Михаил Лунин – герой или бес? Русская православная церковь в общении с апостольским римским престолом.

С. Лунин - участник войны с Наполеоном, член тайных обществ, декабрист.

Начало службы

М. С. Лунин - коренной петербуржец - родился 29.12.1787 в дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование, после чего решил связать свою судьбу с военной службой в лейб-гвардии егерском полку (1803), но уже вскоре (1805) перевелся в кавалергарды.

Участие в войнах

В период наполеоновских войн Лунин участвовал в сражениях с французскими войсками в составе русско-австрийской армии, в частности, в знаменитом Аустерлицком сражении (1805), где армия Наполеона разбила русско-австрийские войска под командованием . Затем последовал Прусский поход (1807) и . на территории России, которая положила конец наполеоновскому нашествию.

В Бородинском сражении Михаил Лунин за отвагу и героизм получил золотую шпагу с гравировкой «За храбрость». После участия в нескольких заграничных походах (1813 - 1814) Лунин ушел в отставку.

Тайные общества

Как известно, героизм русского народа в освободительной войне против Наполеона пробудил национальное самосознание, а в дворянской среде офицеров после этой войны зародилась идеология декабристов. Этому предшествовали различные тайные организации, в которых формировалась эта идеология. В 1816 г. М. Лунин стал одним из учредителей и активных участников первой тайной организации «Союз спасения». Будущие декабристы ставили целью свержение крепостного права и в результате военного переворота - установление конституционной монархии.

Лунин, как и все декабристы, мечтал о справедливом устройстве для любимой России. Он уехал в Париж (1816), где общался с известным мыслителем, социалистом-утопистом Сен-Симоном, чьи идеи оказались близкими Лунину. Смерть отца вынудила Лунина вернуться в Россию (1817). Там на базе распавшегося «Союза спасения» в Москве возникла новая политическая тайная организация - «Союз благоденствия», где Лунин снова стал учредителем и активистом. Будучи сторонником республики, он первым выступил с планом цареубийства.

После распада «Союза благоденствия» Лунин стал одним из инициаторов и руководителей новой тайной политической организации - «Северное общество», которое вместе с «Южным обществом» готовило восстание.

Декабрьское восстание

В 1824 - 25 гг. Михаил Лунин, вернувшись к военной службе, находился в Варшаве, в Гроднинском гусарском полку, где командовал эскадроном. После его как активного члена тайных политических организаций в Варшаве взяли под строгий надзор, а вскоре и арестовали. В апреле 1826 г. он был доставлен в Петербург и осужден на вечную каторгу, впоследствии замененную на 10-летний срок.

Сначала - Свеаборгская крепость (1826 - 27 гг.), затем - Выборгский замок (1827 - 28 гг.), после чего был отправлен на каторжные работы в Читу (1828 - 30 гг.) и на Петровский завод (1830 - 36 гг.). потом каторга сменилась поселением в с. Урик под Иркутском. Лунин никогда не отрекался от своих идей. В его письмах звучала резкая критика русских порядков. В результате обыска была найдена его рукопись «Взгляд на тайное общество в России (1816 - 1826)». Это произошло в 1841 г. Лунина вновь арестовали (27.03.1841). До суда он находился в Акатуйской тюрьме, а потом был отправлен на Акатуйский рудник (территория нынешней Читинской области). Умер Михаил Лунин на каторжных работах в Акатуйском руднике 15.12.1845.

Тоже декабрист. У нас, к сожалению, очень мало знают об этом изумительном человеке. Он был сын богатого тамбовского-саратовского помещика, получил блестящее образование, свободно говорил на нескольких языках, был умница. Служил в кавалергардском полку. Это было время, когда молодечество, озорство и бретерство считалось среди офицеров самыми высокими достоинствами. Лунин первенствовал среди товарищей во всевозможных офицерских шалостях, часто совершенно мальчишеских.

Пугали обывателей медведями на цепи; на Черной речке -- месте летней стоянки кавалергардов -- карьером проносились на неоседланных лошадях сквозь дворцовые дворы и парки, где проезд был запрещен; рассевшись с музыкальными инструментами высоко на деревьях, давали неожиданные серенады красавицам; приученная собака, когда ей шепотом говорили «Бонапарт!», бросалась на указанного прохожего и срывала с него шапку.

Лунин выдавался исключительным бесстрашием. Опасности, игра жизнью были для него почти потребностью. Дуэлей у него было несчетное количество. Раз был такой случай. Лунин поссорился с товарищем А. Ф. Орловым, будущим шефом жандармов. Положено было стреляться до трех раз, с каждым выстрелом сближая расстояние. Первым выстрелил Орлов и сбил перо со шляпы Лунина. Лунин выстрелил в воздух. Орлов воскликнул: - Что же ты, смеешься надо мною?! Подошел ближе, долго целился. Лунин смотрел на направленное на него дуло и давал советы, как правильнее целиться. Орлов сбил у Лунина эполет. Лунин, посмеиваясь, опять выстрелил в воздух и предложил стрелять в третий раз, ручаясь за успех. Секундант Орлова, его брат Михаил, возмутился и крикнул брату: - Ведь ты стреляешь в безоружного! Алексей бросил пистолет, и противники обнялись.

Бешеной храбростью отличался Лунин и в боях. В битве под Аустерлицем он участвовал в знаменитой атаке кавалергардов, описанной Толстым в «Войне и мире». Участвовал в ряде сражений 1812 года. Когда полк стоял в бездействии, Лунин, в своем белом кавалергардском колете и каске, со штуцером в руках, замешивался в ряды пехоты и стрелял, как простой солдат. Это была отчаянная голова. Он написал главнокомандующему Барклаю-де-Толли письмо и предлагал послать его парламентером к Наполеону; он брался, подавая императору французов бумаги, всадить ему в бок кинжал. «Лунин точно сделал бы это, если бы его послали», -- пишет Н. Н. Муравьев-Карский.

Командующий гвардией, великий князь Константин Павлович, большой формалист-фронтовик, строго следил, чтобы офицеры во время похода ни в чем не отступали от формы. Однажды, во время кампании 1813 г., командир кавалергардского полка по нездоровью ехал в теплой шапке. Увидел это Константин, подскакал к нему, сорвал и бросил на землю шапку, жестоко распек и уехал. Офицеры возмутились и все, начиная с полкового командира, подали в отставку. Константин был вспыльчив, но отходчив. На дневке он сделал смотр полку, сознался в своей неправоте, просил извинить за горячность и прибавил: - А если кто останется этим недоволен, то я готов дать личное удовлетворение. Все сочли себя удовлетворенными, Лунин же выступил вперед и громко сказал: - Слишком много чести, чтоб отказаться от такого вызова! Константин с улыбкой оглядел его и ответил: - Ну, брат, ты для этого слишком еще молод!

В 1815 г. Лунин, чем-то обиженный, вышел в отставку; примешались и личные дела: он был весь в долгах, а скупой отец отказывался их уплатить. Лунин уехал за границу, год прожил в Париже. Нуждался, жил уроками и адвокатурой. Там, по-видимому, вступил в какое-то французское тайное революционное общество. Познакомился с Сен-Симоном и произвел на него чарующее впечатление. Сен-Симон рассчитывал сделать Лунина адептом своего учения. В Париже же Лунин перешел в католичество и всю жизнь оставался глубоко верующим католиком.

