Население руси в 13 веке. Состав категорий населения в киевской руси

Господа мозговитые товарищи, помогите мне разобраться, пожалуйста.

Насколько я понимаю, историки оценивают численность населения не очень высоко.
Например: "При средней площади двора-усадьбы в 400 м2 и размерах семьи в 4–5 человек получается, что к началу 13 века в Рязани проживало около 8 тыс. жителей. По средневековым меркам Рязань – большой город. Достаточно сказать, что в 12 веке Париж насчитывал около 25 тыс. обитателей, а такие крупнейшие города Германии, как Регенсбург – около 25 тыс., Кельн – около 20, а Страсбург – 15 тыс." http://nsoryazan.freewebpage.org/oldrzn.htm#1

Вроде бы все правдоподобно, но...

Русские летописи сообщают, что в 1231 г. был "страшный голод весной", "простая чадь" убивала людей и "ядаху". Ели липовый лист и кору, сосну, мох, конину, псину, кошек. От голода погибло много новгородцев. Было устроено три братские могилы («скудельницы»). В первой из них похоронено 3030 человек. В двух других около 42 тысяч человек. Надо заметить, что это был не первый голодный год, а третий в череде несчастных лет.
Этот случай не еденичен. В 1230 г. в результате голода в Смоленсе в братских могилах было похоронено 32 тысячи человек.

Пытаясь рассуждать, приходим к выводу, что поскольку жертве в Смоленске и в Новгороде были похоронены, а не валялись на улицах, то погибло не более половины жителей этих городов. Т.к. это были не первые годы голода, то можно предположить, что часть населения городов свалило "на деревню к дедушке", где найти подножный корм было всяко легче, чем в городе. Таким образом, население Смоленска получается не менее 70-75 тысяч человек, а Новгорода и вовсе 85-90 тысяч человек.

Или вот в 1211 г. в Новгороде был большой пожар и сгорело 4300 дворов. При том, что выгорело даже не половина города и принимая среднюю численность двора в 5 человек, как указано в первой ссылке (хотя я склоняюсь к цифре в 10 человек, на селе было и больше, но в городе все-таки потеснее будет), можем предположить даже основываясь только на этом сообщении и не беря во внимание то, что уже было написано выше, что население самого Новгорода на тот момент было минимум 45 тысяч человек.

Тут, правда, стоит отметить, что Смоленск и Новгород были одними из крупнейших городов, так что думаю, что среднюю чисенность русского города можно принять цифру в 30-40 тысяч человек. Соотношение городского/сельского населения даже в конце 19 века было 1 к 10, так что скорее всего в 13 веке города составляли примерно 5-7% от общего населения. Получаем, что население среднего города + население его сельской округи = минимум 430 тысяч человек.

Где я не прав? Или все-таки прав? Почему мои, как мне кажется, вполне логичные рассуждения дают цифру, столь отличную от распространенной?

Демография

Все раннесредневековые авторы, писавшие о славянах, отмечали их чрезвычайную многочисленность. Но эти отзывы надо воспринимать в контексте резкой убыли западноевропейского населения в эпоху раннего Средневековья вследствие войн, эпидемий и голода.

Демографическая статистика IX – X вв. для древней Руси крайне условна. Назывались цифры от 4 до 10 млн. человек для Восточной Европы в целом (в т.ч. для Чехии, Венгрии и Польши - 2,5 млн.) [История крестьянства в Европе. В 2-х тт. М., 1985. Т. 1. С. 28 ]. Следует учитывать, что в состав древнерусского населения входило более двух десятков неславянских народов, но в процентном отношении восточные славяне, бесспорно, преобладали. Плотность населения в целом была невысока и неодинакова в разных частях страны; наибольшая концентрация приходилась на днепровские земли.

Демографическому росту препятствовал целый ряд природных и социальных факторов. Войны, голод и болезни забирали, по оценкам исследователей, около трети населения. «Повесть временных лет» сохранила известия о двух тяжелых голодовках в XI в., ставших причинами крупных народных волнений в Северо-Восточной Руси (Правда, голодовки, вызванные климатическими условиями, становятся обычными лишь в период с конца XIII до начала XVII в., когда произошло известное ухудшение климата в сторону похолодания и засушливости.) По сообщению арабских писателей, голод в славянских землях в IX-XII вв. возникал не от засухи, а, наоборот, вследствие обилия дождей, что полностью согласуется с климатическими особенностями этого периода, отмеченного общим потеплением и увлажнением.

Что касается болезней, то главной причиной массовой гибели людей, особенно детей, были рахитизм и различного рода инфекции. Арабский историк аль-Бекри оставил известие, что славяне особенно страдают от рожистых воспалений и геморроя («едва ли найдется между ними свободный от них»), однако достоверность его сомнительна, поскольку никакой строгой связи между этими заболеваниями и санитарно-гигиеническими условиями жизни того времени не существует. Среди сезонных заболеваний у восточных славян аль-Бекри особо выделил зимний насморк. Это весьма банальное для наших широт недомогание настолько поразило арабского писателя, что исторгло у него поэтическую метафору. «И когда люди испускают воду из носа, - пишет он, - то бороды их покрываются слоями льда как бы стеклом, так что нужно их ломать, пока не согреешься или не придешь в жилье».

Вследствие высокой смертности средний срок жизни восточного европейца составлял 34 – 39 лет, притом что средний женский возраст был на четверть короче мужского, так как девушки быстро теряли здоровье из-за раннего вступления в брак (между 12 и 15 годами). Результатом подобного положения вещей была малодетность. В IX в. на каждую семью приходилось в среднем один-два ребенка.

При отсутствии многолюдных городов, которые в более позднее время ослабляли брачную изоляцию крестьянского общества, круг лиц в славянских поселениях, вступавших в брачный союз, был весьма ограничен, что дурно влияло на наследственность. Чтобы избежать генетического вырождения, отдельные племена прибегали к похищению невест. Согласно летописи, этот способ женитьбы был в обычае среди древлян, радимичей, вятичей и северян.

В целом довольно медленный демографический рост стал ощутим только в X в., когда заметно увеличилась плотность населения, особенно в речных долинах. Вызванный развитием производительных сил, этот процесс, в свою очередь, стимулировал их дальнейший прогресс. Увеличившаяся потребность в зерновых повлияла на переход в земледелии от рала к плугу в лесостепной полосе и от рала к сохе в лесной, с одновременным внедрением двуполья. А прибыток рабочих рук способствовал более широким расчисткам в лесах и распашке новых земель.

