Новые тенденции в лирике державина. Новаторство Державина в изображении природы

Урок литературы в 9 классе по теме

«ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ ПОЭЗИИ Г.Р.ДЕРЖАВИНА»

Насонова Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Копёнская основная общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»

Цель урока: закрепить полученные на предыдущем уроке знания по биографии и творчеству Г.Р.Державина, проанализировать его стихотворения «Властителям и судиям» и «Памятник», дать представление о значении Державина в развитии русской литературы.

Планируемые результаты

Предметные: понимание связи поэтических произведений Державина с главными идеями эпохи просвещённой монархии 18 века; умение определять принадлежность литературного произведения к одному из литературных направлений (классицизм); понимать и формулировать тему, идею литературного произведения, определять его композицию, роль изобразительно-выразительных средств языка, понимание авторской позиции и своё отношение к ней; умение выразительно читать поэтические произведения.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цель своего обучения, формулировать задачи в учебной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирая наиболее эффективные способы решения учебных задач, корректировать свои действия, делать самооценку; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы; умение сотрудничать с учителем и сверстниками, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные: воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной; развитие интереса к жизни выдающихся людей, внесших большой вклад в его культуру; знание истории страны; формирование таких нравственных чувств, как честность, искренность, смелость и независимость в отстаивании творческих и государственных интересов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, учебная презентация, портрет Г.Р.Державина, учебники литературы для 9 класса, часть1, листы с текстами стихов.

Используемые технологии:

    Проблемно-исследовательский

    Информационно-коммуникационный

    уровневой дифференциации

ХОД УРОКА

    МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слово учителя .

Ребята, добрый день. Рада видеть вас в полном составе на нашем уроке, ведь без каждого из вас наша работа будет неинтересной.

На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о литературе 18 века, о классицизме как главном направлении в ней и об одном из лучших ее представителей. XVIII век провозгласил идею служения Отечеству, исполнения гражданского долга каждым гражданином, начиная от монарха и заканчивая последним солдатом.

Одним из таких «служивых» людей, душу свою отдававшим за интересы государства и общества на всяком поприще, на котором ему доводилось пребывать, и был Гавриил Романович Державин, с жизнью и творчеством которого мы начали знакомиться на прошлом уроке.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О Г.Р.ДЕРЖАВИНЕ

1) Фронтальная беседа

Ребята, мы уже знакомы с биографией Державина, узнали о своеобразии его личности, кратко познакомились с его одой «Фелица», а дома вы закрепили материал по учебнику.

Какие факты биографии Державина показались вам наиболее важными и интересными?

    Вышел из бедных дворян, рано лишился отца; не закончив даже гимназии из-за материальных трудностей, прослужив 10 лет солдатом Преображенского полка, он впоследствии стал губернатором Олонецкой, затем Тамбовской губерний, сенатором.

    Был секретарем императрицы Екатерины II , министром юстиции при её внуке Александре.

    Был свидетелем многих царствований: от Елизаветы Петровны до Александра 1, но нигде не задерживался на должности.

    Восхищался личностью Суворова и посвятил ему стихотворение «Снегирь».

    Принимал участие в дворцовом перевороте, приведшем к власти Екатерину II , и почти сразу - в подавлении восстания Пугачева, за что был награждён 300-ми крепостными душами, но тут же уволен из армии.

    Участвовал в дискуссиях «Бесед любителей русского слова», где присутствовали лучшие литераторы того времени

    Литературная слава пришла поздно, в 36 лет, когда он написал оду «Фелица», в которой изобразил Екатерину II в образе восточной царицы Фелицы.

    Благословил юного Пушкина на лицейском экзамене, сказав: «Вот кто меня заменит, вот кто поднимет моё перо..»

Державин, как мы увидели, занимал важные посты в государстве, мог бы сделать блестящую чиновничью карьеру, но нигде долго не задерживался: ни при Екатерине II , ни при Павле 1, ни при Александре 1. Почему?

(Он был честным и прямым человеком, не умел подлаживаться к начальству, льстить и угождать; по характеру был горяч и нетерпим к любому проявлению несправедливости («горяч и в правде чёрт»). А насмотрелся он несправедливости за свою жизнь предостаточно: и на военной службе, и при Дворе.)

Таков же он был и в своём творчестве. Чем отличались стихи Державина от предшествующей поэзии?

(Он дерзко нарушал правила классицизма )

Какие?

( Смешивал слова из разных стилей , писал «забавным русским слогом»; в оде «Фелица» он хвалит Екатерину не за её государственные дела, а за личные добродетели : скромность, простота, милосердие, ум; рисует её привычки, занятия; в похвальную оду Державин вносит элементы сатиры : рядом с Екатериной показаны её вельможи, которые в противоположность ей не заботятся о благе государства, не исполняют свой гражданский долг, а проводят время праздно. Тут угадываются и Потёмкин, любитель роскошно поесть, и Панин, который уходил со службы на псовую охоту, и Орлов – любитель кулачных боёв, Екатерина сравнивается со своими предшественницами на троне - их не трудно угадать по безнравственным занятиям и развлечениям; в оде появляется описание быта, элементы автобиографизма . А вместе с ними и сниженная лексика (проспавши, курю табак и кофе пью, скачу к портному, сидя дома, я прокажу, играя в дураки с женой)

-- В 7 классе вы познакомились с 3-мя небольшими стихотворениями Державина. Вспомним их.

(«Признание», «На птичку..», «Река времён в своём стремленье..»)

2) Выразительное чтение стихотворений, их толкование (индивидуальная домашняя работа обучающихся)

Признание

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид:

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Если я блистал восторгом,

С струн моих огонь летел.

Не собой блистал я - богом;

Вне себя я бога пел .

Если звуки посвящались

Лиры моея царям ,-

Добродетельми казались

Мне они равны богам.

Если за победы громки

Я венцы сплетал вождям,-

Думал перелить в потомки

Души их и их детям.

Если где вельможам властным

Смел я правду брякнуть в слух,-

Мнил быть сердцем беспристрастным

Им , царю, отчизне друг.

Если ж я и суетою

Сам был света обольщен,-

Признаюся, красотою

Быв плененным, пел и жен.

Словом, жег любви коль пламень,

Падал я, вставал в мой век.

Брось, мудрец! на гроб мой камень,

Если ты не человек.

  1. Выразительно прочитайте стихотворение

  2. Какие черты собственного характера и особенности поэтического творчества называет Державин?

  3. Как вы поняли последнее четверостищие?

На птичку

И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: "Пой, птичка, пой!"

1.Выразительно прочитайте стихотворение

2.Какая главная мысль стихотворения?

( утверждение необходимости свободы творчества, что и делал Державин, нарушая правила классицизма, которые мешали поэту писать так, как ему хотелось)

Почему Державин участвовал в подавлении пугачёвского восстания?