В 1817 г. умер отец Лунина, Лунин стал наследником большого состояния и вернулся в Россию. В Петербурге он вступил в «Союз спасения», был одним из основателей «Союза благоденствия», по ликвидации его был членом и Северного тайного общества. Своей решительностью и энергией он приобрел большое влияние среди сочленов, а резкостью суждений и крайностью выводов постоянно толкал товарищей на путь борьбы. Он предлагал, между прочим, произвести на царскосельской дороге покушение на Александра I людьми в масках.

Впоследствии, ввиду необычайного бесстрашия Лунина, Пестель предполагал поставить его во главе «когорты обреченных», предназначенной для совершения террористических актов. Лунин был выше среднего роста, строен и мускулист, в пожатии маленькой и аристократической руки чувствовалась большая физическая сила; темно-русый красавец с черными, жуткими глазами; имел привычку закусывать нижнюю губу. Лицо было бледно, но, -- пишет современник, -- не от болезни, а от усиленной умственной деятельности, истощавшей его силы. Он действительно был очень умен, но нарочно казался ветреным, пустым, старался держаться, как все, чтобы скрыть шедшую в нем тайную душевную работу. Был очень остроумен. Ни при каких обстоятельствах не падал духом. У женщин пользовался большим успехом, непрочь был кутнуть. Пушкин был с ним знаком. К сожалению, мы почти ничего не знаем об их сношениях. Они встречались в Петербурге у братьев Тургеневых, у Карамзина, оба участвовали осенью 1818 г. в проводах Батюшкова за границу. Н. М. Смирнов сообщает, что они были друзьями. В сожженной главе «Онегина» Пушкин, описывая Северное тайное общество, рассказывает:

«Друг Марса, Вакха и Венеры,
Тут Лунин дерзко предлагал
Свои решительные меры
И вдохновенно бормотал.»

В 1835 г., встретившись с племянником Лунина, Пушкин отозвался об отбывавшем в то время каторгу Лунине как о «человеке поистине замечательном».

В 1822 г. Лунин опять поступил на военную службу в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, стоявший в Варшаве, и был назначен адъютантом к великому князю Константину Павловичу, главнокомандующему варшавским военным округом. Константин очень его полюбил. В показаниях своих следственной комиссии Лунин рассказывает: «Моя сокровенная цель в определении снова на службу была отдалиться и прекратить мои с Тайным обществом сношения. Причины к тому были: непостоянный и безуспешный ход занятий общества, изменения в предположенной цели и в средствах к достижению оной, бесполезное разумножение членов общества, ложное истолкование моих собственных мнений, и наконец: я не имел того влияния на общество, которое хотел иметь и которое, я надеюсь, было бы не бесполезно для общей пользы».

Разразилось 14 декабря. Начались аресты. Некоторые из арестованных в показаниях своих называли Лунина. В Варшаву пришел приказ арестовать его. Вел. кн. Константин предупредил об этом Лунина, дал ему возможность уничтожить компрометирующие бумаги, и предложил устроить ему выезд за границу. Лунин ответил: - Я разделяю их убеждения, разделю и наказание. Константин засыпал брата-императора письмами, где давал Лунину самую лестную характеристику и всячески старался его оправдать. Но когда Лунин на присланные из Петербурга вопросные пункты категорически отказался назвать сообщников, Константину пришлось его арестовать и с фельдъегерем отправить в Петербург. Лунина по прибытии поместили в здании главного штаба.

Очевидец вспоминает: «К нему приходил дежурный генерал, и они разговаривая громко по-французски, смеялись, а, оставшись один, Лунин ходил по комнате и посвистывал, как будто арест его был за какую-нибудь служебную провинность». Лунина перевели в Петропавловскую крепость. На допросах он держался великолепно. Коротенькое следственное дело его светится ярким и чистым светом среди других следственных дел, полных трусости, предательства и самых униженных покаяний.

- «Кем вы были приняты в число членов Тайного общества?»
- «Я никем не был принят, но сам присоединился к оному».
- «Кем основано общество, кто были председателями и членами Коренной думы?»
- «Я постановил себе неизменным правилом никого не называть поименно, ибо это против моей совести».
- «Кого вы приняли в члены?»
- «Никого».
- «Откуда заимствовали вы свободный образ мыслей, кто способствовал укоренению их в вас?»
- «Свободный образ мыслей образовался во мне с тех пор, как я начал мыслить; к укоренению же оного способствовал естественный рассудок».
И в заключение: «Не поставляю себе в оправдание прекращение моих сношений с Тайным обществом, ибо при других обстоятельствах продолжал бы, вероятно, действовать в духе оного»

Обвинить Лунина оказалось возможным только в разговорах о цареубийстве: решительно никаких действий вменить ему в вину не удалось. Но Николай почувствовал в Лунине ту несокрушимую нравственную силу, которой он боялся больше всего. И Лунин был осужден по второму разряду: приговорен к смертной казни с заменой ее двадцатилетней каторгой, а потом к поселению «на вечно». При объявлении приговора Лунин громко сказал:
- Хороша вечность! Мне скоро уже пойдет пятый десяток. Он был заключен в одну из финляндских крепостей.

Условия были ужасные: питание отвратительное, каземат такой сырой, что со сводов все время капало. Лунин заболел цынгой, ревматизмом. По обязанностям службы его посетил финляндский генерал-губернатор Закревский и задал официальный вопрос:
- Не желаете ли заявить каких-либо претензий? Лунин насмешливо ответил:
- Я вполне доволен всем, мне недостает только зонтика.

Весной 1828 г. Лунин был отправлен в Нерчинские рудники. От цынги у него выпали почти все зубы, он острил: - У меня остался против правительства только один зуб. Когда осужденных отправляли из Читы в Петровский завод, Лунину, по причине болезней и прежних ран, боевых и дуэльных, было разрешено ехать в повозке. На одной из остановок местные буряты окружили повозку и стали расспрашивать Лунина, за что он сослан. Лунин ответил: - Знаете вы вашего тайшу (главный начальник бурят)? - Знаем. - А знаете ли вы, что есть тайшу, который главнее вашего тайшу и может ему сделать угей (конец)? - Знаем. - Ну, так вот: я хотел сделать угей его власти, за это и сослан. По всей толпе бурят раздалось: - О! о! о! И с низкими поклонами, медленно пятясь назад, они удалились.

