Нужно стараться жить по правде Божией – и Господь поможет. Жить по правде - это как

Валентин Распутин

Жить по правде

Статья Валентина Распутина, посвященная 80-летию Александра Солженицына, к сожалению, поступила к нам уже после того, как был сверстан предыдущий субботний номер. Но разве она потеряла свою актуальность? Ведь значимость большого писателя определяется не юбилейными датами. Нашему читателю, без сомнения, будет интересна оценка, которую дает наш знаменитый земляк творчеству Александра Солженицына.

Как и во всякой большой литературе, в русской литературе существует несколько пород таланта. Есть порода Пушкина и Лермонтова — молодого, искрящегося, чувственного легкокрылого письма, дошедшая до Блока и Есенина; есть аксаковско-тургеневская, вобравшая в себя Лескова и Бунина, необыкновенно теплого, необыкновенно русского настроения и утраченного уже теперь острого обоняния жизни; их зачатие и вынашивание имеют какое-то глубинное, языческое происхождение, из самого нутра спрятанного в степях и лесах национального заклада. Есть и другие породы, куда встанут и Гоголь с Булгаковым, и Некрасов с Твардовским, и Достоевский, и Шолохов, и Леонов. И есть порода Державина - богатырей русской литературы, писавших мощно и гулко, мысливших всеохватно, наделенных к тому же богатырским запасом физических сил. Сюда нужно отнести Толстого и Тютчева. Здесь же в ХХ веке по праву занял свое место Солженицын.

Почти все написанное А.И. Солженицыным имело огромное звучание. Первую же работу никому тогда, в 1962 году, не известного автора читала вся страна. Читала взахлеб, с удивлением и растерянностью перед явившимся вдруг расширением жизни и литературы, перед расширением самого русского языка, зазвучавшего необычно, в самородных формах и изгибах, которые еще не ложились на бумагу. Приоткрылся незнакомый, отверженный мир, находившийся где-то за пределами нашего сознания, вырванный из нормальной жизни и заселенный на островах жизни ненормальной - тот мир, откуда вышел Иван Денисович Шухов, маленький непритязательный человек, один из тьмы тысяч. И вышел-то на день один из тьмы своих дней между жизнью и смертью. Но этого оказалось достаточно, чтобы многомиллионный читатель обомлел, признавая его и не признавая, обрушив на него лавину сострадания вместе с недоверием, вины и одновременно тревоги.

Вести, литературного характера тоже, доходили из того мира и прежде, но они были разрозненными, прерывистыми, невнятными, как в азбуке Морзе, сигналами, ключом к расшифровке которых владели по большей части побывавшие там. Иван же Денисович, в отпущенный ему день выведенный из барака на работу больным и в работе поправившийся и даже воодушевившийся, ничего от нас не потребовавший, ничем не укоривший, а только представший таким, какой он есть, оказался соразмерен нашему невинному сознанию и вошел в него без усилий. Вольно или невольно, автор поступил предусмотрительно, подготовив вкрадчивым и тароватым Шуховым, ни в чем не посягнувшим на читательское благополучие, пришествие «Архипелага ГУЛАГ». Без Шухова столкновение с ГУЛАГом было бы чересчур жестоким испытанием. Испытание - читать? «А испытание претерпевать, оказаться внутри этой страшной машины?» - вправе же мы сами себя и спросить. Да, это несопоставимые понятия, существование на разных планетах. И тем не менее испытание собственной шкурой не отменяет «переводного» испытания, испытания свидетельством. Обмеренный, исчисленный, многоголосый и неумолчный ГУЛАГ в натуральную величину и «производительность» - он и после Ивана Денисовича для многих явился чрезмерным ударом; не выдерживая его, они оставляли чтение. Не выдерживали - потому что это был удар, близкий к физическому воздействию, к восприятию пытки, выдыхаемой жертвами. Воздействие «Иваном Денисовичем» было не слабей, но другого - нравственного - порядка, вместе с болью оно давало и утешение. Чтобы прийти в себя после «Архипелага», следовало снова вернуться к «Ивану Денисовичу» и почувствовать, как мученичество от карающей силы выдавливает исцеляющее слезоточение.

