Математические сказки. Сказка о порядке в царстве Математики

Проект «Математическая сказка»

Визитная карточка проекта
Авторы проекта: ученики 3 «Б» класса, МОБУ Константиновской СОШ №7,города Пятигорска, Ставропольского края

Тема проекта : «Математическая сказка»

Актуальность: У каждого ребенка есть способности и таланты.
Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребенок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что- то создает. Ребёнок рассказывает свою сказку товарищам - это ярчайший этап творения. Поэтому Сухомлинский писал: «Дорогой друг, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей,- воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке». Сказка - это колыбель мысли. Данный проект направлен на первичное раскрытие математических понятий в сказках.

Дидактическая цель:
Вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс творческого характера.
Задачи проекта:
Помочь сформировать умение самостоятельно придумывать событие, явление, определять его место и время прохождения.
Подвести к коллективному сочинению сказки на предложенную тему.
Развивать связную речь детей, работать над ее выразительностью.
Способствовать развитию словаря, формированию грамматического строя речи.
Развивать интерес к творчеству, творческие способности, желание фантазировать.
Способствовать совершенствованию воспитательного процесса в сфере нравственного, эмоционального, эстетического развития.
Основополагающие и проблемные вопросы
Основополагающий вопрос:
Нужны ли детям математические сказки?
Проблемные вопросы:
Можно ли сочинить собственную математическую сказку?
Как сказка помогает усвоить математические понятия?
В каком возрасте быстрее запоминается содержание сказок?
Какие устаревшие понятия можно узнать из сказок?
Учебные вопросы:
В каких сказках вы встречали математические понятия "далеко"и "близко";"БОЛЬШЕ"И "меньше";понятие числа?
Что означают понятия "за тридевять земель","В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ","за синими морями"?
Творческое название проекта:

«Мы и сказка»

Самостоятельные исследования учащихся в проекте:
Что такое сказка?
Какие бывают сказки?
Какие отличия народной сказки от математической сказки?
Чему учат сказки?
Предметные области:
Литературное чтение.
Возраст автора проекта: 8 – 9 лет
Творческие работы:
Мини – сочинение.
Рисунки, аппликации, фотографии.
Презентации
Время выполнения проекта:
1 этап- с 26. 10. – 16. 11 реализация проекта.
2 этап - с 16.11– 11. 12 оформление результатов проекта.

Колобок.
Жил был Колобок, тот который и от дедушки ушел и от бабушки ушел, так вот и от лисы он оказывается то же ушел.
А пошел он, в страну, где братья его живут.
Долго бродил он по улицам Геометрии. Заходил к треугольникам, квадратам, многоугольникам …, но они на него совсем не похожи. Очутился он на улице Кругов, вроде как похожи они на него, да совсем какие-то тонкие приплюснутые. Расстроился колобок, заплакал и покатился прочь из страны.
Долго-ли, коротко-ли катился, прикатился в город Объемных фигур. Гулял он по улицам города, пока не наткнулся на улицу Шаров. Огляделся Колобок, а там все как он, прямо копии, обрадовался.
- Ура! Наконец-то я нашел своих братьев!
И остался Колобок там жить поживать, семью завел.
А к ребятам всегда в гости приходит на урок математике, когда начинают они плоские и объемные фигуры изучать. И очень обижается - когда его кругом называют.
Ученики 3 Б класса.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Математическая сказка Ученика 3-го класса МБОУ Каринской СОШ Воробьёва С.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И был у него сын Иван-царевич. Однажды, когда Иван стал взрослым, царь сказал сыну: - Сынок, пора тебе жениться. - Вот что возьми-ка ты….

А что должен взять Иван-царевич, это мы узнаем, если расставим цифры по порядку.

Цифры перевернуть получается слово …..

Как же я возьму в жены лягушку? - Выполнишь мои задания, тогда я в красну девицу превращусь!

Задачи в стихах Шесть веселых медвежат За малиной в лес спешат, Но один из них устал, От товарищей отстал. А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди?

Семь весёлых поросят У корытца в ряд стоят. Два решили спать ложиться, Сколько свинок у корытца?

Четыре гусёнка и двое утят В озере плавают, громко кричат. А ну, посчитай поскорей - Сколько всего в воде малышей?

