Предлагаем вам красивые весенние стихи С.Маршака. Каждый из нас с детских лет хорошо знает стихи Маршака о весне
, а кто-то читает их своим детям и внукам. Эти стихотворения входят в школьную программу для разных классов.
Короткие Маршака
помогают не только развить речь и память, но и познакомиться с красивым временем года .
Май - С.Маршак
Распустился ландыш в мае
В самый праздник — в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
Апрель - С.Маршак
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
Март - С.Маршак
Снег теперь уже не тот, —
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
***
Уже недолго ждать весны,
Но в этот полдень ясный,
Хоть дни зимы и сочтены,
Она еще прекрасна.
Еще пленяет нас зима
Своей широкой гладью,
Как бы раскрытой для письма
Нетронутой тетрадью.
И пусть кругом белым-бело,
Но сквозь мороз жестокий
Лучи, несущие тепло,
Ласкают наши щеки.
Сароджини Найду пер. Маршака
***
Гимназическая - С.Маршак
Приближается. Окна гимназии
Открылись в разбуженный сад.
Огромные карты Европы и Азии
От первого ветра дрожат.
С далеких холмов зеленеют окрестности.
И в пыльном потоке лучей
От нас уплывает учитель словесности
На кафедре утлой своей.
Плывет он и песню поет монотонную —
Какой-то восточный мотив.
И только порой в тишину полусонную
Врывается грозный призыв.
Тогда размыкаются сжатые челюсти,
Блуждает растерянный взгляд —
И, тихо свиваясь в задумчивом шелесте,
Огромные карты дрожат
Ландыш - С.Маршак
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку
Ледоход - С.Маршак
Лед идет, лед идет!
Вереницей длинной
Третьи сутки напролет
Проплывают льдины.
Льдины движутся гурьбой
В страхе и в тревоге,
Будто стадо на убой
Гонят по дороге.
Синий лед, зеленый лед,
Серый, желтоватый,
К верной гибели идет —
Нет ему возврата!
Кое-где на льду навоз
И следы полозьев.
Чьи-то санки лед унес,
Крепко приморозив.
Льдина льдину гонит в путь,
Ударяет в спину.
Не давая отдохнуть,
Льдина вертит льдину.
А ведь этой глыбой льда,
Толстой, неуклюжей,
Стала вольная вода,
Скованная стужей.
Пусть же тает старый лед,
Грязный и холодный!
Пусть умрет и оживет
В шири полноводной!
- С.Маршак
Чу, свирель!
Смолкла трель...
Соловей —
Меж ветвей.
Жаворонок в небе.
Всюду птичий щебет.
Весело, весело
Встречаем мы весну!
Рады все на свете.
Радуются дети.
Петух — на насесте.
С ним поем мы вместе.
Весело, весело
Встречаем мы весну!
Милый мой ягненок,
Голосок твой тонок.
Ты ко мне, дружок, прильни,
Язычком меня лизни.
Дай погладить, потрепать
Шерстки шелковую прядь.
Дай-ка поцелую
Мордочку смешную.
Весело, весело
Встречаем мы весну!
Уильям Блейк пер.Маршак
Стихи о весне («Двенадцать месяцев») - С.Маршак
Снег теперь уже не тот,
— Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи.
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник!
Весна, время когда природа обновляется. Всё вокруг цветёт и пахнет. Хочется петь, радоваться и конечно радовать окружающих красивыми весенними стихами. И именно весенние стихи собраны в этом разделе.
Ласточка (Борис Заходер)
Улетела Ласточка
За тридевять земель...
Возвращайся, Ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, Ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, Ласточка,
Прилетит Весна!
Снег теперь уже не тот (Самуил Маршак)
Снег теперь уже не тот -
Потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
Разбегайтеся, ручьи!
Растекайтесь, лужи!
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
Март (В. Орлов)
То мороз,
То лужи голубые,
То метель,
То солнечные дни.
На пригорках
Пятна снеговые
Прячутся от солнышка
В тени.
