М к тихонравов ракетная техника. Тихонравов Михаил Клавдиевич: жизнедеятельность и биография

Тихонравов Михаил Клавдиевич - выдающийся советский научный деятель. Являлся учеником Циолковского и соратником Королева, был причастен к созданию первой советской ракеты. Имеет множество наград. Воспитал немало достойных продолжателей своего дела.

Детство

Что же представлял из себя и какой путь прошел Тихонравов Михаил Клавдиевич? Биография его началась во Владимире двадцать девятого июля 1900 года, но вскоре родители переехали в Петербург. Будущий научный деятель появился на свет в интеллигентной семье. Отец его - Клавдий Михайлович, был юристом, а мать - Александра Николаевна - педагогом.

В семнадцатом году в охваченном революционными событиями Питере семье стало жить совсем туго, и было принято решение о переезде матери с младшими детьми в городок Переславль-Залесский. А старший Миша вместе с отцом остался до окончания Тихонравовым-младшим гимназии. Семья воссоединилась спустя год.

Юные годы

На новом месте Клавдий Михайлович устроился работать судьей, а сын доставлял курьерскую почту и переписывал документы. В свободное от работы время увлекался рисованием.

В Переславле-Залесском Тихонравов Михаил Клавдиевич одним из первых получил комсомольский билет и занялся активной комсомольской работой, организовывая ячейки и объезжая с окрестные деревни. В марте 1919-го его даже избрали председателем городского комитета РКСМ.

В том же, 1919-м, году Тихонравов уходит добровольцем в Красную Армию, а затем работает в агитационно-просветительском отделе местного военкомата.

В 1920-м Михаил переезжает в Москву и становится студентом Военно-воздушной инженерной академии РККА имени Жуковского, которую заканчивает спустя 5 лет.

Дебютные шаги в карьере

Получив диплом, инженер Тихонравов Михаил Клавдиевич работает на нескольких предприятиях авиационной промышленности. Еще в годы учебы молодой человек сконструировал серию планеров, обладавших достаточно высокими характеристиками. Эту деятельность он продолжил и во второй половине 20-х годов, и именно в секции планеризма состоялось знакомство, кардинально повлиявшее на жизнь Тихонравова и судьбу советского ракетостроения.

Нового знакомого Михаила Клавдиевича звали Сергеем Павловичем Королевым. Между учеными завязалась дружба, переросшая в тесное сотрудничество. Королев сагитировал Тихонравова заняться созданием баллистических ракет, и в 1932-м тот уже возглавляет бригаду, разрабатывавшую первую советскую двухступенчатую ракету.

Тихонравов и другие участники этого исторического действа вспоминали, что работа продвигалась очень туго. Ракета долго не хотела запускаться, а на полигон ее возили в общественном транспорте, завернув в какие-то тряпки.

Старания инженеров увенчались успехом в 1933-м году. Ракету наконец удалось запустить, и она поднялась на 400 метров над землей. Это стало огромным событием для всей страны.

В 1934-м Тихонравов Михаил Клавдиевич приступил к руководству отделом Реактивного института, а начиная с 1938-го проводил исследовательские работы жидкостных ракетных двигателей; разрабатывал аппараты, которые позволили бы изучать верхние атмосферные слои и т.д.

Работа во время войны

Во время Великой Отечественной войны работы по освоению космоса были временно приостановлены. Более актуальными стали совсем другие задачи. Нужно было любой ценой остановить фашистов, и по-настоящему спасительным решением стало создание легендарного зенитного комплекса «Катюша». Именно разработкой снарядов для нее и занимался Тихонравов Михаил Клавдиевич в начале сороковых годов.

Опала и реванш

После войны Тихонравов на базе Реактивного научно-исследовательского института, где был заместителем начальника, проектировал высотные ракеты, работал над созданием первых искусственных спутников, космических суден, управляемых пилотом, и аппаратов автоматического типа, предназначенных для межпланетных перелетов.

В пятьдесят первом году выступил с инициативой создания многоступенчатых баллистических ракет, но был не понят и даже осмеян. Руководство посчитало выдвинутые идеи фантастическими. Тихонравов Михаил Клавдиевич, фото которого тех времен выдает уставшего и подавленного человека, был понижен в должности и отстранен от важных проектов.

Однако в 1953 году власть поняла свою ошибку и проявила повышенный интерес к теме, озвученной Тихонравовым. Ученый, который вопреки всему продолжал трудиться над своим детищем, был извлечен из забытья и возвращен к активной деятельности.

Остаток жизни инженер посвятил сфере освоения космоса. Особенно заметными стали его проекты, разработанные в качестве начальника отдела проектирования искусственных спутников при ОКБ-1. Именно благодаря Тихонравову был совершен первый запуск спутника, на борту которого находилось живое существо, и за это ученый получил Ленинскую премию. А позже стал Героем Соцтруда.

Помимо научной деятельности, занимался Михаил Клавдиевич и преподаванием. Среди слушателей его лекций был, например, Юрий Гагарин.