Сразу после «Ивана Денисовича» - рассказы, и среди них «Матренин двор». И там и там в героях поразительная, какая-то сверхъестественная цепкость к жизни и вообще свойственная русскому человеку, но мало замечаемая, не принимаемая в расчет при взгляде на его жизнеспособность. Когда терпение подбито цепкостью, оно уже не слабоволие, с ним можно многое перемочь. Солженицын и сам, не однажды приговоренный, явил это качество в наипоследнем истяге, говоря его же словом, когда и свет мерк в глазах, снова и снова подниматься на ноги. Л.Н. Толстой словно бы и родился в пеленках великим. А.И. Солженицыну к своему величию пришлось продираться слишком издалека. «Не убьет, так пробьется» - вот это для него, для русского человека! - и давай его бить-колотить по всем ухабам, и давай его охаживать из-за каждого угла, и давай его на такую дыбу, что и небо с овчинку! Вот по такой дороге и шел к своему признанию Александр Исаевич. Выжил, научился держать удар, приобрел науку разбираться, что чего стоит, - после этого полной мерой дары во все «емкости», никаких норм.

«Матренин двор» заканчивается словами, которые почти сорок лет остаются на наших устах:

«Все мы жили рядом с ней (с Матреной Васильевной. - В.Р.) и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша».

Едва ли верно, как не однажды высказывалось, будто вся «деревенская» литература вышла из «Матрениного двора». Но вторым своим слоем, слоем моих сверстников, она в нем побывала. И уж не мыслила потом, как можно, говоря о своей колыбели - о деревне, обойтись без праведника, сродни Матрене Васильевне. Их и искать не требовалось - их нужно было только рассмотреть и вспомнить. И тотчас затеплялась в душе свечечка, под которой так сладко и отрадно было составлять житие каждой нашей тихой родины, и вставали они, старухи и старики, жившие по правде, друг после дружки в какой-то единый строй вечной подпоры нашей земле.

Кроме этой заповеди - жить по правде, - другого наследства у нас остается все меньше. А этим - пренебрегаем.

У крупных фигур свой масштаб деятельности и подъемной силы. Не поддается понимаю, как сумел Солженицын еще до изгнания, в весьма стесненных условиях, собрать, обработать и ввести в русло книги все то огромное и сжигающее, составившее «Архипелаг ГУЛАГ»! И откуда брались силы уже в Вермонте совладать с горой материала, надо думать, нескольких архивных помещений для «Красного колеса»! Успевая при этом вести еще публицистическое путеводство для России и Запада, успевая составлять и редактировать две многотомные библиотечные серии по новейшей русской истории! Тут годится только одно сравнение - с «Войной и миром» и Толстым. Солженицына с Толстым роднит многое. Одинаковая глыбастость фигур, огромная воля и энергия, эпическое мышление, потребность как у одного, так и у другого через шестьдесят примерно лет отстояния от исторических событий обратиться к закладным судьбоносным векам начала своего века. Это какое-то мистическое совпадение. Огромная популярность в мире, гулкость статей, звучание на всех материках. Один отлучен от церкви, другой от Родины. Помощь голодающим и помощь политзаключенным, затем литературе. Оба - великие бунтари, но Толстой создал свое бунтарство «на ровном месте», в условиях личного и отеческого (относительно, конечно) благополучия, Солженицын весь вышел из бунтарства, его в нем взрастила система. Солженицына судьба резко бросала с одной крутизны на другую, у Толстого биография после кавказской кампании взяла тихую гавань в Ясной Поляне и вся ушла в сочинительство и духовную жизнь. Но и после этого: повороты, приближающие их друг к другу. Солженицын в Америке погружается в затворничество, Толстой перед смертью совершает совсем не старческий поступок вечного бунтаря - свой знаменитый уход из Ясной Поляны.

И самое главное: «Лев Толстой как зеркало русской революции» и Александр Солженицын как зеркало русской контрреволюции спустя семьдесят лет после революции.

Редкий человек, ставя перед собой непосильную цель, доживает до победы. Александру Исаевичу такое выпало. Объявив войну могущественной системе, на родине призывая подданных этой системы жить не по лжи, а в изгнании постоянно призывая Запад усиливать давление на коммунизм, едва ли Солженицын мог рассчитывать при жизни на что-либо еще, кроме идеологического ослабления и отступления коммунизма на более мягкие позиции. Случилось, однако, большее и, как вскоре выяснилось, худшее: система рухнула. История любит сильные и быстрые ходы, на обоснование которых затем приносятся огромные жертвы. Так было в 1917-м году, так произошло и на этот раз.

