Машенька краткое содержание по главам.

Сегодня Владимира Набокова принято относить к категории русскоязычных писателей, живущих за рубежом. Однако в России ему не удалось получить должной известности, поэтому наиболее выдающиеся произведения были написаны за границей. Таковым является и «Машенька» (1926) - первый роман Набокова. Произведение было опубликовано под псевдонимом В. Сирин - его придумал сам Владимир Владимирович. Краткое содержание Набокова «Машенька» по главам позволит читателю понять отношение писателя к России и эмиграции.

Несколько слов о жизни и судьбе автора

Владимир Набоков является противоречивой фигурой в русской литературе. Соотечественники, творившие в пределах родины, могли считать его предателем и называть постыдным словом «эмигрант». За границей он не стесняется давать уроки английского языка и зарабатывать этим на жизнь. Творческий рост писателя происходит с необычайной быстротой: он экспериментирует с формой и объемами своих произведений и из автора рассказов превращается в романиста: до 1937 года ему удается написать 8 романов на русском языке. Среди наследия Владимира Набокова особенно выделяются произведения «Лолита», «Защита Лужина», «Дар», «Приглашение на казнь» - их оценит любой читатель, прочитав краткое содержание. «Машенька» Набокова также относится к лучшим книгам автора.

Композиция произведения

«Воспомня прежних лет романы, воспомня прежнюю любовь» - этим эпиграфом начинается роман «Машенька». Пушкинскую заимствовал неслучайно, поскольку ее трактовка может быть неоднозначной. В контексте романа любовь к женщине перекликается с любовью к Родине; Машенька является средством, через которое автор выражает тоску по России.

Книга состоит из двенадцати глав, в которых имя девушки упоминается 43 раза. Краткое содержание Набокова «Машенька» позволяет понять, что сама она мелькает только лишь в воспоминаниях Ганина и не появляется собственной персоной. Образ девушки и ее мужа фигурирует в более позднем романе «Защита Лужина», где она остается «душенькой» с особенными глазами.

«Машенька» как прощание с Россией

Находясь за рубежом, Набоков не переставал думать о Родине и в своих произведениях неоднократно упоминал о судьбе эмигрантов. Переезд за границу для одних был счастливым, а для других - наоборот. Краткое содержание «Машенька» Набокова отражает эту мысль. Уехав из России в 1919 году, писатель никогда не сможет вернуться обратно, как и главный герой произведения Лев Глебович Ганин. Обитатели пансиона - эмигранты из России - считают свою историческую родину «проклятой», «кавардаком». Один лишь Лев Глебович вспоминает о ней с нежностью, поскольку именно там он повстречал свою

Владимир Набоков: «Машенька». Краткое содержание, анализ конфликта

Действие происходит в 1926 году в берлинском пансионе. Лев Глебович Ганин представляется читателю молодым человеком, испробовавшим себя во всех отраслях деятельности: он был рабочим, статистом и даже официантом. Накопив достаточно денег на билет, Ганин готов выехать из Берлина, но его удерживает Людмила - женщина, роман с которой длится три месяца и уже порядком поднадоел ему. Лев Глебович после долгих раздумий объявляет ей, что полюбил другую женщину. Ею оказывается юношеская любовь Ганина. Краткое содержание «Машенька» Набокова позволяет понять эволюцию чувств главного героя, который, как оказалось, даже спустя много лет после разлуки с нежностью вспоминает о своей первой возлюбленной.

Фотографию этой девушки Льву Глебовичу показывает некий Алферов, который приходится ей мужем. Однако он не знает, что Ганин и Машенька знакомы девять лет - это был первый опыт юношеской любви для обоих. В последующие дни главный герой романа живет воспоминаниями, когда он совсем был молод и горяч. Из пансиона он решается выехать в субботу - именно тогда, когда приезжает к своему мужу Машенька. Ганин нарочно ставит будильник Алферова на позднее время, чтобы он опоздал на вокзал. Желая встретить Машеньку, Лев Глебович сам отправляется к поезду, но в последнюю минуту передумывает и берет билет на юго-запад Германии.

