На косы брошенном. А

Александр Блок написал это интересное стихотворение в 1910 году. А интересно оно тем, что сам поэт сделал примечание о том, что это некое подражание одному из эпизодов произведения Льва Толстого «Воскресение».

Говоря о сюжете: это достаточно печальная картина. Жизнь молодой девушки, которая надеялась на счастье в жизни. Но обрела лишь смерть. Создается впечатление, что лирический герой знал юную особу, наблюдал за ее судьбой. Он и жалеет ее, и в то же время из некоторых строк можно заметить, что девушка сама пошла не тем жизненным путем. Действие разворачивается на перроне железнодорожной станции, где юная особа пытается найти отклик в сердцах пассажиров из проносившихся мимо вагонов. Почему она ждет счастья именно в таком месте? Отчего же шагает в итоге в пропасть небытия? Много вопросов возникает по мере чтения творения А. Блока. Заранее Блок пишет строки «Не подходите к ней с вопросами, Вам все равно, а ей-довольно». Кажется, будто Блок хотел сказать о том, что читатель, словно равнодушный пассажир, он так же пронесется мимо, закончив читать. И все же, можно предположить, что девушка искала счастья на перроне, потому что надеялась найти отраду хотя бы у незнакомцев, ведь она была одинока.

Очень искусно А. Блок подбирает выражения в своем творении, чтобы передать основную тему. К примеру в седьмой строфе есть строчка «Так мчалась юность бесполезная». Такое броское слово «бесполезная» дает понять, что героиня никому не нужна, никто не знает о ней, только лирический герой и читатель обращает свое внимание на судьбу девушки.

Печальная судьба притягивает к образу несчастной души. Пожалуй, это одно из тех стихотворений, в которых не нужно лишний раз искать смысла, на него просто стоит обратить внимание, как на его героиню.

Анализ стихотворения Блока На железной дороге

Александр Блок написал произведение, в жанре стихотворение, которое назвал «На железной дороге». Это было сделано в 1910 году. Также, критики причисляют это произведение в его сборник стихов, или же цикл под названием «Одина». И возможно, недаром. Так как в стихотворение блока присутствует множество элементов, которые сами по себе являются иллюстрациями России, которая еще когда-то не была революционной.

То есть дореволюционная Россия – это важное, что хотел показать в своем произведении Блок. Кроме того, главные герои также присутствуют. Это – красивая, причем молодая женщина. Кроме того – ее возлюбленный. Но с первых же строк стихотворения становиться понятно, что она – мертва. Так как сюжет таков – она погибла, после того, как кинулась под колеса поезда.

Но дело в том, то она специально сделала так. Ведь все дело в том, что жизнь настолько тяжела, как ей казалось в тот момент. Блок дальше развивает эту мысль, и читатели видят, что все не так просто. Ведь была же любовь, такая сильная и страстная, но все казалось, погибло в один момент.

Недаром Александр Блок выбрал такой сюжет. Ведь он навеян именно произведениями Льва Толстого. Особенно, тема произведениями, в которых погибают трагично главные герои, и это «Анна Каренина», и даже «Воскресенье». Эти герои погибли, потому что для них стыд – стал на первом месте, а также – разочарование в том, что люди не оказались такими же, как они сами. Александр Блок смог представить сюжет в стихотворении так, что это не выглядит – нелепо или обыденно. Все кажется величавым, и очень трагичным.

Но кто сама героиня – трудно понять. И красива, и молода, но какого происхождения – не понятно. Но был один факт – эта женщина постоянно и регулярно приходила в одно и в, то же время провожать взглядами пассажиров, сходящих с поезда, и потом печально смотрела вслед уходящему поезду. Так было постоянно, а потом, в обычный день, - она умерла, таким образом, погибнув. Что конкретно заставило совершить этот поступок – не знает даже сам автор.

Анализ стихотворения На железной дороге по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Помощница Барто

    Произведение относится к детскому творчеству поэтессы, занимающему значительное место в поэзии автора, и является одной из составных частей цикла книг «Азбука».

