условиях. Сочетайте упражнения с артикуляционной гимнастикой, которая поможет улучшить подвижность губ, языка, мышц гортани. Обычно эти занятия нравятся детям, потому что можно вволю погримасничать.

Упражнения для тренировки «л»

  1. Улыбка. Нужно улыбнуться во весь рот, не размыкая губ, и в таком положении находиться до десяти секунд (7- 8 раз в день).
  2. Ветерок. Чуть-чуть открыть рот, немного прикусить язык губами и сильно дуть (до трех минут в день).
  3. Вкусное варенье. Круговые движения языка по губам, будто слизываем что-то вкусное (1 минуту).
  4. Цоканье. Попросите малыша поцокать, как лошадка, постепенно ускоряясь. При этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Затем проведите то же упражнение, только тише, как будто лошадка крадется.
  5. Длинный язык. Предложите малышу максимально далеко высовывать язык и стараться достать им то подбородок, то нос.
  6. Трубочка. По несколько раз в день сворачивайте язык в трубочку - и полезно, и забавно.
  7. Звук «ы». Попросите произнести потянуть «ы-ы-ы», но чтобы кончик языка был в глубине рта, а его спинка приподнята к нёбу.
  8. Дыхание. Чаще занимайтесь дыхательными упражнениями: выдувайте мыльные пузыри, дуйте на одуванчики и зажженные свечи, привейте ребенку интерес к пению.
  9. Мелкая моторика. Чаще занимайтесь лепкой, шитьем, рисованием, аппликацией - стимуляция нервных окончаний на кистях поможет в становлении речи и интеллектуальном развитии в целом.

Как правильно организовать занятия

Прежде всего надо помнить, что все упражнения должны проходить в виде игры. Заранее продумайте, как вы будете заниматься со своим малышом, ведь всего одно неверное движение или слово может оказать давление на ребенка, и он откажется от процедуры. Учтите, что малыш не всегда может понять глубокий смысл и значение логопедических упражнений для его будущего, поэтому атмосфера игры очень важна. Начните с малого, по 1–2 упражнения в день, чтобы не переутомить кроху. Проводите занятия так, чтобы ребенок хорошо видел свое и ваше лицо, то есть перед зеркалом, с нормальным освещением, и лучше в положении сидя. Главное - не забывайте хвалить свое чадо как можно чаще.

Когда нужен логопед

Хотя звук «л» и является одним из самых простых в русской речи, не всегда удается поставить его дома даже при добросовестном выполнении всех упражнений.

Ситуации, требующие обращения к логопеду:

  • родной язык вашей семьи не русский , и вы говорите с акцентом - многие звуки будет поставить крайне сложно;
  • один или несколько домочадцев испытывают трудности с дикцией - проводить полноценные занятия с ребенком будет затруднительно;
  • вы долго и упорно занимаетесь с малышом, а эффекта нет - без помощи специалиста не обойтись. Он поможет освоить «упрямый» звук или подскажет, как скорректировать домашние занятия в конкретной ситуации.

Научить ребенка говорить букву «л» совсем не сложно, если сразу задать процессу положительный настрой. Кроха должен получать удовольствие от обучения, поэтому ни в коем случае не ругайте его, если что-то не получается или малыш отказывается заниматься. Помните, что для маленького человека это совсем не просто, поэтому здесь понадобится все ваше терпение и смекалка.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!