Монтесума II: биография. Годы правления Монтесумы II

МОНТЕСУМА II МЛАДШИЙ

Правитель ацтеков с 1502 года. Монтесума II (Моктесума, Мотекусома) обладал единоличной властью высшего военачальника и главы государства и одновременно был верховным жрецом. Захвачен в плен испанским конкистадором Кортесом. Призывал покориться испанцам, за что был убит восставшими индейцами.

Точное происхождение ацтеков и истоки основания их столицы Теночтитлана, нынешнего Мехико, остаются неясными Теночтитлан, заложенный на острове на озере Анагуак, ведет начало от 1370 года, когда теноча построили первый храм и отметили это в своих иллюстрированных хрониках.

История молодого государства Ацтлан отмечена войнами и грабительскими набегами. Расцвет города-государства происходил в союзе с соседними приозерными городами Текскоко и Тлакопаном. Лишь при Монтесуме I (1440–1469) этот Тройственный союз сменился гегемонией Теночтитлана. При Ауитсотле (1486–1502) сфера власти ацтеков распространилась на Центральное плато. Этот воинственный властитель подчинил и племена, жившие на побережье Атлантического и Тихого океанов, и территории, расположенные между Колима и Акапулько. Во время своих военных походов он доходил даже до границ земель могущественных майя. Его потомок Монтесума II покорил и страну миштеков, так что в течение восьмидесяти лет возникла великая империя ацтеков, сфера власти которой распространялась почти на всю территорию сегодняшней Мексиканской республики.

Властители, носившие титул тлатоани (тот, кто говорит), избирались Советом четырех. Форма правления вначале представляла собой скорее олигархию, однако одновременно с расширением сферы власти политическая структура империи превратилась в своего рода восточную деспотию. Каждая семья входила в сообщество землепользования, несколько семей составляли род, и весь народ теноча насчитывал 20 таких родов. Собрание глав родов выдвигало из своей среды четырех мудрецов в качестве советников властителя. Однако, когда в страну пришли испанцы, Монтесума II уже обладал единоличной властью высшего военачальника и главы государства и одновременно был верховным жрецом.

Монтесума II был выбран новым правителем ацтеков после смерти Ауитсотля. Хотя тлатоани Ауитсотль правил почти два десятка лет, он был еще сравнительно молодым человеком и, умирая, никого не оставил себе в наследники. Члены совета по избранию тлатоани настаивали на том, чтобы правителем стал человек из жреческой среды. Поэтому предпочтение было отдано Монтесуме, который соответствовал этим требованиям. Борьба, видимо, была как всегда сложной, поскольку претендентами выступали чуть ли не полтора десятка сыновей предыдущих тлатоани, не считая братьев последних. В итоге совет назвал новым ацтекским правителем именно Монтесуму, сына шестого тлатоани Ашайакатля и племянника Ауитсотля. Монтесума II Младший был человеком зрелого возраста (ему было далеко за тридцать), имел один из высших военных титулов (тлакатекатля). В одномиз источников Монтесума II назван самым достойным из всех правителей ацтеков, бывших до него. Сохранились положительные отзывы о его уме. Готовя себя к жреческому поприщу, он много внимания уделял проблемам религии, занимался астрологией, что по тем временам соответствовало представлению о научных занятиях. Он был верховным жрецом бога племени ацтеков Уитсилопочтли. Рассказывают, что когда Монтесума был объявлен тлатоани, он незаметно удалился. Зная Монтесуму как религиозного человека, отправили за ним в храм и действительно обнаружили его там.

При таких обстоятельствах началось правление последнего из доиспанских ацтекских тлатоани. Сложно определить точную дату начала правления называют и года «10 кролик» (1502) и «11 тростник» (1503), и год, когда испанцы овладели островом Куба (1511), и 11-й год после открытия Америки (1492), о чем, впрочем, ацтеки тогда еще не ведали.

Среди первых мероприятий, проведенных Монтесумой II, выделялись законодательные указы и установления, т. е. мероприятия не военного, а мирного плана. Как и его тезка Монтесума I Старший, он провел целую серию системных реформ.

Прежде всего новации коснулись сферы управления страной. Монтесума приказал, сообщают хроники, устранить от управления всех тех, кто служил его предшественнику, покойному тлагоани Ауитсотлю, включая курьеров и посланников, а также старейшин общин и более мелких объединений жителей. Все они были преданы смерти. Официально такая чистка объяснялась тем, что якобы все, попавшие в опалу, были «людьми низкого происхождения», «необразованными», а Монтесума II желал видеть в управленческой структуре «людей благородных». Таковыми оказались его «родственники», «братья», «сыновья вождей» Чистка особенно коснулась Теночтитлана.

Кроме того, правителям и вождям провинциальных центров и городов было приказано каждый год в течение определенного времени находиться в Теночтитлане при особе тлатоани Из среды этой знати была отобрана своеобразная гвардия из 600 воинов (с 3–4 вооруженными слугами каждый), постоянно находившаяся в распоряжении тлатоани.

Многие из них, оторванные от своих городов, становились, по сути, заложниками. По планам Монтесумы II они вольно или невольно должны были стать патриотами Теночтитлана, чем нарушались традиционные родовые узы.

Следуя установившейся традиции, Монтесума II предпринял инаугурационный поход.

Объектом его стал Икпатепек, отказавшийся якобы преподнести дань для планируемого грандиозного праздника по случаю прихода к власти Монтесумы.

На церемонию инаугурации были приглашены представители и недружественных государств - Тлашкалы, Уэшотцинко, Чолулы, тарасков Мичоакана. Когда церемония завершилась, им преподнесли подарки, а ацтекские воины сопровождали их на обратном пути до самых границ их владений. Так довольно своеобразно складывались мирные межгосударственные отношения в древней Мексике. До Монтесумы II столь искусная дипломатическая игра в таких масштабах не практиковалась.