Над землёй-
Гусиная цепочка,
На земле —
Проснулся ручеёк,
И зиме показывает
Почка
Озорной, зелёный
Язычок.
Весна идёт (Агния Борто)
Утром было солнечно
И совсем тепло.
Озеро широкое
по двору текло.
В полдень подморозило,
Вновь зима пришла,
Затянулось озеро
Корочкой стекла.
Расколол я тонкое
Звонкое стекло,
Озеро широкое
Снова потекло.
Говорят прохожие:
-Вот весна идёт!-
А это я работаю,
Разбиваю лёд.
Зелёные стихи (Саша Чёрный)
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.
Елка - сноп зеленых свечек,
Мох - зеленый пол.
И зелененький кузнечик
Песенку завел…
Над зеленой крышей дома
Спит зеленый дуб.
Два зелененькие гнома
Сели между труб.
И, сорвав зеленый листик,
Шепчет младший гном:
«Видишь? рыжий гимназистик
Ходит под окном.
Отчего он не зеленый?
Май теперь ведь… май!»
Старший гном зевает сонно:
«Цыц! не приставай».
Цели : продолжить знакомство учащихся со стихотворениями о весне; развивать навыки правильного, выразительного чтения, память, внимание, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения и загадки выразительно; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
Оборудование: портрет С. Маршака, выставка его книг; видеозапись сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение «жужжащим» способом.
Марту дремлется легко
Вскрылись черные дороги —
Солнце греет горячо,
Но в сугробе, как в берлоге,
Марту дремлется легко.
По нему еще на лыжах
Пробегают смельчаки.
Спит он сладко и не слышит,
Что смеются ручейки.
— Прочитайте выразительно.
— О чем это стихотворение? Как вы поняли его содержание?
III. Постановка целей урока
IV. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения.
V. Работа по теме урока
Стихотворение «Снег теперь уже не тот...»
— На с. 115 прочитайте, стихотворение какого поэта будет в центре нашего внимания. (Стихотворение С. Маршака.)
— Прочитайте первую строчку стихотворения. Предположите: о чем нам расскажет автор? (Прогнозирование стихотворения.)
— Прочитайте стихотворение.
— О каком месяце идет речь в стихотворении? (О марте.)
— Вы прочитали стихотворение из сказки «Двенадцать месяцев». {Если есть возможность, то показать фрагмент фильма.)
— Расскажите, как братец Март преобразил землю, когда принял волшебный посох от братца Февраля.
— Объясните, как вы понимаете выражение «серебром светятся сережки».
(Учитель может напомнить, что такие образные выражения, когда слова употребляются в переносном смысле, по сходству признаков, называются метафорами.)
VI. Физкультминутка
М ы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре —
Полетели, закружились.
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Выразительное чтение
— Прочитайте стихотворение С. Маршака «Снег теперь уже не тот...» выразительно.
2. Приметы весны
— Какие приметы весны показаны в стихотворении? Прочитайте их.
— Какие еще приметы весны вы знаете?
3. Весенние загадки
1. Зеленоглаза, весела
Девица-красавица.
А в подарок принесла
То, что всем понравится:
Зелень — листьям,
Нам — тепло,
Волшебство — чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы —
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица — ... (Весна).
2. Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак.)
3. Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыш.)
4. Стоит в саду кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка.)
5. Шорохом неслышным лепестков
Жемчуг белоснежный распустился,
Свежим нежным крохотным цветком
Из-под снега к солнцу устремился. (Подснежник.)
6. Висит на дереве изба,
У ней ни крыши, ни столба.
Весной полна она жильцов —
Горластых маленьких... (птенцов).
VIII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал...
На этом уроке я похвалил бы себя за...
После урока мне захотелось...
Сегодня я сумел...
IX. Подведение итогов урока
— Понравилось вам стихотворение?
— Какие иллюстрации можно к нему нарисовать?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения. Нарисовать иллюстрации.