Мод на кровавый алтарь. Даёт эффект Ускорение II, вы быстрее копаете

Blood Magic — это воплощение алхимического ремесла в Майнкрафт. В этом моде основным ингредиентом является кровь . Его можно добыть убивая мобов, но если кровь Вам нужна прямо сейчас — можно использовать свою!

Основными предметами в этом моде являются жертвенный нож и кинжал жертвы . Первый позволяет забирать кровь у себя, а второй у мобов соответственно.

А самым же главным элементом из мода Blood Magic является алтарь крови . У него есть 6 уровней прокачки. Его улучшение это очень сложный процесс, но оно того стоит.

Помогают сохранять алтарь заполненным кровью. Они выполняют роль хранилища — Вам не понадобится постоянно пополнять их свежей кровью.

Есть много интересных вещей, которые вы можете выполнять в этом моде, от самых простых до сложных. Если вы хотите наколдовать воду, выполните заклинание воды. Лаву? Заклинание лавы. Вы хотели бы летать? Заклинание полёта.

Защитить себя от утопления, огня или от падения Вы сможете с помощью заклинаний стихии . Отражайте стрелы и другие попытки врага навредить Вам с помощью заклинания вихря.




Это лишь малая часть того, что Вы сможете вытворять с Blood Magic. Существует множество способов, чтобы разблокировать глубоко скрытые возможности в этом моде. Вы сможете вызывать врагов, и уничтожать их с помощью мощных ритуалов. Не забудьте посетить по данному моду, чтобы получить полную информацию и крафты.

Вступление:

Blood Magic - модификация, представляющая собой тематический магический мод. Она добавляет новый источник энергии: кровь. Игроки могут пожертвовать своим здоровьем, или здоровьем мобов, для создания энергии жизни (LP - Life Points ). Эта энергия может быть использована в алтаре крови или алхимической стойке для создания предметов или зелья. Она также используется в качестве топлива печатей, ритуалов и заклинаний, которые могут повредить врагов, создать воду, вызывать руды и многое другое.
Что есть в данном руководстве:

- Как стать кровавым магом
- Уровни кровавого алтаря
- Ритуалы с магией крови
- Сигилы и эфекты от них
- Руны (Апгрейды) для алтаря
- Броня и оружие

В данном руководстве отсутствуют крафты. Если что есть NEI

Как стать кровавым магом:
Уровень 1
Как и в каждом моде нам нужно начало! Что ж начнем же!:
Для начала нам нужно сделать свой первый кровавый алтарь.
Что нам понадобится:

1 Алмаз.
- 1 Каменная печь.
- 2 Золотых слитка.
- 4 Камня

Поставив данный алтарь на Землю, у нас получится Алтарь 1 уровня. Вместимость которого - 10000 LP
Алтарь 1 уровня

Скрытый текст

Для того, чтобы наполнить его, нам нужно сделать Жертвенный кинжал.
Жертвенный кинжал

Скрытый текст

Что нам понадобится:

5 Стекла.
- 1 Железный слиток.
- 1 Золотой слиток.

После того, как мы сделали кинжал, мы подходим к Алтарю и нажимаем ПКМ. Только не переусердствуйте. После каждого нажатия ПКМ у вас будет сносится 1 сердце ХП. 1 тык - 200 LP

После того, как вы наполнили свой Алтарь кровью, можно сделать себе Слабый кровавый шар (1 уровень), который будет хранить вашу кровь.
Слабый кровавый шар

Скрытый текст

Что нам понадобится:

1 Алмаз

Мы кладём его на Алтарь, и ждём, пока он превратится в Шар. При создании, кровь с вашего Алтаря будет уходить в сам Алмаз, чтобы переделаться в Шар.
P.S. На создание Шара, вам потребуется 2000 LP.

Вот мы получили Слабый кровавый шар вместимостью - 5000 LP. Берём его в руки и нажимаем ПКМ, чтобы он привязался к нам.
P.S. Шар каждого уровня нужно привязывать к себе!
После того, как вы привязали его, мы можем положить его в Алтарь, чтобы кровь собиралась в нём.
Спросите вы, зачем нам кровь(LP) в Шаре, если её нельзя снова перелить в Алтарь?
LP нам потребуется в дальнейшем, чтобы создать разные ритуалы и алкогольные Кхм... Алхимические продукты . А так же для создания разных рун, о которых мы позже поговорим.