( Политические взгляды его были консервативными: и крепостничество, и самодержавие он считал коренными, естественными основами русской жизни. Он понимал, что народ тёмен, безграмотен, ненавидит дворян, и если дать ему свободу, то он уничтожит дворянское сословие. Но монархия должна быть просвещённой, разумной: над всеми людьми, в том числе над монархом, должен стоять Закон, Конституция. Все государственные служащие - от простого чиновника до монарха - должны честно служить государству и обществу, строго исполнять законы, выполняя свой гражданский долг. Но служа на разных государственных постах, Державин видел всевозможные нарушения законности, неправедный суд, притеснение слабых и обиженных. Своё негодование он смело выражал в глаза не только властным вельможам, грабителям народа, но и царям. И это были не только письма, прошения служебного характера.)

-- Как ещё поэт может бороться за правду ? ( своей поэзией)

3. ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ И ТЕМЫ УРОКА

-- Как вы думаете, какая цель нашего урока?

(Цель: рассмотреть произведения Державина, пронизанные пафосом служения Отечеству, выполнения гражданского долга, осуждения тех, кто нарушает законы

- -Поэзия, выражающая не личные чувства человека, а утверждающая высокие гражданские идеалы (служение Отечеству, народу, долг гражданина, борьба со всем негативным) характеризуется такой чертой, как гражданственность

Сформулируйте тему.

Тема: Гражданственность поэзии Г.Р.Державина.

Действительно, от Ломоносова и Державина, поэтов-декабристов идёт традиция поэзии гражданского звучания. Позже её продолжат Пушкин, Лермонтов, Некрасов, в 20-м веке – Маяковский и другие.

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

(Проблемное изучение новых знаний)

А . Тема несправедливости сильных мира сего в оде «Властителям и судиям»

Ярким примером гражданской лирики Державина является ода «Властителям и судиям».

1. Прослушивание оды «Властителям и судиям» в актёрском исполнении. Обучающиеся следят по тексту в учебнике (с.63)

Слайды 1, 2

2.Толкование старославянских слов и выражений :

Земных богов, во сонме, доколе, рек, без обороны, покрыты мздою очеса, мнил, страстны, карай лукавых

3.Сопоставление текста Псалма 81 и оды Державина

СЛАЙД 3

Прочитайте фрагмент Псалма 81: « Бог стал в сонме богов ; среди богов произнёс суд. Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетённому и нищему оказывайте справедливость». Докажите, что стихотворение Державина является переложением Псалма 81.

4.Исторический комментарий

СЛАЙД 4 Изображения Екатерины II .

Почему Екатерина II, прочитав это стихотворение, пришла в ярость, а один из высокопоставленных сановников спросил автора: «Что ты, братец, пишешь якобинские стихи?».

- Что вы знаете о якобинцах и времени, в которое они были «вписаны»?

СЛАЙД 5

Французская буржуазная революция - период в истории Франции с 1789 по 1799 год, в течение которого была упразднена феодально-абсолютистская монархия и провозглашена Буржуазная республика.

СЛАЙД 6

Якобинцы - участники радикально левого политического движения. До 1791 члены клуба были сторонниками конституционной монархии. Во второй половине 1793 установилась диктатура якобинцев во главе с Робеспьером. Они казнили короля Людовика XVI и многих своих противников.

Современники Державина знали, что во время французской революции якобинцы распевали 81-ый псалом как революционный гимн. Так что характеристика «якобинские» означало: «призывающие к свержению монархической власти, к бунту».

5.Анализ стихотворения с помощью учебной презентации (самопроверка по эталону).

Слайды 7 и 8

Вопросы к стихотворению «Властителям и судиям» ( особо выделены задания для сильных учеников)

- Кто такие “земные боги” в стихотворении Державина?

- В чём их долг?

- Как они его исполняют?

    Как вы понимаете слова и выражения: “Не внемлют! видят - и не знают!”, «Покрыты мздою очеса»?

    Как вы понимаете пятое-шестое четверостишия?

- Какие чувства владеют поэтом? Докажите.

(“Земные боги” - это люди, наделённые властью. Если они “стоят выше” обычных людей, вознесены над ними, они “боги” на земле, значит, они должны быть высоконравственными людьми. Они же предстают неправедными, продажными, лукавыми. Причина этого в том, что они так же, как и обычные люди, “страстны”, то есть наделены такими же пороками. Они не то что не знают о всех несчастьях сирот и вдов, они не хотят знать, потому что “покрыты мздою очеса”. Но они не только “страстны”, как и все остальные люди, они также смертны. А значит, их ожидает бескомпромиссный Божий суд.

Автор, рассказывая о беззакониях “земных богов”, испытывает чувство негодования и возмущения. Его речь эмоциональна, взволнованна. Об этом свидетельствует обилие восклицательных знаков в тексте стихотворения, обращения)

Слайды 9 и 10

Б) Допишите предложения

Главная идея оды Державина: гневное осуждение…, которые…… Поэт грозит им….

(Поэт предаёт позору продажных властителей, которые не слышат жалобы угнетённых, т. к. у них «покрыты мздою очеса», они сами нарушают законы, забыв о своём гражданском долге перед обществом. Поэт грозит им Божием судом не там, в загробной жизни, а уже здесь, на земле)

- Какие особенности русского классицизма проявились в этой оде?

(Действительно, это произведение написано в духе классицизма: тема гражданского служения, долга перед обществом и государством – одна из важнейших для этого направления в литературе. Написано в жанре оды высоким стилем с обилием старославянских слов, торжественность создаёт и 4-хстопный ямб, ораторские интонации

- Найдите в тексте стихотворения слова и выражения высокого стиля. Какова их роль? (стихотворение звучит торжественно, необычно, не буднично, серьёзно )

- Укажите функции риторических обращений, восклицаний (этот ораторский приём используется для воздействия на слушателей, выражения сильных чувств героя: гнева, презрения, призыва к Богу покарать лукавых)

- Какую роль играет в тексте антитеза? Что в нём противопоставлено? (поэт говорит о равенстве всех перед Всевышним, поэтому отвечать за свои дела придётся всем; властители и судии – рабы)

- С какой интонацией читается стихотворение? (с ораторской)

-- А в чём державинская ода отступает от правил классицизма?

(Произведение Державина не восхваляет выдающуюся особу, как требовали каноны жанра, а обличает пороки «властителей и судей», т.е. это ода-сатира . В этом новаторский характер оды.

Сатирическая направленность – одна из особенностей русского классицизма.

