НИР «Эпистолярный жанр в творчестве С. Есенина

1. Мать. Родной дом. Голубая Русь. Блудный сын .

«Гой, ты, Русь моя родная…» 1914

«Разбуди меня завтра рано…» 1917

«Я покинул родимый дом…» 1918

«Эта улица мне знакома…» 1923

«Письмо матери» 1924

2. Столкновение Голубой Руси с каменной, стальной цивилизацией .

«Корова» 1915

«Песнь о собаке» 1915

«Сорокоуст» 1920

«Мир таинственный, мир мой древний…» 1921

«Я усталым таким ещё не был…» 1923

«Неуютная жидкая лунность…» 1925

«Спит ковыль. Равнина дорог8ая…» 1925

3. Хулиганство как попытка противостояния ударам судьбы .

«Хулиган» 1920

«Исповедь хулигана» 1920

«Всё живое особой метой…» 1922

«Не ругайтесь. Такое дело!..» 1922

«Я обманывать себя не стану…» 1922

«Да! Теперь решено. Без возврата…» 1922

«Годы молодые с забубённой славой…» 1924

4. Любовь. Отречение от хулиганства .

«Заметался пожар голубой…» 1923

«Пускай ты выпита другим…» 1923

«Персидские мотивы» 1924

«Собаке Качалова» 1925

«Я помню, любимая, помню…» 1925

5. Покаяние в грехах, богохульстве .

«Мне осталась одна забава…» 1923

«Дорогая, сядем рядом…» 1923

«Несказанное, синее, нежное…» 1925

6. Попытка возвращения «блудного сына» в Русь советскую .

«Возвращение на родину» 1924

«Русь советская» 1924

«Русь уходящая» 1924

7. Прощание с молодостью, способностью любить.

«Не жалею, не зову, не плачу…» 1921

«Мне грустно на тебя смотреть…» 1923

«Над окошком месяц…» 1925

«Ты меня не любишь, не жалеешь…» 1925

«Клён ты мой опавший…» 1925

8. Примирение с жизнью, людьми. Предчувствие ухода. Итоги.

«Мы теперь уходим понемногу…» 1924

«Пушкину» 1924

«Отговорила роща золотая…» 1924

«Спит ковыль. Равнина дорогая…» 1925

«До свиданья, друг мой, до свиданья…» 1925

Мотив родины в лирике с.А.Есенина

Есенин – тончайший лирик, его поэзия искренна и человечна. Если Н.Некрасов, по мысли М.Цветаевой, «говорил народом», то о Есенине можно сказать – «говорил природой»: он словно был её частицей, её идеологом и защитником.

Образ родины в поэтическом сознании Есенина связывался, прежде всего, с русской нетронутой природой, деревенским бытом, родным домом, матерью.

В ранней лирике («Гой, ты, Русь моя родная…»1914) Русь - образ идеальный, лишённый теневых сторон. «Голубая Русь» с её синью, хатами, полями, околицами, хороводами, девичьим смехом предстаёт в святом обличье; это для лирического героя даже нечто высшее, чем рай: «…не надо рая, дайте родину мою».

В более поздних стихах отношение к родине драматизируется. Ставший городским жителем поэт внутренне, душой остаётся всё там же, в любимой Голубой Руси. В стихотворении «Русь советская» (1924) он пытается вернуться к своим святыням, но не находит в родном селе прежней гармонии. Жизнь нарушена. Разрушена старая «мельница – бревенчатая птица», «ноги босые… уткнули по канавам тополя», «клёны морщатся ушами длинных веток». Возвращения блудного сына не состоялось, потому что сам дом изменился больше, чем поэт. Лирический герой связывает эти пагубные перемены в природе и быте с наступлением новой жизни: «сельчане… немытыми речами свою обсуживают жись», «хромой красноармеец… рассказывает важно о Буденном», «поют агитки бедного Демьяна», «с горы идёт крестьянский комсомол». Поэт не отвергает эти новые явления, хочет их принять, но чувствует, что сам стал здесь чужим и ненужным. Поэтому, приветствуя новую жизнь, он всё-таки клянётся в верности своим прежним, пусть и отставшим от жизни, поэтическим идеалам: «Отдам всю душу октябрю и маю, / Но только лиры милой не отдам». Поэзия для него даже глубже, чем душа, это самое сокровенное и неизменное.