Четвертого марта 1974-го страну облетела черная весть, что на 73-м году жизни скончался выдающийся и педагог Тихонравов Михаил Клавдиевич. Жена его - Ольга Константиновна Паровина (тоже инженер-конструктор) пережила мужа на девятнадцать лет. У пары остались дочь Наталья, внучка Ольга и правнук Ростислав.

Тихонравов Михаил Клавдиевич - начальник отдела ОКБ-1 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике.

С 1902 года семья жила в Санкт-Петербурге. Окончил 3-ю городскую классическую гимназию. В 1918 году, спасаясь от голода, семья переехала в город Переславль-Залесский Владимирской губернии. Работал курьером в городском народном суде, тогда же стал комсомольским активистом, одним из организатором и товарищем (заместителем) председателя первой в городе комсомольской ячейки.

С июня 1919 года - в Красной Армии, доброволец. Служил заведующим агитационно-просветительским отделом Переславского уездного военкомата, в 1920 году - агитатором в Владимирском губернском военном комиссариате. В 1920 году поступил в Институт инженеров Красного Воздушного флота в Москве. В 1923 году институт реорганизован в Академию Воздушного флота имени Н.Е. Жуковского, Тихонравов окончил академию в составе её самого первого выпуска в 1925 году. Служил в 1-й легкобомбардировочной эскадрилье имени В.И. Ленина. С 1926 года работал в конструкторских бюро Н.Н. Поликарпова и Д.П. Григоровича.

Параллельно с работой над новыми моделями самолётов Тихонравов в эти годы работал и над созданием спортивных планеров собственной конструкции, разработав около 10 моделей. Часть из его планеров участвовала в спортивных соревнованиях и в Всесоюзных слётах планеристов в Коктебеле (Крым), они получали призовые места и на них даже были установлены рекорды высоты и дальности.

С 1930 года - руководитель моторной группы конструкторского бюро Московского авиационного завода № 39 имени В.Р. Менжинского. В эти годы М.К. Тихонравов встретился с С.П. Королёвым , который увлёк его идеями реактивных двигателей и ракет. В 1932 года Тихонравов является одним из создателей Московской группы изучения реактивного движения (ГИРД), вскоре становится начальником бригады в ГИРД. Один из ведущих создателей первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе ГИРД-09, успешно запущенной 17 августа 1933 года на полигоне в Нахабино.

С октября 1933 года служил в Реактивном научно-исследовательском институте Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР - старший инженер, с 1934 - начальник отдела, с июня 1936 - старший научный сотрудник, с декабря 1936 - вновь начальник отдела, с декабря 1937 года - начальник группы. Там вёл конструкторскую работу в области создания жидкостных ракетных двигателей, ракет для изучения верхних слоёв атмосферы земли, с конца 1930-х годов сосредоточился над разработкой неуправляемых реактивных снарядов (ракеты будущих "катюш").

В годы Великой Отечественной войны вёл самую активную работу над дальнейшей разработкой реактивных снарядов и реактивных двигателей для ВВС. С октября 1943 года был начальником лаборатории НИИ-3 при Совете Народных Комиссаров СССР. С июня 1943 года работал в НИИ-1 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР - начальник лаборатории, С сентября 1944 года - начальник научно-исследовательского сектора в филиале института, с конца 1944 года - вновь начальник лаборатории.

С 1946 года - заместитель начальника научно-исследовательского института № 4 Академии артиллерийских наук СССР по реактивным снарядам. Наряду с основной деятельностью в институте в первые послевоенные годы, глубоко анализируя развитие советской и германской ракетной техники, пришёл к выводу о возможности многоступенчатых баллистических ракет (как их тогда называли, "пакетная ракетная схема") и глубоко разрабатывал её. Однако его выступления по этому вопросу на научных конференциях в институте и в Академии в 1948 и в 1950 годах не только не встретили понимания, но и были объявлены фантастическими идеями. Поддержали Тихонравова тогда только президент Академии артиллерийских наук А.А. Благонравов и С.П. Королёв . Сам же Тихонравов был обвинён в работе над бесполезными идеями и снят с должности заместителя начальника НИИ в 1950 году, его назначили с понижением научным консультантом института, а занимавшийся ракетами отдел - расформировали. В 1950 - 1953 годах в связи с уменьшением загруженностью работой в институте работал по совместительству заведующим кафедрой в Академии оборонной промышленности.

Но уже в 1953 году руководство государства и Вооружённых сил было вынуждено обратить самое серьёзное внимание на развитие реактивного вооружения ввиду его ускоренного развития в США. Оказалось, что Тихонравов продолжал "подпольно" работать над своими идеями в годы вынужденного отстранения от активной исследовательской работы. Он предоставил свои разработки, которые легли в основу дальнейших перспективных планов института. Тогда же сам Тихонравов был назначен академиком-секретарём Академии артиллерийских наук и предложил первую в СССР комплексную программу освоения космического пространства, утверждённую после ряда доработок в 1954 году. С 1955 года инженер-полковник Тихонравов - в запасе.