Слайды 11 и 12

В) Заполните таблицу (самопроверка по эталону)

Отступление от канонов классицизма

Жанр

Ода

Ода-сатира

Стиль

Высокий

Тема

Гражданского служения Отечеству, исполнения долга перед обществом, исполнения законов

Обличения продажных, неправедных властителей и судей

Лексика

Старославянские слова

Интонации

Ораторские, торжественные

Чувства

Гнев, негодование, призыв покарать лукавых

Вывод: Державин первый в своей поэзии затронул тему неправедности сильных мира сего, и сделал это в новаторской форме: оды-сатиры. Позже эту тему продолжат другие. А для нас остался замечательный образец поэзии высокого гражданского звучания .

Актуально ли стихотворение в наши дни?

Б. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник»

Какое стихотворение, прочитанное в 7 классе, мы ещё не вспомнили? («Река времён в своём стремленье..»)

1. Выразительное чтение стихотворения, его толкование (индивидуальная домашняя работа обучающегося)

СЛАЙД 13

Река времен в своем стремленье

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

1.Выразительное чтение стихотворения.

2. Какая главная мысль стихотворения?

3. Что обозначает слово жерло ? Как называется это выразительное средство?

2) Учитель:

Это стихотворение написано незадолго до смерти Державина. Он чувствовал, что время классицизма в литературе, время воспевания выдающихся героев, гражданской тематики уступает место личному началу. И в его поэзии появляется частный, бытовой мир. Он прославляет спокойную жизнь на лоне природы, мудрую умеренность, «золотую середину» во всём. К этому призывал и Гораций – любимый др.-римский поэт. Как Гораций в оде «К Мельпомене», как позже Пушкин, а за ним и другие поэты, так и Державин, раздумывая о сделанном им в поэзии, пишет о созданном им «нерукотворном памятнике».

3. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Памятник» обучающимся

4. Комментирование старославянских слов и выражений

Слайд 14

- Прокомментируйте слова и выражения: тлен, по смерти станет жить, доколь славянов род вселенна будет чтить, от Белых вод до Чёрных, Рифей, в народах неисчётных, в забавном русском слоге, добродетели Фелицы, беседовать о Боге, истину царям с улыбкой говорить, чело своё зарёй бессмертия венчай.

5. Аналитическая беседа

- Какова тема этого стихотворения? (бессмертие поэта – в памяти людей, и это его памятник)

- Прокомментируйте развёрнутую метафору в первой строфе.

( противопоставление металла, пирамид и - памятника, возведённого себе поэтом. Первые – могут разрушиться, а творчество поэта останется в памяти народа)

- В чём лирический герой видит свою заслугу перед Отечеством? Как он оценивает своё поэтическое новаторство? Прокомментируйте переклички «Памятника» с одами «Фелица», «Бог», «Властителям и судиям».

- Найдите слова высокого стиля и объясните их смысловую роль. (помогают восхвалить поэтическое творчество)

- Объясните смысл последней строфы и её функцию в стихотворении.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА И ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ

- Державин понимает свою роль в литературе, без ложной скромности говорит музе о бессмертии своей поэзии. Давайте обобщим: в чём заслуги поэта перед русской поэзией.

1) Самостоятельная письменная работа с самопроверкой по эталону ( вначале проговаривают устно )

Слайд 15

Запишите те положения, в которых раскрывается вклад Державина в развитие русской литературы

а) в оде прославлял не только великих людей, но и красоту родной земли, её богатства, мир и развитие науки;

б) соединил высокую и низкую лексику, называя это «забавным русским слогом»;

в) приблизил поэзию к жизни (описание быта, конкретных примет времени, картин сельской жизни);

г) внёс в поэзию личностное начало (писал в стихах о самом себе);

д) проповедовал идеи просвещённой монархии и выполнения каждым долга перед государством;

е) провёл очищение русского языка от многих непонятных людям старославянских слов;

ж) в жанр оды внёс сатирическое содержание;

з) пропагандировал в своих стихах идею развития отечественной науки.

2) Слово учителя:

- Державин совершил подлинный переворот в литературе , во многом разрушив каноны классицизма.

    Его поэзия гражданственна: в своих одах он и поучал с улыбкой царей, и предавал позору тех «властителей и судей», которые не исполняют гражданский долг, нарушают законы, воспел русских героев: Румянцева, Суворова, подвиги русских солдат; он утверждал бессмертие настоящего творца (поэта, художника, любого человека, что-то сделавшего для людей): это бессмертие - в памяти народа;

    связал поэзию с жизнью (быт, природа, детали времени);

    первым в стихах заговорил о самом себе, своих чувствах и пристрастиях;

    язык его стихов отличается простотой, порой юмором.

Поэзия Державина стала истоком творчества таких разноплановых поэтов, как Рылеев, Пушкин, Некрасов, Тютчев. Ораторские интонации стиха Державина в новых условиях развиты Маяковским. Державинское творчество завершает развитие всей нашей поэзии XVIII столетия и вместе с тем зажигает блестящую зарю новой русской поэзии.

И вся его жизнь для современников и для нас, далеких потомков, являет собой пример служения Отечеству. Кем бы он ни был: простым солдатом, губернатором, секретарем, министром юстиции, он, несмотря на противодействие властей, страстно хлопочет о благополучии народа, о справедливости законов, по которым живет народ.

Актуальна ли его поэзия сегодня?

6. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целью нашего урока было знакомство с произведениями гражданской тематики в поэзии Державина.

Достигли вы поставленной цели?

С какими стихотворениями мы познакомились?

Как вы оцениваете свою работу?

Слайд 16

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1 Выучить стихотворения «Властителям и судиям» или «Памятник» наизусть.

2.Письменно ответить на один из вопросов:

1) Что считает своей заслугой перед читателями Державин в стихотворении «Памятник»?

2) В чём актуальность в настоящее время оды Державина «Властителям и судиям»?

3) Чем мне интересен поэт Г.Р.Державин?»

ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН – ГРАЖДАНИН И ПОЭТ. РАЗМЫШЛЕНИЕ ПОЭТА О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, О СУД Ь БЕ.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ

МОБУ СОШ 11 г.Сергиев Посад

Учитель русского языка и литературы

Каширова Е.Н.

201 4 -201 5 учебный год.


ЦЕЛИ УРОКА:

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ЛИЧНОСТЬЮ И ПОЭЗИЕЙ Г.Р.ДЕРЖАВИНА;

ОПРЕДЕЛИТЬ НОВАТОРСТВА В СТИХОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЭТА.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

ПРОДОЛЖАТЬ РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

ИЗУЧАЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ XVIII ВЕКА, ПРОДОЛЖАТЬ ВОСПИТЫВАТЬ В УЧАЩИХСЯ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА, ПРИВИВАТЬ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИЕСТВА, ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА «ГРАЖДАНИН», «ОТЕЧЕСТВО».


ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЛИЧНОСТЬЮ И ПОЭЗИЕЙ Г.Р.ДЕРЖАВИНА;

ОПРЕДЕЛИТЬ НОВАТОРСТВА В СТИХОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЭТА;

ПРОДОЛЖАТЬ РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ;

ИЗУЧАЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ XVIII ВЕКА, ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА «ГРАЖДАНИН», «ОТЕЧЕСТВО»,ПРОДОЛЖАТЬ ВОСПИТЫВАТЬ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА, ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА.



НАЙДИТЕ НЕСООТВЕТСТВИЯ

ТЕОРИЯ ТРЕХ ШТИЛЕЙ

ШТИЛИ

СЛОВА

ЖАНРЫ

РУССКИЕ С НЕБОЛЬШОЙ ПРИМЕСЬЮ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИХ

ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИЕ И РУССКИЕ

КОМЕДИИ, ОДЫ, ТРАГЕДИИ

ДРАМЫ, САТИРЫ, ДРУЖЕСКИЕ ПИСЬМА, ЭЛЕГИИ

ЭПИГРАММЫ, ЭКЛОГИ, ПЕСНИ, БАСНИ, ГЕРОИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ


ПРОВЕРЬ СЕБЯ

ТЕОРИЯ ТРЕХ ШТИЛЕЙ

ШТИЛИ

СЛОВА

ЖАНРЫ

ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИЕ И РУССКИЕ

РУССКИЕ С НЕБОЛЬШОЙ ПРИМЕСЬЮ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИХ

ГЕРОИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ , ОДЫ, ТРАГЕДИИ

ДРАМЫ, САТИРЫ, ЭКЛОГИ , ДРУЖЕСКИЕ ПИСЬМА, ЭЛЕГИИ

РУССКИЕ СЛОВА РАЗГОВОРНОГО ЯЗЫКА С ДОБАВЛЕНИЕМ ПРОСТОНАРОДНЫХ И МАЛОГО ЧИСЛА ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИХ

КОМЕДИИ , ЭПИГРАММЫ, ПЕСНИ, БАСНИ


Согласны ли вы с утверждением?

ОДА – торжественное стихотворение, посвященное какому-то событию или герою.

Расскажите наизусть отрывок из

«ОДЫ НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ 1747 ГОДА»


« О ДЫ НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ 1747 ГОДА»


ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН – ГРАЖДАНИН И ПОЭТ.

1. Происхождение рода Державиных.

От знаменитого татарского мурзы Багрима, который в 15 веке прибыл в Москву для службы русскому князю.

Один из потомков Багрима получил прозвище ДЕРЖАВА и стал служить в Казани. От него пошел род Державиных, постепенно обедневших.

(1743 – 1816)



3. После участия в подавлении Пугачевского восстания Державин становится сенатором, затем назначается губернатором в Тамбов, позже – личным секретарем Екатерины Второй...

На протяжении жизни Державин занимает самые различные должности в Сенате и Совете при высочайшем дворе, но в 1803 году по своему желанию уходит в отставку. Особым качеством Державина была его прямота: он был искренен с властителями и не боялся говорить им правду в глаза.

Он считал, что именно в этом – долг гражданина.


ПРИЗНАНИЕ Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид: Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим. Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел. Не собой блистал я - богом; Вне себя я бога пел. Если звуки посвящались Лиры моея царям,- Добродетельми казались Мне они равны богам.

Если за победы громки Я венцы сплетал вождям,- Думал перелить в потомки Души их и их детям. Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть в слух,- Мнил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг. Если ж я и суетою Сам был света обольщен,- Признаюся, красотою Быв плененным, пел и жен. Словом, жег любви коль пламень, Падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец! на гроб мой камень, Если ты не человек.


Слова, которые могли бы стать девизом Державина?

УМ И СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕЧЬЕ БЫЛИ ГЕНИЕМ МОИМ .

ГЕНИЙ – ВЫСШАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ.


Стихотворение можно воспринимать как иносказание:

НА ПТИЧКУ

свободного человека насильно заставляют петь, но свободный человек не может быть искренним и вдохновенным в неволе.

1792 или 1793


Река времён в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается –

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы!


Гаврила Державин

Вельможа

Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами;

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами.

О! тщетно счастия рука,

Против естественного чина,

Безумца рядит в господина

Или в шумиху дурака. ...


Каково главное отличие в принципах работы Державина от Ломоносова?

Жизнь требовала более точно изображать жизнь, она не умещалась в рамки теорий, так для изображения монарха уже мало только торжественных красок, да и «низкие» жанры все более завоевывают популярность; а цель – добиться большей выразительности и живости стиха, приблизить язык поэзии к живой речи людей.


Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение Дрежавина.

Подготовить сообщение «Ломоносов и Державин – великие поэты XVIII столетия».

МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Уральский.

Исследовательская работа.

Выполнила: Денисова Кристина, ученица 11 класса МОУ «СОШ пос. Уральский».

Введение.

Глава 2. Жизненный и творческий путь.

Глава 3.Особенности времени, в которое жил Державин.

Глава 4. Нововведения Державина в русскую литературу.

4.1. Смешение «штилей» в оде «Фелица».

4.2. Обличение придворно-вельможной знати в одах

«Властителям и судьям», «Вельможа», «Фелица».

4.3. Новаторство Державина в изображении природы.

4.4. Заслуги Державина в русской литературе, воспетые

им самим в стихотворении «Памятник».

Заключение.

Литература.

Введение.

Мои исследования по теме « Новаторство в русской литературе» были начаты в 9 классе . Далее к данной теме вернулась в 10 классе , изучая литературу 18 века, и в 11 классе, анализируя новаторство поэтов первой четверти 20 века.

Слово «новатор» в словаре Сергея Ивановича Ожегова объясняется так: «Работник, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в какой-нибудь области деятельности. Например: новатор в технике ».

Действительно слова «новатор», «новаторство» чаще всего употребляются в связи с производственной деятельностью человека. Но когда речь идет о литературе, искусстве, данные слова приобретают особый смысл. Новаторство - это открытие новых путей в литературе, искусстве, перестройка литературных традиций, то есть отказ от одних традиций и обращение к другим, в конечном счете - создание новых традиций. Новаторство требует высокого таланта, творческой смелости и глубокого ощущения требований времени. По существу, все великие художники мира (Данте, Шекспир, Сервантес, Пушкин, Блок, Маяковский) сумели по новому увидеть окружающий мир и найти новые формы.

Яркий пример новаторства в литературе – деятельность.

Изучая на уроках литературы биографию, творчество поэта, была поражена его талантом, смелостью, яркой жизненной позицией.

Убеждена, что тема новаторства в русской литературе, в творчестве актуальна как никогда в наше время. Многие писатели, поэты ощущая сейчас свободу творчества, забыли, что новаторство в литературе – это не только новые темы, новые формы, но и талант, ощущение требований времени. Поэзия Державина находит отклик в произведениях многих русских поэтов как XIX и, так и XX века.

Цель моей исследовательской работы:

Исследовать новаторство в творчестве.