В завоевательной политике Монтесума II стремился в первую очередь к освоению ранее покоренных территорий. Многие из так называемых завоеваний Монтесумы II были в значительной степени просто «умиротворением» тех племен, что были уже подчинены его предшественниками. Особенно упорно и настойчиво эта линия проводилась в отношении южных областей.

Монтесума поначалу столкнулся с открытым выступлением, угрожавшим системе связи Теночтитлана с отдаленным Соконуско, покоренным при Ауит-сотле. Восстал город Икпатепек, располагавшийся в Оахаке, довольно крупный центр в этом районе. Приход к власти нового тлатоани породил там надежду вернуть независимость. Инсургенты перебили бывших в городе ацтеков и их сторонников и начали готовиться к обороне, возведя защитные сооружения. Карательный поход не заставил себя ждать. Его возглавил сам тлатоани. Среди сопровождавших его был и сиуакоатль (главный военный вождь) Тлилпотонки.

В конце первого дня похода Монтесума II отдал ему совершенно чудовищный приказ - возвратиться в Теночтитлан и обезглавить всех опекунов (воспитателей) своих детей, компаньонок его жен и наложниц, а также других дворцовых женщин и заменить их новыми. Вслед Тлилпотонки Монтесума послал соглядатаев, дабы проверить, исполнено ли его повеление. Ему доложили, что все исполнено. Единственное объяснение этой дикой акции, даваемое в источнике, сводится к тому, что Монтесума хотел таким образом проверить, насколько беспрекословно выполняются его приказы. Во всяком случае, этот кровавый сюжет может служить свидетельством растущей власти тлатоани. Сиуакоатль был низведен до роли высокопоставленного исполнителя его приказов.

Подойдя к Икпатепеку, ацтеки ночью сумели незаметно проникнуть в город, после чего с двух сторон обрушились на оборонявшихся. В наказание за бунт город был подвергнут сильному разрушению. Как сообщается в хронике, охватившие Икпатепек пожары сделали его похожим на действующий вулкан. Одержав победу, Монтесума приказал организовать торжественное возвращение его воинов, не уступавшее триумфам Ауитсотля. И действительно, если верить источникам, каждый день на всем пути войска до самого Теночтитлана вожди и знать окрестных городов, сопровождаемые простолюдинами, встречали его богатыми подарками.

Стремясь экономически укрепить свою власть, Монтесума предпринял шаги для сближения с торговцами Тлателолько, которые считались тогда самыми крупными и влиятельными в стране. Не роняя престижа самовластного правителя, он сумел завоевать признательность Тлателолько, которых 40 лет назад его отец, Ашайакатль, лишил многих привилегий, значительной автономии и обложил данью. На юге интерес ацтеков привлекли независимые от Теночтитлана города Тототепек и Кетсальтепек (в Оахаке), известные благодаря добываемым и обрабатываемым там драгоценным камням и металлам. Монтесума отправил туда торговцев с предложением обменять их товары на ацтекские, главным образом ткани. Вожди обоих городов отказались иметь дело с посланниками и заявили, что не подчиняются ему. Затем торговцы были убиты, а их тела выброшены на берег реки Кетсальтепек на съедение стервятникам. Обнаружив трупы убитых, другие ацтекские купцы сообщили о случившемся Монтесуме. В 1503 году он лично возглавил поход в этот район Ацтекская армия, захватив город Асиотла, стоявший на ее пути и связанный с Тототепеком, форсировала Кетсальтепек и, преодолев каменные укрепления, взяла оба города. Только при штурме Тототепека было захвачено 1300 пленников. Благодаря этой экспедиции Теночтитлан мог рассчитывать на поставки какао, бумаги, прекрасных тканей, драгоценных камней, украшений из перьев редких птиц и т. п.

Несомненные военные успехи Монтесумы II сопровождались и неблагоприятными событиями, одним из которых был голод 1505–1507 годов, вызванный неурожаем в Мексиканской долине. Однако, как и во времена Монтесумы I, он не затронул район, населенный тотонаками, откуда в Теночтитлан стали доставляться продукты.

Монтесума II и правитель Тескоко Несауальпилли открыли государственные склады, стараясь спасти население от голодной смерти. Сильная засуха и неурожай повторились в 1513 году.

Пользуясь неблагоприятной для Теночтитлана ситуацией, миштекские города Йануитлан и Сосолан при поддержке строптивого Тототепека попытались поставить предел продвижению ацтеков на юг. Они пошли на убийство ацтекских купцов, чем фактически поставили себя в состояние войны с Теночтитланом. В 1506 году туда была направлена армия Тройственного союза (сам Монтесума, по всей видимости, в данном походе не участвовал), которая захватила Йануитлан, и разрушила его до основания, не пожалев даже деревьев. Затем ацтеки подступили к Сосолану, однако обнаружили город пустым. Оказывается, его жители, боясь, что их постигнет судьба соседей, скрылись в горах, прихватив все самое ценное. Найти их ацтекам не удалось. В Теночтитлане на церемонии жертвоприношения взятых в плен воинов Иануитлана присутствовали в качестве гостей и представители «врагов дома» городов Тлашкалы, Уэшотцинко и Чолулы. В 1507 году во время столкновения с силами Тототепека, помогавшего Йануитлану и Сосолану, погибли два видных ацтекских полководца.

Очередной поход в миштекский район был предпринят в 1511 году. На этот раз его объектом стал город Тлашиако (Тлачкиауко, штат Оахака), лежавший на важных для ацтеков линиях коммуникаций Его жители совершили опрометчивый шаг, захватив дань, собранную в других районах для Теночтитлана. Поняв затем пагубность своих действий, они не стали оказывать серьезного сопротивления посланным Тройственным союзом отрядам и согласились выплачивать дань.