С февраля 1955 году по предложению С.П. Королёва направлен в его Опытно-конструкторскою бюро № 1, где стал начальником отдела проектирования искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей и автоматических межпланетных аппаратов. Ему принадлежит честь создания первого искусственного спутника Земли, успешно запущенного в космос 4 октября 1957 года и открывшего космическую эру в развитии человечества. При его непосредственном руководстве проектировался космический корабль "Восток-1", выведенный на космическую орбиту 12 апреля 1961 года с первым в мире космонавтом Ю.А. Гагариным на борту.

За выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечении успешного полета человека в космическое пространство Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 17 июня 1961 года Тихонравову Михаилу Клавдиевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С июня 1961 года - начальник отдела - заместитель главного конструктора ОКБ-1 (в 1966 году переименовано в Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ)). Коллектив под его руководством создавал советские пилотируемые корабли и автоматических межпланетные станции, принимал активнейшее создание в разработке искусственных спутников Земли различного назначения. С 1970 года - научный руководитель ЦКБЭМ.

Вёл активную преподавательскую работу: преподаватель и профессор кафедры в Московском авиационном институте имени С. Орджоникидзе (1930-1931, 1960-1974), в Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского (1944-1947), в Московском высшем техническом училище имени Н.Э. Баумана (1947-1952).

Член-корреспондент Академии артиллерийских наук СССР (1947). Член-корреспондент Международной академии астронавтики (1968). Доктор технических наук (1958). Профессор (1962).

Жил в городе-герое Москве. Скончался 4 марта 1974 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Инженер-полковник (30.04.1945). Награждён двумя орденами Ленина (1945, 17.06.1961), двумя орденами Красного Знамени (1944, 1950), орденом Отечественной войны 2-й степени (18.11.1944), медалью "За Победу над Германией В Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1946), другими медалями.

Лауреат Ленинской премии (1957). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1970).

Именем Героя назван 50-й Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны России, улицы в городах Владимир и Юбилейный Московской области. Мемориальные доски установлены в городах Владимир и Юбилейный. Почётный гражданин города Переславль-Залесский (2011, посмертно).

Михаил Клавдиевич Тихонравов родился 29 июля 1900 года в городе Владимир в семье юриста и педагога. В 1918 году семья переехала в Переславль. Здесь Михаил начал работать курьером в суде, где его отец был народным судьей. В 1919 году молодой человек стал первым комсомольцем Переславля. Тихонравов организовал комсомольскую ячейку при бывшей женской гимназии. Также в 1919 году он вступил в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и стал агитатором военкомата.

По сохранившимся свидетельствам, Тихонравов хорошо справлялся с обязанностями агитатора. В 1920 году его перевели во Владимирский военкомат, а оттуда он был направлен на фронт. В том же году Тихонравов поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (в настоящее время Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). В период учебы Тихонравов сконструировал ряд планеров, модели которых обладали достаточно высокими характеристиками. С 1925 года Тихонравов работал на нескольких авиационных предприятиях.

В 1932 году Тихонравов стал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения. В секции планеризма при Обществе содействия обороне, авиации и химическому строительству СССР Тихонравов познакомился с С. П. Королёвым. В дальнейшем их знакомство переросло в тесное сотрудничество, в частности, в 1933 году по предложению Королёва Тихонравов возглавил работы по созданию первых советских баллистических ракет на гибридном топливе. В августе того же года были проведены первые испытания ракеты ГИРД-09 конструкции Тихонравова.

В 1934 году Тихонравов стал начальником отдела Реактивного научно-исследовательского института. И здесь под его руководством велась работа по созданию ракет, высота взлета которых постепенно увеличивалась.

В конце 1930-х годов Тихонравов и возглавляемый им коллектив занимались разработками, связанными с жидкостными ракетными двигателями и ракетами для изучения верхних слоев атмосферы, однако вскоре эти исследования были свернуты. А перед Тихонравовым и его коллегами была поставлена задача по разработке снарядов для «Катюши».

После Великой Отечественной войны Тихонравов приступил к работе по созданию искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей и автоматических межпланетных станций. Однако в 1950 году Тихонравов был отстранен от занимаемой должности. Вернуться к исследовательской работе ему удалось лишь в 1953 году, а в 1954 году Тихонравов уже предложил последовательную программу освоения космического пространства от запуска первого спутника и вплоть до высадки на Луне.

В музее Переславля хранятся комсомольский билет и дневники Михаила Клавдиевича. Его записи о поездках по сельской местности по делам военкомата представляют немалый интерес и с исторической, и с краеведческой точек зрения. Среди прочих материалов имеются схемы расположения селений, где указаны километраж, время выхода из Переславля и время возвращения в город, а также описаны настроения, владевшие местным населением.

В 1956 году Тихонравов стал работать в ОКБ-1 в должности начальника отдела проектирования различных искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и других планет. В 1957 году Михаил Клавдиевич Тихонравов удостоился Ленинской премии СССР за успешные запуски «Спутника-1» и спутника с живым существом на борту.

Кроме того, Тихонравов принимал деятельное участие в работе по запуску первого пилотируемого космического корабля. За это в 1961 году указом Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Клавдиевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а также вручены орден Ленина и медаль «Серп и Молот».

Позднее коллектив, возглавляемый Тихонравовым, принимал участие в разработке тяжелого межпланетного корабля, который предназначался для пилотируемого полета на Марс.