Для этого я постаралась выполнить следующие задачи:

Изучить биографию;

Рассмотреть влияние времени, в котором жил поэт, на его новаторскую деятельность;

Проанализировать стихи, содержащие новаторские черты.

При написании исследовательской работы прочитано и изучено много книг о жизненном и творческом пути, о его новаторстве в русской литературе. В работе «Державин» исследуется биография поэта. Западова «Мастерство Державина» знакомит с художественными особенностями его произведений. Данная книга помогла мне проанализировать оды поэта. Монография Николая Михайловича Эпштейна « Новое в классике (Державин, Пушкин, Блок в современном восприятии)» более подробно рассказывает о нововведениях Державина в русскую литературу.

Исследовательская работа состоит из 5 глав. Во вступлении обосновывается обращение к данной теме, доказывается её актуальность в современное время, комментируется используемая литература; в последующих главах рассказывается биография, рассматривается влияние времени, в котором жил поэт, на его новаторскую деятельность, анализируются стихи, содержащие новаторские черты («Фелица», «Властителям и судьям», «Вельможа», «Памятник» и другие); в заключении подытоживаются исследования о новаторстве Державина в русской литературе.

Глава 2.

Жизненный и творческий путь.

Державин Гаврила Романович родился в небогатой дворянской семье 3 июля 1743 в деревне Кармачи Казанской губернии. Державин рано потерял отца, и матери приходилось идти на тяжкие унижения ради того, чтобы вырастить двоих сыновей и обеспечить им более или менее пристойное образование. В те годы по настоящему квалифицированных учителей за пределами Санкт-Петербурга и Москвы найти было нелегко. Однако, настойчивость и исключительные способности Державина помогли ему многое узнать, несмотря на тяжелые обстоятельства, слабое здоровье, полуграмотных и странных преподавателей.

В учился в Казанской гимназии. Детство и молодость поэта совершенно не давали возможности угадать в нем будущего гения и реформатора словесности. Знания, которые молодой Державин получил в Казанской гимназии, были отрывочными и сумбурными. Он прекрасно знал немецкий язык , но не владел французским. Много читал, но имел смутные представления о правилах стихосложения. Впрочем, быть может, именно этот факт в будущем дал возможность великому стихотворцу писать, не задумываясь о правилах и нарушая их в угоду своему вдохновению. «Друзья-поэты часто пытались править державинские строки, однако он упорно отстаивал свое право писать так, как ему угодно, не обязательно следуя закостеневшим правилам». (5, стр.66).

Писать стихи Державин начал еще в гимназии, но его обучение было неожиданно и до срока прервано. Из-за произошедшей канцелярской ошибки молодой человек был в 1762 году призван в Петербург на военную службу на год раньше положенного срока и к тому же записан, хотя и в гвардейский Преображенский полк, однако солдатом. В том же 1762 в составе полка участвовал в дворцовом перевороте приведшем к воцарению Екатерины II. Из-за тяжелого материального положения, отсутствия высоких покровителей и крайне неуживчивого нрава Державину пришлось не только десять лет ждать офицерского чина, но даже, в отличие от других дворянских детей, довольно долго жить в казарме. Времени для поэтических занятий оставалось не так уж много, однако молодой человек сочинял шуточные стихи, пользовавшиеся популярностью среди его однополчан, писал письма по просьбе солдаток, и, уже ради собственного самообразования, штудировал Тредиаковского, Сумарокова и особенно Ломоносова, бывшего в то время его кумиром и примером для подражания. Читал Державин и немецких поэтов, пробуя переводить их стихи и пытаясь следовать им в собственных сочинениях. Впрочем, карьера стихотворца не казалась ему в тот момент главным делом жизни. После долгожданного производства в офицеры Державин пытался, продвинуться по службе, надеясь таким образом поправить свои финансовые дела и послужить верой и правдой отечеству.

Уже офицером в Державин принимал активное участие в подавлении восстания Пугачева. Именно к 70-м годам впервые по-настоящему проявился Державинский поэтический дар. В 1774, находясь во время восстания Пугачева со своими людьми неподалеку от Саратова, у горы Чаталагай, Державин прочитал оды прусского короля Фридриха II и перевел четыре из них. «Опубликованные в 1776 Чаталагайские оды привлекли внимание читателей, хотя произведения, созданные в 70-е годы, еще не были по-настоящему самостоятельными». (5, стр.44) Независимо от того, переводил Деражавин или сочинял собственные оды, его творчество находилось еще под сильным влиянием Ломоносова и Сумарокова. Их высокий торжественный язык, строгое следование правилам классицистского стихосложения сковывали молодого поэта, пытавшегося писать по-новому, но еще не четко осознававшего, каким образом надо это делать.

Несмотря на проявленную во время восстания Пугачева активность Державин, все из-за того же неуживчивого и вспыльчивого нрава, не получил долгожданного повышения. Он был переведен из военной службы в штатскую, получил в награду всего лишь триста душ крестьян, и в течение нескольких лет был вынужден зарабатывать на жизнь карточной игрой - не всегда честной.

Принципиальные перемены в жизни и творчестве Державина произошли в конце 70-х годов. Он недолго служил в Сенате, где пришёл к убеждению, что «нельзя там ему ужиться, где не любят правды». В 1778 он пылко влюбился с первого взгляда и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, которую затем в течение многих лет будет воспевать в своих стихах под именем Плениры. Счастливая семейная жизнь обеспечила личное счастье поэта. В это же время дружеское общение с другими литераторами помогло ему развить природные дарования. Его друзья - , были высоко образованными и тонко чувстующими искусство людьми. Дружеское общение соединялось в их компании с глубокими рассуждениями о древней и новой литературе, - жизненно необходимыми для пополнения и углубления образования самого Державина. Литературное окружение помогло поэту лучше осознать свои цели и возможности.

В этом-то и заключалась самая главная перемена. Как писал сам Державин, с 1779 он избрал «свой особый путь». Строгие правила классицистской поэзии больше не сковывали его творчество. «После сочинения «Оды к Фелице» (1782), обращённой к императрице, был награждён Екатериной II. Назначен губернатором олонецким (с 1784) и тамбовским (1785-88)» . (5, стр.67).

С этого момента и до 1791 основным жанром, в котором Державин работал и добился наибольших успехов стала ода - торжественное поэтическое произведение, чья звучная и размеренная форма всегда была близка представителям классицистской поэзии. Державин, однако, сумел преобразовать этот традиционный жанр и вдохнуть в него совершенно новую жизнь. Не случайно выдающийся литературовед писал о «революции Державина». Произведения, сделавшие Державина знаменитым, такие, как: «Ода на смерть князя Мещерского», «Ода к Фелице», «Бог», «Водопад» были написаны непривычным для того времени языком.