История любви Машеньки и Ганина

Увидев и узнав на фотографии Алферова свою первую возлюбленную, Лев Глебович «помолодел ровно на девять лет». Он вспоминает счастливую юность и историю знакомства с Машенькой. Ганин встретил ее будучи шестнадцатилетним мальчишкой, выздоравливая после тифа. Он создал себе идеальный женский образ, находясь в Воскресенском соборе, и узнал его в скором времени наяву. Машенька была смуглой девушкой с «горящими татарскими глазами», со звонким голосом и необычной веселостью. Впервые Ганин встретил ее в окружении трех подруг и назначил им встречу, на которую она явилась уже одна. Так и свел два любящих сердца Владимир Набоков.

Машенька… Краткое содержание по главам позволяет понять читателю натуру этой девушки. Свидания подростков были сладостными и одновременно невинными. Они оба знали, что в скором времени их ждет расставание: Ганину суждено было отбыть в Петербург, но «снеговая эпоха любви» в этом городе возобновилась в ноябре, когда в город приехала Машенька. Обоих тяготило то, что их семьи не были знакомы, поэтому вместо встреч подростки проводили вечера за телефонными разговорами. Под Новый год их свидания закончились и возобновились лишь летом - именно тогда Машенька, будто убедившись в бесконечности этих отношений, сказала Ганину: «Я твоя. Делай со мной все, что хочешь». Ничего противозаконного в тот день юный Лев со своей возлюбленной не сделал, опасаясь, что в парке их может кто-нибудь заметить. Их последняя встреча состоялась через год в поезде, после чего Ганин и Машенька в военные годы обменивались нежными письмами. Вскоре они потеряли друг друга. Неизвестно, вспоминала ли Машенька о своей первой любви, Ганин же пережил приятное потрясение лишь тогда, когда увидел ее на фотографии Алферова.

Образ матушки-России в романе

У героев произведения отношение к исторической родине разное: некоторые эмигранты счастливы, что покинули ненавистный край, другим же, наоборот, скучно в Берлине. Именно в России находятся родные Ганину и Набокову лесные опушки, поля, особенные рассветы и закаты. «Без нашей эмигрантской любви России - крышка» - произносит Подтягин, один из обитателей пансиона. Эту же мысль разделяет в своей книге Владимир Набоков. «Машенька» (краткое содержание произведения позволяет читателю понять истинные переживания самого писателя) - роман, который стал криком души и образом прощания с матушкой-Россией.

14 июня 2015

Владимир Владимирович Набоков - один из интереснейших писателей ХХ века. Много споров и неоднозначных суждений вызывало и вызывает его творчество. Поэтому достаточно увлекательно проводить анализ Набокова. «Машенька» же - не просто роман, а первый роман писателя, что делает его еще более значимым и ценным.

Творчество Набокова

Владимир Набоков представляет собой неразгаданную тайну и необъяснимую загадку литературы ХХ века. Одни считают его гением, другие совершенно не признают в нем талантливого писателя. Он родился в XIX столетии в Петербурге и умер в конце прошлого века в Швейцарии. Большая часть жизни была им прожита за границей, но не забыто русское детство. Набоков писал как на родном, так и на английском языке, переводил свои романы, читал лекции по филологии.

Многие его тексты упредили эпоху модернизма, а стиль его произведений настолько самобытен, что не имеет аналогов ни в русской, ни в зарубежной литературе. Неоднозначность и разнородность его творений делают невозможным полный анализ Набокова. «Машенька» берется нами для изучения не только потому, что это первый роман Владимира Владимировича, но и потому, что это первое произведение, написанное им в эмиграции.

История создания

Итак, начнем анализ Набокова («Машенька» - в фокусе нашего внимания). Роман был написан в 1926 году в Берлине. Он имеет много биографических мотивов, в первую очередь связанных с тоской по Родине, непереносимой грустью эмигранта по утраченному дому.

В журнале «Нива» сразу после выхода романа была напечатана рецензия на него: «Свою судьбу Набоков вышивает по канве своих произведений… отражена судьба целого человеческого типа - русского интеллигента-эмигранта». Жизнь за границей была, как и для многих покинувших родную страну людей, трудна. Единственное, в чем Набоков мог найти утешение, - воспоминания о прошлом, где были радость, любовь, дом. Именно эти светлые мысли легли в основу романа.

