Maeotis · - · меотида. Максимилиан волошин и коктебель

Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932) – поэт и переводчик, тонкий художник, блестящий мыслитель, критик, философ.

Даже в самые тяжелые 20-е годы дом Волошина был наполнен жильцами, до шестисот человек за лето останавливалось у гостеприимных хозяев. Бесплатный приют для ученых, литераторов, художников, артистов, авиаторов. Отдых, наполненный впечатлениями киммерийской природы, серьезными научными и культурными дискуссиями, юмористическими розыгрышами и общением с Волошиным вдохновлял творчество гостей.


В Коктебеле. Дом Максимилиана Волошина. Bogaevsky-1905. Национальная картинная галерея имени И.К. Айвазовского, Феодосия


Максимилиан Волошин: "Киммерией я называю восточную область Крыма от древнего Сурожа (Судака) до Босфора Киммерийского (Керченского пролива), в отличие от Тавриды, западной его части (южного берега и Херсонеса Таврического".


В Коктебеле, на самом берегу живописной бухты, между древнейшим вулканом планеты Карадагом и киммерийскими холмами стоит необыкновенный Дом, хранящий множество реалий и легенд ХХ столетия. Дом, раскрытый «навстречу всех дорог», созданный Максимилианом Волошиным для общения и творчества, «один из культурнейших центров не только России, но и Европы». На фото:
М. А. Волошин и М. С. Волошина у своего дома.

Поселок Коктебель находится в 25 км от Феодосии. "Коктебель" - означает, большая кровать и завтрак. Это место является уникальным даже для Крыма. Море, горы, степи - создают удивительный климат, особенно заметный в области.Максимилиан Волошин и Киммерия – одно из самых органичных взаимодействий человека с окружающей природой. «Коктебель – это Волошин, в том смысле, что покойный поэт увидел как бы самую идею местности и дал её в многообразии модификаций…», - писал Андрей Белый.

Неразрывность эстетики ландшафта, исторической насыщенности юго-восточного Крыма и геологически обусловленной, но непостижимой энергетики Кара-Дага звучит во многих произведениях Максимилиана Волошина. Центральное место в этом «киммерийском пространстве» совершенно естественно занимает Дом М.А.Волошина, с самого своего возникновения несущий печать знаковости, символа, даже – музейности.

Дом Поэта как историко-культурный объект включает в себя не только здание с непосредственной музейной территорией, творческое наследие и предметный мир хозяина, но и обстоятельства его жизни, круг его общения и интересов, окружающие строения и пейзаж, т.е. все то, что актуализирует личность Максимилиана Волошина. Именно этот целостный объект является культурным наследием и самим своим существованием востребовал создание формы заповедника, вслед за Гомером названного М.Волошиным Киммерией.

«В конце прошлого века Коктебельская долина представляла собой пустынное, почти не обжитое место... Одной из первых купила участок у самого моря Елена Оттобальдовна, приехавшая сюда из Москвы летом 1893 года... Вскоре в Коктебеле строят дачи... Но действительным центром сложившейся культурной колонии юго-восточного Крыма был Дом поэта в Коктебеле.»

В сентябре 2013 года исполняется 100 лет с момента завершения строительства Дома Поэта - своеобразного культурного символа. Центр свободомыслия и свободотворчества, он привлекал в Коктебель многие поколения творческой интеллигенции. Здесь всегда приветствовались новаторство и оригинальность. С начала прошлого века в Доме звучали новейшие литературные и музыкальные произведения, не утихали споры о путях современного искусства и культуры в целом, возникали идеи, определяющие научные и исторические повороты.

Дом Максимилиана Волошина занимает одно из первых мест среди экскурсий Коктебеля. Литературно-мемориальный музей М. Волошина находится на Набережной поселка Коктебель. Напротив Дома – музея расположен памятник поэту и художнику Максимилиану Волошину.


В конце прошлого века Коктебель был малоизестным не только для туристов, но и для жителей Крымского полуострова. Все изменилось с переездом в поселок 1911 года Волошина.

«Войди, мой гость,
стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога» - эти строчки М. Волошина всегда приходят на память, когда приезжаешь в Коктебель. Занимаясь строительством своего жилища на юго-восточном побережье Крыма (по собственным замыслам и чертежам), писатель мечтал, чтобы двери его были открыты навстречу каждому гостю

И на скале, замкнувшей зыбь залива, Судьбой и ветрами изваян профиль мой... Этот феномен - отчетливый профиль Максимилиана Волошина на почти отовсюду видном обрыве массива Карадаг в сторону моря - кажется чудом. Но, если знать, сколько души и творчества вложил поэт в Коктебель, чудо это представляется закономерным. И осваивал он не только восточное побережье - Киммерию, по его словам, но и весь полуостров.

Говорят, случайностей не бывает. Невероятное сходство профиля Волошина и контуров обрыва Карадага... То, что величайшая фигура своео времени, Максимилиан Волошин, воспевая красоты Крыма, поселился именно здесь, несомненно, знак Судьбы.

С 1984 г. в мемориальном здании располагается Дом-музей М.А. Волошина (1877–1932), замечательного поэта, художника, переводчика, оригинального критика, блестящего мыслителя и провидца – уникальнейший музей, широко известный в международной культурной среде. Историческое здание и аутентичная коллекция позволяют поставить его в короткий ряд европейских музеев, которым посчастливилось нерушимо выстоять в бурях ХХ столетия.


Вид на домик М. Волошина в Коктебеле. Костяницын В.Н. 1935 г. Холст, масло. 58,5х78,5.


«Лето 1911 года стало первым «обормотским» (определение Волошина) летом в Коктебеле... Непременным условием в правилах «обормотов» была ориентация на свободу и естественность поведения. В частности, одежду следовало одевать предельно простую и удобную, в отличие от костюмов «буржуазного типа».»