С ростом населения постепенно менялся и древнерусский ландшафт. Леса Приильменья в значительной степени поредели именно после того, как к массе туземного финского населения добавились славянские поселенцы. А в Северном Причерноморье, где сосновые леса сводились еще скифами и сарматами, с размещением здесь восточнославянских племен лесная граница отступила еще дальше на север.

Этнический состав

Русская земля делилась этнически на русь - жителей собственно Русской/Киевской земли, словен - подчиненные русам восточнославянские племена и языци (языки) - национальные меньшинства: финно-угорские и балтские народности. Каждая из этих групп, в свою очередь, являла собой пестрый мир племенных особенностей и ассимиляционных процессов. Археологические исследования Среднего Поднепровья показали, что «в земле полян (Киевской земле. - С. Ц.) в целом не было преобладания какой-либо одной археологической культуры. Сами поляне являются, пожалуй, самым загадочным в археологическом отношении племенем. Территория их предполагаемого проживания представляет собой картину смешения этносов и культур, своеобразную “маргинальную зону”» [Королев А.С. История междукняжеских отношений на Руси в 40-е – 70-е годы Х века. М., 2000. С. 36]. Восточнославянский элемент здесь сосуществует с западнославянскими («варяжскими» и моравскими), аланскими и тюркскими памятниками.

Держава Игоря обнимала, помимо Среднего Поднепровья, племенные территории древлян, кривичей (смоленских), дреговичей, северян, угличей, тиверцев, дулебов (волынян), белых хорватов, радимичей. Все эти племена перемешивались между собой и со своими иноязычными соседями во всевозможных комбинациях. Угличей и тиверцев постепенно растворяла в себе тюркоязычная степь. Древляне исчезали в массе насельников - волынян, дреговичей и алано-тюркских обитателей Киевской земли. Смоленские кривичи, дреговичи и радимичи впитывали в себя балто-финские племена Верхнего Поднепровья, Понеманья и Волго-Клязьминского междуречья. Северяне сливались с ираноязычными жителями днепровского левобережья*. Дулебы и белые хорваты сохраняли связи с западными славянами - поляками, моравами, чехами. Вообще же племенные различия стирались на юге значительно быстрее, чем на севере.

*Черепа славян левобережья Днепра имеют сходство с черепами из погребений салтовской культуры (Алексеев В.П. Антропология Салтiвського могильника. // Матерiали з антропологii Украiни. Киiв, 1962. С. 88). Целый ряд здешних водных названий указывает на то, что туземным, дославянским населением этих мест были балты и сарматы (Топоров В.Н., Трубачев О.Н. Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья. М., 1962. С. 229, 230).

Социальное деление

Социальная стратификация древнерусского общества Х в., напротив, отличалась большой простотой. Деление населения по месту жительства на горожан и сельчан едва обозначилось и было весьма условным, так как города еще представляли собой особый вид родоплеменных поселений, «огороженных мест», а основная масса их жителей продолжала заниматься земледелием. Столь же зыбкими и размытыми были границы между первичными профессиональными группами. Воин, купец, ремесленник, земледелец могли существовать в одном лице, лишь с некоторым перевесом одного из этих занятий. Почти неразличимы были социальные уровни: богатый, бедный и т. д.

Гораздо более ясно наметилось сословное оформление общества. Разграничение здесь проводилось по самой заметной, но и самой общей линии, которая определялась наличием или отсутствием у человека личной свободы. По этому разрезу древнерусское население распадалось на свободных людей и рабов.

Свободные люди назывались мужами, без различия богатых и бедных, знатных и незнатных. Знать, впрочем, именовалась лучшими мужами, но только в смысле аристократизма, благородства породы; «лучшие» не означало «более свободные», «обладающие привилегиями». Древнерусская свобода была порождением родового общества и мыслилась в понятиях, этому обществу свойственных. Носителем свободы выступала социальная группа, чаще всего община, которая была как бы коллективной утробой, производящей на свет свободных людей; личность же была свободной постольку, поскольку с самого рождения сознавала себя частью свободного коллектива. Пребывание в общине воспитывало не внутреннее чувство личной свободы, а корпоративное сознание принадлежности к сословию свободных. Равенство статусов было ощутимо только в общении с себе подобными. Древнерусский человек поверял свою свободу свободой других и был совершенно чужд всяким попыткам самоопределения своего положения в группе как самодостаточной личности. Вследствие этого он ощущал себя не сущностно свободным, всегда равным самому себе и другим людям вне зависимости от внешних обстоятельств, а вольным - не знающим над собой иного господина, который бы стеснял его в поступках, кроме обычая. Критерий свободы, стало быть, всегда был внешним по отношению к личности: я свободен, потому что, во-первых, признан таковым свободными членами общины и, во-вторых, воля моя не может быть грубо ущемлена другим человеком.

Потеря связи с общиной превращала мужа в изгоя. Сама этимология этого слова - «изжитый», «социальный изгнанник», «лишенный заботы» (от слав. гоити - «жить», а также «позволять жить», «заботиться») - показывает, что свобода изгоя находилась под серьезной угрозой. Понимая это, общество брало изгоев под свое покровительство. Им предоставлялось право жить на территории чужой общины, пользуясь положением свободного человека.

Рабы составляли немалую часть населения Русской земли. В своем подавляющем большинстве это были захваченные в полон иноземцы. Для обозначения раба-пленника на Руси употреблялся специальный термин челядин, во множественном числе - челядь. Обращение в рабство своих соплеменников, свободных мужей, имело место в исключительных случаях, когда закон русский предусматривал насильственное лишение прав свободного состояния в качестве уголовного наказания за особо тяжкие преступления.

Между свободными и рабами находился тонкий промежуточный слой, образованный вольноотпущенными и прочими бывшими рабами, тем или иным способом возвратившими себе свободу. Будучи формально свободными, они, однако же, подобно изгоям, нуждались в покровительстве общества или влиятельных людей и потому большей частью оставались в услужении у своих прежних хозяев, числясь в разряде старших слуг.

За годы поисков сгинувших деревень, я часто сталкивался со скудностью на находки в селениях 10-16вв. Почему практически отсутствуют предметы? Может это и не селения вовсе, а так, сараи какие стояли? Вопрос меня заинтересовал, и я подробно его изучил. Глядя на участившиеся случаи возникновения на форуме тем про «пустоши», «поиск по оврагам», «писцовые деревни», и прочие варианты поиска, которые заканчиваются разочарованием авторов – я решил кратко изложить то, с чем сам сталкивался.