Борясь за укрепление власти тлатоани и превалирующего положения Теночтитлана в Тройственном союзе, Монтесума II осуществил нечто вроде религиозной реформы. Он приказал, чтобы на территории главного храма бога ацтеков Уитсилопочтли было построено особое святилище, известное по источникам как Коатеокалли («Храм всех богов»), поскольку в нем были собраны идолы племенных богов из различных районов, покоренных ацтеками. Для жертвоприношения при освящении этого храма, необычного для времени, когда каждый народ, племя, город и даже селение имели своего сверхъестественного покровителя, требовались военнопленные. Поэтому был предпринят поход против восставшего города Теуктепека (на Тихоокеанском побережье). Удачное расположение и четыре линии укреплений не спасли Теуктепек.

Однако во время решающей битвы произошло, согласно легенде, фантастическое событие: защитники города, оказавшиеся в воде, на глазах победителей превращались в рыб и аллигаторов. Ацтеки были очень встревожены, посчитав это дурным предзнаменованием.

Но как бы то ни было, победоносная ацтекская армия доставила в Теночтитлан богатую добычу и военнопленных, что позволило провести намеченную церемонию. Монтесума II, одетый в одежды верховного жреца, взошел на алтарь «Храма всех богов» и совершил жертвоприношение. Затем он вместе с сиуакоатлем Тлилпотонки направился к камню для жертвоприношений и принял участие в ритуале по случаю победы в Теуктепеке.

Главные же для Тройственного союза события в годы правления Монтесумы II протекали в центре ацтекского государства, в Мексиканской долине и сопредельных территориях. Речь идет о стремлении Теночтитлана наложить руку на небольшие, но отчаянно сопротивлявшиеся независимые города-государства Тлашкала, Уэшотцинко и Чолула, представлявшие собой как бы бомбу замедленного действия в самом центре Тройственного союза, а также о непрерывной борьбе (чаще скрытой и искусной) Монтесумы со своим самым мощным партнером по Тройственному союзу, Несауальпилли, правителем города Тескоко.

Брат Монтесумы, Макуилмалинальтцин, женатый на дочери Несауальпилли, жил в Тескоко, городе, который после прихода к власти нового тлатоани Теночтитлана все более становился центром антиацтекских настроений Монтесума понимал, что его смерть открывает брату дорогу к власти в Теночтитлане. В ход пошло коварство, В 1508 году тлатоани объявил «цветочную войну» «врагам дома» из города Уэщотцинко.

Тескоканцы, а среди них и Макуилмалинальтцин, также были призваны защитить честь Тройственного союза. Возле города Атлишко войска Тройственного союза встретились с превосходящими силами противника. Там и погиб брат Монтесумы, а вместе с ним погибли еще 2800 человек, в большинстве тескоканцы. Ходили слухи, что их смерть - результат секретного соглашения с «врагами дома».

Когда потерпевшие поражение воины Тройственного союза возвратились домой, Монтесума всячески выказывал свою глубочайшую печаль. Уцелевших воинов не встречали с обычной пышностью, только по погибшим был совершен должный траурный ритуал. По случаю этой неудачной битвы правитель Несауальпилли сочинил скорбную песнь, не преминув обвинить Монтесуму в вероломстве. Последний, в свою очередь, дабы продемонстрировать свою непричастность к случившемуся, не понизил в должности ряд военачальников и отдельных местных вождей, которые не приняли участия в битве, хотя должны были это сделать. Словом, Монтесума довольно умело устранил соперника и даже ослабил авторитет Несауальпилли, тем самым сделав серьезный шаг к утверждению единоличной власти в Тройственном союзе Тлакопан, третий член союза, и его глава Тлатлакатцин, полностью подчинились Монтесуме II, и только Тескоко с 15 подконтрольными ему городами и районами продолжал борьбу против претензий на единовластие тлатоани Теночтитлана.

Несауальпилли предпринял ряд шагов для реванша. Через несколько месяцев после трагической битвы у Атлишко, в 1508 году, тесть Монтесумы II, Тесосомок (правитель Аскапотсалько), при обстоятельствах не вполне ясных был публично осужден по обвинению в прелюбодеянии, т. е. в преступлении, за которое полагалась смерть. Однако судьи Теночтитлана ограничились его изгнанием из Аскапотсалько и разрушением его дома. Возмущенные столь неправедным решением суда, жители Аскапотсалько сами наказали Тесосомока в знак позора ему отрезали кончик носа. Несауальпилли также назвал этот судейский вердикт несправедливым.

Воины Несауальпилли схватили преступника, задушили его и затем сожгли. Монтесума, узнав о случившемся, был взбешен, но ничего не мог поделать, поскольку прелюбодеяние в ацтекском обществе каралось только смертью. После этого по приказанию Несауальпилли был убит и один из любимых племянников Монтесумы. Разворачивалась своеобразная древнемексиканская вендетта.

Острота этого момента усиливалась борьбой с «врагами дома», которая переросла в открытую вражду, особенно после голода 1505–1507 годов (точнее - с 1510 года).

Согласно одному из источников, частота столкновений поражала современников, ибо при предыдущих тлатоани ничего похожего не было. Предполагали даже, что Монтесума II сам тайно провоцировал обострение ситуации, «дабы получать пленных для жертвоприношений». Правда, возможно, что и «враги дома» хотели «смирить» гордыню Монтесумы II и его народа; иными словами, к борьбе стремились обе стороны. В источниках сообщается о продолжении ритуальных «цветочных войн», войн-турниров, но фактически эти военные забавы уже переросли в открытое столкновение.

На протяжении 1508–1513 годов у ацтеков было еще несколько столкновений с «врагами дома», в том числе и с уэшотцинками, которые вновь оказались в сфере влияния Тлашкалы. Около 1515 года начинается новая фаза войн с Тлашкалой, поводом для которой послужил очередной переход уэшотцинков на сторону Тройственного союза. В результате ацтеки заняли территорию Уэшотцинко, и многие его жители нашли убежище в Теночтитлане.

