Новый порядок фашистов в оккупированных странах европы. Фашистский «новый порядок

1. Некоторые основные черты фашистского «нового порядка» в Европе в начальный период Второй мировой войны

Планы, лежавшие в основе насильственной экспансии германского фашистского империализма и его оккупационной политики, составляли в своей совокупности целую систему политических, военных, хозяйственных и идеологических мер, которые были распределены во времени и дифференцированы по степени важности. При этом учитывались как конкретные цели в отношении отдельно взятых стран, так и складывающееся в тот или иной момент соотношение сил, в особенности военные возможности фашистской Германии. Примером этому может служить так называемое бескровное «присоединение» Австрии и Чехословакии, так же как и попытки создать Юго-Восточные Штаты Европы, а также включить в сферу своей власти и влияния, комбинируя различные средства политического и экономического давления, такие страны, как Швеция, Финляндия, Турция и другие.

Главным же средством осуществления этой программы была агрессивная война. Наиболее подходящим временем для этого германский империализм считал 1939 г. Гитлер 23 мая 1939 г. заявил в своей речи перед руководящими военными деятелями, что дальнейшее осуществление «германских притязаний» невозможно без вторжения в другие государства, что «дальнейшие успехи невозможны без кровопролития».

В фашистских планах установления «нового порядка» нетрудно распознать различные его ступени, которые, если даже определенные их формы не всегда ясны, выражают степень вовлечения различных стран в сферу господства германского империализма. Первые шаги в этом направлении представляли собой включение завоеванных областей в состав великогерманского рейха. К этим территориям относятся Польша, часть Югославии, Бельгия, Люксембург, значительные территории северной и восточной Франции, которые должны были быть либо прямо «аннексированы», либо «присоединены» к Германии на правах протектората.

Подобные планы вынашивались в отношении Дании и Норвегии. Что касается остальной части капиталистической Европы, то в более отдаленном будущем планировалось объединить ее в некое политическое и экономическое «великое европейское пространство» под господством германского империализма. Основой программы установления «нового порядка» являлось уничтожение социалистического государства, присоединение значительной части его территории, захват его огромных экономических богатств и превращение его народов в рабов германской «расы господ». Разгром Советского Союза не только устранил бы главное препятствие на пути германского империализма к мировому господству, но и решил бы классовое столкновение империализма с социализмом в пользу капитализма.

И наконец, чтобы поддерживать подобный континентальный «новый порядок», планы мирового господства германского империализма предусматривали захват большей части Африки, Ближнего и Среднего Востока, а также ставили своей задачей твердо закрепиться на Американском континенте.

Военные цели, лежащие в основе этих планов, не представляли собой чего-либо нового, так же как и не являлись только лишь творением Гитлера или его узкой нацистской руководящей клики.

Уже перед Первой мировой войной и в ходе ее немецкие империалисты преследовали аналогичные цели. Такие идеологи немецкого империализма, как Нейман, Гойсгофер, Дайц и другие, а также ведущие представители германского финансового капитала Рехлинг и Дуисберг в период между двумя мировыми войнами развивали концепции создания «великого европейского пространства», которые фактически предвосхищали основные аспекты фашистской экспансионистской политики. Применение их в ходе Второй мировой войны в максимально широких и исключительно жестоких формах явилось закономерным результатом тесного слияния монополий и государственного аппарата в рамках фашистской диктатуры.

Марксистская историческая наука с полным правом отмечает, что планы, преследующие военные цели, порожденные такими могущественными монополиями, как «ИГ Фарбениндустри», Цейсе, а также электроконцерны, объединение концернов угля и стали, частично уже перед войной, и особенно в 1940–1941 гг., на вершине милитаристских успехов гитлеровской Германии, были важнейшими документами фашистской политики экспансии и войны.

Разбойничьи требования, открыто провозглашенные в так называемых «программе пожеланий» и «планах мира», через государственно-монополистические объединения немецкой крупной буржуазии и планы центральных государственных органов власти нашли свое отражение во время войны в политических, военных и экономических акциях.

Во всех агрессивных действиях, равно как и в ходе их подготовки, отчетливо видна политическая и классовая сущность их империалистических, разбойничьих целей. Руководствуясь идеологией антикоммунизма, расизма и антисемитизма, фашизм придал ей еще более человеконенавистнический характер. Слияние экономических экспансионистских притязаний германского фашистского империализма с его классовыми политическими целями создало основу, определившую конкретный характер его оккупационного режима в отдельных странах. Этот режим, особенно в Польше и чехословацких областях, с его системой неприкрытого грабежа и прямой аннексии, с самого же начала проявил свои характерные черты в таких действиях, как ликвидация государственной независимости, порабощение населения и его частичное физическое уничтожение или переселение в интересах «германизации». По-иному вели себя правящие круги Германии в оккупированных капиталистических странах Северной и Западной Европы, где они в значительной степени опирались на часть местной, коллаборационистской буржуазии, подчиняя ее себе как младшего партнера, чтобы таким путем использовать государственный и хозяйственный аппарат этих стран для осуществления своих политических и экономических целей и, не в последнюю очередь, также для подавления движения народного сопротивления. Роль главного связующего звена предоставлялась в этом деле антикоммунизму.

Сообразно этому отводилась соответствующая роль упомянутым выше странам фашистского «нового порядка» и проявлялся различный образ действий в отношении населения с расчетом приобщить его к делу служения интересам германского империализма. Конечно, это различие носило весьма неустойчивый характер. Чем больше фашистская Германия, сопоставляя военное положение и сопротивление народов, видела угрозу своего поражения, тем ощутимее выступали на передний план жестокое насилие и массовый террор как характерные доминирующие черты ее режима во всех оккупированных странах.

Кроме того, надо отметить, что повсюду, где устанавливался фашистский оккупационный режим, он незамедлительно проявлял свои характерные признаки, а именно: отмена всякой подлинной государственной независимости оккупированных стран, их экономическое ограбление и связанное с этим стремление по возможности поставить их материально-экономические и людские ресурсы на службу ведения войны, неограниченный террор против всех прогрессивных сил и расовая дискриминация.

Вслед за фашистской армией агрессии, по-разбойничьи захватившей Польшу, Данию, Норвегию, Бельгию, Люксембург, Голландию и Францию, Югославию и Грецию, двигался второй эшелон, состоявший из военных и гражданских оккупационных властей, полиции, органов СС и государственной службы безопасности, а также из специалистов-хозяйственников, призванных править на местах и грабить завоеванные страны в интересах немецких монополий.

Польское государство сразу же было ликвидировано. Большая часть его территории - области Познань, Поморье, Лодзь, Шленск и другие, в которых проживало 9,5 млн человек (свыше? общей численности населения), - была включена в состав Германии.

Остальная оккупированная территория после короткого периода военного режима в октябре 1939 г. получила статут генерал- губернаторства, фактически же просто стала немецкой колонией. Дания, правда, формально сохранила свою самостоятельность, фактически же она управлялась немецким государственным уполномоченным. Норвегии также были оставлены различные государственные учреждения. Реальная государственная власть принадлежала, однако, оккупационным органам, руководимым рейхскомиссаром Тербовеном, опиравшимся на фашистский режим Квислинга. Подобные черты были присущи и оккупационному режиму Зейсс-Инкварта в Голландии. Бельгия и Северная Франция образовали единую оккупационную область под эгидой военного командующего. Сверх того, военный режим продолжал существовать во всех областях Франции, оккупированных в 1940 г. Он затем был распространен на всю территорию Франции. Эйпен и Мальмеди, весь Люксембург, Эльзас и Лотарингия были аннексированы. Вместе со своими союзниками немецкие империалисты расчленили Югославию, оторвав для себя Словению, Далмацию, а также часть Македонии. Сербия была подчинена немецкому военному командованию. Военному управлению были подчинены также значительные районы греческой территории, большая же часть страны находилась в руках марионеточного правительства.

Фашистские оккупационные власти учредили во всех занятых странах и областях систему политического террора. Полиция, гестапо, военные и гражданские чрезвычайные суды сразу же после вступления немцев начали охоту на коммунистов и представителей всех других прогрессивных сил. Специальные «оперативные команды» Гиммлера, впервые введенные уже при насильственной аннексии Австрии и при уничтожении Чехословакии, в Польше и других оккупированных странах преследовали все «враждебные рейху стремления». Тюрьмы и вновь сооружаемые концентрационные лагеря начали заполняться патриотами многих европейских национальностей. Практика фашистского преследования евреев, с принудительной регистрацией, заключением их в гетто и последующим перемещением в различные лагеря смерти, перешагнула через границы Германии.

