Методическая разработка по истории (6 класс) на тему: "Византия при Юстиниане"(конспект урока,презентация,тест). Урок: Византийская империя в VI - VIII вв






Император Юстиниан: г.г Сильная императорская власть (стр 130 посл. абз.) Византия особенно расширила границы в правление Юстиниана. Император был блестяще образован, трудолюбив, решителен, жесток. Надеялся возродить могущество Римской империи. Основное правило: «единое государство, единый закон, единая религия». Император Юстиниан


Реформы Юстиниана Для укрепления императорской власти Юстиниан поддерживал христианскую церковь, а церковь – его. Христианство – единая государственная религия Византии Юстиниан ввёл единые для империи законы: совокупность законов римских императоров и «Кодекса Юстиниана» легли в основу европейской юридической науки (Римское право) стр абз. Стены Константинополя


Войны Юстиниана Юстиниан поставил себе задачей восстановить империю в её бывших границах и был близок к цели. Для её достижения он привлекал талантливых людей, как, например его полководец Велизарий. Армия Велизария захватила Северную Африку, о. Сицилию, Италию.


Технологическая карта урока

Предмет: Всеобщая история Класс:______ Дата проведения______

Раздел 2. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ В VI I ВВ.

Тема урока. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами

Цели

познакомить с преимуществами географического положения Константинополя, сущностью власти императора и его способами укрепления страны.

Планируемые результаты

предметные: научиться работать с исторической картой, использовать ее как источник знаний; давать характеристику исторических деятелей; формулировать свое мнение; проявлять интерес к личностям, оставившим след в истории;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям;

личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осваивать гуманистические традиции и ценности византийского общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Основные понятия

Ромеи, империя, иконоборчество

Ресурсы

карта «Византийская империя в VI - XI вв.»; ил люстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока

открытия нового знания.

Ход урока

Приветствие, положительный настрой на сотрудничество.

Проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Заполнение классного журнала и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Настраиваются на работу.

Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку

2. Мотивация УД

«В Константинополе к императорскому дворцу примыкает зала изу мительного великолепия и красоты, у греков называемая Магнавра, или Золотая палата... Перед троном императора стояло медное, но позолочен ное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, сделанные из бронзы и также позолоченные. Птицы издавали каждая свою особую мелодию, а сиденье императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, затем несколько более высоким и наконец висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали, и виде стражи, медные или деревянные, но, во всяком случае, позолочен ные львы, которые бешено били своими хвостами о землю, открывали масть, двигали языком и издавали громкий рев... При моем появлении заревели львы и птицы запели каждая свою мелодию. Я же не испытал ми страха, ни удивления, так как еще раньше был осведомлен некото рыми знатоками о всех этих вещах. После того как я, согласно обычаю, третий раз преклонился перед императором, приветствуя его, я поднял голову и увидел императора в совершенно другой одежде почти у потолка залы, в то время как только что видел его на троне на небольшой высоте от земли...» (Из записок Лиутпранда, посла итальянского короля Беренгара, о приеме во дворце императора в середине Хв.).

Попробуем перенестись в Византию и поближе познакомиться с историей этой удивительной страны.

Восточная Римская империя стала самостоятельным государством в 395 г. По древнему названию столицы это государство назвали Византийской империей, но сами византийцы называли себя ромеями. Они не только устояли в борьбе с варварами, но и создали сильное государство, просуществовавшее до 1453 г.

    Кто и когда перенес столицу Римской империи в Константинополь?

    Когда Римская империя разделилась на Западную и Восточную?

    Покажите на карте страны и области, вошедшие в Восточную Римскую империю.

( Ученики отвечают на вопросы и выполняют задание.) .

3.Постановка целей и задач урока

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

План урока

    Особенности развития Византии.

    Власть императора.

    Юстиниан и его реформы.

    Внешняя политика Юстиниана

- Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на уроке.
(Ученики формулируют цели урока.)

Оформляют записи в тетради.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему Восточной Римской империи удалось выстоять под ударами варваров? Удалась ли попытка Юстиниана восстановить империю ?

4.Изучение нового материала

1. Особенности развития Византии

Вы верно предположили, что история Византии будет отли чаться от истории Западной Римской империи.