Боясь именно такого исхода в будущем, Солженицын не однажды предупреждал: «... но вдруг отвались завтра партийная бюрократия... и разгрохают наши остатки еще в одном феврале, в еще одном развале» («Наши плюралисты», 1982 г.). А за последние полвека подготовленность России к демократии, к многопартийной парламентской системе, могла еще только снизиться. Пожалуй, внезапное введение ее сейчас было бы лишь новым горевым повторением 1917 года» («Письмо вождям Советского Союза», 1973 г.).

По часам русской переломной жизни, ход которых Солженицын хорошо изучил, трудно было ошибиться: как за Февралем неминуемо последовал Октябрь, так и на место слетевшейся к власти образованщины, мелкой, подлой и жуликоватой, не способной к управлению, придут хищники высокого полета и обустроят государство под себя. Все это было и предвидено Солженицыным, и сказано, но бунтарь, жаждавший окончательной победы над старым противником, говорил в нем сильнее и заглушил голос провидца. «Красное колесо», прокатившееся от начала и до конца века, лопнуло... но если бы красным был в нем только обод, который можно срочно и безболезненно заменить и двигаться дальше!.. Нет, обод сросся и с осью, и со ступицей, то есть со всем отечественным ходом, с национальным телом - и рвать-то с бешенством и яростью принялись его, тело... и до сих пор рвут, густо вымазанные кровью.

Но сказанное надолго опасть и умолкнуть с переменой власти не могло. И ничего удивительного, что многое из относящегося к одной системе, само собой переадресовалось теперь на другую и даже получило усиление - вместе с усилением наших несчастий. Так и должно быть: правосудие борется с преступлением против национальной России, и новое знамя, выставленное злоумышленниками, честного судью не смутит.

«Когда насилие врывается в мирную людскую жизнь - его лицо пылает от самоуверенности, оно так и на флаге несет и кричит: «Я - Насилие! Разойдитесь, расступитесь - раздавлю!» Но насилие быстро стареет, немного лет - оно уже не уверенно в себе и, чтобы держаться, чтобы выглядеть прилично, непременно вызывает к себе в союзники Ложь. Ибо: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а Ложь может держаться только насилием» (Жить не по лжи»).

«Против многого в мире может выстоять ложь - но только не против искусства. А едва развеяна будет ложь, отвратительно откроется нагота насилия - и насилие дряхлое падет» (Нобелевская лекция).

Нет, это не перелицованный Солженицын - все тот же, клеймящий зло, какие бы ипостаси оно не принимало.

А вот это совсем любопытно - несмотря на некоторые старые обозначения:

«Один американский дипломат воскликнул недавно: «Пусть на русском сердце Брежнева работает американский стимулятор!» Ошибка, надо было сказать: «на советском». Не одним происхождением определяется национальность, но душою, но направлением преданности. Сердце Брежнева, попускающего губить свой народ в пользу международных авантюр, не русское» («Чем грозит Америке плохое понимание России»).

Возвращение Александра Исаевича на многострадальную Родину, начавшееся четыре года назад, окончательно завершилось только недавно, с выходом книги «Россия в обвале» (издательство «Русский путь»), теперь можно сказать, что после 20-летнего отсутствия Солженицын снова врос в Россию и занял по принадлежащему ему нравственному влиянию, а с ним отныне совпадает и угадывание почвенных токов, первое место в России, избрав его в отдалении от всех политических партий, на перекрестке дорог, ведущих в глубинку, где остается надежда на народовластие, которое понимает он под земством. Опять же: не со всем и в последней книге можно согласиться безоговорочно. Но это отдельный разговор. Это отдельное размышление, и оно снова не обошлось бы без Толстого, который, конечно же, не добивался ни Февраля, ни Октября, но своими громогласными отрицаниями основ современной ему монархической жизни невольно подставил им плечо. Это размышление о подготавливании словно бы самим народом и словно бы вперекор своим ближайшим интересам великих нравственных авторитетов, чье влияние и учение согласуется с дальней перспективой отечественной судьбы.

