Недоросль 2 действие читать краткое содержание. Д.И

  • Простаков – глава семейства, о котором идет рассказ. Он задавлен авторитетом жены и во всем ее слушается и потакает.
  • Госпожа Простакова – мать «недоросля». Она является основным отрицательным персонажем. Хочет выгодно женить сына на Софье, когда узнает о ее хорошем наследстве. Считает, что дворянам дозволено все.
  • Митрофан – сын семейства, тот самый «недоросль».
  • Еремеевна – кормилица Митрофона.
  • Правдин – чиновник, который должен разобраться в делах этой семьи.
  • Стародум – дядя Софьи, который является ее опекуном. Его деньги стали объектом интереса Простаковой.
  • Софья – добрая девушка и, вскоре, завидная невеста.
  • Милон – офицер, влюбленный в Софью. Он помешал ее похитить.
  • Тарас Скотинин – брат Простаковой, который тоже не прочь жениться на Софье.
  • Сидорыч Кутейкин – учитель Митрофана, который является бывшим семинаристом.
  • Пафнутьич Цыфиркин – учитель Митрофана, являющийся сержантом в отставке.
  • Адам Адамович Вральман – учитель Мирофана, который должен обучить его французскому и другим языкам. На самом деле является бывшим кучером, немец по национальности.
  • Тришка – портной.

Действие 1. Неожиданное наследство

Все начинается со спора о плохо пошитом кафтане для Митрофана. За это госпожа Простакова ругает Тришку – самоучку. Достается и ее мужу, который считает, что кафтан большеват, но боясь ей возразить, сдает позиции. Жена же недовольна ответом и сетует, что ей достался не муж, а глупец. Скоро должны прийти учителя и Митрофана отправляют пообедать до их прихода. Но он уже и так сполна объелся булок, поэтому его отправляют порезвиться.

В этот день назначен сговор на помолвку Софьи и Скотинина, но ее об этом не собираются предупреждать. Брат хозяйки дома планирует объединить, принадлежащую девушке деревню и свои земли, чтобы разводить свиней.

Вскоре входит девушка, принеся с собой письмо, но хозяева дома не умеют читать. Тогда его зачитывает Правдин, который только что пришел. Из него выясняется, что Софья – богатая наследница. Все очень удивлены. Хозяйка дома бросается поздравлять девушку, а ее брат догадывается, что помолвки не будет.

В этот момент слуга сообщает, что явились солдаты во главе с офицером, что изрядно пугает ее.

Действие 2. Завидная невеста

Офицером оказывается Милон, который встречает здесь своего давнего приятеля Правдина. Он сообщает офицеру, что наделен властью положить конец жестокости матери семейства и глупости ее мужа. Милон же переживает, что возлюбленная может подвергаться притеснениям и рад, что Правдин на его стороне.

Входит Софья, чему Милон очень рад. Она рассказывает о прежнем отношении к ней и сегодняшней разительной перемене в поведении хозяйки дома. Офицеру неприятно это слышать, но Софья нелестно отзывается о Митрофане, что его успокаивает. Софья надеется, что скорый приезд ее дяди изменит ее судьбу.

Входит Скотинин, который раздражен сестрой, поскольку она отменила сговор. Но говорит Софье, что их не разлучат, и грозит отомстить Митрофану. Милона же возмущают подобные речи.

Тем временем кормилица уговаривает Митрофана заняться науками, но тот лишь обзывает ее. Скотинин угрожает ему, но отступает, получив отпор со стороны старушки Еремеевны.

Хозяйка дома заискивает перед Софьей и попутно расхваливает своего сына. Она же приглашает учителей, чтобы вывести его в люди. Молодые люди – офицер и чиновник – понимают, что нанятые учителя никуда не годятся и уходят.

В это время, мать семейства просит сына повторить пройденный материал, но он жалуется на своего дядю, отчего она в негодовании срывается на Еремеевну. Учителя уходят на обед, жалуясь на свою долю.

Действие 3. Приезд Стародума

Приехал Стародум и вместе с Правдиным они обсуждают эпоху, когда нравы и воспитание были иными. Дядя рассказывает молодому человеку немного о тех временах.

Вскоре наступает долгожданная встреча Стародума и племянницы, и она узнает, что все это время он был в Сибири, и заработанных денег хватит, чтобы удачно выдать ее замуж. Рядом дерутся Простакова и ее брат, которых разнимает Милон. Еремеевне попадает под горячую руку и получает выговор, что сегодня мало прислуги.

Все семейство поочередно знакомится с дядюшкой Софьи, особенно старается Митрофан под руководством своей матери. Стародум заявляет о том, что забирает Софью в Москву выдавать замуж. Простакова рыдает, потому что не может уже без нее жить и попутно хвалится своим сыном.

Митрофану приходится под натиском матушки снова садиться за учебу, но она ему никак не дается, к тому же мать все время вмешивается. Цыфиркин и Кутейкин в возмущении от долгого ожидания и сочувствуют местным слугам. В обучение вмешивается Вральман, который считает, что нечего забивать голову мальчику, и за это ему чуть не намяли бока остальные учителя.

Действие 4. Благословение Софьи и Милона

Софья читает книгу. Приходит дядя и они долго размышляют на тему счастья. Стародум высказывает ей несколько очень интересных для нее мыслей. Она радуется, что у нее есть такой советчик.

