На каком языке разговаривают курды. Религии курдов: езидизм и бахаизм

При произношении крылатой фразы «нация без государства », первое, что приходит на ум - курды. Самобытный народ с общей численностью в 35 миллионов человек, разбросан на территории нескольких государств в западно-южной части Азии. Слушая новости о национальных конфликтах, происходящих в этом регионе, многие задаются вопросом - кто такие курды и откуда они взялись?

Древняя история курдов

Родина курдов издавна была ареной бесконечных споров между двумя крупными империями: Иранской и Османской. История пронизана драматизмом и, в некоторой мере, несправедлива к этому народу - в многовековой борьбе с чужеземными захватчиками они так и не смогли создать независимое государство .

Современные раскопки архитекторов в междуречье рек Тигр и Евфрат говорят о том, что народность курдов сформировалась в периоде с 5000 до 4500 лет до н.э., и проживали они в древнем государстве Мидия. Выгодное графическое положение, а царство имело выход к современных Чёрному, Каспийскому и Аравийскому морях, заставляла курдов постоянно отбиваться от нападений соседних государств.

В конце 600 лет до н.э., под натиском кочевников из племен монголов, тюрок и сельджуков, произошло окончательное падение Мидии. Некогда монолитный народ разбит географическими границами разных государств, и 80% курдов проживают в современной Турции, Ираке, Иране и Сирии.

Курдистан сегодня: возможность создания автономного государства

Стремительно развивающие события, которые происходили в начале 21 века, и продолжают будоражить весь мир сегодня, заставляют задуматься о предоставлении некой автономии для курдов . Рассмотрим все «за» в вопросе о создании новой страны:

  • Историческая справедливость . Очевидна выгода для курдов, которые являясь одним из самых древних народов, не имеет своего государства.
  • Национальное примирение . В Турции к курдам относятся с опасением, в Иране и Ираке их называют «неправильными» мусульманами. Автономия решила бы все междунациональные противоречия.
  • Геополитика . Зачастую, для решения своих вопросов на востоке, «курдскую» карту разыгрывают супердержавы. Курдистан помог бы частично успокоить ситуацию в регионе.

Курды: религия

Курдская религия отличается своей многогранностью. Виной этому можно считать тот факт, что проживает народ на территории нескольких странах . Вероучения этнических групп разных государств, оставило свой след не только в религии, но и в традициях и обычаях древних предков.

  • Сунниты . В основном это касается курдов проживающих на территории Турции и Сирии. В Ираке и Иране, где большинство мусульман относят себя к шиитам, проживают езиды.
  • Езиды . Первоначало езиды были язычниками, сейчас религия включает в себя элементы иудаизма и христианства. Проживают в Ираке, но имеют обширную диаспору в Армении, Грузии, Германии, Франции и США.
  • Монофизиты . Верование переплетается с христианством, и гласит, что Бог имеет только одну природу - божественную. У православных Иисус Христос воплощает в себе человеческий облик и божественную силу.
  • Шииты, христиане . Христине проживают в центре Курдистана, шииты в Ираке и Иране.

Численность курдов в мире

Как мы уже говорили, курды - огромный крупный этнос Азии, который не имеет своей государственности . Большая часть населения компактно проживает на территории называемой Курдистан, который делится на четыре географо-политические части:

По всему миру живут около 35 миллионов курдов. Помимо Курдистана большое количество живет в Германии (800000) и Франции. Много езидов, которым надоело навязывание им мусульманского вероисповедания, перекочевали в Армению.

Если говорить о территории бывшего СССР, то в странах СНГ их проживает около 200000 человек:

  1. Россия 57,4 тыс. человек,
  2. Армения 51,2 тыс. человек,
  3. Грузия 34,7 тыс. человек,

Эти страны являются лидерами по этим проживанию курдов.

Как живут курды в России?

Россия и Курдистан во все времена вели дружеские отношения. В частности курды активно помогали Российской Империи во время Крымской войны. События начала прошлого века, с последующим вхождением в состав России территорий Северного Кавказа, обозначил появление в нашей национальной семье курдов.

По итогам последней переписи населения, курдов в России проживает около 57476 тыс. человек . Самая многочисленная диаспора:

В основном курды заняты в сельской отрасли, и комфортно себя чувствуют в России. Об этом, в частности, может говорить тот факт, что на чистом курдском языке говорят только старшее поколение . Дети общаются на русском языке, который по своим лингвистическим характеристикам ничем не отличается от любого другого региона страны.