Численность населения.

Исследования численности населения древней Руси, и средневекового периода производились редко, и точной картины никто не отразил, что в общем то и невозможно. Можно лишь сказать приблизительно, с определённым процентом. Тем не менее, суть вопроса отражена верно – а погрешность не принципиальна. При раскопках всё это подтверждается на практике По подсчётам учёных (в том числе Вернадского и Тихомирова), в 10-13вв на территории Руси проживало около 4-5 млн. человек (численность известных арх. памятников + поправка на не обнаруженные) – это в двое меньше численности населения современной Москвы…

Если даже цифра занижена, можно её удвоить(чисто теоретически smile.gif) – и даже 10 млн. относительно всей территории – это ничтожное количество. Во время нашествия татаромонголов это число уменьшилось, наблюдался отток населения. Та же картина характерна для 14 и.15вв., но некоторый прирост всё же наблюдался – получилось примерно 5.5 млн. Только в конце 15 века, ввиду укрепления Московского государства начался приток населения, медленный, но верный. Из записок некоторых иностранных путешественников, посетивших Московию – по дорогам можно было проехать многие версты, не встретив ни одного человека…

К слову сказать, в 17 веке в России проживало около 7-10 млн. чел, при Петре Первом – около 15 млн. человек, но к периоду правления Екатерины Второй эта цифра возросла до 36 млн! Идём дальше – города. В 6-10вв среднее число жителей города (городище) составляло около 100 человек – и это город! К 10веку численность городского населения резко возрастает – наблюдается миграция из южных районов. Население среднестатистического города (их было около 200-300) составляет около 1000 человек. В таких крупных городах, как Киев, Смоленск, Новгород, Суздаль и др. (а таких было около 20 шт.) – проживало от 10 000 до 40 000 чел.- но с этой цифрой большинство ученых не согласны – они считают её сильно завышенной.

Терперь деревни и сёла. На основании археологических данных легко определить число и площадь дворов, а соответственно и количество жителей. Вот что получается по статистике: число жителей сельского поселения на 10-13вв – от 10 до 50 человек – это 1-5дворов в каждой. 50 человек это практически село– большое селение по тем временам, которое должно было располагаться в хорошем месте – большая река, оживлённая дорога и пр. Селения с числом душ 15-20 это средняя статистика деревень для домонгольского времени. Меньше 15 человек т.е 1-2 двора – периферийные деревушки, находящиеся вдали от торговых путей, крупных рек и оживлённых дорог. Для них характерен чрезвычайно низкий уровень жизни, при том, что таковых подавляющее большинство – примерно 50% от общего числа населённых пунктов. В период татаромонгольского нашествия эти цифры конечно же упали, как в количестве людей, так и количестве самих поселений.

Такая картина наблюдается на протяжении всего 14 –нач.15вв. Это обусловлено всё теми же вражескими набегами. В период правления Ивана III наблюдаются некоторые улучшения, но они касаются в основном городов – всё население сосредотачивалось в центрах ремесла и торговли, а деревня оставалась в прежнем состоянии. Только в 16 веке создались благоприятные условия для сельской местности – государство укрепилось как централизованное. В 17 веке в деревнях уже насчитывалось не менее 5 дворов и более. Селения в 1 двор стали меньшинством.

Материальные ценности. Металлы. Как известно, основным сырьём для получения железной крицы на Руси, служила болотная руда. Она образовывается из за разложения болотных растений в течении многих лет – кусок этой руды содержит всего лишь 1-2% металла… Добывали её естественно в ручную – плавали по болотам на плотах и вычерпывали со дна. Стоит заметить, что не в каждом болоте она есть, и не каждым ведром она вычерпывалась. Можно представить, какое количество руды нужно для изготовления, скажем, обыкновенного ножа – думаю, что не меньше тонны… Но это ещё не всё – что бы получить из неё металл, нужно пройти процесс обработки (восстановления).

Сначала её сушили, очищали от грязи и лишних примесей, измельчали, потом жгли в специально приготовленных ямах, при этом раздувая мехами… это очень сложный и трудозатратный процесс, а металла получали совсем не много. Поэтому железо было очень ценным и дорогим. Многие удивляются – почему древние ножи были такие маленькие? Именно поэтому. Железо берегли, и даже сломанные вещи не выбрасывали, а несли кузнецу для перековки в новые. Чего там говорить – после пожаров из золы выбирали всё железо… После битвы собирали всё до последнего гвоздика…Именно поэтому на древних поселениях даже железа очень мало. Небольшое отступление: – споры о месте Куликовской битвы, к примеру, просто смешны. Это же касается и многих сражений средневековья – когда на поле разбросано огромное количество железа, ни один здравомыслящий человек тех времен не прошел бы мимо…

Сметали любой железный обломок – ведь проще перерыхлить всё поле, чем добывать крохи из болотной руды… Продолжим. Цветные металлы. На Руси не было освоенных месторождений цвет-мета – т.е. собственного производства не было вообще! Медь, олово, серебро, золото – всё это было привозное и поэтому стоило не мало. В 10-13вв привозили в основном из Византии и Европы – а здесь ювелиры уже делали изделия. Собственных месторождений меди практически не было вплоть до 17 века. Первое серебро в России было добыто в 1704году. С золотом ещё сложнее… Не сложно догадаться, что эти металлы очень берегли, и весь лом переплавляли на изготовление новых изделий. Ни одна крошка зря не пропадала. Это в наше время можно выкинуть в помойку моток медной проволоки, а тогда всё собирали и пускали в дело. Я думаю не стоит объяснять, на сколько была ценна даже обыкновенная медь, если каждый кусочек железа берегли до последнего…

Так что когда покидали поселение, все металлические предметы по возможности выбирали и забирали с собой. Это было обычное явление – металл на дороге не валялся. Слишком дорог он был. Да и вообще, из металла мало что делали – в основном все бытовые вещи были деревянные, костяные или глиняные. Вот она – средневековая реальность…. Людей то практически не было, а ценностей и подавно. Представьте себе деревушку какого ни будь 15 века. Обыкновенная, среднестатистическая, ничем не примечательная, находящаяся в стороне от дорог, на суходоле – 2 двора и 12 человек жителей.

