Мамай хотел. Кто такой хан мамай

Его имя вошло в бытовую культуру на уровне поговорок: «как Мамай прошел». С ним связана одна из самых известных страниц истории – Куликовская битва. Он вел тайные политические игры с литовцами и генуэзцами. Беклярбек Золотой Орды Мамай.

Происхождение

Хан Мамай стал прототипом знаменитого персонажа украинской народной культуры – казака-лыцаря (рыцаря) Мамая. Современные украинские историки-реформаторы даже всерьез пишут об украинском происхождении хана, а эзотерики называют казака-Мамая «космогоническим олицетворением украинского народа в целом». Впервые в бытовой культуре простонародья он появился довольно поздно, в середине XVIII века, но стал настолько популярным образом, что висел в каждом доме рядом с иконами.

Мамай был наполовину половец – кыпчак, наполовину - монгол. По отцу – потомок хана Акопы из рода Кият, а по матери – из рода золотоордынского темника Мамая. Тогда это было распространенное имя, означавшее по-тюркски Мухаммед. Он удачно женился на дочери сарайского правителя - хана Бердибека, который до этого убил своего отца и всех братьев, начиналась Великая Замятня в Орде – длительный период междоусобиц. Сам Бердибек тоже был убит, и прервалась прямая линия династии Батуидов на главном престоле Орды. Тогда восточные потомки Джучи стали претендовать на Сарай. В этих условиях Мамай захватил западную часть Орды и ставил там ханов – непрямых наследников рода Батуидов. Сам он править не мог, не будучи Чингизидом. И вот тут развернулась большая политика с участием Мамая.

«Талантливый и энергичный темник Мамай происходил из рода Кият, враждебного Тэмуджину и проигравшего войну в Монголии еще в XII в. Мамай возродил причерноморскую державу половцев и алан, а Тохтамыш, возглавив предков казахов, продолжил улус Джучиев. Мамай и Тохтамыш были врагами». Лев Гумилев.

Мамай vs Тохтамыш

Тохтамыш был приверженцем старых ордынских порядков, стремившимся объединить раскалывающуюся орду. К тому же он был чингизидом и обладал неоспариваемыми правами на Сарай, в противовес Мамаю. Отца Тохтамыша убил правитель Белой Орды Урус-хан, но после смерти последнего знать там отказалась подчиняться его потомкам и призвала Тохтамыша. Внутреннюю войну Тохтамыш проиграл, но спасся после решающего сражения, переплыв раненым Сырдарью – во владения Тамерлана. Тот сказал: "Ты, видимо, мужественный человек; иди, возвращай себе свое ханство, и ты будешь моим другом и союзником". Тохтамыш взял Белую орду, получил Синюю – по праву наследования, и двинулся на Мамая. Теперь все зависело от составленных на западе союзов.

Большая политика

Поскольку Золотая Орда в усобицах ослабела, литовцы начали укрепляться на территориях, прежде подконтрольных монголам. Киев стал практически литовским, Чернигов и Северская были под влиянием Литвы. Князь Ольгерд был воинствующим антиправославным, тогда как большинство населения в расширившейся Литве уже было русским, и Москва этим пользовалась против литовцев. Однако другие русские князья, напротив, использовали Литву против Москвы – в первую очередь, суздальцы и новгородцы. Разделение по западной политике было и в Орде.

Мамай поставил на Литву, а Тохтамыш на Москву. Мамай вел прозападную линию, поскольку для борьбы с Тохтамышем ему были нужны деньги. Деньгами обещали помочь крымские генуэзцы в обмен на концессии для добычи мехов на севере Руси. Мамай долго пытался подговорить Москву исполнить условия генуэзцев в обмен на ярлык и другие привилегии. И то, и другое московиты приняли. Митрополит Алексий, де факто правивший, когда Дмитрий был ребенком, использовал Мамая для возвышения, как юридического, так и фактического, Московского княжества. Но в итоге Москва от Мамая отвернулась, произошло так называемое «великое розмирье». Не без влияния Сергия Радонежского, который сказал, что с латинянами (генуэзцами и латинянами) никаких дел быть не может.