Державинский язык удивительно звучен. Так, Ода на смерть кн. Мещерского с первых же строк поражает гулкими и звенящими строками, как будто воспроизводящими звон маятника, отмеряющего безвозвратно уходящее время: «Глагол времен! Металла звон!.. Твой страшный глас меня смущает...»

Предложение устроить жизнь «себе к покою» абсолютно не вписывалось в представления того времени, считавшие идеалом жизнь активную, общественную, публичную, посвященную государству и государыне.

Будучи назначенным кабинет-секретарём Екатерины II (1791-93), Державин не угодил императрице, был отставлен от службы при ней. В последствии в 1794 Державин был назначен президентом Коммерц-коллегии. В министром юстиции. С 1803 находился в отставке.

Несмотря на новаторский характер творчества Державина, в конце жизни его литературное окружение составляли в основном сторонники сохранения старинного русского языка и противники того легкого и изящного слога, которым в начале XIX века начал писать сначала Карамзин, а затем и Пушкин. С 1811 Державин состоял в литературном обществе «Беседа любителей русской словесности», защищавшем архаический литератуный стиль.

Это не помешало Державину понять и высоко оценить талант юного Пушкина, чьи стихи он услышал на экзамене в Царскосельском лицее. Символический смысл этого события станет понятен только позже - литературный гений и новатор приветствовал своего младшего преемника.

Последние строки, оставленные нам Державиным перед своей кончиной, вновь, как и в «Оде на смерть кн. Мещерского» или «Водопаде» говорили о бренности всего сущего:

Гаврила Романович Державин, сам по себе, составил целую эпоху в истории литературы. Его произведения - величественные, энергичные и совершенно неожиданные для второй половины восемнадцатого века - оказали и до сегодняшнего дня продолжают оказывать влияние на развитие русской поэзии. И сам Державин прекрасно понимал значение сделанного им для русской поэзии. Не случайно в своем переложении «Памятника» Горация он предрекал себе бессмертие за

И истину царям с улыбкой говорить.(1, стр.65).

Умер Гаврила Романович, 8 (20) июля 1816, в своем любимом имении Званка, Новгородской области .

Глава 3.

Особенности времени, в которое жил Державин.

Крупнейший поэт XVIII века. В поэзии он шёл иными путями, чем Ломоносов. К тому же Державин жил в другое время, наложившее особый отпечаток на его творчество.

В последнюю треть XVIII века Россия выдвинулась в ряд наиболее сильных мировых держав. Рост промышленности, торговли, увеличение городского населения – всё это способствовало распространению просвещения, художественной литературы , музыки, театра. Петербург все более приобретал развитию облик царственно величавого города с «громадами стройными…дворцов и башен» В строительстве дворцов, особняков и общественных зданий Петербурга и Москвы участвовали выдающиеся русские зодчие: В. Баженов, И. Старов, Д. Кваренги, М. Казаков. Большого совершенства достигли мастера портретной живописи: Д. Левицкий, В. Боровиковский, Ф. Рокотов. Развитие культуры происходило в обстановке обострившихся классовых противоречий. «Дворянская императрица (так называли Екатерину II) за годы своего царствования раздала помещикам более миллиона государственных крестьян, усилив тяжесть крепостного гнета». (3, стр.34).

Крестьяне, угнетаемые помещиками, неоднократно восставали. В годах единичные выступления крепостных против помещиков слились в мощное крестьянское движение под руководством. Повстанцы были разгромлены правительственными войсками, но «пугачевщина» крепко запала в память русского общества.

Острая политическая борьба отразилась и в художественной литературе. В новой общественной обстановке писатели не могли ограничиться «высокой» тематикой. Мир обездоленных людей властно напоминал о себе, заставляя художников сова размышлять о страданиях народа, о путях решения наболевших социальных вопросов. Характерно в этом смысле творчество Державина. С увлечением он воспевал победы русского оружия, великолепие Петербурга, пышные празднества придворной знати. Но в его поэзии явственно обнаруживались и критические настроения. По своим политическим взглядам Державин был убежденным сторонником просвещенной монархии и последовательным защитником крепостного права. Он считал, что дворяне представляют собой лучшую часть общества. Но поэт видел и темные стороны самодержавно-крепостнического строя.

Глава 4.

Нововведения Державина в русскую литературу.

4.1. Смешение «штилей» в оде «Фелица».

В своих одах Державин отошел от правил классицизма. Так, например, в оде «Фелица» классицизм проявляется в обрисовке образа Екатерины 2, наделенной всякими добродетелями, в стройности построения, в типичной для русской оды дяситистрочной строфе. Но, вопреки правилам классицизма, по которым нельзя было смешивать в одном произведении разные жанры, Державин соединил оду с сатирой, резко противопоставив положительный образ царицы отрицательным образам её вельмож (Г. Потемкина, А. Орлова, П. Панина). При этом вельможи были так правдиво нарисованы, так были подчеркнуты характерные для каждого из них черты, что современники, в том числе и Екатерина, сразу же узнали в них определенных лиц..

В этой оде видна также и личность самого автора с его характером, взглядами, привычками. Под пером Державина ода приближалась к произведению, правдиво и просто изображавшему действительность.

Он нарушал строгие правила классицизма и язык, которым написана эта ода. Державин отверг установившуюся в литературе со времен Ломоносова теорию трех стилей. Для оды полагался высокий стиль, а у Державина наряду с торжественно и величаво звучащими стихами стоят совсем простые («дурачества сквозь пальцы видишь. Лишь зла не терпишь одного») и даже встречаются строки «низкого штиля»: «И сажей не марают рожь».

«В оде «Фелица» легкий звучный стих приближается к шутливо-разговорной речи, которая так отличается от торжественно-величавой речи Ломоносова». (4, стр.96).

Глава 4.2.

Обличение придворно-вельможной знати в одах «Властителям и судьям», «Вельможа».

Державин был свидетелем Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. «Сколько я мог приметить,- писал Державин,- это лихоимство производит в жителях наиболее ропота, потому что всякий, кто имеет с ним малейшее дело, грабит их». Казалось бы, Державин должен был бы, подобно многим его современникам, не «унижаться» до демонстрации своей внутренней жизни в одах. Но поэт был уже человеком следующей эпохи - времени приближавшегося сентиментализма, с его культом простой, незатейливой жизни и ясных, нежных чувств и даже романтизма с его бурей эмоций и самовыражением отдельной личности.

Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость. По характеру своему он был «горяч и в правде черт»; его возмущало злоупотребление властью , неправосудие; поэт, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно-крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В обличительной оде «Властителям и судиям» Державин гневно порицает властителей именно за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом.

Ода встревожила Екатерину II, которая отметила, что стихотворение Державина «содержит в себе вредные якобинские замыслы».