Традиции курдов

Культура и быт народа отличается своими особенностями. Издавна курды верили в идолов. Попав под воздействие мусульманского халифата, культура и традиции этого древнего этноса впитали в себя особенности двух религий :

  • Свадьба . Бракосочетание происходит весной, а само празднование может продлиться до 7 дней. Сохранился до наших дней и обычай «похищения» невесты.
  • Похороны . Покойного заматывают в хлопчатую ткань, на грудь ложится зеркальце и камень. Родственники умершего носят траур в течение года.
  • Женщины . В отличие от мусульман, которые закрывают свое лицо тонкой повязкой «никаб », представительницы слабого пола курдов этого не делают. Вместо паранджи распространена современная одежда, среди которой на особом месте стоят штаны (в старину - для удобства езды на лошадях).
  • Дети . Отцом обязательно должен быть курд, мать - «порядочная» женщина любой национальности.
  • Алкоголь . Среди езидов популярно вино, которое они считают кровью Христа. Пьется напиток с особой аккуратностью, дабы не пролить ни одной капли на землю.
  • Гость . Особое отношение к гостю можно охарактеризовать национальной пословицей: «Жена, сабля, конь - никому, все остальное - гостю ».

Теперь вы знаете, кто такие курды и откуда они взялись. Являясь самым многочисленным этносом южно-западной части Азии, курды издавна ведут борьбу за создания собственного государства - Курдистана.

Стремление этого народа к свободе и независимости поддерживаются многими людьми со всего мира. Борьба за автономию продолжается, и кто знает, может в течение следующего десятилетия, мы будем свидетелями создания нового государства.

Видео: откуда возникли курды?

В этом видео историк Фархат Патеев расскажет, как и откуда возникла нация курдов, какие ее ожидают перспективы в дальнейшем:

70 год до нашей эры

К этому времени прошла эпоха эллинизма, пришло время господства Римского государства и Парфянской державы. К этому времени и государство Великая Армения достигло пика своего могущества (но это ненадолго, уже в 65 г.днэ после войны с Римом Армения потеряла часть своих владений).. В связи с расширением армянского государства, поселения армян появились на берегах Каспийского (Албания Кавказская) и Средиземного моря (Сирия, Киликия). В связи с захватом Месопотамии Парфянским государством, в Междуречье продолжилась политика поддержки своей религии - зороастризма, при одновременном урезания прав всех других религий. Число храмов, не принадлежащих к зороастрийской религии снижается. Снижается и число храмов у езидов. Пока в Месопотамии разговорным языком остается арамейский, хотя все сильнее внедряется персидский язык. В связи с подчинением Малой Азии Римскому государству, там все сильнее распространяется греческий язык, латинским языком пользуются только римляне в крупных городах М.Азии, Сирии и Палестины.

225 год нашей эры

К этому времени кончилась эра господства Парфянского царства (власть в регионе перешла к персидскому государству Сасанидов). За прошедший период были частые войны Рима и Парфии за обладание Армении. Армения окончательно была подчинена Парфии. Больших этнических процессов в Междуречье не происходило, но все шире в Междуречье применялся персидский язык. Все сильнее храмы других богов (в том числе храмы езидов) притеснялись. Строились новые зрамы для зороастрийцев. Езиды по прежнему пользовались арамейским языком, но уже некоторые езиды стали переходить на свой диалект персидского языка (корманджи). Корманджи все больше становится языком езидов. Сами езиды все больше переселяются на север Междуречья, где и сейчас проживает основная часть езидов. Айсоры (предки ассирийцев) по прежнему сохраняют арамейский язык и тоже сохраняют свою религию. С переселением значительной части езидов на север (на бывшие земли Ассирии), там становится больше езидских храмов. В восточной части Римской империи все шире распространяется греческий язык (особенно в Малой Азии и Сирии). На месте Колхидского государства появилось Лазское царство.

630 год

К этому времени завершается эпоха Сасанидов. В Аравии появляется Арабское государство (Арабский Халифат). Римская империя исчезла с карты мира, на ее месте на Ближнем Востоке существует Византия. К этому времени во многих странах распространяется христианская религия (в Армении, Византии, Грузии). Даже айсоры (ассирийцы) приняли христианство (отвернувшись от веры своих предков). На территории всей Малой Азии разговорным стал греческий (византийский) язык. Езиды по прежнему верны своей вере, но большая часть езидов уже живет на севере современного Ирака и пользуется своим языком, похожим на язык курдов-курманджи.

850 год

К этому времени по территории Ближнего Востока (и Междуречья) пронеслись арабские завоевания, на всю эту территорию арабы принесли свою религию - илам, который насильственным путем стали навязывать всем покоренным народам. В исламских религиозных книгах говорится: «Нет никаких богов выше Аллаха». То есть эламская религия не признает никаких богов кроме Аллаха. И уничтожение неверных (не признающих ислам) считается главной политикой исламских государств. В этих условиях в Междуречье стали быстро исчезать (уничтожаться) все немусульманские храмы. Большая часть храмов езидов в Среднем и Южном Междуречье было уничтожено. Остатки езидов полностью ушли на север Ирака. Там они сохранили свою этническую общность и свою религию. Именно с тех времен началось (сначала небольших групп) переселение езидов в другие регионы мира (в Византию, в Армению, в Грузию). Оставшиеся в южной и средней части Междуречья народы, в основном знающие арамейский язык (он похож на арабский) стали быстро переходить на арабский язык и принимать ислам (отказываясь от богов своих предков). Арабы установили свою власть в Армении и Албании Кавказской. Но в этих подчиненных землях больших поселений арабов не появилось, в Иране тоже больших поселений арабов не было, но персы быстро стали принимать ислам, отказавшись от своей религии - зороастризма.