На 1515 год («11. кремень») пришлись важнейшие изменения в судьбе города Тескоко: умер Несауальпилли. Шестым правителем Тескоко, несмотря на значительное число претендентов, стал его сын Какаматцин. Дело в том, что он приходился племянником Монтесуме II - был сыном его сестры. Тлатоани Теночтитлана просто оказал давление на Тескоко, продемонстрировав тем самым, кто является истинным хозяином в Тройственном союзе. С таким исходом дела не согласился Иштлильшочитль, один из сыновей Несауальпилли. Он со своими сторонниками перебрался в Отомпан (севернее Тескоко), поклявшись восстановить права Тескоко, попранные Теночтитланом. К 1517 году он утвердился в качестве правителя Отомпана, предыдущий правитель которого погиб в бою. Через некоторое время Иштлильшочитль и Какаматцин пришли к соглашению сохранять сложившийся статус-кво. Таким образом, некогда единая территория, подконтрольная Тескоко, оказалась разделенной на две части. Для Монтесумы это было бы только на руку, не изменись трагически ситуация при появлении испанцев. Из выгодной она стала проигрышной: Иштлильшочитль пополнил ряды союзников конкистадоров, стремясь получить ценой предательства власть в Тескоко.

Однако все это дело будущего, в тот же момент Монтесума II был занят другим. Он, желая якобы проверить истинность предсказания Несауальпилли в отношении Тлашкалы, собрал армию и в 1517 году начал военные действия против нее и присоединившихся к ней Уэшотцинко и, видимо, Чолулы. Битва, произошедшая в местности Ауайокан, не принесла ацтекам большого успеха. Монтесума был страшно разгневан и приказал холодно, без почестей встретить возвратившихся воинов. Но в следующей битве с тлашкальцами было взято в плен много пленников, что было знаком победы, и Монтесума был удовлетворен. Было устроено жертвоприношение пленных воинов (тлашкальцев и уэшотцинков) в честь богини Тонатцин (Тоси). Эти жертвоприношения по жестокости превзошли все, что бывало ранее. Пленных разделилина три группы. Первая была принесена в жертву обычным способом: рассекалась грудь и вырывалось сердце. Вторая прошла через испытание огнем: пленных сначала поджаривали на жаровне и затем уже у полумертвых вырывали из груди сердце. Для третьей группы несчастных у храма богини Тонатцин был построен специальный эшафот со столбами; жертв привязывали к столбу и затем убивали стрелами.

Монтесума остался якобы доволен тем, как прошел ритуал. Однако тлашкальцы и уэшотцинки были потрясены жестокостью, ибо они с пленными ацтеками поступали гуманнее. Принято было, чтобы пленник умирал на жертвенном камне не мучительной смертью (ибо это не казнь), а быстро и легко. В отместку за зверства уэшотцинки направили в Теночтитлан лазутчиков, и те ночью сожгли храм злосчастной богини.

Считая пожар в храме дурным знаком, Монтесума приказал казнить жрецов, не проявивших необходимой бдительности. Позже, узнав об истинных причинах пожара, он пошел новым походом на «врагов дома», который оказался сравнительно успешным. К 1519 году, то есть к приходу испанцев, Монтесума II, не достигнув своих целей в отношении «врагов дома» военными средствами, начал экономическую блокаду окруженной со всех сторон территорией Тройственного союза Тлашкалы. Ее жители лишились возможности обменивать прекрасный маис, выращиваемый ими, на хлопок, соль и другие товары. По сообщению источников, они вынуждены были научиться извлекать соль из почвы. Всем этим можно объяснить, почему оставшаяся фактически в одиночестве Тлашкала (Чолула к 1519 году склонилась на сторону Тройственного союза) приняла сторону конкистадоров.

Территория, подконтрольная Тройственному союзу, простиралась по всей Центральной Мексике - от Тихоокеанского побережья до Гватемалы и Чиапаса, составляя около трети всей территории нынешней Мексики и охватывая почти целиком нынешние штаты Веракрус, Пуэбла, Идальго, Мехико, Морелос, большую часть Герреры и Оахаки, а также побережье Чиапаса. Тройственный союз превосходил по размерам самое крупное из бывших до него государство - тольтекское.

Для укрепления и утверждения власти ацтеков Монтесума II, вслед за его предшественниками, развивал систему гарнизонов в разных частях государства.

В области хозяйственной деятельности Монтесума II продолжил лучшие традиции своих предшественников. Он занимался строительством (возведение водопровода-акведука в Чапультепеке в год «1. кремень»), уделял большое внимание развитию земледелия и особенно торговли.

Эпоха Монтесумы II - время наибольшего усиления Теночтитлана, эпоха, когда созданный для борьбы с предыдущим гегемоном в Мексиканской долине, тепанекским ранним государством Аскапотсалько, в начале XV века Тройственный союз превратился, по сути, в державу, контролировавшую гигантскую, по сравнению со всеми предыдущими государствами Мексики, территорию. Монтесума придал этому государству этнические черты науа. Даже в настоящее время, несмотря на сильное европейское воздействие, влияние науа в Мексике очень значительно.

Идеологической базой ацтекской государственности при Монтесуме II, как и в предыдущие периоды, был активно им распространявшийся ацтекский племенной культ.

Высказывалось мнение, что Монтесума намеревался утвердить его от Теуантепека до Пануко и от Гондураса до реки Лерма, т. е. на всей территории, охваченной влиянием Теночтитлана. В соответствии с этой версией Монтесума II вынашивал идею превратить свое государство, занимавшее Центральное Мексиканское нагорье, из Анауак («Земля науа») в Семанауак («Вся земля науа»), где он как тлатоани был бы владыкой и живым богом.

В 1518 году («13 кролик») Монтесума II впервые получил более или менее определенные сведения о появлении таинственных пришельцев. Преодолев страх и растерянность, он отправил к ним послов, по возвращении которых приказал художникам изобразить со слов последних незнакомцев. Когда рисунки были готовы, его жрецы, роясь в кодексах, долго не могли дать трактовку появлению странных пришельцев. Наконец было решено, что Эрнан Кортес - бог и культурный герой Кетсалькоатль, покинувший Мексику после гибели тольтекской культуры и обещавший вернуться назад в подходящее для этого время. Однако события в дальнейшем развивались столь стремительно, что Кортес довольно скоро потерял в глазах индейцев ореол божественности, с каким вступил на земли Тройственного союза. 8 ноября 1519 года он вошел в Теночтитлан через южную дамбу и южные ворота города.