Параллельно с научно-исследовательской деятельностью выдающийся конструктор преподавал в стенах Московского авиационного института имени С. Орджоникидзе, профессором которого Тихонравов стал в 1962 году.

Помимо уже упоминавшихся наград, Тихонравов за свои достижения, способствовавшие развитию советской авиационной, ракетной и космической техники, был награжден орденами Красного знамени, Красной звезды и др.

Открытия и изобретения России, Славянский Дом Книги

В этой статье речь пойдет о Михаиле Клавдиевиче Тихонравове (1900-1974) - пионере отечественного ракетостроения и космонавтики, лауреате Ленинской премии, Герое Социалистического Труда. Первая советская ракета на жидком топливе, которая поднялась в воздух в 1933 году, была его конструкции. Проектные разработки Тихонравова имеют самое непосредственное отношение к запуску первого искусственного спутника Земли, к старту Юрия Гагарина, к первому в истории выходу человека в открытое космическое пространство; они воплощены во многих космических кораблях, разработанных в КБ Сергея Павловича Королева.

В начале 1934 года в Москве, в воротах дома № 19 по Садово-Спасской улице, во дворе которого размещался ГИРД (группа изучения реактивного движения), беседовали двое.
- Кто же создаст корабль для полета человека в космос?
- Конечно, коллектив, обязательно коллектив! Знаю, и ты, и я будем в этом коллективе. И непременно доживем до межпланетного полета человека. Мы спроектируем и построим корабль, который невозможно сейчас даже представить себе.
- Настанут, настанут эти замечательные дни!..
Так почти семьдесят лет назад мечтали двадцатисемилетний Сергей Королев и тридцатитрехлетний Михаил Тихонравов. А 12 апреля 1961 года стартовал созданный ими космический корабль?Восток? с Юрием Гагариным на борту. А еще раньше был первый искусственный спутник земли.