Стародум получает письмо. Вскоре Софья рассказывает о своих чувствах к Милону, и дядя спешит познакомиться с ним лично. Их разговора с молодым человеком мужчина понимает, что офицер будет достойным мужем племяннице. Поэтому дядя сразу же благословляет их на брак.

Вскоре приходит Скотинин и просит благословения на его брак с Софьей, на что Стародум только смеется. Простакова же заставляет всех всячески угождать дорогому гостю и снова нахваливает сына, хотя гость уже понял глубину его глупости. Тут же она узнает, что Софья теперь обещана другому, отчего в ней закипает ярость, и она задумывает ее похитить до отъезда.

Действие 5. Попытка похищения и развал порядка Простаковых

Стародум и Правдин говорят о царе и его власти, а также ищут способ пресечь жестокость хозяйки дома. Вскоре Софью насильно тащат в карету для венчания с Митрофаном, но ее спасает Милон. Правдин уверяет, что Простаковы преступники, и хочет наказать их, обратившись к правительству. Простакова на коленях просит их пощадить.

Стародум не хочет связываться с такими низкими людьми и прощает их. Тогда хозяйка дома хочет выпороть всех своих людей за то, что упустили девушку. Правдин все же решает взять поместье под правительственную опеку. Скотинин незаметно удаляется.

Теперь учителя требуют свое жалованье, и только Цыфиркин не имеет претензий, поскольку ученик так ничего и не изучил. За честность его награждают Правдин и Милон. Стародум узнает Вральмана, который раньше был его кучером. И тот просится снова на службу. Дядюшка берет его.

Софья, ее дядя и Милон прощаются и готовы уехать. А Простакова оказывается отвергнутой даже своим сыном Митрофаном. Тогда Правдин хочет забрать его на службу.

Тест по комедии Недоросль

Добрый день. Перед Вами краткое содержание комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина. Краткое содержание дано по действиям и явлениям, так, чтобы вам проще было ориентироваться в описании. В кратком содержании даны все основные события, поэтому Вы не упустите самого важного. Более того, те отрывки, которые несут наибольшее смысловое значение, мы не сокращали. Таких отрывков не много, однако их наличие поможет Вам лучше понять произведение.

НЕДОРОСЛЬ – краткое содержание.

Давайте начнем с выяснения, кто есть кто в комедии НЕДОРОСЛЬ Дениса Фонвизина.

Действующие лица:

  • Г-н Простаков – отец семейства.
  • Г-жа Простакова, жена его.
  • Митрофан – их сын, недоросль.
  • Правдин.
  • Стародум.
  • Софья – племянница Стародума.
  • Милон.
  • Скотинин – брат г-жи Простаковой.
  • Кутейкин – семинарист, учитель Митрофана.
  • Цыфиркин — отставной сержант, учитель Митрофана.
  • Вральман — учитель.
  • Тришка — портной.
  • Слуга Простакова.
  • Камердинер Стародума.

Действие происходит в деревне Простаковых.

Г-жа Простакова осматривает кафтан на Митрофане, ругает портного Тришку, который сшил его не так, и велит Еремеевне позвать его.

Явление II

Г-жа Простакова продолжает ругать Тришку. Тот, оправдываясь, говорит, что для того, чтобы шить хорошо, нужно сначала научиться этому. Простакова в бешенстве - Тришкины оправдания она называет «скотскими рассуждениями».

Явление III

Появляется господин Простаков. Простакова спрашивает мужа, что он думает по поводу сшитого кафтана.

Простаков запинается от робости, ничего толком ответить не может - боится гнева супруги. Простакова:

Вот каким муженьком наградил меня Господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.

Явление IV

Появляется Скотинин. Разговор опять идет о кафтане. Скотинин считает, что кафтан «сшит изряднехонько».

Простакова велит Еремеевне накормить Митрофанушку, на что та отвечает, что Митрофанушка уже «пять булочек скушать изволил». Простакова набрасывается на Еремеевну - неужели няньке жаль для дитя шестой булочки. Нянька говорит, что вечером Мирофанушка съел очень много и «протосковал до самого утра». Простакова с тревогой спрашивает сына, что с ним случилось. Тот отвечает, что «ночь всю така дрянь в глаза лезла» - то матушка мерещилась, то батюшка. Митрофанушке снилось, что матушка бьет батюшку, и ему стало жаль Простакову: она себе все руки отбила, пока била мужа. Митрофан с Еремеевной отходят.

Явление V

Скотинин спрашивает, где его невеста, говорит, что ей пора сказать, что она выходит за него замуж. Речь идет о Софье.

Простаков:

Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как ее матушке, а моей сватьюшке, сделался удар… От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка ее, господин Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нем ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли ее в нашу деревеньку и надзираем над ее имением, как над своим.

Скотинин хвалится тем, как умеет вести хозяйство:

Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.

Простакова просит научить и ее этому мастерству, так как она уже отобрала у своих крестьян все, что было. Скотинин говорит, что обязательно научит, только вначале пусть женят его на Софье, так как ему нравятся принадлежащие ей деревни . Там, в деревнях Софьи, Скотинин планирует развести свиней, поскольку он их очень любит .

Явление VI

Появляется Софья с письмом в руке. Сообщает, что ее дядюшка Стародум жив, приехал недавно в Москву. Г-жа Простакова не верит, что Стародум жив. Она отбирает у Софьи письмо, при этом возмущается, что «девушки грамоте умеют». Простакова подозревает, что письмо от какого-нибудь офицера. Софья предлагает ей прочесть письмо, но та не умеет читать и говорит, что она «не так воспитана».

