Николай асеев. Асеев, николай николаевич

Николай Николаевич Асеев (1889-1963) родился в городе Льгове, Курской губернии, в семье страхового агента. В 1909 году окончил курское реальное училище. Дальнейшее образование получил в Коммерческом институте в Москве, одновременно слушал лекции на филологическом факультете в университете. Начальный сборник стихов Асеева («Ночная флейта») вышел в 1914 году.

Раннее творчество Асеева испытало влияние модернистских школ (символизма, футуризма). Сам поэт позже отмечал значение для него поэзии А. К. Толстого, творчества Н. В. Гоголя.

Лучшие произведения раннего Асеева - это стихи, написанные на темы русской истории, развивающие мотивы славянской мифологии. Это сближает его с В. Хлебниковым. Есть у раннего Асеева и «экспериментаторские» излишества, особенно в области словотворчества и в преклонении перед «Госпожой Большой Метафорой». Важнейшую роль в творческой биографии поэта сыграла его дружба с В. Маяковским.

В годы гражданской войны Асеев находился на Дальнем Востоке. Первый послеоктябрьский сборник стихов «Бомба» вышел во Владивостоке (1921). В 20-30-е годы Асеев активно и плодотворно работает в жанре поэмы («Двадцать шесть», 1924; «Лирическое отступление», 1924; «Семен Проскаков», 1927-1928; «Маяковский начинается», 1939, 1950).

Пятидесятилетний литературный путь Асеева был завершен блестящим лирическим сборником «Лад». Асеев - автор многих работ по вопросам теории русского стиха, проблемам традиции и новаторства.

Асеев Николай Николаевич

Г. Лелевич

Асеев Николай Николаевич — совр. русский поэт. В войну 1914-1918 мобилизован. После Октябрьской революции живет во Владивостоке, работает на бирже труда, затем в полулегальной советской газете, печатает там антиинтервенционистские политические фельетоны, в то же время организует литературное общество «Балаганчик», преследующее чисто богемные цели. Вернувшись в Москву, А. стал одним из виднейших поэтов и теоретиков «Лефа» (см.).

А. дебютировал книжкой стихов в 1914. Вот как А. рисует свой предреволюционный облик: «я, двадцатисемилетний поэт, выученик символистов... я, увлекавшийся переводами Маллармэ, Верлена и Вьеле Гриффена, благоговевший перед Теодором Амедеем Гофманом, восторженно носивший в сердце силу и выдержку горестной судьбы Оскара Уайльда, одним словом, я — рафинированный интеллигент». В первых же книгах А. выступил как типичный декадент-романтик. А. примкнул к группе С. Боброва «Центрифуга», пытавшейся сочетать классическую «чистую» лирику с техническими завоеваниями молодого еще тогда кубо-футуризма.

Богемный характер творчества молодого А. быть может ярче всего сказался в образах «Океании» (небоночное кафе, полуголая луна, возлежащая на синей покатой софе, дежурящая звезда, подающая устриц) или «Нового утра» (курят ангелы сигары, вчерашняя ночь — старая кокотка). А. презирал трезвенно-меркантильный мир. Ему казалось, что «мир — только страшная морда», он мечтал с любимой «из мира убежать», «чтобы вечно не встречаться ни друзьям, ни домочадцам». Он скорбел, что «жизнь осыпается пачками рублей». Он провозглашал свою особность, свою несвязанность с миром меркантильного мещанства — «меня не заманишь ты в клерки». И войну 1914-1918 А. радостно воспринял как грандиозное крушение устоявшегося мещанского уклада («Время Европу расшвырять. Пусть рушатся камни зданий в огне, пусть исказится за чертою черта поношенной морды мира»). В дореволюционных стихах А., кроме всего этого, чувствовалась романтика запорожских песен («Песни сотен», «Песня Ондрия»), образы русских сказок («Еще! Исковерканный страхом»), славянская мифология («Над Гоплой»). Эти элементы, усилившиеся под бесспорным влиянием В. Хлебникова, (см.), окрасили в свои цвета на первых порах и асеевское восприятие революции. Он славит из Владивостока Советскую Россию («Россия издали») в деревенских образах: лен, синь, черные пашни, ковыли, черешни, зеленя, покос. Еще до революции А. провидел «судьбу грядущую свою, протоптанную Пугачевым», а в торжествующей революции А. разглядел «Степана Тимофеевича». В этом стилизованном и бунтарском восприятии революции сказался восторг индивидуалиста из богемы, дождавшегося крушения ненавистного ему мещанского уклада. Вот как А. рисует свое послеоктябрьское настроение: «Старая культура отгремела за плечами, как ушедшая туча. Возврата к ней для меня, недостаточно приросшего к ней, недостаточно пустившего в нее корни, быть не могло; на моих чувствах и мыслях не были еще набиты мозоли привычек. И радость от изменения поношенных черт мирового лица несла меня в сторону нового. Это новое не было миросозерцанием. Оно для меня, да и для большинства окружавших, скорее было выходом из старого, возможностью, предощущением, тем, что выражалось в коротеньком определении „хуже не будет“, определении, ставившем многих на невозвратный путь».