Варварские цели в отношении польского населения стали очевидны уже непосредственно в начале войны. Еще не были закончены военные действия против Польши, когда 12 сентября 1939 г. на совещании с участием Гитлера, Риббентропа, Кейтеля, Йодля и руководящих представителей управления зарубежной разведки и контрразведки Верховного командования вермахта было принято решение об истреблении польской интеллигенции, евреев, а также всех тех, кого, по их мнению, надлежит рассматривать как потенциальные силы сопротивления. О том, какая участь ждала остальную часть польского населения, сказал генерал-губернатор Ганс Франк ровно год спустя - 12 сентября 1940 г., подчеркнув, что поляки, порабощенные немецкой, «высшей» расой, не имеют права ни на равный с ней жизненный уровень, ни на более высокое образование и соответственное профессиональное развитие. Далее он разъяснил: «Нас в общем-то и не интересует процветание этой страны… Нас лишь интересует вопрос германского авторитета в этом районе… Мы имеем здесь лишь только гигантский лагерь рабочей силы, где все, что означает власть и самостоятельность, находится в руках немцев». К этому времени уже были уничтожены десятки тысяч польских граждан, примерно четверть миллиона из аннексированных областей высланы и сотни тысяч направлены на принудительные работы в Германию. Этими же принципами фашистские оккупанты руководствовались и в Чехословакии.

Гитлер одобрил предложения рейхспротектора фон Нейрата и его государственного секретаря К.Г. Франка о том, что чешское население после ликвидации всех «враждебных рейху» и подрывных элементов должно быть «ассимилировано», иными словами, «онемечено», а остальное выселено из протектората. Итоги оккупационного режима показывают, с какой настойчивостью осуществлялись эти предложения. В фашистских концлагерях было уничтожено 300 тыс. чехословацких граждан. Около 600 тыс. чехов в период с 1939 по 1944 г. были вывезены в Германию. Почти полмиллиона гектаров плодородной земли конфисковано в пользу немецких колонизаторов.

В Югославии также сразу после нападения фашистов начался политический террор. Более того, сотни тысяч югославов были обречены на переселение из аннексированных Германией и другими государствами областей, особенно из Словении и Бачки.

В проведении этих репрессивных мероприятий оккупационные органы в Югославии в значительной мере опирались на местных коллаборационистов. С помощью формирований сателлитов, как, например, профашистский режим усташей в Хорватии, «независимое» королевство Монтенегро и сербское «правительство» генерала Недича, они стремились разжигать националистические страсти и религиозный фанатизм и тем самым облегчить проведение в жизнь своих колониалистских целей.

Главная цель фашистского принудительного господства в оккупированных странах, как в общепринятых, так и в специфических формах его проявления, заключалась в скрупулезном экономическом ограблении этих стран. Используя государственно-монополистическую власть немецкого финансового капитала в интересах военной фашистской экономики, фашистская администрация осуществляла, наряду с прямым ограблением путем конфискации запасов сырья, золота и валютных фондов, наложения высоких оккупационных платежей и прочего, также принудительное подчинение финансовой системы и частичную «интеграцию» экономического потенциала оккупированных стран с помощью наиболее мощных и влиятельных немецких монополистических объединений.

Сверх того, возникли новые государственно-монополистические органы, как, например, главное управление «Ост» для захваченных польских областей, северное «Алюминиевое акционерное общество», «Континентальное нефтяное акционерное общество», пользуясь посредническими услугами которых, немецкие концерны обеспечивали свою долю богатств в оккупированных странах. Таким путем Крупп, Флик, Клекнер, Рехлинг, Маннесман, «Герман Геринг-верке» и другие монополистические группы, часто в союзе с крупными банками, присваивали себе наиболее ценные горные и металлургические предприятия, сталелитейные и прокатные заводы Верхней Силезии, северофранцузские и бельгийские промышленные районы, медные рудники Югославии, то есть фактически целые отрасли промышленности оккупированных стран.

Такими методами могущественнейший немецкий концерн «ИГ Фарбениндустри» завладел продукцией польской химической и нефтяной промышленности, норвежской алюминиевой промышленности, а также химическими заводами в Бельгии и Югославии. Кроме того, другие отрасли тяжелой и легкой промышленности этих стран - польские текстильные предприятия, датские судостроительные верфи или голландская электропромышленность - были превращены в объекты преимущественных прав немецких монополий. Последние скрупулезно воздействовали на них, используя возможности, предоставленные оккупационным режимом, а также фашистскую расовую идеологию, и в особенности антисемитизм. Наглядным доказательством этому являлось практическое применение такого метода экономического грабежа, использовавшегося и в самой Германии, и в оккупированных странах, как «экспроприация» предприятий, принадлежавших лицам еврейской национальности. Так, например, был захвачен Фликом концерн Печека, «ИГ Фарбениндустри» присвоена польская фабрика красителей Вола, распроданы сотни голландских предприятий немецким фирмам.

В тесной связи с указанным выше процессом стояло возрастание объема военно-промышленных заданий промышленности оккупированных стран. Так, например, в сентябре 1940 г. Дании было определено задание на сумму 42 млн крон. Французская промышленность получила задание наряду с другими заказами изготовить к апрелю 1941 г. 13 тыс. грузовых автомобилей, 3 тыс. самолетов и несколько миллионов гранат. К концу года общая сумма стоимости военных заказов в занятых областях Франции, Бельгии и Голландии составила в целом около 4,8 млрд немецких марок. Кроме того, конфискация в этих странах обнаруженных сырьевых запасов явилась существенным дополнением немецкого военно-промышленного потенциала. К концу 1941 г. только из стран Западной Европы было выкачано наряду со многими другими ценностями 365 тыс. т цветных металлов, 272 тыс. т чугуна, 1860 тыс. т металлолома и 164 тыс. т химических изделий. К этому следует еще добавить и захваченные запасы горючего - около 800 тыс. т.

Большой размах приняло и ограбление продовольственных запасов оккупированных стран. Из Польши за период 1940–1941 гг. наряду с другими сельскохозяйственными продуктами было вывезено свыше 1 млн т зерна. Дания в первый год оккупации была вынуждена поставить наряду с другими продуктами 83 тыс. т масла, около 257 тыс. т говядины и свинины, почти 60 тыс. т яиц и 73 тыс. т сельдей. Из Франции оккупанты вывозили ежегодно сотни тысяч тонн пшеницы, свыше двух миллионов гектолитров вина, а также большое количество молочных продуктов и мяса. В оккупированных странах наиболее важные продукты питания были строго рационированы. Количество продовольствия, оставленное для населения, особенно в Польше, а также в Греции, в значительной мере зависящей от импорта, быстро упало ниже прожиточного минимума. В дополнение к массовому террору большие потери населения начались вследствие дистрофии и голода.

Таким образом, реакционный, грабительский характер войны, развязанной гитлеровской Германией, выявился буквально с первых же дней ее ведения и целиком и полностью подтвердил правильность оценки, данной ей в начале июля 1940 г. Центральным комитетом Компартии Германии: «План создания новой Европы… сводится к тому, чтобы установить господство немецкого империализма над Европой, навязать покоренным и зависимым народам реакционные, антинародные тоталитарные режимы, которые являлись бы их послушным орудием. Такая „новая“ Европа стала бы Европой с бесправными, порабощенными рабочими и крестьянами, Европой нужды, нищеты и голода трудящихся масс».

Международный военный трибунал в Нюрнберге в своем обвинительном заключении против главных нацистских преступников от 1 октября 1946 г. отмечал, что все эти планы остались бы «академическими» и безрезультатными, если бы в их основе не лежала «общность» руководящей военной касты фашистской Германии с другими главными силами ее режима, если бы не был всесторонне использован руководимый ими военный аппарат.

Армии империализма с давних пор являются главным орудием его агрессивной политики подчинения других стран и народов. Их способность к действию представляет собой в конечном счете решающее условие для проведения агрессивных и оккупационных мер, обеспечивает совместно с другими органами существование режима угнетения. Этот общий для всех эксплуататорских режимов факт, который особенно остро проявляется как в ранний период истории, так и в настоящее время в агрессивных действиях и мероприятиях со стороны империалистических государств, всегда был характерной чертой вооруженных сил германского империализма. Их деятельность по кровавому подавлению порабощенных народов проявилась уже в проводимых ими колониальных войнах, затем в период Первой мировой войны, а также в агрессивных действиях против молодой Советской республики, насильственных акциях, проводимых кайзеровской немецкой армией и «добровольческим» корпусом против населения оккупированных областей. Однако в годы Второй мировой войны она приобрела невиданный в истории размах.

