Наблюдение измерение сравнение и эксперимент тесты. Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение, описание, моделирование

В работе использовались методы эмпирического и теоретического познания. Среди методов теоретического познания использовались: постановка проблемы, постановка гипотезы, анализ и синтез . Среди методов эмпирического познания применялись обследование, наблюдение, измерение, опрос, тестирование, сравнение, описание и моделирование .

1. Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства, подчиненное задачам научного исследования.

Основные требования к научному наблюдению:

  • 1) Однозначность цели и замысла
  • 2) Объективность
  • 3) Системность в методах наблюдения
  • 4) Возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента .

Результатами наблюдения являются опытные данные, а возможно - с учетом первичной (автоматической) обработки первичной информации - схемы, графики, диаграммы. Структурные компоненты наблюдения: сам наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения, средства наблюдения (установки, приборы, измерительные инструменты, а также специальная терминология в дополнение к естественному языку).

Научное наблюдение складывается из следующих процедур:

  • 1) Определение цели наблюдения (для чего? с какой целью?)
  • 2) Выбор объекта, процесса, ситуации (что наблюдать?)
  • 3) Выбор способа и частоты наблюдений (как наблюдать?)
  • 4) Выбор способов регистрации наблюдаемого объекта, явления (как фиксировать полученную информацию?)
  • 5) Обработка и интерпретация полученной информации (какой результат?)

Активность исследователя в акте наблюдения связана с теоретической обусловленностью содержания результатов наблюдения. В наблюдении участвует не только чувственная, но и рациональная способность в форме теоретических установок и научных стандартов. Как говорится, «ученый смотрит глазами, но видит головой».

Активность наблюдения проявляется также в отборе и конструировании средств наблюдения.

Существуют два главных вида наблюдения: качественное и количественное. Качественное наблюдение было известно людям и использовалось ими с древнейших времен -- задолго до появления науки в ее нынешнем понимании. Использование количественных наблюдений совпадает с самим становлением науки в Новое время. Количественные наблюдения связаны, естественно, с успехами в развитии теории измерений и измерительной техники. Переход к измерениям и появление количественных наблюдений означали и подготовку математизации науки.

В наблюдении субъект познания получает чрезвычайно ценную информацию об объекте, которую обычно невозможно получить никаким иным способом. Данные наблюдения обладают огромной информативностью, сообщая об объекте уникальные сведения, присущие только этому объекту в этот момент времени и в данных условиях. Результаты наблюдения составляют основу фактов, а факты, как известно, - это воздух науки.

Характеристики научного наблюдения: 1. Целенаправленность. Наблюдение изначально должно быть ориентировано на фиксацию качеств, характеристик, которые направлены на исследование. 2. Планомерность- план, определенный порядок по которому осуществляется наблюдение. 3. Конкретизация научного наблюдения. 4. В научном наблюдении не оказывается влияния на объект. 5. Проверка наблюдения в разных условиях.

Наблюдение:

  • 1. Вооруженное (с помощью технических средств) и невооруженное.
  • 2. Полевое и лабораторное.
  • 3. Непосредственное и опосредованное.
  • 4. Прямое и косвенное (исследование основано на совокупности чужих данных).
  • 2. Измерение - это познавательный процесс, заключающийся в сравнении данной величины с некоторым ее значением, принятым за эталон сравнения .

Измерение есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон.

В отличие от сравнения, измерение является более мощным и универсальным познавательным средством. При прямом измерении результат получается непосредственно из самого процесса измерения (например, в спортивных соревнованиях измерение длины прыжка при помощи рулетки, измерение длины ковровых покрытий в магазине и т.п.). При косвенном измерении искомая величина определяется математическим путем на основе знания других величин, полученных прямым измерением. Например, зная размер и вес строительного кирпича, можно измерить удельное давление (при соответствующих расчетах), которое должен выдержать кирпич при строительстве многоэтажных домов. Ценность измерений видна уже хотя бы из того, что они дают точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности. В результате измерений могут быть установлены такие факты, сделаны такие эмпирические открытия, которые приводят к коренной ломке устоявшихся в науке представлений. Это касается в первую очередь уникальных, выдающихся измерений, представляющих собой очень важные вехи в истории науки. Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность. Практика показывает, что главными путями повышения точности измерений нужно считать:

  • - совершенствование качества измерительных приборов, действующих на основе некоторых утвердившихся принципов;
  • - создание приборов, действующих на основе новейших научных открытий.

Можно выделить определенную структуру измерения, включающую следующие элементы:

  • 1) познающий субъект, осуществляющий измерение с определенными познавательными целями;
  • 2) средства измерения, среди которых могут быть как приборы и инструменты, сконструированные человеком, так и предметы и процессы, данные природой;
  • 3) объект измерения, то есть измеряемая величина или свойство, к которому применима процедура сравнения;
  • 4) способ или метод измерения, который представляет собой совокупность практических действий, операций, выполняемых с помощью измерительных приборов и включает в себя также определенные логические и вычислительные процедуры;
  • 5) результат измерения, который представляет собой именованное число, выражаемое с помощью соответствующих наименований или знаков .
  • 3. Сравнение

Это один из наиболее распространенных и универсальных методов исследования. Известный афоризм "все познается в сравнении" -- лучшее тому доказательство. Сравнение - это соотношение между двумя целыми числами а и b, означающие, что разность (а -- b) этих чисел делится на заданное целое число т, называемое модулем С. В исследовании сравнением называется установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закона. Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям. 1. Сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Нельзя сравнивать заведомо несравнимые вещи, - это ничего не дает. В лучшем случае здесь можно только к поверхностным и потому бесплодным аналогиям. 2. Сравнение должно осуществляться по наиболее важным признакам Сравнение по несущественным признакам может легко привести к заблуждению. Так, формально сравнивая работу предприятий, выпускающих один и тот же вид продукции, можно найти в их деятельности много общего. Если при этом будет упущено сравнение по таким важнейшим параметрам, как уровень производства, себестоимость продукции, различные условия, в которых функционируют сравниваемые предприятия, то легко прийти к методологической ошибке, ведущей к односторонним выводам. Если же учесть эти параметры, то станет ясным, в чем причина и где кроются действительные истоки методологической ошибки. Такое сравнение уже даст истинное, соответствующее реальному положению дел представление о рассматриваемых явлениях. Различные интересующие исследователя объекты могут сравниваться непосредственно или опосредованно - через сравнение их с каким-либо третьим объектом. В первом случае обычно получают качественные результаты (больше - меньше; светлее - темнее; выше -ниже и т.д.). Однако уже при таком сравнении можно получить простейшие количественные характеристики, выражающие в числовой форме количественные различия между объектами (больше в 2 раза, выше в 3 раза и т.п.). Когда же объекты сравниваются с каким-либо третьим объектом, выступающим в качестве эталона, количественные характеристики приобретают особую ценность, поскольку они описывают объекты безотносительно друг к другу, дают более глубокое и подробное знание о них.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она очень часто выступает в качестве непосредственного результата сравнения. Например, установление каких-либо соотношений между объектами, обнаружение различия или сходства между ними есть информация, получаемая непосредственно при сравнении. Эту информацию можно назвать первичной. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее распространенным и наиболее важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии. Для того, чтобы увеличить вероятность получения истинного знания об объекте, нужно иметь в виду следующее: умозаключение по аналогии дает тем более истинное значение, чем больше сходных признаков мы обнаружим у сравниваемых объектов; истинность вывода по аналогии находится в прямой зависимости от существенности сходных черт объектов, даже большое количество сходных, но не существенных признаков, может привести к ложному выводу; чем глубже взаимосвязь обнаруженных у объекта признаков, тем выше вероятность ложного вывода; общее сходство двух объектов не является основанием для умозаключения по аналогии, если у того из них, относительно которого делается вывод, есть признак, несовместимый с переносимым признаком. Иначе говоря, для получения истинного вывода надо учитывать не только характер сходства, но и характер различия объектов.