Простакова говорит, что придет Митрофан и прочитает письмо. Она рассказывает о том, что ее сын уже четыре года учится:

Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин. Оба они приходят сюда из города. Вить от нас и город в трех верстах. По- французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. Куда надобно - лошадь. За столом стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром. Правду сказать, и мы им довольны, батюшка братец. Он робенка не неволит. Вить, мой батюшка, пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится.

Явление VII

Появляется Правдин. Читает по просьбе Простаковой письмо. Из письма становится известно, что Стародум решил сделать Софью наследницей своего состояния. Простакова сразу бросается обнимать Софью и говорит, что лучшей невесты для Митрофана, чем она, Софья, и не надо. Уводит Софью для того, чтобы поговорить наедине.

Слуга сообщает Простакову, что в их деревню пришли солдаты.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Явление I

Правдин и Милон встречаются. Они старые знакомые. Правдив говорит, что он «определен членом в здешнем наместничестве». Он восхищается наместником, считает его человеком справедливым, который выполняет «самые человеколюбивые виды вышней власти». Правдин сообщает, что живет здесь уже три дня и характеризует Простаковых так:

Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома.

Милон говорит, что уже через несколько часов должен уезжать отсюда. Милон рассказывает, что влюблен и его чувство взаимно, но не знает, где находится в данный момент его любимая, и он ищет ее. Милон видит входящую Софью и говорит, что это и есть его возлюбленная.

Явление II

Софья и Милон радуются встрече. Софья жалуется, что за время разлуки ей пришлось перенести немало бед, в частности от родственников. Она говорит о том, как подхалимски стала себя вести Простакова, узнав о решении Стародума. Софья говорит, что Простакова хочет выдать ее замуж за Митрофана. Софья передает Милону те слова, которые сказала Простаковой:

Я сказала, что судьба моя зависит от воли дядюшкиной, что он сам сюда приехать обещал в письме своем…

Явление III

Приходит Скотинин. Он говорит, что его сестра наскоро отправила его назад, в свою деревню. Сообщает, что Простакова хочет женить его. Скотинин обращается к Софье:

Тебе на свое счастье грех пенять. Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житье одним свиньям.

Правдин говорит, что Простакова хочет теперь Митрофана на Софье женить. Скотинин грозит при встрече Митрофанушку побить.

Явление IV

Появляются Митрофанушка с Еремеевной. Та уговаривает Митрофана поучиться «хоть немножко». Скотинин подзывает Митрофанушку к себе. Вначале угрожает ему, но Митрофанушка не может понять, в чем провинился. Затем Скотинин спрашивает племянника, хочет ли тот жениться. Когда Митрофан отвечает, что хочет, Скотинин бросается на него. Еремеевна заступается за Митрофанушку.

Явление V

Появляются оба Простаковых. Простакова заводит разговор с Милоном и Правдиным, жалуется, что муж ее - рохля и ей одной приходится вести хозяйство: «то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится». Простакова льстиво говорит о Стародуме. Правдин о Стародуме:

Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет.

Простакова говорит, что вся надежда ее жизни - сын, которого она готовит в люди. Появляются Кутейкин и Цыфиркин - учителя Митрофанушки. В Цыфиркине Милон узнает отставного солдата своего гарнизона. Цыфиркин говорит Милону, что уже третий год пытается обучить Митрофанушку дробям, но безуспешно. Кутейкин сообщает о себе, что недоучился в семинарии, так как «убоялся бездны премудрости».

Явление VI

Простакова ругает Еремеевну за то, что та не заступилась за сына. Еремеевна оправдывается. Простакова и Митрофан уходят. Кутейкин жалеет Еремеевну, спрашивает, как платят ей за ее работу. Еремеевна:

По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Явление I

Правдин и Стародум сердечно приветствуют друг друга. Стародум о себе:

Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее… Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Стародум рассказывает, как он служил и воевал. Его отношение к чинам и званиям таково:

…чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается … гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.

После отставки Стародума приглашают ко двору. Но придворная жизнь его не устраивает - «рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».

Появляется Софья. Стародум объясняет причину своего приезда: он узнал о том, что Софья живет здесь против своей воли. Стародум признается, что только Софья «должна делать утешение моей старости», а он должен опекать ее. Стародум говорит, что в Сибири он сделал большое состояние и Софья теперь может выбирать жениха даже бедного. Софья отвечает, что воля Стародума для нее - закон. Стародум говорит Правдину, что не наличие денег определяет, хорош ли человек: «Наличные деньги - не наличные достоинства. Золотой болван - все болван». Слышен шум.

Явление III

Появляются дерущиеся Простакова со Скотининым и Милон, который разнимает их.

Стародум смеется, глядя на дерущихся, говорит, что еще ничего смешнее не видел. Простакова напускается на Стародума. Говорит, что дерется потому, что Скотинин обидел ее сына.

Узнает, что перед ней дядя Софьи, и сразу меняет тон, называет Стародума «отцом родным», «на которого вся надежда, который у нас один, как порох в глазе».

Явление IV

По зову Простаковой является Еремеевна. Простакова говорит, что звала Палашку. Еремеевна отвечает, что та заболела, у нее жар.

Простакова в ярости: «Бредит, бестия! Как будто благородная!» Простакова суетится из-за приезда важного гостя.