В варварском использовании военной машины фашистского немецкого государства воплотились характерные, существенные черты немецкого милитаризма. На его реакционную роль в прусско-немецкой истории указывал уже Фридрих Энгельс. Он отмечал, что следствием влияния устремлений немецкого финансового капитала в его погоне за прибылью и властью, его необузданной жажды завоеваний с традиционными авантюристическими планами военной касты явилось роковое усиление милитаризма. Его роль как исполнителя и наиболее надежной опоры капиталистической политики угнетения и закабаления других народов, равно как и своего собственного, была блестяще раскрыта и разоблачена еще перед Первой мировой войной Карлом Либкнехтом в его трудах, посвященных анализу современного милитаризма.

Исследуя в настоящей работе специфические черты и формы проявления внешней функции немецкого милитаризма в антисоветской агрессии фашистской Германии, нельзя не признать решающего значения вывода марксистско-ленинской философии о том, что современный милитаризм в обеих своих наиболее типичных функциях (как агрессивная сила на внешней арене и как орудие порабощения общественных прогрессивных сил внутри страны) представляет собой явление, органически присущее капиталистической системе, что обе его функции - результат единой, совместной политики господствующих классов. При этом подавление всех прогрессивных классовых сил внутри страны - одновременно решающее условие для начала и проведения в жизнь как экспансии за рубежом, так и функций угнетения. Эта неразрывная связь внутренней и внешней функций милитаризма особенно наглядно проявляется в агрессивной политике германского фашистского империализма. Жестокое подавление с помощью фашистской диктатуры всех революционных и прогрессивных сил в Германии, когда правящие круги опираются на милитаристский инструмент власти, создало внутренние предпосылки для того, чтобы приступить к насильственному осуществлению планов мирового господства, в особенности к уничтожению социалистического государства.

Вермахт как главный военный инструмент фашистской государственно-монополистической господствующей системы был при этом в соответствии с его классовым назначением одновременно и важнейшим исполнительным органом ее варварского режима принуждения в отношении европейских народов. И это не только в том смысле, что с помощью военной силы создавались условия для осуществления этой политики. Военные органы и сами непосредственно принимали активное участие в грабеже, порабощении и истреблении народов других стран. Эта их роль и назначение еще задолго до начала Второй мировой войны были отчетливо сформулированы в военной доктрине германского империализма, в которой исходя из агрессивных целей определялись основные положения о ее милитаристском характере, методах ведения войны и подготовки вооруженных сил. Главную, основную часть этой доктрины составляло выработанное в двадцатых и тридцатых годах учение о тотальной войне. Большинство военных теоретиков германского империализма сделали из поражения в Первой мировой войне характерный в силу своей неизменной реакционно-агрессивной позиции вывод: чтобы добиться успеха в новом военном столкновении за мировое господство, необходимо всеобъемлющее ведение войны и особенно полное исчерпывание в этих целях всех возможностей и ресурсов собственного народа, использование всех его средств в борьбе с противником. Такая экстремистская позиция стала весьма популярной в канун мировой войны и получила официальное признание. В приложении к меморандуму Верховного командования вермахта «Ведение войны как организационная проблема» от апреля 1938 г. говорится: «Война ведется всеми средствами, не только оружием, но также и такими средствами, как пропаганда и экономика. Она направлена против вооруженных сил противника, против его материальных источников силы и морального потенциала его народа. Лейтмотивом ее ведения должно быть: при необходимости можно пойти на всё».

Эту доктрину отличает полное пренебрежение ко всем жизненным интересам народов. «Такая война, - указывается в этом документе, - не должна знать в своем ходе никакой пощады по отношению к вражескому народу». Это положение определило также позицию в отношении вопросов ведения войны и прав народов. Со стороны теоретиков империалистических государств, в первую очередь ФРГ, будет вновь и вновь предприниматься попытка маскировать военные преступления и преступления против человечества ссылкой на ошибки, якобы допущенные в отношении международно-правовых норм к моменту событий, и в особенности стремление дискриминировать сопротивление населения оккупированных стран против этих преступлений как «противоречащее закону», выводя из этого «право» фашистских оккупантов любыми средствами сломить это сопротивление.

Подобная точка зрения сознательно игнорирует саму сущность агрессивной войны, которая велась фашистским немецким империализмом как покушение на свободу, безопасность и существование подвергшихся нападению народов и государств.

Международное объявление агрессии вне закона как государственное требование впервые было сформулировано в Декрете молодой советской власти о мире и под влиянием советской внешней политики и антивоенной позиции народов уже в 1928 г. нашло свою первую международно-правовую фиксацию в пакте Бриана - Келлога.

В этом соглашении, подписанном в 1939 г. 63 государствами, в том числе и Германией, несмотря на известные существенные недостатки (в частности, отсутствие в нем определения агрессора и санкций против него), был закреплен принцип, соответствовавший правильному мышлению всего свободолюбивого человечества, а именно: любая агрессивная война - грубое нарушение прав народа, а следовательно, преступное действие.

В силу такой позиции вытекающие из этого соглашения последствия соответствовали общепринятому принципу: несправедливость не может служить основой права независимо от того, готов ли агрессор в том или ином случае соблюдать некоторые международные нормы ведения войны или нет. Это в особенности относилось к оккупационному режиму, устанавливаемому агрессором в отдельных странах и областях. Освободительная борьба народных масс в странах, подвергшихся нападению фашистской Германии, и партизанское движение как специфическая форма этой борьбы являлись поэтому вполне законными средствами. Они выражали неотъемлемое право народов на защиту свободы и независимости, право, на которое в своих трудах указывал еще Фридрих Энгельс и значение которого в новых условиях ведения войны полностью признавалось и прогрессивными буржуазными военными теоретиками XIX века, такими, как Карл Клаузевиц. Различные формы вооруженного сопротивления населения, вызванные фашистской агрессией и связанной с ней политикой террора и грабежа, носили характер национальной освободительной борьбы за защиту права на самоопределение и восстановление суверенитета подвергшихся нападению народов и государств и представляли собой, таким образом, акт самозащиты против грозящего им порабощения и физического уничтожения.

В этой борьбе участвовали миллионы патриотов во главе с коммунистами. Эта борьба стала решающим фактором превращения несправедливой войны соперничающих между собой мощных империалистических группировок в справедливую освободительную войну против фашистской коалиции. И эта борьба в то же время соответствовала элементарным требованиям международного права - положить конец агрессии. Эта борьба была не только правом народов. Как показывает ход Второй мировой войны, она внесла существенный вклад в дело победы над агрессором и скорейшего окончания войны.

Следует также отметить, что именно партизанская война, против которой особенно яростно выступают империалистические идеологи от истории и специалисты международного права, даже формально отвечала обязательным нормам международного права того времени. Партизаны действовали точно в соответствии с условиями, определенными статьей I к IV приложению Гаагского соглашения 1907 г. о законах и правилах ведения сухопутной войны. Более того, когда партизаны проводили операции против фашистов в освобождаемых ими от оккупантов областях, их действия вполне соответствовали также статье II этого документа. Фактически партизанские отряды были нерегулярными вооруженными силами, которые имели принципиальное право на признание их статуса как участников войны.

В сущности, современные апологеты империализма исходят в своей аргументации из тех же позиций, что и фашистское государство при подготовке своих агрессивных и оккупационных действий. При этом их представители даже не останавливаются перед тем, чтобы полностью отрицать законный характер норм международного права.

В их теоретических взглядах, так же как и в подготовке войск, и особенно офицерского корпуса, нашла свое выражение сформулированная еще до Первой мировой войны основная идея о том, что соблюдение этих норм зависит от целесообразности их использования при ведении войны (цель оправдывает средства).

Подобные инструкции для офицеров содержались в руководстве, изданном в 1939 г. Генеральным штабом на военное время. Главный тезис этих инструкций гласил: для соблюдения правил войны решающим в конечном счете является фактор целесообразности.

