Методология бихевиоризма как психологического направления была заложена. Бихевиоризм: представители, предмет изучения и методы

Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение) - направление в американской психологии конца XIX - начала XXв., разрабатывающее ее как науку о поведении. Отличительная черта данного направления - отрицание роли сознания как предмета научного исследования, а также социальных явлений как факторов, влияющих на поведение индивида. На первый план выдвигается изучение психики как совокупности стимулов (любых внешних раздражителей) и реакций, а также обусловленных ими поведенческих актов. Основная задача - установление связи между стимулами и реакциями в поведении людей и животных .

История возникновения бихевиоризма

В 1898 Эдвард Торндайк защищает докторскую диссертацию «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных», в которой описывает свои опыты, главным результатом которых он считал возможность изучения и оценки интеллектуальных возможностей индивида без учета его сознания в каких-либо проявлениях. Торндайк первым предложил рассматривать ассоциацию не как связующее звено между идеями или между идеей и движением, а как связь движения и ситуации.

Торндайк полагал, что принцип «проб, ошибок и случайного успеха» обуславливает приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития.

Торндайк принимал за исходный момент действия не внешний импульс, на который уже определена реакция организма, а проблемную ситуацию, т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, и вынужден решить ее самостоятельно.

Торндайк утверждал, что связь «ситуация – реакция» в отличие от рефлекса (в то время рефлекс рассматривался исключительно как механическое явление) выглядела следующим образом:

1) возникновение проблемной ситуации, с которой организм ранее не сталкивался;

2) мобилизация сил организма для решения данной проблемы;

3) активный поиск решения;

4) выучивание решения для аналогичных ситуаций путем упражнения .

Позднее принятую «манифестом» нового направления.

1) психологи должны изучать исключительно поведение, а не интеллект или психическую деятельность, так как реально только то, что можно наблюдать, т.е. телесные реакции. Основной задачей психологии признавалась необходимость предугадывать поведение человека и управлять им;

2) единственный метод исследования - объективное наблюдение. Поведение необходимо исследовать как мышечные и гормональные реакций, как очевидные, так и скрытые;

3)необходимо изучить взаимосвязь между стимулами и реакциями, особенно в ситуации изменения стимула;

4)главная цель исследований - объяснение механизмов зависимости поведения человека от внешних факторов, а также в выявлении методов его целенаправленного формирования.

Основной формулой человеческого поведения бихевиористы полагали простейшую взаимосвязь стимула (S) и реакции (R). Так, с помощью простейшей формулы S-R они пытались объяснить все действия человека, отрицая при этом сознание, мотив, образ действия. Уотсон считал, что, управляя внешними раздражителями, можно сформировать любого человека, определив за него его стремления, убеждения, поведенческие привычки. Свои взгляды ученый описал в трудах «Поведение: Введение в сравнительную психологию» («Behavior: An Introduction to Comparative Psychology», 1914) и «Психологиясточкизрениябихевиориста» («Psychology from the Standpoint of a Behaviorist», 1919).

Развитие направления и причины перехода к необихевиоризму

Позднее бихевиоризм как направление психологии развивали М. Ф. Мейер, стремившийся приблизить психологию к физиологии, ученик Мейера А. П. Вейсс, который считал своей главной целью преобразование психологии в естественнонаучную дисциплину. Немалый вклад также внесли работы последователя Уотсона К. С. Лешли, который проводил опыты по изучению мозговых механизмов поведения. Исследования проходили по такому сценарию: у животного формировался рефлекс, а за тем ученый удалял какой-либо участок головного мозга и проверял - зависит ли от него действие выработанного ранее рефлекса. По результатам данных экспериментов Лешли пришел к выводу, что мозг функционирует как целое и его различные участки эквипотенциальны, т. е. равноценны, и потому с успехом могут заменять друг друга. У. С. Хантер известен тем, что в 1914 году открыл экспериментальную схему для изучения реакции, которую он назвал отсроченной. Один из опытов проходил так: обезьяне показывали в какой из двух ящиков положен банан. Затем между ней и ящиками ставили ширму. Через несколько секунд ширму убирали. Обезьяна безошибочно открывала нужный ей ящик, доказав, что уже животные способны к отсроченной, а не только непосредственной реакции на стимул.

