Лозунг французской революции свобода равенство и братство. Задиристый галльский петух

Понять, что же такое на самом деле представляет из себя либерализм очень непросто. Вся проблема заключается в том, что он прикрывается очень привлекательными на первый взгляд лозунгами. Но если хорошо подумать, то оказывается, что этот самый пресловутый либерализм является орудием страшной силы, направленной на уничтожение России.

Либерализм апеллирует к так называемым общечеловеческим ценностям. Но существуют ли эти общечеловеческие ценности вообще? Существуют ли такие идеальные представления, которые безоговорочно разделяет все население планеты. На самом деле - это великая абстракция, уводящая человека в мир иллюзий и ослабляющая его иммунитет к окружающим опасностям. Поэтому то идея общечеловеческих ценностей с восторгом воспринята именно той частью нашей российской интеллигенции, которая склонна к чересчур идеализированным представлениям об окружающем мире.

Я утверждаю, что в современной жизни, к сожалению, большинство преследует только свои индивидуальные цели и исповедует частные идеалы. Более того, нет единства в миропонимании различных социальных групп, народностей, наций. Если для человека коммунистического воспитания идеалами могут быть: «мир, труд, май». То для последовательного монархиста - «вера, император, отечество». А для какого-нибудь папуаса с далеких островов: «охота, женщина, человеческое мясо». У олигарха - «деньги, деньги, деньги», у политика - «власть, деньги, власть…».

Поэтому апелляция к ценностям абстрактным, которые противопоставлены ценностям национальным, присущим именно нашему народу, и попытка реализовать эти абстрактные идеалы в жизни - есть разрушение вековых устоев любого национального государства, разрушение патриотизма, разрушение государственности со всеми вытекающими последствиями.

Рассмотрим следующую либеральную абстракцию: «свобода, равенство, братство» . Возможна ли в реальной жизни реализация этих категорий? Нет, конечно!


.
Свобода
всегда воспринимается разными людьми по-разному. Нормальный человек воспринимает ограничения личной свободы как нечто само собой разумеющееся. Его внутренние стремления и потребности ограничиваются нравственностью, чувством меры и уважением к окружающим. Для безнравственного, порочного или душевнобольного человека провозглашение свободы действует как безусловное раскрепощение его внутренних, скрытых до поры противоестественных потребностей. Поэтому осуществление этого принципа без ограничений в обществе невозможно. Кроме того, в любой социальной группе права и свобода одного человека ограничивается правами и свободой другого. Права корреспондируются с обязанностями. Потребности ограничиваются имеющимися возможностями и т.д.

Что касается равенства , то это принцип для целей обустройства общества и налаживания нормальной жизни, является полной бессмыслицей. То, что является нормой для математики, невозможно в человеческом обществе. Вы видели когда-нибудь абсолютно одинаковых людей?!

Даже близнецы имеют внешние различия и индивидуальные особенности характера. Равенства в природе не существует. Не существует его и в мире людей. С самого рождения различия между индивидами определяются генетической программой. Одни рождаются умнее, другие - сильнее, третьи - энергичнее и т.д. В дальнейшем различия между людьми по мере воспитания и получения образования еще больше увеличиваются. Необходимо подчеркнуть, что наука управления, от которой так далеки либералы, основывается на существующем человеческом неравенстве, акцентирует внимание на различии характеров, психики, менталитета, мотиваций и для целей эффективного социального управления выделяет целые категории, целые научные направления, такие как социальная антропология, этническая психология и др. Такое вот, обусловленное законами природы и самой жизнью, неравенство и порождает необходимость ограничения свободы.

Рассмотрим категорию « братство ». Вот, наверное, думаете Вы, в чем либералы не промахнулись. Человечество всегда якобы стремилось к всеобщему братству. Думаю, что не совсем так. И сама всемирная история - тому доказательство. Сколько войн и агрессивных нападений пришлось выдержать нашему народу. Сколько людей погибло, защищая Родину от «братских» устремлений хазар, печенегов, татаро-монголов, авар, турок, японцев, французов, итальянцев, немцев, китайцев, американцев и т.д. Нет на территории нашей необъятной страны и пяди земли, где бы не пролилась кровь русского человека, защищающего свое право и право потомков на жизнь.

И вообще существовали бы мы как великая нация, если бы относились к нашим врагам с точки зрения либерализма? Думаю, что нет. Я полагаю, что и сегодняшние события в мире не дают оснований забывать о необходимости защиты от многочисленных хищных «братьев», стремящихся уничтожить наш народ и захватить наши земли, леса, полезные ископаемые. Более того, как можно человека заставить по-братски относиться, например, к преступнику, убившему людей, к коррупционеру, укравшему народные деньги, к террористу, взорвавшему дом?

Вот и получается, что либерализм - это полный абсурд. В природе нет свободы, равенства и братства. Реализовать идеи либерализма невозможно, и попытка использовать их в тех или иных сферах жизни общества ведет к хаосу, ослаблению защитных сил народного организма, разрушению общества.