Уровни кровавого алтаря:
Итак у нас уже есть алтарь 1 уровня, заточка кхм... кинжал и шар из мода.
Теперь можно увеличивать уровень алтаря...

Уровень 2
Для того что бы увеличивать уровни алтаря нужны специальные блоки - Руны .
Кровавая руна

Скрытый текст

На самом деле рун много, но сейчас мы поговорим лишь об самой легкой, кровавой.
Для того что бы сделать любую руну нужны специальные плитки (делаются в алтаре из камня)

Чистая плитка

Скрытый текст

Итак для того что бы сделать руну нам нужны плитки... Засовываем камень в кровавый алтарь и ждем пока не появится плитка
P.S Для 1 плитки первого уровня понадобится 1000 LP в алтаре.
На 1 кровавую руну нам понадобится:

6 Камня.
- 2 Чистых плиты.
- Ваш шар.
P.S. : После любого крафта в моде с помощью шара, шар не пропадает!
Нам нужно 8 рун.
Сделали? Молодцы! Теперь делаем такую конструкцию под алтарем!
Структура под алтарь 2 уровня

Скрытый текст

Поставили? Респект! Я поздравляю у вас кровавый алтарь 2 уровня!
Алтарь 2 уровня

Скрытый текст

Теперь в нем вы можете делать еще больше вещей! Кровавый шар второго уровня, Кинжал жертвоприношения и плитки второго уровня которые понадобятся нам для создания улучшенных рун. О которых мы поговорим позже!
Что ж мы теперь можно сделать Кровавый шар ученика (2 уровень).
Кровавый шар ученика

Скрытый текст

Для его создания ставим в алтарь изумруд.
P.S. На создание шара нужно - 5000 ЛП
Сделали? Вай какие молодцы! Вы получили Кровавый шар ученика вместимостью - 20000 LP!

На 2 уровне мы можем улучшить схему пополнения Крови в Алтарь.
Для этого мы кладём Железный меч в Алтарь и Получим Кинжал Жертвоприношения, на который нужно 2000 LP в Алтарь
Кинжал Жертвоприношения

Скрытый текст

Когда возле вашего Алтаря будут различные мобы, ударив кинжалом по врагу, его кровь перейдёт в Алтарь.
P.S. Больше всего крови дают носатые ... Кхм... Жители.
Больше 2 уровень алтаря ничего особенного не делает.

Уровень 3
Что нам понадобится:
- 20 Рун.
- 4 Светокамня.
- 8 любых блоков.
Вот конструкция:
Алтарь 3 уровня

Скрытый текст

Ой на скрине совсем другие руны... Я сделал так специально что бы было легче посчитать!
Сделали! Вай! Вай! Ара одобряет!

Теперь мы можем сделать Кровавый шар мага (3 уровень)
Кровавый шар мага

Скрытый текст

Для его создания ставим в алтарь золотой блок.
P.S. На создание шара нужно - 25000 ЛП
Сделали? Ничоси! Вы получили Кровавый шар мага вместимостью - 125000 ЛП!

Уровень 4
Ну что ж вам показалась это легко? Хах... А вот сейчас буит мясо!! Ведь теперь что бы повыситься до 4 уровня нам нужен Ритуал!
Что бы начать делать ритуалы нам нежен Предсказатель ритуала.
Предсказатель ритуала

Скрытый текст

Нам понадобится:

1 Блок лазурита.
- 1 Сгусток магмы.
- 1 Обсидиан.
- 1 Слеза гаста.

Всё это мы пихаем по очереди в Алтарь и получаем Инструменты начертания.
Теперь делаем сам предсказатель.
Нам понадобится:

4 Алмаза.
- 1 Изумруд.
- 4 Получившихся инструмента.

Мы получили с вами Предсказатель. Он создаёт ритуалы.
На каждый ритуал требуется Ритуальные камни. И 1 Ритуальный камень мастера(Основа).
Для 4 ритуальных камней нам понадобится:

4 Обсидиана.
- 4 Укреплённых плиты. (делаются из плит в алтаре второго и далее уровня).
- Ваш шар (любой).

Теперь мы делаешь Ритуальный камень мастера.
Для 1 ритуального камня мастера нам понадобится:

4 Обсидиана.
- 4 Ритуальных камня.
- Ваш шар (любой).

