Модальные глаголы в английском языке can may. Как выражать разрешение на английском: can, could, may, might

Любому из нас в школе приходилось писать диктанты по родному языку. И, наверное, самым обидным было снижение итоговой оценки из-за пропущенной или лишней запятой. Давайте узнаем, почему этот символ и подобные ему так важны в языке, и какая наука специализируется на этом вопросе.

Что изучает пунктуация?

В конце предыдущего предложения стоит известный всем нам который сигнализирует каждому читателю, что это вопрос, а не утверждение. Именно на изучении подобных сигнальных элементов и концентрируется такая наука, как пунктуация.

Причем она специализируется не только на формировании и регулировании норм и правил постановки пунктуационных знаков, но также изучает их историю.

Для чего она нужна?

Узнав, что изучает пунктуация, стоит обратить внимание на ее практическую ценность. Ведь, к примеру, практическое значение орфографии понятно большинству из нас - если не приучать людей правильно писать, окружающим станет непонятно, что они хотят сказать: полет или помет и т. п. При этом многие "жертвы" школьных пунктуационных репрессий до сих пор недоумевают: какая разница, где ставить запятую, зачем она вообще нужна, и почему для изучения ее была сформирована целая наука.

Давайте разберемся. Итак, пунктуация важна для облегчения восприятия текста. С ее помощью предложения или их части отделяются друг от друга. Это позволяет пишущему сконцентрировать внимание на нужной ему мысли.

Чтобы более наглядно понять значение пунктуационных знаков, стоит вспомнить "бородатый" пример из мультфильма "В стране невыученых уроков" - "Казнить нельзя помиловать".

От того, в каком месте будет поставлена запятая, зависела жизнь главного героя - Вити Перестукина. Если бы он ее поставил таким образом: "Казнить, нельзя помиловать" - Вите грозила бы смерть. К счастью, мальчик правильно перенес знак: "Казнить нельзя, помиловать", и таким образом спасся.

Помимо акцентирования внимания на определенных частях предложения, именно пунктуация часто помогает понять его смысл.

Например, если в конце предложения "Наша мама пришла" поставить просто точку, это будет констатация факта прихода матери.

Если заменить ее на вопросительный знак - это будет уже не утверждение свершившегося факта, а вопрос: "Наша мама пришла?".

Этимология термина

Рассмотрев, что изучает пунктуация и для чего она нужна, можно обратить внимание на происхождение этого понятия.

Изучаемый термин был образован от латинского слова punctum, которое переводится как точка. Исходя из этого, можно предполагать, что первым знаком препинания в истории является именно точка (во всяком случае в русской пунктуации это так).

Считается, что древние греки стали первыми использовать ее, как знак окончания предложения или даже целого абзаца.

Знаки препинания

Зная, что изучает пунктуация, стоит более подробно остановиться на этом. Иначе говоря, давайте уделим внимание препинательным знакам. Также они именуются пунктуационными и являются элементами письменности, необходимыми для достижения таких целей.

Основные из них такие:

  • Разделение/выделение слов, словосочетаний, смысловых отрезков в предложении или целом тексте.
  • Указывают на грамматические, а иногда и логические связи между словами.
  • Указывают на эмоциональный окрас предложения и его коммуникативный тип.
  • Сигнализируют о законченности/незаконченности высказывания/мысли.

В отличие от слов, пунктуационные символы не являются членами предложения, хотя и выполняют в нем весьма важные функции.

Необходимость подобных знаков подчеркивается тем, что в большинстве текстовых редакторов при проверке правописания ошибки в пунктуации выделяются отдельным цветом - зеленым, в то время как орфографические - красным.

Виды знаков препинания, которые есть в русском языке

Чтобы вспомнить, какие именно разделительные символы применяются в русском, стоит вспомнить любой урок о пунктуации. На нем обязательно упоминалось о большинстве подобных элементов. Все они делятся на две категории: парные и непарные.