По отбытии каторги, сокращенной до десяти лет, Лунин был поселен в селе Урике, в восемнадцати верстах от Иркутска, на берегу Ангары. Там же жили и другие декабристы: кн. С. Г. Волконский с женой Марией Николаевной, Никита Муравьев, в соседних селах жили Трубецкой, Поджио, Юшневский и др. Лунин пользовался среди декабристов огромным уважением. Он выдавался едким умом и удивительно веселым характером. Никогда не унывал и жил, как будто шутя. Местные крестьяне тоже очень его уважали, обращались к нему за разбирательством своих ссор, врачебной помощью. Лунин любил детей, возился с ними, учил грамоте, и они целыми днями играли на его дворе. Как мы уже говорили, он был глубоко верующий католик; никогда не пропускал в известное время читать свой молитвенник, каждую неделю к нему приезжал из Иркутска капеллан исполнять церковную службу. Лунин говорил декабристу Свистунову: - Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому посвятили себя.

Лунин словом и делом приступил к этому служению. Он стал систематически писать письма в Петербург своему другу-сестре Е. С. Уваровой. Письма шли через Третье отделение, но это нисколько не сдерживало Лунина. Как будто он писал для самого свободного, нелегального революционного журнала. Письма носили характер блестящих публицистических статей на самые острые и злободневные политические темы. Он писал о кодификации русских законов, об образовании министерства государственных имуществ, о лозунге, провозглашенном министерством народного просвещения: «православие, самодержавие, народность» . По поводу этого лозунга Лунин писал: «Вера (православие) не дает предпочтения ни самодержавию, ни иному образу правления. Она одинаково допускает все формы и очищает их, проникая своим духом. Перейдем к самодержавию. Не доказано, почему эта политическая форма более свойственна русским, чем другое политическое устройство. Народы, которые нам предшествовали, начали также с самодержавия и кончили тем, что заменили его конституционным правлением. Принцип народности требует пояснения. Она изменялась сообразно различным эпохам нашей истории. Баснословные времена, монгольское иго, период царей, эпоха императоров образуют столько же различных народностей. Которой же из них дадут ход? Если последней, то она скорее чужая, чем наша» .

И все в таком тоне. «Народ мыслит, несмотря на свое глубокое молчание. Доказательством, что он мыслит, служат миллионы, тратимые с целью подслушать мнения, которых ему не дают выразить». «Меня называют в официальных бумагах: государственный преступник, находящийся на поселении. В Англии сказали бы: Лунин -- член оппозиции» .

И такие письма Лунин посылал через Третье отделение! Он, как сам выражался, дразнил медведя в его берлоге. Казалось бы, чистейшее безумие. Но вышло обратное: Лунин сделал само Третье отделение пособником в распространении своих писем. Письма, как совершенно частные, передавались по назначению, а там интересующиеся списывали их и широко распространяли. Перед отправкой писем Лунин давал их читать товарищам, те тоже их списывали и распространяли. Списывали даже почтмейстеры, вскрывавшие письма на почте. Через несколько лет, в предисловии к собранию своих запрещенных писем, Лунин с удовлетворением писал: «Предприятие мое не бесполезно в эпоху, когда стихии рациональной оппозиции не существует, когда печатание, немое для истины, служит только выражением механической лести... В ссылке я опять начал действия наступательные. Многие из писем моих, переданных через императорскую канцелярию, уже читаются» .

Третье отделение, читая письма Лунина, нашло, что «государственный преступник Лунин часто дозволяет себе входить в рассуждение о предметах, до него не касающихся, и вместо раскаяния обнаруживает закоренелость в превратных его мыслях». Бенкендорф предложил генерал-губернатору Восточной Сибири запретить Лунину на год всякую переписку. Генерал-губернатор вызвал Лунина, вручил ему бумагу Бенкендорфа и предложил дать подписку с обязательством выполнить требование. Лунин поглядел на бумагу. - Что-то много написано. Не стоит читать... А! Мне запрещается писать? Не буду. Пером перечеркнул накрест весь лист и на обороте внизу написал «государственный преступник Лунин дает слово целый год не писать». И целый год не писал. Жизнь в глуши, болезни, тяжесть неравной борьбы с ненавистным правительством -- ничто не способно было затушить в Лунине тихую душевную ясность. «Душевный мир, -- писал он, -- которого никто не может отнять, последовал за мною на эшафот, в темницу и ссылку. Я не жалею ни об одной из своих потерь. Мои часы проходят в тишине кабинета или в созерцании красот сибирских лесов. Удивительная постепенность счастья. Чем ближе я к цели своего плавания, тем попутнее становятся ветры. Нечего тревожиться, если новые тучи собираются на горизонте. Эта буря пройдет, как другие, и только ускорит мой вход в гавань» .

Одного лишь ему не хватало для полноты жизни: опасностей. «Я так часто встречал смерть на охоте, в поединках, в сражениях, в борьбе политической, что опасность стала привычкой, необходимостью для развития моих способностей. Здесь нет опасностей. В челноке переплываю Ангару; но волны ее спокойны. В лесах встречаю разбойников; они просят подаяния».

Прошел обусловленный год, и Лунин опять взялся за перо. И опять пошли в Третье отделение его письма, еще более резкие, чем прежде. Он писал о крепостном праве, о польском вопросе, о подавлении всякого свободного мнения. «Из вздохов, заключенных под соломенными кровлями, рождаются бури, низвергающие дворцы»... «В наше время почти нельзя сказать здравствуй, без того, чтоб это слово не заключало в себе политического смысла»… «Если ожидать истину из правительствующего сената, то много утечет воды, пока это случится» и т п.

Лунин написал еще разбор донесения следственной комиссии по делу декабристов, где подверг донесение самой резкой критике. Статья получила распространение в списках, об этом было донесено в Петербург. Император приказал произвести у Лунина строжайший обыск и отправить его за Байкал, подвергнув строжайшему заключению, так, чтобы он не мог ни с кем иметь сношений ни личных, ни письменных. Жандармы нагрянули к Лунину с обыском. Увидев над его постелью ружье, жандармский офицер смутился. Лунин усмехнулся и сказал:
- Не бойтесь. Таких людей, как вы, бьют, а не убивают. Когда Лунина увозили, вся деревня сбежалась его провожать. Прощались, плакали, бежали за его телегой, кричали:
- Помилуй тебя Бог, Михаил Сергеевич! Бог даст, вернешься! Будем оберегать твой дом, за тебя молиться будем!

27 марта 1841 г. Лунин был доставлен в Иркутск и подвергнут допросу. Он отвечал скупо; из лиц, которым дал свою статью, назвал только двоих умерших, заявил, что писал статью, по его убеждению, в соответствии с истиной. Но арест, видимо, потряс его глубоко; на допросе говорил он отрывочно, без связи и последовательности, забывал, что только что сказал. В тот же день Лунин с запечатанным конвертом был отправлен за Байкал. В Нерчинске в первый раз за всю жизнь дрогнул душой этот несгибаемый, бесстрашный человек. Должно быть, слишком большой жутью охватило его ожидание предстоящей кары. В новом своем показании он опять никого не выдал, но закончил показание так: «Я сознаю себя виновным; и готовясь принять с благодарностью все кары мне определенные, полагаю единственную здесь надежду мою на прозорливую справедливость и великодушие государя-императора» .