Это восприятие революции со стороны стихийного разгрома мещанского уклада выразилось в большой силе ненависти к реакционной обывательщине («Мы пели песни») и в значительной беспомощности при выявлении положительных стремлений революции (стершиеся штампы — правда, кривда, свобода, народ, враги народа и т. д.).

С переездом в Москву — центр пролетарской революции — А. сумел разглядеть и иные стороны революционной борьбы, революционных сдвигов. Еще до 1917 в стихотворении А. «Заржавленная лира» встречается «завод стальных гибчайших песен», но там — это случайная ассоциация, не связанная ни с мироощущением автора, ни с тематикой, ни с системой образов. Но этот случайный старый мотив развертывается в целую программу в прекрасном стихотворении «О нем». «О нем» и «Гастев» означали конец восприятия Октябрьской революции как новой разиновщины и начало творческого приближения к подлинно пролетарскому, индустриальному Октябрю. Асееву, как и его «стальному соловью», захотелось в одно ярмо «с гудящими всласть заводами». А. приветствует Гастева, как «Овидия горняков, шахтеров, слесарей». А. сознает огромную разницу между своим мировосприятием и мировосприятием пролетарского авангарда («Мы — мещане. Стоит ли стараться, из подвалов наших, из мансард, мукой бесконечных операций нарезать эпоху на сердца?»), но в то же время провозглашает: «Нет. Никто б не мог меня поссорить с будущим, зовущим за собой».

На этом третьем этапе своего творчества (первый — 1912-1917, второй — 1918-1922, третий — 1923 и дальше) А. выступает как романтик, преданный делу пролетарской революции, но задыхающийся в революционных буднях. А. кажется, что «стало — очень похоже на прежнюю канитель», он с ужасом слышит, «как томно скулит Травиата со всех бесконечных эстрад». Поэта пугает не кажущееся или действительное наступление антипролетарских социальных сил, а цепкость мещанских бытовых навыков и старой эстетики. Богемные корни этого — в большей мере эстетического и бытового, чем политического — подхода к революционным будням — очевидны. Поэма «Лирическое отступление» особенно характерна для А. последнего периода. Призывы быть на-чеку против вкрадчивых, внешне-лойяльных, идущих не штурмом, а тихой сапой, врагов, неискоренимая, органическая ненависть к варварству мещанского быта, калечащего и грязнящего всякое сильное чувство, всякое человеческое переживание, — таковы сильные стороны поэмы. Явная переоценка эстетических и бытовых моментов, отчаяние, ощущение, что «день революции сгаснет в неясном рассветном бреду», что «крашено рыжим цветом, а не красным — время», — таковы ее вывихи. Но в другой поэме, «Свердловская буря», А. разглядел то, чего не заметил в «Лирическом отступлении»: «проросший сквозь нэп строевой молодняк», который «не сдастся на милость врага» и «прождет — пока не избудем буден». К числу лучших стихотворений А. за последние годы, кроме названных, принадлежат: поэма «Черный принц», «Русская сказка», «Синие гусары» и т. д.

А. — один из лучших современных мастеров стиха. А. напевнее и лиричнее Маяковского, хотя нередко пользуется ораторским синтаксисом и лозунговостью последнего. Сам А. говорит о своих стихах как «о напеве» («Полярное путешествие»), а «Свердловскую бурю» начинает признанием: «Я лирик по складу своей души, по самой строчечной сути».

Первый значительный опыт А. в области стихотворного повествования — поэма «Семен Проскаков», созданная к десятилетию Октябрьской революции и разработавшая подлинную биографию пролетария-партизана, героя гражданской войны. «Семен Проскаков» — шаг вперед к овладению конкретным революционным материалом. И это повествование А. насквозь лирично.

Для стиха А. характерна «установка на звук и ритм» (И. Аксенов). А. любит «звуковые повторы внутри фразы, доходящие до почти полного совпадения звуков слов, близких одно к другому» (Г. Горбачев). Подобно Б. Пастернаку, А. охотно сближает в стихе слова по звуковым ассоциациям: «Я запретил бы „Продажу овса и сена“... Ведь это пахнет убийством отца и сына», «Матерой материк», «Солнце опалом на пальце», «Стекало с стекольных», «Тебе бы не повесть, а поезд, тебе б не рассказ, а раскат» и т. д. Редкое звуковое мастерство А. хранит однако отпечаток декадентского прошлого. Чрезмерная изощренность звукового строя стихотворений А. нередко противоречит их идейному и эмоциональному содержанию, нередко затемняет смысл, делая целые строфы непонятными. Эти недостатки свойственны даже агитационным стихотворениям А. Искусственность эта особенно явственна в рифмах А. Декадентски футуристический формализм приводит порою к совершенно нестерпимым срывам. Таков размен революционной трагедии на дешевые аллитерации в стихотворении «Тайга» («Тебя расстреляли, меня — расстреляли, и выстрелов трели ударились в дали, а даль растерялась — растрелилась даль»).

Трагедия А. — трагедия литературного попутчика, искренне рвущегося к революции, но отягощенного богемно-футуристическим прошлым.