1071 год

К этому времени большая часть территории Ближнего Востока (в т.ч.Малой Азии) была завоевана сельджуками (огузскими племенами из Средней Азии). Сильного влияния на этническую карту региона эти завоевания не оказали, но в Малой Азии сильно сократилась численность греческого (византийского населения), а выросла численность тюркских племен В этот период сложилось единое грузинское государство и сложился грузинский народ, именно в это время на основе вторгшихся в Албанию Кавказскую огузских племен, начал формироваться азербайджанский народ.

Материал по теме

В это время религия езидов (шараф-ад-дин). была частично реформирована, но основа религии осталась. Это произошло потому, что некоторые езиды стали менять свою веру (веру отцов) на ислам. И при этом вероотступники по прежнему считали себя езидами. После реформы езиды перестали считать вероотступников своим народом. Мусульмане (бывшие езиды) превратились в обычных курдов, тем более, что язык езидов в те времена (и сейчас тоже) похож на курдский язык на 60-70%.

1258 год

К этому времени монгольское государство Хулагудидов завоевало большую часть исследуемого региона. Вторжение монголов не привело к значительным изменениям народонаселения исследуемой территории. В течении исследуемого периода на территории юго-востока Малой Азии существовало Киликийское армянское царство. Все Закавказье, включая Армению, Грузию, Азербайджан было подчинено монголам. К этому времени на территории Азербайджана сформировался азербайджанский народ. В этот период произошел распад Византийской империи и новое ее восстановление. На территориях, подвластных монголам, гонений и притеснений других религий не было, так как сами монголы еще не принимали ислам и уважительно относились ко всем религиям. По этой причине на севере Ирака сохранилось значительное число езидских храмов. И жило там значительное число езидского народа.

В 11-13 веках на территорию Курдистана из Средней Азии вторглись племена кочевников - тюрок и монголов. Независимые курдские княжества Шахрезур и Мерванидов были разгромлены монголами и турками-сельджуками

В 13 в. Курдистан стал частью Империи Сельджуков. В Малой Азии и районе Каспия происходили тесные курдо-тюркские контакты, в результате которых некоторые курдские кланы тюркизировались, и, наоборот, отдельные тюркские племена пополнили ряды курдских кланов.

1400 год

К этому времени в Малой Азии появилось новое сильное государство - Османская империя, и появился новый народ - турки-османы, он появился на основе тюркских племен, пришедших в Малую Азию вместе с сельджуками. К этому времени почти вся Малая Азия была уже под властью турок. Византия как государство доживала последние дни. К этому же времени власть в Междуречье и Закавказье была подчинена новой империи - империи Тимура.

В средние века историки делили курдов на 4 таифе (группы), обычаи и языки которых различались: курманджи, лур, кальхор и бани арделан, горани. Кальхор называли себя «курд», а своих соседей - племя баба - называли «курманджи». В научной литературе диалект баба относится к группе сорани, как и диалект арделанских курдов. Сорани противостоят курманджи. В истории курдов известны случаи, когда племена переходили с одного диалекта на другой. В 18 веке в Зап.Иране в Сененджене, где жили горани, поселились носители диалекта курманджи (горге, шейх-исмаили, байлаванд, джафы) и часть горани перешла на диалект курманджи. В районе Биваниш в центре Загроса произошел переход племени биваниш на диалект сорани. Мукри называют себя «курманджи», но их диалект относится к сорани. Таким образом этнонимы курманджи, курд, сорани и др. весьма относительны.


Историки часто относят езидов к курдам диалекта курманджи, но на самом деле езиды только пользуются этим языком, на самом деле считают себя самостоятельным народом. Сами езиды к курдам курманджи относят тех бывших езидов, которые перешли в исламскую веру, порвав полностью с верой своих отцов, а таких было много. Я подозреваю, что значительная часть современных курдов-курманджи были когда то езидами, потомками древнего народа шумеров-адаби.

В 14-м веке сложилась литературная форма языка курманджи.

1550 год

К этому времени Турция подчинила себе весь Ближний Восток, включая все Междуречье, Грузию, Армению и даже Йемен (в Аравии). В Иране существоовало государство Сефевидов. На территории южного Ирака уже совсем не живут езиды, все они к этому времени переселились на север Ирака (в горные районы), там сохраняются мелкие езидские храмы и главный центр езидов - Лалеш. Там же проживают многие другие народы - айсоры, курды разного происхождения. Язык езидов к этому времени на 60% похож на курдский, езиды стали этим языком пользоваться, потому, что окружающее население в основном говорило на курдских языках и длительное время эти территории были частью персидских государств (в т.ч.государства Сефевидов).

В 1514 году после Чалдыранской битвы Курдистан был разделен между Турцией и Ираном. С этого времени начинается новый этап борьбы курдского народа за независимость - против Турции и Ирана.