Видео по теме

Прежде чем приступить к анализу, обратимся к пересказу сюжета романа «Машенька». Краткое содержание следует начать описывать с весны 1934 года в Берлине. Главный герой, Ганин Лев Глебович, проживает в пансионе для русских, где, кроме него, обитают:

  • Алферов Алексей Иванович (математик);
  • Подтягин Антон Сергеевич (старый поэт),
  • «уютная барышня» Клара, влюбленная в Ганина и работающая машинисткой;
  • влюбленная пара - танцовщики балета Колин и Горноцветов.

Ганин приехал в Берлин год назад, за это время он сменил несколько работ: санитар, рабочий, официант. Он сумел скопить достаточно денег, чтобы уехать, но сначала ему нужно расстаться с Людмилой, с которой они связаны отношениями уже три месяца, что ужасно надоело герою. Но предлога для разрыва найти Ганин никак не может. Окна его комнаты, как назло, выходят на железную дорогу, и желание уехать становится непреодолимым. В порыве захлестнувших его чувств Лев Глебович объявляет хозяйке пансиона, что в субботу уезжает.

Первая любовь

Очень много чувств и переживаний самого Набокова отразилось в произведении «Машенька». Краткое содержание романа (особенно воспоминания Ганина о прошлом) тоже это доказывает.

Лев Глебович узнает от Алферова, что в субботу приедет его супруга - Машенька. В фотографии жены математика Ганин узнает девушку, в которую впервые влюбился. Его захватывают воспоминания о прошлом, он даже, по своим ощущениям, молодеет лет на десять. А на следующий день он говорит Людмиле, что влюблен в другую. Ганин чувствует свободу и целиком отдается воспоминаниям.

Ему шестнадцать лет, он находится в летней усадьбе, где восстанавливается после тифа. От скуки юноша создает в мыслях образ идеальной возлюбленной, которую и встречает ровно через месяц. Это была Машенька - девушка с «каштановой косой в черном банте», горящими глазами, смуглым лицом и «подвижным, картавым» голосом. Она была постоянно веселой, очень любила сладкое. Как-то Ганин встретил ее с подружками, и они договорились пойти кататься на лодке, но на следующий день Машенька пришла без подруг. С того времени молодые люди стали встречаться рядом с пустой усадьбой.

Когда накануне отъезда в Санкт-Петербург они свиделись в последний раз, Ганин заметил, что ставни у одного окна приоткрыты и в стекле угадывается лицо. Оказалось, что подглядывал за ними сын сторожа. Ганин так разозлился, что сильно избил его.

На следующее утро главный герой уехал. Машенька же переехала в Петербург лишь в ноябре. Теперь встречаться молодым людям стало труднее - на улице мороз, долго не погуляешь. Единственной отрадой был телефон - по вечерам они могли часами говорить друг с другом. А незадолго до Нового года семья Машеньки переехала в Москву. К своему удивлению, Ганин почувствовал от этого облегчение.

Летом у них появилась возможность встретиться вновь. Единственная проблема - в этом году отец Машеньки снял дачу в пятидесяти верстах от усадьбы Ганиных. Юноша отправился к своей возлюбленной, но добрался уже затемно. Она встретила его словами: «Я твоя, делай со мной все, что хочешь». Но вокруг было слишком много шорохов, Ганину казалось, что кто-то идет, поэтому он быстро ушел.

Последний раз они встретились через год после этого в поезде и с тех пор не виделись. Только обменялись несколькими письмами во время войны.

Завершение романа

Как видно, реалистическую и очень жизненную историю рисует в своем романе Набоков.

Утром Ганин прощается с пансионерами и отправляется на вокзал. До момента приезда поезда остается час. Постепенно в голову Ганина начинают лезть мысли о том, что их роман с Машенькой закончился давным-давно. Не дождавшись приезда женщины, он отправляется на другой вокзал и уезжает.

Тема и идея

С определения темы и идеи следует начать анализ романа «Машенька» Набокова. Создается впечатление, что тема любви в произведении стоит на первом месте и является ведущей, однако это не так. На самом деле роман посвящен исключительно утраченной родине - России. Все остальные подтемы и мотивы группируются вокруг этого образа.