Первых значительно меньшее количество: кавычки "", скобки (), 2 запятые и 2 тире.

Они служат для выделения какого-то слова, словосочетания или части предложения и всегда применяются вместе, функционируя как единое целое.

При этом кавычки также используются для выделения названий на кириллице и как обозначение прямой речи.

Кстати, самые распространенные ошибки в пунктуации парных знаков - это забыть поставить второй из них.

Непарных пунктуационных символов значительно больше. Они делятся на группы, согласно своим прямым функциям. Причем некоторые из них способны выполнять не одну, а сразу две роли.


Анализируя вышесказанное, можно заметить, что ничего не было сказано об апострофе. Однако данный символ относится к орфографическим, а не пунктуационным. Поэтом речь о нем в данном контексте быть не может.

История русской пунктуации

В Российской империи пунктуации как таковой не существовало до второй половины XV в. И лишь в 80-х годах начала использовать точка.

Примерно через 40 лет в грамматике стали ставиться запятые.

Соединение этих символов в один (точку с запятой) произошло позже. Причем проверка пунктуации древних текстов показала, что изначально он выполнял функции вопросительного знака. Так что если при чтении документа, датируемого ранее XVIII в., будет стоять вопросительный знак, можно сделать вывод, что, вероятно, бумага является подделкой.

Однако с XVIII в. для обозначения вопроса стал применяться особый символ. Кстати, в тот же период в империи стал использоваться и восклицательный знак, который изначально сигнализировал об удивлении, а не о восклицании. Именно поэтому он носил название "удивительная".

Первым парным знаком в грамматике российского языка стали круглые скобки, впервые отмеченные при проверке пунктуации в документе 1619 г.

Тире, кавычки и многоточие появились тоже только в XVIII в. Причем одним из первых и главных их популяризаторов стал Николай Карамзин.

Необычные знаки препинания, которые не применяются в современном русском языке

Помимо хорошо известных нам символов, существует еще ряд знаков, которые не признаны русской и многими другими грамматиками. Если их попробовать поставить в текстовом редакторе, обязательно последует сообщение о необходимости исправления пунктуации в предложении.

  • Интерробанг - гибрид вопросительного и восклицательного знаков.
  • Риторический вопросительный знак, выглядящий как зеркальное отражение обычного символа такого рода. Он применялся в английском лишь несколько десятилетий в конце XVII в.
  • Иронический знак. Внешне похож на вышеупомянутый, но немного меньше и ставился в начале предложения. Возник во Франции XIX в.
  • Любовный символ, который советуют применять в поздравительных открытках. Он выглядит как вопросительный знак и его отражение, вместе образующие сердечко.
  • Согласительный символ выглядит как два восклицательных написанных от одной точки. Символизирует выражение доброй воли.
  • Знак уверенности. Выглядит как перечеркнутый в виде креста восклицательный символ.
  • Авторитетный. Похож на предыдущий, однако его перечеркивает не прямая, а лига. Применяется в приказах или советах.
  • Астеризм. Похож на три звездочки, размещенные в виде перевернутой пирамиды. Ранее служил для разделения смысловых глав, а также частей книг или обозначал незначительные перерывы в длинном тексте.
  • Восклицательная и вопросительные запятые. Предназначены для интонационного выделение слов или фраз внутри предложения.

Пунктуация (от лат. punctum - точка ) - это раздел русского языка, который изучает расстановку знаков препинания , а также сама система знаков препинания. Пунктуация в русском языке служит для того, чтобы максимально точно передавать на письме то, что хотел выразить автор. Правила пунктуации созданы для того, чтобы регулировать интонационный строй речи, а также синтаксические и смысловые отношения в языке.

Все мы помним о величии и могуществе нашего языка. Имеется ввиду не только его лексическое богатство, но и его гибкость. Это относится и к пунктуации - здесь имеются как строгие правила, так и указания, которые зависят от ситуации, особенностей стилистики и смысла текста.