1799 год

За прошедший период территориально ничего не изменилось - западная часть Ближнего Востока оставалась под властью Турции (включая Ирак и западный Кавказ), а восточнее находились владения Ирана. Значительных этнических изменений на рассматриваемой территории не происходило.

В 16 в. началась борьба между Сефевидским Ираном и Османской Империей за право обладать Курдистаном. По Зохабскому миру 1639 года, северный Курдистан отошёл к Османии, а южный - к Ирану. Такое деление положило начало формированию двух крупных курдских диалектных групп: курманджи (север) и сорани (юг).

В 18 в. сложилась литературная форма языка сорани.

1900 год

За прошедший период произошли следующие изменения - территория современной Армении, Грузии и Азербайджана стали частью Российской империи. Междуречье и западная часть Ближнего Востока оставалась под властью Турции, а современная территория Ирана - под властью Ирана.

В 1827 году в результате мощного восстания курдов под руководством Махмед паши Ревандузи была провозглашена независимость страны. Это восстание намного облегчало победу русских войск над турками. Это восстание было подавлено.

В конце 19 в. Курдистан был разделён между Сирией, Турцией, Ираном и Ираком. Тогда же впервые и прозвучал этноним «курд» (от перс. «Гурджистан» - «Страна волков»), которым на Ближнем Востоке стали обозначать племена, говорящие на сев.-зап. иранских языках, производных от мидийского (по другой версии этноним «кур-мандж» переводится как «сын Мидии».). Эти племена были разнородны в антропологическом и религиозном плане. Среди них были представители переднеазиатского, хорасанского и каспийского типов. Их объединяло только относительно единое самосознание, а т.же то, что они проживали во враждебном иноязычном окружении.

1939 год

За прошедший период Ирак стал независимым государством (стал независим от Турции), Сирия тоже стала независима от Турции и перешла под управление Франции. Больше территориальных изменений не было.

Во время турецкой резни 1915 года произошёл первый случай, когда стало заметно деление курдов на йезидов и иных курдов. Курды-унниты вместе с турками проводили «зачистки» йезидов и армян, а в последствие сами подверглись репрессиям.


1970 год

К этому времени Сирия, Ливан, Израиль, Иордания стали независимыми государствами. К этому времени много курдов покинуло Турцию и Ирак из за притеснений властей. Так поступили и многие езиды. Многих курдов и езидов приютили в странах бывшего Советского Союза (Армении, Грузии, России).

2012 год

К этому времени Грузия, Армения, Азербайджан стали независимыми государствами.

Езиды в основном проживают в провинции Мосул (Южный Курдистан) в районе Шейхан, где находится центр языческой веры Лалеш. Но значительная часть езидов вынуждена проживать за пределами Курдистана (в других странах) из за притеснений со стороны как арабов Ирака, властей Турции, так и от курдов. Тем более, что в Иракском Курдистане курды стали полновластными хозяевами.


Курдистан отличается разнообразием существующих религий. Подавляющее большинство курдов - 75% - исповедуют ислам суннитского толка, значительна часть - мусульмане-шииты и алавиты, есть также христиане. Но, независимо от вероисповедания, курды своей исконной религией своих предков считают зороастризм (религия мидийцев и древних персов). А езиды, живущие в Курдистане и говорящие на языке езиди, сильно похожем на язык курдов-курманджи, по прежнему имеют свою древнюю религию - езидизм (религию своих предков - шумеров-адаби). Хотя многие историки всячески пытаются этот народ признать частью курдского народа - их попытки беспочвенны - история езидов и история курдов - это совершенно разные истории, и это совершенно разные народы. Несомненно одно - оба этих народа имеют много общего в своем развитии. У обоих народов одна цель - независимость от Турции и Ирака, сохранение своей культуры.

В последнее время в новостях мы всё больше слышим о курдах – крупнейшей в мире нации без государства. Вместе с тем, рядовому обывателю, практически ничего не известно об этом гордом и загадочном народе.

Кто такие курды?

Курды – древний народ, объединяющий множество племён и населяющий преимущественно горную область Передней Азии, называемую Курдистаном. Современный Курдистан расположен на территориях Турции, Ирака, Ирана и Сирии. Курды ведут полукочевой образ жизни, основные их занятия – скотоводство и земледелие.

Точное происхождение курдов учеными не установлено. Предками курдов называют и скифов, и древних мидийцев. Ученые доказывают близость курдского народа к азербайджанскому, армянскому, грузинскому и еврейскому народам.

Большинство курдов исповедует ислам. Есть среди них также христиане, иудеи и езиды.

Точная численность курдов неизвестна

Всего в мире проживает от 20 до 40 миллионов курдов:13–18 миллионов - в Турции, 3,5–8 миллионов - в Иране, в Ираке - более 6 миллионов, в Сирии - почти 2 миллиона, ещё около 2,5 миллионов кудров живут общинами в странах Европы, Азии и Америки. Точная численность этого народа неизвестна, поскольку в областях, населенных курдами, перепись населения никогда не проводилась.