80‑летний юбилей А.И. Солженицына - толчок для многих серьезных размышлений о крестном пути России. Они, разумеется, каждодневны, с ними мы засыпаем и с ними просыпаемся. Но вот наступает однажды день, как этот, приподнятый над роковой обыденностью, в которую засасывает нас все больше и больше, - и тогда все видится крупней и значительней. Если рожает русская земля таких людей - стало быть, по-прежнему она корениста, и никаким злодейством, никаким попущением так скоро в пыль ее не истолочь. Если после всех трепок, учиненных ей непогодой, сумела лишь усилиться и обогатиться на поросль - отчего ж не усилиться и ей и не обратить со временем невзгоды свои в опыт и мудрость?! Есть люди, в ком современники и потомки видят родительство земли большим, чем отца с матерью.

Оттого и звучит она так: Родина, Отечество!

Чтобы биополе было симметричным, нужно жить по правде. Мы живем в тонком пространстве, а думаем, что живем в толстом. И когда мы совершаем какие-то поступки, когда мы косячим, все думают, что никто ничего не видит. Но пространство искривляется.

Когда человек один раз солгал, его полевая структура нарушается, искажается. Еще раз солгал — биополе еще исказилось.

Поэтому, чтобы иметь большое, мощное, светлое биополе, хватит одной правдивости. Чтобы избавится от всех болезней в теле, хватит одной правдивости — это покаяние. Чтобы решить все проблемы в семье, хватит правдивости.

Бывает такое, что хочется с кем-то поговорить, что душа хочет пойти и поговорить, чтобы все высказать. И возникает страх, начинается волнение, человека начинает трясти. Потому что есть такой закон: Когда вы правдиво сказали человеку, что вы о нем думаете, кто он на самом деле есть, и кто вы, когда вы высказали ему, какие у вас желания, мотивы, ожидания — то все бесы из человека выскакивают.

Что такое обида?

Обида возникает когда человек не оправдал ваши ожидания. В семьях бывает такое, что родители придумали себе образ сына, каким он должен быть, а он не исполняет их ожиданий, и возникает обида. То есть, обида — это неисполненное кем-то ваше желание, ожидание.

Когда вы высказываете все по правде, что вы ожидаете от человека, то вы открываете себе пространство и его пространство тоже. Нужно уловить этот настрой и не бояться говорить всем людям то, что чувствуешь. Чувствуешь — говоришь, не чувствуешь — не говоришь.

И надо сказать себе правду: «Если я болею, значит, во мне есть гнилые мысли, я насквозь лживый, хитрый, корыстный, эгоистичный, гордый, похотливый, жадный. Не уделяю время душе, не забочусь о ней» .

Нужно признаться, что живешь одним днем, не думая о том, что смерть может прийти, по принципу “как будет, так будет”, что живешь по телесному, эгоистично. Пока это все не выскажешь себе — Вселенная будет это все высказывать тебе через людей.

Ты будешь злиться, психовать, пока себе не признаешься. Когда себе признаешься, увидишь все свои качества, недостатки, плюсы и минусы, тогда люди уже не пугают. Они вас ничем не удивят.

- Как стать создателем своей игры , в которой все события будут происходить по заранее запрограммированному сценарию?

Курс Николая Пейчева «Программирование судьбы» расскажет Вам о том, как стать создателем своей игры, в которой все события будут происходить по заранее запрограммированному сценарию.


Вы научитесь вкладывать энергию в свои программы и мыслеформы, ведь без энергии они будут очень долго выходить в материализацию;
Улучшите своё финансовое положение;
Поймёте своё предназначение;
Улучшите отношения в семье и с противоположным полом;
Эти знания передадите детям, и они никогда не станут зомбированными рабами системы;
У Вас будет море энергии, вам придется расстаться со своими беспокойствами и страхами;
После тренинга Вы станете совершенно другим человеком, от которого исходит мощная энергия жизни, творчества и душевной радости!

Интервью протоиерея Владимира Волгина

Однажды в храме Христа Спасителя ко мне подошёл мужчина. Он сказал, что смотрит все мои программы на телеканале «Доверие» и что особенно ему нравятся духовные беседы с отцом Владимиром Волгиным. Он попросил меня одну из передач посвятить рассуждению о том, что такое Правда Божия и можем ли мы в современном мире жить по этой Правде. Его просьбу мы выполнили и теперь предлагаем размышления протоиерея Владимира Волгина читателям журнала.