И в дальнейшем в стихах поэта стремление примирить свои идеалы с новой жизнью вновь и вновь оборачиваются их непримиримостью. В стихотворении 1925 года «Спит ковыль…» - вновь возврат к образам Голубой Руси и даже клятва на верность ей:

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Но приход «чужой юности» воспринимается как наступление «злейшего врага». И тогда возникает единственное и трагическое желание – уйти, примирившись и со старым, и с новым:

Дайте мне на родине любимой,

Всё любя, спокойно умереть.

В этом же году в стихотворении «Неуютная жидкая лунность…» конфликт как будто разрешается по-иному:

Но и всё же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Теперь причину нарушения гармонии природы поэт пытается видеть не в наступлении нового, а наоборот – в сохранении старого быта (символы этого быта – «песня тележных колёс», нищета). Но даже новая, стальная Русь может войти в поэтическое сознание лишь при условии оживления: «внимая моторному лаю», «на лапах чугунный поезд» («Сорокоуст» 1920). Одновременно в самой страшноватости и уродливости этих метафорических образов кроется и скрытый протест есенинского подсознания против технической атаки цивилизации, обрушивающейся на природу.

Конфликт поэтического сознания с меняющимися представлениями не заслоняет, однако, главного в творчестве Есенина: беззаветной любви поэта к родине, принявшей в его стихах драматические, но при этом неподражаемо поэтичные формы.

Многие поэты Серебряного века находились под прямым или косвенным влиянием Александра Блока. Одним из таких поэтов является выдающийся русский лирик Сергей Есенин, вольно или невольно построивший свою жизнь и творчество по образцу блоковской трилогии “вочеловеченья”. Как и Блок, Есенин прошёл три этапа. На первом этапе позиция Есенина в чём-то соответствует мистическим мечтаниям Блока; есенинский лирический герой предстаёт “иноком”, “богомольцем”, а сразу после революции возвышается до образа деревенского пророка (“Так говорит по Библии пророк Есенин Сергей”), а то и богоборца. Гиперболизированный, как в стихах футуристов, поэт трясёт небо и перепахивает Вселенную.

Но, по логике блоковской “трилогии вочеловеченья”, за взлётом должно последовать падение. В 20-е годы разочарованный поэт является в новом обличии - падшего человека, пьяницы, хулигана. В этот период стихотворения Есенина принимают форму лирического дневника. Интересно, что ещё о Блоке замечательный филолог Тынянов сказал, что блоковские стихотворения воспринимаются читателями как открытки, полученные по почте от самого поэта, и что за строками стихотворений читатели всё время пытаются разглядеть портрет поэта. Перед читателем как будто проходит хроника из жизни Есенина: с предельной откровенностью он признаётся в своих грехах, оплакивает прошлое; то это как будто разговор во хмелю, то трезвая и грустная беседа. “Гибельный восторг” (“только мне как псаломщику петь над родимой страной аллилуйю”) сменяется тихим лирическим размышлением (“я обманывать себя не стану, залегла забота в сердце мглистом”). Самовосхваление (“самый лучший поэт”) сменяется покаянными речами (“я душой стал как жёлтый скелет”). Но всегда это доверительный задушевный разговор с читателем (как с лучшим другом).

