Невский проспект читать краткое содержание. «Невский проспект» Гоголя: краткий пересказ

Вариант 1

Два молодых человека - поручик Пирогов и художник Пискарев - ухлестывают вечером за гуляющими по Невскому проспекту одинокими дамами. Художник следует за брюнеткой, лелея на ее счет самую романтическую влюбленность. Они доходят до Литейной и, поднявшись на верхний этаж ярко освещенного четырехэтажного дома, оказываются в комнате, где находятся еще три женщины, по виду которых Пискарев с ужасом догадывается, что попал в публичный дом. Небесный облик его избранницы никак не соотносится в его сознании ни с этим местом, ни с ее глупым и пошлым разговором. Пискарев в отчаянии выбегает на улицу. Придя домой, долго не мог успокоиться, но лишь задремал, как в дверь стучит лакей в богатой ливрее и говорит, что дама, у которой он только что был, прислала за ним карету и просит немедленно быть у нее в доме.

Пораженного Пискарева привозят на бал, где среди танцующих дам всех прекраснее его избранница. Они заговаривают, но ее куда-то увлекают, Пискарев тщетно ее ищет по комнатам и... просыпается у себя дома. Это был сон! Отныне он теряет покой, желая увидеть ее хотя бы во сне. Опиум позволяет ему обрести возлюбленную в своих грезах. Однажды ему представляется его мастерская, он с палитрой в руках и она, его жена, рядом. А почему бы нет? - думает он, очнувшись. Он найдет ее и женится на ней! Пискарев с трудом отыскивает нужный дом, и - о чудо! - именно она открывает ему дверь и мило сообщает, что, несмотря на два часа дня, только проснулась, поскольку ее лишь в семь утра привезли сюда совершенно пьяной. Пискарев говорит семнадцатилетней красавице о пучине разврата, в которую она погружена, рисует картины счастливой трудовой семейной жизни с ним, но она с презрением отказывается, она смеется над ним! Пискарев бросается вон, где-то бродит, а вернувшись домой, запирается в комнате. Через неделю, выломав дверь, находят его с перерезанным бритвой горлом. Хоронят беднягу на Охтинском кладбище, и даже его приятеля Пирогова нету на похоронах, поскольку и сам поручик, в свою очередь, попал в историю. Малый не промах, он, преследуя свою блондинку, попадает в квартиру некоего жестянщика Шиллера, который в этот момент, будучи сильно пьян, просит пьяного же сапожника Гофмана отрезать ему сапожным ножом нос. Помешавший им в этом поручик Пирогов, наткнувшись на грубость, ретируется. Но лишь для того, чтобы, вернувшись наутро, продолжить свое любовное приключение с блондинкой, оказавшейся женой Шиллера. Он заказывает жестянщику сделать себе шпоры и, пользуясь случаем, продолжает осаду, возбуждая, впрочем, в муже ревность. В воскресенье, когда Шиллера нет дома, Пирогов является к его жене, танцует с ней, целует ее, и как раз в этот момент является Шиллер с другом Гофманом и столяром Кунцом, тоже, кстати, немцем. Пьяные рассерженные ремесленники хватают поручика Пирогова за руки, за ноги и сотворяют над ним нечто столь грубое и невежливое, что автор не находит слов, чтобы это действие описать. Лишь черновая рукопись Гоголя, не пропущенная в этом месте цензурой, позволяет нам прервать свои догадки и узнать, что Пирогова - высекли! В бешенстве поручик вылетает из дома, суля жестянщику плети и Сибирь, по меньшей мере. Однако по дороге, зайдя в кондитерскую, съев пару пирожков и почитав газету, Пирогов охладился, а отличившись вечером у приятелей в мазурке, и вовсе успокоился. Такое вот странное, непонятное происшествие. Впрочем, на Невском проспекте, под обманным, неверным светом фонарей, уверяет нас автор, все - именно таково...