Любовь АКЕЛИНА: Отец Владимир, в одной из своих проповедей Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Всякое безразличие к Правде Божией - это страшный признак самоубийства. Там, где нет Божией Правды, там дебри, там безпамятство, там, в конце концов, смерть. Очень жёстко сказано. Так что такое Правда Божия?

Протоиерей Владимир ВОЛГИН: А всякая истина по-своему жёстка. И Правда Божия, и любовь святых не бывает приторно-сладкой. Правда Божия так же требовательна, как Сам Господь требователен к нам, очень строго взыскивающий с нас за каждое неправильное слово, за каждый поступок, за каждую мысль, воплощённую в слове или деле. Заповеди Божии - это и есть Правда Божия, Правда Божия о человеке и его душе.
Подумайте, а что такое правда вообще? Это мерило, это, если хотите, канон, связанный с истиной благовестия Христова. Это правило, которому мы должны следовать.
Правда Божия отличается о правды человеческой. Возьмём, к примеру, следующую ситуацию.
Люди вступили в брак и даже повенчались. И вдруг союз мужчины и женщины, чьи души соединены на Небесах, разваливается. Распадается брак… Так вот это правда человеческая. Когда кто-то из супругов говорит: я тебя не люблю, - это его правда. Но она не укладывается в Правду Божию.
У Бога - другое. Господь Иисус Христос говорит, что, если человек женится на разведённой, он прелюбодействует. Или если женщина вышла замуж за разведённого, то она тоже прелюбодействует. Господь говорит, что вступившие в брак муж и жена - плоть едина. И человек да не разрушает этого союза, скреплённого на Небе.
И когда неверующие люди, желавшие жить по своей правде, спрашивают Его: а вот Моисей давал разводные письма, - Господь отвечает: «Это по жестокосердию вашему». Потому что они, эти неверующие, искали другие истины, потому что их жёсткие сердца не могли вместить Божественной истины, потому что они всегда искали кривые пути, всегда хотели сидеть на двух стульях…

Любовь АКЕЛИНА: Люди постоянно ищут оправдания своим поступкам.

Протоиерей Владимир ВОЛГИН : Именно. Они искали себе оправдания. И так во многих других ситуациях правда человеческая часто идет вразрез с Правдой Божественной.

Любовь АКЕЛИНА: Многие православные считают, что Правда Божественная - это и есть наша национальная идея…

Протоиерей Владимир ВОЛГИН: Да, может быть, русские всегда находились в поиске национальной идеи и Правды Божией. Но часто мы одно принимаем за другое.

Вспоминается роман Достоевского «Братья Карамазовы». Иван Карамазов искренне печалится даже о слезинке ребёнка. Для него большая трагедия, если ребёнок чем-то мучается, например, тяжёлой болезнью. Из-за слезы ребёнка он страдает. Сочувствуем ли мы Ивану? Конечно. Сострадаем ли больным детям? Конечно. И всё же это человеческая правда. Правда Ивана Карамазова, наша с вами правда.

И с точки зрения человеческой истории, человеческого взгляда на земную жизнь, если мы думаем, что с этой жизнью всё заканчивается и мы уходим в небытие, тогда мы считаем правильно. Что - да, мы живём в жутко несправедливом мире, мире лжи и неправды. И тогда мы невольно задаёмся вопросом, а зачем живём, зачем нужна такая полная скорбей жизнь. Тогда мы будем вместе с Иваном Карамазовым удивляться, рыдать и трагедизировать нашу жизнь, плакать над слезой ребёнка, над страданиями родителей.

Да весь всемирный философский опыт сводится к тому, что наш мир полон страданий, печалей и воздыханий. Весь мир страдает…

Как-то передо мной сидел миллиардер. Он мне говорит: у меня есть всё. А у самого семья рушится, в бизнесе нестроения, что-то с детьми не так. И человек, имеющий все блага жизни, вдруг спрашивает: а дальше-то что? Это его правда - человеческая. Он ищет выхода из тупика, который его сжимает, душа его ищет выход. Ему нужен кислород. А этот кислород и есть Правда Божия.

Но эту Правду может дать только Господь - и только в перспективе будущей жизни.