Подогрела чайка чайник, Пригласила девять чаек, "Приходите все на чай!" Сколько чаек, отвечай!

Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом Царстве у Кощея Бессмертного Иван-царевич выполнил задания лягушки. Лягушка прыгнула, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Прекрасной.

“ Покажу тебе, где Кощей Бессмертный живет, если выполнишь мои задания».

Сравни числа:

“Я с тобой сражаться не буду, знаю, что ты меня все равно победишь, я эту сказку в детстве читал. Давай договоримся, если сможешь добраться до Василисы Прекрасной – освобожу ее, отпущу вас с миром. Если нет – пеняй на себя. Василису в жены возьму, а тебя в темницу заточу». “Я с тобой сражаться не буду, знаю, что ты меня все равно победишь, я эту сказку в детстве читал. Давай договоримся, если сможешь добраться до Василисы Прекрасной – освобожу ее, отпущу вас с миром. Если нет – пеняй на себя. Василису в жены возьму, а тебя в темницу заточу».

Назови предметы. По первым буквам составь слово. Задания Кощея бессмертного: У А

Назови предметы. По первым буквам составь слово. А У

Подумай и реши задачи: Кто быстрее долетит до гнезда гусеница или воробей? Кто быстрее доплывет до берега гусь или петух?

Почините ковер-самолет, закройте дыры геометрическими фигурами соответствующей формы. Назовите их и расскажите о них все что знаете.

ВЕРНУЛИСЬ ИВАН- ЦАРЕВИЧ И ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ НА КОВРЕ-САМОЛЕТЕ ДОМОЙ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проекту....

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОСИИ". КПК: "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...

Конспект урока - проекта по окружающему миру во 2 классе "Путешествие по России"

Познакомить детей с природой нащей страны, её разнообразием. Научить пользоваться физической картой России.Научить создавать совместный проект по теме "Путешествие по России"...

Математика - наука не только точная, но и довольно сложная. Не всем она дается легко, а приобщить ребенка к усидчивости и любви к числам еще сложнее. В последнее время у педагогов пользуется популярностью такой метод, как математические сказки. Результаты пробного использования их в практике впечатлили, и поэтому сказки стали эффективным способом приобщения детей к науке. Все чаще к ним прибегают в школах.

Рассказы про числа для самых маленьких

Сейчас, прежде чем ребенок пойдет в первый класс, он уже должен уметь писать, читать и совершать самые простые математические действия. Родителям пойдут на пользу математические сказки для дошкольников, поскольку с ними малыши познают удивительный мир цифр в игровой форме.

Такие рассказы - это простые истории про добро и зло, где главными героями выступают числа. У них своя страна и свое царство, есть короли, учителя и ученики, а еще в этих строках обязательно присутствует мораль, уловить которую и нужно маленькому слушателю.

Сказка про гордую Цифру Один

Однажды Цифра Один шла по улице и увидела в небе ракету.

Привет, быстрая и шустрая ракета! Меня зовут Цифра Один. Я очень одинокая и гордая, как ты. Я люблю ходить одна и ничего не боюсь. Я считаю, что одиночество - это самое важное качество, и тот, кто один, тот всегда прав.

На это ракета ответила:

Почему я одна? Совсем наоборот. Я везу в небо космонавтов, они сидят у меня внутри, а вокруг нас - звезды и планеты.

Сказав это, ракета улетела, а наша героиня пошла дальше и увидела Цифру Два. Она сразу поприветствовала гордую и одинокую подругу:

Привет, Один, пошли гулять со мной.

Не хочу, мне нравится быть одной. Тот, кто один, тот считается самым важным, - молвила Единица.

Почему ты думаешь, что тот, кто один, тот самый важный? - спросила Двойка.

У человека одна голова, и она самая важная, значит, один - это лучше, чем два.

Хоть у человека и одна голова, но руки две и ноги две. Даже на голове по паре глаз и ушей. А это самые важные органы.

Тогда Единица поняла, что одному быть очень сложно, и пошла гулять с Цифрой Два.