Список литературы

I. Ночная флейта, М., 1914

Зор, М., 1914

Ой кониндан окейн, М., 1915

Океания, М., 1916

Бомба, Владивосток, 1921

Стальной соловей, М., 1922

Софрон на фронте, М., 1922

Буденный, М., 1923

Совет ветров, М., 1923, Избрань, М., 1923

Октябрьские песни, М., 1925

Поэмы, М. — Л., 1925

Самое лучшее, М., 1926

Изморозь, М. — Л., 1927

Семен Проскаков, М. — Л., 1928. Критические статьи печатались в «Красной нови», «Печати и революции», «Лефе», «Новом лефе», «Новом мире», «Октябре» и альманахе «Удар». Интересны воспоминания А. — «Октябрь на Дальнем» («Новый леф», № 8-9), 1927.

II. Брюсов В. Я., Вчера, сегодня и завтра русской поэзии, журн. «Печать и революция», № 7, 1922

Гусман Б., 100 поэтов, М., 1923

Родов С., В литературных боях, М., 1926

Селивановский А., «На литературном посту», № 2, 1927

Горбачев, Г., Современная русская литература, Л., 1928.

Биография

Николай Асеев родился 28 июня (10 июля) 1889 в Льгове Курской губ. Сын страхового агента (по др. сведениям, агронома). Окончил Курское реальное училище (1907), учился в Московском коммерческом институте (1908−1910), был вольнослушателем Московского университета (историко-филологический факультет). С 1908 регулярно печатался в журналах «Весна», «Заветы», «Проталинка», альманахе «Первоцвет» и др. изданиях; некоторое время работал секретарем в журнале «Русский архив».

Начал как символист, в Москве сблизился с В. Я. Брюсовым, Вяч.И.Ивановым, с писателем, критиком, переводчиком и художником С. П. Бобровым; в 1913 вошел в организованную им литературную группу «Лирика», став одним из учредителей одноименного издательства, из которого в 1914 выделилась группа поэтов с отчетливо футуристической ориентацией «Центрифуга» (Асеев, Бобров, Б.Л.Пастернак). В том же году в Харькове Асеев - один из организаторов литературной группы «Лирень», прокламировавшей национально-архаическую традицию русского футуризма «хлебниковского» толка, с ее увлечением примитивизмом и словотворчеством. Сблизился с В. В. Хлебниковым, Д. Д. Бурлюком и особенно с В. В. Маяковским (некоторое время поэты жили в одной квартире). После призыва (1915) на военную службу и работы на Дальнем Востоке по инициативе Асеева во Владивостоке было создано литературно-художественное общество «Балаганчик», ставшее основой возникшей в 1920 футуристической группы «Творчество», куда входили, в числе прочих, Бурлюк и С. М. Третьяков. С 1922 постоянно жил в Москве; в 1923 вступил в ЛЕФ.

Символистская изысканность и футуристическая эпатажность (первая книга Ночная флейта, 1914), интерес к русской народной речи (сб. Зор, 1914), переросший в культ звукописи (книга Леторей, 1915, совместно с Г. Петниковым; позднее оценена самим Асеевым как «беспредметное новаторство»), решающее влияние - в поэтике и антибуржуазном мировидении - Маяковского, высоко ценившего Асеева («Этот может, хватка у него моя» - в стихотворении Юбилейное) и написавшего в соавторстве с ним множество агитационных стихов, проявились в сборниках Асеева Ой кониндан окейн (Люблю твои глаза), 1915; Оксана, 1916; острота социальной проблематики, восторженный оптимизм революционно-романтических надежд и трагизм их несопряжения с ожидаемым - в сборниках Бомба, 1921 (выпущенный во Владивостоке тираж почти полностью уничтожен), Стальной соловей, 1922; Совет ветров, 1923; Изморозь, 1927, включающем известное стихотворение Синие гусары; Запеваем!, 1930; Пламя победы, 1946; Разнолетье, 1950; Раздумья, 1955; Лад, 1961, Ленинская премия, 1962; Самые мои стихи, 1962, - в совокупности создавших впечатляюще яркий, стилистически многообразный мир лирики Асеева, органично сочетающей гражданственный пафос и интимную камерность, новаторскую дерзость и верность традициям, «индустриализованные» неологизмы и просторечие, - и, в основном векторе своего развития, идущей от усложненной образности к прозрачной ясности стиха (что отразилось также в поэмах Асеева Буденный, 1923; Лирическое отступление, Электриада, Двадцать шесть, посвященная расстрелянным бакинским комиссарам, все 1924; Свердловская буря, 1925; Семен Проскаков, 1928; Маяковский начинается, 1936−1939, отд. изд. 1970, Государственная премия СССР, 1941; дополнительные главы - 1950).

Заинтересованно страстный разговор о судьбе поэта в революции продолжен Асеевым в статьях о литературе (книги Дневник поэта, Работа над стихом, обе 1929; Проза поэта, 1930; Зачем и кому нужна поэзия, 1961), в мемуарах и путевых записках (Разгримированная красавица, 1928). Асеев - автор также стихов для детей, переводов, статей по вопросам истории русского стиха и т. п.