Процедура сравнения включает в себя с одной стороны способ, которым может быть осуществлена операция сравнения, с другой - соответствующую операционную ситуацию. Любое наше утверждение о тождестве или различии каких-либо предметов имеет определенный и точный смысл лишь тогда, когда мы можем указать соответствующую процедуру сравнения в рамках той или иной познавательной позиции. Сравнение не только повышает познавательную ценность наблюдения, но и выполняет семантическую функцию, то есть помогает выявить смысл наших утверждений .

4. Моделирование - это метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей.

Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей. В физике изучаются процессы взаимодействия и изменения объектов, в химии - их химический состав, в биологии - строение и поведение живых организмов и т.д.

Модель - некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса. Этот метод основан на принципе подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект.

Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.д. Различают ряд видов моделирования:

1. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта. Например, модель моста, плотины, модель крыла

самолета и т.д.

  • 2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением. Примером могут служить электрические модели, используемые для изучения механических, гидродинамических и акустических явлений.
  • 3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы. Роль знаковых моделей особенно возросла с расширением масштабов применения ЭВМ при построении знаковых моделей.
  • 4. Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер. Примером может в данном случае служить модель атома, предложенная в свое время Бором.
  • 5. Наконец, особым видом моделирования является включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания.

С моделированием органически связана идеализация - мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий прообраз или аналог в реальном мире. Примерами построенных этим методом идеальных объектов являются геометрические понятия точки, линии, плоскости и т.д. С подобного рода идеальными объектами оперируют все науки - идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно-экономическая формация, государство и т.д. .

Как мы познаём мир? Ответ очень прост - созерцая. Наблюдение - это основа познания реальности и начало любого целенаправленного процесса. Оно вызывает интерес, а тот, в свою очередь, мотивирует к действиям, которые формируют результат.

Наблюдение - метод знакомства с миром

Мы используем метод наблюдения в повседневной жизни, даже не задумываясь над этим. Когда смотрим в окно, чтобы увидеть, какая погода, ожидаем свою маршрутку на остановке, посещаем зоопарк или кинотеатр и даже просто прогуливаемся - мы наблюдаем. Эта способность - огромный дар, без которого трудно представить будни человека.

Каждая профессия требует такого умения. Продавцу необходимо научиться определять предпочтения покупателей, доктору - симптомы болезни, преподавателю - уровень знаний студентов. Работа повара требует постоянного контроля за процессом приготовления блюд. Как видите, все мы, даже не задумываясь, используем метод наблюдения каждый день.

Когда мы учимся наблюдать?

То, как ребёнок воспринимает мир, отличается от восприятия взрослого человека. Увидеть что-то новое - это неожиданность для ребёнка, вызывающая желание дальнейших исследований. Наблюдение в детском возрасте развивает любознательность малыша и таким образом формирует его восприятие окружающей реальности.

Научить ребёнка наблюдать - задача взрослого. В детских садах специально с этой целью проводятся занятия, где дети учатся активному восприятию природы. «Смотреть» и «видеть» - это несколько разные понятия. Ребёнок должен не просто бездумно созерцать, а учиться понимать, что же на самом деле он видит, сравнивать, сопоставлять. Такие умения приходят постепенно. Детские наблюдения - это база для формирования правильных представлений об окружающем мире. Именно они ложатся в основу логического мышления человека.

Общее понятие термина "наблюдение"

Рассматриваемое понятие - очень многогранное и разностороннее. Мы привыкли понимать под наблюдением целенаправленный, специально организованный метод активного восприятия какого-либо процесса, применяющийся для сбора данных. Какая это будет информация - зависит от объекта наблюдения, условий проведения и от целей, которые должны быть достигнуты.

Повседневные, нецелевые наблюдения бытовых процессов дают нам знания, опыт и помогают принять решение об осуществлении тех или иных действий. Намеренно организованное наблюдение - это источник точных данных, определяющих характеристику предмета исследований. Для этого должны быть созданы определённые условия - лабораторная обстановка или естественная социальная среда, необходимая для анализа.

Научное наблюдение

В рамках той или иной науки метод наблюдения может приобретать конкретное содержание, но основные принципы остаются неизменными:

  • Первый - принцип невмешательства в изучаемый предмет или процесс. Для получения объективных результатов не стоит нарушать естественное течение изучаемого действия.
  • Второй - принцип непосредственного восприятия. Наблюдается то, что происходит в текущий момент времени.

Психология - наука, которая без этого метода не смогла бы существовать. Наряду с экспериментом наблюдение обеспечивает необходимыми данными любое умозаключение психологов. Социология - ещё одна отрасль, которая широко использует данный метод. Каждое социологическое исследование полностью или частично основывается на результатах наблюдений. Стоит отметить, что почти все экономические исследования начинаются со статистических наблюдений. В точных науках (химия, физика), наряду с эмпирическими методами измерения, дающими точную информацию (вес, скорость, температуру), обязательно используется метод наблюдения. Философские исследования тоже трудно представить без данного способа. Но в этой науке понятию дают более свободное определение. Философское наблюдение - это прежде всего сознательное созерцание, вследствие которого могут решаться те или иные проблемы бытия.

Наблюдение как метод сбора статистической информации

Статистическое наблюдение - это организованный, планомерный сбор необходимых данных, характеризующих социально-экономические процессы и явления. Любое такое исследование начинается с накопления информации и представляет собой целенаправленный мониторинг объектов и фиксирование интересующих фактов.