Забавные математические Три и Два

В одном школьном государстве, где все детки любили учиться, жила-была Цифра Пять. И все остальные ей завидовали, особенно Три и Два. И однажды решили две подруги изгнать Пятерку из государства, чтобы ученики полюбили их, а не заветную оценку. Думали-думали, как это сделать, но по законам школьного государства прогнать цифру никто не имеет права, она может уйти только по собственному желанию.

Решили Три и Два сделать хитрый ход. Они поспорили с Цифрой Пять. Если она не выиграет, она должна уйти. Предметом спора выступал ответ мальчика-двоечника на уроке математики. Если он получит отменку «пять», то отважная цифра выиграет, а если нет, то победителями будут считаться Три и Два.

Цифра Пять честно готовилась к уроку. Она весь вечер занималась с мальчиком, учила цифры и составляла равенства. На следующий день ученик получил в школе «пять», наша героиня выиграла, а Тройке и Двойке пришлось сбежать с позором.

Математические сказки для детей младшего школьного возраста

Малыши с удовольствием слушают математические сказки. По математике 3 класс с их помощью легче усваивает материал. Но не только слушать, но и сочинять свои собственные истории могут ребята в этом возрасте.

Все рассказы в этот период подбираются довольно простые. Главными персонажами выступают числа и знаки. Очень важно в этом возрасте показать ребятам, как нужно правильно учиться. Много полезной информации родители и педагоги могут найти в книгах за 3 класс ("Математика"). Математические сказки с разными героями расскажем далее.

Притча про большие числа

Собрались как-то раз все большие цифры и пошли в ресторан отдохнуть. Среди них были отечественные - Ворон, Колода, Тьма, которым уже по тысячи лет, и гордые иностранные гости - Миллион, Триллион, Квинтиллион и Секстиллион.

И обед они заказали знатный: блины с красной и черной икрой, дорогое шампанское, едят, гуляют, ни в чем себе не отказывают. За их столиком официант работает - Нолик. Бегает туда-сюда, все подает, битые фужеры убирает, ухаживает, сил не жалея. А высокие гости знай себе твердят: «Принеси то, принеси се». Не уважают Нолика. А Секстиллион еще и подзатыльник дал.

Обиделся тогда Нолик и уволился из ресторана. И стали все высокие обыкновенными Единицами, ничего не стоящими. Вот так, нельзя обижать даже тех, кто кажется неважным.

Уравнение с одним неизвестным

А вот еще одна математическая сказка (3 класс) - про неизвестный Икс.

Однажды встретились разные цифры в одном уравнении. И были среди них целые и дробные, большие и однозначные. Они раньше не встречались так близко, поэтому и начали знакомство:

Здравствуйте. Я - Единица.

Добрый день. Я - Двадцать Два.

А я - Две Третьих.

Так представлялись они, знакомились, а одна цифра стояла в сторонке и не называла себя. Ее все спрашивали, допытывались, но на все вопросы цифра говорила:

Не могу сказать!

Обиделись на такое заявление числа и пошли к самому уважаемому Знаку Равенства. А он и ответил:

Не волнуйтесь, придет время, и вы обязательно узнаете, что это за цифра. Не спешите, пускай это число пока остается неизвестным. Назовем его Икс.

Все согласились со справедливым Равенством, но все же решили держаться от Икса подальше и перешли за знак равенства. Когда все числа выстроились в ряд, они начали умножаться, делиться, суммироваться и отниматься. Когда все действия были произведены, оказалось, что неизвестный Икс стал известным и равнялся всего одному числу.

Так раскрылась тайна загадочного Икса. А сможете ли вы разгадать математические сказки-загадки?

Истории про числа для пятого класса

В пятом классе дети все больше знакомятся с арифметикой и способами исчисления. Для них подойдут более серьезные загадки. В этом возрасте хорошо приобщать ребят к собственному сочинению историй о тех вещах, которые они уже изучили. Рассмотрим, какой должна быть математическая сказка (5 класс).

Скандал

В одном царстве Геометрии жили разные фигуры. И существовали они вполне мирно, дополняя и поддерживая друг друга. За порядком следила царица Аксиома, а в ее помощниках были Теоремы. Но однажды Аксиома заболела, и этим воспользовались фигуры. Они стали выяснять, кто из них главней. В спор вмешались Теоремы, но они уже не могли сдержать общей паники.