Среди тех, с кем близко общался Максимилиан Волошин, художники кисти и слова, деятели культуры и науки: поэты Р.Гиль, Н.Гумилев, К.Бальмонт, Андрей Белый, В.Брюсов, М.Цветаева, И.Эренбург, А.Блок; писатели Р.Роллан, А.Толстой, И.Бунин; драматург М.Метерлинк, философы В.Соловьев, Н.Бердяев, основатель антропософии Р.Штайнер, теософ А.Минцлова; художники О.Редон, Ф.Леже, А.Модильяни, П.Пикассо, Д.Ривера, В.Суриков, А.Бенуа, М.Кустодиев; танцовщица Айседора Дункан, композиторы В.Ребиков, Г.Нейгауз, театральный деятель С.Дягилев, авиаконструкторы С.Королев и О.Антонов, и многие другие.


«Мастерская была не только местом работы поэта и художника, но и местом встреч, общения и отдыха многочисленных обитателей дома... В мастерской читались стихи и проза, доклады и рефераты, проводились литературные игры.»


Здесь всегда было много гостей. И при жизни Максимилиана Александровича, и после его смерти. Быть может, потому, что дом удивительным образом вобрал черты своего хозяина, человека необыкновенного таланта и огромной душевной щедрости.
Сегодня здесь все так же многолюдно. Атмосфера высокой духовности - притягательная сила уникального музея.


«Невозможно рассказать о всех гостях Дома поэта, о тех, в чьей жизни и творчестве Волошин оставил заметный след. В экспозиции немало фотографий, иных документов, свидетельствующих о многообразии этих встреч.»


Дом-музей продолжает славные волошинские традиции в Коктебеле. Широкую известность во многих странах получили научные конференции «Волошинские чтения», ежегодные события Международного творческого симпозиума «Волошинский сентябрь» – Литературный Волошинский конкурс, Литературный фестиваль им. М.А. Волошина, Художественный пленэр «Коктебель», вручение Международной Волошинской Премии, научно-культурологическая конференция "Киммерийский топос: мифы и реальность" и молодежные семинары.


Зимний кабинет


Зимний кабинет


Столовая


Официально дом-музей Волошина был открыт 1 августа 1984 года. Впрочем, ещё в 1933 году известный литератор и культуролог Андрей Белый писал: «Не дом, а – музей; и музей – единственный… целое единственной жизни… гипсовый слепок с его живого, прекрасного человеческого лица, вечная живая память о нем; её не заменят монументы».


Войдя в музей, сразу попадаешь в особый интеллектуальный мир. В первом зале размещена литературно-историческая экспозиция. Знакомство с ней как бы готовит вас к дальнейшей экскурсии по дому. Документы, фотографии, письма подробно рассказывают о жизни и творческой судьбе Максимилиана Волошина - выдающегося русского поэта и переводчика, блестящего критика и тонкого художника.

Не меньший интерес у посетителей вызывает мастерская, расположенная на втором этаже здания. После ремонта обстановка этой комнаты нисколько не изменилась. Все вещи заняли свои места, как и при жизни хозяина. Письменный стол, мольберт, полки с книгами… Стеллажи для рабочих инструментов, краски и кисти... В глиняных вазах - сухие горные растения.

Центром мастерской является «каюта Таиах». На стене - скульптурный портрет египетской царицы, женщины удивительной красоты. Рядом несколько живописных полотен - акварельные работы мастера, в которых улавливаются черты искусства Востока и Запада. И всюду морские раковины, бусы из самоцветов, фигурки из дерева и камня.


Дом Волошина. Коктебель, П. Крылов,1986 год (Холст на картоне, масло 35х50) .

Трагическая и величавая гряда древнейшего вулкана Карадаг, миллионы лет назад устроившего гигантскую скальную декорацию – портрет-памятник Genio loki (гению места) Максимилиану Волошину – с юго-запада, оживающий мыс Хамелеон и застывшие волны киммерийских холмов, вознесшие к небу могилу Поэта – с северо-востока обрамляют необыкновенной красоты залив, на самом берегу которого легким корабликом смотрится трехэтажный дом.

Дом, с разными уровнями окон, опоясанный светло-голубыми террасами-палубами, с вышкой-мостиком получился удивительно
гармоничным, составляя единое целое с коктебельским пересекающимся ландшафтом.

Следует отметить, что сохранность аутентичных интерьеров волошинских комнат, где почти каждый предмет занимает место, определенное ему хозяином на столетие ранее, совершенно уникальна для европейских музеев, переживших не одну войну.


Гордость экспозиции музея составляют уникальные мемориальные аутентичные интерьеры жилых комнат. Созданные Волошиным своими руками, эти интерьеры отражают его мировидение и создают особую неповторимую атмосферу Дома Поэта. Все вещи находятся на своих местах около ста лет и хранят память обо всех гостях, побывавших в Доме как при жизни хозяина, так и после его ухода.

Экспозиция дома-музея Волошина занимает три зала, в которых представлено около трех сотен экспонатов различного характера, отражающих биографию и творчество Максимилиана Волошина. В основном это фотоматериалы, личные вещи, автографы, изобразительные произведения, книги Волошина и его ближайшего родственного и дружеского окружения.

Фондовая коллекция музея уникальна по своей аутентичности, на протяжении столетия музейные предметы не покидали здания. В доме-музее Волошина насчитывается 150 живописных и более 1500 графических работ Волошина, а также около 350 работ других авторов. Основа книжного фонда - мемориальная волошинская библиотека. Многие издания можно отнести к редким книгам, немалое количество книг с автографами и дарственными надписями.


Дом-музей Волошина и сегодня остается культурным центром -систематически проводятся международные научные конференции по вопросам культурологи, философии, литературы, международные творческие мероприятия, создаются выставочные экспозиции, проводится обмен выставками с другими музеями, ведутся издательские программы. Международные Волошинские Чтения проводятся раз в два года, а по итогам конференций издаются сборники материалов.


Художник и поэт всегда был гостеприимен и многие литераторы того времени ценили творчество и личностные качества Волошина, а еще его любовь к простоте во всем (он даже в одежде отдавал предпочтение простым одеяниям над аристократическими костюмами). Потому не удивительно, что дом Максимилиана был для него не только местом рождения многих шедевров, но и местом встреч, литературных вечеров, общения и отдыха интеллигенции. В музее Волошина в Коктебеле Вы и сейчас можете увидеть экспозиции, передающие происходящие встречи того времени (фотографии, различные документы) .


Именно Волошин считается основоположником интеллигенции в Коктебеле и не безосновательно в его честь названа главная площадь поселка. Музей Волошина в Коктебеле – место знакомства с культурной эпохой и интеллигенцией времен развития поселка Коктебель.