Опираясь на пропаганду необходимости захвата и уничтожения заложников, а также на меры Верховного командования вермахта по принудительному использованию военнопленных на работах, имеющих важное значение дня ведения войны, полностью отвергая право населения других стран на сопротивление и предусматривая коллективное наказание как средство подавления сопротивления, военные заправилы и юристы еще до начала войны разработали целую систему противоречащих международному праву мероприятий, в которых нашли свое отражение основные черты фашистской военной доктрины. Суть ее сводилась к следующему: добиться победы любыми средствами и компенсировать неблагоприятное соотношение сил, используя преступные средства и нелады ведения войны.

Готовя свой режим угнетения, господствующие круги Германии и их военная клика придавали также большое значение ведению психологической пропагандистской войны, направленной на идеологическое подчинение других народов. Использование ее еще в мирное время должно было служить целям подготовки войны с применением оружия. С началом военных действий планировалось усилить психологическое и пропагандистское воздействие, не считаясь ни с какими ограничениями. Особое значение придавалось разлагающей пропаганде среди гражданского населения вражеской страны. В указаниях Верховного командования вермахта, изданных в 1938 и 1939 гг. для вновь созданного органа его военной пропаганды - военно-пропагандистского отдела Верховного командования вермахта, эта задача стояла на первом месте. В этих указаниях речь шла прежде всего о служебной инструкции Верховного командования вермахта летом 1938 г. по вопросу о создании и задачах военных органов пропаганды, а также об основном распоряжении Верховного командования вермахта относительно пропаганды с началом войны.

Если рассматривать эти приготовления, учитывая подстрекательскую антикоммунистическую и шовинистическую пропаганду среди личного состава вермахта, а также муштру, доводящую до слепого, бездумного послушания, то станет ясно, что в лице вермахта был создан военный инструмент для тщательного осуществления милитаристских планов фашистского немецкого империализма.

Эта подготовка к ведению войны за мировое господство варварскими методами уже проявилась в период агрессивных военных кампаний осенью 1939 г. и до начала 1941 г. Массированные налеты авиации на открытые города и другие гражданские объекты, беспощадное разрушение захваченных населенных пунктов, казни военнопленных, убийства гражданского населения сопутствовали наступлению фашистских армий.

Такой же в основе своей была и роль вермахта как оккупационного органа: насаждать «новый порядок» всеми имеющимися в его распоряжении средствами. Правда, его участие в проведении оккупации выражалось различно - в зависимости от конкретных целей оккупационного режима, а также сил и средств, необходимых для их реализации; в том числе, не в последнюю очередь, от развертывания и силы народного сопротивления в отдельных странах. Однако в каждом случае военные органы призваны были быть надежной, опорой и действенным инструментом фашистского режима угнетения. Военные органы несут особую ответственность за преступные действия против населения тех стран и областей, в которых они временно или постоянно совершали как оккупанты свои насильственные действия.

Террор, чинимый ими совместно с другими органами фашистского исполнительного аппарата, а также подавление народного сопротивления в этих странах находили свое выражение не только в варварском обращении с пленными или в так называемых карательных операциях против населения, но и в ряде специфических мероприятий по уничтожению. Прежде всего речь идет о преследовании коммунистов и других прогрессивных сил. В приказе Кейтеля от 16 сентября 1941 г. «О повстанческом коммунистическом движении в занятых областях» указывалось, что за гибель одного немецкого солдата разрешалось замучить от 50 до 100 коммунистов. Следует сказать об участии военных оккупационных органов в уничтожении еврейского населения, как это имело место в Сербии и Греции, а также об осуществлении программы германизации.

Генерал Фридерики, уполномоченный вермахта при рейхспротекторе в Богемии и Моравии, так, например, комментировал цели программы перемещения и уничтожения в отношении чешского народа: «В этом направлении мы отныне постоянно будем следовать». Он указал на меморандум, подготовленный им уже в июле 1939 г., в котором он пришел к тем же окончательным выводам, что и фон Нейрат и К.Г. Франк.

Именно в восточных и южноевропейских странах, в соответствии с целями правящих кругов Германии, террор, проводившийся также и военными органами, принял особые размеры. В обвинительном акте Нюрнбергского процесса отмечаются преступления военных властей в Югославии: убийства, жестокое обращение, угон военнопленных и других военнослужащих, а также гражданского населения на принудительные работы, открытый грабеж имущества, преднамеренное разрушение городов и населенных пунктов и другие жестокости и преступления. Такой же зверский режим террора установили военные власти фашистской Германии и в Польше. Только с 1 сентября по 25 октября, когда они пользовались в оккупированных областях неограниченной властью, значительную часть творившихся там преступлений против населения следует отнести, как это подробно доказал польский историк Симон Датнер, на их счет. Позже, как фактически, так и формально, военные органы, независимые от гражданского управления, также принимали активное участие в акциях террора и уничтожения польского населения. Их роль особенно возросла с лета 1942 г., когда была издана строжайшая директива Гитлера и главного командования сухопутных войск с требованием сломить народное сопротивление. Директива, в частности, предусматривала соучастие в так называемых акциях «по умиротворению», с которыми были связаны различные массовые репрессии, такие, как расстрелы людей и сожжение дотла населенных пунктов. Более того, подразделения и части главнокомандующего в генерал- губернаторстве (с осени 1942 г. - военное командование генерал-губернаторства) не раз привлекались для помощи полиции по угону польских граждан на принудительные работы в Германию и в концлагеря, а также для проведения акций по уничтожению еврейского населения. Подразделения вермахта участвовали в подавлении восстаний в варшавском гетто, в лагере смерти Собиборе, а также в период Варшавского восстания в августе 1944 г.

Роль фашистских военных органов в Польше станет еще более очевидной, если учесть, что вермахт в так называемом «генерал- губернаторстве» в период оккупации составлял в среднем свыше 85 % всех вооруженных сил оккупационного режима и численно был его главной опорой. Дислокация воинских частей и их использование в значительной степени способствовали осуществлению в таких ужасных масштабах поставленной цели по уничтожению польского населения: было уничтожено более 6 млн польских граждан.

Хотя активное использование военных органов в качестве инструмента оккупационной власти в занятых странах Западной и Северной Европы в целом не носило таких крайних форм, как в Польше и Югославии, тем не менее вермахт повсюду выступал как неотъемлемый орган фашистского насильственного господства. Не следует забывать также о его роли в экономическом ограблении этих стран.

За счет оккупированных областей повсеместно содержался не только вермахт. Немецкий империализм совместно с монополистическими союзами и гражданскими государственными экономическими органами создал в ходе подготовки Второй мировой войны всеобъемлющую военно-экономическую организацию в лице управления военной промышленности и вооружения Верховного командования вермахта, деятельность которой наряду с решением важных военно-хозяйственных вопросов в интересах вермахта была направлена на оперативное использование военно-хозяйственных и военно-промышленных ресурсов стран, подвергшихся нападению. Специально созданные для этой цели военно-хозяйственные штабы и приданные им специальные технические формирования обычно прямо с боевыми частями проникали в эти страны, чтобы конфисковать важную в военно-хозяйственном отношении продукцию, как, например, дефицитное сырье, специальное оборудование и т. д., организовывать отправку награбленного добра и в последующем вместе с другими военно-хозяйственными органами оккупационного режима использовать в своих интересах военный и военно-промышленный потенциал этих стран. Этот аппарат являлся важной составной частью той общей преступной системы, с помощью которой фашистская Германия уже в первый период войны поработила и ограбила большую часть народов Европы.

Приведенный выше краткий обзор уже дает достаточно оснований для признания того, что германский фашистский империализм при осуществлении своих гегемонистских планов средствами агрессии и оккупации с самого начала выступил как реакционная и грабительская сила и был полон решимости применить любые средства против насильственно порабощенных им народов, лишь бы достичь преследуемых им целей.

Это свидетельствует также о том, что в оккупационной политике находил свое отражение систематический (стабильный) характер государственно-монополистического, фашистского господства германского империализма. В появлении и взаимодействии органов и институтов его оккупационного режима с самого начала выражалось принципиальное соответствие преступных целей и действий его главных сил. Вермахт при этом всей своей деятельностью доказал, что он является не только агрессивным, но также и оккупационным инструментом, а в конечном счете решающей опорой этого режима.