Тем не менее, уже в 30-е годы система взглядов Уотсона уже подвергалась критике и основные положения бихевиоризма стали претерпевать существенные изменения. Причиной данного явления стала слабость категориального аппарата направления. В частности, категория действия, ограниченно исследуемая в данной программе, не могла успешно изучаться при условии отрицания образа и мотива, обуславливающих сам смысл действия. Попытки ввести понятия образа, мотива и психосоциального отношения в систему понятий бихевиоризма привели к формированию нового психологического направления - необихевиоризма.

Необихевиоризм

В 1932г. Эдвард Томлен публикует книгу «Целевое поведение у животных и человека». В этой работе он первым предложил усложнить формулу S-R и добавить в нее промежуточные звенья, т.е. дополнительные факторы, влияющие на реакцию. Также он настаивал на том, что на поведение стоит смотреть не в конкретной ситуации, а целостно. Один из самых важных выводов из его экспериментов заключается в том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. Своими опытами он доказал, что в течение всей жизни индивид формирует когнитивную карту пути для решения различных задач.

Выводы Томлена принудили бихевиористов к пересмотру прежних воззрений на поведение.

Однако лидером необихевиоризма считается Берхауз Фредерик Скиннер. Как и Уотсон он считал главной задачей психологии анализ причин человеческого поведения и выработку методов управления им. Тем не менее в историю психологии Скиннер вошел как теоретик обучения, разработавший методы работы с детьми, нуждающимися в коррекции поведения, а также достиг определенных успехов в коррекционном обучении.

Кроме того, Скиннер является первооткрывателем такого понятия как оперантное поведение - система активных действий для достижения индивидуумом желаемой целей. В своих работах он также основывался на знаниях о рефлексах, но всегда подчеркивал разницу между своим подходом и подходом Павлова: условные рефлексы, формируемые Павловым в ходе исследований Скиннер определял как стимульное поведение, определяемое ассоциацией с конкретным стимулом и не зависящее от собственной активности субъекта.

Подход Скиннера к формированию желаемой реакции имел большие преимущества по сравнению с традиционным:

Устойчивость;

Долговременность;

Стремление индивида повторить успех даже при отсутствии стимула.

В настоящее время бихевиоризм, определивший облик американской психологии в первой половине ХХ века уже не применяется в чистом виде. Тем не менее, многие выводы бихевиористов до сих пор являются основными постулатами американской социологии и политологии, а прикладной анализ поведения, предложенный Скиннером, является наиболее рекомендуемым в работе как с обычными детьми, так и с детьми, имеющими отклонения в развитии или поведении.

Список литературы:

1. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. М.: МОДЕК, 1995. 640с.
2. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Издательский центр "Академия",1996. 416с.

Бихевиоризм определил облик американской психологии XX в. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо этого направления так: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название: от англ. behavior - поведение. Терминбихевиоризм можно перевести как поведенческая психология.

Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что не поддается объективной регистрации, не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека нельзя рассматривать, потому что их нельзя измерять. Происходящее внутри человека изучить невозможно, следовательно, личность выступает как «черный ящик». Объективны лишь внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые они обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

Личность, с точки зрения бихевиористов, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула «стимул-реакция» (S-R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Оно бывает положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает стремление избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр.

Таким образом, с позиции бихевиоризма, личность - все то, чем обладает индивид, его расположенность к тому или иному реагированию: навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции, а также пластичность, помогающая образовывать новые навыки, и способность их удержать и сохранить, чтобы приспособиться к среде. Это значит, что личность - организованная и относительно устойчивая система навыков. Последние составляют основу относительно устойчивого поведения, они приспособлены к жизненным ситуациям, чье изменение ведет к формированию новых навыков.