Его увезли к самым границам Китая, в Акатуй, местность с убийственным климатом и заключили в ужаснейшую тюрьму, где содержались уголовные преступники-рецидивисты. Крышка гроба крепко захлопнулась за Луниным. С тех пор никто из близких не видел его. Но через посещавшего его ксендза и через некоторых привязавшихся к нему часовых Лунину изредка удавалось давать о себе вести на волю. Он писал М. Н. Волконской и ее мужу:
«Мои предыдущие тюрьмы были будуарами по сравнению с тем казематом, который я занимаю. Он так сыр, что книги и платье покрываются плесенью, моя пища так умеренна, что не остается даже чем накормить кошку.
Я погружен во мрак, лишен воздуха, пространства и пищи, окружен разбойниками, убийцами и фальшивомонетчиками. Мое единственное развлечение заключается в присутствии при наказании кнутом во дворе тюрьмы.
Перед лицом этого драматического действия, рассчитанного на то, чтобы сократить мои дни, здоровье мое находится в поразительном состоянии, и силы мои далеко не убывают, но, наоборот, кажется, увеличиваются. Все это меня совершенно убедило в том, что можно быть счастливым во всех жизненных положениях, и что в этом мире несчастны только дураки и глупцы. Если только не вздумают меня повесить или расстрелять, я способен прожить сто лет.
Но мне нужны лекарства для бедных моих товарищей по заключению.
Пришлите средства от лихорадки, от простуды и от ран, причиняемых кнутом и шпицрутенами»
.

Трудно решить, правда ли было то, что писал Лунин о своем здоровье и настроении, или он только не хотел ныть и возбуждать к себе жалость.

В начале 1846 г. новый шеф жандармов, граф А. Ф. Орлов, бывший товарищ Лунина по кавалергардскому полку, доложил императору Николаю, что «содержавшийся в Акатуевском тюремном замке государственный преступник Лунин 3 декабря 1845 г. скоропостижно скончался» .

Лунин был создан из материала, из которого формируются подлинные революционные борцы. Тем интереснее отметить, как искривляется сознание даже таких людей под влиянием их классово-привилегированного происхождения. До осуждения Лунин был богатым человеком, владел не одной сотней душ крестьян. Членам своим Тайное общество рекомендовало освобождать принадлежащих им крестьян. Лунин своих крестьян не освободил, но составил в 1819 г. духовное завещание на имя двоюродного брата Н. А. Лунина, где поручал ему в течение пяти лет после смерти завещателя провести освобождение всех крепостных. Условия освобождения были самые суровые: «Уничтожить право крепостное над крестьянами и дворовыми людьми, не касаясь земель, лесов, строений и имуществ вообще». Мало и этого: на освобожденных налагалась «обязанность в отношении доставления наследнику доходов», определение этих обязанностей предоставлялось наследнику. Все же земли должны были быть превращены в майорат, передаваемый из рода в род в нераздробленном виде одному из сыновей владельца. Когда после осуждения Лунина возник вопрос об утверждении завещания, пункт о закабалении помещику освобожденных крестьян вызвал возражение даже со стороны министра юстиции. «Невозможно, -- писал он, -- дозволить уничтожение крепостного права с оставлением крестьян на землях помещика и со всегдашней обязанностью доставлять оному доходы».

ДЕКАБРИСТ МИХАИЛ ЛУНИН

Михаил Лунин-человек поистине замечательный.
Александр Пушкин
Лунин- один из тончайших умов и деликатнейших…
гордой, непреклонной, подавляющей отваги.
Александр Герцен
Заключенный в казематах, не переставал я размышлять
о выгодах родины… В ссылке я опять начал действия
наступательные.
Михаил Лунин

