Никита николаевич моисеев. Моисеев Н

История России знает немало выдающихся ученых и деятелей культуры, которые положили свою жизнь на благо страны, воспитали не одно поколение талантливых личностей и стали гордостью для современников. Одним из таких и был Никита Моисеев. Биография ученого и математика, а также его научная деятельность позволяют поставить его в один ряд с легендами мировой науки в области физики и механики.

Детство

Никита Моисеев родился в 1917 году в семье известных московских ученых. Его отец был преподавателем Московского университета и имел дворянское происхождение. Мать, умерла, когда мальчику было всего 5 лет, а отец репрессирован в 30-м году.

Еще во время обучения в школе Никита заинтересовался математическими науками и даже посещал кружок при одном из высших учебных заведений столицы. Кроме того, он активно увлекался спортом, и ему даже удалось стать чемпионом СССР по лыжам. В выпускном классе стал победителем математической олимпиады.

Образование

Высшее образование юноша начал получать с Московского педагогического университета, так как происхождение помешало с первого раза попасть в МГУ, но через год ему все-таки удалось стать его студентом. В период обучения активно занимался альпинизмом и даже успел поработать инструктором. В период учебы также пришлось послужить в рядах советской армии, где обучал солдат лыжному мастерству для ведения советско-финской войны.

В начале войны Никита Моисеев как раз закончил обучение и пошел служить в ряды действующей армии. Для начала его отправили на курсы, чтобы освоить военно-воздушную инженерию. Изначально он служил техником авиации, а потом инженером и в качестве руководителя вооружения авиаполка. Ему пришлось даже выполнять обязанности авиастрелка на фронтах Второй мировой войны.

Научная деятельность

В 1948 году Моисеев Никита Николаевич защищает диссертацию и начинает преподавать в МВТУ им. Баумана. Здесь читают свои спецкурсы уже известные ученые того времени Королев и Бармин. У него крепкая семья, дети, друзья - целое поколение советских ученых, влюбленных в науку.

Создаются научные школы - это целые группы людей, которые связаны общими не только научными, но и моральными идеями, где все отвечают друг за друга. Вся деятельность ученого связана с группой таких людей, которые смогли передать эстафету и подготовить огромное количество прогрессивной молодежи. Они и создали ядерное оружие, новейшую ракетную технику и сделали страну второй в мире в области инженерии и механики.

В 1956 году Никита Моисеев приходит в вычислительный центр Академии наук и занимается расчетами для траекторий космических объектов, динамическими процессами биосферы, философией, политологией и даже создает свою школу.

Он понимал, что человечество находится на грани кризиса и не знает, где остановиться, чтобы не попасть в пропасть небытия.

Ядерная зима

Вся наука, и математика в том числе, до 70-го года работала на то, чтобы создать ядерное оружие и сделать войну бессмысленной. В начале 70-х годов все поняли, что такая форма войны бессмысленна. А финальную точку в этом поставила группа ученых, которыми руководил Моисеев Никита Николаевич, с теорией «ядерной зимы». Возникла необходимость изменения курса, и политического в том числе.

Сенсацией стали результаты исследования ученика Н. Моисеева, Владимира Александрова. Он автор компьютерной модели «ядерной зимы». Он рассказал о том, как будут распространяться радиоактивные осадки и изменится наша планета. Все модели предсказывают резкое изменение температуры, если в атмосфере будет взорвано определенное количество атомных зарядов. Наступит ядерная зима, конец цивилизации - это подтверждают как элементарные, так и более сложные исследования.

Самым интересным в исследованиях было то, что после окончания ядерной войны атмосфера не станет прежней и места для человека на планете уже не будет.

Вопрос ядерной зимы для Моисеева был частным. Он решал планетарные задачи.

Общие идеи

Никита Моисеев - ученый, который поднял идею о нравственности науки. Она сейчас принята всем научным миром. Он верил, что сострадание к собственному народу и родной земле поможет справиться с нашими бедами и невзгодами. Он верил, что настоящий ученый ответственен не только перед наукой, но и перед своим народом и планетой. Никита Моисеев писал, что XX век - век предупреждений, и сегодня у нас есть шанс. Нужны ответственные коллективные решения, коллективная воля и коллективная совесть. Человечество и планета едины, и человеческий разум в своих устремлениях сохранить планету Земля должен быть един. И этот разум не имеет права быть безнравственным.