Почему французское стало французским? И как столько различных географических особенностей, народностей, обычаев, культур смогли объединиться в единое целое и образовать Францию?

Французами рождаются – или же становятся, изучив язык, выучившись во французской школе, приняв республиканские ценности, гуманизм и права человека, пролив свою кровь за государство.

Самобытность французского единства заключается в единстве воли многих людей жить одним народом, даже если эти люди, мужчины и женщины, говорят на разных языках и придерживаются различных традиций. Во имя единства они отказываются от разногласий и принимают общность. Франция никогда не закрывается ни от иностранцев, ни от их непривычного образа жизни. Именно эта страна сделала из итальянского иммигранта (Ив Монтан) и актрисы, дочери австро-польского еврея (Симона Синьоре), идеальную пару, из сына польских евреев (Жан-Мари Люстиже) кардинала и Парижского Архиепископа, а из тоголезца Кофи Ямгнане – мэра бретонской коммуны и министра интеграции.

Франция «черная, белая, арабская», оказавшаяся у всех на устах благодаря Кубку мира по футболу, – это страна, народ которой играет, работает и сражается за победу в едином порыве.

Французов объединяет также ряд специфических символов: девиз Республики «Свобода, Равенство, Братство», гимн «Марсельеза», сине-бело-красный флаг. Все эти символы страна сохранила со времен Французской революции.

У французского народа есть и места-символы. Это Версаль, Нотр-Дам, Триумфальная арка, Пантеон, Стена коммунаров, Верден, гора Валерьен, Французская Академия, Эйфелева башня. Кроме того, в каждом населенном пункте обязательно есть мэрия, колокольня и памятник погибшим за Родину.

Символы Французской республики и национальные праздники

Национальный гимн «Марсельеза» был написан в 1792 году капитаном Руже де Лилем, желавшим воодушевить солдат на бой с армиями европейских правителей, стремившихся вновь возвести на престол Людовика XVI. Именно поэтому в гимне звучат воинственные призвания, адресованные революционерам и поддерживающие их стремление защитить независимость новой нации.

Триколор (синий, белый, красный) стал французским флагом в 1789 году. Он символизирует общность королевской власти (белый) с властью народной (синий и красный – цвета парижского герба). В 1793 году триколор превратился во флаг Республики.

14 июля – национальный праздник, День взятия Бастилии революционерами (14 июля 1789 года). Взятие Бастилии означало конец абсолютной власти короля и триумф республиканских ценностей.

Наиболее распространенные французские фамилии

Основные семьи наиболее распространенных фамилий во Франции:

Германского происхождения : Бернар, Ришар, Робер, Бертран, Жирар.
Библейского происхождения : Мартен, Томас, Лоран, Симон, Мишель.
От названий профессий : Леруа, Лефевр, Фурнье, Фор, Мерсье.
От географических названий : Дюбуа, Дюпон, Фонтен, Дюваль, Дюмон.
От прозвищ : Пети, Дюран, Гарсиа, Моро, Ру.

Французские буржуазные революции заразительно подействовали на другие страны Европы. С приходом буржуазии к власти возникло и рабочее движение.

Французская революция 1789 года покончила с самовластием во Франции и стала началом целого ряда буржуазных революций в Европе 19 века.

Лозунг самодержавия «Бог, Король и Отечество» был заменен на «Свобода, Равенство и Братство до смерти». И, действительно, это была борьба не на жизнь, а на смерть между старыми привилегиями и требованиями буржуазии равных прав для всех.

Буржуазия была не в состоянии в одиночку покончить с самодержавием, поэтому она обратилась с призывом к третьему сословию поддержать революцию.

Контекст

Предвыборная горячка набирает обороты

Грузия online 26.09.2016

В Швеции больше негде жить

Svenska Dagbladet 28.07.2016

Как отвести народный гнев от Кремля

Sekai Nippo 15.07.2016

Для такой цели лозунг буржуазии подходил идеально.

Победа буржуазии

Обеспечив себе реальную власть во Франции, она убрала (социальную) лестницу и полностью забыла общий лозунг. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить!

Но низшие слои общества тоже были в состоянии думать, и они решили, что буржуазия должна придерживаться первоначального лозунга. Это привело к ряду революций во Франции с 1848 по 1851 годы.

Это проявилось также и в Дании, когда в 1871 году было образовано рабочее движение. На его первом знамени было написано «Свобода, Равенство и Братство».

Собственно, там должен был находиться первоначальный лозунг, но шеф полиции Копенгагена Кроне (Crone) помешал этому, поэтому осталось только братство. Шеф полиции позднее получил от Царя высокий российский орден за борьбу с датским рабочим движением.

Этот лозунг использовался у многих местных отделений — или секций, как это называлось в датском отделении Интернационала.

Все это делалось, чтобы показать буржуазии, что право на свободу, закрепленное в июньской Конституции 1849 года, принадлежит всем гражданам, а не только избранному кругу.