В произведении Набоков, а вместе с ним и главный герой, пытаются вернуть себе утраченное счастье, вновь обрести рай. Но исход оказывается неутешительным - потерянного не вернуть, все закончилось, остается только скитание, назад дороги нет.

Конфликт в романе

Очень интересен и специфичен конфликт, который создал в романе Набоков. «Машенька» (анализ произведения) позволяет заключить, что основное противоречие строится на контрастах: подлинное - поддельное, повседневное - необычное. Мечты о России становятся более настоящими, чем жизнь в эмиграции, а обыденность Берлина сменяется исключительностью и необычностью просторов родной страны.

Сюжет и фабула

Если проводить тщательный анализ романа «Машенька» Набокова, то выясняется, что как таковой фабулы в нем и нет. Содержание произведения больше напоминает поток сознания: постоянные внутренние монологи Ганина, диалоги персонажей, описания мест, где происходит то или иное событие.

Конечно, нельзя назвать роман построенным только на этом. Здесь есть взгляд со стороны - повествование ведется от третьего лица, описанию пространства присуща определенная объективность, читатель слышит не только голос героя, но и речи других персонажей. Однако весь сюжет романа можно свести к нескольким событиям: Ганин собирается уезжать, узнает о приезде давней возлюбленной, вспоминает о пережитых в юности чувствах, собирается возродить их, но в последний момент отказывается от этого и уезжает. Именно в этой скудности действий выражается самобытность и необычность творчества Набокова, то, что делает его непохожим ни на русских, ни на зарубежных писателей.

Образ Ганина

Образ главного героя во многом списал с себя Владимир Набоков. «Машенька» (анализ чувств и переживаний Ганина как эмигранта) лишний раз подтверждает это. В Берлине он никому не нужен, и ему тоже нет ни до кого дела. Лев Глебович одинок и несчастен, угнетен, его душой завладела беспросветная тоска. У него нет никакого желания с чем-то бороться или что-то менять.

Оживляют героя лишь воспоминания о Машеньке. Мысли о былом возрождают его душу и тело, призрачное счастье согревает, толкает на действие, дает надежду на будущее. Но недолго длится эта эйфория. Сидя на вокзале, ожидая Машеньку, он вдруг осознает, что былое вернуть невозможно, о потерянном рае (Родине) можно только мечтать, но обрести вновь уже никогда не получится.

Образ Машеньки

Невозможно, делая анализ рассказа «Машенька» (Набоков), не уделить внимания образу главной героини, пусть она и появляется только в мечтах Ганина. С Машенькой в произведении связаны только самые светлые и счастливые воспоминания. Образ девушки становится олицетворением навсегда утраченного счастья, России еще до войны и революции.

То, что Машенька, сливающаяся с образом Родины, так и не появляется в романе, говорит о недостижимости рая (России). Она предстает только в воспоминаниях и мечтах, большее для эмигрантов недоступно.

Своеобразие конца романа

Очень часто в этом произведении играет на обмане ожидания читателя Владимир Владимирович Набоков: Машенька (анализ ее образа представлен выше) так и не появляется, предполагаемый любовный треугольник, к которому подталкивает расстановка главных героев, оборачивается пшиком, а финал совершенно не соответствует традиционным литературным приемам.

Конец романа имеет скорее философский, чем психологический характер. Набоков не позволяет героям встретиться не из-за глубоких душевных переживаний, а потому, что в прошлое нет возврата.

Заключение

Таким образом, неординарность и некую загадочность произведения подтверждает анализ Набокова. «Машенька» в таком контексте - это не только первый роман автора, но и заявление о его необычном таланте, который в поздних произведениях только развивался.

Весна 1924 г. Лев Глебович Ганин живет в русском пансионе в Берлине. Помимо Ганина в пансионе живут математик Алексей Иванович Алферов, человек «с жидкой бородкой и блестящим пухлым носом», «старый российский поэт» Антон Сергеевич Подтягин, Клара - «полногрудая, вся в черном шелку, очень уютная барышня», работающая машинисткой и влюбленная в Ганина, а также балетные танцовщики Колин и Горноцветов. «Особый оттенок, таинственная жеманность» отделяет последних от других пансионеров, но, «говоря по совести, нельзя порицать голубиное счастье этой безобидной четы».