В ходе войны все отчетливее проступали наиболее характерные черты фашистского оккупационного режима во всех порабощенных странах. Однако его человеконенавистнический характер в неслыханных масштабах проявился в преступных действиях на территории СССР в период с лета 1941 по осень 1944 г. Нападение на первое в мире социалистическое государство, оккупация захваченных районов СССР вскрыли наиболее существенные, глубоко реакционные черты германского империализма, присущие ему с момента возникновения и еще более обострившиеся в период господства фашизма: его необузданное стремление к власти и в особенности к экспансии; крайнюю жестокость, с которой он стремился осуществить свои разбойничьи цели, и прежде всего безграничную его ненависть ко всем силам общественного прогресса. В предпринятой им попытке уничтожить главный бастион этих сил особенно наглядно проявилась историческая обреченность его системы господства.

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Основные черты удельного порядка на северо-востоке В области Верхней Волги умы и дела оказались более подвижными и гибкими. И здесь не могли вполне отрешиться от киевской старины. Город Владимир долго был для Всеволодовичей суздальских тем же, чем был Киев для старых

Из книги Империя ГРУ. Книга 1 автора Колпакиди Александр Иванович

Агентурная разведка ГРУ в Западной Европе в годы второй мировой

Из книги В погоне за мощью. Технология, вооруженная сила и общество в XI-XX веках автора Мак-Нил Уильям

Реакция в межвоенный период и возврат к управляемой экономике в период Второй мировой войны Современникам этих событий и тем, кому посчастливилось выжить в подобных испытаниях, развязка могла показаться абсурдной. Стоило вооруженным действиям закончиться, как

Из книги Адский косильщик. Пулемет на полях сражений XX века автора Форд Роджер

Из книги Миф о шести миллионах автора Хогган Дэвид

автора Ткаченко Ирина Валерьевна

16. Какие были итоги Второй мировой войны? Какие изменения в Европе и мире произошли после Второй мировой войны? Вторая мировая война наложила печать на всю историю мира второй половины ХХ в.В ходе войны были погублены 60 млн жизней в Европе, к этому следует добавить многие

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

20. Какие были основные тенденции развития стран Восточной Европы после Второй мировой войны? Страны Центральной и Юго-Восточной Европы (Польша, ГДР, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, Албания), которые в послевоенный период стали называть просто Восточной

Из книги Ракеты и полеты в космос автора Лей Вилли

Из книги Создатели Империи автора Гампл Франс

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ Реорганизация Империи и государства потерпела бы неудачу, если бы не удалось создать лояльную, верную императору политическую элиту. Все восхваления «спасителя» скрывали напряженность между всемогущим правителем и многими

Из книги Политическая история Франции XX века автора Арзаканян Марина Цолаковна

ГЛАВА III. ФРАНЦИЯ В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Начало войны 1 сентября 1939 г. фашистская Германия напала на Польшу. Франция и Великобритания объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война. Польша не получила от своих «гарантов», Франции и Англии, никакой реальной

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Тема 11. Украина в период Второй мировой и Великой Отечественной войны

Из книги Политика нацистской Германии в Иране автора Оришев Александр Борисович

автора Девлетов Олег Усманович

7.1. Начальный период Второй мировой войны. 1939–1941 гг. В марте 1939 г. Германия, нарушив договоренности в Мюнхене, оккупировала всю Чехословакию. Это заставило Англию и Францию активизировать переговоры с СССР о военном союзе против Германии. В августе 1939 г. в Москву прибыли

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

7.6. Завершающий период Великой Отечественной и Второй мировой войны В начале 1944 г. Красная армия развернула новое наступление, цель которого состояла в окончательном изгнании немецко-фашистских захватчиков с советских территорий. 27 января 1944 г. была ликвидирована

Система, созданная нацистами в захваченных ими странах, получила название «новый порядок». Это была управляемая Германией Европа, ресурсы которой ставились на службу рей­ху и народы которой были порабощены «арийской расой господ». «Нежелательные элементы», прежде всего евреи и сла­вяне, подлежали уничтожению или выселению из европей­ских стран.

Оккупированная Европа подверглась сплошному раз­граблению. Порабощенные государства выплатили Гер­мании в виде контрибуции 104 млрд марок. Только из Фран­ции за годы оккупации было вывезено 75% урожая риса, 74% выплавленной стали, 80% добытой нефти.

Гораздо труднее было «хозяйствовать» оккупантам на разоренных войной советских территориях. Но и оттуда в 1943 г. в Германию было вывезено 9 млн тонн зерна, 3 млн тонн картофеля, 662 тыс. тонн мяса, 12 млн свиней, 13 млн овец. Общая стоимость награбленного в России, по подсчетам самих немцев, составила 4 млрд марок. Понятно, почему насе­ление Германии вплоть до 1945 г. не испытывало таких мате­риальных лишений, как в годы Первой мировой войны.

Когда Германия уже захватила почти весь европейский континент, еще не было определено, как будет устроена нацистская империя. Ясно было только то, что центром должен стать сам Германский рейх, куда непосред­ственно включались Австрия, Богемия и Моравия, Эль­зас-Лотарингия, Люксембург, населенная фламандцами часть Бельгии, «возвращенные» польские земли вместе с Силезией. Из протектората Богемия и Моравия половину чехов предполагалось выселить на Урал, а другую половину при­знать годной для онемечивания. Норвегия, Дания, Нидер­ланды и населенная валлонами часть Бельгии должны были «раствориться» в новом Германском рейхе, причем остава­лось неясным, станут ли они имперскими областями или сохранят остатки государственной независимости. Францию, к населению которой Гитлер питал большое недо­верие, предполагалось превратить в колонию Германии. К будущей империи должны были быть присоединены так­же Швеция и Швейцария, поскольку они «не имели права» на независимое существование. Балканы фюрера особо не ин­тересовали, но в его будущую империю должен был войти Крым (под названием Готенланд), заселенный выходцами из Южного Тироля. Картину новой великой империи дополня­ли союзники и сателлиты Третьего рейха, находившиеся от него в разной степени зависимости, начиная от Италии с ее собственной империей и заканчивая марионеточными госу­дарствами Словакия и Хорватия.

Жизнь людей в оккупированной Западной Европе была тяжелой. Но она не шла ни в какое сравнение с тем, что выпа­ло на долю жителей Польши, Югославии, Советского Союза. На Востоке действовал генеральный план «Ост», возникший, вероятно, на рубеже 1941 - 1942 гг. Это был план колониза­ции Восточной Европы, где проживало 45 млн человек. При­мерно 30 млн человек, объявленных «нежелательными по ра­совым показателям» (85% - из Польши, 75% - из Белорус­сии, 64% - из Западной Украины) подлежали переселению в Западную Сибирь. Проект предполагалось реализовать в те­чение 25-30 лет. Территория будущих немецких поселений должна была занять 700 тыс. квадратных километров (в то время как в 1938 г. вся площадь рейха составляла 583 тыс. квадратных километров). Главными направлениями колонизации считались северное: Восточная Пруссия – При­балтика и южное: Краков – Львов – Причерноморье.

В захваченных странах Европы нацисты начали устанавливать так называемый «новый порядок». Он означал, прежде всего, обессиливание европейских стран и территориальный передел в пользу Германии и ее сателлитов.

В результате этих действий с карты Европы исчезли такие государства как Австрия, Чехословакия, а затем Польша, Люксембург, Югославия. Частью Третьего рейха был объявлен ряд территорий Бельгии и Франции.

Управление оккупированными территориями осуществлялось в соответствии с тем значением, какое нацисты придавали им в своих планах создания мировой империи. В ее центре должно было находиться «германо-арийское ядро» в 100 млн человек. К этому ядру причислялись, наряду с немцами, фламандцы, голландцы, датчане, норвежцы,

шведы и швейцарцы. Планировалось, что после «победоносной» войны их территории должны будут примыкать к германскому рейху в качестве «немецких провинций».

Оккупационный режим в отношении «расово-родственных» стран носил более или менее традиционные черты империалистической политики. Их народы получили местное управление с частичным суверенитетом. А таким странам, как Швеция и Швейцария, не без трудностей, но удалось сохранить свой нейтральный статус.

Широкий круг образовывали союзные или дружественные Германии государства Юга Европы - Румыния, Болгария, Венгрия и Италия (до 1943 г.), а также Финляндия (до 1944 г.). В своей политике они были сильно зависимы от Германии. Франкистская Испания заняла выжидательную позицию, избегая явной поддержки как Германии, так и Италии, хотя одна ее дивизия воевала на советско-германском фронте.