Майская демонстрация была запрещена

Уже вскоре после своего образования рабочее движение было вынуждено выступить с первой пробой сил. За день до майской демонстрации она была запрещена шефом полиции, а руководители рабочего движения Пио, Брикс и Гелефф (Pio, Brix og Geleff) были арестованы.

Рабочее движение, то есть, в первую очередь, профсоюзные руководители, выступили против запрета и провели демонстрацию, ссылаясь на слова Конституции о свободе собраний. Произошли столкновения с подразделениями гусар, нападавшими на толпу людей.

Так в борьбе рождалось рабочее движение, и каждое его завоевание в последующие годы является результатом бесконечных боев, профсоюзных и политических.

Следующий большой подъем в рабочем движении пришел с Октябрьской революцией 1917 года. Она вызвала оптимизм и надежду на окончание страшных убийств на фронтах Первой мировой войны.

Это также породило надежду на то, что старое общество будет сменено новым, где «Равенство, Свобода и Братство» будут не только красивыми словами, но и действительностью.

Но история — странная штука, она не идет ровно и спокойно, она идет прыжками и наполнена катастрофами с возможными возвращениями к прежним эпохам.

Октябрьская революция

Буржуазия встретила Октябрьскую революцию долгим реакционным периодом, который начался в двадцатые годы прошлого столетия сразу в нескольких странах, в частности, в Болгарии и Италии.

Ответом на Октябрьскую революцию стал фашизм, который победил сначала в Италии, а потом и в Германии в 1933 году. Это стало подготовкой ко Второй мировой войне, начавшейся в 1939 году.

Но рабочее движение не сдавалось. Оно тщательно обдумало, как наиболее эффективно можно бороться с фашизмом. После длительного и основательного изучения VII Всемирный конгресс Коминтерна одобрил новую политику.

Рабочее движение совершило поворот на 180 градусов и утвердило защиту гражданской демократии как самую важную задачу. Это привело к образованию единого народного фронта, движения, растущего снизу и столь сильного, что оно смогло эффективно решать все свои задачи.

Вдохновение, созданное новой политикой, было настолько сильным, что распространилось по всему земному шару. И в таких разных странах, как Индия и Чили, к власти пришли правительства народного фронта. Что касается Индии, то это произошло в первую очередь в штате Керала.

Идея народного фронта

Одним из самых крупных результатов создания народного фронта была успешная борьба с наступлением фашизма во Франции. Было создано правительство народного фронта, состоявшее из представителей партий рабочего движения и радикалов.

Пример распространился и на другие страны, в которых тоже были созданы похожие правительства и широкий фронт народного сопротивления фашизму.

Социал-демократы Дании наотрез отказались войти в правительство народного фронта вместе с коммунистами, но основа народного фронта была создана во время оккупации, когда он начал возникать на рабочих местах и в профсоюзных организациях. Рабочие, функционеры и служащие вместе вошли в «Свободную Данию», которая строилась как раз на единстве различных классов и слоев общества.

После победы над фашизмом в 1945 году появились возможности дальнейшего развития демократии. Устав ООН 1945 года в принципе основывается на Заявлении французской революции 1789 года о правах человека. Таковы долгие пути истории.

В целом ряде стран это создало возможности для прав женщин. Социальный прогресс начался в таких новых областях, как жилье, здоровье и уход за детьми.

Все это было результатом передовой политики, созданной рабочим движением в тридцатые годы прошлого столетия, когда ситуация выглядела очень мрачно. Это также является уроком для современности, потому что рабочее движение в последние годы было оттеснено на оборонительные позиции, и острая социальная нужда снова стала ощущаться во многих семьях.

И здесь народный фронт тридцатых годов прошлого столетия способствует возрождению влияния рабочего движения.

Старый лозунг может быть переписан и звучать следующим образом «Из ЕС, за равенство и солидарность». Главным является не текст, а уважение к закрепленным в Конституции правам и их перенос в новые общественные условия на основе технологического и экономического прогресса.

Здесь рабочее движение может успешно апеллировать к другим (общественным слоям), например, к функционерам и чиновникам, чтобы решить эту задачу единым фронтом.

ДЕСПОТИЗМ СВОБОДЫ

После прихода к власти якобинцев принятая ими в июне 1793 г. Конституция по-прежнему провозглашала свободу естественным и неотъемлемым правом всех людей. Как и раньше, она признавалась одной из основополагающих человеческих ценностей. Подобно "Декларации прав человека и гражданина" 1789 г., декларация 1793 г. содержала статьи, провозглашавшие свободу и неприкосновенность личности. Декларация обещала гражданам, что "право выражать свои мысли и свои мнения как посредством печати, так и любым иным способом, право собираться вместе, соблюдая спокойствие, и свободное отправление религиозных обрядов не могут быть воспрещены. Необходимость провозглашения этих прав предполагает наличие деспотизма или живое воспоминание о нем "

Как провозглашенный принцип и как предмет поклонения, во время якобинского правления свобода осталась в неприкосновенности. В преамбуле закона 30 мая 1794 г. (11 прериаля II года) о составлении полного кодекса законов Франции говорилось, что следует "основывать законы на принципах Свободы и Равенства " ".