В прошлом году по приезде в Берлин Ганин сразу нашел работу. Был он и рабочим, и официантом, и статистом. Оставшихся у него денег достаточно, чтобы выехать из Берлина, но для этого нужно порвать с Людмилой, связь с которой длится уже три месяца и ему порядком надоела. А как порвать, Ганин не знает. Окно его выходит на полотно железной дорога, и поэтому «возможность уехать дразнит неотвязно». Он объявляет хозяйке, что уедет в субботу.

От Алферова Ганин узнает, что в субботу приезжает его жена Машенька. Алферов ведет Ганина к себе, чтобы показать ему фотографии жены. Ганин узнает свою первую любовь. С этого момента он полностью погружается в воспоминания об этой любви, ему кажется, что он помолодел ровно на девять лет. На следующий день, во вторник, Ганин объявляет Людмиле, что любит другую женщину. Теперь он свободен вспоминать, как девять лет назад, когда ему было шестнадцать лет, он, выздоравливая после тифа в летней усадьбе под Воскресенском, создал себе женский образ, который через месяц встретил наяву. У Машеньки была «каштановая коса в черном банте», «татарские горящие глаза», смугловатое лицо, голос «подвижный, картавый, с неожиданными грудными звуками». Машенька была очень веселая, любила сладкое. Она жила на даче в Воскресенске. Как-то с двумя подругами она забралась в беседку в парке. Ганин заговорил с девушками, они договорились на следующий день поехать кататься на лодке. Но Машенька пришла одна. Они стали каждый день встречаться по той стороне реки, где стояла на холме пустая белая усадьба.

Когда в черную бурную ночь, накануне отъезда в Петербург к началу учебного года, он в последний раз встретился с ней на этом месте, Ганин увидел, что ставни одного из окон усадьбы приоткрыты, а к стеклу изнутри прижалось человеческое лицо. Это был сын сторожа. Ганин разбил стекло и стал «бить каменным кулаком по мокрому лицу».

На следующий день он уехал в Петербург. Машенька переселилась в Петербург только в ноябре. Началась «снеговая эпоха их любви». Встречаться было трудно, подолгу блуждать на морозе было мучительно, поэтому оба вспоминали о лете. По вечерам они часами говорили по телефону. Всякая любовь требует уединения, а у них приюта не было, их семьи не знали друг друга. В начале нового года Машеньку увезли в Москву. И странно: эта разлука оказалась для Ганина облегчением.

Летом Машенька вернулась. Она позвонила Ганину на дачу и сказала, что папа её ни за что не хотел снова снять дачу в Воскресенске и она теперь живет в пятидесяти верстах оттуда. Ганин поехал к ней на велосипеде. Приехал уже затемно. Машенька ждала его у ворот парка. «Я твоя, - сказала она. - Делай со мной все, что хочешь». Но в парке раздавались странные шорохи, Машенька лежала слишком покорно и неподвижно. «Мне все кажется, что кто-то идет», - сказал он и поднялся.

Он встретился с Машенькой через год в дачном поезде. Она сошла на следующей станции. Больше они не видались. В годы войны Ганин и Машенька несколько раз обменялись нежными письмами. Он был в Ялте, где «готовилась военная борьба», она где-то в Малороссии. Потом они потеряли друг друга.

В пятницу Колин и Горноцветов по случаю получения ангажемента, дня рождения Клары, отъезда Ганина и предполагаемого отъезда Подтягина в Париж к племяннице решают устроить «празднество». Ганин с Подтягиным отправляется в полицейское управление, чтобы помочь тому с визой. Когда долгожданная виза получена, Подтягин случайно оставляет паспорт в трамвае. С ним случается сердечный припадок.

Праздничный ужин проходит невесело. Подтягину опять становится плохо. Ганин поит и так уже пьяного Алферова и отправляет его спать, а сам представляет, как встретит утром Машеньку на вокзале и увезет её.