Пунктуация в русской речи достигается с помощью расстановки знаков препинания. Знаки препинания - это графические символы, необходимые для того, чтобы передать интонацию и смысл предложения, а также расставить определенные акценты в речи.

В русском языке существуют следующие знаки препинания :

1) Знаки конца предложения : точка, вопросительный знак и восклицательный знак;

2) Знаки разделения частей предложения : запятая, тире, двоеточик и точка с запятой;

3) Знаки, выделяющие отдельные части предложения : кавычки и скобки.

Я пришел домой поздно. Почему до сих пор горит свет в спальне? Так и есть, она ждала меня! «Снова дела на работе?» - спросила она устало. В квартире пахло лекарствами (наверное, выпила настойку валерианы, чтобы не переживать), поэтому я постарался успокоить ее и поскорее лечь спать. Перед глазами пронеслись все события этого дня: скандал на работе; выговор от начальника, который несправедливо обвинил меня в случившемся; прогулки по ночному городу в раздумьях.

Знаки препинания могут повторяться и совмещаться. Например, употребление вопросительного и восклицательного знака одновременно говорит о том, что перед нами риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа или ответ на который и так все знают):

Кто же знал, что все случится именно так?!

Доколе?!

Также могут сочетаться запятая с тире . Это сочетание позволяет соединять разные значения:

Подул прохладный ветер, в лесу стемнело, - наступал летний деревенский вечер.

Такое сочетание знаков препинания может еще объясняться употреблением разных конструкций, например, обращения в предложении с тире между подлежащим и сказуемым:

Ты, брат, - самый дорогой человек, который остался у меня на земле.

Несмотря на то, что в русском языке бывают случаи, когда нет строгих правил по употреблению тех или иных знаков препинания, даже в таких случаях существуют определенные рекомендации. Например, а таких случаях есть основной знак препинания , то есть, таковой, которому отдается преимущество. Например, основным знаком препинания при использовании вставных конструкций являются скобки:

После вчерашнего ливня мы все (кроме Анны, у которой оказался дождевик), заболели простудой.

При этом допускается выделение вставной конструкции с помощью тире (второстепенного знака препинания в этом случае):

Он задумчиво присел на лавку - она была мокрой после дождя - и задумался о том, что произошло сегодня.

Все правила расстановки знаков препинания и правила пунктуации мы рассмотрим подробнее в последующих статьях.

Модальные глаголы являются новым понятием для русскоговорящего и, начиная их изучение, вам следует прояснить для себя, что это за тип слов и чем они отличаются от обычных глаголов:

Это небольшая группа слов, которые не обозначают действие, а только возможность, допустимость, вероятность или необходимость совершения какого-либо действия

Действие :
Она пишет стихотворения. — She writes poems .

Вероятность действия :
Она может писать стихотворения. — She can write poems . Модальные глаголы выражают не действие, а возможность действия

  1. Модальный глагол стоит перед смысловым и в совокупности с ним образуют сложное глагольное сказуемое.
    • He must work a lot if he wants to become a good specialist. — Он должен много работать, если он хочет стать хорошим специалистом
  2. Глагол, стоящий после модального, всегда в инфинитивной форме, но в большинстве случаев без инфинитивной частицы -to
    • You may take my laptop. — Ты можешь взять мой ноутбук
  3. Они не нуждаются в отрицательных и вопросительных типах предложении во вспомогательном глаголе. Отрицание и вопрос строятся в помощью самих модальных слов .
    • May I take your copybook? — Могу я взять твою тетрадь ?
      Yes, you may.- Да, можешь
    • I can not translate these quotations into English. — Я не могу перевести эти выражения на английский язык
  4. В Present Simple tense (настоящем простом времени) в третьем лице они не имеют типичного окончания -s .
    • She must make a choice. -
    • Она должна сделать выбор

Что выбрать — may или can?