Живут они себе не спеша, и вдруг в один прекрасный день всех вырезают крымцы, грабят, а дома сжигают. Вскоре враги ушли, а жители соседних деревень пришли на пепелище. Палками всю золу перетряхнули, железные предметы выбрали, оплавки цвет-мета тоже в суму бросили, кому топор достался – тому повезло!, Из обгоревших брёвен гвозди повыдёргивали, обугленные кости покойников похоронили, откланялись, и к кузнецу побежали, железяки на ножи перековать…. Вот так и жили.

НЕКОТОРЫЕ ДАТЫ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ

...из истории Киевской Руси

    г. – Убийство Олегом киевских князей Дира и Аскольда и
    вокняжение в Киеве.

    г. – Покорение Олегом племени древлян. Отвоевание у
    Хазарского каганата племен северян, полян, радимичей.

907 г. – Поход Олега на Константинополь. Взимание им дани с Византии.

911 г. – Подписание первого договора Киевской Руси с Византийской империей.

915 г. – Приход печенегов на Русь. Мир князя Игоря с печенегами.

920 г. – Его поход против печенегов.

944 г. – Договор князя Игоря с Византией о мире, союзе, торговле. Убийство князя древлянами после повторного сбора им дани.

945 – 946 гг. – Упорядочение сбора дани княгиней Ольгой после наказания ею древлян.

955 г. – Поездка княгини Ольги в Константинополь и ее тайное крещение.

955 г. – Разгром князем Святославом Хазарского каганата. Завоевание на Северном Кавказе племен ясов и касогов, завоевание Таманского полуострова и основание Тмутараканского княжества.

958 г. – Завоевание Святославом 80 городов Придунаиской Болгарии, разгром печенегов под Киевом.

980 г. – Языческая реформа князя Владимира.

981 г. – Война князя Владимира с польским королем за города Червень, Перемышль и др.

988 г. – Поход князя Владимира на греческую колонию Херсонес (Корсунь) после нарушения византийским императором Василием II военного союза с Киевской Русью. Подписание мирного договора с Византией, крещение Владимира.

988 – 990 гг. – Крещение Руси.

1016 г. – Взятие Святополком Киева при помощи поляков. Бегство Ярослава в Новгород.

1018 – 1019 гг. – Война Ярослава со Святополком. Бегство последнего к печенегам.

1023– 1026 гг. – Война Ярослава с братом Мстиславом Тмутараканским. Раздел Киевского княжества между братьями по Днепру.

1034 г.– Разгром Ярославом Мудрым печенегов, осадивших Киев.

1046 г. – Заключение Ярославом мира с Византией после неудачного византийского похода в 1043 г. его сына Владимира.

1051 г. – Назначение Ярославом Священника Иллариона Киевским митрополитом без согласования с константинопольским патриархом.

1068 г. – Нашествие на Русь половцев. Поражение русских князей в битве с половцами.

1097 г. – Любечский съезд русских князей, их договор о владении «отчинами», без покушения на чужие владения.

1103 г. – Долобский съезд князей по вопросу о походе против половцев. Разгром половцев князьями Святополком II и Владимиром Мономахом.

Около 1113 г. – Составление монахом Киева – Печерского монастыря Нестором «Повесть временных лет».

1136 г. – Изгнание новгородцами князя Всеволода Мстиславовича, отказ от подчинения великому князю Киевскому и установление в Новгороде феодальной боярской республики.

1147 г. – Первое упоминание в летописи о Москве.

из истории европейских стран

843 г. – Верденский раздел империи франков.

868 г. – Захват датчанами северо–восточной Англии и создание «области датского права».

889–898 гг. – Завоевание венграми–мадьярами Предунайской низменности и основание Венгерского королевства.

911 г. – Основание викингами Норманнского королевства на севере Франции.

962 г. – Коронование папой римским императорской короной германского короля Оттона I. Основание Германской Священной Римской империи.

966 г. – Крещение первого польского короля Мечеслава (Мешко) и его дружины по западному образу.

1117 – 1035 гг. – Северное государство Канута Датского, объединившее Швецию, Норвегию, Англию, Данию и Шотландию.

1054 г. Разделение Христианской церкви на западную–католическую и восточную–православную.

1066 г. – Завоевание Англии Вильгельмом Норманнским.

1077 г. – Хождение германского императора Генриха IV в Каноссу – резиденцию Папу Римского Григория.

1086 г. – Проведение первой переписи населения в Англии.

1090 – 1099 г. – Первый крестовый поход.

1130 г. Образование Нормандского королевства обеих Сицилий.

1147 – 1149 г. – Второй крестовый поход.

X – XI века – Завершение складывания феодальных отношений в европейских странах, начало второго разделения труда.

ТАБЛИЦЫ, СХЕМЫ, СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

IX век – период массового исхода жителей Скандинавского полуострова

«Именем варягов … называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны. Такие выходцы стали появляться в IX веке, среди славянских племен на Волхове и Днепре, на Черном море и в Греции. Они торговали или нанимались на русскую или византийскую военную службу или же просто искали добычу и грабили, где могли… в ту эпоху вообще было очень велико выселение норманнов из Скандинавских стран в среднюю и даже Южную Европу: они напали на Англию, Францию, Испанию, даже Италию».

Великие киевские князья и годы их княжения

879 – 912 гг. – Олег.

912 – 945 гг. – Игорь.

945 – 957 гг. – Ольга.

957 – 972 гг. – Святослав.

972 – 980 гг. – Ярополк.

980 – 1015 гг. – Владимир Святой.

1019 – 1054 гг. – Ярослав Мудрый.

1054 – 1078 гг. – Изяслав I.

1078 – 1093 гг. – Всеволод I.

1093– 1113 гг. – Святополк II

1113 – 1125 гг. – Владимир Мономах.

1125 – 1132 гг. – Мстислав I.

1132 – 1139 гг. – Ярополк II Владимирович.

1139 – 1146 гг. – Всеволод II.

1146 – 1154 гг. – Изяслав II..

1154 – 1157 гг. – Юрий Долгорукий.

1157 – 1174 гг. – Андрей Боголюбский.

Некоторые славянские дохристианские имена

Первые упоминания крупных городов Киевской Руси

Время прихода славян на средне – русскую равнину

«Восточная ветвь славян пришла на Днепр вероятно еще в VII в., постепенно расселяясь, дошла до озера Ильменя и до верхней Оки».

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Ч. I. – М., 1994. – С. 59.