За время пребывания в городе двух с половиной сотен испанцев дружелюбие и любопытство, с каким сначала их встретили индейцы, сменились гневом и ненавистью к жадным до золота и коварным европейцам. Потеряли они уважение и к своему тлатоани Монтесуме: подвергшийся моральным и физическим истязаниям, он призвал ацтеков смириться, признать власть испанцев. Согласно наиболее распространенной версии, разгневанные жители Теночтитлана забросали его камнями и от полученных ран он умер (в 53-летнем возрасте).

После этого ацтеки, лишившись своего тлатоани, решили напасть на испанцев, превратившихся за несколько месяцев пребывания в Теночтитлане во врагов. Испанцы, узнав об этих планах, решили покинуть город. Кортес раздал солдатам золото, полученное от индейцев за эти несколько месяцев. Ночью 1 июля 1520 года, которую очевидец событий, солдат Б. Диас, не без резона назвал «ночью печали», испанцы покинули Теночтитлан, намереваясь пройти на материк по одной из западных дамб. Однако индейцы разрушили ее в нескольких местах, поэтому испанцам приходилось переправляться вплавь. Под тяжестью груза, а также под градом ацтекских стрел две трети отряда Кортеса погибли. Началась эпоха колониального захвата и христианизации Мексики. БСЭ

Из книги 100 великих казней автора Авадяева Елена Николаевна

МОНТЕСУМА Я молюсь, чтобы боги посылали нам хороших императоров, но смиряюсь с теми, какие есть. Корнелии Тацит Эта история совершенно невероятная для любого современного человека. Впрочем, она и современникам казалась невероятной. Каким образом какой-то испанский

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Катон Младший (Марк Порций Катон (младший)) (95-46 до н.э.) государственный деятель, противник Цезаря Время (…) истощает силу всякой тирании.Цезарь один из всех берется за государственный переворот трезвым.Некоторые предлагали верховный надзор за выборами поручить

Из книги 100 великих узников автора Ионина Надежда

Плененный Монтесума Весной 1519 года 34-летний испанский конкистадор Эрнандо Кортес высадился на побережье Веракруса. Для захвата Мексики он располагал отрядом всего из 508 человек при 14 орудиях и 18 лошадях.У власти в государстве ацтеков стоял тогда Монтесума - монарх,

Из книги 100 великих скульпторов автора Мусский Сергей Анатольевич

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

Бартоломе Ордоньес (1480–1520) Ордоньес прожил недолгую жизнь и создал сравнительно немного произведений. Они сразу выдвинули его в число наиболее талантливых молодых скульпторов Испании. Родился Бартоломе Ордоньес, по всей вероятности, в 1480 году, в Бургосе. Его первые

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

МОНТЕСУМА Эта история, совершенно невероятная для любого современного человека. Впрочем, она и современникам казалась невероятной. Каким образом какой-то испанский прощелыга с ротой мерзавцев, на которых пробу негде было ставить, в одночасье завоевал великую империю

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

МОНТЕСУМА II (ок. 1466–1520), правитель государства ацтеков с 1502 г. 802 Боги жаждут [крови]. Эти слова Монтесума будто бы произнес, принося тысячи пленников в жертву ацтекскому богу дождя, во время сильной засухи. ? geocities.com/~bblair/frevnotes.htm.? «Боги жаждут»

Из книги автора

МОНТЕСУМА II (ок. 1466–1520),правитель государства ацтеков с 1502 г.133Боги жаждут[крови].Эти слова Монтесума будто бы произнес, принося тысячи пленников в жертву ацтекскому богу дождя, во время сильной засухи. ? geocities.com/~bblair/frevnotes.htm. «Боги жаждут»

Монтесума, или, вернее, Мотекухома II Xocoyotzin (aka Moctezuma) или «Angry Like A Lord» был последним полностью независимым правителем ацтекской империи до распада цивилизации от рук испанцев в начале 16 века н.э. Принимая позицию tlatoani, что означает «оратор», в 1502 году н.э. он правил как абсолютный монарх до 1520 года н.э., в течение которого он расширил империю и считался богом своим народом и проявлял и увековечивал солнце.

АБСОЛЮТНЫЙ ПРАВИЛЬ
Мотекухома был сыном великого вождя Аксаяцатла (т. 1469-1481 н.э.) и был одним из лучших воинов под его дядей Ахутзотлом (1486-1502 гг. Н. Э.). В частности, он отличился в ацтекских кампаниях в Техуантепеке и Xoconochco. После смерти Ахутцотла Мотекухсома занял высшую позицию в обществе ацтеков, и он стал на роскошной церемонии коронации бесспорным религиозным и политическим лидером или тлатоани в 1502 году н.э.

Нам посчастливилось получить из первых рук физическое описание Мотекухомы Бернала Диаса дель Кастильо, который видел его в 1519 году н.э.:

[Ему было] около 40 лет, хорошего роста и стройности, стройности и запаса плоти, не очень смуглой, но естественного цвета и оттенка индийца. Он долго не носил волосы, но так, чтобы покрыть уши, его скудная черная борода была хорошо сформирована и тонка. Его лицо было несколько длинным, но жизнерадостным, и у него были хорошие глаза, и он проявлял в своей внешности и манере как нежность, так и, при необходимости, гравитацию. (Таунсенд, 19)

В рамках церемоний, чтобы подтвердить его в своем новом статусе, Мотекухома привел армию, которая стала называться Коронационной войной, до Нопаллана, в 640 км к югу. Покоряя укрепленный город, он возвратил Теночтитлану большую добычу и контингент пленников для ритуальной жертвы. Новый tlatoani также был отмечен в специально заказанном камне (ныне известном как Коронационный камень Мотекухомы II), который был покрыт резьбой, изображающей пять эпох ацтекской мифологии, знака года 11-тростника (1503 г. н.э.) и дня аллигатор «(4 июня).

