Ночь перед рождеством основная мысль повести. Договор с чертом

Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Герои и идея повести - страница №1/1

Тема Урока: Н.В.Гоголь « Н очь перед Рождеством»

Герои и идея повести.

Цель: 1. Дать характеристику главным героям повести.

2. Уметь анализировать поступки героев и их речь.

3. Выявить основную идею произведения.

4. развивать устную монологическую речь учащихся, логическое мышление.
Оборудование:


  • Учебник

  • Высказывание А.С.Пушкина.

  • Костюмы для героев повести.

  • Портрет Н.В.Гоголя.

Ход Урока.


  1. Вступительное слово учителя.
А.С.Пушкин сказал: « Сейчас прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки». Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая поэзия! Я доселе не образумился».

Вопрос: Чем же так изумили Пушкина «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

/ ответы учащихся/

Вопрос: О чем это произведение?

Ответить на поставленный вопрос можно лишь проанализировав действия и поступки героев.

Дается целевая установка.


  1. Беседа.
Назвать героев повести. Делается запись на доске.

Черт –


Солоха –

Оксана –

Вакула –

На какие две группы можно разделить героев и почему? Свой ответ необходимо аргументировать.

/ответы учащихся/


  1. Творческое задание: рассказать о герое от лица самого героя. Подобрать в костюмерной костюм.

  2. Индивидуальное задание: Работа со сборником упражнений к учебнику.
Выписать из текста описание героев.

  1. Рассказы учащихся.

    • Вакула. Один из учащихся рассказывает о Вакуле от имени героя.

    • ЗАДАНИЕ УЧАЩИМСЯ: Подготовить и задать вопросы Вакуле.

    • Беседа между Вакулой и учащимися.

    • Задание учащимся: Подобрать и записать эпитеты, характеризующие Вакулу.

    • Оксана . (Действия и задания по аналогии с Вакулой)

    • Дополнительные вопросы: Какую героиню пушкинской сказки напоминает Оксана? Почему Гоголь наделяет свою героиню такими чертами характера как гордость, своенравие?

    • Ответы учащихся. В основе – история любви Вакулы и Оксаны. Почему произведение называется «Ночь перед Рождеством»?

    • Для чего Гоголь вводит в повесть нечистую силу? Кто является представителем Нечисти?

    • Солоха . (Действия учащихся по аналогии с Вакулой).

    • Почему Солоху считают ведьмой? Почему Гоголь называет солоху «черт-баба», «ветреная Солоха»? Чем восхищается Гоголь? Как можно объяснить цитату: «Ай да Солоха»!

    • Черт. (Действия аналогичные)

    • Почему черт украл месяц? За что черт был так зол на кузнеца?

  1. Ответ учащегося, работающего индивидуально. Особенности портретной характеристики героев.

  2. Обобщения и выводы. Зло слабее добра. Оно не может победить. Черт не всесилен, он даже не страшен тому, кто благороден и добр. Для Гоголя черт – это воплощение пошлости, которую он ненавидел. Черт прельщает золотом, богатством, некой победой над всеми препятствиями. Но человек оказывается добрее и смелее: заставил же Вакула черта служить ему.
Вывод №1 (формулируют учащиеся)

В «Ночи перед Рождеством» показана борьба между добром и злом. Добро побеждает зло.

8. Задание: Назвать остальных героев.

Вопросы: Для чего Гоголь вводит их в повествование? Кто больше всего поразил, удивил, понравился и почему?


  1. Инсценировка сцены «У Пацюка».
Вопрос: Чем запомнилась эта сцена? В чём необычность героя?

  1. Защита иллюстраций.

  2. Отношение рассказчика к героям. Полное название произведения, куда вошла «Ночь перед Рождеством», «Вечера на хуторе близ Диканьки», изданные Пасичником Рудым Паньком. Как сам рассказчик относится к своим героям?
(ответы учащихся)

  1. Обобщения и выводы. О чем это произведение?
- история любви.