Вариант 2

Произведение Гоголя "Невский проспект" начинается с описания самого Невского проспекта. Это - место встречи разных типажей людей. Здесь мы можем увидеть и сонных чиновников, и русскиз мужиков, и щегольски одетых дамочек. Плавно автор переходит к описанию двух мужчин, совершенно разных по характеру, но встретившихся на Невском проспекте. Это - поручик Пирогов и художник Пискарев. Неспеша прогуливаясь, они видят двух дамочек. Скромному, стеснительному художнику Пискареву приглянулась темноволосая девушка, и он начинает следить за ней. В итоге он приходит в притон, откуда быстро сбегает. Дома он безумно сожалеет о том, что такая красивая девушка работает в притоне. К Пискареву приходит лакей, и говорит, что барыня требует художника к себе. Пискарев озадачен, но все же собирается и едет к девушке. Подъезжая к месту, художник видет ярко освещенный дом, вокруг него множество карет и экипажей. Войдя в здание он обнаруживает, что в бальном зале танцует множество почтенных мужчин и женщин. Он встречает и свою красавицу и сразу же влюбляется в неё, теряя голову. Проснувшись утром, Пискарев понимает, что это был сон. С тех пор его голова была забита мыслями об этой девушки. Он едет к ней домой, предлагает ей руку и сердце, но красавица отказывает ему. Пискарев окончательно сходит с ума, начинает принимать опиум, чтобы видеть её во сне, и в один прекрасный день его находят дома. Пискарев покончил жизнь самоубийством, он так и не смог пережить разочарование в девушке. А поручик Пирогов следит за блондинкой, которую встретил на Невском проспекте. Он узнает, что блондинка-жена швабского немца Шиллера. Пирогов начинает добиваться ее всевозможными способами, и в конце концов шиллер застатет их с блондинкой у него же дома. Шиллер в ярости прогоняет Пирогова, но Пирогов погоревав недолго, опять становится счаслив.

Повесть «Невский проспект» Гоголь написал в 1833–1834 годах. Произведение вошло в цикл автора «Петербургские повести». Как и в других повестях цикла, в «Невском проспекте» Гоголь развивает проблему «маленького человека», ставшую одной из главных в русской реалистической литературе. Композиция повести состоит из трех частей: реального описания Невского проспекта, историй Пискарева и Пирогова и изображения автором особого метафизического пространства, мифологического уровня восприятия Невского проспекта.

Главные герои

Пискарев – бедный художник, мечтатель; был очарован брюнеткой, которая оказалась проституткой.

Пирогов – поручик, «имел множество талантов» , любил «все изящное» , ему нравилось проводить время в обществе; ухаживал за женой немца Шиллера.

Другие персонажи

Шиллер – «совершенный немец» , «жестяных дел мастер в Мещанской улице» , муж блондинки.

Гофман – «сапожник с Офицерской улицы» , друг Шиллера.

Блондинка – жена Шиллера.

Брюнетка – проститутка.

«Нет ничего лучше Невского проспекта». «Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга». Ранним утром проспект пуст. До 12-ти часов «постепенно наполняется лицами, имеющими свои занятия, свои заботы, свои досады» . После 12-ти тут появляются «гувернеры всех наций» с воспитанниками.

Ближе к 2-ум часам – родители детей, а затем люди, «окончившие довольно важные домашние занятия» . Здесь можно увидеть все и всех. В 3 часа проспект «покрывается весь чиновниками в зеленых вицмундирах» . С 4-ех часов он пуст. «Но как только сумерки упадут на домы и улицы, <…> тогда Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться».

По Невскому проспекту прогуливаются поручик Пирогов с приятелем. Пирогову понравилась некая блондинка, тогда как его товарищу – брюнетка, поэтому молодые люди расходятся, устремившись за дамами.

Приятель Пирогова, художник Пискарев, следуя за брюнеткой, подошел к четырехэтажному дому и поднялся по лестнице. Они вошли в комнату. Осмотревшись по сторонам, Пискарев понял, что попал в публичный дом. Прекрасной незнакомке, пленившей художника, было 17 лет. Однако услышав, как девушка разговаривает – «так глупо, так пошло» , он сбежал.

После полуночи, когда Пискарев уже собирался спать, к нему неожиданно постучал лакей в богатой ливрее. Гость сказал, что барыня, у которой художник был несколько часов назад, прислала за ним карету. Лакей привез Пискарева на бал. Среди роскошно одетых людей художник замечает прекрасную незнакомку. Она пыталась рассказать Пискареву, что на самом деле не принадлежит «к тому презренному классу творений» , и хотела открыть какую-то тайну, но их прервали. Неожиданно художник очнулся в своей комнате и понял, что это был только сон.