Численность восточно – славянских племен и их расселение

«Историки насчитывают 15 таких племен. Каждое племя представляло собой совокупность родов и занимало тогда сравнительно небольшую обособленную область. Согласно «Повести временных лет», карта расселения восточных славян в VIII – IX веках выглядела так: словене (ильменские славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочанами – в верховьях Западной Двины, Волги, Днепра; дреговичи – между Припятью и Березиной; вятичи – на Оке и Москве–реке; радимичи – на Сеже и Десне; северяне – на Десне, Сейме, Суле и Северном Донце; древляне – на Припяти и Среднем Поднепровье; поляне – по среднему течению Днепра; бутане, волыняне, дулебы – на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи – на самом юге, у Черного моря и у Дуная».

Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: популярные очерки (IX – середина XV века). – М., 1992. С. 10

Организация государственного управления в Киевской Руси

«Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял Великий Князь. Он имел при себе Совет (думу) из наиболее знатных князей и уважаемых старшин дружинников (бояр), выступавших в роли воевод, а также аппарат управления, который ведал сбором дани податей, судебными делами и взысканием штрафов. В этом аппарате обязанности чиновников исполняли младшие дружинники–мечники (судебные исполнители), вирники (сборщики штрафов) и Т.п. В подвластных великому князю землях и городах функции управления осуществляли княжеские наместники –– посадские и их помощники – тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение («тысячу»). Посадников назначал князь, тысяцкие избирались из знатных бояр на вече».

Заичкин И.А., Почкаев И.Н.

Указ. С. – С. 26.

Организация вооруженных сил

«Княжеская дружина не была многочисленной: даже у старших князей она составляла 700–800 человек.… Дружина княжеская составляла наиболее сильное ядро и главный стержень войска. В случае предстоящих обширных военных операций призывалось к оружию народное ополчение, составлявшееся из свободного городского населения, а в случаях чрезвычайных призывались на военную службу и сельские жители – «смерды».

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. – М., 1991. – С. 48.

Попытка создания князем Владимиром
государственной религии на основе язычества

«Владимир первым из киевских князей посмотрел на религию глазами государственного деятеля. Еще в 980 году, только что заняв киевский престол, он произвел первую языческую реформу, свого рода классификацию языческих культов. Рядом со своими теремами, на холме, князь приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна…, Хорса, Даждь–бога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. С его стороны это была попытка превратить государственную религию с культом Перуна во главе. Однако эта первая религиозная реформа не удовлетворила князя Владимира».

Заичкин М.А., Почкаев И.Н. Указ. соч.. – С. 46 – 47.

Время распространения христианства на Руси после ее крещения в 988 году

«Христианство утвердилось в основном примерно за 100 леТ. Крестившимся почти одновременно с Русью Швеции и Норвегии потребовалось на это соответственно 250 и 150 лет».

Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко–библиографические очерки. – М., 1991. – С. 92.

Численность населения Киевской Руси и европейских стран в Х веке

Количество ремесленных специальностей на Руси

«В эпоху Киевской Руси происходит настоящий расцвет ремесленного производства. В IX – XII веках на Руси были известны ремесленники 40–60 различных специальностей».

Чунтлов В.Т., Кривцова Н.С., Чунтлов А.В., Тюшев В.А. Экономическая история СССР. – М., 1987. С. 17

Свидетельства о Киеве конца XI – начала XII века

«Поляки, побывавшие в столице Руси, оставили интересное описание Киева… В большом городе, который был столицей этого государства, находилось более 400 церквей, 8 торговых площадок и необычное скопление народа…».

История СССР с древнейших времен до наших дней. Серия I. – М., 1966. – С 518.

«Среди городов первое место занимал Киев – мать городов русских, с населением в период его расцвета 100 тыс. жителей».

Чунтлов В.Т. и др. Указ. соч. – С.18.

Рост численности русских городов в X–XIII веках

«Сопоставление археологических данных и известий письменных источников позволило определить, что в конце X – начале XI века на Руси было 20–25 поселений городского типа, в XI – первой половине XII века около 70, к середине XIII – около 150 феодальных городов».

Учебное издание «История Отечества»/ Под ред. Проф. – Е.П. Иванова – Псков, 1994. –С.22.

Сравнительная численность населения европейских стран
на рубеже X – XI веков

«В 60–х г.х X века самой сильной державой была Византия. Население ее составляло 20 – 24 млн храбрых жителей, организованных на основе многовековой традиции и управляемых из одного центра – Константинопольского синклита. …Для сравнения …на 1000 год: Франция – 9 млн, Италия – 5 млн, Сицилия – 2 млн, Киевская Русь – 5,36 млн (в 970 году было меньше половины этого); Польша, Литва, Эсты – 1,6 млн; Степь, от Дона до Карпат – 0,48 млн; Англия – в 1086 году – 1,7 млн».

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М., 1989. С.229–230

Количество военных походов русских князей на Византию

Ключевский В.О. Сочинения в 9 Т. Т.1. Курс русской истории. Ч.1. – М., 1987. – С. 176.

Даты византийских походов по В.О. Ключевскому:

«860 г. – поход князя Аскольда

907 г. – поход князя Олега

941 и 944 г. – походы князя Игоря

971 г. – поход князя Святослава

1043 г. – поход князя Ярослава».

Там же. – С. 176.

Династические браки киевских князей

«Одним из показателей дипломатических достижений Древнерусского государства были династические браки, породнившие киевский великокняжеский дом со многими дворами Европы. При Ярославе Мудром русские княжны стали французской, венгерской, норвежской и датской королевами, а сыновья Ярослава – Изяслав, Святослав, Всеволод – были женаты на принцессах из германских, польских земель, из Византии. Европейской известностью пользовался Владимир Мономах… Он был внуком Ярослава Мудрого и шведской принцессы, сыном византийской принцессы, деверем германского императора, племянником венгерской и датской королев – дочерей Ярослава Мудрого, пасынком половецкой княжны».

Бушуев С.В., Миронов Г.Е.

История государства россий-ского. Историко–библиографические очерки. –С.63.

Летописи складывания древнерусской народности
из восточнославянских племен

«… поляне последний раз упоминаются в летописи под 944 год, древляне под 990 год, словене – под 1018 год, кривичи – под 1127 год, дреговичи – под 1183 год, вятичи, дольше других жившие без князей – под 1197год».