Тогда Мотекухома командовала империей, которая простиралась от северных пределов Мексики до сегодняшней Гватемалы. Действительно, он даже расширил его и сражался с четырьмя крупными войнами, так что только тарасканы на востоке и Тласкальцы на западе остались непобедимыми. Эти субъекты заявили, что все отдали дань, указанную в налоговых отчетах ацтеков. Дань может принимать форму традиционных драгоценных материалов, таких как золото и нефрит, экзотические перья и даже животных, таких как орлы и ягуары. Дань может также быть в форме одежды, тканей и продуктов питания, таких как кукуруза и какао.

ЖИЗНЬ РОСКОШЬ
Моцюхжома, конечно, жил как король. У его огромного дворца в столице Ацтека Теночтитлан были висячие сады, десятикомнатный вольер со свежими и соленой водой и даже частный зоопарк с ягуарами, орлами, пумами, лисами и змеями среди сотен других экзотических животных. Король ацтеков заботился о 3000 помощниках, и, по словам Бернала Диаза, типичная королевская еда включала сотни специально приготовленных блюд, в которые входили индейка, оленина, утка, голубь, кролик, перепелка, рыба и кабан, все служили на мелко украшенных и особенно тонкой керамики Cholula. Нам также говорят, что король ел один и позади позолоченный экран, развлекаемый жонглерами и акробатами.

Другие фрагменты информации о злополучном короле включают в себя тот факт, что он посетил великий город Теотиуакан несколько раз, паломничество, которое повлекло за собой пересечение озера Тескоко на каноэ. То, что у него было увлечение гномами, горбунами и альбиносами, все из которых хранились в специальных палатах в королевском дворце, и мы также знаем, что он носил золотые сандалии и любил охотиться на птиц с помощью воздуходувки. Наконец, он интересовался искусством, астрологией и философией.

НАЧАЛО КОНЦА
Еще до прибытия испанцев все было не совсем хорошо с ацтеками, потому что их империя основывалась не на военной мощи, а существовала как свободное связывание субъектных государств, управляемых марионеточными правителями, которые извлекли упомянутые выше дань и наложили поклонение ацтекскому божеству Уицилопочтли. Ацтеки, хотя, возможно, перешли к себе, и несколько внешних племен начали бунтовать, особенно после катастрофического поражения в 1515 году н.э. в Тласкале и Хюэксоцинге. Эти восстания по всей империи были отменены, но проблемы никогда не были намного ниже поверхности, и, возможно, самое главное, жестокое обращение с Тласкалой позже сделало бы их более чем желающими союзников испанцев.

Кажется, что у Мотекухомы был какой-то инстинкт, что тревожные времена были впереди, поскольку он придавал большое значение предзнаменованиям, таким как комета, увиденная в 1509 году н.э., и он постоянно советовался с прорицателями за советом. Ацтекская мифология предсказала, что нынешняя эпоха 5-го Солнца в конечном итоге рухнет так же, как и предыдущие четыре эпохи. К 1515 году слухи о быстро приближающемся кризисе вызвали наблюдения у берегов фантастических плавающих храмов; наконец, пришли гости из Старого Света.

Первая стратегия лидера ацтеков со странными посетителями из другого мира заключалась в том, чтобы попытаться купить их с подарками. К ним относятся церемониальные костюмы, массивный золотой диск, представляющий солнце, и еще больший серебряный, представляющий собой луну. Однако, во всяком случае, это, возможно, еще больше побудило испанцев грабить эту новую землю за все, что она стоила.

В августе 1519 года, на Теночтитлане, лидер испанского языка Эрнан Кортес. По словам испанских источников, Мотехухсома позволил им въехать в город. Отсюда в истории конфликта много дискуссий среди ученых, и маловероятно, чтобы испанские летописцы представили совершенно беспристрастный отчет о событиях. Было замечено, что кажется странным, что такой мощный правитель, как Мотекухсома, должен был вырезать такую ​​пассивную фигуру в записи событий, сбитых с нами. Однако против этого, конечно же, верно, что испанцы продемонстрировали свою военную доблесть и разрушительную эффективность своего превосходного оружия - канонов, огнестрельного оружия и арбалетов - быстро победили силу Отоми-Тлаксалана, а также быстрыми и беспощадными репрессиями против предательский сюжет Cholollan. Возможно, Motecuhzoma принял это к сведению и принял более разумную политику умиротворения, а не привлек противника на поле, по крайней мере, как стратегию открытия.

Когда Кортес и Мотекухома наконец-то встретились в личных отношениях, изначально были любезны, испанцу была дана экскурсия по городу, и было обменено больше подарков, Кортес получил ожерелье из золотых крабов и Мотекухому ожерелье из венецианского стекла, нанизанного на золотую нить. Независимо от того, что Мотекухсома надеялась достичь через дипломатию, его планы были перекочеваны всего за две недели, когда он был незамедлительно захвачен в заложники и помещен под домашний арест маленькими испанскими силами. Мотекухома был вынужден объявить себя предметом Карла V, передать больше сокровищ и даже разрешить размещение распятия на вершине Великой пирамиды в священном участке города.

Однако планы Кортеса встретились с неудачей, когда он был вынужден вернуться на свою базу в Веракрусе, чтобы встретиться с соперничающей испанской фракцией. В его отсутствие оставшиеся испанцы неразумно нарушали религиозную церемонию с участием человеческих жертвоприношений и разразились боевые действия. Воины ацтеков, кипящие из-за отсутствия решительных действий, отказались от Мотекухсомы в качестве своего лидера, а Куитлауак был проголосован как новый tlatoani. Motecuhzoma был прижат испанцами к умиротворению его людей, но был поражен на голове скалой и убит.