Невольно следуя за Блоком, Есенин должен был объявить для себя третий период - период приятия жизни, смирения перед ней. Особенность поздней лирики Есенина, однако, заключается в том, что “принять жизнь” для него значило принять советскую власть и смириться с советской деревней. Все последние стихи Есенина можно воспринимать как непрекращающийся спор с самим собой: то он провозглашает себя советским поэтом, то вновь бунтует и оплакивает погибшую деревню. Весьма характерными для позднего Есенина являются два стихотворения 1924 года, в журнальной публикации объединённые общим название «Листки». В первом из них («Метель») поэт ставит страшный диагноз самому себе: лишний человек в своей стране, чужой самому себе. Кажется, что в своём падении поэт достиг самого дна, но уже в следующем стихотворении («Весна») он бодро восклицает: “припадок кончен!” В этом стихотворении он пытается найти компромисс с советской властью, примирить свою любовь к деревне с требованиями нового строя.

И всё же поздние стихи Есенина, даже самые светлые из них, отмечены знаком безнадёжности. Утешая мать в знаменитом стихотворении «Письмо к матери», он как будто пытается убедить самого себя: “Я по-прежнему такой же нежный…” Но в его увещеваниях: “К старому возврата больше нет” - звучит такая тоска по минувшему, такая боль, что становится ясно - вместе со старой деревней должен уйти и её певец.

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) - уникальный «крестьянский» поэт первой четверти XX века. В период, когда он примкнул к имажинизму, в его лирику проникают и городские мотивы. Однако лирический герой всех есенинских циклов, даже будучи в городе, думает и мечтает о родной деревне, крестьянском быте, «стране берёзового ситца», и так и называет себя - «гражданин села». Ярким примером его поэтического отношения к дому является стихотворение «Письмо к матери».

История написания этого творения следующая: поэт, уже став известным, собрался вместе с товарищами навестить родное село Константиново, но задержался в Москве, и поездка в тот раз не состоялась - после этого он написал «Письмо матери», поскольку она, Титова Татьяна Фёдоровна, ждала его.

В 1924 г., к которому относится написание этого стихотворения, творчество Есенина было уже зрелым – для него характерны серьёзные, не соответствующие его молодому возрасту, переживания, тяжёлые личные драмы, вследствие чего вырисовывается довольно мрачная поэтическая картина мира. Уникальность его заключается в том, что, живя в период Серебряного века, для которого характерны различные литературные кружки, группы и объединения, он не входил ни в одно из этих объединений. Часто произведения Сергея Александровича посвящены родным и близким, друзьям, кому-либо из его окружения. Наряду с посвящениями в его творчестве присутствуют стихотворения-письма, одно из которых мы разбираем.

Жанр, размер, направление

«Письмо матери» написано в жанре элегии, для которого характерно повествование от первого лица и печальные, тревожащие сердце, размышления. Есенинские стихотворения-письма - своеобразное поэтическое единство между лирическим героем и людьми, которые существовали в реальном мире и были поэту дороги. Размер данного стиха - пятистопный хорей.

Направление, выбранное Есениным, - философская лирика. «Письмо матери» - это стихотворение, которое отражает тягостные настроения лирического героя на последнем этапе развития - когда он, чувствуя приближение конца жизни, пишет послание самому дорогому члену семьи и сообщает ему о своих переживаниях. Поэтому мы видим в работе попытки переосмысления пройденного пути, а также желание приободрить мать, развеять ее тревоги.

Композиция

Структура «Письма…» - кольцевая: последние строки двух первых строф и двух последних строф повторяются: «несказанный свет», «в старомодном ветхом шушуне». В подобном композиционном построении делается акцент на переживаниях материнской души: даже после всех откровений блудного сына о его разочаровании в жизни, в боге, после всех просьб не волноваться о нём, материнское сердце не угомонится и будет тосковать о ребенке, предчувствуя беду. Женщина будет выходить навстречу своему чаду, даже если получит письмо, где напишут, что он больше никогда не приедет домой. Преданность и неизменность чувств родителей контрастируют с ветреностью и легкомыслием городской суеты, где все лишь шапочные знакомые.