Статистическое наблюдение отличается от простого тем, что данные, получаемые в процессе его проведения, должны обязательно фиксироваться. В дальнейшем они повлияют на результаты исследований. Именно поэтому организации и проведению статистических наблюдений уделяется так много внимания.

Цель и объекты статистического наблюдения

Из определения данного понятия становится понятно, что целью его является сбор информации. Какого вида будет эта информация, зависит уже от формы наблюдения и его объектов. Так за кем или за чем чаще всего следят статисты?

Объект наблюдения - это определённый набор (совокупность) социально-экономических явлений или процессов. Ключевым здесь является то, что их должно быть много. Отдельно изучается каждая единица, чтобы потом усреднить полученные данные и сделать определённые выводы.

Как организовано статистическое наблюдение?

Каждое наблюдение начинается с определения целей и задач. Далее чётко ограничивают отрезок времени для его осуществления. Иногда вместо временных рамок определяют критический момент - когда соберётся объём информации, достаточный для проведения исследования. Его наступление даёт возможность прекратить сбор данных. Фиксируют точки сверки - моменты, когда плановые показатели выполнения сверяются с фактическими.

Важный этап подготовки - определение объекта наблюдения (множество взаимосвязанных единиц). Каждая единица имеет перечень признаков, которые подлежат наблюдению. Необходимо определить только самые значимые из них, существенно характеризующие изучаемое явление.

По окончании подготовки к наблюдению составляется инструкция. Все последующие действия исполнителей должны чётко ей соответствовать.

Классификация видов статистического наблюдения

В зависимости от условий проведения принято различать разные виды статистического наблюдения. Степень охвата единиц исследуемой совокупности даёт возможность выделить два типа:

  • Сплошное (полное) наблюдение - анализу подлежит каждая единица изучаемого множества.
  • Выборочное - изучается только определённая часть совокупности.

Естественно, полное проведение такого исследования требует больших затрат времени, труда и материальных ресурсов, но его результаты будут более достоверны.

В зависимости от времени регистрации фактов статистическое наблюдение может быть:

  • Непрерывным - фиксация событий в текущем времени. Паузы в наблюдении не допускаются. Пример: регистрация браков, рождений, смертей органами ЗАГСа.
  • Прерывное - события фиксируются периодически в определённые моменты. Это может быть перепись населения, инвентаризация на предприятии.

Сохранения результатов наблюдения

Важным моментом при проведении наблюдения является правильная фиксация результатов. Для того чтобы информацию, которую получают, можно было эффективно обработать и использовать в дальнейших исследованиях, её нужно правильно сохранить.

Для этого создаются реестры, формуляры, дневник наблюдения. Часто процедура статистических исследований, если она подразумевает большое количество изучаемых единиц, требует и нескольких наблюдателей. Каждый из них фиксирует полученные данные в формуляры (карточки), которые позже обобщаются, а информация переносится в общий реестр.

При самостоятельно организованных исследованиях результаты часто сохраняют в дневник наблюдения - специально оформленный журнал или тетрадку. Все мы помним ещё со школы, как составляли графики изменения погоды и фиксировали данные в таком дневнике.

Нужен ли метод наблюдения в социологии?

Социология - наука, для которой наблюдение как метод исследования так же важен, как для статистики или психологии. Преимущественное большинство социологических экспериментов базируется на этом методе. Здесь, как и в случае со статистикой, наблюдение - это источник данных для дальнейшей работы.

Объект социологических наблюдений - это группа индивидуумов, каждый из которых на некоторое время становится исследуемой единицей. Изучать поступки людей сложнее, чем, например, течение природных процессов. На их поведение может влиять наличие других объектов (если проводится наблюдение в группе), а также присутствие самого исследователя. Это является одним из минусов такого метода. Второй недостаток наблюдения в социологии - субъективизм. Исследователь может, сам того не желая, вмешиваться в изучаемый процесс.

В социологии (как и в психологии) этот метод даёт описательную информацию для характеристики особенностей изучаемой единицы или группы.

Для того чтобы социологическое наблюдение было успешным и результативным, необходимо придерживаться плана:

  • Определить цели и задачи предстоящего исследования.
  • Выявить объект и предмет наблюдения.
  • Подобрать максимально эффективный способ его проведения.
  • Выбрать метод регистрации получаемой информации.
  • Обеспечить контроль на всех этапах наблюдения.
  • Организовать качественную обработку и интерпретацию полученной информации.

Какие бывают виды наблюдения в социологии?

В зависимости от места и роли наблюдателя в изучаемой группе различают:


В зависимости от полномочий наблюдение бывает:

  • Контролируемое - есть возможность организовывать изучаемый процесс.
  • Неконтролируемое - исключается любое вмешательство в наблюдение, все факты фиксируются в их естественных проявлениях.

В зависимости от условий организации:

  • Лабораторное - наблюдение, для проведения которого искусственно созданы определённые условия.
  • Полевое - проводится непосредственно в месте проявления социального процесса и во время его возникновения.

Что такое самонаблюдение? Это очень интересный и специфический вид исследований, когда сам изучаемый объект должен как можно более объективно проследить необходимые для изучения особенности собственного поведения и предоставить отчёт. Этот метод имеет как преимущества, так и недостатки. Плюсом является то, что только сам человек имеет возможность максимально глубоко и достоверно провести оценку собственных психологических процессов и поступков. Минус - присутствующий субъективизм метода, от которого никак нельзя избавиться или хотя бы минимизировать.

Использование метода наблюдения за детьми в педагогических исследованиях

Когда речь идёт об изучении детской психологии, то здесь наблюдение - практически единственный возможный способ. Ребёнок - очень специфический объект для исследований. Маленькие дети не способны быть участниками психологических экспериментов, они не могут словесно описать свои эмоции, действия, поступки.

Много педагогических методик основывается на данных, накопленных в процессе наблюдения за младенцами и детьми раннего дошкольного возраста:

  • Таблицы раннего развития Арнольда Гезелла, составленные методом прямого наблюдения за реакцией детей на внешние факторы.
  • Э. Л. Фрухт составил методику психофизического развития младенцев. В её основе лежит наблюдение за ребенком до десятимесячного возраста.
  • Дж. Лешли использовал такой способ для многих исследований. Самые известные его работы - "Карточки развития" и "Методика наблюдения за трудным поведением".

Наблюдение и наблюдательность. Чем полезно такое качество личности?

Наблюдательность - это психологическое свойство, основывающееся на возможностях сенсорного восприятия, индивидуального для каждого человека. Простыми словами - это умение наблюдать. Важным здесь является то, способен ли человек замечать детали в процессе созерцания. Как выяснилось, не у каждого этот навык развит на достаточном уровне.