Человека бихевиористы понимают как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать его на требуемое поведение

Социальная практика

Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая психотерапия, рационально-эмоционально-поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.

Бихевиоризм значим в области педагогики. Так в системе образования США популярны подходы, основанные на идеях бихевиоризма, которые используются как для улучшения показателей - учебной успеваемости, дисциплины, посещаемости у всех детей, так и дляинклюзиидетей с ограниченными возможностями здоровья и проблемами с социализацией (например, сРАС) в общеобразовательные классы. Наиболее разработанным являетсяприкладной анализ поведения- технологическая реализация функционального анализа поведения: методы разбора и изменения условий с целью коррекции поведения. Прикладной анализ поведения стал единственной конкретной методикой, рекомендуемой для применения в школах Законом о совершенствовании образования лиц с инвалидностью (Individuals with Disabilities Education Improvement Act, 2004).

Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека - этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).

24. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИИ, ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИХ ВЗГЛЯДОВ В СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Гештальтпсихология – наука, ставшая самым продуктивным вариантом при решении проблемы сохранения целостности австрийской и немецкой психологии. Основные представители гештальтпсихологии, такие как М. Вертгеймер, В. Келер и К. Коффка, К. Левин, создали науку для противостояния структурализму.

Они выдвинули следующие идеи гештальтпсихологии:

    Предмет гештальтпсихологии - это сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности;

    Сознание представляет собой динамическое целое, где все взаимодействует друг с другом;

    Единицей анализа сознания выступает гештальт, т.е. целостная образная структура;

    Главным методом исследования гештальтов стало непосредственное и объективное наблюдение и описание содержаний собственного восприятия;

    Восприятие не происходит от ощущений, поскольку они не существуют в реальности;

    Зрительное восприятие является главнейшим психическим процессом, который способен определить уровень развития психики, имеющий собственные закономерности;

    Мышление не может быть рассмотрено как сформированное путем проб и ошибок набор определенных знаний и навыков. Таким образом мышлением является процесс определения и решения условий задачи, через структурирование поля в реальном времени. Опыт, полученный в прошлом, не имеет какого-либо значения для решения задачи.

Гештальтпсихология – это наука, которая исследовала целостные структуры, состоящие из психического поля, разрабатывая новейшие экспериментальные методы. Представители гештальтпсихологии считали, что предметом данной науки несомненно является исследование психики, анализа всех познавательных процессов, динамики и структуры развития личности. Методологический подход к изучению данной науки базируется на понятии психического поля, феноменологии и изоморфизма. Психические гештальты имеют схожие физические и психофизические характеристики, т.е. процессы, происходящие в коре головного мозга, имеют сходство с процессами, происходящими во внешнем мире и осознаваемые нами в переживаниях и мыслях. Каждый человек способен осознать собственные переживания и найти путь выход из сложившейся ситуации. В настоящее время практически все свойства восприятия раскрыты благодаря проведенным исследованиям. Также доказано значение данного процесса при формировании и развитии воображения, мышления и прочих когнитивных функций. Подобный тип мышления представляет собой полнейший процесс формирования образных представлений об окружающем нас мире, позволяя раскрыть важнейшие механизмы творческого мышления.

Основные идеи, факты и принципы гештальт-психологии

Одним из главнейших представителей гештальтпсихологии является философ Макс Вертгеймер. Его работы были посвящены исследованию зрительного восприятия экспериментальным путем. Полученные в ходе проведения его исследований данные заложили основы подхода к восприятию (а в дальнейшем и к прочим психологическим процессам) и стимулировали критику ассоцианизма. Так, основным принципом формирования психику стал принцип целостности, согласно которому формируются понятия и образы. Проведение исследования и восприятия позволили открыть законы восприятия, а в дальнейшем и законами гештальта. Они позволяли раскрыть содержание психических процессов при взаимодействии раздражителей во всем организме, соотнося, структурируя и сохраняя отдельные образы. При этом соотношения предметных образов не должно быть статичным, неподвижным, но должно определяться меняющимися соотношениями, устанавливаемыми в процессе познания. Дальнейшие кспериментальные исследования Вертгеймера позволили установить, что существует множество факторов, от которых зависит устойчивость фигуры и ее совершенство. Сюда можно отнести общность цвета, ритмичность в построении рядов, общность света и многое другое. Действие данные факторов подчиняется главному закону, согласно которому действия интерпретируются в качестве стремления к устойчивым состояниям на уровне электрохимических процессов.