Гости Волошина

Многочисленные гости радушного дома.


М.А. Волошин с гостями. Среди гостей С.Я. Эфрон (стоит третий слева)


Фотография чаепития Марины Цветаевой с Максимилианом Волошиным.


Коктебель и Волошин.


М. Волошин с одним из гостей дома - поэтом Всеволодом Рождественским

«Мой кров - убог.
И времена - суровы.
Но полки книг возносятся стеной.
Тут по ночам беседуют со мной
историки, поэты, богословы».

Целый ряд проблем в ходе проведения реставрационных работ в музее был связан с библиотекой Волошина, насчитывающей более девяти тысяч книг. Как было вывезти это богатство, где хранить? И тем не менее на эти вопросы ответ был найден. Теперь «жемчужины» поэта, собираемые им в течение всей жизни, возвращены в дом: издания по истории, философии, искусству, ботанике, физике, археологии, астрономии, медицине… Свыше трех тысяч книг на французском языке, а также на немецком, английском, итальянском. Диву даешься, глядя на это собрание, свидетельствующее о широте интересов его владельца.

В настоящее время заповедник "Киммерия М. А. Влолшина" объединяет комплекс движимых и недвижимых историко-культурных памятников: пять музеев с прилегающей территорией и общим музейным фондом более 70 тысяч единиц хранения, могилу М.А. Волошина на горе Кучук-Енишары, могилы и надгробия на коктебельском и старокрымском кладбищах, памятный знак на месте руинированного склепа семьи Юнге - основателей дачного поселка Коктебель.

Волошин умер в 1932 г. и похоронен на горе Кучук-Енишар в соответствии с его последней волей.

Фото: у Максимилиана Волошина. Viktor Igumnov


"О Киммерия! Чудная страна, Ты вдохновением Бога создана!..."

Экскурсия на гору Кучук-Енишар и могилу Максимилиана Волошина в Коктебеле. Чем знаменито это место и каким образом оно исполняет желания.

Могила М. А. Волошина - это одна из главных достопримечательностей Коктебеля и всего Крымского полуострова. Выдающийся русский поэт, мыслитель, художник-пейзажист, литературный и художественный критик похоронен на вершине горы Кучук-Енишар (Малый Янычар). Это самая высокая точка в окрестностях Коктебеля. Над уровнем моря гора возвышается почти на 193 м. С нее открывается потрясающий вид на живописную Коктебельскую бухту, величественный мыс Хамелеон и знаменитый заповедник «Кара-Даг».

Кучук-Енишар - гора Волошина

При жизни Максимилиан Александрович часто поднимался на Кучук-Енишар, чтобы насладиться неповторимыми пейзажами своей Киммерии, которая никогда не переставала удивлять поэта. Жизненный и творческий путь Волошина был неразрывно связан с крымской землей. Он сам завещал похоронить себя на этой горе. По преданию, талантливый художник и литератор еще при жизни выложил на месте собственной могилы крест из разноцветных камней.

Могила Волошина заслуженно входит в число наиболее значимых мемориально-исторических .

Двери дома Максимилиана всегда были открыты для друзей. Волошин постоянно знакомился с новыми людьми и приглашал их в гости. В разное время у него успели побывать такие известные личности, как П. Кончаловский, К. Боневский, М. Горький, К. Петров-Водкин, А. Грин, О. Мандельштам, М. Булгаков, А. Толстой и др. Тесная дружба связывала Волошина с семейством Цветаевых - поэтессой Мариной и ее сестрой Анастасией. Цветаевы надолго приезжали в . Волошин частенько их навещал и приглашал к себе.

В Коктебель один из самых талантливых представителей Серебряного века переехал жить в начале прошлого столетия. Именно на полуострове Крым полностью раскрылись его способности к рисованию и написанию стихов. Максимилиан создал здесь сотни прекрасных пейзажей с натуры, запечатлев на них самые живописные места Коктебеля, и написал множество замечательных стихотворений, посвятив немало строк покорившей его сердце Киммерии.

Максимилиан Александрович восхищал своих современников неиссякаемой творческой энергией и разносторонностью интересов. Гений Волошина признан во всем мире. Он внес свое имя не только в историю литературы, но и оставил заметный след в философии и живописи. Именно Волошин во многом способствовал превращению Коктебеля в один из культурных центров Крыма. В доме поэта, где когда-то собирался цвет русской интеллигенции, сегодня открыт музей.

Поэтому гора Малый Янычар в окрестностях Коктебеля имеет второе, неофициальное название - «Гора Волошина».

Экскурсия на могилу Волошина 2019

На вершину, где находится могила Волошина, ведет подъем средней сложности. Его без особых усилий преодолеет любой человек без серьезных проблем со здоровьем. На гору традиционно поднимается большинство туристов, посещающих этот район Крыма. Только лично побывав на вершине, можно не только понять умом, но и прочувствовать душой, почему великий поэт завещал похоронить его именно здесь. Кучук-Енишар сегодня входит в число лучших смотровых площадок в Феодосийском регионе.

Панорама окрестностей Коктебеля

Ландшафты в районе могилы М. Волошина

Волошин просил, чтобы после его ухода в мир иной рядом с могилой не садили деревья и кустарники - так горячо любимые пейзажи оставались открытыми для него даже после смерти.

В 1932 г., 11 августа, завещание Максимилиана Александровича было исполнено. На протяжении длительного времени на месте захоронения Волошина не имелось надгробия - эту достопримечательность Крымского полуострова обозначал небольшой земляной холм, заросший травой. Установку каменной плиты провели почти полвека спустя после кончины поэта - в 1976 г. Поклонники творчества Волошина соблюдают особую традицию: в годовщину его смерти они поднимаются на горную вершину, чтобы отдать дань памяти своему кумиру.

Многие почитатели творчества выдающегося поэта говорят, что в этот день им удается увидеть Киммерию совсем по-другому - как бы глазами самого Максимилиана.