Тему модальных глаголов нельзя назвать трудной, однако среди них встречаются пары слов с «одинаковым» переводом на русский язык. Такие пары слов, конечно же, имеют в английском языке определенные смысловые оттенки, которые и определяют их употребление. Сегодня мы рассмотрим одну из таких затруднительных пар глаголов:
may — can мочь

Употребление can или may очень часто является для новичков трудностью, хотя их перевод, казалось бы, ничем не отличается. Однако, думаю, изучив эту таблицу, вы поймёте, что есть четкие различия между ними, которые не так уж и сложно запомнить. Почему так важно разобраться с этим? Потому, что именно can и may являются одними из самых часто употребляемыми в английском языке.

Модальный глагол can — выражает способность умственную либо физическую. Показывает на то, что действующее лицо имеет силы выполнить действие

  • I can read in Russian, Bulgarian and French. — Я могу читать на русском, болгарском и французском языках
  • I can work 10 hours a day, but I am very tried at the end of the working day. - Я могу работать по 10 часов в сутки, но я очень устаю к концу рабочего дня

Модальный глагол may — выражает чье-либо одобрение или разрешение выполнить действие. Указывает на то, что субъект получил возможность сделать что-то


Модальные глаголы can и may имеют разные смысловые оттенки
  • He may use this desk when he prepare his homework. — Он может пользоваться этим столом, когда будет выполнять домашнее задание
  • Granny, you got a letter. May I read it to you? — Бабушка, ты получила письмо. Могу я прочитать тебе его?

Применение can и may в неформальной речи

То, что было сказано выше, является «нерушимым» правилом употребления can и may в стандартном английском языке. А вот то, что мы наблюдаем в неформальном, разговорном английском несколько отличается — модальный глагол can вытесняет may из употребления.

Так, спрашивая разрешение, ребенок не употребляет may , как следовало бы:

Mom, can I play in the yard? — Мам, можно я поиграю во дворе?
Yes, you can. — Да.

При этом даже взрослые, зная правила и смысловые тонкости этих слов, все равно ими пренебрегают, считая модальный глагол may слишком чопорным. Рассказав о данном феномене в современном разговорном английском, я ни в коем случае не призываю вас говорить также — наоборот, моим советом будет все же правильное использование данных слов в соответствующих ситуациях.

Видео: Какая разница между Can и May?

В английском языке отличаются от остальных глаголов тем, что они не используются самостоятельно и не обозначают конкретного действия или
состояния, они отражают его модальность, то есть отношение к нему говорящего. Вместе модальный глагол и инфинитив значащего глагола образуют составное модальное сказуемое.

I can swim. Я умею плавать.

Говорящий может оценивать действие как возможное, необходимое, разрешаемое, просимое, запрещенное, приказываемое, маловероятное, очень вероятное и т. д.

Can или May?

Употребление глаголов can и may в современном английском языке часто вызывает затруднение. Когда-то по строгим правилам английской грамматики
can выражал физическую или умственную способность , а
may разрешение и одобрение . Считалось неправильным использовать can в значении разрешения.

Сегодня правила языка не так определенны. Уже со второй половины 19 века
can используется в неформальной речи для выражения разрешения . В
формальных и официальных ситуациях общения следует употреблять глагол may для запроса разрешения.

Например, в разговоре с официантом ресторана выгоднее будет звучать

May I have more salt, please?

Что же касается запрещения/отрицания , то употребление mayn’t крайне НЕ рекомендуется. Это относится ко всем стилям.

Употребление may в таких случаях, хотя формально и допустимо, но звучит неестественно. Образованные люди скорее скажут
«Can’t I?», а не «Mayn’t I?» или «May I not?» И даже по строгим правилам английской грамматики вопрос “Why mayn’t I go to the disco?» звучит
неверно , можно сказать «не
по-английски».

Когда что используется? Сan или сould , may или might ?

CAN используется:

1. При выражении способности или возможности
что-либо сделать. (Indefinite Infinitive)

I can swim. You can play. / Я умею плавать. Ты можешь играть.