    В центре событий стихотворения под названием «Ты не забыта» девушка, которая закончила жизнь самоубийством. Она была убита одной единственной пулей, которую она специально сберегла

А.А. Блок, по свидетельству хорошо знавших его людей, оказывал на окру-жающих колоссальное нравственное воздействие. «Вы больше человека и больше поэта, вы несете не свою, человеческую тяжесть», - писала ему Е. Караваева. М. Цветаева посвятила Блоку более двадцати стихотворений, называла его «сплош-ной совестью». В этих двух оценках, может быть, заключено главное в Блоке как личности.
А. Блок всегда очень тонко чувствовал биение пульса своей страны, своего народа, близко к сердцу принимал все перемены в жизни общества. После лири-ческого дневника, обращенного к Прекрасной Даме, в поэтический мир поэта входят новые темы, новые образы. Изменяется пейзаж: вместо горных высот и лучезарных горизонтов – болотная вязь или город с его страшными язвами. Если раньше для блока существовали лишь его личные переживания и его Небесная Дева, то теперь он видит рядом с собой людей, замученный нуждой, затерянных в лабиринте каменного города, задавленных беспросветностью и безысходностью нищеты и бесправия.
Одно за другим появляются стихотворения, в которых поэт выражает со-чувствие угнетенным и осуждает равнодушие «сытых». В 1910 году он пишет знаменитое стихотворение «На железной дороге».
Когда читаешь это стихотворение, то сразу же вспоминаются некрасовские строки о невыносимо тяжелой судьбе русской женщины. Особенно близка тема и идея стихотворения «Тройка». Мне кажется, что сюжеты и даже композиционная организация этих произведений перекликаются. Александр Блок как бы подхва-тывает тему, глубоко и всесторонне исследованную Николаем Некрасовым более полувека назад, и показывает, что мало что изменилось в судьбе русской женщи-ны. Она по-прежнему бесправна и угнетена, одинока и несчастлива. У нее нет бу-дущего. Юность проходит, в «пустых мечтах изнемогая». В мечтах о достойной жизни, о верном и внимательном друге, о счастливой семье, о покое и достатке. Но женщине из народа не вырваться из железных лап нужды и непосильной рабо-ты.
Сравним у Некрасова:
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
А вот у Блока:
Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною…
Скользнул – и поезд вдаль умчало.
Блоковское стихотворение более трагично: девушка бросилась под колеса паровоза, доведенная «тоской дорожной, железной» до отчаяния:
Под насыпью, во рву некошеном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая…
Самое страшное, что никто из окружающих не придал случившемуся осо-бого значения. «Вагоны шли привычной линией», несчастную «обводили ровным взглядом» и, думаю, через несколько минут забывали об увиденном. Равнодушие, бессердечие поразили общество. Это общество больно, больно нравственно. Сти-хотворение буквально кричит об этом:
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей – довольно:
Любовью, грустью иль колесами
Она раздавлена – все больно.
Стихотворение написано в реалистических традициях. Через все произве-дение проходит сквозной образ дороги. Железная дорога является не просто сим-волом трудного пути, но и безысходности, «чугунности» существования и омерт-вления души. Тема «гибели на пути» появляется в стихотворении с первой стро-фы и уходит уже за рамки произведения.
Пятистопный ямб чередуется с четырехстопным, создавая какой-то моно-тонно-заунывный ритм, постепенно переходящий в однообразный стук колес. По-езд в темноте превращается в страшное трехглазое чудовище (олицетворение). Поэт мастерски использует синекдоху: «молчали желтые и синие, в зеленых пла-кали и пели». По цвету вагонов мы узнаем об их пассажирах. В желтых и синих ехала богатая публика, а в зеленых – простой народ.
Эпитеты соответствуют настроению автора («блеклые кусты», «привычная» линия, рука «небрежная»). Яркие метафоры поражают точностью и своеобразием («пустынные глаза вагонов», «железная» тоска). Блок рисует в этом стихотворе-нии и обобщенный образ самодержавной России. Это жандарм, истуканом стоя-щий у жертвы, лежащей во рву.
После создания стихотворения «На железной дороге» Блок все чаще пишет стихи, представляющие собой сюжетные сцены о судьбах людей, загубленных, замученных, задавленных обстоятельствами, суровой действительностью. Все уг-лубляется в творчестве поэта разрыв между мечтой и действительностью, все бо-лее тесным кольцом окружает его унылая проза жизни. Поэта не покидает пред-чувствие надвигающейся катастрофы, ощущение неминуемой гибели старого ми-ра. Одной из главных тем в лирике Блока делается тема возмездия – возмездия обществу, которое сковало, заморозило, поработило человека, которое бросало под колеса своего железного равнодушия юных, молодых, сильных людей. После стихотворения «На железной дороге» он напишет:
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной беззвездный.
Беспечный брошен человек!
****
Двадцатый век…еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла.
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла) (Из поэмы «Возмездие»)