После этого, предсказатель мы выбираем ритуал (Клавишей сесть + ПКМ) : Ritual of Binding
Затем ставим Ритуальный камень Мастера. Так же в инвентаре должно быть такое же кол-во Ритуальных Камней, сколько и требует Ритуал. Это кол-во можно наведя мышь на Предсказатель и нажать Shift.
Подсказки предсказателя

Скрытый текст

Всего нам требуется 24 Ритуальных Камня.Они должны быть у вас в Инвентаре.
После этого тыкаем предсказателем на Ритуальных камень мастера.
P.S. Предсказатель будет забирать у вас Ритуальные камни и Автоматически строить ритуал.
Ritual of Binding

Скрытый текст

Для Активации ритуала вам потребуется Слабый кристалл Активации. Чтобы его сделать, вам нужно скрафтить лавовый кристалл.
Сделали? Да на изи! Теперь пихаем его в алтарь и получаем Слабый кристалл Активации
P.S . Для создания в Алтаре нужно 10000 LP
Слабый кристалл активации

Скрытый текст

После того, как вы сделали Кристалл активации, привязываем его ПКМ
На каждый ритуал требуется ЛП в вашем Шаре.
Теперь мы делаем Алмазный меч. Активируем ритуал Кристаллом по Ритуальному камню Мастера. Кидаем в Центр наш меч, и ждём.

После этого нам выпадет Связанное лезвие. С его Уроном 12.
Связное лезвие

Скрытый текст

Так же привязываем его. Теперь, убивая мобов, у нас будет тратиться LP, так что чаше заряжайте ваш Шар, иногда с мобов будет дропаться Слабый кровавый осколок(Выпадает только при убийстве этим мечем) . Он то нам и нужен.
Теперь мы делаем Кровавые кирпичи. На него как раз и нужен наш Осколок.

Теперь, мы делаем Алтарь 4 лвл.
Для этого нам требуется:

28 Рун.
- 4 Кровавых кирпича.
- 16 Любых блоков.
Строим такую конструкцию.

Скрытый текст

Поздравляю вы сделали Кровавый Алтарь 4 Уровня. Тут уже мы можем сделать Кровавый шар мастера (4 уровень) из Слабого Кровавого осколка.
Кровавый шар мастера

Скрытый текст

P.S. Требуется 40000 LP в Алтаре!

Уровень 5
Уже для 5 лвл, вам потребуются Маяки (4 шт). А так же Руны (52 шт)
Строим такую конструкцию:
Алтарь 5 уровня

Скрытый текст

На 5 уровне, мы можем сделать Шар 5 уровня, Вместимость которого 10 000 000 LP. Он делается из Осколка крови Демона.
Для его создания нам нужны Элементали и их кровь. Поэтому мы делаем тайные пьедесталы (6 шт) и тайный постамент из их призыва.
Далее, делаете Алхимическую конструкцию.
После этого, вниз справа мы кладём ваш Шарик. по края Ингредиенты, а по центру мы получим наш продукт.
Я считаю. что водного Элементаля самым лёгким. По среди мы кладём Наш шар 4 уровня. Пошли взрывы. И у нас полетел Элементаль(водный)
Убить мы его должны именно мечём, который мы делали с помощью ритуала.
Кристалл будет выпадать не сразу, зависит от вашей Удачи::029::
После того, как мы выбили его, мы кладём кристалл на Алтарь, и получаем Кровавый шар Архимага (5 уровень).
Кровавый шар Архимага

Скрытый текст

Уровень 6
Итак у нас 5 уровень и шар Архимага... Вроде бы все у нас замечательно... НО Это не последний уровень есть еще 1 уровень кровавого алтаря... Шестой... Он очень затратный по ресурсам и не каждый игрок сможет его получить (если конечно у нет много эконов)
В общем это ИЛИТНЫЙ уровень... Итак вы готовы дети? Начнем!
Для абгрейда на 6 уровень нам нужно:
- 76 рун
- 4 кристаллического скопления
С рунами более менее понятно... Но как же найти скопления, а это блоки сделанные из кристаллов которые дропаются с демонов в их деревнях... Где же их найти? А не где! Они делаются с помощью over9999 сложного ритуала!
Ритуал "Convocation of the damned"

Скрытый текст

Для него нам нужно целых 15.000.000 LP в нашем шаре! (В шар архимага можно влить 10.000.000 LP... Но есть спец руны которые это увеличат! Поговорим о них в другом разделе) А что на счет ритуала, то я думаю что в данном гайде я не буду его описывать, для таких ритуалов я создам отдельный гайд!. Либо можно просто найти деревню демонов если кто то призвал ее, и поубивать демонов. От них нам нужны лишь кристалы.