Вся жизнь Михаила Сергеевича Лунина (1787-1845) убеждает в глубокой проницательности Александра Сергеевича Пушкина, с юношеских лет почувствовавшего в Лунине человека необыкновенного. В сохранившихся стихах десятой главы (уничтоженной Пушкиным) «Евгения Онегина» есть строки: «Друг Марса, Вакха и Венеры, тут Лунин дерзко предлагал свои решительные меры…» Какими же своими качествами и «решительными мерами» Лунин заслужил у поэта такую высокую оценку «человека поистине замечательного»?
Михаил Лунин был человеком необыкновенной лихости и отваги, проявившихся во время войн как воинская доблесть и мужество. Движущей силой всей его жизни была жажда поступка, и именно поступки и сделали его уникальной личностью. Ощущение опасности доставляло ему наслаждение. Риск как форма жизни, причем риск глубоко осознанный и принятый им, делал невозможное возможным. Он рано и глубоко постиг ценность человеческой и направленность своей жизни: «Для меня открыта только одна карьера-карьера свободы… Я буду приносить пользу людям тем способом, каковой мне внушают разум и сердце. Гражданин вселенной- лучше этого титула нет на свете». О всегда кипевшей в нем энергии жизни он говорил: «Избыток сил задушит меня».
Получив прекрасное образование, он был настоящим интеллектуалом, крупным мыслителем, хорошо рисовал, писал стихи, музицировал и разбирался в музыке, владел французским, английским, польским, латинским и греческим языками. Его необыкновенная жизнь породила множество легенд о нем, но реальная его жизнь была гораздо богаче легенд. Он единственный из декабристов, который ни на шаг не отступил от своих нравственных принципов и шел до конца в своей духовной жизни и ее устремлениях. Его жизнь- пример стойкости в самых тяжелых испытаниях. В письме своей родной сестре Екатерине Уваровой он пишет: «Я сумею перенести невзгоду: и в счастии и в несчастии я всегда был одинаков». У него была славная, очень деятельная жизнь, а иной он не хотел.
В одном из своих писем из Сибири он заявляет: «Мои письма… служат выражением тех убеждений, которые повели меня на место казни, в темницы и в ссылку… Гласность, которою пользуются мои письма через многочисленные списки, обращает их в политическое орудие, которым я должен пользоваться на защиту свободы».
Он хорошо осознавал неотразимость своей логики и доводов: «Мои политические противники были вынуждены употребить силу, потому что не имели иного средства для опровержения моих мыслей…»
«Последнее желание мое в пустынях сибирских, чтоб мысли мои по мере истины, в них заключающейся, распространялись и развивались в умах соотечественников».
Декабрист Сергей Волконский сказал о Лунине: «Боевой ум, с большим образованием, во время своего заточения в Сибири это лицо показало замечательную последовательность и в мыслях своих, и в энергии поступков своих…»
Родившись в семье статского советника и богатого тамбовско-саратовского помещика, владевшего 1200 крепостными душами, Михаил Лунин получил прекрасное образование. С 1803 года он начал служить в кавалергардском полку. Участвовал в сражении с французами при Аустерлице 20 ноября 1805 года, где погиб его младший брат Никита. Во время Отечественной войны участвовал во всех главных сражениях с Наполеоном, отличившись большой отвагой, особенно в Бородинском сражении, за невероятное мужество в котором был пожалован золотой шпагою с надписью «За храбрость». Он участвовал и в европейском походе русской армии в 1813-1814 годы. Уволившись с военной службы в 1815 году, вступил в первое тайное общество будущих декабристов «Союз спасения». Он первым в истории декабризма выдвинул проект цареубийства, что послужит главным обвинением против него после восстания декабристов, хотя после 1822 года он уже отошел от действий тайных обществ и считал идею о цареубийстве неправильной.
Во время восстания декабристов на Сенатской площади Петербурга Лунин находился в Польше, где с 1822 года был адъютантом великого князя-Константина Павловича-командующего войсками Варшавского военного округа. В 1824-1825 годы Лунин служил командиром эскадрона лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. Когда шли допросы декабристов, на следствии выплыло и имя Лунина. Следственная комиссия многое уже знала от доносчиков и из показаний допрошенных декабристов. Великий князь Константин Павлович, сначала симпатизировавший Лунину, предлагал ему бежать за границу, но Лунин отказался. Хотя приказ об его аресте был подписан еще 24 декабря 1825 года, Следственная комиссия сначала прислала ему в Варшаву 15 вопросов, на которые просила дать ответы. С самого начала он выработал четкую позицию поведения на следствии, чтобы не нанести вреда декабристам. Так, на вопрос о том, «…кем было основано начальное тайное общество», он ответил: «Основателей же оного я не могу назвать, ибо это против моей совести и правил». Его арестовали в Варшаве 9 апреля 1826 года и доставили в Петербург. Первый его допрос здесь состоялся 16 апреля. На допросах он, в отличие от многих декабристов, предпочитал не договаривать, чем говорить лишнее. Он вел свою четко сформулированную, продуманную и логичную линию, сводившуюся к тому, что в восстаниях и тайных обществах после 1822 года он не замешан, а его конституционные убеждения, как и убеждения членов «Союза благоденствия» нельзя признавать преступными, так как такие же убеждения провозглашал и покойный император Александр I. Но Следственная комиссия, руководствовавшаяся принципами, сформулированными для нее императором Николаем I, имела свои представления о виновности декабристов. Средний возраст подсудимых- 27,4 года, а средний возраст их судей- 55 лет, т.е. одно поколение судило другое.
Основной темой для следователей были планы цареубийства. Раздувая дело о цареубийстве, можно было утопить главные намерения декабристов: ликвидацию крепостного права и военных поселений, установление конституционного строя, введение свободы слова, печати, суда присяжных и т.д. Главным в обвинении Лунина оказалось то, что в 1816 году, в начале образования тайного общества «Союз благоденствия», он предлагал создать специальную партию, не входящую в тайное общество, члены которой в масках на лице совершили бы цареубийство на царскосельской дороге.
В результате 146 заседаний Следственной комиссии, проходивших в течение 212 дней процесса, были осуждены 122 декабриста. Всех осужденных разделили на 11 разрядов по мере тяжести наказания, были и осужденные «вне разрядов» (пять человек, которые были повешены: Рылеев, Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский). Лунина осудили по 2-му разряду, к этому разряду отнесли 17 декабристов, приговорив к вечной каторге, которая была заменена царем Николаем I (в связи с его коронацией) пятнадцатью годами каторги. Сначала Лунина заключили на 20 месяцев в Свеаборгскую и Выборгскую крепости, а затем выслали в Сибирь. Он позже запишет: «Душевный мир, которого никто не может отнять, последовал за мною на эшафот, в темницу и ссылку». Во время ссылки, как и всегда, он был внутренне свободен, его мысль напряженно трудилась. Он пишет сестре: «Истинное счастье в познании и любви к истине. Все остальное- лишь относительное счастье, которое не может насытить сердце, так как не находится в согласии с нашими бесконечными желаниями». По его просьбе сестра присылает ему окольными путями (через оказии) документы о деятельности правительства, необходимые ему для продолжения нелегальной политической борьбы путем написания статей, разоблачающих деятельность правительства. Он знает, что содержание его просматриваемых писем, адресованных сестре, становится известным Бенкендорфу, возглавляющему тайную комиссию, а поэтому и Николаю I. И зная это, он намеренно излагает в письмах свои взгляды. Взбешенный в 1838 году письмами Лунина Бенкендорф строжайше приказывает ему «не вести ни с кем в течение одного года никакой переписки под опасением строжайшего со стороны начальства взыскания». Лунин выполнил это требование, но своего оружия-мысли не сложил. Он своими статьями и исследованиями хочет пробить «всеобщую апатию». Отбыв срок каторжного наказания, Лунин находился на поселении в селе Урик (недалеко от Иркутска). Не приемля рабства и самовластья, он действует наступательно. Исследовав историю декабристов, он написал «Разбор донесения, представленного российскому императору тайной комиссией в 1826 году». Сведения о «Разборе» просочились при рукописном изготовлении копий помощниками Лунина. Николай I, которому донесли об этом исследовании Лунина, приказал вторично его арестовать и перевести из поселения Урик в строжайшее заключение в Нерчинск и лишить всех сношений, как личных, так и письменных. Лунина арестовали 27 марта 1841 года и отправили на каторжные работы в свинцовые рудники Акатуя (около Нерчинска), которые в то время были подобны аду. Сибирское начальство, направляя сюда «безнадежных к исправлению», стращало: «Сгниешь в Акатуе!» Лунин писал о месте своей каторги, в которой он проведет 1696 дней: «…Акатуй- рудник один из самых тяжелых, где ссыльные, работая в шахтах, большею частью прикованы к тачке, лопате… Местность рудника до того уныла, что наводит жестокую грусть…» Но Лунин- внутренне свободный и невероятно мужественный и самодостаточный человек, несокрушимая энергия которого позволяет ему при любых лишениях и испытаниях чувствовать себя счастливым. Он ведет тайную переписку с семьей декабриста Волконского, и в одном из писем сообщает: «Здоровье мое находится в поразительном состоянии и силы мои далеко не убывают, а, наоборот, кажется, увеличиваются. Я поднимаю без усилия девять пудов одной рукой. Все это меня совершенно убедило в том, что можно быть счастливым во всех жизненных положениях и что в этом мире несчастливы только глупцы и скоты». Он и здесь продолжает борьбу: пишет резкие антиправительственные сочинения. Он сделал убийственный анализ 15-летнего царствования Николая I (с 1825 по 1841 год), раскрыв его бездарность как в делах внутренних, так и в вопросах политики. Этого ему царь простить не мог. По официальной версии Михаил Лунин скончался в Акатуе от апоплексического удара (инсульта), но вероятнее всего, что его здесь уничтожили. Только так царское правительство могло избавиться от неугодного им человека, владевшего таким искусством жизни, которое позволяло ему утверждать: «Всюду я нахожу истину и всюду счастье». Юрий Жданов 28.01.2010

Известно мне: погибель ждет

Того, кто первый восстает

На утеснителей народа, -

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной:

Я это чувствую, я знаю...

К.Рылеев

На следующей неделе, 14 декабря 2000 года исполнится 175 лет со дня восстания декабристов, а 18 декабря этого же года - 213 лет со дня рождения М.С.Лунина - самого твердого и несгибаемого борца за идеи декабристов.Он умер 3 декабря 1845 года. От каторжных работ его освободили 14 декабря. Брат его, Никита, погиб в сражении под Аустерлицем 2 декабря 1805 года. Декабрь для братьев был знаменательным и роковым.