Возьмём один распространённый пример. Сейчас многие любят читать Ветхий Завет. А вся его история полна крови, катаклизмов, войн, землетрясений… И вот люди начинают обвинять Ветхий Завет и Бога в особой жестокости, во всех грехах человеческих. Например, народ израильский идёт из египетского пленения в землю обетованную, и Господь говорит ему: «Когда ты войдешь в землю палестинскую, уничтожай все народы, чтобы от них не осталось и следа». И называется несколько народов. С точки зрения человеческой, это - ужас! Но посмотрим с точки зрения Божественной… Чаша беззакония перечисленных народов была преисполнена. Поэтому Бог и повелевает израильскому народу очистить свою будущую землю от нестроений, безнравственной жизни и духа беззакония, которыми была наполнена эта земля. Вот Правда Божия, и только с этой точки зрения мы должны рассматривать свои обстоятельства жизни.

Я люблю приводить такой пример. Допустим, мы имеем собственных детей. Мы их ругаем, когда считаем, что они поступают не так, мы считаем, что ругаем справедливо.

Любовь АКЕЛИНА: Нет, наверное, такого родителя, который не поучал хотя бы раз своего ребёнка.

Протоиерей Владимир ВОЛГИН : Именно. А когда я вижу, что родители ругают своих детей, я считаю, что они неправы. Мне жалко детей. Думаю, зачем же они их так ругают.

Любовь АКЕЛИНА: А уж если шлёпнут в придачу.

Протоиерей Владимир ВОЛГИН: Вот-вот… А уж если шлёпнут, мне совсем жалко. Вот, думаю, несправедливость какая. Но мы же не видим причин такого поведения родителей, не знаем тонкостей отношений родителей и ребёнка, не знаем, почему они его ругают, что произошло. Но, конечно, с точки зрения нашей совершается неправда.

Любовь АКЕЛИНА: Даже беззаконие.

Протоиерей Владимир ВОЛГИН: Мне хочется вступиться за ребёнка и сказать: «Ну что же вы делаете? Пожалейте его, любите его». А когда думаешь о себе, понимаешь, что ты ещё и жёстче поступал. А разве в этом не была моя, человеческая правда? Дело в том, что родители - всегда посредники для детей в общении с Богом.

Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) всегда разделял правду человеческую и Правду Божию. К примеру, приезжали к старцу молодые люди просить благословения на брак. А он всегда спрашивал, есть ли благословение родителей. Они говорят - нет. Тогда отец Иоанн отвечал: испросите согласия родителей. А потом вернёмся к этому вопросу. И если он слышал, что кто-то из родителей не давал согласия, он никогда не благословлял на брак.

Любовь АКЕЛИНА: Почему?

Протоиерей Владимир ВОЛГИН : Да потому, что родительская любовь прозорлива. Она видит намного вперёд в отношении ребёнка. Родители имеют только одну корысть по отношению к своему дитяти: чтобы он был благополучен в этой жизни. То есть защищён от всех нестроений этой земной жизни. И родители по своей любви и прозорливости видят конечный результат - допустим, отрицательный. Только поэтому они не благословляют на брак.

Я служу в священном сане уже 32 года и с определённостью могу сказать: там, где родители не давали благословения на брак, рано или поздно он распадался. Вот две правды: правда человеческая, выраженная устами детей, желающих вступить в брак, и Правда Божия в лице родителей, не дающих на него благословения.

Любовь АКЕЛИНА: Мы иногда отступаем от Правды Божией, ссылаясь на житейские обстоятельства, мы не всегда говорим то, что думаем, не всегда поступаем согласно собственным убеждениям. Вы сами часто повторяете, что мы живём в некое апостасийное время.

Протоиерей Владимир ВОЛГИН : Да, но тем не менее можно солгать, а можно промолчать. Когда к преподобному Серафиму Саровскому обратился кто-то из генералов с вопросом, как ему дружить со своими знакомыми, раскрывать ли им свою душу, своё сердце, преподобный ему ответил: кому надо - скажи, кому надо - промолчи. И в этом тоже правда: я не солгал, но и не сказал. Что-то приоткрыл, но ровно настолько, насколько я захотел приоткрыть человеку внутреннее состояние своей жизни.