Наряду с гражданским управлением существовало и военное, подчиненное высшему немецкому командованию. Ему подлежали оккупированные западные и северные территории Франции, Бельгии, Сербии и часть Греции. Оккупационные власти Германии в своем управлении Европой опирались на многочисленные коллаборационистские, полуфашистские и националистические силы. Возникли частью авторитарные, частью фашистские или коллаборационистские режимы, тесно связанные с рейхом, такие как режим А.-Ф. Петэна во Франции, Й. Тисо в Словакии, А. Павелича в Хорватии.

На Востоке Европы, вплоть до Урала, территория рассматривалась как предполье «немецкого жизненного пространства* - объект эксплуатации материальных ресурсов и людской силы для жителей империи. Здесь с наибольшей силой проявилась политика расового геноцида, поскольку славянским народам предназначалась участь рабов германской нации. На этих территориях проживала также большая часть европейских евреев, которым грозило полное истребление.

В оккупированных областях Советского Союза, особенно в Литве, Латвии, Украине, немецкое управление также дополнялось участием в нем местных националистических кругов. Этим силам, как и коллаборационистам стран Северной и Западной Европы, были близки по духу пропагандистские лозунги «общеевропейского отпора большевизму» под руководством «европейского фюрера Гитлера». Добровольцы из этих областей пополняли дивизии СС на Востоке.

Под пятой нацистов Европа стала быстро напоминать Германию: повсюду создавалась сеть концентрационных лагерей, производи

Главо IV. Германия в годы нацистской диктатуры

лись аресты, осуществлялись депортации населения. На Востоке нацисты стремились посеять рознь между народами, а некоторые национальности, например, поляков - вообще вытеснить из исторической памяти, запрещая термин «поляки» и истребляя польскую интеллигенцию.

В континентально-европейском пространстве под немецким руководством были запущены все механизмы хозяйственных планов 1930-х гг.

Здесь трудились эксперты «ведомства по 4-летнему плану», министерства экономики, внешнеполитических служб, представители частных кампаний и крупной индустрии. Народное хозяйство стран-сателлитов и оккупированных стран было поставлено на службу Германии.

Было создано огромное «принудительное хозяйство» с привлечением и жестокой эксплуатацией военнопленных и угнанных К осени 1944 г. из 26 европейских стран было привлечено на работы в Германию 8 млн гражданских рабочих и военнопленных. Меньшая часть из них приехала добровольно, большинство же было привлечено насильственно, часто - путем смертельной охоты на людей на улицах городов, будь то на Украине, или в «генерал-губернаторстве». Только на территории Польши, в Освенциме, возник целый концерн из 39 лагерей, которые обслуживали даровой рабочей силой крупнейшие предприятия Германии. Почти вокруг всех крупных лагерей, таких как Дахау, Бухен-вальд, Равенсбрюк и других располагалось кольцо прилегающих к ним так называемых «внешних» лагерей. Они обеспечивали дешевой рабочей силой предприятия СС и военные производства таких концернов, как «ИГ Фарбениндустри», «Крупп», «Даймлер-Бенц», «Фольксваген», «Бош», «Сименс», «Мессершмитт» и других. Подсчитано, что, по крайней мере, полмиллиона человек погибло в этих «внешних» лагерях от голода, рабского труда, эпидемий, побоев, расстрелов.

На Западе и Севере Европы нацисты проявили готовность соблюдать некоторые нормы права. На Востоке же оккупационная политика осуществлялась без всякой оглядки на положение гражданского населения и показала всю чудовищность стратегии разграбления и порабощения. Наряду с военными, в этом участвовали эсэсовцы, хозяйственная бюрократия и частные предприятия. Такой подход выходил за традиционные рамки оккупационной политики империализма. Он неопровержимо доказывает, что война на Востоке была войной на уничтожение.

Оккупационная политика в Европе быстро вызвала противоречия и конфликты внутри управленческой элиты, враждебность населения

5. Германия в годы Второй мировой войны

и к оккупантам, и к тем, кто сотрудничал с ними. Особую ненависть вызывала нацистская практика арестов и расстрелов заложников, зверские расправы над населением за помощь партизанам, за убийство немецких солдат и офицеров. Так случилось, например, в чешской деревне Лидице летом 1942 г., во французской деревне Орадур летом 1944 г., а массовый характер данная практика носила на оккупированной территории Советского Союза.

Коллаборационисты даже в «братских» Германии странах не могли проводить сколько-нибудь самостоятельную политику и вызывали все большую ненависть у собственного народа. В Европе развернулось движение Сопротивления. Ожесточенные формы приняла партизанская война, особенно в Советском Союзе и на Балканах. Она отвлекала на себя значительные немецкие военные силы. С осени 1943 г. на базе партизанского движения стали формироваться антифашистские вооруженные отряды. Они особенно усилили свои действия после высадки союзников во Франции летом 1944 г.

Поход во Францию еще не был закончен, а высшие государственные инстанции, концерны и монополистические объединения уже составляли детальные планы осуществления дальнейших агрессивных целей. Это планирование, проводимое под лозунгом «нового порядка», проходило в основном в период с весны 1940 г. по осень 1941 г. и обнаружило чудовищную жажду власти германского империализма.

Экспансионистские цели в истории германского империализма не новы. Уже перед 1914 г. и во время первой мировой войны они были поставлены и широко пропагандировались. Эта пропаганда ослабла в Веймарской республике и снова усилилась после 1933 г. Различные аспекты этих целей нашли свое отражение в тридцатые годы перед второй мировой войной в «трудах» фашистских идеологов. К ним относятся прежде всего сочинение Шумана о «Срединной Европе», геополитическая теория «большого пространства» Гаусхофера, немецко-австрийские планы таможенной унии, требования Ратенау и Дуйсберга об экономическом объединении Европы в качестве противовеса другим экономическим районам, теория «жизненного пространства» Гитлера, Гиммлера и Розенберга, соответствующая экстремистским чаяниям монополистического капитала, «народная и основанная на международном праве», в шовинистическом, конечно, понимании, теория «великого пространства» Даитца, Хёна и Шмитта.

Между этими теориями и планом «нового порядка» в 1940-1941 гг. имеется внутренняя взаимосвязь, которая выросла из постоянных агрессивных устремлений реакционных сил немецкого финансового капитала. В зависимости от внутреннего и внешнего соотношения сил в разные времена предусматривалась большая или меньшая экспансия. Смысл всех этих устремлений Гитлер сформулировал в 1943 г. следующим образом: «Сделать Европу единой - такой должна остаться цель нашей борьбы. Кто владеет Европой, тот захватывает руководство миром».

Проекты и планы 1940-1941 гг. охватывают многостороннюю систему военных, политических, экономических и идеологических мероприятий и целевых установок, которые являлись ступенями программы завоевания мирового господства германского империализма. План «нового порядка» был одновременно комплексной программой уничтожения революционного рабочего движения в Европе и мире, а также подавления и разгрома всего демократического и прогрессивного движения. Он предусматривал уничтожение всех произведений человеческой культуры, порабощение миллионов свободных людей, эксплуатацию, изгнание и даже физическое уничтожение целых народов. Для этих целей должны были быть подчинены германскому монополистическому капиталу государства, покоренные военным путем. Методы и формы проявления террора, типичные для фашистской Германии, подавление и всеобщее насилие должны были переноситься и на все оккупированные страны, чтобы таким образом превратить Европу в громадную фашистскую каторжную тюрьму.

Составной частью плана «нового порядка» была ближайшая цель, которую нацисты намеревались осуществить немедленно: прямое присоединение завоеванных областей к «великому германскому рейху», а также полное присоединение зависимых областей, какими являлись протекторат Богемия и Моравия, генерал-губернаторство и так называемое Словацкое государство. При этом с помощью переселения и ликвидации негерманской части населения планировалось создать ядро, или госу- дарственную основу, будущего немецкого мирового государства с населением около 100 млн. человек Уже 2 марта 1940 г. генерал-губернатор Франк выразил подобные мысли, говоря, что в областях Вартегау, Западная Пруссия, в юго-восточных районах и в части Верхней Силезии, которые объединились с провинцией Силезия, Гитлер намерен «прежде всего создать первые сильные посты будущего германского мирового государства на Востоке».

19 июля Геринг также дал предварительное указание о расширении в Западной и Северной Европе государственной основы «германского мирового государства». «Наме- реваемся,- пояснил он,- оставить Голландию самостоятельной, но тесно привязать к рейху... Люксембург будет включен в германский рейх, Норвегия должна войти в Германию, Эльзас-Лотарингия опять будет включена в германский рейх. Еще пе ясны намерения относительно Бельгии, особенно обращение с фламандцами, учрежде- ние единого бургундского государства». Отдельные части плана мирового господства герман- ского империализма, рассчитанные на будущее, представляли собой планы «нового порядка» для остальной Европы.