Итак вы нашли\призвали деревню демонов? Вай вай вам завидует сам довакин! Теперь убивайте демонов Связным лезвием и собирайте кристаллы! Собрали? И Синие и Красные? (Морфиус радуется::004::)
Теперь крафтим из них 4 Кристаллических скоплений!
Сделали? Ну теперь спокойно повышаем уровень! Делаем такую конструкцию!
Алтарь 6 уровня

Скрытый текст

Да ладно? У нас 6 уровень! Поздравляю! Но, а как же шар? Правильно! Мы его сейчас сделаем! Пихаем в Алтарь Кристалическое сопление! И получаем Трансцендентальный шар крови на целых, вы не поверите 30.000.000 LP
Трансцендентальный шар крови

Скрытый текст


Поздравляю! Вы Мощный ахимаг крови!

Ритуалы с магией крови:
Помните Ritual of Bilding ? Это не единственный ритуал из мода... Сейчас я перечислю остальные и что они делают!
Это список всех Ритуалов, и их стоимость.
Call of the Zephyr 25,000 ЛП Собирает выброшенные предметы в радиусе 21х21х21.
Requiem of the Satiated Stomach 100,000 ЛП Находит и кормит игроков в радиусе 33x33x33 блоков,
забирая еду с сундука стоящего на Ритуальном камне мастера.
Ritual of Binding 5,000 ЛП Ритуал создания связанных вещей.
Ritual of Magnetism 5,000 ЛП Притягивает, руду на верх размером 3х3х3. Лучше взаимодействовать, с ритуалом Ritual of the Crusher.
Ritual of Regeneration 25,000 ЛП Восстанавливает хп во круге и животным и игрокам.
Ritual of Speed 10,000 ЛП Кидает вас вперед на 64 блока.
Ritual of Unbinding 30,000 ЛП Этот ритуал противоположен ритуалу "Ritual of Bindin"
Он отвязывает вашу броню, либо сигилы.
Ritual of the Crusher 25,000 ЛП Поставив на мастер камень сундук, он будет выкапывать руды, который собрал ритуал Magnetism и слаживает в сундук.
Ritual of the Feathered Earth 100,000 ЛП Защищает вам от падения
Ritual of the Full Spring 500 ЛП Спавнит воду на Ритуальном камне мастера
Ritual of the High Jump 1,000 ЛП Вы будете высоко прыгать, если вы приземлитесь не на ритуал, вам пройдёт урон.
Ritual of the Shepherd 10,000 ЛП Увеличивает скорость роста ваших питомцев.
Serenade of the Nether 10,000 ЛП Спавнит лаву на Ритуальном камне мастера
Well of Suffering 50,000 ЛП Убивает рядом стоящих животных, тем самым перенося их кровь в Алтарь..
Ward of Sacrosanctity 150,000 LP Не даёт спавнится враждебным мобов 63х63х63
Interdiction Ritual 1,000 ЛП Отталкивает от себя мобов на 6 блоков.
Ritual of Containment 2,000 ЛП Притягивает к себе мобов, на расстояние которые 6 блоков.
Dome of Suppression 10,000 ЛП Создаёт воздушный купол под водой, что позволяет не дышать.
Ritual of the Feathered Knife 50,000 ЛП Будет сносить по сердцу игроку, тем самым наполнять Алтарь кровью. Ритуал не даст погибнуть игрок, он оставит ему 1 ХП.
Убрал запрещённые ритуалы, и не нужные.

Blood Magic: волшебство алхимии высшего уровня!

Другие волшебные моды кажутся вам слишком скучными? По-вашему, создание продвинутых технологий должно сопровождаться рисками и жертвами? А может быть, вам просто надоели беззаботные животные ? В таком случае, вы пришли по адресу!

Данный мод посвящен кровавой магии, таинственному искусству создания силы из запрещенного источника – крови. Такое волшебство наделяет мага невероятной мощью, но каждое его использование опасно для жизни. Если вы слишком чувствительны и не готовы жертвовать здоровьем ради магии, не скачивайте этот мод. Мы вас предупредили.