Из «Слова о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского»: «Мамай же, подстрекаемый лукавыми советниками, которые христианской веры держались, а сами творили дела нечестивых, сказал князьям и вельможам своим: «Захвачу землю Русскую, и церкви христианские разорю… Где церкви были, тут ропаты поставлю».

До Куликовской битвы

Небезынтересные события происходили до Куликовской битвы. Поскольку Мамай надеялся на заключение союза или с Москвой, а затем с другими княжествами против Москвы, он часто отправлял посольства в Русь. В Рязань, Тверь, саму Москву и т.д. С этими посольствами часто поступали отвратительно. Так произошло в Нижнем Новгороде (тогда находившийся под княжением суздальцев), где сидел суздальский епископ Дионисий. Он поднял против татарского посольства посадскую чернь. Как пишет Лев Гумилев, «все татары были умерщвлены самым жестоким образом: их, раздев донага, выпускали на лед Волги и травили собаками». Мамай на реке Пьяне настиг пьяные вдрызг суздальские войска и перерезал, повторив чуть позже то же самое в Нижнем. На адреналине Мамай решил продолжать двигаться на Москву, но войска мамайского мурзы Бегича были разгромлены на реке Воже. Вот после этого главное открытое столкновение Мамая и Москвы стало неизбежным.

Потомками Мамая себя называли князья Глинские. По их родовой легенде, потомки Мамая служили в Великом княжестве Литовском, и якобы Глинские ведут род от сына Мамая Мансура Киятовича. Если так, то Мамай был предком Иоанна IV Грозного по матери – Елене Глинской.

Гибель

В Куликовском сражении, о котором у нас написано много, Мамай потерял не только войско, но и легитимность: малолетний хан Мухаммед, который де юре правил в Сарае, был убит. Таким образом, Тохтамышу почти не пришлось воевать, чтобы добить на реке Калке остатки войска Мамая – люди сами переходили в к более законному повелителю. Мамай отправился к генуэзцам в Кафу (нынешнюю Феодосию), но совершенно очевидно, что им он больше не был интересен. Там он был и убит. То ли генуэзцами, то ли лазутчиками Тохтамыша: это не так важно, поскольку участь его была предрешена, а время его кончилось.

МАМАЙ (?–1380) – темник (т.е. военачальник «тьмы», 10 тыс. воинов), один из видных представителей монгольской военной аристократии, талантливый и энергичный военачальник и политик в Золотой Орде.

По отцовской линии был потомком кипчаковского хана Акопы, происходил из рода Кийян, по материнской – от золотоордынского темника мурзы Мамая. Возвысился при золотоордынском хане Бердибеке (1357–1361), женившись на его дочери. Не принадлежа к роду Чингисхана, не мог сам быть ханом. Но, воспользовавшись междоусобной борьбой за ханство в Золотой Орде, в середине 14 в., в борьбе с Тохтамышем подчинил себе большую часть золотоордынской западной территории, то есть земли от Дона до Дуная, ядом и кинжалом пробился к власти. К концу 1370-х стал фактическим правителем Золотой Орды , управляя ею через подставных ханов (русские летописи называли их «мамаевыми царями»).

Разжигая феодальную рознь между русскими князьями, боровшимися между собой за получение ярлыка на великое княжение, противодействуя усилению самой сильной из подвластных ему на Руси земель – Московской, Мамай последовательно поддерживал ее противников. Основную ставку он делал на Тверь, а также – из тактических соображений – и на Рязань. При этом он, для острастки, не раз врывался на территорию Рязанского княжества (служившего буфером между Московской Русью и Ордой), опустошая его. Ориентации Мамая на Великое княжество Литовское сопутствовало его враждебное отношение к Московской Руси.

В 1378 Мамай сжег Нижний Новгород, к тому времени находившийся под покровительством Москвы и тогда же послал отряд мурзы Бегича за сбором недостающих податей у московского князя Дмитрия Ивановича. Как повествует летопись, Мамай хотел восстановить власть над Русью, желая, «чтоб как при Батые было».

2 августа 1378 на реке Воже русские воины во главе с московскими воеводами Даниилом Пронским, Тимофеем Вельяминовым и самим князем Дмитрием Ивановичем впервые, используя новые тактические приемы, сумели разгромить ордынское войско.

В ответ Мамай начал готовить новый поход на Москву.