Явление V

Простакова, Простаков и Митрофан лезут обниматься к Стародуму. Представляются. Ведут себя раболепно. Стародум говорит Софье, что завтра уезжает с ней в Москву. Простакова обескуражена известием. Стародум говорит, что у него есть на примете жених для Софьи. Милон и Софья поражены. Стародум говорит Софье, что она сама вольна в своем выборе. Скотинин начинает хвалить сам себя в надежде, что Софья выберет его. Простакова же описывает достоинства своего сына:

Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить. Мой Митрофанушка из-за книги не встает по суткам.

Представляет учителей Митрофанушки. Стародум говорит, что не в состоянии оценить достоинства Митрофанушки, и уходит отдыхать после дороги.

Явление VI

Кутейкин и Цыфиркин обсуждают свою жизнь. Жалуются на Митрофана, которому учение не дается. Приходят к выводу, что им мешает заниматься с недорослем Вральман. Кутейкин:

Лишь указку в персты, басурман в глаза. Ученичка по головке, а меня по шее.

Решают проучить немца.

Явление VII

Простакова просит Митрофана поучиться хотя бы «для вида».

Митрофан: «Не хочу учиться, хочу жениться» . Цыфиркин пытается вести урок, но Митрофан грубит, а Простакова заступается за сына.

Решение задач Митрофанушкой так и не увенчалось успехом. Урок с Кутейкиным также бесплоден.

Явление VIII

Появляется Вральман, который начинает говорить, что ребенка хотят уморить эти учителя. Простакова соглашается с ним и отпускает Цыфиркина и Кутейкина. Вральман всячески убеждает Простакову, что Митрофанушка и без этой учебы молодец.

Простакова благоволит Вральману: он умеет сказать то, что ей будет приятно слышать. Он говорит, что Митрофан сумеет и свет посмотреть, и себя показать.

Явление IX

Кутейкин и Цыфиркин подкарауливают Вральмана. Ругаются с ним, а потом набрасываются на него с побоями.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Явление I

Софья ожидает Стародума, читает книгу, размышляет.

Явление II

Стародум появляется. Он дает Софье советы:

Умей различить, уметь остановиться с теми, которых дружба к тебе была б надежною порукою за твой разум и сердце… Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет… Ведай, что совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает… С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище… Умного человека легко извинить можно, если он какого-нибудь качества ума и не имеет. Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца…

Стародум говорит о супружестве:

Признаюсь тебе, что сердце мое тогда только будет спокойно, когда увижу тебя за мужем, достойным твоего сердца… Надобно, мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты - мужу, и будете оба совершенно благополучны.

Дядюшка! Истинное мое счастье то, что ты у меня есть….

Явление III

Приходит камердинер и подает письмо из Москвы Стародуму.

Явление IV

Стародум:

Он, конечно, пишет ко мне о том же, о чем в Москве сделал предложение. Я не знаю Милона; но когда дядя его мой истинный друг, когда вся публика считает его честным и достойным человеком… Если свободно ее сердце…

Явление V

Стародум говорит Софье, что письмо, по большей части для нее - речь идет, возможно, о ее будущем муже.

Явление VI

Появляются Милон и Правдин. Правдин представляет Стародуму Милона. Выясняется, что это тот самый молодой человек, про которого говорилось в письме, адресованном Стародуму.

Стародуму Милон нравится, и он рад, что Софья выбрала именно его.

Явление VII

Появляется Скотинин. Он настаивает на том, чтобы Софья вышла за него. Стародум смеется над ним.

Явление VIII

Появляются Простакова, Простаков, Митрофан и Еремеевна. Митрофан демонстрирует свои успехи в учебе.

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

Сама Простакова науки считает занятием пустым и бесполезным - «без наук люди живут и жили».

Явление IX

Г-жа Простакова спрашивает у Стародума, жених ли Митрофан Софье. Тот отвечает, что нет и что она уже сговорена. Простакова решает насильно выдать Софью за Митрофана.

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

Явление I

Правдин показывает Стародуму пакет, пришедший накануне. Стародум: «Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы». Стародум и Правдин говорят о том, что «достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных». Слышится шум.

Явление II

Софья бросается к Стародуму с просьбой о защите - ее пытались насильно увезти. Еремеевна признается, что собирались обвенчать Софью с Митрофанушкой.

Явление III

Простакова и Митрофан просят прощения у Стародума.

Явление IV

Стародум: «Не хочу ничьей погибели. Я ее прощаю». Простакова угрожает всем своим слугам расправой - те были нерасторопны в деле похищения. Правдин:

Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.

Простакова считает, что это гибель для нее.

Явление V

Г-жа Простакова никак не может прийти в себя - она теперь не хозяйка в собственном доме Говорит, что у нее много долгов - еще не доплачено учителям. Зовут учителей.

Явление VI

Стародум узнает в учителе географии Вральмане своего бывшего кучера. Отдают долги учителям. Вральман снова нанимается кучером к Стародуму.

Явление VII

Камердинер сообщает, что карета готова.

Явление последнее

Стародум прощается с Правдиным. Собираются уезжать.

Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!

Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась…

Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.)

Надеюсь, это краткое содержание комедии Фонвизина «Недоросль» помогло Вам получить хорошую оценку на уроке русской литературы.