Наблюдательность - качество, полезное как в быту, так и в профессиональной деятельности. Существует много психологических исследований, проблематикой которых является развитие внимательности. Практика показывает, что научиться наблюдать - легко, потребуется лишь ваше желание и немного старания, но результат того стоит. Для наблюдательных людей мир всегда интереснее и красочнее.

Сравнение и измерение

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В соответствии с двумя взаимосвязанными уровнями научного познания (эмпирическим и теоретическим) различают эмпирические методы научных исследований (наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент, индукция и др.), с помощью которых осуществляется накопление, фиксация, обобщение и систематизация опытных данных, их статистическая обработка, и теоретические (анализ и синтез, аналогия и моделирование, идеализация, дедукция и др.); с их помощью формируются законы науки, теории.

В процессе научного исследования целесообразно использовать многообразные методы, а не ограничиваться каким-то одним.

Наблюдение

Наблюдение – это целенаправленное систематическое восприятие объекта, доставляющее первичный материал для научного исследования. Наблюдение – это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него. Целенаправленность – важнейшая характеристика наблюдения. Наблюдение характеризуется также систематичностью, которая выражается в восприятии объекта многократно и в разных условиях, планомерностью, исключающий пробелы в наблюдении, и активностью наблюдателя, его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования.

Непосредственные наблюдения в истории науки постепенно сменились наблюдениями с помощью все более совершенных приборов – телескопов, микроскопов, фотокамер и т.п. Затем появился еще более опосредованный метод наблюдений. Он позволил не только приближать, увеличивать или запечатлевать изучаемый объект, но и преобразовывать информацию, недоступную нашим органам чувств, в доступную для них форму. В этом случае прибор-посредник играет роль не только "посыльного", но и "переводчика". Так, например, радиолокаторы трансформируют улавливаемые радиолучи в световые импульсы, которые могут видеть и наши глаза.

Как метод научного исследования наблюдение дает исходную информацию об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования.

Сравнение и измерение

Важную роль в научных исследованиях играют сравнение и измерение. Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Сравнение – это операция мышления, посредством которой классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание действительности. При сравнении производят попарное сопоставление объектов в целях выявления их отношений, сходственных или отличительных признаков. Сравнение имеет смысл только применительно к совокупности однородных предметов, образующих класс.

Измерение – это нахождение физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств.

Целью измерения является получение информации об исследуемом объекте.

Измерение может проводиться в следующих случаях:

– в чисто познавательных задачах, в которых осуществляется всестороннее изучение объекта, без четкого сформулированных идей по применению получаемых результатов в прикладной деятельности;

– в прикладных задачах, связанных с выявлением определенных свойств объекта, существенных для вполне конкретного применения.

Теорией и практикой измерения занимается метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Для точных наук характерна органическая связь наблюдений и экспериментов с нахождением числовых значений характеристик исследуемых объектов. По образному выражению Д. И. Менделеева, «наука начинается с тех пор, как начинают измерять.

Любое измерение может быть осуществлено в том случае, если имеются следующие элементы: объект измерения , свойство или состояние которого характеризует измеряемая величина ; единица измерения ; способ измерения ; технические средства измерения , проградуированные в выбранных единицах; наблюдатель или регистрирующее устройство , воспринимающее результат.

Различают прямое и косвенное измерения. При первом из них результат получают непосредственно из измерения (например, измерение длины линейкой, массы с помощью гирь). Косвенные измерения базируются на использовании известной зависимости между искомым значением величины и значениями непосредственно измеряемых величин.

К средствам измерений относят измерительный инструмент, измерительные приборы и установки. Измерительные средства делят на образцовые и технические.

Образцовые средства являются эталонами. Они предназначены для проверки для проверки технических, т. е. рабочих средств.

Передача размеров единиц от эталонов или образцовых средств измерений рабочим средствам осуществляется государственными и ведомственными метрологическими органами, составляющими отечественную метрологическую службу, их деятельность обеспечивает единство измерений и единообразие средств измерений в стране. Основоположником метрологической службы и метрологии как науки в России был великий русский ученый Д. И. Менделеев, создавший в 1893 г. Главную Палату мер и весов, которой проведена, в частности, большая работа по внедрению метрической системы в стране (1918 – 1927).

Одной из важнейших задач при проведении измерений является установление их точности, т е. определение погрешностей (ошибок). Погрешностью или ошибкой измерения называют отклонение результата измерения физической величины от ее истинного значения.

Если погрешность мала, то ею можно пренебречь. Однако при этом неизбежно возникают два вопроса: во-первых, что понимать под малой погрешностью, и, во-вторых, как оценить величину погрешности.

Ошибка измерения обычно неизвестна, как неизвестно и истинное значение измеряемой величины (исключения составляют измерения известных величин, проведенные со специальной целью исследования ошибок измерения, например для определения точности измерительных приборов). Поэтому одной из основных задач математической обработки результатов эксперимента как раз и является оценка истинного значения измеряемой величины по получаемым результатам.

Рассмотрим классификацию погрешностей измерения.

Различают систематическую и случайную погрешности измерения.

Систематическая погрешность остается постоянной (или закономерно изменяющейся) при повторных измерениях одной и той же величины. К постоянно действующим причинам этой погрешности относятся следующие: недоброкачественные материалы, комплектующие изделия, применяемые для изготовления приборов; неудовлетворительная эксплуатации, неточная градуировка датчика, применение измерительных приборов невысокого класса точности, отклонение теплового режима установки от расчетного (обычно стационарного), нарушение допущений, при которых справедливы расчетные уравнения и т. п. Такие ошибки легко устраняются при отладке измерительной аппаратуры или введением специальных поправок к значению измеряемой величины.

Случайная погрешность изменяется случайным образом при повторных измерениях и обусловлена хаотическим действием множества слабых, и поэтому трудно выявляемых причин. Примером одной из этих причин является считывание показаний со шкалы стрелочного прибора – результат непредсказуемым образом зависит от угла зрения оператора. Оценить случайную погрешность измерения можно лишь методами теории вероятности и математической статистики. Если погрешность в эксперименте существенно превышает ожидаемую, то ее называют грубой ошибкой (промахом), результат измерения в этом случае отбрасывается. Грубые ошибки возникают вследствие нарушения основных условий измерения или в результате недосмотра экспериментатора (например, при плохом освещении вместо 3 записывают 8). При обнаружении грубой ошибки результат измерения следует сразу отбросить, а само измерение повторить (если это возможно). Внешним признаком результата, содержащего грубую ошибку, является его резкое отличие по величине от результатов остальных измерений.