Михаил Клавдиевич Тихонравов родился во Владимире. Когда ему было полтора года, родители переехали в Петербург. Отец семейства Тихонравовых Клавдий Михайлович, почетный гражданин города Владимира, закончил юридический факультет Петербургского университета, а мать, Александра Николаевна, - Бестужевские курсы. Училась она и в знаменитом училище технического рисования А.Л.Штиглица, готовившем преподавателей для художественно-промышленных школ. Недюжинным художником впоследствии стал и ее сын Михаил. Вообще будущий ученый отличался многими талантами. После окончания Третьей классической гимназии он в совершенстве овладел латынью и читал в подлиннике античных авторов; изучил и французский язык.
В девятилетнем возрасте Миша Тихонравов, побывав на авиационном представлении, на всю жизнь?заболел? небом, начал запоем читать книги по теории воздухоплавания. И когда в 1920 году Н.Е.Жуковский организовал Институт инженеров Красного Воздушного Флота, Тихонравов тут же оказывается в числе студентов. В учебных мастерских института он вместе с известным впоследствии авиационным инженером-конструктором Владимиром Вахмистровым спроектировал и построил планер. Названный?Змеем Горынычем?, он представлял советский планеризм на международных соревнованиях в Германии в 1925 году, показав превосходные результаты: поднялся на высоту 265 метров и пролетел 11 километров.
В 1925 году М.К.Тихонравов окончил институт, к этому времени переименованный в Военную Воздушную Академию Рабоче-Крестьянской Красной Армии имени профессора Н.Е.Жуковского. Работал у знаменитого авиаконструктора Н.Н.Поликарпова, участвовал в создании ряда самолетов - первенцев советской авиации, в том числе и легкого ночного бомбардировщика У-2. Одновременно он начинает серьезно осваивать теоретические основы ракетной техники.
С начала 1920-х годов Михаил Тихонравов был членом секции планеризма при ОСОАВИАХИМе. Там он часто встречался с С.П.Королевым. Сергей Павлович как-то рассказал ему, что в Москве создается группа для изучения принципов реактивного движения, позже получившая название ГИРД, и что одна бригада под руководством Ф.А.Цандера уже занимается авиационными жидкостными реактивными двигателями (ЖРД). Королев предложил Тихонравову возглавить бригаду по разработке баллистических ракет с ЖРД. Тот принял предложение и пригласил к себе еще четырех сотрудников Центрального конструкторского бюро имени В.Р.Менжинского, куда он перешел от Поликарпова, в том числе и свою будущую жену Ольгу Константиновну.
Первое время трудились на общественных началах по вечерам (?официально? ГИРД был создан в 1931 год). Остряки расшифровали название своей?организации? как?группа инженеров, работающих даром?. Но энтузиазм был велик. Ольга Константиновна в беседе с одним из учеников М.К.Тихонравова А.В.Брыковым, вспоминала: ?Чувствовалось, что мы на пороге открытия какой-то тайны. Хотя условия первое время были очень тяжелыми. Работали мы в холодном, еще не обжитом подвале с цементным полом и холодными каменными стенами. В той части подвала, которую занимала бригада Тихонравова, даже окон не было. С внешним миром мы?общались? лишь с помощью вентилятора, вмонтированного в стену под самым потолком. А бригада Цандера и этого не имела. Помню, как мы бегали греться на улицу. Конечно, потом настелили полы, оклеили стены, поставили круглую печьѕ?
Третью бригаду ГИРДа (газодинамические испытательные установки) возглавил будущий крупный ракетчик Ю.А.Победоносцев, четвертую (ракетопланы и крылатые ракеты) - С.П. Королев.
Постепенно дело налаживалось. Появлялось новое оборудование. 17 августа 1933 года на инженерном полигоне в Нахабине был осуществлен пуск ракеты?09? - первой советской жидкостной ракеты конструкции М.К.Тихонравова. За 18 секунд полета ракета поднялась на высоту 400 метров. Руководил пуском Сергей Павлович Королев.
В 1933 году на базе Ленинградской газодинамической лаборатории (ГДЛ) и ГИРДа был организован первый в мировой практике Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). М.К.Тихонравов и С.П.Королев стали там начальниками отделов: Королев занялся летательными крылатыми аппаратами с ЖРД, а Тихонравов - реактивными минометами?Катюша?.
В 1934 году М.К.Тихонравов выступил с докладом на первой Всесоюзной конференции по изучению стратосферы, в работе которой принимали участие академики Д.П.Карпинский, А.Л.Белопольский, В.И.Вернадский, И.М.Виноградов, а председательствовал академик С.И.Вавилов. В докладе Михаила Клавдиевича, посвященном применению ракетных двигательных аппаратов в стратосферных исследованиях, впервые обосновывалась возможность полета в ракете человека.
В том же году вместе с директором Ракетного НИИ И.Т.Клейменовым М.К.Тихонравов посетил в Калуге К.Э.Циолковского. На память об этой встрече осталась фотография, ныне ставшая хрестоматийной.
Летать как птица - извечная мечта человека. И М.К.Тихонравов отдал ей достойную дань. Еще в академии он начал изучать способы полета живых существ.
Возможно ли построить надежный летательный аппарат с машущими крыльями - махолет? Чтобы ответить на этот вопрос, Тихонравов занялся исследованием птиц: как летают они? Каждое лето, отправляясь с друзьями на лодках в путешествие, он ловил различных пернатых, делал тщательные обмеры, вел статистику. Процесс оказался слишком трудоемким, и Михаил Клавдиевич через газету обратился к охотникам с просьбой предоставить ему некоторые сведения. Стали приходить письма. Содержащиеся в них данные Тихонравов заносил в специальную картотеку.
В связи с этим вспоминают один забавный случай. Однажды Тихонравов получил по почте исключительно квалифицированное и интересное описание некой птицы, которое, однако, никак не укладывалось в его статистику. Он перечитал письмо. Почерк показался знакомымѕ Выяснилось, это его друг, профессор Ветчинкин, увидев в газете объявление Тихонравова, решил пошутить и прислал ему детальное описаниеѕ петуха.
Михаил Клавдиевич занимался этой проблемой много лет и написал по ней с десяток работ: ?Теория взмаха птичьего крыла? и другие. Его книга?Полет птиц и машины с машущими крыльями? (1937, 2-е изд. - 1949) долгое время оставалась единственной в своем роде, наиболее полно в отечественной литературе раскрывавшей вопросы, связанные с орнитоптерами.
Собирал и исследовал Тихонравов также жуков (работа?Полет насекомых?), большую часть коллекции которых впоследствии передал в Зоологический музей МГУ.