Поместье Простаковых. Простакова ругает крепостного Тришку, так как тот неправильно пошил кафтан её сыночку Митрофану. Крепостной объясняет, что заранее предупреждал о том, что он не учился шитью. Господин Простаков, давно вошедший в послушание к своей супруге, присоединяется к жене и говорит, что кафтан некрасив. Так же высказывается и брат Простаковай – Скотинин.

В поместье живет девушка Софья. Она давным –давно потеряла отца и полгода как умерла ее мать. Простаковы приютили девушку, хотя не по своей любезности, а потому что София обладает довольно неплохим наследием. Из родственников у Софии остался дядя, но от него уже давно нет никаких известий и все подозревают, что он умер.

Господин Скотинин желает жениться на Софии, так как в ее деревнях порядочное количество свиней. София в неведении этого…

София получает письмо от дядьки, но так как необразованна, прочесть его не имеет возможности. Госпожа Простакова говорит, что дядюшка пишет письмо любовного характера, но содержание этого письма совсем другого характера. В этом письме написано, то наследие Софьи увеличится, так как дядя все свое состояние завещает ей. Простакова принимает решение женить на Софии своего сына.

Рядом с деревней Простаковых проходит путь солдат. Милон – офицер здоровается со своим знакомым Правдиным и пока находится в деревне, видит свою возлюбленную Софию, которую забрали из родной деревне и увезли в неизвестном направлении.

Начинается суматоха. София говорит Мирону, что ее хотят выдать замуж за сына госпожи. Скотинин говорит, что он первый которому посватали Софию, но узнает, что Простакова передумала. Митрофана ведут учиться к его учителям(Сидорыч, Панфутич), но учиться он отказывается. Мать обещает сыну скорую свадьбу если он возьмется за ум.

Заезжает господин Стародум. Он беседует с Правдиным, вспоминает об отце, и проникается воспоминаниями, насколько хороши были те времена. Дядя имеет желание забрать Софию с собой и таким образом спасти ее от семьи, в которой она сейчас прибывает, так как он был ранен и освобожден от службы и теперь имеет возможность заниматься племянницей.

Найдя Софию, он обещает, что скоро они покинут это поместье. Госпожа Простакова видит Стародума, которого ни разу не встречала до этого и всячески старается ему угодить, ввиду того что очень хочет поженить сына на богатой девушке.

Дядя говорит, что завтра же они с Софией поедут в Москву и там ее ожидает прекрасный достойный мужчина, чем очень огорчает племянницу, но как только замечает, что она расстроилась, объясняет, что выбор это лишь ее право и он не будет мешать, если у нее есть уже другой жених. Об этом узнают все в поместье и суматоха вновь набирает свои обороты. Простакова показывает Стародуму какой у нее прекрасный сын, и какой у него хороший учитель Адам Адамыч.

Но сына учат уже очень давно, но никаких новых умений ему обучение нескольких лет не дало, т.к Вральман мешает учебе. Госпожа все таки уговаривает сыночка поучиться, но как только Цыфиркин дает ему задачи, она вмешивается и объясняет, что арифметика Митрофану не нужна. Учитель заканчивает урок.

У митрофана начинается следующий урок. Кутейкин читает строки а Митрофан бездумно повторяет за ним. Вральман наблюдая за обучением объсняет Простаковой, что и без грамоты с арифметикой можно неплохо прожить и отпускает «молодое дарование» поиграть. Учителя очень расстроены и желают поквитаться с Вральманом. Но как только они приступают к открытым действиям, Вральман сбегает.

Стародум застает Софию за чтением книги о воспитании и заводит с ней беседу. Стародум получает письмо от дяди Милона, в котором тот предлагает женить их воспитанников, но, начиная разговор об этом с Софией, смущает ее. Правдин приводит Милона к дяде Софии и тот узнает, что мать Софии очень любила его, почти как родного сына. Стародум понимает, что Милон может стать прекрасным супругом для его племянницы. В то же время Милон упоминает Стародуму, что чувства у них с Софией взаимны, и дядя с радостью принимает решение о согласии на их брак.

Никто не подозревает, что сватовство уже прошло и поэтому все пытаются угодить приехавшему дядюшке. Скотинин рассказывает о том, как древен его род. Простакова показывает своего «ученого» сыночка. Но вскоре он отказывает всем, объясняя, что решение уже принято и не в их сторону и сообщает, что они с Софией покинут их поместье рано утром. Правдину вручают пакет, что в любом случае он получит в все владения, все что принадлежит Простаковым, если что то будет угрожать людям.

Софию тащат к карете жениться на Митрофане. Милон помогает ей освободиться. Павдин, видя эту картину обещает, что мать Митрофана ответит за свои действия в суде. Простакова раскаивается. Господин Правдин берет под свою опеку поместье.


Скотинин уезжает. Правдин распускает учителей Митрофана. Стародум понимает, что Вральман его бывший кучер, и вновь принимает его на эту должность. Митрофана решают отдать в армию, а его мать остается ни с чем.

Краткий пересказ "Недоросль" в сокращении подготовил Олег Ников для читательского дневника.