Как видим, умозаключения великого человека базировались на собственной толерантности и порядочности ко всему живому и духовному. Может, именно это помогло физику-ядерщику добиться небывалых высот.

Президент Российского национального комитета содействия Программе ООН по охране окружающей среды, президент Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ) (1984-2000), главный редактор журнала «Экология и жизнь» (1995-2000). Основатель и руководитель целого ряда научных школ. Автор 35 монографий , 10 учебных пособий и более 300 научных и научно-популярных статей. Труды по динамике твёрдого тела с жидкостью, численным методам математической физики, теории оптимизации управления и др.

Биография

Н. Н. Моисеев родился 23 августа 1917 года в Москве в мансарде небольшого особняка, что до сих пор стоит в бывшем Афанасьевском переулке (сейчас - улица Мясковского). В то время здание принадлежало Николаю Карловичу фон Мекку - сыну знаменитой покровительницы композитора П. И. Чайковского . Мать Никиты Николаевича - Елена Николаевна - была в этой семье приёмной дочерью. Отец его - Николай Сергеевич Моисеев, бывший в то время приват-доцентом Московского университета, происходил из служилых дворян.

Ещё учась в школе, Никита увлекался математикой - посещал математический кружок в , активно занимался спортом - в 1934 г. стал чемпионом СССР по лыжам среди юниоров (его коронная дистанция - 50 км). По окончании школы поступил в Педагогический институт и проучился в нём первый курс, после которого в 1935 году поступил в МГУ . Увлекался альпинизмом. В 1940 г. был призван в армию - обучал лыжной технике бойцов для боевых действий в советско-финляндской войне. В 1941 г. Н. Н. Моисеев окончил механико-математический факультет МГУ по специальности «функциональный анализ ».

В 1946-1948 гг. Н. Н. Моисеев работает старшим инженером НИИ-2 Минавиапрома, преподает в Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского. В 1948 г. защищает диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук и завершает службу в Советской Армии в должности начальника учебного отдела Харьковского высшего военного авиационного училища, в звании капитан запаса. C 1949 г. Никита Николаевич преподает на кафедре реактивной техники МВТУ им. Баумана (здесь же читали спецкурсы С. П. Королёв , В. Н. Челомей , В. П. Бармин), затем работает старшим преподавателем, доцентом и, наконец, и.о. заведующим кафедрой теоретической механики Ростовского государственного университета .

В 1956 Н. Н. Моисеева назначают профессором кафедры математики , где он организует Факультет управления и прикладной математики и становится его первым деканом. Одновременно он работает старшим научным сотрудником, заведующим лабораторией , а в 1967-1985 гг. назначается заместителем директора по научной работе ИВЦ АН СССР. Под его руководством выполнены исследования по разработке математической модели последствий ядерной войны - «ядерная зима » (1983 ).

C 1985 г. и до конца своей жизни Н. Н. Моисеев - советник директора ВЦ АН СССР (РАН), он также один из основателей и президент МНЭПУ (1992 ).

Скончался 29 февраля 2000 г. после тяжёлой продолжительной болезни. Похоронен на Даниловском кладбище в Москве.

Основные направления исследовательской деятельности

Н. Н. Моисеев - основоположник целого ряда новых направлений в прикладной математике. Его работы посвящены механике и гидродинамике, численным методам в теории оптимального управления, теории иерархических систем, имитационному моделированию, автоматизации проектирования, междисциплинарным исследованиям экологических проблем. В каждой из этих областей Никите Николаевичу принадлежат фундаментальные результаты.

Научные интересы Н. Н. Моисеева были широки и разнообразны. Понимание перспектив развития прикладной математики, вычислительной техники, острая гражданская заинтересованность проблемами страны 50 с лишним лет определяли направления и характер его деятельности. Будучи заместителем директора Вычислительного центра АН СССР (впоследствии - РАН), Н. Н. Моисеев открывал новые области исследований, устанавливал тесные контакты с отраслевыми НИИ и КБ, создавал новые отделы.

Награды

Боевые награды:

  • орден Красной Звезды;
  • орден Отечественной войны II степени;
  • медаль «За оборону Ленинграда».