Николай Асеев родился в Льгове Курской губернии 28 июня 1889. Был сыном страхового агента. В 1907 г. стал выпускником Курского училища, с 1908 по 1910 г. учился в Коммерческом институте г. Москва и в Московском университете на историко-филологическом факультете. С 1908 начинает регулярно издавать свои произведения; некоторый период времени работает секретарем.

Начал свой творческий путь как символист, сдружился с В.Я. Брюсовым, В.И. Ивановым, С.П. Бобровым.

В 1913 создал литературную группу «Лирика», вместе с Бобровым и Пастернаком был организатором издательства, из которого в 1914 году родилась группа писателей "Центрифуга", исповедовавшая футуризм. В 1914 г. Асеев организовал литературную группу «Лирень» в Харькове. Дружил с В.В. Хлебниковым, Д.Д. Бурлюкоми. На протяжении некоторого промежутка времени Асеев жил вместе с В.В.Маяковским в одной квартире.

В 1915 г. призван в армию, во время войны оказался на Дальнем Востоке. Основал во Владивостоке литературное общество «Балаганчик», которое, собственно стало фундаментом для группы "Творчество", которую Асеев организовал с Третьяковым в 1920 г. С 1922 Асеев живет в Москве; а в 1923 вступает в Левый фронт искусств.

Первая книга Асеева - "Ночная флейта" - 1914 г. - символ изысканности и эпатажности, в сборнике "Зор" - 1914 г. - ярко выражен интерес к русской речи, а в книге "Леторей" - 1915 г., он вообще переходит в культ звукописи. Творческая дружба с Маяковским полностью сформировала талант Николая Асеева. В его творчестве усиливается революционный мотив. Вместе с Маяковским было написано много агитационных стихотворений, которые проявились в сборниках Асеева «Люблю твои глаза» - 1915, "Оксана" - 1916; Сборник "Бомба" - 1921 г., в котором ярко выражена острота социальной проблемы, был сожжен весь тираж интервентами. Революционным пафосом проникнуты поэмы "Буденный" - 1923; "Лирическое отступление", "Двадцать шесть" - которую Асеев посвятил расстрелянным бакинским комиссарам, - 1924. Также Асеев писал для детей, занимался переводами и статьями.

Асеев Николай Николаевич (1889-1963), русский поэт. В поэмах «Буденный» (1923), «Двадцать шесть» (1924), «Семен Проскаков» (1928) - романтическая героизация революции. От формальной изощренности первых сборников («Зор», 1914) пришел к лирико-философскому осмыслению действительности («Раздумья», 1955; «Лад», 1961). В поэме «Маяковский начинается» (1940; Государственная премия СССР, 1941) создал образ поэта, борющегося за новое искусство. Книга размышлений о поэзии, воспоминания «Зачем и кому нужна поэзия» (1961).

Асеев Николай Николаевич , русский поэт.

Годы учебы

Родом из обедневших дворян. Отец - страховой агент. Родители оказали большое влияние на развитие личности будущего поэта. Рано лишившись матери, Асеев воспитывался у деда - помещика и страстного любителя русского фольклора. Окончив Курское реальное училище (1907), поступил в Московский коммерческий институт (1908-10), затем перешел в Харьковский университет; одно время был вольнослушателем Московского университета (историко-филологический факультет).

«Выученик символистов»

С 1908 печатался в журнале «Весна», в 1912-14 - в журналах «Заветы», «Новый журнал для всех», «Проталинка», в альманахе «Первоцвет». Непродолжительное время был секретарем в журнале «Русский архив».

На раннее творчество поэта оказали влияние символисты, прежде всего К. Д. Бальмонт, а также немецкие романтики (Э. Т. А. Гофман). Был знаком с В. Я. Брюсовым, Вяч. И. Ивановым, С. П. Бобровым. «Выученик символистов, отталкивавшийся от них, как ребенок отталкивается от стены, держась за которую он учится ходить» - писал о себе Асеев в книге «Проза поэта» (1930).

Несамостоятельность первых публикаций (1911) позволила поэту В. Шершеневичу назвать их «символической дешевкой». Но книги «Ночная флейта» (1914) и особенно «Оксана» (1916), посвященная Ксении Синяковой - красвице-жене поэта (с 1917) и единственной спутнице всей его жизни, свидетельствовали о незаурядном поэтическом даре Асеева. «...Среди молодежи..., возводившей косноязычие в добродетель и оригинальной поневоле, только двое, Асеев и Цветаева, выражались по-человечески» - писал позже Б. Л. Пастернак. Вместе с Пастернаком входил в близкую к футуристам группу «Центрифуга».

Маяковский и Хлебников в жизни Асеева

Во время Первой мировой войны в 1915 был призван в армию, служил в запасном полку в Мариуполе; освобожден от службы в связи с открывшимся туберкулезом, но в феврале 1917, несмотря на болезнь, был призван вновь. Служил в пехотном запасном полку в Гайсине, где был избран в Совет солдатских депутатов. Направленный в юнкерское училище, он вместе с женой уехал (вернее, сбежал) во Владивосток, где примкнул к футуристической группе «Творчество». Работал в советских учреждениях, в 1918 читал лекции о новейших русских поэтах в Японии. В 1922 вернулся в Москву. В это время им была создана поэма «Буденный». Большой популярностью стали пользоваться песни композитора А. А. Давиденко, написанные на стихи Асеева: «Конная Буденного», «Первая конная», «Винтовочка».