Они ставили целью создание «великих экономических областей», находящихся под руководством германского империализма и соответственно политически объединенных, причем в этом случае предусматривалось варьирование между полным подчинением, коллаборационизмом (сотрудничеством) и ограниченной национальной автономией. Оккупационная политика, применяемая против различных народов, была задумана как первый этап осуществления этого плана. В документах о «новом порядке» находятся также вполне конкретные представления о будущих отношениях с другими «великими экономическими областями» в Америке и Азии, которые при благоприятной обстановке должны быть осуществлены еще этим или же ближайшим поколением фашистских завоевателей. Пути нового разделения колоний в пользу германского империализма тоже были предусмотрены на этом этапе.

Главной частью плана «нового порядка» в мире под руководством германского империализма было завоевание, эксплуатация, разрушение и уничтожение Советского Союза. Это намерение приобрело к лету 1940 г. конкретное выражение. Фашисты намеревались, с одной стороны, осуществить основные классовые цели германского империализма - ликвидировать первое социалистическое государство. С другой стороны, они мечтали о конечном этапе столкновения между странами других континентов для достижения мирового господства. Планы против СССР включали массовые убийства славянских народов и создание немецких поселений на Востоке.

В генеральном плане «Ост» главной задачей они ставили поражение Советского Союза. Немецкие фашисты предусматривали не только политическое и экономическое господство над большей частью мира, но также широкое распространение своих человеконенавистнических идеологических концепций. Антикоммунизм, расизм, антисемитизм, милитаризм, постоянные войны, жестокий террор и массовые убийства были их сущностью. Их реализация означала: охватывающее весь мир подавление и преследование рабочего движения; потерю суверенитета для всех государств; подчинение прежде всего европейской экономики и мировой торговли германскому государственно-монополистическому капитализму; превращение национальной индустрии в постав- щика сырья для германского монополистического капитала; господство реакционной, глубоко антигуманистической фашистской идеологии.

Планы «нового порядка» 1940-1941 гг. были всеобъемлющими и целиком подчинялись интересам войны германского империализма. Опи состояли из многочисленных, разделенных по ступеням планов государственных учреждений, вермахта, концернов, индустриальной, экономической группы, а также других государственных групп. Все важнейшие монополистические и государственно-монополистические организации и институты составляли такого рода планы, причем концерны были во мпогих областях ипициаторами и руководящими поборниками их выполнения и чаще всего значительно опережали события.

Тотчас после нападения на Польшу, Северную и Западную Европу руководители концернов уже заранее составляли конкретные требования. Под девизом «Пожелания к мирному договору и созданию европейских экономических отношений» эти требования включались в предложения государственных групп и министерства экономики. Старший референт по вопросам промышленности Шлоттерер в октябре 1940 г. сказал по этому поводу, что различные национальные народные хозяйства европейского содружества должны находиться под немецким руководством. После военного и политического завоевания стран Европы германские империалисты намеревались достичь этого с помощью экономических средств, так называемых регулированных рынков, принудительных объединений в картели, слияния капиталов и т. д. Это создавало пред- посылки для применения фашистских методов руководства, введения соответствующих законов угнетения и полного лишения прав рабочих и их организаций.

С помощью интенсивного экспорта капитала, непосредственной скупки акций, «аризации» и других мероприятий германские империалисты надеялись расширить влияние своих банков и концернов, достичь их господства и исключить конкуренцию других, стран на мировом рынке. Первые конкретные шаги к осуществлению этих целей были сделаны в тесном взаимодействии монополистического капитала и государства при «новом порядке». 2 августа 1940 г. Герипг издал секретную директиву, смысл которой состоял в том, чтобы еще во время войны, используя каждый повод, дать возможность германской экономике проникнуть в интересующие ее хозяйственные объекты оккупированных стран.

Одним из важнейших документов «нового порядка» было «Мирное планирование концерном «ИГ Фарбен». На сотнях страниц заправилы концерна Шмитц, фон Шнитцлер, Краух, тер-Меер, Илгиер и многие другие развивали специфицированпуго программу господства «ИГ Фарбен» в Европе и других частях мира в области химической продукции. Из этого документа становится ясна политика одного из могущественных концернов Германии, выходящая далеко за область химии. В так называемой общей части «Мирного планирования» говорилось, что при планировании европейских крупных экономических районов нужно исходить из того, чтобы вновь восстановить руководя- щее положение германской химии и подготовить позиции, соответствующие ее техническому, экономическому и научному уровню. Наличие целеустремленного и боеспособного руководства при неизбежном столкновении с внеевропейскими крупными экономическими областями (конкурентами) будет оказывать решающее влияние на все планирование для европейских областей. Чтобы гарантировать победу великогерманской, иначе европейскоконтинентальной, химии в этом столкновении, есть на- стоятельная потребность ясно знать силы, которые будут решающими на мировом рынке после войны. Затем было установлено, что борьба за «новый порядок» на мировых рынках будет вестись против североамериканских концернов. Кроме того, возникала проблема столкновения с Японией на Дальнем Востоке, в Британской и Нидерландской Индии и Китае. Была предусмотрена также борьба против итальянской, британской и швейцарской химической промышленности. Относительно Советского Союза заправилы концерна предусматривали «специальное исполнение». Для Франции предназначался детализированный план, который должен был защитить абсолютное господство «ИГ Фарбен» и вообще германской промышленности во французской экономике.

Пример «мирного планирования» «ИГ Фарбен» не только сделал ясным полное его соответствие целям, преследовавшимся политическим руководством гитлеровской Германии, но и разоблачил тех, кто извлекал пользу из войны, в чьих интересах она была начата и как определялось в будущем главное направление экспансионист- ской политики. Задача политических и военных учреждений государственно-монополистического аппарата состояла в том, чтобы искать соответствующие средства и пути достижения этой цели и обеспечить ее осуществление. Задачи «нового порядка», разработанные концернами, органами четырехлетнего плана и министерством эконо- мики, находили отражение в агрессивных планах высшего командования вермахта (ОКВ) и руководства морской войной. Намечались завоевания Гибралтара, Португалии, Канарских островов, Румынии, Греции, Югославии, Болгарии, СССР, Крита, Северной Африки, Турции, Суэцкого канала, Ирака, Ирана и Индии. Это нашло свое отражение в директивах Гитлера и ОКВ, в предложениях и разработках различных военных инстанций в период с июня 1940 г. по июль 1941 г.

Одновременно возник ряд планов политического «нового порядка» в Европе, составленных министрами внутренних и иностранных дел, пропаганды и другими орга- нами. Среди них находился проект аннексии Северной и Восточной Франции и основания единого бургундского вассального государства, предложенный статс-секретарем Штуккартом. Также имелись планы расчленения Бельгии. Валонскую и Фландрскую «государственные области» намечалось включить в состав Германии. Уже 30 мая Клодиус подготовил меморандум министерства иностранных дел «Экономические преобразования мира», в котором предусматривал включение Голландии, Бельгии, Люксембурга, Дании и Норвегии в «великогерманскую зону» и создание германских государственных колоний в Африке, а также определил будущее отношение к ряду других стран. В записке посла Риттера от 1 июня эта цель была расширена и конкретизирована. В ней, в част- ности, говорилось: «Один такой крупный экономический район охватывает 200 млн. человек». В августе 1940 г. министерство иностранных дел предложило план учреждения рейхскомиссариатов и государств-сателлитов на территории СССР, с занятием в них ключевых позиций. В Юго-Восточной Европе «новый порядок» начался с Венского арбитража (ноябрь 1938 г.- август 1940 г.) и с раздела Югославии.

К этому времени относится также план создания германской колониальной империи. Доказано, что крупные концерны и банки имели далеко идущие колониальные интересы и вели деятельную подготовку к захвату заморских владений. Первый гаулейтер и губернатор Камеруна и граничащих с ним областей был уже назначен, подго- товлены многие приказы и распоряжения для работы с туземцами. Наконец, высшей точкой охватывающего весь мир заговора агрессивных государств за утверждение своего мирового господства было заключение 27 сентября 1940 г. Тройственного пакта между гитлеровской Германией, Японией и Италией. Совершенно открыто этот альянс империалистических разбойников объявил о своем намерении установить «новый порядок». Об этом говорится в статье 1 и 2 договора. «Япония признает и уважает правительства Германии и Италии при создании «нового порядка» в Европе. Германия и Италия признают и уважают правительство Японии при создании «нового порядка» на великом азиатском пространстве». Этим было установлено временное разделение сфер интересов между главными государствами фашистской коалиции. Политические цели, изложенные в различных официальных и секретных документах, поддерживались интен- сивной пропагандой, причем, конечно, скрывались истинные намерения, направленные против жизненных интересов народов, и подчеркивалась мнимая общпость германского народа, Западной Европы и других стран.