  • Простаков – дворянин
  • Простакова – его супруга
  • Митрофан – их ребенок, подросток – недоросль
  • Еремеевна – няня Митрофана
  • Правдин
  • Стародум
  • Милон
  • Скотинин, брат Простаковой
  • Кутейкин, студент
  • Цыфиркин, преподаватель математики, отставной сержант
  • Вральман, преподаватель истории
  • Тришка, костюмер
  • События разворачиваются в поместье Простаковых

Действие 1

Портняжка Тришка пошил Митрофану тесный кафтан. Простакова бранит и Тришку, и мужа, не умеющего самостоятельно принимать решения, а во всем полагается на ее волю. Приходит Скотинин, в отличном настроении: у него назначено свидание с Софьей, дальней родственницей Простаковых, живущей у них после смерти матушки. Простаковы уже давно задумали отдать ее замуж. Скотинин заинтересовался девушкой не из-за ее богатства или красоты, а потому что в ее имении множество свиней; к этим животным у Скотинина проявляется слабость. Появляется Софья с письмом от своего дядюшки Скородума, которого все считали умершим много лет назад. Он долго прожил в Сибири, скопил значительное состояние и назначил наследницей Софью. Тут в голове Простаковой возникает идея женить сына на столь богатой невесте. Однако Скотинин тоже не желает отступать.

Действие 2

В деревне останавливаются солдаты, среди них офицер Милон. Он встречается с Правдиным, отстаивающим интересы крестьян при помещичьем произволе. Милон жалуется приятелю, что уже несколько месяцев не видел своей любимой Софьи, которую по слухам родные увезли из Москвы и были очень жестоки с ней в обращении.

На сцене появляется Софья и падает в объятья Милона, жалуясь на сложную жизнь в поместье родственников, на возможное сватовство с Митрофаном. Вошедший вслед за ней Скотинин тоже озвучивает свое намерение жениться на девушке. Когда Правдин озвучивает истинные намерения Митрофана, Скотинин вместо настоящего соперника Милона озлобляется на племянника, и накидывается на него с дракой. Только Правдин оттаскивает Скотинина.

Простакова становится учтивой с Софьей, обходительной, она хочет расположить ее к себе и сыну. Г-жа Простакова представляет Милону и Правдину с преподавателей Митрофанушки, которые сетуют на невероятную глупость своего воспитанника, на необразованность самой хозяйки. Сын угрожает Простаковой, что бросится в воду, если та еще раз заставит его читать. Митрофанушка зол на Скотинина. Узнав о потасовке между ними, Простакова сперва набрасывается на Еремеевну, за то, что та не сумела уберечь ребенка, а потом уже на брата. Учителя подростка получают расчет и отправляются в бар выпить.

Действие 3

Правдин встречается со Стародумом и выражает ему свое уважение. Стародум поведал, что при дворе царит лживость, унижение, малодушие, себялюбие. Он говорит, что ушел с царской службы, чтобы оставить при себе свою душу и честь. Заработав состояние, Стародум поставил смыслом жизни благополучие племянницы. Он счастлив видеть ее спустя столько лет разлуки. Софья показывает дяде свою любовь, преданность и единомыслие. Она полностью принимает взгляды дяди на жизнь. Несколько смущает девушку заявление Стародума о том, что он мечтает выдать ее замуж за всем известного и уважаемого человека. Но принуждать ее ни к чему он не собирается. Окружение Софьи наперебой советуют ей в женихи то Митрофана, то Скотинина. Простакова хочет, чтобы Митрофанушка показал свою образованность перед Стародумом, с целью произвести положительное впечатление на него. Но он восклицает, что не хочет учиться, а хочет жениться. Учителя друг за другом пытаются передать знания недорослю, но он не желает решать задачи. Наконец мать соглашается с тем, что Митрофанушку замучали и говорит, что ему лучше общаться в своем кругу, а не с образованными людьми. Она жалеет своего перетрудившегося сына.

Действие 4

Стародум разговаривает с Софьей о добре и справедливости, дает ей советы: придерживаться людей, которые будут ее ценить за ум и внутренний мир, быть высоконравственной и честной. Говоря о семье, он негодует, что в последнее время многие браки заключаются по расчету, а не по сердечному влечению. Он питает надежду, что Софья при выборе мужа будет руководствоваться духовной близостью с человеком, будет дружить с ним, а не просто любить его. Стародум получает письмо из Москвы от старого приятеля, который рекомендует в женихи Софье Милона. Он интересуется у племянницы, свободно ли ее сердце. Как только Софья решает рассказать о своей симпатии к Милону, появляется Правдин и представляет возлюбленного Софьи Стародуму. Последний, выяснив все, приходит в восторг от того, что это и есть тот человек, о котором говорится в письме. А когда становится очевидным, что и Софья влюблена в него, что покойная мать девушки также души в нем не чаяла, он приходит в восхищение и одобряет достойный выбор племянницы.

В процессе разъяснений появляется Скотинин, который восклицает о своей привязанности к свиньям. На предложение Скотинина руки и сердца, Стародум однозначно отказывает, объясняя это тем, что приличной девушке дворянской крови не пристало выходить замуж за Скотинина и жить как скотина. Тут входит Простакова, расхваливая Митрофанушку, превознося его глубокие знания в различных областях науки. Митрофан определяет слово «дверь» как прилагательное, так как она приложена к косяку, а чуланная дверь, которая еще не навешана, обозначил существительным. На просьбу усмехающихся окружающих рассказать что-нибудь из истории, он говорит, что знает только «истории» скотницы Хавроньи. Слова «география» он вообще не знает.

Когда Правдин пытается объяснить важность географии во время путешествия, она говорит, что для молодого дворянина это лишние знания, потому что его возит извозчик. В результате, Стародум отказывает Простаковой в сватовстве. Правдин получает письмо, в котором говорится, что в случае противоправных действий, имение Простаковых будет отнято. Простакова задыхается от злости. Разведав, что рано утром Стародум и Софья уезжают в Москву, Она придумывает обвенчать девушку с Митрофаном против ее воли.