Михаил Сергеевич Лунин родился в Петербурге в 1787 году в семье тамбовского помещика. Получил блестящее домашнее образование учителями-иностранцами при участии просвещенного дяди М.Н.Муравьева, писателя, историка, общественного деятеля. Лунин знал 6 языков, глубоко изучил историю, математику, хорошо рисовал, писал стихи. Он - отличный танцор, музыкант, наездник, фехтовальщик. С 1803 года на службе в лейб-гвардии Егерском, а затем Кавалергардском полку. С 1805 года участвует в сражениях: Аустерлиц, Гельзборг, Фридланд. Он замечен начальством и царем как храбрый офицер. Доказывает свою храбрость не только в сражениях, но и многочисленных дуэлях: стреляется с Алексеем Орловым, будущим шефом жандармов, но всегда стреляет в воздух. Орлов на дуэли прострелил его шапку, и Лунин советует ему стрелять точнее. Такой же случай произошел у него случай и с великим князем Константином.

И вот, оказывается, что этот бунтарь, блестящий офицер, был еще и страстным охотником!

Скорее всего он познал охоту еще в детстве, а оно прошло в селе Сергиевском Тамбовской губернии. Его отец, помещик Сергей Михайлович Лунин, был тоже охотником. Иначе как понимать, что его сын (вместе с Волконским) держит девять собак и двух медведей на Черной речке и чуть ли не каждый день “балуются и проказничают”, то есть охотятся и натаскивают собак. Один из псов Лунина кидался на человека, если крикнуть: “Бонапарт!”. А вот что пишет Лунин в письме А.Муравьеву в 1814 г. из с.Сергиевское: “В Париже ходили вместе к девкам, а здесь пойдем вместе за волками, за медведями”.

С 1812 года Лунин участвует и отличается во всех сражениях. В Бородинской битве сражается у Семеновских флешей, а затем у батареи Раевского. Под ним убита лошадь. Его награждают золотой шпагой с надписью “За храбрость”. Войну заканчивает гвардейским ротмистром, награждается тремя орденами.

Лунин ненавидит завоевателя Наполеона и просит послать его парламентером, чтобы при встрече всадить ему в бок кинжал.

Заканчивается война. Гвардейская молодежь в Париже гуляет и не только. Офицеры впитывают новые республиканские идеи. Это проявляется на службе. Александр I многих гвардейцев отправляет в Россию, в том числе и Лунина. Причина - многочисленные дуэли. “Одна из них оканчивается раною в пах, и Лунин долго лечится”.

Лунин уходит в отставку и снова едет в Париж, где знакомится с Сен-Симоном. Бедствует, но умирает его отец, и он получает в наследство 100000 франков.

В 1817 году Лунин возвращается в Россию и вступает в тайное общество. Он - республиканец по своим убеждениями авторитетнейший декабрист, один из основателей Союза спасения, Союза благоденствия. Но в последние годы перед восстанием он пассивен, но на суде не откажется от идей декабристов и ведет себя как человек, не желающий послаблений, если за них надо платить унижением.

С 1822 года Лунин снова в армии - в Литовском корпусе в Варшаве. Он - адъютант великого князя Константина, принимает участие в его охотах.

Лунин был не только духовно сильным, но и физически закаленным человеком. Он отлично управлял лодкой и однажды в одиночку преодолел расстояние от Кронштадта до Петербурга на веслах. Одна польская дама как-то при нем посетовала на то, что мужчины стали слабыми и ни один из них не бросится с балкона ради своей красавицы. Лунин был равнодушен к даме, но смело и ловко бросился с балкона третьего этажа и “благополучно достиг земли”.

Одним из его любимых изречений на охоте было: “Когда действительно хотят чего-то - получают”.

Восстание 14 декабря застает декабритса в Варшаве. Он на подозрении. Великий князь Константин Павлович пытается отстоять своего адъютанта и предлагает Лунину способ побега - “последний раз поохотиться на медведей”. Лунин на охоту едет, но не сбегает, а возвращается.

В апреле 1826 года его арестовали. Обвинение - “умысел на цареубийство”. На следствии и на суде декабрист ведет себя смело, даже дерзко, и получает вечную каторгу, смягченную затем до 10 лет с последующим вечным поселением в Сибири. “Хороша вечность - мне уж 50 лет отроду”, - сказал Лунин - единственный из декабристов, который не дал на своих товарищей никаких показаний. Он считал, что выдавать товарищей безнравственно. Два года пребывал в Свеаборгской и Выборгской крепостях в одиночном заключении, семь лет на каторге в Чите и Петровском заводе, шесть лет в ссылке в Урике и последние пять лет жизни в Акатуйской тюрьме.

Во всех тяжких испытаниях Лунин остается верен себе - он снимает стрессовое состояние, тоску и безысходность тем “нечто, что дает возможность... преодолевать эти невзгоды и не только порой не замечать их, но и даже смотреть с оптимизмом на происходящее. Это те, у кого есть свой особый мир - Мир охоты, рыбалки и Дикой Природы со всеми его чудесами... и волшебством удивительной красоты” (П.Гусев).

Отношение к охоте характеризует его как человека: “Я так часто встречал смерть на охоте, в поединках, в сражениях, в борьбах политических, что опасность стала привычкою, необходимостью для развития моих способностей”, - пишет он в 1839 году.

Лунин всегда готов к охоте: ружья, собаки и снаряжение он имеет - посылает сестра и закупает у проезжих купцов. Он имеет сильный характер и прекрасное здоровье - круглый год купается, зимой в проруби; он фехтовальщик, стрелок, тренируется с гирями. И он - оптимист. “Лунин лих, забавен и весел”, - писал один из его друзей. Не жаден. Свои охотничьи трофеи почти всегда отдает другим. Сын Волконского пишет Лунину: “Любезный Лунин, благодарю за утки. Я буду у тебя в субботу”. Во время обыска в 1841 году чиновник видит охотничье ружье и говорит - надо убрать. Декабрист соглашается и добавляет: “Не бойся: таких, как ты, бьют только палками”.

Лунин любил охотничьих собак и знал в них толк - содержал несколько собак как на свободе, так и в ссылке. Самым любимым псом был кобель по кличке Варка. Вот что пишет он своей сестре из Сибири: “Друга моего Варку укусила змея. Он растянут у ног моих, чуть дыша; рот его пенится, но он шевелит хвостом и взглядывает на меня, когда говорю с ним, как будто понимает слова мои. Этому животному название друга принадлежит более, чем людям, носившим оное в свете. Последние испугались, когда гроза грянула надо мною, и убежали, поджав хвост”. Варка выживет, и Лунин до конца свои дней будет заботиться о нем. Из Акатуйской тюрьмы он пишет Волконским письмо и не забывает своего любимого пса: “Позаботьтесь хорошенько о моем бедном Варке. Ему можно давать холодное мясо, дабы скрасить его старость. Варка сделался мне еще дороже с тех пор, что стал калекой. Я отдал бы половину того, чем владею, чтобы вновь увидеть этого неразлучного товарища моих рискованных походов по сибирским лесам. Позаботьтесь хорошенько кормить бедного инвалида. Что сталось с другими собаками: Моргой, Формозой, Аудансом, двумя Дианами, Точрачом и Плаксой?”