Заичкин И.А. Почкаев И.Н. Указ. соч. – С. 12.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ДОКУМЕНТЫ

Русская правда
Краткая редакция

(Текст по Академическому списку

Перевод Б.Б.Кафенгауза)

Правда Роськая (Закон русский)

    Если муж убьет мужа, то мстит брат за убийство брата, сын за отца, или племянник со стороны брата, или племянник со стороны сестры; если никто не будет мстить, то взыскивается 40 гривен за убитого. Если убитый – русин, Гридин, купец, ябедник, мечник, или же изгой, или словенин, то уплатить за него 40 гривен.

    Если придет на суд человек, избитый до крови или в синяках, то не надо искать свидетеля, но если не будет на нем никаких следов побоев, то он должен привести свидетеля. Если он не может привести его, то делу конец. Если потерпевший не может мстить за себя, то пусть возьмет с виновного 3 гривны и сверх того плату лекарю.

    Если кто ударит кого – либо палкой, жердью, рукой, чашей, рогом или мечом, то он платит 12 гривен; если потерпевший не настигнет его и не отомстит, то виновный платит штраф, и этим дело кончается.

    Если ударит мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то платит 12 гривен штрафа.

    Но если кто кого ударит по руке, и рука отвалится или отсохнет, то платить 40 гривен.

    Если же ударит мечом по руке или по ноге и осечет руку или она станет сохнуть, или нога остается цела, но начнет хромать, тогда пусть мстят его дети или с виновного взыскивается 40 гривен.

    Если кто отсечет какой–нибудь палец, то платит 3 гривны штрафа.

    А кто вырвет усы или бороду, платит 12 гривен.

    Если кто обнажит меч, но не ударит, платит гривну.

    Если пихнет муж мужа от себя или к себе, то должен платить 3 гривны, если на суд приведет двух свидетелей. При этом варяг 1 или колбяг 2 не приводит свидетелей, но сам идет к присяге.

    Если челядин бежал и скроется у варяга или у колбяга и тот не вернет его в течение трех дней, то господин, опознав его на третий день, может отобрать челядина, а с укрывателя взыскивается 3 гривны штрафа.

    Если кто поедет на чужом коне без спросу, пусть уплатит 3 гривны.

    Если кто украдет чужого коня, оружие или одежду и хозяин опознает пропавшее в своем миру, то он берет свое, а вор платит 3 гривны штрафа.

    Если кто опознает у кого–либо свою пропавшую вещь, то нельзя отобрать ее, и не говори «это мое», но скажи ему так: «пойди на свод, укажи, где ты ее взял». Если тот не пойдет, пусть представит поручителя в том, что явится на свод 3 не позднее 5 дней.

    Если где будет иск к кому–либо об уплате займа, то идти ему на судебное разбирательство при 12 свидетелях. И если окажется, что должник злонамеренно не отдавал его деньги, как следовало по условию, то с него взыскивается 3 гривны штрафа.

    Если господин узнает своего пропавшего челядина и захочет его отнять, то вести его к тому, у кого он был куплен, а тот пусть ведет к предыдущему продавцу, и когда дойдут до третьего, то скажи ему: «отдай мне своего челядина, а ты ищи своих денег при свидетеле».

    Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы 4 своего господина и тот не выдаст его, то господин может удержать его у себя, но должен заплатить за него 12 гривен, а затем пусть потерпевший побьет холопа, где его застанеТ.

    А если кто сломает копье, щит или испортит одежду и хозяин захочет удержать у себя, то он получает доплату деньгами за порчу, но если собственник отказывается от сломанной вещи, то пусть ему будет заплачено, сколько он дал при ее покупке.

    Если убьют огнищанина 5 умышленно, но без корыстных намерений, то с убийцы взыскивается 80 гривен, а люди не обязаны помогать убийце в их уплате; за убийство княжеского подъездного также платить 80 гривен.

    А если убьют огнищанина по–разбойничьи умышленно и с целью грабежа, а убийцу люди не ищут, то виру 6 платит вервь 7 , где найден убитый.

    Если убьют огнищанина у клети 8 , у коня или у стада, или во время кражи коровы, то убьют огнищанина, как пса; тот же закон при убийстве тиуна 9 .

    А за убийство княжеского тиуна взыскивается с убийцы 80 гривен.

    А за старшего конюха при стаде также 80 гривен, постановил Изялав, когда дорогобужцы убили его конюха.

    За княжеского сельского старосту 10 или смотрителя за полевыми работами платить 12 гривен.

    А за княжеского рядовича 11 5 гривен.

    А за убитого смерда 12 или холопа 5 гривен.

    Если убита рабыня–кормилица или кормилиц, то платить 12 гривен.

    А за княжеского коня с пятном взыскивается 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны; за кобылу платить 60 резан, за вола гривну, за корову 40 резан, за трехлетку 15 кун, за годовалую скотину полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка и барана по ногате.

    А если уведут чужого раба или рабыню, то платить 12 гривен штрафа.

    Если придет муж в крови или в синяках, то ему не надо искать свидетеля.

    А если украдут коня или вола или будет кража из клети, то вор платит гривну и 30 резан, если он был один; если воров было 10, то каждый из них платит 3 гривны и 30 резан.

    Если сожгут княжескую борть или выкрадут пчел, то платить 3 гривны.

    За самовольное истязание смерда, без княжеского повеления, платить 3 гривны штрафа. За истязание огнищанина, тиуна или мечника 13 платить 12 гривен.

    А если распашут полевую межу или срубят межевой столб, то платить 12 гривен штрафа.

    А кто украдет ладью, платить хозяину 30 резан за ладью и 60 резан штрафа князю.

    А за голубя и курицу 9 кун. А за утку, гуся, журавля или лебедя платить 30 резан хозяину и 60 резан штрафа князю.

А если украдут чужого пса, ястреба или сокола, то платить 3 гривны штрафа.

    Если убьют вора на своем дворе или у клети, или у хлева, то за это не отвечают как за убийство, если же вора держали до рассвета, то привести его на княжеский двор на суд. Но если вора убьют, а люди видели его связанным, то надо платить за него.

    Если украдут сено, то платить 9 кун, за дрова также 9 кун.

    Если украдут овцу, козу или свинью и при том было 10 воров, то хотя бы они одну овцу украли, пусть каждый уплатит по 60 резан штрафа. А кто привел вора, получает 10 резан.