Действие 5

Софью пытаются насильно затащить в карету. Милон спасает ее. Еремеевна рассказывает о случившемся Стародуму и Правдину, и те решают закончить произвол, происходящий в доме Простаковых. Поняв, что ее планы разрушились, дворянка Простакова падает ниц, начинает умолять Стародума простить ее. Сжалившись, Правдин отпускает ее, и она тут же начинает вымещать зло на своих слугах, которые не укараулили Софью. Правдин отнимает у Простаковых дом. Скотинин обещает уважать крестьян и всем дворянам советовать такой подход.

Простакова голосит, что все, что у нее есть – Митрофан, но сыну она не нужна – он отталкивает ее. От этого Простакова теряет сознание. Правдин обвиняет Митрофана ы грубости и определяет его на военную службу. Простакова обезумела от осознания, что потеряла все – и власть, и сына. А Стародум проговаривает: «Вот злонравия достойные плоды».

Деревня помещиков Простаковых. Госпожа Простакова в гневе: крепостной портной Тришка , считает она, сшил слишком узкий кафтан её любимому сыну, шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке . Тришка оправдывается тем, что не учился портняжному ремеслу, но госпожа ничего и слушать не хочет. Её муж, Простаков, недалёкий и послушный жене человек, высказывает мнение, что кафтан мешковат. А Тарасу Скотинину, брату Простаковой, кажется, что кафтан "сшит изряднехонько".

Сам же кафтан - обновка Митрофанушке к сговору Скотинина с Софьей, дальней родственницей Простаковых. Отец Софьи умер, когда она была ещё младенцем. Девушка росла у матери в Москве. Но уже минуло полгода, как она осталась круглой сиротой. Простаковы взяли её к себе, чтобы"надзирать за её имением, как за своим собственным". Дядюшка Софьи, Стародум, уехал в Сибирь. На протяжении долгого времени о нём не было никаких известий, и Простаковы считают, что он давно умер.

Скотинин хочет жениться на Софье - не потому, что ему нравится девушка, не потому, что он хочет завладеть её деревеньками, но потому, что в этих деревеньках много... свиней, а до них он большой охотник. А Софья ещё не знает, кого прочат ей в мужья.

Софье приходит письмо от Стародума. Госпожа Простакова, услышав об этом, крайне раздражена: не сбылись её надежды, дядюшка оказался жив. Простакова обвиняет Софью во лжи: письмо, дескать, амурное. Но проверить утверждение она не может, ибо неграмотна. Её муж и брат тоже читать не горазды. Их выручает постоялец Правдин. Он читает письмо, в котором Стародум извещает племянницу, что делает её наследницей своего состояния, нажитого им в Сибири, которое даёт доходу десять тысяч в год. Госпожа Простакова поражена этим известием. У неё возникает новая идея: выдать Софью за своего сына, неуча Митрофана .

Через деревню Простаковых проходят солдаты. Их ведёт офицер Милон. Он встречает здесь своего старого друга, Правдина. Тот рассказывает, что состоит членом наместнического правления. Правдин объезжает округ и особенно обращает внимание на "злонравных невежд", которые плохо обращаются со своими людьми. Именно таких невежд он нашёл в лице Простаковых.

Милон же рассказывает, что он влюблён и более полугода находится в разлуке с любимой. Недавно он узнал, что его возлюбленная осталась сиротой и какие-то дальние родственники увезли её в свои деревни... В тот момент, когда Милон говорит об этом, он внезапно видит свою возлюбленную - это Софья .

Влюбленные рады встрече. Но Софья рассказывает, что госпожа Простакова хочет выдать её замуж за Митрофанушку. Милона терзает ревность. Правда, она ослабевает, когда он узнает побольше о своём "сопернике".

Проходящий мимо Скотинин бесцеремонно заявляет о своих видах на Софью. Правдин рассказывает ему о планах госпожи Простаковой. Скотинин в бешенстве. На глаза ему попадается Митрофан, которого ведёт учиться няня Еремеевна. Дядя желает объясниться с племянником и уж было набрасывается на него с кулаками. Но Еремеевна заслоняет собою Митрофанушку и прогоняет Скотинина.

Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч - Кутейкин и Пафнутьич - Цыфиркин. Кутейкин,дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри.А Цыфиркин, отставной сержант, - учитель арифметики.

Митрофан отказывается учиться. Он жалуется матери, что после дядюшкиной "таски" ему не идёт на ум ученье. Еремеевна рассказывает о столкновении со Скотининым. Простакова утешает сына,обещает его скоро женить. Учителей она велит накормить обедом и вновь прислать. Госпожа недовольна Еремеевной: та "не впилась в харю" Скотинину и "не раздернула ему рыла по уши". Простакова собирается по-своему "переведаться" с братцем. Усердная Еремеевна от обиды плачет.Учителя утешают её.

Приезжает Стародум . Прежде чем показаться хозяевам, он беседует со старым знакомым, Правдиным. Стародум вспоминает о своём отце, служившем Петру Великому, хвалит те времена. Стародум приехал, чтобы освободить свою племянницу от "невежд без души". Он был вынужден покинуть государственную службу. Когда Стародум ещё служил по военной части, он подружился с молодым графом. По объявлении войны Стародум поспешил в армию, а граф от этого уклонился. И вскоре после этого граф был произведён чином, а Стародум, раненный на войне, обойдён. Выйдя в отставку, Стародум приехал в Петербург ко двору. Но позже он решил, что "лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней".