Награды мирного времени:

  • Государственная премия СССР за цикл работ по динамике движения тел (1980);
  • Премия Совета Министров СССР (1981);
  • орден Ленина (1987);
  • международная премия Glob-500 (ООН) (1995);
  • золотая медаль РАЕН им. П. Л. Капицы (1997).

Основные работы

Монографии и учебные пособия

  • Н. Н. Моисеев, В. В. Румянцев. Динамика тела с полостями, содержащими жидкость. - М.: «Наука», 1965. - 439 с.
  • Н. Н. Моисеев, А. А. Петров. Численные методы расчета собственных частот колебаний ограниченного объема жидкости. - М.: Б. и., 1966. - 269 с.
  • Н. Н. Моисеев. Численные методы теории оптимального управления. - М.: Б. и., 1968. - 163 с.
  • Н. Н. Моисеев. Асимптотические методы нелинейной механики. - М.: «Наука», 1969. - 379 с.
  • Н. Н. Моисеев. Численные методы в теории оптимальных систем. - М.: «Наука», 1971. - 424 с.
  • Н. Н. Моисеев. Элементы теории оптимальных систем. - М.: «Наука», 1975. - 526 с.
  • Н. Н. Моисеев, Ю. П. Иванилов, Е. М. Столярова. Методы оптимизации. - М.: «Наука», 1978. - 351 с.
  • Н. Н. Моисеев. Асимптотические методы нелинейной механики. 2-е изд., перераб. - М.: «Наука», 1981. - 400 с.
  • Н. Н. Моисеев. Математические задачи системного анализа. - М.: «Наука», 1981. - 487 с.
  • Н. Н. Моисеев, В. В. Александров, А. М. Тарко. Человек и биосфера. Опыт системного анализа и эксперименты с моделями. - М.: «Наука», 1985. - 271 с.
  • Н. Н. Моисеев. Методы информатики в управлении народным хозяйством. - М.: АНХ СССР, 1988. - 118 с.
  • Н. Н. Моисеев. Избранные труды. Т. 1. Гидродинамика и механика. Оптимизация, исследование операций и теория управления. - М.: «Тайдекс Ко», 2003. - 376 с.

Препринты

  • Н. Н. Моисеев. Методы оптимизации. Гл. 1. Задача отыскания экстремума функций многих переменных. - М.: Б. и., 1968. - 96 с. (Переиздание: М.: Б. и., 1969. - 96 с.)
  • Н. Н. Моисеев. Методы оптимизации. Гл. 2. Нелинейное программирование. - М.: Б. и., 1969. - 74 с.
  • Н. Н. Моисеев. Методы оптимизации. Гл. 6. Задачи синтеза оптимальных систем управления. - М.: Б. и., 1969. - 174 с.
  • Н. Н. Моисеев, А. Ф. Кононенко. Методы оптимизации. Гл. 2; 3. Нелинейное программирование; Динамическое программирование. - Долгопрудный: Б. и., 1972. - 156 с.