Какой человек может так заботиться о своих собаках, находясь в Акатуйской тюрьме? Откуда он пишет М.Волконской: “Проект отправить мне Варку... является доказательством вашей дружбы, коими я глубоко тронут и которые никогда не изгладятся из моей памяти. Но хорошо, что этот проект не удался. Ибо я не знаю, ни где мне поместить, ни чем кормить это бедное животное. Темница моя так сыра, пища так умеренна, что не остается даже чем кормить кошку”.

На поселении в Урике Лунин неделями бывает на охоте и особенно хвалит пса Летуса, “достойного фигурировать среди знаменитостей моей бывшей своры. Мне запрещают покидать деревню, и я провожу дни и ночи в чаще лесов с этим благородным и прекрасным животным. Нужно быть охотником, чтобы понять прелесть такого существования, сплетенного из случайностей, усталости, опасностей и битв. В своих прошлых письмах я просил пару гончих и пистонное ружье. Податель, который располагает громадными возможностями, возьмется, быть может, их доставить. О всех подробностях, касающихся собак и оружия, надо посоветоваться со знающими свое дело охотниками”.

Лунин обожает свое охотничье оружие. Покупал его в Париже и ухитрялся это делать даже в Сибири. Правда, и сестра ему тайно шлет ружья. Надо полагать, что охотничье оружие у Лунина было очень разнообразным. Да и нужно - он ходит на медведей, волков, уток. Об оружии он пишет: “Мое благородное оружие, за которое в Париже было заплачено 3000 франков”. Это двуствольное ружье “Лепаж”. В одном из писем просит сестру купить английское двуствольное пистонное ружье по цене от 100 до 150 рублей и “маленький бочонок охотничьего мелкого пороха”, а также крупную и мелкую дробь.

При аресте в Урике у Лунина изъяли все ружья, порох, дробь, ножи и ему высочайшим повелением запрещено иметь огнестрельное оружие. Вот что у него изымают: двуствольное ружье с разными приборами, ружье простое одноствольное, шкатулку с пистолетами с кремнями, пороху до двух пудов (32 кг), свинцу и дроби до четырех пудов (64 кг).

Лунин - закаленный охотник. Он знает - охота, это не только страсть. В письме к С.Волконскому советует по вопросу воспитания его сына Миши: “Важный вопрос - развитие физических сил. Для этого существует лишь один возраст - отрочество, и только один способ - охота. Дайте Мише хорошее ружье, и пусть он бегает по болотам и лесам в лучшее время года. Занятия его от этого не пострадают, а здоровье выиграет”.

Закончил свою жизнь этот прекрасный человек, несгибаемый революционер и большой охотник в одиночной камере Акатуйской тюрьмы, где его, как предполагают, задушили. Как и С.Муравьев-Апостол, он чувствовал свой конец и записал его стихи в свою записную книжку:

“Задумчив, одинокий,

Я по земле пройду, незнаемый никем;

Лишь пред концом моим,

Внезапно озаренный,

Познает мир, кого лишился он”.

Значение ЛУНИН МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ЛУНИН МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ

Лунин, Михаил Сергеевич - декабрист (1783 - 1845). Получил отличное воспитание. В войну 1812 - 1814 годов проявил необычайную удаль и смелость. Близкий к императору Александру I , любившему его за необычайную правдивость, Лунин навлек на себя его немилость за выходку против правительства Людовика XVIII по поводу казни Нея. Не получая производства в подполковники и стесняя своим присутствием старших и младших, оставил службу и уехал самовольно в Париж, где жил впроголодь, вращаясь в революционных кружках и консервативных салонах. Он обратил на себя внимание Сен-Симона. По возвращении в Варшаву он сблизился с цесаревичем Константином Павловичем, которому предсказывал Польское восстание. Когда начались аресты, великий князь Константин пробовал отстоять Лунина, бывшего одним из идейных вождей движения, и давал Лунину время скрыться за границу; Лунин счел бегство малодушием и был арестован. На следствии отвечал резко и был отнесен ко II разряду (20 лет каторги) за то, что "участвовал в умысле цареубийства согласием, в умысле бунта принятием в тайное общество членов и заведением литографии для издания сочинений общества". На каторге он чуждался большинства товарищей, вдаваясь все более в мистицизм (он в Париже стал католиком). На поселении (с 1836 г.) он устроил католическую молельню. За резкие письма о русских порядках и за блестящий разбор донесения следственной комиссии, напечатанный в Лондоне, Лунин был оторван от земли, которую он обрабатывал, и заточен в Акатуй, где и умер. Его настроение в последние годы выражено в следующих строках: "Моя жизнь проходит попеременно между видимыми существами, которые меня не понимают, и существом невидимым, которого я не понимаю. Египетский мрак скрывает его от моих глаз, но я угадываю его красоту". По его словам, в Англии он был бы "такой-то из оппозиции". Его "Разбор донесения следственной комиссии" и "Взгляд на тайное общество" напечатаны в "Полярной Звезде" Герцена (книга 6-я, Лейпциг, 1861); первое сочинение ошибочно приписано Никите Муравьеву. Часть писем Лунина - в "Полярной Звезде" (книга 5-я, 1859). - Ср. "Записки" Ипп. Оже ("Русский Архив", 1877, I - II); "Записки" барона Розена (СПб., 1907); Д. Завалишин "Декабрист Лунин" ("Исторический Вестник", 1880, I); Н.А. Мурзалов "К биографии декабриста Лунина" ("Русская старина", 1914, книга III), где приведено завещание Лунина об уничтожении крепостного права в его имении; В Строев "Лунин", (в "Русском Биографическом Словаре" Лабзина-Лященко, СПб., 1914).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛУНИН МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛУНИН МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Михаил Сергеевич , русский революционер, декабрист. Родился в дворянской семье, получил …
  • ЛУНИН, МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ
    ? декабрист. Служа в гвардии, в кавалергардском полку, Л., оскорбленный тем, что его обошли при производстве, самовольно бросил службу и …
  • ЛУНИН МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ
    (1787/88-1845) декабрист, подполковник. Участник Отечественной войны и заграничных походов. Один из учредителей "Союза спасения" и "Союза благоденствия", член Северного и …
  • ЛУНИН МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ
    декабрист. Служа в гвардии, в кавалергардском полку, Л., оскорбленный тем, что его обошли при производстве, самовольно бросил службу и уехал …
  • МИХАИЛ в Словаре значений Цыганских имен:
    , Михаэль, Мигель, Михель (заимств., муж.) - «кто как Бог» …
  • МИХАИЛ
    (кто, как Бог) АРХАНГЕЛ имя которого встречается три раза в кн. Даниила, однажды - в послании ап. Иуды и один …
  • МИХАИЛ в Библейской энциклопедии Никифора:
    Чис 13:14 - отец Сефура, одного из 12-ти соглядатаев земли Ханаанской. 1Пар 5:13 - один из кол. Гадова, живший в …
  • МИХАИЛ в Краткой биографической энциклопедии:
    Михаил - митрополит Киевский. Упоминается впервые в "Степенной книге" и Никоновской летописи. По словам надписи на его раке пришел в …
  • МИХАИЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ум. 992) митрополит Киевский и всея Руси (989), чудотворец. Память в Православной церкви 15 (28) июня и 30 сентября (13 …
  • СЕРГЕЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Василий Иванович — историк права. Род. в г. Орле, получил домашнее образование и поступил прямо в Московский унив. на юридический …
  • МИХАИЛ СЛЕЗКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    южно-русский деятель книгопечатания, родом белорус, с 1633 г. поселился в Львове и стал заведовать ставропигиальной братской типографией, затем открыл собственную …
  • МИХАИЛ МОНАСТЫРЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире Андрей Иванович Монастырев; 1815—1846) — воспитанник Орловской семинарии и Киевской акд., постригся в 1841 г. и получил …
  • МИХАИЛ ЛУЗИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Михаил (в мире Матвей Иванович Лузин; 1830—1887) — богослов. Учился в Нижегородской семинарии и Московской духовной акд., где и …
  • МИХАИЛ КОПЫСТЕНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    с 1591 г. епископ Перемышльский и Самборский, поборник православия, родом из знатной дворянской фамилии (герба Лелива). Когда уния была утверждена …
  • МИХАИЛ КОЗАЧИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире — Мануил Иванович Козачинский) — воспитанник Киевской акд. Много путешествовал по славянским землям и Германии, заводил училища …
  • МИХАИЛ ДЕСНИЦКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире Матвей Десницкий) — сын пономаря, род. в 1762 г. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической …
  • МИХАИЛ ГРИБАНОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    епископ Прилукский (с 1894 г.); образование получил в С.-Петербургской духовной акд. (1884 г.). Оставленный при акд., М., после защиты диссертации …
  • МИХАИЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил Ярославич - вел. князь тверской. Родился в 1271 г., стол занялоколо 1285 г.; в 1286 г. успешно преследовал литовцев, …
  • СЕРГЕЕВИЧ
    СЕРГЕ́ЕВИЧ Вас. Ив. (1832-1910), юрист, проф. Моск. (с 1871) и Петерб. (с 1872) ун-тов, глава гос. юрид. школы в России. …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271-1318), князь тверской с 1285, вел. князь владимирский в 1305-17. Боролся с вел. князем московским Юрием Даниловичем за …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ЯРОСЛАВИЧ Хоробрит (?-1248), князь московский с 1247, вел. князь владимирский (1248), брат Александра …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ШИШМАН (?-1330), болг. царь с 1323. В 1324 вступил в брак с внучкой визант. имп. Андроника II; заключил воен. …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ФЁДОРОВИЧ (1596-1645), царь с 1613, первый царь из династии Романовых. Сын Ф.Н. Романова (см. Филарет) и К.И. Шестовой …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ПСЕЛЛ (до пострижения в монахи - Константин) (1018 - ок. 1078 или ок. 1096), визант. полит. деятель, писатель, учёный, …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ПАВЛОВИЧ (1798-1849), вел. князь, мл. брат имп. Александра I и Николая I. С 1819 ген.-фельдцейхмейстер, с 1825 ген.-инспектор по …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ОБРЕНОВИЧ III (1823-68), серб. князь в 1839-42 и с 1860, из династии Обреновичей. Продолжал абсолютистскую политику своего отца Милоша …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ НИКОЛАЕВИЧ (1832-1909), вел. князь, четвёртый сын имп. Николая I, ген.- фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С 1852 …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ КИРУЛАРИЙ (ок. 1000-58), патриарх Константинопольский с 1043. Отстаивал независимость визант. церкви от императорской власти, от папства. Конфликт в 1054 …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (1179-1246), князь черниговский. В 20-х гг. 13 в. неск. раз был князем в Новгороде. С 1238 вел. князь …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ БОРИСОВИЧ (1453 - ок. 1505), последний вел. князь тверской (1461-85). Участвовал в походах Ивана III на Новгород и в …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1878-1918), вел. князь, брат имп. Николая II, ген.-лейт. (1916). В 1898-1912 на воен. службе. В 1-ю мир. войну …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-99), вел. князь тверской с 1368. Вёл безуспешную борьбу с моск. кн. Дмитрием за вел. княжение владимирское, получал …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ VIII (1224-82), никейский император с 1259 (соправитель имп. Иоанна IV до 1261), с 1261, после отвоевания у Лат. империи …
  • ЛУНИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Л́УНИН Ник. Ив. (1853-1937), врач-педиатр. Впервые (1880) показал необходимость для организма особых в-в, названных позднее витаминами. С 1882 работал в …
  • ЛУНИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Л́УНИН Мих. Сер. (1787/88-1845), декабрист, один из учредителей "Союза спасения" и "Союза благоденствия", чл. Сев. и Юж. об-в, подполковник (1822). …
  • ЛУНИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Л́УНИН Валер. Вас. (р. 1940), физикохимик, акад. РАН (2000). Осн. иссл. в области гетерогенного катализа; разработал способ утилизации высокотоксичных азотсодержащих …
  • СЕРГЕЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Василий Иванович? историк права. Род. в г. Орле, получил домашнее образование и поступил прямо в Московский унив. на юридический …
  • МИХАИЛ в Словаре Кольера:
    (евр. Михаэль, "Кто как Бог?"), архангел, упоминаемый и в Ветхом, и в Новом Завете. В Книге Даниила он упоминается несколько …
  • МИХАИЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • МИХАИЛ в словаре Синонимов русского языка.
  • МИХАИЛ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Михаил, (Михайлович, …
  • СЕРГЕЕВИЧ
    Василий Иванович (1832-1910) , российский юрист, профессор Московского (с 1871) и Санкт-Петербургского (с 1872) университетов, глава государственной юридической школы в …
  • МИХАИЛ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (ум. 992), митрополит Киевский и всея Руси (989), чудотворец. Память в Православной церкви 15 (28) июня и 30 сентября (13 …
  • ЛУНИН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Валерий Васильевич (р. 1940), российский физикохимик, член-корреспондент РАН (1991). Основные исследования в области гетерогенного катализа; разработал способ утилизации высокотактичных азотсодержащих …
  • МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ ГОРБАЧЁВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-05 Time: 04:37:08 * Дайте я скажу то, что сказал. * Ей нужно поэтому такое так сказать. * Посчитать, …
  • АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-08 Time: 09:25:54 Навигация Тема = Александр Пушкин Википедия = Пушкин, Александр Сергеевич Викитека = Александр Сергеевич Пушкин Викисклад …
  • ХОРУЖИЙ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хоружий Сергей Сергеевич (р. 1941) - доктор физико-математических наук, философ, исследователь духовной традиции исихазма. …
  • ТИХОНРАВОВ ЕВФИМИЙ СЕРГЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тихонравов Евфимий Сергеевич (1881 - 1938), священник, священномученик. Память 22 января, …


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!