В результате хаоса в царстве Геометрии у людей начались большие неприятности. Все железные дороги перестали работать, так как сошлись, дома перекосились, потому что прямоугольники сменились октаэдрами и додекаэдрами. Машины встали, станки вышли из строя. Казалось, весь мир пошел наперекосяк.

Увидев все это, Аксиома схватилась за голову. Она приказала всем Теоремам выстроиться и следовать друг за другом в логическом порядке. После этого все Теоремы должны были собрать все свои подведомственные фигуры и объяснить каждой ее великое предназначение в мире человека. Так восстановился порядок в стране Геометрии.

Сказка о Точке

Бывают совершенно разные математические сказки. Цифры и числа, дроби и равенства фигурируют в них. Но больше всего пятиклассникам нравятся истории о тех вещах, с которыми они только начинают знакомиться. Многие ученики не понимают важности простых, элементарных вещей, без которых рухнул бы весь мир математики. Объяснить им важность того или иного знака призвана вот такая математическая сказка (5 класс).

Маленькая Точка чувствовала себя очень одиноко в царстве Математики. Она была настолько крохотной, что о ней постоянно забывали, ставили где попало и совершенно не уважали. То ли дело прямая! Она большая, имеет длину. Ее видно, и никто не забудет ее нарисовать.

И задумала Точка сбежать из царства, ведь из-за нее всегда одни проблемы. Ученик двойку схватит, потому что точку забыл поставить, или еще чего. Чувствовала она недовольство других и сама от этого переживала.

Но куда бежать? Царство хоть и большое, но выбор-то невелик. И тогда на помощь Точке пришла Прямая и говорит:

Точка, беги по мне. Я ведь бесконечна, так и выбежишь за пределы царства.

Точка так и сделала. И как только она пустилась в путь, в Математике наступил хаос. Числа заволновались, сбились в кучу, ведь теперь некому было определить их место на цифровом луче. А лучи стали растворяться на глазах, у них ведь не было Точки, которая ограничивала бы их и превращала в отрезки. Числа перестали умножаться, ведь теперь знак умножения заменили на косой крестик, а что с него взять? Он же косой.

Заволновались все жители царства и стали просить Точку вернуться. А она знай себе катится, как колобок, по бесконечной прямой. Но услышала она просьбы своих соотечественников и решила вернуться. С тех пор Точка не только имеет свое место в пространстве, но очень уважаема и почитаема, и даже имеет свое определение.

Какие сказки можно читать шестому классу?

В шестом классе дети уже многое знают и понимают. Это уже взрослые ребята, которых вряд ли заинтересуют примитивные истории. Для них можно подобрать что-то посерьезней, к примеру математические задачи-сказки. Приведем несколько вариантов.

Как образовалась координатная прямая

Эта история о том, как запомнить и понять, что такое числа с отрицательным и положительным значением. Поможет разобраться в этой теме математическая сказка (6 класс).

Ходил-бродил по земле одинокий Плюсик. И не было у него друзей. Так бродил он по лесу долго-долго, пока не встретил Прямую. Она была неуклюжей, и с ней никто не хотел общаться. Тогда Плюсик предложил ей гулять вместе. Прямая обрадовалась и согласилась. За это предложила она Плюсику сидеть на ее длинных плечах.

Пошли друзья дальше и забрели в темный лес. Долго бродили они по узким тропинкам, пока не вышли на полянку, где стоял домик. Постучали они в дверь, и открыл им Минус, который тоже был одинок и ни с кем не дружил. Тогда он присоединился к Прямой и Плюсику, и пошли они дальше вместе.

Вышли они к городу Чисел, где проживали одни цифры. Увидели цифры Плюсика и Минусика и сразу захотели с ними подружиться. И стали они хватать то одного, то другого.

На шум вышел король царства Нуль. Он приказал всем выстроиться вдоль прямой, а сам встал посередине. Все, кто хотел быть с плюсом, должны были встать на одинаковом расстоянии друг от друга с правой стороны от короля, а те, кто с минусом, - так же, но слева, в порядке возрастания. Так образовалась координатная прямая.

Загадка

Темы математических сказок могут охватывать все пройденные вопросы. Вот одна хорошая загадка, которая позволит обобщить знания в геометрии.