Научно-популярные книги

  • Н. Н. Моисеев. Математик задает вопросы… (Приглашение к диалогу). - М.: «Знание», 1974. - 191 с.
  • Н. Н. Моисеев. Слово о научно-технической революции. - М.: «Молодая гвардия», 1978. - 222 с.
  • Н. Н. Моисеев. Математика ставит эксперимент. - М.: «Наука», 1979. - 223 с.
  • Н. Н. Моисеев. Человек, среда, общество. Проблема формализации описания. - М.: «Наука», 1982. - 240 с.
  • Н. Н. Моисеев. Люди и кибернетика. - М.: «Молодая гвардия», 1984. - 224 с.
  • Н. Н. Моисеев. Слово о научно-технической революции. 2-е изд., доп. - М.: «Молодая гвардия», 1985. - 238 с.
  • Н. Н. Моисеев. Алгоритмы развития. - М.: «Наука», 1987. - 304 с.
  • Н. Н. Моисеев. Социализм и информатика. - М.: Политиздат, 1988. - 285 с.
  • Н. Н. Моисеев. Экология человечества глазами математика (Человек, природа и будущее цивилизации). - М.: «Молодая гвардия», 1988. - 254 с.
  • Н. Н. Моисеев. Человек и ноосфера. - М.: «Молодая гвардия», 1990. - 352 с.
  • Н. Н. Моисеев. Пути к созиданию. - М.: «Республика», 1992. - 255 с.
  • Н. Н. Моисеев. Восхождение к разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. - М.: «ИздАТ», 1993. - 175 с.
  • Н. Н. Моисеев. Как далеко до завтрашнего дня… Свободные размышления, 1917-1993. - М.: «Аспект Пресс», 1994. - 304 с. (Переизд.: Н. Н. Моисеев. Как далеко до завтрашнего дня… Свободные размышления, 1917-1993. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. - 310 с. Переизд. в кн.: Воспоминания о Н. Н. Моисееве. - М.: «Тайдекс Ко», 2002. - 496 с.)
  • Н. Н. Моисеев. Современный рационализм. - М.: «КОКС», 1995. - 376 с.
  • Н. Н. Моисеев. Цивилизация на переломе. Пути России. - М.: Изд-во ИСПИ, 1996. - 167 с.
  • Н. Н. Моисеев. Экология и образование. - М.: «Юнисам», 1996. - 191 с.
  • Н. Н. Моисеев. Время определять национальные цели. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. - 256 с.
  • Н. Н. Моисеев. Мировое сообщество и судьба России. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. - 269 с.
  • Н. Н. Моисеев. С мыслями о будущем России. - М.: Фонд содействия развитию соц. и полит. наук, 1997. - 218 с.
  • Н. Н. Моисеев. Расставание с простотой. - М.: «Аграф», 1998. - 474 с.
  • Н. Н. Моисеев. Быть или не быть… человечеству? - М.: Б. и., 1999. - 288 с.
  • Н. Н. Моисеев. Размышление о современной политологии. Политические науки: новые проблемы. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. - 212 с. (Переизд.: Н. Н. Моисеев. Размышление о современной политологии. Политические науки: новые проблемы. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. - 212 с.)
  • Н. Н. Моисеев. Судьба цивилизации. Путь разума. - М.: «Языки русской культуры», «А. Кошелев», 2000. - 223 с.
  • Н. Н. Моисеев. Универсум. Информация. Общество. - М.: «Устойчивый мир», 2001. - 199 с.
  • Н. Н. Моисеев. Заслон средневековью. Сборник. - М.: «Тайдекс Ко», 2003. - 312 с.

Брошюры

  • Н. Н. Моисеев. О математических методах исследования нелинейных колебаний жидкости. - М.: ВЦ АН СССР, 1961. - 15 с.
  • Н. Н. Моисеев. Исследование операций. Лекция. - М.: Б. и., 1969. - 41 с.
  • Н. Н. Моисеев. Математика - управление - экономика. - М.: «Знание», 1970. - 62 с.
  • Н. Н. Моисеев. Математические модели экономической науки. - М.: «Знание», 1973. - 64 с.
  • Н. Н. Моисеев. Простейшие математические модели экономического прогнозирования. - М.: «Знание», 1975. - 63 с.
  • Н. Н. Моисеев. Неформальные процедуры и автоматизация проектирования. - М.: «Знание», 1979. - 63 с.
  • Н. Н. Моисеев. Модели экологии и эволюции. - М.: «Знание», 1983. - 64 с.
  • Н. Н. Моисеев. Информатика в экономике и управлении. Текст лекций. - М.: АНХ, 1986. - 39 с.
  • Н. Н. Моисеев. Идеи естествознания и общественные науки. - М.: ВЦ АН СССР, 1991. - 55 с.
  • Н. Н. Моисеев. Экологический социализм. - М.: «Реалисты», 1998. - 47 с.