Да, бывают случаи, когда правда прикрывается ложью. Например, в истории святости. Я очень люблю образ преподобного Симеона Палестинского. Он был отозван Богом из пустыни, где подвизался с другом тридцать лет. Они достигли такой степени святости, что им каждое утро ангел приносил тёплый хлеб. Он пришёл в Палестину - юродивым, блаженным, спасая молитвой многие семьи. Он мог не вкушать пищу сорок дней в дни Великого поста, употребляя только воду. Но когда святой увидел, что слава о нём слишком возрастает, он, чтобы погасить её и чтобы не заразиться духом тщеславия, стал обманывать людей. Старец выходил Великим постом в центр города с баранкой колбасы и начинал её есть. Люди, которые проходили мимо и всё это видели, говорили: вот он, оказывается, какой. Мы-то думали, что Симеон - святой, постник, а он даже Великий пост нарушает. Преподобный Симеон находился в Духе Святом, для него не было человеческого закона, которым мы живём. Он, конечно, был в церковных законах и заповедях. Но для него пища телесная не была стеной между ним и Богом. Свой эксцентричный поступок святой совершал, чтобы себя обесславить и привести свою душу к смирению, к тому пониманию, которое было о ней у этого великого человека.

Любовь АКЕЛИНА: А сейчас есть люди, которые живут по Правде Божией? Такое возможно на земле?

Протоиерей Владимир ВОЛГИН: Да, конечно. Но явных святых мы не встречаем на своём пути. Однако есть люди праведной жизни. Есть священнослужители и есть простые люди. Но большинство скрыто от нас.

Святитель Игнатий (Брянчанинов), рассуждая о наших временах, говорил, что в последние времена исчезнут старцы. Но это не значит, что будет пресечено старчество. Просто люди святые будут в другом подвиге находиться. Сейчас мир нуждается в молитве за себя, не в точечном обращении к Богу за отдельного человека, за семью, что важно, - а в молитве именно за себя, потому что мир находится в невероятном отчуждении от Бога. Как никогда нам нужны молитвы святых! Но человеческие возможности очень ограничены, святых просто не хватает. Это я так думаю, это, если хотите, моя правда!

Но такие люди, убеждён, есть. Люди святые будут до скончания века. Они как подпорки, которыми всё ещё держится мир, они оттягивают Второе пришествие Христа, когда он придёт судить живых и мёртвых.

Правда с большой буквы свидетельствует о высокой направленности жизни человека, о стержне человека и его главных поступках. Как жить по правде? Это значит жить по закону, и : не врать, не подличать, заботиться о родителях и малых детях, мужчинам защищать Родину, женщине - быть доброй женой и матерью.

Правда - это нравственный ориентир жизни, важный прежде всего для .

Любопытно, что в современном российском сознании правдой чаще считают нечто негативное или обличающее. Если матом - значит, от души, значит правда! А если с вежливой улыбкой - скорее всего врет.

За пределами российской культуры чаще говорится не о Правде, а о законопослушности, правилах приличия или следовании религиозным заповедям. В менталитете и лексиконе деловых людей это понятие также не используется, там говорится о и .

Согласно православным взглядам, Правда - способ жизни, создавшим его и жизнь Творцом, однако утверждать, что Правда всегда и только одна - сложно.

Правда матери может отличаться от правды отца, правда в подростковой компании отличается от правды пожилых людей...

Первый пункт Первой Русской правды утверждал : "Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого; если (убитый) будет русин, гридин, купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин, то положить за него 40 гривен".

Понятно, что со временем менялись и правовые нормы, и видение людей, в связи с чем на место одной Правды (одного источника нравственным и жизненных норм) пришли разные правды - разные видения, разные правовые и разные нравственные нормы. Жить по Правде - достойно, но когда начинаются столкновения людей, живующих по разным Правдам, жизнь превращается в кошмар.

Для людей высокой культуры, любящих друг друга, говорить друг другу правду - естественно. Когда внутренняя культура начинает давать сбой, когда появляются душевные болячки и любовь уступает место другим ценностям, тогда начинаются умолчания: сначала маленькие, потом побольше, а потом появляется и прямая неправда. Правда в отношениях - огромная ценность, но не все эту дорогую вещь могут себе позволить. Будем же требовательнее к себе и терпимее в отношении тех, кому трудно жить по правде!

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6)

На первый взгляд может показаться, что Христос восхваляет голодных (церковнославянское «алкать» означает «испытывать голод»). Но Евангелие неоднократно свидетельствует: Сам Христос ел и пил и даже сотворил из воды вино (см. Ин. 2, 1–11). Причем участие Христа в трапезах было настолько открытым, что некоторые говорили о Нем: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11, 19).