Последнее желание М. Волошина

Волошин успел оставить еще одну просьбу потомкам. Он просил приносить к могиле камни - самоцветы, гальку и другие, которые коллекционировал всю жизнь. Поэтому рядом с надгробием лежат целые россыпи различных камней, принесенных местными жителями и туристами. Многие люди наносят на камни надписи со своими мечтами. Они надеются, что дух Максимилиана, который умел воплощать в реальность самые смелые мечты и видел проявление божественного начала в земном мире, поможет и им претворить в жизнь их сокровенные желания и обрести гармонию с миром.

Испытайте фортуну и вы - не забудьте камушек!

Подведем итоги

Если у вас уже запланирован , посетите могилу Максимилиана Волошина. Пусть вас не смущает антураж - в этом месте ничто не напоминает о кладбищенской тематике. Удивительному человеку даже после смерти удалось создать вокруг себя атмосферу легкости и абсолютной гармонии с окружающим миром.

Да и кто знает - вдруг именно ваше желание, начертанное на камушке, исполнится. Благодаря прижизненному обаянию и гостеприимству Максимилиана Александровича.

Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин родился 16 (28) мая 1877 г. в Киеве, в семье члена киевской палаты уголовного и гражданского суда А.М. Кириенко-Волошина (1838-1881) и его жены Елены Оттобальдовны, урожденной Глазер (1850-1923). В 1881 г., когда Максу не исполнилось еще и пяти лет, умер отец. Мать с сыном переехала в Москву, а в начале 1893 г. - в Коктебель. Макс учился в Феодосийской казенной гимназии. После ее окончания в 1897 г. поступил на юридический факультет Московского университета. В то время, в конце XIX в., по всей России прокатилась волна студенческих забастовок, в орбиту которых оказался втянут и Волошин. В 1899 г. его исключили из университета «за агитацию » и выслали в Феодосию со свидетельством о неблагонадежности. Через год он восстановился в университете, но почти сразу за этим последовал арест с последующей высылкой в Крым «до особого распоряжения ».


В сентябре 1900 г. он уехал в Среднюю Азию на изыскания трассы Оренбург-Ташкентской железной дороги. «1900-й год, стык двух столетий, был годом моего духовного рождения. Я ходил с караванами по пустыне. Здесь настигли меня Ницше и "Три разговора" Вл. Соловьева. Они дали мне возможность взглянуть на всю европейскую культуру ретроспективно - с высоты азийских плоскогорий - и произвести переоценку культурных ценностей », - вспоминал поэт.


Волошин решил не возвращаться в университет, а уехать в Париж и заниматься литературой и искусством.

Весной 1901 г. он выехал за границу. Побывал во многих европейских странах и городах, в Париже в общей сложности прожил более шести лет, и он стал любимым городом поэта.


В 1903 г., приехав ненадолго в Москву, Волошин познакомился с начинающей художницей и поэтессой Маргаритой Сабашниковой (1882-1973). Ничто не предвещало тогда их сближения. Но полгода спустя, весной 1904 г., в Париже их отношения друг к другу начнут изменяться. Они бродят по ночным улочкам старого города, посещают театры и музеи, гуляют в Версальском парке.

Их взаимоотношения не были однозначными и определенными. Это было притяжение и отталкивание одновременно: слишком разными были устремления этих двух неординарных людей. «Мне бы хотелось , - мечтала Сабашникова, - чтобы пришел гигант, взял бы меня на руки и унес. Я бы только глядела в его глаза и только в них видела бы отражение мира... Я бы ему рассказывала сказки, а он бы для меня творил бы новые миры - так, шутя-играя. Неужели этот гигант никогда не придет... ». Подходил ли для такой роли Максимилиан Волошин? «Уже несколько дней , - записал Волошин в дневнике, - я не видел М<аргариту> В<асильевну>. Я заходил к ней и не заставал. И мне хотелось не застать ее. Любил ли я или нет? Когда же я лгал и где создалась ложь? ».

Несмотря на сложности в отношениях, Волошин и Сабашникова все же решили пожениться. Венчание состоялось в Москве, в церкви св. Власия. Однако совместная жизнь не наладилась, и в 1907 г. их брак фактически распался.

Смертельной горечью была мне та потеря
И в зрящем сумраке остался я один... -

так выразил поэт свою трагическую любовь, которую он пронес через всю свою жизнь.

В 1905 г. произошло событие, коренным образом повлиявшее на творческую и жизненную биографию Волошина и Сабашниковой. Они познакомились с выдающимся немецким философом, основателем антропософии - Рудольфом Штайнером (1861-1925). Впоследствии Волошин назовет Штайнера тем, кому он «больше всего из людей обязан познанием самого себя », а Сабашникова всю свою дальнейшую жизнь посвятит изучению и пропаганде антропософии - духовной науки самопознания. Оба они стали членами Всеобщего Антропософского общества.

В 1910 г. в России был издан первый поэтический сборник Волошина - «Стихотворения: 1900-1910». В него вошли пять поэтических циклов, которые принесли молодому поэту славу одного из самых интересных и самобытных русских поэтов. Свое кредо раннего периода творчества сам он сформулировал следующим образом:

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.

В Париже Волошин много и интенсивно учился: «Художественной форме - у Франции, чувству красок - у Парижа, логике - у готических соборов, средневековой латыни - у Гастона Париса, строю мысли - у Бергсона, скептицизму - у Анатоля Франса, прозе - у Флобера, стиху - у Готье и Эредиа …». В столице Франции он познакомился с выдающимися деятелями культуры: Э. Верхарном, М. Метерлинком, О. Мирбо, О. Роденом, Р. Жилем, О. Редоном, Ф. Фенеоном. До сих пор, по отзывам специалистов, волошинские переводы французских поэтов конца XIX - начала XX в. считаются одними из лучших.

В 1914 г., буквально за день до начала Первой мировой войны, Волошин по приглашению Сабашниковой приехал в Швейцарию, в небольшой поселок Дорнах, где собрались ученики Штайнера, друзья и единомышленники на строительство антропософского центра - Гетеанума.

В 1916 г. Волошин окончательно вернулся из заграничных странствий в Россию. «Вернувшись весной 1917 года в Крым , - вспоминал поэт, - я уже более не покидаю его: ни от кого не спасаюсь, никуда не эмигрирую - и все волны гражданской войны и смены правительств проходят над моей головой ».