Но главным делом жизни М.К.Тихонравова оставалась ракетная техника. Первые шаги, как мы видели, завершились блестящим успехом, что породило большие надежды. Но сбыться им было суждено позднее, чем ожидалось.
В 1937 году?за участие в антисоветской террористической и диверсионно-вредительской троцкистской организации? были репрессированы и в 1938-м расстреляны руководители Ракетного института И.Т.Клейменов и Г.Э.Лангемак. Вскоре арестовали начальника отдела В.П.Глушко и его заместителя С.П.Королева. Только спустя десять лет пути бывших?гирдовцев? и специалистов из РНИИ вновь пересеклись - на этот раз в НИИ-88 в Подлипках и в НИИ-4 в соседнем Болшеве, где согласно Постановлению Совета Министров СССР от 13 мая 1946 года создавался центр разработки реактивного вооружения.
Заместителем начальника НИИ-4 был назначен инженер-полковник Михаил Клавдиевич Тихонравов, к тому времени уже известный как конструктор первой отечественной ракеты с жидкостным двигателем (1933), ракеты с высотой полета до 40 километров (1936) и многоступенчатой пороховой ракеты для полета в стратосферу (1942). Именно Тихонравов организовал в институте отдел, который занялся теорией составных (многоступенчатых) ракет. Проведенные здесь исследовательские работы подтвердили возможность достижения любых дальностей полета и выведения на околоземную орбиту искусственных спутников Земли (ИЗС). В начале 1948 года Михаил Клавдиевич доложил об этом на Ученом совете НИИ-4. Его сообщение было встречено в основном неодобрительно. Поддержал давнего коллегу и друга С.П.Королев, выдавший институту официальный заказ на проведение дальнейших исследований по?тихонравовской? тематике.
Михаил Клавдиевич начал подбирать из талантливой молодежи группу единомышленников, одержимых, подобно ему, идеей полета человека в космос. Сформировавшийся в результате небольшой сплоченный коллектив вошел в историю ракетно-космической техники как?группа Тихонравова?.
Позднее один из ее участников, доктор технических наук, лауреат Ленинской и Государственной премий И.К.Бажинов напишет: ?Михаил Клавдиевич создавал в коллективе особый психологический климат. Каждый новый сотрудник очень быстро проникался сознанием чрезвычайной важности и перспективности работ, в которых начинал принимать участие. Михаил Клавдиевич стремился подобрать задачу, соответствующую творческим интересам сотрудников. Особенно он приветствовал, когда специалисты сами находили, выдвигали и решали проблемные вопросы. В рабочих беседах он умел говорить доступно, ярко и убедительно, и это помогало каждому быстро находить интересную и важную тему. Все это привело к тому, что коллектив?группы? работал увлеченно, не считаясь с личным временем, и решал многие сложнейшие вопросы в короткие сроки. Михаил Клавдиевич всячески поощрял расширение научного кругозора, приучал своих учеников не бояться неизвестных им областей знаний и смелее их осваивать, если это необходимо для дела?.
Все члены?группы? был яркими личностями. Игорь Марианович Яцунский - самый талантливый и надежный помощник, а впоследствии и близкий друг Тихонравова, инженер-геодезист по первой специальности, уже будучи в?группе?, окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ имени Н.Э.Баумана и механико-математический факультет МГУ. Владимир Николаевич Галковский состоял в бригаде Тихонравова еще в ГИРДе. Григория Макаровича Москаленко Тихонравов знал по Реактивному НИИ. Анатолий Викторович Брыков, участник войны, выпускник Московского инженерно-физического института, был направлен в НИИ-4 в 1949-м. Глеб Юрьевич Максимов и Лидия Николаевна Солдатова из МАИ работали с Тихонравовым с первых дней существования?группы?. Игорь Константинович Бажинов и Олег Викторович Гурко пришли также из МАИ, но позднее, в начале 1951 года.
На рубеже 1940-1950-х годов идея полета человека в космос большинству представлялась фантастической. А эти молодые люди думали иначе. Беспредельно увлеченные, они ежедневно засиживались до поздней ночи, не знали выходных. И уже к 1950 году получили убедительные результаты, позволявшие не сомневаться: первая космическая скорость достижима, запуск искусственного спутника Земли - не?фантазия?, а вполне реальная перспектива.
15 марта 1950 года состоялась первая научно-техническая конференция НИИ-4. Этот день остался в памяти у многих. Поначалу все шло как обычно - в меру торжественно и по-военному деловито. Но вот председательствующий объявил доклад М.К.Тихонравова. Пока тот говорил о ходе плановых работ по созданию ракетного оружия, слушали внимательно. Когда же Михаил Клавдиевич перешел к тому, что существует реальная возможность вывода на орбиту искусственного спутника Земли и полета человека в космос, зал загудел. Шум нарастал, заглушая докладчика, стали раздаваться выкрики: ?А зачем это нужно? Нам что, делать нечего? Бред какой-то!? Михаил Клавдиевич все же закончил доклад и покинул трибуну. Но зал не успокаивался. На трибуне появился один из представителей высшего военного руководства генерал П.П.Чечулин (через три года он займет кресло начальника НИИ-4). Без тени сомнения в своей правоте он под бурные аплодисменты вынес приговор: ?Все это фантастика! Считаю нецелесообразным тратить время не только на такие исследования, но даже на их обсуждение. Руководству надо серьезно подумать о том, что институт вместо того, чтобы решать насущные задачи ракетной техники, занимается надуманными проблемами?.
После заседания поникшие члены?группы? окружили своего наставника, которому его заместитель торжествующе объявил: ?Я же вам говорил, Михаил Клавдиевич, что даром все это не пройдет!? Подошел Королев, который не выступал (он еще не был Королевым), взял Тихонравова под руку, отвел в сторону и стал что-то бодро ему доказывать.
Спустя много лет один из специалистов?группы Тихонравова?, доктор технических наук О.В.Гурко скажет: ?Сделать подобный доклад в то время перед аудиторией НИИ-4, в основном состоящей из артиллеристов, было очень смелым шагом?.
Действительно, реакция последовала незамедлительно. М.К.Тихонравов был отстранен от должности заместителя начальника института и назначен консультантом. Почти всех сотрудников у него забрали. Работы по спутнику строго-настрого запретили.