Краткие сведения:

Всё чаще в волшебстве используется жизненная сила объектов и существ. Но такая магия считается порочной и не применяется в обычных обстоятельствах. Однако это не значит, что её нельзя применять во благо.

Каждый магический предмет этого мода потребляет жизненную эссенцию, которая исчисляется в LP единицах. При этом 100LP – это пол сердца жизни игрока, так что учитывайте это, изучая свойства предметов. Другим важным элементом мода является кровавый союз. Он формируется при первом использовании предмета и связывает его навсегда с игроком. После чего, при каждом его использовании, потребляется эссенция именно этого игрока. Но не бойтесь: если эссенция закончится, в качестве энергии будет использовано ваше здоровье (что может быть болезненно в случае более мощных предметов). Связи между игроком и его предметами называются «сетью души».

Чтобы создать такую сеть, изготовьте свой первый магический предмет (для чего, конечно же, потребуется жертвоприношение).

Видео:


Как установить мод Blood Magic:

  1. Скачайте и установите

  2. Скачайте мод

  3. Переместите скаченный.jar(zip) файл в папку C:\Пользователи\Имя_Пользователя\AppData\roaming\.minecraft\mods

  4. Если такой папки не существует, создайте её

  5. Наслаждайтесь игрой
  • Призыв демонов
  • Демонические руны
  • Демонические вещи
  • Жертвоприношения
  • Алхимию

Кровавый алтарь.

Кровавый алтарь - блок, благодаря которому можно создавать большинство предметы из этого мода. Для создания таких предметов нужна кровь в алтаре. Её можно получить самопожертвованием с помощью жертвенного кинжала, жертвоприношением с помощью ритуалов и кинжала жертвоприношения.

В дальнейшем можно повысить уровень алтаря и улучшить его рунами.

Повышение уровня алтаря.

Второй уровень: Понадобится 8 рун.

Третий уровень: Понадобится 20 рун, 8 любых блоков, 4 светящихся камня.


Четвёртый уровень: Понадобится 28 рун, 16 любых блоков, 4 больших кровавых кирпича.



Шестой уровень: Понадобится 4 кристаллических скопления, 76 рун и любые блоки.


Кровавые шары.

Все кровавые шары привязываются к игроку, который первый использует его.

Все кровавые шары из этого мода и о них:

Слабый кровавый шар :

Делается на алтаре 1 уровня. В алтарь кладётся алмаз, берётся 2000 LP из алтаря и получается кровавый шар. Вместимость шара - 5000 LP.

Кровавый шар ученика :

Делается на алтаре 2 уровня. В алтарь кладётся алмаз, берётся 5000 LP из алтаря и получается кровавый шар. Вместимость шара - 25000 LP.

Кровавый шар мага :

Делается на алтаре 3 уровня. В алтарь кладётся золотой блок, берётся 25000 LP из алтаря и получается кровавый шар. Вместимость шара - 150000 LP.

Кровавый шар мастера :

Делается на алтаре 4 уровня. В алтарь кладётся слабый кровавый осколок, берётся 40000 LP из алтаря и получается кровавый шар. Вместимость - 1000000 LP.

Кровавый шар архимага :

Делается на алтаре 5 уровня. В алтарь кладётся осколок крови демона, берётся 75000 LP из алтаря и получается кровавый шар. Вместимость - 10000000 LP.

Трансцендентальный кровавый шар :

Делается на алтаре 6 уровня. В алтарь кладётся кристальное скопление, берётся 200000 LP из алтаря и получается кровавый шар. Вместимость - 30000000 LP.

Создание предметов на кровавом алтаре.

На кровавом алтаре создаётся множество предметов из этого мода. Делается всё это очень просто. Для создания предметов нужна кровь, которая будет в алтаре. Предметы не могут делаться на алтаре, уровень которого слишком мал для создания этого предмета. Когда алтарь заполнен достаточным количеством крови, можно начинать создавать предметы. На алтарь кладётся предмет, из которого делается то, что нам нужно, пока предмет на алтаре, кровь из алтаря пропадает. Как только достаточное количество крови уйдёт из алтаря, создастся предмет.

Рассмотрим на примере слабого кровавого шара:

Он может делаться на алтаре 1 уровня и выше. Для его создания нужно 2000 LP в алтаре и алмаз.

Наполнение алтаря кровью.

Существуют несколько способов наполнения алтаря кровью.