След в истории

Курдистан, благодаря центральному геополитическому расположению на Ближнем востоке, со времен Месопотамии был театром завоевательных войн, междоусобиц и грабительских набегов. Во времена арабского завоевания большинство курдов приняли ислам.

При династии арабских халифов Аббасидов, пришедшей к власти в 750 году, все мусульмане других народов были уравнены в правах с арабами. Это привело к миру в Халифате, а у представителей неарабских народов появилось больше возможностей сделать политическую карьеру. По всей видимости, курды неплохо ладили с арабами, ведь их соотечественник Джабан Сахаби был сподвижником пророка Мухаммеда.

После распада Халифата и вторжения турок национальное государство курдов так и не было создано. При этом выходцы из этого народы нередко становились правителями других народов. Ими были основаны династии Айюбидов, правившая на Ближнем востоке в 1169-1525, и Шеддадидов, правившая в Закавказье в XI-XII веках.

В XVI веке Курдистан был поделен между турками, захватившими практически весь Ближний восток, и персами. На протяжении веков курды играли значительную роль в пограничных войнах Турции и Ирана, а правители обеих стран не слишком вмешивались во внутренние дела Курдистана, где местными делами управляли вожди племён.

А вот основанная курдами династия Сефевидов правила с начала XIV века в иранской провинции Азербайджан, а в 1501-1722 и 1729-1736 годах - всей Персией.

Знаменитый восточный правитель и полководец Саладин был курдом.

Немногие знают, что султан Салах ад-Дин, основатель династии Айюбидов, правитель практически всего Ближнего востока и Северной Африки XII века, был курдом. Он известен в Европе под именем Саладин, прежде всего, как талантливый полководец и предводитель сарацин в противостоянии с крестоносцами.

Например, в битве при Хаттине Саладин наголову разгромил крестоносцев, весь цвет рыцарства либо погиб, либо оказался у него в плену, включая короля Иерусалимского. После победы он захватил Иерусалим, поступив крайне благородно по тем временам по отношению к побежденным: всем желающим было разрешено покинуть город и сохранить имущество (которое могли увезти с собой) за небольшой выкуп.

В последствии, несмотря на переменный успех войны с одиозным предводителем третьего крестового похода, Ричардом Львиное сердце, мирный договор был подписан всё же на условиях Салах ад-Дина.

Образ благородного и мудрого Саладина часто используется в фильмах о крестовых походах и литературе.

Национальное государство курдов никогда не существовало?

Это гипотеза не соответствует истине.

Истории известны несколько национальных курдских государств. Самым долговечным из них оказалось Ардаланское ханство, которое находилось в приграничных районах Османской империи и Персии и прекратило своё существование только в XIX веке. В разное время, начиная с XVI века, ханство становилось вассальным государством по отношению к Османской империи или Персии, а временами было полностью независимым.

Более поздние, созданные курдами, государственные образования не были признаны мировым сообществом и просуществовали очень недолго.

Араратская Курдская Республика - самопровозглашённое государство курдов, находилось на территории современной Турции, существовало в 1927-1930 годах.

Королевство Курдистан - самопровозглашённое государство, созданное на территории современного Иракского Курдистана, существовало в 1921-1924 годах

Мехабадская республика - самопровозглашённое курдское государство в иранском Курдистане, просуществовало всего 11 месяцев в 1946 году.

Курдский вопрос

Организованное сопротивление курдов с целью самоопределения и создания независимого Курдистана явно начинает проявляться только в XIX веке и усиливается в XX веке. Это было связано с притеснениями и репрессиями курдского народа правящими режимами, иногда с целью насильственной ассимиляции. Наиболее серьезные столкновения произошли в Турции во времена правления Мустафы Кемаля Ататюрка. Данные курдам обещания расширенных свобод и автономии в обмен на поддержку в Войне за независимость не были выполнены после победы. Последовавшие восстания были жестоко подавлены, курдам было официально запрещено говорить на родном языке, табуировались слова «Курдистан» и «курды» – с тех пор их полагалось именовать горными турками.

Наибольшей автономией в настоящее время обладает Иракский Курдистан, которую он получил после свержения Саддама Хусейна, а курд Джаляль Хусамаддин Талабани с 2005 по 2014 гг являлся президентом Ирака.

Война в Сирии, вернее её окончание и последующая возможная демократизация открывает уже перед сирийскими курдами возможности получения автономии. Самым ярым противником курдского самоопределения по-прежнему остается Турция, опасаясь курдского сепаратизма в самой Турции.

3. Отношение курдов к евреям

Читатель мало что знает об отношении курдов к евреям, а между тем этот вопрос не лишен интереса, поскольку он связан с любопытной и малоизученной формой восточного еврейства. Среди них имеются таты - горские евреи Кавказа, говорящие на иранском диалекте; это персидские евреи со своей святыней - могилой Эстер Хатун в Хамадане и гетто Джубара в Исфагане, живущие, впрочем, и далее до самой Бухары; по всей территории Курдистана разбросаны по селениям и предместьям еврейские общины. Эти израильтяне говорят на восточноарамейском диалекте, распространенном и среди христианских народностей (ассиро-халдеи, несториане, якобиты). Они живут торговлей и мелкими ремеслами.