Обличительная ода «Властителям и судиям» стоит у истоков гражданской поэзии, развитой позднее поэтами-декабристами, Пушкиным, Лермонтовым. Недаром поэт-декабрист писал, что Державин «был в родной своей стране Органом истины священной».

Державине не только воспевал то, что, по его мнению, укрепляло государство, но и обличал придворно-вельможную знать, которая «несчастных голосу не внемлет». С удивительной прямотой и резкостью он высмеивает вельмож, которые кичатся своим высоким положением, не имея никаких заслуг перед страной.

Глава 4.3.

Новаторство Державина в изображении природы.

называл Державина «русским чародеем, от дыхания которого тают снега и ледяные покровы рек и расцветают розы, чудным словам которого повинуется послушная природа…». Например, в стихотворении «Осень во время осады Очакова» перед читателемпредстает зримая, живописная картина природы. Ломоносов создавал по-своему прекрасные «пейзажи мироздания» («Открылась бездна, звезд полна…») или пейзажи, как бы увиденные с высоты птичьего полёта («Оде на день восшествия…»). Многокрасочный земной мир, окружающий человека, в поэзии XVIII столетия (до Державина) отсутствовал. Известный поэт так, например, воспевал природу: «Распустились деревья, На лугах цветы цветут, Веют тихие зефиры, С гор ключи в долины бьют…». Мастерство же Державина в изображении природы, полной звуков, красок, переливов и оттенков, очевидно. Одним из первых в русской поэзии Державин ввел в стихи живопись, красочно изображая предметы, давая в стихах целые художественные картины.

Глава 4.4.

Заслуги Державина в русской литературе, воспетые им самим в стихотворении «Памятник».

В 1795 году, переводя вслед за Ломоносовым оду Горация, Державин создал свое стихотворение «Памятник», как бы пьедестал пушкинскому «Памятнику». Сила поэзии, по мысли Державина, могущественнее даже законов природы, которым поэт единственно готов быть подчинен («водим» ими). Памятник чудесен именно этим превосходством и над природой («металлов тверже», неподвластен вихрям, громам, времени), и над славой «земных богов»- царей. Памятник поэта «выше пирамид». Гораций видел залог своего бессмертия в мощи Рима: «Я буду возрастать повсюду славой, пока великий Рим владеет светом» (перевод Ломоносова). Державин прочность славы видит в уважении к своему отечеству, прекрасно обыгрывая общность корня в словах слава и славяне:

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь Славянов род Вселена будет чтить. (1, стр.71).

Свои заслуги Державин видит в том, что сделал русский слог «забавным», т. е. веселым, простым, острым. Поэт «дерзнул… возгласить» не о подвигах, не о величии - о добродетелях, и к императрице отнестись как обычному человеку, говорить о человеческих ее достоинствах. Поэтому здесь употреблено слово дерзнул. Главное же, Державин видит свою заслугу в том, что сохранял человеческое достоинство, искренность, справедливость, что мог:

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить. (1, стр.

Последняя строфа стихотворения свидетельствует о том, что Державин не надеется на единодушное одобрение современников. Муза его и на пороге бессмертия сохраняет черты воинственности и величия:

О Муза! Возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех призирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай. (1, стр.71).

Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих.

По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. С этих позиций Державин подходит к оценке своего творчества в стихотворении «Памятник» (1796).

«Памятник» - вольное переложение оды древнеримского поэта Горация (65-8 до н. э.). Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию. Свое творчество он употребляет «чудесному, вечному» памятнику.

Спокойно, величаво, плавно льется шестистопный ямб. Неторопливый, торжественный ритм стиха соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан.

Заключение.

Гаврила Романович Державин, сам по себе, составил целую эпоху в истории литературы. Его произведения - величественные, энергичные и совершенно неожиданные для второй половины восемнадцатого века - оказали и до сегодняшнего дня продолжают оказывать влияние на развитие русской поэзии. И «сам Державин прекрасно понимал значение сделанного им для русской поэзии». (2, стр.54). Не случайно в своем переложении «Памятника» Горация он предрекал себе бессмертие за то,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить. (1, стр.71).

Исследования привели к следующим выводам о новаторстве Державина в русской литературе.

Во-первых, большим новшеством было введение в оду личности самого автора, с его характером, взглядами, привычками.

Во-вторых, под пером Державина ода приближалась к произведению, правдиво и просто изображавшему действительность. Поэт нарушал строгие правила классицизма, отвергал установившуюся в литературе со времен Ломоносова теорию трех стилей. Для оды полагался высокий стиль, а у Державина наряду с торжественно и величаво звучащими стихами стоят совсем простые («Дурачества сквозь пальцы видишь. Лишь зла не терпишь одного»). Например, в оде «Фелица» лёгкий и звучный стих приближается к шутливо-разговорной речи, которая так отличается от торжественно-величавой речи од Ломоносова.

Поэт 18 века Ермил Костров выразил Державину общую признательность, сказав: « Ты простотой умел себя средь нас вознесть!». Эта простота слога шла от правдивости в изображении жизни, от желания быть естественным, близким к народу.

В - третьих, внимание к быту, «верность картин русской жизни» () в стихах Державина стали предвестьем реалистической поэзии XIX века. По утверждению Белинского, он «заплатит слишком большую дань классицизму», но в то же время стремился «к верности изображения картин русской жизни».

«Державин свел поэзию с заоблачных высот, приблизил к жизни. Его произведения насыщены множеством реальных примет времени, конкретными подробностями, в которых запечатлелись быт и нравы современной ему эпохи» (6, стр.29). Поэзия Державина не только «проста», т. е. жизненна, реальна, - она и «сердечна». Такие стихотворения, как «Русские девушки», «Цыганская пляска», а также патриотические оды, посвященные национальному герою России и этим «чудо-богатырям», согреты любовью к человеку как к самому совершенному творению природы. Многие исследователи считают, что именно поэзия Державина лежит в основе русского сентиментализма.

Державин впервые в русской литературе смешивал в одном произведении разные жанры. Например, в «Фелице» соединил оду с сатирой. Новаторство Державина и в том, что поэт заложил истоки гражданской поэзии, обличая придворно-вельможную знать. Никогда «певец Фелицы» не был рабом самодержавия и угодливым придворным поэтом. Державин выражал интересы государства, родины, цари и царедворцы слышали от него порою очень горькую правду.

Литература.

1. . Поэзия. – М. «Просвещение», 1989г.

2. Западов 18 века: , . – М,., «Просвещение», 1979г.

3. Западов Державина. – М., «Советский писатель», 1982г.

4. Кошелев Романович Державин. – М. «Любителям российской словесности», 1987г.

5. Серман. – Л., «Просвещение», 1987г.

6. Эпштейн в классике (Державин, Пушкин, Блок…). – М. «Просвещение», 1982г.