Образ лирического героя

В целом, образ проходит три этапа развития:

  • деревенский молодой человек, который попадает из родного села в чуждый, враждебный мир городской цивилизации (эти мотивы звучат, например, в поэме «Сорокоуст», написанной в 1921 г.);
  • затем городской поэт-хулиган, мятежник, впоследствии ясно воплощённый в образе бандита Номаха в поэме «Страна негодяев» (1925);
  • и, наконец, - страдающий, тоскующий поэт, уставший от жизни, ощущающий приближение смерти, впавший в депрессию от безвыходности - «Чёрный человек» (1925).

Поскольку «Письмо к матери» сочинено в 1924 году, типаж лирического героя относится к третьей фазе развития образа. Он – усталый и вконец заблудившийся странник, который бежал из родного дома в поисках лучшей участи, но жизнь возвращает его к истокам, заставляя признать, что самое главное он не обрел, а оставил в родном краю. Уместно будет сравнить его с блудным сыном, который, согласно евангельской притче, приходит к отцу с покаянием, отбросив гордыню.

Тема

  1. Разочарование в жизни. Перед нами послание прожёгшего свою жизнь сына, к матери. Герой пишет в надежде, что та его поймёт и простит, ведь ни понимания, ни прощения в городе он не нашел, как сильных, искренних чувств. Женщины и друзья проносятся суетливой чередой, меняются и предают, и только семья любит и ждет свою часть, не упрекая и не ставя условий.
  2. В стихотворении звучит и тема оправдания перед родной матерью: «Не такой уж горький я пропойца…». Герой хочет успокоить семью, но не находит сил лгать во благо: все же он признает, что алкоголь в его жизни занял удручающе прочные позиции.
  3. Прослеживается тема любви поэта к своей малой родине - и это чувство для него более возвышенное, чем даже любовь к богу. В свои произведения он мастерски вплетал диалектизмы Рязанской губернии - своего родного края. Эта малая родина - сад, «по-весеннему белый», деревенский дом для лирического героя - своеобразный рай, спасающий от жизненной суеты и тревоги, а мать в этом раю - ангел, «несказанный свет». И перед этим ангелом он исповедуется, раскрывает судьбу, отягощённую страданиями, безысходностью и печалью.
  4. В стихотворении «Письмо матери» прослеживается ещё одна, характерная для литературы тема - непонимания, всегда возникающего между старым и новым поколением.

В его творчестве гармонично сочетались крестьянские, деревенские лирические мотивы и настроение мятежа, восстания, борьбы, но в данной работе борьба уступает место горечи и предчувствию фатального поражения.

Идея

  1. Во-первых, главная мысль поэта заключается в том, что нельзя забывать отчий дом и семью, что бы в жизни ни происходило. Только там можно найти поддержку и бескорыстную, жертвенную любовь, которых так не хватает взрослому человеку, отделенному от малой родины.
  2. Во-вторых, очевидна идея облегчения души посредством исповеди перед той женщиной, которая привела его на эту землю. Возможно, в ее образе он видит свое предназначение, то, чем задумал его Господь, и он подводит жизненные итоги своего бегства от судьбы и призвания, данных свыше.
  3. В-третьих, смысл работы – показать наступление нового мира (заключающегося в образе сына) и отступления старого (заключающегося в образе матери). Он открыто заявляет: «И молиться не учи меня, не надо! // К старому возврата больше нет!» - здесь автор намекает на то, что наступили новые - то есть советские времена, в которых не верят в бога, и вообще нет никакой религии, поэтому учить старые молитвы - бессмысленно. А мать лирического все еще ходит в «старомодном ветхом шушуне». Ключевые слова здесь - «старомодный» и «ветхий», относящиеся к матери. Ведь она по-прежнему принадлежит к старому, обветшалому прошлому, где верят в бога и молятся, ей и её поколению не понять до конца настоящего, и уж тем более будущего.
  4. Сын, несмотря на любовь к родине и крестьянскому быту, отказывается жить по законам вчерашнего дня, он принимает завтрашний и сегодняшний устав, он в нём вырос и стал известным, тогда как еще вчера он по праву рождения пахал бы землю и не смел даже задуматься о творчестве. Однако в разочаровании и печали сквозит неприятие многих новых реалий, поэтому его отношение к окружающей действительности двойственное.