С того момента Пискарев стал одержим прекрасной незнакомкой, пытаясь снова и снова увидеть ее во сне. Молодой человек начал принимать опиум. Незнакомка снилась ему почти каждый день, во сне он видел ее своей женой. Наконец художник решил на самом деле жениться на девушке.

Пискарев «тщательно принарядился» и пошел в публичный дом. Молодого человека встретил «его идеал, его таинственный образ» . Собравшись духом, Пискарев «начал представлять ей ужасное ее положение» . Художник сказал, что хотя он и беден, но готов трудиться: он будет рисовать картины, она вышивать или заниматься другим рукоделием. Девушка же неожиданно прервала его, сказав, что она не прачка и не швея, чтобы заниматься такой работой. Пискарев «бросился вон, потерявши чувства и мысли» . Молодой человек заперся в своей комнате и никого не пускал. Когда же дверь выломали, то нашли его мертвым – он покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло. «Так погиб, жертва безумной страсти, бедный Пискарев».

Пирогов же, преследуя блондинку, вышел вслед за ней на Мещанскую улицу – «улицу табачных и мелочных лавок, немцев-ремесленников и чухонских нимф» , поднялся по лестнице и вошел в большую комнату. Слесарные инструменты и железные опилки говорили о том, что это квартира мастерового. Незнакомка прошла в боковую дверь, Пирогов за ней. В комнате сидели пьяные мужчины: жестяных дел мастер Шиллер и его друг сапожник Гофман. Гофман собирался отрезать Шиллеру нос, так как тому не нужен был нос, на который «выходит три фунта табаку в месяц» . Внезапное появление Пирогова прервало этот процесс. Возмущенный Шиллер прогнал поручика.

На следующий день Пирогов зашел в мастерскую Шиллера. Его встретила та самая блондинка. Пирогов сказал, что хочет заказать шпоры. Блондинка позвала мужа – им оказался сам Шиллер. Немец, не желая связываться с поручиком, назвал высокую цену и долгие сроки, но Пирогов все равно настоял на том, что хочет заказать именно у Шиллера.

Пирогов начал часто захаживать к немцу якобы спрашивая, когда будут готовы шпоры, но на самом деле, чтобы ухаживать за женой Шиллера. Когда шпоры были готовы, поручик заказал оправу для кинжала. Ухаживания Пирогова за блондинкой возмущали флегматичного Шиллера, он пытался придумать, как избавиться от поручика. Пирогов же в кругу офицеров уже хвалился интрижкой с хорошенькой немкой.

Как-то Пирогов пришел к немке тогда, когда Шиллера не было дома. Но только поручик начал целовать ножку женщины, как немец вернулся, а с ним его друзья – Гофман и Кунц. Все они были пьяны и тут же набросились на Пирогова. После случившегося поручик хотел было сразу пойти жаловаться на немцев к генералу, но зашел в кондитерскую и «вышел уже не в столь гневном положении» . К 9 часам поручик совсем успокоился и отправился на вечер, где отличился в мазурке.

«О, не верьте этому Невскому проспекту!». «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него <…> и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».

Заключение

В повести «Невский проспект» Гоголь использует литературный прием двойничества, который, прежде всего, применяется при изображении Невского проспекта: он одновременно существует в двух мирах: в реальном и в ирреальном, романтическом. Двойственно и изображение двух главных героев – Пискарева и Пирогова, а также историй, которые с ними случаются. Пирогов относится к жизни просто, поверхностно, ему не свойственно мечтать и идеализировать. Пискарев же живет в мире своих грез, приснившиеся события становятся для него словно частью реально произошедших.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 976.

Два молодых человека - поручик Пирогов и художник Пискарев - ухлестывают вечером за гуляющими по Невскому проспекту одинокими дамами. Художник следует за брюнеткой, лелея на ее счет самую романтическую влюбленность. Они доходят до Литейной и, поднявшись на верхний этаж ярко освещенного четырехэтажного дома, оказываются в комнате, где находятся еще три женщины, по виду которых Пискарев с ужасом догадывается, что попал в публичный дом. Небесный облик его избранницы никак не соотносится в его сознании ни с этим местом, ни с ее глупым и пошлым разговором. Пискарев в отчаянии выбегает на улицу.

Придя домой, долго не мог успокоиться, но лишь задремал, как в дверь стучит лакей в богатой ливрее и говорит, что дама, у которой он только что был, прислала за ним карету и просит немедленно быть у нее в доме. Пораженного Пискарева привозят на бал, где среди танцующих дам всех прекраснее его избранница. Они заговаривают, но ее куда-то увлекают, Пискарев тщетно ее ищет по комнатам и… просыпается у себя дома. Это был сон!