С сентября 1793 г. Франция начала жить по республиканскому календарю. Началом новой эры был официально признан 1792 г., 1 год республики. Но вместе с тем сохранялась и ранее возникшая неофициальная датировка, в соответствии с которой 1789 г. считался 1 годом свободы, так что по новому календарю 1793 г. стал V годом свободы и II годом республики. Почитание свободы нашло отражение ив названиях дней респубпикакского календаря. Его составители разделяли месяцы на декады. Каждый ее день имел свое посвящение и символ, в которых олицетворялись республиканские ценности. Второй день декады (дуоди) - бьет посвящен свободе, и его символом стал колпак; четвертый день (квартиди) - свободному человеку и в качестве символа получил пику.

Причудливые формы приобрел культ Свободы осенью 1793 г., когда в стране развернулось так называемое дехристианизаторское движение. В нарушение свободы вероисповеданий закрывались церкви и были предприняты попытки насильственно упразднить католический культ, заменив его культом Разума. В представлении революционной Интеллигенции, выступавшей инициатором дехристиани-зации, разум и свобода были неотделимы друг от друга.

Кафедральный еобор Парижской богоматери в это время перестал действовать как католический храм. Коммуна Парижа (городской муниципалитет) решила провести в его здании торжество в честь Свободы. В ходе подготовки праздник, который состоялся 10 ноября 1793 г. (20 брюмера II года по республиканскому календарю), преобразовали в "Триумф Разума", Церемония получилась пышной, театральной и насыщенной различными аллегориями.

В алтаре собора соорудили гору, символизировавшую якобинизм (как известно, Горой именовалась якобинская группировка в Конвенте). Ее украшал маленький храм, посвященный - как указывала надпись - философии. У входа в него стояли бюсты философов. Девушки в белых одеяниях, в лавровых венках и с факелами в руках двумя рядами спустились с горы и вновь поднялись на нее. В этот момент из храма вышла сама Свобода, которую изображала красивая актриса. Она села на утопающий в зелени трон и стала принимать поздравления от участников праздника. На церемонии присутствовали депутаты Конвента. Был исполнен написанный специально к празднику "Гимн Свободе" М.-Ж. Шенье на музыку Ф.-Ж. Госсека:
.

.
Впоследствии Конвент постановил преобразовать собор Парижской богоматери в храм Разума. За несколько дней по Парижу прокатилась волна подобных празднеств. Все церкви столицы были превращены в храмы Разума. Праздники с участием живых "богинь" Свободы. Разума и прочих гражданских добродетелей проходили по всей стране.

Появление актрисы в роли Свободы было новшеством. За три дня до праздника в Париже при обсуждении его сценария городские власти предполагали по обыкновению воздвигнуть в соборе статую Свободы на том месте, где раньше стояла фигура Богоматери. Однако организаторы торжества отказались от привычного ритуала, так как пожелали внести свой вклад в борьбу с предрассудками и идолопоклонством. Они рассуждали, что человек - венец природы - не должен поклоняться каменной статуе. Приглашая актрису воплотить образ Свободы, онк хотели внушить народу, что свобода - не идол, а некая идея, носителем которой является сам человек.

История этого праздника наглядно показывает, насколько многообразным было восприятие свободы. Инициаторы даижениядехристианизации желали заменить католицизм новой, гражданской религией, святынями которой стали бы абстрактные понятия разума, истины и свободы. Они противопоставляли богиню Свободы центральному женскому образу католического культа - Деве Марии. А для присутствовавших на празднестве депутатов Конвента аллегория свободы была прежде всего символом государственной власти, занявшим место короля.

Этот созданный просвещенной элитой сложный образ, наполненный как античными реминисценциями, так и идеями европейской общественно-политической мысли нового времени, получил неожиданное переосмысление в народной среде. Народная праздничная традиция приняла и усвоила его. Американская исследовательница Л. Хант пришла к выводу, что на проводившихся повсюду праздниках Разума богиня Свободы обычно напоминала традиционную королеву карнавала Как и в былые времена, жители выбирали королевой, а теперь Свободой, на один день самую красивую женщину своей округи, деревни или городка. Впрочем, на роль Свободы могли приглашать и актрис, как это было на первом празднике Разума в Париже.

Зимой 1793 - весной 1794 г. в стране состоялось множество дехристианизаторских карнавалов. Они начинались с шествий, возглавлявшихся богинями Свободы, а после обычно проходили так называемые братские трапезы. Каждый гражданин обязан был выставить перед своим домом стол с угощением для всех желающих.

Церемонии, в которых участвовала живая "Свобода", производили особенно сильное впечатление на зрителей и оставляли о себе долгую память. Много лет спустя поэт П.-Ж. Беранже написал стихотворение "Богиня" с посвящением "К женщине, олицетворявшей Свободу на одном из празднеств Революции":

.
Однако было бы ошибкой полагать, что культ нового божества получил всеобщее и повсеместное признание. Многие французские крестьяне взбунтовались против ликвидации христианства. Они вырывали "деревья свободы" и разрушали статуи.