Получается, что Сам Христос не стремился стать алчущим и жаждущим, но призывал к этому других. И тем более странным выглядят слова Христа о том, что накормить голодного и напоить жаждущего - одна из величайших добродетелей: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня… Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 35, 37, 40). Или, может быть, рассматриваемая заповедь блаженства несет другой смысл?

Центром четвертой заповеди блаженства является слово «правда». Алчущие и жаждущие четвертой заповеди - это ищущие правды, и при этом не желающие ничего взамен. Голодный прежде всего хочет утолить голод и жажду, что-то другое его вряд ли будет интересовать. Верующие должны стремиться прежде всего к правде.

Но что такое правда - честность, справедливость или что-то еще? Возможно, Христос хочет, чтобы верующие были искренними, правдивыми людьми? Это очень полезное качество для любого человека, не только для верующего. Но все же речь идет немного о другом. Слово «правда» означает праведность (именно так можно перевести греческий оригинал). А это значит, что алчущие и жаждущие правды - это ищущие праведности, желающие насытиться праведностью. Голод и жажда - постоянные спутники человека. Сколько раз в день мы едим и пьем? Точно так же и в духовной жизни. Праведностью нельзя насытиться один раз. Желание праведности должно сопровождать верующего всегда.

Лучше всего о праведности высказался великий миссионер - апостол Павел: «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести

Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Флп. 3: 8, 9). Апостол Павел желал только одного - быть со Христом. Вот те голод и жажда, о которых мы слышим в заповедях блаженства.

В Евангелии от Матфея есть повествование об искушении Христа диаволом. Перед выходом на проповедь Иисус Христос в течение сорока дней пребывает в пустыне, соблюдая пост. И вот к Нему приступает искуситель и говорит: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 3, 4). Праведность - это то, что становится содержанием человеческой жизни. Есть известное высказывание: «Мы - это наши желания». Этим словам нет места в Евангелии. Потому что в самом начале Евангелия Христос показывает, что человек живет не только ради удовлетворения своих желаний. Христос терпит голод, но отвергает искушение. А затем Христос терпит страдания и смерть, но возвращает всем жизнь. Поэтому единственно возможная правда и праведность - это жизнь со Христом и уподобление Ему.

Евангелие - это призыв почувствовать нашу зависимость от Бога, зависимость от праведности. Этот призыв проходит красной нитью через все блаженства. Увидеть свою нищету перед Богом, оплакивать свои грехи, стать кротким, алкать и жаждать правды Божией. Праведность Бога становится единственным критерием или мерилом нашей жизни. Если считать правильным выражение: «У каждого своя правда», то где тогда эту правду искать и как тогда отличить грех от добродетели? Если для нас правда заключена в узкие рамки личных интересов (ведь именно здесь и кроется искушение: «Скажи, и камни сделаются хлебами», а еще раньше змей-искуситель предлагал первым людям: «Вкусите плод, и будете как боги» (см. Быт. 3: 1–5)), то мы уже обречены на рабство своей собственной плоти. Но Бог призывает нас, напоминая, что не хлебом единым мы обретаем настоящую жизнь.

Но какое насыщение Христос обещает алчущим и жаждущим правды? Псалмопевец восклицает: «Ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» (Пс. 33, 10). И Господь задает вопрос, на который Сам же и отвечает: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7: 9–11).

Христос сравнивает Бога с отцом семейства, который всегда готов заботиться о своих детях, даже если сам бывает злым или нечестным. Это не означает того, что Бог тоже бывает зол и нечестен. Просто если даже и грешники любят своих детей, то тем более Бог любит нас и готов разделить с нами все. Как и Христос разделил с человеком даже саму смерть. Вопрос лишь в том, а часто ли мы сами ищем той правды, на поиск которой постоянно зовет нас Евангелие? Нельзя быть праведником по расписанию. Христу нельзя ответить: «Мой рабочий день праведника на сегодня истек». Христианство - не работа, хобби или клуб по интересам. Христианство - это жизнь. Жизнь с Богом. Все наши потребности обретают смысл только в Боге. Очень удобно считать, что Бог где-то далеко и не имеет ко мне лично никакого отношения. Гораздо труднее чувствовать Бога здесь и сейчас. Потому что это обязывает нас искать Его, стремиться к Нему. Но «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!