Поскольку перцептивные процессы считаются врожденными, объясняя при этом особенности функционирования коры головного мозга, возникает необходимая объективность, превращающая психологию в объяснительную науку. Анализ проблемных ситуаций, а также способы их решения позволили Вертгеймеру выделить несколько этапов процессов мышления:

    Возникновение направленного чувства напряженности, мобилизирующего творческие силы каждого человека;

    Проведение анализа ситуации и осознания проблемы для создания единого образа сложившейся ситуации;

    Решение сложившейся проблемы;

    Принятие решения;

    Стадия исполнения.

Опыты Вертгеймера раскрыли отрицательное влияние привычных методов восприятия структурных отношений. Публикуемые издания рассматривают анализ творческого мышления (его механизмов) и проблемы творчества в науке.

Билет 25

Основные идеи гуманистической психологии и их влияние на теорию и практику оказания психологической помощи.

Гуманистическая психология-направление психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, способную к самоактуализации, присущей только человеку. (Маслоу, Олпорт, Мюррей)

*Гуманистическая психология-протест бихевиоризму(поведенческая) и психоанализу(бессознательное) Предмет анализа: ценности, творчество, любовь, свобода, ответственность, самоактуализация личности.

Основные идеи : 1) Каждый человек уникален; 2) Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; 3) Человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации; 4) Человек обладает определенной степенью свободы от внешнего благодаря смыслам и ценностям; 5) Человек - активное, творческое существо.

*При наличии определенных условий человек может самостоятельно и в полной мере реализовать свой потенциал, поэтому работа гуманистического психолога направлена на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических средств. *Лечебными факторами являются поддержка клиента, эмпатия, стимулирование осуществления выбора и принятия решений. *Важнейшим базовым утверждением специалистов-гуманистов является то, что КАЖДЫЙ содержит потенциал выздоровления.; человек уникален.

Билет 26

Психофизиологические основы психической деятельности человека: особенности функционирования нервной системы, типы высшей нервной деятельности и их влияние на психическую деятельность человека.

Психическая деятельность человека - все виды деятельности, осуществляемые с участием различных форм сознания.

Нервные волокна, Нервная система, Нервные клетки (проводники раздражений),(сборный пункт для раздражений) Центральная Периферическая (пучки,нервы), (мозг,продолговатый мозг,спиной мозг); Симпатическая (связь с мозгом с помощью нервов); Половины левая правая (образы,интуиция,чувство),(язык,логика). В основе психической деятельности лежит механизм удовлетворения потребностей разных уровней (физиологических, психологических, социальных, духовных). Типы высшей нервной деятельности - прирожденная, природная особенность нервной системы, представляющая собой «те или другие комплексы основных свойств нервной системы». Павлов, проводя эксперименты с собаками, выявил, что основой индивидуальных различий в нервной деятельности животных является проявление и соотношение двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Так выделили три свойства процессов возбуждения и торможения, которые и стали изучать при определении типа высшей нервной деятельности: 1. Сила процессов возбуждения и торможения. 2. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения. 3. Подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения - способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде.

Типы нервных систем: 1 .Сильный (сильное возбуждение, торможение, подвижность); 2 .Безудержный (сильное возбуждение, подвижность, слабое торможение); 3 .Инетрный(сильное возбуждение, торможение, слабая подвижность); 4 .Слабый (слабое возбуждение, торможение, подвижность).

Способность человека к осуществлению той или иной деятельности зависит от его НС. Сильному типу легче быстро втянуться в работу, чем слабому, а безудержному сложнее переключиться, чем инертному.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Бихевиоризм - направление в американской психологии, основанное психологом Дж.Б. Уотсоном. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения и до смерти. Основное понятие - формула - "стимул-реакция".