В годы гражданской войны он занял позицию «над схваткой». Воспитанный на лучших традициях западноевропейского гуманизма, поэт считал, что в годы террора и братоубийственного кровопролития нужно оставаться прежде всего Человеком и спасать людей вне зависимости от их политических убеждений.

И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас - тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

Его гуманистическая позиция была не просто декларацией - он спасал конкретных людей в конкретных обстоятельствах. Благодаря прямому участию Волошина от верной гибели были спасены Н. Маркс, издавший в начале XX в. три сборника «Легенд Крыма», поэт Осип Мандельштам, Сергей Эфрон и многие, многие другие.

В те дни мой дом - слепой и запустелый -
Хранил права убежища, как храм,
И растворялся только беглецам,
Скрывавшимся от петли и расстрела.
И красный вождь, и белый офицер -
Фанатики непримиримых вер -
Искали здесь, под кровлею поэта,
Убежища, защиты и совета.
Я ж сделал все, чтоб братьям помешать
Себя губить, друг друга истреблять.

«В годы революции , - писал русский богослов и публицист о. Александр Мень, - ни один из русских поэтов не поднялся до такого проникновения в события, как Волошин ».


В советское время его позицию принимали с иронией и снисходительно называли «абстрактным гуманизмом». В 1923 г. в печати появилась статья Б.П. Таля «Контрреволюция в поэзии М. Волошина», в которой говорилось: «Своим творчеством Максимилиан Волошин сам дает ясный ответ на вопрос - кто он такой. Это последовательный, горячий и выдержанный контрреволюционер-монархист. Пусть же обращает он свои призывы к мертвецам контрреволюции. Живой, творящей, неуклонно движущейся вперед - к коммунизму - рабоче-крестьянской Советской России такое творчество не нужно ». На поэта был наклеен ярлык контрреволюционера и наложен негласный запрет на публикацию его произведений.

После революции Волошин сосредоточился на творчестве, стремясь осмыслить свершавшиеся на его глазах события. В его поэзии по-новому зазвучали тема России и размышления о ее исторических судьбах. Свидетельство тому - поэмы «Деметриус-император», «Россия», «Протопоп Аввакум», «Святой Серафим», стихотворения «Неопалимая купина», «Владимирская богоматерь», цикл «Путями Каина» - итоговое и наиболее философски насыщенное произведение поэта.

11 августа 1932 г. Максимилиана Волошина не стало. Согласно его последней воле, он был похоронен на вершине горы Кучук-Енишар, откуда открывается один из лучших видов на коктебельскую округу.

Максимилиан Волошин по праву считается поэтическим первооткрывателем Киммерии - таинственной и легендарной страны, воспетой Гомером как «киммериан печальная область » и увиденной творческим гением поэта в красоте ландшафта Юго-Восточного Крыма. «Киммерией , - писал Волошин, - я называю восточную область Крыма от древнего Су рожа (Судака) до Босфора Киммерийского (Керченского пролива), в отличие от Тавриды, западной его части (Южного берега и Херсонеса Таврического) ». И провозглашал:

Так вся душа моя в твоих заливах.
О, Киммерии темная страна,
Заключена и преображена.

Разработка поэтом киммерийской тематики является одной из наиболее самобытных примет его творческой биографии. «Тема Киммерии, - писала одна из исследовательниц творчества Волошина Л.А. Евстигнеева (Спиридонова), - став центральной в его поэзии, осветила все образы таинственным отсветом прошедших эпох ». Киммерии поэт посвятил более шестидесяти стихотворений, восемь статей и подавляющее большинство акварелей. Но Киммерия, ставшая истинной «родиной духа» Волошина, не сразу вошла в его душу. Понадобились «годы странствий » по странам Европы, чтобы оценить уникальность и своеобразие суровой и терпкой красоты Коктебеля. «Коктебель , - вспоминал он впоследствии, - не сразу вошел в мою душу: я постепенно осознал его как истинную родину моего духа. И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземноморья, чтобы понять его красоту и единственность ».


Впервые тема Киммерии прозвучала в цикле «Киммерийские сумерки» (1906-1909 гг.), еще не совсем ясно и осмысленно, но уже вполне самобытно и оригинально. Большую роль в его создании сыграли переживания поэта, порожденные расставанием с Маргаритой Сабашниковой. Душевная горечь, созвучная горечи коктебельской полыни, и вызвала к жизни первый сюжет - «Полынь», созданный в конце 1906 г.:

Костер мой догорал на берегу пустыни.
Шуршали шелесты струистого стекла.
И горькая душа тоскующей полыни
В истомной мгле качалась и текла.

В конце мая 1907 г. он вернулся из Петербурга в Коктебель. Именно здесь, в «Киммерии печальной », душа поэта, измученного тяжкими переживаниями от разлуки с любимой, найдет долгожданный покой. В ней начинает пробуждаться новое, доселе неизвестное чувство «сыновности» к Киммерии.

Окончательную осмысленность образ Киммерии приобрел у поэта в стихотворном цикле «Киммерийская весна» (1910-1926) и в статьях о творчестве феодосийского художника Константина Федоровича Богаевского (1872-1943). В отличие от трагического настроя «Киммерийских сумерек», «Киммерийская весна» уже своим названием говорит об оптимизме и радостном, гармоничном миросозерцании. Этот цикл является, пожалуй, самым лучшим собранием произведений киммерийской тематики, в нем пейзажные зарисовки поэта обрели отточенность и виртуозность.

Заката алого заржавели лучи
По склонах рыжих гор... и облачной галеры
Погасли паруса. Без края и без меры
Растет ночная тень. Остановись. Молчи.
Каменья зноем дня во мраке горячи.
Луга полынные нагорий тускло-серы...
И низко над холмом дрожащий серп Венеры,
Как пламя воздухом колеблемой свечи...

Дружба и творческое взаимодействие Волошина и Богаевского, объединенных любовью к «горестной, пустынной и огромной » красоте киммерийского пейзажа, дало замечательные плоды. «Коктебель , - писал Богаевский Волошину в 1907 г., - моя святая земля, потому что нигде я не видел, чтобы лицо земли было так полно и значительно выражено, как в Коктебеле ». Важным событием в их творческой биографии стало появление в 1912 г. в журнале «Апполон» статьи Волошина «Константин Богаевский», содержащей ряд очень точных и важных эстетических формулировок. Они помогли и Богаевскому, и Волошину осмыслить и обосновать концептуальную разработку киммерийской тематики.