2. Власть императора

Задание: опираясь на историческую карту и изученный ма териал, используя прием мозгового штурма, предположите, почему Византия оказалась более прочной, чем Западная Римская империя.

( Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Предположите, какой была власть императора в Византии. (Ответы учеников.)

Задание: проверим наши предположения, поработав с п. 2 § 6. (Проверка выполнения задания и составление схемы.)

5.Физминутка

Организация физминутки

Физминутка «Близнецы»

Дети встают между партами, кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По моему сигналу они выполняют следующие команды:

    присесть

    встать

    встать на пальчики, опуститься

    наклониться влево

    наклониться вправо

    прогнуться назад

    постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене

    постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене

    открыть глаза и тихо сесть.

Проводят групповую физкультминутку

Продолжение изучения нового материала

3. Юстиниан и его реформы

Власть византийских императоров (василевсов) не была юри дически наследственной. Фактически на престоле мог оказаться любой человек. Наиболее прославленные византийские императоры не могли похвастаться высоким происхождением.

Слайд 1. В 527 г. императором стал Юстиниан - бедный илли рийский крестьянин, солдат, достигший вершины власти благо даря удаче и решительности, редкому сочетанию властолюбия и личного аскетизма, великодушия и коварства. Человек чрезвычайно честолюбивый, умный и образованный, он остался в исто рии христианства властителем, в значительной мере повлиявшим на судьбы церкви.

Слайд 2. Юстиниан умело подбирал помощников. По словам историка Прокопия, он мог, не выказывая гнева, «тихим, ровным голосом отдать приказ перебить десятки тысяч ни в чем не пови нных людей».

Слайд 3. Юстиниан боялся покушений на свою жизнь и пото му легко верил доносам и был скор на расправу.

Слайд 4. Богатство и пышность императорского двора «зо лотого века» вошли в легенды. Придворный церемониал был не только сложным, но и строго определенным, так как «ритуал помогает повысить значимость монарха». «Магистральная ли пни» церемоний закладывалась при Юстиниане, когда были вы работаны основные принципы, которые надлежало соблюдать и ходе коронаций, рождения императорских отпрысков, венчаний и погребений, отъезда монарха из столицы и его возвращения, но время его пребывания на мероприятиях, например на бегах па ипподроме, во время приема послов, религиозных и государственных праздников. Но досконально все церемонии были описаны только в X в. Тогда даже изобретения в области механики использовались, чтобы подчеркнуть сверхчеловеческую природу монарха. Самым занимательным в этом ряду был механический фон. Однако и менее технически оснащенные троны выглядели впечатляюще, поскольку были изготовлены из дорогих материа лов, отделаны драгоценными камнями, увенчаны балдахинами, вбиты редкими и дорогими тканями и стояли на возвышении. К ним прилагалась изысканно украшенная скамеечка для ног.

Завидев императора, все должны были пасть на колени. колени , а величие этого зрелища производило достаточное впечатле ние на всех, кому выпало такое счастье, посла подводили к трону. По пути он должен был трижды остановиться и преклонить коле но перед василевсом. Дойдя до трона, он протягивал верительные грамоты распорядителю церемоний и приветствовал императора от имени своего монарха. Император отвечал, осведомившись о здор овье последнего.

Как единоличный источник закона и порядка, император был довольно занятым человеком, его день был долгим и насыщен ным. Императора будили ежедневно в шесть утра тремя ударами в дверь. Он вставал и одевался без посторонней помощи, обхо дясь без каких-либо церемоний, подобных той, которую позднее ввел Людовик XIV , король Франции. Из своей спальни император шел в Золотой зал, чтобы помолиться перед иконой Спасителя, находившейся в специальной нише. После чего садился на трон и завтракал. Поев, он принимал управляющего двором и обсуждал с ним распорядок дня.

Все императоры обладали самобытными характерами и были яркими личностями. У многих был широкий круг интересов, и они проводили часы досуга, занимаясь личными делами. Не которые отличались общительностью и часто приглашали гостей, чтобы те разделили трапезу с императорским семейством, а часто сами с радостью принимали приглашения отобедать в домах своих подданных. Все они вели полноценную семейную жизнь, не вы ставляя ее на обозрение.