    реферат , добавлен 12.05.2008

    Основные предпосылки возникновения бихевиоризма. Законы научения по Э. Торндайку. Характерные черты необихевиоризма. Б. Скиннер и его теория "оперантного бихевиоризма". Режимы подкрепления, в результате которых возникают различные формы реагирования.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2012

    Предмет изучения бихевиоризма - одного из наиболее распространённых в психологии направлений (на примерах русской классической литературы). Факты поведения, их проявления. Задачи психологии бихевиористов, их теоретическая программа и реализация.

    реферат , добавлен 10.01.2014

    Бихевиоризм - первое направление в истории развития психологии, которое предложило научные методы исследования поведения человека. Этапы развития течений бихевиоризма, основные направления его эволюции, сущность теорий этой психологической школы.

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Позитивизм и прагматизм как философская основа бихевиоризма. Критический анализ бихевиоризма. Взгляды Уотсона на психологию, учение о поведении. Когнитивный бихевиоризм Толмена. Разновидности детерминант поведения. Классификация научения в зоопсихологии.

    доклад , добавлен 25.04.2010

    Сущность и содержание бихевиоризма, история становления и развития соответствующей теории, ее распространенность на современном этапе. Взаимосвязь личной свободы человека и его внешней среды. Основные факторы и критерии, влияющие на поведение личности.

    презентация , добавлен 03.03.2015

    Джон Броадус Уотсон. Американский психолог, основатель бихевиоризма (от англ. behavior - поведение), одной из распространённых теорий в западной психологии XX века. Со времени бихевиоризма психология стала бурно развиваться, как экспериментальная наука.

    биография , добавлен 23.11.2008

    Определение и основные характеристики эмоциональных состояний, их влияние на качество деятельности человека. Изучение психических состояний в зарубежной психологии, эмоциональный мир человека с точки зрения бихевиоризма, психоанализа и гештальтпсихологии.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

Роль Торндайка в бихевиоризме

Предпосылкой становления бихевиоризма явились эксперименты Э. Торндайка, который исследовал динамику научения животных и пришел к выводу о том, что животное действует методом «проб и ошибок», случайно находя верное решение.
Основоположником бихевиоризма принято считать американского ученого Д. Уотсона. Задачу психологии он видел в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде. При этом Уотсон отрицал существование сознания и необходимость его изучения. Ученый считал, что поведение — это система реакций, обусловленных внешним воздействием — стимулом (S-R). Уотсон исходил из положения о прижизненности формирования психических процессов. Доказательства этого были даны Уотсоном в его экспериментах по формированию эмоций (известные опыты с кроликом).
Новый этап в развитии бихевиоризма связан прежде всего с именами Э. Толмена и К. Халла.

Толмен - основатель необихевиоризма

Э. Толмен был одним из основателей необихевиоризма. Проводя эксперименты на животных, Толмен преобразовал схему Уотсона « стимул — реакция » в схему « стимул — промежуточная переменная — реакция» (S-0-R). Под промежуточной переменной он имел виду недоступные прямому наблюдению феномены и факторы (цели, ожидания, установки, знания).
Идеи Толмена получили развитие в работах К. Халла. В своей теории он выделил понятия первичного и вторичного подкрепления. Например, вторичным подкреплением является определенное положение младенца на руках у матери, связанное с последующим первичным подкреплением — кормлением. В целом теория Халла напоминала скорее уотсоновскую, чем толменовскую.