2. В случае что-либо делать.

I cannot swim. He cannot see / Я не умею плавать. Он не может видеть.

3. Когда отрицается возможность, что действие могло
осуществиться в действительности. (Perfect Infinitive)

You cannot have done it. / Не может быть, чтобы ты это сделал.

COULD используется:

1. При выражение возможности или способности
в прошлом . (Indefinite Infinitive)

They could swim. / Они не умели плавать.

2. При выражение отрицания возможности или способности
совершения каких-либо действий в прошлом .

She couldn’t swim. / Она не умела плавать.

3. При употреблении косвенной речи , зависящей от глагола в прошедшем времени . (Indefinite Infinitive и Perfect Infinitive)

I said that you couldn’t have done that. / Я сказал, что ты не мог этого сделать.

4. В главной части условных предложений.

В условных предложениях второго типа и третьего типа (Indefinite Infinitive и Perfect Infinitive).

If he tried, he could do

If he had tried, he could have done it. / Если бы он постарался, он мог бы это сделать.

MAY используется:

1. Для выражения разрешения каких-либо действий (Indefinite Infinitive)

You may go home now. / Теперь ты можешь идти домой.

2. Для выражения предположения: относящегося к настоящему и будущему (Indefinite Infinitive) или к прошедшему (Perfect Infinitive)

It may rain today. / Сегодня, возможно, будет дождь.

She may have returned to Moscow. / Она, возможно, вернулась в Москву.

MIGHT используется:

1. При употреблении косвенной речи, зависящей от глагола в прошедшем времени.

для выражения разрешения (Indefinite Infinitive) или выражения предположения (Indefinite Infinitive и Perfect Infinitive)

She said that he might take her cellphone. / Она сказала, что он может взять ее телефон.

He said that she might know their address. / Он сказал, что она, возможно, знает их адрес.

2. В главной части условных предложений: в условных предложениях второго (Indefinite Infinitive) и третьего типа (Perfect Infinitive)

Употребление оборота to BE ABLE TO

Как вы уже наверное успели заметить при рассмотрении глагола can , у него существует только две формы, это — can и could , т.е. при выражении в настоящем или прошедшем времени. А как же предать значение этого модального глагола в других временных
формах? Для этого он имеет синоним, выраженный сочетанием «to be able to» . Этот оборот, как и глагол can , обозначает способность, умение .

I can swim = I am able to swim – я могу (в состоянии) плавать.

НО все не было бы так просто! При употреблении этого оборота необходимо
учитывать разницу между модальным глаголом can и самим выражением
to be able to.

Дело в том, что если мы используем to be able to в настоящем или прошедшем времени в качестве непосредственной замены can или could , то и сам смысл всего предложения меняется! В таком случае, сочетание показывает, что лицо может или не может что-то делать в определенном конкретно рассматриваемом случае, в определенный момент времени. Попробуем разобраться на примере, скажем, с тем же глаголом swim . Скажем, я умею плавать. А сегодня утром, спускаясь с лестницы, подвернул себе ногу, и поэтому сегодня, я не могу плавать. Но от того, что я подвернул ногу, мое умение плавать, в общем, никуда не делось.

I can swim. But I’m not able to swim today. / Я умею плавать. Но сегодня я плавать не в состоянии.

Что касается других временных форм? Например, как мы что-то сделаем в будущем.

I will be able to go to you tomorrow. / Я смогу зайти к вам завтра.

Для придания отрицания , используется частица not
путем присоединения.

I am not able to… I will not (won’t) be able to… I was not (wasn’t) able to… и т.д.

Необходимо помнить,

— Со всеми личными местоимениями модальный глагол не изменяется.

I,WE,YOU,THEY,HE,SHE,IT — can (cannot/can’t), could (couldn’t) — глагол «способности» (do,play,see,come..)

— Между модальным глаголом и глаголом «способностью»
отсутствует
TO!