Стародум встречается с Софьей и обещает увезти племянницу от Простаковых. Разговор прерван появлением Простаковой и Скотинина. Сестра с братом дерутся, а Милон разнимает их. Стародума эта сцена забавляет. Госпожа Простакова раздражена весельем незнакомца, но, узнав, что это Стародум, она меняет тон на самый раболепный и угодливый. Она хочет подольститься к богатому родственнику и поспособствовать этим женитьбе Митрофанушки на Софье.

Но Стародум обещает на следующее же утро отвезти Софью в Москву, чтобы там выдать её замуж за некоего "молодого человека больших достоинств". Это известие повергает всех в уныние, а Софья"кажется пораженною". Тогда Стародум говорит ей, что выбор достойного жениха - всецело в её воле. Это всем возвращает надежду. Госпожа Простакова хвалится перед Стародумом образованием Митрофанушки. Она особенно довольна немцем Адамом Адамычем Вральманом, которого наняла на пять лет. Она платит ему триста рублей в год (прочим учителям - десять). Вральман учит Митрофана "по-французски и всем наукам". Но главное - он "ребенка не неволит".

Тем временем Кутейкин и Цыфиркин печалятся о том, что учение идёт не очень успешно.Арифметике Митрофан учится третий год, а "трёх перечесть не умеет". Грамоту он изучает четвёртый год, а до сих пор "новой строки не разберёт". А вся беда в том, что Вральман потакает ленивому ученику и мешает учебе.

Госпожа Простакова уговаривает сына поучиться. Тот требует, чтобы поскорее был сговор: "Не хочу учиться, хочу жениться". Цыфиркин задаёт Митрофану две задачи. Но мать вмешивается и не даёт решить их. Вообще арифметика представляется ей пустой наукой: "Денег нет - что считать? Деньги есть - сочтём и без Пафнутьича хорошохонько". Приходится Цыфиркину закончить занятие. Его место заступает Кутейкин. Митрофан бессмысленно повторяет за ним строки из Часослова. Тут появляется Вральман. Он объясняет госпоже Простаковой, что излишне набивать голову очень опасно. Вральман считает, что можно обойтись и без российской грамоты, и без арифметики. Митрофанушке, говорит он, нужно лишь знать, как жить в свете. Вральман отпускает Митрофана порезвиться.

Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана. Отставной сержант замахивается доскою,а дьячок - Часословом, но немцу удается убежать.

Софья читает книгу Фенелона о воспитании девиц. Стародум беседует с ней о добродетели.Он получает письмо от графа Честана. Это дядя Милона, который хочет женить своего племянника на Софье. Заговаривая с Софьей о её замужестве, Стародум вновь замечает, что она смущена... Тут появляются Правдин и Милон. Правдин представляет Милона Стародуму. Оказывается, Милон в Москве часто бывал в доме Софьиной матери, и та любила его как сына. Стародум, беседуя с Милоном, убеждается, что имеет дело с достойным человеком. Милон просит руки Софьи,упоминая о своей "взаимной склонности" с девушкой. Стародум с радостью узнаёт, что Софья избрала именно того, кого он сам прочит ей в мужья. Он даёт согласие на этот брак.

Но прочие претенденты на руку Софьи ничего не ведают и не оставляют своих надежд. Скотинин принимается говорить о древности своего рода. Стародум в шутку делает вид, что во всём с ним согласен. Госпожа Простакова предлагает Стародуму посмотреть, как Митрофанушка выучен.Софьин дядюшка изображает, будто в восторге от Митрофанушкиной учёности. Однако он отказывает и Скотинину, и Митрофанушке, сообщив, что Софья уже сговорена. Он объявляет, что уедет с Софьей в семь утра. Но госпожа Простакова решает, что до этого времени она успеет"поставить на своем". Она расставляет по дому "часовых".

Правдин получает пакет; ему предписано взять в опеку дом и деревни Простаковых при первом же случае, когда нрав Простаковой будет угрожать безопасности подвластных ей людей. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их разговор прерван шумом...

Люди Простаковой тащат сопротивляющуюся Софью к карете - венчаться с Митрофанушкой.Милон, заставший эту сцену, освобождает невесту. Правдин грозит, что Простакова предстанет перед судом как "нарушительница гражданского спокойства". Госпожа Простакова бурно раскаивается в своем поступке. Стародум и Софья прощают её. Простакова рада прощению: уж теперь-то она отомстит своим слугам за произошедшую неудачу! Но сделать этого ей не удаётся: Правдин объявляет, что по правительственному указу он принимает в опеку дом и деревни Простаковых.

Скотинин подобру-поздорову уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей власть хотя бы на три дня. Но тот не соглашается. Он зовет учителей, чтобы рассчитаться с ними. Еремеевна приводит Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за ученье, за стоптанные сапоги... А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такое великодушие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой. Тот в ужасе восклицает: "От всего отступаюсь". Во Вральмане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум соглашается опять взять его к себе кучером.

Стародум, Софья и Милон собираются уезжать. Простакова обнимает Митрофанушку: "Один ты у меня остался..." Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Очнувшись, госпожа Простакова причитает: "Погибла я совсем..."А Стародум, указывая на неё, произносит: "Вот злонравия достойные плоды!"



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!