Скиннер и его роль в развитии необихевиоризма

Центральной фигурой бихевиористического направления можно назвать Б. Скиннера. Он разработал методы целенаправленного обучения и управления поведением. В своих экспериментах по оперантному научению Скиннер разбивал сложную реакцию на ряд простых операций. Такое обучение шло быстрей и было намного устойчивей. Метод Скиннера позволял оптимизировать учебный процесс, разработать корректирующие программы для неуспевающих детей.
Развитием взглядов Толмена и Скиннера стали теории социального научения.
Одним из первых к проблемам личности и ее социализации обратился Д. Мид. В своих работах он показал, каким образом рождается осознание своего «Я». Мид полагал, что самоопределение человека осуществляется путем осознания и принятия тех представлении, которые существуют у других людей относительно этого человека.
Сам термин «социальное научение» был введен Д. Роттером. Роттер изучал индивидуальные различия в представлениях людей об источниках подкрепления. Эти представления зависят от того, на кого люди возлагают ответственность за происходящее с ними. Часть людей считает, что подкрепление — дело случая или судьбы (экстерналъ-ный локус контроля). Другая часть уверена, что они могут повлиять на получаемые подкрепления (интерналъный — внутренний — локус контроля). Работы Роттера показали, что люди с внутренним локусом контроля не только более успешны, но и более здоровы душевно и физически. Было выявлено также, что локус контроля закладывается в детстве и в значительной мере определяется стилем воспитания.
Наиболее значительные труды в области социального научения принадлежат А. Бандуре. На основании многочисленных исследований он пришел к выводу, что людям далеко не всегда требуется для научения прямое подкрепление, они могут учиться и на чужом опыте. Таким образом, Бандура вводит понятие косвенного подкрепления. Исходя из этого, Бандура уделял особое внимание исследованию подражания. Им были разработаны программы коррекции отклоняющегося поведения.
Работы представителей бихевиоризма расширили область психологических исследований; внесли новые методы изучения психических процессов; обогатили психологию знанием законов и механизмов научения и тем самым способствовали оптимизации процесса обучения и воспитания.

Признанным лидером бихевиоризма является Д. Уотсон. В 1913 г. Уотсон опубликовал статью «Психология с точки зрения бихевиориста», которая и положила начало данному направлению в психологии. Именно выход этой статьи принято считать датой возникновения бихевиоризма. В своей работе Д. Уотсон высказал идею о необходимости проведения поведенческих исследований, предположив, что поведение необходимо рассматривать как реакцию организма на внешние стимулы.

Уотсон, находясь под влиянием позитивизма, доказывал, что реальным является лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Поэтому, по его плану, все поведение должно объясняться исходя из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула бихевиоризма «стимул - реакция» (S-R). Так как единственной реальностью в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами. Зависимость же психических функций от двигательной активности в те годы была прочно установлена экспериментальной психологией (например, зависимость зрительного восприятия от глазных мышц, эмоций - от телесных изменений и т.д.).

Эти факты Уотсон использовал как доказательство того, что объективные мышечные процессы являются достойной заменой субъективных психических актов. Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по его мнению, управлять. Таким образом, исследования психики сводятся к исследованию формирования поведения, связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями.

Исходя из такого взгляда на психику, бихевиористы делали вывод, что ее развитие происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального окружения, от условий жизни, то есть от тех стимулов, которые поставляются средой. Они отвергали идею возрастной периодизации, так как считали, что не существует единых для всех детей закономерностей развития в определенный возрастной период. Доказательством служили и их исследования научения у детей различного возраста, когда при целенаправленном обучении уже 2-3-летние дети научались не только читать, но и писать, и даже печатать на машинке. Таким образом, бихевиористы делали вывод, что какой является среда, такими будут и закономерности развития ребенка.

Доказательства формирования основных психических процессов при жизни были даны Уотсоном в его экспериментах по формированию эмоций.

Уотсон экспериментально доказал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул. В опытах, которые он проводил, детям показывали кролика, которого они брали в руки и хотели погладить, но в этот момент получали разряд электрического тока. Ребенок испуганно бросал кролика и начинал плакать. Опыт повторялся, и на 3-4-ый раз появление кролика даже на расстоянии вызывало у большинства детей страх.