Борьба добра и зла

(ответы аргументировать)

(ответы учащихся)


  1. Вывод №2. (формулируют учащиеся). Гоголь стремился создать такую картину действительности, которая отразила бы единство бытия народа и его нравственного идеала.
Что поразило Пушкина?

(ответы учащихся)


  1. Домашнее задание. Индивидуальные задания. Проанализировать языковые средства в повести.
Вопросы и задания по учебнику стр. 217.

Повесть «Ночь перед Рождеством» также принадлежит к циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки». События в повести необычны, фантастичны, похожи на сказку. Повествование насквозь пропитано духом фольклора, сказочных преданий и легенд. Ос‐новное действие сосредоточено вокруг жителя Диканьки - кузнеца Вакулы, «силача и детины хоть куда», и героя всех русских поверий -беса. Завязкой повести можно считать разговор Оксаны, первой красавицы села, с Вакулой, влюбленным в нее до беспамятства. Оксана дает кузнецу обещание выйти за него замуж, если он принесет ей черевички - такие, какие носит сама императрица. Кульминационным моментом повести, бесспорно, является чудесный полет Вакулы на черте до Петербурга и обратно. В результате он добывает своей возлюбленной башмачки. В развязке Вакула мирится с отцом Оксаны, с которым был не в ладах, и берет замуж красавицу.

Практически все читатели, когда-либо окунавшиеся в сказочный мир «Вечеров на хуторе», отмечали необыкновенную поэтичность, обаяние текстов Н. В. Гоголя. Откуда берет писатель такой колорит, такое мастерство? Отличительной особенностью повести, как, впрочем, и всех повестей цикла, является широкое использование фольклора. Это проявляется, прежде всего, в самих событиях и образах произведения. Из народных представлений черпает Гоголь образы черта, задумавшего украсть месяц, ведьмы, вылетающей через трубу, изображает их полет, баловство ведьмы со звездами. Исследователи творчества Гоголя проводят параллели и между волшебным полетом Вакулы и народными легендами. В повести Гоголь воспроизводит дух украинской глубинки, дает, по словам А. С. Пушкина, «живое описание племени поющего и танцующего, свежую картину малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой».

Н. В. Гоголь обладает удивительным свойством сочетать реальное со сказочным, вымышленным. Перед нами возникает особый мир со своими правилами и законами, со своими традициями: парни и девушки по старинному веселому обычаю в ночь перед Рождеством идут колядовать, они поют песни-колядки, желают хозяину и хозяйке здоровья и богатства, уважаемые и почитаемые казаки ходят друг к другу в гости. И в этот вполне реальный мир настолько органично вливается мир сказочный, что кажется, будто так и должно быть. Эти два мира в повести сливаются в единое нерасторжимое целое. И вот уже кажется, что нет ничего обыкновеннее ведьмы, вылетающей в трубу, месяца, пляшущего в руках черта, да и самого черта… Образ беса в повести наделен вполне конкретными чертами, как внешними, так и внутренними. Автор объясняет нам его поступки, рассказывает о его мыслях, кроме того, он наделяет его особым обаянием, которое, вопреки народным традициям, не вызывает у нас чувства отвра‐щения или страха.

Созданию сказочной атмосферы помогают природные зарисовки. Многие явления природы оживают в этом зачарованном мире. «Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру».

Бессмертное произведение Н. В. Гоголя « Ночь перед Рождеством» на протяжении многих десятков лет вызывает неиссякаемый интерес читателей. Оно, как и многие другие повести и рассказы автора, наполнены мистическими событиями, которые происходят в жизни обитателей украинской деревни 18 века.

Краткое изложение

Действие повести разворачивается в большом малорусском селе Диканька. Среди обитателей деревни молодицы, казаки, молодые парни и девушки, духовные лица и естественно - ведьма, без которой не могло обойтись ни одно крестьянское общество.