В 1923 вошел в ЛЕФ - литературную группу, возглавляемую В. В. Маяковским. Дружба с Маяковским, с которым Асеев познакомился, скорее всего, в 1914 изменила не только его поэтическую манеру, но и саму жизнь. Он стал как бы «тенью» великого поэта, хотя ни мироощущением своим, ни песенным складом, ни прозрачностью стиха не был близок громоподобному Маяковскому. Велимир Хлебников, чье словотворчество родственно русскому фольклору, был ему гораздо ближе. В «Лирическом отступлении» (1924) и «Синих гусарах» (1926), поэтических вершинах Асеева, особенно выразительна звукопись; хотя Асеев заявлял, что он «лирик по складу души, по самой строчечной сути», лирика в этих вещах приглушена, звук явно сильнее мысли и чувства.

После самоубийства Маяковского Асеев одно время выдвигался властью на роль первого поэта, получил за поэму «Маяковский начинается» (1940) Сталинскую (Государственную) премию (1941). Но по мере того как советская эпоха теряла внешние бодряческие черты, интерес к Асееву падал. При жизни он выпустил около 80 книг, в том числе несколько эссеистических, в которых проявил себя тонким ценителем стихов. В последнем прижизненном сборнике «Лад» (1961) отказался от новаторской формы стиха.

Помимо поэзии, Асеев страстно увлекался картами и бегами.

Родом из обедневших дворян. Отец - страховой агент. Родители оказали большое влияние на развитие личности будущего поэта. Рано лишившись матери, Асеев воспитывался у деда - помещика и страстного любителя русского фольклора.

Окончив Курское реальное училище (1907), поступил в Московский коммерческий институт (1908-10), затем перешёл в Харьковский университет; одно время был вольнослушателем Московского университета (историко-филологический факультет).

«Выученик символистов»

С 1908 печатался в журнале «Весна», в 1912-14 - в журналах «Заветы», «Новый журнал для всех», «Проталинка», в альманахе «Первоцвет». Непродолжительное время был секретарём в журнале «Русский архив».

На раннее творчество поэта оказали влияние символисты, прежде всего К. Д. Бальмонт , а также немецкие романтики (Э. Т. А. Гофман). Был знаком с В. Я. Брюсовым , Вяч. И. Ивановым , С. П. Бобровым. «Выученик символистов, отталкивавшийся от них, как ребёнок отталкивается от стены, держась за которую он учится ходить» - писал о себе Асеев в книге «Проза поэта» (1930).

Несамостоятельность первых публикаций (1911) позволила поэту В. Шершеневичу назвать их «символической дешёвкой». Но книги «Ночная флейта» (1914) и особенно «Оксана» (1916), посвящённая Ксении Синяковой - красавице-жене поэта (с 1917) и единственной спутнице всей его жизни, свидетельствовали о незаурядном поэтическом даре Асеева. «…Среди молодёжи…, возводившей косноязычие в добродетель и оригинальной поневоле, только двое, Асеев и Цветаева , выражались по-человечески» - писал позже Б. Л. Пастернак . Вместе с Пастернаком входил в близкую к футуристам группу «Центрифуга».

Маяковский и Хлебников в жизни Асеева

Во время Первой мировой войны в 1915 был призван в армию, служил в запасном полку в Мариуполе; освобождён от службы в связи с открывшимся туберкулёзом, но в феврале 1917, несмотря на болезнь, был призван вновь. Служил в пехотном запасном полку в Гайсине, где был избран в Совет солдатских депутатов. Направленный в юнкерское училище, он вместе с женой уехал (вернее, сбежал) во Владивосток, где примкнул к футуристической группе «Творчество». Работал в советских учреждениях, в 1918 читал лекции о новейших русских поэтах в Японии. В 1922 вернулся в Москву. В это время им была создана поэма «Будённый» . Большой популярностью стали пользоваться песни композитора А. А. Давиденко, написанные на стихи Асеева: «Конная Будённого» , «Первая конная» , «Винтовочка» .

В 1923 вошёл в ЛЕФ - литературную группу, возглавляемую В. В. Маяковским . Дружба с Маяковским , с которым Асеев познакомился, скорее всего, в 1914 изменила не только его поэтическую манеру, но и саму жизнь. Он стал как бы «тенью» великого поэта, хотя ни мироощущением своим, ни песенным складом, ни прозрачностью стиха не был близок громоподобному Маяковскому . Велимир Хлебников , чьё словотворчество родственно русскому фольклору, был ему гораздо ближе. В «Лирическом отступлении» (1924) и (1926), поэтических вершинах Асеева, особенно выразительна звукопись; хотя Асеев заявлял, что он «лирик по складу души, по самой строчечной сути», лирика в этих вещах приглушена, звук явно сильнее мысли и чувства.

После самоубийства Маяковского Асеев одно время выдвигался властью на роль первого поэта, получил за поэму «Маяковский начинается» (1940) Сталинскую (Государственную) премию (1941). Но по мере того как советская эпоха теряла внешние бодряческие черты, интерес к Асееву падал. При жизни он выпустил около 80 книг, в том числе несколько эссеистических, в которых проявил себя тонким ценителем стихов. В последнем прижизненном сборнике «Лад» (1961) отказался от новаторской формы стиха.