Другой классификацией погрешностей является их разделение на методические и инструментальные погрешности. Методические погрешности обусловлены теоретическими ошибками выбранного метода измерений: отклонением теплового режима установки от расчетного (стационарного), нарушением условий, при которых справедливы расчетные уравнения и т.п. Инструментальные погрешности вызваны неточной градуировкой датчиков, погрешностями измерительных приборов и т.д. Если методические погрешности в тщательно поставленном опыте можно свести к нулю или учесть введением поправок, то инструментальные погрешности устранить в принципе невозможно – замена одного прибора другим, такого же типа, изменяет результат измерений.

Таким образом, наиболее трудно устраняемыми в эксперименте погрешностями являются случайные и систематические инструментальные погрешности.

Если измерения провести многократно в одних и тех же условиях, то результаты отдельных измерений одинаково надежны. Такую совокупность измерений x 1 , x 2 ...x n называют равноточными измерениями.

При многократных (равноточных) измерениях одной и той же величины x случайные погрешности приводят к разбросу получаемых значений x i , которые группируются вблизи истинного значения измеряемой величины Если проанализировать достаточно большую серию равноточных измерений и соответствующих случайных ошибок измерений, то можно выделить четыре свойства случайных ошибок:

1) число положительных ошибок почти равно числу отрицательных;

2) мелкие ошибки встречаются чаще, чем крупные;

3) величина наиболее крупных ошибок не превосходит некоторого определенного предела, зависящего от точности измерения;

4) частное от деления алгебраической суммы всех случайных ошибок на их общее количество близко к нулю, т.е.

На основе перечисленных свойств при учете некоторых допущений математически достаточно строго выводится закон распределения случайных ошибок, описываемый следующей функцией:

Закон распределения случайных ошибок является основным в математической теории погрешностей. Иначе его называют нормальным законом распределения измеряемых данных (распределением Гаусса). Этот закон в виде графика изображен на рис. 2

Рис. 2. Характеристики нормального закона распределения

р(x) – плотность вероятности получения отдельных значений x i (сама вероятность изображается площадью под кривой);

m – математическое ожидание, наиболее вероятное значение измеряемой величины x (соответствующее максимуму графика), стремящееся при бесконечно большом числе измерений к неизвестному истинному значению x; , где n – число измерений. Таким образом, математическое ожидание m определяется как среднее арифметическое от всех значений x i ,

s – среднее квадратическое отклонение измеряемой величины x от значения m; (x i - m) – абсолютное отклонение x i от m,

Площадь под кривой графика в каком-либо интервале значений x представляет собой вероятность получения случайного результата измерения в этом интервале. Для нормального распределения в интервал ±s (относительно m) попадают 0,62 всех проведенных измерений; в более широком интервале ±2s содержатся уже 0,95 всех измерений, а в интервал ±3s укладываются практически все результаты измерений (кроме грубых ошибок).

Среднее квадратическое отклонение s характеризует ширину нормального распределения. Если повысить точность измерения, разброс результатов резко уменьшится за счет уменьшения s (распределение 2 на рис. 4.3 б уже и острее, чем кривая 1).

Конечной целью эксперимента является определение истинной величины x, к которой при наличии случайных погрешностей можно лишь приблизиться, вычисляя математическое ожидание m для все большего числа экспериментов.

Разброс значений математического ожидания m, вычисленных для различного числа измерений n характеризуется величиной s m ; При сравнении с формулой для s видно, что разброс величины m, как средней арифметической, в Ön меньше разброса отдельных измерений x i . Приведенные выражения для s m и s отражают закон возрастания точности при росте числа измерений. Из него следует, что для повышения точности измерений в 2 раза необходимо сделать вместо одного - четыре измерения; чтобы повысить точность в 3 раза, нужно увеличить число измерений в 9 раз и т.д.

Для ограниченного числа измерений значение m все же отличается от истинного значения величины x, поэтому наряду с вычислением m необходимо указать доверительный интервал, в котором с заданной вероятностью находится истинное значение x. Для технических измерений вероятность 0,95 считают достаточной, поэтому доверительный интервал при нормальном распределении составляет ±2s m . Нормальное распределение справедливо для количества измерений n ³ 30.

В реальных условиях технический эксперимент редко проводится более 5 – 7 раз, поэтому недостаток статистической информации должен компенсироваться расширением доверительного интервала. В этом случае при (n < 30) доверительный интервал определяется как ± k s s m , где k s – коэффициент Стьюдента, определяемый по справочным таблицам

С уменьшением числа измерений n коэффициент k s увеличивается, что расширяет доверительный интервал, а при увеличении n значение k s стремится к 2, что соответствует доверительному интервалу нормального распределения ± 2s m .

Конечный результат многократных измерений постоянной величины всегда приводится к виду: m ± k s s m .

Таким образом, для оценки случайных погрешностей необходимо выполнить следующие операции:

1). Записать результаты x 1 , x 2 ...x n многократных измерений n постоянной величины;

2). Вычислить среднее значение из n измерений – математическое ожидание ;

3). Определить погрешности отдельных измерений х i -m;

4). Вычислить квадраты погрешностей отдельных измерений (х i -m) 2 ;

если несколько измерений резко отличаются по своим значениям от остальных измерений, то следует проверить не являются ли они промахом (грубой ошибкой). При исключении одного или нескольких измерений п.п. 1...4 повторить;

5). Определяется величина s m – разброс значений математического ожидания m;

6). Для выбранной вероятности (обычно 0,95) и числа проведенных измерений n определяется по справочной таблице коэффициент Стьюдента k s ;

Значения коэффициента Стьюдента k s в зависимости от числа измерений n для доверительной вероятности 0,95

7). Определяются границы доверительного интервала ± k s s m

8). Записывается окончательный результат m ± k s s m .

Инструментальные погрешности устранить в принципе невозможно. Все средства измерения основаны на определенном методе измерения, точность которого конечна.

Инструментальные погрешности устранить в принципе невозможно. Все средства измерения основаны на определенном методе измерения, точность которого конечна. Погрешность прибора определяется точностью деления шкалы прибора. Так, например, если шкала линейки нанесена через 1 мм, то точность отсчета (половина цены деления 0,5 мм) не изменить, если применить лупу для рассматривания шкалы.

Различают абсолютную и относительную погрешности измерения.

Абсолютная погрешность D измеряемой величины x равна разности измеренного и истинного значений:

D = x - x ист.