Кортес вернулся в город, чтобы освободить осажденного оставшегося испанца, но был вынужден уйти 30 июня 1520 года в то, что стало известно как Ноше Тристе. Однако он вернулся девять месяцев спустя, на этот раз со своими союзниками из Тласкалана, и после долгой осады город наконец упал. Ацтеки, возглавляемые Куаутемкоком и опустошенные отсутствием пищи и болезней, окончательно разрушились в роковой день 13 августа 1521 года. Теночтитлан был разграблен любыми драгоценными товарами, и его памятники были разрушены. Из пепла поднялась новая столица колонии Новой Испании и длинная линия мезоамериканских цивилизаций, которая простиралась прямо до ольмека, дошла до драматического и жестокого конца.

МОТЕКУЗОМА В ИСКУССТВЕ
Motecuhzoma представлен в Истории Индии Доминиканским Диего Дураном, где он сидит, как статуя вырезана из него. Мы знаем одну статую, над которой работали 14 скульпторов в Чапультепеке. Правитель ацтеков также появляется на каменном троне, известном как камень Теокалли, где он появляется с солнечным диском напротив Хуцилипочттли. Также приписывается Motecuhzoma, хотя нет никаких конкретных доказательств, чтобы сделать это, является великолепным головным убором пера теперь в Музее für Völkerkunde в Вене. Головной убор, вероятно, был частью коллекции артефактов, которые Motecuhzoma подарил Кортесу, который передал подарки Чарльзу V. Головной убор изготовлен из 450 зеленых кеццал, синей котинга и розовых фламинго-перьев и далее украшен золотыми бусинами и нефритовыми дисками.

Описание флеш игры

Сокровища Монтесумы 2

The Treasures Of Montezuma 2

Ваша задача собрать в зуме три и более фигуры в одну линию. Соберите как можно больше очков в игре. Если же шар прилетит не туда, куда нужно, змейка увеличится, и, соответственно, увеличится время, необходимое для прохождения уровня. Оптимальное решение для ситуаций, когда в змейке нет шариков нужного цвета, заключается в том, чтобы выбросить шар в сторону. Как ты уже понял, наше ожерелье ни секунды не стоит на месте. Траектория его передвижения меняется от уровня к уровню. На первом – это простенькая линия, без особых изгибов и резких поворотов. Зато потом тебя ждут круги, спирали и другие сложные фигуры, сильно осложняющие стрельбу по бусинам. Ну, а уничтожить ожерелье можно только одним способом: разбив все бусинки. Если хотя бы одна сумеет «убежать» с экрана игры – увы, но ты уровень не прошел. Чтобы этого не случилось, с помощью курсора и мышки тщательно целься и бросай находящийся в белкиных лапках драгоценный камешек в ожерелье. Но не куда попало, а в место, где рядышком расположены две или больше бусин одного с ним цвета. Считай, что твой выстрел попал в цель, если в результате него образовался ряд из трех (или больше!) одинаковых камней. Как только такое случится, новообразовавшаяся цепочка тут же исчезнет, прилично укоротив ожерелье и выгадав для тебя пару секунд для дополнительных выстрелов. Это важно, поскольку ожерелье двигается довольно быстро и каждое мгновение в игре – на вес золота. Особое внимание обрати на бусинки, помеченные дополнительными значками. Попав в них, ты сможешь ускорить или замедлить скорость движения всего ожерелья. Как видишь, скучать тебе не придется. Игра Сокровища Монтесумы и ее захватывающие стрелялки-головоломки просто не позволят тебе это сделать. Очарования развлечению добавляет нежная медитативная мелодия, сопровождающая каждый из уровней. Маленькие хитрости Хотя мы уже не раз отмечали, что главные слагающие успеха в этой игре – скорость и смекалка, к ней при этом идеально подходит выражение «спеши медленно». И таки да - частые, но бессистемные выстрелы не только не помогут бусинам исчезнуть, но еще и удлинят ожерелье, ускорив его исчезновение с экрана. Слишком долгие размышления и промедление в стрельбе приведут к тому же. Поэтому запомни хитрость номер один: играть нужно, строго соблюдая баланс. Старайся не ждать подолгу идеального момента для выстрела, но и не палить безостановочно куда попало. Хитрость номер два: если в лапках белочки находится шар не того цвета, который нужен, выстрели им в сторону, противоположную ожерелью. И делай так до тех пор, пока у белочки в лапках не окажется бусинка нужного цвета. Таким образом ты не удлинишь ожерелье лишними деталями, а цвет шара для метания изменишь. Игра Сокровища Монтесумы состоит из 16 увлекательных уровней, из которых сначала тебе доступны только три. Остальные будут открываться постепенно. Все вместе они принесут тебе массу удовольствия и приятных минут отдыха.

Биография:

Д евятый тлатоани Теночтитлана родился в 1467. Его отцом был Ашайакатль, один из внуков Монтесумы I, правивший ацтеками с 1469 до 1481 года.

Г лавой государства его выбирают в 1502 году (по другим данным в 1503 или в 1511 году). Трон он наследует от своего дяди Ауитсотля, третьего внука Монтесумы I, правившего ацтеками с 1486 до 1502 года. Среди претендентов на трон тогда был и ещё один сын Ашайакатля - старший брат Монтесумы Макуилмалинальтцин (Малинальтцин), бывший в те времена хорошим воином, но выбор пал не на него, может быть потому, что к моменту выбора, Мотекусома II уже имел чин тлакатекатля и занимал пост главного жреца племенного бога Уитцилопочтли. После того как его объявили тлатоани, религиозный Мотекусома II незаметно удалился в храм и долго молился там. А Малинальтцин был объявлен его наследником. Позже Малинальтцин погибает в сражении с «врагами дома» (Тлашкала, Уэшотцинко и Чолулой) и считается, что это Монтесума II договорился с Тлашкалой об убийстве своего брата, который был женат на одной из дочерей Несауальпилли, правителя Тескоко - тлатоани ацтеков не хотел, чтобы доступ к власти потом получили правители Тескоко.