По мнению М. Вовеля, для той части народа, которая приняла революцию, свобода стала святой покровительницей французов. Ее изображения могли соседствовать на стенах крестьянского жилища с образами Девы Марии и католических святых . Наряду с празднествами в честь Разума, в 1793 - 1794 гг. распространилось и почитание "мучеников свободы". Их было трое: убитый Шарлоттой Корде в июле 1793 г. Ж.-П. Марат, М.Лепелетье, убитый роялистом в январе 1793 г., и казненный в мятежном Лионе в июле того же года глава местных якобинцев М.-Ж. Шалье. В отличие от культа Разума, поклонение "мученикам свободы" зародилось уже непосредственно в народной среде. Оно было ближе и понятнее народным низам, чем почитание слишком абстрактного доя них Разума. Культ мучеников особенно усилился в разгар дехристианизации, когда с закрытием церквей на время было запрещено совершение католических обрядов.

Отправляя новый культ, его приверженцы прославляли республику, причащались делу свободы и крепили свою революционную веру. При этом обряды в честь "мучеников свободы" совершались с поистине религиозной пышностью, с торжественными кортежами и участием хоров. В церквах, ставших храмами Разума, изображения католических святых сменились бюстами революционной троицы Марата, Лепелетье и Шалье.

Современные французские историки, изучающие обряды и культы Французской революции, употребляют применительно к ним такое понятие, как "перенос сакральности" . В частности, культ "мучеников свободы" был рожденной в ходе революции формой народной религиозности. Он возник, с одной стороны, благодаря популярности убитых якобинских вождей, в особенности "друга народа" Марата. С другой стороны, его истоками были христианский культ святых и поклонение мощам (почитатели "мучеников свободы" поклонялись не только их изображениям, но и останкам). Марат, Лепелетье и Шалье стали революционными святыми великомучениками и заступниками. Принимая рожденные революцией новые ценности и новых героев, народ выражал свое преклонение в привычных, традиционных формах.

Почитание свободы отразилось также в новых именах и названиях. В это время появился обычай давать детям "революционные" имена в честь античных и современных героев, дней и месяцев республиканского календаря, гражданских добродетелей. Так Свобода (Либерте) стала именем, которое давали не только девочкам, но и мальчикам.

Итак, культ свободы сохранялся. Но вместе с тем, как известно, демократичная конституция якобинцев так и не вступила в силу. Конвент постановил отложить ее введение вплоть до окончания войны. К осени 1793 г. во Франции постепенно оформился режим диктатуры, или, как его тогда официально именовали, "эволюционное правление". Тем самым гражданские, политические и экономические свободы были фактически сведены на нет.

Этот процесс начался еще до прихода якобинцев к власти. 10 марта 1793 г. был учрежден чрезвычайный уголовный трибунал, впоследствии, осенью 1793 г., реорганизованный и названный революционным трибуналом. Его создание шло вразрез с принципами, провозглашенными в "Декларации прав человека и гражданина".

Трибунал получил очень широкие полномочия. Его члены не избирались, а назначались Конвентом. Выносившиеся приговоры не подлежали ни апелляции. ни кассации. 17 сентября 1793 г. вышел декрет, который предписывал немедленный арест всех лиц, объявленных "подозрительными". Тюрьмы наполнились людьми, многие из которых не совершили никакого преступления и были арестованы за инакомыслие, за родство с эмигрантом или по подозрению в неблагонадежности. Презумпции невиновности более не существовало. Органы якобинской диктатуры стали проводить политику террора.

В момент его кульминации появился декрет 22 прериаля II года (10 июня 1794 г.) о реорганизации революционного трибунала. В соответствии с этим декретом обвиняемые были лишены защитников, отменялся обязательный вызов свидетелей, вместо реальных улик было достаточно нравственцой убежденности присяжных, а единственной мерой признавалась смертная казнь. Авторы этого декрета, узаконившего полнейший произвол, обосновывали подобный порядок работы революционного трибунала не чем иным, как необходимостью защищать свободу. Трибунал, говорилось в декрете, был учрежден доя того, чтобы карать врагов народа, т.е. тех, "кто силой или хитростью стремятся уничтожить общественную свободу " .

Вместе со свободой личности была уничтожена и свобода печати. Провозглашенная в декларации 1789 г., уже с осени 1792 г. она стала постепенно ограничиваться. После установления республики были запрещены роялистские газеты. Затем в декабре 1792 г. появился декрет, грозивший смертной казнью за пропаганду уравнительного передела земли. Таким образом, уже к началу 1793 г. свободно могла вестись полемика только между жирондистами и монтаньярами. Их противники и справа, и слева были лишены свободы слова. После прихода к власти якобинцев и жирондисты потеряли право пропагандировать свои взгляды. За это полагался арест на основании декрета о "подозрительных". Отныне можно было открыто выражать только правительственную точку зрения.