Отныне он теряет покой, желая увидеть ее хотя бы во сне. Опиум позволяет ему обрести возлюбленную в своих грезах. Однажды ему представляется его мастерская, он с палитрой в руках и она, его жена, рядом. А почему бы нет? - думает он, очнувшись. Он найдет ее и женится на ней! Пискарев с трудом отыскивает нужный дом, и - о чудо! - именно она открывает ему дверь и мило сообщает, что, несмотря на два часа дня, только проснулась, поскольку ее лишь в семь утра привезли сюда совершенно пьяной. Пискарев говорит семнадцатилетней красавице о пучине разврата, в которую она погружена, рисует картины счастливой трудовой семейной жизни с ним, но она с презрением отказывается, она смеется над ним! Пискарев бросается вон, где-то бродит, а вернувшись домой, запирается в комнате.

Через неделю, выломав дверь, находят его с перерезанным бритвой горлом. Хоронят беднягу на Охтинском кладбище, и даже его приятеля Пирогова нету на похоронах, поскольку и сам поручик, в свою очередь, попал в историю.

Малый не промах, он, преследуя свою блондинку, попадает в квартиру некоего жестянщика Шиллера, который в этот момент, будучи сильно пьян, просит пьяного же сапожника Гофмана отрезать ему сапожным ножом нос. Помешавший им в этом поручик Пирогов, наткнувшись на грубость, ретируется. Но лишь для того, чтобы, вернувшись наутро, продолжить свое любовное приключение с блондинкой, оказавшейся женой Шиллера. Он заказывает жестянщику сделать себе шпоры и, пользуясь случаем, продолжает осаду, возбуждая, впрочем, в муже ревность.

В воскресенье, когда Шиллера нет дома, Пирогов является к его жене, танцует с ней, целует ее, и как раз в этот момент является Шиллер с другом Гофманом и столяром Кунцом, тоже, кстати, немцем. Пьяные рассерженные ремесленники хватают поручика Пирогова за руки, за ноги и сотворяют над ним нечто столь грубое и невежливое, что автор не находит слов, чтобы это действие описать. Лишь черновая рукопись Гоголя, не пропущенная в этом месте цензурой, позволяет нам прервать свои догадки и узнать, что Пирогова - высекли! В бешенстве поручик вылетает из дома, суля жестянщику плети и Сибирь, по меньшей мере. Однако по дороге, зайдя в кондитерскую, съев пару пирожков и почитав газету, Пирогов охладился, а отличившись вечером у приятелей в мазурке, и вовсе успокоился.

Такое вот странное, непонятное происшествие. Впрочем, на Невском проспекте, под обманным, неверным светом фонарей, уверяет нас автор, все - именно таково...

Краткое содержание Невский проспект

Повесть начинается описанием Невского проспекта, который является сердцем и главной артерией Петербурга. Казалось бы, нет ничего лучше Невского проспекта и создан он для одних гуляний. В разное время суток на нем можно повстречать разных людей. Так, например, ранним утром он немноголюден. Встречаются лишь нищие, рабочий люд или сонные чиновники, спешащие на работу. В полдень улица напоминает «педагогический» проспект, так как появляются иностранные гувернантки и гувернеры под ручку с детьми. К двум часам «педагоги» вытесняются «парадом чинов». На проспект выходят нежные родители тех же детей в щегольских одеяниях. Это время выставки тысячи сортов шляпок, дамских платков и платьев, очаровательных башмачков, превосходных бакенбардов и усов, разнообразных сюртуков, перстней на мизинцах, и т.д. «Парад чинов» длится до трех часов.

Затем Невский проспект опять пустеет и оживает лишь с наступлением сумерек. Именно тогда здесь встречаются два товарища: поручик Пирогов и художник Пискарев . Если Пирогов был самоуверен и самонадеян по натуре, то его друг художник был робок и застенчив. Пирогов был уверен, что ни одна красотка перед ним не устоит, а Пискарев любил только одно искусство и не смел даже надеяться на взаимность. Поручику понравилась одна блондинка, и он решил последовать за ней, а художнику – некая брюнетка. Так они и разминулись.