Собрались как-то раз все четырехугольники вместе и решили, что нужно выбрать среди них самого главного. Но как это сделать? Решили провести испытание. Кто из поляны доберется до царства Математики первым, тот и станет главным. На том и сошлись.

На рассвете вышли все четырехугольники с поляны. Идут, а дорогу им пересекает быстрая река. Она и говорит:

Не все смогут перейти через меня. На ту сторону переберутся только те из вас, у кого диагонали в точке пересечения делятся пополам.

Покорить мою вершину смогут только те, у кого диагонали равны.

Снова у подножия остались проигравшие четырехугольники, а остальные пошли дальше. Вдруг - обрыв с узеньким мостом, по которому может пройти только один, тот, у кого диагонали пересекаются под прямым углом.

Вот вам вопросы:

Кто же стал главным четырехугольником?

Кто был основным конкурентом и дошел до моста?

Кто первым покинул соревнования?

Загадка о равнобедренном треугольнике

Математические сказки по математике могут быть очень занятными и уже в своей сути содержать скрытые вопросы.

В одном государстве жила-была семья Треугольника: мать-сторона, отец-сторона и сын-основание. Пришла пора выбирать сыну себе невесту.

А Основание был очень скромным и трусливым. Боялся он всего нового, но делать нечего, нужно жениться. Тогда мать и отец нашли ему хорошую невесту - Медиану из соседнего царства. Но была у Медианы жутко противная няня, которая устроила нашему жениху целое испытание.

Помогите незадачливому Основанию решить сложные вопросы няни Геометрии и жениться на Медиане. Вот сами вопросы:

Расскажите, какой треугольник называется равнобедренным.

Чем отличается равнобедренный треугольник от равностороннего?

Кто такая Медиана и в чем ее особенность?

Загадка о пропорциях

В одной стороне, неподалеку от царства Арифметики, жили четыре гнома. Назывались они Тут, Там, Где и Как. Каждый Новый год один из них приносил небольшую елочку высотой один метр. Они ее наряжали 62-мя шариками, одной сосулькой и одной звездочкой. Но однажды решили они все вместе пойти за елкой. И выбрали они самую красивую и самую высокую. Принесли домой, а оказалось, что украшений мало. Измерили елку, а она оказалась в шесть раз больше обычной.

Подсчитайте с помощью пропорции, сколько украшений нужно докупить гномам.

Герой планеты Фиалка

В результате исследований было обнаружено, что на планете Фиалка живут разумные существа. Было решено отправить туда экспедицию. В состав команды попал двоечник Коля. Так случилось, что до планеты удалось добраться лишь ему одному. Делать нечего, нужно выполнять ответственное задание с Земли.

Как оказалось, все жители планеты жили в круглых домиках, потому что население не умело вычислять площадь прямоугольников. Земляне решили помочь им, и сделать это должен был Коля.

Но мальчик плохо знал геометрию. Учиться он не хотел, домашнее задание всегда списывал. Делать нечего, нужно придумать, как научить жителей Фиалки находить необходимую площадь. С большим трудом Коля вспомнил, что один квадратик со стороной 1 см имеет площадь 1 кв. см, а квадрат со стороной 1 м - 1 кв. м. и так далее. Рассуждая так, Коля нарисовал прямоугольник и разделил его на квадраты по 1 см. В нем поместилось их 12 шт., 4 с одной стороны и три - с другой.

Затем Коля начертил еще один прямоугольник, но уже с 30 квадратиками. Из них 10 размещались вдоль одной стороны, 3 - вдоль другой.

Помогите Коле вычислить площадь прямоугольников. Запишите формулу.

А вы сможете сочинить свои математические сказки или задачи?

Приключения в царстве математики (пьеса-сказка)

Декорация: красочная афиша с названием сказки, дворец царицы наук Математики, состоящий из чисел, геометрических фигур, уравнений, карандаша, циркуля, линейки.

Ведущий . Дорогие ребята. Сейчас мы вам покажем математическую сказку «Приключения в царстве Математики». Роли исполняют (называет...).

Все исполнители выстраиваются на сцене в следующем порядке: Профессор, царица Математика, принцесса Арифметика в окружении чисел и математических знаков, принцесса Геометрия в окружении геометрических фигур, принцесса Алгебра в окружении уравнений.