Примечательно, что люди, проводившие в жизнь все эти и другие подобные меры, не усматривали в них посягательства на свободу. Напротив, свобода уничтожалась... во имя свободы. Французские революционеры не сомневались, что ч борьбе за нее можно не останавливаться перед применением самых крайних средств.

Осенью 1792 г. Л.-А.Сен-Жюст угрожающе пообещал: "Наша Свобода пролетит, как гроза, а ее триумф будет подобен удару грома " . А год спустя он произнес печально известную фразу: "Свобода должна победить какой угодно ценой ".

Подобный образ мыслей проявился и в знаменитом докладе "О принципах революционного правительства", произнесенном Робеспьером в Конвенте 25 декабря 1793 г. "Революция , - говорил Робеспьер, - это война свободы против ее врагов; конституция - это режим победоносной и мирной свободы. Революционному правительству нужно употреблять чрезвычайную активность именно потому, что оно ведет войну... Революционное правительство обязано оказывать честным гражданам покровительство нации, а врагам народа должно нести только смерть " .

Эта речь стала официальным обоснованием государственного террора, проводимого якобинцами.

Однако подобное видение происходящих событий отнюдь не было особенностью одних якобинцев и их вождей - Робеспьера и Сен-Жюста. Так, г-жа Манон Ролан, предводительница жирондистов, вскоре оказавшихся в числе первых жертв организованного террора, в письме от 1 июля 1791 г. провозглашала: "Нам необходимо прийти к этой свободе, хотя бы через море крови " . Позднее, в ноябре 1793 г., поднимаясь на эшафот, она горестно воскликнет: "О свобода, сколько преступлений совершается твоим именем! " . Но раньше, пока нож гильотины не был занесен над ее собственной шеей, она рассуждала, подобно Сен-Жюсту.

Другой лидер жирондистов А.-М. Инар в октябре 1791 г. требовал смерти для врагов свободы. Вскоре он снова взывал с трибуны Законодательного собрания: "По отношению к политической свободе простить преступление значит почти участвовать в нем... Подобная строгость приведет, быть может, к пролитию крови, - я это знаю; но если вы не прибегнете к ней, то не будет ли пролито еще больше? Не будет ли гражданская война еще большим бедствием? Надо отрезать пораженную гангреной часть, чтобы спасти остальное тело " . Эти слова вызвали аплодисменты депутатов Собрания,

А вот что говорил в Конвенте 25 сентября i792 г. Дантон, впоследствии ставший среди якобинцев лидером "снисходительных" и выступавший против крайностей диктатуры и террора: "Бесспорно, нужен строгий закон против тех, кто стремится посягнуть на общественную свободу. Прекрасно, проведем этот закон! Проведем закон, грозящий смертной казнью всякому, кто выскажется в пользу диктатуры или триумвирата" .

Откуда взялась у просвещенных гуманистов и борцов за свободу столь странная, на первый взгляд, готовность жестоко расправляться со своими противниками?

Здесь проявилось свойственное французским революционерам стремление начать историю заново. Еще в 1774 г. в книге "Цепи рабства" Марат писал: "Свобода всегда возникает из огня возмущения " .

Во имя торжества свободы деятели революции считали необходимым насильственным путем низвергнуть, уничтожить старый мир деспотизма. При этом их мышление отличалось догматизмом
и нетерпимостью к инакомыслию. Любого политического противника они склонны были объявлять врагом свободы и защитником тирании. Свобода, возведенная в ранг божества, превратилась для них в самоцель, и это породило призывы к свободе любой ценой.

Сказалось и влияние Руссо, верными учениками которого были якобинцы. Ведь именно он в "Общественном договоре" доказывал необходимость полного подчинения личности (для ее же блага, разумеется) обществу и государству. Именно он утверждал, что человека можно принудить быть свободным против его воли. Эти идеи развивал Робеспьер, выступая в Конвенте с парадоксальным утверждением, что "революционное правление - это деспотизм свободы против тирании " .

Очевидцы революционных событий, известные литераторы и либеральные общественные деятели мадам Ж. де Сталь и Б. Констан предложили свое объяснение такого обращения якобинцев с принципом свободы. По их мнению, роковая ошибка революционеров состояла в том, что, примеривая на себя античные одежды, они не увидели принципиальной разницы между античной и современной трактовками свободы. В древности свободный человек был целиком и без остатка растворен в жизни общины, тогда как человек XVIII в. стал индивидуалистом и не желал поступаться свободой собственной личности в интересах общества .

Воцарившийся "деспотизм свободы" привел к переосмыслению некоторых девизов революции. Летом 1793 г. директория парижского департамента призвала всех жителей в течение июля месяца написать на фасадах своих домов: "Единство, Неделимость Республики, Свобода, Равенство, Братство или Смерть ". 3 июля этому примеру последовала директория департамента Мелен. Жители откликнулись на призыв и стали не просто писать большими буквами слова революционного девиза, но даже выбивать их на стенах домов и общественных зданий. Постановления Комитета общественного спасения, донесения комиссаров Конвента, другие официальные бумаги, письма, объявления и плакаты сопровождались заголовками: "Свобода, Равенство, Братство или Смерть ", "Свобода, Равенство или Смерть ", "Свобода или Смерть ".