    При штрафе в 3 гривны сверх того мечнику платить 15 кун, за десятину – 15 кун, а князю – 3 гривны. При штрафе в 12 гривен, тот, кто привел виновного, получает с него 70 кун, а в десятину платить 2 гривны, а князю 10 гривен.

А вот устав для сбора вир: вирнику 14 взять на неделю 7 ведер солоду, кроме того, барана или полтуши мяса, или деньгами 2 ногаты, а в среду резана и три сыра, в пятницу столько же; хлеба и пшена сколько смогут съесть, а в скромные дни давать по 2 курицы на день. Пусть поставит 4 коней, и давать им корма сколько смогут съесть. А вирнику взять 16 гривен, 10 резан и 12 веревиц (мелких денежных единиц), и при въезде в округ гривну. Во время поста дать ему рыбу или 7 резан. Все это составит 15 кун в неделю, а хлеба давать сколько смогут съесть, пока вирники соберут виры. Таков устав Ярослава.

    А такова плата мостникам 15: когда построят мост, то пусть возьмут по окончании своей работы ногату и от каждого устоя моста по ногате, столько же при починке ветхого моста, хотя бы несколькими досками, 3–мя, 4–мя или 5–ю.

«Правда Русская», ч. I, изд–во АН СССР, 1940г., – С. 397–400;

«Правда Русская», ч. II, изд–во АН СССР,1947г., – С. 15–238.

С древнейших времен до наших дней . Материал изложен в хронологическом порядке, ...

  • История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ

    М., 1961-76; Отечественная история . История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия... 1-3-, М., 1996-97-; История Сибири с древнейших времен до наших дней , т. 1-2, Л., 1968-69; История СССР. С древнейших времен до наших дней , т. 1-11, М., ...

  • ИСТОРИЯ РОССИИ Название учебного предмета История России с древнейших времен до конца XVI века Название раздела учебного предмета

    Урок

    С древнейших времен до конца XVΙ века. 6 класс: дидактические материалы., - Волгоград «Учитель», 2008 г. Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней ...

  • история россии с древнейших времен до наших дней учебник

    Список учебников

    Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина История России с древнейших времен до наших дней УЧЕБНИК Орлов А. С., Георгиев В. А., ... к историческим и культурным ценностям отечественной истории . Широко пропагандировалась деятельность Александра...

  • Одним из самых могущественных в свое время была Киевская Русь. Огромная средневековая держава возникла в XIX веке в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племен. Во время своего расцвета Киевская Русь (в 9-12 веках) территорию занимала внушительную и имела сильное войско. К середине XII века некогда мощное государство вследствие феодальной раздробленности раскололось на отдельные Таким образом, Киевская Русь стала легкой добычей для Золотой Орды, которая положила конец средневековой державы. Об основных произошедших событиях в Киевской Руси в 9-12 веках будет поведано в статье.

    Русский каганат

    По мнению многих историков, в первой половине IX века на территории будущего Древнерусского государства существовало государственное образование русов. О точном местоположении Русского каганата сохранилось мало сведений. По мнению историка Смирнова, государственное образование находилось в регионе между верхней Волгой и Окой.

    Правитель Русского каганата носил титул кагана. В Средние века этот титул имел очень большое значение. Каган властвовал не только над кочевыми народами, но также командовал над прочими правителями разных народов. Таким образом, глава Русского каганата выступал в роли императора степняков.

    К середине IX века в результате конкретных внешнеполитических обстоятельств состоялась трансформация Русского каганата в Русское великое княжение, которое было зависимо в слабой форме от Хазарии. Во времена правления Аскольда и Дира удалось полностью избавиться от угнетения.

    Правление Рюрика

    Во второй половине IX века восточнославянские и финно-угорские племена из-за жестокой вражды призвали варягов за морем на княжение на своих землях. Первым русским князем стал Рюрик, который начал править в Новгороде с 862 года. Новое государство Рюрика просуществовало до 882 года, когда образовалась Киевская Русь.

    История правления Рюрика полна противоречий и неточностей. Часть историков придерживается мнения, будто он и его дружина имеют скандинавское происхождение. Их противники являются сторонниками западнославянской версии развития Руси. В любом случае название термина «Русь» в X и XI веках употреблялось по отношению к скандинавам. После прихода к власти скандинавского варяга титул «каган» уступил место «великому князю».

    В летописях сохранились скудные сведения о правлении Рюрика. Поэтому восхвалять его стремления расширить и укрепить государственные границы, а также укреплять города довольно проблематично. Также Рюрик запомнился тем, что смог успешно подавить в Новгороде мятеж тем самым укрепив свой авторитет. В любом случае правление основателя династии будущих князей Киевской Руси позволило централизировать власть в Древнерусском государстве.

    Княжение Олега

    После Рюрика власть в Киевской Руси должна была перейти в руки его сына Игоря. Однако из-за малых лет законного наследника правителем Древнерусского государства в 879 году стал Олег. Новый оказался весьма воинственным и предприимчивым. Уже с первых лет пребывания у власти он стремился взять под свой контроль водный путь на Грецию. Для реализации этой грандиозной цели Олег в 882 году благодаря своему хитроумного плану расправился с князьями Аскольдом и Диром, захватив Киев. Тем самым была решена стратегическая задача завоевания славянских племен, которые жили по течению Днепра. Сразу после въезда в захваченный город Олег заявил о том, что Киеву суждено стать матерью городов русских.

    Первому правителю Киевской Руси очень понравилось выгодное месторасположение населенного пункта. Пологие берега реки Днепр были неприступными для захватчиков. Кроме этого, Олег провел масштабные работы по укреплению оборонных сооружений Киева. В 883-885 годах состоялся ряд военных походов с положительным результатом, вследствие чего существенно была расширена территория Киевской Руси.

    Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси во время правления Олега Вещего

    Отличительной чертой внутренней политики княжения Олега Вещего было укрепление казны государства за счет сбора дани. Во многом бюджет Киевской Руси наполнялся благодаря поборам с покоренных племен.

    Период правления Олега ознаменовался успешной внешней политикой. В 907 году состоялся удачный поход на Византию. Ключевую роль в победе над греками сыграла уловка киевского князя. Над неприступным Константинополем нависла угроза уничтожения, после того как корабли Киевской Руси были поставлены на колеса и продолжали свое движение по суше. Таким образом, испуганные правители Византии вынуждены были предложить Олегу огромную дань, а русским купцам предоставить щедрые льготы. По истечении 5 лет у Киевской Руси с греками был подписан мирный договор. После успешного похода на Византию об Олеге стали слагаться легенды. Киевскому князю стали приписывать сверхъестественные возможности и склонность к магии. Также грандиозная победа на внутренней арене позволила Олегу получить прозвище Вещий. Киевский князь умер в 912 году.