Редакторская работа

  • Введение в динамику тела с жидкостью в условиях невесомости. Сборник статей. Отв. ред. Н. Н. Моисеев. - М.: Б. и., 1968. - 279 с.
  • Системы распределения ресурсов на графах. Сборник статей. Отв. ред. Н. Н. Моисеев. - М.: Б. и., 1970. - 127 с.
  • Методы системного анализа в проблемах рационального использования водных ресурсов. Т. 2. Под ред. Н. Н. Моисеева. - М.: Б. и., 1976. - 502 с.
  • Методы системного анализа в проблемах рационального использования водных ресурсов. Некоторые модели социально-экономических систем. Сборник. Под ред. Н. Н. Моисеева. - М.: Б. и., 1977. - 135 с.
  • Математические методы в исследовании операций. Сборник статей. Под ред. Н. Н. Моисеева, П. С. Краснощекова. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 192 с.
  • А. К. Бисвас, Р. К. Линслей, Н. К. Матейлис и др. Системный подход к управлению водными ресурсами. Пер. с англ. С. Б. Огнивцева; под ред. Н. Н. Моисеева. - М.: «Наука», 1985. - 392 с.
  • Кибернетика и вычислительная техника. Сборник статей. Вып. 3. Ред.-сост. Н. Н. Моисеев, А. А. Петров. Под ред. В. А. Мельникова. - М.: «Наука», 1987. - 316 с.
  • Пути применения и совершенствования современных вычислительных средства. Межвузовский сборник научных трудов. Под ред. Н. Н. Моисеева. - Смоленск: Изд-во СГПИ, 1987. - 98 с.
  • Информатика в планировании и управлении. Сборник научных трудов. Отв. ред. Н. Н. Моисеев. - М.: АНХ СССР, 1987. - 193 с.
  • Глобальная нравственность. Материалы симпозиума. Отв. ред. Н. Н. Моисеев. - М.: ИИЦ «Экспресс», Изд-во НИИ общей педагогики, 1989. - 123 с.
  • Персональный компьютер: рабочее место профессионала. Сборник статей. Ред.-сост. Н. Н. Моисеев. - М.: «Наука», 1989. - 171 с.
  • Экзистенциальная самозащита биосферы. Сборник рефератов. Отв. ред. Н. Н. Моисеев. - М.: ИНИОН, 1990. - 55 с.
  • Глобальная нравственность. Сборник. Отв. ред. Н. Н. Моисеев. - М.: ИНИОН, 1990. - 31 с.
  • Россия на новом рубеже. Сборник статей. Под ред. Н. Н. Моисеева, В. Б. Иорданского. - М.: «Апрель-85», 1995. - 286 с.

]
(Москва: Политиздат, 1988)
Скан, обработка, формат Djv: Zed Exmann, 2010

  • ОГЛАВЛЕНИЕ:
    Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Предисловие (3).
    Предисловие автора (6).
    Глава I. СОЦИАЛИЗМ - ЭТО ВЕЧНЫЙ ПОИСК (9).
    1. Ночной диалог (9).
    2. Вечный поиск (19).
    3. Веление времени (23).
    Глава II. ФЕНОМЕН СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (31).
    1. Обращение к собственной памяти (33).
    2. Плановое начало и программа ГОЭЛРО (38).
    3. Становление принципа планомерности (44).
    4. Кое-что о синдикатах и госкапитализме (48).
    5. Резервы рабочей силы (55).
    6. Кооперативное движение (57).
    Глава III. ИНФОРМАТИКА И ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ (62).
    1. Организационные проблемы современной науки (62).
    2. Наука принятия решений; ее общие принципы (72).
    3. Информатика и тайна ее рождения (80).
    4. Появление электронной вычислительной техники (87).
    5. Информатика открывает новые горизонты (94).
    6. О наших успехах и трудностях, радостях и бедах (107).
    Глава IV. ДУМЫ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ (120).
    1. Что такое организация (120).
    2. Если бы я был историком! (122).
    3. Лекция в Сорбонне и мысли, которые она вызвала (132).
    4. Откуда пошла организационная наука (139).
    5. Поговорим о тектологии (143).
    6. Как относиться к автору «Тектологии» (154).
    Глава V. УЧЕНИЕ О МЕХАНИЗМАХ (157).
    1. Вместо введения (157).
    2. Можно ли говорить об эффективности планирования? (158).
    3. Механизмы и «хозяйственный автопилот» (166).
    4. О стихийном и планомерном (169).
    5. Рыночные механизмы (178).
    6. Продолжим разговор о стихийных механизмах (184).
    7. Механизмы управления и общественная организация (190).
    Глава VI. О НЕКОТОРЫХ МЕХАНИЗМАХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (195).
    1. Управление с помощью цен и распределения ресурсов (195).
    2. Поощрения и наказания (201).
    3. Проблемы проектирования хозяйственных механизмов (208).
    4. О кооперативных механизмах (211).
    5. Еще один пример (220).
    6. Совершенствование механизмов (223).
    Глава VII. ИНФОРМАТИКА И БУДУЩЕЕ ПЛАНЕТЫ (227).
    1. Перед большим разговором (227).
    2. Мир, порождающий хаос, и хаос, рождающий мир (228).
    3. О некоторых вопросах управления ноосферой (232).
    4. Первые шаги (234).
    5. Извержения, взрывы, пожары и климат (237).
    6. Проблема «роковой черты» (244).
    Глава VIII. ЛЮДИ И РЕШЕНИЯ (252).
    1. Все во имя человека (252).
    2. Институты согласия (253).
    3. Попробуем подвести некоторые итоги (263).
    4. «Учитель» и развитие общества (264).
    5. Система «Учитель» и информатика (270).
    6. Социализм и личность учителя (275).
    Встреча со старым знакомым. Вместо заключения (278).