Подобные девизы были не новы. Они звучали по крайней мере с 1790 г. и изначально представляли собой клятвы умереть, защищая свободу. Именно в таком смысле девиз "Жить свободным или умереть " вошел в текст конституции 1791 г. Внешне к этой же верности до самой смерти принципам свободы, равенства и братства призывала граждан и директория парижского департамента летом 1793 г. Однако во время террора данные слова приобрели угрожающий смысл. Их стали интерпретировать как обещание казнить всех "врагов свободы".

В этот трагический момент революции тема смерти проникает и в изобразительное искусство. Полотно Ж.-Б.Реньо под названием "Свобода или Смерть" как бы иллюстрирует девиз. Художник изобразил гения Республики летящим между даумя фигурами. С одной стороны восседает Свобода, которая держит фригийский колпак и треугольник с отвесом, а с другой стороны - устрашающая Смерть с косой. Но эта картина является, пожалуй, единственным примером столь мрачной интерпретации образа Свободы. Тема смерти, заполонившая якобинскую фразеологию, практически не успела найти отражения в революционном искусстве. Преобладали по-прежнему изображения воинственной, победоносной и торжествующей Свободы.

После государственного переворота 9 термидора II года (27 июля 1794 г.) и свержения робеспьеристов начертанные или выбитые на стенах домов надписи начали уничтожать. Их концовка была объявлена негуманной. Так весной 1795 г. парижская секция Бон Нувель приняла постановление, в котором вопрошала: "Раз уж Франция более не кладбище, почему мы на каждом шагу на дверях и на стенах читаем слово "смерть?" . Газета "Мируар" в мае 1797 г. назвала эту надпись "сигналом к резне " . Девиз был сведен до первых слов: "Свобода, Равенство, Братство " или "Свобода, Равенство ". В таком виде он еще весьма широко употреблялся после 9 термидора.

Наполеон во время переворота 18 брюмера (9 ноября 1799 г.) счел нужным заявить во всеуслышание о своей приверженности свободе. Выступая в Совете старейшин, он сказал: "Мы желаем республики, основанной на истинной свободе, на гражданской свободе и на национальном представительстве, мы будем иметь ее, я клянусь в этом, я клянусь в этом от моего собственного имени и от имени моих товарищей по оружию! " .

Обычай сопровождать официальные бумаги девизом "Свобода, Равенство " сохранялся и при наполеоновском режиме Консульства, и в первые годы Империи. Он окончательно исчез приблизительно после 1808 г.

Франция – г осударство в Западной Европе. Официальное название Французская Республика .

Страна граничит с Германией, Люксембургом и Бельгией на северо-востоке, с Испанией и Андоррой на юге, а на юго-востоке с Княжеством Монако и Италией. Страна омывается Северным и Средиземным морями, водами Бискайского залива, а также проливами Ла-Манш и Па-де-Кале.

Административно страна разделена на 27 регионов, 21 из которых находится на европейском континенте, один на острове Корсика, а остальные на заморских территориях, являющимися владениями Франции.

К официальной государственной символике Французской Республики относятся восемь символов:

    трехцветный флаг,

    гимн «Марсельеза»,

    девиз «Свобода Равенство и Братство»,

    Национальный праздник – 14 июля - День взятия Бастилии,

    Государственная печать,

    бюст Марианны,

    Галльский петух,

    эмблема Французской республики «Пучок прутьев с секирой».

Французский триколор состоит из трёх вертикальных полос - синей, белой и красной - передаёт три основные идеи Французской революции - свободу, равенство и братство. Своим возникновением эта комбинация цветов обязана маркизу де Лафайету, обратившемуся с предложением к революционно настроенным гражданам носить трёхцветную, красно-бело-синюю кокарду. Красный и синий издавна считались цветами Парижа (и этим воспользовались революционеры в день штурма Бастилии), а белый был цветом французской монархии. Впервые появившись в 1790 году, французский триколор был затем слегка видоизменён (первоначально красный цвет был у древка, то есть слева) и переработан в 1794 году. Хотя триколор вышел из употребления после поражения Наполеона при Ватерлоо, он вновь появился в 1830 году - при содействии того же маркиза де Лафайета - и остаётся флагом Франции до сих пор. Старым королевским флагом были золотые лилии на белом фоне (орифламма).

«Марсельеза» (фр. La Marseillaise ) самая знаменитая песня Великой французской революции, ставшая сначала гимном революционеров, а затем и всей страны.

Девиз «Свобода, равенство и братство»

Liberte Egalite Fraternite

Свобода, равенство, братство (фр. Liberte, Egalite, Fraternite ) - национальный девиз Французской Республики и Республики Гаити - девиз, берущий своё начало с времён Великой французской революции.