«Искусство Богаевского , - писал Волошин, - целиком вышло из земли, на которой он родился. Для того чтобы понять его творчество, надо узнать эту землю; его душа сложилась соответственно ее холмам и долинам, а мечта развивалась, восполняя ее ущербы и населяя ее несуществующей жизнью. Поэтому, прежде чем говорить о Богаевском и его искусстве, я постараюсь дать представление о той земле, голосом которой он является в современной живописи...


Если с Опука или с высоты скифского вала, проходящего над Кенегезом, посмотреть к западу, то за холмистыми равнинами, за высохшими озерами, за крылатыми луками желтых морских отмелей, за плоскими сопками, за несколькими планами далей, все более синих, более лучистых и отмеченных крестиками ветряных мельниц, в те вечера, когда над землей не стоит мгла, на самом краю горизонта, за тусклыми мерцаниями двух глубоко уходящих в землю морских заливов, встает нагромождение острых зубцов, пиков и конических холмов. И среди них полуразрушенным готическим собором с недостроенными башнями в кружеве стрелок, переплетов и взвивающихся языков окаменелого пламени встает сложное строение Карадага. Такой романтически-сказочной страной представляется Коктебель из глубины керченских степей.


Вся Киммерия проработана вулканическими силами. Но гнезда огня погасли, и вода, изрывшая скаты, обнажила и заострила вершины хребтов. Коктебельские горы были средоточием вулканической деятельности Крыма, и обглоданные морем костяки вулканов хранят следы геологических судорог. Кажется, точно стада допотопных чудовищ были здесь застигнуты пеплом. Под холмами этих долин можно различить очертания вздутых ребер, длинные стволы обличают срытые под ними спинные хребты, плоские и хищные черепа встают из моря, один мыс кажется отставленной чешуйчатой лапой, свернутые крылья с могучими сухожилиями обнажаются из-под серых осыпей; а на базальтовых стенах Карадага, повисших над морем, можно видеть окаменевшее, сложное шестикрылье Херубу, сохранившее формы своих лучистых перьев.


Если к этим основным пейзажам Киммерии присоединить еще мускулистые и разлатые можжевельники Судака, пещерные города Бахчисарая да огромные ломбардские тополя и ясени Шах-Мамая, пред высотой которых степной горизонт кажется низким и плоским, то перед нами все элементы, из которых сложились пейзажи Богаевского».


Думается, что такая глубокая и образная характеристика творчества Богаевского применима также и к художественному творчеству самого Максимилиана Волошина.



Заниматься живописью Волошин начал в Париже под влиянием русской художницы Е.С. Кругликовой, которая имела там собственную мастерскую. Обращение к живописи было не случайным: Волошин разделял многие эстетические установки русского символизма с его стремлением к синтезу искусств. В творчестве Максимилиана Александровича поэзия и живопись взаимно дополняли друг друга. «Стихотворение - говорящая картина. Картина - немое стихотворение » - это древнее изречение как нельзя лучше характеризует отношение его к союзу поэзии и живописи, тем более, что таких знаменитых мастеров-классиков японской гравюры, как Хокусая и Утамаро, сам Волошин называл в числе тех, кто оказал большое влияние на становление его как художника.

Искусствовед Э.А. Голлербах, хорошо знавший Волошина и его творчество, в статье «Миражи Киммерии» заметил: «Художник и поэт в нем почти равносильны и, во всяком случае, конгениальны. Если бы когда-нибудь удалось осуществить безупречное полихромное воспроизведение пейзажей Волошина в сопровождении стихов автора, мы имели бы исключительный пример совершенного созвучия изображения и текста ».


В 1930 г., в связи с предполагаемой выставкой его акварелей, Волошин написал статью «О самом себе», где подробно изложил свои взгляды на художественное творчество: «Пейзажист должен изображать землю, по которой можно ходить, и писать небо, по которому можно летать, то есть в пейзажах должна быть такая грань горизонта, через которую хочется перейти, и должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью, а в небе те восходящие токи, по которым можно взлететь на планере ». Он очень гордился тем, что первыми ценителями его акварелей «явились геологи и планеристы, точно так же, как и тем фактом, что... сонет "Полдень" был в свое время перепечатан в крымском журнале виноградарства. Это указывает на их точность ».


Большое внимание Волошин придавал символике света, используемого в живописи. Выбор того или иного цвета художником был вовсе не случаен, он отвечал его глубокой философской интуиции: «Красный соответствует цвету земли, синий - воздуха, желтый - солнечному свету. Переведем это в символы. Красный будет обозначать глину, из которой создано тело человека - плоть, кровь, страсть. Синий - воздух и дух, мысль, бесконечность, неведомое. Желтый - солнце, свет, волю, самоосознание, царственность... Лиловый цвет образуется из слияния красного с синим - "чувство тайны", "цвет молитвы", зеленый - от смешения зеленого с синим - "цвет растительного царства, надежды, радость бытия" ».

Свою любимую Киммерию Волошин воспел и в поэзии, и в живописи, «картинами и словом отдал дань », и Киммерия, этот «таинственный отсвет прошедших эпох », отозвалась на поэтический призыв:

Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поет в волнах его прилива.

А своеобразным апофеозом этой двусторонней связи поэта и его духовной родины - Киммерии - стало интересное геологическое и мистическое событие:

И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.

В 1913 г., после сильного оползня, на отроге скалы Кок-Кая, замыкающей Коктебельский залив с берега моря, образовалось некое подобие профиля человека, в котором нетрудно угадать профиль самого Волошина.

Образ Киммерии, вызванный из глубин истории поэтической «мечтой» Максимилиана Волошина, и поныне витает над Коктебелем, вдохновляя все новые поколения художников, писателей, поэтов.

Выдающийся поэт и художник, философ и критик Максимилиан Александрович Волошин значительную часть жизни провел в Крыму. Дом в Коктебеле, в котором обитал Макс, стал поэтической меккой, которая притягивала творческих людей со всей России. Здесь гостили Марина Цветаева, Валерий Брюсов, Михаил Булгаков, Викентий Вересаев, Максим Горький, Петр Кончаловский и многие другие незаурядные личности. Сегодня дом Волошина - один из самых посещаемых литературно-художественных музеев Крыма.