Относительная погрешность e измеряется в долях от найденной величины x:

Для простейших средств измерения – измерительных инструментов абсолютная погрешность измерения D равна половине цены деления. Относительная погрешность определяется по формуле.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

Факультет туристского бизнеса

Кафедра экономики и организации социально культурной деятельности

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Методы научных исследований»

на тему: «Методы научного познания. Наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент»

Введение

1. Методы научного познания

2.1 Наблюдение

2.2 Сравнение

2.3 Измерение

2.4 Эксперимент

Заключение

Введение

Многовековой опыт позволил людям придти к выводу, что природу можно изучать научными методами.

Понятие метод (от греч. "методос" - путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Так, видный философ, ученый XVII в. Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте.

Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией ("учение о методах"). Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

1.Методы научного познания

Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется прежде всего в их роли в научно-исследовательских процессах.

Иными словами, в каждом научно- исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура.

Методы научного познания принято подразделять по широте применимости в процессе научного исследования.

Различают всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы.

Всеобщих методов в истории познания два: диалектический и метафизический. Метафизический метод с середины XIXв. начал все больше вытесняться диалектическим.

Общенаучные методы используются в самых различных областях науки (имеет междисциплинарный спектр применения).

Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение); другие - только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) - как на эмпирическом, так и на теоретическом.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах (путем измерения, экспериментов) здесь происходит первичная систематизация полученных знаний (в виде таблиц, схем, графиков).

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит выявление наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Результатом теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Однако эмпирические и теоретические уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического.

К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления.

Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (биология, химия, геология) имеет свои специфические методы исследования.

Однако частнонаучные методы содержат черты как общенаучных методов, так и всеобщих. Например, в частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения. Или, например всеобщий диалектический принцип развития проявляется в биологии в виде открытого Ч. Дарвином естественноисторического закона эволюции животных и растительных видов.

2. Методы эмпирического исследования

Методы эмпирического исследования - это наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

На этом уровне исследователь накапливает факты, информацию об исследуемых объектах.

2.1 Наблюдение

Наблюдение - это простейший вид научного познания, опирающийся на данные органов чувств. Наблюдение предполагает минимальное влияние на активность объекта и максимальную опору на естественные органы чувств субъекта. По крайней мере, посредники в процессе наблюдения, например разного рода приборы, должны лишь количественно усиливать различительную способность органов чувств. Можно выделять различные виды наблюдения, например, вооруженное (использующее приборы, например, микроскоп, телескоп) и невооруженное (приборы не используются), полевое (наблюдение в естественной среде существования объекта) и лабораторное (в искусственной среде).

В наблюдении субъект познания получает чрезвычайно ценную информацию об объекте, которую обычно невозможно получить никаким иным способом. Данные наблюдения обладают огромной информативностью, сообщая об объекте уникальные сведения, присущие только этому объекту в этот момент времени и в данных условиях. Результаты наблюдения составляют основу фактов, а факты, как известно, - это воздух науки.

Для проведения метода наблюдения необходимо, во-первых, обеспечить длительное, длящееся во времени, высококачественное восприятие объекта (например, нужно обладать хорошим зрением, слухом, и т.д., или хорошими приборами, усиливающими естественные человеческие способности восприятия).

По возможности необходимо проводить это восприятие так, чтобы оно не слишком сильно влияло на естественную активность объекта, иначе мы будем наблюдать не столько сам объект, сколько его взаимодействие с субъектом наблюдения (малое влияние наблюдения на объект, которым можно пренебречь, называется нейтральностью наблюдения).

Например, если зоолог наблюдает поведение животных, то ему лучше спрятаться, чтобы животные его не видели, и наблюдать их из-за укрытия.

Полезно воспринимать объект в более разнообразных условиях - в разное время, в разных местах, и т.д., чтобы получить более полную чувственную информацию об объекте. Нужно усилить внимание, чтобы пытаться отмечать малейшие изменения объекта, которые ускользают от обычного поверхностного восприятия. Хорошо бы, не полагаясь на собственную память, как-то специально фиксировать результаты наблюдения, например, завести журнал наблюдения, где записывать время и условия наблюдения, описывать результаты полученного в это время восприятия объекта (такие записи еще называют протоколами наблюдений).

Наконец, нужно позаботиться о проведении наблюдения при таких условиях, когда подобное наблюдение в принципе мог бы провести и другой человек, получив примерно те же результаты (возможность повторения наблюдения любым человеком называется интерсубъективностью наблюдения). В хорошем наблюдении не нужно спешить как-то объяснять проявления объекта, выдвигать те или иные гипотезы. До некоторой степени полезно оставаться беспристрастным, невозмутимо и непредвзято регистрируя все происходящее (такая независимость наблюдения от рациональных форм познания называется теоретической ненагруженностью наблюдения).

Таким образом, научное наблюдение - это в принципе то же наблюдение, что и в быту, в обыденной жизни, но всячески усиленное различными дополнительными ресурсами: временем, повышением внимания, нейтральностью, разнообразием, протоколированием, интерсубъективностью, ненагруженностью.

Это особенно педантичное чувственное восприятие, количественное усиление которого способно наконец дать качественную разницу по сравнению с обыденным восприятием и заложить основу научного познания.

Наблюдение - это целенаправленное восприятие объекта, обусловленное задачей деятельности. Основное условие научного наблюдения - объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования (например, эксперимента).

2.2 Сравнение

Это один из наиболее распространенных и универсальных методов исследования. Известный афоризм «все познается в сравнении» - лучшее тому доказательство. Сравнение - это соотношение между двумя целыми числами а и в, означающее, что разность (а - в) этих чисел делится на заданное целое число m, называемого модулем C; пишется a b (mod, m). В исследовании сравнением называется установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закона. Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям.

Сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Нельзя сравнивать заведомо несравнимые вещи - это ничего не даст. В лучшем случае здесь можно прийти только к поверхностным и потому бесплодным аналогиям. Сравнение должно осуществляться по наиболее важным признакам. Сравнение по несущественным признакам может легко привести к заблуждению.

Так, формально сравнивая работу предприятий, выпускающих один и тот же вид продукции, можно найти в их деятельности много общего. Если при этом будет упущено сравнение по таким важнейшим параметрам, как уровень производства, себестоимость продукции, различные условия, в которых функционируют сравниваемые предприятия, то легко прийти к методологической ошибке, ведущей к односторонним выводам. Если же учесть эти параметры, то станет ясным, в чем причина и где кроются действительные истоки методологической ошибки. Такое сравнение уже даст истинное, соответствующее реальному положению дел представление о рассматриваемых явлениях.