Помимо поэзии, Асеев страстно увлекался картами и бегами.

В. Н. Корнилов

Энциклопедия КМ, 2000 (CD)

АСЕЕВ, Николай Николаевич [р. 28.VI(10.VII).1889, г. Льгов] - русский советский поэт. Родился в семье страхового агента; детские годы провел в доме деда - охотника, любителя народных песен и сказок. В 1909 закончил Курское реальное училище, учился в Москве в Коммерческом институте и на филологических факультетах Московского и Харьковского университетов. Начал печататься в 1913 в Харькове. Первое десятилетие творчества Асеева проходило в сложных поэтических исканиях. Первый сборник стихов («Ночная флейта», 1914) носил следы влияния символистской поэтической школы. Асеев входил в близкие к футуристам литературные группы «Лирика» и «Центрифуга» (вместе с С. П. Бобровым, Б. Л. Пастернаком и др.). Знакомство с произведениями В. В. Хлебникова , увлечение древнеславянской поэзией наложили отпечаток на поэтические искания Асеева, определив его интерес к «жизни слова», к фольклору (сборники «Зор», 1914, «Леторей», 1915). Дружба и творческое общение с В. В. Маяковским (с 1913) помогли формированию самобытного таланта Асеева. В его стихах крепнет протест, вызванный неприятием буржуазной действительности (сборники «Ой кониндан окейн» и «Оксана», 1916). Служба в действующей армии (1916-17) и участие в утверждении Советской власти на Дальнем Востоке способствовали усилению революционных мотивов в поэзии Асеева (сборник «Бомба», Владивосток, 1921). Во Владивостоке он участвует в футуристической группе «Творчество» (вместе с С. М. Третьяковым и др.). В 1922 переехал в Москву. Сборник стихов «Стальной соловей» (1922) и «Совет ветров» (1923) были дальнейшими вехами становления Асеева как советского поэта. Его «Марш Будённого» из поэмы «Будённый» (1922) стал массовой песней (музыка А. А. Давиденко). С 1923 участвовал в литературной группе «Леф», возглавлявшейся Маяковским . Растерянность поэта в связи с оживлением мещанской стихии в период нэпа отразилась в поэме «Лирическое отступление» (1924). Преодолевая усложнённость поэтической образности, Асеев стремился к простоте и ясности стиха. Революционно-романтическим пафосом проникнуты поэмы «Свердловская буря» (1924), «Семён Проскаков» (1928), стихи о русских революционерах (, 1926, «Чернышевский» , 1929), о бакинских комиссарах («Двадцать шесть» , 1925). Образ В. И. Ленина воссоздан в (1926). После поездки за границу в 1928 Асеев написал стихи о Западе («Дорога» , , , «Форум-Капитолий» и др.).

Мотивы молодости и грозовой свежести нового мира, образ летящего времени - в центре поэзии Асеева (сборники «Время лучших», 1927, «Молодые стихи», 1928, «Москва-песня», 1934, «Высокогорные стихи», 1938, и др.). В поэме «Маяковский начинается» (1940; Государственная премия СССР, 1941), сочетающей черты дневниково-мемуарные и лирико-публицистические, утверждаются традиции Маяковского . Сборники «Первый взвод» (1941) и «Пламя победы» (1946) явились патриотическим откликом на события Отечественной войны. Книга стихов «Раздумья» (1955) и «Лад» (1961) отличаются напряжёнными лирико-философскими размышлениями об исторических судьбах 20 века. «Лирик по складу своей души, по самой строчечной сути», как он сам себя характеризовал, Асеев остро ощущает героико-трагедийный характер современной эпохи (стихи «Друзьям» , 1955, «Вспомним свои молодые годы…» , 1956, и др.). В поэзии Асеева, соединяющей, по его словам, «с берёзою и мятой стальные дни», сплавились песенные и ораторские интонации. Асеев выступает как переводчик украинских, польских, чешских, прибалтийских, западно-европейских поэтов. Асеев - автор литературно-критических статей, очерков, рассказов, воспоминаний, опубликованных в книгах «Дневник поэта» (1929), «Работа над стихом» (1929), «Разгримированная красавица» (1928), «Проза поэта» (1930), «Зачем и кому нужна поэзия» (1961). Теоретические статьи Асеева посвящены вопросам истории и теории русского стиха, поэтического языка, проблемам традиции и новаторства.

Соч.: Собр. стихотворений, 2 изд., т. 1-4, М. - Л., 1931-1932; Избр. произв., т. 1-2, М., 1953; Стихотворения и поэмы, т. 1-2, М., 1959; Автобиография, в кн.: Советские писатели, т. 1, М., 1959.

Лит.: Селивановский А. П., Николай Асеев, в его кн.: В литературных боях, М., 1959; Левин Ф., Н. Асеев, «Лит. критик», 1939, № 4; Плиско Н., Творчество Н. Асеева, «Нов. мир», 1941, № 4; Марголина А., О стихотворной судьбе Н. Асеева, «Октябрь», 1940, № 11; Лесневский С., Выросли мы в пламени, «Октябрь», 1959, № 6; Мильков В., Поэт неугасающей молодости, «Молодая гвардия», 1959, № 6; Сарнов Б. М., Н. Н. Асеев, в кн.: История русской советской лит-ры в трёх томах, т. 2, М., 1960.