Самопожертвование - с помощью жертвенного кинжала, нужно стоять возле кровавого алтаря и использовать этот кинжал, у игрока будет забираться здоровье, но таким образом будет идти кровь в алтарь.

Жертвоприношение - с помощью кинжала жертвоприношения, нужно убивать существ рядом с алтарём, таким образом кровь за убийство существ будет идти в алтарь. Есть ещё один способ жертвоприношения - ритуалы, существуют некоторые ритуалы, убивающие существ, за счёт убийства существ будет идти кровь в алтарь.

Сигилы.

Сигилы привязываются к игроку и при их использовании тратится LP из кровавой сети.

Чтобы работали некоторые сигилы, они должны быть активированы (Пкм с сигилом в руке).

Все сигилы и что они делают:

Лавовый сигил :

При клике создаёт лаву.

Водный сигил :

При клике создаёт воду.

Сигил зелёной рощи :

Действует как костная мука, с помощью сигила можно быстрее выращивать культуры, выращивает растения на земле.

Сигил богини плодородия :

Вокруг игрока собираются все выросшие культуры.

Сигил сжатия :

Перерабатывает в блоки все ресурсы, из которых можно сделать блок.

Сигил вихря :

Любые снаряды отражаются от вас.

Сигил магнетизма :

Притягивает все предметы, которые лежат вокруг игрока.

Сигил стихийного родства :

Вы не получаете урон от падения, даётся эффект огнестойкости и дыхания под водой.

Сигил убийцы :

Сигил кровавого светильника :

Создаёт невидимый блок, который освещает.

Сигил зрения :

Показывает LP и скорость кровавого алтаря.

Воздушный сигил :

Позволяет делать "рывок".

Сигил призрачного моста :

Под вами создаются призрачные блоки, на которых вы можете ходить. (Блоки пропадают сами)

Сигил предсказания :

При нажатии ПКМ оказывает LP в вашей кровавой сети, в алтаре, уровень алтаря.

Сигил разрыва Края :

Все эндермены вокруг вас не могут телепортироваться.

Пустотный сигил :

При клике на источник жидкости, он пропадает.

Сигил подавления :

Все жидкости вокруг вас временно пропадают.

Сигил удержания:

При шифт+пкм открывается инвентарь этого сигила, туда можно положить 5 сигилов.

Сигил быстроты:

Даётся эффект Boost II, вы выше прыгаете и быстрее бегаете.

Сигил быстрого копателя :

Даёт эффект Ускорение II, вы быстрее копаете.

Руны.

Руны нужны для улучшения алтаря, некоторые из них дают разные эффекты алтарю.

Все руны и что они делают:

Кровавая руна :

Обычная руна без каких-либо эффектов.

Руна жертвоприношения :

Увеличивает количество получаемого алтарём LP при жертвоприношении.

Руна дополнительной ёмкости :

Увеличивает ёмкость алтаря на 2000 LP.

Руна дислокации :

Увеличивает скорость передачи LP на 20%

Руна шара :

Увеличивает ёмкость кровавой сети.

Руна улучшенной ёмкости :

Увеличивает ёмкость алтаря на 10%

Руна скорости :

Увеличивает скорость на 20%

Руна самопожертвования :

Увеличивает получаемое LP алтарём от самопожертвования с помощью жертвенного кинжала.

Алхимия.

Один из самых важных предметов для алхимии - алхимическая и химическая установка. Эта установка нужна для создания некоторых предметов, зелий.

Зелья.

Эти зелья отличаются от обычных тем, что у них может быть сразу несколько эффектов, у них больше одного использования, а так же их можно улучшать.

Для создания зелий понадобится фляжка для зелий, обычный связывающий реагент, кровавый шар и предмет, дающий эффект (О них чуть ниже).

Кладём все эти предметы в установку. Это должно выглядеть примерно так:

Через несколько секунд потратится предмет (в этом случае слеза гаста) и реагент, а у фляжки появится эффект. Таким же образом (с другим предметом) можно сделать ещё один эффект на эту фляжу, но при улучшении есть шанс, что фляжка и предметы взорвутся.

Чтобы заполнить зелье, нужно положить фляжку и заполняющий реагент в установку.

Улучшить эффекты можно благодаря удлиняющим и энергетическим кристаллам.

Удлиняющий кристалл увеличивает время действия эффекта, а энергетический повышает силу эффекта.