Le 14 juillet

В этот день вся Франция празднует историческое событие - взятие Бастилии. 14 июля является национальным праздником. Празднуется с 14 июля 1789 г.

Марианна

Marianne

Аллегорическое изображение Республики (изображение молодой женщины во фригийском колпаке). Она является олицетворением национального девиза Франции: Свобода, Равенство, Братство. Принята с сентября 1792 г.

Современный герб Франции представляет собой ликторский пучок с топором и с лавровыми и дубовыми ветвями. Французский герб не имеет официального статуса со времен Наполеоновской Империи, однако используется на многих официальных документах государства.

Большая печать Франции

Le sceau

Г осударственная эмблема, используемая для подтверждения подлинности документов, выпущенных правительством Французской Республики. Официальным хранителем Большой печати является министр юстиции Франции. Рисунок аверса Большой печати Франции также используется в печатях дипломатических представительств Франции для заверения документов и удостоверения виз. Современная печать восходит ко времени Второй республики. На ней изображается сидящая женщина, символ Свободы, увенчанная лавровым венцом с семью шипами. 1848 г.

Галльский петух

Le coq gaulois

Символ с 1601 года. Во времена французской революции XVIII века был объявлен конкурс на рисунок новой монеты. После того, как Огюстэн Дюпре предложил отчеканить гения Франции, пишущего на жертвеннике,- сообщается в отчёте жюри конкурса 1791 года, - члены комитета посоветовали прибавить с одной стороны жертвенника петуха - эмблему бдительности. Проект Дюпре с добавленным к нему петухом и был использован для чеканки двадцатифранковых монет. Петуха, изображённого на монетах, французы, считавшие галлов своими предками, осмыслили как «галльского петуха» и стали считать своей национальной эмблемой. Символ с 1601 г.

Помимо официальных восьми символов Французской республики существуют символы, посредством которых выражены определенные общественные отношения, которые несут на себе печать истории общества:

Фригийский берет, который носит Марианна

Le bonnet phrygien

Цветок лилии

La fleur de lys

Персонаж комиксов«Астерикс»

Asterix

Эйфелева Башня

La Tour Eiffel

«Берет и Багет», атрибуты собирательного образа среднего француза

Beret et baguette

Автомобиль «две лошадиные силы»

2 CV = deux chevaux

Главные праздники - Рождество (25 декабря), Новый год, Пасха, день взятия Бастилии (14 июля).

География Франции. Францию омывают четыре водных пространства (Ла-Манш, Атлантический океан, Северное море и Средиземное море). На западе и севере территория страны омывается Атлантическим океаном (Бискайским заливом и проливом Ла-Манш), на юге - Средиземным морем (Лионским заливом и Лигурийским морем). Франция является самой крупной по территории страной Западной Европы: она занимает почти одну пятую часть территории Европейского Союза, имеет обширные морские пространства.

Также в состав государства входят остров Корсика в Средиземном море и более двадцати заморских департаментов и зависимых территорий. Общая площадь страны составляет 547 030 км? (674 685 км? вместе с заморскими владениями).

Климат на европейской территории Франции умеренно морской, переходящий на востоке в умеренно-континентальный, а на южном побережье в субтропический. Всего можно выделить три типа климата: океанический (на западе), средиземноморский (на юге), континентальный (в центре и на востоке). Лето достаточно жаркое и сухое - средняя температура в июле достигает + 23-25 градусов, в то время как для зимних месяцев характерны дожди при температуре воздуха +7-8 °С.

Все реки Франции, за исключением некоторых заморских территорий, относятся к бассейну Атлантического океана, и в большинстве своём берут начало в Центральном мас-сиве, Альпах и Пиренеях. Крупнейшие водные артерии страны:

    Сена (775 км)

    Гаронна (650 км)

    Рона (812 км)

    Луара (1020 км)

Система каналов соединяет между собой основные реки страны, включая Рейн, по которой отчасти проходит восточная граница страны и которая является одним из важнейших внутренних путей сообщения в Европе. Реки и каналы имеют большое значение для экономики Франции.

Леса занимают 27 % территории страны. В северных и западных районах страны растут орешник (лещина), берёза, дуб, ель и пробковое дерево. На средиземноморском побережье - пальмы и цитрусовые. Среди представителей фауны выделяются олень и лиса. Косули обитают в альпийских регионах, в отдалённых лесах сохранился дикий кабан. Здесь также обитает большое количество различных видов птиц, в том числе перелетных. Рептилии встречаются редко, а среди змей только одна ядовитая - обыкновенная гадюка. В прибрежных морских водах обитает много видов рыбы: сельдь, треска, тунец, сардина, скумбрия, камбала и серебристый хек.

"Монматр... Внизу ревет Париж -

Коричневото-серый, синий...

Уступы каменистых крыш

Слились в равнины темных линий.

То купол зданья, то собор

Встает из синего тумана.

И в ветре чуется простор

Волны соленой океана..."

("Пустыня" М. Волошин)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!