Собрав вещи, Ганин прощается с пансионерами, сидящими у постели умирающего Подтягина, и едет на вокзал. До приезда Машеньки остается час. Он усаживается на скамейку в сквере около вокзала, где четыре дня назад вспоминал тиф, усадьбу, предчувствие Машеньки. Постепенно «с беспощадной ясностью» Ганин осознает, что его роман с Машенькой кончился навсегда. «Он длился всего четыре дня, - эти четыре дня были, быть может, счастливейшей порой его жизни». Образ Машеньки остался вместе с умирающим поэтом в «доме теней». А другой Машеньки нет и не может быть. Он дожидается момента, когда по железнодорожному мосту проходит экспресс, идущий с севера. Берет таксомотор, едет на другой вокзал и садится в поезд, идущий на юго-запад Германии.

Год написания:

1926

Время прочтения:

Описание произведения:

В 1926 году Владимир Набоков написал прозаичный роман Машенька. Произведение построено как воспоминания героя о жизни в России, которая была прежде, но оборвалась из-за революции и Гражданской войны. Рассказ идет от третьего лица.

В романе Машенька Набоков первый раз освещает темы, которые в будущем станут постоянными в его произведениях. Это темы воспоминаний о жизни в России, об утраченном рае и счастье юности и другие.

Ниже читайте краткое содержание романа Машенька.

Весна 1924 г. Лев Глебович Ганин живёт в русском пансионе в Берлине. Помимо Ганина в пансионе живут математик Алексей Иванович Алферов, человек «с жидкой бородкой и блестящим пухлым носом», «старый российский поэт» Антон Сергеевич Подтягин, Клара - «полногрудая, вся в чёрном шёлку, очень уютная барышня», работающая машинисткой и влюблённая в Ганина, а также балетные танцовщики Колин и Горноцветов. «Особый оттенок, таинственная жеманность» отделяет последних от других пансионеров, но, «говоря по совести, нельзя порицать голубиное счастье этой безобидной четы».

В прошлом году по приезде в Берлин Ганин сразу нашёл работу. Был он и рабочим, и официантом, и статистом. Оставшихся у него денег достаточно, чтобы выехать из Берлина, но для этого нужно порвать с Людмилой, связь с которой длится уже три месяца и ему порядком надоела. А как порвать, Ганин не знает. Окно его выходит на полотно железной дороги, и поэтому «возможность уехать дразнит неотвязно». Он объявляет хозяйке, что уедет в субботу.

От Алферова Ганин узнает, что в субботу приезжает его жена Машенька. Алферов ведёт Ганина к себе, чтобы показать ему фотографии жены. Ганин узнает свою первую любовь. С этого момента он полностью погружается в воспоминания об этой любви, ему кажется, что он помолодел ровно на девять лет. На следующий день, во вторник, Ганин объявляет Людмиле, что любит другую женщину. Теперь он свободен вспоминать, как девять лет назад, когда ему было шестнадцать лет, он, выздоравливая после тифа в летней усадьбе под Воскресенском, создал себе женский образ, который через месяц встретил наяву. У Машеньки была «каштановая коса в чёрном банте», «татарские горящие глаза», смугловатое лицо, голос «подвижный, картавый, с неожиданными грудными звуками». Машенька была очень весёлая, любила сладкое. Она жила на даче в Воскресенске. Как-то с двумя подругами она забралась в беседку в парке. Ганин заговорил с девушками, они договорились на следующий день поехать кататься на лодке. Но Машенька пришла одна. Они стали каждый день встречаться по той стороне реки, где стояла на холме пустая белая усадьба.

Когда в чёрную бурную ночь, накануне отъезда в Петербург к началу учебного года, он в последний раз встретился с ней на этом месте, Ганин увидел, что ставни одного из окон усадьбы приоткрыты, а к стеклу изнутри прижалось человеческое лицо. Это был сын сторожа. Ганин разбил стекло и стал «бить каменным кулаком по мокрому лицу».

На следующий день он уехал в Петербург. Машенька переселилась в Петербург только в ноябре. Началась «снеговая эпоха их любви». Встречаться было трудно, подолгу блуждать на морозе было мучительно, поэтому оба вспоминали о лете. По вечерам они часами говорили по телефону. Всякая любовь требует уединения, а у них приюта не было, их семьи не знали друг друга. В начале нового года Машеньку увезли в Москву. И странно: эта разлука оказалась для Ганина облегчением.