Слайд 5. При Юстиниане Византия стала не только крупней шим и богатейшим государством Европы, но и самым культурным. Император укрепил законность и правопорядок в стране. Во время его правления Константинополь стал художественным центром средневекового мира, палладиумом наук и искусств, за которым следовали Равенна, Рим, Никея, Фессалоника,

также ставшие средоточием византийского художественного стиля. При Юсти ниане были построены замечательные храмы, дошедшие до наших дней, - собор Святой Софии и церковь Сан-Витале в Равенне.

Примерный план учащихся:

    «Единое государство, единый закон, единая религия».

    Желая заручиться поддержкой церкви, жаловал ей земли и ценные подарки.

    Строил храмы и монастыри.

    Подвергал гонениям язычников и иудеев, отступников от христианского вероучения.

    Закрыл школу в Афинах, которая считалась крупнейшим центром языческой культуры.

    Создал «Свод гражданского права».

    Начало правления Юстиниана отмечено широкой благо- творительностью.

    Снизил налоги.

    Помогал пострадавшим от землетрясения городам.

    Создал систему имперского гражданства. Было провозгла шено равенство всех перед законом.

    По законам Юстиниана раб считался человеком. Рабство не- отменялось, но теперь раб мог освободиться, если:

а) становился солдатом;

б) уходил в монастырь;

в) становился епископом;

г) его нельзя было убивать.

    Женщины были уравнены в правах с мужчинами, был за прещен развод.

    Смертная казнь отменена не была.

Но оставались еще пережитки старого времени. Особенно жестоко карались простые люди: их могли сжечь на костре, распять на кресте, избить розгами до смерти и т. д. Знатных людей чаще всего казнили через обезглавливание. Запрещалось и кара юсь смертью оскорбление императора

Задание: изучая информацию презентации, выделите сильные (троны личности императора Юстиниана и те черты, которые нам не нравятся. Свое мнение аргументируйте.

После просмотра слайдов.

О человеке нужно судить по его делам, поэтому мы должны проанализировать деятельность Юстиниана, т. е. те реформы, ко торые он провел при жизни.

Задание: работая с п. 3 § 6 учебника, составьте план текста «Реформы и деятельность Юстиниана».

( Проверка выполнения задания.)

Задание: дайте оценку реформ и деятельности Юстиниана. (Проверка выполнения задания.)

4. Внешняя политика Юстиниана

Юстиниан сделал попытку восстановить Римскую империю и прежних границах.

Направление

Средство

Итог

Северное При черноморье

Война

Возвращение южного берега Крыма

Борьба с персами на Востоке

Война, подкуп

Персы отброшены, за ключен мирный договор

Борьба с набегами славян

Стравливание племен между собой, подкуп

Набеги отражены, но угроза остается

Борьба с вестготами

война

Отвоевание Юж. Испании

Борьба с вандалами

Война

Отвоевание Сев. Африки

Борьба с остготами

война

Возвращение Италии

После смерти Юстиниана Византия в течение нескольких сто летий уступает своим многочисленным врагам все новые земли, теряет и могущество, и блеск Юстиниановской эпохи.

С начала VI в. на Византию начали нападать славянские пле мена. Империя с трудом отбивала их набеги, а ослабление Ви зантии открыло путь для заселения этой территории славянами. В VI в. с юга на Византию нападали арабы. Территория империи сократилась втрое.

Задание: работая с исторической картой и текстом п. 4, 5 § 6, исполните задание и ответьте на вопрос.

    Заполните таблицу «Направления внешней политики Юстиниана».

    Удалось ли Юстиниану восстановить Римскую империю в прежних границах? Почему?

( Проверка выполнения задания и заполнение таблицы.)

6.Закрепление и систематизация знаний и умений учащихся.

Выслушиваются мнения учеников

7.Рефлексия.

Подведения итогов. Оценивание.

-В чем сходство и различие задач, которые решали импера торы Византии и короли в Европе в то время?

( Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

Проверяю выполнение заданий, провожу оценивание учащихся

Рефлексия

    Что нового узнали на уроке?

    Какие умения и навыки отрабатывали?

    С какими новыми терминами познакомились?

    Что понравилось и что не понравилось на уроке?

    Какие выводы сделали?