(Звучит запись песни «Дважды два - четыре», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.) Все исполнители подпевают.

По окончании песни на середину сцены выходит Профессор. Он в мантии, по которой разбросаны числа, геометрические фигуры, уравнения. На голове - профессорская шапочка с кисточкой. Остальные исполнители остаются в глубине сцены. Начинается пролог.

Профессор. Издавна люди называют математику царицей наук, потому что она применяется в различных областях знаний. Один из важных разделов математики - Арифметика - это наука о числах, свойствах чисел и действиях над ними. Итак, слово царице наук - Математике.

(Широким жестом Профессор приглашает Математику на середину сцены. Она в пышном платье, по которому разбросаны различные числа, геометрические фигуры и уравнения. На голове - большая корона.

Профессор и царица Математика вместе со всеми присутствующими исполняют стихи об Арифметике.)

Царица Математика.

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Все.

И при этом, и при этом, вы заметьте-ка,

Профессор.

Все.

Царица Математика.

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Все.

Профессор. Царица Математика хотя и царица, но большая труженица. Она постоянно обходит свои владения и следит в них за порядком.

Итак, царица Математика начинает обход своих владений. (Она обходит всех исполнителей, стоящих в глубине сцены.)

Сейчас она посетит владения принцессы Арифметики.

Действие 1

(Во владениях принцессы Арифметики.)

Царица Математика . Профессор, позовите ко мне принцессу Арифметику.

Профессор . Принцесса Арифметика, явитесь с отчетом к царице Математике.

(На середину сцены выходит принцесса Арифметика в пышном платье, по которому разбросаны различные числа. На голове корона.)

Принцесса Арифметика. Числа моих владений, ваше величество, исправно трудятся. Только Миллион зазнался. Он считает себя одним из самых больших чисел и с презрением смотрит на меньшие числа. Особенно достается от него маленькому Нолику.

Царица Математика. Позвать ко мне этого зазнайку Миллиона.

(Появляется Миллион. Он в цилиндре, с тросточкой. На груди большими цифрами написано - 1 000 000.)

Миллион (поет). Миллион, миллион, миллион...

Я - одно из самых больших чисел! Меня должны уважать все меньшие числа, а особенно маленький Нолик, который вообще ничего не значит. Тьфу! Пустое место.

Царица Математика (разгневанно). Миллион, ты должен быть наказан. И накажет тебя тот самый маленький Нолик, которого ты презираешь. Профессор, позовите ко мне Нолика с его братом.

Профессор. Нолик, явись со своим братом к царице Математике!

(Появляются Нолики. Они в крылатках, по которым разбросаны нули. На груди у каждого Нолика - большая цифра 0.)

Нолики (вместе). Царица Математика, мы явились по вашему приказанию.

Царица Математика. Нолики! Вы должны уничтожить Миллион с помощью одного из арифметических действий. Ребята, с помощью какого арифметического действия можно уничтожить Миллион, превратить его в ноль?

Все. С помощью умножения.

Царица Математика. Правильно, с помощью умножения.

(Появляются слуги принцессы Арифметики - математические знаки. Они в пышных платьях, по которым разбросаны соответствующие математические знаки.)

Царица Математика. А вот и слуги принцессы Арифметики - математические знаки. Они помогут нам наказать зазнайку Миллиона. Математические знаки, приступайте к работе!

Исполнители выстраиваются, образуя запись:

1 000 000 х 0 = 0.

Царица Математика (дотрагиваясь до миллиона). Миллион, ты уничтожен.

(Миллион хватается за голову и убегает.)

Царица Математика. Профессор, а теперь вы расскажите нам о значении нуля в математике.

Профессор.

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль,

Когда-то многие считали,

Что ноль не значит ничего

И, как ни странно, полагали,

Что он совсем не есть число.

Но о его особых свойствах

Мы поведем теперь рассказ.

Первый Нолик.

Коль ноль к числу ты прибавляешь,

Иль отнимаешь от него,

В ответе тотчас получаешь

Опять то самое число.

Исполнители поднимают плакат, на котором написано:

а + 0 = а; а - 0 = а.

Второй Нолик.

Попав как множитель средь чисел,

Он мигом сводит все на нет.