Летом Машенька вернулась. Она позвонила Ганину на дачу и сказала, что папа её ни за что не хотел снова снять дачу в Воскресенске и она теперь живёт в пятидесяти верстах оттуда. Ганин поехал к ней на велосипеде. Приехал уже затемно. Машенька ждала его у ворот парка. «Я твоя, - сказала она. - Делай со мной все, что хочешь». Но в парке раздавались странные шорохи, Машенька лежала слишком покорно и неподвижно. «Мне все кажется, что кто-то идёт», - сказал он и поднялся.

Он встретился с Машенькой через год в дачном поезде. Она сошла на следующей станции. Больше они не видались. В годы войны Ганин и Машенька несколько раз обменялись нежными письмами. Он был в Ялте, где «готовилась военная борьба», она где-то в Малороссии. Потом они потеряли друг друга.

В пятницу Колин и Горноцветов по случаю получения ангажемента, дня рождения Клары, отъезда Ганина и предполагаемого отъезда Подтягина в Париж к племяннице решают устроить «празднество». Ганин с Подтягиным отправляется в полицейское управление, чтобы помочь тому с визой. Когда долгожданная виза получена, Подтягин случайно оставляет паспорт в трамвае. С ним случается сердечный припадок.

Праздничный ужин проходит невесело. Подтягину опять становится плохо. Ганин поит и так уже пьяного Алферова и отправляет его спать, а сам представляет, как встретит утром Машеньку на вокзале и увезёт её.

Собрав вещи, Ганин прощается с пансионерами, сидящими у постели умирающего Подтягина, и едет на вокзал. До приезда Машеньки остаётся час. Он усаживается на скамейку в сквере около вокзала, где четыре дня назад вспоминал тиф, усадьбу, предчувствие Машеньки. Постепенно «с беспощадной ясностью» Ганин осознает, что его роман с Машенькой кончился навсегда. «Он длился всего четыре дня, - эти четыре дня были, быть может, счастливейшей порой его жизни». Образ Машеньки остался вместе с умирающим поэтом в «доме теней». А другой Машеньки нет и не может быть. Он дожидается момента, когда по железнодорожному мосту проходит экспресс, идущий с севера. Берет таксомотор, едет на другой вокзал и садится в поезд, идущий на юго-запад Германии.

Вы прочитали краткое содержание романа Машенька. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Весна 1924 г. Лев Глебович Ганин живёт в русском пансионе в Берлине. Помимо Ганина в пансионе живут мате-матик Алексей Иванович Алферов, человек «с жидкой бородкой и блестящим пухлым носом», «старый россий-ский поэт» Антон Серге-евич Подтягин, Клара — «полно-грудая, вся в черном шёлку, очень уютная барышня», рабо-та-ющая маши-нисткой и влюб-ленная в Ганина, а также балетные танцов-щики Колин и Горно-цветов. «Особый оттенок, таин-ственная жеман-ность» отде-ляет последних от других панси-о-неров, но, «говоря по совести, нельзя пори-цать голу-биное счастье этой безобидной четы».

В прошлом году по приезде в Берлин Ганин сразу нашёл работу. Был он и рабочим, и офици-антом, и стати-стом. Остав-шихся у него денег доста-точно, чтобы выехать из Берлина, но для этого нужно порвать с Людмилой, связь с которой длится уже три месяца и ему порядком надоела. А как порвать, Ганин не знает. Окно его выходит на полотно железной дороги, и поэтому «возмож-ность уехать дразнит неот-вязно». Он объяв-ляет хозяйке, что уедет в субботу.

От Алфе-рова Ганин узнает, что в субботу приез-жает его жена Машенька. Алферов ведёт Ганина к себе, чтобы пока-зать ему фото-графии жены. Ганин узнает свою первую любовь. С этого момента он полно-стью погру-жа-ется в воспо-ми-нания об этой любви, ему кажется, что он помо-лодел ровно на девять лет. На следу-ющий день, во вторник, Ганин объяв-ляет Людмиле, что любит другую женщину. Теперь он свободен вспо-ми-нать, как девять лет назад, когда ему было шест-на-дцать лет, он, выздо-рав-ливая после тифа в летней усадьбе под Воскре-сен-ском, создал себе женский образ, который через месяц встретил наяву. У Машеньки была «кашта-новая коса в черном банте», «татар-ские горящие глаза», смуг-ло-ватое лицо, голос «подвижный, картавый, с неожи-дан-ными груд-ными звуками». Машенька была очень веселая, любила сладкое. Она жила на даче в Воскре-сенске. Как-то с двумя подру-гами она забра-лась в беседку в парке. Ганин заго-ворил с девуш-ками, они дого-во-ри-лись на следу-ющий день поехать кататься на лодке. Но Машенька пришла одна. Они стали каждый день встре-чаться по той стороне реки, где стояла на холме пустая белая усадьба.