Различные интересующие исследователя объекты могут сравниваться непосредственно или опосредовано - через сравнение их с каким-либо третьим объектом. В первом случае обычно получают качественные результаты. Однако уже при таком сравнении можно получить простейшие количественные характеристики, выражающие в числовой форме количественные различия между объектами. Когда же объекты сравниваются с каким-либо третьим объектом, выступающим в качестве эталона, количественные характеристики приобретают особую ценность, поскольку они описывают объекты безотносительно друг к другу, дают более глубокое и подробное знание о них. Такое сравнение называется измерением. Оно будет подробно рассмотрено ниже. С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она очень часто выступает в качестве непосредственного результата сравнения. Например, установление каких-либо соотношений между объектами, обнаружение различия или сходства между ними есть информация, получаемая непосредственно при сравнении. Эту информацию можно назвать первичной. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее распространенным и наиболее важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии. Это умозаключение было обнаружено и исследовано (под названием «парадейгма») еще Аристотелем. Сущность его сводится к следующему: если из двух объектов в результате сравнения обнаружено несколько одинаковых признаков, но у одного из них найден дополнительно еще какой-то признак, то предполагается, что этот признак должен быть присущ и другому объекту. Коротко ход умозаключения по аналогии можно представить следующим образом:

A имеет признаки X1, X2, X3…, X n, X n+1.

B имеет признаки X1, X2, X3…, X n.

Вывод: «Вероятно, B имеет признак X n+1».

Вывод на основе аналогии носит вероятностный характер, он может привести не только к истине, но и к заблуждению. Для того чтобы увеличить вероятность получения истинного знания об объекте нужно иметь ввиду следующее:

умозаключение по аналогии дает тем более истинное значение, чем больше сходных признаков мы обнаружим у сравниваемых объектов;

истинность вывода по аналогии находится в прямой зависимости от существенности сходных черт объектов, даже большое количество сходных, но не существенных признаков, может привести к ложному выводу;

чем глубже взаимосвязь обнаруженных у объекта признаков, тем выше вероятность ложного вывода.

Общее сходство двух объектов не является основанием для умозаключения по аналогии, если у того из них, относительно которого делается вывод, есть признак, несовместимый с переносимым признаком.

Иначе говоря, для получения истинного вывода надо учитывать не только характер сходства, но и характер и различия объектов.

2.3 Измерение

Измерение исторически развивалось из операции сравнения, являющейся его основой. Однако в отличии от сравнения, измерение является более мощным и универсальным познавательным средством.

Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Различают прямые измерения (например, измерение длины проградуированной линейкой) и косвенные измерения, основанные на известной зависимости между искомой величиной и непосредственно измеряемыми величинами.

Измерение предполагает наличие следующих основных элементов:

· объекта измерения;

· единицы измерения, т.е. эталонного объекта;

· измерительного прибора (приборов);

· метода измерения;

· наблюдателя (исследователя).

При прямом измерении результат получается непосредственно из самого процесса измерения. При косвенном измерении искомая величина определяется математическим путем на основе знания других величин, полученных прямым измерением. Ценность измерений видна уже хотя бы из того, что они дают точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

В результате измерений могут быть установлены такие факты, сделаны такие эмпирические открытия, которые приводят к коренной ломке устоявшихся в науке представлений. Это касается в первую очередь уникальных, выдающихся измерений, представляющих собой очень важные моменты в развитии и в истории науки. Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность. Практика показывает, что главными путями повышения точности измерений нужно считать:

· совершенствование качества измерительных приборов, действующих на основе некоторых утвердившихся принципов;

· создание приборов, действующих на основе новейших научных открытий.

В числе эмпирических методов исследования измерение занимает примерно такое же место, как наблюдение и сравнение. Оно представляет собой сравнительно элементарный метод, одну из составных частей эксперимента - наиболее сложного и значимого метода эмпирического исследования.

2.4 Эксперимент

Эксперимент - исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. Это наиболее сложный и эффективный метод эмпирического исследования. Он предполагает использование наиболее простых эмпирических методов - наблюдения, сравнения и измерения. Однако сущность его не в особой сложности, «синтетичности», а в целенаправленном, преднамеренном преобразовании исследуемых явлений, во вмешательстве экспериментатора в соответствии с его целями в течение естественных процессов.

Следует отметить, что утверждение экспериментального метода в науке - это длительный процесс, протекавший в острой борьбе передовых ученых Нового времени против античного умозрения и средневековой схоластики. Основателем экспериментальной науки по праву считается Галилео Галилей, считавший основой познания опыт. Его некоторые исследования - основа современной механики. В 1657г. после его смерти возникла Флорентийская академия опыта, работавшая по его предначертаниям и ставившая своей целью проведение, прежде всего экспериментальных исследований.

По сравнению с наблюдением, эксперимент имеет ряд преимуществ:

· в ходе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом» виде. Это означает, что различные факторы, затемняющие основной процесс, могут быть устранены, и исследователь получает точное знание именно об интересующем нас явлении.

· эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях:

а. при сверхнизких и сверхвысоких температурах;

б. при высочайших давлениях;

в. при огромных напряженностях электрических и магнитных полей и т.п.

Работа в этих условиях может привести к обнаружению самых неожиданных и удивительных свойств у обыкновенных вещей и тем самым позволяет значительно глубже проникнуть в их сущность.

Примером такого рода «странных» явлений, открытых в экстремальных условиях, касающихся области управления, может служить сверхпроводимость.

Важнейшее достоинство эксперимента - его повторяемость. В процессе эксперимента необходимые наблюдения, сравнения и измерения могут быть проведены, как правило, столько раз, сколько нужно для получения достоверных данных. Эта особенность экспериментального метода делает его весьма ценным при исследовании.

Встречаются ситуации, требующие экспериментального исследования. Например:

ситуация, когда необходимо обнаружить у объекта неизвестные ранее свойства. Результатом такого эксперимента являются утверждения, не вытекающие из имевшегося знания об объекте.

ситуация, когда необходимо проверить правильность тех или иных утверждений или теоретических построений.

Также существуют методы эмпирического и теоретического исследования. Такие как: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и использование приборов, исторический и логический методы научного познания.

научный технический прогресс исследование

Заключение

По контрольной работе, можно сделать вывод, что исследование как процесс выработки новых знаний в работе менеджера также необходимо, как и другие виды деятельности. Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью, т.е. тем, что необходимо менеджеру в практической деятельности. От менеджера, занимающегося самостоятельным исследованием, можно ожидать:

а. умения выбирать и ставить вопросы;

б. умения пользоваться средствами, которыми располагает наука (если он не находит свои, новые);

в. умения разобраться в полученных результатах, т.е. понимать, что дало исследование и дало ли оно вообще что-нибудь.