К евреям иногда обращаются в тех случаях, когда нужно выполнить деликатную дипломатическую миссию, например добиться у заносчивого курдского аги согласия на брак с его дочерью. Евреи и курды живут в тесном общении друг с другом: вспомним, как, например, сказитель-еврей Пинхас исполнял для Сосина сказания о народном герое курдов Езданшире. Следует упомянуть здесь о гипотезе американского миссионера Гранта, посетившего несториан-горцев в 1840 году и предположившего, будто они потомки плененных евреев из Вавилона («исчезнувшие племена»).

Анализируя здесь вопрос об отношении курдов ко всем народностям, чуждым им в религиозном и национальном плане, я не буду останавливаться на отношении их к христианам, поскольку мы уже касались этой темы в предыдущих главах (см. гл. IV и IX). Заметим, кстати, что понятия «религия» и «национальность», как мы уже говорили в гл. VIII, нередко совпадают на мусульманском Востоке. Очень возможно, что в некоторые эпохи (войны Саладина с крестоносцами, борьба шеддадидов с армянами, грузинами, византийцами) «священная война» вдохновлялась мусульманским фанатизмом курдов; было бы, однако, непростительной ошибкой забывать при этом, что и христиане воевали против ислама во имя религии! В наше время, судя по авторитетным высказываниям шейха Обейдуллы, Сурейя-бек Бадр-хана, муллы Сайда и других, курды уже понимают, что фанатизм способен лишь повредить им в общественном мнении и тем нанести ущерб освободительному движению. История курдов тесно переплетена с историей христиан. В фундированной работе проф. Н. Я. Марра, посвященной езидизму, мы находим любопытные данные, подтверждающие эту мысль. Мне также удалось собрать кое-какие факты, свидетельствующие, что часть курдов в давние времена исповедовала христианство 1) ; тем самым я внес свой скромный вклад в подтверждение тезиса, с таким блеском выдвинутого моим великим соотечественником.

1) См. мою статью «Курды и христианство», в «Revue de 1"Histoire des Religions», 1922.

В. Язычество курдов в Армении

Итак, продолжает Марр, народно-религиозная языческая закваска могла быть внесена уже непосредственно курдскими массами в мусульманский мир Малой Азии. Курды влились в среду сельджуков и момент зарождения в ней мусульманства на обломках официальнон христианской религии, истощенной борьбой против народных религиозных движений. Когда в географических рамках дуги, протянувшейся от гор Исаврии до гор северо-западной Армении, сформировался новый религиозный мир - ислам, - он столкнулся с сопротивлением народно-религиозных движений. Это был дервишизм, а именно, по утверждению проф. В. Д. Смирнова 1) , манихейство. Мы имеем в виду не отвлеченный, всеобщий, космополитический дервишизм, но лишь ту его форму, которую он принял в интересующей нас среде. Наряду с дуализмом мы встречаем в нем символику цвета одежды 2) , значение формы и цвета головного убора (kolah) 3) , мистический смысл круга 4) , тайную роль света 5) , радения с пением и экстазами - иначе говоря, все черты, присущие и езидизму. Разумеется, дервишский орден (mevlevi), обладавший известной литературной культурой в период его формирования в Конии в XII веке, не мог ограничить свою эволюцию рамками одного только езидизма. Вся духовная атмосфера была насыщена идеей внутреннего обновления человека путем непосредственного общения с богом, вне церковной обрядности и иерархии. В соседней Армении в X и XI веках шла ожесточенная борьба церкви против народных-религиозных течений. Среди последних мы остановимся на идеях дервишизма, которые проповедовал в начале XI века Иаков Харкский (Харк-Баязитский пашалык). Босые, в одежде из грубой шерсти, его ученики, даже из среды знати, но большей частью из народа, призыали к чистоте нравов, посту, покаянию и самоусовершенствованию, отрицая духовенство и обряды официальной церкви 6) . Это мощное народное религиозное движение, поставившее себя выше религиозных предубеждений, увлекало не одни только христианские общины. Прежде чем искать в Индии или Александрии основы дервишизма, определенного во времени и месте, как, например, ионийский дервишизм при сельджуках, следовало бы пролить свет на связи, неизбежно возникавшие между двумя религиозными течениями, столь близкими географически и хронологически. Не следует забывать о «значительном религиозном влиянии» Армении в Малой Азии XI и XII веков 7) , которое только теперь начинают признавать.
___________________________________
1) V. D. Smirnоv, Le Christianisme des Turcs et le soufisme derviche, p. 125.
2) John Brown, The Dervisches or oriental spiritualism, London, p. 53.
3) Ibid., p. 56.
4) Ibid., p. 54.
5) Ibid., p. 57, 65.
6) Cм. M. Wagner, op. cit., S. 262-263.
7) См. Gerhard Picker, Die Phundagiagiten; Ein Beitrag zur Ketzergeschichte der Byzantinischen Mittelalters