Летом 1380 он собрал большое войско, в которое входили не только татары, но также покоренные им черкесы, ясы, чечены. Однако 8 сентября 1380 в Куликовской битве был разбит и бежал с поля битвы с небольшим отрядом татар в Кафу (Феодосию). Летописец сообщил: «...побежал поганый Мамай с четырьмя мужами в излучину моря, скрежеща зубами своими, плача горько...» – так рассказывало об этом Сказание о Мамаевом побоище . В Крыму его встретили воины ордынского хана Тохтамыша, и Мамай был убит в Кафе по одним данным – татарами, по другим – генуэзцами, бывшими его союзниками.

Наталья Пушкарева

Значение слова МАМАЙ в Краткой биографической энциклопедии

МАМАЙ

Мамай - темник Золотой Орды, захвативший после убийства хана Кидыря, в 1361 г., власть в Орде и державший ее в своих руках до 1380 г., при 13 эфемерных ханах. При нем Московская ориентация Золотой Орды сменилась Тверской (1370 - 75; ярлыки на великое княжение тверскому великому князю Михаилу Александровичу), и в связи с этим произошли первые, после Батыя, столкновения с Москвой (русские победы на реке Воже в 1378 г. и на Куликовом поле в 1380 г.), пошатнувшие авторитет Мамая в Орде. Он был прогнан оттуда Тохтамышем, бежал в Кафу и там убит (1380).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МАМАЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МАМАЙ в Словаре полководцев:
    (?-1380) тат. темник, фактич. правитель Золотой Орды. Потерпел поражение от моск. кн. Дмитрия Донского. Потеряв власть, М. бежал в Крым. …
  • МАМАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (?-1380) татарский темник, фактический правитель Золотой Орды, организатор походов в русские земли. Потерпел поражение от московского князя Дмитрия Донского в …
  • МАМАЙ
    татарский темник, или воевода, захвативший власть в орде после убиения хана Хидыря, в 1361 г. При нем сменилось несколько ханов, …
  • МАМАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАМ́АЙ (?-1380), тат. военачальник, фактич. правитель Золотой Орды, организатор походов в рус. земли. Потерпел поражение от моск. кн. Дмитрия Донского …
  • МАМАЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? татарский темник, или воевода, захвативший власть в орде после убиения хана Хидыря, в 1361 г. При нем сменилось несколько …
  • МАМАЙ
  • МАМАЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. Фактический правитель Золотой Орды, организатор походов на Русь, потерпевший поражение от Дмитрия Донского в 1378 г. - на реке …
  • МАМАЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    Мам`ай, -я (ист. лицо) ; но: мам`ай прошёл (где) (о полнейшем …
  • МАМАЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Мамай, -я (ист. лицо); но: мамай прошёл (где) (о полнейшем …
  • МАМАЙ в Орфографическом словаре:
    мам`ай, -я (ист. лицо) ; но: мам`ай прошёл (где) (о полнейшем …
  • МАМАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (?-1380) , татарский темник, фактический правитель Золотой Орды, организатор походов в русские земли. Потерпел поражение от московского князя Дмитрия Донского …
  • МАМАЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    Мамай м. Фактический правитель Золотой Орды, организатор походов на Русь, потерпевший поражение от Дмитрия Донского в 1378 г. - на …
  • МАМАЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Фактический правитель Золотой Орды, организатор походов на Русь, потерпевший поражение от Дмитрия Донского в 1378 г. - на реке …
  • МАМАЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Фактический правитель Золотой Орды, организатор походов на Русь, потерпевший поражение от Дмитрия Донского в 1378 г. - на реке …
  • МАМАЙ ГРУЗИНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мамай (+ 744), католикос Грузинский, святой. Память 3 мая (Груз.) Правил Грузинской Церковью в …
  • МАМАЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ
    Николай Яковлевич (родился 7.2.1926, станица Анастасьевская Краснодарского края), советский шахтёр-новатор, бригадир комбайновой бригады забойщиков, Герой Социалистического Труда (1957). Член КПСС …
  • ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань …
  • ГЛИНСКИЕ в Татарских, тюркских, мусульманских фамилиях:
    Князья. Имеются две версии их тюрко-ордынского происхождения, но обе выводятся к князю Мамаю, разбитому в 1380 году Дмитрием Донским на …
  • КУЛИКОВО ПОЛЕ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Монгольские завоевания Встревоженный усилением покоренной в 13 в. Руси монгольский правитель Золотой Орды темник Мамай в 1380 собрал 150-тысячное войско …
  • ДИМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (ДОНСКОЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Димитрий Иванович (прозванный Донским) - великий князь владимирский и московский, старший сын великого князя Ивана Ивановича от 2-й супруги его …
  • ЗАМЯТИН в Литературной энциклопедии:
    Евгений Иванович — современный писатель. Родился в Лебедяни Харьковской губ., в 1908 окончил С.-Петербургский политехнический институт по 303 кораблестроительному …
  • КУЛИКОВСКАЯ БИТВА 1380 в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    битва 1380, сражение русских войск под предводительством великого князя владимирского и московского Дмитрия Ивановича Донского с монголо-татарами, возглавляемыми правителем Золотой …
  • ХАНСТВО КРЫМСКОЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    обнимало собой Таврический полуостров и земли на С и В от него; но здесь оно не имело определенных границ. Состав …