ИЛИ ТЕХНИКА «РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ»

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ .

8. Домашнее задание (дифференцированное).

    Для сильных учеников - § 6, написать размышление на тему «Можно ли считать Юстиниана выдающимся правителем?».

    Для средних учеников - § 6, ответить на вопрос: почему за мысел Юстиниана восстановить Римскую империю в преж них границах был обречен на неудачу?

    Для слабых учеников - § 6, провести исследование на тему «Сравнение географического и экономического положения Восточной Римской и Западной Римской империй».

Методическая разработка урока в 6 классе по теме:
«Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.»

Планируемые результаты:

Предметные: научиться работать с исторической картой, использовать ее как источник знаний; давать характеристику исторических деятелей; формулировать свое мнение; проявлять интерес к личностям, оставившим след в истории;
Метапредметные:
познавательные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям;
коммуникативные: взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме, в диалоговом общении; умение работать индивидуально и в группе; формулировать аргументы и отстаивать свое мнение;
регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; принятие познавательной цели и ее выполнение на основе соблюдения требований познавательной задачи; Определять цель, проблему в учебной деятельности.
Личностные: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осваивать гуманистические традиции и ценности византийского общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный (использование нескольких видов деятельности).
Дидактические методы: проблемный метод.
Формы деятельности учащихся: самостоятельная работа, работа с историческими документами.
Способы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Образовательные ресурсы: исторические документы, мультимедийные материалы.

Ход урока:
Вступительное слово учителя:
– Сегодня мы познакомимся с государством, которое в раннее Средневековье считалось одним из самых могущественных. Тема урока: «Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.»
Создание проблемной ситуации:
-Ребята вспомните из истории Древнего мира, что произошло в 395 году? (огромная Римская империя в 395 году была разделена на два государства - Восточную империю и Западную).
-Ребята, скажите, что произошло с Западной Римской империей? (ответ: в 476 году она пала под натиском (ударами) варваров).
1 факт – Западная империя – пала (слайд 2)
- Ребята, а сейчас давайте мы с вами обратимся к данным исторической энциклопедии и посмотрим, что говорится там про Восточную Римскую империю. (слайд 2)

Восточная Римская империя (3951453) государство, сформировавшееся в 395 году вследствие окончательного раздела Римской империи, после смерти императора [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], на западную и восточную части. Менее чем через восемьдесят лет после раздела [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] прекратила своё существование, оставив Восточную Римскую империю исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима. Восточную империю, по названию ее главного города, стали называть Византией. Судьба этого государства оказалась более счастливой, которой удалось выстоять под натиском варваров. Оно смогло просуществовать еще почти тысячу лет. Сами же византийцы назвали свое государство Ромейской (Римской) империей, а себя ромеями.

Итак, ребята, какие данные мы с вами узнали из энциклопедии, об истории Восточной Римской империи? (ответ)
Какова судьба Восточной Римской империи, в отличии от Западной?
2 Факт – Византия – выстояла (слайд 3)

Формулирование проблемы:

– Сравнив 2 данных факта Западной и Восточной империи, какой у вас возникает вопрос?
В чём состоит противоречие?
(Ответ: Почему же Византия не была завоевана варварами? Почему она оказалась более прочной, чем Западная римская империя? Поему Византия просуществовала намного дольше Западной, почти на тысячу лет.)

Значит проблемным вопросом нашего урока будет: (слайд 5)

Почему Восточной Римской империи удалось выстоять под ударами варваров?

Планирование деятельности:

– Какие у вас есть версии (предположения) по решению данного проблемного вопроса?
Версии:
Мощное государство
Сильное государство
Много богатств
Мудрыйправитель
Ребята вы предположили, то это было сильное, мощное государство, здесь был мудрый правитель, давайте и выясним (подтвердим) наши факт (предположения)
Для того, чтобы подтвердить наши версии, то нам нужно сделать?
То нам для этого нужно выяснить?
Исходя из ваших версий, план работ будет такой?
План урока:

Деятельность императора. (Власть императора. Юстиниан и его реформы.)
Войны Юстиниана. (Внешняя политика Юстиниана.)

Для того, чтобы подтвердить наши версии будем работать в соответствии с планом. (слайд 6)

Поиск проблемы. Открытие нового знания.