Очаги дервишизма сельджуков в Сивасе и Конин возникали под влиянием народно-религиозных традиций, не западных, а восточных, и притом наиболее близких 1) . Общее указание на христианский источник мы не можем считать достаточным, как это делал Уинфильд, ссылавшийся на тождественность суфийского слова «любовь» ("ichq) с άγάπη Нового завета 2) . Нам важно не происхождение идентичных понятии, выступающих в самом общем виде и потому абстрактных, но интересна родственность религиозных течений, определенных но месту и времени и принявших конкретные формы. Если факт пребывания благочестивой Рабин в Иерусалиме в 752 году может помочь нам и определении источников суфизма сельджуков, то еще большего внимания заслуживает несомненно установленный факт, что Джелал-Эддин сжился с близкой ему по духу армянской средой: ведь он провел четыре года в Эрзинджане 3) .

Помимо езидизма, среди курдов-немусульман бытует ряд народно-религиозных верований, являющихся пережитками язычества, более или менее сродных езидизму. Некоторые езиды называют себя дасынами; проф. Хвольсон отождествляет их с дайцанитами, последователями Бар-Дайцана 4) . Несколько дальше стоит секта ахле-хакк, хотя по происхождению она близка к курдскому езидизму. К югу от Эрдзинджана, в чьих стенах проповедовал свое учение Джелал-Эддин Руми, основатель конийского дервишизма, высятся горы Дерсим. Там и по сей день живут курды, долгое время считавшиеся мусульманами, но в действительности близкие к езидам. Их называют то таджиками, то кизылбашами. Они сохраняли независимость вплоть до пятидесятых годов прошлого века и могли выставить войско в 30-40 тысяч человек. Разумеется, в древности среди курдов было гораздо больше езидов. По мере того как курды приобщались к исламу, сила и значение езидизма падали, однако курды не могли полностью отрешиться от своих исконных верований. И быть может, дервишизм, зародившийся в Конии, лишь утвердил никогда не исчезавшие пережитки родовых верований или возродил их а среде курдов, которые уже задолго до того приняли мусульманство и отуречились.
___________________________________
1) См. проф. В. Бартольд, «Энциклопедия ислама», т. I, 1913, стр. 852. «Язычество курдов оказало явное влияние на религиозную жизнь мусульман, и в частности па дервишей Малой Азии; сходную картину дает курдская секта ахле-хакк, очень распространенная в Персии».
2) Whinfield, Methnevi of Djelal-oud-Din Roumi: Никольсон полагает, что Уинфильд преувеличивает роль христианства в формировании суфизма (см. «Selected Poems from the Divani Shamsi Tabriz!, Cambridge, 1898, XXXV, n. 3).
3) Nicholson, op. cit., p. XVII.
4) Сhwоlsоn, Die Ssabier, S. 812.

Итак, по мнению Марра, езидизм является собственно курдской религией, существовавшей среди курдов до их приобщения к исламу и сильно сдавшей свои позиции после проникновения мусульманства в жизнь этого парода. Аргументы Марра, приведенные им в 1911 году, выглядят убедительными; пользуясь своей широкой эрудицией, ученый старается показать влияние, которое оказывали друг на друга религиозная среда Армении и Малой Азии, с одной стороны, и курдов - с другой. Выше мы говорили о более поздних взглядах на езидизм.

Продолжим изложение теории Марра, представляющей интерес не только для изучающих историю курдов, но и вообще для всех, не безразличных к судьбам религиозных идей, тем более что труд русского ученого остался неизвестным на Западе.

Курды - крупнейшая в мире нация без государства. Вместе с тем, рядовому обывателю, практически ничего не известно об этом гордом и загадочном народе.

Кто такие курды?

Курды - древний народ, объединяющий множество племён и населяющий преимущественно горную область Передней Азии, называемую Курдистаном. Современный Курдистан расположен на территориях Турции , Ирака , Ирана и Сирии . Курды ведут полукочевой образ жизни, основные их занятия - скотоводство и земледелие.

Точное происхождение курдов учеными не установлено. Предками курдов называют и скифов, и древних мидийцев. Ученые доказывают близость курдского народа к азербайджанскому, армянскому, грузинскому и еврейскому народам.

Большинство курдов исповедует ислам. Есть среди них также христиане, иудеи и езиды.

Точная численность курдов неизвестна

Всего в мире проживает от 20 до 40 миллионов курдов:13–18 миллионов - в Турции, 3,5–8 миллионов - в Иране, в Ираке - более 6 миллионов, в Сирии - почти 2 миллиона, ещё около 2,5 миллионов кудров живут общинами в странах Европы, Азии и Америки. Точная численность этого народа неизвестна, поскольку в областях, населенных курдами, перепись населения никогда не проводилась.

След в истории

Курдистан, благодаря центральному геополитическому расположению на Ближнем востоке, со времен Месопотамии был театром завоевательных войн, междоусобиц и грабительских набегов. Во времена арабского завоевания большинство курдов приняли ислам.