В стране голубых вершин

Небольшой поселок на берегу Черного моря, расположенный у подножья древнего вулкана Карадаг - излюбленное место художников, поэтов, писателей, в общем, творческих людей. Мистическая красота Коктебеля воспета талантливыми литераторами и запечатлена на полотнах известных живописцев. Для одного из них «страна голубых вершин», так переводится с тюркского слово «Коктебель», стала источником вдохновения, домом и, в конечном счете, последним пристанищем. Речь, как можно догадаться, идет о поэте Максимилиане Волошине.

Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поет в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой,

Написал однажды Волошин. И правда, обрыв горы Кок-Кая своими очертаниями напоминает мужской профиль. Побывавшая в 1911 году в Коктебеле Марина Цветаева поделится впечатлениями: «Взлобье горы. Пишу и вижу: справа, ограничивая огромный коктебельский залив, скорее разлив, чем залив, каменный профиль, уходящий в море… Максин профиль». Поэт и сам ассоциировал скальный лик с собственным.

Правда, еще до переезда Волошина в Крым в Коктебельском профиле узнавали лицо другого известного поэта. Существует открытка с видом поселка, изданная в Феодосии в 1910 году, на которой написано: «Коктебель. Гора профиль Пушкина». В путеводителях 1911 и 1914 годов также указывается, что это «профиль Пушкина».

Что ж, каждый имеет право видеть в каменных глыбах то, что ему близко. Но вряд ли кто-то поспорит с тем, что Коктебельский лик можно по правду назвать памятником поэту - человеку с мятежной, страстной душой, слившему в творческом порыве со стихией, творцу, создающему самого себя.

Мой кров убог

Одним из первых из русских интеллигентов красоту Коктебеля оценил известный врач-окулист профессор Э. А. Юнге. Будучи энергичным и разносторонним человеком, он приобрел кусок земли в Коктебельской долине и решил превратить его в цветущий сад. Юнге мечтал построить здесь водохранилище, на склонах холмов разбить виноградники, проложить удобную дорогу в Феодосию. Однако на осуществление грандиозных планов не хватило средств. После смерти профессора, его наследники продали часть земли, на которой в начале XX века появились первые дачи. Один из участков у моря приобрела Елена Оттобальдовна, мать поэта Волошина. Соседями Волошиных стали Детская писательница Н. И. Манасеина, поэтесса П. С. Соловьева и оперный певец В. И. Касторский. Таким образом, Коктебель стал курортом интеллигенции.

Судьба Максимилиана Волошина тесно связана с Крымом. Среднее образование Макс получил в Феодосийской гимназии, затем поступил на юридический факультет Московского университета. После революции поэт поселился в Коктебеле, в семейной даче у моря. Здесь поэту суждено пережить трагические события гражданской войны. Дом Волошиных становится прибежищем, как для красных, так и для белых. Не приемля насилие, независимо от его происхождения, Максимилиан помогал при белогвардейцах коммунистам-подпольщикам, а при большевиках - белым офицерам. Немаловажную роль сыграл поэт в освобождении Мандельштама, схваченного врангелевцами.

Послереволюционное время - период смены идеалов и тотальной переоценки ценностей кардинально менял мировоззрение людей. Не избежал этой участи и Макс Волошин. Будучи по природе демократом он с воодушевлением принял пролетарские настроения. Внешний вид поэта подчеркивал его близость к народу. Волошин ходил босиком, в холщовой рубахе с подпояской, волосы подвязывал ремешком. Таким же образом художник относился и к собственному быту.

Дому, в котором будут гостить Цветаева, Брюсов, Булгаков, Вересаев, Максим Горький, Кончаловский, Грин, поэт посвятит такие поэтические строки:

Войди, мой гость, стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога…
Со дна веков тебя приветит строго
Огромный лик царицы Таиах.
Мой кров убог. И времена — суровы.
Но полки книг возносятся стеной.
Тут по ночам беседуют со мной
Историки, поэты, богословы.

Что же представляет собой дача Волошина? Дом был возведен в 1903 году под руководством и по чертежам поэта. Его архитектура отражает противоречивые взгляды и нестандартность мышления хозяина. Сооружение асимметричной формы состоит из двух отдельных сооружений, соединенный в единое целое. Если посмотреть на строение с левой стороны, можно обнаружить обычный сельский дом с белыми стенами и балкончиком. Выложенная из оранжевого кирпича правая часть здания отличается выступающей трехгранной трапецевидной стеной с высокими окнами. Она напоминает фрагмент старинного замка. Глядя на эту часть дома, создается романтическое впечатление. Все-таки дом строил поэт. Кстати, Волошин яростно критиковал дурной вкус российской буржуазии. В одной из статей, посвященной архитектурному облику Феодосии, поэт напишет: «Екатерининская набережная с ее дворцами в стиле турецких бань, Публичных домов и лимонадных киосков, с ее бетонными Эрехтейонами, гипсовыми «Милосами», голыми фисташковыми дамами с декадентских карт-посталей представляет совершенно законченный «Музей Дурного Вкуса». Большевики и анархисты, в руках которых Феодосия побывала дважды, не захотели оказать ей единственной услуги, на которую были способны: они не взорвали этих вилл».

К счастью, большевики взывали не все виллы. Однако все более-менее приличные здания были национализированы, такой же участи чуть было не избежала и дача Волошина. В советское время благодаря помощи А. Луначарского поэту удалось сохранить свою коктебельскую обитель. Выходом из положения оказалась организация дома творчества. После прохождения всех разрешительных процедур, в 1924 году Волошину была выдана охранная грамота, которая гласила: «Максимилиан Волошин с полного одобрения Наркомпроса РСФСР устроил в Коктебеле в принадлежащем ему доме бесплатный дом отдыха для писателей, художников, ученых...».

Весной 1927 года Максимилиан Волошин женился на Марии Степановне Заболоцкой. Верная подруга поэта мужественно разделит с ним трудные годы и станет настоящей опорой в жизни. После смерти Волошина Мария Степановна сохранит его творческое наследие, а также предметы интерьеров и быта, которые окружали писателя при жизни.