Постановка вопроса

В вопросительном предложении на первом месте идет
, за ним 2.Модальный глагол, потом 3.Действующее лицо и наконец 4.Глагол действия.

(1)When (2)can (3)you (4)get home? / Когда ты можешь прийти домой?

Will you be able to give me your book? – Вы сможете дать мне Вашу книгу? (Как вы можете заметить, в случае с оборотом be able to, постановка вопроса остается неизменной, как с обычным глаголом.)

В английском есть целая категория слов, которую смело можно назвать особенной, отличной от других групп лексики. Эти слова – модальные глаголы: Can, Could, Must, May, Might, Should, Need, Have to. Хоть они и не употребляются в качестве самостоятельных лексических единиц, так как выражают только необходимость, способность или возможность выполнения действия, их роль в языке невероятно велика. Что это за слова и когда они используются?

Can

Can по праву считается самым распространенным словом в модальной группе. Благодаря ему мы можем сообщить, что умеем/можем что-то или способны на что-то.

Can используется для обозначения:

  • интеллектуальной или физической реальной возможности выполнить что-либо;
  • просьбы, разрешения, запрета;
  • сомнения, недоверия, удивления.

Но необходимо помнить, что сам модальный глагол can не обозначает действие, поэтому после него обязательно должен идти другой глагол, непосредственно указывающий на выполнение процесса. Это правило касается и все остальных слов, рассмотренных ниже.

Could

Must

Модальный глагол must обозначает долженствование, а именно:

  • обязанность или некий долг, обусловленный личными убеждениями, принципами, традициями;
  • совет, рекомендацию или приказ;
  • вероятность/предположение осуществления действия.

Must используется не только в настоящем времени, но также и в будущем. При этом важно помнить, что во всех случаях его форма не видоизменяется.

May

Модальный глагол may указывает на возможность выполнения действия или предположение такой возможности. В общем значении он переводиться как можешь/может/могу и тд. May используется в тех случаях, когда необходимо выразить:

  • объективную возможность выполнения действия, которому ничего и никто не препятствует;
  • формальную просьбу или разрешение;
  • предположение, вызванное сомнением.

Might

Might – это форма прошедшего времени слова May. Также используется для указания на возможность/просьбу/предположение выполнения действия. Одно из особых значений слова Might – выражение легкого осуждения или неодобрения. Интересно то, что хоть модальный глагол might и считается формой прошедшего времени, его используют для обозначения выполнения процесса и в настоящем, и в будущем.

Модальный глагол should по значению схож с Must, но является не столь строгим. Так, Should применяют тогда, когда стоит задача выразить обязанность или долг, стилистически ослабленные до рекомендации или совета. Также Should употребляют для обозначения упрека или сожаления из-за того, что ранее не было выполнено или уже не сможет быть осуществлено желаемое действие.

Need

Модальный глагол need следует использовать для выражения потребности или острой необходимости осуществления действия. Соответственно, если Need присутствует в отрицательной конструкции, он обозначает отсутствие необходимости/разрешения делать что-либо. Также Need встречается в вопросительных конструкциях – здесь он указывает на сомнения по поводу целесообразности выполнения рассматриваемого процесса.

Главная отличительная особенность Have to в том, что он обозначает обязанность выполнения действий в силу конкретных обстоятельств. Исходя из этого, модальный глагол have to рекомендуется употреблять только тогда, когда необходимо указать вынужденность действий, обусловленную сложившейся ситуацией, а не личными желаниями. Have to может использоваться во всех временах, но при этом для каждого есть своя форма: настоящее – Have to или Has to, прошедшее – Had to, будущее –Will have to.

Вне сомнения, без модальных глаголов невозможно построить грамотную и стилистически опрятную речь. Поэтому, выбирая способы изучения английского языка, с которыми можно ознакомиться , обязательно включите в выбранную методику изучение данной категории лексики. Тем более, что теперь у вас есть полезная теоретическая база, которая поможет успешно справиться с поставленной задачей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!