П ридя к власти, Монтесума II удалил от руководства страной (физически в том числе) всех кто служил предыдущему тлатоани и назначил на их места своих преданных людей. Это коснулось многих, включая курьеров и посланников, и старейших общин. Желая видеть у руководства людей благородных, а не «низкого происхождения», он назначал на освободившиеся должности своих родственников и людей преданных ему. Для проверки преданности Монтесума даже использовал очень жестокие методы. Так, во время первого военного похода он приказал сиаукоатлю (главный военный вождь) Тлилпотонки вернуться назад и казнить всех своих слуг и воспитателей его детей. Тот вернулся и исполнил всё как ему было приказано. Так Тлилпотонки, сын Тлакаэлеля, подтвердил свою преданность тлатоани и был повышен в должности.

С вой первый военный поход Монтесума II начал против взбунтовавшегося города Икпатепек, расположенный в Оахаке. Ацтеки подавляют бунт - город разрушается и сжигается. Далее он покоряет города Тототепек, Кетцальтепек и Асиотла, находящиеся на юге, и заставляет их выплачивать в качестве дани какао, бумагу, ткани, драгоценные камни и украшения из перьев. В 1506 году ацтеки покоряют Йануитлан, в 1507 году - Сосолану, а в 1511 году - Тлашиако.

В правление Монтесумы II власть тлатоани становится практически абсолютной. При этом сильно развивается культ обожествления тлатоани. Также Мотекусома II усиливает свою власть экономически - назначает своего ставленника в Тлателолько, одновременно смягчая экономические санкции против торговцев города.

У прочнение гегемонии Теночтитлана в Тройственном союзе происходит в 1515 году, когда умирает правитель Тескоко Несауальпилли. Правителем Тескоко после него становится Какаматцин (сын Несауальпилли и сестры Монтесумы II).

8 ноября 1519 года в Теночтитлан входят 250 испанцев во главе с Кортесом. Войско Эрнана Кортеса сопровождали его многочисленные союзники тлашкаланцы. Во время пребывания испанцев в городе ацтеки возненавидели их и решили изгнать пришельцев, но Монтесума II, хоть и подвергался от испанцев моральным унижениям, находясь фактически их пленником, всё же призвал признать власть испанского короля и его представителя Кортеса, а также покориться им. Во время одного из таких призывов, выступая перед народом на крыше дворца, он был забросан камнями и в дальнейшем, от полученных ран, скончался в возрасте 53 лет. Однако, есть множество других версий от чего умер Монтесума II.

Т ело тлатоани индейцы позже подобрали и отнесли в место, которое называется Кополько. Потом положили его на костер и подожгли. И пока горело тело, люди ругали его и смеялись. А другие люди бормотали что-то сквозь зубы, бормотали и покачивали головой.

Описание Монтесумы II:

К одекс Мендоса даёт такое описание правителю ацтеков: «он мудр, астролог, сведущ во всех искусствах и в военных делах также как и в других..., и если сравнивать его с предками, то ни один из них не имел такого могущества или силы и величия как Мотекусома Шокойотцин».

Б ерналь Диас дель Кастильо оставляет в своих записях следующую информацию о тлатоани: «Великому Моктесуме было около сорока лет, он был среднего роста, хорошо сложен и строен, и не слишком тёмен, хотя и с обычным для индейца цветом лица. Он не носил длинных волос, только до ушей, и имел короткую чёрную бородку, тонкую и хорошей формы. Его лицо было довольно удлинённым и энергичным с прекрасными глазами; своим видом и манерами он мог выразить добродушие или, когда в этом была необходимость, серьёзность. Он был опрятен и чист. Он принимал ванны каждый день». Далее он сообщает, что у него было много наложниц, все - дочери вождей. Законных жён у него были всего две и они были сами касиками.

А гилар, тоже писавший записки в конце долгой жизни, так описывает Моктесуму: «Среднего роста и хрупкого телосложения, с большой головой и несколько плоскими ноздрями. Он был очень хитрым, проницательным и осторожным, образованным и способным, но также очень жёстким и вспыльчивым и очень уверенным в своей речи».

Е сть и такие описания, составленные под впечатлением первой встречи европейцев с тлатоани:
«Это был мужчина около 40 лет. высокого роста, с лицом хищной птицы. На его голове развевался огромный головной убор из пурпурно-зеленых перьев, усыпанных жемчугом и бирюзой. Плащ Монтесумы представлял собой настоящее чудо ремесленного искусства: тысячи перьев всех цветов радуги сливались в ослепительно богатый орнамент. Весь царский наряд блистал золотом и драгоценными камнями. Даже подошвы его башмаков были сделаны из чистого золота»;
"На Монтесуме были богатые одежды, плащ, украшенный драгоценностями, на голове - легкая корона из золота, на ногах - сандалии тоже золотые, с кожаными тесемками, украшенные дорогими каменьями. Четверо приближенных несли его паланкин, инкрустированный золотыми пластинами, под балдахином из зеленых перьев, также украшенным золотом. Правителя сопровождали двести знатных вельмож, выделявшихся своей богатой одеждой, но босых. Перед паланкином шествовали три сановника с золотыми жезлами в руках, которые они то и дело поднимали, оповещая народ о появлении державного правителя".

П о характеру он был больше дипломатом, нежели военным лидером. Продолжая политику военной экспансии на непокорённые народы, он всё же поступал несколько иначе, в отличие от своих предшественников, предпочитавших молниеносную атаку на неприятеля. Во многих случаях на смену атакам пришли последовательные мероприятия по активному включению различных народов в экономическую жизнь страны, в том числе и в ранее покорённых. Среди его первых мероприятий выделялись законодательные указы и постановления. Он провёл целую серию системных реформ. Но периодически ему приходилось подавлять возникавшие мятежи.

О н занимался не только войнами и покорением новых городов, а также уделял большое внимание развитию земледелия и торговой деятельности, строительству храмов, дворцов и ещё одного акведука в Чапультепеке. В религиозной сфере он пытался хоть как-то объединить многочисленные культы, построив на вершине Великого храма святилище Коатеокали («Храм всех богов»), в котором собирал всех богов покорённых народов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!