Следуя за девушкой, Пискарев хотел лишь увидеть, где она живет. По дороге она обернулась и посмотрела на него сурово. При этом она была настолько обворожительна, что он решил и дальше идти за ней. Во второй раз она уже обернулась с улыбкой. Дойдя до четырехэтажного дома, она знаком показала следовать за ней. Окрыленный чистыми, непорочными чувствами, он так и поступил. Они поднялись по лестнице и постучали в какую-то дверь. Им открыла некая приятная, но нагловата женщина. В квартире царил неприятный хаос, были еще несколько женщин, а за дверью раздавался громкий мужской и женский смех. Сомнений не оставалось: он попал в какой-то отвратительный приют. А девушка, за которой он следовал, в его глазах стала каким-то двусмысленным существом. Потрясенный Пискарев, недолго думая, просто сбежал.

Он чувствовал себя словно бедняк, только что нашедший жемчужину и выронивший ее. Дома он увидел сон. За ним пришел лакей в богатой ливрее и сказал, что барыня, за которой он следовал, просит его прийти. Пискарев сел в карету и отправился к ней. Затем он оказался на балу в каком-то дорогом особняке. Все это никак не вязалось с тем, что он видел в той комнате на четвертом этаже. На балу были сияющие дамы, мужчины во фраках, и вдруг появилась она. Она было, конечно же, прекраснее всех. Подойдя к нему, она пыталась что-то сказать ему, но им помешали. И тут он проснулся и вновь оказался в окружении отвратительной реальности. С тех пор он только снами и жил. Даже купил и торговца шалями персиянина баночку опиума, чтобы лучше спать.

Жизнь потеряла всяческий смысл. Пискарев стал жить только во снах и мечтах. Мысленно он представлял, как жениться на своей брюнетке и тем самым спасет ее от разврата, а она раскается и станет как прежде прекрасна. С этими мыслями он решил отправиться в этот злополучный дом и поговорить с ней. Дверь открыла именно она и спросила, почему он сбежал в прошлый раз. Собравшись с духом, он рассказал ей о своем «плане спасения». Он предложил ей стать его женой, уйти из этого притона и трудиться вместе с ним, чтобы улучшить жизнь. На это девушка ответила презрением. В отчаянии он бросился бежать оттуда. Несколько дней двери его комнаты не открывались, а когда их взломали, то нашли его бездыханное тело с перерезанным горлом. Так тихий, скромный художник, носивший в себе искру таланта, стал жертвой безумной страсти. Похоронили его на Охтинском кладбище, а приятель его поручик Пирогов даже и не появился, так как сам попал в неприятную историю.

Последовав за блондинкой Пирогов, попал в дом некоего жестянщика Шиллера. Помимо него в грязной комнате был еще пьяный сапожник Гофман, который готов был отрезать нос жестянщику, чтобы тот употреблял поменьше табаку. Словом, на этот окаянный нос требовались большие расходы. Увидев вошедшего поручика, они его быстренько выгнали за шиворот. Но Пирогов не отчаялся и все равно был уверен, что добьется свою блондинку. На следующий день он снова явился и пытался заигрывать с ней, на что она пригрозила позвать своего мужа. Тут явился сам Шиллер, который с похмелья ничего не помнил. Ему не понравилось наглое поведение гостя, но заказ на новые шпоры он у него принял.

С тех пор Пирогов стал часто заходить, чтобы осведомиться о шпорах. Шиллер старался как можно быстрее закончить работу. Когда шпоры были готовы, поручик так расхваливал работу мастера, что того обуяло самодовольство. Оттого он с удовольствием согласился и на второй заказ от поручика, но тут же пожалел, так как, уходя наглец поцеловал его жену прямо в губы. Теперь Шиллер стал думать над тем, как избавиться от наглого клиента. Тогда он вместе с Гофманом и столяром Кунцем разработал план.

Однажды, проходя мимо дома жестянщика, Пирогов увидел в окне любимую немку. Она по секрету объявила ему, что муж по воскресеньям отсутствует. Через неделю он уже был у нее в комнате. Поручик вел себя учтиво и даже пригласил блондинку на танец. Тогда она встала посередине комнаты и приподняла свою прекрасную ножку, что просто восхитило поручика. Он тут же бросился ее целовать, а тем временем в комнате появился пьяный Шиллер с друзьями. Они схватили Пирогова и надавали тумаков, а потом выкинули вон. Тот сначала грозил жестянщику Сибирью, хотел было пожаловаться генералу и даже самому государю, но по дороге зашел в кондитерскую и гнев его улетучился. Там он съел пару слоеных пирожков, почитал газету и жизнь наладилась. А вечером у друзей он так славно танцевал мазурку, что восхитились не только дамы, но даже их кавалеры.