Несмотря на то, что основа творчества Гаврилы Державина - русский классицизм, оно значительно выходило за его пределы. Для стихов Державина характерно объединение «высоких» и «низких» элементов, смешение торжественной оды с сатирой, просторечные выражения наряду с церковнославянской лексикой. Проскальзывает в произведениях поэта и романтический подход к действительности. Иными словами, в творчестве Державина выразился весь путь развития русской литературы этой эпохи - от классицизма, сквозь сентиментализм и романтизм к реализму.

Основой искусства поэт считает истину, доносить до читателя которую обязаны художники и поэты. Задача искусства - подражание природе, то есть объективной действительности. Но это не касается низменных и грубых сторон жизни - поэзия, как считает Державин, должна быть «приятна». Также она должна быть полезна - этим объясняются многочисленные нравоучения, сатиры и морали, которыми пестрит творчество поэта.

Державин, конечно, не мог претендовать на роль духовного народного вождя и посягать на основы самодержавия, но во многих произведениях он выражает именно народную точку зрения, что уже было прорывом для русской литературы XVIII века. Так, впечатления от крестьянской пугачёвской войны отразились во всех важнейших стихах поэта - от «Читалагайских од» до «Вельможи» - в них он на стороне народа, осуждая его мучительство помещиками и вельможами.

Начиная с 1779 года творчество Державина становится всё более оригинальным - он идёт своим путём в поэзии. Заслугой Державина перед русской поэзией является введение в литературу «забавного русского слога»: сочетания высокого стиля с просторечием, сатиры и лирики.

Державин расширяет тематику поэзии, сближает её с жизнью. Он начинает смотреть на мир и природу глазами обычного земного человека. Поэт изображает природу не отвлечённо, как это делали до него, а как живую реальность. Если до Державина природа описывалась в самых общих чертах: ручьи, птицы, цветы, овечки, то в стихах поэта уже появляются детали, краски, звуки - он работает словом, словно художник кистью.

В изображении человека поэт приближается к живому портрету, что было первым шагом на пути к реализму.

Державин расширяет границы оды. В «Фелице» нарушается установленная Ломоносовым схема - это уже сюжетное стихотворение, а не свод высказываний автора в связи с торжественным событием. Наиболее знаменитые оды Державина - «Фелица», «Бог», «Видение мурзы», «Изображение Фелицы», «Водопад» - это сюжетные произведения, в которые поэт вносит свои мысли и чувства.

Стихи Державина вносят в поэзию образ автора, знакомят читателя с личностью поэта - в этом заключается ещё одно его открытие. В произведениях представлен не абстрактный, а конкретный человек. Поэт в произведениях Державина - это неподкупный борец за правду.

Огромное значение для последующего развития русской литературы имеет поэтический язык Державина. Поэт превосходно чувствовал народную речь. В стихах поэта всегда присутствует риторика и ораторские интонации - он учит, требует, наставляет, негодует. Многие выражения Державина стали крылатыми:

«Где стол был яств, там гроб стоит», «Я царь, - я раб, - я червь, - я бог», «Отечества и дым нам сладок и приятен» и т. д.

Главной заслугой поэта было введение в поэзию «обыкновенного человеческого слова», что было неслыханно неожиданно и ново. Предметом поэзии становятся обычные человеческие дела и заботы.

Произведения Державина имели влияние практически на всех поэтов конца XVIII - начала XIX века, способствуя наступлению новой вехи развития русской поэзии.

Тождество поэтической личности Державина самой себе в разных его текстах, выраженное как через категорию лирического субъекта, так и через категорию личности в понимании поэта вообще - это эстетическое единство более высокого уровня, чем индивидуальный поэтический стиль - единственное известное новой русской поэзии до Державина средство унификации совокупности текстов одного поэта.

Лирические тексты Державина объединены по двум признакам - индивидуального поэтического стиля и единства авторской личности, которое равным образом определяет и автобиографизм лирического субъекта, и единство способов воссоздания картины мира в ее вещно-предметном и личностном воплощении.

"В центре того пестрого и реального мира, о котором трактует творчество Державина, - писал исследователь, - стоит он сам, Гаврила Романович, человек такого-то чина, образования и характера, занимающий такую-то должность. Лирический герой у Державина неотделим от представления о реальном авторе. Дело, конечно, не в том, был ли Державин в жизни похож на того воображаемого "поэта", от лица которого написаны стихотворения, обозначаемые данным именем. Существенно то, что стихи Державина строят в сознании читателя совершенно конкретный бытовой образ основного персонажа их - поэта, что это не "пиит", а именно персонаж, притом подробно разработанный и окруженный всеми необходимыми для иллюзии реальности обстановочными деталями. Этим достигается объединение всех произведений поэта, символизируемое единством его имени" - в центр поэтики зрелого Державина выдвигается именно эта проблема - проблема личности, впервые обстоятельно поставленная применительно к творчеству Державина Г. А. Гуковским.

Эта "индивидуальная жизнь, воплощенная в слове" Державина имеет свою внутреннюю градацию. Стихотворения Державина 1780-1790-х гг. и даже те, которые написаны им уже в первом десятилетии XIX в., внутренне группируются в своеобразные тематические и жанрово-стилевые циклы, для каждого из которых актуален какой-нибудь один уровень проблемы личности, находящий преимущественное выражение в жанровой структуре, образности и сюжетосложении текстов.

С этой точки зрения в поэзии Державина можно увидеть пять уровней воплощения категории личности, которая своим эстетическим смыслом покрывает и принципы конструкции образа персонажа, и формы проявления авторской личности в автобиографическом образе лирического героя, поскольку в русской литературе 1760-1780-х гг. персонаж и объективированный в тексте автор - это эстетические сущности одного порядка. Во-первых, человек в стихах Державина предстает как неотъемлемая часть материального мира реальности. В своем эмпирическом, бытовом и пластическом облике он вписан в пластическую картину материального мира. Во-вторых, человек в стихах Державина осмыслен как член общества, в контексте своих социальных связей и отношений. В-третьих, в эпоху бурной и богатой историческими событиями русской жизни Державин осознал человека современником своей исторической эпохи и сумел представить его темперамент и склад личности как эпохально-историческое явление. В-четвертых, стихам Державина в полной мере свойственна и всеобщая страсть его литературной эпохи к национальному самоопределению характера. Для его выражения он нашел не только традиционные формы использования фольклорных мотивов и жанров, но и вполне оригинальные поэтические способы. Наконец, человек в восприятии Державина выступает как элемент мироздания в целом - и таким образом, в соотношении с самыми высокими абстракциями понятийно-идеологической реальности - космосом, временем, вечностью, божеством, творчеством - категория личности в лирике Державина оказывается одним из неотъемлемых элементов высшей, идеальной, духовной реальности философской картины мира. Каждому из этих уровней приблизительно соответствует и определенная жанровая структура лирического стихотворения.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!