    Князь Игорь

    После смерти Олега в 912 году полноправным правителем Киевской Руси стал ее законный наследник - Игорь, сын Рюрика. Новый князь от природы отличался скромностью и уважением к старшим. Именно поэтому Игорь не спешил скинуть с трона Олега.

    Правление князя Игоря запомнилось многочисленными военными походами. Уже после вхождения на престол ему предстояло подавить бунт древлян, которые хотели перестать подчиняться Киеву. Успешная победа над противником позволила взять с восставших дополнительную дань на нужды государства.

    Противостояние с печенегами осуществлялись с попеременным успехом. В 941 году Игорь продолжил внешнюю политику предшественников, объявив войну Византии. Причиной войны послужило желание греков освободиться от принятых обязательств после смерти Олега. Первый военный поход завершился поражением, так как Византия тщательно подготовилась. В 943 между двумя государствами был подписан новый мирный договор, потому что греки решили избежать сражения.

    Погиб Игорь в ноябре 945 года, когда собирал дань с древлян. Ошибка князя заключалась в том, что он отпустил свою дружину в Киев, а сам с небольшим войском решил дополнительно поживиться со своих подданных. Возмущенные древляне жестоко расправились с Игорем.

    Период правления Владимира Великого

    В 980 году новым правителем стал Владимир, сын Святослава. Перед занятием трона ему предстояло выйти победителем из братской междоусобицы. Однако Владимир сумел после побега «за море» собрать варяжскую дружину и отомстить за смерть брата Ярополку. Правление нового князя Киевской Руси оказалось выдающимся. Также Владимир был почитаем у своего народа.

    Самой главной заслугой сына Святослава является знаменитое Крещение Руси, которое состоялось в 988 году. Кроме многочисленных успехов на внутренней арене, князь прославился своими военными походами. В 996 году для защиты земель от врагов были построены несколько городов-крепостей, одним из которых стал Белгород.

    Крещение Руси (988 год)

    Вплоть до 988 года на территории Древнерусского государства процветало язычество. Однако Владимир Великий принял решение в качестве государственной религии выбрать именно христианство, хотя к нему приходили представители от Римского папы, ислама и иудаизма.

    Крещение Руси в 988 году все же состоялось. Христианство принял Владимир Великий, приближенные бояре и дружинники, а также простой люд. Для тех, кто противился отходить от язычества, грозили всяческие притеснения. Таким образом, с 988 года берет свое начало Русская Церковь.

    Правление Ярослава Мудрого

    Одним из самых прославленных князей Киевской Руси был Ярослав, который не случайно получил прозвище Мудрый. После смерти Владимира Великого смута объяла Древнерусское государство. Ослепленный жаждой власти Святополк сел на престол, убив 3 своих братьев. Впоследствии Ярослав собрал огромное войско из славян и варяг, после чего в 1016 году отправился на Киев. В 1019 году ему удалось победить Святополка и взойти на престол Киевской Руси.

    Период правления Ярослава Мудрого оказался одним из самых успешных в истории Древнерусского государства. В 1036 году ему удалось окончательно объединить многочисленные земли Киевской Руси, после смерти брата Мстислава. Супругой Ярослава стала дочка шведского конунга. Вокруг Киева по приказу князя были воздвигнуты несколько городов и каменная стена. Основные городские врата столицы Древнерусского государства назывались Золотыми.

    Умер Ярослав Мудрый в 1054 году, когда ему было 76 лет. Период правления киевского князя длиной в 35 лет является золотым временем в истории Древнерусского государства.

    Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси во время правления Ярослава Мудрого

    В приоритете внешней политики Ярослава было повышение авторитета Киевской Руси на международной арене. Князю удалось добиться ряд важных военных побед над поляками и литовцами. В 1036 году полностью были разгромлены печенеги. На месте судьбоносной битвы появилась церковь святой Софии. В период правления Ярослава в последний раз состоялся военный конфликт с Византией. Итогом противостояния стало подписание мирного договора. Всеволод, сын Ярослава, женился на греческой принцессе Анне.

    На внутренней арене существенно повышалась грамотность населения Киевской Руси. Во многих городах государства появлялись училища, в которых мальчики обучались церковному делу. Различные греческие книги переводились на старославянский язык. Во время правления Ярослава Мудрого был издан первый сборник законов. «Русская правда» стала главным достоянием многочисленных реформ киевского князя.

    Начало распада Киевской Руси

    Каковы причины распада Киевской Руси? Как и многих раннесредневековых держав, ее распад оказался полностью закономерным. Произошел объективный и прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения. В княжествах Киевской Руси появилась знать, в интересах которой было выгоднее сделать ставку на местного князя, чем поддерживать единого правителя в Киеве. По мнению многих историков, поначалу территориальная раздробленность не была причиной распада Киевской Руси.

    В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха, с целью прекращения усобиц был запущен процесс создания региональных династий. К середине XII века Древнерусское государство оказалось поделенным на 13 княжеств, которые отличались между собой занимаемой площадью, военной мощью и сплоченностью.

    Упадок Киева

    В XII века наступил значительный упадок Киева, который из метрополии превратился в обычное княжество. Во многом из-за Крестовых походов произошло преобразование международных торговых коммуникаций. Поэтому экономические факторы существенно подорвали могущество города. В 1169 году Киев в результате княжеских распрей впервые был взят штурмом и разграблен.

    Окончательный удар по Киевской Руси нанесло Монгольское нашествие. Разрозненные княжество не представляли грозной силы для многочисленных кочевников. В 1240 Киеву было нанесено сокрушительное поражение.

    Население Киевской Руси

    О точном количестве жителей Древнерусского государства сведений не осталось. По мнению историка общая численность населения Киевской Руси в 9 - 12 веках составляла примерно 7,5 млн человек. Около 1 млн людей проживали в городах.

    Львиную долю жителей Киевской Руси в 9-12 веках составляли свободные крестьяне. Со временем все больше людей становились смердами. Они хоть и обладали свободой, но обязаны были подчиняться князю. Свободное население Киевской Руси вследствие долгов, плена и прочих причин могло стать челядью, которые были бесправными рабами.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!