Когда в черную бурную ночь, нака-нуне отъезда в Петер-бург к началу учеб-ного года, он в последний раз встре-тился с ней на этом месте, Ганин увидел, что ставни одного из окон усадьбы приот-крыты, а к стеклу изнутри прижа-лось чело-ве-че-ское лицо. Это был сын сторожа. Ганин разбил стекло и стал «бить каменным кулаком по мокрому лицу».

На следу-ющий день он уехал в Петер-бург. Машенька пере-се-ли-лась в Петер-бург только в ноябре. Нача-лась «снеговая эпоха их любви». Встре-чаться было трудно, подолгу блуж-дать на морозе было мучи-тельно, поэтому оба вспо-ми-нали о лете. По вечерам они часами гово-рили по теле-фону. Всякая любовь требует уеди-нения, а у них приюта не было, их семьи не знали друг друга. В начале нового года Машеньку увезли в Москву. И странно: эта разлука оказа-лась для Ганина облег-че-нием.

Летом Машенька верну-лась. Она позво-нила Ганину на дачу и сказала, что папа её ни за что не хотел снова снять дачу в Воскре-сенске и она теперь живёт в пяти-де-сяти верстах оттуда. Ганин поехал к ней на вело-си-педе. Приехал уже затемно. Машенька ждала его у ворот парка. «Я твоя, — сказала она. — Делай со мной все, что хочешь». Но в парке разда-ва-лись странные шорохи, Машенька лежала слишком покорно и непо-движно. «Мне все кажется, что кто-то идет», — сказал он и поднялся.

Он встре-тился с Машенькой через год в дачном поезде. Она сошла на следу-ющей станции. Больше они не вида-лись. В годы войны Ганин и Машенька несколько раз обме-ня-лись нежными пись-мами. Он был в Ялте, где «гото-ви-лась военная борьба», она где-то в Мало-россии. Потом они поте-ряли друг друга.

В пятницу Колин и Горно-цветов по случаю полу-чения анга-же-мента, дня рождения Клары, отъезда Ганина и пред-по-ла-га-е-мого отъезда Подтя-гина в Париж к племян-нице решают устроить «празд-не-ство». Ганин с Подтя-гиным отправ-ля-ется в поли-цей-ское управ-ление, чтобы помочь тому с визой. Когда долго-жданная виза полу-чена, Подтягин случайно остав-ляет паспорт в трамвае. С ним случа-ется сердечный припадок.

Празд-ничный ужин проходит неве-село. Подтя-гину опять стано-вится плохо. Ганин поит и так уже пьяного Алфе-рова и отправ-ляет его спать, а сам пред-став-ляет, как встретит утром Машеньку на вокзале и увезет её.

Собрав вещи, Ганин проща-ется с панси-о-не-рами, сидя-щими у постели умира-ю-щего Подтя-гина, и едет на вокзал. До приезда Машеньки оста-ется час. Он усажи-ва-ется на скамейку в сквере около вокзала, где четыре дня назад вспо-минал тиф, усадьбу, пред-чув-ствие Машеньки. Посте-пенно «с беспо-щадной ясно-стью» Ганин осознает, что его роман с Машенькой кончился навсегда. «Он длился всего четыре дня, — эти четыре дня были, быть может, счаст-ли-вейшей порой его жизни». Образ Машеньки остался вместе с умира-ющим поэтом в «доме теней». А другой Машеньки нет и не может быть. Он дожи-да-ется момента, когда по желез-но-до-рож-ному мосту проходит экспресс, идущий с севера. Берет таксо-мотор, едет на другой вокзал и садится в поезд, идущий на юго-запад Германии.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!