Читать стих «На железной дороге» Блока Александра Александровича и учить его не просто. Это связано с тем, что поэт – символист уводит читателя от основной сюжетной линии, придавая стихотворению особую смысловую нагрузку. Текст стихотворения Блока «На железной дороге» полон драматизма, тоски, особого внутреннего напряжения. Написано произведение было в 1910 году и посвящено гибели молодой женщины под колесами поезда. Оно как бы продолжает «железнодорожно-трамвайную» линию, начатую другими русскими писателями и поэтами: Л. Толстым в «Анне Карениной» и «Воскресенье», А. Ахматовой в стихотворении «Рельсы», Н. Гумилевым в стихотворении «Заблудившийся трамвай».

Блок рисует свою лирическую героиню женщиной «молодой», «красивой», сильной, способной тонко чувствовать и переживать. Её жизнь течет ровно, она незаметна для окружающих, а ей хочется иного, хочется, чтобы заметили, чтобы по ней не «скользили ровными взглядами», не ровняли её со стоящим рядом жандармом или растущими кустами. На уроках литературы в 11 классе учителя объясняют, что железная дорога в этом стихотворении – символ современной поэту жизни, где совершается бессмысленный круговорот событий, где все равнодушны к друг другу, где все обезличены, где нет ничего, кроме «тоски дорожной, железной». Жизнь в таком мире, где целые классы отгораживаются друг от друга железными стенами вагонов, невыносима. В таком мире человек может быть только жертвой, и, если счастье невозможно, если жизнь течет бессмысленно, если никто тебя не замечает, остается только умереть. Прочитав стихотворение полностью, начинаешь понимать, о чем говорит поэт. Он призывает обращать внимание на человека при жизни, а не проявлять праздное любопытство к нему после его кончины. Именно поэтому причины смерти героини поэт не раскрывает и не объясняет, что толкнуло ее на этот шаг, ведь всем все равно, а «ей - довольно».

Стихотворение Блока «На железной дороге» представлено на нашем сайте. С ним можно познакомиться в режиме онлайн, а можно скачать его для урока литературы.

Марии Павловне Ивановой

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих –
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул – и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…

Да что – давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей – довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена – все больно.

«На железной дороге» Александр Блок

Марии Павловне Ивановой

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул — и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…

Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.

Анализ стихотворения Блока «На железной дороге»

Стихотворение Александра Блока «На железной дороге», написанное в 1910 году, входит в цикл «Одина» и является одной из иллюстраций дореволюционной России. Сюжет, по признанию самого автора, навеян произведениями Льва Толстого. В частности, «Анной Карениной» и «Воскресеньем», главные героини которых погибают, не в силах пережить собственного позора и утратив веру с любовь.

Картина, которую мастерски воссоздал в своем произведении Александр Блок, величественная и печальная. На железнодорожной насыпи лежит молодая красивая женщина, «как живая», однако уже с первых строк явно, что она погибла. Причем, не случайно, а бросилась под колеса проходящего поезда. Что заставило ее совершить этот страшный и бессмысленный поступок? Ответ на этот вопрос Александр Блок не дает, считая, что если при жизни его героиня не была никому нужно, то после ее смерти тем более нет смысла искать мотивацию самоубийству. Автор лишь констатирует свершившийся факт и рассказывает о судьбе той, которая погибла в расцвете сил .

Кто она была – понять сложно. То ли благородная дворянка, то ли простолюдинка. Возможно, она принадлежала к достаточно огромной касте дам легкого поведения. Однако тот факт, что красивая и молодая женщина регулярно приходила на железную дорогу и провожала взглядом поезда, ища в респектабельных вагонах знакомое лицо, говорит об очень многом. Вполне вероятно, что, как и толстовская Катенька Маслова, она была соблазнена мужчиной, который впоследствии ее бросил и уехал. Но героиня стихотворения «на железной дороге» до последнего момента верила в чудо и надеялась, что возлюбленный вернется и увезет ее с собой.