После того как эта эмоция закреплялась, Уотсон пытался еще раз изменить эмоциональное отношение детей, сформировав у них интерес и любовь к кролику. В данном случае ребенку показывали кролика во время вкусной еды. Сначала дети прекращали еду и начинали плакать. Но так как кролик не приближался к ним, а вкусная еда (шоколадка или мороженое) была рядом, то ребенок успокаивался. После того как дети переставали реагировать плачем на появление кролика в конце комнаты, экспериментатор придвигал его все ближе к ребенку, одновременно добавляя вкусных вещей ему на тарелку. Постепенно дети переставали обращать внимание на кролика и под конец спокойно реагировали, когда он располагался уже около их тарелки, и даже брали его на руки и старались накормить. Таким образом, доказывал Уотсон, эмоциональным поведением можно управлять.

Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ Уотсона огромную популярность. Концепцию Уотсона (как и весь бихевиоризм) стали называть «психологией без психики». Эта оценка базировалась на мнении, будто к психическим явлениям относятся только свидетельства самого субъекта о том, что он считает происходящим в его сознании при «внутреннем наблюдении».

Однако область психики значительно шире и глубже того, что непосредственно осознается. Она включает также и действия человека, его поведенческие акты, его поступки. Заслуга Уотсона, прежде всего, состоит в том, что он расширил сферу психического, включив в него телесные действия животных и человека. Но он добился этого только путем отвержения как предмета науки огромных богатств психики, которые нельзя свести к внешне наблюдаемому поведению.

В бихевиоризме неадекватно отразилась потребность в расширении предмета психологических исследований, выдвинутая логикой развития научного знания. Данное направление выступило как антипод субъективной (интроспективной) концепции, которая сводила психическую жизнь к «фактам сознания» и полагала, что за пределами этих фактов лежит чуждый психологии мир.

Таким образом, в качестве основных положений бихевиоризма можно выделить следующие аспекты:

В качестве предмета психологии выступают поведение и поведенческие реакции, потому что именно эти явления могут быть объективно изучены опытным путем;

Поведение включает в себя все психологические и физиологические аспекты жизни каждого человека;

Поведение животных и человека рассматривается как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на внешние воздействия - стимулы (S). Здесь действует схема стимул - реакция (S - R);

Задачей бихевиоризма как психологического направления является умение правильно предугадать поведение человека, ориентируясь на стимулы внешней среды. Можно предсказать реакцию или поведение, зная характер стимула.

Все реакции человека имеют либо приобретенную внешнюю природу (условные рефлексы), либо внутреннее происхождение (безусловные рефлексы).

Поведение является результатом обучения. Удачные реакции в результате повторения автоматизируются и закрепляются.

Таким образом, бихевиоризм отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологической науки и предлагает считать таковым поведение (как животных, так и человека) от рождения до смерти.

Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) - это крупное психологическое направление, основными представителями которого считаются Э. Торндайк, Д. Уотсон, Б. Скиннер. Одним из пионеров бихевиоризма является Эдвард Торндайк, который существенно расширил область психологии и показал, что она распространяется далеко за пределы сознания. Он значительно изменил ориентацию, в результате чего сферой психологии оказалось взаимодействие между организмом и средой. Связь между реакцией и ситуацией Э. Торндайк называет коннексией. Если говорить языком последующей психологии, коннексия - это элемент поведения. Таким образом, Э. Торндайк в большей степени, чем кто-либо другой, подготовил возникновение бихевиоризма.

Признанным лидером бихевиористического направления в психологии является Д. Уотсон, который высказал идею о необходимости проведения поведенческих исследований, предположив, что поведение необходимо рассматривать как реакцию организма на внешние стимулы.

Уотсон, находясь под влиянием позитивизма, доказывал, что реальным является лишь то, что можно непосредственно наблюдать, поэтому все поведение должно объясняться исходя из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула бихевиоризма «стимул - реакция» (S-R). Заслуга Уотсона, прежде всего, состоит в том, что он расширил сферу психического, включив в него телесные действия животных и человека. Но он добился этого только путем отвержения как предмета науки огромных богатств психики, которые нельзя свести к внешне наблюдаемому поведению.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!