Существуют земные, обычные и большие кристаллы. Некоторые из них слабее, а другие сильнее.

Земные - самые слабые. Энергетический - даёт эффекту II уровень. Удлиняющий - увеличивает длительность эффекта примерно на минуту.

Обычные - средние. Энергетический - даёт эффекту III уровень. Удлиняющий - увеличивает длительность эффекта примерно на 2+ минуты.

Большие - самые сильные. Энергетический - даёт эффекту IV уровень. Удлиняющий - увеличивает длительность эффекта примерно на 6+ минут.

Предметы, дающие эффекты:

Слеза гаста - восстановление.

Золотая морковь - ночное зрение.

Сгусток магмы - огнестойкость.

Ведро с водой - подводное дыхание.

Сахар - скорость.

Глаз паука - отравление.

Сверкающий арбуз - моментальное лечение.

Маринованный глаз паука - слабость.

Огненный порошок - сила.

Глина - медлительность.

Красная пыль - ускорение.

Пузырёк воды - Drowning.

Пузырёк - невидимость.

Алмаз - сопротивление урону.

Ядовитый картофель - сытость.

Осколок крови демона - повышение здоровья.

Слабый осколок крови - поглощение.

Перо - полёт.

Стрела - Reciprocation.

Жемчуг эндера - Planar Binding.

Песок душ - Soul Fray.

Чистая плитка - делает зелье взрывным.

Заклинания.

Первым делом, для создания заклинаний понадобится кровавый алтарь и стол заклинаний. Ставим их вплотную друг к другу. Ещё понадобится кристалл отвязывания. Дальше нужно поставить на стол заклинаний голову (зомби, скелета-иссушителя, скелета, крипера). Каждый из них в сочетании с предметом даёт свой эффект. Все предметы кладутся на кровавый алтарь. Чтобы использовать заклинания, нужно привязать шар отвязывания к столу(ПКМ), а потом уже ПКМ держа в руке шар отвязывания.

Предметы, которые можно использовать для заклинаний: лёд, динамит, кровавый шар ученика, обсидиан, огниво, светящаяся пыль, слеза гаста.

Сочетания голов с предметами:

Лёд: в сочетании с черепом скелета стреляет "льдом", наносящим 6 урона, даёт медлительность. В сочетании с черепом скелета-иссушителя даёт тот же эффект, что и череп, но больше радиус. В сочетании с головой зомби создаёт стену из льда 5x5. В сочетании с головой крипера замораживает воду.

Динамит: в сочетании с черепом скелета стреляет снарядом, который взрывается. В сочетании с черепом скелета-иссушителя взрывает блоки вокруг вас. В сочетании с головой зомби создаёт взрыв вокруг вас, но он не взрывает блоки. В сочетании с головой крипера создаёт усиленный взрыв вокруг вас.

Кровавый шар ученика: в сочетании с черепом скелета выпускает снаряд, наносящий 8 урона. В сочетании с черепом скелета-иссушителя создаёт маленький взрыв, наносящий урон. В сочетании с головой зомби стреляет снарядами вокруг вас, наносящими 8 урона. В сочетании с головой крипера создаёт взрыв, наносящий урон.

Обсидиан: в сочетании с черепом скелета выпускает снаряд, наносящий 8 урона и дающий медлительность. В сочетании с черепом скелета-иссушителя выпускает несколько снарядов с теми же эффектами, но наносят они 3 урона. В сочетании с головой зомби создаёт вокруг вас коробку 3x3 из камня. В сочетании с головой крипера превращает воду в землю и песок.

Огниво: в сочетании с черепом скелета выпускает снаряд, создающий огонь 3x3. В сочетании с черепом скелета-иссушителя выпускает снаряд, создающий чуть больше огня, дальность меньше. В сочетании с головой зомби поджигает существ вокруг вас. В сочетании с головой крипера создаёт огонь вокруг вас.

Слеза гаста: в сочетании с черепом скелета выпускает снаряд, откидывающий существ. В сочетании с черепом скелета-иссушителя существа вокруг вас. В сочетании с головой зомби вы делаете "рывок" вперёд. В сочетании с головой крипера откидывает существ вокруг вас.

Светящаяся пыль: в сочетании с головой зомби создаёт молнии вокруг вас. В сочетании с головой крипера создаёт снаряд, создающий молнию.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!