Особенности развития Византии.
Работа с картой и текстом учебника стр. 48 (слайд 7)

Определите по карте страны и области, вошедшие в Восточную Римскую империю? (Балканский п-в, М. Азия. Египет, Сирия, Палестина, часть Закавказья)

Ребята посмотрите, какие территории входили в Византийскую империю. Это очень богатые территории, здесь было развито земледелие, скотоводство.
Можно отметить, что Византийская империя была единым государством Европы и Бл. Востока, уцелевшим во время переселения народов в V-VI в.в

Какие крупные города сохранились на территории Византийской империи?
Какой город был столицей Византии
·(Константинополь)
Каково расположение главного города Константинополя (на берегу пролива Босфор)
В чём заключалось преимущество расположения Константинополя (работа с новым понятием –Босфор);

Таким образом какой вывод мы можем с вами сделать, а преимуществах географического положения Византийской империи?

Вывод: (Восточная Римская империя находилась в выгодном географическом положении, она находилась на пересечении морских и сухопутных торговых путей, связывающих Европу и страны Востока. В Византии к XV в. сохранились оживленные города Констанинополь, Александрия, Антиохия – с богатым природными ископаемыми, с развитыми ремеслами и торговлей, таких ремесел не знали на западе: производство стеклянной посуды, шерстяных и шелковых тканей, ювелирных изделий, папируса. Эти города торговали с Араном, Индией, Китаем. Все ранее средневековье Византия оставалась Великой морской державой (обилие морских гаваней, господство над проливами.

Итак давайте сделаем предварительный вывод по проблемному вопросу нашего урока. (слайд 8)

Византийская империя имела преимущества по сравнению с Западной империей в географическом положении, здесь сохранилось много древних городов, была развита торговля, было много богатств.

Какая версия подтвердилась? (много богатств, выгодное положение географическое)

2.
А) Деятельность Юстиниана. (Власть императора. Юстиниан и его реформы.)

Ребята, вы говорите, то государство успешно развивалось, было богатым, сильным. Тогда какой властью должен обладать правитель в таком государстве?

Давайте проверим наши предположения, опираясь на текс учебника 48-49, назовем основные полномочия, которыми обладал византийский император, и занесем их в схему, кластер.

Выделите в тексте основные полномочия, которыми обладал византийский император.
Опираясь на текс учебника 48-49, составьте схему (кластер), в которой укажите основные полномочия. (слайд 9)

Зафиксируйте в себе в тетради данную схему.

Ребята давайте попробуем сделать вывод по проблемному вопросу:
Какой мы вывод можем сказать (слайд 10):
Вывод (запись) – Византия – единое гос-во с сильной императорской властью.

Б)
Ребята давайте посмотрим на иллюстрации нашего учебника.
Изображение какого императора мы с вами видим? (Юстиниана)
Он не случайно находится в учебнике, при этом императоре Византия достигла наибольшего могущества.
Обладал ли Юстиниан необходимыми качествами, которые позволяли ему решать важные проблемы в государстве.
Назовите эти качества.
Правилом его было Единое государство, единый закон, единая религия.

Посмотрите ребята мы с вами видим, то в стране нет единства, то в стране очень много недовольства, поэтому задачей у Юстиниана было восстановить единство страны.
Каким образом он этого добился?
Удалось ли это ему?
Давайте проанализируем текст учебника, работая в парах, и выпишем его основные реформы.
Работа с учебником стр. 49 (слайд 12)
Удалось ли ему сохранить единство?
Какой вывод мы можем сделать? (Юстиниан был мудрым правителем, который сохранил единство империи).
Какая версия подтвердилась? (Мудрый правитель)

3. Войны Юстиниана. (Внешняя политика Юстиниана.)
– Гербом великой Византийской империи был двуглавый орёл. Две головы орла напоминали, что столица страны Константинополь находится на проливе между Европой и Азией и орёл должен зорко смотреть на обе стороны света. (слайд 13)

– Как вы думаете, почему византийцам было так важно следить за тем, что происходит в двух частях света?

Юстиниан сделал попытку восстановить Римскую империю в прежних границах.
Работая с картой и текстом учебника п. 4 стр. 50 заполните таблицу «Направления внешней политики Юстиниана».