Молодой парень Вакула влюбляется в первую красавицу села Оксану, которая не отвечает ему взаимностью, так как уверенна, что достойна лучшей партии. Более того, Вакулу недолюбливает и отец Оксаны, казак Чуб, и всячески препятствует общению дочери с ним.

В ночь перед Рождеством казак Чуб отправляется в гости к дьяку, который по случаю праздника устраивает прием для самых глубокоуважаемых жителей Диканьки. Воспользовавшись отсутствием Чуба, Вакула спешит к дому Оксаны, чтобы увить любимую девушку.

Тут и пришло время вмешаться в ход черту, который шатался по селу, толкая людей на совершение грехов перед праздником. Черт давно невзлюбил парня за то, что он нарисовал икону Страшного Суда, на которой изобразил его в неприглядном виде.

Представитель нечистой силы ворует месяц, с мыслью о том, что если на улице станет темно, Чуб останется дома, и Вакула не сможет пойти к Оксане. После похищения месяца, черт отправляется в гости к своей закадычной подруге ведьме Солохи, которая по совместительству является и матерью Вакулы.

Тут то и начинают происходить самые забавные события: к Солохе одним за другим приходят ее поклонники, которых предусмотрительная ведьма, по очереди прячет в мешки. В это время, самовлюбленная красавица Оксана, ставит Вакуле ультиматум: она выйдет за него замуж только в том случае, если он подарит ей черевички, в которых ходит императрица.

Обиженный молодой человек возвращается домой, где посреди комнаты видит множество больших мешков. Думая, что в мешках находятся сладости для колядующих, парень берет один из них и принимает решение навсегда уйти с села.

Внезапно в его голову приходит мысль посоветоваться со старым колдуном Пацюком и спросить у него совета каким образом достать черевички для Оксаны. В доме Пацюка Вакула видит мистическую картину: вареники летают вокруг колдуна и по очереди прыгают ему в рот.

Потрясенный парень не успел сказать ни слова, как Пацюк посоветовал ему обратиться к черту, который сидел у него за спиной (в мешок чертенка спрятала Солоха). С помощью черта, Вакула совершает путешествие в столицу и выпрашивает у царицы одну пару ее туфлей в подарок.

На следующие утро парень идет к Оксане с черевичками и предлагает выйти за него замуж, на что красавица ответила согласием. Девушка призналась, что давно любила Вакулу и очень жалеет о том, что его обижала.

Мистицизм и реальность в повести

Наверное, вряд ли кому то из нас в жизни посчастливилось встретить настоящего черта, который в рождественскую ночь гуляет по улицам города, или ведьму, рассекающую вечернее небо верхом на метле. А может вам доводилось видеть, как колдуну в рот сами собой залетают вареники? Скорее всего нет.

Такие образы и события, описанные в произведении «Ночь перед Рождеством» и носят мистический характер. Повесть напоминает волшебную сказку, в которой происходят самые чудесные вещи, которые могут случиться с людьми только в рождественскую ночь.

Первые произведения Николая Васильевича Гоголя напоминали народные поверья и сказки. Поэтому в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» вошли повести, пронизанные фольклорными мотивами и народными приметами. Одним из таких произведений считается сказочная повесть «Ночь перед Рождеством». Согласно народному поверью, в эту ночь черт в последний раз может сделать какую-нибудь пакость людям, что и делает герой повести: черт крадет месяц, что вызывает множество забавных и не очень приключений.

Настоящий враг черта – кузнец Вакула, изобразивший дьявольское отродье в непотребном виде, за что черт не просто невзлюбил Вакулу, но и поклялся ему отомстить при первом удобном случае. Случай вскоре представится, да только, скорее, пострадает снова черт.

Повесть отличается особым сказочным двоемирием. Например, сам черт в некоторых сценах напоминает вполне обычного губернского стряпчего, который даже может любезничать с Солохой, являющейся не только матерью кузнеца Вакулы и привлекательной женщиной, но и ведьмой. В ходе развития действия, как ни странно, одно другому не мешает. Солоха умудряется устраивать свидание сразу с несколькими своими поклонниками, отчего вынуждена по очереди прятать их в мешки из-под угля.