При династии арабских халифов Аббасидов, пришедшей к власти в 750 году, все мусульмане других народов были уравнены в правах с арабами. Это привело к миру в Халифате, а у представителей неарабских народов появилось больше возможностей сделать политическую карьеру. По всей видимости, курды неплохо ладили с арабами, ведь их соотечественник Джабан Сахаби был сподвижником пророка Мухаммеда.

После распада Халифата и вторжения турок национальное государство курдов так и не было создано. При этом выходцы из этого народы нередко становились правителями других народов. Ими были основаны династии Айюбидов, правившая на Ближнем востоке в 1169-1525, и Шеддадидов, правившая в Закавказье в XI-XII веках.

В XVI веке Курдистан был поделен между турками, захватившими практически весь Ближний восток, и персами. На протяжении веков курды играли значительную роль в пограничных войнах Турции и Ирана, а правители обеих стран не слишком вмешивались во внутренние дела Курдистана, где местными делами управляли вожди племён.

А вот основанная курдами династия Сефевидов правила с начала XIV века в иранской провинции Азербайджан , а в 1501-1722 и 1729-1736 годах - всей Персией.

Знаменитый восточный правитель и полководец Саладин был курдом.

Немногие знают, что султан Салах ад-Дин, основатель династии Айюбидов, правитель практически всего Ближнего востока и Северной Африки XII века, был курдом. Он известен в Европе под именем Саладин, прежде всего, как талантливый полководец и предводитель сарацин в противостоянии с крестоносцами.

Например, в битве при Хаттине Саладин наголову разгромил крестоносцев, весь цвет рыцарства либо погиб, либо оказался у него в плену, включая короля Иерусалимского. После победы он захватил Иерусалим , поступив крайне благородно по тем временам по отношению к побежденным: всем желающим было разрешено покинуть город и сохранить имущество (которое могли увезти с собой) за небольшой выкуп.

В последствии, несмотря на переменный успех войны с одиозным предводителем третьего крестового похода, Ричардом Львиное сердце, мирный договор был подписан всё же на условиях Салах ад-Дина.

Образ благородного и мудрого Саладина часто используется в фильмах о крестовых походах и литературе.

Национальное государство курдов никогда не существовало?

Истории известны несколько национальных курдских государств. Самым долговечным из них оказалось Ардаланское ханство, которое находилось в приграничных районах Османской империи и Персии и прекратило своё существование только в XIX веке. В разное время, начиная с XVI века, ханство становилось вассальным государством по отношению к Османской империи или Персии, а временами было полностью независимым.

Более поздние, созданные курдами, государственные образования не были признаны мировым сообществом и просуществовали очень недолго.

Араратская Курдская Республика - самопровозглашённое государство курдов, находилось на территории современной Турции, существовало в 1927-1930 годах.

Королевство Курдистан - самопровозглашённое государство, созданное на территории современного Иракского Курдистана, существовало в 1921-1924 годах

Мехабадская республика - самопровозглашённое курдское государство в иранском Курдистане, просуществовало всего 11 месяцев в 1946 году.

Курдский вопрос

Организованное сопротивление курдов с целью самоопределения и создания независимого Курдистана явно начинает проявляться только в XIX веке и усиливается в XX веке. Это было связано с притеснениями и репрессиями курдского народа правящими режимами, иногда с целью насильственной ассимиляции. Наиболее серьезные столкновения произошли в Турции во времена правления Мустафы Кемаля Ататюрка.

Данные курдам обещания расширенных свобод и автономии в обмен на поддержку в Войне за независимость не были выполнены после победы. Последовавшие восстания были жестоко подавлены, курдам было официально запрещено говорить на родном языке, табуировались слова «Курдистан» и «курды» - с тех пор их полагалось именовать горными турками.

Наибольшей автономией в настоящее время обладает Иракский Курдистан, которую он получил после свержения Саддама Хусейна, а курд Джаляль Хусамаддин Талабани с 2005 по 2014 гг являлся президентом Ирака.

Война в Сирии, вернее её окончание и последующая возможная демократизация открывает уже перед сирийскими курдами возможности получения автономии. Самым ярым противником курдского самоопределения по-прежнему остается Турция, опасаясь курдского сепаратизма в самой Турции.

Кто такие Пешмерга?

Часто в новостных лентах о военных событиях на Ближнем востоке мелькает информация о пешмерга - курдских отрядах самообороны.

Жизнь в условиях постоянной опасности приучила курдов всегда быть готовыми к войне, а в последние десятилетия многократно выросла угроза со стороны радикальных исламистов.

Отряды самообороны были созданы в конце XIX века и с тех пор проявили себя во всех конфликтах, которые так или иначе затрагивали территорию Курдистана. Буквально пешмерга означает «стоящие перед смертью».

Образ современного воина пешмерга как бородатого мужика с АКМ не соответствует действительности. На сегодняшний день это хорошо экипированные бойцы, а сами отряды представляют практически регулярную армию с тяжелой артиллерией и бронетехникой. Формирования пешмерга признаются одной из наиболее боеспособных сил на Ближнем востоке и насчитывают 150 000 - 200 000 бойцов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!