Работа с классом. (раб. Тетрадь с.22 зад № 3)

Составление таблицы «Направления внешней политики Юстиниана».

направление
средство
итог

1. Борьба с набегами славян
Стравливание племен м/у собой, подкуп, жалованье земель
Набеги отражены, но угроза полностью не отражена

2.борьба с вестготами
война
Отвоевание южной Испании

3. Борьба с вандалами
война
Отвоевание северной Африки

4. борьба с остготами
Война
Возвращение Италии

5. Северное Причерноморье

Возвращение южного берега Крыма

6. борьба с персами на Востоке
Война, подкуп
Персы отброшены, заключен мирный договор

Однако после смерти Юстиниана Византия в течение нескольких столетий уступает своим многочисленным врагам все новые земли, теряет и могущество и блеск Юстиниановской эпохи.
В середине VI в. на Византию начали нападать славянские племена. Империя с трудом отбивала их нападки, а ослабление Византии открыло путь для поселения славян. Одновременно с юга на Византию нападали арабы. Территория империи сократилась втрое.
Почему попытка Юстиниана восстановить Римскую империю была обречена на неудачу?
(Ответ: это требовало огромных средств, а народ не мог выносить постоянное бремя налогов на военные расходы; захваченные территории сопротивлялись грабительской политике Византии, там постоянно вспыхивали восстания.)

4. Вывод
- Ребята, вот мы и узнали новые интересные факты о Византийской империи. Теперь давайте вернемся к проблеме нашего урока и ответим на него.
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (Ответы детей)
Рефлексия:
Что нового узнали на уроке?
Что понравилось и что не понравилось на уроке?
Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)
Для сильных учеников § 6, написать размышление на тему «Можно ли считать Юстиниана выдающимся правителем?».
Для средних учеников § 6, ответить на вопрос: почему замысел Юстиниана восстановить Римскую империю в прежних границах был обречен на неудачу?
Для слабых учеников § 6, провести исследование на тему «Сравнение географического и экономического положения Восточной Римской и Западной Римской империй».


Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 33 «
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ПО ИСТОРИИ
Выполняла: ЧУПОВА Н.С.
учитель истории, I кв.категорииПРОЕКТ УРОКА

Класс: 6
Цели урока:
а) обучающая – дать представление о Византийской империи как наследнице империи ромеев, выявит особенности феодализма Византии.
б) развивающая – продолжить формирование умений работать с исторической картой, раскрывать причинно-следственные связи, анализировать исторические факты.
в) воспитательная – воспитание толерантного отношения к другим народам, воспитывать культуру общения в группах.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Эмоциональный настрой
3.Мотивация
4. Актуализация знаний