С. С. Лесневский

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 1. - М.: Советская энциклопедия, 1962

АСЕЕВ Николай Николаевич - современный русский поэт. В войну 1914-1918 мобилизован. После Октябрьской революции живёт во Владивостоке, работает на бирже труда, затем в полулегальной советской газете, печатает там антиинтервенционистские политические фельетоны, в то же время организует литературное общество «Балаганчик», преследующее чисто богемные цели. Вернувшись в Москву, Асеев стал одним из виднейших поэтов и теоретиков «Лефа».

Асеев дебютировал книжкой стихов в 1914. Вот как Асеев рисует свой предреволюционный облик: «я, двадцатисемилетний поэт, выученик символистов… я, увлекавшийся переводами Маллармэ, Верлена и Вьеле Гриффена, благоговевший перед Теодором Амедеем Гофманом, восторженно носивший в сердце силу и выдержку горестной судьбы Оскара Уайльда, одним словом, я - рафинированный интеллигент». В первых же книгах Асеев выступил как типичный декадент-романтик. Асеев примкнул к группе С. Боброва «Центрифуга», пытавшейся сочетать классическую «чистую» лирику с техническими завоеваниями молодого ещё тогда кубо-футуризма.

Богемный характер творчества молодого Асеева быть может ярче всего сказался в образах «Океании» (небоночное кафе, полуголая луна, возлежащая на синей покатой софе, дежурящая звезда, подающая устриц) или «Нового утра» (курят ангелы сигары, вчерашняя ночь - старая кокотка). Асеев презирал трезвенно-меркантильный мир. Ему казалось, что «мир - только страшная морда», он мечтал с любимой «из мира убежать», «чтобы вечно не встречаться ни друзьям, ни домочадцам». Он скорбел, что «жизнь осыпается пачками рублей». Он провозглашал свою особность, свою несвязанность с миром меркантильного мещанства - «меня не заманишь ты в клерки». И войну 1914-1918 Асеев радостно воспринял как грандиозное крушение устоявшегося мещанского уклада («Время Европу расшвырять. Пусть рушатся камни зданий в огне, пусть исказится за чертою черта поношенной морды мира»). В дореволюционных стихах Асеева, кроме всего этого, чувствовалась романтика запорожских песен («Песни сотен» , «Песня Ондрия» ), образы русских сказок («Ещё! Исковерканный страхом» ), славянская мифология («Над Гоплой» ). Эти элементы, усилившиеся под бесспорным влиянием В. Хлебникова , окрасили в свои цвета на первых порах и асеевское восприятие революции. Он славит из Владивостока Советскую Россию («Россия издали» ) в деревенских образах: лён, синь, чёрные пашни, ковыли, черешни, зеленя, покос. Ещё до революции Асеев провидел «судьбу грядущую свою, протоптанную Пугачёвым», а в торжествующей революции Асеев разглядел «Степана Тимофеевича». В этом стилизованном и бунтарском восприятии революции сказался восторг индивидуалиста из богемы, дождавшегося крушения ненавистного ему мещанского уклада. Вот как Асеев рисует своё послеоктябрьское настроение: «Старая культура отгремела за плечами, как ушедшая туча. Возврата к ней для меня, недостаточно приросшего к ней, недостаточно пустившего в неё корни, быть не могло; на моих чувствах и мыслях не были ещё набиты мозоли привычек. И радость от изменения поношенных черт мирового лица несла меня в сторону нового. Это новое не было миросозерцанием. Оно для меня, да и для большинства окружавших, скорее было выходом из старого, возможностью, предощущением, тем, что выражалось в коротеньком определении «хуже не будет», определении, ставившем многих на невозвратный путь».

Это восприятие революции со стороны стихийного разгрома мещанского уклада выразилось в большой силе ненависти к реакционной обывательщине («Мы пили песни» ) и в значительной беспомощности при выявлении положительных стремлений революции (стёршиеся штампы - правда, кривда, свобода, народ, враги народа и т. д.).

С переездом в Москву - центр пролетарской революции - Асеев сумел разглядеть и иные стороны революционной борьбы, революционных сдвигов. Ещё до 1917 в стихотворении Асеева «Заржавленная лира» встречается «завод стальных гибчайших песен», но там - это случайная ассоциация, не связанная ни с мироощущением автора, ни с тематикой, ни с системой образов. Но этот случайный старый мотив развёртывается в целую программу в прекрасном стихотворении . и «Гастев» означали конец восприятия Октябрьской революции как новой разиновщины и начало творческого приближения к подлинно пролетарскому, индустриальному Октябрю. Асееву, как и его «стальному соловью», захотелось в одно ярмо «с гудящими всласть заводами». Асеев приветствует Гастева, как «Овидия горняков, шахтёров, слесарей». Асеев сознаёт огромную разницу между своим мировосприятием и мировосприятием пролетарского авангарда («Мы - мещане. Стоит ли стараться, из подвалов наших, из мансард, мукой бесконечных операций нарезать эпоху на сердца?»), но в то же время провозглашает: «Нет. Никто б не мог меня поссорить с будущим, зовущим за собой».