И потому в произведении

Один за всех несет ответ.

a x 0 = 0; a x b x c = 0.

Первый Нолик.

А относительно деленья

Нам твёрдо помнить нужно то,

Что уж давно в научном мире

Делить на ноль запрещено.

Исполнители поднимают плакат, на котором написано:

a: ∅

Второй Нолик.

И впрямь, какое из известных

Число за частное нам взять,

Когда с нолем в произведении

Все числа ноль лишь могут дать?

(В процессе исполнения стихотворений про ноль царица Математика указывает указкой на соответствующие математические равенства.

Все отходят вглубь сцены, кроме профессора и царицы Математики.)

Профессор. Царица Математика обходит свои владения (всех исполнителей, строящих в глубине сцены). Сейчас она посетит владения принцессы Геометрии. Геометрия - это раздел математики, в котором изучаются геометрические фигуры и их свойства.

Действие 2

(Во владениях принцессы Геометрии.)

Царица Математика. Профессор, позовите ко мне принцессу Геометрию.

Профессор. Принцесса Геометрия, явитесь с отчетом к царице Математике.

(На середину сцены выходит принцесса Геометрия и делает реверанс перед царицей. Она в пышном платье, по которому разбросаны различные геометрические фигуры. На голове у нее такая же корона, как у принцессы Арифметики.)

Принцесса Геометрия. Геометрические фигуры моих владений, ваше величество, исправно трудятся. Только треугольник все время завидует своему брату Квадрату.

Царица Математика. П ринцесса Геометрия, расскажите, что случилось у Треугольника с Квадратом. Почему братья не дружат?

Принцесса Геометрия.

Жили-были два брата:

Треугольник с Квадратом.

(Появляются Треугольник и Квадрат.)

Старший - квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший - треугольный.

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат...

Квадрат. Почему ты злишься, брат?

Принцесса Геометрия. Тот кричит ему...

Треугольник.

Смотри: ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре!

Принцесса Геометрия.

Но Квадрат ответил...

Квадрат. Брат! Я же старше, я - квадрат.

Принцесса Геометрия. И сказал еще нежней...

Квадрат. Неизвестно, кто нужней!

Принцесса Геометрия.

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал...

Треугольник.

Приятных я тебе желаю снов!

Спать ложился -- был квадратным,

А проснешься без углов!

Принцесса Геометрия.

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он - нет квадрата.

Онемел... Стоял без слов...

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Царица Математика . Здесь, я вижу, злой поступок Треугольника обернулся против него самого. Ребята, какая получилась геометрическая фигура после того, как у квадрата были срезаны все углы?

Все . Восьмиугольник.

Царица Математика. Правильно, восьмиугольник.

(Все отходят в глубину сцены, кроме Профессора и царицы Математики.)

Профессор. Царица наук Математика продолжает обход своих владений. Сейчас она посети т владения принцессы Алгебры.

Алгебра - это раздел математики, в котором изучаются различные виды уравнений и способы их решения.

Действие 3

(Во владениях принцессы Алгебры.)

Царица Математика . Профессор, я что-то устала. Попросите принцессу Алгебру развлечь меня.

Профессор . Принцесса Алгебра, развлеките царицу Математику. Покажите математические фокусы. Ведь вы большая мастерица показывать их.

(На середину сцены выходит принцесса Алгебра и делает реверанс перед царицей Математикой, сидящей на пышном троне. Алгебра - в нарядном платье, по которому разбросаны различные уравнения. На голове - корона.)

Принцесса Алгебра . Сейчас я заставлю всех вас получить нужное мне число. Только будьте очень внимательны. Каждый из вас должен задумать число любое - каждый свое.

Подходит к плакату. Показывает указкой на Х и просит прибавить к этому числу 2. Результат умножить на 2.

На плакате запись: (х + 2) х 2 = 2х + 4.

К полученному результату прибавьте число 3.

(На плакате запись: 2х + 4 + 3 = 2х + 7 .)

Затем отнимите задуманное число.

(На плакате запись: 2х + 7 - х = х + 7. )

К результату прибавьте число 5.

(На плакате запись: х = 7 + 5 = х + 12 .

От полученного результата отнимите задуманное число.