Волошин скончался 11 августа 1932 года и был похоронен вблизи Коктебеля на горе Кучук-Янышар. На похоронах присутствовали Н. Чуковский, Г. Шторм, Артоболевский и А. Габричевский

Дом-музей Волошина

Сегодня в старинном здании начала XX века, доме знаменитого пота Максимилиана Волошина размещен мемориальный музей, прославившийся во всем мире. Все в доме поэта осталось неизменным. Предметы интерьера, имеющие возраст 100-летней давности, помнят времена, Цветаевой, Булгакова и Мандельштама. Со времен Волошина сохранились эксклюзивные предметы мебели, украшенные инкрустацией, росписью, выжиганием, среди них конторка для А.Н. Толстого, изготовленная самим поэтом.

Коллекцию музея составляют личные вещи Волошина: картины, документы, рукописи, переводы, письма, а также уникальное собрание книг, насчитывающее около 10 тысяч томов. Многие из них являются редкими и имеют автографы авторов.

Благодаря Волошину, в Коктебеле не стихает звучание стихов. Ежегодно в доме писателя проходят поэтические фестивали. Творческие люди съезжаются со всей России, Украины и ближнего зарубежья, чтобы пообщаться, вдохновиться атмосферой Крымского Южнобережья и затем создать нетленные произведения искусства.

И над живыми зеркалами
Возникнет темная гора,
Как разметавшееся пламя
Окаменелого костра.
М. Волошин

А посередине, почти у самой кромки воды, белый дом с башней, похожий на Корабль, всеми окнами открытый морю и небу, — дом Волошина. Знаменитый Дом Поэта. Где хозяин принимал почти всю русскую культуру начала XX века. Максимилиан Волошин еще при жизни сделал свой дом бесплатным пристанищем многочисленных друзей, знакомых и незнакомых, а в 1931 году завещал его Союзу писателей. С этого дома и началась слава Коктебеля.

Слава Коктебеля

Пожалуй, нет другого такого места на земле, кроме Москвы , Петербурга и Парижа , где бы сходилось столько русских поэтов, писателей, художников. Дом Волошина принимал несколько сотен человек каждый год, через него прошли Николай Гумилев и Осип Мандельштам , Андрей Белый и Марина Цветаева , Валерий Брюсов и Александр Грин , Константин Богаевский и Александр Бенуа , Михаил Булгаков и Алексей Толстой , — множество других носителей знаменитых и менее знаменитых имен русской культуры.

В доме Волошина в Коктебеле Гумилев написал своих «Капитанов»:

На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей...

Здесь же Цветаева впервые увидела своего будущего мужа:

«Они встретились — 17-летний и 18-летняя — 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском, волошинском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей — красивый грустной, кроткой красотой юноша с поразительными, огромными, в пол-лица, глазами. Заглянув в них и все прочтя наперёд, Марина загадала: «Если он подойдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж!».

Конечно, сердолик этот он нашёл тотчас же, наощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных, — и вложил ей его в ладонь, изнутри освещённый крупный камень, который она хранила всю жизнь...», — написала их дочь, Ариадна Эфрон.

Год за годом к дому Волошина тянулись все новые поколения русских литераторов. Миф о выдуманной Волошиным стране Киммерия , память о великом веке поэзии всегда привлекала в Коктебель людей творческих.

В Доме Поэта сейчас музей, основанный в 1974 году. Тут хранятся библиотека и лучшая коллекция картин и акварелей самого поэта.

«Киммерии печальная область»

Влюбленный в суровую красоту залива Волошин выпытал у окрестных холмов, у гор и у моря, у старых пастухов, рыбаков, в книгах и легендах скрытую от глаз историю этого места. И ему открывался генуэзский порт, венецианский порт, порт древнегреческий. На плато Тепсень поэт обнаружил остатки древнего города:

Отроковица эллинской земли
В венецианских бусах Каллиера!

Вслед за поэтом пришли археологи. Первая экспедиция работала на плато в 1929-1930 годах.

Море вынесло в руки поэту обшитый медью кусок дерева — обломок древнегреческого судна — быть может, корабля Одиссея . По легенде, в стране Киммерии царь Итаки спускался в подземное царство Аида. В черных скалах, в ревущих гротах, где открывается чрево мертвого вулкана, и находился будто бы вход в тот мир, откуда живым нет возврата. Разве что многомудрому Одиссею — и певцу Орфею.

Вулкан юрского периода

После Великой Отечественной войны сам поселок переименовали из Коктебеля в Планерское.

С конца семидесятых годов на гору Узун-Сырт, названную в память погибшего планериста горой Клементьева , со всех концов Советского Союза съезжались дельтапланеристы со своими самодельными летательными аппаратами.

И сегодня над опаленнными солнцем низкими горами парят яркие дельтапланы, парапланы, планеры. На набережной мне предложили прокатиться на каком-либо летательном аппарате.

Сверху видно все — крохотный Коктебель, кряж Карадага, рыжую цепь уходящих вдаль холмов, полынную степь и Коктебельскую бухту. С высоты в несколько сот метров гора Клементьева сливается с долиной и исчезает, но я увидела и город Айвазовского Феодосию, и Старый Крым, где умер мечтатель Александр Грин.

Коктебель — страна натуральных вин

Этот лозунг встречает вас в Крыму повсюду, а не только в Коктебеле. Завод марочных вин и коньяков «Коктебель» ведет свою историю с военного 1944 года. Производство коньяков началось в 1961 году. Сейчас это знаменитая марка.

Коктебль давно уже не пустынен, каким был во времена Волошина, и туристам на катерах уже не читают стихи, как когда-то. Это модный и перегруженный курорт. Шумная набережная заполнена барами, торговые палатки с сувенирами, выстроившиеся в два ряда, закрывают вид и на море, и на Дом Поэта. Не всякому приезжему известно само имя Волошина.

Но почти вековая культурная традиция этого места не исчезла. После реконструкции вновь открыт Дом Поэта . Один за другим проводятся поэтический, джазовый, кинофестиваль. Бродят в бухтах и по горам любители дикой природы.

Главное, чтобы природа выдержала. И долгая история этого места, где на плато Тепсень выкопаны амфоры и пифосы с античным вином, продолжится.

Новости партнёров



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!