На этом третьем этапе своего творчества (первый - 1912-1917, второй - 1918-1922, третий - 1923 и дальше) Асеев выступает как романтик, преданный делу пролетарской революции, но задыхающийся в революционных буднях. Асееву кажется, что «стало - очень похоже на прежнюю канитель», он с ужасом слышит, «как томно скулит Травиата со всех бесконечных эстрад». Поэта пугает не кажущееся или действительное наступление антипролетарских социальных сил, а цепкость мещанских бытовых навыков и старой эстетики. Богемные корни этого - в большей мере эстетического и бытового, чем политического - подхода к революционным будням - очевидны. Поэма «Лирическое отступление» особенно характерна для Асеева последнего периода. Призывы быть на-чеку против вкрадчивых, внешне-лойяльных, идущих не штурмом, а тихой сапой, врагов, неискоренимая, органическая ненависть к варварству мещанского быта, калечащего и грязнящего всякое сильное чувство, всякое человеческое переживание, - таковы сильные стороны поэмы. Явная переоценка эстетических и бытовых моментов, отчаяние, ощущение, что «день революции сгаснет в неясном рассветном бреду», что «крашено рыжим цветом, а не красным - время», - таковы её вывихи. Но в другой поэме, «Свердловская буря» , Асеев разглядел то, чего не заметил в «Лирическом отступлении» : «проросший сквозь нэп строевой молодняк», который «не сдастся на милость врага» и «прождёт - пока не избудем буден». К числу лучших стихотворений Асеева за последние годы, кроме названных, принадлежат: поэма «Чёрный принц» , , и т. д.

Асеев - один из лучших современных мастеров стиха. Асеев напевнее и лиричнее Маяковского , хотя нередко пользуется ораторским синтаксисом и лозунговостью последнего. Сам Асеев говорит о своих стихах как «о напеве» («Полярное путешествие» ), а «Свердловскую бурю» начинает признанием: «Я лирик по складу своей души, по самой строчечной сути».

Первый значительный опыт Асеева в области стихотворного повествования - поэма «Семён Проскаков» , созданная к десятилетию Октябрьской революции и разработавшая подлинную биографию пролетария-партизана, героя гражданской войны. «Семён Проскаков» - шаг вперёд к овладению конкретным революционным материалом. И это повествование Асеева насквозь лирично.

Для стиха Асеева характерна «установка на звук и ритм» (И. Аксенов). Асеев любит «звуковые повторы внутри фразы, доходящие до почти полного совпадения звуков слов, близких одно к другому» (Г. Горбачёв). Подобно Б. Пастернаку , Асеев охотно сближает в стихе слова по звуковым ассоциациям: «Я запретил бы «Продажу овса и сена»… Ведь это пахнет убийством отца и сына», «Матерой материк», «Солнце опалом на пальце», «Стекало с стекольных», «Тебе бы не повесть, а поезд, тебе б не рассказ, а раскат» и т. д. Редкое звуковое мастерство Асеева хранит однако отпечаток декадентского прошлого. Чрезмерная изощрённость звукового строя стихотворений Асеева нередко противоречит их идейному и эмоциональному содержанию, нередко затемняет смысл, делая целые строфы непонятными. Эти недостатки свойственны даже агитационным стихотворениям Асеева. Искусственность эта особенно явственна в рифмах Асеева. Декадентски футуристический формализм приводит порою к совершенно нестерпимым срывам. Таков размен революционной трагедии на дешёвые аллитерации в стихотворении «Тайга» («Тебя расстреляли, меня - расстреляли, и выстрелов трели ударились в дали, а даль растерялась - растрелилась даль»).

Трагедия Асеева - трагедия литературного попутчика, искренне рвущегося к революции, но отягощённого богемно-футуристическим прошлым.

Библиография: I. Ночная флейта, М., 1914; Зор, М., 1914; Ой кониндан окейн, М., 1915; Океания, М., 1916; Бомба, Владивосток, 1921; Стальной соловей, М., 1922; Софрон на фронте, М., 1922; Будённый, М., 1923; Совет ветров, М., 1923, Избрань, М., 1923; Октябрьские песни, М., 1925; Поэмы, М. - Л., 1925; Самое лучшее, М., 1926; Изморозь, М. - Л., 1927; Семён Проскаков, М. - Л., 1928. Критические статьи печатались в «Красной нови», «Печати и революции», «Лефе», «Новом лефе», «Новом мире», «Октябре» и альманахе «Удар». Интересны воспоминания Асеева - «Октябрь на Дальнем» («Новый леф», № 8-9), 1927.

II. Брюсов В. Я. , Вчера, сегодня и завтра русской поэзии, журн. «Печать и революция», № 7, 1922; Гусман Б., 100 поэтов, М., 1923; Родов С., В литературных боях, М., 1926; Селивановский А., «На литературном посту», № 2, 1927; Горбачёв Г., Современная русская литература, Л., 1928.

Г. Лелевич

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!