Но?группа Тихонравова? свою деятельность не прекратила. ?Подпольная корпорация?, как они себя назвали, занималась?запретной? тематикой во внерабочее время. Михаил Клавдиевич поддерживал постоянную связь с Сергеем Павловичем Королевым и регулярно высылал ему результаты исследований, о которых знал и М.В.Келдыш. Они работали - и время работало на них.
В 1950 году отдел № 3 (баллистических ракет дальнего действия), возглавляемый С.П.Королевым, преобразовывается в ОКБ-1 и становится ведущим подразделением НИИ-88. Королев и Тихонравов понимали: осуществить запуск ИСЗ они смогут только совместными усилиями. И в конце 1953 года решили, что Сергей Павлович закажет НИИ-4 тему по спутнику, которая войдет в план научно-исследовательских работ института. За содействием и помощью Михаил Клавдиевич обратился к А.И.Соколову - начальнику Управления реактивного вооружения Министерства обороны СССР. Активную поддержку Тихонравову оказал также заместитель начальника института по науке доктор технических наук Г.А.Тюлин. С января 1954 года в НИИ-4 была официально открыта тема?Исследования по вопросу создания искусственного спутника Земли?. Ее научным руководителем назначили М.К.Тихонравова, ответственным исполнителем - И.М.Яцунского. В том же 1954 году С.П.Королев направил в вышестоящие инстанции докладную записку с обоснованием целесообразности образования в НИИ-88 научно-исследовательского отдела для проведения работ по ИСЗ. Правительство и военные медлили, осторожничали. Для Королева и Тихонравова главным было создать межконтинентальную баллистическую ракету, способную преодолеть земное тяготение. Именно на это Сергей Павлович направлял все свои усилия. К середине 1954 года полностью определился технический облик ракеты Р-7 - знаменитой?семерки?, вобравшей в себя рекордное количество технических новшеств. Вот тогда-то Королев и начал добиваться правительственного решения о параллельной разработке проекта спутника. На свой страх и риск он организовал проектирование ИСЗ в ОКБ-1 без соответствующих санкций Министерства и Правительства.
Дальнейшее изложено в книге С.Н.Хрущева?Рождение сверхдержавы: книга об отце? (М., 2000). В самом начале 1956 года Н.С.Хрущев посетил фирму Королева. Несколько часов высокие гости знакомились со сданными на вооружение и разрабатываемыми на перспективу боевыми ракетными комплексами, а также с ракетой Р-7, пока существовавшей только в макете. ?Увиденная конструкция поразила нас своими размерами. Ярко освещенный колодец цеха заполняла одна-единственная ракета. Ее размеры, контур невольно ассоциировались со Спасской башней Кремляѕ Столпившись у входа, все в молчании рассматривали это чудо техники. Королев наслаждался произведенным эффектом и не спешил начать пояснения. Наконец оцепенение прошло, и основная группа, задрав головы, двинулась вокруг ракеты. Королев то тыкал указкой куда-то вверх, к самому потолку, то опускался почти на корточки?.
Сергею Павловичу стало ясно: именно сейчас самое время решить вопрос о космическом использовании Р-7. И он начал говорить...
Выслушав, Хрущев спросил, не задержит ли реализация?космических? замыслов создания межконтинентального оружия. Королев уверенно ответил, что от этого дело только ускорится. Военные молчали, Хрущев раздумывал, Главный конструктор напряженно ждал. Наконец Никита Сергеевич произнес: ?Если главная задача не пострадает, - действуйте?.
В августе 1956 года ОКБ-1 вместе с опытным заводом № 88 выделилось из НИИ-88 и стало самостоятельным предприятием во главе с Главным конструктором С.П.Королевым. В сентябре в докладе на научно-техническом совете С.П.Королев определил важнейшую задачу коллектива: ?Несомненно, что мы вступаем в новую область работы по ракетной технике, связанную с созданием летательных машин?. Специальным решением совета был одобрен эскизный проект ИСЗ.
Тогда же М.К.Тихонравов с частью своих сотрудников переходит к Королеву начальником головного проектного отдела № 9. Это было первое специализированное подразделение, которому поручалось проектировать не ракеты, а космические аппараты. К 1957 году определились три направления деятельности?девятки?: беспилотные спутники Земли (Е.Ф.Рязанов), лунные и межпланетные автоматические станции (Г.Ю.Максимов) и пилотируемые космические аппараты (К.П.Феоктистов). Постепенно отдел так разросся, что С.П.Королев разделил его на два, а обоих руководителей - М.К.Тихонравова и П.В.Цыбина - сделал своими заместителями.
В 1957 году за работы по подготовке и проведению запусков первых искусственных спутников Земли М.К.Тихонравов удостаивается Ленинской премии. В 1961 году после полета в космос Юрия Гагарина ему присваивается звание Героя Социалистического Труда. М.К.Тихонравов дважды был награжден орденом Ленина и дважды - орденом Красной Звезды. В 1968 году его избрали членом-корреспондентом Международной астронавтической академии.
В 1976 году, через два года после кончины Михаила Клавдиевича, в американском городе Аламогордо (штат Нью-Мексико) был открыт Музей космонавтики. В Зале Славы музея в числе изображений 35 крупнейших деятелей мировой космонавтики поместили и портрет М.К.Тихонравова.
О широте научных интересов Михаила Клавдиевича говорит перечень его работ, опубликованных и неопубликованных: более 200 статей и книг по вопросам планеризма, аэродинамики, ракетной техники, а также фундаментальные труды?Основы теории полета и элементы проектирования искусственных спутников Земли? - результат работы?группы Тихонравова? (?Машиностроение?, 1967) и?Основные воззрения физики? (остался не оконченным).
К сожалению, для многих наших соотечественников имя Михаила Клавдиевича Тихонравова остается пока малоизвестным. Книга А.В.Брыкова?К тайнам вселенной?, написанная на основании воспоминаний членов?группы Тихонравова?, пробивала себе дорогу к печатному станку более десяти лет. В 1981 году автору в издательстве?Советская Россия? объяснили: ?Мы публикуем о космосе только?дистиллированную воду?, а у вас тут какие-то проблемы, запреты, преследования непослушных и даже репрессии!? Книга вышла в Москве только в 1993 году тиражом всего 300 экземпляров. В 2000 году в Ярославле выпустили монографию А.И.Зузульского?Ступени в небо? о жизни и творчестве М.К.Тихонравова - монографию довольно обстоятельную, но напечатанную столь же мизерным тиражом - 300 экземпляров. Это практически все.
Остается добавить, что имя Михаила Клавдиевича Тихонравова увековечено в названии Болшевского НИИ Министерства обороны России. Его именем названа главная улица молодого города Юбилейного, выросшего из военного городка при НИИ-4.