Заканчивая повесть, автор вернулся к Невскому проспекту, на сей раз с нотками разочарования. Он рекомендовал никогда не доверять этой обманной улице и ее неверному свету фонарей. Сам он старался ходить по проспекту, накрепко укутавшись в плащ, и стараясь не глядеть на прохожих. Ведь все это обман, все мечта, и все не так, как кажется!

Два молодых человека - поручик Пирогов и художник Пискарев - ухлёстывают вечером за гуляющими по Невскому проспекту одинокими дамами. Художник следует за брюнеткой, лелея на её счёт самую романтическую влюблённость. Они доходят до Литейной и, поднявшись на верхний этаж ярко освещённого четырёхэтажного дома, оказываются в комнате, где находятся ещё три женщины, по виду которых Пискарев с ужасом догадывается, что попал в публичный дом. Небесный облик его избранницы никак не соотносится в его сознании ни с этим местом, ни с её глупым и пошлым разговором. Пискарев в отчаянии выбегает на улицу.

Придя домой, долго не мог успокоиться, но лишь задремал, как в дверь стучит лакей в богатой ливрее и говорит, что дама, у которой он только что был, прислала за ним карету и просит немедленно быть у неё в доме. Поражённого Пискарева привозят на бал, где среди танцующих дам всех прекраснее его избранница. Они заговаривают, но её куда-то увлекают, Пискарев тщетно её ищет по комнатам и... просыпается у себя дома. Это был сон!

Отныне он теряет покой, желая увидеть ее хотя бы во сне. Опиум позволяет ему обрести возлюбленную в своих грёзах. Однажды ему представляется его мастерская, он с палитрой в руках и она, его жена, рядом. А почему бы нет? - думает он, очнувшись. Он найдёт её и женится на ней! Пискарев с трудом отыскивает нужный дом, и - о чудо! - именно она открывает ему дверь и мило сообщает, что, несмотря на два часа дня, только проснулась, поскольку её лишь в семь утра привезли сюда совершенно пьяной. Пискарев говорит семнадцатилетней красавице о пучине разврата, в которую она погружена, рисует картины счастливой трудовой семейной жизни с ним, но она с презрением отказывается, она смеётся над ним! Пискарев бросается вон, где-то бродит, а вернувшись домой, запирается в комнате.

Через неделю, выломав дверь, находят его с перерезанным бритвой горлом. Хоронят беднягу на Охтинском кладбище, и даже его приятеля Пирогова нету на похоронах, поскольку и сам поручик, в свою очередь, попал в историю.

Малый не промах, он, преследуя свою блондинку, попадает в квартиру некоего жестянщика Шиллера, который в этот момент, будучи сильно пьян, просит пьяного же сапожника Гофмана отрезать ему сапожным ножом нос. Помешавший им в этом поручик Пирогов, наткнувшись на грубость, ретируется. Но лишь для того, чтобы, вернувшись наутро, продолжить своё любовное приключение с блондинкой, оказавшейся женой Шиллера. Он заказывает жестянщику сделать себе шпоры и, пользуясь случаем, продолжает осаду, возбуждая, впрочем, в муже ревность.

В воскресенье, когда Шиллера нет дома, Пирогов является к его жене, танцует с ней, целует её, и как раз в этот момент является Шиллер с другом Гофманом и столяром Кунцом, тоже, кстати, немцем. Пьяные рассерженные ремесленники хватают поручика Пирогова за руки, за ноги и сотворяют над ним нечто столь грубое и невежливое, что автор не находит слов, чтобы это действие описать. Лишь черновая рукопись Гоголя, не пропущенная в этом месте цензурой, позволяет нам прервать свои догадки и узнать, что Пирогова - высекли! В бешенстве поручик вылетает из дома, суля жестянщику плети и Сибирь, по меньшей мере. Однако по дороге, зайдя в кондитерскую, съев пару пирожков и почитав газету, Пирогов охладился, а отличившись вечером у приятелей в мазурке, и вовсе успокоился.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!