(На плакате запись: х + 12-х = 12 .)

У каждого из вас должен получиться один и тот же ответ: число 12. Если у кого-нибудь из вас другой ответ, значит, вы допустили ошибку в вычислениях.

(Принцесса Алгебра отходит в глубину сцены.)

Профессор. Царица наук Математика закончила обход своих владений.

(Все исполнители выстраиваются на сцене, как в начале спектакля.)

Царица Математика.

Чтоб водить корабли.

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать, надо много уметь.

Все.

И при этом, и при этом, вы заметьте-ка.

Очень важная наука А-риф-ме-ти-ка!

Профессор.

Почему корабли не садятся на мель,

А по курсу идут сквозь туман и метель?

Все.

Потому что, потому что, вы заметьте-ка,

Капитанам помогает А-риф-ме-ти-ка!

Царица Математика.

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо, прежде всего, арифметику знать.

Все.

И на свете нет профессии, вы заметьте-ка,

Где бы вам не пригодилась А-риф-ме-ти-ка!

(Под музыку песни «Дважды два - четыре» исполнители уходят со сцены.)


  • Научиться анализировать и сочинять математические сказки.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

  • Развитие внимания, памяти, мышления, фантазии учащихся.
  • Закрепить знания цифр, состав чисел, навыки счёта.
  • Воспитание любви к науке «математика».

В тридевятом царстве в тридесятом государстве жила была Тройка. Она жила в треугольном домике. Её все любили потому, что она была доброй и отзывчивой. У неё было много друзей, так как в этом царстве жили: три поросёнка, три медведя, три толстяка, три богатыря.

Однажды Тройка пошла в лес и нашла там три орешка. Они оказались не простыми, а волшебными. Ей можно было загадать три желания. И она их загадали:

1. Чтобы во всём мире не было войны.

2. Чтобы все были здоровы.

3. Чтобы все были умными.


Жили были два брата – два минуса. Они у всех чисел всё отнимали.

Но вот однажды Братья разодрались и полетели кубарем с горы. И вдруг произошло чудо. Братья стали одним плюсом. Так братья стали всё прибавлять. Жили они долго и счастливо.


Жил был царь. Его звали Ноль. Он был круглый и смешной. С ним никто не дружил, потому, что он ничего не значил.

Но вот однажды Ноль пошёл погулять в лес и встретил Единицу. Она плакала. Царь спросил её. Почему она плачет. Единичка ответила, что у неё большое горедлинный нос и нет друзей. Жалко стало Царю Единицу и он предложил ей дружить. Она с радостью согласилась. Она взялись за ручки и пошли гулять и составили большое число 10. Увидели это другие числа и стали с ними дружить.

Если маленькое число подставить к Нулю, то получится большое число.


Жили были в стране Математики числа 8 и 48. Число 48 смеялось над числом 8, что оно меньше его.

Как-то раз от обиды восьмерка решила уйти. Чтобы не быть смешной и маленькой. По дороге она встретила число 4. Они подружились и вернулись в страну Математики одним целым числом 48. Другое число 48 больше не смеялось над ними, потому что они стали равными.


Колобок попал в мир Геометрии. В этом волшебном мире углов и прямых линий Колобок чувствовал себя одиноким. Над Колобком все смеялись и говорили, что он никому не нужен.

Однажды Треугольник и Квадрат решили поехать в царство Чисел. Положили в телегу вещи, но не смогли тронуться с места. Им мешали углы. А в это время мимо катился Колобок. И тут все поняли, что Колобок – это круг, который похож на колесо. Пожалел Колобок Треугольника и Квадрата и помог им побывать в гостях у чисел.

С тех пор в мире Геометрии все фигуры живут в мире и согласии.


В царстве Математики жили были числа 0, 1, 2,3. Поспорили они раз, кто из них главней. Ноль сказал, что без него нельзя, если умножить на ноль, то обнуляться все числа. Единица крикнула, что она главная. Если умножить на один, то получишь то же самое число. Двойка твердила, что и без неё нельзя в царстве Математики, она увеличивает число в два раза. А Тройка слушала всех и тихо сказала:

- Давайте не будем ссориться. Каждая важна по-своему. Без нас не было бы науки Математики.





Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!