Аннотация издательства: В новой книге известного советского ученого, академика Н.Н. Моисеева, чьи книги «Математик задает вопросы», «Слово о научно-технической революции», «Люди и кибернетика» получили признание у читателей, ведется разговор о судьбах человечества и перспективах научно-технического прогресса, о путях решения стоящих перед социалистическим обществом сегодня задач и о роли информатики в нашей жизни. Написанная на большом фактическом материале, популярно и увлекательно, эта книга рассчитана на широкий круг читателей.

СИСТЕМА «УЧИТЕЛЬ» и современная экологическая обстановка

Н.Н. Моисеев

Академик Никита Николаевич Моисеев - представитель блестящей плеяды ученых России XX века, благодаря которым отечественная наука на протяжении нескольких десятилетий занимала передовые позиции в мире.

Выдающийся ученый-математик и мыслитель. Великий гражданин России. Последний из легендарного племени энциклопедически образованных личностей отечественной науки XX века.


О роли учителя в современном мире много размышлял академик Н.Н. Моисеев, ученый и мыслитель, создавший свою научную школу. Он и был Учителем в самом высоком смысле этого слова.

Значение и место образования и роль учителя в судьбах отдельных народов и цивилизации в целом непрерывно возрастают по мере развития производительных сил и роста могущества цивилизации.


Всю историю человеческого общества можно изучать в контексте развития системы накопления и передачи знаний, культуры и образованности от одних поколений к другим. И проведя такой анализ, мы увидим, что именно учитель, я подчеркиваю, не политик, военный или даже инженер, а именно учитель становится постепенно центральной фигурой «истории людей».

Сегодня от учителя в первую очередь, и я это постараюсь доказать, зависит не только судьба цивилизации, но и сохранение человека на планете.

Когда я произношу слово «УЧИТЕЛЬ», то имею в виду не только педагогов, работающих в средней или высшей школе, а саму систему формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности и памяти народа, передачи всего накопленного следующим поколениям. Имею в виду всех тех людей, которые ее создают и которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за будущность своего народа, а в нынешних условиях - и будущность планетарной цивилизации.

Последнее означает уже нечто большее: это чувство ответственности за судьбы «людей планеты» - своего биологического вида, которому предстоит в ближайшие десятилетия преодолеть трудности выживания. Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее, понять и реализовать собственную ответственность, и зависит это будущее.

Вот почему «УЧИТЕЛЬ» - тот, кто передает эстафету знаний, культуры, особенно в «минуты роковые», - превращается в центральную фигуру общества, центральный персонаж разворачивающейся человеческой драмы.

Примеров, которые показывают, что рожденная человеком система образования и воспитания однажды меняла направление судьбоносных русел истории, достаточно, чтобы отчетливо представить себе, что нет для нации более важной задачи, чем развитие системы образования и воспитания и передача эстафеты следующим поколениям.

Вот один яркий пример. В 1860 году вспыхнула война между протестантской Пруссией и католической Австрией, тогда еще могущественной империей. Она закончилась быстрым и полным разгромом Австрии, который открыл путь к превращению Пруссии в Германскую империю. Когда генерал Мольтке, командовавший прусской армией, докладывал о своих успехах королю Вильгельму, то Бисмарк произнес знаменитую фразу о том, что это не прусская армия победила австрийскую, а прусский учитель победил австрийского.

И старый канцлер был прав. За два столетия, которые прошли после победы Реформации и утверждения новой системы ценностей, благодаря прежде всего прусскому учителю изменился весь образ жизни народа: повысилась его целеустремленность, возросло чувство ответственности за мастерство во всех его проявлениях. Только теперь немец стал тем немцем, которого мы знаем - стойким и дисциплинированным мастером и солдатом.