Сын Вакула, посчитав, что накануне праздника негоже лежать в хате мешкам со «всякой дрянью». выносит их на улицу, оставив себе только тот, в котором якобы лежит «струмент». на самом же деле там сидит черт.

Сам же Вакула влюблен в дочь казака Чуба – красавицу Оксану. Многие хлопцы страдали от неразделенных чувств к ней, но после подыскивали менее избалованных девушек. Лишь Вакула не оставлял надежду добиться взаимности от капризной барышни. Завязкой всех дальнейших событий становится как раз ее каприз – желание иметь черевички, «которые носит царица». Только при этом условии она готова стать женой кузнеца.

Удрученный Вакула идет за советом к еще одной загадочной фигуре – Пузатому Пацюку: именно Пацюк, способный есть вареники со сметаной без рук, а с помощью волшебства, подсказывает ничего не подозревающему кузнецу, как лучше всего попасть в Петербург к царице – верхом на черте, который только и ждал возможности оседлать ненавистного кузнеца.

Повесть Гоголя сочетает в себе описание повседневных событий и сказочный вымысел. Без труда можно отыскать эпизоды, в которых действие повести превращается в сказку. Полеты Солохи на помеле, встречи с чертом, подлунное путешествие Вакулы в Петербург за черевичками – все это вплетается в описание ночи украинского села так естественно, что практически не ощущается инородность сказочных элементов.

А еще соединение несоединимого – сказки и реальности – вызывает у читателя улыбку, придавая всей повести юмористическое звучание. Жители Диканьки предстают смешными обывателями, любителями поесть и охотниками до земных удовольствий. Подчас они наивные до глупости, ленивые, вздорные, готовые к скандалам, лживые и лицемерные, даже трусливые, прячущие свои истинные действия и желания за словами.

Однако автор пишет об этом с юмором – не возмущаясь, не негодуя, а улыбаясь, посмеиваясь, как над вполне обычными и вечными человеческими недостатками. Например, когда Чуб и голова вылезают из мешка, они даже не знают, о чем им говорить друг с другом, ведь слишком уж смешным и нелепым оказалось их положение.

Только вот главный принцип сказки сохранен: в конце добро непременно побеждает. Например, мать Вакулы Солоха, известная в Диканьке ведьма, не хочет женить сына не потому, что имеет что-то против будущей невестки, а потому, что сама мечтает выйти замуж за вдового Чуба и прибрать к своим рукам все его хозяйство. Но получает согласие и Оксаны, и ее отца именно Вакула, добившийся признания своенравной красавицы, в полной мере оценившей преданность и любовь кузнеца.

Получает свою «награду» и черт, поклявшийся вредить главному герою. Вместо этого он оказывается в ловушке: угрожая ему крестным знамением, Вакула садится верхом на черта и отправляется добывать царские черевички. К счастью для него, в Петербурге оказываются запорожские казаки, вместе с которыми и попадает Вакула на прием к императрице Екатерине. Государыня тронута искренностью молодого кузнеца и велит принести Вакуле свои башмачки.

Таким счастливым образом заканчиваются мытарства главного героя: как и положено в сказках, он получает достойную награду за свое душевное богатство. Важно, что происходит это в рождественскую ночь, когда могут исполниться самые заветные желания и у обычных людей. Эта повесть позволяет каждому сохранить веру в настоящее чудо. Потому-то и заканчивается повесть не свадебным пиром, как в сказках, а появлением «дитяти» в семье Оксаны и Вакулы.

И хотя произведение наполнено мистическими героями и событиями, оно не вызывают страха. Страх появится позже – в повестях «Вий» и «Заколдованное место» .

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. В ночь перед Рождеством месяц восходит на небо, чтобы осветить хутор. Ведьма, собирая звезды, встречает черта, который крадет с неба...


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!