Целенаправленная работа по тотальному изменению истории, началась в семнадцатом веке, в рамках, так называемой реформаторской деятельности первых представителей династии Романовых.

Старые памятники, надгробные плиты , в основном все уничтожены. И погибли они, потому что на них была символика, которая Романовыми была отвергнута. Заменена она была на новую символику реформаторского времени семнадцатого века. И чтобы как можно больше убрать этих следов, в частности была предпринята масштабная акция по уничтожению старых надгробных плит. В рамках этой акции и была уничтожена плита Пересвета. Столь масштабные преобразования могли быть вызваны религиозными мотивами и желанием привести русскую историческую науку в соответствие с новыми западными стандартами.

Якобы на Руси, до эпохи Петра первого, эпохи Романовых, своей картографии, в общем-то, не было. Существующие карты, например карты Москвы, это карты сделанные иностранцами. Старые документы, старые карты, в первую очередь Русско-ордынской империи, часто категорически противоречили новой Романовской версии. На них была изображена география, география России, Европы, география мира, которая расходится с новой географией, созданной в западной Европе школой Скалигера и у нас школой историков Романовых.


Икона с изображением битвы на Куликовом поле

В музее Ярославля хранится старинная икона, датируемая серединой семнадцатого века. Уникальное изображение Куликовской битвы. Сколько веков этот образ пролежал в забвении, мы не знаем. По технологии иконописи, изображение покрывалось олифой, которая имело свойство постепенно темнеть. Примерно, через сто лет, икона без реставрации становилась совершенно черной. И поверх исчезнувшего образа, рисовался новый, не всегда совпадающий с предыдущим. Когда в двадцатом веке, с помощью химических средств, научились снимать старые слои, то открылось множество первоначальных сюжетов. Такая же история произошла и с этой иконой. Только в 1959 году, изображение Куликовской битвы было раскрыто. Внимательному и не предвзятому глазу, шедевр ярославской живописи расскажет много интересного.


Вот войска, которые возглавлял Мамай, переправляются через реку, спускаясь с высокого холма. Таких перепадов высот, нет на равнинах Тульской области. Зато красный холм в Москве точно следует изображению иконописца.


Но самое интригующее, на ярославской иконе нет существенных различий между татарским и русским войском. Одни и те же лица, одни и те же знамена. И на этих знаменах образ спаса нерукотворного, который испокон веков считался покровителем русских воинов. С обеих сторон были, как русские, так и татары. В то время не было разделения на нации в современном смысле. Это было все перемешано и более унифицировано. И мы видим, что эти старые изображения до нас доносят совершенно иную версию истории, чем ту которую мы знаем сегодня по учебникам романовской истории. Более того, в некоторых документах говорится, что волжские татары весьма неохотно служили Мамаю. И в его войске их было не много. Мамай возглавлял: поляков, крымцев, ясов (осетин), косогов (казаков) и генуэзцев. Которые также занимались финансовым обеспечением его компании. Между тем, крещеные татары, наравне с литовцами, воевали на стороне Дмитрия.


Кем был хан Мамай на самом деле?