Именно та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему «УЧИТЕЛЬ», сделается лидером XXI века! Еще раз: не та, где сегодня самый высокий уровень жизни и самая совершенная электроника, а тот народ, который сумеет обеспечить передачу эстафеты знаний и культуры и найти то взаимоотношение с окружающей природой, которое отвечает современным потребностям.

Но для того чтобы система «УЧИТЕЛЬ» была способна сделаться истинным движителем цивилизации наступающего века и содействовать процветанию нации, все те, кто ее создают и обеспечивают ее функционирование, должны четко представлять потребности страны и те трудности, с которыми столкнется человечество уже в ближайшее время.

А предсказать многие особенности того, что нас ожидает, почти невозможно. Значит, развитие этой системы не может следовать каким-либо раз и навсегда данным стандартам, а должно непрерывно корректироваться изменениями условий жизни. Система «УЧИТЕЛЬ» должна сочетать положительный опыт традиций со все время возникающими новыми потребностями, и по мере того, как растет скорость изменения условий жизни, должна расти и скорость поиска новых форм образования и воспитания, должно происходить включение в систему новых знаний и отбраковка старых. Творческое начало в процессах образования и разнообразие типов обучения тоже должно развиваться во все большей степени.

Сегодня на авансцену выходят проблемы взаимоотношения природы и общества, того, что не совсем точно называют экологией. До сих пор было принято считать, что природные факторы - всего лишь некоторый фон, на котором разворачиваются события, происходящие в обществе. И такой подход был в известной мере оправдан, поскольку за время жизни ряда поколений природные условия оставались практически неизменными. Только пожилые люди иногда вспоминали, что в былые времена вроде все кругом было не таким, как сегодня! Теперь же природная ситуация меняется катастрофически быстро. И из фона среда, окружающая человека, превращается в действующий персонаж человеческой трагедии. И этот персонаж грозен. Он постепенно выходит на авансцену истории и грозит бедами, которые сейчас во все большей степени занимают умы ученых. Это и неизбежное изменение климата, и постепенный распад озонового слоя, ухудшение генофонда, опаснейший рост городов и разрушение традиционной культуры, рост наркомании, преступности и т. д. И наконец, может быть, самое грозное - неизбежное исчерпание ресурсов, ибо Земля на самом деле очень невелика, запасы, накопленные былыми биосферами, весьма ограниченны, а потребности человечества удваиваются каждые 10-12 лет.

Где же выход? И есть ли то, что может спасти человечество, обеспечить ему будущее? На этот вопрос хотел бы со всей определенностью ответить: я верю, что выход есть, и главным действующим лицом в его реализации будет Учитель! Только система «УЧИТЕЛЬ» способна вывести человека из грядущего и очень близкого кризиса.

Наука утверждает, и мы обязаны признать утверждение, сколь бы нам это ни было трудно, что человечество сможет иметь шанс на будущее только тогда, когда оно снова окажется в равновесии с биосферой, т. е. когда станет возможным обеспечить состояние коэволюции биосферы и общества. Другими словами, когда прогресс человечества будет сопровождаться и развитием биосферы.

Значит, деятельность человека, вся его активность должна быть подчинена определенным требованиям природы: человек обязан жить в рамках определенного экологического императива! И императив этот будет очень жестким.

Род людской всего лишь один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. И вне биосферы он существовать просто не может! Все рассуждения об автотрофности, кем бы они ни произносились, остаются чистой фантастикой. Все развитие человека подчинено тем же общим законам, которым следует и все остальное живое вещество. Еще раз: человеку смертельно опасно игнорировать эти законы и чувствовать себя властелином, а не частью того мира, в котором он живет. Мир - это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Другого у нас нет и не будет. Для того чтобы обеспечить свое будущее, мы должны знать этот дом и уметь его обустраивать. Для этого служат нам и наш Разум, и наша Воля, способные использовать полученные знания для того, чтобы обеспечить нам возможность жить в этом доме.

И в этих условиях системе «УЧИТЕЛЬ» предстоит сыграть особую и определяющую роль! Значимость ее переоценить невозможно. И мы, участники этой системы, должны не просто составить те или иные программы, а заложить основы той цивилизации, в рамках которой человечество способно жить и развиваться.

Можно ли решить стоящие перед нами задачи и как это сделать?