    Средства художественной выразительности

  • эпитеты - например, «несказанный свет», «тягостная бредь», «горький пропойца», «тоски мятежной»;
  • риторические восклицания - «Привет тебе, привет!», «Ничего, родная!»;
  • анафоры - «Не буди, как восемь лет назад. // Не буди того, что отмечалось»; «Ты одна мне помощь и отрада,//Ты одна мне несказанный свет»;
  • повторы - «Не буди того, что отмечалось,//Не волнуй того, что не сбылось»; «Не грусти так шибко обо мне. //Не ходи так часто на дорогу…»;
  • риторический вопрос - «Ты жива ещё, моя старушка?»;
  • инверсии - «горький я пропойца», «низенький наш дом», «тоски мятежной», «по-весеннему наш белый сад».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Введение

Русская литература XX столетия знает немало громких поэтических имен. Поэзия других, некогда славных первоклассными дарованиями европейских народов стала в это время по большей части приходить в упадок, а то и вовсе впадать в небытие. Но Россия новой поры дала миру таких поэтов, которые своей поэзией не только сохранили богатство классической литературы, но и с неведомой прежде силой, продолжили путь классиков. Вечные пути мироздания открылись воочию, борьба за душу человека получила небывалый размах. Все это отозвалось в богатом наследии русских поэтов не очень далекого прошлого. Многие имевшие этот Божии дар извратили его, а другие ценой собственной жизни, сумели его приумножить и сохранить. И первым по праву среди таких певцов неувядающей России стоит Сергей Есенин .

Именно о творчестве Сергея Есенина пойдет речь в данной работе. Мы попытаемся раскрыть внутренний мир поэта, основанный на фольклорно-поэтическом начале поэта. Хотелось бы обратить внимание на жанр песни, к которой часто обращается поэт.

Актуальность темы в том, что в последнее время люди забывают о своем начале, о своих традициях, о своем народе, а творчество С.А. Есенина полно фольклорной лирикой. Через творчество С. Есенина хотелось бы вернуть людей к жизненной основе человека, иным словом приземлить людей и дать возможность вернуться к историческому, народному.

Место песенного жанра в лирике С.А. Есенина

Лирика С.А. Есенина явилась закономерной, логически необходимой вехой в развитии русской классической поэзии. Стихотворения Есенина воплотили в себе чистоту гармонию пушкинской музы, психологизм лирических раздумий Лермонтова и Тютчева. Нельзя не отметить, что к осознанию и художественному выражению поэтических чувств народа Есенин шел, непосредственно обращаясь к народному творчеству, в связи, с чем поэзия Есенина и удивляет своей жанровой составляющей (песня, песня-романс, романс). Впоследствии произошло сближение фольклорной лирики с литературой.

Какова же причина обращения Есенина в ранний период творчества, к песенной основе?

С детства окруженный с песенной средой, С.Есенин не мог не обратить внимание на легкость и чуткость передаваемого лирическим героем, через песню.

К вершине своего творчества Есенин поднялся из глубины народной жизни. В живописной «стране березового ситца» юный поэт постигал искусство лирического стиха. Ранние стихи созданы не только на песенной основе, автор сохранил сюжетно-композиционную канву. В таком стиле написаны «Темна ноченька, не спится…», «За рекой горят огни», «Под венком лесной ромашки» и др.

Песенная импровизация приобщила молодого поэта к познанию быта, культуры, языка и обрядов крестьян.