Как известно, Мамай имел войско, называемое ордой. Однако точно также именуют и русское войско. Вот цитата из Задонщины. «Чему ты, поганый Мамай, посягаешь на русскую землю? То тя била орда Залеская?» Залеской землей называлась Владимиро-Суздальское княжество. Так может быть слово «орда», означает просто – войско, а не татарские полчища, как мы привыкли понимать? Но кем же тогда в действительности был Мамай? Согласно летописи, темником или тысяцким, то есть военным предводителем (казачьим атаманом). За несколько лет до Куликовской битвы, он борется с правящимиханами, и пытается узурпировать власть.

У великого князя Дмитрия Ивановича в Москве очень похожая история, да еще и происходящая в то же самое время. Сын тысяцкого, Иван Вельяминов, поссорившись с Дмитрием, бежит в орду и там готовится к походу против своего правителя. Не трудно заметить, что действия тысяцких, в истории Куликовской битвы, как-то странно дублируют друг друга.


Согласно летописям, явившийся в русскую землю Иван Вельяминов, предатель, будет казнен прямо на Куликовом поле, после победы Дмитрия. В память об этом событии, Великий князь, даже прикажет чеканить монеты. На монете Донского, было изображение самого князя, который держит в руке меч и щит. У его ног лежит поверженный враг, голова которого отсечена. Известно что, Иван Вельяминов, был казнен. Его голова была отрублена и эта монета фиксирует факт победы над своим врагом.

Дмитрий и его противник с мечами в руках. Еще несколько минут и начнется кровавая сеча. А на обратной стороне монеты, человек со щитом. Но разве во время казни пользуются щитом? Выходит тысяцкий Вельяминов, погиб на поле брани. Согласно общепринятой версии, Мамай, после поражения, бежал в степи и в тот же самый год столкнулся с новым врагом – Тохтамышем, ханом заяицкой орды. Они сошлись на берегах Калки, где история в точности повторилась. Как и на Куликовом поле, бедный Мамай, был предан своим литовским союзником и был разбит.

Если учесть, что в древних летописях не использовали гласных, то название «Калка» и «Куликово» не просто похожи, а абсолютно идентичны и состоят всего из трех букв – КЛК. Кроме того, сохранились монеты, на которых с одной стороны выбито – хан Тохтамыш, по-арабски, с другой по-русски – Великий князь Дмитрий Донской. Историки пытаются объяснить это тем, что монеты с одной стороны чеканил – Тахтамыш, с другой стороны – Дмитрий Донской.

Но это можно объяснить и по-другому. На Руси использовалось несколько языков: русский, арабский, татарский. И на одной и той же монете, имя одного и того же правителя, могло быть начеканено с двух сторон, на двух разных языках. Наличие таких древних монет, является достаточно веским аргументом в пользу того, что Дмитрий Донской и хан Тохтамыш, это одно и то же лицо.

Так может, и не было двух разных битв, которые похожи друг на друга, как две капли воды? А была одна – на Куликовом поле. Где князь Дмитрий Донской, он же хан Тохтамыш, разбил войска предателя Ивана Вельяминова, также известного под именем – Мамай.

Монголо-татарского ига не было!


Но в этом случае, возникает еще более неожиданный вопрос. А было ли вообще монголо-татарское иго? В свете новых предположений, выходит, что не было. А существовала огромная Русско-ордынская империя, которая во второй половине четырнадцатого века, разделилась на три части. Золотая орда. Белая орда или белая Русь. И Малороссия, она же синяя орда. Золотая орда, другое название Волжское царство, впадает в продолжительную и опасную смуту. За двадцать один год, сменяется двадцать пять правителей. Идет ожесточенная борьба за трон, которая в 1380 году, разрешается грандиозной битвой на Куликовом поле.

История далекого четырнадцатого века, нуждается в дальнейших исследованиях. И самое главное в поиске новых, неизвестных науке документов и материальных свидетельств. Именно они могут подтвердить или опровергнуть существующие сегодня теории. Впрочем, есть факты, которые не подвергаются сомнению. Куликовская битва действительно была. Она состоялась в 1380 году, и победу в ней одержал Дмитрий Донской. И, безусловно, она по праву считается символом мужества, доблести и чести русских воинов.