Но чуда не случилось, и вскоре фигура молодой женщины, постоянно встречающей поезда на железнодорожной платформе, стала неотъемлемой часть унылого провинциального пейзажа. Путешественники в мягких вагонах, несущих их к куда более привлекательной жизни, холодно и безразлично скользили по таинственной незнакомке взглядами, и она не вызывала у них абсолютно никакого интереса, равно, как и пролетающие за окном сады, леса и луга, а также представительная фигура полицейского, дежурившего на вокзале.

Можно лишь предположить, сколько часов, полных тайно надежды и волнений, провела героиня стихотворения на железной дороге. Однако никому не было до нее совершенно никакого дела. Разноцветные вагоны носили вдаль тысячи людей, и лишь однажды бравый гусар одарил красавицу «улыбкою нежную», ничего не значащей и такой же эфемерной, как мечты женщины. Следует учитывать, что собирательный образ героини стихотворения Александра Блока «На железной дороге» является вполне типичным для начала 20 века . Кардинальные изменения в обществе наделили женщин свободой, однако далеко не все из них смогли правильно распорядиться этим бесценным даром. К числу представительниц слабого пола, которые не сумели преодолеть общественное презрение и вынуждены были быть обречены на жизнь, полную грязи, боли и страданий, безусловно, относится и героиня этого стихотворения. Понимая всю безвыходности ситуации, женщина решает покончить жизнь самоубийством, надеясь таким нехитрым образом сразу же избавиться от всех проблем. Однако, по мнению поэта, не так уж важно, кто или что убили молодую женщину в расцвете лет – поезд, несчастная любовь или же предрассудки. Важно лишь то, что она мертва, и эта смерть – одна из тысяч жертв в угоду общественному мнению, которое ставят женщину на гораздо более низкую ступень, чем мужчину, и не прощает ей даже самых незначительных ошибок, заставляя искупать их собственной жизнью.

Стихотворение А. Блока "На железной дороге" начинается с описания гибели героини – молодой женщины. К смерти ее возвращает нас автор и в конце произведения. Композиция стиха, таким образом, кольцевая, замкнутая.

На железной дороге
Марии Павловне Ивановой
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом...

В стихотворении «На железной дороге» можно отыскать множество других символов. Символом пути – судьбы выступает железная дорога. Изображая непрерывные вереницы пассажирских вагонов, Блок задает тему дороги, жизненного пути человека. Люди постоянно переходят из вагона в вагон, кому – то сопутствует удача, кто – то терпит горечь поражения. Жизнь людей проходит в постоянном движении. Поезд, паровоз, станция – символ этапа или момента пути. Но путь, дорога еще и предвестники исхода, к которому каждый человек движется, как к обрыву. Может быть, поэт воспринимал этот исход как смерть старой России и рождение новой, которую весь народ ждал с нетерпением. Железная дорога – это знак страшного мира, безжалостного к людям.
В большей части стихотворения поэт пишет о прошлом, но оно неразрывно связано с настоящим.
Интересна и цветовая гамма стихотворения. Цвет поэзии Блока – средство выражения эмоциональной оценки, отношения к образам. По цветовой гамме первое и последнее четверостишие практически не содержат красок, они бесцветны. В прошлом, в другом мире - иной колорит. Здесь и «яркие глаза» (огни) набегающего поезда, и нежный, живой румянец на щеках этой девушки, и многоцветие вагонов (видимо, разделение по классам), Синий – цвет неба, возвышенный – вагоны для богатых, желтый – яркий, режущий глаза цвет тепла и в то же время болезни – средний класс, а зеленый – цвет травы, близости к земле – вагоны третьего класса. Примечательно, что вид с платформы совершенно иной, нежели вид из-за стекол вагонов. Изнутри мир виден в блеклых, бесцветных тонах. Единственный яркий, резкий цвет в вагоне – алый. Он может символизировать кровь, раздражение, агрессию и жестокость этих людей. Снаружи растут лесные деревья, за лесом – длинная платформа, на ней – навес. Цветовая гамма не приглушенная, но довольно спокойная. Зеленый цвет деревьев, по-видимому, синяя форма жандарма и, скорее всего, деревянная платформа. Блок намеренно не дает «цветовых» определений к некоторым словам, предоставляя читателю возможность в собственном воображении представить эту картину.
В стихотворении автор использует прием обратного повествования, то есть начинает с гибели героини, трагедии, постепенно раскрывая предшествующие события.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!