Нам могут справедливо сказать, что цивилизация будущего - пока еще область фантазии, что народы разные и цивилизаций много, и они тоже очень разные. Одно дело христианская Европа, другое дело мусульманский Восток, и уж совсем иная и малопонятная нам цивилизация Японии. И это все верно. Но человечество взаимодействует с природой как единый биологический вид, и у всех цивилизаций должен быть некоторый общий вектор усилий. Подобно тому, как при всем различии языков и алфавитов у всех людей планеты единая арифметика и все они используют одни и те же цифры.

И я смею утверждать, что основы этой «экологической арифметики» уже существуют, во всяком случае, в русской философской традиции, русском космизме и великом русском естествознании В.В. Докучаева, В.И. Вернадского, И.В. Тимофеева-Ресовского уже выработаны. Их фундамент - это осознание себя активной частью Природы (и даже шире - Космоса), это единство с ней, это осознание себя в мире живого, это вера в возможность претворить в жизнь великие принципы коэволюции.

Значит, самое первое - нам надо самим осознать эту «арифметику», проникнуться идеей единства, включить ее в наше общее образование, сделать частью нашей общей культуры. В этом я вижу нашу главную обязанность и нашу ответственность перед потомками.

Реализация этой обязанности сведется к решению множества конкретных задач. И очень непросто выделить главные. А может быть, самой главной и нет! Ибо все задачи взаимосвязаны, и разрушение хотя бы одного звена в этой системе ведет к ее полному разрушению. И всю эту совокупность задач мы должны наметить и решить сами - нам никто сегодня просто не способен ее поставить.

Я убежден, что сегодня речь идет не просто об экологическом образовании и воспитании - обо всей системе «УЧИТЕЛЬ», основанной на новой этике и новом понимании места человека и задачах его цивилизации. И новой нравственности! Об этом тоже не надо забывать.

Моисеев, Н.Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка // Экология и жизнь. – 2010 . - № 2 . – С. 4-7.

Моисеев Никита Николаевич (23.08.1917-2000), российский математик. Родился в Москве. В 1941 окончил механико-математический факультет Московского университета по специальности функциональный анализ. Но дальнейшая научная работа была прервана Великой Отечественной войной. После войны он защитил диссертацию. Будучи заместителем директора Вычислительного центра АН СССР (с 1954), Моисеев организовал факультет управления и прикладной математики в Московском физико-техническом институте и стал его первым деканом. Основоположник ряда новых направлений в прикладной математике. Работы ученого посвящены механике и гидродинамике, численным методам в теории оптимального управления, теории иерархических систем, имитационному моделированию, автоматизации проектирования. Известность ему принесла другая область деятельности. Разработанная ученым и его коллегами система моделей биосферных процессов позволила в 1983 сделать первые численные расчеты последствий ядерной войны, получившие широкую известность под названием «Ядерная зима». Во многом именно эти работы остановили угрозу развязывания ядерной войны, ускорив процесс политической разрядки и притормозив гонку вооружений.

Постепенно проблемы эволюции биосферы, экологии, жизни на Земле и, как следствие, проблемы выживания человечества стали главными в деятельности ученого. Исследований антропогенных воздействий на процессы в биосфере привели Н.Н. Моисеева к оригинальной идее универсального эволюционизма, в рамках которой он пришел к новому пониманию принципов взаимодействия человека и природы. Последние два десятилетия Н.Н. Моисеев вел активную научную работу в области методологии и проблем математического моделирования процессов окружающей среды. Он возглавлял российский Зеленый Крест, был членом международного директората Института жизни (Париж). Под руководством Н.Н Моисеева разработана концепция первого в России вуза социально-экологической направленности, и на ее основе создан Международный независимый эколого-политологический университет (1994), первым президентом которого он стал. Лауреат Государственной премии СССР (1980), премии Совета министров СССР, международной премии «Глоб-500″, награжден золотой медалью П.Л. Капицы. Экологической общественностью России признан «Зеленым человеком года» (1999).

Последние годы жизни Н.Н. Моисеев посвятил анализу причин кризиса общественно-политической системы России и поиску путей его преодоления. Он писал статьи и книги, пытался встречаться с политиками, разрабатывал пути выхода из кризиса. Последние философские работы Моисеева проникнуты надеждой на будущее, верой в востребованность его идей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!