И еще одна любопытная деталь. Уже в наши дни, в центре Москвы на Краснохолмской набережной, поставлен крест, на гранитном основании которого, выбито: «На сем месте, будет воздвигнут памятник, святому благоверному, князю Дмитрию Донскому, защитнику земли русской. В лето 1992 года, сентября 25». Тогда скульптор не мог знать о московской версии сражения. Она просто не была разработана. Но так получилось, что памятный крест, абсолютно точно ориентирован на место, где могло находиться легендарное Куликово поле.

Из инета Источник

) Золотой Орды.

Происхождение

Борьба с Тохтамышем

В 1377 году молодой хан, законный наследник золотоордынского трона чингизид Тохтамыш при поддержке войск Тамерлана начал поход по установлению законной власти в Золотой Орде. Весной 1378 года, после того как пала восточная часть государства (Синяя Орда) со столицей в Сыгнаке , Тохтамыш вторгся в западную часть (Белую Орду), контролируемую Мамаем. К апрелю 1380 года Тохтамыш сумел захватить всю Золотую Орду вплоть до северного Приазовья, включая город Азак (Азов). Под контролем Мамая оставались лишь его родные половецкие степи - Северное Причерноморье и Крым .

8 сентября 1380 года войско Мамая было разбито в Куликовской битве во время нового похода на Московское княжество, и его большой бедой было то, что на Куликовом поле погиб провозглашённый им ханом малолетний Мухаммед Булак, при котором Мамай был беклярбеком. Поражение на Куликовом поле для Мамая было ударом тяжёлым, но не смертельным, однако оно помогло утвердиться на золотоордынском престоле законному хану Тохтамышу. Мамай не терял времени, собирая новую армию в Крыму для следующего похода против Москвы. Но в результате войны с ханом Тохтамышем, поддерживаемым Тамерланом, очередной удар Мамая по Руси не состоялся. Чуть позднее, в сентябре 1380 года состоялась решающая битва между войсками Мамая и Тохтамыша. Историк В. Г. Ляскоронский высказал предположение, что эта битва «на Калках» произошла в районе мелких речек, левых притоков Днепра близ порогов . Историки С. М. Соловьёв и Н. М. Карамзин высказывали предположение, что битва произошла на реке Калке , недалеко от того места, где в 1223 году монголы нанесли русским первое поражение . Битвы собственно не было, так как на поле боя большая часть войск Мамая перешла на сторону законного хана Тохтамыша и присягнула ему. Мамай с остатками верных ему сподвижников не стал устраивать кровопролития и бежал в Крым, при этом его гарем и знатные женщины из рода Джучи, которых опекал Мамай, были захвачены Тохтамышем. Победа Тохтамыша привела к установлению законной власти в государстве, прекращению длительной междоусобной войны («Великой Замятни») и временному усилению Золотой Орды вплоть до столкновения с Тамерланом .

Смерть

После своего поражения от войск Тохтамыша Мамай бежал в Кафу (ныне Феодосия), где имел давние связи и политическую поддержку генуэзцев, но его не впустили в город. Он пытался проникнуть в Солхат (ныне Старый Крым), но был перехвачен разъездами Тохтамыша и убит. Предполагается, что убит он был наёмниками по приказу хана. Тохтамыш похоронил Мамая с почестями.

Потомки Мамая

Согласно родовой легенде князей Глинских , потомки Мамая были служилыми князьями в Великом княжестве Литовском . Глинские, родовые владения которых находились на землях Полтавской и Черкасской областей Украины, вели свой род от сына Мамая - Мансура Киятовича. Михаил Глинский устроил в Литве мятеж , после провала которого перешёл на московскую службу. Его племянница Елена Глинская - мать Ивана IV Грозного . Родственники князей Глинских, русские князья Ружинские, Острожские, Дашкевичи и Вишневецкие сыграли важную роль в развитии казачьего сообщества Поднепровья, становлении Войска Запорожского и подконтрольных ему земель, Запорожья.

См. также

Примечания

Литература

Научная биография

  • Почекаев Р. Ю. Мамай: История «антигероя» в истории (630-летию Куликовской битвы посвящается). - СПб. : ЕВРАЗИЯ, 2010. - 288 с. - (Clio). - 2000 экз. -


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!