Фашизм явил миру чудовищные преступления против человечности. Варварский план тоталь­ного истребления народов Восточной Европы и прежде всего народов СССР был изложен в гитле­ровском плане «Ост». Поэтому с самого начала войны немецко-фашистские оккупационные власти

стали использовать экономику, природные богатства и трудовые ресурсы оккупированных терри­торий СССР для укрепления военно-экономического потенциала фашистской Германии. Их цели непосредственно вытекали из целей германского фашизма в войне против СССР: политической - уничтожить коммунистическую идеологию и Советское государство; экономической - превратить Советскую страну в аграрно-сырьевой придаток, источник дешевой рабочей силы, во внутреннюю колонию фашистской Германии. Как подчеркивалось в «Директивах по руководству экономикой во вновь оккупированных Во-сточных областях», принятых еще до нападения на СССР, «совершенно неуместна точка зрения, будто оккупированные области должны быть как можно скорее приведе­ны в порядок, а экономика их - восстановлена. Напротив, отношение к отдельным частям стра­ны должно быть дифференцированным. Развитие хозяйства и поддержание порядка следует про­водить только в тех областях, где мы можем добыть значительные резервы сельскохозяйственных продуктов и нефти. А в остальных частях страны, которые не могут прокормить сами себя, т.е. в Средней и Северной России, экономическая деятельность должна ограничиваться использова­нием обнаруженных запасов». Не случайно фашистские захватчики цинично отвергли основные принципы режима оккупации, содержащиеся в приложении к Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, согласно которым оккупированная территория остается территорией того государства, которому она принадлежала до оккупации, и поэтому оккупационные власти обя­заны уважать законы, обычаи и традиции, существующие на занятой территории. Начиная с пер­вых дней вступления на советскую территорию войск фашистской Германии и ее сателлитов стал устанавливаться жестокий режим, создавались лагеря смерти и гетто, повсеместно проводились аресты и расстрелы граждан. Во многих населенных пунктах имелись карательные органы окку­пантов, в селах - полицейские, в крупных населенных пунктах - подразделение СС и охранные части. Для укрепления и поддержания оккупационного режима гитлеровцы широко использовали охранные дивизии, гестапо, контрразведку, полевую жандармерию, специальные отряды и коман­ды для борьбы с партизанами, полицейские и антисоветские националистические формирования.

На оккупированных территориях фашисты запретили все советские государственные органы и общественные организации, жителям запрещалось без особого разрешения властей отлучаться из мест их постоянного проживания. Население оккупированных фашистами территорий не име­ло ни политических, ни экономических, ни юридических прав. Для граждан в возрасте от 18 до 45 лет (для граждан еврейской национальности от - 14 до 60 лет) вводилась трудовая повин­ность. Рабочий день даже на вредных производствах длился 14-16 ч в сутки. Лиц, уклонявшихся от работы, отправляли в каторжные тюрьмы или на виселицу. Оккупационные власти отказались снабжать население продовольствием. В особенно трудных экономических условиях оказались городские жители. Ряд городов были охвачены голодом. На оккупированных территориях вводи­лись телесные наказания, штрафы, натуральные и денежные налоги, размеры которых большей частью устанавливались оккупационными властями произвольно. Введением налогов оккупанты хотели придать своей грабительской политике видимость «законности», хотя сами налоги боль­шой частью вводились без учета возможностей их выплаты. К неплательщикам захватчики при­меняли репрессии вплоть до расстрела. Часто взимание налогов превращалось в крупные кара­тельные операции. В годы войны в оккупированные районы стали возвращаться белоэмигранты, надеясь вернуть потерянные привилегии. В ряде районов создавались профашистские партии и союзы, из предателей формировались воинские подразделения. Они не оказали заметного влия­ния на ход боев на фронте или на сдерживание партизанского движения в тылу врага. Однако на их совести сотни тысяч погибших советских людей. Чем обернулась политика грабежа и насилия, видно из документов Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний. За 1941-1945 гг. полностью или частично было уничтожено и разграблено почти 32 тыс. про­мышленных предприятий, 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 4100 железнодорожных станций, 36 тыс. предприятий связи. Государственная комиссия установила, что материальный ущерб, при­чиненный немецко-фашистскими захватчиками Советскому Союза во время войны, составил около 30 % его национального богатства, а в районах, подвергшихся оккупации, - около двух третей. Несколько миллионов советских людей были угнаны на работы в Германию, отправлены в кон­центрационные лагеря смерти.



Несмотря на развязанный фашистами террор, с первых дней войны на оккупированной советской территории немцы столкнулись с активным сопротивлением жителей. Партизаны и подпольщики, действовавшие на временно оккупированных врагом территориях страны, внесли немалый вклад в отражение гитлеровской агрессии. В их рядах были и пожилые люди, и женщины, и подростки.

Еще в начале 1930-х гг. планом отражения вражеской агрессии предусматривалось широкое развертывание в тылу врага партизанской войны. Однако накануне фашистской агрессии в си­лу того, что в руководстве страны возобладала доктрина о войне на чужой территории, о войне малой кровью, практическая подготовка к партизанской войне была свернута, и партизанские отряды создавались ценой огромных усилий уже в ходе кровопролитных сражений. На борьбу с захватчиками людей поднимало прежде всего чувство патриотизма, желание защитить Роди­ну, своих близких. В целях объединения усилий стихийно возникавших партизанских отрядов в тыл противника засылались связные и уполномоченные. Одновременно в прифронтовых райо­нах в экстренном порядке создавались партизанские группы и отряды, которые затем переправ­ляли через линию фронта.

Большое значение в развертывании партизанского движения сыграла принятая на седьмой день войны, 29 июня 1941 г., директива СНК и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей, в которой содержались указания создавать в занятых врагом районах для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи партизанские отряды и диверси­онные группы. Уже к концу 1941 г. в тылу врага действовало 3500 партизанских отрядов. Всего в годы войны в тылу врага с оружием в руках против немецких захватчиков сражались более

6 тыс. отрядов, в рядах которых насчитывалось более 2,8 млн человек. На начальном этапе войны партизаны в основном вели разведку и осуществляли отдельные диверсии в тылу врага. Но уже в начале 1942 г. взаимодействие партизан с войсками значительно расширилось. Они наносили уда­ры по коммуникациям, штабам и складам противника, наводили авиацию на вражеские объекты.

Для координации действий партизанских отрядов в мае 1942 г. при Ставке Верховного главно­командования был создан Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД). Большое внима­ние штаб уделял бесперебойному снабжению партизан оружием, боеприпасами, медикаментами, рациями. Если летом 1942 г. лишь 30 % партизанских отрядов имели радиосвязь с Большой зем­лей, то к осени 1943 г. - почти 94 %. За весь период существования штаб направил партизанам почти 60 тыс. винтовок, 34 тыс. автоматов, более 500 тыс. ручных гранат. За время фашистской оккупации партизаны произвели во вражеском тылу свыше 18 тыс. крушений поездов; подорва­ли 500 тыс. рельсов; взорвали и вывели из строя 42 тыс. автомашин, 9400 паровозов и 85 тыс. вагонов и платформ; разгромили тысячи немецких гарнизонов. Только летом и осенью 1942 г. для борьбы с партизанами гитлеровцам пришлось снять с фронта 24 дивизии регулярных войск. В результате партизанской операции, вошедшей в историю под названием «Рельсовая война» в течение августа и первой половины сентября 1943 г. из строя была выведена 1 тыс. км желез­нодорожных путей. В этой операции участвовали партизаны Ленинградской, Калининской, Смо­ленской и других областей России.

Советские патриоты не только парализовали железнодорожное движение, но и деморализовали оккупационный аппарат. В результате партизанских операций «Рельсовая война» и «Концерт», проведенных в августе - октябре 1943 г., пропускная способность железных дорог снизилась.

Важную роль играла также разведывательная деятельность партизан и подпольщиков в тылу врага.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!