В статье использованы вышеупомянутые книги: А.И.Зузульский. ?Ступени в небо? (Ярославль, 2000), А.В.Брыков. ?К тайнам вселенной? (М., 1993), а также воспоминания, материалы из личных архивов и записи бесед с учениками и сотрудниками М.К.Тихонравова - И.К.Бажиновым, О.В.Гурко, А.А.Дашковым. Всем этим людям автор выражает искреннюю признательность.

2017-07-07T22:31:05+00:00

Тихонравов Михаил Клавдиевич (1900-1974).

Михаил Клавдиевич Тихонравов родился 29 июля 1900 года во Владимире.
В 1919 году он добровольно вступил в Красную Армию. В этом же году работал товарищем председателя Переславского комитета РКСМ.
В 1920 году он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н.Е.Жуковского). Окончив учёбу в 1925 году, Михаил Тихонравов работал на нескольких авиационных предприятиях. Конструктор ряда планеров: АВФ-1 «Арап» (1923 г.), АВФ-22 «Змей Горыныч» (1925 г., совместно с В.С.Вахмистровым), «Жар-Птица» (1927 г., совместно с А.А.Дубровиным), «Гамаюн», «Скиф» (оба в 1928 г. совместно с В.С.Вахмистровым и А.А.Дубровиным), «Комсомольская Правда» («Жар-Птица-2», 1929 г. совместно с В.С.Вахмистровым и А.А.Дубровиным), «Скиф-2» (1931 г. совместно с В.С.Вахмистровым и А.А.Дубровиным).

Тихонравов познакомился в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР с Сергеем Павловичем Королёвым, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. По предложению Королёва он возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками.

В 1932 году работал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения, в ходе которой разрабатывал первый советский двухступенчатый ракетный двигатель. В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. С 1934 года работал Начальником отдела Реактивного института.

С 1938 года Михаил Тихонравов занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш». В 1940-1943 годах возглавлял конструкторскую группу, разрабатывавшую (под общим руководством А.Г.Костикова) экспериментальный истребитель-перехватчик «302П» с силовой установкой, состоящей из ЖРД и двух ПВРД.

В 1956 году Михаил Клавдиевич перешёл на работу в ОКБ-1, на должность начальника отдела проектирования различных искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы. За успешные запуски «Спутника-1» и спутника с живым существом на борту, Тихонравов в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии.

31 декабря 1957 года в связи с созданием ракеты Р-7 и успешным запуском первого искусственного спутника Земли большой группе учёных и инженеров в Кремле вручались Ленинские премии. Среди них были и члены группы — М.К.Тихонравов, И.М.Яцунский, И.К.Бажинов и А.В.Брыков, которым премия была присуждена за обоснование возможности создания и запуска первого ИСЗ. Г.Ю.Максимову Ленинская премия была присуждена несколько позже - за участие в создании первых автоматических лунных аппаратов. И.К.Бажинов в своих воспоминаниях пишет о том, что «С.П.Королёв, представляя к награде Г.Ю.Максимова, безусловно, учитывал его большой вклад в работы группы М.К.Тихонравова».

М.К.Тихонравов принимал деятельное участие в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля, за что 17 июня 1961 года ему присвоено звание Героя Социалистического Труда (указ не публиковался).

В дальнейшем отдел, под руководством Михаила Клавдиевича, участвовал, в частности, в разработке тяжёлого межпланетного корабля, создаваемого для пилотируемого полёта на Марс.

Член-корреспондент Международной академии астронавтики (1968 г.).

4 марта 1974 года Михаил Клавдиевич Тихонравов скончался, похоронен на Новодевичьем кладбище, на его могиле установлен бюст.

Награды:
-золотая медаль «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда;
-два ордена Ленина;
-два ордена Красного Знамени;
-орден Отечественной войны 2-й степени;
-медали.
-Ленинская премия.

М.К.Тихонравов. 1925 г.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!