Есенин не пытался как Кольцов, ограничиться лишь выражением традиционно-коллективным чувством, он стремился с чисто песенной основой выявить индивидуально-неповторимое в человеке. Так в лирической новелле «Выткался на озере алый свет зари…»(1910) автор передает состояние юноши, собирающегося на свидание. Герой наделен пылкой фантазией и тонким восприятием природы. «На душе светло» от ожидаемой встречи с любимой девушкой; в то же время сердце чувствует тревогу; плач птиц предвещает ожидаемые сплетни на селе, но сейчас лирический герой радуется и тревога уходит:

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,

Сядем в копны свежие под соседний стог…

И пускай со звонами плачут глухари,

Есть тоска веселая в алостях зари.

«Выткался на озере алый свет зари» (1910)

Точные штрихи внесены в описание природы. Есенин вносит лирически-окрашенный тон, но это не мешает описывать реальное состояние природы. У поэта свет зари выткался на озере, а глухари плачут со звонами, а молодые люди встречаются за кольцом дорог.

В данном случае конкретизация не нарушает «песенность» текста, наоборот поэтическая мысль направлена на народно-песенную образность, чтобы чутче передать внутреннее состояние лирического героя.

Этот же принцип повествования Есенин продолжает и в более зрелых произведениях, он считал, что именно таким способом он может передать то, что составляет основу многих народных песен: о любви к родному краю, о нежных чувствах к «милой», о тихой «печали полей».

Песенные произведения Есенина не имеют одной, конкретной основы, взяв из народно-традиционной темы, сюжет, он не находит точной аналогии в устной поэзии. Их лексика, тропы, синтаксический строй-все это собиралось автором из разных поэтических источников и органично вносилось в стихотворный текст. Так, в едином эмоционально-лирическом потоке сливалось типично песенное (голос родимый, липа вековая, конь буланый, милая), просторечное (звеньше, пуще, спозоранку, изомну, схоронясь), нейтрально-книжное (облетевший тополь, ветерок робок и застенчив, волнистая рожь при луне).

Лирический герой у Есенина несколько объективирован в своих переживаниях, что роднит его с персонажами народных песен.

У Есенина не так синкретичен внутренний мир певца, как у певца устной лирики, здесь слышится внутренний голос автора, но как-то индивидуально, близко к народному духу. Это проявляется в ряде образов и картин и этим автор выводит за традиционно-лирическое изложение.

В стихотворении «Слышишь - мчатся сани, слышишь - сани мчаться…Есенин нетрадиционно передает впечатление о быстрой езде на тройке. Тут - и «ветерок…робок и застенчив», и «клен танцует пьяный», и, конечно, не в стиле устоявшейся песенной темы звучит заключительная строфа, в которой поэт обращается к любимой с иронической просьбой подъехать к клену:

Мы к нему подъедем, спросим - что такое?

И станцуем вместе под тальянку трое.

«Слышишь - мчатся сани, слышишь - сани мчатся» (1925).

Такие интонационно-смысловые «изгибы» сюжета несли в себе ростки романсного стиля, к которому в 20-е годы Есенин пришел не без влияния классической лирики в XIX веке. Не будем углубляться жанр романса, просто отметим некоторые его отличия от песенного жанра. По сравнению с песенным, романс, это иной, более субъективный в своем лиризме тип образного обобщения жизненного материала, его жанровой организации; он вбирает в себя своеобразные психологические и композиционно-сюжетные ходы, обеспечивающие рождение новой содержательной формы. Тут поэтическая мысль, проникая в суть человеческих отношений, нередко фиксирует мельчайшие изменения настроений, чувств, что соотносится с тонкой художественной отделкой стиха.

Хочется еще отметить, что лирика Есенина впитала в себя не только народные традиции: переданные через самый близкий народный жанр - песню, но и передала душевное состояние автора, показала его близость с народом. Об этом мы поговорим в следующем пункте нашей работы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!