6.Закрепление
7.Домашнее задание
8.Рефлексия
9.Завершение урока.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: карта, схемы, картина, текст учебника.
Система контроля: сочетание контроля учителя, самоконтроля и взаимоконтроля.
КОНСПЕКТ УРОКА.
Тема: Византия при Юстиниане.
Цель для учителя:
дать представление о Византийской империи как наследнице империи ромеев, выявить особенности феодализма Византии.
Цель для учащихся:
показать особенности развития императорской власти Византии, дать характеристику внутренней и внешней политике Юстиниана.
Задачи:
обучающая – показать влияние природных условий на хозяйственную жизнь, выявить особенности императорской власти и феодализма в Византии.
развивающая – продолжить формирование умений работать с исторической картой, схемой, учебником, раскрывать причинно-следственные связи, анализировать исторические факты.
Воспитательная – воспитание толерантного отношения учащихся к истории других народов, воспитывать культуру общения в группах.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: карта № 3 атласа «Византийская империя и славяне в 6-11 веках», схемы «Византия- страна городов как центров ремесла и торговли», «Императорская власть», картина «Прием иностранных послов»
Оформление доски: тема урока, план изучения темы, домашнее задание, новые слова (скипетр, василевс), дата правления Юстиниана-527-565
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Эмоциональный настрой.
«Нет знанья выше созерцанья
Искусства не скуднеющих высот:
И вот я пересек миры морские
И прибыл в край священный Византии»
(Уийльям Батлер Иейтс)
3.Мотивация.
Сегодня мы познакомимся с государством, которое в раннее средневековье считалось одним из самых могущественных. Это – Византийская империя. Откройте атлас, карту № 3. Вспомните как появилась Византия? Какова была судьба Западной Римской империи?
А как же Византии удается не просто сохраниться, но и достигнуть могущества? Можем мы сейчас ответить на этот вопрос? (Нет)
- Так какая сегодня будет проблема урока?
- В чем причины могущества Византии?
4. Актуализация знаний
Какие у вас есть гипотезы по решению проблемы?
Какие могут быть основания у византийцев считать себя более развитыми, чем все остальные народы?
- наследие римской цивилизации
-достижения Византии
-умелое сочетание римских традиций со своими достижениями
5.Объяснение нового материала
Итак, мы должны проверить гипотезу – Византия – наследница римской цивилизации.
Работа в группах:
Первая группа- Докажите, что Византия- наследница Рима.
Используя карту № 3 атласа, схему назовите основные занятия византийцев. Что вы можете сказать о развитии торговли? Назовите ремесла, которые были забыты на Западе, но сохранились на Востоке? Назовите крупные города. Использовался ли труд рабов?
Виды ремесел
Ювелирное
дело Оружейное дело горные
промыслы Иконопись Стекольное производство
Вторая группа- Назовите факторы, благодаря которым Византии удалось устоять под натиском варваров.
Факторы: 1. Более слабо развито рабство
2.сохранился обмен между городом и деревней
3.сохранилось ремесло и торговля в городах
4. Византия превосходила по численности населения все другие христианские страны.
5.император содержал большую армию и флот
6. на востоке была земля меньше истощена, чем на западе Римской империи
Расставить в правильной последовательности факты (цифрами), которые помогли Восточной империи устоять под натиском варваров.
(Ответ: 6, 1,3,2,4,5)
Итак делаем вывод:
1.сохранение труда рабов
2.власть императора
3.развиты ремесла, торговля
4.красивые и богатые города
Все это свидетельствует о том, что Византия по праву считалась наследницей Рима.
Византия достигла своего могущества в период правления Юстиниана I. Докажите, что став императором, Юстиниан много сделал для своей страны.
Третья группа - Показать особенности императорской власти.(Работа с картиной «Прием иностранных послов», работа с текстом учебника)
Каковы полномочия императора. Кто помогал в управлении государством императору? В чем отличие императорской власти в Византии от Запада?
На основе текста и материала урока составьте логическую цепочку- «Императорская власть в Византийской империи».
Власть не
передавалась
по наследству Вывод: император обладал почти неограниченной властью, издавал законы, был высшим судьей, определял внешнюю политику государства.
Четвертая группа- Дать характеристику реформам Юстиниана.(работа с текстом учебник)
-реформа права (кодекс Юстиниана, свод сочинений римских юристов, руководство по изучению права)
- даровал земли и ценные подарки церкви, строил много храмов и монастырей.
-закрыл знаменитую школу в Афинах-крупный центр языческой культуры
-провел мероприятия по защите границ, провел преобразования в армии- укреплял обороноспособность государства.
Вывод: Юстиниан один из выдающихся правителей Византии, который в своем правлении, проводя реформы придерживался правила: единое государство, единый закон, единая религия.
-Как вы думаете, то, что было перечислено, можно отнести к достижениям Византии или Римскому наследию?
Вывод по проблеме: Византия считалась наследницей римской цивилизации, умело сочетала римские традиции со своими достижениями.
Закрепление: Определите правильные утверждения (Да, нет)
1.Византия не устояла под натиском варваров (Нет)
2.Столица Византии – Антиохия (Нет)
3.Власть императора не передавалась по наследству(Да)
4.Основное правило Юстиниана 6 единое государство, единый закон, единая религия (Да)
5.Византия занимала выгодное географическое положение (Да)
6.Он открыл крупный центр языческой культуры –школу в Афинах(Нет)
Домашнее задание: читать и пересказать параграф 11, написать сочинение «Впечатление чиновника, присутствующего на приеме гостей в императорском дворце».
Рефлексия: отметь настроение в виде рисунка.
Завершение урока: Подведение итогов, положительная оценка группы



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!