Методы эмпирического исследования являются не единственной возможностью провести анализ объекта. Наряду с ними существуют методы эмпирического и теоретического исследования, а также методы теоретического исследования. Методы эмпирического исследования в сравнении с другими наиболее элементарны, но при этом наиболее универсальны и распространенны. Наиболее сложный и значимый метод эмпирического исследования - эксперимент. Научный и технический прогресс требует все более широкого применения эксперимента. Что же касается современной науки, то без эксперимента ее развитие просто немыслимо. В настоящее время экспериментальное исследование стало настолько важным, что рассматривается как одна из основных форм практической деятельности исследователей.

Литература

Барчуков И. С. Методы научных исследований в туризме 2008

Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. - М., 1989. С. 85.

Кравец А. С. Методология науки. - Воронеж. 1991

Лукашевич В.К. Основы методологии научных исследований 2001

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Классификация методов научного познания. Наблюдение как чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира. Эксперимент - метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. Измерение, явление с помощью специальных технических устройств.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Эмпирическая, теоретическая и производственно-техническая формы научного познания. Применение особенных методов (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза) и частных научных методов в естествознании.

    реферат , добавлен 13.03.2011

    Основные методы вычленения и исследования эмпирического объекта. Наблюдение эмпирического научного познания. Приемы получения количественной информации. Методы, предполагающие работу с полученной информацией. Научные факты эмпирического исследования.

    реферат , добавлен 12.03.2011

    Общие, частные и особенные методы естественнонаучного познания и их классификация. Особенности абсолютной и относительной истины. Особые формы (стороны) научного познания: эмпирическая и теоретическая. Типы научного моделирования. Новости научного мира.

    контрольная работа , добавлен 23.10.2011

    Сущность процесса естественнонаучного познания. Особые формы (стороны) научного познания: эмпирическая, теоретическая и производственно–техническая. Роль научного эксперимента и математического аппарата исследования в системе современного естествознания.

    доклад , добавлен 11.02.2011

    Специфика и уровни научного познания. Творческая деятельность и развитие человека, взаимосвязь и взаимовлияние. Подходы к научному познанию: эмпирический и теоретический. Формы данного процесса и их значение, исследование: теория, проблема и гипотеза.

    реферат , добавлен 09.11.2014

    Эмпирический и теоретический уровни и структура научного познания. Анализ роли эксперимента и рационализма в истории науки. Современное понимание единства практической и теоретической деятельности в постижении концепции современного естествознания.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    Характеристика и отличительные особенности способов познания и освоения окружающего их мира: обыденный, мифологический, религиозный, художественный, философский, научный. Методы и инструменты реализации данных способов, их специфика и возможности.

    реферат , добавлен 11.02.2011

    Методология естествознания как система познавательной деятельности человека. Основные методы научного изучения. Общенаучные подходы как методологические принципы познания целостных объектов. Современные тенденции развития естественно-научного изучения.

    реферат , добавлен 05.06.2008

    Естествознание как отрасль науки. Структура, эмпирический и теоретический уровни и цель естественнонаучного познания. Философия науки и динамика научного познания в концепциях К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса. Этапы развития научной рациональности.

Источник имеющихся данных.

Практически во всех статистических пакетах задается строкой значений

переменных.

Синоним: case.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Наблюдение

общенаучный метод эмпирического исследования. В социологии используется преимущественно для сбора и простейшего обобщения первичной информации. В качестве последней выступают зафиксированные акты вербального или реального поведения единицы наблюдения. В отличие от естественных наук, где Н. считается простейшим видом исследования, в социологии научное Н.один из наиболее сложных и трудоемких методов. Сложность его обусловлена спецификой отношения субъекта и объекта наблюдения, в котором и субъектом и объектом выступает человек. Это отношение является фактически субъект-субъектным социальным отношением, что предопределяет неизбежность их взаимовлияния в процессе исследования, а следовательно возможность получения артефактов, «деформированной» информации. Поэтому применение этого метода обычно связано с разработкой сложных технических приемов, обеспечивающих надежность исходных данных. Надежность Н. обеспечивается прежде всего адекватностью его условий типу взаимодействия субъекта и объекта, степенью формализации процедуры, репрезентативностью информации. Для всякого социологического Н., в зависимости от того, знают наблюдаемые о нем или нет, характерны следующие типы взаимодействия: 1. Включенное (участвующее) Н., когда наблюдаемые знают о присутствии исследователя в группе. Субъект в силу самого факта включения ощущает влияние объекта, в известной мере сам становится объектом. Объект реагирует на присутствие субъекта. В этом случае необходим;) сложная коррекция данных Н, получающих деформацию из-за «возмущающего» их взаимовлияния субъекта и объекта. 2. Включенное Н., когда наблюдаемые не знают о нем. Субъект также ощущает влияние объекта, однако объект не реагирует на присутствие субъекта. Надежность информации в данном случае повышается, однако возникают проблемы этики исследования, регистрации и полноты информации. 3. Невключенное Н., когда наблюдаемые знают о нем. Объект существенно не влияет на субъект, но сам реагирует на его присутствие. Эта реакция (изменение поведения)-основная причина деформации первичных данных и должна быть учтена субъектом. 4. Невключенное Н., когда наблюдаемые не знают о нем. Во взаимодействии субъекта и объекта фактически не возникает «возмущающего» влияния. Однако увеличивается возможность деформации и потери информации за счет более ограниченного поля наблюдения. В данном случае, как и в предыдущем (3), большая вероятность организационно-технических ошибок. В названных типах взаимодействия субъекта и объекта Н. проблема исключения «возмущающих» факторов решается как проблема учета конкретных условий, научной организации и проведения исследования, а также достаточного контроля данных на обоснованность, устойчивость и точность. Для обеспечения этого объект Н. прежде всего должен быть определен в конкретной эмпирической ситуации. В зависимости от того, является она естественной или создана искусственно, определяют и тип взаимодействия. Эмпирическая ситуация далее должна быть кодифицирована в категориях гипотезы и программы исследования. Соответственно им разрабатываются рубрики индикаторов И. Единая система индикации эмпирических ситуаций позволяет унифицировать данные, осуществить их сопоставимость и количественную обработку на ЭВМ или вручную. В итоге социологические Н., вопреки распространенному скептицизму, дают возможность при хорошей подготовке наблюдателей получать данные, корреляция которых достигает 0,75-0,95. Основным преимуществом Н. является то, что этот метод позволяет непосредственно изучать взаимодействия, связи и отношения между людьми и делать обоснованные эмпирические обобщения. Вместе с тем на основе таких обобщении труднее устанавливать закономерности явлений, выявлять их детерминанты, различать случайность и необходимость в социальных процессах. Поэтому социологическое Н. должно применяться в сочетании с другими методами исследования, обеспечивать комплексное рассмотрение объекта.

Отличное определение

Неполное определение ↓



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!